Сообщение о первых путешественниках. Знаменитые путешественники и их великие открытия

Эпоха Великих географических открытий — период истории человечества от конца ХV до середины ХVII веков.
Условно делится на две части:
испано-португальские открытия конца ХV-го век и весь ХVI век, в перечень которых входит открытие Америки, открытие морского пути в Индию, тихоокеанские экспедиции, первое кругосветное плавание
англо-голландско-русские открытия конца ХVI века до середины XVII века, в который входят английские и французские открытия в Северной Америки, голландские экспедиции в Индийский и Тихий океаны, русские открытия всей Северной Азии

    Географическим открытием называется посещение представителем какого-либо цивилизованного народа новой, ранее неизвестной культурному человечеству части земли или установления пространственной связи между известными уже частями суши

Почему наступила эпоха великих географических открытий?

  • Рост европейских городов в XV веке
  • Активное развитие торговли
  • Активное развитие ремесел
  • Истощение европейских рудников благородных металлов — золота и серебра
  • Открытие книгопечатания, приведшее к распростарнению новых технических наук и знаний античности
  • Распространение и улучшение огнестрельного оружия
  • Открытия в навигации, появление компаса и астролябии
  • Успехи картографии
  • Завоевание турками-османами Константинополя, что прервало экономические и торговые связи Южной Европы с Индией и Китаем

Географические знания до начала эпохи Великих географических открытий

В средневековье норманами были открыты Исландия и берега Северной Америки, европейскими путешественниками Марко Поло, Рубруком, Андре из Лонжюмо, Вениамином Тудельским, Афанасием Никитиным, Карпини и другими установлены сухопутные связи со странми дальней Азии и Ближнего Востока, арабами исследованы южные и восточные берега Средиземного моря, берега Красного моря, западные берга Индийского океана, определены дороги, связывающие Восточную Европу через Среднюю Азию, Кавказ, Иранское нагорье — с Индией

Начало эпохи Великих географических открытий

    Началом эпохи Великих географических открытий можно считать деятельность португальских мореплавателей ХV века и вдохновителя их свершений принца Генриха Мореплавателя (4.03.1394 — 13.11.1460)

В начале ХV века географическая наука христиан находилась в плачевном состоянии. Знания великих учёных античности утрачены. Впечатления от путешествий одиночек: Марко Поло, Карпини, Рубрука – не стали достоянием общественности да и содержали множество преувеличений. Географы и картографы в изготовлении атласов и карт пользовались слухами; открытия, производимые случайно, забывались; найденные в океане земли, терялись снова. То же относилось к искусству мореплавания. У шкиперов не было карт, приборов, знаний навигации, они панически боялись открытого моря, жались к берегам.

В 1415 году принц Генрих стал великим магистром португальского ордена Христа — могущественной и богатой организации. На её средства на перешейке мыса Сагреш Генрих построил цитадель, откуда до конца своих дней организовывал морские экспедиции на запад и юг, создал навигаторскую школу, привлёк лучших математиков, астрономов из арабов и евреев, собирал сведения где и откуда только мог о дальних странах и плаваниях, морях, ветрах и течениях, бухтах, рифах, народах и берегах, начал строить более совершенные и крупные корабли. Капитаны выходили на них в море, не только вдохновлённые на поиски новых земель, но и хорошо подготовленные теоретически.

Португальские открытия ХV века

  • остров Мадейра
  • Азорские острова
  • весь западный берг Африки
  • устье реки Конго
  • Острова Зеленого мыса
  • Мыс Доброй Надежды

    Мыс Доброй Надежды, крайняя южная точка Африки был открыт экспедицией Барталомеу Диаша в январе 1488 года

Великие географические открытия. Кратко

  • 1492 —
  • 1498 — открытие Васко да Гамой морского пути в Индию вокруг Африки
  • 1499-1502 — испанские открытия в Новом Свете
  • 1497 — открытие Джоном Каботом Ньюфаунленда и полуострова Лабрадор
  • 1500 — открытие устья Амазонки Висенте Пинсоном
  • 1519-1522 — первое кругосветное плавание Магеллана, открытие Магелланова пролива, Марианских, Филиппинских, Молуккских островов
  • 1513 — открытие Тихого океана Васко Нуньесом де Бальбоа
  • 1513 — Открытие Флориды и течения Гольфстрим
  • 1519-1553 — открытия и завоевания в Южной Америке Кортесом, Писарро, Альмагро, Орельяной
  • 1528-1543 — испанские открытия внутренних областей Северной Америки
  • 1596 — открытие Виллемом Баренцем острова Шпицберген
  • 1526-1598 — испанские открытия Соломоновых, Каролинских, Маркизских, Маршаловых островов, острова Новая Гвинея
  • 1577-1580 — второе кругосветное плавание англичанина Ф. Дрейка, открытие пролива Дрейка
  • 1582 — поход в Сибирь Ермака
  • 1576-1585 — поиски англичанами север-западного прохода в Индию и открытия в северной Атлантике
  • 1586-1629 — походы русских в Сибирь
  • 1633-1649 — открытие русскими землепроходцами Восточносибирских рек до Колымы
  • 1638-1648 — открытие русскими землепроходцами Забайкалья и озера Байкал
  • 1639-1640 — исследование Иваном Москвиным побережья Охотского моря
  • Последняя четверть ХVI — первая треть XVII века — освоение англичанами и французами восточных берегов Северной Америки
  • 1603-1638 — исследования французами внутренних областей Канады, открытие Великих озер
  • 1606 — независимо друг от друга открытие испанцем Киросом голландцем Янсоном северного берега Австралии
  • 1612-1632 — открытия англичанами северо-восточного побережья Северной Америки
  • 1616 — открытие Схаутеном и Ле-Мером мыса Горн
  • 1642 — открытие Тасманом острова Тасмании
  • 1643 — открытие Тасманом Новой Зеландии
  • 1648 — открытие Дежневым пролива между Америкой и Азией (Берингова пролива)
  • 1648 — открытие Федором Поповым Камчатки

