Вопросы к викторине по экологии. Экологическая викторина для недели экологии в начальной школе

Цель: обобщение и систематизация знаний детей о природе, о красоте леса и его богатствах, о лекарственных растениях.

Образовательные: Закрепить у детей знания о культуре поведения в природе и умение правильно оценивать поступки окружающих.

Развивающие: Развивать логическое мышление детей через решение проблемных ситуаций.

Воспитывающие: Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, умение работать в команде.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально - коммуникативное развитие, художественно -эстетическое развитие, физическое развитие.

Материалы и оборудование: мультимедийная установка; эмблемы для участников команд; картинки с правилами поведения в лесу; пазлы «силуэты деревьев»; дидактическая игра «С какого дерева лист?»; плоды деревьев: грецкие орехи, сосновые шишки, каштаны; ягодный кроссворд; картинки с грибами съедобными несъедобными; зелёная и красная карточка; картинки с изображением перелётных и зимующих птиц.

Предварительная работа: разучивание стихов, песен; чтение произведений российских писателей; беседы о растениях, насекомых, птицах и животных, их повадках и особенностях; рассматривание иллюстраций и книг о природе.

Ход деятельности:

Дети заходят в зал и команды занимают свои места.

Воспитатель:

Нас в любое время года

Учит мудрая природа:

Птицы учат пению,

Паучок – терпению.

Пчёлы в поле и в саду

Обучают нас труду.

Учит солнце – доброте.

Учит снег нас чистоте.

У природы круглый год

Обучаться нужно

Весь лесной народ

Учит крепкой дружбе.

Сегодня мы собрались в зале, чтобы показать свои знания о природе нашего края, о животных и растениях, об их особенностях. А называется наша викторина «Знатоки природы». Соревноваться будут три команды. Команда «Зайчата», «Лисята» и команда «Бельчата». Для каждой команды будут даваться задания. Правила проведения: выслушать вопрос, задание до конца; не подсказывать отвечающему; кто знает ответ, поднять руку; если дети одной команды не знают ответа на вопрос, то отвечают дети другой команды. Представляем вам жюри нашей викторины: …

Воспитатель: Девочки и мальчики, лес – это богатство нашей Земли! Это дом для животных, птиц и насекомых. В лесу они находят себе пищу, укрываются от врагов, растят своё потомство. Растения очищают воздух, радуют своей красотой. Из деревьев человек изготавливает мебель и строит дома. Лес кормит нас грибами, ягодами и орехами.

Воспитатель: Давайте для начала вспомним правила поведения в лесу.

(Воспитатель показывает картинки, а дети объясняют, что не правильно делают мальчики и девочки.)

Физкультминутка.

Воспитатель: Мы идем во лесок,

Будь внимателен, дружок. (Ходьба.)

Впереди ручеек,

Перейти – вот мосток. (На носочках.)

Пробирайся осторожно –

Промочить здесь ноги можно. (Высоко поднимать ноги.)

Мы попрыгаем немножко

По извилистой дорожке. (Прыжки.)

Как услышим в небе гром,

Спрячемся мы под кустом. (Приседание.)

Будем медленно идти –

Дождь настигнет нас в пути. (Легкий бег.)

Мы пришли с тобой, дружок,

Во дремучий во лесок. (Ходьба.)

Ребёнок 1: Богатство лесов береги и храни,

Тебе благодарными будут они!

Ребёнок 2: Дерево, зверек, цветок и птица,

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни!

Воспитатель: Вопросы для всех команд:

  1. Какие деревья называются хвойными?
  2. Почему деревья называются лиственными?
  3. Какие деревья не меняют цвет кроны?
  4. В какое время года деревья меняют окраску листьев?
  5. В какое время года на деревьях распускаются листочки?
  6. У какого дерева ствол белый?

Воспитатель: А сейчас вы должны собрать пазлы и по силуэту определить, что это за дерево и назвать его.

Воспитатель: Дидактическая игра «С какого дерева лист?» (Каждой команде даётся листов по количеству детей).

Воспитатель: Подвижная игра «Детки с ветки» (Собрать плоды деревьев, которые заданы: грецкие орехи, сосновые шишки, каштаны).

Воспитатель: В лесу растут не только деревья и кустарники, но и разные травы. Нужны ли нам они, расскажут ребята.

Ребёнок 3: Много трав растет полезных

На земле страны родной!

Помогают от болезней:

Липа, мята, зверобой!

Ребёнок 4: Мы растенья эти знаем,

Бережем и охраняем!

Соберем не на потеху,

Ты натер ногу в пути, какое растение может облегчить боль? (Подорожник.)

Каким лечебным свойством обладает мать-мачеха? (Лекарство от кашля.)

Название этого растения говорит само за себя – оно лечит многие кожные заболевания. (Чистотел.)

Какие растения помогут укрепить волосы? (Крапива, лопух, ромашка.)

Какое растение кроме мать-мачехи помогает от кашля? (Ромашка.)

Настой какого растения пьют для возбуждения аппетита? (Одуванчик.)

Чай из какого растения действует успокоительно? (Мята.)

Лекарственное растение от 99 болезней. (Зверобой.)

Какое растение применяют для полоскания при воспалительных процессах полости рта, зубной боли? (Тысячелистник.)

Воспитатель: А теперь предлагаю решить «Ягодный кроссворд».

  1. Я красна, я кисла,

На болоте я росла,

Дозревала под снежком,

Ну-ка, кто со мной знаком? (Клюква.)

  1. На припеке у пеньков много тонких стебельков,

Каждый тонкий стебелек держит алый огонек,

Разгребаем стебельки - собираем огоньки. (Земляника.)

  1. На болоте уродилась,

В мягкой травке притаилась.

Желтенькая брошка -

Ягодка... (морошка)

  1. Что за ягодки на кочке?

Осень им румянит щечки

И морозить, и мочить, и варенье варить,

И в морс годится – не даст простудиться.

Наклонись-ка, погляди-ка не поспела ли… (Брусника.)

  1. Под листом на каждой ветке

Сидят маленькие детки.

Тот, кто деток соберёт,

Руки вымажет и рот. (Черника.)

  1. Эти ягоды, все знают,

Нам лекарство заменяют.

Если вы больны ангиной,

Пейте на ночь чай с... (Малиной.)

Воспитатель: Приглашаю вас совершить путешествие «По страницам сказок».

