Кто такие феминисты. Отношения с другими общественно-политическими движениями. Феминистские организации, журналы, сообщества

Линии поведения

Законодательство

Дискриминационные законы
Антимиссегенация · Антииммиграция · Законы об иностранцах и подстрекательстве к мятежу (англ. ) · Законы Джима Кроу · «Чёрные кодексы » · Законы об апартеиде · Ketuanan Melayu · Нюрнбергские расовые законы

Возможно, вам захочется вспомнить, как и почему эти 249 человек погибли. Некоторым оставалось возвращение от какого-то наркомана, или смотрели на невесту, или бросали вызов их власти; но многие другие были торговцами, работниками, охранниками или полицейскими, которые работали, когда их расстреляли во время штурма, или убили на улице грабежом; есть те, кто сражался с насильственным соседом; другие надели рубашку или закричали цели, которой они не должны были, или были в правильном месте и в неподходящее время; некоторые дети получили пулю, которая не была им посвящена, и некоторые люди погибли, потому что их смущали с другими людьми.

Антидискриминационные законы
Антидискриминационные действия · Антидискриминационный закон · 14-я поправка (США) · КДО · КЛРД · КЛДЖ · МКПНПА · КПИ · Конвенция МОТ № 111 (англ. ) · Конвенция МОТ № 100 (англ. ) · Протокол № 12 к ЕКПЧ (англ. )

Но не против всякого насилия. Только против насилия «пола». Ни против насилия, в котором пол или пол играет определенную роль. Никто не будет помнить мертвых людей от их партнеров или бывших партнеров. Только гендерное насилие в отношении женщин. 100% возмущение сосредоточено в 6% от гибели.

Освещение необходимо сосредоточить внимание на небольшой части реальности. В этом случае, что 6% убийств. Это вопрос «пол», так что целевые обиды и негодования в сторону козла отпущения, который в данном случае является мужским. Второй шаг заключается в использовании даты с предварительной нагрузкой.

Зарождение и предтечи феминизма

Основная статья: Протофеминизм

Одним из первых текстов содержащих утверждения о равенстве женщин и мужчин в контексте религиозных достижений является Тхеригатха , часть буддийского канона. Начало европейского феминизма принято датировать концом XVIII-го - началом XIX-го века, когда мнение о том, что женщина занимает угнетённое положение в обществе, в центре которого стоит мужчина (см. патриархат), стало получать более широкое распространение. Феминистское движение берёт начало в реформаторском движении западного общества XIX-го века. Среди активисток этого времени - София де Кондорсе .

Третий шаг состоит в явных или неявных государственных учреждений, иерархи и правительственные чиновники поддерживают доверие. Фраза Нэнси Фрейзер, престижный академический и феминистка идеолог, и была извлечена из одной из своих статей под названием О том, как истинный феминизме стала служанкой капитализма. Во-первых, критика «семейной зарплаты», сопровождавший женщин, вступающих на рынок труда, определяя повышение доступности дешевой рабочей силы и тем самым более высокую прибыль для капитала через сокращение заработной платы и гарантий занятости и гибкости труда.

Впервые требования равноправия были выдвинуты женщинами во время Войны за независимость в США ( -). Первой американской феминисткой считают Абигейл Смит Адамс ( -). Она вошла в историю феминизма благодаря своей знаменитой фразе: «Мы не станем подчиняться законам, в принятии которых мы не участвовали, и власти, которая не представляет наших интересов» ().

Феминизм, возможно, потребовал, чтобы задачи по уходу, что женщины, выполняемые бесплатно, были выплачены в социальном плане. Но он предпочел, чтобы эти задачи по-прежнему почётным и женщины в два раза свое рабочее время на ввод фабрик и мастерских, в рамках речи о том, что «освобожденный». Фрейзер говорит: «неолиберализм видел нас мона шелком через некоторое повествование о» расширение прав и возможностей женщин.

Вызов феминистской критики семейной зарплаты, чтобы оправдать эксплуатацию, использовать сон эмансипации женщин для смазки двигателя капиталистического накопления. Действительно, мы подчеркиваем критику культурного сексизма именно в тот момент, когда обстоятельства требуют удвоили внимание на критику политической экономии. Что Фрейзер не видит, или не смеет сказать, что это то, что эти вклады в неолиберализм не являются ни случайным свободными. И эти фонды в своей очереди, финансируются и направляются крупнейшим мировым финансовым капиталом.

Важной фигурой в женском движении второй половины XIX века является Эммелин Панкхерст (Emmeline Pankhurst) - она стала одной из основательниц движения за право женщин голосовать на выборах (т. н. «суфражизм» от англ. suffrage , "право голоса"). Одной из её целей было развенчание сексизма , укоренившегося на всех уровнях в британском обществе. В 1903 году Панкхерст сформировала Организацию в защиту общественных и политических прав женщин (Women’s Social and Political Union, WSPU), которая в течение года объединила 5 тысяч членов.

Кто-нибудь сомневается, что большие темы феминизма уругвайской идеально сочетается с чем Нэнси Фрейзер жалобы? Кто-нибудь из этих двух предложений затрагивает что-то доминирующую экономическую модель? Что лучше пример смещаются в сторону гендерной идентичности и пренебрежение политической экономии, «хлеб с маслом»? За более чем неделю назад, виртуальные публичные дебаты сосредоточены на акт 8 марта. А министр образования и культуры сказал, что Нетто является новым Хосе Педро Варела. Уголовные суды и парламентские комитеты расследуя обвинения в коррупции несколько раз миллионов в долларах.

После того как члены этой организации стали постоянно подвергаться арестам и тюремному заключению за тривиальные проявления поддержки движению, многие из них решились на выражение своего протеста голодовкой. Результатом голодовки стало то, что серьёзно подорвавшие себе здоровье участники голодовки привлекли внимание к неоправданной жестокости законодательной системы того времени, и, таким образом, к идеям феминизма. Под давлением WSPU английский парламент принял ряд законов, направленных на улучшение положения женщин, и дал женщинам право голоса на местных выборах ().

