Боспорское царство. Освоение региона и образование государства

Боспор в конце IV в. до н. э.

Боспорское государство, возникшее задолго до греко-македонских завоеваний и непосредственно ими не затронутое, тем не менее во многом обнаруживает сходство с эллинистическими государствами Малой Азии - Пергамом, Вифинией, Каппадокией, Понтом.

В состав Боспорского царства в рассматриваемое время входили как эллинские полисы со сложившимися в них развитыми рабовладельческими отношениями, так и территории, населённые местными племенами, у которых рабство ещё только начинало развиваться. Количество полисов в центральной части Боснора было довольно велико: не только такие крупные города, как Пантикапей, Фанагория и Феодосия, но и менее значительные - Нимфей, Тиритака, Мирмекий, Гермонасса - имели, невидимому, полисное устройство. Часть эллинского населения полисов составляли землевладельцы, однако население боспорских городов занималось преимущественно ремеслом и торговлей. Ведущую роль в среде господствующего класса играли купцы и владельцы ремесленных мастерских. Население, жившее за пределами полисных территорий,--скифы, синды и меоты,- занимавшееся земледелием, подвергалось эксплуатации не только со стороны знати эллинских полисов и царей, но и со стороны местной аристократии, развившейся из родо-племенной знати. Можно предполагать, что за пределами территорий полисов боспорский правитель, подобно эллинистическим царям, считался верховным собственником всей земли, хотя часть её принадлежала на правах владения эллинской и местной знати.

Развитие ремесленного производства и торгонли

Во второй половине IV в. до н. э. при Перисаде I (344/43-310/09) Боспорское царство достигло наибольшего политического могущества. Владения Боспора охватывали в это время Керченский полуостров до Феодосии включительно, Таманский полуостров с прилегающей к нему береговой полосой вплоть до современного Новороссийска, нижнее течение Кубани и её ближайших к устью притоков. В устьях Дона Боспору принадлежал Танаис. Племена, жившие по северному и восточному берегам Азовского моря, признавали гегемонию Боспора. С этого же времени на долгие годы прекращаются войны между Боспором и скифами.

Вещественные памятники частично из самого Боспора, частично из курганов примыкающей к нему степной полосы указывают на то, что Боспор этого времени становится центром местного ремесла. В скифских курганах конца IV в. до н. э. найдены художественно выполненные сосуды, пластинки, нашивавшиеся на одежду, части сбруи. Всё это из золота и серебра с орнаментом, свидетельствующим о местном происхождении этих предметов. Боспорское происхождение металлических изделий из скифских царских курганов IV-III вв. до н. э. подтверждается сходством их стиля со стилем боспорских монет этого времени. С IV в. до н. э. в обращении появляются золотые статеры, совершенно не похожие ни на старые монеты Пантикапея, ни на монеты, которые были в это время приняты в других эллинских городах. Они представляют собой оригинальное создание боспорских мастеров и отличаются высокими художественными достоинствами. Значительное развитие на Боспоре получило также керамическое производство. Помимо кровельной черепицы и массовой бытовой посуды, а также глиняной тары для хранения продуктов производилась на Боспоре и художественная керамика.

Боспорское царство было тесно связано с окружавшими его племенами. Торговля со скифами служила стимулом для развития ремесленного производства. В обмен на изделия боспорского ремесла скифы, синды, меоты и сарматы везли на Боспор хлеб, пригоняли скот, приводили рабов. Продукты скотоводства потреблялись главным образом на месте, хлеб вывозился в Средиземноморье. Рабы частично эксплуатировались боспорской знатью, частично отправлялись на продажу. Значительная часть собиравшегося на территории Боспорского царства хлеба поступала непосредственно правителям Боспора, отправлявшим его в больших количествах на рынки Средиземноморья. Вместе с тем часть хлеба покупалась у скифских оседлых племён и перепродавалась затем приезжим эллинским или местным боспорским купцам. Растущая хлебная торговля Боспора была одной из причин, заставлявших боспорских Спартокидов расширять свои владения и вместе с тем по возможности поддерживать хорошие отношения со скифами. Упадок Ольвии обусловил направление основного потока скифского хлеба через Пантикапей, что ещё более способствовало процветанию боспорской торговли.

Международное значение Боспора в IV-I вв. до н. э. было неразрывно связано с его ролью в торговле. Поэтому боспорские династы старались всячески покровительствовать торговле и увеличивать вывоз хлеба. Их мощный флот охранял торговые пути на Чёрном море против тавров и народов западного берега Кавказа, занимавшихся пиратством.

Чрезвычайно важной статьёй боспорского вывоза в Средиземноморье были рабы. Надписи показывают, что на Родосе, который деятельно торговал с Боспором, имелись сарматские, скифские и меотские рабы. Вывоз рабов значительно увеличился по сравнению с предшествующим периодом. Разложение первобытно-общинного строя у кочевников Северного Причерноморья и постоянные войны между ними способствовали притоку рабов на Боспор, главным образом из числа военнопленных, которых кочевники охотно продавали эллинским купцам. Известную роль в увеличении численности рабов на Боспоре и соответственном росте боспорской работорговли могли играть и победоносные войны самих Спартокидов, которые велись на протяжении IV и первой половины III в. до н. э.

Сосредоточение в руках Спартокидов обширных земель с сидящими на них земледельцами-пелатами, а также стад, рыбных промыслов и ремесленных мастерских (хорошо известны, в частности, царские керамические мастерские, изготовлявшие кровельную черепицу), наконец, рабов, прибывавших постоянно в результате войн, позволило боспорским правителям захватывать в свои руки значительную долю боспорского экспорта. Собственного торгового флота Спартокиды не держали, а пользовались обычно кораблями купцов, как приезжих (особенно афинских), так и боспорских. Крупные землевладельцы иногда сами снаряжали корабли для вывоза продуктов своего хозяйства.

Внутрсннее и внешнее положенне Боспора в первой полдовине III в. до н. э.

После смерти Перисада I обостряется борьба в среде господствующего класса Боспора, вылившаяся в форму междоусобной войны между его сыновьями. Один из них, Эвмел, вышедший победителем из этой борьбы, вынужден был пойти на соглашение с пантикансйской аристократией. Он созвал народное собрание и провозгласил восстановление «отеческой политии», т. е. древнего полисного устройства. Вместе с тем жители Пантикапея получили ателию (свободу от пошлин), которой они некогда пользовались, и освобождение от налогов. Очевидно, предшественники Эвмела, и в первую очередь Перисад I, не считались с полисными традициями Пантикапея, облагали его граждан тяжёлыми пошлинами и контрибуциями на военные нужды.

Укрепив свою власть, Эвмел стал помышлять о расширении владений Боспора. Он помогал Византию, Синопе и Каллатии в борьбе против Лисимаха; тысяча каллатийцев, бежавших из-за голода во время осады их родного города Лисимахом, получили земли на территории Боспора на правах военных колонистов (клерухов).

