Новые кассовые аппараты с года сроки. Что такое ОФД? Реестры ККТ и ОФД

С 2017 года предпринимателям предстоит перейти на использование онлайн кассы, соответствующий закон был принят Госдумой в июне текущего года. Нововведения предполагают поэтапный переход, что облегчит данный процесс для представителей бизнеса.

Закон принят: онлайн кассы обязательны с 2017 года

Организации и ИП в 2017 году ожидают очередные новшества – переход на применение онлайн кассы. В результате информация о расчетах будет передаваться представителям налоговой инстанции в электронном виде, что сделает данный процесс максимально прозрачным.

Уже с февраля будущего года новая ККТ, которая будет регистрироваться, должна поддерживать новый функционал. Для тех, кто применяет ККТ старого образца, допускается переход до 1 июля 2017 года. Кроме того, представители бизнеса, которые на данный момент освобождены от применения ККМ (плательщики ЕНВД или патента), должны будут зарегистрировать онлайн кассы не позднее 1 июля 2018 года.

Исключение составят предприниматели в тех районах, где затруднен доступ к интернету. Также освобождаются от применения онлайн кассы некоторые виды бизнеса: продажа билетов, разносная торговля, продажа журналов и газет и т.д.

Онлайн кассы позволят одновременно формировать чек в бумажном и электронном виде. Данное нововведение сделает платежный документ доступным для просмотра практически в любых обстоятельствах. В отличие от бумажной формы, электронный экземпляр будет сохраняться значительно дольше.

В принятом законе сформулированы основные требования к функционалу ККТ. Контролирующие органы будут осуществлять экспертизу техники на предмет соответствия утвержденным требованиям, в том числе в части реестра фискальных накопителей.

Преимущества сторон

Переход на применение онлайн кассы с 2017 года позволит снизить количество выездных проверок, что станет дополнительным преимуществом для представителей бизнеса. На данный момент информация о пробитых чеках хранится на ЭКЛЗ, которые ежегодно меняются. В результате предпринимателям не придется каждый год регистрировать ККТ, достаточно будет единожды зарегистрировать технику нового образца. Соответственно для бизнеса сокращается количество посещений налоговой инстанции.

Кроме того, онлайн кассы передают данные про торговую операцию в режиме реального времени, что снизит количество проверок. Налоговый инспектор будет обладать полной информацией про операции каждого предпринимателя. Также ФНС запускает программу, которая будет анализировать все операции, проведенные через онлайн кассы. С помощью данного функционала представители налоговой инстанции будут выявлять потенциальные зоны риска, что позволит перейти на применение точечных проверок.

При этом представители ФНС получают информацию через оператора фискальных данных. В его задачи входит присвоение уникального номера для каждого чека и хранение всей информации на едином сервере.

Для перехода на онлайн кассы потребуется установить специальное программное обеспечение, которое будет передавать данные фискальному оператору. При этом представителям бизнеса не потребуется переучивать кассиров, поскольку процесс оформления чека останется без изменений.

Неприятные сюрпризы

Среди потенциальных рисков предприниматели отмечают возможные технические сбои, которые приведут к проблемам с контролирующими органами. Как показал опыт масштабных нововведений, полностью избежать подобных ситуаций не удастся. Кроме того, несвоевременный переход на применение онлайн кассы приведет к значительным штрафам для ИП и компаний в 2017 году.

Повышается уровень штрафов за проведение сделки без ККТ. Для всех представителей бизнеса данная сумма составит 75-100% от суммы денег, полученной в обход ККТ. При этом минимальная сумма штрафа будет отличаться:

  1. Для сотрудников – 1,5 тыс. руб.
  2. Для должностных лиц – 10 тыс. руб.
  3. Для организации – 30 тыс. руб.


Если было зафиксировано повторное нарушение, то налоговый орган имеет право приостановить деятельность компании на 90 дней. В таком случае должностное лицо ожидает дисквалификация сроком до 1 года.

Кроме того, штраф ожидает предпринимателей, которые не отправят электронную форму чека потребителю. Перечень ситуаций, которые приведут к подобным последствиям, отображен в принятом законе.

Предупреждением или штрафом на сумму 5-10 тыс. руб. обернется применение ККТ, которая не в полной мере отвечает установленным требованиям. В том числе данная норма относится к срокам и порядку регистрации техники. При этом должностное лицо ожидает штраф в пределах 1,5-3 тыс. руб.

Значительные штрафы предусмотрены для операторов фискальных данных. Если действия оператора не будут соответствовать действующему законодательству, то это обернется штрафом в сумме 40-50 тыс. руб. для должностных лиц и 0,5-1 млн руб. для самой организации-посредника.

