Последний призыв офицеров на службу. Призыв офицеров запаса на сборы и на военную службу

Сроки призыва на военную службу

В отличие от граждан, не состоящих в запасе и не имеющих офицерского звания, призыв на военную службу офицеров запаса не определен строгими временными рамками и неотвратимостью призыва всех 100% офицеров запаса, не имеющих оснований для освобождения или для отсрочки от призыва на военную службу.

Призыв на военную службу офицеров запаса осуществляется в сроки, установленные Президентом Российской Федерации (п. 2 ст. 25 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"). В настоящее время призыв офицеров запаса на военную службу осуществляется на основании Указа Президента Российской Федерации "О призыве офицеров запаса на военную службу в 2000-2005 годах" от 10 апреля 2000 г. N 660. Согласно подп. "а" п. 1 этого Указа на военную службу ежегодно призывается до 15 тыс. граждан, окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования, зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера и не имеющих права на освобождение или отсрочку от призыва на военную службу, в том числе до 5 тыс. граждан - непосредственно по окончании указанных образовательных учреждений, по военно-учетным или гражданским специальностям, родственным соответствующим военно-учетным специальностям, согласно плану, ежегодно разрабатываемому Министерством обороны Российской Федерации.

Таким образом, определяющим в призыве на военную службу офицеров запаса в конкретном военкомате является задание на призыв офицеров запаса, которое получает военный комиссар.

Ежегодные планы призыва офицеров запаса по видам Вооруженных Сил, родам войск, главным и центральным управлениям Министерства обороны Российской Федерации, военным округам и другим федеральным органам исполнительной власти на основании их заявок разрабатывает Главное управление кадров Министерства обороны Российской Федерации.

Доводит до военных комиссариатов субъектов Российской Федерации задание на призыв офицеров запаса по военно-учетным специальностям и распределяет отобранных на призыв кандидатов из числа офицеров запаса согласно полученному заданию на призыв управление кадров военного округа.

Этапы и виды призыва на военную службу офицеров запаса

Согласно п. 2 ст. 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" призыв на военную службу офицеров запаса включает в себя три этапа:

Кроме того, специфика призыва на военную службу офицеров запаса заключается в том, что такой призыв может быть реализован:

Призывом на военную службу непосредственно после окончания вузов;

Призывом на военную службу в другое время, по плану реализации задания на призыв.

Медицинское освидетельствование офицеров запаса

Медицинское освидетельствование офицеров запаса при призыве их на военную службу проводится в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. N 123) и ст.ст. 205-215 Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом министра обороны Российской Федерации "О порядке проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах Российской Федерации" от 20 августа 2003 г. N 200.

Освидетельствование офицеров запаса проводится по распоряжению военного комиссара района военно-врачебной комиссией военного комиссариата района. Заключения военно-врачебной комиссии записываются в книгу протоколов заседаний военно-врачебной комиссии и, кроме того:

В отношении лиц, признанных годными к военной службе, годными к военной службе с незначительными ограничениями, - в карту медицинского освидетельствования гражданина, пребывающего в запасе;

В отношении лиц, признанных не годными к военной службе, - в свидетельство о болезни, которое направляется на утверждение в штатную военно-врачебную комиссию военного округа;

В отношении лиц, признанных ограниченно годными к военной службе, временно не годными к военной службе, - заполняется карта медицинского освидетельствования гражданина, пребывающего в запасе, которая направляется на утверждение в штатную военно-врачебную комиссию военного комиссариата субъекта Российской Федерации.

Офицеры запаса, призванные на военную службу (при наличии приказа министра обороны Российской Федерации о призыве на военную службу), но еще не отправленные к месту службы и заявившие жалобы на состояние здоровья, военным комиссаром направляются на освидетельствование в гарнизонные или госпитальные военно-врачебные комиссии.

Вопрос: Являюсь офицером запаса, имею заболевание, которое по графе 1-й Расписания болезней "тянет" на категорию "В". А по этой графе освидетельствуются граждане при призыве на военную службу. Могу ли я рассчитывать на освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья?

Ответ: Согласно подп. 15 п. 84 Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом министра обороны Российской Федерации от 20 августа 2003 г. N 200, вы как офицер запаса будете освидетельствоваться по другой графе, по графе III Расписания болезней. Критерии установления категории годности по разным графам не совпадают, и о вашем праве на получение освобождения от призыва на военную службу станет известно только после установления врачами вам категории годности к военной службе.

Призыв на военную службу офицеров запаса непосредственно после окончания вузов

Начальник военной кафедры в вузе после получения задания на призыв граждан из числа студентов, прошедших обучение по программе подготовки офицеров запаса, оканчивающих вуз, проводит предварительный отбор кандидатов на призыв на военную службу. На отобранных кандидатов составляются списки, которые направляются в военный комиссариат района по месту расположения учебного заведения. Отбору подлежат граждане, не имеющие права на отсрочку.