Корабли эпохи великих географических открытий

В средние века борта кораблей обшивали досками внакрой — верхний ряд досок перекрывал нижний. Эта прочная обшивка. но корабли от этого тяжелеют, а кромки поясов обшивки создают лишнее сопротивление корпуса. В начале ХV века французский судостроитель Жульен предложил обшивать корабли встык. Доски приклепывали к шпангоутам медными нержавеющими заклепками. Стыки проклеивали смолой. Эта обшивка получила название «каравеель», а корабли стали называться каравеллами. Каравеллы — главные корабли эпохи Великих географических открытий строили на всех верфях мира ещё двести лет после смерти их конструктора.

В начале ХVII века в Голландии был изобретен флейт. «Флиите» по-голландски значит «струиться, струящийся». Эти корабли не мог захлестнуть ни один самый большой вал. Они, словно пробки, взлетали на волну. Верхние части бортов флейта загибались внутрь, мачты были очень высоки: в полтора раза превосходили длину корпуса, реи — короткие, паруса от того узкие, удобные в обслуживании, что позволило сократить количество матросов в экипаже. И, главное, флейты были четырежды более в длину, нежели в ширину, что делало их очень быстроходными. Во флейтах тоже устанавливали борта встык, мачты составляли из нескольких элементов. Флейты были значительно вместительнее каравелл. С 1600 по 1660 год были построены и бороздили океаны 15000 флейтов, вытеснивших каравеллы

Мореплаватели эпохи Великих географических открытий

  • Альвизе Кадамосто (Португалия, Венеция, 1432-1488) — Острова зеленого мыса
  • Диего Кан (Португалия, 1440 - 1486) — Западное побережье Африки
  • Барталомеу Диаш (Португалия, 1450-1500) — мыс Доброй Надежды
  • Васко да Гама (Португалия, 1460-1524) — путь в Индию вокруг Африки
  • Педро Кабрал (Португалия, 1467-1526) — Бразилия
  • Христофор Колумб (Генуя, Испания, 1451-1506) — Америка
  • Нуньес де Бальбоа (Испания, 1475-1519) — Тихий океан
  • Франсиско де Орельяна (Испания, 1511-1546) — река Амазонка
  • Фернандо Магеллан (Португалия, Испания (1480-1521) — первое кругосветное плавание
  • Джон Кабот (Генуя, Англия, 1450-1498) — Лабрадор, Ньюфаунленд
  • Жан картье (Франция, 1491-1557) восточное побережье Канады
  • Мартин Фробишер (Англия, 1535-1594) — полярные моря Канады
  • Альваро Менданья (Испания, 1541-1595) — Соломоновы острова
  • Педро де Кирос (Испания, 1565-1614) — архипелаг Туамоту, Новые Гибриды
  • Луис де Торрес (Испания, 1560-1614) — остров Новая Гвинея, пролив, отделяющий этот остров от Австралии
  • Френсис Дрейк (Англия, 1540-1596) — второе кругосветное плавание
  • Виллем Баренц (Нидерланды, 1550-1597) — первый полярный мореплаватель
  • Генри Гудзон (Англия, 1550-1611) — исследователь северной Атлантики
  • Виллем Схаутен (Голландия, 1567-1625) — мыс Горн
  • Абель Тасман (Голландия, 1603-1659) — остров Тасмания, Новая Зеландия
  • Виллем Янсзон (Голландия, 1570-1632) — Австралия
  • Семен Дежнев (Россия, 1605-1673) — река Колыма, пролив между Азией и Америкой

Самая большая страна собиралась веками. Первооткрывателями новых земель и морей были путешественники. Проложив путь в новое, таинственное, через непредсказуемые трудности и риски, они достигали цели. Я думаю, что эти люди, в личном плане, преодолев опасности и страдания экспедиций, совершили подвиг. О трёх из них, сделавших много для государства и науки, я хочу напомнить.

Великие русские путешественники

Дежнев Семен Иванович

Семён Дежнёв (1605-1673), устюжский казак, первый обогнул по морю самую восточную часть нашего Отечества и всей Евразии. Прошёл пролив между Азией и Америкой, открыл путь из Северного Ледовитого океана в Тихий.

Кстати, Дежнёв открыл этот пролив на 80 лет раньше Беринга, побывавшего лишь в южной его части.

Именем Дежнёва назван мыс, тот самый, рядом с которым проходит линия перемены дат.

После открытия пролива международная комиссия географов решила, что это место самое удобное для проведения такой линии на карте. И теперь новый день на Земле начинается на мысе Дежнёва. Заметьте, на 3 часа раньше, чем в Японии и на 12 раньше, чем в предместье Лондона – Гринвич, откуда начинается отсчёт всемирного времени. Не пора ли совместить нулевой меридиан с линией перемены дат? Тем более, что предложения такие от учёных поступают давно.