Неприменением онлайн кассы с 2017 года является отсутствие (в том числе частичное) информации о расчете (продажа товара или оказанная услуга), оформленной соответствующим образом. При этом обязательной составляющей выступают реквизиты в накопителе ККТ. Также представители бизнеса обязаны своевременно передать информацию в ИФНС.

Не являются исключением операции, осуществленные с применением платежных карт. В таком случае вся информация должна быть зафиксирована в контрольной ленте и отображена в фискальной памяти.

С 2017 года предпринимателей ожидает переход на применение онлайн кассы, что зафиксировано в законе, принятом Госдумой в июне текущего года. В результате представители бизнеса будут передавать всю информацию о торговых операциях в режиме реального времени, а покупатели получат возможность получать чеки в электронной форме.

Нововведения позволят снизить количество проверок бизнеса и упразднят ежегодную перерегистрацию ККТ. Потенциальными рисками перехода на новый функционал являются технические сбои. Кроме того, законодатели значительно повысили размеры штрафов.

Внедрение онлайн-касс началось ещё в 2014 году, когда в ходе эксперимента ФНС внедрила кассовые аппараты нового поколения, подключенные к интернету, на территории Москвы и области, в Татарстане и Калужской областях.

Эксперимент был признан удачным, поэтому 14 июня 2016 года Госдума приняла изменения в закон о кассовых аппаратах (54-ФЗ о применении контрольно-кассовой техники с 01.07.2016), существенно ужесточивший требования к ККТ. Из этой статьи вы узнаете, какие кассовые аппараты в 2018 году для индивидуальных предпринимателей надо применять при расчётах с покупателями.

Кто обязан использовать новые кассы

Кассовые аппараты в 2018 году обязаны применять больше предпринимателей, но изменения будут постепенными. Нужен ли кассовый аппарат для ИП, работающих на ПСН и на в новом году? До какого числа нужно подключить ? Кто из плательщиков УСН и ОСНО в 2018 году все ещё может работать без ККТ?

В этой таблице мы собрали информацию по срокам и категориям налогоплательщиков, обязанных установить кассы нового образца.

Обратите внимание: продавцы и другого с 31 марта 2017 года обязаны применять кассовые аппараты на общих основаниях, независимо от режима налогообложения, в том числе в сфере общепита.

Новый закон не только установил к ККМ, но и перечень организаций и индивидуальных предпринимателей, которые по-прежнему вправе не применять кассовый аппарат при расчётах наличностью и картой (статья 2 закона № 54-ФЗ от 22.05.03):

  • продажа газет, журналов и сопутствующих товаров в киосках при условии, что не менее половины товарооборота составляют газеты и журналы (учёт выручки по этой группе товаров надо вести отдельно);
  • реализация ценных бумаг;
  • реализация билетов и талонов для проезда в общественном транспорте, если она производится в салоне транспорта;
  • услуги общепита в отношении работников и обучающихся общеобразовательных учреждений, если они оказываются во время учебных занятий;
  • торговля на розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах (за исключением таких торговых мест, как магазины, павильоны, киоски, палатки, автомагазины, контейнеры), кроме продажи непродовольственных товаров, утверждённом Правительством РФ;
  • продажа в киосках мороженого и безалкогольных напитков в розлив;
  • торговля квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином из автоцистерн;
  • сезонная продажа овощей, фруктов, бахчевых вразвал;
  • разносная торговля продовольственными и непродовольственными товарами, кроме тех, что требуют опредёленных условий хранения и продажи;
  • приём от населения стеклопосуды и утильсырья (кроме металлолома, драгметаллов и драгоценных камней);
  • реализация изделий народных художественных промыслов самими изготовителем;
  • ремонт и окраска обуви;
  • изготовление и ремонт металлической галантереи и ключей;
  • вспашка огородов и распиловка дров;
  • услуги по присмотру и уходу за детьми, больными, престарелыми и инвалидами;
  • услуги носильщиков на вокзалах и в портах;
  • сдача индивидуальным предпринимателем жилья в наем, если оно является его собственностью;
  • аптечные организации, расположенные в сельских населённых пунктах.

Кроме того, не применять контрольно-кассовую технику могут организации и ИП, ведущие расчёты в отдалённых или труднодоступных местностях (кроме городов, райцентров, посёлков городского типа), если эти населённые пункты указаны в перечне, утверждённом региональными органами власти. Приказом Минкомсвязи России от 5 декабря 2016 г. № 616 разрешено вместо онлайн-касс применять старые модели ККТ в населённых пунктах с численностью до 10 000 человек.

Но даже когда деятельность предпринимателя вписывается под эти послабления, они не действуют, если ведётся торговля подакцизными товарами или при применении автоматических устройств для расчётов (торговый автомат). Без каких-либо оговорок наличные расчёты без кассового аппарата предусмотрены только при реализации предметов религиозного культа (религиозной литературы) и оказания услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний.