В то же время, мы занимаемся абсурдные дискуссии о добре и вредности каждого пола и тщательно составлять 6% убийств; что только 6%, а не культурного кризиса и страдают материал, который, как это ни парадоксально, стимулирует социальный климат разочарования и насилия, которая затрагивает всех нас. Это то, что они ожидают, что их спонсоров, а не для чего-то финансировать их. В довершение, два флагманских предложения уругвайский феминизм не только бесполезно, но и вредно. Не чистая и игра потенциала в парламенте испрашивается; Утверждается, участвовать с долей в распределении позиций.

«Вторая волна» феминизма

«Вторая волна» относится к периоду феминистской деятельности с начала 1960-х до конца 1980-х годов. Исследователь Имельда Велехан предположила, что «вторая волна» была продолжением предыдущей фазы феминизма, включающей суфражисток в Великобритании и США . «Вторая волна» феминизма продолжает свое существование и сейчас и сосуществует с тем, что называют «третьей волной» феминизма. Исследователь Эстела Фридман, сравнивая первую и вторую «волны» феминизма, говорит, что «первая волна» сосредотачивалась на таких вопросах, как избирательное право, в то время как «вторая волна» в основном касалась других вопросов равенства - таких, как ликвидация дискриминации .

И это не востребовано или просветить для предотвращения преступлений «гендер» не происходит; Он утверждал, переименовывать преступления и большее наказание виновного после наступления смерти. Если вы считаете, что акт от 8 марта хорошо для нас, как общество, иди с миром.

«Кто хочет быть феминисткой?». Мы начали трансляцию с канадского документального фильма в 42 минуты года. «Секс и музыка: от доминирующего до доминирующего». Документальный фильм французского гражданства за 50 минут, выпущенный в год. Они занимают половину рабочих мест, но они на 20% меньше, чем мужчины. Как феминизм развился для борьбы с этими различиями? Существует способ, которым женщины нарушают множество барьеров: музыку. Подтверждая десятилетия женской эволюции, трансгрессии и оправдания.

Феминистская активистка и публицист Кэрол Ханиш придумала лозунг «Личное - это политическое» («The Personal is Political»), который стал ассоциироваться со «второй волной» . Феминистки «второй волны» понимали, что различные формы культурного и политического неравенства женщин неразрывно связаны между собой. Они призывали женщин осознать, что отдельные аспекты их личной жизни глубоко политизированы и являются отражением сексистских властных структур.

Вы представляете те же самые идеалы сегодня, что и в прошлом веке? В этом документальном фильме анализируется траектория феминизма от его истоков до настоящего времени и задается вопросом о его будущем. Существует столько разных видений феминизма, сколько женщин в мире.

В общем, список постоянно растущих проблем. Никто не хочет, чтобы с ним обращались как с ковриком; то почему некоторые женщины неохотно называют себя феминистками? Это была группа феминисток, впервые объявивших Международный женский день, и теперь, каждые восемь марта, женщины со всего мира выходят на улицы, чтобы отпраздновать прошлое, представить экономические, политические и социальные достижения женщин. Во многих странах это официальный праздник.

«Освобождение женщин» в США

Фраза «освобождение женщин» (Women’s Liberation) впервые была использована в Соединенных Штатах в 1964 году , а в печати впервые появилась в 1966 году . К 1968 году её начинают использовать применительно ко всему женскому движению . Одним из самых активных критиков женского освободительного движения стала афроамериканская феминистка и интеллектуал Глория Джейн Уоткинс (писавшая под псевдонимом «bell hooks»), автор книги «Феминистская теория от окраины к центру» («Feminist theory from margin to center»), вышедшей в 1984 году .

Женщины требуют равенства и уважения с самого начала истории, но это было всего лишь чуть более века назад, когда они впервые были организованы в Северной Америке в борьбе против широко распространенного злоупотребления алкоголем. Алкоголь считался катализатором насилия в семье и угрозой социальной структуре. Поэтому, когда они были мобилизованы Движением за Темперанс, женщины внезапно оказались вне своих домов, проявляясь на улицах. Казалось естественным шагом потребовать полного участия в политической жизни.

Борьба так называемых «суфражисток» за право голоса и за собственность представляла собой «первую волну» современного западного феминизма, и это привело к реальным изменениям. Это произошло только после детского бума послевоенного периода, в 60-е годы, когда началась вторая волна. Во всем мире женщины организовывали и добивались перемен. Кеннеди согласился создать президентскую комиссию по положению женщин.

«Загадка женственности»

Фридан считала, что роль домашней хозяйки и воспитательницы детей была навязана женщине посредством создания т. н. «загадки женственности». Она отмечала, что псевдонаучные теории, женские журналы и рекламная индустрия «научили, что женщинам, обладающим истинной женственностью, не нужна карьера, им не нужно высшее образование и политические права - одним словом, им не нужны независимость и возможности, за которые когда-то боролись феминистки. Всё, что от них требуется, - это с раннего девичества посвятить себя поискам мужа и рождению детей» .

Итак, в 90-х годах появилась новая волна. В то время как вторая волна рассматривалась в основном как белая кампания среднего класса, третья волна феминизма была сосредоточена на вопросах этнической принадлежности, пола, социального класса и сексуальности и открывала руки тем, кто находится вне основного направления.

Секс и музыка: от доминирующего до доминирующего

Выравнивание заработной платы остается трудной целью. И угроза и частота насилия в отношении женщин по-прежнему являются печальной реальностью. Что стоит перед новой волной феминизма? С 1960-х годов, когда такие певцы, как Янис Джоплин, женщины использовали музыку в качестве политического инструмента и звуковой платы для решения таких вопросов, как эмансипация, сексуальность и власть. Благодаря эгалитарному и подрывному измерению движения «панк» женщины выступают против конвенций и ставят под сомнение коды женственности.

«Вторая волна» во Франции

Важное развитие феминистская теория в период «второй волны» получила во Франции. По сравнению с разработками в США и Великобритании французский феминизм отличается более философским и литературным подходом. В работах этого направления можно отметить экспрессивность и метафоричность. Французский феминизм мало внимания уделяет политическим идеологиям и сосредотачивается на теориях «тела» . К нему относятся не только французские писатели, но и те, кто работал в основном во Франции и в рамках французской традиции , например, Юлия Кристева и Браха Эттингер.

