Как называется доска для гадания с буквами. Начало сеанса с доской Уиджа

Мир духов и призраков открыт перед вами! Если знать, как постучаться на ту сторону с помощью говорящей доски или другого подходящего метода, вы можете общаться с мертвыми! Готовы ли вы к столь жуткому опыту, леденящему кровь в жилах? Дверь перед вами - хватит ли вам смелости открыть ее?

Шаги

Говорящая доска

  1. Купите или сделайте говорящую доску. Ее еще называют “колдовская доска уиджа” и “планшетка для спиритических сеансов”. За громкими названиями кроется обычная плоская доска с буквами алфавита, цифрами от 1 до 10 и словами “да-нет” и “прощай”.

    • В дополнение к доске вам понадобится передвижной указатель, которым духи будут указывать на буквы. Сгодится даже стопка, но и любой талисман, на который вы положите руки, тоже подойдет.
    • В самой доске ничего волшебного нет, поэтому вы вполне можете создать свою собственную доску.
  2. Найдите участников или хотя бы участника. Один человек с колдовской доской не управится. Лучше всего, если вам готовы помочь единомышленники, заинтересованные в деле общения с духами.

    • Пусть один (и только) один человек станет медиумом. На его долю выпадет задача громко задавать вопросы, именно он будет общаться с духами, пусть даже руки на указателе будут держать двое (или все сразу).
    • Полезно будет, если еще один человек будет записывать все сказанное духами. Если указатель будет двигаться слишком быстро, то может быть сложно прочесть потустороннее послание. Если кто-то будет записывать, то будет проще.
  3. Создайте настроение. Зайдите в тихую и спокойную часть дома и дождитесь часа Х. Зажгите в комнате свечи и не забудьте очистить помещение, воскурив шалфей или хотя бы произнеся ритуальную очищающую молитву.

    • Получить ответ из мира духов проще с 9 вечера до 6 утра, поэтому стоит провести сеанс в этих временных границах (или других, если это важно).
    • В некоторых культурах полагается выставить духам угощение - немного алкоголя.
  4. Пробудите духов, задав вопрос. Аккуратно положите пальцы на указатель, который должен находиться в середине доски. Как правило, его ставят на букву “П” (если алфавит написан как на клавиатурах), так как она в середине. Уместно будет начать с вопроса: “Есть ли здесь благожелательные духи, желающие пообщаться?”

    • Представьтесь и расскажите о своих намерениях. Громко назовите ваши имена и заверьте духов, что вы с добрыми намерениями: “Мы лишь хотим услышать то, что скажете вы”.
  5. Сосредоточьте всю вашу энергию на общении.

    • Некоторые колдовские доски требуют, чтобы участвующие в сеансе закрыли глаза - и как способ сосредоточить энергию на общении с духом, и как способ подстраховаться от жульничества в деле передвижения указателя.
    • Сами понимаете, жульничать - нельзя, это неуважительно и по отношению к собравшимся живым, и по отношению к прибывшим… не живым.
  6. Будьте терпеливы и вежливы. Задав вопрос и представившись, сядьте и начните ждать. Можете попробовать задать другие вопросы, но помните - духи не обязаны отвечать вам, а потому - ждите.

    • Когда указатель начнет двигаться, сохраняйте спокойствие и записывайте, записывайте.
    • Относитесь к этому разговору как к обычному. Задавайте интересующие вас вопросы, которые уместны. Не требуйте от духа “доказательств”, заставляя их отвечать на какие бы то ни было “проверочные” вопросы. Дух - это участник разговора, почти человек, так что ведите себя вежливо и разумно.
  7. Закончите разговор в уместный момент. Передвинув указатель на слово “Прощай”, вы намекнете, что пора бы и честь знать. Впрочем. не помешает и громко сказать: “Спасибо за то, что поговорил с нами. Теперь прощай.”

    • Закройте доску и уберите ее, чтобы поставить в разговоре точку.

На тему гадания и предсказания есть много статей, материалов и целых книг. Существуют разнообразные виды гадания, например, гадание на картах Таро, рунические гадания. Особое значение имеют традиционные деревенские гадания.

Но сегодня хочу поговорить на тему не столько гадательной практики, сколько практики ясновидения или медиумизма. А если быть точнее, то расскажу про один интересный инструмент мага – практика, который может быть применен в том случае, если у него есть задатки ясновидца или даже если просто имеет развитую интуицию. Речь пойдет о колдовской доске уиджи (слово «Ouija» есть комбинация французского «oui» и немецкого «ja», обозначающие «да»).

Рис. 1. Классическая колдовская доска уиджи

В общем-то, колдовская доска представляет собой нехитрый предмет, состоящий из листа картона (фанеры, доски, металла, камня), на который нанесены буквы алфавита и числа от 0 до 9, имеет ровную, чаще всего лакированную поверхность. В двух углах присутствуют поля со словами «Да» / «Нет» и «Привет» / «Прощай».
Также колдовская доска оснащена «планшетом», т.е. указателем, который часто выполнен из стекла или дерева той же породы, что и сама доска, и имеет форму ромба с полированной нижней поверхностью для ровного и гладкого перемещения. Указатель показывает на буквы либо острым концом, либо окошком, в нем предусмотренном.

Практика гадания на колдовской доске довольно занимательна: два человека задает вопрос, на который желают получить ответ, сосредотачивают свое внимание на заданном вопросе, касаются пальцами указателя – пластины, и начинают двигать его по доске. Немного поводит из стороны в сторону, вы чувствуете отклик указателя, ощущаете, к какой букве его ведут силы, действующие через человека. В результате складывается тот или иной ответ на заданный вопрос. Кстати, при проведении сеанса гадания могут присутствовать и посторонние люди.