Преемник Эвмела Спарток III (304/03-284/83) - а может быть, и сам Эвмел - стал уже именоваться царём (басилеем) не только по отношению к покорённым племенам. Это, вероятно, произошло под влиянием соответствующих актов со стороны диадохов, которые в 306-305 гг. объявили себя царями. Внешнее положение Боспора при Спартоке III продолжает укрепляться. Важнейшим доказательством этого является договор с Афинами. Афиняне только что освободились из-под власти Деметрия Полиоркета и поспешили уведомить об этом Спартока, чтобы восстановить отношения с Боспором. Декрет, который был результатом этих переговоров, значительно отличается от предыдущих афинских декретов, касающихся правителей Боспора. Если раньше представители династии Спартокидов рассматривались как частные лица, то теперь Спарток именуется царём; если раньше речь шла исключительно о торговле, то теперь заключается формальный союз: Афины обязуются помогать Спартоку и на суше и на море, если кто-либо нападёт на его державу. Договор, однако, был, невидимому, нужнее Афинам, чем Боспору: если до сих пор афинянам гарантировались торговые привилегии, то теперь Спарток отделался неопределённым обещанием «делать им всё наилучшее». Несмотря на то, что количество хлеба, которое он подарил при этом Афинам, было сравнительно невелико (15 тыс. медимнов=9 тыс. гектолитров), афиняне оказали Спартоку исключительные почести.

При Перисаде II (284/83 - после 252) укрепляются связи Боспора с Египтом, Родосом и Делосом. В одном египетском папирусе сохранилось известие о прибытии послов Перисада в Египет (254/53 г.). Укреплению политических связей способствовала высокоразвитая торговля между эллинистическими государствами и побережьем Понта.

Упадок Боспорского царства. Восстание Савмака

Со второй половины III в. начинается, повидимому, упадок Боспора. Данные литературных и эпиграфических источников становятся очень скудными. По монетам, клеймам на черепицах, изготовленных в царских мастерских, отрывочным литературным упоминаниям и случайным надписям известны имена отдельных правителей, но установить их хронологическую последовательность не представляется возможным. Судя по именам, династия Спартокидов правила на Боспоре до конца II в. до н. э., возможно, с некоторыми перерывами, но царский дом раздирался междоусобицами. Внутренние смуты усугублялись натиском сарматов с Востока и скифов с Запада, который заметно усилился к концу III в. до н. э.

Упадок боспорской торговли в конце II в., связанный с изменениями политической обстановки в Греции и Малой Азии и с непрерывными столкновениями с соседями, привёл к уменьшению доходов боспорских правителей и не позволял им держать большую наёмную армию, а это затрудняло борьбу со скифами. К тому же нужны были средства, чтобы откупаться от скифов и сарматов и даже, повидимому, временами платить им дань. Всё это сказывалось и на внутреннем положении царства, вело к усилению эксплуатации зависимых земледельцев. К концу II в. положение настолько обострилось, что можно было ожидать совместного выступления рабов и зависимого крестьянства против правящей знати боспорских городов.

В этой обстановке правящие круги Боспора в поисках опоры, которая помогла бы им сохранить их привилегированное положение, обратились к понтийскому царю Митридату VI Эвпатору. В результате переговоров между обеими сторонами было заключено соглашение, по которому боспорский царь Перисад V «добровольно» передал свою власть Митридату. Однако широкие слои угнетённого населения Боспора и, в первую очередь, скифские рабы ответили восстанием на это соглашение между боспорской знатью и Митридатом. Скопление больших масс рабов в Павтикапее облегчило подготовку восстания, во главе которого стала группа рабов-скифов, принадлежавших царю Перисаду. Руководителем восстания был скиф Савмак. Подробности этого события неизвестны. Очевидно, одним из первых действий восставших было провозглашение царём Савмака. Таким образом, ими было организовано собственное царство, подобно тому как это произошло в Сицилии во время восстания в 137-132 гг. до н. э.

Решительные действия восставших грозили Митридату потерей его владений и влияния в Северном Причерноморье. В течение нескольких месяцев Митридат подготовил флот и сухопутное войско и весной 107 или 106 г. до н. э. отправил его под командованием Диофанта в Крым. Используя Херсонес в качестве опорного пункта, Диофант атаковал с моря Феодосию. И Феодосия и Пантикапей оказали упорное сопротивление войскам Митридата. Невидимому, в этих городах были особенно сильны позиции Савмака, так как здесь сосредоточивались большие массы свободной бедноты. Однако восставшие не обладали достаточной военной силой, чтобы отразить нападение Диофанта. Об их ожесточённой борьбе с понтийскими войсками свидетельствуют следы больших разрушений в конце II в. до н. э.: может быть, борьба происходила на улицах города даже и после того, как городские укрепления были захвачены Диофантом. Многих участников восстания Диофант казнил. Савмак был захвачен живым и отослан к Митридату в Синопу, где, вероятно, тоже был казнён.

Северное Причерноморье под властью Митрпдата Эвпатора

После подавления восстания Савмака под властью Митридата оказалась значительная часть побережья Чёрного МОРЯ. Подчинение Боспора и других государств Причерноморья Митридату вовлекло их в орбиту крупнейших событий, происходивших на Понте в первой трети I в. до н. э.

В экономике северопонтийских городов в это время появились новые черты: усиление экономических связей с Понтийским царством привело к тому, что прежние связи с торговыми центрами Эгейского бассейна значительно сократились. Известную роль в усилении вывоза из Северного Причерноморья в Южное играли поставки хлеба и других предметов питания в разоряемое войнами Понтийское царство. Однако этот интенсивный вывоз не столько способствовал развитию производительных сил Северного Причерноморья, сколько вёл к истощению его экономики. К тому же результату приводили многочисленные налоги, которые население Причерноморья должно было платить царю.

Ухудшение экономического положения, вероятно, было причиной роста антипонтийских настроений среди боспорского населения. Уже в конце первой войны Митридата с Римом, в 83 г. или даже несколько раньше, Боспор восстановил свою независимость. Подробности этого движения неизвестны. Митридату удалось вновь подчинить себе Боспор только в 80 г. до н. э.

Гибель Митридата и переход власти к Фарнаку в 63 г. до н. э. не облегчили положения населения Северного Причерноморья, поставлявшего Фарнаку войска и корабли для его войн с Римом за отцовское царство. Недовольство широких кругов боспорских рабовладельцев властью понтийской династии привело к тому, что местная знать выдвинула в противовес Фарнаку знатного боспорца Асандра, провозгласив его царём. Однако правление Асандра не ослабило политического напряжения и не приостановило хозяйственного упадка, который переживал Боспор. Вместе с тем с середины I в. до н. э. во внутреннюю политическую жизнь Боспора начинают всё более активно вмешиваться римляне, оценившие в ходе борьбы с Митридатом стратегическое значение Северного Причерноморья.

Культура Боспорского царства

Для материальной и духовной культуры Боспора было характерно переплетение эллинских, прежде всего ионийских, и местных элементов. Особенно ярко это сказалось в художественном ремесле.

На металлических предметах наряду с общими сюжетами чисто орнаментального характера начинают воспроизводиться в условном позднеионийском или позднеаттическом стиле сюжеты, связанные с жизнью и религией скифов. Наиболее знаменитые и богатые курганы скифских степей полны памятников этого рода. Таковы Куль-Оба и курган Патиониоти около Пантикапея, Чертомлык и Солоха на Нижнем Днепре, курганы на Среднем Дону. Относительно датировки этих курганов существуют различные мнения, но несомненно, что они в основном совпадают во времени с расцветом Боспорского царства.

Очевидно, в Пантикапее и в других городах Боспора существовала в IV-III вв. до н. э. специальная школа художников, которая изготовляла для скифской, синдской и меотской знати художественные предметы, отвечавшие её вкусам и воспроизводившие привычный для неё быт. Достижения этой школы весьма значительны. Сцены скифской жизни трактовались здесь с большим реализмом.