  1. Какое дерево растёт у лукоморья, в поэме Александра Сергеевича Пушкина «Руслан и Людмила», по которому кот учёный ходит и сказки рассказывает? (Варианты: сосна, дуб, клён, тополь.)
  2. Из какого цветка, в сказке «Дюймовочка», Ганса Христиана Андерсена, появилась маленькая, маленькая девочка? (Варианты: из колокольчика, из лилии, из тюльпана, из пиона)
  3. Какое дерево, в русской народной сказке «Гуси-лебеди», спрятало и укрыло детей? (Варианты: слива, груша, яблоня, черёмуха.)
  4. За кустами каких цветов, ухаживали Кай и Герда в сказке Ганса Христиана Андерсена «Снежная королева»? (Варианты: за кустами роз, за кустами пионов, за кустами хризантем, за кустами астр.)
  5. Под каким деревом белка грызёт орешки и песенки поёт, в сказке «О царе Салтане» Александра Сергеевича Пушкина? (Варианты: под сосной, под елью, под лиственницей, под дубом.)
  6. Из какой травы плела Элиза рубашки для своих братьев, в сказке Ганса Христиана Андерсена «Дикие лебеди»? (Варианты: из папоротника, из багульника, из медуницы, из крапивы.)

Воспитатель: Поиграем в игру «Съедобное – не съедобное» (называются грибы, а дети поднимают зелёную карточку, если гриб съедобный и красную, - если несъедобный).

Воспитатель: В лесу кроме деревьев и других растений, живут разные птицы и животные. Без них трудно представить лес. Все они наши верные помощники и друзья.

Ребёнок 5: Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К нам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо!

Ребёнок 6: Приучите птиц зимой

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну!

Воспитатель: А сейчас мы проверим, как вы хорошо знаете птиц. На столах лежат картинки с изображением перелётных и зимующих птиц, мальчики отбирают зимующих, а девочки перелётных.

Воспитатель: «Кто где живёт?» (посмотрев на экране изображение животных, дети называют их жилище).

Ребёнок 7: Милый лес, добрый лес!

Говорим тебе спасибо

За прекрасный воздух твой

За рябину и калину,

За ромашку, зверобой.

Ребёнок 8: На одной большой планете

Нам с тобою вместе жить.

Будем взрослые и дети

Дружбой этой дорожить!

Воспитатель: Где бы ни жил человек: в городе или в загородной местности, он всегда окружён растениями и животными. Но к сожалению, люди не всегда бережно относятся к природе. Вырубая леса и загрязняя воду в реках, люди невольно губят многих диких животных, для которых лес и река – дом. Из-за людей некоторые растения и животные навсегда исчезли, а многие стали редкими. А куда занесены редкие виды животных и растений?

Дети: В Красную книгу.

Воспитатель: Красная книга – это справочник об исчезающих животных и растениях. Почему именно красный цвет?

Дети: Сигнал, опасность…

Воспитатель: Да, действительно - красный цвет – сигнал тревоги и запрета, понятный людям всего мира. Всех животных и растения, которые занесены в эту книгу, необходимо охранять. Люди создают заповедники, парки, в которых охота запрещена.

Воспитатель: Наша экологическая викторина подходит к концу, просим жюри подвести итоги, и выявить победителей.

Ребёнок 9: Любите родную природу -

Озера, леса и поля.

Ведь это же наша, с тобою

Навеки родная земля.

Ребёнок 10: На ней мы с тобою родились,

Живем мы с тобою на ней.

Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относиться добрей.

Классный час. К году Экологии.

Экологическая викторина.

Цели и задачи.

    Познакомиться с классификацией отходов и способами избавления от них.

    Сформировать сознательное отношение к проблеме бытовых отходов.

    Освоить навыки экологической культуры.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

I. Организационный момент.

Игра проводится с учащимися 6-7 классов.

Из присутствующих учащихся путем жеребьевки выбираются две команды, например - "Обыватели” и "Эксперты”. В конвертах находятся вопросы и задания. Представители международной организации по охране природы (учащиеся 10 класса) оценивают выполнение заданий игры. В конце игры подводятся итоги.

1 этап. Постановка проблемы

В настоящее время в городах очень остро стоит проблема утилизации бытового мусора. На каждого жителя планеты приходится в среднем около 1-1,5 т мусора в год. Если весь накопившийся за год мусор не уничтожать и не перерабатывать, а ссыпать в одну кучу, образовалась бы гора высотой с Эльбрус. Что делать с мусором - это "вечная тема”.

Демонстрация слайдов презентаций с комментариями учителя и учеников.

Материал для презентаций.

Историческая справка:

    200 тыс. лет до н.э.- первые мусорные кучи из костей животных и обломков каменных орудий;

    400 лет до н.э. - первая в истории организованная свалка в Афинах;

    200 г. в Риме возникла городская служба по уборке мусора;

    1775 г. в Лондоне первые мусорные баки;

    1800 г. свиньи на улицах Нью-Йорка для борьбы с мусором;

    1810 г. в Англии изобретена жестяная консервная банка;

    1869 г. началось производство целлулоида – первого из многих видов пластмассы;

    1874 г. началось организованное сжигание мусора в Англии;

    1897 г. в Нью-Йорке открыт первый центр по сортировке и переработке мусора;

    1912 г. изобретен целлофан;

    1948 г. в Нью-Йорке открылась свалка Фреш-Киллс, до сих пор остающаяся крупнейшей в мире;

    1932 г. в США изобретены машины, прессующие мусор;

    1965 г. конгресс США принимает акт об утилизации твердых отходов;

    1992 г. международный форум в Рио-де-Жанейро назвал утилизацию отходов одной из главных проблем Земли;

    2000 г. страны ЕС поставили задачу добиться утилизации и повторного использования 50% отходов.

Говорят факты:

    1-1,5 тонна мусора на каждого жителя планеты в год;

    Весь не переработанный за год мусор-гора высотой с Эльбрус (5642 м);

    300 кг мусора на каждого жителя России, Франции, Германии;

    600 кг мусора на каждого жителя США;

Причины увеличения количества мусора в мире:

    рост производства одноразовой посуды;

    увеличение количества упаковки;

    повышение уровня жизни.

2 этап. Проведение игры

Игра "Мусорная цивилизация”

1 тур "Россыпи помоек”

(Вопросы экологической викторины)

Команды получают три таблички с цифрами 1,2,3. На каждый задаваемый вопрос дается три варианта ответов. Посовещавшись, команды по очереди поднимает таблички с номером ответа. Представители международной организации оценивают ответы.

