Возникновение государственности у восточных славян. Дискуссия о происхождении Древнерусского государства

Возникновение государства – закономерный этап в развитии общества. Это очень длительный процесс, поэтому любое событие, обозначающее переход к государственным формам жизни людей, весьма условно.

Первобытное общество могло существовать, руководствуясь двумя основными принципами, регулировавшими социальную жизнь: обычаем (традицией) и правом сильного. Этих принципов было достаточно, пока сородичи не слишком отличались друг от друга своими интересами и устремлениями. Вековые традиции редко оспаривались, поэтому не было необходимости в каком‑то специальном механизме, призванном обеспечить их соблюдение, т. е. в государстве.

Однако первобытное общество постепенно изменялось, отношения между сородичами становились все более разнообразными, а жизнь рода – все менее замкнутой. Мы уже упоминали о разложении родовой общины и переходе к соседской общине у восточных славян. Интересы отдельной семьи уже не всегда совпадали с общими интересами, что разрушало род изнутри. Возникла необходимость создать новые, более сложные правила (постепенно обретавшие форму правовых норм и законов) и добиться их исполнения. Появилось имущественное неравенство, неравенство возможностей, так как не только совершенствовалась экономическая основа жизни людей, но и более разнообразными становились источники, из которых люди черпали средства к существованию. Например, в жизни рода все бо́льшую роль стала играть военная добыча. Эти факторы оказывали влияние на появление имущественного неравенства между людьми, которое закреплялось в праве частной собственности.

Безусловно, отрицать экономический фактор в появлении государства (рост производительности труда, возникновение излишков, неравенство и т. д.) было бы ошибочным, но и сводить все только к хозяйственной деятельности людей нельзя.

Государство возникает тогда, когда у большинства членов общества появляется необходимость ограничить родовую власть (патриархальную власть старейшин, опирающуюся на традиции и собственный моральный авторитет). На первых порах основными функциями государственной власти были суд и война (защита занятых производительным трудом общинников, которые брались за оружие только в случае особо серьезной угрозы; обеспечение безопасности торговых сношений; грабительские набеги на соседей).

Возникновение Киевской Руси хронологически вписывается в процесс государствообразования, протекавший в IX–X вв. на территории Северной, Центральной и Восточной Европы. В первой половине IX в. образовалось Великоморавское княжество, на рубеже IX–X вв. – Чешское. В середине IX в. шло объединение польских племен, а во второй половине X в. было создано Древнепольское государство. В IX в. сложилась государственность в Хорватии и на сербских землях. IX в. – время появления объединенного Англосаксонского королевства, а Х в. – Датского.

В VIII–IX вв. у восточных славян родовой уклад жизни был основательно разрушен и не являлся серьезным препятствием на пути зарождения государства. Соседские общины уже не могли управляться на основе старых племенных обычаев. Все это потребовало создания новых правил, новых норм общежития.

Соседские общины и отдельные семейные дворы были слишком слабы, чтобы самостоятельно обеспечить свою безопасность. Естественным гарантом безопасности становился князь, который располагал дружиной и укрепленным пунктом (городом). Земледельческие общины постепенно отдавались под покровительство князя и его дружины. В IX в. продолжалось постепенное усиление княжеской власти. Этот процесс ускорялся под воздействием внешних факторов: на севере Восточно‑Европейской равнины постоянным явлением стали набеги варягов, на юге обострилась вражда славянских и тюркских племен.

В исторической науке давно возник спор об образовании государственности у славян. Долгие годы большим авторитетом пользовалась норманнская теория , в которой преувеличивалась роль скандинавских воинов в становлении восточнославянской государственности. Преуменьшать же роль варягов в политических процессах, происходивших в славянском обществе, тоже неправильно, поскольку крайний антинорманнизм вступает в противоречие с известными нам фактами. Можно сказать, что государство восточных славян сложилось не благодаря скандинавам, но при их участии.

В «Повести временных лет» летописец сообщает, что в 862 г. новгородский старейшина Гостомысл, будучи бездетным, перед смертью пригласил в Новгород норманнского князя Рюрика с дружиной. Рюрик, перебив знатных новгородцев, обосновался в городе и стал править. После его смерти власть захватил предводитель одного из варяжских отрядов Олег. В 882 г. Олег предпринял поход на Киев. Он сумел хитростью выманить варягов Аскольда и Дира из ранее захваченного ими Киева и убил их. Захват Киева позволил политически объединить территории, расположенные вдоль пути «из варяг в греки». Олег, сделавший Киев своим стольным градом, продолжал властвовать и над новгородцами.

Объединение большинства восточнославянских племен вокруг Киева было не слишком прочным и не очень обременительным. Власть киевского князя сводилась к сбору дани (полюдью ) и разбирательству межплеменных споров и тяжб.

После смерти Олега в Киеве стал княжить сын Рюрика – Игорь. При этом князе в 945 г. произошло первое восстание древлян. Ненасытность князя Игоря при сборе дани возмутила древлян – они перебили дружину, а князя казнили. Жена Игоря Ольга, отомстив древлянам за убийство мужа, все же вынуждена была упорядочить сбор дани, установив уроки (размер дани) и погосты (места сбора).