Военный комиссар района по месту расположения учебного заведения указанных в списке граждан направляет на медицинское освидетельствование в целях определения категории годности к военной службе. Граждане подлежат медицинскому освидетельствованию как офицеры запаса.

Военный комиссар района в отношении граждан, не имеющих права на отсрочку от призыва на военную службу, принимает решение об их призыве на военную службу.

На граждан, отобранных военным комиссаром района для призыва на военную службу, начальник военной кафедры оформляет необходимые документы (призывной материал) и направляет их в военный комиссариат субъекта Российской Федерации. Перечень документов определяют управления кадров военных округов. После проверки представленных документов военным комиссаром субъекта Российской Федерации они направляются в управление кадров военных округов в установленном порядке.

Управление кадров военного округа полученные документы на офицеров запаса в соответствии с нарядом Главного управления кадров распределяет по видам Вооруженных Сил, родам войск, главным и центральным управлениям Министерства обороны Российской Федерации и федеральным органам исполнительной власти, в которые согласно указу Президента Российской Федерации производится призыв офицеров запаса; составляет именные списки, которые утверждаются у командующего войсками военного округа и вместе с послужными картами высылаются в соответствующие кадровые органы.

Управления (отделы) кадров видов Вооруженных Сил, родов войск, главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации готовят в четырех экземплярах проекты приказов министра обороны Российской Федерации о призыве на военную службу офицеров запаса и после визирования первых экземпляров этих проектов соответствующими главнокомандующими (начальниками) представляют все экземпляры в Главное управление кадров. При этом проекты приказов о призыве на военную службу офицеров запаса - выпускников вузов вместе с послужными картами должны быть представлены за 2 месяца до выпуска.

Управлениями (отделами) кадров видов Вооруженных Сил, родов войск, главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации выписки из приказов министра обороны Российской Федерации о призыве на военную службу офицеров запаса направляются не позднее 7 суток после получения приказов в управления кадров военных округов и военные комиссариаты субъектов Российской Федерации с указанием условных наименований воинских частей и пунктов их дислокации, куда подлежат направлению эти офицеры, а также в кадровые органы военных округов, флотов, армий, флотилий, объединений и соединений, в распоряжение которых зачислены призванные на военную службу офицеры.

Военные комиссариаты субъектов Российской Федерации выписки из приказов министра обороны Российской Федерации о призыве на военную службу офицеров запаса должны доводить до подчиненных военных комиссариатов: на офицеров запаса из числа выпускников вузов - не позднее чем за 15 суток до выпуска, а на остальных офицеров запаса - в течение 5 суток после получения выписок из приказов.

Начальниками военных кафедр вузов совместно с приглашенными представителями глав администраций районов, городов и военных комиссариатов приказы министра обороны Российской Федерации о призыве офицеров запаса - выпускников вузов на военную службу объявляются в торжественной обстановке.

Офицер запаса, призванный на военную службу непосредственно после окончания вуза, должен прибыть в военный комиссариат района не позднее 3 суток после окончания учебного заведения за получением отпускного билета и предписания на убытие к месту службы.

Если в течение месяца после окончания учебного заведения гражданин, на которого поступила выписка из приказа министра обороны Российской Федерации, не откомандирован к месту военной службы по различным причинам, его личное дело с выпиской из приказа о его призыве направляется в течение 5 дней в военный комиссариат района по месту жительства офицера. Данный офицер откомандировывается к месту военной службы военным комиссаром района по месту его жительства в установленном порядке.

Указанные офицеры, не откомандированные в течение месяца после окончания высших учебных заведений к месту службы без уважительной причины, теряют право на получение отпуска перед откомандированием к месту службы.

Такими уважительными причинами являются:

Нахождение на излечении, тяжелое состояние здоровья или смерть (гибель) близкого родственника призванного на военную службу офицера запаса (супруга, отца (матери), отца (матери) супруга, сына (дочери), родного брата (родной сестры) или лица, на воспитании которого находился офицер запаса);

Пожар или другое стихийное бедствие, постигшее семью или близкого родственника офицера запаса.

Призванным на военную службу офицерам запаса в военном комиссариате района выдаются два экземпляра предписания об убытии к месту прохождения военной службы. Второй экземпляр с отметкой о прибытии призванного офицера командир воинской части высылает в военный комиссариат района, который его откомандировал.

Рассматриваемый порядок призыва на военную службу офицеров запаса непосредственно после окончания вуза содержит ряд спорных позиций.

Подпунктом "б" п. 1 ст. 22 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" определены юридические факты, при наличии которых, наряду с возрастными параметрами, гражданин попадает в конкретную категорию - категорию граждан, подлежащих призыву на военную службу:

Окончание государственного, муниципального или имеющего государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования;

Зачисление в запас с присвоением воинского звания офицера.