Экологическая викторина.

1. Большую часть мусора, загрязняющего Землю, составляют:

а) пластмасса , б) стекло, в) металл.

2. Прежде чем начать утилизацию отходов, их необходимо:

а) рассортировать , б) собрать в одном месте, в) раскрошить .

3. Первоочередная забота при выборе места свалки:

а) защита поверхности земли и грунтовых вод , б) ограждение места свалки, в) укомплектование соответствующей техникой.

а) бытовой мусор , б) пестициды, в) минеральные удобрения.

5. Для того чтобы переработать пластмассу, ее необходимо:

а) компостировать , б) сжечь при специальных условиях, в) переплавить.

6. Какая отрасль промышленности во Франции считается самой активной и процветающей?

а) производство упаковочных материалов, б) переработка мусора , в) производство автомобилей.

7. Наиболее эффективный путь борьбы с нарастающим количеством отходов, попадающих в окружающую среду:

а) их захоронение, б) разработка правовых механизмов регулирование процесса , в) рециркуляция (повторное использование отходов).

8. Вредные выбросы оказывают влияние:

а) только на те регионы, где появилось загрязнение, б) на близлежащие регионы , в) даже на территории, удаленные от места, где загрязнение "увидело свет”.

9. Способом уменьшить влияние на природу является:

а) рост численности населения, б) освоение новых территорий, в) создание безотходных технологий.

10. Как называется сфера разумной деятельности человека:

а) биосфера, б) ноосфера, в) атмосфера.

11. Первое место по суммарному объему выбросов вредных веществ в атмосферу занимает:

а) теплоэнергетика, б) нефте-и газопереработка, в) автотранспорт.

12. Гарбология - это:

а ) наука о доме, местопребывании, б) наука изучающая почву, в) мусороведение.

13. Бутылка или банка из пластмассы, брошенная в лесу, пролежит без изменения:

а) 10 лет, б) 50 лет, в) 100 лет и более.

14. Выброшенную бумагу "съедят” невидимки-микробы за:

а) 1-2 года , б) 5-8 лет, в) 20 и более лет.

15. Конституция России предусматривает: а) обязанность предприятий выделять денежные средства на содержание заповедников, б) обязанность государства создавать экологически чистые зоны , в) обязанность граждан беречь и защищать природу.

2 тур "Устами младенца”

Команды выступают в роли детей и свои детские высказывания адресуют друг другу. Те должны определить, о чем идет речь.

Определите что это.

1. Ее изобрели китайцы.

2. Ее получают из дерева.

3. Она легко горит.

4. Из нее получается очень много мусора.

5. На ней обычно рисуют и пишут. (Бумага)

II.

1. Его делают из песка.

2. Чаще всего оно прозрачное.

3. Когда оно падает, то разбивается.

4. Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто.

5. Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара. (Стекло)

III.

1. Это легче воды.

2. Это образует пленку на воде и не тонет.

3. В речке этого становится много, когда моют машину.

4. Это мешает дышать рыбам.

5. Это надо удалять с поверхности воды. (Машинное масло)

IV.

1. Этого почти не видно.

3. От этого у людей бывает астма и бронхит.

4. Это могут собрать на свои листья зеленые растения.

5. В городе, где этого много не растут лишайники. (Газовые отходы)

1. Это всегда черного цвета.

2. Этого много в промышленном городе, где работают фабрики и заводы.

3. Это очень вредное.

4. У человека оно вызывает болезни, а одежда становится грязной.

5. Этого много образуется при горении. (Сажа)

VI.

1. Из нее у меня сделано очень много игрушек.

2. Она бывает разноцветной и ее трудно сломать.

3. Предметы, изготовленные из нее, мало весят.

4. Если ее поджечь, то появится много черного дыма, который плохо пахнет.

5. Ее нельзя выбрасывать, так как она сама по себе в природе не разлагается. (Пластмасса)

3 тур "Очумелые ручки”

("Вторая жизнь ненужных вещей”)

На стол участникам игры ставятся пакеты с набором различных предметов бытового мусора, из которого в течение 5-7 минут нужно изготовить максимальное количество полезных вещей. Материалы для работы (клей, скрепки, ножницы, скотч и т.п.) прилагаются.

4 тур "Аварийная ситуация”

Предлагается ответить на вопросы. Команды адресуют их друг другу.

Вопросы "аварийной ситуации”:

1. Можно ли заворачивать бутерброд в глянцевую бумагу с цветным рисунком? (Нет, так как краски могут содержать соли свинца, кадмия и других тяжелых металлов, а также вредные органические соединения)

2. Как поступить с использованной батарейкой? (Батарейки могут содержать соли тяжелых металлов, поэтому их нельзя выбрасывать где попало, а нужно сдавать в специальные пункты приема)

III этап. Подведение итогов.

Каждая команда предлагает свои пути решения мусорной проблемы.

Объявляются итоги игры и награждаются победители.

Вопросы «РАЗМИНКИ»

1. Каркуша - это: (ворона) 2. Какая змея самая большая? (анаконда) 3. Самое быстрое морское животное (дельфин, касатка) 4. Какому дереву дети очень радуются зимой? (ель) 5. Какие камни в море? (мокрые) 6. Целый день летает, всем надоедает (муха) 7. В пруду купался, а сух остался. (Гусь) 8. Какие животные вылезают из кожи вон (змея) 9. Рыжая плутовка (лиса) 10. Он начинает неделю (понедельник) 11.Первый весенний цветок (подснежник) Какая рыба напоминает шахматную фигуру? (морской конёк) 12. Какого цвета хамелеон? (разного, в зависимости от температуры, влажности, освещения) 13.Ветки каких деревьев можно встретить в бане? (берёза, дуб) 14. Что есть у сосны, тополя, осины, а у берёзы нет? (буква о) 15. Какой зверь в лесу знает, где находится мёд? (медведь) 16. Какую часть дерева в старину очень боялись ученики в школе? (ветки, из которых делали розги) 17. В названии какой птицы есть цифра 3? (стриж) От чего утки плавают? (от берега) 18. Сколько ног у паука? (8) 19. Первые весенние птицы (грачи) 20. Что делает ёж зимой? (спит)

Вопрос - ответ (по 5 вопросов каждой команде)

1. Зачем в клетку с попугаем помещают зеркало? (попугай - подвижная птица, не любит оставаться в одиночестве, от скуки может заболеть или травмироваться. “Друга” попугайчику может заменить его собственное отражение в зеркале. Около зеркала попугай может сидеть часами, общаясь с себе подобным.)

