Музыкальный инструмент древнего китая шэ. Музыкальные инструменты Средней Азии: гамыш баламан, туйдук и другие

Китайской традиционной музыке, как и всей китайской культуре, несколько тысяч лет. Из-за изоляции страны от Европы инструменты Поднебесной отличаются своим неповторимым для запада колоритом. Они (вместе со всей национальной музыкой) впитали в себя элементы музыки тибетцев, уйгуров, маньчжуров, монголов и т. д.

Колокола бяньчжун

Традиционно китайские музыкальные инструменты делятся на несколько типов, согласно материалу, из которого они изготовлены: бамбуковые, шелковые, деревянные, металлические, каменные, тыквенные, глиняные и кожаные. Многие из них крайне экзотичны, а некоторые были преданы забвению в ходе длительной культурной эволюции. Например значительное переосмысление техники игры произошло после создания единой империи, когда местные региональные особенности сводились к единому стандарту.

Самые разные китайские сформировались под влиянием ритуалов и религии. Такими были в том числе и колокола. Они значительно отличались от европейских. Первые собственно китайские колокола назывались бяньчжун. Они пришли на смену индийскому типу круглых инструментов вместе с распространением по Поднебесной буддизма. Бяньчжун были настолько популярны, что появились в соседней Корее и даже в заморской Японии.

Ударные

Помимо больших колоколов в Китае появились и модели меньших размеров или несколько другого устройства. К ним можно отнести дяньгу. Этот китайский представляет собой плоский барабан, который к тому же похож на бубен. К нему прилагаются специальные колотушки. Вместе с дяньгу часто играют на хлопушках пайбанях. Они изготавливаются в виде пластинок, подвешенных в одну связку.

Сянцзяогу - китайский типа литавры. Его корпус делают из дерева и устанавливают на специальную цилиндрическую стойку. Конструкция послужила источником названия инструмента. Сянцзяогу можно перевести как «слоновья нога». Обычно этот инструмент используется сольно. Для игры его устанавливают чуть наклоненным - так музыканту удобнее стучать по нему пальцами и ладонями.

Духовые

Согласно международной классификации китайские имеют западные аналоги. Например традиционный ди по своему устройству напоминает Его ствол делается из тростника или бамбука. Более редкие модели изготавливаются из камня, например нефрита.

Другой духовой китайский инструмент шэн аналогичен губной гармонике. Исследователи считают его одним из древнейших в своем классе. Шэн состоит из дудок, язычка и мундштука. Его музыка очень вариативна, за что его любят исполнители не только из Китая. Шэн часто используется в оркестре специально для обогащения звучания и перемены тембра.

Струнные

Инструмент эрху считается китайской скрипкой. Для игры на нем используется вибрато. Еще одним родом скрипки является хуцинь. Он появился в середине VIII столетия и приобрел повсеместную популярность во всей Поднебесной. Подтип хуциня - цзинху. Так как он возник вместе с пекинской оперой, его часто называют «пекинской скрипкой».

Каждый китайский струнный музыкальный инструмент в древние времена изготавливался вместе с шелковыми струнами. И только в XX веке по аналогии с западной практикой их сталь менять на стальные и нейлоновые.

Семиструнная китайская вариация цитры называется «цисяньцинь». Она отличается продолговатым корпусом длиной в метр и шириной в 20 сантиметров. Цисяньцинь считается одним из самых древних национальных музыкальных инструментов. Его начали активно использовать уже в III столетии до нашей эры.

Щипковые

Традиционные китайские музыкальные инструменты использовались в игре народных ансамблей сычжу. К ним относится щипковый саньсянь (или сяньцзы). Также он получил распространение при исполнении песен таньцы. Саньсянь имеет много общего с аналогичными центральноазиатскими инструментами сетаром и танбуром. Некоторые исследователи считают, что он появился после монгольского нашествия на Поднебесную.

От саньсяня происходит похожий японский инструмент сямисэн. Традиционно он больше всего был распространен на севере Китая. Его деку часто обтягивали змеиной кожей. Другие характерные черты саньсяня - длинная шейка и отсутствие ладов у держателя колков. Еще одним представителем щипковых является гучжэн. На нем от 21 до 25 струн. Некоторые исполнители при игре на гучжэне применяю плектры, похожие на гитарные медиаторы.