В Лондоне или Нью-Йорке они принимают гребень, клещи и татуировки или «глэм». Отношения с телом становятся мятежными, а женская идентичность переопределяется смелым и непочтительным образом. В Соединенных Штатах поп-музыка считается эмансипационным измерением. В Портленде, штат Орегон, есть пионерский лагерь. Обучая «рок» и различные типы семинаров, девочки учатся выражать себя, занимать пространство, защищаться, развивать свой критический смысл и свою самооценку.

Международный женский день закончился, и слово «феминизм» упоминалось миллионы раз по всему миру. Но что означает эта концепция? Есть ли декалог, чтобы быть феминисткой? Что такое феминизм?: Мы - общественно-политическое движение, генезис которого - осознание различных форм угнетения, с которыми мы сталкиваемся как женщины из группы людей; неравенства и эксплоатации, увековеченные от строительства мужского господства над женским. Понимание этих хозяйств побуждает нас политизировать от личного к коллективу как преобразующую стратегию, которая стремится деконструировать эту патриархальную и капиталистическую модель.

Французский автор и философ Симона де Бовуар в настоящее время наиболее известна своими метафизическими романами «Гостья» (L’Invitée , ) и «Мандарины» (Les Mandarins , ), а также написанным в 1949 году трактатом «Второй пол», в котором она даёт детальный анализ угнетения женщин и который является ключевой работой современного феминизма. Эта работу можно отнести к феминистскому экзистенциализму. Являясь экзистенциалисткой, Бовуар принимает тезис Сартра о том, что «существование предшествует сущности», из чего следует, что «женщиной не рождаются, ею становятся». В её анализе основное внимание уделяется «Женщине» (социальному конструкту) как «Другому» - именно это Бовуар определяет в качестве основы женского угнетения. Она утверждает, что женщина исторически считается девиантной и ненормальной, что даже Мэри Уолстонкрафт считала мужчин идеалом, к которому женщины должны стремиться. По мнению Бовуар, чтобы феминизм мог двигаться вперёд, такие представления должны уйти в прошлое .

Двигаясь вперед к преобразованиям, требуемым обществом, которые, уважая наши различия, гарантируют, что рождение женщин не подразумевает меньшей способности решать и наслаждаться нашей жизнью. Что значит быть феминисткой? Когда кто-то осознает притеснения и разное насилие, с которыми мы сталкиваемся как женщины, мы не можем ожидать, что другие узнают о привилегиях другой человеческой группы, но включит себя в качестве критических и трансформирующих предметов. Денонсируйте, например, ежедневный сексизм, гиперсексуализацию наших девочек, нестабильность занятости и феминизацию нищеты, круг насилия, который в самом крайнем выражении заканчивается фецидами.

«Третья волна» феминизма

Основная статья: Третья волна феминизма

Разновидности и идеологии феминизма

Краткое описание

Термин «феминизм» не подразумевает единую идеологию и внутри этого движения существует множество течений и групп. Это связано с различными историческими прецедентами, различиями в положении и общественном статусе женщин в разных странах, а также с другими факторами. Ниже приводится список некоторых течений феминизма. Многие течения дублируют друг друга и феминистки и феминисты могут являться последователями нескольких течений.

Требовать, чтобы наши права человека и наша способность решать нашу сексуальность и размножение соблюдались. Сделать видимыми большую ценность и вклад других женщин в различных областях, таких как научные достижения, искусство, исследования, политическая сфера и другие.

О практике предоставления материальных подарков или скидок в торговле для Женского Дня: Важность и вклад нас как субъекта в политическом и социальном развитии релятивизируются. Отсутствуют плохие практики работодателей и работодателей. В последние десятилетия участилось участие женщин в оплачиваемых рабочих местах, однако продолжалось сохранение сексуального разделения труда, разрыва в заработной плате и феминизации нищеты, добавив, что в последние годы миграция также стала феминизированной и женщины-мигранты еще более опасны в дополнение к труду.

  • Вуманизм (от англ. woman - женщина)
  • Духовный феминизм
  • Культуро-феминизм
  • Индивидуалистский феминизм
  • Мужской феминизм
  • Материальный феминизм
  • Многокультурный феминизм
  • Поп-феминизм
  • Постколониальный феминизм
  • Постмодернистский феминизм (включающий в себя queer theory)
  • Психоаналитический феминизм
  • «Пушистый» феминизм («легкомысленный феминизм»)
  • Радикальный феминизм
  • Ролевой феминизм
  • Сексуально-либеральный феминизм (секс-позитивный феминизм, про-секс феминизм)
  • Социально-обусловленный феминизм
  • Трансфеминизм
  • Феминизм амазонок
  • Феминизм стран третьего мира
  • Французский феминизм
  • Экзистенциальный феминизм
  • Некоторые течения, подходы и люди также могут быть описаны как прото-феминисты или пост-феминисты

Социалистический и марксистский феминизм

Социалистический феминизм объединяет угнетение женщин с марксистскими идеями об эксплуатации, угнетении и труде. Социалистический феминизм рассматривает женщин как подвергающихся угнетению в связи с их неравным положением на рабочем месте и в быту . Проституция, работа на дому, уход за детьми и брак рассматриваются сторонниками этого течения как способы эксплуатации женщин патриархальной системой. Социалистический феминизм сосредотачивает своё внимание на широких изменениях, затрагивающих общество в целом. Сторонники социалистического феминизма видят необходимость совместной работы не только с мужчинами, но и со всеми другими группами, которые, как и женщины, подвергаются эксплуатации в рамках капиталистической системы .

Некоторые социалистические феминисты считают наивной точку зрения, согласно которой гендерное угнетение является подчинённым по отношению к классовому угнетению, поэтому значительная часть усилий сторонников социалистического феминизма направлена на отделение гендерных феноменов от классовых феноменов . Существующие уже долгое время в США социалистические феминистские организации «Радикальные женщины» (Radical Women ) и Свободная социалистическая партия (Freedom Socialist Party ) подчёркивают, что в классических марксистских работах Фридриха Энгельса («Происхождение семьи…») и Августа Бебеля («Женщина и социализм») убедительно показана взаимосвязь гендерного угнетения и классовой эксплуатации.

