Водяной дух. Водяной любит, чтобы речной омут находился рядом с чем? Магические свойства водяного

В славянской мифологии водяной - часто встречающийся персонаж. Кто он таков? Чем дедушка водяной отличается от других духов?

Водяной - в славянской мифологии дух, обитающий в воде, хозяин вод.

Дедушка водяной в мифологии славян - настоящий повелитель дна речного или озерного. У него есть собственное хозяйство, скотина, состоящие из рыб и водоплавающих птиц, а его подданными считаются русалки и прочие жители. Хотя водяной и не слишком злобен, но он не упустит шанс заманить неосторожных купальщиков на дно, чтобы они развлекали там его. Оттого-то в мифологии славян водяной не считается персонажем положительным. Его образ олицетворяет саму стихию воды: опасную, непредсказуемую.

Облик водяного в славянской мифологии

Водяного дедушку в мифологии описывают по-разному. Обычно считали, что он всем подобен рыбе: выпученные глаза, хвост, покрыт тиной. Впрочем, облик водяного изменчив, это один из духов, способный к оборотничеству:

Он па всякаму бывает. Высунет голову на сушу и наложит. Цветам бывает синий или как налим, цвятной… У няго есть два уса толька. Он пахож на рыбу с хвастом. Снизу у няго два крыла.

Водяной способен становиться рыбой, человеком, лошадью, корягой:

Вересина плывет по середине, под мост. Вдруг засмеется, захохочет, не поймешь… Он всяко прикидывается.

Описывали еще славяне, что Водяной олицетворяет саму реку. Объясняли, что тина - это его волосы, а пена на поверхности воды - слюни, которые текут у него изо рта.

Водяной живет в глубоких местах, особенно около водяной мельницы. Могли жить водяные дедушки и в родниках, причем они считались особо сильными.

Водяные очень любят скотину, время от времени выпускают свое стадо погулять по берегу реки. Ходили поверья, что ловкий человек мог завладеть коровами и лошадями водяного дедушки с помощью особых ритуалов. Но вообще-то лучше к стаду не подходить, чтобы Водяного дедушку не прогневать.

Чем опасен Водяной для людей и как от него защититься?

Раньше каждый купающийся знал об опасности утонуть. Перед купанием или поездкой на лодке надо было спросить разрешение Водяного. Также нельзя было ходить по воду ночью, а если иначе нельзя, то надо было тоже обратиться к духу. Также надо было купаться только в урочный час, не снимать с себя при купании оберегов. Не любит Водяной, когда шумят, поминают зайца, медведя, его самого, вообще много болтают. Есть периоды, когда Водяной особенно опасен. Это период Купалина дня, время цветения ржи, полночь, полдень, особенно ночь. Тогда опасались даже проходить мимо берегов рек или озер.

Отношения водяного и мельника в славянской мифологии

Мельники, которые постоянно работали близ воды, особо почитали водяных дедушек. Из-за этого их часто считали ведунами, знающимися с потусторонним миром. Когда водяную мельницу только строили, то приносили различные жертвы,например, лошадиные черепа, съестные припасы, и читали заговоры. Мифология славян говорит о том, что Водяные очень любят черных животных, поэтому таких всегда держали на мельницах. Любые прорывы плотины и поломки жерновов связывались с проказами Водяного.

Дни почитания водяного в мифологии славян

Чтобы Водяной не нападал на человека, раз в году, по весне, его чествовали: приносили ему съестное, делали жертвы для того, чтобы никто из села не утонул.

Третьего апреля носили подарки водяному: «Храни, спасай нашу семью». Прямо в речку бросали муку: «Храни, паси нашу семью».

Осенью, четвёртого октября , прощались с Водяным - несли требу и желали спокойной зимы.

Водяной - олицетворение могучей стихии, поэтому наши предки верили, что он есть.. Многое с тех пор позабылось, но мы стараемся возродить дух старины, показать все многообразие мифологии славян. Это настоящая сокровищница!

Подробнее о славянской мифологии.

3 апреля — Водопол (День Водяного) - пробуждение Водяных и Русалок после зимнего сна, начало ледохода и разлива рек. Другие названия праздника: Пробуждение Водяного, Угощение водяного, Водопол, Ледокол, Праздник рыболовов.