Как работают онлайн-кассы

Дополнительная сложность внедрения нового порядка связана с тем, что онлайн-кассы работают совершенно по другом принципу, чем ККТ с фискальным накопителем. Кассовые аппараты с передачей данных в налоговую отправляют сведения о каждой произведённой покупке в режиме реального времени на сервер ФНС. Причём, сначала эти сведения из онлайн-кассы передаются посреднику - оператору фискальных данных (ОФД).

После их получения посредник отправляет подтверждение, что данные о продаже приняты, а чеку присвоен фискальный признак. Без подтверждения оператора чек формироваться не будет. Далее ОФД передаёт информацию о проведённых платежах в ИФНС, где она накапливается и систематизируется в специальной системе-хранилище данных.

Кроме того, по запросу покупателя, который оставит свои данные, продавец обязан выслать ему электронный чек. Если покупатель, сравнив реквизиты бумажного чека и электронного, найдёт между ними несоответствие, то он может сообщить об этом в налоговую инспекцию, и по этому факту будет проведена проверка.

Новые кассовые аппараты с подключением к интерету уже работают с июля 2017 года во многих торговых точках, причем, довольно успешно. Но, как показала практика, парализует работу сразу миллионов продавцов. А ведь после того, как ККТ начнут применять все плательщики ЕНВД и ПСН, количество онлайн-касс составит почти 3,5 млн единиц.

Сюда же надо добавить тех, кто сейчас оказывает услуги населению, выдавая им типографские бланки строгой отчётности (БСО). С июля 2019 года для выдачи БСО надо будет использовать новую автоматизированную систему, которая тоже признается контрольно-кассовой техникой. Смогут ли производители касс и операторы фискальных данных обеспечить бесперебойную работу этих устройств, большой вопрос.

Итого, онлайн-кассы в 2018 году в обязательном порядке должны:

  • передавать информацию о покупке в режиме реального времени своему оператору;
  • формировать чеки в электронном виде;
  • обеспечивать печать фискальных документов.

Во что обойдётся установка новой техники

Конечно, предпринимателей волнует вопрос - сколько стоит сама онлайн касса и ее обслуживание для ИП? Здесь будет иметь значение, насколько уже имеющаяся ККМ соответствует возможности установить новое программное обеспечение и фискальное устройство. Если модель кассового аппарата позволяет, то можно просто его модернизировать, затратив при этом от 10 до 15 тысяч рублей. Стоимость же приобретения новой техники составляет от 25 000 рублей и выше.

Обратите внимание: покупать новые аппараты надо только из перечня моделей , утверждённых Федеральной налоговой службой. Продавцы ККТ заинтересованы в её реализации, поэтому не стоит доверять им на слово, что конкретная модель включена в перечень ФНС. Убедитесь в этом сами.

Однако только расходами на приобретение или модернизацию касс дело не ограничится. Предпринимателю надо будет оплачивать услуги качественной интернет-связи по тарифам своего провайдера, а также услуги оператора фискальных данных.

Учтите, что ОФД надо тоже выбирать только из официального списка . Самые низкие тарифы операторов за первый год обслуживания составляют 3000 рублей, в последующие годы цена будет выше - до 12 000 рублей за один аппарат. Соответственно, общая стоимость будет зависеть от того, к скольким ККМ будет подключаться оператор. Кроме того, новую кассу надо зарегистрировать в ИФНС. Это можно сделать через ОФД (2 000-3 000 рублей) или бесплатно на сайте налоговой службы, если у вас есть уже электронная подпись.

*(бесплатно, если у вас уже есть ЭЦП или от 3 тысяч, если вы хотите заказать электронную подпись)

Итого, минимальные затраты на один год работы новых касс составят от 25 тысяч рублей за один аппарат, при условии, что вы не будете его покупать, а модернизовать имеющийся.

Пользователям 1С-Старт мы можем предложить льготные условия для ведения счёта в самом современном и быстром банке для бизнеса: банке Тинькофф. Только для новых ИП . Надо лишь оставить в форме контактные данные и менеджер тут же перезвонит, ответит на все вопросы и приедет к вам для открытия счёта

Штрафы за нарушение требований закона

Помимо всех этих ужесточений к техническим характеристикам ККМ и существенном расширении категорий предпринимателей, обязанных выдавать кассовый чек, закон поднял размер штрафов для ИП по статье 14.5 КоАП РФ:

  • неприменение ККМ - от ¼ до ½ суммы покупки, но не менее 10 000 рублей;
  • повторное нарушение, если доказано, что ККМ не применялась в расчётах на сумму покупок более 1 миллиона рублей - административное приостановление деятельности ИП на срок до 90 суток;
  • применение касс старого образца или нарушение порядка их регистрации/перерегистрации - предупреждение или штраф 1 500 - 3 000 рублей;
  • отказ выдать покупателю бумажный чек или отправить его в электронном виде - предупреждение или штраф 2 000 рублей.

