В шос входят страны. Страны ШОС: статистика, инициативы, взаимодействие

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) является постоянно действующей межправительственной международной организацией, о создании которой было объявлено 15 июня 2001 года в Шанхае (КНР) Республикой Казахстан, Китайской Народной Республикой, Кыргызской Республикой, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Республикой Узбекистан. Ей предшествовал механизм "Шанхайской пятерки".

В июне 2002 года на Санкт-Петербургском Саммите глав государств-членов ШОС, была подписана Хартия Шанхайской организации сотрудничества, которая вступила в силу 19 сентября 2003 года. Это базовый уставный документ, фиксирующий цели и принципы организации, её структуру и основные направления деятельности.

8-9 июня 2017 года в городе Астане состоялось историческое заседание Совета глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества, в ходе которого статус государства-члена Организации был предоставлен Республике Индия и Исламской Республике Пакистан.

К основным целям ШОС относятся: укрепление взаимного доверия и добрососедства между странами-участницами; содействие их эффективному сотрудничеству в политической, торгово-экономической, научно-технической и культурной областях, а также в сфере образования, энергетики, транспорта, туризма, защиты окружающей среды и других; совместное обеспечение и поддержание мира, безопасности и стабильности в регионе; продвижение к созданию демократического, справедливого и рационального нового международного политического и экономического порядка.

В отношениях внутри организации государства-члены ШОС, исходя из "Шанхайского духа", придерживаются принципов взаимного доверия, взаимной выгоды, равенства, взаимных консультаций, уважения к многообразию культур и стремления к совместному развитию, а во внешних сношениях придерживается принципа несоюзничества, не направленности против кого-либо и открытости.

Высшим органом для принятия решений в ШОС является Совет глав государств-членов (СГГ). Он собирается раз в год и принимает решения и указания по всем важным вопросам Организации. Совет глав правительств (премьер-министров) государств-членов ШОС (СГП) собирается один раз в год для обсуждения стратегии многостороннего сотрудничества и приоритетных направлений в рамках Организации, решения принципиальных и актуальных вопросов экономического и иного сотрудничества, а также утверждает ежегодный бюджет Организации. Официальными языками ШОС являются русский и китайский языки.

Помимо заседаний СГГ и СГП, действует также механизм встреч на уровне руководителей парламентов, секретарей советов безопасности, министров иностранных дел, обороны, чрезвычайных ситуаций, экономики, транспорта, культуры, образования, здравоохранения, руководителей правоохранительных ведомств, верховных и арбитражных судов, генеральных прокуроров. Механизмом координации в рамках ШОС служит Совет национальных координаторов государств-членов ШОС (СНК).

Организация имеет два постоянно действующих органа - Секретариат ШОС в Пекине и Исполнительный комитет Региональной антитеррористической структуры (РАТС) ШОС в Ташкенте. Генеральный секретарь ШОС и Директор Исполнительного комитета РАТС ШОС назначаются Советом Глав государств сроком на три года. С 1 января 2016 года эти посты соответственно занимают Рашид Алимов (Таджикистан) и Евгений Сысоев (Россия).

Таким образом, в настоящее время:

  • восемь стран являются государствами-членами ШОС- Республика Индия, Республика Казахстан, Китайская Народная Республика, Кыргызская Республика, Исламская Республика Пакистан, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан;
  • четыре страны имеют статус государства-наблюдателя при ШОС- Исламская Республика Афганистан, Республика Беларусь, Исламская Республика Иран, Республика Монголия;
  • шесть стран являются партнёрами по диалогу ШОС - Азербайджанская Республика, Республика Армения, Королевство Камбоджа, Федеративная Демократическая Республика Непал, Турецкая Республика, Демократическая Социалистическая Республика Шри-Ланка.

(ШОС) — постоянно действующая межправительственная международная организация, основанная лидерами Казахстана, Китая, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана. В июне 2016 года были о вступлении в организацию Индии и Пакистана.

В июне 2002 года на Санкт-Петербургском саммите глав государств ШОС, была подписана Хартия Шанхайской организации сотрудничества , вступившая в силу 19 сентября 2003 года. Это базовый уставный документ, фиксирующий цели и принципы Организации, ее структуру и основные направления деятельности.

Важным шагом в укреплении правовой базы объединения стало подписание в Бишкеке (Киргизия) в августе 2007 года Договора о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве.

В 2006 году организация анонсировала планы борьбы с международной наркомафией как финансовой опорой терроризма в мире, в 2008 году — активное участие в нормализации обстановки в Афганистане.

Параллельно деятельность ШОС получила и широкую экономическую направленность. В сентябре 2003 года главы правительств стран-членов ШОС подписали Программу многостороннего торгово-экономического сотрудничества, рассчитанную на 20 лет. В качестве долгосрочной цели предусматривается создание зоны свободной торговли на пространстве ШОС, а в краткосрочной перспективе — активизация процесса создания благоприятных условий в области торговли и инвестиций.

Высшим органом для принятия решений в ШОС является Совет глав государств-членов (СГГ). Он определяет приоритеты и вырабатывает основные направления деятельности Организации, решает принципиальные вопросы ее внутреннего устройства и функционирования, взаимодействия с другими государствами и международными организациями, а также рассматривает наиболее актуальные международные проблемы.

Совет собирается на очередные заседания один раз в год . Председательствование на заседании Совета глав государств осуществляет глава государства — организатора очередного заседания. Место проведения очередного заседания Совета определяется, как правило, в порядке русского алфавита названий государств — членов ШОС.

Совет глав правительств (премьер-министров) принимает бюджет Организации, рассматривает и решает основные вопросы, относящиеся к конкретным, в особенности экономическим сферам развития взаимодействия в рамках Организации.