Указанные юридические факты должны состояться до начала призыва на военную службу. Об этом свидетельствуют и другие законодательные нормы. Получить воинское звание лейтенанта гражданин, успешно завершивший обучение на военной кафедре вуза, может только по окончании образовательного учреждения (подп. "б" п. 2 ст. 21 Положения о порядке прохождения военной службы (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237).

Как уже указывалось выше, призыв на военную службу офицера запаса включает в себя три этапа:

Явку на медицинское освидетельствование;

Явку к военному комиссару для принятия решения о призыве на военную службу;

Явку в военкомат и получение предписания для убытия к месту прохождения военной службы.

Таким образом, призыв на военную службу, а точнее, первое из указанных мероприятий призыва на военную службу - явка на медицинское освидетельствование, должно состояться только после окончания гражданином вуза и зачисления его в запас с присвоением воинского звания офицера.

Реально данное условие, определенное законом, не соблюдается. Мероприятия по призыву на военную службу начинают проводиться в отношении студентов, не входящих в категорию граждан, подлежащих призыву на военную службу. Два из трех этапов призыва на военную службу (медицинское обследование и принятие военкомом решения о призыве на военную службу) проводятся в отношении студентов, не закончивших вуз и не зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера.

Согласно п.п. 26 и 27 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера (приложение N 2 к приказу министра обороны Российской Федерации от 6 сентября 1999 г. N 400), еще до отправки начальником военной кафедры необходимых документов (призывного материала) в военный комиссариат субъекта Российской Федерации студенты проходят медицинское освидетельствование как офицеры запаса. В этот же период военный комиссар района по месту расположения учебного заведения в отношении граждан, не имеющих права на отсрочку от призыва на военную службу, принимает решение об их призыве на военную службу.

В связи с вышеизложенным есть необходимость приведения некоторых положений указанного приказа министра обороны Российской Федерации в соответствие с законодательными нормами.

Призыв на военную службу офицеров запаса в другое время, по плану реализации задания на призыв

Офицер запаса, не призванный на военную службу непосредственно после окончания вуза, вызывается в военкомат после получения выписки из приказа министра обороны Российской Федерации повесткой установленного образца. Этот приказ должен быть доведен до офицера запаса в течение 5 суток после получения военкоматом выписи из приказа.

Офицер запаса вызывается в военкомат по мере необходимости, определяемой ежегодным заданием на призыв офицеров запаса на военную службу.

После получения задания на призыв офицеров запаса военный комиссар района и начальник 3-го отделения военного комиссариата оценивают наличие и качественную характеристику офицеров запаса, подлежащих призыву, и возможность выполнения задания. На офицеров запаса, подлежащих призыву на военную службу, отбираются учетные документы.

Для ведения целенаправленной работы по отобранным кандидатам на призыв составляется список офицеров запаса, подлежащих призыву на военную службу, исходя из задания на призыв. В данный список включаются все офицеры запаса, имеющие военно-учетные специальности, указанные в задании на призыв, а также имеющие гражданскую специальность, родственную военно-учетной специальности, по которой получено задание на призыв.

Офицеры запаса, имеющие право на отсрочку (освобождение) и не подлежащие в текущем году призыву по различным причинам, учитываются в списке офицеров запаса в возрасте до 27 лет, имеющих право на освобождение и отсрочку от призыва.

На отобранных для призыва на военную службу офицеров запаса подбираются личные дела для предварительного изучения. Выявляются офицеры запаса, привлекающиеся или привлекавшиеся к уголовной или административной ответственности, находящиеся под следствием, состоящие на учете в туберкулезных, психиатрических, кожно-венерологических, наркологических диспансерах, а также имеющие право на освобождение и отсрочку от призыва на военную службу.

Военный комиссар в ходе беседы изучает семейное положение, состояние здоровья и другие вопросы, влияющие на принятие решения о призыве на военную службу. Результаты беседы отражаются в листе изучения кандидата на призыв. В отношении офицера запаса принимается одно из следующих решений:

О призыве на военную службу;

О предоставлении отсрочки от призыва на военную службу;

Об освобождении от призыва на военную службу;

Об освобождении от исполнения воинской обязанности.

Решение военного комиссара в отношении офицера запаса записывается в лист изучения, который подписывается военным комиссаром, заверяется гербовой печатью и подшивается в личное дело офицера запаса, а также заносится в книгу решений военного комиссара по призыву на военную службу офицеров запаса.

В случае принятия решения о призыве конкретного офицера запаса на военную службу ему выдаются два экземпляра предписания об убытии к месту прохождения военной службы.

