Саблин Д.В - Заслуженный рейдер Московской области в законе. Саблин игорь геннадьевич Саблин игорь

От редакции «Скепсиса»: Читатель Игорь Саблин прислал нам статью, посвященную проблеме "Charlie Hebdo". Мы уверены, что его точка зрения, которая отличается и от российского официоза, и от позиции (лево)либеральной оппозиции, должна быть представлена в публичном пространстве. Всем мало-мальски здравомыслящим людям очевидно, что вопли гг. депутатов типа Милонова о необходимости запрета "Charlie" невозможно принимать всерьез. Этим деятелям нужен только повод для проведения своей реакционной программы по реанимации принципов «Домостроя» и уваровской триады «православия, самодержавия, народности». Подобная идеологическая рухлядь может быть использована только для грубой маскировки классовой природы современного российского режима. Депутаты оказываются (не имеет значения, сознательно или по глупости) включены в эту систему оболванивания: в стране с разрушаемой социальной сферой, в стране, где государственная идеология все жёстче сращивается с архаическим институтом РПЦ, они не нашли ничего более важного, чем выступить с нападками на никому не известный в России журнал, не имеющий никакого политического значения. Это классический пример манипуляции, когда люди с зарплатами несоизмеримо выше средних в России, а также (возможно) со счетами в западных банках используют любой повод для иллюстрации тезиса о «бездуховном Западе», прикрывая этим свой собственный и государственный цинизм, классовый интерес и полной отсутствие той самой духовности (если, конечно, не подразумевать под духовностью рпц-шные кадила).

Главная проблема заключается в том, возможно ли найти альтернативу постмодернистскому цинизму и реакционному обскурантизму одновременно. О конкретике можно и нужно дискутировать, но и автор статьи, и наша редакция убеждены, что такая альтернатива существует и жизненна. Философ Славой Жижек заметил (мы весьма критически относимся ко многим его высказываниям, но тут он оказался совершенно прав):

«Думать в ответ на убийства в Париже - значит отказаться от самодовольства и самоуспокоенности снисходительного либерализма и признать то, что конфликт между либеральной вседозволенностью и фундаментализмом в конечном счете является ложным конфликтом, что это порочный круг из двух полюсов, которые порождают друг друга и предполагают существование друг друга. То, что философ Макс Хоркхаймер говорил в 1930-е годы о фашизме и капитализме (те, кто не хотят критиковать капитализм, должны также хранить молчание по поводу фашизма), применимо и к сегодняшнему фундаментализму. А именно: те, кто не хотят критиковать либеральную демократию, ».

П рошёл почти год с того дня, когда группа радикальных исламистов расстреляла 10 сотрудников французского сатирического журнала "Charlie Hebdo", после чего не самое популярное во Франции и почти не известное за её пределами издание приковало к себе внимание многих стран мира, в том числе и России. Активная часть населения нашей страны разделилась на «Я-Шарли» и «Я-не-Шарли». Основной аргумент «я-Шарлистов» был прост и даже банален: нельзя убивать людей за карикатуры. С этим мало кто спорил из противоположного лагеря, там говорили о том, что убивать, конечно, нельзя, но также нельзя оскорблять религиозные чувства простых мусульман. Дискуссия шла, пожалуй, не слишком остро, оба лагеря говорили в общих чертах правильные вещи, которые даже не противоречили друг другу, и спор должен был затухнуть. Но, оправившись от теракта, «Шарли» не дали о себе забыть и снова принялись за дело. В сентябре они опубликовали карикатуру на утонувшего трёхлетнего сирийского мальчика, который с семьёй пытался пробраться в Турцию, спасаясь от того хаоса, который творится в его государстве. После этого «я-Шарлистам» пришлось несколько тяжко, на них обрушился поток вопросов в стиле «Вы всё ещё “Шарли”?» Но теперь нельзя было ответить какой-нибудь банальностью, пришлось серьёзно обосновывать свои убеждения. Эти обоснования представляют большой интерес.

Вот как объясняет свою приверженность «Шарли» обозреватель «Эха Москвы» Сергей Бунтман: «“Шарли” макнул общество мордой в трагедию. Макнул гигантскую машину, которая своими скидками, промоакциями, магазинами шикарных детских шмоток и прочими диснейлендами виртуозно играет на струнах родительской любви и обнуляет родительские счета». Бунтман просто негодует по поводу того, что никто не понял посыла «Шарли». За трупом сирийского мальчика слишком наивная и впечатлительная публика не смогла узреть скрытый смысл послания, доступный далеко не каждому. Увы, не все способны понимать тонкие материи, после того как их макнули лицом во что-то. Для этого нужно быть, по меньшей мере, искушённым обозревателем «Эха Москвы». И все же господин Бунтман оказался не одинок. Его поддержал коллега по цеху Владимир Варфоломеев. Да, говорит он, конечно, карикатуры на погибшего мальчика - это нехорошо, «но в критические моменты - а Европа переживает серьёзнейшие испытания - приходится использовать разные методы, чтобы достучаться до чёрствых сердец или поднять боевой дух». Вторит им журналистка Ленты.ру Мария Голованивская. «Шарли», замечает она, «изобразил знаковую жертву - мёртвого мальчика - не с целью кощунственного издевательства, а чтобы дать по зубам европейцам и американцам».