Сама колдовская доска не обладает никакими особенными магическими свойствами, разве что вы ее намеренно превратите в магический талисман, например, посвященный какой-то конкретной спиритической силе. Но, чаще всего, используя колдовскую доску для гадания, люди не задаются вопросом и не знают, кто именно отвечает на их помыслы. Это могут быть души умерших, какие-то мистические силы или даже силы Зла, желающие направить человека в нужное им русло. Поэтому не стоит относиться к практике гадания вообще, да и к гаданию на колдовской доске с небрежностью.

Известность колдовские доски уиджи получили за счет фильмов, литературы, где автор желает продемонстрировать особую мистическую атмосферу. И правда, гадание на колдовской доске со стороны смотрится очень характерно, даже по сравнению с таким красивым и распространенным способом гадания, как гадание на картах Таро.

Хотя история доски уиджи начинается в Древнем Египте, где ее использовали жрецы в храмах Сета. Устроена она была иначе и имела вид большого круглого стола, на поверхности которого были обозначены магические символы, а над ним, вместо указателя, использовалось подвешенное на длинной нити золотое кольцо.

Нечто похожее на колдовскую доску существовало и в древнем Китае (VI в. до н.э.). Использовали эти магические инструменты для общения с душами умерших. След колдовских досок находим и в Античной Греции, и в средние века нашей эры у индейцев Северной и Южной Америки.

Разные источники указывают противоречивую информацию о происхождении современной колдовской доски уиджи.

Например, есть данные, что впервые она была представлена в Балтиморе, США, в 1889 году братьями Уильямом и Айзеком Фалд. По другим сведениям изобретена в XIX веке американцем Э. Бондом. Со временем изготовление колдовских досок перешло к братьям Паркер, которые и сейчас являются единственными обладателями права на производств.

Теперь изложу несколько советов по использованию колдовской доски :

  • Для целей защиты нарисуйте вокруг себя и доски круг. Нарисовать его можно мелом, по часовой стрелке, а после сеанса стереть против часовой стрелки. При изготовлении защитного магического круга, сконцентрируйте волю на желании создать защитное и безопасное место.
  • Так как при проведении сеанса гадания на колдовской доске допустимо присутствие посторонних, неплохо будет, если за вами будет наблюдать такой человек, который потом сможет описать то, что происходило, со стороны.
  • Информация, полученная от доски уиджи, требует внимательного рассмотрения и правильной трактовки. Редко когда она приходит в прямом значении.
  • Так как колдовская доска подходит для проведения сеансов гадания с разными сущностями, старайтесь заранее определить, к кому вы хотите обратиться с вопросами.
  • После того, как вы получили желаемые ответы, поблагодарите духа или Силу, с которой вступили в контакт. После чего попрощайтесь с ней (ним), отпустите.
  • Если вы работаете вдвоем, положите доску на стол, касаясь обеими руками указателя.
  • Когда сеанс гадания проводит один человек, удобно будет расположить доску на коленях, а обе руки положить на планшетку.
  • Буквы на доски наносят в разном порядке. Если в вашем случае они располагаются по кругу, то и движение указателя будет круговым, останавливаясь на выбранных буквах (см. рис. 2 выше).

Удачной вам магической и гадательной практики.

Инструменты для общения с духами
Колдовская доска (Ведьмина доска)

«Говорящая доска», или «Доска Уиджа» (Ouija board) -планшетка для спиритических сеансов с нанесенными на нее буквами алфавита, цифрами от 1 до 10 и словами «да» и «нет». Изобретена в XIX в. американцем И. Рейчем (Е. С. Reiche). Название «Уиджа» было якобы внушено изобретателю духами; как он утверждал, на древнеегипетском языке это слово означает «удача». По другой версии, Ouija — это комбинация двух слов, означающих «да»: французского «oui» и немецкого «ja».

На фото представлен общий вид колдовской доски, которая изготавливается из любого сорта дерева, а так же сам опросник, который должен быть той же породы дерева, что и доска, с тремя деревянными шарами-шарнирами в основе для легкого передвижения по доске.

Колдовская доска должна содержать обязательные символы: алфавит (любой), ответы "да", "нет" . Все остальные украшения изготавливаются по желанию автором. Опросник должен быть приблизительно указанной формы, с отверстием посредине. При разговоре с духом он отвечает либо односложно на вопросы да и нет, либо происходит составление предложений при помощи вашего алфавита.
Не стоит забывать, что существует масса неграмотных духов, способных давать неправильные ответы. При работе двоем можно положить доску посередине на стол, касаясь обеими руками опросника Если работает один оператор, то доска кладется на колени, а обе руки на опросник. Опросник движется по кругу останавливаясь на выбранных буквах алфавита. Если опросник имеет отверстие для карандаша, то вставив карандаш кладут опросник на лист бумаги. То что пишет карандаш на бумаге является ответом духа.

"Говорящие" столики и другие предметы.

Eвропейский спиритизм — нередко салонная забава, претендующая на роль "чистого исследования духовных миров" — в наше время уже не имеет того распространения. какое она имела в XIX веке. Ее презрительно называют "столоверчением", и в этом есть вполне определенный резон. Ведь основной и наиболее распространенный спиритический обряд заключается в том, что участники сеанса садятся вокруг столика, кладут на него ладони и совместно призывают того или иного духа.

При появлении духа столик начинает шевелиться, постукивать ножками, а иногда и вращаться. Спириты договариваются с духом о коде, которым будут пользоваться во время беседы (например: если "ДА", то стукни дважды, если "НЕТ" — один раз) и начинают задавать ему вопросы.
Между тем, столоверчение нельзя назвать чисто западным изобретением.

