«Что? Где? Когда?»: скандалы и интриги интеллектуальной игры (46 фото). Что где когда

Общие положения
"В начале было слово..."
На каждом фестивале подходят к нам ребята поговорить "за жизнь". Любой разговор, в конечном счёте, сворачивает на турнирное положение команд и состояние дел в команде. Но когда начинаешь спрашивать о целях игры, профессиональном составе, победительности и прочих вещах, для нас элементарных, обнаруживаешь "tabula rasa". Приходится долго рассказывать о принципах построения команд, правилах поведения в команде (с анализом, примерами и т.п.). Эта статья появилась потому, что я устал на каждом турнире рассказывать одно и то же.
Теперь беседа будет начинаться после чтения этой статьи.
Это принципы - не мои. Фамилия вверху, над заголовком, лишь в малой степени может считаться фамилией автора, скорее собирателя и систематизатора. Десятки людей, с которыми я разговаривал, высказывали мне свои соображения о принципах формирования команд, случаях, подтверждающих или опровергающих (как им казалось) некоторые из них. К сожалению, эти принципы не выдуманы. Опыт тех, кто создавал, тренировал, или участвовал в командах, достигавших высоких результатов, показывает, что существуют объективные законы природы (человеческой, нарушение которых... Тот, кто по неведению или глупости делает это - потом долго удивляется, глядя на результат).
Нельзя сказать чтобы эти законы выполнялись на 100 % наглядно, так сказать E= mc 2 , они, как и все законы психологии, очень сложны, с массой привходящих обстоятельств, но, тем не менее, они выполняются в большинстве случаев с поразительной точностью, а в тех случаях, когда кажется - они не работают, при более тщательном рассмотрении находятся следы тех самых привходящих.
Я сознательно выбрал тон наукообразной статьи. Он позволяет не "мыслью по древу", а "кратенько сущность", что мне удобней, а заодно и послужит примером к одному из принципов. Кстати, хотя у меня есть масса примеров из других областей, приводить буду из жизни команд ЧГК, благо для них написано (но большинство примеров из жизни других команд - в частных беседах, т.к. это моё мнение, и оно не бесспорно, а обижать игроков других команд не входит в мои планы. Свои же давно привыкли).

P.S. 1997 г.: Как оказалось, свои тоже не привыкли, очень обижаются, и попытки иллюстрировать статью примерами из жизни нашей команды, стоили мне очень многого.

Победа или кайф
Процесс или результат? Это крайние точки, между которыми лежит весь спектр мотивации игроков и команд. Кстати, никто не говорил, что их нельзя совместить, но, как всё великое, в полном объёме это бывает очень редко. Чаще преобладает одна из тенденций, плюс какие-нибудь дополнительные (выпендриться, девушки, морда в телевизоре, спонсоры денег дадут и т.п.).
За всё хорошее надо платить. За счастье победы приходится терпеть сложных и неудобных в общежитии партнёров по команде (хороший игрок редко бывает без бзика - специфика), режим и сухой закон на турнире, да мало ли ещё чего... Зато чемпионы N-ого числа турниров, мэтры и прочая, прочая, прочая. А кайф от вопроса, который взяли мы одни? Нет, в этом что-то есть.
За всё хорошее надо платить. За кайф от друзей, с которыми и игра, и трёп, и преф, всё в жилу, которые не обидят и вообще... Ну не самых высоких кондиций игроки, но... А платить приходится нестабильной игрой, серединой турнирной таблицы... примеров приводить не буду, им несть числа. И вообще - поменьше негатива. Каждый выбирает для себя. При формировании команды лучше сразу договориться о главной цели. Это не исключает и других целей, но отсутствие договора о главной, в конечном счёте, по моему мнению, ломает команду.
P.S. 1997 г.: К сожалению, бывает, что приоритеты отдельных игроков изменяются. В этом случае, как ни обидно, приходится с игроком расставаться. Правда, появилась когорта ландскнехтов, которые разные амбиции реализуют в разных командах. Может это будет содействовать продлению жизни команд.

"Трамвай или самолёт"
Два этих слова обозначают два различных подхода к составу, т.е. переменен он или постоянен (хотелось бы отметить, что под "трамваем" подразумевается команда, в составе которой 7-9 игроков, и от турнира к турниру состав играющей шестёрки у которой меняется. Если же команда от турнира к турниру выгоняет одних игроков и набирает новых, то речь уже идёт не о "трамвае", а о "поезде", поскольку эти игроки в этой команде вряд ли встретятся когда-нибудь ещё).
Либо игроки, как в трамвае, входят в команду и выходят из неё (на разных остановках), либо как в самолёте: взлетели - и одним составом до конца. Лично я придерживаюсь "самолёта" - приятно думать, что ты незаменим. Человек в такой ситуации чувствует себя уверенно, играет раскованно, "подводных течений" в команде заметно меньше.
С другой стороны есть резон и у "трамвая": нет расслабухи у игроков, подпирают запасные, полный состав на всех турнирах (но разборки - кому сегодня играть...). Думайте, ребята, думайте - есть выбор, ну а мы свой выбор сделали, и наш самолёт пока в полёте.
P.S. 1997 г.: Оказалось, что с самолёта, даже для улучшения результата (а его, в случае с нашей командой, не случилось), нельзя ссадить полкоманды, можно только поломать самолёт. И хотя мы его потом склеили, так высоко, как раньше, нам уже не взлететь.