Обоснования действительно очень интересные. Если после теракта «я-Шарлисты» были само миролюбие и человеколюбие, призывали чуть ли не ко всеобщему братству, то когда жертвой стали не дорогие их сердцу «Шарли», а сирийский мальчик, призывы стали звучать по-другому. Дать по зубам, макнуть мордой, поднять боевой дух жёсткими методами. Конечно, всё это в переносном смысле, в идейном, но история учит, что зуботычины идеальные очень часто переходят в зуботычины реальные. Пример тому -карикатуры на пророка, обернувшиеся кровавой баней у стен редакции "Charlie Hebdo".

Ни Бунтман, ни Варфоломеев, ни их многочисленные коллеги, которые солидарны с ними и тоже поддерживают «Шарли», ни даже сами сотрудники «Шарли» не являются хулиганами, бандитами и насильниками. Это культурные люди, которые в бытовом отношении, скорее всего, даже мухи не обидят. Но, тем не менее, из их уст вырываются такие призывы, которые привычно слышать где-нибудь в тёмной подворотне. Что заставляет их опускаться до такого уровня? Они сами отвечают: общество спит, оно глухо к насущным проблемам, его нужно разбудить, достучаться до него, и тут уж все средства хороши!

Можно сразу оспаривать искренность таких оправданий какими-то внешними средствами, но правильнее будет принять их, условно, такими, какие они есть, и посмотреть к чему эти рассуждения приходят сами собой. Предположим, что «Шарли эбдо» действительно хотели внести свой скромный вклад в дело прогресса. Но зачем это делать именно так? Если у вас душа болит за человечество, и вы хотите донести ему свет знаний, то станете ли вы изъясняться двусмысленными загадками, которые можно понять самым превратным образом? Пожалуй, если вы искренний человек, то вы из кожи вон будете лезть для того, чтобы вас поняли правильно, вы десять раз обдумаете метод донесения информации, сделаете всё, чтобы он способствовал усвоению сообщения, а не препятствовал этому.

Вам нужно разбудить общество? Давайте сначала, для примера, попробуем разбудить, не в переносном смысле, а в буквальном, не общество, а одного человека. Можно аккуратно его потрясти, похлопать у него перед ухом, в крайнем случае пощекотать, а можно - обварить кипятком. И в том, и в другом случае человек проснётся; правда, реакция после пробуждения будет совсем различной. Этот принцип без особых трудностей можно перенести и на всё общество. Да, хорошо бы разбудить простого человека, которому дела нет до того, что творится в мире, который поглощён повседневными заботами. Нужно разбудить его мысль - но какая мысль при этом проснётся? Он осознает, как надеется на то господин Бунтман, что стал заложником «машины промоакций»? Очень маловероятно. В лучшем случае он продолжит жить, как раньше жил. А скорее всего подобного рода карикатуры пробудят в нём самые тёмные мысли и чувства, которым лучше бы мирно спать.

В итоге оправдания «я –Шарлистов» опровергают сами себя: такими методами нельзя разбудить общество, а можно лишь добиться только чего-то прямо противоположного. И это не так трудно понять. То, что для цели нужны адекватные средства, что нужно знать меру, что нельзя, в конце концов, оскорблениями что-то объяснить и чему-то научить, понятно почти любому «спящему» обывателю, которого силятся разбудить его более прогрессивные собратья. Но сами собратья этого не понимают или не хотят понимать. Они давно уже знают, что никакой истины и лжи нет, что истина - это «тоталитарный конструкт», подавляющий Личность, что существует только тьма частных позиций, частных мировоззрений, которые нельзя сравнивать и соотносить, ведь это уже шаг к тоталитаризму. Они давно провозгласили плюрализм мнений и выбросили истину за борт, чтобы она плюрализму не мешала.

Может показаться, что ничего плохого в этом нет. На первый взгляд, вполне демократичные требования, даже разумные, а главное, гуманные и миролюбивые. Казалось бы, нет ничего плохого в том, чтобы каждый имел своё видение и не лез с ним к другому. Никаких конфликтов, каждый холит и лелеет своё миросозерцание, не мешая остальным. При этом соблюдается право на инаковость, которое является чуть ли не ценностью номер один среде интеллектуалов, подобных «Шарли». На словах все это выходит очень хорошо, но что получается на деле? Посмотрим, как эти взгляды воплотились в случае с французским еженедельником, когда он стал печально известен на весь мир.

У французских карикатуристов было своё мировоззрение, согласно которому особо непонятливых можно макать мордой, бить в зубы, тыкать носом - и так далее. И неважно, как это воспримет серая масса, важно то, что они, подлинные Творцы, хотели этим сказать, что они зашифровали в своем послании. Да и какое им дело до массы? Не так уж и важно, чтобы она что-то понимала, ведь есть и во Франции, и в России Бунтманы и Варфоломеевы, которые поймут и оценят - для них старается художник. А если кому-то что-то не нравится, то это проблемы его мировоззрения; пусть сидит и не лезет с ним ни к кому, иначе будет записан в стан реакционеров.