Совет собирается на очередные заседания один раз в год. Председательствование на заседании Совета осуществляет глава правительства (премьер-министр) государства, на территории которого проводится заседание. Место проведения очередного заседания Совета определяется по предварительной договоренности глав правительств (премьер-министров) государств-членов.

Совет министров иностранных дел рассматривает вопросы текущей деятельности Организации , подготовки заседания Совета глав государств и проведения консультаций в рамках Организации по международным проблемам. Совет может в случае необходимости выступать с заявлениями от имени ШОС. Совет собирается, как правило, за один месяц до проведения заседания Совета глав государств.

В рамках ШОС действует механизм встреч на уровне руководителей отраслевых министерств и ведомств.

Важнейшие экономические структуры —

Мировая история знает много примеров, когда страны создавали специальные межгосударственные структуры в целях решения насущных проблем. Причин для стремления к объединению усилий было много. Чаще всего союзы создавались на фоне тревожной международной обстановки. Иногда к этому побуждала грандиозность стоящих перед странами задач. Однако всегда необходимым условием являлась общность интересов, схожесть взглядов на текущее состояние и развитие геополитической ситуации. Именно этот принцип стал базисом для объединения стран участников ШОС, создавших в 2001 г. новую организацию.

Западные политики оценивали перспективы союза между столь разными государствами весьма скептически. Однако он уже успел доказать свою актуальность и состоятельность.

Что такое ШОС?

О назначении и принципах устройства ООН, НАТО, ОСЕАН знают все. Что же скрывается за буквами ШОС? Расшифровка аббревиатуры проста. Она содержит сокращение, образованное от имени города, в котором были подписаны основополагающие документы и общее описание объединения. Полное официальное название структуры - Шанхайская организация сотрудничества.

Изначально альянс создавался для совместной борьбы с международным терроризмом и консолидированного противостояния потенциальным военным угрозам. Постепенно круг обсуждаемых тем расширился. Сегодня это удобная площадка для рассмотрения на высшем уровне любых насущных вопросов. Здесь вырабатываются эффективные ответы на глобальные политические вызовы, принимаются решения об углублении экономического, культурного сотрудничества между странами-участницами. При этом ШОС, в отличие от многих региональных альянсов, не является военным союзом.

Предпосылки создания

Появление объединения подобного Шанхайской организации сотрудничества следует считать исторической неизбежностью. После распада СССР в Центральной Азии появилось несколько новых независимых государств. Часть бывших советских республик, по традиции, тяготела к России. Некоторые страны предпочли ориентироваться на Запад или восточного гегемона - КНР. Подобная ситуация чревата конфликтами, возникновение которых становится лишь вопросом времени, учитывая наличие застарелых территориальных претензий друг к другу у ряда соседних государств.

Проявляя политическую дальновидность, лидеры России, Китая, среднеазиатских республик еще с конца прошлого века начали активно сотрудничать в сфере обеспечения общей безопасности. Итогом объединенных усилий стало создание "Шанхайской пятерки" в 1996 г. Учредителями межгосударственной структуры были Казахстан, РФ, КНР, Таджикистан, Киргизия. Чуть позже к ним присоединился Узбекистан. Члены объединения проводили ежегодные саммиты, налаживали сотрудничество на разных уровнях.

Учреждение

Официальной датой основания ШОС считается 15 июня 2001 г. В этот день высшие руководители стран-участниц, собравшиеся на саммит в Шанхае, подписали базовые документы организации. Ими стали Декларация о создании и Конвенция по борьбе с сепаратизмом, экстремизмом, терроризмом. Через год, уже в Санкт-Петербурге, была принята Хартия - Устав организации. После этого о том, что такое ШОС, узнал весь мир.

Несколько лет ушло на формирование управленческих структур. Были определены основные направления деятельности объединения, способы наполнения бюджета, разработан механизм приема новых членов. Становление организационных институтов завершилось к 2004 г.

Декларируемые цели

Организация создана для решения конкретных задач. Главными целями ШОС, зафиксированными в базовых документах, являются:

  • Укрепление добрососедских отношений между участниками объединения.
  • Выработка эффективных мер, способных свести к минимуму угрозы со стороны экстремистских, сепаратистских, террористических организаций.
  • Противодействие деятельности транснациональных преступных синдикатов, наркокартелей, пресечение нелегальной миграции.
  • Объединение усилий, направленных на повышение общей безопасности, предотвращение новых и скорейшее урегулирование текущих вооруженных конфликтов. Установление справедливого миропорядка, при котором политический и экономический суверенитет гарантируется каждому государству.
  • Развитие взаимодействия по всем направлениям - от углубления экономических связей до культурного обмена.
  • Создание условий, максимально благоприятных для экономического развития региона и каждой отдельной страны ШОС.
  • Обеспечение основополагающих прав и свобод гражданам государств, входящих в организацию, исходя из действующего законодательства и национальных традиций.
  • Развитие отношений со странами или альянсами, проявляющими интерес к сотрудничеству с ШОС.
  • Выработку механизмов интеграции в глобальную экономику без утраты товарно-денежного суверенитета.

Создание ШОС, по мнению ее учредителей, поможет странам, объединившим возможности, дать достойный ответ на любые вызовы.