Пётр Петрович Семёнов-Тянь-Шанский

Пётр Петрович Семёнов-Тянь-Шанский (1827-1914), ведущий учёный Русского Географического общества. Не кабинетный учёный. Он обладал нравом, который по достоинству могут оценить только альпинисты. В прямом смысле – покоритель горных вершин.

Среди европейцев первым проник в труднодоступные горы Центрального Тянь-Шаня. Открыл вершину Хан-Тенгри и громадные ледники на её склонах. В то время на Западе, с лёгкой руки немецкого учёного Гумбольдта, считали, что там извергаются гряды вулканов.

Семёнов-Тянь-Шанский открыл истоки рек Нарына и Сарыджаз, по пути обнаружил, что река Чу, несмотря на мнение географов «международного сообщества», не вытекает из озера Иссык-Куль. Проник в верховья Сыр-Дарьи, которые до него тоже были не хожеными.

На вопрос, что открыл Семёнов-Тянь-Шанский, ответить очень легко. Он открыл Тянь-Шань научному миру, заодно предложив этому миру совершенно новый путь познания. Семёнов Тянь-Шанский первым начал изучать зависимость горного рельефа от его геологического строения. Взглядом геолога, ботаника и зоолога в одном лице он увидел природу в её живых родственных связях.

Так родилась русская самобытная географическая школа, которая опиралась на достоверность очевидца и отличалась разносторонностью, глубиной и цельностью.

Михаил Петрович Лазарев

Михаил Петрович Лазарев (1788-1851), русский адмирал. На корабле «Мирный».

В 1813 году Лазареву поручили наладить регулярное сообщение между Петербургом и Русской Америкой. В Русскую Америку входили области Аляски, Алеутских островов, а также русские фактории в штатах Британская Колумбия, Вашингтон, Орегон и Калифорния. Самая южная точка – Форт-Росс, в 80 км от Сан-Франциско. Места эти были уже исследованы и обжиты Россией (кстати, есть сведения, что одно из поселений на Аляске было основано спутниками Дежнёва в 17 веке). Лазарев совершил кругосветное путешествие. По пути, в Тихом океане он открыл новые острова, которые назвал в честь Суворова.

Где особенно чтят Лазарева, так это в Севастополе.

За плечами адмирала были не только кругосветные плавания, но и участие в битвах с противником, многократно превосходящим по числу кораблей. За то время, пока Лазарев командовал Черноморским флотом, были построены десятки новых кораблей, включая первый корабль с металлическим корпусом. Лазарев по-новому стал обучать моряков, в море, в обстановке приближенной к боевой.

Он заботился о Морской библиотеке в Севастополе, построил там Дом собраний и школу для детей моряков, начал строить адмиралтейство. Он же построил адмиралтейства в Новороссийске, Николаеве и Одессе.

В Севастополе на могиле и у памятника адмиралу Лазареву – всё время свежие цветы.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .

Пётр Бекетов (1600 - после 1661) - русский землепроходец XVII века, исследователь Сибири.

Один из наиболее образцовых «российских конкистадоров», честно служивший своему делу и не ввязывавшийся ни в какие авантюры, Бекетов явился основателем нескольких российских городов.

Биография

О ранних годах жизни многих выдающихся личностей XVII века практически ничего не известно; не является исключением в этом смысле и Пётр Бекетов. Информация о нём появляется только в 1620-х годах, когда он устроился стрельцом на государственную службу.

Через некоторое время, в 1627 году, Бекетов отправил челобитную царю, в которой просил дать ему должность сотника, чтобы иметь хоть какое-то приличное жалованье.

Василий Поярков - один из первооткрывателей Сибири. Он внес огромный вклад в освоение этих земель.

В 17 веке Российская империя мечтала присоединить к своим землям Сибирь. Это была огромная и богатейшая территория, на которой проживало множество народов.

Для изучения и присоединения Сибирских земель собирались специальные экспедиции. Одну из них и возглавил Василий Поярков.

Годы жизни

Не сохранились точные сведения о годах жизни Василия Пояркова. До наших дней дошли лишь документальные источники, в которых есть сведения об его деятельности. Датируются они 1610-1667 гг.

Василий Ермолаевич Бугор был арктическим мореходом и одним из первопроходцев Сибири.

Он исследовал неизученные территории, помогая енисейскому воеводе А. Ошанину.

Годы жизни

Точные годы жизни Бугора неизвестны, но историки считают, что он родился около 1600 года и умер в 1668.

Биография Бугора

У Бугора не было знатного происхождения. Он был казачим десятником, участвовал в строительстве острогов и изучении Сибири.

Михаил Стадухин - землепроходец и полярный мореход 17 века, исследовавший Северо-Восточную Сибирь, человек, одним из первых побывавший на севере Охотского моря, а также на реках Колыма, Гижига, Пенжина и Анадырь.

Географические открытия М. Стадухина стали огромным вкладом в открытие, изучение российского побережья Арктики и Тихого океана.

Годы жизни Михаила Стадухина

Год рождения неизвестен, умер в 1666г.

Биография Михаила Стадухина

Достоверно неизвестно, в каком году родился Михаил Стадухин. Предположительно, русский землепроходец появился на свет в семье поморов в одной из деревень на реке Пинеге


Освоение Сибири в XVII веке часто преподносится как важнейшее событие в истории России Нового времени.