Всё было бы хорошо, если бы не одно но. Можно абстрагироваться от массы только в мысли, в реальности же она всегда о себе напоминает, хотите вы того или нет. Если вы решили, что можно безнаказанно общаться с массой на языке плевков и зуботычин, то ваши фигуральные зуботычины рискуют обрушиться на вас, но уже в виде реальных ударов по зубам. Вы решили жёсткими методами привести зарвавшуюся толпу в чувство - рискуете получить озлобленных террористов у входа в вашу редакцию. При этом не стоит забывать, что у террористов тоже своё частное мировоззрение, согласно которому рисующих карикатуры на пророка нужно просто убивать. Они тоже считают, что людей, не понимающих такие простые вещи, нужно куда-нибудь макнуть и воздействовать на них разными методами, дабы достучаться. Карикатуры на пророка были ответом на насилие исламских фундаменталистов. На насилие реальное ответили насилием фигуральным, но оно, в свою очередь, снова породило насилие реальное. Круг замкнулся. Хотя это скорее не круг, а спираль, где на каждом новом витке всё больше насилия. Террористы убили журналистов и полицейских, полиция нашла и убила какое-то количество террористов, потом другие террористы отомстят за этих, а «Шарли» снова что-нибудь нарисуют. И так до бесконечности или до какого-то совсем печального конца.

Вместо дружбы народов, всеобщего братства, торжества права на инаковость получается чёртова живодерня. Очевидно, что «Шарли» не хотели кровавой бойни, но не хотели они также и всеобщего братства. Карикатуры на пророка доказывают то, что журналисты еженедельника ни в грош не ставят ничью инаковость, кроме своей собственной. Им не было никакого дела до того, что кроме чувств фундаменталистов своими карикатурами они заденут чувства миллионов простых мусульман. И навлекли на себя беду. «Шарли» отрицали инаковость других, и эти другие пришли и стали отрицать не только их инаковость, но и самих носителей этой инаковости.

Безжалостное убийство журналистов - трагедия; с этим не станет спорить ни один нормальный противник «Шарли» и «шарлистов». Было бы жестоко утверждать, что только сами журналисты виноваты в своей гибели. Конечно, самая большая часть вины лежит на тех, кто это организовал и сделал. Не стоит даже и говорить, что «Шарли» спровоцировали террористов - мало ли на что могут разозлиться фанатики? То, что «Шарли» не побоялись их высмеять, это хороший, правильный, отважный поступок. Но не только на фанатиков был направлен удар, в этом всё дело. «Шарли» намеренно оскорбили всех мусульман. Они действовали по принципу: «Убивайте всех! Господь узнает своих!». Парижские интеллектуалы не стали утруждать себя тем, чтобы различать в массе прогрессивное и реакционное, тёмное и светлое, здоровое и больное. Они решили расправиться с проблемой одним ударом. Но одним ударом не обошлось, и следующий удар пришелся по ним. Если бы «Шарли» придумали карикатуру, оскорбляющую только фанатиков, то, может, остались бы живы. Террористы могли не решиться их убивать, боясь, что вызовут осуждение и непонимание у своих более умеренных единоверцев. А если бы и решились, то «Шарли» погибли бы как действительные герои, без всяких сомнений и оговорок. Их смерть стала бы печальным, тяжёлым, но шагом вперед. Она сплотила бы всё общество против фундаментализма. Но вышло иначе: сплотились две части общества, одна против другой. Если бы простых мусульман не оскорбляли, то они тоже вышли бы и сказали: «Мы-Шарли» или, по крайней мере, «Мы не с террористами». Но этого не произошло. Простым мусульманам тоже невыгодно существование экстремистов. Во-первых, потому что они сами могут стать их жертвами, во-вторых, потому что из-за действий экстремистов ухудшается отношение ко всем мусульманам, растёт подозрительность к ним. Протестовать против исламского фундаментализма выгодно умеренным сторонникам ислама. Но оскорблённые и разозлённые, они не стали этого делать, они, максимум, не одобрили самого убийства, но сконцентрировались больше на его причине. В итоге смерть «Шарли» если и стала шагом вперед, то вперед к очередному раздору и росту насилия.

Таковы объективные последствия субъективных намерений журналистов еженедельника. Но ни они, ни их сторонники не желают понимать того, что произошло. В том-то и дело, что понятия объективного для них не существует. Та философия, которую они исповедуют, учит их, что объективность и истина - это лишь удушающие конструкты, от которых нужно избавиться. Доказать им что-то логическими доводами и аргументами невозможно. Но объективная реальность сама доказывает своё существование и непреложность своих законов. Она тоже может нарисовать поистине убийственную карикатуру на чью-либо зарвавшуюся субъективность. Потому что у объективной реальности есть своя субъективность. Звучит странно, даже парадоксально, но это так. Мир не только объект, с которым можно делать все что угодно, но и субъект, который отвечает нам на наши действия и не всегда, между прочим, вежливо. И горе тем, кто не хочет слушать его ответов. Горбатого исправит могила, как бы печально это не звучало, особенно в связи с описываемыми событиями.