Боспорская керамика также свидетельствует о художественном своеобразии местного производства. Особенно интересны терракотовые статуэтки и сосуды с яркой полихромной росписью (так называемые акварельные вазы), производство которых относится главным образом к IV-III вв. до н. э.

Переплетение различных этнических элементов влияло и на религиозные представления. Ионийские поселенцы принесли с собой в Пантикапей и Фанагорию свои древние культы, среди которых особенно выделялся культ Аполлона. Однако наряду с этим они восприняли культы местного населения, которые подверглись лишь поверхностной эллинизации и которые по мере усиления роли местных элементов на Боспоре становятся преобладающими. Среди местных культов особо важную роль играл культ верховного женского божества, которое соответствовало малоазийской великой матери богов, «владычице животных». По всей Синдике были разбросаны богатые и почитаемые святилища этой богини. Она именовалась то Афродитой Апатурой (в Фанагории), то Артемидой Агротерой (на Цукурском лимане). Об интеллектуальной жизни боспорского общества известно мало. Выходцем из Боспора был философ Сфер (некоторые, впрочем, считают его родом из Борисфена, т. е. Ольвии), стоик, живший в Египте при Птолемее Филадельфе и его преемниках. Сфер известен как идейный вдохновитель спартанского реформатора Клеомена.

Стихи, попадающиеся в боспорских надгробных надписях, указывают на то, что поэзия также получила известное развитие на Боспоре. Боспорское, в основном, происхождение имели многочисленные скифские новеллы, живо рисовавшие местные условия жизни. Они распространялись по всему эллинистическому миру (некоторые из них были найдены даже в Египте как на папирусах, так и на черепках) и оказали влияние на греческую литературу. На Боспоре существовала, невидимому, собственная историография, имевшая придворный характер: возможно, что именно к этой историографии восходит в конечном итоге повествование Диодора Сицилийского о Спартокидах, а также некоторые отдельные известия, сохранившиеся у других авторов.

IV-III века были временем расцвета Пантикапея. Город деятельно обстраивался по склонам горы Митридат, на вершине которой был расположен акрополь. В городе имелись водопровод и канализация - сохранились свинцовые и глиняные трубы.

В Северном Причерноморье в 5 веке до нашей эры - 4 веке нашей эры. Располагалось на берегах Боспора Киммерийского (Керченский пролив), столица - Пантикапей (ныне Керчь). В периоды наивысшего расцвета включало Восточный Крым (временами также территорию Херсонеса в Западном Крыму), Таманский полуостров, Нижнее Прикубанье, Восточное Приазовье и дельту Дона. Крупные центры - Фанагория, Гермонасса, Горгиппия, Феодосия, Нимфей, Танаис. Первые греческие колонии были основаны на территории Боспорского государства в середине 6 века до нашей эры. Около 480 года в результате объединения в союз перед лицом скифской экспансии нескольких полисов Керченского и Таманского полуостровов вокруг Пантикапея образовалось Боспорское государство. Правящие династии - Археанактиды (до 438 года), затем Спартокиды (до конца 2 века до нашей эры). Спартокиды завершили объединение греческих полисов в Боспорское государство, при них оно приобрело характер наследственной корпоративной тирании. Представители этой династии являлись верховными царями подвластных варварских народов, сохраняя их традиционные властные структуры, и архонтами греческих городов. Боспорское государство имело собственные летоисчисление и монету. Основу армии при их правлении составляли варварские и наёмные контингенты. Экономика Боспорского государства базировалась на производстве и вывозе хлеба; крупнейшими его экспортёрами были сами тираны и их приближённые. Экспорт хлеба в благополучные годы достигал огромных размеров (16 тысяч тонн ежегодно только в Афины). Основная масса товарного хлеба производилась полузависимым и отчасти зависимым местным населением, а также рабами. Вывозились рабы, скот, кожи, рыба, меха. Для внутренних нужд развивались виноградарство и виноделие, огородничество, садоводство, бортничество. Были развиты керамическое, металлургическое (в том числе отливка статуй) производства, обработка дерева, камня, ткачество. Ввозились вина, оливковое масло, ткани, металлические изделия, художественная керамика и произведения монументального искусства, оружие, украшения и др. Большую роль играла торговля (в том числе посредническая) с варварским окружением. Уже в 5 веке боспоряне имели торговые кварталы в местных поселениях и опорные пункты в дельте Дона, где в 3 веке был основан город Танаис. В классический и эллинистический периоды боспорские полисы поддерживали тесные связи с городами Греции и Малой Азии. В отношениях со Скифией периоды союзов сменялись острым соперничеством. Главные культы в Боспорском государстве - Аполлона (божества-предводителя колонистов), Деметры, Кибелы, Афродиты (святилище Апатур на Таманском полуострове), «Бога Высочайшего Внемлющего» (в римское время под влиянием иудаизма часть населения Боспорского государства тяготела к монотеизму). С начала 3 века боспорские правители стали именовать себя царями. С 1-й половины 3 века Боспорское государство поддерживало интенсивные связи с Египтом. Со 2-й половины 3 века в экономике и финансах Боспорского государства проявляются кризисные явления, что вкупе с осложнением политической обстановки в конце 2 века, вызванным давлением скифов и сарматов, привело к падению Спартокидов. Перисад V, последний представитель Спартокидов, передал власть понтийскому царю Митридату VI Евпатору. Выступление против Митридата в 107 году скифского царевича Савмака, воспитанника Перисада, было подавлено. Боспорское государство было втянуто в борьбу с Римом в качестве опорной базы войск Митридата. Сын Митридата Фарнак II, получив власть от Рима, предпринял неудачную попытку (50-47 годы) объединить владения отца на Боспоре и в Понте. На рубеже нашей эры в Боспорском государстве утвердилась вассальная Риму сарматская династия Тибериев-Юлиев, связанная с Митридатом. Боспорское государство выступало как союзник Римской империи, но вело достаточно самостоятельную политику. В 1-2 веках нашей эры боспорские цари неоднократно успешно воевали против скифов и тавров в Крыму, сарматов в Приазовье, контролируя последнее до устья Дона включительно, часто подчиняли Херсонес. Приток в этот период сарматов в города Боспорского государства вызвал значительную сарматизацию его культуры.

В ходе войн середины 3 века часть боспорских городов (Горгиппия, Танаис и др.) и значительное число сельских поселений были разрушены варварами. В 340-е годы прекратился выпуск боспорских монет, а со 2-й половины 4 века в Боспорском государстве усиливается восточногерманское (готское или герульское) присутствие. О христианизации Боспорского государства свидетельствуют участие в 325 году епископа Кадма Боспорского в Никейском соборе, археологические и эпиграфические данные. Самостоятельность Боспорское государство утратило в 530-е годы, после захвата византийскими войсками. Смотри также Античные города Северного Причерноморья.

Художественная культура Боспорского государства сформировалась в результате взаимодействия греческой традиции, привнесённой колонистами, и эстетических предпочтений автохтонной среды (преимущественно скифской). Города Боспорского государства имели планировку, типичную для городов Древней Греции. В 5-4 веках до нашей эры сооружались монументальные крепостные стены с башнями. С 4 века до нашей эры в архитектуре активно применяется камень, техника строительства достигает наивысшего расцвета. В жилищной архитектуре использовались типы построек, характерные для Греции и Малой Азии (в том числе дом с перистильным двором), одна из существенных местных особенностей - наличие каменных подвалов. Некрополи Боспорского государства представлены как грунтовыми могильниками, так и курганами. В 4 веке до нашей эры появляется самобытный тип каменных подкурганных склепов с «ложными» уступчатыми сводами (Золотой и Царский курганы). В начале 3 века до нашей эры из греческой архитектуры были заимствованы подкурганные склепы с полуциркульными сводами (первый склеп Васюринской горы на Таманском полуострове).