О нём говорится как о русском аналоге Великих географических открытий европейского мира и завоевания Нового Света.

Частично это справедливое сравнение. В условиях зарождения всероссийского рынка и подъёма экономики освоение новых торговых путей - немаловажный этап развития страны.

С. И. Челюскин - морской путешественник, исследователь, участник многолетней экспедиции, сделавший серьезные географические открытия, оставленные без внимания при его жизни.

Происхождение

Предки Челюскина (по документам 17 в. - Челюсткины) поначалу были вполне успешными людьми, занимали важные должности, хорошо продвигались по службе, были богаты

Но при Петре Первом отец Семена Ивановича оказался в опале (он был в числе взбунтовавшихся московских стрельцов) и до конца жизни его семья прозябала в деревенской глуши, еле-еле сводя концы с концами.

Точных сведений о том, где и когда родился С. И. Челюскин, до сих пор не обнаружено, примерно это 1700г.

Обучение

В 1714 году дворянский недоросль Семен Челюскин был принят в московскую школу, где мальчиков обучали точным и навигационным наукам. Здесь будущий исследователь постигал премудрости математики, географии, астрономии.

Он был толковым и старательным учеником. В 1721г., окончив учебу, был рекомендован по аттестату на штурманскую деятельность.


Ю. Ф. Лисянский - выдающийся русский мореплаватель, вместе с совершивший кругосветное путешествие.

Молодые годы

Родился Ю. Лисянский в малороссийском городе Нежине в простой семье священника в 1773 году. С детства мечтал о море, поэтому поступил учиться в Морской кадетский корпус и успешно его окончил. По назначению служил на фрегате «Подражислав» в составе эскадры адмирала С. К. Грейга. Был участником Гогландского и еще нескольких морских сражений в войне со шведами, служил в качестве волонтера в британском флоте, участвовал в боях с французами на берегах Северной Америки, совершал плавания на Антильские острова и в Индию.

Кругосветное плаванье

Возвратившись на родину, Лисянский был назначен на шлюп «Нева» командиром. Это судно отправлялось в кругосветную экспедицию под руководством И. Ф. Крузенштерна, командовавшего вторым шлюпом «Надежда». Эти два русских корабля покинули родину в середине лета 1803 г. из Кронштадта. В ноябре 1804 г. Ю. Ф. Лисянский и И. Ф. Крузенштерн первые в истории российского флота пересекли линию экватора. В феврале этого же года оба судна обошли мыс Горн, выйдя в тихоокеанские воды. Здесь корабли разделились.

Харитон Прокофьевич Лаптев является одним из крупнейших русских полярных исследователей. Будущий покоритель Арктики родился в деревне Пекарево, расположенной недалеко от , в 1700 году. В 1715 г. юный Лаптев поступает в Петербуржскую Морскую академию, которую через три года успешно заканчивает и поступает во флот гардемарином. В 1726 г. производится в мичманы. В 1734 г. участвует в войне против Станислава Лещинского, провозглашенного годом ранее польским королем.

Фрегат «Митава», на котором служил Лаптев, в ходе военных действий попадает в плен к французам, прибегнувшим для этого к обману. По возвращению на родину, Лаптев вместе с остальными офицерами «Митавы» приговаривается к смертной казни за сдачу судна без боя, однако экипаж вовремя признается невиновным. После этого недоразумения Харитон Прокофьевич возвращается на службу. В 1737 г. производится в лейтенанты, и назначается командиром отряда в Великую Северную экспедицию. Целью похода было исследование арктического побережья между Леной и Енисеем, в нем также принял участие другой великий русский полярный исследователь - Дмитрий Яковлевич Лаптев, двоюродный брат Харитона Прокофьевича. В начале весны 1738 г. члены экспедиции прибыли в Якутск.

Дмитрий Яковлевич Лаптев - знаменитый русский путешественник, прославившийся вместе со своим двоюродным братом Харитоном Прокофьевичем Лаптевым своими полярными экспедициями.

Родился в 1701 году в семье мелкопоместных дворян в селе Болотово . В 1715 году вместе с двоюродным братом начинает обучение в Морской академии в Петербурге. По окончанию учебы в 1718 году Лаптев был произведен в гардемарины на одном из кораблей Кронштадской эскадры.

В 1721 году получает звание мичмана, а в 1724 становится унтер-лейтенантом. С 1727 по 1729 год командовал фрегатом «Святой Яков».

Биография великого полярного исследователя Георгия Яковлевича Седова необычна и трагична. Он родился в 1877 году в небольшом азовском селе, сегодня этот поселок носит имя великого полярного исследователя. Георгий с ранних лет познал тяжелый труд. Его отец, простой азовский рыбак, пропал без вести на несколько лет. Мальчику пришлось работать, чтобы прокормить мать и восьмерых братьев и сестер. У него не было времени, чтобы учиться грамоте, и до 14 лет он не умел ни читать, ни писать.

После того, как отец вернулся домой, за два года он окончил церковно-приходскую школу и сбежал из дома. Чем мальчик занимался в той жизни и как пробивался к желанной цели, мало известно. Но в 21 год Георгий Седов получил диплом штурмана дальнего плаванья. В 24 года, после успешной сдачи экзамена, он получает чин поручика.
Первая его гидрографическая экспедиция была на Северный Ледовитый океан. Северные льды давно манили молодого моряка. Он мечтал покорить Северный полюс и доказать, что русскому человеку такое под силу.

