Природные ресурсы земли. Богатства нашей природы Что он богат природой и


Термин «природа» включает в себя все вокруг: деревья, озера, горы, моря, животные, цветы и т. Д. Таким образом, природа - это нечто особенное, не контролируемое людьми. Как чудесная и богатая природа!

Люди с течением времени тесно связаны с природой. В период язычества люди пугались таких природных источников, как шторм, гром, землетрясение и ливень. Вот почему они принесли некоторые жертвы материнской природе, потому что древние люди считали, что могут получить благосклонность природы и сделать их жизнь проще и лучше.

В нашем столетии отношение к нему изменилось. Люди научились читать небо, избегать опасных результатов «гнева природы» и объяснять все явления с научной точки зрения. Теперь люди знают, как обращаться с природой для личного использования - они создали гидроэлектростанции, солнечные батареи, проводники освещения, успешные системы сельского хозяйства и другие интересные вещи.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


Мы постоянно используем природные ресурсы, и это помогает нам выжить, но они не бесконечны, и мы не должны забывать заботиться об этом.

Иногда мы забываем о красоте и богатстве природы вокруг нас, потому что мы просто привыкли думать о себе и об интересах. Вы можете заметить много чудес, если обратить на них внимание: щебет птиц, звуки дождя и ветра, великие горы, зеленые холмы и яркий солнечный свет.

Я предполагаю, что природу можно сравнить с изображением искусства или даже с мастером, который создает все эти прекрасные и фантастические вещи вокруг нас. Природа несет ответственность за наше настроение и может сделать нас счастливыми, вдохновленными или печальными и подавленными. Вероятно, неописуемые водопады, захватывающие луга луга с цветами, таинственные горы привлекают внимание людей, потому что человек - это лишь небольшая часть природы и не может существовать отдельно от него.

Россия занимает около 1/3 территории материка Евразии, где около 23% площади страны располагается на востоке Европы и около 76% площади в северной части Азии. Благодаря огромным территориям и в некоторых местах большой удаленности от моря, климат России континентальный, для которого характерны все четыре времени года с ярко выраженными летом и зимой.

Растительный и животный мир России

Природа России многообразна и имеет свои характерные особенности в разных уголках страны. Территория России состоит из разных природных зон: арктические пустыни, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степи, полупустыни и пустыни. Наряду с климатическими условиями это дает большое разнообразие в природе России для мира растений и животных.

Растительный мир природы России

Растительный мир составляют огромное многообразие растительных сообществ, произрастающих на всех типах природных зон России.

Самые распространенные типы растительности на территории России это тундровые, лесные, степные, луговые, болотные и другие с характерным климатом для определенных природных зон.
В раздел...

Растительный мир России:

Животный мир природы России

Животный мир представляют разнообразную богатую фауну, характеризующуюся различными видами представителей животного мира, обитающих по всей территории России.

В разных природных зонах тем более разнообразен мир животных России при движении с севера на юг и от равнин в горы, где больше преобладают количество эндемичных и реликтовых видов животных.
В раздел...

Животный мир России:

Природа России: области, республики, края

Все растения и животные в природе России находятся в тесных взаимосвязях, обусловленных климатом и географическим расположением по всей территории страны. Тем не менее каждая область, регион, находясь в определенных природных зонах имеет свою выраженную флору и фауну, определяя уникальное разнообразие природы различных регионов России.

Центральный федеральный округ расположен на Восточно-Европейской равнине. Характерные природные зоны: смешанные и широколиственные леса, лесостепь.

По всей территории округа (3,8% от всей территории России) характерен умеренно-континентальный климат с холодной зимой и теплым летом.
В раздел...

Природа центрального округа России:

Северо-Западный федеральный округ расположен на Северной и Северо-Западной части России. Характерные природные зоны: смешанные и широколиственные леса.

По всей территории округа (9,87% от всей территории России) характерен довольно умеренный континентальный климат с прохладной зимой и умеренно теплым летом.
В раздел...

Природа Северо-Западного округа России:

Южный федеральный округ расположен на Юге Европейской части России. Характерные природные зоны: степная (равнинная), пригорная и горная.