Просыпается Водяной от зимней спячки. Водяной дух ослаб за зиму. Ему нынче не худо чем-то поживиться да царство свое водяное оглядеть. В этот день рыболовы приходили к воде в полночь полакомить Водяного-дедушку. Рыбаки угощали Водяного выливая в реку масло, приговаривая: «Вот тебе, дедушка, гостинцу на новоселье. Люби да жалуй нашу семью».

Водяной дедушка — хозяин вод. Водяные пасут на дне рек и озер стада своих коров — сомов, карпов, лещей и прочей рыбы. Командует русалками, ундинами и прочими водными жителями. Вообще он добрый, но иногда любит водяной побаловаться и затащить на дно, какого-нибудь зазевавшегося человека, чтобы он его развлекал. Утопленники кстати тоже ходят в услужении у водяного.

Водяного представляли в виде голого обрюзглого старика, пучеглазого, с рыбьим хвостом. Он опутан тиной, имеет большую окладистую бороду, зеленые усы. Мог обернуться крупной рыбой, ребенком или лошадью. Обитает чаще в омутах, любит селиться под водяной мельницей. Он способен разрушить запруды, потому его надо умилостивить, принося в жертву какое-нибудь животное. В застойных озёрах мог представлять горбатого и бородатого старика с ногами и хвостом, как у коровы.

Особой силой наделялись родниковые Водяные, ведь родники, по преданиям, возникли от удара молнии Перуна — самого сильного божества. Такие ключи назывались «гремячими» и это сохранилось в названии многих источников.

В этот день рыбаки примечали: «Если лёд в этот день не пройдёт, то рыбный лов будет худой». Этому дню предшествовал Тит и Поликарп Ледолом (2 апреля) - собственно начало ледолома: «Загуляла река-матушка», «Ворона каркала-каркала да Поликарпов день и накаркала», «Лёд ломается хрястно - ходить по нему опасно». На Акулину (7 апреля), по поверьям, Русалки выходят на берег, просят у людей холстины - наготу прикрыть. Потому-то в этот день, ещё на заре, приносили бабы на берега рек и озёр чистые льняные рубашки или просто куски холста, веря, что за это Русалки оберегут от глубокой воды их самих и всё их семейство… Вскоре после Никиты Водопола и Акулины отмечался Антип Половод (11 апреля): «Антип воды распустил», «Антиповы водополы - подставляй подолы, жита некуда сыпать будет».

Кто такой Водяной? (основа текста — Тайгана)

Огонь и вода представляют собой священные стихии, не приемлющие ничего «нечистого», ими вершился божий суд, ими клялись, у них вопрошали о будущем… По поверьям вода «выталкивает» из себя все нечистое. Сам мир изначально был растворен в бескрайних водах. В более позднее время вода воспринималась как граница между мирами. Издавна у многих народов существовали обычаи проверять правдивость слов и чистоту намерений, выводить неправду наружу при испытании водой. Возводящего поклеп и обвиненного опускали в прорубь или же в реку, и смотрели — кто первый забьется, запросит пощады, тот и виновен. Считалось, что «виновному» вода причиняет боль, оттого он и не выдерживает. Чтобы вычислить неизвестного преступника из числа знакомых (односельчан) брали чашу с водой, в которую опускали жребьи с написанными именами всех «участников». Тот, чей жребий никак не тонул, признавался виновным. Отсюда взялась присказка «вывести на чистую воду».

С приходом христианства древние верования исказились, продолжая существовать уже в измененном виде. Раньше хозяин водных пространств — не важно, море-океана или же самого заросшего болотца — воспринимался как тот, кто распоряжается судьбой своих владений и всего того, что в них попадает. Водяной «срастался» со своим владением, и если вдруг уходила вода, пересыхали озерца и мелели реки, то в народе считалось, что это «хозяин» ушел. Он мог быть капризным или гневливым, проказливым или мрачным, ужасным и справедливым, но не выступал как безусловное зло (как это пытаются доказать христиане). В названии рек сохранилось почтительное наименование стихии воды: Волга-матушка, Дон-батюшка, Дунай-богатырь. Водным духам приносились жертвы, их уважали, с ними находили общий язык.