Другие инструменты

Некоторые китайские музыкальные инструменты стали историческими артефактами. К таким можно отнести чжу. Этот пятиструнный инструмент отличался вытянутой длинной декой. Больше всего он походил на цимбалы и цитру. Пик популярности чжу пришелся на период Сражающихся царств в V - III вв. до н. э. Окончательно он исчез приблизительно в X столетии во временя империи Сун.

Пипа - китайская лютня, принадлежащая к типу щипковых. Ее корпус имеет грушевидную форму. При игре на пипе музыканты обязательно сидят и пользуются плектром. Этот инструмент приобрел в Китае повальную популярность в силу своей универсальности. Его использовали и используют в оркестрах, ансамблях и сольно. Пипа появилась в III веке. Приблизительно в VIII столетии она была перенята японцами, назвавшими ее бивой.

Китайским подобием цимбал считается струнный янцинь. Также он похож на персидский сантур и дульцимер. Чаще всего он ассоциируется с китайской оперой, где на нем играют для аккомпанемента. Янцинь изготавливают из дерева, придавая его корпусу форму трапеции. Для излечения звука применяются бамбуковые колотушки.

Музыка у народов Средней Азии, как считают специалисты, является очень оригинальной и разнообразной. Известны многочисленные музыкальные инструменты Средней Азии, их насчитывается около семидесяти двух разновидностей. Некоторые из них были популярны в прошлых веках, часть успешно используют и сегодня. Самыми известными музыкальными инструментами народов Средней Азии считаются:

  • уд или барбад;
  • танбур;
  • канун;
  • икидилли;
  • бозук;
  • дилли туйдук, Гоша дилли туйдук;
  • гамыш баламан.

Музыкальный инструмент уд или барбад

Этот инструмент отличается тем, что не имеет ладов и содержит пять струн. Исполняется музыка при помощи специального приспособления под названием киришкакара либо плектр.

Во времена средневековья этот инструмент был широко известен среди жителей Востока, в том числе и у среднеазиатских народов. Ученые деятели, которые писали трактаты в то время, упоминали и название этого инструмента. Из научных источников стало известно, что изначально данный азиатский музыкальный инструмент носил название барбард , а примерно в восьмом девятом веках его переименовали на уд .

Оба названия, которыми именуется один и тот же инструмент, имеют арабское происхождение и переводятся как лебединая шея.

Этот инструмент создал мервский музыкант по имени Бард Мервези, который в свое время прославился на весь Восток. Мужчина руководил музыкальным салоном, который существовал при дворе Хысрова Первези, царствующего в период с 590 по 628 год.

Звучанием уда наслаждались жители туркменской земли с древних времен и до начала восемнадцатого века. Если сведения о том, что струны этого инструмента были сделаны из шелка. Согласно научным источникам изначально у инструмента было четыре струны, а некий аль Фараби прикрепил к нему пятую, благодаря этому удалось расширить его музыкальные возможности.

Очень часто этот инструмент упоминается в литературе классиков Туркмении.

Музыкальный инструмент танбур(тамбура)

Тамбура широко использовался народами Восточных и Среднеазиатских стран, об этом упоминает известный узбекский ученный, который всю свою жизнь занимался изучением музыкальной культуры этих стран. На туркменских землях на нем играли где-то до семнадцатого восемнадцатого века.

Инструмент отличался тем, что имел маленькую головку и длинный гриф. По внешнему виду он похож на дутар. Основание инструмента было деревянным, его изготавливали из ореха, туты, абрикоса. Тамбура являлся трехструнным, а лады состояли из шелковых струн в количестве от шестнадцати до девятнадцати.

Для игры на этом инструмент использовался серебряный либо металлический киришкакара, который одевался на указательный палец. В эпосе под названием «Героглы», а также других классических произведениях есть упоминанием о применении туркменами тамбура.

Музыкальный инструмент чен

В том же эпосе «Героглы» можно прочитать, что музыкальный инструмент под названием чен являлся национальным у туркмен. Этот инструмент использовали в государственном национальном оркестре народных инструментов в 1941 году. Однако в связи с отсутствием исполнителей со временем его исключили.