Так постепенно под властью Киева (вокруг племени полян) произошло складывание Древнерусского государства – Киевской Руси. Это было раннефеодальное государство, так как в нем сохранялись пережитки родового строя: элементы военной демократии (взаимоотношения князя с дружиной, ополчение), существование веча в различных городах и племенных объединениях, кровная месть.

Во главе государства стоял великий князь киевский, при котором существовал совет из наиболее знатных и могущественных князей и бояр . Княжеские дружинники ведали сбором дани, податей, осуществляли суд, разбирали мелкие дела и пр. В города назначались специальные княжеские представители (посадники). В вассальной зависимости от князя находились его родственники, князья удельных земель, бояре, владевшие большими вотчинами и имевшие свою дружину.

Прослеживается постепенное усиление власти киевских князей над племенными союзами славян. Киевский князь объединял славянские и неславянские земли как силой, так и путем различных соглашений. Древлян Олег покорил насильно, Владимир таким же образом присоединил радимичей. Ко времени правления Святослава с племенными князьями в основном было покончено – они стали просто посадниками киевского князя. Князь Владимир посадил своих сыновей в разных зависимых от Киева землях. Однако властвовал князь не безраздельно. Княжеская власть была ограничена элементами сохранившегося народного самоуправления. Активно действовало в IX–XI вв. народное собрание – вече.

Добрый день, дорогие друзья музы Клио. Кто это? Это одна из покровительниц искусств и наук у древних греков – муза Истории! А с Вами Коцарь Евгений Сергеевич, лучший учитель России, эксперт ЕГЭ. Сегодня мы начнем курс подготовки к ЕГЭ по истории с лучшим учителем России. Тема и вопрос занятия – как возникло государство восточных славян?

История России начинается с истории . Кто это? Это целая группа родственных друг другу племенных союзов, отколовшихся от славянского этнического пласта. К VIII-IX вв. , с которых и начнется наш разговор, они контролировали обширные пространства Восточно-Европейской (Русской) равнины, от Балтийского до Черного морей, от Карпатских гор до верхнего Поволжья.

Основным источником по истории Древней Руси для нас будут Это погодные исторические записи, рассказывавшие события произошедшие «от лета до лета», аналог европейских хроник.

«Откуда есть пошла земля русская». Нестор, ПВЛ.

Так начинается первая русская летопись. А если точнее – (ПВЛ). Это основной источник по ранней истории славян, написанный ок. 1116 года монахом Киево-Печерской лавры (монастыря) Нестором.

Мы заговорили об исторической карте. Давайте сразу условимся, что как только речь заходит о географических объектах, войнах, экономическом развитии и торговле, мы начинаем работать с картой. Именно работать, а не смотреть на нее. Самостоятельно наносить те события и факты, о которых мы говорим, на карту. Ту карту, которую Вы нарисовали собственноручно, Вы не забудете. А это очень пригодится Вам при работе к и для лучшего визуального закрепления материала.

Тенденции развития истории России

Итак, мы охарактеризовали восточных славян и их соседей. Какие важные выводы мы можем сделать? Открытый характер равнины, где расселились восточные славяне, диктовал две тенденции развития:

1. Постоянную военную угрозу. Через огромные степные ворота от Уральских гор до Каспийского моря в южные степи постоянно вторгались кочевники. Шел процесс из Азии в Европу, и Русь постоянно была в гуще этих событий.
2. Соседство с разноязыкими племенами могло развиваться и в духе хозяйственного взаимодействия, этнической и языковой ассимиляции. Земли было много, слабые племена просто отступали. Еще одна черта истории славян – расширение ареала своего обитания на восток и север, в сторону Волги и Северного Ледовитого океана.

Что в результате?

Как появилось государство у славян? Исторический спор

Мы видим, что и у словен, и у полян Нестор называет имена правителей – Это, как минимум, также, как и создание – укрупнение племен под общей властью, говорит о зачатках государственности у славян IX века. Мы подошли к первой ключевой дате русской истории.

862 год – начало истории России.

Словене призвали на княжение в Новгород Рюрика (с Синеусом и Трувором).

Этот факт стал основанием для написания (опирается на скандинавские саги), авторы немецкие историки XVIII века Баейрн, Миллер, Шлецер. В свою очередь, на этой теории во многом основывается русская история. Норманистами были все классики русской государственной школы истории XIX века – те люди, которые и написали ту историю России, которую мы изучаем в школе.

Каковы основные положении норманнской теории?

  • Рюрик – скандинав (викинг,
  • У новгородских словен не было власти
  • Рюрик основал государство славян
  • Славяне не были способны организовать государство в силу отсталости
  • Название страны Русь – от руссы, россы (этноним викингов Скандинавии)

Формирование государства в древнем мире свидетельствовало о значительном совершенствовании хозяйственно - экономических и политических отношений, осознание единства, многочисленными родственными племенами. Однако процесс был трудоемким и требовал больших усилий со стороны племенной верхушки и людей, ее поддерживающих.