Журналисты, которым удалось выжить после нападения, ничему не научились и с упорством, достойным каких-нибудь фанатиков из ИГ, продолжили гнуть свою линию. Вообще, при всей своей образованности люди, придерживающиеся взглядов, схожих с взглядами парижских карикатуристов, очень часто проявляют такой фанатизм, слепоту и нетерпимость, что им может позавидовать любой фундаменталист. Пока что большой беды журналисты на себя не навлекли, но вот их сторонникам в России приходится тяжело. Сначала уже упомянутая карикатура на сирийского мальчика заставила их серьёзно потрудиться над продумыванием аргументов в защиту своей позиции. Но карикатура на взорванный террористами российский самолет все эти трудны погубила. Теперь «я-Шарли» не могут рассуждать на тему битья по зубам, потому что те, кому «Шарли» дали по зубам на сей раз, находятся очень близко от господ Бунтманов и Варфоломеевых, и, если последние начнут умиляться по этому поводу, то рискуют получить по зубам сами. Столь ясная и неотвратимая перспектива останавливает даже самых отчаянных циников. Теперь наши русские «я-Шарлисты» снова бормочут что-то невнятное про то, что, дескать, они до сих пор «Шарли», потому что нельзя убивать за слова и так далее. Вернулись к тому, с чего начали. Правда, на сайте проекта «Сноб» обнаружилось довольно интересное рассуждение, и принадлежит оно очень известному в 90-х и несколько менее известному сейчас журналисту Александру Невзорову. Заглавие настолько яркое, что само рассуждение можно даже не читать или читать наискосок, настолько все понятно. «XXI - либо век “Шарли”, либо век ИГИЛа». Так-то! Либо вы плюёте в лицо мусульман, да и вообще в лицо всех, кто вам не понравится и попадет под горячую руку, либо вы взрываете тех, кто вам не понравится и попадет под горячую руку. Сам Невзоров, конечно, пытается представить все не так. “Шарли” в широком смысле этого слова - отвага, смех». Для Невзорова спасение в цинизме и атеизме, все другое - путь к варварству и средневековью. «Между нашим миром и миром фанатиков и дикарей есть одна принципиальная разница: у них “Шарли” быть не может. А у нас есть». Характерная черта «Шарли» и «шарлистов» - это неспособность различать. Они могут только смешивать. Так, Невзоров говорит, что цинизм - это хорошо. Но цинизм бывает разный. Есть цинизм известного экономиста Рикардо, который не боялся озвучивать, без всяких оговорок, те выводы, к которым пришёл, какими бы жестокими они ни были. А есть цинизм какого-нибудь мелкого буквоеда, который работает по принципу «чего изволите?» и руководствуется методологией «куда ветер дует». И то и другое - цинизм, но разница большая. Есть атеизм Дидро, а есть атеизм распутных либертенов. Но для «Шарли» и «шарлистов» все едино. Резко отличают они только самих себя, прогрессивных, от варваров типа ИГ. Но как раз эта грань не так очевидна, как им бы того хотелось. В своей основе философия «Шарли» есть философия варвара, трамвайного хама, которому плевать на всех, кроме себя любимого, который где-то ухватил пару-тройку абстрактных идей, и больше ему ничего не нужно: он замыкается в своём самодовольстве. «Шарли» - варвары, что бы они сами про себя не думали. Отличие от исламских фундаменталистов, конечно, есть. Рядовые радикалы, пешки в чужих играх, действительно варвары, но в отличие от «Шарли», они варвары от своей малообразованности, бескультурья. «Шарли» - варвары образованные, уточненные, способные детально обосновать свой подход к делу. Но самое существенное отличие - в вопросе об истине. Для рядового исламиста истина есть, он в этом абсолютно уверен и готов за неё умереть. Для «Шарли» истины нет. Готовы ли они умирать за это - трудный вопрос. Но, как показывает опыт, - умирают вне зависимости от желания.

Таким образом, «Шарли» - это не «смех и отвага», а смерть, раздоры, эскалация насилия, помощь самым реакционным силам, союз варварства утончённого с варварством грубым - несмотря на то, что внешне эти силы борются друг с другом.

В сегодняшнем капиталистическом мире с его всевластием денег, продажными СМИ, «скидками, промоакциями, магазинами шикарных детских шмоток и прочими диснейлендами» легко стать циником вроде «Шарли». Многое толкает к этому, многое, казалось бы, подтверждает правильность такой позиции. Мир циничен - значит, надо быть циничным самому, особенно если собрался бороться за что-то лучшее: так размышляют парижские карикатуристы и их сторонники, при этом не различая видов цинизма. Но протест в стиле «Шарли», столь же циничный и беспринципный, а главное, столь же слепой и тупой, как и то, что этот протест вызывает, - он только поддерживает существующий миропорядок, как поддерживают его и террористы, дающие сильным мира сего оправдание ужесточению своего диктата. К примеру, совсем недавно, после серии терактов в Париже, во Франции зашёл разговор о том, чтобы внести поправки в конституцию, позволяющие вводить режим чрезвычайного положения не на три, а на шесть месяцев. Сегодня это делается для борьбы с терроризмом, а завтра этим могут воспользоваться для борьбы с протестующим гражданами.