Все профессии важны
В разных видах спорта, которыми я занимался, этот принцип назывался по-разному: "все работают", "человек на своём месте", а здесь я назвал этот принцип так потому, что в среде ЧГК к некоторым из них относятся неуважительно, не понимая, что без любого из инструментов оркестр звучит беднее. Разберём профессии подробнее:
Диспетчер . Дирижёр, руководитель обсуждения, принимает на себя ответственность за выбор версии и право ответа. Чаще всего он и капитан, хотя и не всегда. Хороший диспетчер - зверь редкий. Спокоен, уравновешен, несуетлив, способен держать команду.
Том прямого доступа . Эрудит, человек набитый знаниями. Это главное его достоинство и главный же недостаток, т.к. ТПД без бзика не бывает, причём часто эти величины коррелируют. Хороший ТПД умеет вытаскивать ответ уже на середине вопроса. ТПД в тусовке - зверь, наиболее часто встречающийся, так как многие думают, что 6 ТПД и есть команда. Бывает, что команда состоит из мощного ТПД и обслуживающего персонала, но такие команды редко достигают верха турнирной таблицы.
Интуит . Главная примета интуита - он никогда (или почти никогда) не говорит "я знаю", чаще всего он говорит "мне кажется". Вообще, многое в интуиции - "терра инкогнита", точно известно только одно: хороший интуит умеет вытащить правильный ответ просто из воздуха. Недостатки - ранимость, малая стойкость, обидчивость. Хороший интуит - зверь чрезвычайно редкий (хоть в красную книгу), потеря же его - что потеряла команда Блинова с уходом Левинтова-Левитана?
Логик . Отвечает за то, чтобы из вороха версий вычленить и оставить в обсуждении наиболее вероятные. В его ведении попытки понять логику вопросника, отсеять шелуху и затемнения вопроса. Хороший логик - зверь нередкий, но к сожалению, для картезианцев, у разных людей логика бывает очень разной, поэтому только хороший логик умеет в нескольких словах обрисовать ситуацию так, чтобы все поняли. Поскольку логик в нашей команде я, то, я надеюсь, вы поймёте, что эта статья - выжимки из двухчасовой лекции. Недостатки у логика тоже есть, и главный из них - он требует от других игроков логичных поступков (в соответствии со своим пониманием логики) и обижается, когда они этого не делают.
P.S. 1997 г.: Главный лозунг логика: "Лучше ужасный конец, чем бесконечный ужас". Поэтому он не любит незавершенности во всём.
Трезвая голова . Возвращает ситуацию "к нашим баранам", демпфирует раскачку команды, устраняет трения и гасит эмоции. Хорошая "трезвая голова" делает это легко, быстро и незаметно. Как она это делает - я сказать не могу, поскольку наша "трезвая голова" делает это легко, быстро и незаметно.
Никто не говорит, что каждую функцию должен выполнять один человек. Все мы немного лошади. Без базового запаса эрудиции, хорошей логики, некоторой интуиции и трезвости головы - хороших игроков не бывает. Классный же игрок имеет, так сказать, некоторую "гиперфункцию", а классная команда состоит из игроков с "гиперфункциями" в оптимальном сочетании.
На мой взгляд, классная команда оптимального состава: диспетчер, 2 ТПД, интуит, логик и трезвая голова. Во всяком случае, начиная с эпохи межгородских встреч, первые места в турнирах в большинстве случаев брали команды такого состава, а практика, как известно - критерий истины. Кстати, об истине. Карта не равна территории, хотя и даёт много информации о ней. В нашей команде исполнителей чистых функций нет, хотя в начале нашей карьеры Анатолий Вассерман был чистым ТПД. Методами НЛП Ирина добилась раскрытия его творческой части и теперь логика и интуиция там работают вовсю, что лично мне, как логику команды, очень мешает, так как меняет кодекс верификации. Теперь я должен учитывать то, что версии Толика не на 100 % истинны.
П.С. Перечитал и увидел, что у диспетчера и "трезвой головы" недостатков нет. Объясняю - это наш капитан.
P.S. 1997 г.: Оказалось, что недостатки у капитана есть, но они касаются не игры команды, а жизни команды, что существенно иное.

Снимаем видеоклип
P.S. 1997 г.: Формулировку этого принципа придумал я. И в осуществлении его принимал активное участие, за что и страдаю, но не раскаиваюсь.
Согласно этому принципу организация ответа на вопрос похожа на съёмку видеоклипа. Есть режиссёр, сценарист, оператор, осветитель (и т.д.), и наконец, актёры. За одну минуту (а в брэйне и раньше) эта слаженная группа должна снять видеоклип на тему: "Правильный ответ на заданный вопрос". Для этого каждый должен делать свою работу, причём, желательно, делать её хорошо. Конечно, каждый хочет выглядеть красиво, быть на виду у всех, но каждый игрок должен сделать для себя выбор: он хочет быть звездой в команде, или играть в команде-звезде. Конечно, в команде-звезде есть свои звёзды, но в данном случае (я говорю о нашей команде) у нас есть чёткий договор: каждый делает свою работу (ту, которую он делает лучше других).
P.S. 1997 г.: Главное - не забывать, что такой договор есть, и не подумать всерьёз, что одна, какая-нибудь профессия, может сделать всё сама.
Чёткие формулировки Бориса Бурды не позволяют ведущим придираться к ответу. Он спикер команды, большая часть ответов (итог работы всей команды) его. Кроме того, это ещё мини-спектакль, сыгранный талантливым актёром. Медленная речь и поглаживание бороды Вассерманом и "красивая женщина с железной логикой" Ирина Морозовская позволяют команде прикрыть ~99 % ответов. Виктор Мороховский чаще всего говорит слова: "Отвечает..." и далее идёт фамилия. Я и Татьяна Богатырёва отвечаем в случаях, когда совсем "аут", когда знаем только мы и кнопка брэйна уже нажата. Главное - результат, а славой мы всегда сочтёмся.
P.S. 1997 г.: Если.
Выбор, который каждый игрок должен сделать для себя, должен быть осознанным. Ведь придётся личное самолюбие спрятать в задний карман, выслушивать от зрителей вопросы типа: "А что делают в команде эти... ну... кроме Бурды?" И молча делать дело.
P.S. 1997 г.: С ним, или без него.

Победители
Разработка данного принципа для команд принадлежит Ирине Морозовской и основана на концепциях Эрика Берна. Кратенько сущность. Существуют 3 типа людей: победитель, непобедитель и неудачник. Победитель доверчив, великодушен, соблюдает договоры, непобедитель делает это не всегда, а неудачник этого не делает.
Ирина считает (и мы, и практика с ней согласны), что победитель получает 1 очко, непобедитель - 0 очков, а неудачник - -1 очко, причём очки капитана умножаются на 3. Сумма очков игроков и есть критерий победительности команды. Он теоретически колеблется от -8 до +8, но практически речь идёт об интервале от +2 до +8 (хотя честно говоря, +8 - это тоже теория, такие нам не попадались, даже у нашей команды он +7). Первый капитан нашей команды, Эдуард Злотников, набирал команду с осознанной целью победить в первом телефонном чемпионате МАК, и интуитивно выбрал из списка клуба (=30 фамилий) не только по профессиональному принципу (этот принцип у нас был уже известен), но и по принципу победителя.
Хочешь быть победителем - будь им! Победитель действует так неосознанно, но если любой другой будет вести себя как победитель, результаты будут такими же. Небрежение же данным принципом всегда наказывается.

Postscriptum
Кроме того, что было сказано выше, есть ещё наука соционика, которая расскажет о психологической направленности человека и совместимости разных типов людей, методы психологических тренировок, тесты и многое другое. Не будьте слепыми, стройте осознанно свои команды, разбирайте свои ошибки, и может быть, эти принципы Вам помогут.
Удачи вам!
1995

42 года назад, 4 сентября 1975 года, вышла в эфир первая передача телевизионного клуба знатоков «Что? Где? Когда?». Правда, тогда еще никаких знатоков не было. Изначально любимая игра была семейной викториной.