Особенности структуры

Для облегчения управления весьма громоздкой наднациональной организацией создан довольно эффективный механизм. Каждый его элемент наделен определенными полномочиями. Структура выглядит следующим образом:

Орган Представительство Функционал
СГГ - Совет глав государств Высшие должностные лица государств Определяет целеполагание ШОС. Решает наиболее важные вопросы, касающиеся устройства организации, сотрудничества с внешними альянсами, отдельными государствами. Может изменить статус страны-члена, упразднить либо трансформировать любое структурное подразделение.
СГП - Совет руководителей правительств Премьер-министры Рассматривает конкретные вопросы по налаживанию и углублению экономического сотрудничества. Принимает бюджет организации.
СМИД - Совет глав внешнеполитических ведомств Министры иностранных дел Занимается подготовкой к встрече в рамках саммитов первых лиц государств. Осуществляет контроль над реализацией ключевых политических решений ШОС. Проводит консультации по важным международным проблемам.
Совещания профильных министров Руководители ведомств и министерств по направлениям Решает узкоспециализированные вопросы правового, военного, экономического характера. Регулярно проводятся встречи министров торговли, обороны, культуры, коммуникаций. На совещания собираются главы прокуратур, силовых ведомств.
Секретариат Представители стран участников ШОС Занимается всеми вопросами, касающимися обеспечения текущей деятельности объединения - от выработки повестки дня саммитов до исполнения бюджета. Руководит структурой Генеральный секретарь, выбираемый по ротационному принципу.
СНК - Совет координаторов, представляющих страны Уполномоченные представители от каждого члена организации Координирует и направляет работу секретариата, участвует в решении текущих проблем. Занимается подготовкой к проведению СМИД, СГП, СГГ.
РАТС - аналог регионального антитеррористического центра Руководители национальных структур, специализирующихся на борьбе с терроризмом Обладает статусом юридического лица, имеет штаб-квартиру в Ташкенте. Собирает и обрабатывает информацию о действиях группировок террористов, экстремистов. Разрабатывает методы борьбы с радикальными организациями, формирует предложения для утверждения высшими органами ШОС. Глава РАТС назначается на заседании СГГ.
МБО - Объединение по межбанковскому сотрудничеству Представители крупнейших банков - по одному от каждой страны Создана для реализации совместных кредитно-финансовых проектов. Действует с 2005 г.

Руководящим органом ШОС является СГГ. Его директивы обязаны выполнять все структуры, стоящие ниже в иерархии. Решения на Совете глав государств и совещаниях других подразделений принимаются консолидировано. Для того чтобы они были парафированы, необходимо достижение консенсуса. Определяющим может стать мнение любого члена организации.

К числу постоянно действующих органов относятся Секретариат и РАТС. Члены СНК встречаются ежегодно более трех раз. Совещания профильных министров назначаются по мере необходимости. СМИД и СГП проводятся одновременно с СГГ. Председательствуют на мероприятиях представители страны-организатора ежегодной встречи. Механизм выбора места для проведения саммита прост. Его хозяевами поочередно становятся все государства-участники объединения. Ротация происходит в алфавитном порядке.

Постоянные члены

Тенденция к постепенному расширению прослеживалась с момента образования организации. Сначала, правда, увеличивалось лишь количество государств, относящихся к категории наблюдателей. Однако в 2017 г. объединение обрело двух новых членов. К РФ, Китаю, Таджикистану, Узбекистану, Киргизии, Казахстану присоединились Индия и Пакистан.

Статус постоянного члена дает право пользоваться правами и привилегиями, предусмотренными уставом политико-экономического союза. Среди них стоит отметить доступ к кредитно-финансовым ресурсам по решению Межбанковского объединения.

Государства-партнеры и наблюдатели

Стран, желающих влиться в ШОС, всегда было много. Достаточно сказать, что еще в 2004 г. подобное стремление выразила Монголия. Однако учредители сдерживают процесс расширения. На это есть веские причины.

Между некоторыми азиатскими странами, претендующими на членство, существуют застарелые противоречия, сформировавшиеся столетия назад. Консолидированное решение в таких условиях принять трудно. Кроме того, большое количество второстепенных партнеров снизит внешнеполитический вес союза. Из общего ряда выделяется Беларусь. Горячему желанию А. Лукашенко ввести государство в перспективный союз воспрепятствовала сама природа. Слишком уж далеко от Азии расположена страна, обретшая независимость после распада великой империи.

Государствами наблюдателями ШОС, наряду с Монголией, Беларусью являются Иран и Афганистан. Клуб официальных претендентов на данный статус составляют Катар, Мальдивы, Израиль, Вьетнам, Ирак. На рассмотрении находятся заявки от Сирии, Бангладеш, Египта, Бахрейна, Украины. К категории партнеров по диалогу относятся Азербайджан, Шри-Ланка, Армения, Турция, Камбоджа, Непал.

Интерес к сотрудничеству с Шанхайской организацией проявили авторитетные международные объединения. Соответствующие соглашения ратифицированы с ЕАЭС, ОДКБ, СНГ, ООН, АСЕАН.

Объединяющие факторы

На момент создания организации главным побудительным мотивом для вступления в ее ряды являлась нарастающая угроза со стороны мирового терроризма. Для стран Юго-Восточной или Центральной Азии «Аль-Каида», «Братья мусульмане», ИГИЛ были не просто словами, а реальной опасностью. Военно-дипломатические успехи России на Сирийском фронте, сделавшие полный разгром Исламского государства, неизбежным, косвенным образом помогли стабилизировать ситуацию в бывших среднеазиатских республиках СССР.

Однако новая угроза оказалась еще страшнее. Заокеанский гегемон сбросил маску и показал настоящее лицо. Полное пренебрежение международными договорами, тяга к перманентной экспансии с неограниченным применением силы, демонстрируемые США, заставили вспомнить о мрачной эпохе конкисты. Для большинства азиатских стран спасением теперь может стать лишь союз с могущественными Китаем и Россией.