Существовало разделение на водных мужских и женских духов, в поздние времена разделившихся на водяных и русалок (речных/лебединых дев). Сейчас речь пойдет именно о мужских водяных духах.

Будучи «хозяином», водяной всегда заботился о чистоте своих владений, и его сила как существа «потустороннего» передавалась месту. Чем заботливей был «хозяин», тем больше проявлялись магические свойства воды. Люди же, если не досаждали водяному, могли рассчитывать на его помощь и покровительство. При содействии водяного рыба сама шла в сети, на мельнице не заканчивалась мука и т.д. В противном случае улов мог превратиться в говно, сети — в лохмотья, а спокойная вода — в злую стихию, сносящую все на своем пути.

Христианство определило всех хозяев водных пространств как упавших с неба в реки и моря мятежных ангелов, и, соответственно, наделило их чертами отрицательных персонажей, тем самым противореча изначальному посылу отторжения водой «дьявольского». На земле же много озер, речек, ручьев и болот — откуда взяться такому числу грешных ангелов? Поэтому на роль водяных стали претендовать утопленники, проклятые или некрещеные люди (младенцы), продолжающие жить под водой. Причем, считалось, что водяной всегда забирает к себе душу, тело же за ненадобностью выбрасывает на берег — чтобы люди похоронили, воду не мутили. Если же тело не находилось, это означало, что утопленник стал одним из обитателей подводного мира, но кем — «слугой» или «хозяином» — зависело от личных качеств человека. Также считалось, что «дух-хозяин» может выбирать среди жертв наиболее достойных, чтобы передать им власть над местом. В народе водяного называли «водяник», «водяной хозяин», «водяной черт», «дедушка водяной», «топельник», «волосатик», «навной».

Будучи агрессивным по отношению к людям, водяной мог «забирать» тех, кто купается (особенно в полдень и в полночь, на Купалу или Илью — периоды наибольшей активности водяного), топить лодки, ломать водяные мельницы. Однако водяной мог быть и благодарным человеку, если тот, например, вбросил его с суши в воду и тем самым спас ему жизнь. Тогда водяной всячески способствовал во всех делах, связанных с водой, особенно в рыбалке. Чтобы заручиться поддержкой водяного в рыбацком деле, нужно было заключить с ним союз. Особенно его услугами пользовались мельники, которые в качестве жертвы забрасывали под первый лёд сало или свиной окорок.

Водяной, подобно лешему, может принимать любой облик. Нередки для него зооморфные черты: рыбья чешуя, коровий хвост, утиные перепончатые лапы и т.п. Нет проблем у водяного и со сменой пола: прикинуться он может и женщиной, и ребенком, и мужчиной; может выглядеть как зверь, птица или рыба, однако перекидываясь в них, достаточно часто оказывается помечен синим цветом. Для зверя и рыбы это может проявляться в изменении окраса, для человека же — в голубой крови. (Синий цвет присущ не только водяному, но и лешему, и является определением принадлежности к старым языческим божествам, каковыми они изначально и были).

Подобно всем существам «иного» мира, водяной может иметь какое-то уродство: например, он горбат, или обладает чересчур большой головой, или же копытами вместо ног. Впрочем, и у него все же есть наиболее излюбленный облик. Это либо получеловек-полурыба, чьи черты расплывчаты и как бы подернуты рябью, либо длиннобородый старик с запутавшейся ряской меж волос, облепленный грязью и тиной, с большим пузом или, наоборот, ужасно худой. А если он выглядит как обычный человек, то опознать его можно по мокрым волосам и краям платья. Впрочем, описаний водяного довольно много.

Считается, что облик водяного зависит от фазы Луны. Когда Луна только начинает расти, «хозяин» кажется молодым человеком, когда же на ущербе — он седеет, превращаясь в старика.