Началась , и экспедицию на Северный полюс пришлось отложить. Но идея не оставляет его. Он пишет статьи, в которых доказывает, что освоение Северного морского пути необходимо . Он работал на Каспийском море, на Колыме, исследовал Крестовую губу на Новой земле.

Апр 26, 2016

Век великих географических открытий уже давно завершился, карта мира полностью сформирована и пестрит туристическими маршрутами. Любители традиционного отдыха наслаждаются. Но есть и те, кто не останавливается на изведанном и постоянно стремиться к новым вершинам. сайт рассказывает о современниках, для которых путешествие — не отдых, а смысл жизни, связанный с постоянным преодолением стихии.

России принадлежит множество как внутренних, так и мировых гео- и этнографических открытий и исследований. В свое время страну прославили многие путешественники, осваивавшие неизвестные земли. Спустя века их подвиги вдохновляют наших соотечественников на новые свершения — повторить исторический маршрут или создать свой особенный.

Герои нашего времени ставят перед собой вполне реальную цель и приближаются к ней с юных лет, либо уже после значительного трудового пути. Страсть к путешествиям порождает проект за проектом, воодушевляя людей по всему свету на личные путешествия, а наши герои беззаветно делятся своими успехами, публикуя книги, участвуя в выставках картин и фото, объединяют единомышленников.

Федор Конюхов родился и вырос на берегу Азовского моря. Покорять морскую стихию он начинал с отцом на рыбацкой лодке, а затем и самостоятельно. Спорт, служба в армии и учеба закалили характер и воспитали выносливость, находчивость и отвагу, которые проявятся впоследствии в экспедициях по покорению высочайший горных вершин, водных, воздушных и сухопутных путешествиях.

В биографии Федора Конюхова есть знаковый момент, когда ему от деда достается нательный крест великого покорителя севера Георгия Седова. Русский исследователь оставил его перед последним походом на Северный полюс в надежде, что Михаил Конюхов вручит крест тому ребенку, который сможет добраться до Арктики.

Федор смог добиться заветной цели трижды: пройдя маршрутом легендарного Витуса Беринга и воссоздав условия того периода; в составе советско-канадской трансантарктической лыжной экспедиции, а также совершив одиночный 72-дневный поход до Северного полюса в 1990 году.

Впоследствии Федор покорил за 59 дней Южный полюс, участвовал в сухопутных и вело экспедициях, осуществлял одиночные морские походы, 6 кругосветных плаваний; взобрался на 7 вершин мира, а в этом году планирует , минуя 33-35 тысяч км через Тасманово море, Тихий океан, Чили, Аргентину, Атлантический океан, мыс Доброй Надежды, Индийский океан, вернуться обратно.

Где-бы ни был российский путешественник, его походы связаны с научно-исследовательской деятельностью и развитием российской науки, а также творчеством. Он является автором 17 книг и 3000 картин.

Успешный российский бизнесмен Сергей Доля главной причиной путешествий назвал боязнь авиаперелетов.

Преодоления себя привело к увлечению, о котором Сергей рассказывает в блоге «Страница Виртуальных Путешественников», стремясь познакомить с уникальностью каждого посещенного места, будь то село в российской глубинке, или рыбацкая деревенька в Танзании.

Сергей Доля в экспедиции Toyota на Крайнем Севере в 2016 году Экспедиция с участием Сергея движется по льду моря Лаптевых к порту Тикси, самому северному населенному пункту Якутии, расположенному далеко за Полярным кругом.

Фотоотчеты собирают выставочные залы, публикации формируются в две полноценные книги, а Доля ставит перед собой новые задачи: борется с мусорными свалками ради страны, стремительно худеет ради здоровья, посещает мистический перевал Дятлова. Самым патриотичным проектом считается «Exprussia»: в 2014 году Доля с единомышленниками .

Основатель общества «Академия вольных путешествий» Антон Кротов является автором около 40 книг о посещении городов России, Европы, Африки, Азии, Америки, а также особенностях безопасного пребывания и путешествиях автостопом, поиске попутчиков и достопримечательностях обычного жизненного уклада этих мест.

Важнейшим проектом путешественника является существующий с 2006 года «Дом для всех», ставший базой для путешественников-исследователей в различных странах.

Владислав Кетов. Путешествие вокруг земли, основной этап, 1998 — 2000: Америка. Фото с сайта www.ketov.ru.

Основатель «Этического экологического движения» (ЭДЕМ) петербуржец Владислав Кетов глобальными ценностями считает сохранение жизни на земле и охрану окружающей среды. За это он получил от организации ООН по проблемам окружающей среды (UNEP) в 1995 году официальный статус представителя.

Карта первого в истории путешествия вокруг земли вдоль береговой линии, совершенного Владиславом Кетовым. Фото с сайта www.ketov.ru.

Велосипед, как экологический вид транспорта, и стремление пройти уникальным маршрутом помогли реализоваться на практике самому первому в истории путешествию вокруг земли (вдоль береговой линии материков) с 14 мая 1991 года по 3 июня 2012 года.

Проехав 167 000 км и посетив 86 стран, не миновав при этом зоны боевых действий (Югославию, Ближний Восток, Западную Сахару, Анголу, Мозамбик, Северо-Восточную Африку и Аравийский полуостров, Камбоджу, Колумбию), в основном по труднопроходимым местам, Кетов общался с местным населением, давал пресс-конференции и рисовал на память графические портреты.