По всей территории округа (2,4% от всей территории России) характерен умеренно теплый климат с не холодной зимой и теплым, иногда жарким летом.
В раздел...

Природа Южного округа России:

Приволжский федеральный округ расположен на Юге Европейской части России. Характерные природные зоны: смешанные и широколиственные леса.

По всей территории округа (6,06% от всей территории России) характерен континентальный климат с выраженными сезонами года.
В раздел...

Природа Приволжского округа России:

Северо-Кавказский округ России

Северо-Кавказский федеральный округ расположен на Юге Европейской части России, в центральной и восточной части Северного Кавказа. Характерные природные зоны: равнинная, предгорная и горная.

По всей территории округа (1% от всей территории России) характерен умеренно теплый климат с мягкой зимой, теплым и жарким летом.
В раздел...

Природа Северо-Кавказского округа России:

Уральский федеральный округ расположен на стыке границ Европейской и Азиатской части России. Характерные природные зоны: лесные с обилием хвойных лесов, тундра, лесотундра и тайга.

На всей территории округа (10,64% от всей территории России) характерен резко континентальный климат с суровой зимой и коротким жарким летом.

Дальневосточный федеральный округ занимает самую большую территорию России и расположен на Дальнем Востоке, почти все субъекты имеют выходы к морю. Характерны самые разнообразные природные зоны: от арктические пустынь, тундра, лесотундра, тайга, до лесостепей со смешанными и широколиственными лесами.

На всей территории округа (36% от всей территории России) разноконтрастный климат от резко континентального с выраженными зимой и летом до муссонного с малоснежной зимой и обильными осадками летом.
В раздел...

Природа Дальневосточного округа России:

Чем богата природа России?

Уроки № 3–4.

Тема занятия : чем богата природа России? Как влияют природные ресурсы на развитие экономики?

Главной образовательной задачей и методической особенностью уроков является подведение учащихся к осознанию актуальных вопросов:

1. В какой мере Россия обеспечена природными ресурсами?

2. Являются ли богатые природные ресурсы гарантией хорошо развитой экономики, и высокого уровня жизни в стране?

3. Не способствует ли богатство ресурсов формированию расточительности в экономике?

4. В чем главная проблема использования ресурсов и как надо ее решать в интересах всего общества?

Занятие целесообразно организовать в форме беседы, обсуждения проблем в сочетании с практической работой по картам и статистическими данными.

Актуализация знаний сочетается с мотивацией учения: школьники вспоминают виды ресурсов, их использование, ресурсы своей местности.

Главный природный ресурс – это территория, которая рассматривается и оценивается с разных сторон, в том числе и экономически. Территория – ресурс комплексный. Географические особенности территории оказывают влияние на все стороны материальной и духовной жизни человека и общества.

Сравним обеспеченность земельными ресурсами в России и Китае. Что вынуждены делать китайцы при такой землеобеспеченности?

Важно обратить внимание, как используется в стране самый ценный вид земельных ресурсов – пашня.

В 1991 г. пашня составляла 131 млн. га, в 1995 г. – 128 млн. га, в 2000 г. – 120 млн. га. Как можно оценить такую динамику? Чем она объясняется? К каким последствиям – экономическим и социальным – приводит?

Учитель предлагает вспомнить, какие виды природных ресурсов используются также издавна, как и пашня, какова их роль в жизни людей и экономике?

Это – лесные ресурсы. Запасы древесины составляют 82 млрд. м 3 . Где сосредоточены основные запасы леса? Вспомним, когда Россия начала продавать лес в другие страны? Приведите примеры.

Что приносит огромный ущерб лесному хозяйству? Эффективно ли использует страна свои лесные ресурсы?

По статистическим справочникам выясните, какую продукцию лесного хозяйства продают за рубеж, в каких объемах, за какую цену и др. Есть ли леса в вашей местности? Как они используются?

Водные ресурсы. В России 13% территории занимают поверхностные воды и болота.

Водные ресурсы – важнейший источник жизнеобеспечения. Вода ничем незаменима. Годовой речной сток составляет 4270 м 3 /год – это менее 10% мирового ежегодного стока. Водообеспеченность России высока в целом, но в Центральной России, на юге страны ощущается дефицит водных ресурсов, что является тормозом дальнейшего экономического развития.