Возникновение государственности у регулярно вызывает дискуссии о его родоначальниках. Многие авторы склоняются к варяжской теории в формировании государства у славян. А кто же такие эти самые варяги? Национальная принадлежность варягов - дело спорное. Так, по мнению одних ученых этот народ - норманны, скандинавы. В своих мнениях они исходят из того, что это была эпоха норманнских морских нашествий на европейские страны, объектами этих походов могли стать и земли восточных славян.

Возникновение древнерусской государственности довольно долгое время в исторической науке связывали с норманнами и их предводителем Рюриком. При этом утверждалось, что сами славяне на это были не способны из-за своей отсталости. Эта теория появилась в период противоборства Швеции и России в период Смуты для оправдания агрессивных устремлений скандинавов. И впоследствии при обострении отношений России со странами Запада эти взгляды тут же появлялись в иностранных сочинениях. Ученых, предлагавших данную точку зрения на возникновение государственности у восточных славян, стали называть норманнистами, а теорию - норманнистской. Апологетами норманнизма были некоторые российские ученые немецкого происхождения (Миллер Г.Ф., Шлецер А.М.), а также те представители официальной отечественной историографии, которые продвигали норманнизм для укрепления авторитета и возвышения

Противниками на возникновение государственности у восточных славян в восемнадцатом веке стали известные российские историки Ломоносов М.В.,Татищев В.Н. В своих исследованиях они доказывали, что Рюрик и варяги - это представители прибалтийского славянства, которые были связаны с восточными славянами общностью культуры, этногенеза, языка. Сторонников этой позиции в исторической науке принято называть антинорманнистами.

Позже российскими и советскими историками было доказано, что возникновение государственности у восточных славян назревало задолго до появления варягов, и в качестве аргументов приводятся факты государственного образования у антов. Позднее зачатки государства уже более ощутимы в правление Кия. Однако споры по данному вопросу не утихают, и стороны приводят различные аргументы в свою пользу. Главное доказательство современных норманнистов на возникновение государственности у славян - это археологические артефакты в северо-западных землях славян, которые трактуют как скандинавские. Антинорманнисты свои позиции отстаивают при помощи лингвистики, антропологии, источниковедения. И главным считают летопись, в которой Нестор совершенно четко отождествляет варягов с понятием "Русь". Таким образом, возникновение государственности у восточных славян - вопрос открытый, хотя доказательств приведено с двух сторон более чем достаточно, однако в науке есть сторонники как одной, так и другой точки зрения.


Имеющиеся сведения о возникновении государства восточных славян касаются главным образом двух городов: Киева и Новгорода. Эти сведения отражены в некоторых древних летописях, а также в легендах. Некоторые исследователи считают, что Древнерусское государство возникло в начале IX века, некоторые - в конце IX века. Есть мнение, что государство вначале возникло в Новгороде, другие - что в Киеве. Есть и другая точка зрения, что государство возникло и в Новгороде и в Киеве независимо друг от друга, а с момента захвата князем Олегом Киева образовалось государство с центром в Киеве.

Большинство склоняется к тому, что государство возникло в конце IX века, примерно в 882 году, с центром в Киеве.

Образование Древнерусского государства древняя летопись, связываемая с Рюриком - варяжским князем. Согласно одной из легенд в Новгороде возникли разногласия между старейшинами. Один из старейшин Гостомысл обратился за помощью к Рюрику, чтобы он поддержал его в борьбе с противниками. Рюрик воспользовался этим, ворвался в 862 году с дружиной в Новгород, убил старейшин, в том числе и Гостомысла, и стал князем в Новгороде. Какой был строй в Новгороде в то время, легенда ничего не сообщает. Если исходить из того, что в городе были старейшины, то надо полагать, что там был еще первобытнообщинный строй. Стал ли Новгород государством, во время правления Рюрика, нет данных для ответа на этот вопрос.

Имеются сведения (из легенд), что в Киеве образовалось государство, которое основал легендарный князь Кий. Последним из этой династии был Аскольд, которого убил князь Олег, когда завоевал Киев.

Противоречивые сведения легенд, летописей и других источников породили появление реакционной, так называемой нормандской теории происхождения Древнерусского государства.

Согласно этой теории Древнерусское государство было создано не славянами, а варягами. Получается, что славяне не была способны создать свое государство. Для этого понадобилось вмешательство иностранных завоевателей. Довод о том, что славянские племена были завоеваны варягами не находит подтверждения. Он явно нелепый, ибо малочисленные варяги не могли завоевать многочисленный народ.

Используется и другой довод. В летописи есть сведения о том, варяги были призваны на княжение к русским (теория приглашения).

Факт приглашения варягов на княжение, видимо, мог иметь место. Мы не отвергаем существование Рюрика. Однако это не является доказательством того, что государство создали варяги. К этому времени государство уже могло сложиться и господствующий класс принял решение пригласить варяжскую дружину. Варяги были хорошими воинами, это являлось их основным занятием. И многие народы пользовались их услугами для защиты своей страны, либо для захватнических походов.

Когда появились варяжские князья на Руси - до образования государства или после этого, были ли они приглашены или выступали в роли завоевателей? Все эти вопросы не выяснены историками до сих пор и вполне возможно, что никогда точных сведений об этом не будет. Однако это не имеет принципиального значения для решения вопроса об образовании Древнерусского государства. Если даже допустить, что появление варягов в Новгороде, а затем и в Киеве совпало с образованием Древнерусского государства, то этот факт не может объяснить причины образования государства.