В передаче приняли участие две команды - семья Ивановых и семья Кузнецовых из Москвы. Передача снималась частями - сначала в гостях у одной семьи, а потом у другой. Каждой команде задавалось по 11 вопросов. Два сюжета соединялись в один при помощи фотографий из семейных альбомов Ивановых и Кузнецовых. В эфир вышла только одна программа. Это был год поиска формы игры.

(Всего 25 фото)

1984 год. Запись телевизионной игры «Что? Где? Когда?» на Центральном телевидении. © РИА Новости, М. Юрченко Но уже в следующем, 1976 году семейная викторина превратилась в телевизионный молодежный клуб «Что? Где? Когда?». В записи передачи приняли участие студенты нескольких факультетов МГУ, которые при обсуждении вопроса громко разговаривали и курили. Первый выпуск игры вел не Владимир Ворошилов, а… Александр Масляков.

1984 год. Телеведущий викторины «Что? Где? Когда?» Владимир Ворошилов ждет ответа на вопрос. © РИА Новости, М. Юрченко Именно тогда в игре появился волчок. Правда, стрелка волчка выбирала того человека, который будет отвечать на вопрос телезрителя. Участники игры отвечали на вопросы сразу, без подготовки. Каждый участник играл сам за себя. Минуты обсуждения еще не было. Ответил на вопрос - получи приз: книгу. Ответил на семь вопросов - получи главный приз: комплект книг. Ответы игроков оценивали члены почетного жюри - академик АМН СССР О.В. Бароян, член-корреспондент АН СССР В.О. Гольданский, писатель Д.С. Данин.

1984 год. Член Академии наук СССР Игорь Петрянов-Соколов принимает участие в телевикторине «Что? Где? Когда?». © РИА Новости, М. Юрченко В следующем, 1977 году, ведение передачи переносится за кадр. Ведущего в кадре сменили четыре голоса за кадром. Среди новых закадровых ведущих были Владимир Ворошилов и сотрудники молодежной редакции Центрального телевидения, журналисты Андрей Меньшиков и Светлана Бердникова, а также геолог Зоя Арапова. Владимир Ворошилов был основным ведущим игры, остальные голоса выполняли вспомогательную роль - озвучивали письма телезрителей.

1984 год. Участники телевикторины «Что? Где? Когда?» обсуждают вопрос. © РИА Новости, М. Юрченко Кто вел передачу по ту сторону экрана, для телезрителей долго оставалось загадкой (до 1980 года). А за Владимиром Ворошиловым прочно закрепилось прозвище «инкогнито из Останкино». Имя ведущего игры впервые прозвучит 23 апреля 1980 года, когда эфир закончится словами: «Вел передачу Владимир Ворошилов».

1985 год. Режиссер и ведущий телевизионного клуба «Что? Где? Когда?» Владимир Ворошилов готовит очередную игру. © РИА Новости, Г. Казаринов 24 декабря 1977 года игра наконец обрела окончательную форму: волчок, показывающий вопрос, а не на игрока, ограничение в одну минуту на время обсуждения вопроса, приз телезрителю за самый лучший вопрос.

Работник зообазы Российской киностудии «Центрнаучфильм» с филином Фомкой, неизменным символом телепередачи «Что? Где? Когда?». © РИА Новости, Эттингер Тогда же в игре появился первый ее символ - филин Фомка.

Тогда по правилам игры каждый правильный ответ приносил приз-книгу в общий фонд участников игры. Если члены клуба проигрывали вопрос, вся шестерка игроков менялась.

1985 год. Знатоки и автор сценария, режиссер и ведущий передачи Владимир Ворошилов обсуждают итоги игры. © РИА Новости, Г. Казаринов В 1979 году участники передачи впервые называются «знатоками». До этого момента все игроки были «членами клуба «Что? Где? Когда?»» или просто «участниками» передачи. Также в этом году у команд клуба появляются тренеры: кандидаты психологических наук Борис Братусь и Александр Асманов, преподаватель кафедры социальной психологии Адольф Хараш. Тренеры могут брать тайм-аут, производить замены отдельных игроков или всей шестерки.

1985 год. Игрок телевизионного клуба «Что? Где? Когда?» Александр Венгерцев, строитель из города Дмитровограда Ульяновской области. © РИА Новости, Г. Казаринов 24 января 1979 года в игре «Что? Где? Когда?» прозвучала первая музыкальная пауза.

1988 год. Музыкальная пауза в передаче «Что? Где? Когда?». © РИА Новости, Олег Ласточкин На протяжении нескольких лет игра «Что? Где? Когда?» была одной из немногих на советском телевидении передач, где можно было увидеть популярных зарубежных исполнителей.

1989 год. Участник музыкальной паузы греческий певец Демис Руссос. © РИА Новости, Олег Ласточкин В 1980 году введено новое правило - в критической ситуации проигрывающей команде давался особый шанс: финальный раунд можно было играть всем клубом.

1986 год. Эфир передачи «Что? Где? Когда?». © ИТАР-ТАСС, Игорь Зотин В 1982 году окончательно определилась форма игры. Введено новое правило: игра продолжается до шести очков. До этого момента счет игры все время был разным - задавалось столько вопросов, сколько позволял хронометраж. Появляется фирменная фраза ведущего: «Счет 0:0. Телезрители против знатоков. Первый раунд».

1985 год. Капитан одной из команд клуба «Что? Где? Когда?» Марина Летавина. © РИА Новости, Г. Казаринов Всю игру играет одна команда знатоков; знатоки продолжают участие в играх сезона, если они выигрывают; знатоки уступают место в клубе новичкам, если они проигрывают.

1985 год. Участники телевикторины «Что? Где? Когда?» обдумывают ответ. © РИА Новости, Г. Казаринов В 1983 году Клуб знатоков обживает новое помещение - особняк на ул. Герцена, 47. В этом сезоне играют тройками. Две тройки играют, одна тройка - в креслах «запасных». Возможна замена всей тройки или одного-двух игроков. Состав команды меняется по усмотрению капитана. Некоторые из заявленных на игру знатоков так и остаются «запасными» и не участвуют в игре. Введено новое правило - знатоки могут отказаться от минуты обсуждения и использовать сэкономленную минуту в любом другом раунде.

1989 год. Знатоки за игровым столом. © ИТАР-ТАСС, Борис Дембицкий 1984 год. Игрокам во время минуты обсуждения разрешено пользоваться справочной литературой: Большой советской энциклопедией, словарями Ушакова, Ожегова и Даля, Философским энциклопедическим словарем, Географическим энциклопедическим словарем, Физическим энциклопедическим словарем, Химическим энциклопедическим словарем, Советским энциклопедическим словарем.

1985 год. Идет игра. Телевизионный клуб «Что? Где? Когда?». © РИА Новости, Г. Казаринов В игровом зале появились три сцены. На малой сцене - книжный шкаф с энциклопедиями. На второй сцене - скамья штрафников. На самой большой - установка для музыкально-звукового сопровождения. На скамью штрафников отправляется игрок, давший неверный ответ. Штрафники возвращаются за игровой стол после первого выигранного знатоками очка.