Подведём итоги - нужен ли кассовый аппарат для ИП и в каких ситуациях:

  1. Для ИП на УСН, ОСНО, ЕСХН требование работать только с ККТ нового образца вступило в силу с 1 июля 2017 года.
  2. ИП, работающим в сфере торговли и общепите на ПСН и на ЕНВД и не имеющим работников, в 2018 году подключаться к этой системе пока не требуется. Для них этот срок - 1 июля 2019 года.
  3. Такой же срок перехода - 1 июля 2019 года - установлен и для тех, кто оказывает услуги населению (кроме общепита) с выдачей БСО на любой системе налогообложения.
  4. Перед покупкой или модернизацией аппарата убедитесь, что модель включена в перечень ФНС.
  5. Заключайте договор на оказание услуг только с теми операторами фискальных данных, которые указаны в списке на официальном сайте налоговой службы.
  6. Перечень категорий налогоплательщиков, на которых новый порядок не распространяется, указан в статье 2 закона «О ККТ» № 54-ФЗ.

C 1 июля организации и предприниматели должны применять онлайн-кассы. За использование касс старого образца инспекторы будут требовать штраф - 30 000 руб. (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ). Но некоторые компании вправе применять новые онлайн-кассы в упрощенном порядке. Что еще нового в применении ККТ в 2017 году, читайте в статье.

Закон о применении ККТ с 2017 года

Новое в применении ККТ в 2017 году заключается в следующем. Принятые поправки в Закон 54-ФЗ направлены на то, чтобы данные о наличных расчетах сделать доступными для ФНС — обо всех чеках налоговая узнает в режиме реального времени. При этом перебои с Интернетом не нарушат работу. Касса сохранит данные и, как только Интернет восстановится, направит их оператору.

Чтобы в этом процессе было меньше сбоев, между налоговиками и компанией появляется посредник — оператор фискальных данных (ОФД).

Все старые кассовые аппараты нужно было обновить до 1 июля. Отсрочка перехода на онлайн-кассы предусмотрена лишь для плательщиков ЕНВД и патента. А еще — для владельцев торговых автоматов и тех организаций и предпринимателей, которые оказывают услуги населению. У этих продавцов обязанность работать по закону об онлайн-кассах появится только с 1 июля 2017года.

Отказаться от онлайн-касс могут компании и предприниматели, которые находятся в отдаленных районах. Население таких территорий не превышает 10 000 чел. (Приказ Минкомсвязи от 05.12.2016 № 616 ).

В таких районах новые кассы можно использовать в автономном режиме. Это значит, что не нужно заключать договор с оператором фискальных данных и передавать чеки по Интернету (п. 7 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ ).

Какие требования предъявляются к новым ККТ

Принципиально новая касса отличается от обычной по двум признакам. Первый — это Интернет. Для старой он не нужен, для новой — обязателен. И второй признак — как хранится информация о выручке. В обычной кассе выданные чеки записываются на электронную контрольную ленту защищенную (далее ЭКЛЗ). Она попадает в инспекцию раз в год, когда ее требуется поменять. В онлайн-кассе ЭКЛЗ нет, вместо нее — фискальный накопитель. Он сохраняет и передает данные в инспекцию каждый день.

Список онлайн-касс, которые разрешено применять, есть на сайте ФНС России в разделе «Новый порядок применения контрольно-кассовой техники».

Покупать новые кассовые аппараты из-за перехода на онлайн-технологию не обязательно. Производители техники утверждают, что достаточно однократной модернизации с учетом особенностей конкретной модели. Например, может понадобиться специальная программа.

Изменения претерпит программная часть аппарата — для того чтобы касса могла выполнять новые функции, а именно:

  • работать с фискальным накопителем и взаимодействовать с ОФД;
  • печатать чеки с новым составом реквизитов (например, наименование товаров или услуг и выполненных работ, ставка и сумма НДС и другие);
  • печатать QR-код, который содержит реквизиты чека.

Важно отметить, что требование печатать на чеке количество и наименование товаров (работ, услуг) для ИП на УСН, ЕНВД, ПСН, ЕСХН вступит в силу с 1 февраля 2021 года (п. 1 ст. 4.7 Закона N 54-ФЗ).

Кассы должны быть подключены к Интернету. При этом 54-ФЗ (новый порядок применения ККТ) не конкретизирует, как именно нужно подключиться. Поэтому организация или предприниматель самостоятельно выбирает наиболее удобный способ: через wi-fi, проводное подключение или мобильный интернет.