Не стоит забывать и о том, что экономическое состояние многих государств региона не вызывает оптимизма. Инвестиции из Индии, РФ, Поднебесной некоторым странам участникам ШОС жизненно необходимы.

Внутренние противоречия

Между членами любой крупной международной организации существуют скрытые, а иногда - явные противоречия. Шанхайская восьмерка также не стала исключением. Иллюстрацией этому станет ответ на вопрос - кто лидер в ШОС?

Прозападные политологи безоговорочно отдают главенство в объединении КНР, с ее огромной экономикой. Однако Россия открыто претендует на роль политического локомотива альянса. Главное противоречие между мировыми державами-союзниками проявляется в целеполагании. Пекин рассматривает организацию как инструмент, облегчающий экспансию китайских товаров на новые рынки. Москва считает главной военно-политическую часть соглашения. При этом обе империи втайне остерегаются друг друга.

Кроме того, нельзя сравнивать геополитические интересы Индии и Казахстана, к примеру. Эти страны невозможно сопоставить по численности населения, территории, объему ВВП. Соответственно различаются и цели, которых они хотят достигнуть как члены организации.

Для небольших государств континента вхождение в альянс с участием крупнейших азиатских держав является единственным способом сохранить полноценный суверенитет. Китай и Россия как два противовеса поддерживают систему в стабильном состоянии. Они не потерпят чрезмерной американской или европейской экспансии в регион, не допустят нарушения взаимного баланса.

Достаточно вспомнить как состав организации расширился до 8 членов. На предложение Пекина о приеме в союз давнего протеже - Пакистана, Москва отреагировала мгновенно. Одновременно ряды объединения пополнила Индия.

Перспективы развития

Современный мир стремительно меняется. Мировой гегемон последних десятилетий переживает сложные времена. США, как и любая империя, входящая в эпоху заката, постепенно утрачивает влияние. При этом иллюзия всемогущества, сформировавшаяся за период безраздельного господства, сохраняется. На этом фоне все громче начинают заявлять о себе новые центры силы.

Продолжая поступательное развитие, ШОС способен превратиться из регионального объединения во влиятельнейшую структуру мирового масштаба. Кстати, больше всего этому способствует Вашингтон. Непредсказуемая внешняя политика супердержавы вынуждает азиатские государства проявлять беспокойство о собственном суверенитете. Поэтому можно с уверенностью прогнозировать, что количество стран-претендентов на членство в организации будет только возрастать.

Завершая расшифровку ШОС, как термина и явления международной политики, нельзя не привести несколько любопытных фактов. Они свидетельствуют о глобальности и потенциальном могуществе организации:

  • Она объединяет государства, занимающие более 60% площади Евразии. Здесь сосредоточена почти половина жителей Земли.
  • По данным на конец 2017 г., страны-участники ШОС производили 30,26 % мирового ВВП.
  • Четыре постоянных члена организации являются ядерными державами.

Есть еще одна особенность, отличающая ШОС от других региональных объединений. Среди официальных языков организации нет английского. Этим статусом обладают русский и китайский.

9-10 июня 2018 года в городе Циндао (КНР) состоялось заседание Совета глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества (СГГ ШОС).

В нем приняли участие Премьер-министр Республики Индии Н.Моди, Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев, Председатель Китайской Народной Республики Си Цзиньпин, Президент Кыргызской Республики С.Ш.Жээнбеков, Президент Исламской Республики Пакистан М.Хуссейн, Президент Российской Федерации В.В.Путин, Президент Республики Таджикистан Э.Рахмон и Президент Республики Узбекистан Ш.М.Мирзиёев.

Председательствовал на заседании Председатель Китайской Народной Республики Си Цзиньпин.

В заседании участвовали Генеральный секретарь ШОС Р.К.Алимов и Директор Исполнительного комитета Региональной антитеррористической структуры (РАТС) ШОС Е.С.Сысоев.

В мероприятии приняли участие Президент Исламской Республики Афганистан А.Гани, Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко, Президент Исламской Республики Иран Х.Рухани, Президент Монголии Х.Баттулга, а также Первый заместитель Генерального секретаря Организации Объединенных Наций А.Мохаммед, Генеральный секретарь Ассоциации государств Юго-Восточной Азии Лим Джок Хой, Исполнительный секретарь Содружества Независимых Государств С.Н.Лебедев, Генеральный секретарь Организации Договора о коллективной безопасности Ю.Г.Хачатуров, Исполнительный директор Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии Гун Цзяньвэй, Председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии Т.С.Саркисян, Вице-президент Всемирного банка В.Квава, Директор департамента Международного валютного фонда Ли Чан Ён.

Руководители государств-членов рассмотрели ход реализации итогов Астанинского саммита 2017 года и первоочередные задачи дальнейшего развития ШОС в контексте текущих процессов в мировой политике и экономике. Согласованные позиции сторон отражены в принятой Циндаоской декларации.

Констатировано, что государства-члены, твердо придерживаясь целей и принципов Хартии ШОС и следуя «шанхайскому духу», поступательно решают задачи, определенные в Стратегии развития ШОС до 2025 года. Отмечено, что ШОС сегодня утвердилась в качестве уникального, влиятельного и авторитетного регионального объединения, потенциал которого заметно возрос со вступлением в Организацию Индии и Пакистана.

Подтверждено намерение продолжить укрепление практического взаимодействия в области политики, безопасности, торговли и экономики, в том числе финансовой, инвестиционной, транспортной, энергетической, сельскохозяйственной, а также культурно-гуманитарных связей. Одобрен План действий на 2018-2022 годы по реализации положений Договора о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве государств-членов ШОС.