1988 год. Эфир передачи «Что? Где? Когда?». © РИА Новости, Олег Ласточкин В 1985 году новое изменение - в каждой игре участвует не одна шестерка, а весь клуб - шесть шестерок знатоков. Смена команд происходит по принципу: выиграл - продолжай игру, проиграл - уступи место другой команде. Команды меняются по жребию: в секторах на игровом столе - перевернутые игровые билеты капитанов. Если знатоки проигрывают раунд, игровой билет переворачивается и выясняется, какая шестерка придет на смену. Решающий раунд игры: если команда выигрывает, она получает право начать игру в следующий раз и получает все призы. Та команда, которая проигрывает в последнем раунде игры, покидает клуб. На место этой шестерки приходят новички.

1989 год. Эфир передачи «Что? Где? Когда?». © ИТАР-ТАСС, Борис Дембицкий В 1986 году снова в каждой игре участвует одна шестерка знатоков. Введены первые «блиц-турниры». Символы музыкальной паузы исчезают из игровых секторов. Скрипичные ключи теперь находятся у капитанов команд. Музыкальные паузы команды берут по своему усмотрению. Появляется минута помощи телевизионных болельщиков. Это был последний игровой год в особняке на улице Герцена, 47.

В 1987 году проходит серия международных игр «Что? Где? Когда?». На играх в Болгарии впервые было принято решение изменить традиционную систему призов. Призы-книги на международных играх заменили изделия народных промыслов, декоративно-прикладного искусства двух стран и товары народного потребления.

1987 год. Ведущий телепередачи «Что? Где? Когда?» В. Ворошилов (справа). Фото Игоря Зотина (Фотохроника ТАСС) В 1988 году проходила серия игр в международном клубе «Что? Где? Когда?». Играют команды СССР, США, Болгарии, Польши, Франции.

Против телезрителей играет не одна шестерка знатоков, а весь клуб - 13 шестерок знатоков. Любая команда знатоков может ответить за весь клуб, и весь клуб несет ответственность за этот ответ. Любая шестерка может опротестовать ответ предыдущей команды. За окончательную версию клуба принимается ответ, который был дан последним.

Начиная со второй отборочной игры введено новое правило: шестерка, давшая неверный ответ и проигравшая раунд, прекращает свое участие в играх сезона. Спасти игроков команды может только выигранная клубом игра.

1988 год. Центр международной торговли и научно-технических связей. Прямая трансляция передачи Главной редакции программ для молодежи Центрального телевидения «Что? Где? Когда?», в которой приняли участие знатоки из Болгарии, Польши, СССР и США. Фото Олега Иванова /Фотохроника ТАСС/ В 1989 году проходят Международные игры «Что? Где? Когда?». Место проведения - Москва, Центр международной торговли на Красной Пресне (Совинцентр). Играют одна основная шестерка знатоков и девять команд экспертов. Команды экспертов определяют сложность каждого вопроса игры. В зависимости от сложности вопроса в каждом раунде можно получить от 1 до 10 очков.

Если все девять команд экспертов дали правильный ответ - вопрос стоит одно очко. Восемь команд дали правильный ответ - вопрос стоит два очка и т.д. Если ни одна из команд экспертов не дала правильного ответа, вопрос получает наивысшую оценку - 10 очков. Если основная шестерка знатоков выигрывает раунд, эти десять очков получают знатоки. Если вопрос не может решить и играющая команда, то 10 очков получают телезрители.

Команда экспертов, которая в результате игры получит наибольший интеллектуальный рейтинг, получает право продолжить следующую игру за центральным игровым столом. Команда, набравшая наименьший рейтинг, должна покинуть клуб. На ее место придет новая шестерка игроков.

В связи с тем, что временно отменено основное правило игры (игра идет до шести очков), установлена новая граница игры - полночь. Игра заканчивается при третьем крике петуха на башне Совинцентра.

Зимой 1991 года на игровом столе впервые появились деньги. Интеллектуальный клуб становится интеллектуальным казино. Ведущий стал называться крупье. Впервые появляется фраза «Интеллектуальное казино - единственное место, где можно заработать деньги своим собственным умом».

Основные правила игры не изменились: играет одна шестерка знатоков, игра идет до шести очков, проигравшая команда теряет свое место в клубе.

2005 год. Эфир передачи «Что? Где? Когда?». © ИТАР-ТАСС, Наталья Нечаева Владимир Яковлевич Ворошилов был бессменным ведущим передачи 25 лет. 30 декабря 2000 года он провел свою последнюю игру - финал юбилейной серии игр, на которой решалась судьба элитарного клуба «Что? Где? Когда?». Со счетом 6:5 выиграли знатоки. Победа знатоков означала то, что игры в элитарном клубе «Что? Где? Когда?» должны продолжаться.

Купить диплом о высшем образовании, означает обеспечить себе счастливое и успешное будущее. В наши дни без документов о высшем образовании никуда не удастся устроиться на работу. Только с дипломом можно пытаться попасть на место, которое принесет не только выгоду, но и удовольствие от выполняемой работы. Финансовый и общественный успех, высокий социальный статус – вот что приносит обладание дипломом о высшем образовании.

Сразу после окончания последнего школьного класса большинство вчерашних учеников уже твердо знают, в какой ВУЗ они хотят поступить. Но жизнь несправедлива, а ситуации бывают разные. Можно не попасть в выбранный и желанный ВУЗ, а остальные учебные заведения кажутся неподходящими по самым разным признакам. Такая жизненная «подножка» может выбить из седла любого человека. Однако стремление стать успешным никуда не девается.

Причиной отсутствия диплома может стать и тот факт, что Вам не удалось занять бюджетное место. К сожалению, стоимость обучения, особенно в престижном ВУЗе, очень высока, и цены постоянно ползут вверх. В наши дни платить за обучение своих детей могут далеко не все семьи. Так что и финансовый вопрос может стать причиной отсутствия документов об образовании.

Те же проблемы с деньгами могут стать поводом к тому, что вчерашний школьник вместо университета идет на стройку работать. Если семейные обстоятельства внезапно меняются, например, уходит из жизни кормилец, платить за обучение будет нечем, да и жить семье на что-то нужно.

Бывает и так, что все идет благополучно, удается успешно поступить в ВУЗ и с обучением все в порядке, но случается любовь, образуется семья и на учебу элементарно не хватает ни сил, ни времени. К тому же необходимо намного больше денег, особенно если в семье появляется ребенок. Платить за обучение и содержать семью чрезвычайно накладно и приходится жертвовать дипломом.