Живет водяной в омутах, водоворотах, на старых мельницах и под шлюзами, а также на дне реки. Но обязательно вода, в которой поселяется «хозяин», должна быть «живой». Водяному иногда приписывается обладание роскошными, хрустальными хоромами и сокровищами под толщей воды. Хотя часто быт водяного рисуется как отражение реальности, без особой роскоши. Ну, хороший дом, скот (преимущественно черные лошади и коровы), жена, дети…

Активность жизни водяного подчинена колесу года. Зимой он, подобно лешему, спит, просыпаясь лишь в начале апреля, с приходом весны. Однако даже зимой можно дозваться до водяного, чтобы, например, он помог в святочных гаданиях у проруби. Наибольшая же активность лешего связана с летними праздниками (Купалой, Петровым днем и т.д.). На Купалу, в дни солнцеворота наиболее мощно проявляют себя все жизненные природные силы. Вода, в т.ч. роса, обладает в этот период максимально целительными и очищающими свойствами, водяной же находится на пике своих возможностей. На Петров день водяной справляет, можно сказать, «профессиональный» праздник (апостол Петр — «Рыболов», покровитель рыбных промыслов). Также активен водяной и на Ильинской неделе. Вероятность встречи с водяным возрастает в «пиковые» моменты суточного цикла — в полдень и полночь (особенно при лунном свете).

Чтобы умилостивить водяного, накануне его пробуждения и перед началом зимней спячки приносились жертвы. В любом случае, водяной «насыщался» энергией жертвы, которая одновременно являлась авансом (весна) и платой (осень) за улов. Общение с «хозяином» накладывало на человека ряд обязанностей и ограничений, не позволявших последнему выказывать неудовольствие, брать рыбы более, чем требовалось для пропитания, загрязнять воду; необходимо было вежливо общаться с хозяином, его «домом».

Водяному также приписывались пророческие функции. Будучи хозяином вод, которые проникают повсюду, он знал все, что происходит в мире. В зеркале воды водяной мог показывать и будущее. (Например, на святочные гадания девушки ходили к проруби, стараясь разглядеть в ней лицо суженого.) Водяной, а вернее, водяница, мог исцелить, наделить здоровьем и красотой. Главное — уважительно относится к владениям духов — «хозяев», не вынуждая их вступать в борьбу за выживание.

Оберегом от водяного считались пепел, свист, а также хлеб из муки, смолотой на Купалу: съев его, человек не мог утонуть. Однако, говорили, за обиду, нанесенную водяному человеком, мог отомстить «сухопутный бес».

Женами водяных являются девушки-самоубийцы, или русалки, которые рождают «водянёнков». Каждый водоём имел своего водяного, мощь которого зависела от размеров и опасности реки или озера. В том случае, если водоемы искусственно связывали, водяные погибали.

www.d-pankratov.ru/archives/6291

В славянской мифологии водяной - часто встречающийся персонаж. Кто он таков? Чем дедушка водяной отличается от других духов?

Водяной - в славянской мифологии дух, обитающий в воде, хозяин вод.

Дедушка водяной в мифологии славян - настоящий повелитель дна речного или озерного. У него есть собственное хозяйство, скотина, состоящие из рыб и водоплавающих птиц, а его подданными считаются русалки и прочие жители. Хотя водяной и не слишком злобен, но он не упустит шанс заманить неосторожных купальщиков на дно, чтобы они развлекали там его. Оттого-то в мифологии славян водяной не считается персонажем положительным. Его образ олицетворяет саму стихию воды: опасную, непредсказуемую.

Облик водяного в славянской мифологии

Водяного дедушку в мифологии описывают по-разному. Обычно считали, что он всем подобен рыбе: выпученные глаза, хвост, покрыт тиной. Впрочем, облик водяного изменчив, это один из духов, способный к оборотничеству:

Он па всякаму бывает. Высунет голову на сушу и наложит. Цветам бывает синий или как налим, цвятной… У няго есть два уса толька. Он пахож на рыбу с хвастом. Снизу у няго два крыла.

Водяной способен становиться рыбой, человеком, лошадью, корягой:

Вересина плывет по середине, под мост. Вдруг засмеется, захохочет, не поймешь… Он всяко прикидывается.

Описывали еще славяне, что Водяной олицетворяет саму реку. Объясняли, что тина - это его волосы, а пена на поверхности воды - слюни, которые текут у него изо рта.