Игорь Владимирович Саблин родился 18 (31 по новому стилю) декабря 1898 года в семье врача и литератора, впоследствии книгоиздателя, Владимира Михайловича Саблина и Варвары Федоровны Саблиной (Корш) . Дочь Федора Адамовича Корша, совладельца Московского драматического театра Корша, руководила в этом театре художественной частью и работала переводчиком в разных издательствах. В 1902 году родители разошлись, и отец женился на Тамаре Васильевне Демидовой , падчерице адвоката Ф. Н. Плевако . Дети - Игорь , его старший брат Юрий и младший Владимир , - жили и воспитывались в семье отца. От второго брака у Владимира Михайловича родились дочери Наталья и Татьяна и сын Всеволод . Детство Игоря проходило в атмосфере 1-й русской революции (1905-1906) . Его отец - Владимир Михайлович начал свою издательскую деятельность с текстов конституций, программ разных партий, отчетов о судебных процессах, книг о женском равноправии. Издававшаяся им газета часто меняла название, запрещалась цензурой, а сам В.М. Саблин с детьми скрывался у знакомых от ареста. Будучи очевидцем "кровавого воскресенья" в Петербурге, отец в дни декабрьского восстания 1905 г. оборудовал в Москве в своей квартире лазарет для раненых дружинников, защищавших баррикаду недалеко от дома. Впечатления от тревожной обстановки того времени, дополненные рассказами отца о дяде - народовольце Николае Алексеевиче Саблине , а также встречи с революционерами, приходившими к отцу, оказали большое влияние на мальчиков. В реальном училище И.И. Александрова , куда Игорь поступил в 1911 году, он учился в одном классе со старшим братом Юрием . В последних классах они организовали нелегальный кружок - изучали историю революционных движений. В 1913-1914 годах, увлекшись толстовским учением и решив начать самостоятельную жизнь, Игорь уехал на Кавказ с паспортом своего школьного товарища, но отец вскоре разыскал его и уговорил вернуться, чтобы закончить среднюю школу, а потом уже решать, что делать дальше. В 1915 году, окончив училище, с разрешения Министерства просвещения Игорь (ему было только 16 лет) поступил на сельско- хозяйственное отделение , перебравшегося из прифронтовой Риги в Москву. Война, нарастающие волны народного недовольства быстро развеяли его увлечение толстовскими идеями. Однако в среде студенчества, резко отличавшегося от московского своими корпоративными, обывательскими настроениями, Игорь отклика своим революционным идеям не нашел. В начале 1916 года И. Саблин устроился санитаром в поезд Красного Креста, курсировавший между Москвой и западным фронтом. Тяжелая болезнь отца, Владимира Михайловича , заставила его вернуться в Москву. После его смерти Игорь решил жить самостоятельно. Зарабатывал переводами с английского и частными уроками, участвовал в экспедиции "партии изысканий и орошения в северном Семиречье" в качестве регистратора-статистика (вел обследования для сельскохозяйственной переписи). После перехода осенью 1916 года на экономическое отделение Игорь окунулся в гущу революционной деятельности - участвовал в работе подпольных типографий, нелегальных собраний, в организации Красной гвардии, в военном обучении и непосредственно в боевых действиях в Замоскворечье. В ноябре 1918 года Игорь Саблин был командирован на подпольную работу сначала на Украину, в Киев , а затем, в апреле 1919 года - на Кавказ , куда добирался с большими "приключениями" в течение месяца через Украину, занятую националистическими бандами различных "батьков" и "атаманов". До начала 1922 года И. Саблин работал в городах черноморского побережья Кавказа - Сухуми, Сочи, Гагры, Батуми, Туапсе, Новороссийске. В составе группы он организовывал партизанское движение, объединял повстанческие силы в единую Краснопартизанскую армию для помощи регулярным частям РККА и для скорейшего соединения с этими частями. Об этих годах нелегальной и подрывной (часто в буквальном смысле слова) работы, о боевых товарищах И. В. Саблин оставил много воспоминаний, изданных в 50-60-е годы. Весной 1922 года Игорь был демобилизован и направлен на работу в журнал "Под знаменем марксизма" , секретарем которого состоял до 1924 года. Затем он заведовал издательством "Недра" , был там же редактором иностранного отдела. С октября 1925 по май 1927 года работал политредактором агитбюро Наркомфина СССР, сотрудничал как автор, переводчик, редактор и рецензент в московских издательствах, в газетах, в журнале "Смена". В этом журнале в 1924 году вышел написанный им совместно с Марком Пратусевичем роман о революционных приключениях "Дело Эрбе и К".

Летом 1922 года Игорь Владимирович Саблин женился на Марине Семеновне Богуславской , студентке. Впоследствии она работала корректором в издательствах и учительницей средней школы. В 1923 году у них родились девочки-близнецы Майя (2-52) и Ингрит (2-51) , а в 1927 году - дочь Индиана (2-5) . В эти годы печатались в его переводе с английского романы Дж.- Д. Бересфорда "Революция" и Джемса Уэлша "Мерлоки", а также в переводах, сделанных совместно с матерью В. Ф. Корш - Джон Рид "Вдоль фронта" и Лоуренс Г. Десберри "Тайна Флоренции".