С архитектурой была связана стенная роспись (2-я половина 4 века до нашей эры - начало 4 века нашей эры) - самая интересная часть античного наследия в искусстве Боспорского государства, сформировавшая своеобразную местную школу живописи. В 4-2 веках до нашей эры роспись в основном носит декоративный характер («склеп 1908 года» на горе Митридат, роспись стен второго склепа кургана Большая Близница), с 1 века до нашей эры появляются сюжетные изображения (склеп Деметры на Глинище, «склеп Стасова 1872-1899 годы»). Для оформления жилищ применялась мозаика.

Вазопись на территории Боспорского государства представлена импортной расписной керамикой, главным образом из Аттики и Малой Азии. Наиболее оригинальны так называемые фанагорийские сосуды - три расписных фигурных лекифа (в виде сфинкса, Афродиты и сирены) из некрополя Фанагории (конец 5 - начало 4 веков до нашей эры, Эрмитаж, Санкт-Петербург). В конце 4-3 веках до нашей эры производились местные керамические вазы (так называемые акварельные), серебряная посуда (килики с рельефным изображением упряжки Гелиоса).

Скульптура Боспорского государства также развивалась под греческим влиянием. Основные художественные особенности ионийской скульптуры проявились в памятниках как эпохи архаики (мраморная головка куроса, ГИМ, Москва), так и эпохи классики (верхняя часть стелы с изображением атлета из Керчи, 1-я половина 5 века до нашей эры, Эрмитаж). С 5 века до нашей эры встречаются работы из Аттики (рельеф на ребре мраморного диска из Пантикапея, 2-я половина 5 века до нашей эры; гротескные статуэтки из кургана Большая Близница, Эрмитаж). В некоторых скульптурах 4 века до нашей эры ощутима традиция греческих мастеров - Праксителя, Скопаса. Из пантикапейских погребений 4 века до нашей эры происходят многочисленные произведения греческой глиптики (гемма из голубого халцедона с изображением летящей цапли известного мастера 2-й половины 5 века до нашей эры Дексамена с острова Хиос, Эрмитаж). Начиная с 3 века до нашей эры в скульптуре Боспорского государства встречаются работы различных эллинистических школ: александрийской (голова богини Гигиеи, 3 век до нашей эры, Эрмитаж), пергамской (голова эллинистического царя из Пантикапея, конец 2 - 1 века до нашей эры, Эрмитаж). В эллинистический период остаются популярными терракотовые статуэтки. В 1-3 веках нашей эры широко распространились произведения местных скульпторов, особенно надгробные рельефы, отмеченные всё возрастающим схематизмом изображения.

Широко представлена в искусстве Боспорского государства торевтика, выполненная в традиции греко-скифского искусства (золотые изделия 4 века до нашей эры из курганов Куль-Оба, Чертомлык и др., Эрмитаж).

Лит.: Ростовцев М. И. Античная декоративная живопись на юге России. СПб., 1913-1914. [Т. 1-2]; он же. Скифия и Боспор. М., 1925; он же. Государство и культура Боспорского царства // Вестник древней истории. 1989. №2-4. 1990. №1; Блаватский В. Д. Искусство Северного Причерноморья античной эпохи. М., 1947; Гайдукевич В. Ф. Боспорское царство. М.; Л., 1949; Античные города Северного Причерноморья. М.; Л., 1955. Т. 1; Иванова А. П. Скульптура и живопись Боспора. К., 1961; Кобылина М. М. Терракотовые статуэтки Пантикапея и Фанагории. М., 1961; История искусства народов СССР. М., 1971. Т. 1, Цветаева Г. А. Боспор и Римской М., 1979; Античные государства Северного Причерноморья. М., 1984; Толстиков В. П. К проблеме образования Боспорского государства // Вестник древней истории. 1984. № 3; Трейстер М. Ю. Боспор и Египет в III век до нашей эры // Там же. 1985. № 1; Шелов-Коведяев Ф. В. История Боспора в VI-IV века до нашей эры // Древнейшие государства на территории СССР. Материалы и исследования. 1984. М., 1985; Очерки археологии и истории Боспора. М., 1992; Масленников А. А. Эллинская хора на краю Ойкумены: Сельская территория европейского Боспора в античную эпоху. М., 1998; Крым, Северо-Восточное Причерноморье и Закавказье в эпоху средневековья: IV—XIII века М., 2003 (библ.).

Ф. В. Шелов-Коведяев, Л. И. Таруашвили (художественная культура).


Боспо́рское ца́рство (или Боспор) - античное государство в Северном Причерноморье на Боспоре Киммерийском (Керченском проливе). Столица - Пантикапей . Образовалось около 480 до н. э. в результате объединения греческих городов на Керченском и Таманском полуостровах, а также вхождения Синдики . Позднее расширено вдоль восточного берега Меотиды (Меотидского болота, Меотидского озера, совр. Азовского моря) до устья Танаиса (Дона). С конца II века до н. э. в составе Понтийского царства . С конца I в. до н. э. постэллинистическое государство, зависимое от Рима. Вошло в состав Византии в 1-й пол. VI в.

Боспорское царство - известно от греко-римских историков.

Летоисчисление. На боспорских монетах можно увидеть даты особой Боспорской системы летоисчисления, по которой точкой отсчёта т. н. Боспорской эры был 297/6 г. до н. э. - это время совпадает со временем правления сыновей Евмела. Но события, которые послужили причиной введения новой системы летоисчисления, едва ли были связаны с самим Боспором. Они, как и сама система (которую мы, таким образом, лишь условно можем называть Боспорской ) были, видимо, отражением нововведений Понтийского царства.

На Боспоре систему ввёл, вероятно, Митридат VI Евпатор , при котором Боспор стал частью всепонтийского государства . Т. о., эта (скорее, Понтийская) эра летоисчисления была создана по образцу (в свою очередь) эры соседнего с Понтом государства Селевкидов, но за начало отсчёта в Понте (и, т. о., на Боспоре) была взята дата на 15 лет позже: Селевкиды считали первым годом - 312 г. до н. э. (по Бикерману).

Такое заимствование, вероятно, отражает интенсивность связей державы Селевкидов с Понтийским царством для IV-III в.в. до н. э., косвенным результатом которого, т. о., и стало впоследствии введение на Боспоре своей системы летоисчисления.

История

Согласно указанию древнего историка Диодора Сицилийского , около 480 г. до н. э. , в Пантикапее к власти пришла династия Археанактидов , видимо, во главе с неким Археанактом. Характер её правления не совсем ясен. Раньше предполагалось, что она могла возглавлять широкий оборонительный союз полисов - симмахию , в который входили все города по обоим берегам Керченского пролива , включая Феодосию . Сейчас учёные склоняются к тому, что власть Археанактидов была тиранической. Во главе объединения стояли тираны Пантикапея из греческого, скорее всего, милетского рода Археанактидов . В состав союза точно входили такие города и поселения, как Мирмекий , Порфмий и Тиритака. Вхождение в него других греческих поселений на Таманском и Керченском полуостровах под вопросом.

После недолгого правления Спартока, и, возможно, узурпации власти неким Селевком (возможно, его имя возникло в результате порчи текста Диодора Сицилийского), к власти пришёл царь Сатир I (433-389 гг. до н. э.), энергично взявшийся за увеличение территории своего государства. Его дело продолжили Левкон I и Перисад I (348-311 гг. до н. э.) - правители IV века до н. э., с именами которых связан период наивысшего расцвета Боспора.