Препятствием для получения высшего образования может стать и то, что выбранный по специальности ВУЗ находится в другом городе, возможно, достаточно далеко от дома. Воспрепятствовать учебе там могут родители, не желающие отпускать от себя своего ребенка, страхи, которые может испытывать только что закончивший школу молодой человек перед неизвестным будущим или все то же отсутствие необходимых средств.

Как можно заметить, причин не получить нужный диплом существует огромное множество. Однако факт остается фактом – без диплома рассчитывать на хорошо оплачиваемую и престижную работу напрасный труд. В этот момент приходит осознание того, что необходимо как-то решать этот вопрос и выходить из сложившейся ситуации. Тот, у кого есть время, силы и деньги, решает поступить-таки в университет и получить диплом официальным путем. У всех остальных есть два варианта – ничего не менять в своей жизни и остаться прозябать на задворках судьбы, и второй, более радикальный и смелый – купить диплом специалиста , бакалавра или магистра . Можно также приобрести любой документ в Москве

Однако тем людям, кто хочет устроиться в жизни, необходим документ, который не будет ничем отличаться от подлинного документа. Именно поэтому необходимо уделить максимум внимания выбору той компании, которой Вы поручите создание своего диплома. Отнеситесь к своему выбору с максимальной ответственностью, в этом случае у Вас появится прекрасный шанс удачно изменить течение своей жизни.

В этом случае происхождение Вашего диплома никого и никогда больше не заинтересует – Вас будут оценивать исключительно как личность и работника.

Приобрести диплом в России очень легко!

Наша компания успешно выполняет заказы по выполнению разнообразных документов – купить аттестат за 11 классов , заказать диплом колледжа или приобрести диплом ПТУ и многого другого. Также у нас на сайте можно купить свидетельство о браке и разводе , заказать свидетельство о рождении и смерти . Мы выполняем работу за короткие сроки, беремся за создание документов по срочному заказу.

Мы гарантируем, что, заказав у нас любые документы, Вы получите их в нужный срок, а сами бумаги будут отличного качества. Наши документы ничем не отличаются от оригиналов, так как мы используем только настоящие бланки ГОЗНАК. Это тот же тип документов, которые получает обычный выпускник ВУЗа. Их полная идентичность гарантирует Ваше спокойствие и возможность поступления на любую работу без малейших проблем.

Для оформления заказа Вам необходимо лишь четко определиться со своими желаниями, выбрав нужный тип ВУЗа, специальность или профессию, а также указав правильный год окончания высшего учебного заведения. Это поможет подтвердить Ваш рассказ об учебе, если Вас спросят о получении диплома.

Наша компания давно и успешно работает над созданием дипломов, поэтому прекрасно знает, как нужно оформлять документы разных лет выпуска. Все наши дипломы в мельчайших деталях соответствуют аналогичным оригиналам документов. Конфиденциальность Вашего заказа – для нас закон, который мы никогда не нарушаем.

Мы быстро выполним заказ и столь же быстро доставим его Вам в руки. Для этого мы пользуемся услугами курьеров (при доставке по городу) или транспортных фирм, которые перевозят наши документы по всей стране.

Мы уверены, что купленный у нас диплом станет лучшим помощником в Вашей будущей карьере.

Преимущества покупки диплома

Приобретение диплома с занесением в реестр имеет ряд следующих преимуществ:

  • Экономия времени на многолетнее обучение.
  • Возможность приобретения любого диплома о высшем образовании дистанционно, даже параллельно с обучением в другом ВУЗу. Можно иметь столько документов, сколько пожелаете.
  • Шанс указать в “Приложении” желаемые оценки.
  • Экономия денек на покупке, тогда как официальное получение диплома с проводкой в Санк-Петербурге стоит намного дороже готового документа.
  • Официальное доказательство обучения в высшем учебном заведении по необходимой вам специальности.
  • Наличие высшего образования в СПб откроет все дороги для быстрого продвижения по карьерной лестнице.

Алексей Блинов свою первую игру в клубе "Что? Где? Когда?" сыграл в 1991 г. Тогда он работал сменным мастером на Ленинградском трикотажном объединении. За годы игр в клубе получил титул "Лучший капитан клуба". Также является обладателем двух "Хрустальных Сов" (1992, 1993).

Окончил технологический факультет Ленинградского института текстильной и легкой промышленности (ныне - Университет технологии и дизайна) в 1986 г., Санкт-Петербургскую инженерно-экономическую академию в 1999 г., имеет несколько научных трудов и одно авторское свидетельство.

Работал сменным мастером, был на комсомольской работе, сотрудником молодежного центра. Работал в банковской и инвестиционной компаниях.

Был советником вице-губернатора Санкт-Петербурга по транспорту и энергетике, затем в течение пяти лет в администрации Санкт-Петербурга работал заместителем председателя комитета по транспорту. После этого перешел в банковские структуры, возглавлял лизинговую компанию, был генеральным директором ОАО "Петербургская топливная компания" (ПТК).

Позже перешел в медиа-бизнес, стал генеральным директором ЗАО "Известия-Петербург", но через некоторое время стал совмещать эту должность с должностью директора по маркетингу и продажам ООО "Скания-Питер".

С 2007 г. является PR-директором футбольного клуба "Зенит". Страстный болельщик "Зенита".

Окончил Одесский политехнический институт, теплоэнергетический факультет.

Борис Бурда приобрел известность в качестве телеведущего кулинарных шоу на украинском ТВ и автора статей и книг по кулинарии.

Активно выступает на фестивалях, меломаны знают его как автора и исполнителя ироничной бардовской песни. Снимает сюжеты для передачи Михаила Ширвиндта "Хочу знать" (Первый канал).

В газете "Собеседник" ведет кулинарную рубрику. Регулярно публикуется в московском журнале "Story" - очерки об исторических личностях.



Александр Бялко играет в элитарном клубе с 1979 г. Первый обладатель уникальной награды клуба - "Знака совы".

Окончил МИФИ, кандидат физико-математических наук. В 1984 г. окончил Московский институт журналистики при факультете журналистики МГУ, специализация журналист. Учился (не закончил) в МИИнЯз им. Мориса Тореза.

Преподавал в МИФИ, в 1999-2003 гг. работал заместителем директора компании Бренер (автокосметика и автомобильные услуги).

В 2003-2008 гг. и с 2009 г. по настоящее время - заместитель директора по науке опытного химико-металлургического завода "Гиредмета" в городе Подольск Московской области.

В 2008-2009 гг. - декан Академии труда и социальных отношений.

В 2006-2007 гг. был ведущим передачи "Бялко-шоу" на радио "Культура". В 2007 г. передача была номинирована в числе трех лучших радиопрограмм России.

Участник третьего сезона шоу "Последний герой".

У Александра Бялко около 40 научных работ в области ядерной физики и теории информации. Он автор пяти книг художественного содержания, в том числе "Происхождение Человечества".


