Айя-София, Собор Святой Софии в Стамбуле: экскурсии, фото и др. Православный храм в центре мусульманского Стамбула — Собор Айя София

Собор Святой Софии, или Ая София, является главной достопримечательностью Стамбула и одним из древнейших христианских храмов, дошедших до нас почти в полной сохранности. Мировую известность это сооружение получило благодаря своим громадным размерам, возрасту и архитектурному великолепию. Ая София включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Ая София внутри.

История собора Святой Софии начинается в 6-м веке, когда ее в нынешнем виде построил император Юстиниан. Цифра чудовищно древняя и маловероятная, поскольку, как гласит история, на протяжении последующей почти целой тысячи лет продвинутые византийские архитекторы не строили ничего сопоставимого по размерам. Потом город завоевали “малограмотные” турки и огромные мечети стали вдруг расти как грибы после дождя… Нет, такая история нам не нужна.

Более того, эти мечети почему-то стилистически очень схожи с византийской архитектурой того давнего времени, в том числе и со Святой Софией. Как будто и не было этой тысячи лет. Часто трудно сходу определить, что изображено на фото: Ая София или какая-то из крупных мечетей 15-17 веков, которых в Стамбуле немало.

Историки также скажут, что собор Святой Софии был построен еще на два века раньше - Константином Великим. Но потом этот собор сгорел, затем его отстроили и он снова сгорел и т.д. Однако к тому, что мы видим сегодня, это не имеет никакого отношения.

Размеры собора потрясают. Его высота 55 метров, а диаметр купола 31 метр. До возведения собора Святого Петра в Риме в 16-м веке Святая София была самым большим христианским храмом в мире - тысячу лет! Посмотрите, как он возвышается над ландшафтом, насколько маленькими кажутся фигурки людей.

Когда строительство собора было закончено, Юстиниан, якобы, воскликнул: “Соломон, я превзошел тебя!”. Имеется в виду легендарный библейский храм, построенный Соломоном в Иерусалиме. Это, конечно, байка, однако упоминание царя Соломона, славившегося своей мудростью, весьма любопытно. Особенно в отношении храма Мудрости (греч. “София” - мудрость).

Нужно учесть, что результаты библейской археологии в Палестине нулевые. И никакого Соломонова храма в Иерусалиме нет, как нет даже и его следов. Поэтому очевидно, что география Святой земли неверна и искать нужно не там, а в другом месте. Например - на территории древнего Константинополя, в котором в средние века находились чуть ли не все старо- и новозаветные артефакты. В том числе и храм, поражавший современников невиданным величием и великолепием.

Интересную гипотезу выдвинул в свое время академик А.Т. Фоменко, который отождествил иерусалимский храм Соломона с собором Святой Софии. Согласно этой гипотезе, он был построен султаном Сулейманом и конечно намного позже, чем принято считать. Непонятные и темные места в Библии, описывающие строительство храма, обретают в свете этой теории ясность и осмысленность.

На возведение Святой Софии ушла огромная куча денег. В отделке интерьера использовались драгоценные металлы и он буквально сиял золотом. Этот момент, кстати, имеет место в описаниях строительства и храма Соломона, и мечети Сулеймана Великолепного. Но подтверждается только в Ая Софии.

Трудно сказать точно, в каком году турки замазали штукатуркой все стены собора, закрыв этим от взора молящихся великолепные мозаики и фрески. Лишь в 20-м веке штукатурка была удалена, и миру предстали эти шедевры византийского искусства.

Потолок в одной из галерей.

Главная часть храма.

Туристы-муравьи копошатся внизу. К сожалению, почти половина собора внутри была в строительных лесах.

Напомню историю собора и Константинополя. В 1204 году город был захвачен крестоносцами, которые имели своей целью завоевать Иерусалим. Крестоносцы разграбили город, и собор Святой Софии не стал исключением. В числе многих трофеев воины креста увезли из собора знаменитую плащаницу, которая позже стала называться Туринской.

В 1453 году Константинополь завоевали турки, которые превратили собор в мечеть. В настоящее время София является музеем. На огромных круглых щитах изображены слова из Корана.

Отпечаток руки султана Мехмеда Второго, завоевавшего Константинополь. На ладонь, конечно, не очень похоже, но существует такая легенда. Когда султан Мехмед после штурма города въехал на коне в собор, то оперся рукой о колонну. А так как его конь шел по горе трупов, то отпечаток получился высоко от пола.