2. В какой стране корова считается священным животным? (в Индии. Там запрещено религиозным законом убивать коров на мясо. А когда корова перестает давать молоко, ее выгоняют со двора. Если на улице идет дождь или холодно, корова может зайти в магазин или аптеку - ее никто не выгонит.)

3.Что такое панты: а) рога оленя, б) часть упряжи в) лосиные рога

4. Зачем улитке рога? (оказывается, это не рога, а щупальца, которыми она ощупывает, пробует на вкус, обнюхивает и рассматривает все вокруг, на концах расположены крошечные глазки В чем свинья спаниелю конкурент? (свинью обучают как собаку - ищейку на поиски наркотиков; у нее это получается быстро и точно)

5.Встречается ли в природе “водяная свинья”? (встречается; так называется карп - одна из важных пресноводных рыб. Он может жить более 70 лет, достигая 69 кг, очень мясист, жирен - чем не свинья)

6.Вкусны ли птичьи гнезда? (В юго-восточной Африке живут стрижи-саланганы, которые вьют гнезда из слюны. Местные жители их собирают, отваривают в курином бульоне или кипятке. Говорят, что это очень питательно и напоминает белок куриного яйца)

7. Можно ли хвостом напиться? (оказывается, можно. Так поступают африканские обезьяны - бабуины. Когда они хотят пить, а до воды руками не дотянуться, они опускают в воду хвост, а затем его облизывают. Так они проделывают несколько раз).

(Анашкина Е.Н. 300 вопросов и ответов о домашних животных. - Ярославль: Академия развития, 1997). (панты - это неокостеневшие рога пятнистых оленей и маралов, которые

используются в медицине. Из шкуры пантовых оленей изготовляют замшу)

8. Почему свиньи валяются в грязи: а) от скуки б) с определенной целью в) так они играют

9. Левретка - это:

а) часть женской одежды б) собака в) головной убор

(это короткошерстная борзая; этих собак разводили еще при дворе египетских фараонов, т.к. мумии собак обнаружены при раскопках многих гробниц. Изображение левреток встречается на древних папирусах

10. В чем свинья спаниелю конкурент? (свинью обучают как собаку - ищейку на поиски наркотиков; у нее это получается быстро и точно)

« Животные заповедника» . (по 6 вопросов каждой команде)

1.Какое животное строит хатку? (бобр)

2.В лесу зимой много сугробов. А из сугробов пар идет. Почему? (в берлоге спит медведь)

3.Что кормит волка? (волка кормят ноги)

4. Кого называют великаном заповедных лесов? (лося)

5. У каких животных есть рога и копыта? (у зубра, лося, коровы, быка, яка, оленя)

6. Какое животное в заповеднике самое крупное? (зубр)

1.Какого животного называют санитаром леса? (волка)

2. Какая кошка бегает зимой по лесу? (рысь)

3. Назовите современника мамонта и саблезубого тигра? (выхухоль)

4. Какие животные охраняются в заповеднике (зубр, рысь, выхухоль, бобр, куница)

5. Каким животным помогает хвост? (лисе, белке)

6. Почему медведь зимой не может поймать лося? (потому что зимой он спит)

Загадки (Задаются по очереди каждой команде)

Голубой шатёр весь мир накрыл (небо)

Что видно только ночь (звёзды)

Без рук, без ног, а дерево гнёт (ветер)

По синему морю белые гуси плывут (облака)

Без рук, без ног, а рисовать умеет (мороз)

Скатерть белая весь свет одела (снег)

Рыжая шалунишка грызёт ловко шишки (белка)

Стоит Егорка в красной ермолке кто ни пройдёт, всяк поклон отдаёт (земляника)

Зимой и летом одним цветом (ёлка)

Днём спит, ночью летает и мышей пугает (сова)

«Мир животных» (по 10 вопросов каждой команде)

1.У кого ухо на ноге?(У кузнечика)

2.Какие птицы ночуют зимой, зарывшись в снег головой? (Тетерев, Рябчик)

3.Какая рыба вьет гнездо? (Колюшка)

4.Умеют ли слоны плавать?(Да, и даже полностью погружаются в воду)

5.Какая из птиц нашей страны летает быстрее всех? (Стриж)

6.Какая самая большая птица в мире? (Африканский страус)

7.Что происходит с пчелой после того, как она ужалит свою жертву? (Гибнет)

8.У кого самое плохое зрение? (У крота)

9.Какое животное хорошо бегает, прыгает, да еще и боксирует? (Кенгуру)

10.Она похожа на тетрадь в линию? (Зебра)

11.Кто спит вниз головой? (Летучая мышь)

12.Самый крупный хищник? (Белый медведь)

13.У каких птиц крылья покрыты чешуей? (У пингвинов)

14.Птица- подражатель, пародист других пернатых? (Скворец)

15.Самый маленький зверёк в лесу? Очень полезен, его иногда принимают за мышонка?(Землеройка)

16.В названии этого животного есть продукт, производимый пчелами? (Медведь)

17.След какого хищника очень похож на след человека? (медведь)

18.Что страшней для птиц: зимний холод или голод? (Голод)

19.Сколько ног у паука? (Восемь)

20.Какая рыба называется так же, как и река, в которой она обитает? (Амур)

«Мир растений» (по 10 вопросов каждой команде»)

1.Древесина какого дерева очень прочна и устойчива против гниения? (Лиственница)

2.В каком лесу более влажная почва - там, где больше брусники или черники? (Черника более влаголюбивая, чем брусника)

3.Какая сосна имеет более крепкую древесину- растущая быстро или медленно? (Самая крепкая часть кольца древесины позднелетняя. Чем медленнее растет дерево, тем ближе один к другому позднелетнее слоиии, тем крепче дерево).

4.Что можно использовать в лесу для заварки чая?(Листья земляники, малины, черники..)