Владимир Несин

Владимир всегда увлекался здоровым образом жизни, спортом (самбо) и походами, поэтому после выхода на пенсию занялся пешими путешествиями по миру босиком. В настоящее время прошел более 100 стран, используя из гаджетов и приборов лишь GPS без карты. В 1999 году получил паспорт «Гражданина мира» в Австралии и стремится передать опыт молодому поколению.

Анатолий Хижняк

Спортивные увлечения подтолкнули Анатолия Хижняка к путешествиям в одиночку. Четырнадцатилетним юношей он уже пересек Кольский полуостров, а в 1991 году отправился в Южную Америку, где прошел 500 км по джунглям Амазонки. Считается лучшим в России знатоком Перу.

Экспедиция в Перу с Анатолием Хижняком

Его называют русским Индиана Джонсом, потому что путешествие по Южной Америки начал без каких-либо представлений о языке, практически без карты, в период настоящей войны между местным населением и чуть не погиб после пребывания в пещере инков.

Леонид Круглов

В настоящее время Леонид Круглов готовит документальный проект «Великий северный путь».

Путешественник и документалист Леонид Круглов, основываясь на новейших фактах и исследованиях, повторил путь первого российского кругосветного путешествия И.Ф. Крузенштерна для создания полной реконструкции и документального фильма. За 13 месяцев на легендарном барке «Седов» было вновь пересечено три океана.

Текст: Ольга Михайлова

Русские путешественники в 15, 16, 17, 18, 19, веков. Имена первооткрывателей, мореплавателей и их открытия.

4.2 (84.44%) 9 votes

Русские путешественники в 15, 16, 17, 18, 19, веков. Имена первооткрывателей и их открытия.

Русские мореплаватели наряду с европейскими являются известнейшими первопроходцами, открывшими новые материки, участки горных хребтов и обширных акваторий.

Они стали первооткрывателями значимых географических объектов, сделали первые шаги в освоении труднодоступных территорий, совершили кругосветные путешествия. Так кто же они — покорители морей, и о чем именно мир узнал благодаря им?

Афанасий Никитин — самый первый русский путешественник

Афанасий Никитин по праву считается первым русским путешественником, которому удалось посетить Индию и Персию (1468-1474 годы, по другим данным 1466-1472). На обратном пути он побывал в Сомали, Турции, Маскате. На основе путешествий Афанасий составил записки «Хождение за три моря», которые стали востребованными и уникальными историческими и литературными пособиями. Эти записи стали первой в истории России книгой, выполненной не в формате рассказа о паломничестве, а описывающей политические, экономические и культурные особенности территорий.

Афанасий Никитин

Он смог доказать, что даже будучи членом бедной крестьянской семьи можно стать известным исследователем и путешественником. Его именем названы улицы, набережные в нескольких российских городах, теплоход, пассажирский поезд и авиаборт

Рекомендуем почитать

Семен Дежнев, основавший Анадырский острог

Казачий атаман Семен Дежнев был арктическим мореплавателем, который стал первооткрывателем целого ряда географических объектов. Где бы ни служил Семен Иванович, везде он стремился изучать новое и ранее неизведанное. Он даже смог пересечь Восточно-Сибирское море на самодельном коче, пройдя путь от Индигирки до Алазеи.

В 1643 году в составе отряда исследователей Семен Иванович открыл Колыму, где со своими сподвижниками основал город Среднеколымск. Через год Семен Дежнев продолжил свою экспедицию, прошел вдоль Берингова пролива (который тогда еще не имел этого названия) и открыл самую восточную точку материка, названную впоследствии мысом Дежнева. Также его имя носят остров, полуостров, бухта, село.

Семен Дежнев

В 1648 году Дежнев вновь отправился в путь. Его судно потерпело крушение в водах, расположенных в южной части реки Анадырь. Добравшись на лыжах, моряки отправились вверх по реке и там остались на зимовку. Впоследствии это место появилось на географических картах и получило название Анадырский острог. По итогам экспедиции путешественник смог сделать подробные описания, составить карту тех мест.

Витус Ионассен Беринг, организовавший экспедиции на Камчатку

Две Камчатских экспедиции вписали в историю морских открытий имена Витуса Беринга и его сподвижника Алексея Чирикова. Во время первого путешествия мореплаватели провели исследование и смогли дополнить географический атлас объектами, расположенными в Северо-Восточной Азии и на Тихоокеанском побережье Камчатки.

Открытие Камчатского и Озерного полуостровов, заливов Камчатского, Креста, Карагинского, бухты Проведения, острова Святого Лаврентия — тоже заслуга Беринга и Чирикова. В то же время был найден и описан еще один пролив, который впоследствии стал называться Беринговым.

Витус Беринг

Вторая экспедиция была предпринята ими с целью поиска пути к Северной Америке и изучения Тихоокеанских островов. В этом путешествии Беринг и Чириков заложили Петропавловский острог. Он получил свое название из объединенных названий их кораблей («Святой Петр» и «Святой Павел) и впоследствии стал городом Петропавловском-Камчатским.