Вопросы:

1. Я - офицер запаса. В феврале этого года вызывали в военкомат (якобы для постановки на учет). После личной беседы начальник отдела по работе с офицерами запаса сказал, что в июне меня точно призовут. Считается ли это устное заявление решением военкомата о призыве? Если нет, то как это решение должно выглядеть? В данный момент есть приказ министра обороны и мне пытаются вручить повестку. Должно ли быть в этом приказе указано мое имя? Или там просто сказано, сколько человек призвать? До какого числа могут призвать офицера запаса (до 30 июня, как солдат, или круглый год)?

2. Заканчиваю вуз, прошел кафедру, и в отношении меня выходит приказ министра обороны на призыв. Но у меня есть право на отсрочку (в моем случае - по работе). Что происходит в данном случае? Отменяется ли приказ о моем призыве совсем, или он будет надо мной "висеть", и меня призовут в случае, если у меня кончится отсрочка? В военкомате говорят что-то вроде: как только к ним придет приказ, мне надо будет написать рапорт об отмене приказа, или что-то в этом духе. Объясните, пожалуйста, точно, что происходит и как технически осуществляется.

Ответ: Алгоритм отбора и призыва на военную службу офицера запаса определен гл. III Инструкции (приложение N 2 к приказу министра обороны Российской Федерации от 6 сентября 1999 г. N 400). Решение военного комиссара в отношении офицера запаса не только объявляется ему устно, но и записывается в лист изучения, который подписывается военкомом, заверяется гербовой печатью и подшивается в личное дело офицера запаса, а также заносится в книгу решений военного комиссара по призыву на военную службу офицеров запаса. При желании гражданина, в отношении которого принято решение, ему выдается копия данного решения (п. 6 ст. 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").

Приказы министра обороны Российской Федерации, которыми офицерам запаса присваивается офицерское звание, содержат фамилии, имена, отчества конкретных граждан, которым присвоено воинское звание офицера. Приказы не содержат указаний о том, что данные граждане, которым присвоено офицерское звание, подлежат призыву в конкретном периоде времени, например в июле такого-то года. В таких приказах содержится также и норма, определенная законом, о том, что данные граждане подлежат призыву на военную службу в соответствии с действующим законодательством. Действующее же законодательство предусматривает и предоставление отсрочки. Если на день принятия военкомом решения в отношении конкретного офицера запаса этот офицер представит ему документы, подтверждающие право на отсрочку от призыва, военный комиссар обязан будет ему отсрочку предоставить.

Строго определенного периода призыва на военную службу офицеров запаса в течение года не существует. Указом Президента Российской Федерации от 10 апреля 2000 г. N 660 определено лишь общее количество офицеров запаса, подлежащих призыву на военную службу ежегодно, - до 15 тыс. Окончание срока отсрочки от призыва на военную службу еще не означает, что офицер запаса однозначно будет призван на военную службу. В таких случаях все будет определяться планом призыва офицеров запаса, который есть в это время у военкома и который составляется в Генеральном штабе на каждый год исходя из потребностей Министерства обороны Российской Федерации в офицерах конкретных специальностей.

Вопрос: Как все-таки должны проходить службу выпускники военных кафедр с присвоенными званиями офицеров? В Федеральном законе "О воинской обязанности и военной службе" на этот вопрос очень трудно получить однозначный ответ (в одних местах говорится одно, в других совершенно другое). По призыву, по контракту (на добровольной основе), согласно указам президента, по решению военных комиссаров?

Ответ: Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" устанавливает только два варианта прохождения гражданами военной службы в России: по призыву и в добровольном порядке (по контракту). Это определено п. 2 ст. 2 данного Закона.

Согласно подп. "б" п. 1 ст. 22 указанного Закона выпускники военных кафедр, которым присвоено офицерское звание, в возрасте от 18 до 27 лет входят в категорию лиц, которые подлежат призыву на военную службу (независимо от их желания). Потребность, т.е. конкретное число офицеров запаса, которых необходимо призвать на военную службу в течение года, в настоящее время определяет Указ Президента Российской Федерации "О призыве офицеров запаса на военную службу в 2000-2005 годах" от 10 апреля 2000 г. N 660 - ежегодно до 15 тыс.

Решение о призыве на военную службу конкретного офицера запаса принимает военный комиссар (п. 1 ст. 28 вышеназванного Закона).

Находящиеся в запасе офицеры в силу различных жизненных обстоятельств могут изъявить желание о восстановлении на военной службе. Вероятность положительного решения зависит от причин выхода в запас, состояния здоровья, возраста претендента, уровня его физической подготовки, времени, прошедшего после увольнения, и наличия вакантной должности, подлежащей замещению. Говорить о восстановлении в армии можно только в случае неправомерного увольнения, во всех других уместно беседовать о заключении нового контракта.