"Западное происхождение" здесь имеет только круглый столик для игры в карты, который можно заменить любым другим предметом. А сама идея о том, чтобы беседовать с духами через предметы, находящиеся в неустойчивом равновесии, стара как мир.

Например, меланезийский знахарь использует вместо столика кость, раковину каури и палочку. Произнеся необходимые заклинания, он задает вопрос, а затем дует на раковину и палочку. Далее он кладет раковину на пол, вертикально ставит на нее кость и убирает руки. Если ответ на вопрос положителен, то кость будет стоять как свечка, поскольку предки удержат ее в этом "невозможном" положении. Если ответ отрицателен, она упадет. Наблюдатели свидетельствуют о том, что ответы обычно бывают очень точными, и что действительно создается такое впечатление, будто кость держит какая-то неведомая сила.

Негритянское племя киси, живущее на границе Либерии, проводит "спиритические сеансы" со статуэтками, стоящими на могилах вождей. Чтобы узнать мнение духа, статуэтку ставят на доску, которую держат на головах два человека. Если в ответ на вопрос она остается неподвижной, это значит "нет"; если же начинает раскачиваться взад-вперед, то ответ считается положительным.

Не исключено, что все гадания, основанные на подобном принципе ведут свое происхождение от древней некромантии. О том, что духи способны передвигать материальные предметы, известно очень давно, во всяком случае, это удается им легче, чем говорить или являться в зримом облике.

Далее приводится цитата из "Книги Медиумов" известного спирита Алана Кардека (именно с его успешными результатами спиритических сеансов вы можете познакомиться в разделе "Духи отвечают…"), где исчерпывающе описаны все условия и признаки успешного "столоверчения" и других способов общения с духами: "Если в обществе желают сделать подобный опыт, то нужно всем сесть вокруг стола и положить на него руки осторожно, без всякого усилия.

Единственное правило , которое должно быть строго соблюдаемо, — это сосредоточение мыслей, совершенное молчание и в особенности терпение, если явление не скоро обнаруживается. Оно может обнаружиться сейчас же или медлить полчаса, и даже час. Это зависит от медиумизма участвующих лиц. Когда явление начинает обнаруживаться, часто слышится некоторый стук в столе, чувствуется как бы содрогание, которое бывает предвестником движения.

Стол как будто делает усилие, чтобы выйти из состояния покоя, потом обнаруживается круговращательное движение; это движение усиливается или ускоряется иногда до такой степени, что участвующие с трудом могут успевать следовать за столом. Когда движение продолжается, тогда можно отойти от стола. и он без прикосновения к нему будет продолжать двигаться по разным направлениям. Иногда стол поднимается и становится то на одной, то на другой ножке, потом тихо опускается и принимает натуральное свое положение. Иногда он качается, подражая движению килевой или боковой качки корабля.

Иногда же, но для этого надо иметь чрезвычайную силу медиумической способности, он совершенно отделяется от пола и держится в равновесии на воздухе без всякой точки опоры, поднимаясь иногда до самого потолка так, что можно пройти под ним; потом медленно опускается, качаясь, подобно падающему листу бумаги, или падает вдруг, разбивается на куски, что очень ясно показывает, что это не оптический обман, не игра воображения. Часто обнаруживается другое явление: слышатся удары в столе, внутри самого дерева, без всякого движения стола.

Эти удары, то слабые, то сильные, слышатся иногда также в другой мебели, находящейся в комнате, или в двери, в стене или в потолке. Когда удары эти слышатся в столе, они производят в нем сотрясение, очень чувствительное для пальцев, и особенно оно ощутимо, если к столу приложить ухо".
Алан Кардек особо подчеркивает, что для подобного опыта обязательно присутствие медиумов . Другие авторы говорят о "коллективном медиумизме", возникающем в результате построения "магической цепи" или "магического круга". Эта точка зрения представляется более правильной, поскольку не раз отмечались случаи успешного "столоверчения" в коллективах, где ни один из присутствующих сам по себе не обладал медиумическими способностями.

"Магический круг " имеет и другую, гораздо более важную функцию: объединяя усилия нескольких людей, он страхует всех присутствующих от вредоносного воздействия злых и враждебных духов.

Волшебная рулетка.

Довольно долгое время европейские спириты беседовали с духами при помощи постукиваний; затем кто-то догадался предложить им карточки с буквами. Первоначально столик указывал на буквы своими ножками, затем изобретательные спириты стали использовать блюдце с нарисованной стрелкой.

И, наконец, уже в XX веке, появилась предсказательная рулетка "уийа", завоевавшая огромную популярность и даже запущенная в серийное производство. Устройство рулетки отличается крайней простотой. Это картонный или пластиковый круг с буквами алфавита и словами "Да" и "Нет", написанными на разных языках.

Отсюда и ее название: "ДА" по-французски oui, а по-немецки ja. В центре круга закреплена легкая стрелка, которая начинает вращаться от малейшего колебания. Рулетку кладут в центр столика, гадающие садятся вокруг и кладут руки на столик, как при обычном спиритическом сеансе. Если контакта с духом нет, то стрелка указывает бессмысленные сочетания букв, но, как только контакт установится, из букв начинают складываться более или менее осмысленные слова.

Преимущество рулетки заключается в том, что с нею можно работать и в одиночку. Сеансы обычно бывают весьма интересными и впечатляющими. даже если полученные сведения окажутся невнятными или ложными.

Автоматическое письмо.