Исследователь Валери Брайсон пишет: «Марксизм, несомненно, комплексная теория, хотя, открывая для феминизма возможности новых открытий, он не является чем-то типа „клада“, из которого по желанию могут быть извлечены готовые ответы. Разработанные Марксом идеи в отношении классов и экономических процессов могут быть применены для анализа отношений полов, но их невозможно переносить автоматически». При этом в качестве «минуса» она отмечает, что «марксизм исключает возможность внеэкономического угнетения, что означает, что любые возможности конфликта интересов между полами без экономической подоплеки исключаются, равно как и вероятность существования патриархата в бесклассовом обществе» .

Радикальный феминизм

Основная статья: Радикальный феминизм

Радикальный феминизм рассматривает в качестве определяющего фактора угнетения женщин контролируемую мужчиной капиталистическую иерархию, которая описывается как сексистская. Сторонники этого течения считают, что женщины смогут освободиться только тогда, когда избавятся от патриархальной системы, которую они считают изначально угнетательской и доминантной. Радикальные феминистки полагают, что в обществе существует основанная на мужском начале структура власти и подчинения, и эта структура является причиной угнетения и неравенства, и пока вся эта система и ее ценности продолжают существовать, никакие значительные реформы общества невозможны. Некоторые радикальные феминистки не видят другой альтернативы, кроме полной ломки и реконструкции общества для достижения своих целей .

С течением времени стали возникать различные направления в радикальном феминизме, такие как культурный феминизм, сепаратистский феминизм и антипорнографический феминизм. Культурный феминизм - это идеология «женской природы» или «женской сущности», пытающаяся вернуть ценность тем отличительным чертам женщины, которые кажутся недооценёнными . Он подчеркивает различие между мужчинами и женщинами, но считает, что эта разница является психологической и культурно сконструированной, а не биологически врожденной . Критики этого направления утверждают, что, поскольку его концепция основана на учёте сущностных различий между мужчинами и женщинами и выступает за культурную и институциональную независимость женщин, культурный феминизм уводит феминисток от политики к некоему «стилю жизни». Одна из таких критиков, историк феминизма и культурный теоретик Элис Эхолс приписывает члену «Редстокингс» Брук Уильямс введение термина «культурный феминизм» в 1975 году для описания деполитизации радикального феминизма .

Сепаратистский феминизм - это форма радикального феминизма, которая не поддерживает гетеросексуальные отношения. Сторонники этого течения утверждают, что сексуальные различия между мужчинами и женщинами является неразрешимыми. Сепаратистские феминистки, как правило, считают, что мужчины не могут вносить позитивный вклад в феминистское движение, и что даже руководимые благими намерениями мужчины воспроизводят патриархальную динамику . Автор Мэрилин Фрай описывает сепаратистский феминизм как «разные виды отделения от мужчин и от учреждений, отношений, ролей и действий, определяемых и доминируемых мужчинами, а также работающих в интересах мужчин и с целью сохранения мужских привилегий, причём это отделение по собственному желанию инициируется или поддерживается женщинами» .

Либеральный феминизм

Либеральный феминизм провозглашает равенство мужчин и женщин через политические и правовые реформы. Это индивидуалистическое направление в феминизме, которое фокусируется на способности женщин добиваться равных прав с мужчинами на основе собственных действий и решений. Либеральный феминизм использует личное взаимодействие между мужчинами и женщинами, как отправную точку, от которой идет преобразование общества. По мнению либеральных феминисток, все женщины способны самостоятельно утверждать свое право быть равными с мужчинами .

Во многом, такая позиция исходит из классической концепции Просвещения о построении общества на принципах разума и равенстве возможностей. Применение этих принципов к женщинам положило основу либерального феминизма, развивавшегося в XIX веке такими теоретиками, как Джон Стюарт Милль , Элизабет Кэйди Стэнтон и другими. Поэтому особенно важным для них был вопрос о праве собственности для женщины как одном из основных прав, гарантирующих независимости женщины от мужчины .

Исходя из этого, изменения положения женщин могут осуществляться без радикального изменения общественных структур, как это предполагают другие направления феминизма. Для либеральных феминистов важны такие вопросы, как право на аборт , вопрос о сексуальных домогательствах , возможность равноправного голосования , равенство в образовании, «равная оплата за равный труд» (лозунг «Equal pay for equal work!»), доступность ухода за детьми, доступность медицинского обслуживания, привлечение внимания к проблеме сексуального и бытового насилия в отношении женщин .

«Чёрный» феминизм

Основные статьи: «Чёрный» феминизм , Вуманизм

«Чёрный» феминизм утверждает, что сексизм, классовое угнетение и расизм неразрывно связаны между собой . Формы феминизма, которые стремятся к преодолению сексизма и классового угнетения, но игнорируют расизм, могут быть дискриминационными по отношению ко многим людям, включая женщин, через расовые предубеждения. В Заявлении «чёрных» феминистов, разработанном «черной» феминистской лесбийской организацией «Коллектив реки Комби» (The Combahee River Collective ) в 1974 году , говорится, что освобождение чернокожих женщин влечет за собой свободу для всех людей, поскольку это предполагает конец расизма, сексизма и классового угнетения .

Одной из теорий, зародившихся в рамках этого движения, стал вуманизм Элис Уокер . Он возник как критика феминистского движения, в котором доминируют белые женщины среднего класса и которое в целом игнорирует угнетение по расовому и классовому признакам. Элис Уокер и сторонницы вуманизма отмечали, что чернокожие женщины испытывают угнетение в других и более интенсивных формах, чем белые женщины .

Постоколониальный феминизм возник из гендерной теории колониализма: колониальные державы часто навязывают колонизируемым регионам западные нормы. По словам Чиллы Бальбек, в настоящее время постоколониальный феминизм борется за уничтожение гендерного угнетения в рамках собственных культурных моделей общества, а не через те модели, которые навязывались западными колонизаторами . Постколониальный феминизм относится критически к западным формам феминизма, в частности, к радикальному и либеральному феминизму и их универсализации женского опыта . Это направление в целом может быть охарактеризовано как реакция на универсалистские тенденции в западной феминистской мысли и на недостаток внимания к гендерным вопросам в основном потоке постколониальной мысли .