Подобные события могло быть простой случайностью, которая не могла повлиять на создание государственности у восточных славян.

Согласно нормандской теории, варяги внесли элементы определенной культуры в полудикие славянские племена, объединив их в государство, установив там определенный правопорядок. Такое объяснение ничего общего не имеет с подлинно научным пониманием исторических процессов. Допустим, что восточные славяне действительно в тот момент были крайне отсталы в своем развитии. Каковы бы ни были Рюрик и Олег или другие варяги, они не могли создать государство, т. е. политическую организацию господствующего класса. Государственная власть не могла появиться по желанию одного лица или его дружины. Варяги, кстати, были не боги, а всего лишь примитивные воины, которые хорошо владели оружием, но на развитие экономики влиять не могли, надо полагать, что они даже ничего не понимали в земледелии, хотя пришли в земледельческую страну.

Варягов, конечно, могли пригласить на княжение. Но пригласить мог господствующий класс или те социальные слои, которые уже были готовы превратиться в господствующий класс. Нужна была вооруженная сила варягов господствующему классу для укрепления своего господства.

Случай приглашения князей извне были и в дальнейшем. Например, Новгородская феодальная республика в период расцвета своего могущества приглашала Московского князя Александра Невского. Приглашал его, конечно, господствующий класс этого государства. Какую же роль этот князь играл во внутреннем развитии этого государства. Никакой не играл. Он выполнял волю господствующего класса, руководил вооруженными силами. Его просто наняли для выполнения определённой функции как военного специалиста. Нормандская теория пытается затушевать классовую сущность происхождения Древнерусского государства.

Точную дату, год или месяц, когда образовалось Древнерусского государства, видимо, определить пока невозможно. Можно лишь сделать следующий вывод, что Древнерусское государство возникло не позже, чем в IX веке. Не исключено, что и раньше, чем в IX веке, но пока данных об этом мы не имеем. Имеется документ, из которого видно, что Древнерусское государство уже существовало в конце IX века. Это договор Олега с Византией 911 года. Этот договор содержит правовые нормы Древнерусского права, которые уже действовали до заключения договора.

Процесс образования государства у восточных славян проходил также как и у других народов. На определённом этапе общество устраивал родовой строй. Имущественного неравенства в тот период ещё не было. Правда, в общественном положении между людьми было некоторое неравенство. Общественное самоуправление было организованно так, что были старейшины (более мудрые и опытные). Также были вожди и военачальники. Но выдвижение этих людей на определенные ключевые позиции в обществе зависело от их личных качеств, личного авторитета.

Вожди и старейшины пока действовали бескорыстно на пользу общества в целом. Они были слугами народа, никаких особых имущественных или других привилегий за свою службу они не имели. Основной ячейкой самоуправления тогда была община вначале родовая, а затем соседская.

Дальше действуют общие закономерности развития общества. В результате разделения труда повышается производительность труда. Материальных благ люди производят всё больше. Появляется возможность для получения прибавленного продукта. Отсюда и возможности для присвоения этого продукта какой-либо группой людей. Слуги народа постепенно превращаются в лиц, которые присваивают прибавочный продукт. Появляется имущественное неравенство, появляются классы. Возникает потребность у бывших слуг народа закрепить своё положение. Вместе с классами и частной собственностью возникает государство как политическая организация господствующего класса.

У восточных славян были вожди племён и князья. Имелась у каждого племени дружина, которая вела войны. Дружина вместе с князем не производили непосредственно продукты, она находилась на содержании у общества не только во время войны, но и в мирное время. Постепенно военная служба превратилась в профессию. В дальнейшем князь и дружины стали присваивать материальных благ больше, чем требовалось на прожитьё. Это присвоение шло вначале из военной добычи - львиная доля князю и дружинникам. Затем дружина стала собирать дань у населения, вначале это являлось общественной обязанностью, затем стало принудительной данью.

У восточных славян князья и их дружины стали основным костяком господствующего класса. Дружина князя стала выполнять роль примитивного, но уже государственного аппарата, обеспечивающего принуждение населения к выполнению определённых обязанностей. В конечном счёте, у восточных славян возникло эксплуататорское государство. Основными функциями его, как и любого эксплуататорского государства, были: внутренняя функция - подавление сопротивления эксплуатируемых масс, внешняя захват чужих земель и чужих благ (при защите собственных благ от нападений извне). Эти функции во вновь возникшем государстве выполняла дружина.

Под общественным строем мы понимаем экономическую основу и социальную структуру общества. На основании данных современных учёных предполагается, что в момент образования государства у восточных славян сложились уже феодальные отношения. Длительное время ещё дореволюционная наука отрицала наличие феодальных отношений в Древней Руси. Сомнения основывались на том, что в то время отсутствовала основная характерная черта феодализма - наличие крепостных крестьян, прикреплённых к земле и эксплуатируемых феодалами. Не было данных о феодальной собственности в то время.