Восстановление в ВС РФ офицера запаса

Восстановление офицера запаса на военную службу невозможно в случае достижения им возраста, предельного для службы, но вполне вероятно в тех ситуациях, когда он ранее был уволен по:

Стоит понимать, что в юридическом смысле не произойдет восстановления офицера на службе, он вправе заключить новый контракт, если причины, повлекшие предыдущее увольнение, устранены.

Требования к кандидату на заключение контракта едины:

  • отсутствие судимости и действующего в настоящий момент уголовного производства в отношении кандидата на службу;
  • допустимый возраст и физическая подготовка, предусмотренная нормативом по каждой возрастной группе;
  • неимение болезней, оговоренных медицинским перечнем допуска к службе.

Порядок действий утвержден нормативной документацией. Первым шагом станет визит в военкомат, где офицер запаса состоит на воинском учете. При себе нужно иметь паспорт и все документы, относящиеся к службе в Вооруженных Силах. Не лишним будет диплом об образовании и свидетельство о прохождении переподготовки, если таковое имеется. В соответствии с образцом, представленном на стенде, следует написать заявление, указав личные данные и пожелания к условиям прохождения службы. Если есть вакансии, соответствующие образованию, званию и ранее занимаемой должности, вам будет предложено пройти медицинскую комиссию (по месту жительства и специализированную ВВК), сдать . Если офицер соответствует всем требованиям вакансии, то вопрос о заключении им контракта будет решен положительно. Приготовьтесь к длительному ожиданию, срок которого зависит от:

  • скорости прохождения медкомиссии;
  • сроков получения ответа на запрос об отсутствии судимости;
  • наличия необходимости внутриведомственного перемещения документов.

В приеме на службу может быть отказано на тех же основаниях, что и при заключении первого контракта.

Восстановление после увольнения по ОШМ или состоянию здоровья

Если офицер был ранее уволен в связи с оргштатными мероприятиями по причине сокращения его должности и невозможности предоставить ему аналогичную, восстановление возможно в другой части, где есть вакансия, не противоречащая послужному списку кандидата.

Обратите внимание! Льготы, положенные при , в случае повторного приема на службу будут отменены.

Если состояние здоровья военного улучшилось после увольнения, и он хочет продолжить службу в рядах Вооруженных Сил, армеец вправе пройти ВВК. Если врачами будут сняты ограничения по здоровью, препятствий для заключения контракта не имеется.

Не стоит представлять на ВВК заключение независимых экспертиз, лучше передать выписку из ведомственного лечебного учреждения, где офицер проходил лечение или реабилитацию.

Можно ли восстановиться в связи с НУК

К сожалению, вероятность возвращения на службу после увольнения по причине нарушений условий контракта крайне низкая в связи с тем, что эта причина считается дискредитирующей. Офицеру сложно будет доказать, что он нарушал положения контракта, потому что его не увольняли по семейным обстоятельствам, или увольнение по НУК состоялось по причине личных неприязненных отношений с командиром. Даже если эти обоснования и являются истинными, сотрудники кадрового отдела будут решать, что важнее для подразделения: наличие у офицера эксклюзивных знаний и умений либо его неуживчивый характер. При увольнении всегда нужно учитывать вероятность возвращения на службу, и стараться сохранить достойный вид своего послужного списка. Увольнение в связи с предупреждением о неполном соответствии занимаемой должности закрывает дорогу в армию почти со 100% гарантией.

Возврат в армию после незаконного увольнения

В случае неправомерного увольнения офицеру следует обратиться в суд. Если судебным органом будут установлены нарушения, связанные с увольнением военного до наступления права на получение пенсионного обеспечения или без предоставления ему жилья в законном порядке, то его обязаны восстановить в списках части по решению суда. Министерство обороны должно устранить нарушения в части предоставления права на жилье и пенсию, выплатить сумму неполученных денежных средств, и возместить моральный ущерб. Увольнение по медицинским показаниям или в силу наступления предельного возраста службы не станет препятствием для восстановления прав военного на жилье и пенсионное обеспечение. По этой же схеме следует действовать военнослужащему, которого уволили по несоблюдению условий контракта или вследствие наложенного взыскания, связанного с неполным служебным соответствием.

Важно! Решение вопроса через суд займет достаточно много времени, но в случае выигрыша военному будет компенсирован весь материальный ущерб, и возмещен моральный вред.

Если удастся доказать, что факта нарушения контракта со стороны военного не было, или выяснится, что наложенное взыскание было объявлено неправомерно, его восстановят на службе в установленном порядке.

Кадровым подразделением могут быть допущены нарушения, в результате которых суд выносит решение о включении офицера в списки части без восстановления его в должности.

Нарушение порядка увольнения

Существует судебная практика по восстановлению прав военнослужащего в случае увольнения на законных основаниях с нарушением процедуры отставки. Определение суда отменяет приказ об , предписывает устранить нарушения, и возместить ущерб, возникший в результате этого. Срок, необходимый на восстановления прав, включается в срок службы путем изменения даты исключения из списка личного состава.