Регистрировать, перерегистрировать и снимать ККТ с учета можно через Интернет — в личном кабинете на сайте ОФД или ФНС (п. 1 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ). Посещать инспекцию не потребуется.

Итак, кассы смогут не только печатать бумажные чеки, но и передавать информацию о каждом пробитом чеке по Интернету в ФНС через оператора фискальных данных. Кроме чеков, в ведомство будут отправлены:

  • отчеты о регистрации и об изменении параметров регистрации;
  • отчеты об открытии и закрытии смен;
  • кассовые чеки коррекции;
  • отчеты о текущем состоянии расчетов;
  • отчеты о закрытии фискального накопителя.

Какие договоры при переходе на онлайн-кассы необходимы

Регистрация ККТ по новому порядку будет связана с двумя договорами.

Договор с ОФД

Договор с оператором фискальных данных становится обязательным, так как именно ОФД берет на себя ответственность по доставке фискальных данных, полученных с кассы, в ФНС. На каждый поступивший от кассы документ ОФД должен сформировать и передать ответ-подтверждение. Только получив такое подтверждение, владелец ККТ может быть уверен, что выполнил свою обязанность по передаче данных.

Исключение сделано для организаций, расположенных в местностях, где нет стабильного подключения к Интернету. Они могут не передавать данные через ОФД (п. 7 ст. 2 Закона № 54-ФЗ). Электронные документы будут накапливаться в фискальном накопителе и передаваться в ФНС только при замене накопителя.

Договор с ЦТО

Для владельцев ККТ заключение договора с Центром техобслуживания (ЦТО) становится добровольным. Дело в том, что Закон N 54-ФЗ (в ред. от 03.07.2016) не содержит понятия «Центр технического обслуживания».

Прежде в заявлении на регистрацию ККТ требовалось указывать номер ЦТО, за которым закреплялась конкретная касса. За работоспособность ККТ и ее оперативный ремонт отвечал ЦТО.

Сейчас ответственность за кассовую технику несет ее владелец. Именно он определяет, какие действия с кассой он выполнит сам, а в каких ситуациях обратится в центр техобслуживания. Здесь есть один крайне важный нюанс.

Если манипуляция с кассой, например замена фискального накопителя, требует вскрытия корпуса кассы, то предварительно нужно изучить условия сервисной политики производителя. Там может быть предусмотрено, что вскрытие корпуса допускается только представителем производителя или авторизованной сервисной организации (по сути, ЦТО). В противном случае гарантийное обслуживание ККТ прекратится.

Применение ККТ при ЕНВД и патенте в 2017 году

Плательщики ЕНВД, а также предприниматели, которые ведут деятельность на патенте, до 1 июля 2017 года могут выдавать вместо кассового чека другой документ, подтверждающий получение денег. Например, товарный чек или квитанцию. В таком документе должны быть следующие обязательные реквизиты:

  • наименование документа;
  • порядковый номер документа, дата его выдачи;
  • наименование организации (Ф. И. О. предпринимателя);
  • ИНН организации (предпринимателя);
  • наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);
  • сумма оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты, в рублях;
  • должность, фамилия и инициалы лица, выдавшего документ, и его личная подпись.

Это следует из п. 2.1 ст. 2 Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ, ст. 7 Закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ . Таким образом, применение ККТ при ЕНВД в 2017 году не обязательно.

Совмещение ЕНВД с ОСНО или УСН

При совмещении нескольких режимов необходимо учитывать следующее. Право не применять ККТ до 1 июля 2017 года по деятельности, облагаемой ЕНВД или ПСН (патент), не распространяется на операции на других системах налогообложения. Применение ККТ при УСН в 2017 году или на общем режиме налогообложения предполагает обычный порядок.

Как перейти на онлайн-кассу

  1. Выберите оператора фискальных данных.
  2. Предусмотрите расходы на модернизацию касс. Точную сумму расходов на модернизацию кассы вам подскажет непосредственно производитель или специалист ЦТО. Фискальный накопитель обойдется примерно в 6000 рублей, еще столько же потребуется, чтобы приобрести комплект модернизации. Услуги сервисных центров и интернет-провайдеров оплачиваются дополнительно.
  3. Снимите кассу с учета и модернизируйте ее. Для снятия кассы с учета придется посетить инспекцию, но зато в последний раз. В будущем проводить любые регистрационные действия с онлайн-кассой можно будет через личный кабинет на сайте ОФД или ФНС.
  4. Зарегистрируйте онлайн-кассу. Поставить ККТ на учет можно в любом налоговом органе. Для этого, как и прежде, нанесите личный визит в налоговую инспекцию. Или проведите регистрацию удаленно, через личный кабинет в сервисе ОФД или на сайте ФНС.
  5. Начните передачу данных в ФНС. Для этого вы вправе выбрать любой удобный способ подключения к интернету (мобильный интернет, wi-fi, по кабелю). Отслеживайте статистику по переданным фискальным данным в личном кабинете пользователя сервисом ОФД. Это поможет контролировать процесс расчетов с покупателями.