Леонид Владимирский играл в клубе "Что? Где? Когда?" с 1982 г., в то время был студентом МИФИ. Является обладателем "Хрустальной совы" (1986).

Окончил Московский инженерно-физический институт (МИФИ). Имеет ряд публикаций по техническим аспектам контроля за ядерными испытаниями.
Работает системным администратором (программист) в компании "Multex.com" (Нью-Йорк, США), продающей через Интернет информацию, связанную с торговлей акциями.


Валентина Голубева первую игру в клубе "Что? Где? Когда?" сыграла в 1982 г. В 1985 г. она стала капитаном единственной в клубе женской команды. Является обладателем двух "Хрустальных Сов" (лето, осень 2003).

Окончила факультет прикладной математики Белорусского государственного университета.

Кандидат технических наук. Доцент. Обладает обширным опытом в сфере политического PR и консалтинга.

В 1995-2006 гг. работала в избирательных кампаниях в органы государственной власти всех уровней. Руководила проектами в агентствах "Никколо М", Imageland PR, An Affiliate of Edelman.

Занимала должности директора по стратегии и развитию российского отделения Destini Financial Group, консалтинговой компании Buro Akzent, исполнительного директора Ассоциации компаний-консультантов в сфере общественных связей (АКОС-ICCO).

Валентина Голубева является директором по стратегии и развитию Центра развития управленческих технологий (ЦРУТ) и преподает спецкурс Культура Leadership&Teambuilding в Университете МГИМО МИД РФ.



Федор Двинятин первую игру в клубе "Что? Где? Когда?" сыграл в команде Алексея Блинова в 1990 г. Обладатель четырех "Хрустальных Сов" (1991, 1994, 2000 и 2002). В 2002 г. стал чемпионом мира по спортивному "Что? Где? Когда?" в составе команды Александра Друзя.

Окончил филологический факультет Санкт-Петербургского Государственного Университета, филолог-русист. Кандидат филологических наук.

Доцент кафедры русского языка СПбГУ, а также Канадского колледжа СПбГУ. Специалист по русской литературе XI XIV и XIX XX веков (поэтика текста, интертекстуальность, языковые модели), палеославистике, общей поэтике, истории и методологии филологии и гуманитарных наук в целом. Автор ряда научных публикаций по указанной тематике. Автор и ведущий культурологической программы "Альфа, бета, гамма, дельта..." на "Радио России".

Именем Федора Двинятина названа команда КВН из подмосковного Ступино.


Олег Долгов играет в "Что? Где? Когда?" с 1979 г. В то время был сотрудником физического института им. Лебедева АН СССР. Обладатель "Хрустальной Совы" (1987).

Обладатель "Фарфоровой улитки" главного приза болгарского "Клуба знающих". Получил приз на международных играх "Что? Где? Когда?" в Болгарии в 1987 г.

Окончил Московский физико-технический институт. Профессор, доктор физико-математических наук.

С 1996 г. живет и работает в Германии. Место работы: Институт физики твердого тела Макса Планка в г. Штутгарте.

Пятикратный обладатель приза "Хрустальная Сова" (1990, 1992, 1995, 2000 и 2006).

В финальной игре зимней серии 1995 г. Александр Друзь был удостоен почетного звания Магистра игры "Что? Где? Когда?", награжден "Большой хрустальной совой" и орденом "Бриллиантовая звезда" как лучший игрок за все 20 лет существования элитарного клуба.

В клубе его называют "Великим комбинатором" - способен сосчитать, просчитать и рассчитать почти все.

В общей сложности он провел на передаче 65 игр, 39 из которых выиграл. Дочери Александра - Инна и Марина - также играют в клубе "Что? Где? Когда?". Обе получили по "Хрустальной Сове".

Александр Друзь является лидером команды "Транссфера" по спортивному "Что? Где? Когда?", которая стала победителем Первого Чемпионата мира в 2002 г. "Транссфера" 9 раз завоевывала Кубок губернатора Санкт-Петербурга. Становился чемпионом телеверсии игры "Брейн-ринг" в 1990, 1991 и 1994 гг. Кроме того, два раза побеждал на передаче "Своя игра" в 1995 и 2003 гг.

В настоящее время - руководитель программ Телеканала "СТО" (Санкт-Петербург).


Георгий Жарков начал играть в Клубе с 1994 г. Обладатель "Хрустальной Совы".

Окончил Владимирский педагогический университет. Историк, кандидат психологических наук.

Был участником нескольких громких скандалов.

В 2004 г. был дисквалифицирован на 3 года за нарушение регламента турниров Кубок городов и Кубок России по игре "Что? Где? Когда?". Жарков сообщил оргкомитету Кубка городов фиктивный электронный адрес, получил на него вопросы турнира, в результате его команда заняла 3-е место.

То же самое он попытался сделать и на Кубке России (декабрь 2003 г.), но обман был обнаружен.

В 2007 г. был приговорен к 4 годам и 5 месяцам условного заключения по обвинению в насильственных действиях сексуального характера и незаконном лишении свободы. Жарков остался на свободе, но под подпиской о невыезде. По прошествии половины условного срока в 2009 г. судимость была снята.


Андрей Каморин активно играл в Клубе в период с 1978 по 1986 год. Обладатель почетного звания "Лучший капитан Клуба".

В 1981 г. окончил факультет международной журналистики Московского государственного института международных отношений (МГИМО) МИД СССР.

В прошлом журналист-международник, 15 лет работал собственным корреспондентом газеты "Известия".

С 1996 по 1997 гг. - заместитель директора Дирекции программ Телекомпании НТВ по зарубежному вещанию.

С 1998 по 2001 гг. работал в компании "НТВ-Кино" исполнительным директором, а также выполнял функции продюсера-координатора и главного консультанта.

В 2001 г. стал генеральным директором ООО "Новый русский сериал". Здесь он до 2006 г. продюсировал такие телесериалы, как "Улицы разбитых фонарей", "Тайны следствия", "Агент национальной безопасности", "Дети Арбата", "Таксистка", "Ментовские войны", "Аэропорт" и др.

С 2006 г. и по настоящее время - генеральный директор ООО "Форвард-фильм", продюсер и сопродюсер сериалов "Катерина", "Защита Красина", "Расписание судеб", "Спецгруппа", "Ментовские войны-3", "Паутина", "Мент в законе", "Дорожный патруль". Член Союза журналистов России, член гильдии продюсеров России, член Академии Российского телевидения.

Награжден Специальным призом, дипломом Пятого Юбилейного Международного Телекинофорума "ВМЕСТЕ" "За вклад в развитие телевизионного художественного искусства" (2004).