Увольнение без расчета

В этом случае необходимо восстановить офицера, не получившего полный расчет в списке части до осуществления объема всех положенных выплат.

Российское руководство в последнее время стало очень внимательно относится к вопросу повышения престижа службы

в армии и это дает свои результат...

Очередное тому свидетельство - .

Вообще, за последние годы система военного управления в России серьезно изменилась, общая численность армии «урезана» до миллиона человек. При этом призывников в общей структуре военнослужащих стало около 30%, зато больше стало контрактников (через 5 лет их должно быть около 425 тысяч человек).
На этом фоне существенно выросли зарплаты офицеров (скажем, по официальным данным месячная зарплата лейтенанта сейчас – не менее 50 тысяч рублей), решается ещё одна большая проблема – жилищная .

Российское правительство уже выполняет поручение: в следующем году жилищный вопрос закрыть в полном объеме. Что касается зарплаты военных , то, судя по вышеназванному указу, её собираются поддерживать на таком же уровне, как и у работников организаций ведущих отраслей экономики. Кроме того, не забывают и про военных пенсионеров - планируется каждый год не меньше чем на 2% выше уровня инфляции индексировать пенсии тем, кого уволили с военной службы.

Хочу служить

Так что, неудивительно, что указанные шаги дают результат - в таких условиях всё больше людей высказывает желание служить в армии. Причем, это касается не только новобранцев, но и военнослужащих, которые ранее уволились из Вооруженных Сил (например, по семейным обстоятельствам или широко проводившимся оргштатам).

Однако восстановиться из запаса в последнее время было не возможно. Дело в том, что с 2011 года существует указание, которое запрещает призывать офицеров запаса на военную службу – поскольку и так в процессе реформирования армии многие военнослужащие были выведены за штат и сложился переизбыток не уволенных офицеров.

Парадокс сегодняшней ситуации заключается в том, что на самом деле в армии есть определенное количество вакантных мест т.е. для прохождения службы в конкретных частях нужны офицеры. И параллельно появилось множество офицеры запаса, в которых вновь проснулось желанием вернуться на службу родине. Но – всё упирается в тот самый запрещающий документ. Военкоматы ссылаются на запрет и дальше дело не двигается.

Можно ли обойти запрет и призваться?

Некоторые офицеры пробуют подавать в суд, но более «подкованные» в судебных тяжбах с МО товарищи оценивают их шансы невысоко. Ведь доказать свою правоту будет непросто, кроме того, суд гражданский, и большой вопрос – как в реальной жизни будут исполняться его решения военным руководством. А если добиться восстановления всё же удастся, то даже психологически продолжать службу такому призывнику будет тяжело.

Отдельно стоит вопрос с восстановлением в армии категория военнослужащих – уволенных по состоянию здоровья с формулировкой «ограниченно годен». Проходит некоторое время, и они, «подлечившись» и посмотрев на новые реалии финансового положения военнослужащих, также желают вернуться в армию.

В этой ситуации решать вопрос через суд те же товарищи советуют в крайнем случае, а до этого рекомендуют – попробовать другие варианты, например, обратиться в военную поликлинику (либо госпиталь) по месту проживания и воинского учета. Попробовать «объяснить» им ситуацию (здоровье «на гражданке» восстановлено - готов послужить!), проблема решится в пользу уволенного. А вот на "независимые" экспертизы лучше не ссылаться, чтобы не раздражать военных медиков. При этом, некоторые прямо намекают: если хорошо «постараться», то в России можно пересмотреть в свою пользу любое решение.

И еще одна категория военнослужащих которые попадают в ситуацию, когда их исключают из списков личного состава части, без их согласия, и при этом не обеспечивают вещевым имуществом. В этом случае некоторые офицеры советуют написать жалобу в прокуратуру - у неё есть полномочия контролировать соблюдение законности, а иногда вопрос вообще решается на уровне звонка прокурора командиру части. Те же, кто сталкивался с судебной практикой в отношении подобных дел, утверждают, что она – обычно не в пользу военных.

В итоге вырисовывается вот такая безрадостная картина с восстановлением в ВС РФ - есть пути, но все упирается в запрет , поэтому всем желающим послужить офицерам запаса советовали пробовать устроиться в другие силовые структуры (например, в МВД или МЧС, на таможню), где также могут призвать военных. Это конечно не совсем то, что они хотели и везде есть свои трудности, но путь в МО был вообще закрыт.

Надежды на восстановление.