Основная часть водных ресурсов сосредоточена в реках Сибири, на Севере, в озере Байкал. Велики запасы подземных вод. Более 60% городов России используют артезианскую воду. Часть подземных вод подвержена загрязнениям.

Обеспечена ли водными ресурсами Ваша местность? Какую воду использует населения для питья? Есть ли на местных предприятиях водоочистительные сооружения? В каком состоянии находятся водоемы вашей местности? Какие меры необходимо принимать для сохранения качества и объема пресной воды?

Учащиеся с опорой на имеющиеся знания могут оценить значение ресурсов морей в экономике и в обеспечении морскими продуктами населения страны.

1. Какими биоресурсами обладают моря, омывающие берега России?

2. Где ведется промысел краба и креветок?

3. Какое значение имеет морской промысел для коренных народов Севера и Дальнего Востока?

4. В каких случаях наносится ущерб биоресурсам наших морей?

5. В чем заключается рациональное и наиболее эффективное использование ресурсов морей в нашей экономике?

6. Как далеко находится море от вашей местности? Какие морепродукты вы потребляете?

Изучение минеральных ресурсов организуется на основе работы с картами, статистическими данными, дополнительной литературой. Основные знания – степень обеспеченности ресурсами, особенности их размещения, условия добычи и транспортировки, проблемы исчерпаемости ресурсов и рационального использования.

Учитель подчеркивает, что в современном мире используется около 200 видов минерального сырья, и почти все они выявлены в недрах нашей страны.

Выше среднего мирового уровня Россия обеспечена запасами нефти, газа, угля, алмазов; на среднемировом уровне – запасами золота, серебра, молибдена. Дефицитными являются марганец, хром, титан, уран, высококачественные бокситы.

Из комплексных минералов мы извлекаем только 1–2 компонента. При добыче полезных ископаемых сильно нарушается природная среда, велики экономические потери и экологический ущерб.

Задания учащимся: определить основные топливные базы, обозначить их на контурной карте или рисунке.

По запасам нефти Россия занимает 2-ое место в мире (после Саудовской Аравии). Открыто 1900 месторождений, разрабатывается более 1000. В Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции открыто 300 нефтяных и газовых месторождений. Здесь расположены крупнейшие месторождения. Они дают 70% нефти для страны. Старые нефтяные провинции – Северо-Кавказская и Волго-Уральская уже значительно выработаны. Перспективны северные провинции – Тимано-Печорская и шельфы Баренцева моря, Печорской губы, Охотского моря и др.

По запасам газа – 40% мировых – Россия занимает 1-е место в мире. Разведано более 700 месторождений, в т.ч. месторождения-гиганты. Более 80% всех запасов газа сосредоточены в северной части Западной Сибири. Значительные запасы газа в Тимано-Печорской провинции, Прикаспийской, в Оренбуржье и др.

Где расположены основные потребители нефти и газа? Где сосредотачивается основная масса потребителей нефтепродуктов? Какое направление имеют нефте- и газопроводы? Какие из них идут на восток? Газифицированы ли все населенные пункты России? Почему? Правильно ли это? Обеспечены ли газом жилые дома вашей местности? Испытывают ли в вашей местности трудности с бензином, мазутом?

Для того, чтобы осмыслить проблему преодоления расстояний, учащиеся решают задачу: определить среднее расстояние от основных мест добычи нефти и газа к основной массе потребителей.

Самостоятельно учащиеся определяют основные угольные базы и их потребителей.

Россия обладает 1/3 угольных запасов мира. Из них 50% находится в Западной Сибири, 30% – в Восточной Сибири. Здесь находятся гигантские бассейны – Тунгусский и Канско-Ачинский. По качеству углей первенство принадлежит Кузнецкому бассейну. В Европейской части России находится всего 7% угольных запасов страны. Кузнецкий уголь везут на металлургические заводы.

Атомное топливо – уран – добывается в Восточной Сибири, Карелии, Курганской области и др.

Таким образом, основная часть топливных ресурсов сосредоточена в Сибири, а основные потребители находятся за сотни и тысячи километров от них. Как отражается доставка на цене топлива?