На подходе к берегам Америки корабли единомышленников потеряли друг друга из виду, сказался сильный туман. «Святой Петр», управляемый Берингом, доплыл до западного побережья Америки, но попал в сильнейший шторм на обратном пути — корабль был выброшен на островок. На нем и прошли последние минуты жизни Витуса Беринга, а остров впоследствии стал носить его имя. Чириков на своем корабле тоже достиг Америки, но благополучно завершил свое плавание, обнаружив на обратной дороге несколько островов Алеутской гряды.

Харитон и Дмитрий Лаптевы и их «именное» море

Двоюродные братья Харитон и Дмитрий Лаптевы были единомышленниками и помощниками Витуса Беринга. Именно он назначил Дмитрия командиром корабля «Иркутск», а его дубль-шлюпкой «Якутск» руководил Харитон. Они принимали участие в Великой Северной экспедиции, целью которой было изучить и точно описать и нанести на карту русские берега океана, от Югорского шара до Камчатки.

Каждый из братьев внес весомый вклад в освоение новых территорий. Дмитрий стал первым мореплавателем, сделавшим съемку берегов от устья Лены до устья Колымы. Он составил подробные карты этих мест, взяв за основу математические расчеты и астрономические данные.

Харитон и Дмитрий Лаптевы

Харитон Лаптев со своими сподвижниками вел исследования самого северного участка побережья Сибири. Именно он определил размеры и очертания огромного полуострова Таймыр — выполнил съемку восточного его побережья, смог выявить точные координаты прибрежных островов. Экспедиция проходила в сложных условиях — большое количество льда, снежные бураны, цинга, ледяной плен — много пришлось пережить команде Харитона Лаптева. Но они продолжали начатую работу. В этой экспедиции помощник Лаптева Челюскин открыл мыс, который впоследствии был назван в его честь.

Отмечая большой вклад Лаптевых в освоение новых территорий, члены Русского географического общества решили назвать их именем одно из крупнейших морей Арктики. Также в честь Дмитрия назван пролив между материком и островом Большой Ляховский, а имя Харитона носит западное побережье острова Таймыр.

Крузенштерн и Лисянский — организаторы первого русского кругосветного плавания

Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский — первые русские мореплаватели, совершившие кругосветное путешествие. Их экспедиция длилась три года (началась в 1803 и завершилась в 1806 году). Они со своими командами отправились в путь на двух кораблях, которые носили названия «Надежда» и «Нева». Путешественники прошли через Атлантический океан, вошли в воды Тихого океана. По ним моряки доплыли до Курильских островов, Камчатки и Сахалина.

Иван КрузенштернЭто путешествие позволило собрать важную информацию. На основе данных, добытых мореплавателями, была составлена подробная карта Тихого океана. Еще одним важным итогом первой русской кругосветной экспедиции стали данные, полученные о флоре и фауне Курил и Камчатки, местных жителях, их обычаях и культурных традициях.

Во время своего путешествия моряки пересели экватор и по морским традициям не смогли оставить это событие без известного ритуала — матрос, переодетый в Нептуна, приветствовал Крузенштерна и спрашивал, для чего его судно прибыло туда, где ни разу не бывал российский флаг. На что получил ответ, что они здесь исключительно для славы и развития отечественной науки.

Василий Головнин — первый мореплаватель, которого удалось вызволить из Японского плена

Русский мореплаватель Василий Головнин руководил двумя кругосветными экспедициями. В 1806 году он, будучи в звании лейтенанта, получил новое назначение и стал командиром шлюпа «Диана». Интересно, что это единственный в истории русского флота случай, когда управлением кораблем доверили лейтенанту.

Руководство поставило целью кругосветной экспедиции изучение северной части Тихого океана, с особым вниманием на ту его часть, которая находится в пределах родной страны. Путь «Дианы» был не легким. Шлюп прошел остров Тристан-да-Кунья, миновал мыс Надежды и вошел в порт, принадлежавший англичанам. Здесь корабль был задержан властями. Англичане сообщили Головнину о начале войны между двумя странами. Российский корабль не был объявлен взятым в плен, но и покинуть бухту команде не разрешалось. Проведя в таком положении больше года, в середине мая 1809 «Диана» во главе с Головниным попыталась сбежать, что морякам успешно удалось — корабль прибыл на Камчатку.

Василий Головин Следующее ответственное задание Головнин получил в 1811 году — он должен был составить описания Шантарских и Курильских островов, берега Татарского пролива. Во время своего путешествия он был обвинен в несоблюдении принципов сакоку и захвачен в плен японцами более чем на 2 года. Вызволить команду из плена удалось лишь благодаря хорошим отношениям одного из русских морских офицеров и влиятельного японского купца, который смог убедить свое правительство в безобидных намерениях русских. Стоит отметить, что до этого никто в истории из японского плена не возвращался.

В 1817-1819 годах Василий Михайлович совершил еще одно кругосветное путешествие на специально построенном для этого корабле «Камчатка».

Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев — первооткрыватели Антарктиды

Капитан второго ранга Фаддей Беллинсгаузен был решительно настроен найти истину в вопросе о существовании шестого материка. В 1819 году он вышел в открытое море, тщательно подготовив два шлюпа — «Мирный» и «Восток». Последним командовал его единомышленник Михаил Лазарев. Первая кругосветная антарктическая экспедиция ставила перед собой и иные задачи. Помимо нахождения неопровержимых фактов, подтверждающих или опровергающих существование Антарктиды, путешественники собирались исследовать акватории трех океанов — Тихого, Атлантического и Индийского.