В мае 1928 года И. В. Саблин был арестован ОГПУ и по ложному обвинению - "по подозрению в попытке создания антисоветского анархического кружка" - осужден на три года ссылки с последующей высылкой на тот же срок. В эти годы он работал в Усть-Сысольске, Кзыл- Орде, Уфе, Рыбинске чертежником и экономистом. С 1934 года жил в Москве, сотрудничал в газетах и журналах, работал литературным и техническим редактором издательства "Физкультура и туризм".

В феврале 1938 года И. Саблина снова арестовали и по аналогичному обвинению приговорили к 10 годам лишения свободы. До июля 1940 года Игорь отбывал срок в Орловской тюрьме , затем, на основании общего правительственного решения о переводе людей с тюремным приговором на работы, вся тюрьма была отправлена в отдаленные лагеря (Норильск) . До навигации 1943 года И. Саблин отбывал срок в Норильске, а с лета 1943 года до конца срока - в Тайшетлаге . Там он тяжело заболел, попал в больницу, где приобрел некоторые медицинские знания и опыт, позволившие до окончания срока работать фельдшером в больницах и медпунктах лагеря. Помогла и встреча с давним хорошим знакомым отца - Владимира Михайловича Саблина - врачом, оказавшимся там же в тех же печальных обстоятельствах.

В феврале 1948 года срок заключения окончился, но свобода длилась всего 8 месяцев. В конце 1948 года Игорь в третий раз был арестован и на основании предыдущих дел осужден к ссылке на поселение "навечно" . Отбывая ссылку в Дубровинском совхозе Новосибирской области , работал разнорабочим, лесорубом, заведующим нефтехозяйством. После возвращения из ссылки в 1954 году, не имея права проживать в Москве, И. В. Саблин обосновался в Клину Московской области, работал лаборантом Клинской санитарно-эпидемиологической станции. В Москву Игорь Владимирович вернулся после реабилитации в 1956 году (после XX съезда КПСС , взявшего курс на преодоление культа личности Сталина). Жены уже не застал: она скончалась в 1951 году. Майя закончила ГИТИС и работала в редакции газеты "Советская Россия", Ингрит - географический факультет МГУ, и, так же, как и младшая - Индиана - посвятила себя геологии.

В 1961 году И. В. Саблин женился на вдове своего боевого товарища Ольге Ивановне Подымовой , преподавательнице русского языка и литературы. С 1956 по 1970 годы воспоминания, статьи и очерки И. В. Саблина были напечатаны в сборниках "Октябрь в Замоскворечье", "Ярость благородная", "Против Деникина", а также в периодической печати городов Клина, Сухуми, Батуми и др. Он с удовольствием встречался с друзьями молодости, товарищами (из тех, что уцелели), пытался осмыслить происходящие со страной и с людьми перемены. Удивительная сила духа этого человека, прожившего такую непростую жизнь, позволила ему, отсидевшему в застенках почти треть жизни, не растерять благородства души, любви к людям и даже чувства юмора, что присуще истинному интеллигенту. Таким помнят его дети и внуки, таким знает по рассказам старших правнучка Ксения. 18.12.1898 Москва, - 27.10.1979, = Москва, Донское кладбище, Журналист, переводчик. Около 25 лет находился в тюрьме в ссылке . Активный участник революции и Гражданской войны. Его воспоминания о работе в тылу Врангеля напечатаны в сборнике "Ярость благородная" и др. Первая жена Марина Семеновна Богуславская (1900 - l951) Вторая жена Ольга Ивановна Подымова 1910 - 2003, Москва. Учительница

Ссылки:
1. Саблина Варвара Федоровна (ур. Корш)
2. Корш-Саблин Владимир Владимирович (2-26) (1900-1974)
3.

Дмитрий Саблин депутат

Народный избранник Дмитрий Саблин даже не пытается скрывать своих рейдерских наклонностей, откровенно коррупционных схем и неприкрытого обмана.

Пока депутат вещает про патриотизм и победу над нацизмом, связанные с ним компании занимаются рейдерством и обманом.

Единоросс Саблин постоянно практикует патриотизм. Например, 22 июня, в день нападения фашистской Германии на СССР, он рассказывал о героизме советских людей и заявил о проведении акций памяти. «В День памяти и скорби мы вспоминаем, какой ценой наши соотечественники, наши родные и близкие отстояли свободу и независимость нашей Родины», - отметил Саблин.

Какие красивые слова «вываливаются» из уст депутата. В общем, выступая на своей платформе «Антимайдан» и «Боевое братство», он изображает из себя «стойкого оловянного солдатика», но как только он сходит с трибуны, сразу же начинается «бизнес».

Моральный инвалид Дмитрий Саблин?