Какие штрафы грозят за нарушения работы с новыми ККТ

Размер штрафа за то, что при расчетах не применялась онлайн-касса, с 15 июля 2016 года зависит от суммы, не проведенной через кассу. Должностные лица заплатят от четверти до половины этой суммы, но не менее 10 000 рублей. Юридические лица — от 3/4 до одного размера суммы расчета без применения ККТ, но не менее 30 000 рублей (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ ).

За повторное неприменение ККТ теперь предусмотрено приостановление деятельности на срок до 90 суток. Такая мера может применяться к организациям и ИП, если совокупная сумма расчетов, проведенных без кассы, составит, в том числе в совокупности, один миллион рублей или более. Должностным лицам нарушителей грозит дисквалификация на срок от года до двух лет (ч. 3 ст. 14.5 КоАП РФ).

Новые виды штрафов начали действовать с 1 февраля 2017 года (Федеральный закон от 03.07.2016 № 290-ФЗ). В частности, санкции последуют:

  • за применение ККТ, не отвечающей установленным требованиям, то есть не онлайн-кассы;
  • за непредставление информации по запросу ФНС.

Должностные лица организаций или ИП, допустившие такие нарушения, получат предупреждение или поплатятся штрафом от 1500 до 3000 рублей. Самим организациям, помимо предупреждений, грозят штрафы от 5000 до 10 000 рублей.

Если электронный чек не был направлен клиенту, организация также получит предупреждение или будет оштрафована на 10 000 рублей. Должностные лица, как и ИП, кроме предупреждения могут быть оштрафованы на 2000 рублей (ч. 6 ст. 14.5 КоАП РФ).

С 4 июля 2016 года субъектам малого предпринимательства, впервые совершившим административное правонарушение, штраф может быть заменен предупреждением (ч. 1 ст. 4.1.1. КоАП РФ ). Об этом напомнила ФНС России в письме от 15.08.2016 № ЕД-3-20/3721.

Если, выявив нарушение, вы исправитесь и добровольно сообщите об этом в налоговый орган, то можете избежать санкций (ч. 15 ст. 14.5 КоАП РФ):

  • за неприменение ККТ;
  • за применение кассы, которая не соответствует установленным требованиям;
  • за применение кассы с нарушением порядка ее регистрации, сроков и условий перерегистрации и порядка ее применении

Рассмотрим, как изменится в следующем году порядок применения ККТ, а также контроль со стороны налоговых органов и меры ответственности за неприменение или неправильное применение ККТ.

С 15 июля 2016 года вступили в силу поправки ( (далее — Закон № 290-ФЗ)) в Закон о ККТ (Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ (далее — Закон о ККТ)), которые вводят новые требования к порядку регистрации и использования кассовой техники, расширяют сферу ее применения, а также права налоговых органов по контролю и получению информации.

Кроме того, внесены изменения в Кодекс об административных правонарушениях, которые ужесточают ответственность за неприменение или неправильное применение ККТ и вводят новые виды наказаний.

Порядок применения ККТ: новые требования

Закон о ККТ теперь предъявляет более жесткие требования к контрольно-кассовой технике и порядку расчетов с покупателями (клиентами). Цель изменений — обеспечить возможность передачи через кассовый аппарат информации о расчетах (фискальных данных) в налоговые органы в режиме реального времени.

Напомним, что в 2014—2015 годах на территории ряда субъектов РФ проводился эксперимент по применению онлайн-касс (пост. Правительства РФ от 14.07.2014 № 657). Его признали удачным, и теперь полученный опыт распространяют на всю страну.

Организации и индивидуальные предприниматели (далее — ИП), которые осуществляют наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт при продаже товаров, выполнении работ или оказании услуг (именуемые в Законе о ККТ «пользователи» (абз. 17 ст. 1.1 Закона о ККТ)), должны будут приобрести и зарегистрировать по новым правилам кассовые аппараты, соответствующие новым требованиям (https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/registries/reestrkkt/), а также заключить договор на обработку фискальных данных, передаваемых через кассовый аппарат, с оператором фискальных данных — специализированной организацией, имеющей соответствующее разрешение, выданное налоговыми органами (ст. 4.4 Закона о ККТ). В функции оператора входит обработка, хранение и передача в налоговые органы информации. Его услуги платные.

Применение ККТ, не отвечающей новым требованиям, допускается до 1 июля 2017 года, а ее регистрация по старым правилам — до 1 февраля 2017 года ().