Музыкальный инструмент канун

Этот инструмент является старинным, его использовали восточные народности. Канун в древние времена применяли турки и арабы, а через некоторое время он стал популярен среди жителей Ирана, Афганистана, Кавказа и Средней Азии.

Во время празднований канун использовали на туркменской земле, в период с девятого по восемнадцатый век. Сегодня этот инструмент также пользуется большой популярностью.

Музыкальный инструмент икителли

Этот инструмент является смычковым и имеет второе название оклы-гопуз.

В книге «Музыка народов Азии и Африки» 1973 года московского издания говорится о том, что туркменский икителли очень похож на тюркский икили.

Музыкальный инструмент бузук

Музыковед по имени Темел Гарахан в 1999 году выпустил книгу «Турецкая баглама», где были приведены сведения о том, что музыкальные инструменты Средней Азии баглама, саз, икидилли, тамбур, бозук походят от гопуза.

Игра на бузуке, также осуществлялась при помощи киришкакара. О внешнем виде первоначального инструмента судить сложно, так как в течение многих веков его развивали и усовершенствовали разные народы.

Музыкальные инструменты Средней Азии дилли туйдук, Гоша дилли туйдук

Именно он, по мнению большинства музыковедов, является прародителем всех известных духовых музыкальных инструментов. Практически у всех народов использовался такой инструмент, отличительным было только его название.

Туркменские чабаны называли его рогом пастуха. С ним выступали фольклорные группы, некоторые исполнители были настоящими виртуозами.

Азиатский кавказский музыкальный инструмент, возрастом более ста лет, на данный момент находится в Московском музее им. М. Глинки.

Гоша дилли туйдук является одним из спаренных инструментов. Играть на нем намного сложнее, чем на дилли туйдуке. Люди, которым доводилось услышать звучание этого инструмента, восхищались ним. Ведь музыкант мог выдувать звуки одновременно с двух дудок либо поочередно из каждой.

Музыкальный инструмент гамыш баламан

Он очень похож с дилли туйдуком, однако является более усовершенствованной моделью, поэтому их использовали в качестве самостоятельных инструментов. Гамыш баламана отличался тем, что имел закрытый наконечник, в месте, предназначенном для дутья.

Благодаря такой особенности извлечь звуки из дудки было легче. Кроме того, у этого инструмента больше ладовых дырочек, поэтому и исполнительские возможности значительно шире. Музыкальный инструмент под названием гамыш баламан чаще всего использовали в окрестностях Каракала.

Видео: Как звучит тамбура

Китайский ударный музыкальный инструмент, небольшой односторонний барабан. Имеет деревянный корпус в форме чаши с массивными стенками, обращённый выпуклой стороной вверх. В середине корпуса имеется небольшое отверстие. Кожаная мембрана натягивается на выпуклую часть корпуса и закрепляется на ней гвоздиками.

Звук извлекается ударами двух палочек. Изменение высоты звука достигается смещением места удара от центра мембраны к периферии. Во время игры баньгу устанавливается на треножнике.

Духовой инструмент со свободным язычком из металла. По звучанию бау напоминает армянский дудук. Имеет достаточно чистый тембр, похожий на тембр флейты.

Китайский духовой язычковый инструмент, род гобоя. Инструмент состоит из цилиндрического ствола с 8 или 9 игровыми отверстиями. На севере Китая изготавливается из дерева, на юге - иногда также из тростника или бамбука. В канал гуань вставляется двойная камышовая трость, в узкой части перевязанная проволокой. На оба конца инструмента, а иногда и между игровыми отверстиями надеваются оловянные или медные кольца. Общая длина гуань колеблется от 200 до 450 мм; самые крупные имеют латунный раструб.

Традиционный китайский инструмент. Принадлежит к семейству цитры, родственен кото и цисяньцинь. От последнего отличается количеством струн и конструкцией струнодержателя.

Традиционный китайский струнный щипковый музыкальный инструмент, использующийся в оркестрах народной музыки и китайского театра; происходит от пипы.

Китайские колокола

Ритуальные, сигнальные и музыкальные инструменты древнекитайского происхождения, отличные по форме как от западного, так и от круглого индийского типа колокола (пришёл им на смену с распространением буддизма в Китае). Распространились также в Корее и Японии.