О посланиях, написанных рукою духа, сохранились лишь легенды. Одна из них приводится в библейской "Книге Даниила" — это знаменитая история о пире вавилонского царя Валтасара, во время которого на стене появились огненные слова "МАНЕ, МЕНЕ, ТЕКЕЛ, УПАРСИН", предсказавшие захват Вавилона персами. Отмечены также случаи чудесного появления знаков на гробницах и подножиях статуй, но они тоже относятся к области легенд и не имеют подтверждения. Подобные трюки производились и в новейшее время (с помощью симпатических чернил, "проявляющихся" при нагревании), но чаще всего они бывали разоблачены. Как правило, к таким явлениям в наше время не относятся всерьез. Гораздо большее значение имеет так называемое автоматическое письмо (или психография), при котором дух пишет свои послания рукою медиума.

Таким способом были записаны многие знаменитые оккультные трактаты — от историй об Атлантиде и всевозможных "географий астрального плана" до роковой "Книги Закона", каждое переиздание которой вызывает в мире кризис или войну.
Уже упоминавшийся выше Алан Кардек описывает изобретение автоматического письма следующим образом: "В дальнейшем сами духи указали нам другие способы получения информации, в частности, способ письменного сообщения. Такие сообщения получали с помощью карандаша, прикрепленного к ножке маленького столика, поставленного на лист бумаги. Под влиянием медиума столик приходил в движение и чертил буквы, слова и фразы.

Для упрощения этого способа применяли столики, величина которых не превышала размера руки. Таким образом, постепенно стали использовать корзинки, картонные коробки и просто дощечки, так как убедились, что все эти предметы являются просто вспомогательными орудиями для удержания карандаша. Позже стали обходиться и без всего этого, так как рука, увлекаемая невольным движением, писала по побуждению духа без вмешательства соответственной воли и мысли медиума".
Надо сказать , что автоматическое письмо известно практически всем народам, у которых есть письменность. Издавна считается, что рукою поэтов и пророков водит Бог, дух или муза; в некотором смысле это действительно так. Что же касается хитроумных приспособлений для письма, то в Китае издавна существовало некромантическое гадание с использованием фу чи — сита или корзины для провеивания зерна.

В нее вставлялась короткая палочка, и два человека, вошедшие в легкий транс, держали ее за края над выровненной поверхностью рассыпанного песка или пепла. Когда медиумы входили в транс, палочка начинала описывать круги, а затем быстро-быстро чертила скорописные иероглифы. С помощью фу чи китайцы узнавали, хорошо ли живется их умершим родственникам в загробном мире или просто беседовали с тем или иным духом, присутствие которого вдруг обнаруживалось в повседневной жизни.

Традиционно считалось, что при этом сами боги помогают душам держащих корзину написать необходимое сообщение: ведь в старину бытовало мнение, что небесные духи шэнь чрезвычайно умны, но не умеют говорить, и поэтому люди должны оказывать им "лингвистическую поддержку".
На Западе большой популярностью пользуется так называемая "планшетка" — дощечка на роликах, в которую вставляется карандаш. Ее устанавливают на лист бумаги, закрепленный кнопками, и кладут на нее обе ладони.

Однако профессиональные "автоматисты" избегают любых приспоблений: им достаточно сосредоточиться и войти в легкий транс. Алан Кардек, всесторонне исследовавший этот способ общения с духами, дает начинающим следующие советы: "Как материальное условие мы советуем избегать всего, что может мешать свободному движению руки. Лучше даже, чтобы она вовсе не лежала на бумаге. Острие карандаша должно упираться на бумагу достаточно, чтобы чертить, но не в такой степени, чтобы представлять сопротивление.

Каждый начинающий медиум имеет естественное желание беседовать с духами любимых им особ, но он должен умерять свое нетерпение, потому что сообщение с определенным духом представляет часто материальные затруднения, делающие его невозможным для начинающего.

Итак, прежде чем думать о том, чтобы получить сообщения известного духа, нужно заботиться о развитии способности, а для этого надо делать общий вызов и обращаться в особенности к своему ангелу-хранителю.

Затем нужно ожидать, пока дух появится, заставляя руку написать что-нибудь. Может случиться, что это будет тот дух, которого желают, но может быть также, что проявится дух неизвестный или ангел-хранитель. Во всяком случае, дух обычно открывает это, подписав свое имя. Необходимо, чтобы первые вопросы были предложены так, чтобы ответы могли быть просто "да" или "нет", как, например: "Здесь ли ты? Желаешь ли отвечать мне? Можешь ли заставить меня писать?" Позже эта предосторожность делается бесполезной. Вначале нужно только восстановить отношения.

Самое главное, чтобы вопросы не были пустые, чтобы они не касались частных интересов, и в особенности. чтобы они выражали чувство расположенности и симпатии к духу, к которому обращаются. Есть еще одно обстоятельство, которое важнее самого способа вызывания. — это спокойствие и сосредоточение мыслей, соединенные с желанием и твердой волей. Сосредоточению мыслей помогают уединение, тишина и удаление всего, что может развлекать. После всего этого остается только возобновлять ежедневно свои попытки в продолжение десяти или, самое большее, пятнадцати минут каждый раз и продолжать их в течение 15 дней, месяца, двух месяцев и более, если это нужно.

Мы знаем медиумов, которые сформировались только по прошествии шести месяцев упражнений, между тем как другие пишут плавно с первого раза. Средство, которое очень часто удается, состоит в том, что употребляют для временной помощи хорошего пишущего медиума, уже сформировавшегося. Если он положит свою руку или пальцы на руку того, кто должен писать, то редко случается. чтобы тот не начал писать сейчас же. Иногда помогает еще сильное магнетизирование руки и кисти того, кто хочет писать.