Фаддей Беллинсгаузен Результаты этой экспедиции превзошли все ожидания. За 751 день, который она длилась, Беллинсгаузен и Лазарев смогли сделать несколько значимых географических открытий. Безусловно, самое важное из них — существование Антарктиды, это историческое событие произошло 28 января 1820 года. Также за время путешествия были найдены и нанесены на карту порядка двух десятков островов, созданы зарисовки с видами Антарктики, изображения представителей антарктической фауны.

Михаил Лазарев

Интересно, что попытки открыть Антарктиду предпринимались не единожды, но ни одна из них не увенчалась успехом. Европейские мореплаватели считали, что либо ее нет, либо она расположена в местах, в которые просто невозможно попасть по морю. А вот русским путешественникам хватило упорства и целеустремленности, поэтому имена Беллинсгаузена и Лазарева внесены в списки величайших мореплавателей мира.

Яков Санников

Яков Санников (около 1780, Усть-Янск, Российская империя - после 1811) - русский купец из Якутска, добытчик песца, бивней мамонта и исследователь Новосибирских островов.
Известен как открыватель острова-призрака «Земля Санникова», которую он видел с Новосибирских островов. Открыл и описал острова Столбовой (1800) и Фаддеевский (1805).
В 1808-1810 годах участвовал в экспедиции ссыльного рижского шведа М. М. Геденштрома. В 1810 году пересёк остров Новая Сибирь, в 1811 году обошёл остров Фаддеевский.
Санников высказал мнение о существовании к северу от Новосибирских островов, в частности от острова Котельного, обширной земли, названной «Земля Санникова».

После 1811 года следы Якова Санникова теряются. Неизвестны ни дальнейший род занятий, ни год смерти. В 1935 году лётчик Грацианский, проводивший полёты в нижнем течении реки Лена, около Кюсюра обнаружил надгробную плиту с надписью «Яков Санников». В его честь назван пролив, по которому сегодня проходит участок Северного морского пути. Открыт в 1773 году якутским промышленником Иваном Ляховым. Изначально пролив был назван в честь врача экспедиции Э.В. Толля В.Н. Катина-Ярцева Ф.А. Матисеном. Нынешнее название дано К.А. Воллосовичем на его карте, и в 1935 году утверждено правительством СССР.

Григорий Шелихов

Григорий Иванович Шелихов (Ше́лехов; 1747, Рыльск - 20 июля 1795, Иркутск) - русский исследователь, мореплаватель, промышленник и купец из рода Шелеховых, с 1775 года занимавшийся обустройством коммерческого торгового судоходства между Курильской и Алеутской островными грядами. В 1783-1786 годах возглавлял экспедицию в Русскую Америку, в ходе которой были основаны первые русские поселения в Северной Америке. Он организовал несколько торгово-промысловых компаний, в том числе и на Камчатке. Григорий Иванович осваивал новые земли для Российской империи, был инициатором Российско-американской компании. Основатель Северо-Восточной компании.

В его честь был назван залив. Залив Шелихова (Камчатская область, Россия) располагается между Азиатским побережьем и основанием полуострова Камчатка. Относится к акватории Охотского моря.

Фердинанд Врангель

Врангель показал себя с самой лучшей стороны, и ему, испытанному в сложном кругосветном плавании, поручают возглавить экспедицию на крайний северо-восток Сибири, к устьям Яны и Колымы, чтобы нанести на карту побережье Ледовитого океана вплоть до Берингово пролива, а помимо этого проверить гипотезу о существовании не открытой ещё земли, соединяющей Азию с Америкой.
Три года проводит Врангель во льдах и тундрах со своими спутниками, среди которых главным его помощником был Федор Матюшкин - лицейский товарищ А.С. Пушкина.
В перерывах между походами на Север под руководством Врангеля и Матюшкина была сделана топографическая съёмка огромного побережья, охватившая 35 градусов по долготе. На территории недавно белого пятна было определено 115 астрономических пунктов. Впервые были проведены исследования влияния климата на существование и развитие морских льдов, а в Нижнеколымске была организована первая в этом краю метеостанция. Благодаря метеорологическим наблюдениям этой станции было установлено, что в междуречье Яны и Колымы находится «полюс холода» Северного полушария.
Фердинанд Врангель подробно описал экспедицию и её научные результаты в книге, которая впервые вышла в свет в 1839 году и имела огромный успех. Прославленный шведский полярник Адольф Эрик Норденшельд назвал её «одним из шедевров среди сочинений по Арктике».

Экспедиция в Чукотско-Колымском краю поставила Врангеля в один ряд с крупнейшими исследователями суровой Арктики. Став впоследствии одним из учредителей Русского географического общества, он продумывал проект экспедиции к Северному полюсу. Он предлагает отправиться к полюсу на судне, которое должно стать на зимовку у северного побережья Гренландии, с осени заготовить по пути следования полюсной партии продовольственные склады, а в марте людям выйти точно по направлению меридиана на десяти нартах с собаками. Интересно, что план достижения полюса, составленный Робертом Пири, вступившим на полюс 64 года спустя, в малейших деталях повторил старый проект Врангеля. Именем Врангеля названы остров в Северном Ледовитом океане, гора и мыс на Аляске.Узнав о продаже русским правительством Аляски в 1867 году, Фердинанд Петрович весьма отрицательно отнесся к этому.

Психология