Вспомним, где размещаются месторождения руд черных и цветных металлов. Выполним задание: обозначить на карте рудные базы – КМА, в Западной Сибири, Карелии и др. Обозначить размещение руд цветных металлов.

Сделать вывод : где добывают руды цветных металлов и в каких районах больше всего используют цветные металлы?

Где добывают и используют драгоценные металлы?

Что мы относим к нерудным полезным ископаемым.

Неметаллические полезные ископаемые разнообразны.

Для производства удобрений используются фосфатные руды, апатиты (Хибины, Центральная Россия, Урал), калийные руды (Западная и Восточная Сибирь, Урал).

Для экономики важны добыча алмазов (Якутия, в перспективе Архангельская область), слюды (Якутия, Карелия, Иркутская область), серы самородной (Самарская область, Камчатка), цементного сырья (Западная Сибирь, Центр), асбеста, каолина, облицовочного камня и др. Расширяется добыча нового минерала – цеолита – способного поглощать вредные примеси из воды и воздуха (месторождения Западной Сибири, Приморья, Чукотки и др.).

Драгоценные камни добывают в Якутии (алмазы, гранаты, аметисты), на Урале (яшма, агат, рубины, изумруды, топаз и др.), на Алтае, в Забайкалье, Приморье и др.

На коллективное обсуждение ставится вопрос: гарантируют ли ресурсные богатства высокий уровень развития экономики и жизнеобеспечения населения? Значительная часть ресурсов продается за границу. Например, статистике известно, что в 2000 г. было продано минеральных продуктов в страны СНГ на 6,8 млрд. долл., в другие страны – на 48,7 млрд. долл.; металлов, драгоценных камней и изделий из них соответственно на 1,4 млрд. руб. и 21 млрд. руб.

Однако известно и то, что использование топливных ресурсов у себя в стране приносит экономической выгоды в 10 раз больше, чем продажа за рубеж. Продавая нефть и газ, мы гораздо больше обогащаем западные страны, чем себя.

Нашу экономику называют ресурсной. Богатство ресурсов не означает богатство страны и высокого уровня жизни. Почему?

Итак, обладая богатыми природными ресурсами, Россия остается фактически бедной страной. Как можно решить эту проблему? В Учебной дискуссии учащиеся пытаются осмыслить противоречие между имеющимися богатствами, уровнем развития экономики и жизни народа.

Все учебные достижения учащихся оцениваются при подведении итогов урока.

Как освоена территория России?

Тема занятия : освоение территории и развитие экономики России, геоэкономическое пространство страны.

Главная образовательная задача – сформировать четкие представления о значительной разнице в освоении территории страны, неравномерности экономического и социального развития, показать, как складывалась дифференциация геоэкономического пространства, которую необходимо учитывать при организации хозяйства и жизни общества.

Важно продолжить формирование умений преобразовывать словесную информацию в картографическую, т.е. картосхемы.

Мотивация учения сочетается с актуализацией имеющихся знаний.

1. Равномерно ли освоена территория страны? Почему?

2. Какие факторы влияют на освоение территории?

3. Какие показатели характеризуют освоенность территории?

4. Как освоена территория вашей местности?

По картам определите:

а) регионы с наибольшей плотностью населения;

б) регионы с наиболее высоким уровнем экономического развития;

в) регионы с наименьшей плотностью населения и низким уровнем развития экономики.

Наиболее населенными регионами являются Московская область (350 чел./км 2), Санкт-Петербург и область (75 чел./км 2), Краснодарский край (66 чел./км 2), Самарская область (62 чел./км 2), Республика Татарстан (55 чел./км 2) и др.

Больше всего промышленной продукции (доля ВВП) дают Москва и Московская область – 14 %, Тюменская область – 7 %, Санкт-Петербург и область – 4%, Свердловская область – 5%, Самарская область – 4%, Республика Татарстан – 3% и др.

Слабо развита промышленность в Дагестане, Калмыкии, Тыве, Хакасии и других регионах РФ. Это – отрицательный фактор, и его следует преодолевать.

Выделим на картосхеме (рисунке) районы старого освоения, нового освоения и неосвоенных территорий. Определим районы очагового освоения.