Часто магнетизер ограничивается тем, что кладет руку свою на плечо пишущему, и мы видели, как под этим влиянием быстро начинают писать. То же самое может произойти без всякого прикосновения, одним лишь действием воли. Можно понять без труда, что уверенность магнетизера в своей способности достичь этого результата играет здесь важную роль, и что неверующий магнетизер произвел бы мало действия или вовсе не произвел бы его. Другое средство, которое может сильно содействовать развитию способности, состоит в том, чтобы соединить несколько особ, одушевленных одинаковым желанием и общим намерением.

При этом все они в совершенном молчании и с религиозным сосредоточением мыслей должны вместе пробовать писать, каждый делая воззвание к своему ангелу-хранителю или какому-нибудь симпатизирующему духу. Один из них может также делать без особенного назначения и за всех участвующих воззвание общее к добрым духам, говоря, например: "Во имя Всемогущего, мы просим добрых духов сообщиться с нами через присутствующих здесь особ". Первый признак расположения к писанию есть некоторого рода содрогание в руке и в кисти. Мало-помалу рука начинает чувствовать побуждение к движению, которому она не может противиться. Часто она чертит сперва одни линии без всякого значения.

Потом образуются все яснее и яснее буквы и, наконец, приобретается уже быстрота обыкновенного писания. Во всяком случае, надо предоставить руку ее естественному движению и остерегаться произвольного сопротивления или побуждения. Некоторые медиумы пишут бегло и легко с самого начала, иногда даже с первого сеанса, что, впрочем. бывает довольно редко. Другие же делают долгое время черты и как бы каллиграфические упражнения.

Духи говорят, что это необходимо для того, чтобы развязать руку. Если эти упражнения продолжаются слишком долго и переходят в уродливые знаки, нет сомнения, что дух забавляется, потому что добрые духи никогда не заставляют делать что-нибудь без пользы. В таком случае надо работать усерднее, чтобы получить содействие добрых духов. Если, несмотря на это, нет перемены, то нужно остановиться, как скоро замечаете, что не получается ничего серьезного. Можно возобновлять попытку каждый день, но нужно прекращать ее при первых подозрительных знаках, чтобы не удовлетворять этим духов-насмешников".

Кроме автоматического письма , возможно также и автоматическое рисование. Обычно "автоматический художник" рисует в темной комнате или с повязкой на глазах. Впрочем, это условие необязательно. В завершение отметим, что автоматическое письмо и рисование связаны с тем же риском, что и любые другие медиумические практики. Иногда случается, что дух отказывается покинуть тело медиума — и тогда последний обречен писать или рисовать до полного изнеможения.

Спиритическая доска – это плоская деревянная поверхность с буквами от A до Z, цифрами от 0 до 9 и символами Солнца и Луны. Движок или «планшетка» используются, чтобы получить ответы на вопросы, которые задает игрок. В массовой культуре (последний писк моды в 1920-х) эти доски считались «духовным шлюзом» для связи с мертвыми; однако, кроме различных мнений пользователей, никаких научных доказательств ее действенности нет. Потому решите – хотите ли вы попробовать?

Шаги

Создайте атмосферу

  1. Соберите нескольких друзей. В принципе, можно играть со спиритической доской в одиночку, но лучше, когда есть и другие люди. Особенно это верно, если наступила темная и штормовая ночь.

    • Два человека – идеальное количество. Чем больше людей вы собрали, тем игра будет беспокойней (громкой, отвлекающей и т.д.), и вы перепутаете духов. Если у вас более двух людей – замечательно, но убедитесь, что все ведут себя спокойно и уважают друг друга.
  2. Создайте обстановку. Перед тем как начать контакт с «потусторонним миром», создайте нужную атмосферу – приглушите свет, зажгите свечи, ладан и шалфей.

    • Спиритический сеанс зависит от времени. Иногда доска очень отзывчива, а порой кажется, что она спит. Лучше всего проводить сеанс ночью или в предрассветные часы утра.
    • Уберите все отвлекающие факторы. Не должно быть громкой музыки, телевизионного шума или бегающих детей. Сеанс требует пристального внимания для успешного проведения.
    • Выключите все свои телефоны! Прием вызова в середине беседы прервет ход сеанса и нарушит обстановку.
  3. Займите места. Инструкция игры гласит, что нужно положить доску на колени двух участников. Также она гласит: «Предпочтительны леди и джентльмены». Потому следуйте правилам.

    • Займите чистый стол или приведите пол в порядок. Играйте, пока все могут ясно видеть и держать пальцы на планшетке или указателе.
    • Участники могут находиться в любой стороне доски или в ее основании; порой планшетка двигается быстро, соответственно, нужно моментально обрабатывать и соединять буквы. Обзор доски вверх тормашками может запутать сообщение.

    Настройте правильное мышление

    1. Будьте терпеливы. Порой доске нужно пару минут для разогрева. Прямо сразу вы можете не получить ответы. Не сдавайтесь.

      • Если ваша доска кажется немного ленивой, круговыми движениями перемещайтесь по доске и возобновите свои попытки.
      • Иногда планшетка двигается слишком быстро, а иногда – слишком медленно. Если получение ответа становится похожим на ожидание соединения, не сердитесь. Подождите его или закройте игру и возобновите ее чуть позже.
    2. Будьте вежливы. Если вы связываетесь с очень разговорчивым духом, поболтайте с ним! Будьте дружелюбны. Это подбодрит его сотрудничать с вами.

      • Возможно, вы не получите ответы на все свои вопросы. В этом нет вины духа или доски. Если вы начнете сердиться или очень злиться, то испортите всю игру и атмосферу в комнате.
    3. Начните с простого. Не атакуйте духа вопросами о содержании и продолжительности экзамена по истории. Начните с простого, как в обычной беседе.