5.Почему лесные дороги после дождя дольше по сравнению с полевыми не просыхают? (В лесу нет ветра, а без ветра процесс испарения замедляется)

6.Из древесины какого дерева делают спички? (Осина)

7 . Какая ягода может заменить лимон? (Клюква)

8.Какое дерево цветет позднее всех? (Липа цветет летом)

19.Какие ягоды можно собирать зимой? (Клюква, брусника)

10.Плоды каких кустарников богаты витамином С? (Черная смородина,брусника)

11.Весной или летом цветет сирень? (Весной)

12.Какой лист шумит, а какой шелестит? Чем вызваны эти звуки? (В ЛИСТВЕННОМ ЛЕСУ ШЕЛЕСТ СЛАБЫЙ ИЛИ СИЛЬНЫЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВЕТРА) Вызывается он трением листьев друг о друга.А в хвойном лесу струи воздуха при ветре огибают ветки и иголки хвои, при этом за ними образуется маленькие вихри, издающий слабый шипящий звук. Сливаясь вместе, эти звуки создают шум леса)

13.Почему в сосновом лесу мы видим много сосновых сучьев, а у деревьев зеленеют только верхушки? (Сосна светолюбивое растение. Если ее сучья получают мало света, они отмирают. Верхушки зеленеют потому, что получают много света)

14.Почему у елей в лесу зеленеют не только верхушки, но и нижние ветки до самой земли?(Ели не светолюбивое растение, ее хвоя может жить и при некотором затемнении)

15.Почему под соснами в лесу можно увидеть молодые елочки, а под елями сосенку не увидишь? (Сосна не может расти под тенистой елью)

16.Почему у ели всегда острая верхушка? (потому, что ель всегда растет в высоту, а другие деревья, достигшие определенного возраста, перестают расти вверх)

17.почему на коре деревьев с течением времени образуются толщины? (Древесина нарастает в ширину быстрее чем кора)

18.Почему листья с верхушек деревьев опадают последними? (Они моложе)

19.Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму хвою? (Лиственница)

20.Древесина какого дерева используется для кораблестроения? (Сосна)

Раиса Янбулатова
Вопросы к викторине по экологическому воспитанию

\В работе с детьми дошкольного возраста очень часто использую викторины. Детям нравится такая форма работы, главное, чтобы вопросы соответствовали возрасту детей, были заранее продуманы, сопровождались показом иллюстраций, картинок, игрушек. Если есть такая возможность, то можно использовать ИКТ.

Викторину можно проводить как итоговое занятие по любой образовательной области. Сейчас очень много готовых викторин по любому разделу программы можно найти на страницах интернета, я предлагаю вопросы, которые составляла по разделу «Экологическое воспитание», пользуясь литературой для детей:

В. В. Зотов «Лесная мозаика», А. А. Плешаков «Зелёные страницы», В. А. Алексеев «300 вопросов и ответов о животных», энциклопедии для детей и др.

«Я лично не хотел бы жить в мире без птиц, без животных и растений. Природа составляет бессловесное и лишённое права голоса большинство, которое может выжить только с нашей помощью». Дарелл

Вопросы к викторине

1. Говорят, что медведь в берлоге сосёт лапу. А вы как думаете?

2. Почему заяц спит с открытыми глазами?

3. Кто выводится из икры лягушки?

4. Для чего уж, гадюка высовывают язык?

5. Сколько раз в год у воробья появляются малыши? Почему птицу называют воробьём?

6. Какого медведя называют пестун? А шатун?

7. Чем опасен майский жук? А его личинки?

8. Где и как сорока строит гнездо?

9. Кто кукует: самец или самка? Что означает кукование кукушки?

10. Чем муравьи видят? Как муравьи отыскивают дорогу домой?

11. Откуда и почему капает у берёзы сок?

12. Почему крапива обжигает?

13. Почему мать-и-мачеха имеет такое странное название?

14. Почему на ветках ели не держится много снега?

15. Почему муравьи могут подсказать место, где растёт земляника?

16. Почему груздь так называется?

17. Какое дерево не любит подберёзовик?

18. Что общего и в чём разница между облаками и туманом?

19. Что такое крона? Чем отличается крона одинокой сосны от кроны сосны, растущей в лесу?

20. Какую пользу приносят дождевые черви?

21. Сколько раз в году белка меняет свой наряд?

22. Как лось пробирается через лесное болото? Почему он не проваливается в топях?

23. Что плохого делают кукушки и их птенцы певчим птицам? Почему?

24. Где улитка оставляет свой дом, когда гуляет?

25. За что медведь получил своё имя?

26. Какая птица выводит птенцов в любое время года, даже зимой, среди снега?

27. Из древесины какого дерева делают музыкальные инструменты?

28. Чем стрекочут кузнечики? Где у них уши?

29. Как дятел достаёт вредных насекомых из глубины дерева?

30. Почему ворону называют лесным санитаром?

31. Грибы – это растения?

32. Нужны ли в природе мухоморы?

33. Почему Красную книгу назвали красной, а не синей, например? Назовите растения (животных) из Красной книги.

34. Каких врагов леса вы знаете?

35. Паук – это насекомое?

36. Смогут ли люди прожить без насекомых?

37. Почему белые медведи не могут жить в лесу?

38. Чем ёж на медведя похож?

Ответы на вопросы викторины

1. Он не сосёт, а лижет её. На подошве у медведя зимой отслаивается старая, огрубевшая за лето кожа. Молодая, нежная кожица зудит и мёрзнет. Он облизывает подошвы горячим языком, да и причмокивает губами.

2. Из осторожности, чтобы не схватили хищные звери и даже птицы. Поворачивают голову по ветру, чтобы вовремя услышать врага.

3. Головастики.

4. Они ими чувствуют.

5.2-3 раза. Назвали так, потому что тащит крошки и т. п. у больших птиц, «вора бей».

6. Шатун – медведь, который бродит зимой в поисках пищи (летом накопил мало жира). Пестун – медведь из прошлогоднего выводка.

7. Поедает листья деревьев, личинки – корни деревьев.

8. В густых зарослях. Строит из прутьев, переплетая их травинками, скрепляя глиной. Сверху и с боков гнездо прикрывают колючие ветки, которые служат надёжной крышей. Похоже гнездо на шар, с одной стороны есть вход.

9. Кукует самец, он своим «ку-ку» подзывает самок. Предупреждает, что участок занят.

10. Видят муравьи плохо, помогают усики, которыми муравьи ощупывают всё, что встречается на пути. По пахучим следам на тропинках при помощи усиков находят дорогу домой.

11. Из трещин, которые появились от сильного мороза, через ранки от обломанных веток. Сок из земли вытягивают корни, им напиваются все веточки и почки берёзы.