Обобщение полученной информации:

а) территория страны освоена неравномерно в пространстве и времени;

б) экономически наиболее развиты территория старого освоения;

в) новое освоение связано с добычей природных ресурсов, в основном минеральных.

Далее целесообразно обсудить вопрос – как влияет неравномерность освоения пространства на развитие экономики? Например, во сколько обходится прокладка путей сообщения и линий связи через болота, горы, тайгу от города до города в Сибири, на Дальнем Востоке? Оправдываются ли издержки по организации новых предприятий и городов в отдаленных районах? В каких случаях нужно ограничиваться вахтовыми поселками?

Слабое освоение и экономическое развитие регионов отражается на социальной сфере: недостатке современных школ, больниц, учреждений культуры, предприятий бытового обслуживания и др.

Рассмотрение всех предыдущих вопросов логично подводит учащихся к формированию представления о геоэкономическом пространстве России. Оно основывается на знаниях о различии природных условий, размещении ресурсных баз, плотности населения, размещения городов.

Природное географическое пространство по мере освоения человеком насыщалось плодами его трудов – городами, селами, транспортными путями, техническими сооружениями, линиями связи и электроэнергоснабжения и т. д.

Кроме того, в каждой части географического пространства исторически складывалась определенная хозяйственная культура, система ведения хозяйства, как личного, так и общественного. Система хозяйствования складывалась под влиянием комплекса природных условий, к которым приспосабливался человек.

Проживая на территории, в тех или иных природных условиях, столетиями люди вырабатывали способы приспособления и выживания в этих условиях. Северные народы научились вести хозяйство в суровых природных условиях, максимально используя северного оленя и собак. На арктическом побережье люди выживали за счет промысла морского зверя. В лесной зоне почти все давало человеку использование дерева. Земледельцы умело сочетали возможности использования почв различного качества с животноводством и удобрением почв навозом. В сухих степях и полупустынях разводили скот. У каждого народа складывалась своя система хозяйствования, образ жизни, трудовой ритм, характерные жилища, постройки, одежда, питание, обычаи, традиции.

Постепенно, в соответствии со способами освоения территории, складывалось разнообразное геоэкономическое пространство, многократно усложняющееся в эпоху индустриализации и технического прогресса.

Тысячи промышленных предприятий, железные и автомобильные дороги, линии связи, перевозки миллионов тонн грузов, пассажиропотоки, миграции, финансовые потоки, мощные информационные системы с каждым днем усложняют геоэкономическое пространство и жизнь человека в нем.

В настоящее время процессы информатизации вносят новые элементы в геоэкономическое пространство. Электронная связь соединяет отдаленные населенные пункты, предоставляет жителям возможности дистанционного обучения, медицинских консультаций и т. д. Осуществление программы «Электронная Россия» дает новый стимул развития геоэкономического пространства России.

Практическая работа

На контурных картах или рисунках обозначить города-миллионеры и регионы с наиболее высоким уровнем экономического развития. Определить местоположение своего района в геоэкономическом пространстве страны.

Вся работа учащихся оценивается при подведении итогов занятия.

Человеческий капитал – главный ресурс современной экономики

Образовательная задача : раскрыть сущность нового понятия человеческого капитала, показать его значение в экономике XXI века.

Мотивация осуществляется путем постановки проблемного вопроса - какие факторы, ресурсы являются решающими в современной экономике?

Рассматривая известные факторы развития хозяйства, приходим к выводу, что ни один из них в современных условиях не имеет решающего значения. Обобщение и объяснение учителя направлено на раскрытие понятия человеческого капитала.

XXI век – век информационной экономики, постиндустриального общества. Наиболее ценным ресурсом, важнее природных ресурсов и накопленного богатства, является человеческий капитал. Главное богатство любого общества – люди. Человек – живой носитель творческих качеств, сил, созидательных способностей. И это – главный элемент современной экономики.

Символом прогресса является не индустриальное производство и тысячи исполнителей, а творческие, одаренные люди, способные к производству новых идей. Это – личность, индивидуальность, способная к открытиям, умеющая предвидеть, прогнозировать, предвосхищать и совершать открытия.