Нет сведений о том, что в IX и Х веках было боярское землевладение, есть кое-какие данные о том, что только в конце Х века появляется землевладение у Великого князя. Князь и его дружинники вначале не интересовались земледелием и собственным хозяйством. Они получали соответствующий корм от населения, которое платило дань. Большинство населения тогда были свободные общинники.

В XI веке появляется уже феодальные землевладения у князя и у дружинников, но их роль незначительна по сравнению с землевладением свободных общинников. Эти феодальные хозяйства не могли составлять экономическую основу общества. Экспроприации общинной земли в этот период не было, поскольку земли было много, поэтому не было смысла её захватывать. Кроме того, князь и правящая верхушка не обладали тогда ещё достаточной силой.



А) Духовные предпосылки

— Общая языческая религия.

— Схожие обряды, обычаи.

— Схожая общественная психология.

Б) Социально‑экономические предпосылки

— Развитие земледелия приводило к появлению избыточного продукта, что создавало условия для выделения из общины княжеско‑дружинной группировки (происходило отделение военно‑управленческого труда от производительного). В районе распространения пашенного земледелия началась эволюция родовой общины, которая стала трансформироваться в земледельческую или соседскую (территориальную). На обширной лесной территории восточнославянского мира сохранялась подсека, которая из‑за своей трудоемкости требовала усилий всего родового коллектива. Так наметилась неравномерность в развитии отдельных племенных союзов.

— Отделение ремесла от земледелия, сосредоточение ремесла в городах. Совершенствование орудий труда, изобретение новой технологии сделали возможным отдельным членам общины в одиночку изготавливать различные вещи, необходимые в хозяйстве, в таком количестве, что их можно было продавать: сначала их труд носил заказной характер, а затем товары стали поступать в свободную продажу.

В северных источниках Русь называют страной городов — Гардарикой. Древнерусские летописи, византийские и скандинавские источники дают сведения о существовании в IX-X вв. по крайней мере 24 русских городов: это Белгород, Белоозеро, Искоростень, Киев, Ладога, Любеч, Муром, Новгород, Переяславль, Полоцк, Псков, Ростов, Чернигов и др.

— Преобладание свободного труда над рабским.

В) Социально‑политические предпосылки

— Борьба между племенами приводила к складыванию межплеменных союзов во главе с наиболее сильным племенем и его князем. Эти союзы приобретали форму племенных княжений.

— Потребности родоплеменной знати в аппарате для защиты своих привилегий и захвата новых земель.

— Формирование племенных союзов.

Г) Внешнеполитические предпосылки

— Угроза нападения внешних врагов.

— «Давление», которое оказывали норманны и хазары. Их стремление взять под контроль торговые пути ускоряло складывание княжеско‑дружинных группировок, которые втягивались во внешнюю торговлю. Местная знать все более подчиняла себе племенные структуры, обогащалась и изолировалась от рядовых общинников.

— Взаимодействие с более развитыми цивилизациями приводило к заимствованию некоторых общественно‑политических форм их жизни.

Только взаимодействие внутренних и внешних факторов при недостаточной социально‑экономической зрелости восточнославянского общества привело к историческому прорыву IX-X вв.

Особенности и историческое значение образования государства восточных славян

— Суровость климатических условий Восточной Европы, оторванность от центров античной цивилизации задерживали и замедляли процесс складывания государства у восточных славян.

— Сложное взаимодействие внутренних и внешних факторов позволило ему появиться, основываясь лишь на одной общинной основе.

— Полиэтнический состав в дальнейшем способствовал тому, что главными силами, обеспечивающими внутреннее единство, станут государство и православная религия.

— Межцивилизационное положение Руси во многом будет влиять на ее собственный путь развития, вызывая внутренние противоречия и углубляя социокультурный раскол.

Основные этапы складывания древнерусского государства

I этап. Вторая половина IX — конец X в. (начальный этап — вызревание предпосылок и складывание межплеменных союзов и их центров; княжение Рюрика, Олега, Игоря, Ольги, Святослава).

В VIII в. на территории восточных славян существует ряд племенных союзов, именуемых по господствовавшему в каждом из них племени — «полянский», «радимический», «кривичский» и т. д. В конце VIII — начале IX в. возникают межплеменные союзы, «союзы союзов», представлявшие собой раннегосударственные объединения с центрами в Киеве, Новгороде. В результате межплеменных и внутриплеменных конфликтов были призваны в 862 г. варяги, чтобы они пришли княжить на земли славян и «учинили мир». После этого Рюрик сел княжить в Новгороде, Синеус — на Белоозере, Трувор обосновался в Избор‑ске. Вскоре Рюрик собрал под своей властью земли, образовав обширное Новгородское княжество. Между Новгородом и Киевом возникло соперничество. Оба центра стремились поставить под свой контроль торговые пути и включить в сферу своего влияния, сделать данниками соседние племена. Преемником Рюрика стал Олег, он организовал поход на юг, захватил Смоленск, а затем спустился по Днепру к Киеву. В 882 г. Олег захватил Киев, объединив Киев и Новгород.

Олег (Вещий) — первый реальный правитель Древней Руси, провозгласивший Киев столицей древнерусского государства. Упрочил внешнеполитическое положение Руси; в 907 г. совершил удачный поход на Константинополь, итогом которого стали выгодные для Руси мирные договоры 907 и 911 гг.