Расширение владений Спартокиды начали, видимо, с присоединения Нимфея, по некоторым данным, входившего в Афинский морской союз . В городе находился представитель Афин , которого, по данным оратора Эсхина звали Гелон. По утверхдению Эсхина , последний передал власть над городом Боспорским тиранам, а сам получил за это в управление городок Кепы . Последнее может косвенно указывать на то, что Таманский полуостров в это время уже входил в состав Боспорского государства. Впрочем, учитывая, что целью Эсхина было опорочить своего политического противника Демосфена , данные здесь могут быть не слишком точными. В любом случае, Нимфей вошёл в состав государства без боя.

Драматичнее сложилась борьба за Феодосию , метрополией которой, как и Пантикапея, был Милет. Феодосийский крупный порт находился относительно далеко от основных центров государства и пользовался поддержкой Гераклеи Понтийской - города на южном побережье Чёрного моря. Боспорское войско потерпело поражение, в немалой мере - из-за военных хитростей, применённых гераклейским стратегом. В результате гераклейские войска высаживали десанты непосредственно на территории Боспорского царства. Судя по огромному импорту амфор с вином из Гераклеи Понтийской в первой половине IV в. до н. э., отношения нормализовались довольно быстро. Видимо, в середине 80-х годов IV в. до н. э. Феодосия вынуждена была покориться, и Спартокиды стали именовать себя «архонтами Боспора и Феодосии». Победа над Феодосией означала присоединение территории всего Керченского полуострова. Затем Спартокиды обратили взоры на восточное побережье Керченского пролива. Левкон сразу после победоносной Феодосийской кампании, разгромив стремительным броском из-под Феодосии Октамасада, сына синдского царя Гекатея, стал обладателем во второй половине 80-х гг. IV в. до н. э. новых земель с синдским населением и Фанагории. Результатом всех этих завоеваний было приобретение Спартокидами новых портов и торговой монополии, обширных плодородных земель и права хлебного экспорта. Олицетворением мощи государства, его политической зрелости и международного признания стало появление царского культа , связанного с именем Перисада I.

После смерти Перисада разгорелась борьба между его сыновьями Сатиром, Пританом и Евмелом. Она продемонстрировала, с одной стороны, нарушение традиции престолонаследия Спартокидов, которая заключалась в участии двух старших сыновей в управлении государством сначала совместно с отцом, а после смерти его в соправительстве двух братьев до смерти одного из них, с другой - необходимость для боспорских династов в своей политике учитывать ситуацию, сложившуюся в племенном мире Северного Понта и Приазовья . Евмел, младший из братьев, претендуя на престол, выступил против двух старших. Военные действия разгорелись, вероятно, в районе Прикубанья. В армии Сатира, а после его гибели - Притана, помимо наёмников, важной силой были союзники - скифы. Евмел опирался на превосходившее численно противника войско местного племени фатеев , обитавших на азиатском Боспоре. Победивший Евмел жестоко расправился с противником. Во время своего короткого правления (309- гг. до н. э.) он боролся с пиратством и поддерживал дружественные отношения с причерноморскими греческими городами. Особое внимание боспорских царей к понтийским делам было отнюдь не случайным. Оно отвечало изменившейся ситуации в этом регионе в связи с начавшимися передвижениями скифов и теснивших их с востока сарматов .

Но связи с Афинами не прерывались: за хлебный дар в 77 тыс. литров афиняне дважды отправляли на Боспор посольство с благодарностью. Источники свидетельствуют о политических связях Спартокидов с Афинами, Дельфами , Делосом , Милетом , Египтом . Ещё более тесными стали контакты с Южным Понтом .

Римляне вручили власть над Боспором Фарнаку, назвали его своим «другом и союзником», но просчитались: Фарнак объявляет себя «царём царей» и желает расширить свои владения за счёт самого Рима. В качестве наместника на Боспоре он с 48 г. до н. э. оставляет Асандра. Но тот успешно отвоевал престол, разгромив в 47 г. до н. э. сначала Фарнака, а затем Митридата II, после чего женился на дочери Фарнака Динамии и с 46 г. до н. э. единолично стал править на Боспоре. С его деятельностью до 20 г. до н. э. связывают постройку оборонительных укреплений (так называемый Асандров вал, видимо, отделивший Керченский полуостров от остальной части Крыма) для защиты от соседних племён, большие восстановительные работы, активизацию морских сил, успешную борьбу с пиратами.

После длительных войн, разорений и опустошений при Асандре, но особенно при сыне его Аспурге положение на Боспоре стабилизируется. Начался период нового, вторичного расцвета, охвативший I - начало III в. н. э. При Аспурге возросла территория государства за счёт временного присоединения Херсонеса . Царь вёл успешные войны со скифами и таврами. В г. он получил звание «друга римлян» и добился у римлян права на боспорский престол. На его монетах были портреты римских правителей. Боспор в глазах римлян был источником хлеба, сырья и важным стратегическим пунктом. Рим стремился поставить на его престоле своих приверженцев, держал там свои войска. И всё же степень зависимости не была всегда одинаковой и такой, какой желали этого в Риме. Уже сын Аспурга Митридат вёл войны с римлянами. Но в годы правления его брата Котиса I ( - гг.) окрепла связь с Римом. С конца I в. Рим всё больше видит в Боспоре важный форпост на северо-востоке, способный сдерживать натиск варваров. При Рескупориде I и Савромате I строятся оборонительные сооружения, укрепляются границы, усиливается армия и флот. Савромат I и Котис II одерживают победы над скифами. При Савромате II ( - гг.) боспорский флот очищает от пиратов южные берега Чёрного моря. Совместные военные действия с соседями должны были усилить независимость Боспора от Рима.

При Спартокидах в городах Боспора расцветает и ремесленное производство. В Фанагории, Горгиппии и других городах существуют небольшое мастерские и крупные эргастирии , где применяется труд рабов.