УтроNews писало сегодня о том, как друг Саблина Франц Клинцевич «громит» санаторий для инвалидов войны «Русь». Как оказалось, помогал ему в этом никто иной как Саблин! «Было коллективное решение, в котором принял участие не только коллега Клинцевич, но и коллега (Дмитрий) Саблин… Это было решение, которое преследовало одну цель: чтобы те деньги, которые напрямую шли в центр, проходили через наши ветеранские общественные организации и уже после этого распределялись соответствующим образом. Была предпринята попытка сделать это открытым и публичным», - сказал инвалидам лидер фракции единороссов Евгений Васильев.

«Экспортный патриотизм».

Ставит в сложное положение господин Саблин не только российских инвалидов войны. Например, его партнер, которого называют сейчас «теневым», — Дмитрий Аксенов смог избавиться от арабских инвесторов, вложивших в его проект четыре миллиарда рублей.

Итак, Аксенов, заполучив земли от своего партнера Саблина, начал развивать строительство. Он привлек арабских инвесторами из Limitless для создания совместного предприятия ООО «Шереметьево 4». СП начало возводить объект под названием «Загородный квартал», расположившийся на 6,3 га в Химках. Но потом вроде передумал.

От имени Аксенова компания RDI, которой принадлежала половина «Шереметьево 4», отстранила Limitless от управления СП, «в связи с чем арабская компания обратилась с исками в суды иностранных юрисдикций». Но из этого ничего не вышло.

«На момент начала переговоров с Limitless RDI Group принадлежала Дмитрию Аксенову и Дмитрию Саблину. В какой-то момент, перед стартом проекта с инвесторами из Дубая, партнеры разделили RDI. Подобную схему вывода основной части активов из-под возможного удара российский бизнес иногда использует, готовясь к полузаконному отъему денег инвестора. Компания «Шереметьево 4″была создана как стопроцентная дочка Dentra Holding (Кипр), в которой 50% акций принадлежат Limitless, а остальными владеет RDI. Точнее, как выяснилось недавно, уже не владеет. По установившейся традиции, свои 50% RDI продало какой-то неизвестной компании, не сообщив об этом партнеру. На этот счет в суде Кипра рассматривается дело против RDI о нарушении прав акционера Limitless. Еще одно дело против RDI слушается в Лондоне», — считает эксперт Алексей Бинецкий.

Чтобы провести «схему», «Загородный квартал» был передан родственнику Подмосковного губернатора Максиму Воробьеву. RDI не только отдала миллиардный кредит, чтобы перепродать актив структурам, аффилированным с Воробьевым, но и до 2018 года планирует «приступить к реализации комплексных жилых проектов общей площадью 2,9 млн кв. метров».

Участники рынка называют еще одним теневым партнером Саблина Игоря Кима, с помощью которого удалось отделаться от арабов. Это стало возможным благодаря тому, что Аксенов выплатил миллиардный кредит совместного с арабами предприятия.

Господин Аксенов выдал миллиард «Игрек-бренду» Никола Машкарина, который является собственником новосибирского девелопера «Сибакадеминвест». «Компания решила перечислить кредитору деньги», - заявили в RDI. Машкарину отдал долг Экспобанк, владелец которого — Игорь Ким, считался владельцем «Сибакадеминвеста».

Похоже, что так и замышлялось… Ведь «взнос в уставный капитал должен был составлять 50 млн долларов с каждой стороны. Инвесторы из Дубая свою часть внесли, а вот российские партнеры, рассказывает Бинецкий, по некоторым сведениям, попросили у арабских партнеров взаймы».

Само господин Ким обладает репутацией специалиста по «прокачке так называемого «черного нала». У Кима очень хорошие контакты с единороссами, как говорят, и с Саблиным.

«Сменили грабли на сабли».

Мы тут ходили вокруг да около нашего замечательного депутата Саблина. Тут надо сказать, что на землях ООО «Колхоз-племзавод им. Максима Горького», странным образом переведенных из сельхозназначения и принадлежащих Саблину, начнется масштабное строительство.

Каким же образом Дмитрий Вадимович стал колхозником? Дело в том, что еще в 2015 году благодаря расследованию Алексея Навального стало известно, что Саблин женат на племяннице бывшего губернатора Подмосковья Бориса Громова. Ну женат и женат, какая кому разница?

Как это ни странно, у женитьбы на родственнице губернатора и у банка «Абсолют» есть нечто общее. Этот банк «работал на земельном рынке в тесном дружеском контакте с администрацией области при Громове». «Абсолют» и группа «Боевое братство»(ветеранская организация под руководством Саблина) - это фактически одна компания, - рассказывал один из землевладельцев. - «Абсолют» дает деньги, «Боевое братство» «работает, ведет скупку».

Дмитрий Саблин «думает, что не оставил следов».

Другими словами, Саблин использовал лояльных ветеранов еще при Громове и, возможно, под его «крышей». Вот, например, по словам бывшего сотрудника «Регион-Р»(компания Саблина), владелец «Абсолюта» Александр Светаков установил контроль над 30% всех сельскохозяйственных земель Московской области (свыше 600 000 га).