Андрей Козлов стал игроком клуба "Что? Где? Когда? " в 1986 г. Является обладателем "Бриллиантовой совы" (2008), трехкратным обладателем "Хрустальной совы" (1992, 1994, 2008), магистром игры "Что? Где? Когда?", обладателем почетного звания "Лучший капитан клуба".

Окончил химический факультет Донецкого государственного университета.

После окончания университета работал преподавателем в Ждановском (ныне Мариупольском) металлургическом институте.

С 1990 г. работает на телевидении в Москве, является режиссером-постановщиком телепрограмм "Брэйн ринг", "Программа передач", "Как потратить миллион", "Культурная революция", "Песни XX века", "Жизнь прекрасна", ведущим программы "Брейн ринг", генеральным продюсером телекомпании "Игра-ТВ".


Нурали Латыпов играл в Клубе знатоков с 1980 по 1986 год. Обладатель первой в истории Клуба "Хрустальной Совы" (1984).

Окончил Ростовский государственный университет (биологический и физический факультеты), очную аспирантуру кафедры философии естественных наук МГУ им. М.В. Ломоносова. Специализация: нейрофизиолог (нейрокибернетик); методолог. Кандидат философских наук.

Работал политическим обозревателем ЦК ВЛКСМ; советником председателя правительства РФ Ивана Cилаева, вице-президентом "Банка Москвы". В настоящее время член совета директоров концерна "Вечерняя Москва", советник мэра Москвы Юрия Лужкова на общественных началах.

В 2003 г. входил в первую тройку партии "Союз людей за образование и науку" (СЛОН) на выборах в Государственную Думу РФ.

Лауреат литературной премии "Золотой теленок", 12-кратный обладатель Гран-при международных выставок карикатур, автор ряда монографий и изобретений в области электронных коммуникаций.


Виктор Сиднев играл в клубе "Что? Где? Когда?" с 1979 г. Обладатель "Хрустальной совы" и звания "Лучший капитан клуба".

В 1978 г. окончил Московский физико-технический институт. После окончания института работал в филиале Института атомной энергии им. И.В. Курчатова в г. Троицке в должности инженера, младшего научного сотрудника, научного сотрудника, старшего научного сотрудника. Выдвинул ряд новых идей по использованию импульсных плазменных ускорителей, в частности, создания импульсных рентгеновских источников. Автор более 30 научных работ в области гидродинамики плазмы.

С 1989 по 1990 год работал преподавателем математики в городе Сан-Рамон, Калифорния, США.

В 1991 г. возглавил Институт оценки и развития технологий, который занимается разработкой и внедрением высоких технологий в области телекоммуникаций.

В 1997 г. создал и возглавил компанию "Троицк-Телеком".

В 2000 г. был избран депутатом Совета депутатов г. Троицка, где работал в комитетах по научному и социальному развитию города-наукограда и по нормативно-правовой работе и регламенту Совета депутатов.

В августе 2003 г. был избран главой города Троицка. В 2007 г. был повторно избран на эту должность.


Никита Шангин играл в клубе "Что? Где? Когда?" с 1981 г. Обладатель "Хрустальной совы".

В 1976 г. окончил Московский архитектурный институт.

В течение семи лет работал в "Моспроекте-2" в области реставрации, в частности, по исторической застройке Замоскворечья. В настоящее время является главным архитектором проектов в архитектурной мастерской ЗАО "Курортпроект".

Член Союза архитекторов России, Почетный архитектор Госстроя РФ.

Среди осуществленных проектов - Государственный мемориальный комплекс "Катынь", отмеченный как лучший российский ландшафтный проект 1999 г. В 2000 г. комплекс "Катынь" был удостоен архитектурной премии "Золотое сечение".

Материал из GS

Правила сезона

После юбилейного сорокового сезона, который был проведён в 2015 году, правила сезона подверглись значительным изменениям.

Структура сезона

С сезона 2016 года в Клубе постоянное участие принимает 10 команд знатоков. В связи с увеличением числа команд увеличилось и количество проводимых игр в году - с 17-ти до 20-ти, как и в прошлогоднем юбилейном сезоне.

Каждая серия состоит из пяти игр, причём финалов серий, как таковых, теперь нет - остаётся только Финал года, остальные игры просто называются последними. Однако не изменилась частота награждения Хрустальных и Бриллиантовой сов: Хрустальная сова вручается в каждой последней игре Весенней, Летней и Осенней серии, а Бриллиантовая - в Зимней серии, в Финале года.

Таким образом, Весенняя, Летняя и Осенняя серии состоят из пяти игр, Зимняя серия - из четырёх игр и Финала года.

В структуру сезона добавлены следующие пункты:

  • В Зимней серии не может играть команда, проигравшая свою последнюю игру.
  • Команда, проигравшая две игры в течение одного сезона, лишается права участия в следующем сезоне.
  • Также лишается права участия в следующем сезоне команда, которая в течение двух предыдущих сезонов не выиграла ни одной игры (это правило вступает в силу в 2017 году).

Рейтинг

Вместо игрового рейтинга Регулярного чемпионата введён постоянный рейтинг команд, который не изменяется на протяжении всего сезона. В начале сезона команды Клуба получают места в рейтинге от 1 до 10 в зависимости от результатов игр в прошлых сезонах. Чем выше достижения команды, тем выше её место в рейтинге. Команда, имеющая более высокий рейтинг, при равных показателях будет иметь приоритет над остальными. И в отличие от Регулярного чемпионата, место команды в рейтинг в течение сезона не меняется.

* команда не участвует в играх этого года

Порядок игр

Весенняя и Летняя серия теперь не имеют различий в своей «важности»: на их протяжении каждая команда Клуба играет по одной игре. По общим результатам этих игр командам даётся право сыграть в Зимней серии или возможность попасть в Осеннюю.

Весенняя серия

В Весенней серии принимают участие команды, находящиеся на нечётных позициях рейтинга:

  • Первая игра - 9 место
  • Вторая игра - 7 место
  • Третья игра - 5 место
  • Четвёртая игра - 3 место
  • Пятая игра - 1 место

Команда, выигравшая последней, становится победителем Весенней серии и получает право сыграть в Зимней серии. Остальные команды имеют шанс сыграть в Осенней серии.

Летняя серия

В Летней серии принимают участие команды, находящиеся на чётных позициях рейтинга:

  • Первая игра - 10 место
  • Вторая игра - 8 место
  • Третья игра - 6 место
  • Четвёртая игра - 4 место
  • Пятая игра - 2 место

Команда, выигравшая последней, становится победителем Летней серии и получает право сыграть в Зимней серии. Остальные команды имеют шанс сыграть в Осенней серии.

Осенняя серия

В первой игре Осенней серии сыграет команда трудовых коллективов. Независимо от результата игры эта команда не претендует на участие в дальнейших играх сезона.