Феминизм «третьего мира» - условное название для группы теорий, разработанных феминистами, сформировавшими свои взгляды и участвовавшими в феминистской деятельности в так называемых странах «третьего мира » . Феминисты из стран «третьего мира», такие как Чандра Талпад Моханти (Chandra Talpade Mohanty ) и Сароджини Саху (Sarojini Sahoo ), критикуют западный феминизм на том основании, что он этноцентричен и не принимает во внимание уникальный опыт женщин из стран «третьего мира». По словам Чандры Талпад Моханти, женщины в странах «третьего мира» считают, что западный феминизм основывает своё понимание женщины на «внутреннем расизме, классизме и гомофобии» .

Отношения с другими общественно-политическими движениями

Многие феминисты занимают позицию целостного подхода к политике, поддерживая и другие движения, такие как движение за гражданские права, движение за права сексуальных и гендерных меньшинств , и с некоторого времени - движение за права отцов.

Феминизм в искусстве

Начиная с 1970 годов, одно из самых значительных преобразований в изобразительном искусстве было связано с пересмотром проблем пола. В начале 70-х годов кризис доверия к культуре модернизма , в котором доминировали мужчины, нашёл наиболее полное выражение в среде художниц-феминисток.

Нью-Йорк. «Женщины бунтуют»

Женские группы активно проявили себя в Нью-Йорке, где Коалиция работников искусства среди своих «13 требований», выдвинутых перед музеями, назвала необходимость «преодолеть несправедливость, веками проявляемую по отношению к художницам, установив при организации выставок, приобретении новых экспонатов и формировании отборочных комитетов, равную представительную квоту для художников обоих полов». Вскоре возникла «группа влияния» под названием «Художницы бунтуют» (Women Artists in Revolution, сокращенно WAR), протестующая против дискриминации женщин на ежегодных экспозициях в Музее Уитни. Члены группы ратовали за то, чтобы процент участниц был повышен с 7 до 50 процентов. В дальнейшем они предприняли шаги по организации собственных выставок и галерей.

В этой атмосфере дебатов о женском творчестве было сформулировано несколько ключевых идей, самые заметные из которых были изложены в эссе Линды Нохлин «Почему нет великих художников-женщин?», опубликованном в 1971 году в «Арт ньюз» и в каталоге к выставке «25 современных художниц». Предметом рассмотрения Нохлин стал вопрос, есть ли в женском творчестве какая-то особая женская суть. Нет, не имеется, доказывала она. Причины отсутствия среди женщин художников ранга Микеланджело Нохлин усматривала в системе общественных институтов, включая образование. Она настаивала на силе обстоятельств, проявляющих ум и талант в целом.

Художница Линда Бенглис сделала демонстративный жест, бросив в 1974 вызов мужскому сообществу. Она сделала ряд фотографий, где, позируя как модель, пародировала типично мужской взгляд на женщин. В заключительной фотографии цикла она снялась обнаженной с фаллоимитатором в руке .

Влияние на западное общество

Феминистское движение повлекло за собой различные изменения в западном обществе, в том числе предоставление женщинам права голоса в выборах; право подавать заявление на развод ; прав на владение имуществом; право женщин на контроль над собственным телом и право решать, какое медицинское вмешательство для них допустимо, в том числе выбор противозачаточных средств и аборты и другое .

Гражданские права

С 1960-х годов женское освободительное движение вело кампанию за следующие женские права, включающие равную с мужчинами оплату, равные законодательные права и свободу в планировании своей семьи. Их попытки привели к неоднозначным результатам .

Интеграция в общество

Некоторые из исключительно радикально-феминистических взглядов теперь приняты повсеместно как само собой разумеющаяся, традиционная часть политической мысли. Подавляющее большинство населения западных стран не видит ничего противоестественного в праве женщин голосовать, самостоятельно выбирать супруга (или не выбирать никого), владеть землёй - всего того, что показалось бы невероятным ещё сто лет назад.

Влияние на язык

В языках западного мира (в частности, в английском языке) феминистки зачастую являются сторонниками использования гендерно нейтрального языка (англ. gender-neutral language ), например, используя обращение Ms. (читается как /ˈmɪz/, в отличие от Miss - /ˈmɪs/) по отношению к женщинам, независимо от того, состоят ли они в браке. Феминистки также выступают за выбор слов, которые не исключают один из полов, если речь идёт о явлении/понятии/предмете, свойственном и мужчинам, и женщинам, как например «супружество» вместо «замужества».

Английский язык предоставляет более глобальные примеры: слова humanity и mankind используются для обозначения всего человечества, но второе слово - mankind - восходит к слову man ‘мужчина’, и потому использование слова humanity предпочтительнее, так как оно восходит к гендерно нейтральному слову ‘человек’.

Во многих других языках (в том числе и русском) принято использовать грамматическое ‘он’, если пол человека, о котором идёт речь в предложении, неизвестен; более политкорректным с точки зрения феминиста будет использование в таких случаях ‘он или она’, ‘он/она’, ‘его/её’, ‘его или её’ и т. д. В большинстве случаев такое отношение к языку для феминистов означает уважительное отношение к обоим полам, а также имеет определённую политическую и смысловую окраску передаваемой таким образом информации.

Данные перемены в языковых требованиях также объясняются стремлением исправить элементы сексизма в языке, так как феминистки считают, что язык напрямую влияет на наше восприятие мира и понимание своего места в нём (см. гипотезу Сепира - Уорфа). Однако, вполне возможно, что данный лингвистический вопрос не столь актуален для всех языков мира, хотя нельзя сбрасывать со счетов и тот факт, что английский язык стал одним из самых распространённых языков международного общения.

Влияние на мораль в образовании

Оппоненты феминизма заявляют, что женская борьба за внешнюю власть - как противоположность «внутренней власти», которая помогает оказывать влияние на формирование и поддержание таких ценностей, как этика и мораль - оставила вакуум, так как раннее роль морального воспитателя традиционно отводилась женщине. Некоторые феминистки отвечают на этот упрёк тем, что сфера образования никогда не была и не должна была быть исключительно «женской». Как парадокс, система домашнего образования (англ. homeschooling ) есть результат женского движения.