Колонна с отпечатком ладони султана.

В 1054 году в стенах собора Святой Софии папский легат вручил константинопольскому патриарху грамоту о его отлучении. Эту дату принято считать за дату разделения христианской церкви на католическую, с центром в Риме, и православную, с центром в Константинополе.

Кстати, то, что Константинополь являлся вторым Римом - это тоже, возможно, историческая неправда. Побывав и в Риме, и в Стамбуле-Константинополе, я заметил, что древняя архитектура во втором более архаичная, чаще каменная, с неровной кладкой, с плохо выдержанной геометрией. В Риме же даже более старые постройки сделаны из стандартного кирпича, ровнее и архитектурно сложнее, что может свидетельствовать о более позднем времени строительства, чем в Константинополе.

Поэтому, возможно, первым Римом являлся Константинополь. Даже само его название “Константинов город” можно перевести, как “Вечный город” (лат. “константа” - постоянный, неизменный) - якобы так с древности называли итальянский Рим. Для захудалого городишка, каким был Рим в средние века, такое название не понятно, а вот в случае с огромным Константинополем - тут все ясно.

Даже известная фраза “Все дороги ведут в Рим” может относиться только к Риму на Босфоре, как к городу, стоящему на пересечении многих торговых путей, как сухопутных, так и морских. В итальянский же Рим вообще никакие дороги, по большому счету, не ведут, он даже не является портовым городом. В общем, тут явно католическая церковь приписала своему дому славу и богатую историю Константинополя.

Но вернемся в Святую Софию. На фото: следы былой красоты.

Вход в Ая Софию, конечно, платный. Билет стоит 25 лир - около 10 евро. Желающих много: одна очередь в кассы, другая - собственно ко входу в собор. Внутри можно ходить сколько хочешь, но смотреть, честно говоря, особо не на что - сами видите. Все однообразно и аскетично. Из-за неоднократных разграблений, периодов иконоборчества и владычества турок от интерьера мало чего осталось. Дух истории и размеры - это, конечно, впечатляет и захватывает.

Еще несколько фото Ая Софии.

Собор Святой Софии, Премудрости Божией, Святой София Константинопольской, Ая-Софья - все это названия бывшего патриаршего православного собора в Стамбуле, впоследствии ставшего мечетью, а сегодня музеем. Это известный на весь мир памятник византийского зодчества, символ «золотого века» Византии. Официальным названием памятника считается Музей Ая-Софья.

История

В период Византийской империи собор располагался в центре Константинополя, около императорского дворца. В наши дни он находится в историческом центре Стамбула, в районе Султанахмет. Собор Святой Софии стал мечетью после захвата города османами. С 1935 года он приобрёл статус музея. Софийский собор в 1985 году был включён наряду с другими памятниками исторического центра Стамбула в число достопримечательностей Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Более 1000 лет Константинопольский Софийский собор оставался наибольшим храмом в христианском ми, пока не был построен Собор Святого Петра в Риме. Его высота более 55 метров, а диаметр купола достигает 31 метра.
Собор Святой Софии находится на прежней рыночной площади Августеон. Появился он тут в 324—337 годах, когда правил византийский император Константин I. Сократ Схоластик строительство первого храма относит ко временам правления императора Констанция II. Н. П. Кондаков считает, что Констанций расширил постройку Константина. Точная дата освещения храма была объявлена Сократом Схоластиком: « освящена была великая церковь под именем Софии, в пятнадцатый день месяца февраля, в десятое консульство Констанция и в третье кесаря Юлиана».
В период 360-380 годов Собор Святой Софии был в руках ариан. В 380 году собор был передан императором Феодосием I православным. 27 ноября в собор пришел Григорий Богослов, который вскоре был избран новым константинопольским архиепископом.
Храм сгорел в 404 году, а отстроенная вновь церковь сгорела в 415 году. Новая базилика Феодосия сгорела в 532 году. Её руины обнаружили в 1936 году во время проводимых на территории собора раскопок.

Внешний вид

В плане Собор Святой Софии - это продолговатый четырёхугольник, размеры которого более 75 на 68 метров. Он образует три нефа: средний и два более узких боковых. Базилика имеет четырехугольное средокрестие, увенчанное куполом. Гигантская купольная система - шедевр архитектурной мысли. Прочность стен храма достигнута за счёт смешения строительного раствора с экстрактами листьев ясеня.
Внутри отделка храма продолжалась несколько столетий. Она отличается особой роскошью: мозаикой на золотом полу, 8 яшмовых колонн зеленого цвета из храма Артемиды в Эфесе. Стены храма полностью были укрыты мозаиками. Величественная архитектура и убранство главного святилища внушает мысль о мощи Византийской империи и церкви.