Водяной живет в глубоких местах, особенно около водяной мельницы. Могли жить водяные дедушки и в родниках, причем они считались особо сильными.

Водяные очень любят скотину, время от времени выпускают свое стадо погулять по берегу реки. Ходили поверья, что ловкий человек мог завладеть коровами и лошадями водяного дедушки с помощью особых ритуалов. Но вообще-то лучше к стаду не подходить, чтобы Водяного дедушку не прогневать.

Чем опасен Водяной для людей и как от него защититься?

Раньше каждый купающийся знал об опасности утонуть. Перед купанием или поездкой на лодке надо было спросить разрешение Водяного. Также нельзя было ходить по воду ночью, а если иначе нельзя, то надо было тоже обратиться к духу. Также надо было купаться только в урочный час, не снимать с себя при купании оберегов. Не любит Водяной, когда шумят, поминают зайца, медведя, его самого, вообще много болтают. Есть периоды, когда Водяной особенно опасен. Это период Купалина дня, время цветения ржи, полночь, полдень, особенно ночь. Тогда опасались даже проходить мимо берегов рек или озер.

Отношения водяного и мельника в славянской мифологии

Мельники, которые постоянно работали близ воды, особо почитали водяных дедушек. Из-за этого их часто считали ведунами, знающимися с потусторонним миром. Когда водяную мельницу только строили, то приносили различные жертвы,например, лошадиные черепа, съестные припасы, и читали заговоры. Мифология славян говорит о том, что Водяные очень любят черных животных, поэтому таких всегда держали на мельницах. Любые прорывы плотины и поломки жерновов связывались с проказами Водяного.

Дни почитания водяного в мифологии славян

Чтобы Водяной не нападал на человека, раз в году, по весне, его чествовали: приносили ему съестное, делали жертвы для того, чтобы никто из села не утонул.

Третьего апреля носили подарки водяному: «Храни, спасай нашу семью». Прямо в речку бросали муку: «Храни, паси нашу семью».

Осенью, четвёртого октября , прощались с Водяным - несли требу и желали спокойной зимы.

Водяной - олицетворение могучей стихии, поэтому наши предки верили, что он есть.. Многое с тех пор позабылось, но мы стараемся возродить дух старины, показать все многообразие мифологии славян. Это настоящая сокровищница!

Подробнее о славянской мифологии.

Согласно народным поверьям, водяные - духи водной стихии и появились одновременно с ней. По другой версии, их происхождение связано с восстанием ангелов против Бога: Создатель в гневе низверг непокорных на землю, где они и определились в соответствии с местом попадания. Те, что попали в леса, стали лешими, те, что в людские жилища, - домовыми, а те, что в воду, - водяными. Есть и такая версия - в водяных превратились неудавшиеся дети Адама и Евы, которых они спрятали от Бога. Наконец, самая мрачная легенда повествует о том, что водяные - это проклятые люди, заложные утопленники или покойники, сбрасываемые в воду в качестве жертвы суровым богам.

В разных местностях было разное представление о внешности водяного. Но все описания схожи в одном: это старик, опутанный тиной, который имеет рыбий хвост, длинную зеленую бороду. В целом он похож на лешего, только не оброс шерстью и не так докучает людям. На зиму водяной впадает в спячку и пробуждается с таянием льда на реках. Просыпается голодным и очень злым. Ранней весной лучше его не беспокоить и не попадать под горячую руку - заманит в омут и утопит. А вот ближе к дню рождения духа воды (который, по некоторым данным, приходится на 16 апреля) можно и угощение приносить, и обращаться с просьбами.

Без воды все живое на земле гибнет, древние славяне знали это. Вот почему воде отводится наиважнейшее значение в традициях, обычаях, обрядности. Наши предки были уверены, что от водяного зависят многие сферы жизни человека: от удачи рыбаков до участи тех, кто живет у воды или просто находится рядом с водоемом. Хозяин вод ревниво следит за своими владениями и требует соблюдения определенных законов и правил при ловле рыбы, сплаве леса, купании, передвижении на плавсредствах. Он не терпит шумных людей и болтунов, на дух не переносит, когда близ воды поминают лешего, медведя, зайца, попа и Бога. Он может порвать или спутать рыбацкие сети, если они вязаны в праздники или плохо починены. Будучи не.в настроении, может разогнать рыбу, поломать удочки, украсть весла. Рыбаки, зная это, исстари задабривают водяного - плескают в воду вино, бросают крошки хлеба и табак, приговаривая:

«На тебе табачку да хлебной посыпки, а нам дай побольше рыбки».