12. На листьях и стеблях есть волоски, очень хрупкие, острые, как иголки крошечного шприца. При прикосновении они легко обламываются и обжигают едким соком.

13. Листья снизу мягкие, пушистые, ласковые, сверху – блестящие и холодные.

14. Ветки у ели эластичные и пружинистые. Они наклоняются от снега, и он сползает.

15. Они строят свои дома на сухих землях да на слабом солнцепёке, там же чаще растёт земляника.

16. Растут группами, семейками, словно друг на друге груздятся.

17. Подберёзовик не любит ели, так как под ними темно, а ему нужен свет.

18. Общее – состоят из капелек воды, но облака – над землёй, туман – над поверхностью земли.

19. Крона – верхняя разветвлённая часть дерева вместе с сучьями и ветвями. У одинокой сосны крона с распахнутыми мощными сучьями.

20. Дождевые черви рыхлят почву.

21. Белка меняет наряд 2 раза. Весной серый – на рыжий, а осенью – наоборот.

22. Острые копыта лося рассечены и расходятся в стороны. А между рассечёнными частями есть кожистая перепонка, которая не даёт ногам лося проваливаться в топях.

23. Самец отвлекает птиц, а самка в это время подкладывает яйцо, иногда даже выбрасывает лишнее яйцо. Кукушонку мешает скорлупа яиц и другие птенцы, он начинает их выбрасывать, остаётся один.

24. Улитка гуляет вместе с ним.

25. Ведаёт, где есть мёд.

26. Клёст. Он выкармливает своих птенцов еловыми и сосновыми семечками.

27. Из ели. Самое певучее и звонкое дерево. Ещё в древние времена из ели делали скрипки.

28. Уши на передних ногах. Трутся надкрылья, получается стрекот.

29. У него очень длинный язык, 10-15см, он липкий, с твёрдыми зазубринками. Насекомые приклеиваются к языку или накалываются на зазубринки.

30. Ворон ест всё, собирает падаль, очищает лес.

31. Грибы – это грибы, хотя раньше их относили к растениям. В грибах есть вещества, которых нет ни в одном растении.

32. Мухоморами питаются некоторые животные: лоси, белки, сороки. Для лосей это лекарство. Грибы участвуют в переработке растительных остатков в лесу: разрушают пни, отмершую листву, упавшие сучья (санитары леса). Мухомор украшает лес.

33. Красный цвет – сигнал опасности. Животные – амурский тигр, белый медведь, леопард, снежный барс и др. ; растения – майский ландыш, белая и жёлтая кувшинка, подснежник и др.

34. Гусеницы,

35. У паука – 8 ног, а у насекомых только 6.

36. Не смогут: сначала исчезнут растения (некому опылять, потом животные, птицы (нечего есть). Всё в природе взаимосвязано. Всё зависит от человека.

37. Они питаются рыбой.

Экологическая игра - викторина

(3-4 классы)

Подготовила: Горлова Е.И.

Цели:

    расширение кругозора детей, их знаний по окружающему миру, раскрыть важность рационального использования и охраны окружающей природы;

    воспитание экологической культуры, бережного отношения к окружающей природе, желание заботиться о ней;

    воспитание чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы;

Ход занятия

Организационный момент.

Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нём солнце,
дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нём птицы и цветы,
Весенний звон ручья,
Живёшь в том светлом доме ТЫ
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели
Всегда ты будешь в нём.
ПРИРОДОЮ родной земли
Зовётся этот дом.
(Л.Дайнеко)

Дорогие ребята, сегодня мы с вами побываем в удивительном мире природы: на речке, в поле, в лесу и на полянке. Побываем в гостях у животных, заглянем в царство грибов. Вас ждут интересные вопросы и весёлые игры.

От каждого класса представлена команда из 8 человек. Давайте их поприветствуем!!!

Оценивать ваши знания в ходе соревнования команд будет жюри. Болельщики тоже могут принести своей команде дополнительный балл за правильный ответ, но и за плохое поведение они могут лишить свою команду балла.

I. Первая станция. «Царство растений».

Ведущий. Нашу Землю называют Зелёной Планетой. Кто подарил ей зелёный наряд?

Деревья и травы, цветы и кустарники. Они всюду вокруг нас. На крайнем севере и в жаркой пустыне. Высоко в горах, в лесу, на лугу и у самой воды. Тысячи видов, сотни тысяч названий.

Итак в путь. Первая станция нашего путешествия «Царство РАСТЕНИЙ» .

Когда ты идешь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно «почему?» меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей.
Другое – пчелою забралось в цветок,
А третье – лягушкою скок в ручеек.
«Что?» мышкой шныряет
под листьями в норах,
«Кто?» ищет в кустах притаившийся шорох
Сидит «отчего?» на зеленом листке.
«Куда?» полетело верхом на жуке.
«Зачем?» вслед за ящеркой влезло на пень.
Вопрос за вопросом, и так –
целый день!
Мы с вами, друзья, по тропинке идем
Ответы искать под зеленым шатром.

1-й конкурс. Викторина «Узнай растение».

– Каждая команда внимательно слушает свой вопрос.

    На какие группы можно разделить все растения? (Хвойные и цветковые).

    Из него плетут весенние венки, а когда он отцветает – разлетается на все стороны света. (Одуванчик).

    Какие деревья называют вечнозелеными? (Ель, сосну). Почему?

    Какие деревья с белой корой? (Береза, осина).

    Какая ягода бывает красной, белой, жёлтой, черной? (Смородина).

    На этом цветке любят гадать влюблённые девушки. (Ромашка).

    Какой газ необходим для дыхания растений? (Кислород).

    Это самый первый цветок, появляющийся из под снега. (Подснежник).

    Какой цветок называют – царицей цветов? (Роза).

    Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? (Клен).

    У каких деревьев листья осенью красные? (Клен, рябина).

    Листья какого дерева и без ветра трепещут? (Осина).

– Молодцы, ребята!

2-й конкурс. Кто больше составит слов – существительных из слова ПРИРОДА. (У каждой команды лист и карандаш. Род, пир, ода, дар, ар, пора, ад, ирод, и др. ).

3-й конкурс. Какие листья и плоды и на каком дереве они растут?