См. также

Примечания

Литература

  • Археология СССР. Античные государства Северного Причерноморья. М., 1984
  • Гайдукевич В. Ф. Боспорское царство, М. - Л., 1949
  • Гайдукевич В. Ф. Боспорские города. Л., 1981
  • Ростовцев М. И. Скифия и Боспор. Л., 1925
  • Сапрыкин С. Ю. Боспорское царство на рубеже двух эпох. М.: Наука, 2002 (ISBN 5-02-008806-4).
  • Зубарь В. М., Русяева А. С. Боспор Киммерийский. Киев, 2004
  • Молев Е. А. Эллины и варвары на северной окраине античного мира. М., 2003
  • Молев Е. А. Политическая история Боспора VI-IV вв. до н. э. Н. Новгород, 1998
  • Молев Е. А. Боспор в эпоху эллинизма. Н. Новгород, 1995
  • Болгов Н. Н. Закат античного Боспора. Белгород, 1996
  • Боспорские исследования. Симферополь-Керчь, 2004-… (тт. I-XXI)
  • Фролова Н. А. Монетное дело Боспора. Тт. 1-2. - М., 1997
  • Алексеева Е. М. Античный город Горгиппия. М., 1997
  • Блаватский В. Д. Пантикапей. М., 1964
  • Голенко В. К. Древний Киммерик и его округа. Симферополь, 2007
  • Кобылина М. М. Фанагория. М., 1956
  • Коровина А. К. Гермонасса. Античный город на Таманском полуострове. М., 2002
  • Масленников А. А. Эллинская хора на краю Ойкумены. М., 1998
  • Яйленко В. П. Тысячелетний Боспорский рейх. История и эпиграфика Боcпора VI в. до н. э. – V в. н. э. (М., 2010)
  • Парфенов В.Н. 2007: Флавии и Боспор. К вопросу о римском «либерализме» // Из истории античного общества. Сб. науч. тр. к 60-летию проф. Е. А. Молева. Вып. 9-10, 166-181.
  • Соколов Г. И. Искусство Боспорского царства. М., 1999
  • Иванова А. П. Скульптура и живопись Боспора. Киев, 1961
  • Цветаева Г. И. Боспор и Рим. М., 1979
  • Кругликова И. Т. Сельское хозяйство Боспора. М., 1975
  • Масленников А. А. Население Боспорского государства в VI-II вв. до н. э. М., 1981
  • Масленников А. А. Население Боспорского государства в первые века н. э. М., 1990
  • Зеест И. Б. Керамическая тара Боспора. М., 1960
  • Борисова В. С. 2006: Становление государственности Боспора в VI-IV вв. до н. э. Авт. дисс… к.и.н. Нижний Новгород.
  • Завойкин А. А. 2007: Образование Боспорского государства: археология и хронология становления территориальной державы. Авт. дисс… д.и.н. Москва.
  • Шевченко О. К. (Симферополь) Сакрализация Перисада I - коллизии историографии // Сакральное и власть в античности. - 2010-2011.- №.1
  • Шевченко О. К. Герои. Цари. Боги. (Античный Крым в контексте Евразийской цивилизации) / монография из Серии «История и Философия власти».- Симферополь: Электронное издание К. О. Ш., . - Симферополь, 2011. - 122 с
  • Талах В. Н. Рожденный под знаком кометы: Митридат Эвпатор Дионис . - Одесса: Ярослав, 2006. - 206 с. - ISBN 966-8057-73-2

Ссылки

Боспорское царство: краткий исторический очерк

Боспорское царство — греческое монархическое образование Северного Причерноморья. История его возникновения начинается с момента появления переселенческих полисов , выросших в прибрежных зонах Керченского полуострова Крыма и Тамани. Эти апойкии возводились малоазийцами и эллинами с Эгейского моря.

Среди них были демократические республики и полисы с олигархической формой управления. Богатая земля позволяла новоприбывшим грекам заниматься земледелием, разводить скот, рыбачить и, конечно же, торговать с метрополией, соседними племенами и полисами. В городах зарождались объединительные тенденции, которые усиливались под влиянием угрозы нападений варваров-скифов. Пантикапей постепенно приобретал статус столичного полиса .

Если верить античному писателю Диодору Сицилийскому, Боспорское царство существовало с 480 г. до н. э. Им тогда управляли Археанактиды - выходцы с Милета, сумевшие удерживать тираническую власть на протяжении 42 лет, передавая ее по наследству.

Археанактидов сменили Спартокиды, которые возглавляли Боспорское царство почти до I в. до н. э. Как Спарток пришел к власти, историки не знают. Можно только предполагать, что произошли события наподобие переворота. Впрочем, так же можем предполагать, что произошла добровольная передача власти.

Первые властители царства — архонты Боспора. Несмотря на тиранический характер управления, города Боспорского царства, все еще имели некоторые признаки автономии. Это подтверждает информация о существующих там народных собраниях и советах. Кроме того, должности в таких полисах были выборными.

Очередная эпоха Боспорского царства связана с деятельностью Сатира I, Левкона I и Перисада I. Они увеличили территорию державы (в нее входили устье Дона, низовья Кубани и восточная часть Приазовья), покорили Феодосию , а позже — проживающих поблизости синдо-меотов и скифов.

Экономические связи Боспорского царства

Экономика Боспорского царства держалась на торговле. Вначале его полисы сотрудничали с населенными пунктами Малой Азии и греческими островами Средиземноморья. Потом, около V в. до н. э., товары начали возить в Афины. Параллельно шел обмен с зависимыми варварскими племенами.

Скифы, меоты и синды были хорошими поставщиками рабов, а невольники ценились на заморских рынках. Эллада снабжала Боспорское царство винами, оливковым маслом, изделиями, выполненными ремесленниками. Главный товар Боспора - зерно, но, кроме него, на заморский импорт шли рыба, шкуры, шерсть. Все это греки получали благодаря собственному труду и стараниям зависимых варваров, которые продавали продукты земледелия и промыслов. Взамен на эти товары эллины отдавали племенам предметы, изготовленные местными ремесленниками и вещи, доставленные морем.

Боспорское царство также имело торговые связи с Ольвией и Херсонесом, с Южным Причерноморьем и Восточным Понтом.

Ближе к концу VI в. до н. э. в Пантикапее наладили чеканку собственных денег. Позже выпуск монет продолжался, но известно, что в период экономического кризиса III в. до н. э. золото и серебро заменили низкокачественные медные эквиваленты. После реформы Левкона II ситуация стабилизировалась.

Земледелие, скотоводство и ремесла в Боспорском царстве

В государстве, которое активно экспортировало зерновые культуры, земледелию уделяли особое внимание. Сельскохозяйственные округи располагались вокруг городских центров, некоторые земледельцы обитали в деревнях-комах. Немало зерновых выращивалось на скифских участках и на землях синдо-меотов.

Жители античных поселений использовали плужный метод и двупольную систему обработки грунта. У них произрастали такие культуры, как пшеница, ячмень, вика, чечевица, просо. Греки также выращивали зернобобовые, чередуя их со злаками. Ощутимую прибыль приносило виноградарство.

В Боспорском царстве держали крупный рогатый скот, с помощью которого обрабатывали земли.

Ремесленники Боспорского царства достигли высокого уровня мастерства. Особенно в деревообработке и в камнетесном строительстве. Они умели делать корабли, дома, мебель, именную черепицу. Местные мастера искусно обрабатывали металлы, найдено немало железных и бронзовых предметов, сделанных в греческих полисах Боспора.

Не менее поражающими были ювелирные изделия боспорян: украшения, которые крепились на одежду или сбрую, перстни, браслеты и т. д. Много таких вещей найдено в скифских захоронениях. Кроме того, эллины умели ткать, самостоятельно обрабатывали кожу, делали поделки из костей и, конечно же, глиняные изделия. В гончарных мастерских Боспорского царства производилась кухонная утварь, которая распространялась среди греков и представителей подневольных им племен.

Боспорское царство: быт, религия и особенности культуры

Все население Боспорского царства представляло собой три социальные группы: невольники, верхушка и средняя прослойка (крестьяне-общинники, иностранцы, люди, которые не имели рабов). Этнический состав государства был достаточно пестрым, так как в него входили представители варварских племен. Кстати, многие из них умудрялись занимать высокие позиции в обществе.

Количество пахотных земель значительно преобладало над городскими территориями, поэтому среди населенных пунктов Боспорского царства присутствовали не только полисы, но и небольшие деревни, в которых обитали земледельцы.

Города отличались пышностью. Среди них наиболее величественным был Пантикапей: его дома, храмы, общественные здания богато украшались, во время строительства расположенных там сооружений использовались новейшие для того времени технологии, делались искусственные террасы.

Феномен боспорской культуры - художественное ремесло. На предметах, изготовленных в античных полисах, много сюжетов из жизни скифов. Вероятно, вещи делались на заказ и в Боспорском царстве существовала целая школа мастеров, которые занимались такого рода росписями.