Принято первую пойманную рыбу возвращать водяному (кидая ее в воду) или отдать часть улова. Хозяина вод традиционно угощали не только рыболовы, но и крестьяне, жившие близ озер и рек. Традиционно весной, когда водяной пробуждался ото сна, ему бросали в воду скот (иногда падший, а иногда и живой), черных петухов, бараньи головы, гусиное мясо, которое он очень любит, хлеб и масло. При этом приговаривали:

«С приходом весны-красны и с новой водой тебя, хозяюшко-водяной! На тебе гостинчик на новоселье, люби и жалуй нас, помогай и подсобляй. А мы отдаримся не раз».

Гадания

Водяной как существо, связанное со всеобъемлющей водной стихией, наделен способностью знать и предсказывать будущее. Стоит вспомнить про венки из березовых ветвей или красивых цветов, которые девушки кидали в реку или озеро, и по тому, как вел себя венок в воде, узнавали подробности о будущем замужестве. А вот очень популярный способ гадания, не утративший актуальности и сегодня: на щепку или кусок древесной коры нашепчите желание и опустите в реку. Если река живо подхватывает предмет и ровно несет по течению, желание сбудется; если же вода бросает щепку туда-сюда, прибивает к берегу - значит, водяной дает знак: надежды на то, что желание сбудется, нет.

Ритуалы на избавления от болезней

Большое значение имеют ритуалы на избавление от болезней. Так, при серьезном заболевании возьмите свою ночную одежду, в которой спали не менее 9 дней, положите ее на ночь перед изображением водного духа и скажите:

«Батюшка-водяной, забери мою болезнь с собой, утопи ее в тине-болоте, пусть отстанет от моей плоти, пусть душу мою не терзает и смерти моей не желает. Аминь».

На рассвете унесите одежду на реку и утопите в воде (желательно подальше от берега, например, с лодки или с моста) со словами:

«Уходи, болезнь, как и не было. Навсегда!»

Можете завернуть в одежду камень, чтобы наверняка утонула. Если рядом нет водоема, подержите одежду под проточной водой, потом, не отжимая, заверните в пакет и выбросьте в мусорку с теми же словами.

(также водяник, водяной дедушка, водяной шут, водовик ; чеш. vodník ; в.-луж. wodby muž, wodnykus ; словен.povodnj, vodni mož ) - в славянской мифологии дух, обитающий в воде, хозяин вод. Воплощение стихии воды, как отрицательного и опасного начала.

Мифологический образ

Хотя водяной имеет отдельный образ, представления о нём часто сливались с русалками и чёртом.

Водяного представляли в виде голого обрюзглого старика, пучеглазого, с рыбьим хвостом. Он опутан тиной или одет в красную рубаху, имеет большую окладистую бороду и зелёные усы. Имеет звериные или рыбьи черты - рыбий или коровий хвост, гусиные лапы с перепонками или коровьи копыта, кожа, как у налима, рог на голове. Мог обернуться крупной рыбой, зверем, птицей, сомом, щукой, карпом, большой чёрной рыбой или рыбой с крыльями, гусём, уткой, петухом, бревном, утопленником, ребёнком или лошадью.

Считается, что водяной живёт в омутах, водоворотах, в полыньях, на заброшенных водяных мельницах, под мельницами или шлюзами, на дне реки, где у него есть свой дворец. Водяной любит высовываться по пояс из воды, хлопать в ладоши или по воде, хохотать, ржать, как лошадь, кричать выпью, блеять бараном.

Любимое время водяного - полдень, на вечерней заре, полночь, а также при луне. Он особенно опасен во время или накануне больших праздников: в ночь на Ивана Купала, в Троицкую субботу, во время цветения ржи (когда души мёртвых находятся на земле), в Ильин день. В эти дни, а также перед грозой старались не купаться. Водяной не может вредить людям от Крещенья до Пасхи.