Древний музыкальный духовой инструмент, китайский аналог флейты Пана. Особенностью этого инструмента является наличие 12 бамбуковых стволов, что обеспечивало широкий диапазон звучания, хотя иногда количество стволов может быть другим. Эта флейта включалась в традиционный оркестр Древнего Китая и имела мягкое и нежное звучание.

Китайский 4-струнный щипковый музыкальный инструмент типа лютни. Один из самых распространённых и известных китайских музыкальных инструментов. Первые упоминания пипы в литературе относятся к III веку, первые изображения - к V веку. Однако прототипы пипа бытовали в Китае уже в конце III века до н. э. Название «пипа» связано со способом игры на инструменте: «пи» означает движение пальцев вниз по струнам, а «па» - обратное движение вверх.

Саньсянь

Традиционный китайский струнный щипковый музыкальный инструмент, использующийся как аккомпанемент в китайской опере и традиционном цзяннаньском ансамбле сычжу, а также при исполнении повествовательных песен дагушу и таньцы. Бывает двух видов: большой и маленький.

Старинный китайский струнный музыкальный инструмент, род лежачей продолговатой цитры, под струнами которой находится ящик.

Китай - самобытная страна, и это проявляется во всех ее составляющих, в том числе и в музыкальной культуре. Туристов, которые знают толк в музыке и хотят новых ощущений на этом фронте, туры в Китай приятно удивят.

Традиционная китайская музыка очень не похожа на все, что привыкли слышать уши представителей западной цивилизации. В ней играют национальные музыкальные инструменты, и прослеживается особая постановка выступлений.

Зарождение и развитие китайской народной музыки

Свое начало этот вид искусства в Китае берет со времен V века до н.э., с произведения под названием «Книга песен». В этом сборнике было зафиксировано 305 лирических стихотворений.

Следующим этапом развития традиционной китайской музыки является создание в IV веке до н.э. песенно-поэтической школы, основателем которой стал Цюй Юань. Наиболее значимым его вкладом является сборник под названием «Чускими строфами».

Правление династии Хань и Чжоу было благоприятной эпохой для развития музыкального института в Китае. Специально назначенные чиновники занимались сбором фольклора. Серьезное воздействие не музыку в это время оказывало конфуцианство, часто в произведениях этого времени можно услышать церемониальные и религиозные нотки.

Губной орган (шэн)

В эпоху династии Тан и Сун музыкальная наука продолжала развиваться. Композиторы писали гимны, произведения для широкой и узкой публики, лирику, воспевал китайский народ, красоту природы.

Важно: В традиционном китайском написании слова «музыка» и «красота» пишутся одним и тем же иероглифом, отличаясь только в произношении.

VII-XI века примечательны появлением в Китае музыкального театра и традиционной китайской оперы. Спектакли представляли собой комплексные выступления, включавшими танцы, музыку, костюмы, диалоги и актеров.

Вплоть до XVII века музыка Китая развивалась в замкнутой среде. Зародившиеся тысячелетия назад традиции трансформировались в скудные жанры, мало отличавшиеся друг от друга, и только к началу XVIII столетия начались подвижки в формировании новых направлений музыки.

К XX веку Китай стал активно заимствовать западные веяния в музыке, сохраняя при этом исключительную аутентичность. Вплоть до начала нового тысячелетия в Поднебесной появилось несколько сотен музыкальных жанров, так или иначе, имеющих основу в традиционной народной культуре.

Китайские народные инструменты

Дицзы

Дицзы, или просто Ди - это деревянная поперечная флейта, активно используемая практически во всех направлениях китайской музыки. По легенде, инструмент был создан специально для Жёлтого императора Хуанди. Существует несколько вариантов флейты Ди - их изготавливают из дерева, кости и даже нефрита.

Шэн

Китайский губной орган , или шэн , является одним из символов традиционной музыки Поднебесной. Классический орган шэн имел 12 октав звучания, благодаря трубочкам, изготавливаемым из бамбука. Современные инструменты выполнены из металла, их делят на три типа по высоте звука - верх, альт и бас.

Гонг

Пожалуй, самый известный из китайских народных инструментов, первые столетия своего существования использовался лишь для церемоний и ритуалов. Сейчас гонг имеет более 30-ти разновидностей, каждая из которых является атрибутом своего музыкального жанра - от классики до экспериментального рока.