Аргументы и дискуссии подобного рода далее усугубляются в более крупных разногласиях, например, в войне культур, а также внутри феминистских (и анти-феминистских) рассуждений о том, кто ответственен за хранение общественной морали и такого качества, как милосердие .

Влияние на гетеросексуальные отношения

Феминистское движение, несомненно, повлияло на гетеросексуальные отношения как в западном обществе, так и в других странах, подвергшихся влиянию феминизма. В то время как в общем это влияние оценивается как позитивное, также отмечаются и негативные последствия.

В некоторых отношениях произошла перемена полюсов власти. В таких случаях и мужчинам, и женщинам приходится адаптироваться к сравнительно новым ситуациям, что иногда вызывает замешательство и смятение в привыкании к нетрадиционным для каждого пола ролям.

Женщины теперь более свободны в выборе открывающихся для них возможностей, но некоторые ощущают значительный дискомфорт от необходимости исполнять роль «суперженщины», то есть удержания балансирования между карьерой и заботой о домашнем очаге. В ответ на то, что в новом обществе женщине труднее быть «хорошей матерью», многие сторонники социалистического феминизма отмечают отсутствие достаточного количества учреждений дошкольного воспитания. В то же время, вместо перекладывания ответственности за воспитание и уход за детьми исключительно на матерей, многие отцы стали активнее включаться в этот процесс, признавая, что это и их ответственность тоже.

Начиная со «второй волны» феминизма имеют место и перемены в отношении сексуального поведения и морали. Свободный выбор средств предохранения от незапланированного зачатия способствует тому, что женщины чувствуют себя более уверенно в сексуальных отношениях. Не последнее место в этом играет и изменение общественного мнения по отношению к женской сексуальности. Сексуальная революция позволила женщинам раскрепоститься, а обоим полам - получать большее удовольствие от интимной близости, так как оба партнёра могут чувствовать себя теперь свободными и равными..

Несмотря на это мнение, некоторые феминистки считают, что результаты сексуальной революции благоприятны только для мужчин. Дискуссия на тему «является ли супружество институтом притеснения женщин» продолжает быть актуальной. Те, кто рассматривает брак как инструмент угнетения, делает выбор в пользу сожительства (то есть так называемого фактического брака).

Влияние на религию

Феминизм также оказал влияние на многие аспекты религии .

В либеральных ответвлениях протестантского христианства женщины могут быть членами духовенства . В реформизме и реконструктивизме женщины могут стать священниками и певчими. Внутри этих групп христианского реформизма женщины постепенно стали более или менее равны мужчинам посредством доступа к высокопоставленным постам; их перспектива теперь - в исследовании и новом истолковании соответствующих верований.

Эти тенденции, однако, не поддерживаются в исламе , католичестве и православии . . Набирающие силу деноминации ислама запрещают мусульманкам быть в составе духовенства в каком бы то ни было качестве, включая занятия теологией . Либеральные движения внутри ислама всё же не оставляют попыток провести некоторые реформы феминистского характера в мусульманском обществе. Католическая церковь традиционно не допускает женщин в ряды духовенства любого ранга, за исключением принятия монашества .

Мужчины и феминизм

Хотя основную массу последователей феминистского движения составляют женщины, мужчины тоже могут быть феминистами.

Некоторые феминистки всё же считают, что мужчины не должны занимать лидерские позиции в феминистском движении в силу их природного напористого стремления к власти и доминированию в любой иерархии, что приведет в конечном итоге к применению этой тактики к феминистским организациям.

Другие считают [кто? ] , что женщины не смогут полностью раскрыть и выразить свои собственные лидерские качества, работая в слишком тесном сотрудничестве с мужчинами.

Несмотря на это, многие феминистки принимают и одобряют поддержку движения со стороны мужчин. Сравните про-феминист, гуманизм , маскулизм .

Перспектива: Природа современного движения

Многие феминисты считают, что дискриминация по отношению к женщинам всё ещё существует как в странах Европы и Северной Америки, так и во всех остальных странах мира. Среди феминистов существует много разных мнений касательно глубины и широты существующих проблем, их идентификации и способов борьбы с ними. Экстремальные группы включают таких радикальных феминистов, как Мэри Дейли (Mary Daly), которая придерживается мнения, что мир был бы намного лучше, если бы в нём было намного меньше мужчин. Есть и диссиденты, среди которых Кристина Хофф Соммерс (Christina Hoff Sommers) и Камилла Паглиа (Camille Paglia) - феминистки, которые обвиняют феминистское движение в пропаганде антимаскулинных предрассудков. Многие феминистки ставят под вопрос их право называть себя феминистками.

Многие феминистки, однако, также ставят под вопрос применение термина «феминист» к тем, кто поддерживает любые формы насилия по отношению к любому полу, или к тем, кто не признаёт фундаментального принципа равенства полов. Некоторые феминистки, такие как Кейта Поллитт (Katha Pollitt) - автор работы «Разумные создания» (Reasonable Creatures) и Надин Строссен (Nadine Strossen) - автор «Защищая порнографию» (Defending Pornography), трактата на тему свободы слова, считают, что в основе феминизма лежит утверждение «Прежде всего, женщины - люди», а любые утверждения, целью которых становится разъединять людей по половому признаку вместо того, чтобы их объединять, должны называться сексистскими, а не феминистскими, что позволяет признать их слова ближе к эгалитаризму , чем к классическому феминизму.

Проходят дебаты и между феминистами-дифферециалистами (difference feminists), такими как Кэрол Гиллиган (Carol Gilligan) с одной стороны, которые придерживаются мнения о том, что существуют важные различия между полами (врождённые или приобретённые, но которые нельзя не учитывать), и феминистами, считающими, что различий между полами нет, а есть лишь только роли, которые общество навязывает людям в зависимости от их пола. Учёные современности расходятся во мнениях в вопросе о том, существуют ли более глубокие врождённые различия между полами, чем анатомические, хромосомные и гормональные. Вне зависимости от того, сколько и какие различия существуют между полами, феминистки соглашаются с тем, что эти различия не могут быть основой для дискриминации одного из них.