      • Ваши первые вопросы должны иметь простые и краткие ответы.
        • Сколько духов в этой комнате?
        • Ты добрый дух?
        • Как тебя зовут?
    4. Будьте осторожны в своих желаниях. Последнее, что вы захотите сделать, – не спать всю ночь, размышляя о своей неминуемой смерти. Если вы не хотите знать ответы на некоторые вопросы, не задавайте их.

      • Не задавайте глупых или тупых вопросов. «Что Билли сказал обо мне своей сестре?» – дух не захочет тратить свое время на это. Не говоря уже о том, сколько времени понадобится для получения ответа!
      • Не просите подать вам опознавательный знак. Просто спросите о проблеме. Более того, те, с кем вы общаетесь, не смогут расследовать все. Лучше всего, чтобы дух оставался в рамках планшетки.
      • Не верьте всему, что рассказывает вам доска. Если она говорит, что вы умрете через десять минут, не бросайтесь под автобусы. Ни к чему исполнять так называемое пророчество, если оно неверное.

      Начинайте играть

      1. Выберите медиума. Назначьте человека, который будет задавать вопросы. Так будет проще, а участники на другой стороне не запутаются.

        • Однако все игроки должны общаться исключительно вопросами. По очереди придумывайте вопросы, а медиум будет их задавать на доске.
      2. Положите свои пальцы на планшетку. Стоит опереться на букву «G», чтобы начать.

        • Попросите всех игроков положить их указательный и средний пальцы на планшетку. Медленно передвигайте планшетку по кругу, чтобы она взбодрилась, а вы сосредоточились на том, о чем хотите спросить. Крепко упритесь пальцами на планшетку, но без богатырской силы, потому что чрезмерное давление не даст планшетке двигаться легко.
      3. Проведите открытие ритуала. В качестве открытия можете использовать что угодно – молитву, пожелание или брелоки, разбросанные вокруг вас.

        • Пускай медиум засвидетельствует свое почтение духам и скажет, что приветствуется только положительная энергия.
        • Украсьте края доски драгоценностями или другими сувенирами. Если вы хотите поговорить с умершим родственником, положите рядом вещь, принадлежавшую ему.
      4. Задайте вопрос. Начинайте с простого и идите по нарастающей, чтобы привыкнуть к сеансу.

        • Если вы понимаете, что ваш дух злой, закройте доску и возобновите сеанс позже.
        • Если вы получаете грубые и пошлые ответы, не обзывайтесь в ответ. Попрощайтесь с духами и выходите из игры.
      5. Сосредоточьтесь. Чтобы получить лучшие и самые эффективные результаты, всем игрокам нужно освободить свой разум и сосредоточиться на вопросах под рукой.

        • Каждый игрок должен быть серьезным и уважительным. Если у вас есть друг, который постоянно хохочет и поощряет смехотворные вопросы, выгоните его из комнаты.
        • Так как планшетка движется, вам нужен человек, записывающий ответы. Иногда ответы будут слишком длинными, потому их нужно тщательно разобрать.
      6. Следите за ее движениями. Порой это случается очень быстро, а порой – очень медленно. А иногда планшетка вообще не реагирует. Но если все внимательны и сосредоточены, планшетка начнет медленно перемещаться.

        • Убедитесь, что никто из игроков не управляет планшеткой. Если причина движения определена, этот игрок должен быть вне игры. Каждый участник должен опираться на движок в равной мере.
      7. Закройте доску. Если планшетка начинает вырисовывать «фигурные восьмерки», выписывать от Z до A, отсчитывать от 9 до 0, закончите сеанс и попрощайтесь. Любой из этих 3 признаков свидетельствует о том, что дух пытается убежать из доски. Если это очень важно, попрощайтесь с духами. Вам бы не хотелось, чтобы вас покинули внезапно, не так ли?

        • Сообщите медиуму, что пора закругляться, и укажите планшеткой на слово «ДО СВИДАНИЯ», которое есть на доске.
          • Если вы отлично провели время со своим духом, скажите: «До свидания», – и подождите, пока он тоже напишет вам «До свидания».
        • Прежде чем закрыть доску, протрите ее мягкой, сухой тканью. Так она будет чистой, что предотвратит попадание влаги или накопления пыли.
      • НИКОГДА не просите духа доказать его присутствие, поскольку это может разозлить его.
      • Не используйте доску, если вы находитесь в алкогольном опьянении или под действием наркотиков. Скорей всего, вы привлечете отрицательных сущностей.
      • ВАЖНО: Спиритические доски считают порталами между нашим и потусторонним мирами. Когда пользуетесь доской, будьте очень осторожны – не пропустите в «реальный» мир нечто из сферы, на контакт с которой вы вышли.
      • Существование призраков, демонов и всего сверхъестественного не доказано. Потому не принимайте все за чистую монету.
      • НИКОГДА не задавайте вопросы о том, когда умрете вы или кто-то из ваших знакомых.
      • Прежде чем воспользоваться спиритической доской, погуглите «Истории и спиритических сеансах» и прочитайте некоторые из них, чтобы убедиться, хотите ли вы связаться с «обратной стороной».

Доска Уиджи является своеобразным мостом между мирами: явственным и потусторонним. Она выступает в роли инструмента для общения с духами умерших людей. Внешне – это ничем не примечательная ровная досточка, на которой нанесены цифры от 0 до 9, буквы и иные символы. Многие оккультисты считают ее мистическим объектом, а некоторые даже уверяют, что это инструмент, способный влиять на подсознательность человека.

Кому принадлежит авторство

Создал доску Уиджи в 1892 году дизайнер Элай Бонд в качестве подарка Уильяму Фалду. Благодаря ему о доске узнал весь мир: она активно рекламировалась. В 1966 году патент на изготовление легендарной доски приобрели братья Паркер, производящие настольные игры «Монополия», «Риск» и иные. В первый год продажи превысили более 2 миллионов экземпляров, хотя владельцы и представляли ее как игру. Во многих знатных домах она заняла почетное место: поиграть после вечернего чаепития стало привычным для многих людей.