О высоком уровне культуры боспорян говорят развитая поэзия и существующее у них театральное искусство, которые не уступало настоящему греческому. Стихи рассказывали под музыку и даже организовывали своеобразные соревнования, в которых побеждал лучший декламатор. В Боспорском царстве любили лирику и танцы, так же, как в средиземноморских городах. С проникновением сарматов там начали прослеживаться элементы традиций кочевого ираноязычного народа.

Жители Боспорского государства почитали богов плодородия. Их божества имели греческое и восточное происхождение. Среди них - Афродита, Аполлон, Астарта, Киберу, Кору, Зевс и т. д. В их честь греки строили храмы, изготавливали скульптуры и статуэтки. На сегодняшний день открыто два религиозных комплекса античных времен: нимфейское святилище Деметры и Апатур в Тамани.

Таким образом, Боспорское царство возникло в V в. до н. э. и просуществовало до последних десятилетий IV в. н. э. Это восемь сотен лет. Оно было основано Археанактидами, но через каких-то 42 года их сменили Спартокиды, которые управляли до I в. до н. э. Сатир I, как и его последователи, включая Перисада I, сумел расширить территории монархии.

С конца IV в. до н. э. важное место в жизни царства занимали варвары. Все закончилось тем, что во II веке до н. э. эллины платили им дань. В конце II в. до н. э. состоялись походы Диофанта и Боспорское царство вошло в состав Понтийского государства. Известно, что этот этап истории монархии ознаменовался экономическим кризисом. Почти все деньги, которые могли пойти на развитие городов, отдавались для борьбы с Римом.

В середине I в. н. э. все изменилось: бывший враг Боспорского государства стал его союзником, хотя так и не смог защитить боспорян от разрушительных набегов гуннов. Несмотря на старания врагов, в этом государстве развивались экономика, культура. В лучшие времена условия жизни боспорских граждан напоминали римские.

INLIGHT

Боспорское царство Меотиды

Города в Восточном Крыму образовались еще в VII в. до н. э. (в период пика могущества скифской цивилизации). Около 480 г. до н. э. здесь возникло самостоятельное Боспорское царство, столицей которого стал Пантикапей (совр. Керчь). Само название «Пантикапей» опять-таки не греческое, а местное: сравнивая с индоиранскими языками, его можно перевести как «путь рыбы». (Это сомнительная этимология. Пантикапей - «панти-кап», где «панти» = «пять» (внутри характерное «носовое «н», см. санскритскую и ту же новгородскую фонетику), а «кап» = «капище». Пантикапей - город «пяти капищ», «пяти святилищ». - Примеч. Ю. Д. Петухова ). Пантикапею подчинились Нимфей, Мирмекий, Киммерик, Тиритака и Феодосия на крымской стороне, Фанагория, Гермонасса (совр. Тамань) и Синдская гавань (Горгиппия, совр. Анапа) на таманской. В конце концов Боспор включил в свои владения почти все Приазовье, вплоть до устья Дона, и значительную часть Кубани.

Боспорским царством в 480–438 гг. до н. э. правила династия Археонактидов, о которой практически ничего не известно. В 438 г. до н. э. царем стал Спартак, основавший династию, правившую три с половиной века. На том, что вторая боспорская династия была не греческой, а местной, сходятся все исследователи; более того, они вынуждены признать, что боевую силу боспорской армии составляла скифская конница 144 . Но почему-то не решаются прямо сказать: КОМУ ПРИНАДЛЕЖАЛА ПРАВЯЩАЯ ДИНАСТИЯ И ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ, ТОМУ ПРИНАДЛЕЖАЛА И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ. БОСПОР НА САМОМ ДЕЛЕ БЫЛ МЕОТО-САРМАТСКИМ ЦАРСТВОМ!

Не желая признавать очевидный факт, некогда запустили «утку», что якобы династия Спартакидов была не местной, а… фракийской - будто из Фракии до Приазовья было рукой подать. На каком основании? Да только на том, что имена некоторых боспорских царей совпадали с именами фракийцев. Между тем известно, что многие народы индоевропейского происхождения имели одинаковые имена - наследие прежнего единства… (и во Фракии, и в Таврии, и в «германиях» с франциями - вспомним Меровингов - и в Скифии правили династии русов, вышедших из одного гнезда, из одного суперэтноса - поэтому и имена они носили схожие, имена русов. Нам давно уже пора перестать удивляться этому факту. - Примеч. Ю. Д. Петухова ).

Ввиду местного, приазовского, меото-сарматского происхождения династии Спартакидов нет никаких оснований называть Боспорское государство греческим. Само существование на Боспоре сильной, стабильной царской власти, принципиально отличной от античных «парламентских демократий», перемежающихся с непрочными «тираниями», показывает, что Боспор находился в русле иных, чем греческие, традиций. Это было именно полноценное царство, наследственная монархия, а вовсе не тирания.

Памятники восточного Приаралья VII в. до н. э. - V в. н. э.

Боспорское царство находилось под властью местной, национальной династии на протяжении практически всей своей 1000-летней истории. Падение Спартакидов (107 г. до н. э.) произошло в результате агрессии с южного берега Черного моря: Крым был ненадолго захвачен Понтийским царством, располагавшимся на территории современной Турции. Но, после разгрома Митридата Понтийского римлянами, Боспор восстановил независимость и смог ее утвердить, отразив натиск Римской империи. В 47 г. до н. э. представитель местного населения Аспург сверг наследника Митридата с престола и женился на его дочери Динамии; так была основана новая династия Рескупоридов, правившая четыре столетия.

Имя «Аспург» указывает на происхождение нового царя из приазовских меотов-аспургиан. Название этого народа можно расшифровать как «асы» (ясы), живущие в крепостях (пургос - по-гречески башня). Как известно, «асы» - одно из древнейших наименований ариев (оно сохранилось в скандинавских и индийских преданиях об Асгарде - городе асов). В 1 тыс. н. э. и в Средние века имя «асы» носили донские и азовское сарматы. Об этническом облике новой боспорской династии говорит и то, что несколько ее представителей носили имя Савромат. Сарматские всадники составляли основную военную силу Боспора на протяжении всей его истории.

Рескупоридам пришлось столкнуться с Римской империей, объединившей все цивилизации Средиземноморья в один политический организм. Максимального влияния на берегах Понта Рим достиг в правление императоров Траяна и Адриана. Римские гарнизоны стояли в ту пору в Херсонесе и низовьях Днепра. Но напрасно составители исторических карт включают прибрежное Причерноморье в состав Римской империи. Этого не было никогда. Боспорские цари сохраняли формальный титул и реальную политическую власть 145 .

На это указывает все: и сохранение стабильной преемственности местной национальной династии Рескупоридов на протяжении столетий, и длительная чеканка собственной монеты, продолжавшаяся до середины IV в. н. э. (ничего подобного в зависимых от Рима царствах не было). Хотя боспорские цари I–II вв. н. э. именовались римлянолюбивыми, это не означало политической зависимости (властители Парфянской империи тоже считались эллинолюбивыми). Зависимый от Рима правитель не смог бы принять титул царь царей, как сделал это Савромат Первый еще в конце I в. н. э.