Возможно, ситуация изменится или даже уже изменилась! В последнее время появилась информация, что якобы призыв офицеров из запаса в скором времени возобновится, и на то есть "особое указание" сверху.
Правда, пока никаких однозначных документальных подтверждений этой новости не приводилось. За исключением апрельской телеграммы разосланной в войска (полный текст смотрите ) с очень туманной формулировкой:

…В целях более качественно комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, Министром Обороны Российской Федерации приняты решения (доведены Ураниями Статс-секретаря заместителя Министра Обороны Российской Федерации…: Об организации работы в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы, … по приему на военную службу по контракту граждан, пребывающих в запасе, в том числе уволенных с военной службы по положительным основаниям…

Надежды, как не странно, пока подтверждают и военные кадровиками, которые говорят, что набор военнослужащих запаса действительно возобновляется. И даже больше, утверждают, что желающему восстановиться отправят приглашение на собеседование.

Надежды несколько омрачают два момента которые сообщил знакомый кадровик:

При заключении контракта, если отсутствует отношение из нужной воинской части или предварительная договоренность, то вновь заключившего контакт офицера запаса отправят служить в любую профильную часть России матушки без согласия, о чем не всегда говорят (информация для размышления желающим послужить!)

В настоящий готовится распределение выпускников Военных Вузов 2012 года поэтому реально восстановиться из запаса вряд ли удастся ранее сентября. Это понятно что нужно сначала лейтенантов распределить...

В общем окончательные выводы делать еще рано - кажется лед тронулся но ситуация до конца не ясна.

В случае незаконного увольнения с военной службы военнослужащего до приобретения им права на пенсию за выслугу лет либо без обеспечения его жилым помещением он на основании п. 2 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" подлежит восстановлению на службе в прежней (или с его согласия - равной или не ниже) должности с возмещением всех причиненных убытков и компенсацией морального вреда.

При этом признание военнослужащего не годным по состоянию здоровья к военной службе или достижение им предельного возраста состояния на военной службе не может служить препятствием к принятию такого решения.

В том случае, когда увольнение военнослужащего, проходившего военную службу по контракту , произведено на законных основаниях, но нарушен установленный Положением о порядке прохождения военной службы порядок увольнения военнослужащего, должно приниматься решение не о восстановлении военнослужащего на военной службе, а только об отмене приказа об исключении этого лица из списков личного состава воинской части, восстановлении непосредственно нарушенных прав и возмещении ущерба.

При этом срок, в течение которого восстанавливались нарушенные права, подлежит включению в срок военной службы путем возложения на соответствующее должностное лицо обязанности изменить дату исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.

В случае если сам военнослужащий не ставит вопрос об этом восстановлении, выносится решение только об устранении допущенного нарушения.

Полное восстановление нарушенных прав военнослужащего, уволенного с военной службы без производства расчета, предполагает восстановление его в списках личного состава части до момента выплаты всех причитающихся сумм.

Как восстановиться после увольнения по организационно-штатным мероприятиям (ОШМ)?

В связи с реформой, проводимой в Вооруженных силах в последние годы, многие военнослужащие были уволены досрочно, до истечения сроков действия их контрактов, в связи с организационно-штатными мероприятиями (ОШМ).

Увольнение по ОШМ происходит в случаях, когда:

1.Происходит сокращение занимаемой должности и нет возможности назначения на аналогичную;

2.Снижается воинское звание по занимаемой должности;

3.Истек срок нахождения в распоряжении командования части и т.д.

Для восстановления в армии после увольнения по данной статье не должно быть никаких препятствий – необходимо обратиться в военкомат, пройти комиссию и совершить другие действия, аналогичные заключению нового контракта.

Однако нужно помнить, что при увольнении по ОШМ военнослужащему положены определенные гарантии и льготы. Если они не были предоставлены, или увольнение было совершено с нарушениями и удастся доказать это в судебном порядке, военнослужащий подлежит обязательному восстановлению на службе с выплатой компенсации за все время незаконного увольнения.

Восстановление в связи с нарушениями условий контракта

Существует распространенное заблуждение , что уволить по нарушению условий контракта можно только при наличии определенного количества взысканий и выговоров. Однако любое нарушение устава или требований законодательства может быть расценено как НУК и послужить причиной увольнения. По сути, увольнение по НУК является мерой дисциплинарного воздействия, и командир имеет право (но не обязанность) применить данную меру по своему усмотрению.

Если случилось так, что военнослужащего уволили из армии в связи с НУК, восстановиться на службе ему будет достаточно проблематично, поскольку формулировка эта весьма обширна и может подразумевать под собой как миноритарные нарушения несения службы, так и серьезные провинности. Для восстановления необходимо обратиться в суд, где придется доказать неправомерность увольнения. При несогласии с решением суда можно подавать кассационные жалобы в вышестоящие инстанции.

Иногда увольнение в связи с НУК путают с увольнением по служебному несоответствию, однако последнее является принципиально другим основанием для исключения военнослужащего из списков личного состава части. Чтобы определить служебное несоответствие военнослужащего, проводится его официальная аттестация, военнослужащий должен быть проинформирован о решении аттестационной комиссии, что фиксируется его подписью.