Украинцы рассказывают вот что. Водяной не всё время живёт в воде, так как его гоняет Бог: до Крещенья водяной сидит в воде, а потом переходит в лозу, отчего зовется «лозовиком», потом он переходит на сушу, в прибрежную траву и только после Спаса снова попадает в воду. Белорусы верят, что накануне Крещенья водяной приходит к крестьянам и просит у них сани, чтобы вывезти своих детей из воды перед её освящением. И вот перед Крещеньем сани и телеги переворачивали вверх ногами, чтобы водяной не мог ими воспользоваться. У русских считалось, что зимой водяной спит на дне реки, просыпается 1 апреля голодным и злым и потому ведёт себя очень бурно - ломает лёд и мучает рыбу.

Левкиевская Е. Е.

На Русском Севере считают, что у водяных есть водяной царь - старик с палицей, который может подниматься к небу в чёрной туче и творить новые реки и озера. Его называют царь Водяник или Водян царь. Славянские поверья о водяном сопоставимы с легендой о морском царе.

Водяному приписывают то же значение, что и домовому, чему служит доказательством пословица: «дедушка водяной, начальник над водой». Ему также приписывают власть над русалками, ундинами и прочими водяными жителями, которые поэтому не составляют самобытного божества.

Водяные пасут на дне рек и озёр стада своих коров - сомов, карпов, лещей и прочей рыбы.

От водяных чертей доводится терпеть и всего больше страдать, конечно, мельникам. Привычные всю свою жизнь иметь дело с водой, мельники достигают таких удобств, что не только не боятся этих злых духов, но вступают с ними в дружеские отношения. Они живут между собой согласно, на обоюдных угождениях, руководясь установленными приёмами и условленными правилами. Осторожные и запасливые хозяева, при постройке мельницы, под бревно, где будет дверь, зарывали живым чёрного петуха и три «супорыжки», то есть стебля ржи, случайно выросших с двумя колосьями; теперь с таким же успехом обходятся лошадиным черепом, брошенным в воду с приговором. В тех же целях, на мельницах все ещё бережно воспитываются все животные чёрной шерсти (в особенности петухи и кошки). Это - на тот случай, когда водяной начнет озлобленно срывать свой гнев на хозяев, прорывая запруды, и приводя в негодность жернова: пойдет жернов, застучит, зашепчет да и остановится, словно за что-нибудь задевает Пословица говорит, что «водой мельница стоит, да от воды и погибает», а потому-то все помыслы и хлопоты мельника сосредоточены на плотине, которую размывает и прорывает не иначе, как по воле и силами водяного черта. Оттого всякий день мельник, хоть дела нет, а из рук топора не выпускает и, сверх того, старается всякими способами ублажить водяного по заветам прадедов. Так, например, упорно держится повсюду слух, что водяной требует жертв живыми существами, особенно от тех, которые строят новые мельницы. С этой целью, в недалекую старину, сталкивали в омут какого-нибудь запоздалого путника, а в настоящее время бросают дохлых животных (непременно в шкуре). Удачи рыболовов также находятся во власти водяных. Старики до сих пор держатся двух главных правил: навязывают себе на шейный крест траву Петров крест, чтобы не «изурочилось», то есть не появился бы злой дух и не испортил всего дела, и из первого улова часть его, или первую рыбу кидают обратно в воду, как дань и жертву. Идя на ловлю, бывалый рыбак никогда не ответит на вопрос встречного, что он идет ловить рыбу, так как водяной любит секреты и уважает тех людей, которые умеют хранить тайны. Некоторые старики-рыболовы доводят свои угождения водному хозяину до того, что бросают ему щепотки табака («на тебе, водяной, табаку: давай мне рыбку») и, с тою же целью подкупа, подкуривают снасть богородской травкой и т. д.

- Максимов С. В.