Во второй, третьей, четвёртой и пятой играх Осенней серии примут участие команды, одержавшие победы в Весенней и Летней сериях (за исключением команд, вышедших в Зимнюю серию). Очередность игр в Осенней серии зависит от места команды в рейтинге сезона - чем выше место в рейтинге, тем позже играет команда. Причём:

  • Если мест в Осенней серии окажется меньше, чем выигравших команд в Весенней и Летней сериях, преимущественное право сыграть будет у команд, занимающих в рейтинге сезона более высокие места.
  • Если мест в Осенней серии окажется больше, чем выигравших команд, то оставшиеся места могут занять команды, проигравшие в Весенней или Летней серии. Преимущественное право сыграть будет у команд, занимающих в рейтинге сезона более высокие места.

Команда, выигравшая последней, становится победителем Осенней серии и получает право сыграть в Зимней серии.

Зимняя серия

Зимняя серия не претерпела столь значительных изменений, как остальные. Тем не менее, некоторые коррективы в порядок всё-таки были внесены. Отныне Решающий раунд уместен и применяется только в Зимней серии.

В первой игре Зимней серии примет участие либо гостевая команда клуба, либо сборная команда обладателей приза «Хрустальный атом», либо команда знатоков, ни разу не проигравшая в сезоне-2016, но не вышедшая в Зимнюю серию по основным правилам.

Во второй игре Зимней серии будет играть команда-победитель Осенней серии.

В третьей и четвёртой играх Зимней серии примут участие команды-победители Весенней и Летней серий. Причём очередность этих игр зависит от места команды в рейтинге сезона - чем выше место, тем позже играет команда.

Победителем Зимней серии, как и в прошлых сезонах, станет команда, которая обыграет телезрителей с более крупным счётом. При равенстве этого показателя у нескольких команд преимущество получает та, которая играла позже. Эта команда получит право сыграть в Финале года.

Изменения команд и их составов

  • Команда Андрея Супрановича не примет участие в сезоне 2016 года.
  • Команда Алеся Мухина не примет участие в сезоне 2016 года.
  • Ровшан Аскеров покинул команду Балаша Касумова и создал собственную, став в ней капитаном. Состав команды: Анастасия Шутова (играла в команде Андрея Супрановича) , Алёна Блинова (дочь Алексея Блинова) , Наталья Куликова, Екатерина Мереминская, Инна Семёнова.
  • Вместо Ровшана Аскерова в команде Балаша Касумова будет играть Эльман Талыбов, который до 2015 года включительно был членом команды Алеся Мухина.

Призы

Лучший игрок каждой игры сезона получает приз от защитника интересов знатоков, представителя Генерального спонсора - госкорпорации «Росатом» - «Хрустальный атом». Защищает интересы знатоков директор департамента коммуникаций госкорпорации «Росатом» Сергей Новиков.

Каждый телезритель, победивший знатоков, получает денежный приз, в зависимости от того, какое по счёту очко он принёс команде телезрителей: за 1-е очко - 50 000 руб., за 2-е - 60 000 руб., … , за 6-е - 100 000 руб. Телезритель - автор лучшего вопроса игры получает дополнительный приз в 150 000 рублей. Таким образом, призовой фонд каждой игры составляет 600 000 руб. Призы вручает защитник интересов телезрителей, представитель спонсора - банка «ВТБ» (с мая 2016 года «Банк Москвы» объединился с «ВТБ»). Защищает интересы телезрителей вице-президент банка «ВТБ» Владимир Верхошинский.

В случае, если знатоки ответили на вопрос телезрителя с Помощью Клуба, то телезритель получает компенсацию, соответствующую тому призу, который он бы получил, если бы выиграл у знатоков.

В случае победы знатоков вся неразыгранная сумма переходит в призовой фонд Финала года, на специальный счёт «ВТБ», который открывается в начале каждого сезона со стартовой суммой в 600 000 руб.

В последней игре Весенней, Летней и Осенней серий определяется Лучший игрок; в случае победы знатоков - из знатоков, в случае победы телезрителей - из телезрителей. Лучший игрок серии получает приз «Хрустальная Сова» и 500 000 рублей (ранее - 300 000 рублей).

В Финальной игре года определяется Лучший игрок: в случае победы знатоков - из знатоков, в случае победы телезрителей - из телезрителей. Лучший игрок получает приз «Бриллиантовая Сова» и 1 000 000 рублей. Призовой фонд Финала года поровну делят между собой все телезрители, победившие у знатоков в Финале года.

Статистика

Выпуски телеигры «Что? Где? Когда? » сезона 2016 года. Курсивом выделен счёт игры после решающего раунда, а игрок, выделенный тем же шрифтом, был признан в игре лучшим. Жирным шрифтом выделен капитан команды.

Выпуск Дата эфира Команда знатоков Счёт
Весенняя серия игр
1 (430) 27 марта 2016 Анастасия Шутова, Алёна Блинова , Наталья Куликова, Екатерина Мереминская, Инна Семёнова, Ровшан Аскеров 6:4
2 (431) 3 апреля 2016 Михаил Карпук, Андрей Коробейник, Роман Оркодашвили, Ия Метревели , Айк Казазян, Елена Потанина 4:6
3 (432) 10 апреля 2016 Елена Александрова , Елена Орлова, Андрей Козлов 5:6
4 (433) 17 апреля 2016 Александр Друзь , Максим Поташев, Борис Левин, Леонид Тимофеев, Михаил Дюба, Виктор Сиднев 6:5
5 (434) 24 апреля 2016 Михаил Скипский, Елизавета Овдеенко, Юлия Лазарева, Дмитрий Авдеенко, Эльман Талыбов , Балаш Касумов 6:5
Летняя серия игр
6 (435) 15 мая 2016 Виталий Орехов, Анна Янгель, Георгий Полин, Сергей Ковалевский, Анастасия Кудинова, Игорь Алексеев 2:6
7 (436) 22 мая 2016 Команда сборной России по футболу : Алексей Березуцкий , Василий Березуцкий, Олег Иванов, Артём Дзюба, Игорь Акинфеев, Леонид Слуцкий 6:4
8 (437) 29 мая 2016 Ольга Быкова, Дарья Любинская, Ким Галачян, Антон Иоков, Никита Старун, Борис Белозёров 6:5
9 (438) 5 июня 2016 Никита Баринов , Александра Золотова, Евгений Фионов, Роман Кузиков, Артём Лосев, Константин Рудер 3:6
10 (439) 19 июня 2016 Владимир Кукарских, Иван Марышев, Алексей Самулёв , Владимир Улахович, Денис Лагутин, Алёна Повышева 5:6
Осенняя серия игр
11 (440) 25 сентября 2016 Михаил Мун, Владимир Антохин, Алексей Капустин, Елена Александрова , Елена Орлова, Андрей Козлов 6:5
12 (441)
Измена мужа