Боспор не только не входил в римские владения, но был объектом постоянной агрессии со стороны Рима, пытавшегося всячески вмешаться в его внутренние дела. Крайними владениями римлян во II в. н. э. на востоке Черного моря были Херсонес и Диоскуриада (совр. Сухуми). Флавий Арриан, посетивший Диоскуриаду в 134 г., составил краткое описание пути на Боспор для императора Адриана («Перипл Понта Эвксинского»). По сути дела, «перипл» представлял собой разведданные, описание путей, пригодных для военных экспедиций 146 . О подвластных землях, «провинциях» империи, в подобном тоне не пишут. Боспорское царство так и не подчинилось Римской империи - оно продолжало выполнять роль «заслона», перекрывающего римлянам путь во Внутреннюю Евразию.

История Боспора была долгой, а политическая власть удивительно преемственной (за 800 лет там сменилось только две династии). В 370-е гг. н. э. боспорские города подверглись разгрому гуннами… На примере азово-черноморских городов Боспорского царства особенно ясно видна удивительная, многотысячелетняя преемственность культуры Южной России. Возникшие еще в эпоху бронзы, наиболее значительные из них существуют и по сей день.

После кратковременного упадка «великого переселения народов» Боспорское царство было восстановлено как Тмутараканское княжество в рамках государственности варяжской Руси ; новый подъем испытали и его города. Так, древний Пантикапей, заселенный уже в бронзовом веке, достигший вершины могущества в V в. до н. э. - IV в. н. э. как столица Боспора, после кратковременного упадка возродился в составе Хазарии (VII–VIII вв.), стал известен с конца VIII в. под именем Корчев и вошел в состав русского Тмутараканского княжества (X–XII вв.).

Столицей этого княжества стал другой древний город Боспора, Гермонасса, получивший имя Тмутаракань. Другой важнейший город Боспора Киммерийского, Феодосия, был заселен еще в неолите (!), в бронзовом и железном веках. В V–VI вв., оправившаяся после гуннского погрома Феодосия представляла собой поселение аланов 147 ; с конца VI в. перешла к Хазарии, с X в. известна под именем Кафы, в XI в. вошла в состав Тмутараканского княжества.

Город Судак, заселенный еще в эпоху бронзы и в раннем железном веке, существовал и в античный период, с IV в. до н. э. (об этом предпочитают не упоминать: ведь ни один греческий полис не «взял на себя ответственность» за его основание!). Согласно источникам, в 212 г. н. э. алано-сарматы построили здесь крепость под названием Сугдея… В русских летописях город известен под именем Сурож, скорее всего это его изначальное имя: от древнего арийского солнечного бога Сурьи. Еще один Солнечный город. По имени этого города и Азовское море называлось Сурожским…

Настоящий упадок азово-черноморские города испытали в XIII–XVII вв. После татаро-монгольского нашествия Крым действительно был «колонизирован» предприимчивыми средиземноморцами. С согласия татар, Феодосия с 1270-х гг., а Керчь с 1318 г. перешли под власть генуэзцев, превративших их в крупнейшие центры работорговли. Прибыль с «живого товара», славянских рабов (которых называли: esclavo, slaves), шла немалая, Европа в «симбиозе» с татарами занималась «первоначальным накоплением капитала»…

Так продолжалось, пока не был раздавлен последний змееныш из логова Змея Горыныча, крымско-татарское ханство (конец XVIII в.) и солнечные города Крыма и Приазовья не были возвращены России.

Из книги 100 великих кладов автора Непомнящий Николай Николаевич

Из книги 100 Великих археологических открытий автора Низовский Андрей Юрьевич

Из книги Древняя Русь автора Вернадский Георгий Владимирович

4. Боспорское царство и греческие города на северном побережье Черного моря 206 Беспокойный период борьбы между скифами и сарматами (третье и второе столетия до н.э.) болезненно задел жизнь греческих городов Тавриды. Медленно сдавая позиции под напором сарматов, часть

Из книги Войны языческой Руси автора Шамбаров Валерий Евгеньевич

12. ПОНТИЙСКОЕ И БОСПОРСКОЕ ЦАРСТВА Во II в. до н. э. на роль мирового лидера стал выдвигаться новый претендент - Рим. Его железные легионы маршировали по Северной Африке, Македонии, ему покорились Греция и часть Малой Азии. Но повелевать народами хотелось не только

Из книги История Крыма автора Андреев Александр Радьевич

Из книги Начало Руси: Тайны рождения русского народа автора

Этноним «Русь» от Балтики до Меотиды Обилие концепций начала Руси в значительной мере порождается источниковым материалом, в частности упоминаниями Руси в письменных источниках. Противоречивый характер они носят и в древнерусской, и в византийской, и в

Из книги Искусство войны: Древний мир и Средние века [СИ] автора

Глава 1 Начало армии: Древнее царство и Среднее царство Начало цивилизации это Египет, Шумер, Китай, Индия. Именно там мы находим следы древних и величественных храмов и зданий, что свидетельствуют о высоком уровне развития древних народов, что оставили для нас эти

Из книги Изгнание норманнов из русской истории. Выпуск 1 автора Сахаров Андрей Николаевич

Часть вторая. Этноним "Русь" от Балтики до Меотиды Обилие концепций начала Руси в значительной мере порождается источниковым материалом, в частности, упоминаниями Руси в письменных источниках. Противоречивый характер они носят и в древнерусской, и в византийской, и в

автора Андриенко Владимир Александрович

Часть 1 Древний Египет Глава 1 Начало армии: Древнее царство и Среднее царство Начало цивилизации это Египет, Шумер, Китай, Индия. Именно там мы находим следы древних и величественных храмов и зданий, что свидетельствуют о высоком уровне развития древних народов, что

Из книги Искусство войны: Древний мир и Средние века автора Андриенко Владимир Александрович

Глава 3 Фараоны воители: Новое царство и Позднее царство Война – это воликое дело для государства, это почва жизни и смерти, это путь существования и гибели. Это нужно понять.Поэтому в онову её кладут пять явлений…Первое – Путь, второе – Небо, третье – Земля, четвертое –

Из книги История Крыма автора Андреев Александр Радьевич

ГЛАВА 3. КРЫМ ПЕРИОДА ВЛАДЫЧЕСТВА СКИФОВ. ГРЕЧЕСКИЕ ГОРОДА-КОЛОНИИ В КРЫМУ. БОСПОРСКОЕ ЦАРСТВО. ХЕРСОНЕС. САРМАТЫ, ПОНТИЙСКОЕ ЦАРСТВО И РИМCКАЯ ИМПЕРИЯ В КРЫМУ VII ВЕК ДО НАШЕЙ ЭРЫ – III ВЕК Киммерийцев на Крымском полуострове сменили племена скифов, переселившиеся в VII веке

Из книги Всемирная история. Том 4. Эллинистический период автора Бадак Александр Николаевич

Боспорское царство в III–I вв. до н. э Сходные черты с эллинистическими государствами Малой Азии - Пергамом, Вифинией, Каппадокией, Понтом - обнаруживает Боспорское государство, в состав которого входили как эллинские полисы, так и территории, населенные местными

Из книги Древнерусская цивилизация автора Кузьмин Аполлон Григорьевич

Глава V Этноним «Русь» от Балтики до Меотиды Обилие концепций начала Руси в значительной мере порождается источниковым материалом, в частности упоминаниями Руси в письменных источниках.Противоречивый характер они носят и в древнерусской, и в византийской, и в

Из книги Крым. Большой исторический путеводитель автора Дельнов Алексей Александрович

Из книги Быстьтворь: бытие и творение русов и ариев. Книга 2 автора Светозаръ

Из книги По страницам истории Кубани (краеведческие очерки) автора Ждановский А. М.
Измена мужа