Игорь (Старый) — расширил границы древнерусского государства, подчинив племя уличей, способствовал основанию русских поселений на Таманском полуострове. Отражал набеги печенегов, организовал военные походы против Византии (в 941 г. — неудачный; в 944 г. — заключив взаимовыгодный договор).

Завершающий этап складывания государства начинается с реформ княгини Ольги.

Ольга правила во время малолетства сына Святослава и его военных походов. Впервые установила четкий порядок сбора дани путем введения «уроков» и погостов. В 957 г. поездка в Византию завершилась принятием Ольгой христианства. В 968 г. руководила защитой Киева от печенегов.

Святослав — инициатор и руководитель многих военных походов: 965 г. — разгром Хазарского каганата; 968-971 гг. — походы в Дунайскую Булгарию и войны с Византией; 969-971 гг. — военные столкновения с печенегами; 971 г. — договор с Византией.

Итоги княжения первых Рюриковичей:

а) расширение межплеменного союза за счет присоединения славянских племен (древлян, северян, радимичей, вятичей);

б) защита славянских племен от внешней экспансии и сбор за это дани — полюдья;

в) защита населения и торгового пути «из варяг в греки» от набегов кочевников‑печенегов;

г) военные и торговые соглашения с Византией и кочевыми народами.

Среди основных признаков древнерусского государства конца X в. выделяют следующие:

1) система данничества;

2) территориальный принцип расселения, вытесняющий племенной;

3) простейший государственный аппарат (дружина и наместники князя);

4) династическая (родовая) княжеская власть;

5) монотеистическая религия, усиливающая процесс сакрализации княжеской власти.

Образование государства имело важное историческое значение для восточных славян:

— создаются благоприятные условия для развития земледелия, ремесел, внешней торговли;

— формируется социальная структура (выполнение властных функций в более поздний период способствовало превращению князей и бояр в землевладельцев);

— формируется древнерусская культура, создается единая идеологическая система общества;

— происходит складывание единой древнерусской народности — основы трех восточнославянских народов: великорусского, украинского и белорусского.

II этап. Конец X — середина XI в. (расцвет — процесс складывания государства; княжение Ярополка, Владимира, Святополка Окаянного, Ярослава Мудрого).

В 972-980 гг. происходит «первая усобица» между сыновьями Святослава — Ярополком и Владимиром, результатом которой стало утверждение последнего на Киевском престоле.

Реформы Владимира Святого (Красное Солнышко) (980-1015):

1) изгнание из Киева варягов‑наемников;

2) 980 г. — языческая реформа: создание пантеона языческих богов во главе с Перуном;

3) 988 г. — принятие христианства;

4) введение новой административной системы: во главе союзов племен вместо «светлых князей» Владимир сажает своих сыновей — таким образом, происходит полная ликвидация племенных княжений;

5) от Киева к отдаленным городам прокладываются «дороги прямоезжие»;

6) создание оборонительных рубежей с продуманной системой крепостей по рекам Десна, Осетр, Трубеж, Сула, Стугна, валов, сигнальных вышек, что сделало невозможным внезапное вторжение печенегов; это была первая в истории Руси засечная черта.

Военные походы Владимира укрепили положение древнерусского государства. Киевский князь покорил вятичей, радимичей и ятвягов; воевал с печенегами, Волжской Болгарией, Византией и Польшей. Борьба с печенегами отвечала интересам всех социальных слоев древнерусского государства.

1015-1024 гг. — вторая междоусобная война между сыновьями князя Владимира — Святополком, Ярославом и Мстиславом, завершившаяся победой Ярослава.

Годы княжения Ярослава Мудрого (1019-1054) — время наивысшего развития Киевской Руси. Основными задачами правления были: усиление единства, централизация государства, его европеизация. Значительное внимание Ярослав уделял безопасности границ государства: в 1036 г. окончательно разбил печенегов, вернул земли на западе, захваченные поляками, подчинил прибалтийские племена. Для поддержания мира на северных границах Ярослав ежегодно отправлял варягам по 300 гривен серебра, что обеспечивало мир с ними и защиту северных земель. В международной политике делал ставку на «семейную дипломатию», т. е. заключение выгодных союзов и соглашений путем династических браков, что дало Ярославу возможность стать влиятельным европейским политиком и повысило международный авторитет Руси.

Внутренняя перестройка государства связана с изданием закона о престолонаследии, согласно которому наследование шло не от отца к сыну, а от старшего брата к младшему; с созданием первого писаного свода законов «Русская Правда», регламентировавшего внутригосударственные феодальные отношения; с развитием образования и культуры; с укреплением церкви (1036 г. — образование Киевской митрополии, активное строительство монастырей и храмов, 1051 г. — назначение главой русской церкви русского по происхождению Иллариона); с основанием новых городов (Юрьев, ныне Тарту, Ярославль, Новгород‑Северский). Развернулась интенсивная работа по переводу византийских и иных книг на церковно‑славянский и древнерусский языки.