В настоящее время Доска Уиджи – это доска схожая с планшетом. Многие медиумы приписывают ей мистические способности, хотя первоначально она и применялась только как элемент настольной игры. Впервые в качестве таинственного инструмента для общения с потусторонним миром доска была использована известным магом 20 ст. Перл Курран. С ее помощью предсказательница гадала своим клиентам.

Прототипы доски Уиджи

Доска Уиджи не была единственной для получения информации с загробного мира. Подобные инструменты для общения с духами появились еще в древние времена. Около 551 года до н. э. в Китае люди стремились получить информацию от усопших, вызывая их духи. Инструмент изготавливался в виде доски и применялся в сеансах ясновидящих. Аналогичная доска использовалась и в Греции около 540 г. до н. э.: своеобразная таблица в процессе перемещения указывала на символы, интерпретированные магом, как указания душами. В 3 веке римляне имели также свои доски для гаданий. В 13 веке зафиксированы подобные инструменты у монгол. Индейцы применяли своеобразные досточки для вызова духов при поиске пропавших соплеменников. Говорящая доска является лишь продолжением многовековой традиции.

Спиритическая доска в России

Социологи Фонда «Общественное мнение» провели исследования, показавшие, что более 46% россиян верят в потусторонний мир, более того, 14% поведали, что сталкивались лично с духами. Кроме того, исследования определили, что женщины более суеверны, нежели мужчины. Именно поэтому многие имеют инструменты для предсказаний и общения с умершими в своем доме.

В Россию доска была завезена в начале 20 годов, когда был период ее популярности. Спиритические сеансы появились несколько веков назад в Англии и Америки. Особую востребованность общение с умершими приобрело во время Первой Мировой войны. Для гаданий изготовлялись специальные ровные столики, на которые помещался инвентарь – доска Уиджи. Позднее магическое устройство распространилось по всему миру, в том числе попало и в Россию: в послевоенное время многие родственники утешались, общаясь с погибшими родными.

Естественно, оккультисты не могли оставаться в стороне от таинственной доски. Практически все маги в своих гаданиях применяли или применяют говорящую доску для предсказания будущего и получения информации о прошлом.

Опасность, идущая от доски Уиджи

Так что же такое –доска Уиджи: игра или магический инструмент, несущий опасность? Пор мнению магов, для определенной категории людей, которые подвластны впечатлениям, доска Уиджи опасна: она способствует изменению сознания, ведь на них магия действует по типу галлюциногенных веществ. Очень часто, вызванные духи были из категории самоубийц или жертвы убийц. Возможно, это связано с подсознанием человека с неустойчивой психикой. Именно поэтому общение с духами способно существенно усугубить ситуацию – вызвать психическое расстройство.

При вызове духа может произойти разное. К примеру, явиться злой дух и в комнате останется негативная энергия. Именно поэтому оккультисты используют инвентарь для общения с усопшими в отдельном помещении.

Изучение паранормальных явлений

Зимой 1891 года американские газеты сообщали о появлении «говорящей доски». Изделие рекламировалось, как инструмент для предсказывания будущего. Жителям Нью-Йорка предлагалось приобрести игру для постоянного развлечения и отдыха. Люди разного класса заинтересовались удивительной доской, поверив в чудеса. Со временем доска Уиджи стала предметом обсуждения многих знаменитостей и исследователей.

Чарльз Кеннард

Происхождение магической доски следует искать в самом увлечении спиритическими сеансами, которые пользовались большой популярностью в 19 ст. в США. Вера в потусторонний мир пришла после того, как сестры Фокс заявили во всеуслышание, что общаются с мертвыми душами. Они утверждали, что сообщения с потустороннего мира приходят к ним в виде стука в стенные перегородки. Они внесли интригу, которая привела к тому, что в конце века миллионы американцев лично участвовали в спиритических сеансах. Пресса возносила медиумов к небывалым высотам.

Людей того времени можно понять: смертность в разы превышала рождаемость: мужчины гибли на войне, женщины умирали при родах, дети не доживали до юношеских лет. Средняя продолжительность американцев составляла 50 лет. В 1862 году ушел из жизни сын главного лица США. Горюющая мать проводила сеансы с доской непосредственно в Белом доме, что не могло остаться незамеченным.

Кроме того, новое увлечение не воспринималось христианством в серьез: о нем замалчивали служители церквей и храмов. Многие люди шесть дней в неделю занимались спиритизмов, а в воскресенье посещали церковь. Общение с мертвыми было привычным делом. И доска Уиджи стала востребованным инструментом практически в каждом доме.

Норман Роквелл

Доска Уиджи вызывала интерес у разных сословий. Чем меньше она рекламировалась, тем таинственней казалась людям. Рекламный ход компании не заставил долго ждать результата – продажи били все рекорды. Даже сейчас, по прошествии многих десятилетий, доска пользуется огромной популярностью, завоевав свое место в американской культуре. Инструмент для интересного развлечения с привкусом неизвестного покупают не только маги. Хотя вера в потусторонний мир себя изживала, прикоснуться к неведанному стремятся многие любители экстремальных ощущений. Доска Уиджи стала привычным атрибутом повседневного времяпровождения.

Самую большую популярность говорящая доска имела в военное время. В 20-е годы человек был склонен прислушиваться ко всему, что угодно, лишь бы забыть о тяжести потери. Весной 1920 года Норман Роквелл – известный в то время летописец опубликовал в известном издании Saturday Evening Post свой рисунок: двое людей, общающихся с духами по средствам магической доски Уиджи, тем самым повысив интерес к игре.