В контексте обмена мнениями по актуальной международной и региональной проблематике подчеркнута необходимость наращивания совместных усилий в обеспечении безопасности и стабильности на пространстве ШОС, а также в содействии формированию международных отношений нового типа и общего видения идеи создания сообщества единой судьбы человечества.

Государства-члены последовательно выступают за урегулирование ситуации в Афганистане, Сирии, на Ближнем Востоке и Корейском полуострове и других региональных конфликтов в рамках общепризнанных норм и принципов международного права. Отмечена важность устойчивой реализации Совместного всеобъемлющего плана действий по урегулированию ситуации вокруг иранской ядерной программы.

Государства-члены подтверждают твердую поддержку усилиям ООН по обеспечению международного мира и безопасности. Они отметили необходимость консенсуса по вопросу о принятии Всеобъемлющей конвенции ООН против международного терроризма, а также инициативу Республики Казахстан по продвижению на площадке ООН Кодекса поведения по достижению мира, свободного от терроризма.

Руководители государств-членов отметили намерения Кыргызской Республики и Республики Таджикистан выдвинуть свои кандидатуры в непостоянные члены СБ ООН.

Неизменной остается скоординированная линия ШОС на эффективную борьбу с вызовами и угрозами безопасности. Продвижению практического взаимодействия в этой сфере будет способствовать принятая Программа сотрудничества государств-членов ШОС в противодействии терроризму, сепаратизму и экстремизму на 2019-2021 гг. Особая роль в ее выполнении отводится РАТС ШОС.

Дана высокая оценка итогам Международной конференции по вопросам противодействия терроризму и экстремизму (г. Душанбе, 3-4 мая 2018 года), ставшей важной платформой для взаимодействия сторон по указанным направлениям.

Руководители государств-членов выступают за налаживание комплексной работы по духовно-нравственному воспитанию молодого поколения и предупреждения его вовлечения в деструктивную деятельность. В этой связи приняты Совместное обращение к молодежи и Программа действий по выполнению его положений, поддержана инициатива Республики Узбекистан о принятии специальной резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «Просвещение и религиозная толерантность».

Государства-члены будут и далее продвигать сотрудничество в борьбе с незаконным оборотом наркотиков на основе Антинаркотической стратегии ШОС на 2018-2023 гг. и Программы действий по ее выполнению, а также Концепции ШОС по профилактике злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами.

ШОС продолжит вносить вклад в выстраивание широкого и взаимовыгодного сотрудничества в сфере обеспечения информационной безопасности, выработку универсальных международных правил, норм и принципов ответственного поведения государств в информационном пространстве.

Подтверждена приверженность государств-членов ШОС центральной роли ООН в продвижении реализации Глобальной Повестки дня в области устойчивого развития. Подчеркнута важность совершенствования архитектуры глобального экономического управления, последовательного укрепления и развития многосторонней торговой системы, ядром которой является Всемирная торговая организация, в интересах формирования мировой экономики открытого типа.

ШОС стремится к созданию благоприятных условий для торговли и инвестиций, определению совместных подходов к решению задач по упрощению процедур торговли, стимулированию электронной торговли, развитию индустрии услуг и торговли услугами. Будут продолжены усилия по поддержке микро-, малого и среднего предпринимательства, продвижению сотрудничества в сфере транспорта, энергетики и сельского хозяйства.

Поддержана инициатива о проведении в Узбекистане первой встречи руководителей железнодорожных администраций государств-членов ШОС.
В целях усиления внимания к проблемам экологии государства-члены приняли Концепцию сотрудничества в области охраны окружающей среды. Продолжена работа над проектом Программы сотрудничества государств-членов ШОС по продовольственной безопасности.

Дана высокая оценка инициативе Республики Таджикистан о Международном десятилетии действий «Вода для устойчивого развития, 2018-2028 годы» и проведении под эгидой ООН Международной конференции высокого уровня по этой теме (г. Душанбе, 20-22 июня 2018 года).

Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Исламская Республика Пакистан, Российская Федерация, Республика Таджикистан и Республика Узбекистан подтвердили поддержку инициативы Китайской Народной Республики «Один пояс, Один путь» (ОПОП), отметили усилия по совместной ее реализации, в том числе по сопряжению строительства Евразийского экономического союза и ОПОП.

Руководители государств-членов выступают за использование потенциала стран региона, международных организаций и многосторонних объединений в целях формирования на пространстве ШОС широкого, открытого, взаимовыгодного и равноправного партнерства.

Развитию межрегионального сотрудничества будет способствовать создание в ШОС Форума глав регионов. Отмечено намерение провести первое заседание Форума в 2018 году в г. Челябинске (Российская Федерация)

Будут продолжены усилия по раскрытию в полном объеме потенциала Делового совета ШОС и Межбанковского объединения ШОС.

Подтверждена позиция в пользу дальнейшего укрепления практического сотрудничества в банковско-финансовой сфере и продолжения поиска общих подходов по вопросу создания Банка развития ШОС и Фонда развития (Специального счета) ШОС.

Подтверждая особую роль гуманитарного сотрудничества в укреплении взаимопонимания, доверия и дружбы между народами, руководители государств-членов высказались за развитие многопланового взаимодействия в сфере культуры, образования, науки и техники, а также в области здравоохранения, туризма и спорта.

Подчеркнуто стремление наращивать многопрофильное сотрудничество с государствами-наблюдателями и партнерами по диалогу ШОС, а также международными и региональными организациями.