Определяющие черты этого этапа истории Киевской Руси:

— завершение формирования территории государства;

— перенос внимания княжеской власти на завоевание земель, на их освоение и удержание под контролем;

— внедрение и распространение государственной религии и идеологии — христианства;

— широкое использование дипломатических методов решения международных проблем, рост цивилизованности государства;

— расцвет древнерусской культуры.

III этап. Середина XI — начало XII в. (упадок и распад на отдельные княжества; княжение Изяслава, Всеслава, Святослава, Всеволода, Владимира Мономаха, Мстислава).

При сыновьях и внуках Ярослава Киевское государство постепенно утратило свое единство и превратилось в ряд отдельных волостей. Члены княжеского рода находились в постоянной вражде и междоусобии. После многих лет борьбы князья в 1097 г. в г. Любече на общем съезде рассматривали вопросы пагубности междоусобиц, принципы владения и наследования княжеских земель. Однако и после съезда смуты не кончились, постановление съезда не было соблюдено. В 1113 г. во время народного восстания в Киеве был призван на княжение Владимир Мономах из Переяславля.

Владимир Всеволодович Мономах (1113-1125) — князь смоленский (1073-1078), черниговский (1078-1094), переяславский (1094-1113), великий князь киевский (1113-1125), он:

— организатор успешных походов князей против половцев в 1103, 1109, 1111 гг.;

— ввел в действие «Устав Владимира Мономаха», где в законодательном порядке облегчено положение холопов, запрещено обращать в холопство за долги;

— устранил месть за убийство и заменил ее денежным штрафом;

— ограничил взимание процентов при займе;

— продолжил политику укрепления династических связей с Европой;

— организовал новый большой поход на Византию в 1119 г., результатом которого были невиданные уступки: Византия преподносила Владимиру II титул царя, вручала ему скипетр, державу, в 1122 г. внучка Мономаха стала женой византийского императора;

— занимался активным строительством храмов, покровительствовал развитию древнерусской культуры и переводам на славянский язык греческих книг;

— написал «Поучение» своим детям, в котором осуждал усобицы и призывал к единству русской земли.

Мстислав Великий (1125-1132) — внук Владимира Мономаха, владел Новгородом Великим, являлся держателем Ростовской и Смоленской земель, княжил в Белгороде‑Киевском и являлся соправителем отца в Киеве. В 1125 г. Мстислав стал великим русским князем, он:

— воевал с половцами (1093, 1107, 1111, 1129); особо выдающимся был его победоносный поход в Полоцкую землю в 1127 г.; сражался с чудью (1111, 1113, 1116, 1130), Литвой (1121);

— воевал с русскими князьями‑мятежниками; разгромил в 1096 г. войска черниговского князя Олега Святославича, чем прекратил его захватническую деятельность и сохранил единство государства;

— способствовал возведению в Новгороде, Ладоге и Киеве многих каменных построек, вел крепостное строительство;

— по мнению ученых, являлся последним редактором «Повести временных лет».

После смерти Мстислава Владимировича начались новые усобицы. Киевское государство было раздроблено на десятки самостоятельных княжеств.

Форма правления и государственного устройства Древней Руси

Киевская Русь не была централизованным государством. Государственное единство Киевской Руси держалось на системе сюзеренитета‑вассалитета, а структура государства покоилась на лестнице феодальной иерархии.

Во главе древнерусского государства стоял великий князь. Ему принадлежала верховная законодательная власть («Правда» Ярослава, «Устав» Владимира и др.), исполнительная власть, он возглавлял всю военную организацию древнерусского государства, заключал различные международные договоры военного и торгового характера в устной или письменной форме; выполнял судебные функции. Князья периода военной демократии были выборными. Став главой государства, великий князь передает свою власть по наследству.

При князе сложился совет, юридически никак не оформленный, но имевший серьезное влияние на монарха, в который входили приближенные великого князя, верхушка его дружины — княжьи мужи. Существовало в древнерусском государстве и вече. Особенно была высока его активность в Новгороде.

Первоначально в Киевской Руси применялась десятичная, или численная, система управления, выросшая из военной организации, при которой начальники воинских подразделений — десятские, сотские, тысяцкие — являлись руководителями более или менее крупных звеньев государства. Со временем десятичная система уступает место дворцово‑вотчинной.

Система местного управления была проста. Кроме местных князей, сидевших в своих уделах, на места посылались представители центральной власти — наместники и волостели. Жалованья от казны они за свою службу не получали, а «кормились» за счет местного населения. Так на Руси сложилась система «кормления» (была отменена лишь в середине XVI в.).

Основу военной организации Киевской Руси составляла великокняжеская дружина (мужи княжи и бояре). Старшая дружина представляла собой верхушку класса феодалов и в значительной степени определяла внутреннюю и внешнюю политику князя. Младшая дружина носила общее название гридней; низший разряд ее составляли отроки, исполнявшие различного рода служебные обязанности при дворе княжеском; в случае надобности они вооружались и назывались тогда отроками дружными.

В Древней Руси судебные функции выполняли представители администрации, включая великого князя (например вирники, которые собирали уголовные штрафы за убийство, церковь и вотчинную юстицию).