Человеческий капитал – это запас здоровья, знаний, навыков, опыта, который целесообразно используется человеком с целью получения высоких заработков и способствует росту общественного воспроизводства. Это главная ценность общества, главный фактор экономического роста. Но создание человеческого капитала требует усилий и затрат от самого человека и общества. Это образование, которое должно отвечать потребностям развивающегося постиндустриального общества и учитывать реальные условия состояния российской экономики, это физическое и духовное здоровье.

Человеческий капитал истрачивается, и требуется специальная политика государства и стремление общества к его воспроизводству. Важно вкладывать деньги в человека – его образование, здоровье, что является конкурентными преимуществами на рынке труда.

Человеческий капитал образуется в течение длительного времени. На его формирование влияют исторические факторы.

Для России характерны большие потери населения в годы войн, революций, социальных потрясений. Погибшие на фронтах войны, эмигрировавшие из страны, беженцы, погибшие в ходе репрессий, умершие от голода, эпидемий составляют огромное число – до 60 млн. человек. Если учесть и число не родившихся, то эти потери станут еще больше. Наиболее пострадали самые активные, молодые творческие слои населения – кадровые офицеры, лучшие крестьяне, квалифицированные рабочие, инженеры, предприниматели, интеллигенция. Потери населения были не только количественные, но и качественные. «Перестроечные» годы привели к резкому ухудшению жизни большинства населения, криминализации, снижению продолжительности жизни, особенно мужчин, которая составляет сейчас 57–58 лет.

Как повлияли «качественные» потери населения на развитие экономики?

Оказались утраченными такие качества как инициативность, предприимчивость, самостоятельность, вера в собственные силы и др. В новых рыночных условиях многие люди сейчас ведут себя пассивно, не умея и даже не желая как-то осваивать новые экономические условия.

За последние годы утрачен и уровень подготовки рабочих и специалистов. В Российской Федерации только 5% рабочих производства относят к высококвалифицированным рабочим, 78% – к рабочим средней квалификации, и более 16% – низкой квалификации. В США рабочий средней квалификации имеет за плечами 14 лет обучения. У нас только 65% молодежи получают среднее образование, не все молодые специалисты востребованы. Половина молодежи работает не по специальности.

Для России характерен вывоз человеческого капитала – уезжают молодые одаренные ученые и специалисты. В то же время ученые, оставшиеся в стране, вынуждены уходить из науки в бизнес: более 30% руководителей новых коммерческих структур – бывшие ученые.

Интеллектуальный потенциал страны пока что высок, но плохо используется в своей стране.

Современная экономика становится все более интеллектуальной. Современное производство требует высококвалифицированных работников. Чтобы быть конкурентоспособным на мировом рынке, необходимо научиться работать во всех отраслях на уровне мировых достижений. В XXI веке главный фактор развития – человеческий капитал.

Попытаемся оценить, какой человеческий капитал накоплен в нашей местности? Какие специалисты востребованы? Кто не может найти работу? Как относится к образованию и здоровью молодежь?

В условиях рынка и конкуренции каждый человек должен сам максимально прикладывать усилия для сохранения здоровья, как части капитала.

Можно обсудить вопросы :

1. Характеризуется ли долгожителями населения вашей местности?

2. Много ли молодежи занимается спортом?

3. Понимают ли школьники вред курения, алкоголя?

4. Кто может достичь большего успеха в жизни – больной человек или здоровый?

Учитель подводит итоги обсуждения и всего занятия.

Предприятие – основное звено экономики

Уроки № 7–8.

Тема занятия : изучение предприятия, как основного звена хозяйства (экскурсия на предприятие).

Структура занятий включает вводную беседу и экскурсию на предприятие. В беседе выясняется:

Каким образом, за счет чего удовлетворяются материальные и духовные потребности людей?

Что такое производство?

После беседы учитель систематизирует, дополняет и обобщает знания, формирует понятие производства.

Производство – это процесс создания благ путем переработки ресурсов в продукты и услуги, необходимые людям.

Любой продукт или услуга, предлагаемые для удовлетворения потребностей и предназначенные для купли-продажи, называется товаром. Люди, потребляющие товары и услуги, становятся потребителями.

Товары, предназначенные для индивидуального пользования, называют потребительскими. Какие потребительские товары приобретает ваша семья? Кроме материальных благ, существуют и нематериальные, играющие важную роль в жизни человека и общества.