Китайская скрипка (эрху)

Пайсяо

Китайский вариант панфлейты - пайсяо - был изобретён ещё во II тысячелетии до н.э. До наших дней инструмент дошёл практически в неизменном виде - 12 бамбуковых трубочек образуют единую флейту с мягким, но глубоким звучанием.

Гуань

Ближайший китайский родственник гобоя. Гуань - это язычковая флейта, изготавливаемая из бамбука или других пород дерева. Классический инструмент имеет ряд из 9-ти отверстий, хотя в последнее время стали популярны и укороченные варианты гуаня.

Эрху

Традиционная китайская скрипка с двумя струнами. Звучание максимально близко типичным смычковым инструментам с высоким строем. В настоящее время один из самых востребованных инструментов на всей территории восточноазиатского региона. Нередко эрху можно услышать и в музыке западных фолк-групп.

Цисяньцинь (гуцинь)

Цисяньцинь

Один из древнейших китайских инструментов, имеющий второе название - гуцинь . Струнный щипковый инструмент, своеобразный аналог классической гитары. Диапазон звучания - 4 и более октавы. В классическом исполнении имеет 7 струн, отстроенных очень близко к гитаре, насечки на «грифе» соответствуют хроматическому звучанию и традиционной пентатонике.

Пипа

Китайская разновидность лютни . В отличие от европейской «сестры», пипа имеет всего 4 струны и ограниченный диапазон звучания. Была изобретена предположительно в III веке, сейчас же активно используется в народных оркестрах, а также в сольных номерах исполнителей.

Китайская лютня (пипа)

Современные жанры китайской музыки

Джунго Фэн

Современный жанр китайской музыки - Джунго Фэн - появился в самом начале XXI века. По сути - это смесь всех популярных жанров Запада с уникальным азиатским колоритом. Строгих рамок стиль не имеет и сильно зависит от сиюминутных модных течений.

Менгу Минге

Монгольский стиль - Менгу Минге - несмотря на близость культур двух народов и целый регион Внутренней Монголии для большинства китайцев - экзотика. Для Поднебесной этот жанр часто встаёт на одну ступень с европейским фолком, хотя по своему звучанию и сценическому антуражу это, безусловно, азиатская эстетика.

Сиань Минге

Традиционные напевы Тибета к концу XX века превратились в один из жанров китайской поп-музыки. Сиань Минге теперь - один из самых востребованных стилей эстрады от регионального уровня - до государственных концертов. Певучие мелодии Тибета нередко используются в различных китайских школах вокала.

Дайцу Минге

Традиционный жанр провинции Юньнань - Дайцу Минге - это мажорные песни и инструментальные композиции для быстрых танцев. Частый элемент исполнения - смешанный хор из мужских и женских голосов. Фирменным инструментом жанра является флейта хулуси .

Лао Шанхай

Появившийся в эпоху колониальной зависимости Шанхая жанр Лао - это симбиоз традиций кабаре и джаза с народными мелодиями южных провинций Китая. Окончательно сформировался жанр к 1930-м годам, и с тех пор активно внедряется в разные пласты китайской музыки. Непременный атрибут Лао - блюзовые и джазовые баллады в стиле золотого века Голливуда и «гангстерский» имидж музыкантов.

Гантай Гекю

Термин Гантай Гекю - фактический синоним китайской эстрады, исполняемой на кантонском или мандаринском наречии. Долгое время два варианта текстов были непримиримыми конкурентами, сейчас же наблюдается ослабление противоречий и некий симбиоз диалектов. На официальных концертах Пекина преобладают песни, написанные на мандаринском диалекте, кантонское же наречие ближе Гонконгу или Шанхаю.

Сяонань Миняо

Китайская студенческая песня - Сяонань Миняо - это уникальное явление в национальной музыке, сравнимое лишь с культурой советских бардов. По сути - это один из аналогов авторской песни, исполняемой под аккомпанемент акустической гитары с минимальным привлечением других инструментов. Тексты песен различны - от романтики до протеста.

Сибэй Фэн

Основанный на северо-западной музыке Китая жанр Сибэй Фэн впитал в себя традиции региональной оперы и заимствований из европейской культуры. Отличительная черта - насыщенная ритм-секция и яркие тексты на остросоциальные темы. Жанр часто называют китайским вариантом американского поп-рока.