Лист берёзы – берёзовый.
Лист липы – …
Лист клёна – …
Шишка ели – …
Плод дуба – …
Лист дуба – ….
Лист осины – …
Лист ивы – …
Шишка сосны – …
Плод яблони – …

4-й конкурс. Игра «Четвёртый лишний».

Вычеркни лишние. Объясни – ПОЧЕМУ?

    Клён, рябина, ель, тюльпан. Так как …

    Берёза, дуб, шиповник, тополь. Так как …

    Яблоня, смородина, малина, рябина. Так как …

    Осина, липа, дуб, ель. Так как …

    Сосна, тополь, рябина, ива. Так как …

    Липа, осина, клён, яблоня. Так как …

    Груша, слива, тополь, вишня. Так как …

    Клубника, роза, ландыш, фиалка. Так как …

А пока команды работают, болельщикам предлагаем отгадать загадки и принести дополнительный балл своей команде.

Загадки

    Русская красавица,
    Всем нам очень нравится.
    Бела она, стройна,
    Одежда зелена. (Береза ).

    Прямо в небо рвутся, ввысь;
    Ты внимательно всмотрись:
    Не березы, не осинки,
    Нет листочков, есть хвоинки. (Ели ).

    Вот бочонок с шапочкой,
    С дерева упал.
    Год прошел – и деревцем
    Маленьким он стал. (Желудь ).

    Ветви над рекой склонила,
    В реку смотрится уныло. (Ива ).

    Осень тихая настанет,
    Дивным дерево то станет:
    Листья – звезды яркие,
    Золотые, жаркие. (Клен ).

    Летом знойным зацветет –
    Сразу пчел к себе зовет.
    Круглые листочки,
    Светлые цветочки.
    Вкусен, сладок их нектар...
    Кто-то дерево узнал? (Липа ).

    Что за дерево такое
    Угощает снегирей?
    Снег стоит, трещат морозы,
    Ну а ягоды вкусней. (Рябина ).

II. Вторая станция. «Царство Животных».

Лес – это большой дом, где по соседству живут самые разные растения и животные. Они не только живут вместе, но и нужны друг другу. Послушайте стихотворение Б. Заходера

Про всех на свете.

Все-все, все на свете,
На свете нужны,
На свете нужны,
И мошки не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых
И даже без хищников,
Злых и свирепых.

Нужны все на свете!
Нужны все подряд –
Кто делает мед,
И кто делает яд!

Плохие дела
У кошки без мышки,
У мышки без кошки
Не лучше делишки!

И если мы с кем-то
Не очень дружны,
Мы все-таки очень
Друг другу нужны.

А если нам кто-нибудь
Лишним покажется,
То это, конечно,
Ошибкой окажется!

Все-все,
Все на свете нужны,
И это все дети
Запомнить должны!

Ведущий: Наступила зима. Сейчас мы вспомним, как готовились наши лесные жители к зимним холодам. Давайте посмотрим инсценировку В.Орлова «Осеннее задание» .

С утра в лесу
Над нитью серебристой
Хлопочут паучки-телефонисты.
И вот уже от елки
До осинки,
Как провода
Сверкают паутинки.

Паучок 1:

Внимание!
Внимание!
Послушайте
домашнее задание!

(Снимает телефонную трубку).

Паучок 2:

Алло! Медведь!
Вы слышите?

Медведь : Да! Да!

Паучок 1:

Уже не за горами
Холода!
Пока зима не подошла
К порогу,
Вам нужно срочно
Подыскать берлогу!

Звенят звонки
У белок и ежей
От верхних и до нижних этажей.

Паучок 2:

Проверьте поскорей
Свои кладовки –
Хватает ли запасов
Для зимовки?

Звенят звонки
У старого болота.

Паучок 1:

У цапель все готово
Для отлета?

Цапли: К отлету все готово!

Паучок 2:

В добрый час!
В апреле снова
Ожидаем вас!

Паучок1: Алло, зайчата!

Паучок 2:

Идет зима,
Скорей меняйте шубки!

Звенят звонки
У липы и у клена.

Паучок 1:

Алло! Скажите,
Кто у телефона?

Муравьи :

Алло!
У телефона Муравьи.

Паучок 2:

Закройте
Муравейники свои!

Паучок 1: Скажите, это речка?

Речка : Речка, речка!

Паучок 2:

А почему для раков
Нет местечка?

Речка:

Это враки!
Я покажу вам,
Где зимуют раки!

Паучок 1:

Алло?! Ребята!
Добрый день, ребята!
На улице уже холодновато!
Пора для птиц
Вывешивать кормушки –
На окнах, на балконах,
На опушке.
Ведь птицы – наши добрые друзья,
А про друзей нам
Забывать нельзя!

Ведущий: Ребята, как вы думаете, почему паучки обратились и к вам с просьбой? На нашей планете много животных, но некоторые из них занесены в красную книгу, т.к. они могут исчезнуть совсем. Поэтому главная задача человека сохранить и приумножить животный мир. Мы продолжаем наши конкурсы

1-й конкурс. Викторина «Лесные загадки».

    Что человек делает для сохранения животного мира?

    Как называются животные, тело которых покрыто перьями? (Птицы ).

    Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй? (Рыбы ).

    Как называются животные, тело которых покрыто шерстью? (Звери ).

    Птенцы, какой птицы не знают своей матери? (Кукушки ).

    Кто путешествует по воздуху на нитке? (Паук ).

    У кого на сучке кладовая? (У белки ).

    Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина ).

    Почему весной запрещена охота? (Весной пушные звери линяют, из-за чего мех обесценивается. Кроме того, у зверей весной детеныши).

    Какую птицу называют «белобока»? (Сорока ).

    Есть на речках лесорубы
    В серебристо-бурых шубах
    Из деревьев, веток, глины
    Строят прочные плотины. (Бобры ).

    Скачет зверюшка:
    Не рот, а ловушка.
    Попадут в ловушку
    И комар, и мушка. (Лягушка ).

    Над рекою он в полёте,
    Этот чудо-самолётик.
    Над водой парит он гладкой,
    На цветке его посадка. (Стрекоза ).

    На спине я дом ношу,
    Но гостей не приглашу:
    В костяном моём дому
    Место только одному. (Черепаха ).

    Лежит верёвка,
    Шипит плутовка,
    Брать её опасно –
    Укусит. Ясно? (Змея ).

    Волны к берегу несут
    Парашют – не парашют
    Не плывёт он, не ныряет,
    Только тронешь – обжигает. (Медуза ).