Уильям Фалд

Популярность игре придавала американские печатные издания. В известных газетах то и дело публиковались невероятные истории, подливавшие масла в пламя:

  • В 1920-м году опубликована статья, в которой говорилось, что оккультисты с помощью Уиджи раскрыли убийство любителя азартных игр Бёртона Элвелла, который был широко известен в Нью-Йорке.
  • В 1921-м году в «Нью-Йорк таймс» вышла статься, сообщавшая о женщине, которая твердила врачам психиатрической больнице, что духи велели ей держать тело усопшей матери две недели в доме, а после придать земле на заднем дворике. Жительница Чикаго уверяла, что она психически здорова и лишь исполнила волю представителей потустороннего мира.
  • В 1930-м году почитатели печатных изданий зачитывались многочисленными сообщениями о том, что две женщины совершили убийство единомышленницы по велению духов, с которыми они общались с помощью магического инструмента.
  • В 1941-м году юноша поведал репортерам, что пошел служить в армию потому что этого хотели духи.
  • В 1958-м году судебное заседание в штате Коннектикут приняло не действительным завещание, по которому Хелен Доу Пек завещала свои сбережения бесплотному духу, который контактировал с ней с помощью говорящей доски.

Знаменитости литературного жанра также говорили о присутствии духов в их жизни

  • В 1916-м году Пёрл Каррэн заявила о том, что ее литературные произведения ей диктуют с помощью говорящей доски Пейшенс Уорт, которая жила еще в 18 ст.
  • В 1917-м году Эмили Грант убеждала своих почитателей, что книга «Джеп Херрон», написанная ее рукой является достоянием Марка Твена.
  • В 1982-м году Джеймс Меррил выпустил цикл стихов «Переменчивый свет над Сандовером», которые были отмечены премией Национального кружка. По словам литератора, духи усиливали его талант по средствам общения с помощью магической доски Уиджи.

Уильям Фалд

После выхода художественной картины «Изгоняющий дьявола» в 1973 году отношение к доске Уиджи людей кардинально поменялось. До этого момента многие относились к общению с представителями загробного мира с помощью магического инструмента как к глупому, наивному занятию. Но, кинокартина сильно повлияла на людей, позволив многим воспринимать Уиджи как нечто таинственное. Она в одно мгновение превратилась в орудие злых духов и стала любимой темой для обсуждения магов, историков, литераторов.

Отношение религиозных организаций к инструменту для общения с умершими

Длительное время религия не обращала никакого внимания на доску Уиджи. Но в 2001 году в штате Нью-Мексико представители евангельского христианства придали огню говорящую доску вместе с книгами о Гари Потере, объявив их инструментами для связи с сатаной.

В 2011 году Пэт Робертсон – популярный телепроповедник, заверял своих слушателей: «Демоны могут с помощью игрушки прийти в наш мир».

Даже в мире оккультистов доска Уиджи пользуется сомнительной репутацией. Господин Мерч рассказывал, что во время лекций о паранормальных явлениях его просили не приносить на лекции связующие доски: в зале они вызывали ужас и неодобрение.

Мнение ученых о доске Уиджи

Ученые, не верящие ни в потусторонний мир, ни в присутствие духов имеют четкое объяснения этой «чертовщине» – досточка двигается в результате идемоторного акта. Еще в 1852 году психолог Уильям Бенджамин Карпентер описал процесс: автоматическое сокращение мышц на подсознательном уровне приводит тело к движению. Получается, что человек на подсознательном уровне сам приводит магическую доску в движение. К примеру, грустный фильм, вызывающий слезы, воздействует на подсознание и приводит к огорчению.

Сотрудники лаборатории визуального познания в Колумбии считают, что с помощью Уиджи невозможно открыть завесу в загробный мир, но говорящая доска может поведать о способе усваивания информации людьми. Уже не в первый раз ученные заявляют, что человечество обрабатывает полученные сведения на разных умственных уровнях: сознательном и подсознательном.

Несколько лет подряд психологи и программисты наблюдали за поведением людей, сидящих за доской. Фелнс на своей вечеринке посвященной празднованию Хэллоуина увидел, что студенты, которые ранее не видели говорящую доску, пораженные ее мистическими способностями. Молодые люди не могли расстаться с доской много часов подряд, У профессора зародилась идея: познать тайны человеческого разума, ведь никто ни разу не исследовал влияние игры. Идея казалась бредовой, но интерес привел к исследованиям:

  • Игра с роботом и людьми показала невероятные результаты: играющие не знали, что соревнуются с автоматом и отвечали на вопросы по эрудиции намного лучше, нежели перед игрой.
  • Игра между двумя людьми подтвердила испытания с роботом. В эксперименте принимали участие 2 игрока, одному из которых завязывали глаза. Второй игрок убирал руки в доски, тем самым первому предоставив возможность отвечать на вопросы. Суть эксперимента заключалась в том, что игрок с завязанными глазами не мог видеть, что действует в одиночку. В результате исследований было установлено, что, когда человек думает, что ему оказывают помощь извне, он отвечает намного результативней.

Ученые доказали, доска Уиджи – это хороший помощник при изучении бессознательных процессов человеческого разума. Говорящая доска и правду соединяет знаемое и незнаемое, о чем не раз говорили производители интересной мистической игры.

Что такое доска Уиджи до сих пор остается загадкой. Для одних – это забавная игра, щекочущая нервы, для других – возможность пообщаться с духами умерших людей, для третьих – материал для исследований. Каждый выбирает для себя приемлемый вариант и свято верит в свою правоту.

Измена мужа