Яогун

Китайским словом яогун принято называть рок-музыку во всей её проявлениях - от классического рок-н-ролла до тяжёлого металла. Появился этот жанр в Китае относительно поздно - лишь в конце 1980-х, но с развитием культуры мгновенно стал популярным. Сейчас в жанре яогун работает несколько тысяч групп и сольных артистов по всей стране. В Пекине и других городах основаны целые школы, готовящие музыкантов этого жанра.

Сяо Циньсинь

Появившийся в середине 2000-х жанр Сяо Циньсинь стал своеобразным ответом китайской молодёжи на появление культуры хипстеров. В основе музыки Циньсинь - минималистические аранжировки и сентиментальные тексты о любви и современном мире. Из западных жанров максимально близкий - инди-поп .

Согласно истории, в далеком прошлом насчитывалось не менее тысячи музыкальных инструментов, лишь половина которых дошла до наших дней.

Тогда китайские традиционные инструменты классифицировались согласно материалу, из которого они изготавливались. Так, существовали металлические, бамбуковые, шелковые, каменные, струнные, кожаные, глиняные, деревянные и тыквенные музыкальные инструменты.

Сегодня китайские национальные музыкальные инструменты по-прежнему изготавливаются традиционным способом, однако их современная классификация выглядит иначе.

Деревянные духовые инструменты

Ди - древний духовой инструмент. Представляет собой поперечную флейту с 6 отверстиями в корпусе. Традиционно изготавливается из бамбука или тростника. Рядом с отверстием для вдувания воздуха в корпусе ди расположено еще одно отверстие, прикрытое очень тонкой тростниковой пленкой, благодаря чему тембр ди очень сочный и звонкий.

Шэн - губной орган. Изготавливают его из тростниковых или бамбуковых тонких трубочек различной длины, которые монтируются в чашеобразный корпус с мундштуком. Звук шэна обладает яркой выразительностью и грациозной вариативностью. Без этого инструмента не обходится ни один фольклорный концерт.

Гонг - металлический идиофон с неопределенной высотой звучания. Дает богатый, затяжной звук с мрачным тембром. После удара инструмент долго вибрирует, создавая объемный, то нарастающий, то удаляющийся звук. Гонг является обязательным инструментом в народном ансамбле.

Китайский аналог флейты Пана. Представляет собой 12 бамбуковых трубок, соединенных между собой в убывающий ряд: от самой длинной до самой короткой. Такая особенность строения обеспечивает широкий диапазон звучания. Имеет мягкий и нежный тембр.

Смычковые струнные

- струнно-смычковый инструмент. Корпус изготавливается из скорлупы кокосового ореха и тонкой деревянной деки. Длинная шейка не имеет ладов и оканчивается головкой с колками. В Северном Китае баньху использовался в качестве аккомпанемента в музыкальной драме, теперь он занял достойное место в оркестре.

Эрху - двуструнная скрипка с цилиндрическим резонатором. Во время игры музыкант правой рукой натягивает тетиву смычка, который закреплен между металлическими струнами и составляет с инструментом единое целое. При игре левой рукой используют поперечное вибрато.

Щипковые молоточковые

Янцинь - струнный инструмент, по строению и способу извлечения звука схожий с цимбалами. Используется в качестве сольного, ансамблевого инструмента, а также как аккомпанемент в опере.

Струнный щипковый инструмент, разновидность цитры. Гуцинь является наиболее характерным инструментов древней китайской музыки.

Пипа - китайский четырехструнный инструмент типа лютни. Имеет грушевидный деревянный корпус без резонаторных отверстий. Шелковые струны крепятся колками и струнодержателями. Звук извлекают плектром или ногтем. Чаще всего пипа используется для исполнения лирических пьес.

Если вы интересуетесь не только историческими, но и современными музыкальными инструментами, приглашаем вас и ваших детей к нам на занятия. Здесь вы сможете попробовать свои силы в освоении эстрадных музыкальных инструментов, посетить занятия по фортепиано для начинающих , вокальном искусстве, получить опыт игры в музыкальной группе, а также выступлениях на сцене.

Измена жены