Критика феминизма

Феминизм внёс существенные изменения в западное общество. Хотя, в целом, многие принципы феминизма приняты, часть из них продолжает подвергаться критике.

Американский анархист, сюрреалист и исследователь теории заговора Роберт Антон Уилсон в своей работе «Андрофобия» заявляет, что если в некоторых феминистских сочинениях заменить слова «мужчина» и «женщина» на, соответственно, «чернокожие» и «белые», то в результате эти произведения будут звучать как пропаганда расизма.

Американский исследователь НЛО Роберт Шиффер считает, что говоря о равноправии полов, феминистки современности, тем не менее, пропагандируют идеологию, в центре которой стоит женщина. Он пишет об этимологии и символике современного феминизма, утверждая, что феминистки неизменно уделяют повышенное внимание только к тем вопросам, которые относятся к женщинам. По мнению Шиффера, такая подача материала заставляет последователей этой идеологии видеть мир лишь через призму женских проблем, тем самым искажая восприятие мира и вырабатывая стойкие предрассудки. В такой точке зрения его поддерживает целая группа людей. Эта группа критиков говорит о необходимости введения и перехода к новому термину, характеризующему нейтральное по отношению к полу движение «эгалитаризм» . Этот термин мог бы прийти на смену термину «феминизм», когда ставшее почти универсальным в западных странах убеждение в том, что и у мужчин, и у женщин есть равные права и возможности .

Критики феминизма утверждают, что в странах Запада из-за феминистского движения, фактически, уже мужчины подвергаются дискриминации. Роберт Уилсон в своей статье приводит цифру, согласно которой уровень суицида у мужчин в США в четыре раза выше, чем у женщин; что эти данные существенно увеличились в период с 1980-х по 1990-е годы; что 72 % всех самоубийств совершены белыми мужчинами; что чуть более половины всех самоубийц - взрослые мужчины в возрасте 25-65 лет. По мнению Уилсона, США становится страной, где мужчины, в особенности белые, становятся жертвами серьёзной дискриминации, ссылаясь при этом на данные «мировой статистики».

По мнению некоторых критиков феминизма, примером дискриминации мужчин не только в России, но и во многих других странах, является служба в армии по призыву. Хотя Конституция РФ распространяет воинскую повинность на всех граждан, фактически, призыву подлежат лишь мужчины, что критики считают прямой дискриминацией по половому признаку. Они обращают внимание на тот факт, что в Израиле воинская повинность распространяется на всех граждан, вне зависимости от пола.

«Осужденным беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, кроме осужденных к лишению свободы на срок свыше пяти лет за тяжкие и особо тяжкие преступления против личности, суд может отсрочить реальное отбывание наказания до достижения ребенком четырнадцатилетнего возраста.»

«По достижении ребенком четырнадцатилетнего возраста суд освобождает осужденную от отбывания наказания или оставшейся части наказания либо заменяет оставшуюся часть наказания более мягким видом наказания».

Также критики феминизма отмечают, что женщины пользуются более мягкими условиями заключения, к ним не могут применяться наказания в виде лишения свободы в колониях строгого и особого режимов в соответствии со ст. 74 Уголовно-исполнительного кодекса . Также остро обращается внимание на то, что в законодательстве многих стран применение смертной казни допускается только в отношении мужчин, что входит в явное противоречие с концепцией о равенстве полов и является исключительной и не тривиальной формой дискриминации мужчин.

По мнению консервативного социолога и известной феминистки Кристины Соммерс, для современного феминизма характерен однобокий, односторонний взгляд на вещи, когда не замечаются очевидные факты, неудобные феминизму, а малозначительные факты, идущие ему на руку, раздуваются до огромных размеров
Также в своей работе она выражает опасения за то, что в результате феминистского движения и осознанных показательных принижений успехов (особенно говоря о гендерных феминистках, которые всячески принижают эти успехи, достижения и непрестанно говорят о большом люфте), которых движение смогло достичь на поле прав с мужчинами, они в итоге могут получить не только женскую выгоду, но и мужскую негативную реакцию, что может привести к так называемому эффекту бумеранга, и многие из стараний движения окажутся отброшенными назад, и женское общество только потеряет от этого, как и все общество в целом.

Более того, Кристина Соммерс вместе с не менее известной феминисткой Камилой Папалья, будучи неистовыми феминистками с самого начала его второй волны, пришли к выводу, что феминизм является ни чем иным как некой разновидностью тоталитаризма . В частности они говорят, что много молодых женщин в феминистских группах комбинируют в себе две очень опасные вещи: усердие с неверной информацией. Их учат, что каждая четвертая из них является жертвой изнасилования, что она зарабатывает лишь чуть больше половины от мужского заработка, что они страдают огромной потерей самоуважения и многому прочему. Но на самом деле все это - сплошные мифы, гротескные преувеличения. И что сейчас нужно решительно избавляться от такого рода тоталитарного женского менталитета .

Многие противники феминизма настроены против феминистского движения потому, что считают его причиной разрушения традиционного уклада жизни и уничтожения привычных социальных и гендерных ролей, традиционно предписанных мужчинам и женщинам, в зависимости от их пола. В частности, американский адвокат, специализирующийся на защите мужских прав, заявляет, что между мужчинами и женщинами существует целый ряд естественных различий, и что всё общество только выигрывает от их признания .

Противники феминизма также считают, что дети развиваются гармоничнее, если они воспитываются в семье с выраженными традиционными гендерными ролями - маскулинной и фемининной соответственно - отца и матери. Об этом также пишет Ричард Дойл в своем «Мужском манифесте». Он считает, что разводы , неполные семьи или семьи с гомосексуальными партнёрами рассматриваются как более существенная угроза развитию ребёнка, нежели проживание в полной семье с частыми конфликтами между родителями, или в таких, где оба родителя являются слабыми образцами для подражания. Обязательное стремление к такой модели семьи иногда подвергается критике как нечто ненужное и идеализированное .

Раздаются голоса критиков, утверждающих, что социальные перемены и законодательные реформы зашли слишком далеко, и что теперь они оказывают негативное влияние на семейных мужчин, у которых есть дети. Например, американский писатель и автор мужских бестселлеров 1970-х годов Уоррен Фаррелл утверждает в статье «Женское тело - женское дело», что в судебных слушаниях об опекунстве права отцов явно ущемляются, так как предпочтение на опекунство детей в большинстве случаев отдаётся матерям, а не отцам. В связи с этим стали образовываться организации, целью которых стала борьба за права отцов .