По итогам заседания также приняты Совместное заявление глав государств об упрощении процедур торговли и Заявление глав государств о совместном противодействии угрозам эпидемий на пространстве ШОС. Подписаны План совместных действий по реализации Программы сотрудничества государств-членов ШОС в сфере туризма на период 2019-2020 годов, Меморандум о взаимопонимании по стимулированию сотрудничества в рамках ШОС в области микро-, малого и среднего предпринимательства, Регламент информационного взаимодействия круглосуточных контактных пунктов, осуществляемого с использованием каналов оперативной платформы CENcomm RILO-МОСКВА, Меморандум об обмене информацией о трансграничных перемещениях озоноразрушающих веществ и опасных отходов.
Заслушаны и утверждены доклады Генерального секретаря ШОС о деятельности ШОС за прошедший год и Совета Региональной антитеррористической структуры о деятельности РАТС в 2017 году.

Совет глав государств-членов ШОС назначил В.И.Норова (Республика Узбекистан) Генеральным секретарем ШОС и Д.Ф.Гиёсова (Республика Таджикистан) Директором Исполнительного комитета РАТС на период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2021 года.

В период после саммита в Астане (8-9 июня 2017 г.) состоялись заседание Совета глав правительств (премьер-министров) государств-членов (г. Сочи, 30 ноября — 1 декабря 2017 г.), встреча секретарей советов безопасности (г. Пекин, 21-22 мая 2018 г.), внеочередное и очередное заседания Совета министров иностранных дел (г. Нью-Йорк, 20 сентября 2017 г., г. Пекин, 24 апреля 2018 г.), заседания Совета национальных координаторов (г. Янчжоу, г. Москва, г. Пекин, август 2017 г. — июнь 2018 г.), Совета Региональной антитеррористической структуры (г. Пекин, 17 сентября 2017 г., г. Ташкент, 5 апреля 2018 г.), заседание руководителей пограничных служб компетентных органов (г. Далянь, 29 июня 2017 г.), совещания руководителей ведомств, занимающихся вопросами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (г. Чолпон-Ата, 24-25 августа 2017 г.), министров юстиции (г. Ташкент, 20 октября 2017 г.), председателей Верховных судов (г. Ташкент, 25-27 октября 2017 г., г. Пекин, 25 мая 2018 г.), глав служб, отвечающих за обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия (г. Сочи, 31 октября 2017 г.), министров, отвечающих за внешнеэкономическую и внешнеторговую деятельность (г. Москва, 15 ноября 2017 г.), генеральных прокуроров (г. Санкт-Петербург, 29 ноября 2017 г.), руководителей министерств и ведомств науки и техники (г. Москва, 18-21 апреля 2018 г.), Форум ШОС (г. Астана, 4-5 мая 2018 г.), встреча руководителей национальных туристских администраций (г. Ухань, 7-11 мая 2018 г.), министров обороны (г. Пекин, 24 апреля 2018 г.), министров культуры (г. Санья, 15 мая 2018 г.), руководителей компетентных органов наделенных полномочиями по борьбе с наркотиками (г. Тяньзинь, 17 мая 2018 г.), Форум женщин ШОС (г. Пекин,
15-17 мая 2018 г.), Форум СМИ ШОС (г. Пекин, 1 июня 2018 г.), заседания Правления Делового совета ШОС (г. Пекин, 6 июня 2018 г.) и Совета Межбанковского объединения ШОС (г. Пекин, 5-7 июня 2018 г.), а также другие мероприятия на различных уровнях.

Руководители государств-членов дали высокую оценку проделанной Китайской Народной Республикой работе во время председательства в ШОС и выразили признательность китайской стороне за гостеприимство и хорошую организацию саммита в г. Циндао.

Председательство в Организации на предстоящий период переходит к Кыргызской Республике. Очередное заседание Совета глав государств-членов ШОС состоится в 2019 году в Кыргызской Республике.

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) - региональная международная организация, основанная в 2001 году лидерами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Кыргызстана и Узбекистана. За исключением Узбекистана, остальные страны являлись участницами «Шанхайской пятёрки», основанной в результате подписания в 1996-1997 гг. между Казахстаном, Кыргызстаном, Китаем, Россией и Таджикистаном соглашений об укреплении доверия в военной области и о взаимном сокращении вооружённых сил в районе границы. После включения Узбекистана в 2001 году участники переименовали организацию.

Общая территория входящих в ШОС стран составляет 30 млн кмІ, то есть 60 % территории Евразии. Её совокупный демографический потенциал - четвёртая часть населения планеты (общая численность населения стран-участниц Шанхайской организации сотрудничества: 1 млрд. 455 млн. человек), а если учесть вместе с населением Индии и других стран наблюдателей, то количество жителей стран, имеющих прямое отношение к ШОСу, будет немногим меньше всего населения земного шара, а экономический потенциал включает самую мощную после США китайскую экономику.

Одна из особенностей ШОС заключается в том, что она в статусном отношении не является ни военным блоком, как НАТО, ни открытым регулярным совещанием по безопасности, как АРФ АСЕАН, занимая промежуточную позицию. Главными задачами организации являются укрепление стабильности и безопасности на широком пространстве, объединяющем государства-участников, борьба с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, наркотрафиком, развитие экономического сотрудничества, энергетического партнерства, научного и культурного взаимодействия.

Ст.15 Хартии определяет правоспособность организации. ШОС в качестве субъекта международного права обладает международной правоспособностью. Она пользуется на территории каждого государства-члена такой правоспособностью, которая необходима для реализации ее целей и задач.

ШОС пользуется правами юридического лица и может, в частности:

  • - заключать договоры;
  • - приобретать движимое и недвижимое имущество и распоряжаться им;
  • - выступать в судах в качестве истца или ответчика;
  • - открывать счета и совершать операции с денежными средствами.