И тут уже начинает приходить понимание по поводу Саблина-Колхозника, да? Но идем дальше. В 2006 году предприниматель Илья Дыскин, активно приобретавший земли в Истринском и Пушкинском районах Подмосковья, рассказывал: «Скупали мы один колхоз. Вдруг приезжают ребята из «Боевого братства», а с ними два автобуса ОМОНа, и говорят: или мы сейчас здесь скупаем тоже, или ОМОНом вас всех положим и акции отберем. Я потом с Саблиным шесть часов разговаривал в комнате, где глушилки, телефоны не берут, аж голова болела».

Таким вот способом, как говорят участники рынка, Саблин вместе с Аксеновым скупили 29 000 га и в 2005 г. создали девелоперскую компанию RDI на основе группы компаний «Регион-Р», коммерческого подразделения «Боевого братства». Земельный банк «парочки», по данным Penny Lane Realty, в 2008 г. был «третьим по величине среди ленлордов Подмосковья».
Дима Саблин любит играть в патриота
Поговаривают, что Саблин и Аксенов разошлись только для виду. В 2003 году господин Саблин стал парламентарием Госдумы. Он все время сидел то в Госдуме, то в СовФеде, и сейчас также «избрался».

Но не всех партнеров может Саблин прикрыть, как говорится. Например, друг Дмитрия Вадимовича, бывший вице-премьер Совмина Крыма Рустам Темиргалиев подозревается в краже 300 кг золота у украинского Ощадбанка в Крыму.

Есть неподтвержденная информация, согласно которой Темиргалиев помогал Саблину приобретать в Крыму яхт-клуб и два отеля. Купил активы на полуострове Саблин через ООО «Рота-Крым» которая на 99%, по данным сервиса «Контур-Фокус», принадлежит ему и его партнерам Эдуарду Безбабных и Дмитрию Семенову. Они приобрели ООО «Крымская инвестиционно-финансовая группа» (КИФГ), которой на 66% принадлежит ООО «Южный строительный инвестиционный холдинг»; остальные 34% - у «Темиринвест групп» семьи бывшего вице-премьера Совмина Крыма Рустама Темиргалиева!


Господину Саблину долго удавалось декларировать про патриотизм и ветеранов. Но после разгрома центра реабилитации «Русь» и подозрений в рейдерских захватах силовики могут попросить снять с парламентария неприкосновенность. В этой ситуации, может, и арабы смогут вернуть свои четыре миллиарда рублей. Ну а пока Дмитрий Вадимович, потрясывая бородкой, рассказывает, как Родину надо любить.


Решение по гражданскому делу

Дело № 2-95-107/2016

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ (резолютивная часть)

Именем Российской Федерации (России)

Мировой судья судебного участка № 95 Волгоградской области Мурашкина И.А.,

при секретаре Галкиной А.В.,

с участием истца Саблина И.В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Саблина Игоря Васильевича к ООО «Р-Торг» об отказе от исполнения договора купли-продажи, взыскании суммы,

Руководствуясь ст.ст. , - , - , мировой судья,

РЕШИЛ:

Исковые требования Саблина Игоря Васильевича удовлетворить частично.

Признать обоснованным отказ от исполнения договора купли-продажи шкафа-купе модель «Miro», заключенного 30.05.2014г. между ООО «Р-Торг» и Саблиным Игорем Васильевичем.

Взыскать с ООО «Р-Торг» в пользу Саблина Игоря Васильевича стоимость шкафа-купе в размере 13480 руб., убытки в сумме 800 руб., неустойку в размере 9840 руб. 40 коп., моральный вред в сумме 5000 руб., штраф в размере 14560 руб. 20 коп., а всего 43680 (сорок три тысячи шестьсот восемьдесят) рублей 60 копеек, после уплаты которых Саблин Игорь Васильевич обязан возвратить шкаф-купе в ООО «Р-Торг».

В части иска о взыскании неустойки в сумме 105 руб. 20 коп. Саблину Игорю Васильевичу отказать.

Взыскать с ООО «Р-Торг» в доход бюджета государственную пошлину в размере 1223 (одна тысяча двести двадцать три) рубля 61 копейку.

Разъяснить ответчику его право подать мировому судье судебного участка № 95 Волгоградской области заявление об отмене этого решения в течение семи дней со дня вручения ему копии.

Разъяснить сторонам, что в соответствии со ст. мировой судья обязан составить мотивированное решение суда по рассмотренному им делу в случае поступления от лиц, участвующих в деле, их представителей заявления о составлении мотивированного решения суда, которое может быть подано в течение трех дней со дня объявления резолютивной части решения суда, если лица, участвующие в деле, их представители присутствовали в судебном заседании, и в течение 15 дней, если лица, участвующие в деле, их представители не присутствовали в судебном заседании.

Мировой судья составляет мотивированное решение суда в течение пяти дней со дня поступления от лиц, участвующих в деле, их представителей заявления о составлении мотивированного решения суда.

Заочное решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления в Красноармейский районный суд г. Волгограда через мирового судью судебного участка № 95 Волгоградской области.

Резолютивная часть заочного решения составлена в совещательной комнате с помощью технических средств 29.03.2016г.

Мировой судья И.А. Мурашкина

Суд:

Судебный участок №95 Красноармейского района (Волгоградская область)
Измена мужа