Где создаются нематериальные блага?

Нематериальные блага и услуги создаются в непроизводственной сфере – культуре, образовании, науке, здравоохранении, управлении, сфере отдыха, физкультуры и спорта. Приведите примеры нематериальных благ и услуг, которыми Вы пользуетесь.

Все блага создаются трудом. Из предметов природы человек создает все, что ему необходимо для жизни. Поэтому человек, общество является и производителем, и потребителем. За 10 тысяч лет развития общества создало множество производств, производящих блага и услуги.

Деятельность людей, направленная на создание благ для удовлетворения материальных и духовных потребностей, называется экономической. Но труд человека имеет еще и нравственную сторону. Человек – труженик, умелец, мастер своего дела, профессионал – всегда ценится в любом обществе.

Основным звеном производства, всей экономики является предприятие, так как здесь создаются товары и услуги.

Беседа ориентирована на выяснение вопросов:

1. Какие предприятия производят материальные блага, товары, а какие – услуги?

2. Что производят предприятия вашей местности?

3. Где работают ваши родители, родственники?

4. Какие товары местного производства вы приобретаете?

5. Как изменилось производство за годы перестройки в вашей местности:

а) какие предприятия закрылись, какие продолжают работать;

б) какие новые предприятия открылись, что они производят – товары или услуги;

в) чем отличаются предприятия государственные от акционерных и частных;

г) на каких предприятиях существует дефицит рабочей силы, на каких вакансии отсутствуют.

Подготовка к экскурсии включает ознакомление учащихся с видами предприятий, их структурой, организацией работы. Если промышленное предприятие крупное, с несколькими цехами, то учащиеся делятся на группы, каждая из которых более детально опишет отдельные звенья производства.

Следует отметить, что экскурсию можно провести не только на промышленные предприятия, но и сферы обслуживания, например, автобусный парк, почтовое отделение и др. Важно обращать внимание и на социальные аспекты.

При подготовке к экскурсии учащиеся записывают основные вопросы для изучения:

1. Где расположено предприятие? Чем объясняется его размещение?

2. Что производит предприятие?

3. Кто является его собственником?

4. Какова структура предприятия. Какие подразделения в нем имеются?

5. Опишите основные этапы технологического процесса производства.

6. Как организовано снабжение предприятия? Кто его смежники?

7. Составьте схему энерго- и водоснабжения предприятия. Существуют ли на предприятии очистные сооружения?

8. Сколько рабочих мест имеет предприятие?

9. Какова рентабельность предприятия?

10. Изучите, какие социальные гарантии предоставляет предприятие своим рабочим и специалистам: отпуск, выходные дни, медицинское обслуживание, детский сад и др.

1. Какие природные богатства использовал первобытный человек?

Первобытный человек использовал лишь то, что было близко от него на поверхности земли или в небольшой глубине водоёмов. Исследовать недра или большие глубины, разрабатывать ископаемые они ещё не умели.

Собирали растительность для еды, использовали деревья для костров и строительства жилищ, из камней делали орудия труда и те же стройматериалы.

Без воды обходиться никак нельзя, особенно пресной. Также водных обитателей и земных зверей использовали для пищи, изготовления одежды и домашней утвари.

2. Какие природные богатства используют люди для поддержания жизни?

Для жизни и развития человечество использует много богатств природы: ресурсы мирового океана; дары лесов, полей; плодородие почвы; минеральные вещества из недр.

Все природные богатства нуждаются в бережном использовании и охране. Следует не допустить полного исчезновения, а также занесения в Красную книгу как исчезающих, многих видов растений и животных. Следующие поколения людей должны не только увидеть все возможные дары природы, но и приумножить их.

3. Каковы различия между природными условиями и природными богатствами?

Между этими двумя понятиями есть существенные отличия, вот некоторые из них:

1. Вовлечение в хозяйственную деятельность. Природные ресурсы, в отличии от природных условий, почти всегда вовлечены в хозяйственную деятельность человечества.

2. Центральная характеристика в понятии. Для природных условий главной характеристикой является то, что они являются совокупностью факторов, а вот природных ресурсов, понимание термина строится через то, что это совокупность не антропогенных факторов производства.