Решения в органах ШОС принимаются путем согласования без проведения голосования и считаются принятыми, если ни одно из государств-членов в процессе согласования не возразило против них (консенсус), за исключением решений о приостановке членства или об исключении из Организации, которые принимаются по принципу "консенсус минус один голос заинтересованного государства-члена".

Любое государство-член может изложить свою точку зрения по отдельным аспектам и/или конкретным вопросам принимаемых решений, что не является препятствием для принятия решения в целом. Эта точка зрения заносится в протокол заседания.

В случаях незаинтересованности одного или нескольких государств-членов в осуществлении отдельных проектов сотрудничества, представляющих интерес для других государств-членов, неучастие в них указанных государств-членов не препятствует осуществлению заинтересованными государствами-членами таких проектов сотрудничества и, вместе с тем, не препятствует указанным государствам-членам в дальнейшем присоединиться к осуществлению таких проектов.

Решения органов ШОС исполняются государствами-членами в соответствии с процедурами, определяемыми их национальным законодательством (Ст. 17 Хартии).

Контроль за выполнением обязательств государств-членов по реализации Хартии, других действующих в рамках ШОС договоров и решений ее органов осуществляется органами ШОС в пределах их компетенции.

Государства-члены в соответствии с их внутренними правилами и процедурами назначают своих постоянных представителей при Секретариате ШОС, которые входят в состав дипломатического персонала посольств государств-членов в г.Пекине.

ШОС и ее должностные лица пользуются на территориях всех государств-членов привилегиями и иммунитетами, которые необходимы для выполнения функций и достижения целей Организации.

Объем привилегий и иммунитетов ШОС и ее должностных лиц определяется отдельным международным договором.

Официальными и рабочими языками ШОС являются русский и китайский языки.

Для выполнения целей и задач Хартии ШОС в рамках Организации действуют:

  • · Совет глав государств;
  • · Совет глав правительств (премьер-министров);
  • · Совет министров иностранных дел;
  • · Совещания руководителей министерств и/или ведомств;
  • · Совет национальных координаторов;
  • · Региональная антитеррористическая структура;
  • · Секретариат.

Функции и порядок работы органов ШОС, за исключением Региональной антитеррористической структуры, определяются соответствующими положениями, которые утверждаются Советом глав государств.

Совет глав государств может принять решение о создании других органов ШОС. Создание новых органов оформляется в виде дополнительных протоколов, которые вступают в силу в порядке, установленном статьей 21 Хартии.

Совет глав государств является высшим органом ШОС. Он определяет приоритеты и вырабатывает основные направления деятельности Организации, решает принципиальные вопросы ее внутреннего устройства и функционирования, взаимодействия с другими государствами и международными организациями, а также рассматривает наиболее актуальные международные проблемы.

Совет собирается на очередные заседания один раз в год. Председательствование на заседании Совета глав государств осуществляет глава государства - организатора очередного заседания. Место проведения очередного заседания Совета определяется, как правило, в порядке русского алфавита названий государств - членов ШОС.

Совет глав правительств (премьер-министров) принимает бюджет Организации, рассматривает и решает основные вопросы, относящиеся к конкретным, в особенности экономическим сферам развития взаимодействия в рамках Организации.

Совет собирается на очередные заседания один раз в год. Председательствование на заседании Совета осуществляет глава правительства (премьер-министр) государства, на территории которого проводится заседание.

Место проведения очередного заседания Совета определяется по предварительной договоренности глав правительств (премьер-министров) государств-членов.

Совет министров иностранных дел рассматривает вопросы текущей деятельности Организации, подготовки заседания Совета глав государств и проведения консультаций в рамках Организации по международным проблемам. Совет может в случае необходимости выступать с заявлениями от имени ШОС.

Совет собирается, как правило, за один месяц до проведения заседания Совета глав государств. Внеочередные заседания Совета министров иностранных дел созываются по инициативе не менее двух государств-членов и с согласия министров иностранных дел всех других государств-членов. Место проведения очередного и внеочередного заседания Совета определяется по взаимной договоренности.

Председательствование в Совете осуществляет министр иностранных дел государства - члена Организации, на территории которого проводится очередное заседание Совета глав государств, в течение срока, начинающегося с даты завершения последнего очередного заседания Совета глав государств и завершающегося датой очередного заседания Совета глав государств.

Председатель Совета министров иностранных дел при осуществлении внешних контактов представляет Организацию в соответствии с Положением о порядке работы Совета.

В соответствии с решениями Совета глав государств и Совета глав правительств (премьер-министров) руководители отраслевых министерств и/или ведомств государств-членов на регулярной основе проводят совещания для рассмотрения конкретных вопросов развития взаимодействия в соответствующих областях в рамках ШОС.

Председательствование осуществляет руководитель соответствующего министерства и/или ведомства государства - организатора совещания. Место и время проведения совещания согласуются предварительно.

Для подготовки и проведения совещаний по предварительной договоренности государств-членов могут создаваться на постоянной или временной основе рабочие группы экспертов, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с регламентами работы, утверждаемыми на совещаниях руководителей министерств и/или ведомств. Эти группы формируются из представителей министерств и/или ведомств государств-членов.

Совет национальных координаторов является органом ШОС, осуществляющим координацию и управление текущей деятельностью Организации. Он проводит необходимую подготовку заседаний Совета глав государств, Совета глав правительств (премьер-министров) и Совета министров иностранных дел. Национальные координаторы назначаются каждым государством-членом в соответствии с его внутренними правилами и процедурами.