Некоторые противники феминизма также выражают беспокойство по поводу того, что широко распространённая вера в существующий т.н. «стеклянный потолок» в карьере для женщин приводит к тому, что женщин часто продвигают по службе с целью создания хорошего имиджа для компании, а не основываясь на объективной оценке их талантов и способностей.

Существует также группа так называемых палео-консерваторов, в числе которых Джордж Гилдер (George Gilder) и Патрик Бьюкенен ; они считают, что феминизм породил общество, которое фундаментально порочно, не имеет будущего и в конце концов погубит само себя. Эта группа противников феминизма утверждает, что в тех странах, где феминизм продвинулся дальше всего, показатели уровня рождаемости неуклонно снижаются, а уровень эмиграции из таких стран - самый высокий. В США т.н. «либеральные» религиозные группы, относящиеся к феминизму благосклонно, отмечают снижение уровня роста церковного прихода [уточнить ] как со стороны новообращённых, так и тех, кто вырос в этой религиозной среде. В настоящее время в США ислам стремительно увеличивает число своих сторонников, в то время как это вероисповедание относится к феминизму с ярко выраженным неприятием.

Хотя усилия, направленные на поддержание контроля над сексуальными домогательствами на рабочих местах, поддерживаются почти повсеместно, есть и те, кто считает практику разрешения конфликтов такого рода косвенной дискриминацией против мужчин, так как в большинстве случаев правосудие склонно вставать на сторону женщины, а случаи, где в качестве истца предстаёт мужчина, редко воспринимаются всерьёз. Начиная с 1990-х годов, Верховный суд США усложнил процедуру рассмотрения случаев заявленного сексуального домогательства .

Примечания

См. также

  • Мужское движение

Литература

  • Judith Butler (1994). «Feminism in Any Other Name», differences 6:2-3: 44-45.
  • Alice Echols, Daring to Be Bad: Radical Feminism in America, 1967-1975, University of Minnesota Press 1990
  • Karen Kampwirth, Feminism and the Legacy of Revolution: Nicaragua, El Salvador, Chiapas, Ohio UP 2004
  • Gerda Lerner, The Creation of Feminist Consciousness: From the Middle Ages to Eighteen-Seventy, Oxford University Press 1994
  • Kaja Silverman, Male Subjectivity at the Margins, p.2-3. New York: Routledge 1992
  • Calvin Thomas, ed., «Introduction: Identification, Appropriation, Proliferation», Straight with a Twist: Queer Theory and the Subject of Heterosexuality, p.39n. University of Illinois Press (2000)

Ссылки

Феминистские организации, журналы, сообщества

Теория феминизма


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Феминистское движение возникло еще в 18 веке, а особенно активизировалось лишь с середины прошлого века. Причиной его стало недовольство женщин своим положением, засильем патриархата во всех сферах жизни. Как такие феминистки – читайте в этой статье.

Что значит «феминистки» и за что они борются?

Они радеют за достижение равенства экономических, политических, личных и социальных прав для женщин. Если говорить, кто такие феминистки простыми словами, то это женщины, которые стремятся к равноправию с мужчинами во всех сферах жизни. И хотя их требования касаются в основном прав женщин, они выступают и за освобождение мужчин, так как считают, что патриархат наносит вред и сильному полу. Впервые о требованиях о равноправии заговорили во времена войны за независимость в США и первой, кто публично выступил с речью, была Абигейл Смит Адамс. В дальнейшем стали появляться женские революционные клубы, политические организации, печатные издания.

Однако, путь феминистского движения был тернист и длителен. Женщинам еще долго отказывали в избирательном праве, запрещая появляться на политических собраниях и в общественных местах, а в стенах дома они оставались в полном подчинении у мужа. Организованное движение появилось в 1848 году и со времени своего формирования претерпело три волны развития:

  1. Результатом деятельности ранних феминистов и первоначальных феминистских организация стало некоторое улучшение положения женщин. В частности, английский парламент разрешил им голосовать на местных выборах. В дальнейшем такое право предоставили и американкам. К известным феминисткам того времени относят Эммелин Панкхёрст, Лукрецию Мотт.
  2. Вторая волна продлилась до конца 80-х годов. И если первая касалась избирательных прав женщин, то вторая концентрировалась на всех нюансах юридического и социального равенства. Кроме того, женщины выступали за ликвидацию дискриминации как таковой. К известным борцам того времени относят Бетти Фридан, Симону де Бовуар.
  3. В начале 1990 годов в США поднялась третья волна феминизма. На первый план вышли права, касающиеся сексуальности. Женщины призывали отказаться от понимания женской как стандарта и нормы и ценить сексуальность в качестве инструмента для раскрепощения. Известные феминистки того периода – Глория Ансалдуа, Одри Лорд.
Феминистское движение

Данное движение оказало существенное влияние на гуманитарные, социальные, естественные науки, всю жизнь общества в целом. Современные феминистки рассматривают пол не как природную сущность, а как политический конструктор, который позволяет поддерживать отношения власти между социальными группами. Таким образом интерсекциональные феминистки утверждает, что такие формы угнетения, как расизм, сексизм, патриархат, капитализм и другие пронизывают все общество, заражают все социальные институты, укрепляя и поддерживая друг друга.

Борцы за права женщин критикуют современную философию, науку и литературу, если они создаются с точки зрения социально-привилегированных мужчин. Они призывают к диалогу разных видов и форм знаний, производимых людьми из разных социальных позиций. Конечно, данное движение имело и негативные последствия. Сегодня ярые феминистки стремятся скорее к эпатажу, а не борьбе за свои права. Они публично оголяются по пояс, устраивая антиправительственные акции протеста и выглядят как озабоченные девицы, которым все равно за что, но лишь бы протестовать. Ощущая всю полноту открывающихся возможностей, некоторые женщины испытывают дискомфорт и отмечают, что в новых реалиях все труднее быть и матерью.

Ссоры