Новый порядок регистрации ККТ заключается в подаче пользователем в налоговый орган заявления о регистрации на бумажном носителе или в электронной форме через кабинет контрольно-кассовой техники на сайте ФНС России. В фискальный накопитель кассового аппарата (блок, предназначенный для защиты фискальных данных) пользователь заносит полученный от налогового органа регистрационный номер ККТ, а также сведения о себе и о ККТ и затем передает в налоговый орган отчет о регистрации, сформированный в ККТ. Особо отметим, что осуществления технической поддержки ККТ для регистрации теперь не требуется.

Изменился порядок применения БСО. Теперь это первичный учетный документ, приравненный к кассовому чеку, сформированный в электронной форме и (или) отпечатанный с применением ККТ в момент расчета с покупателем, содержащий сведения о расчете, подтверждающий факт его осуществления (абз. 5 ст. 1.1 Закона о ККТ). С 1 июля 2018 года Закон о ККТ не предусматривает применение БСО, изготовленных типографским способом ().

Появились принципиальные нововведения в части информации о расчетах. Во-первых, на кассовом чеке или БСО теперь будет печататься двухмерный штриховой код (QR-код размером не менее 20 × 20 мм), содержащий в кодированном виде реквизиты проверки документа (дату и время осуществления расчета, порядковый номер фискального документа, признак расчета, сумму расчета, заводской номер фискального накопителя, фискальный признак документа) (п. 1 ст. 4 Закона о ККТ).

Во-вторых, у организаций и ИП появилась обязанность в случае предоставления покупателем (клиентом) до момента расчета абонентского номера телефона либо адреса электронной почты направлять на них сведения, идентифицирующие выданный на бумажном носителе кассовый чек или БСО (регистрационный номер кассового аппарата, сумму, дату и время расчета, фискальный признак документа), а также информацию об адресе интернет-ресурса, по которому кассовый чек или БСО может быть бесплатно получен. Причем полученный документ в распечатанном виде приравнивается к чеку или БСО, выданному кассовым аппаратом (пп. 2, 3 ст. 1.2 Закона о ККТ).

Сфера применения ККТ расширена

Перечень видов деятельности и особых обстоятельств, при которых применение ККТ не требуется (п. 3 ст. 2 Закона о ККТ), практически не изменился. Однако новая редакция Закона о ККТ не предусматривает льготы, ранее предоставлявшиеся организациям и ИП, оказывающим услуги населению, плательщикам ЕНВД и ИП, применяющим патентную систему налогообложения (далее — ПСН).

Напомним, до 15 июля 2016 года от обязанности применения ККТ были освобождены организации и ИП, оказывающие услуги населению. Вместо кассового чека они могли выдавать клиенту БСО с установленными Правительством РФ реквизитами (пп. 3, 5—6 Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ, утв. пост. Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 (далее — Положение)). БСО изготавливались типографским способом или формировались с помощью автоматизированной системы. Если автоматизированная система по своим параметрам функционирования отвечала требованиям, предъявляемым к ККТ (пп. 11, 12 Положения; письма Минфина России от 25.11.2010 № 03-01-15/8-250, от 03.02.2009 № 03-01-15/1-43, от 26.11.2008 № 03-01-15/11-362, от 22.08.2008 № 03-01-15/10-303), то, по сути, организации и ИП, использующие такие системы, применяли особую разновидность ККТ. БСО, изготовленные типографским способом, обычно заполняли от руки.

Как было отмечено выше, с 1 июля 2018 года Закон о ККТ не предусматривает применение БСО, изготовленных типографским способом (ч. 8 ст. 7 Закона № 290-ФЗ). В свою очередь, автоматизированная система для формирования БСО согласно изменениям — это ККТ, используемая для формирования в электронной форме БСО, а также их печати на бумажных носителях. Таким образом, практическая разница между выдачей кассового чека и выдачей БСО исчезла. Поэтому организация или ИП, оказывающие услуги населению, должны будут приобрести и зарегистрировать кассовый аппарат, соответствующий новым требованиям, и заключить договор на обработку фискальных данных с оператором фискальных данных.

Аналогичным образом ИП, применяющие ПСН, а также организации и ИП — плательщики ЕНВД с 1 июля 2018 года утрачивают право осуществлять наличные расчеты и расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа), подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

Применение ККТ теперь предполагает больше ответственности

Законодатели существенным образом изменили систему наказаний в сфере применения ККТ.

Ранее Кодекс об административных правонарушениях предусматривал за все нарушения (неприменение ККТ; применение ККТ, не соответствующей установленным требованиям; нарушение порядка регистрации ККТ; невыдача покупателю кассового чека) единую меру ответственности (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ в прежней редакции): предупреждение либо штраф в размере 1500—2000 рублей — для граждан, 3000—4000 рублей — для должностных лиц и 30 000— 40 000 рублей — для юридических лиц.