То есть, природные богатства это результат деятельности в природных условиях.

4. Какой природный ресурс наиболее необходим человечеству?

Ответ на этот вопрос однозначен – вода. Это один из тех ресурсов, без которых просто невозможно существование человека, но при этом при его отсутствии он будет ни чем не заменим, в отличие от других жизненно необходимых ресурсов.

5. Опираясь на рис.218 учебника, определите, какие виды природных богатств есть в нашей местности. Приведите примеры.

Ресурсы могут быть исчерпаемыми (леса, реки и пр.) и неисчерпаемыми (солнце, воздух и пр.); возобновляемыми и невозобновляемыми.

Челябинская область располагает богатыми и разнообразными природными ресурсами.

Минеральные ресурсы сосредоточены в более чем 300 месторождениях полезных ископаемых, наибольшее значение среди которых имеют месторождения железных и медно-цинковых руд, золота, огнеупорного сырья, талька, графита и кварца.

Челябинская область является монополистом в России по добыче и переработке графита (95%), магнезита (95%), талька (70%), металлургического доломита (71%).

Область обладает неограниченными запасами облицовочного камня с широкой цветовой гаммой и разнообразным рисунком.

6. Перечислите материки богатые: нефтью и газом, цветными металлами, водными ресурсами, биологическими ресурсами.

К наиболее богатым материкам, по месторождениям нефти и газа можно отнести: Северную Америку и Евразию.

Больше всего цветных металлов содержится на территории Евразии, а также, не смотря на маленькие размеры, Австралии.

Безусловно, наиболее богата водными ресурсами Южная Америку, на второй месте после этого материка идет Евразия.

По критерию количества биологических ресурсов лидерами также являются Евразия и Южная Америка, только в другом порядке.

7. Перечислите ресурсы Мирового океана, которые человек в состоянии использовать сегодня и в будущем.

В будущем человечество сможет использовать лишь неисчерпаемые и возобновляемые ресурсы океана, так как исчерпаемые могут быть полностью израсходованы. Закончатся запасы нефти и газа, минералов, добываемых на шельфе. Биологические ресурсы могут быть использованы в будущем только при рациональном использовании сегодня, т.е. нужно не допустить полного истребления многих видов жителей океана. Без ограничений можно будет применять энергию приливов, волн и течений, разницы температур, а также морскую воду и вещества, которые в ней содержатся.

9. Установите соответствие между типом использования природных богатств и отраслями хозяйства.

Непосредственно используют природные ресурсы – 1,2,3,4,5,8

Переработка и обработка природных богатств – 4,5,6,12,13

Не используют природные богатства – 7,9,10,11,14

Школа географа-страноведа

Составьте прогноз изменения природы Земли при условии исчезновения покровных ледников Гренландии и Антарктиды.

Будет затоплено большинство материков нашей планеты, останется на поверхности лишь небольшая часть Евразии.

Это все возможности живой и неживой природы на Земле, которые могут быть применены для жизнедеятельности человека в развитии и улучшении благоприятных условий в жизни общества.

Ещё с самых ранних исторических времен человек использовал природные ресурсы. Тогда по большей части это была охота и рыболовство, в меньшей использование минеральных ресурсов. В дальнейшем с процессами роста земледелия и животноводства использовались в значительной степени почвенные ресурсы и вода. Затем при развитии архитектуры и культуры стали использоваться ресурсы металлов и сплавов, керамики, естественного камня.

С началом века индустриализации началась активная добыча и использование разных видов полезных ископаемых для использования их в энергетике, техническом и экономическом развитии, что, к сожалению, стало негативно сказываться на окружающей среде. Сейчас все больше человечество стремится использовать ресурсы солнца и ветра, не причиняющие разрушительного воздействия на экологию.

Основные виды природных ресурсов мира

Минеральные ресурсы
Разнообразие минеральных веществ находящихся в земной коре делает возможность добычи и разработке их в виде сырья для различных типов промышленности. Потребление минерального сырья обеспечивает рост экономики и благосостояния добывающей его страны, но наличие и запасы минерально-сырьевых ресурсов не становится фактором социально-экономического развития той или иной страны мира...

Ссоры