2-й конкурс. «Забавные зверюшки».

Если понаблюдать за животными, то можно увидеть много интересного и забавного. А сейчас я предлагаю командам изобразить зверей, так чтобы все догадались – КТО ЭТО?

    Цапля и лягушата в озере.

    Лев и собачка.

    Ворона и лисица.

    Машенька и три медведя.

III. Третья станция. «Царство Грибов».

Ведущий. Отгадайте загадку и узнаете, какая нас ждёт станция.

По дорожке, по тропинке
В лес за ними мы идём.
Если место попадётся,
То лукошко наберём. (Грибы ).

Среди даров природы, которыми богата наша страна, значительное место занимают грибы – ценный продукт питания. Собирая грибы, мы много времени проводим на свежем воздухе, вдыхаем аромат леса, любуемся красотой природы. Это очень полезное и увлекательное занятие.

А сейчас мы отправляемся за грибами.

Вы любите собирать грибы?

1-й конкурс. «На лесной полянке».

Сейчас мы вспомним правила сбора грибов. За несколько минут обсудите в команде эти правила и решите, кто будет отвечать. Выходят по одному человеку от команды и по очереди говорят правила.

2-й конкурс. Игра «Собери грибочки».

(На поле разбросаны картинки грибов. Выходят по одному члену от команды).

– Кто больше соберёт грибов. (Повторить несколько раз ).

– На какие группы можно разделить все грибы? (На съедобные и несъедобные ).

Загадки

    Вот в траве приметные
    Шляпки разноцветные.
    Вспомни ты их имя,
    Но не ешь сырыми! (Сыроежки).

    Очень дружные ребята
    У пенька живут... (Опята).

    Где хвоинок многовато,
    Поджидают нас... (Маслята).

    Под осиной гриб тот, дети,
    В ярком красненьком берете. (Подосиновик).

    У берёзок, посмотри:
    Здесь один, тут целых три! (Подберёзовик).

    Царь грибов живёт в дубраве.
    Для жаркого нужен маме. (Боровик, белый).

3-й конкурс. «Собери пословицу».

Участники команд получают конвертики с разрезанным на слова текстом пословицы. По сигналу ведущего они должны открыть конверт и склеить пословицу.

Грибок к грибку – наберёшь и лукошко» ).

Текст пословицы представляется жюри, которое оценивает правильность и скорость выполнения задания.

А теперь сюрприз для всех.
Для Вас, мои друзья, подружки,
Грибные сбацают частушки

Грибные частушки

    Начинаем мы запевку
    Первую начальную
    Мы хотим развеселить
    Публику печальную.

    Вот растёт гриб – боровик
    И красив он, и велик.
    В толстой шляпке набекрень,
    Ножка крепкая, как пень.

    Шоколадная папаха,
    Белый шёлковый мундир.
    Посмотрев, опёнок ахнул:
    Настоящий командир

    Сколько лет тебе, сморчок?
    Ты по виду старичок.
    Удивил грибок меня:
    Возраст мой – всего два дня.

    Спрятались под ёлками
    Рыжики с иголками.
    Не малы, не велики,
    И лежат, как пятаки.

    А во мху, как на подушке,
    Чьё-то беленькое брюшко.
    Это груздь нас просит взять,
    А за ним ещё штук пять.

    Под осинами на кочке
    Гриб в малиновом платочке,
    Подосиновиком звать,
    И его придётся взять.

    Мы частушек вам пропели
    Хорошо ли, плохо ли,
    А теперь мы вас попросим,
    Чтобы нам похлопали.

IV. Четвёртая станция. «Экологическая».

– Ребята, что такое «экология»?

Наша планета – наш дом, и каждый из нас в ответе за её будущее. Но не все люди помнят об этом. Вот послушайте стихотворение о горе – туристах, которые пришли отдохнуть в лес.

Прогулка. (С.Михалков )

Мы приехали на речку
Воскресенье провести,
А свободного местечка
Возле речки не найти!
Тут сидят, и там сидят:
Загорают и едят,
Отдыхают, как хотят,
Сотни взрослых и ребят.
Мы по бережку прошли
И поляночку нашли.
Но на солнечной полянке
Там и тут пустые банки
И, как будто нам назло,
Даже битое стекло.
Мы по бережку прошли,
Место новое нашли.
Но и здесь до нас сидели;
Тоже пили, тоже ели,
Жгли костёр, бумагу жгли –
Насорили и ушли!
Мы прошли, конечно, мимо
– Эй, ребята! – крикнул Дима, –
Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода,
Чудный вид!
Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!
Мы купались, загорали,
Жгли костёр.
В футбол играли –
Веселились, как могли:
Пили квас, конфеты ели,
Хороводом песни пели…
Отдохнули – и ушли!
И остались на поляне
У потухшего костра:
Две разбитых нами склянки –
Две размокшие баранки –
Словом мусора гора.
Мы приехали на речку
Понедельник провести,
Только чистого местечка
Возле речки не нашли!

– Как вы думаете, почему в понедельник туристы не нашли чистого местечка?

– А как бы вы поступили на месте этих туристов?

– Какой вред наносят люди таким поведением?

– Какие ещё источники загрязнения природы вы знаете? (Дети перечисляют ).

Конкурс «Правила друзей природы».

– Вспомните правила друзей природы? (Называют правила по очереди).

Молодцы, ребята. Я надеюсь, когда вы будете отдыхать на природе, вы будете помнить о том, как нужно вести себя, чтобы не навредить природе.

День ЗЕМЛИ. (М. Дубин )

Как яблоко на блюдце,
У нас Земля одна.
Не торопитесь, люди,
Все исчерпать до дна.

Не мудрено добраться
До скрытых тайников,
Разграбить все богатства
У будущих веков.

Мы общей жизни зерна,
Одной судьбы родня,
Нам пировать позорно
В счет будущего дня.

Поймите это, люди,
Как собственный приказ.
Не то Земли не будет
И каждого из нас.

– Вот и подошло к завершению наше путешествие в удивительный мир ПРИРОДЫ.

Слово для подведения итогов я предоставляю нашему жюри. (Награждение команд ).

Литература:

    Как прекрасен этот мир!.. / Ред.-сост. Л. И. Жук. – Мн. : Красико-Принт, 1998.

    Учите детей отгадывать загадки / Ю. Г. Илларионова. – М. : Просвещение, 198

Ссоры