С вступлением в силу Закона № 290-ФЗ в Кодексе об административных правонарушениях появился целый набор новых составов административных правонарушений и видов штрафов. Кроме того, размеры штрафов установлены не просто в рублях, а в сумме, кратной размеру платежа, осуществленного с нарушением.

Так, неприменение ККТ в установленных законодательством случаях влечет наложение штрафа (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ):

На должностных лиц в размере от 1/4 до 1/2 размера суммы расчета, осуществленного без применения ККТ, но не менее 10 000 рублей;

На юридических лиц — от 3/4 до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения ККТ, но не менее 30 000 рублей.

Повторное совершение указанных выше правонарушений в случае, если сумма расчетов составила, в том числе в совокупности, один миллион рублей и более, влечет в отношении должностных лиц дисквалификацию на срок от одного года до двух лет, а в отношении ИП и юридических лиц — административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (ч. 2, 3 ст. 14.5 КоАП РФ).

Отметим, что ответственность физических лиц — исполнителей (то есть обычных продавцов) из статьи 14.5 Кодекса об административных правонарушениях исключена. Наказание будут нести только должностные лица.

Применение ККТ, которая не соответствует установленным требованиям, либо применение ККТ с нарушением порядка ее регистрации, порядка, сроков и условий ее перерегистрации, порядка и условий ее применения влечет (ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ):

  • предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1500 до 3000 рублей;
  • на юридических лиц — предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 5000 до 10 000 рублей.
Отметим, что данная мера ответственности будет применяться только с 1 февраля 2017 года ().

Введена ответственность за непредставление или нарушение сроков представления информации и документов по запросам налоговых органов: предупреждение или штраф в размере от 1500 до 3000 рублей для должностных лиц и предупреждение или штраф от 5000 до 10 000 рублей для юридических лиц (ч. 5 ст. 14.5 КоАП РФ).

Установлена ответственность за ненаправление покупателю (клиенту) кассового чека или БСО в электронной форме либо непередача указанных документов на бумажном носителе по его требованию: предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц в размере 2000 рублей, на юридических лиц — предупреждение или наложение административного штрафа в размере 10 000 рублей (ч. 6 ст. 14.5 КоАП РФ).

Введение новых кассовых аппаратов с 2017 года

Введение новых кассовых аппаратов с 2017 года

Введение новых кассовых аппаратов с 2017 года волнует участников профильного рынка, потому что до наступления дедлайна 54-ФЗ с каждым днем остается все меньше времени. А сделать предстоит многое:

  1. Во-первых, необходимо выбрать и приобрести онлайн-кассу, главным отличием которой от устройств старого образца является встроенный фискальный накопитель. Именно он отвечает за выполнение основного требования 54-ФЗ – транспортировка данных о продажах в ФНС;
  2. Во-вторых, для работы онлайн-касс требуется устойчивое и бесперебойное интернет-соединение, поэтому все магазины должны быть своевременно подключены к сети;
  3. В-третьих, данные с контрольно-кассовой техники будут транспортироваться не напрямую в налоговую. Сначала они отправляются с онлайн-кассы к Оператору фискальных данных – это компания, которая занимается сбором, хранением и передачей электронных чеков на сервера налоговой. До наступления дедлайна по введению новых кассовых аппаратов с 2017 года, необходимо выбрать одного ОФД, заключить с ним договор и оплатить услуги;
  4. В-четвертых, необходимо подготовиться к тому, что в соответствии с 54-ФЗ изменения претерпит и чек как главный кассовый документ. В нем должны будут содержаться данные о выделенном НДС как на каждую товарную позицию в чеке, так и на всю покупку.

Первая итерация по 54-ФЗ прошла 1 февраля, потому что с этого дня налоговая в одностороннем порядке приостановила постановку на учет и перерегистрацию контрольно-кассовой техники. Другими словами, все предприниматели, которым необходимо поставить в своих магазинах новые аппараты, должны купить онлайн-кассы. То же касается и компаний, в которых на устройствах заканчивается срок эксплуатации ЭКЛЗ.

  • Остальные компании могут продолжать использование старого оборудования вплоть до 1 июля 2017 года. Все юридические лица и предприниматели как на основной, так и на упрощенной системе налогообложения, должны успеть установить и приступить к эксплуатации онлайн-касс. Данное требование введения новых кассовых аппаратов с 2017 года не позже 1 июля не коснется только ИП на патенте, а также всех компаний с ЕНВД. Последним обозначен другой дедлайн – 1 июля 2018 года.

ФНС пошла навстречу компаниям, упростив процедуру регистрации и перерегистрации контрольно-кассовой техники. Уже сейчас это можно сделать на сайте налоговой

Ссоры