Совет собирается на заседания не реже трех раз в год. Председательствование в Совете осуществляет национальный координатор государства - члена Организации, на территории которого будет проводиться очередное заседание Совета глав государств, в течение срока, начинающегося с даты завершения последнего очередного заседания Совета глав государств и завершающегося датой очередного заседания Совета глав государств.

Председатель Совета национальных координаторов по поручению председателя Совета министров иностранных дел при осуществлении внешних контактов может представлять Организацию в соответствии с Положением о порядке работы Совета национальных координаторов.

Региональная антитеррористическая структура государств - участников Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 года с месторасположением в городе Ташкенте (Республика Узбекистан) является постоянно действующим органом ШОС.

Региональная антитеррористическая структура (РАТС) -- постоянно действующий орган ШОС со штаб-квартирой в Ташкенте, предназначенный для содействия координации и взаимодействию компетентных органов сторон в борьбе с терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом. Он имеет статус юридического лица и право заключать договоры, приобретать движимое и недвижимое имущество и распоряжаться им, открывать и вести банковские счета, возбуждать иски в судах и участвовать в судебных разбирательствах. Эти права от имени РАТС осуществляются директором Исполнительного комитета РАТС. Главные функции этого органа заключаются в координации усилий всех государств-членов ШОС в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом -- разработка предложений по борьбе с терроризмом, сбор и анализ информации, формирование банка данных о лицах и организациях, оказывающих поддержку преступникам, содействие в подготовке и проведении оперативно-розыскных и иных мероприятий по борьбе с названными явлениями, поддержание контактов с международными организациями. РАТС состоит из Совета и Исполнительного комитета (постоянно действующий орган). Совет, в состав которого входят руководители компетентных органов стран Организации, представляет собой руководящий орган, принимающий решения. Председатель Исполком РАТС назначается Советом глав государств.

Секретариат является основным постоянно действующим исполнительным органом ШОС и осуществляет координацию, информационно-аналитическое, юридическое и организационно-техническое обеспечение деятельности Организации, разрабатывает предложения по развитию сотрудничества в рамках ШОС и международных связей Организации, контролирует выполнение решений органов ШОС.

Секретариат возглавляется Генеральным секретарем, который утверждается Советом глав государств по представлению Совета министров иностранных дел.

Генеральный секретарь назначается из числа граждан государств-членов на ротационной основе в порядке русского алфавита названий государств-членов сроком на три года без права продления на следующий срок. С 1 января 2010г. - представитель Кыргызстана М.С. Иманалиев.

Заместители Генерального секретаря утверждаются Советом министров иностранных дел по представлению Совета национальных координаторов. Они не могут быть представителями того государства, от которого назначен Исполнительный секретарь.

Должностные лица Секретариата нанимаются из числа граждан государств-членов на квотной основе.

При исполнении служебных обязанностей Генеральный секретарь, его заместители и другие должностные лица Секретариата не должны запрашивать или получать указания от какого бы то ни было государства-члена и/или правительства, организаций или частных лиц. Они должны воздерживаться от любых действий, которые могли бы отразиться на их положении как международных должностных лиц, ответственных только перед ШОС.

Государства-члены обязуются уважать международный характер обязанностей Генерального секретаря, его заместителей и персонала Секретариата и не оказывать на них влияние при исполнении ими служебных обязанностей.

Местом расположения Секретариата ШОС является город Пекин (Китайская Народная Республика).

До 2006 года должность Генерального секретаря отсутствовала, вместо неё существовал институт исполнительного секретаря, который формально мог действовать только от имени Секретариата ШОС. Cуществует мнение в необходимости реструктуризации Секретариата ШОС в более независимый исполнительный орган, в связи с отсутствием у него на данный момент достаточного объема прав и финансирования. В то время как в ООН, НАТО, ОДКБ и других организациях исполнительные органы относительно независимы и в связи с этим способны сами разрабатывать повестку дня своих организаций, выходить с инициативами и даже способствовать принятию своих инициативных предложений руководством государств-членов, Секретариат ШОС реально не ведет оргработу, которой, по сути, занимается Совет национальных координаторов. В результате любой вопрос сотрудники Секретариата должны согласовывать с национальным координатором направившей его страны, а тот - с национальными координаторами других стран. Это не способствует созданию в Секретариате институциональной этики. Получается, что, по сути, Секретариат ШОС представляет собой не независимый орган международной организации, а коллектив, состоящий из национальных представителей.

ШОС имеет собственный бюджет, который формируется и исполняется в соответствии со специальным Соглашением между государствами-членами. Это Соглашение также определяет размеры взносов, которые ежегодно вносят государства-члены в бюджет Организации на основе принципа долевого участия.

Средства бюджета направляются на финансирование постоянно действующих органов ШОС в соответствии с вышеупомянутым Соглашением. Государства-члены самостоятельно несут расходы, связанные с участием их представителей и экспертов в мероприятиях Организации.

Решения в органах ШОС принимаются путем консенсуса. Порядок работы всех органов Шанхайской организации сотрудничества был окончательно разработан и принят в 2003 году, на московском саммите. Основные структуры организации приступили к работе с января 2004 года, после чего данное объединение функционирует в качестве полноценной международной организации.

Таким образом к моменту написания работы членами организации являются - Казахстан, Кыргызстан, КНР, Россия, Таджикистан, Узбекистан.

Государства-наблюдатели - Индия, Иран, Монголия, Пакистан.

Партнёры по диалогу - Белоруссия, Шри-Ланка.

Получавшие приглашение на саммиты глав государств ШОС - Афганистан, СНГ, АСЕАН, ООН, ЕврАзЭС, США.

Измена мужа