У пасечников водяные считались покровителями пчёл. Повсеместно известен обычай ставить пасеку у реки. В ночь на Яблочный Спас некоторые пчеловоды приносили водяному жертву - бросали в пруд или болото свежий мёд и воск, понемногу из каждого улья, топили в мешке первый рой или лучший улей. По поверьям, в награду за это водяной оберегал пчёл. Позже роль покровителя пчёл унаследовали русские святые Зосима и Савватий.

Водяной находится в непримиримо враждебных отношениях с дедушкой домовым, с которым, при случайных встречах, неукоснительно вступает в драку. С добряками-домовыми водяные не схожи характером, оставаясь злобными духами, а потому всеми и повсюду причисляются к настоящим чертям. Недоброжелательство водяного к людям и злобный характер этого беса выражается в том, что он неустанно сторожит за каждым человеком, являющимся, по разным надобностям, в его сырых и мокрых владениях. Он уносит в свои подземные комнаты, на безвозвратное житье, всех, кто вздумает летней порой купаться в реках и озёрах, после солнечного заката, или в самый полдень, или в самую полночь. (Эти «дневные уповоды» считает он преимущественно любимыми и удобными для проявления своей недоброй и мощной силы.) Кроме того, на всем пространстве громадной Великороссии, он хватает цепкими лапами и с быстротой молнии увлекает вглубь всех забывших, при погружении в воду, осенить себя крестным знамением. С особенным торжеством и удовольствием он топит таких, которые вовсе не носят тельных крестов, забывают их дома или снимают с шеи перед купанием. Под водой он обращает эту добычу в кабальных рабочих, заставляет их переливать воду, таскать и перемывать песок и т. д. Сверх того, водяной замучивает и производит свои злые шутки с проходящими, забывшими перекреститься во время прохода нечистых мест, где он имеет обычай селиться и из водных глубин зорко следить за оплошавшими. Людям приносят они один лишь вред и радостно встречают в своих владениях всех оплошавших, случайных и намеренных утопленников (самоубийц). На утопленницах они женятся, а ещё охотнее на тех девицах, которые прокляты родителями, Кровоподтеки, в виде синяков на теле, раны и царапины, замечаемые на трупах вынутых из воды утопленников, служат наглядным свидетельством, что эти несчастные побывали в лапах водяного. Трупы людей он возвращает не всегда, руководясь личными капризами и соображениями, но трупы животных почти всегда оставляет для семейного продовольствия

- Максимов С. В. , Нечистая, неведомая и крестная сила

Из воды выходит редко; его любимым местом являются речные омуты, да притом около водяных мельниц. Любит ночевать под мельничным колесом, где струя воды вымывает глубокие омуты.

Водяной тоже требует к себе уважения. Месть его заключается в порче мельниц, в разгоне рыбы, а иногда, говорят, он посягает и на жизнь человека. Ему приписывают сома, как любимую рыбу, на которой он разъезжает и которая ему доставляет утопленников. За это сома в народе называют «чёртова лошадь».

Водяные утаскивали людей себе на дно, пугали и топили купающихся. Эти поверья о водяных сопоставимы с легендой о морском (водяном, поддонном) царе, отразившейся в русских былинах о Садко. В волшебных сказках водяной схватывает свою жертву, когда она пьёт из ручья или колодца, требует у захваченного царя или купца сына в залог, и т. п. В славянских поверьях о водяном и морском царе можно видеть отражение на более низком уровне мифологической системы представлений, некогда относившихся к особому богу моря и вод (ср. Аутримпса в прусской мифологии, Нептуна в римской и т. п).

Спутники

  • Водяницы - водяные девы - бывают жёнами водяных.

Водяница - утопленница из крещённых, а потому и не принадлежит к нежити. Считается, что водяницы предпочитают лесные и мельничные омуты, но больше всего любят пади под мельницами, где быстрина мутит воду и вымывает ямы. Под мельничными колёсами они будто бы обыкновенно собираются на ночлег вместе с водяными. Водяницы вредничают: когда они плещутся в воде и играют с бегущими волнами или прыгают на мельничные колеса и вертятся вместе с ними - рвут сети, портят жернова.

  • Блудички - в словацкой и чешской мифологии болотные и водяные духи, которые появляются поблизости воды в виде блуждающих огоньков.
Измена мужа