В случае несогласия с решением можно не подписывать официальное заключение комиссии и обратиться в военную прокуратуру. Восстановиться после увольнения по несоответствию будет достаточно проблематично, поэтому лучше не допустить исключения из списков по этому основанию.

Возможно ли восстановиться после увольнения по состоянию здоровья?

Иногда возникает вопрос, как восстановиться в армии после увольнения в связи с ограниченной годностью по состоянию здоровья. Если, пройдя курс лечения и поправив здоровье, военнослужащий желает вернуться в армейские ряды, ему нужно обратиться в военный госпиталь по месту воинского учета с целью проведения повторной комиссии. Привлекать независимые лицензированные медучреждения в данном случае не рекомендуется.

Искаженное истолкование закона часто приводит к путанице, объединяющей в себя несколько смежных вопросов, и хотя подавляющая часть аудитории склонна уточнять нюансы о срочной службе в армии, остаются и те, кто никак не может разобраться с понятием службы для офицера запаса. Причиной тому является навязчивая аналогия с гражданами, которые пришли в армию в звании рядового и уволились в том же ранге.

Известно, что после демобилизации гражданин отправляется в запас. По мере необходимости Указом Президента он может быть направлен на военные сборы. Здесь не стоит заниматься статистикой, так как зачастую сборы предусмотрены для офицеров, не прошедших срочную службу. Как раз положение для этой категории и вызывает острые вопросы.

Лица, не стремящиеся сделать себе военную карьеру, обязательно будут призваны на срочную службу и, возможно, привлекутся на сборы. Офицер запаса, вне зависимости от того, как было присвоено звание, может быть призван в армию, но назвать это срочной службой нельзя:

  • Во-первых, обучение в военном учебном заведении приравнивается к срочной службе.
  • Во-вторых, после окончания гражданского ВУЗа с военной кафедрой, выпускник получает военный билет и отправляется в запас.

О какой срочной службе тогда может идти речь? Офицера в армию призывают, но она приравнивается к службе по контракту. В итоге, чтобы полностью поднять вопрос, освещающий призыв в общем смысле для офицеров запаса, мы разделим это мероприятие на два вида: прохождение сборов и прохождение службы.

Военные сборы

В большинстве своем учебные сборы офицеров запаса по организации похожи на сборы для рядовых и сержантов. Определен срок единовременного пребывания, он составляет не более двух месяцев. Таким образом, суммарное количество мероприятий, в которых будет участвовать гражданин, определяется общей продолжительностью учений. Она составляет 12 месяцев. Период и продолжительность военных сборов на календарный год устанавливает Верховный Главнокомандующий своим Указом.

В отличие от призывной кампании, учебные сборы стартуют с 5 февраля. Необходимо отметить, что все офицеры, отправленный в запас без прохождения срочной службы, будут призваны, если не на военную службу, то на учебные сборы, причем при отсутствии уважительных причин, они отбудут в итоге все 12 месяцев.

Чтобы повысить эффективность призыва офицерского состава, часто используется предварительное распределение. Оно подразумевает назначение и приписку к воинской части заблаговременно. Офицер, поступая в запас, получает мобилизационное предписание, это квиток, который служит дополнением к военному билету. В нем указана вся необходимая информация о том, что должен сделать военнообязанный и куда явиться в случае мобилизации.

Те, у кого с раннего детства проявлялась одна мечта: «Хочу служить», заведомо подготовили для этого почву и поступили в Высшее военное учебное заведение. По его окончанию выпускники имеют звание лейтенанта. Обычно государство обучает за свой счет кадры, на которые составлен предварительный заказ.

Это означает, что курсант еще в период обучения заключает контракт, согласно которому он будет распределен, вне зависимости от его волеизъявления. Если же кадр не востребован, что случается крайне редко, то его личное дело передается в отделы кадров всех округов, и офицер уходит служить по полученному запросу. В противном случае, он направляется в запас. Далее его могут ожидать только военные сборы.

Концепция развития обороноспособности государства

На протяжении двух десятков лет можно наблюдать тенденции развития российской армии. К концу 90-х годов популярность военной специальности достигла своего минимума. Свою лепту внесли и внутренние конфликты. Государство не могло достойно содержать молодые кадры, поэтому расторгались контракты и тысячи выпускников военных училищ были вынуждены искать себя в гражданской жизни. На пороге прошлого десятилетия картина кардинально поменялась. Анализ показал, что не хватает грамотных специалистов из числа офицеров.

Сегодня в значительной степени расширены квоты для бесплатного обучения практически во всех военных ВУЗах. Государство ведет строгий учет выпускников, чтобы не позволить им стать на биржу труда, а с другой стороны, обеспечить собственную потребность в кадрах. Можно смело сказать, что в настоящий момент реформа в армии стала давать весомые плоды.

Измена мужа