Управление государством, ведение войн, удовлетворение личных потребностей великого князя и его окружения требовали немалых средств. Кроме доходов от собственных земель, князья установили систему налогов, дани. Уплата дани стала признаком подчинения (отсюда слово «подданный», т. е. находящийся под данью, обложенный ею). Дань собиралась путем полюдья.

Важным элементом политической системы древнерусского общества стала церковь, которая с момента крещения Руси оказалась тесно связанной с государством.

Принятие христианства

Принятие христианства на Руси — процесс закономерный и объективный, связанный с развитием феодальных отношений, приобщением к европейской цивилизации, формированием и развитием национальной русской культуры через византийскую и античную культуру.

Причины принятия христианства:

1) Усиление роли государства, возвышение его над народом, что вступало в непримиримое противоречие с общинными языческими представлениями древних славян.

2) Несовместимость установившегося государственного единства и разнородных языческих культов отдельных восточнославянских племен — единому государству должен был соответствовать и единый религиозный культ.

3) Необходимость приобщения Руси к общеевропейским политическим реалиям, духовным и культурным ценностям.

4) Решение экономических вопросов жизни государства, вопросов дальнейшего развития и сохранения Руси как единого и могучего, способного защитить себя государства.

Принятие христианства имело огромное историческое значение:

— способствовало преодолению языческого изоляционизма восточных славян, объединению их в единое древнерусское общество, создав духовную основу русской государственности;

— сыграло большую роль в идеологическом обосновании и укреплении власти киевских князей;

христианская церковь, стремясь к стабильности, осуждала как социальные протесты и насилие со стороны низов общества, так и чрезмерную тягу к богатству и насилие со стороны его верхов, формировала уважение к власти, ускорилось отмирание пережитков брачного права;

— повлекло за собой и качественные сдвиги в развитии культуры. Благодаря Византии и Болгарии Русь познакомилась с достижениями античной культуры. Из Византии Киевская Русь заимствовала первые опыты чеканки монет. Заметное влияние крещения отразилось в просвещении, книгоиздательском деле. Принятие христианства способствовало зарождению каменного зодчества, возникновению иконописи, фресковой живописи. Распространяется письменность, летописание, появляются первые рукописные книги, преимущественно церковного содержания. Крупные церковные храмы (Софийский собор в Киеве и др.) становились центрами духовной жизни, символами могущества и святости Руси;

— ускорило развитие феодального способа производства;

— оказало влияние на развитие техники, ремесел и т. д.

Таким образом, христианизация способствовала формированию русской цивилизации, ставшей разновидностью христианского европейского мира. Православная церковь укрепляла светскую власть, что в итоге открывало дорогу деспотии.

Основные итоги

Киевская Русь — раннефеодальное государство с монархической формой правления. В течение IX-XIII вв. власть пережила сложную трансформацию. На этапе становления государства сложилась дружинная форма государственности: на базе княжеской дружины образовался примитивный аппарат управления, судопроизводства и сбора дани. Центральной фигурой этой формы государственности является великий князь, который больше проявляет себя как военачальник, а не как государственный деятель. На этапе подъема Киевской Руси формируется централизованная монархия: вся полнота власти все больше сосредоточивается в руках великого князя, на решение князя влияет лишь часть старших дружинников и выходцев из старой племенной аристократии — бояре, которые составили совещательный орган — боярский совет.

Ведущее место в экономической жизни Киевского государства занимало сельское хозяйство. В лесостепной зоне в практику вводится паровая система земледелия с двупольным и трехпольным севооборотами. В лесной зоне распространялись подсечная и переложная системы.

Развивалось ремесло. Оно было распространено как в городах, так и в сельском хозяйстве. В XI-XII вв. начали появляться артели, корпорации ремесленников. Это обусловило развитие торговли. Крупнейшими торговыми путями в это время были: «греческий», связывавший Русь с балтийскими и черноморскими рынками; «соляной» и «железный», ведущие в Европу и на Кавказ. Торговля способствовала оживлению денежного обращения, начали чеканить собственные деньги — сребреники и золотники.

Определяющие черты этого этапа истории Киевской Руси:

— завершение формирования территории государства, перенос внимания княжеской власти с проблемы завоевания земель на их освоение и удержание под контролем;

— слом сепаратизма местной племенной верхушки и усиление централизованной власти;

— замена родоплеменного деления древнерусского общества территориальным;

— активная реформаторская деятельность великих князей;

— внедрение и распространение государственной консолидирующей идеологии — христианства;

— появление писаного кодифицированного права;

— использование дипломатических методов решения международных проблем;

— рост цивилизованности государства, расцвет древнерусской культуры.

Теории возникновения государства у восточных славян

  1. Норманнская (Г. Байер, А. Шлецер, Г. Миллер, Н. М. Карамзин, С. М. Соловьев): создано норманнами (варягами) с добровольного согласия славян.
  2. Антинорманнская (славянская) (М. В. Ломоносов, Б. А. Рыбаков): отрицается роль варягов в образовании древнерусского государства и призвание их на княжение.
  3. Центристская (А. Л. Юрганов, Л. А. Кацва и др.): возникновение древнерусского государства в результате внутреннего общественного развития славян, но и при участии варягов.
Развод