Собор Святой Софии (Ayasofya Müzesi) в Стамбуле это выдающийся памятник византийской и мировой архитектуры, символ «золотого века» Византии, который иногда называют «восьмым чудом света».

Сегодня официальным названием памятника является «Музей Айя-Софья».

Собор Святой Софии — это памятник архитектуры, который включает в себя две религии: христианскую и мусульманскую. Построенный в 537 году, собор много раз подлежал ремонту и восстановлению, а в настоящее время он является музеем.

Собор Святой Софии

В течение пяти лет (532-537) десять тысяч рабочих трудились над возведением нового символа Константинополя.

Для строительства этого уникального храма византийский правитель Юстиниан нанял двух великих зодчих того времени – Исидора из Милета и Анфимия из Тралл. На помощь этим талантливым мастерам была привлечена еще сотня архитекторов, под управлением каждого из которых было по 100 каменщиков. Всего строительством собора занимались 10 000 рабочих (по 5000 человек на каждой стороне). Юстиниан не жалел средств на возведение храма. Он ежедневно облачался в простое полотняное одеяние и лично контролировал ход стройки. Работники получали жалованье каждый день.

Чтобы строительство святыни не останавливалось, денежную дань собирали со всех византийских сословий. Вся казна империи, собранная за 5 лет, не смогла покрыть затраты. Известно, что лишь на хоры и амвон потратили бюджет Египта за год! Император приказал поставлять в столицу мрамор и каменные развалины разнообразных построек со всех концов страны. Например, из Рима, Афин и Эфеса были привезены уникальные колонны, по сей день восхищающие своим величием и статью. Белоснежные мраморные плиты были присланы из Проконеса. Из Фригии привозили розовый мрамор, из Ясоса – красно-белый, из Каристора – нежно-зеленый. Огромные мраморные камни распиливали так, чтобы из прожилок получались различные изображения – фигурки животных, людей, деревья, растения, фонтаны и т.д.

Это была, наверное, самая необычная стройка за всю истории Византийской империи. Большую часть строительных материалов привозили из святынь, относящихся практически ко всем языческим религиям. К примеру, порфировые колонны нижнего яруса собора доставили из храма Артемиды в Эфесе и храма Солнца в Баальбеке. Известковый состав готовили с использованием ячменной воды, а цементный раствор замешивали с добавлением масла. Верхнюю престольную доску вообще изготовили из вновь изобретенного состава – смеси золота и драгоценных камней.

Чего стоила одна задумка строительства — храм Святой Софии в Константинополе должен был превосходить известный храм царя Соломона в Иерусалиме.

Большая часть мрамора, использованного при возведении храма, привезли в Константинополь из анатолийских месторождений, бассейна Средиземноморья, еще нескольких древнейших каменоломен, а также со знаменитейшей афинской горы Пентеликон, из мраморных плит которой за 10 столетий до появления церкви Святой Софии строили акропольский Парфенон в честь Богини Афины.

Собор Святой Софии строился в течение 5 лет

Храм был сделан из кирпича, но на отделку уходил куда более дорогой материал. Здесь использовались поделочный камень, золото, серебро, жемчуг, драгоценные камни, слоновая кость. Подобные вложения сильно поджали казну империи. Восемь колонн были привезены сюда из знаменитого храма Артемиды в Эфесе.

По историческим сведениям, на строительство было потрачено около 130 тонн золота (320 000 фунтов). Таким образом, храм Святой Софии стал самым дорогостоящим проектом за все время существования Византийской Империи.

Строительство храма Святой Софии было осуществлено при одном из самых известных правителей Византии — Юстиниане. Именно с его деятельностью связывают усиление могущества Византийской империи.

Храм строился, приблизительно в течение пяти лет, над ним трудилось порядка десяти тысяч рабочих и 27 декабря 537 года собор был торжественно открыт. Строительными материалами служили мрамор, камень и кирпич, также материал привозился и с далеких церквей, которые были по всей Византии. При строительстве собора особое внимание было уделено куполу — для того, чтобы он не разрушался при землетрясениях, был использован специальный кирпич, легкий и прочный, который изготавливался из материалов на острове Родос. Внутри собор украшался дорогими камнями. С течением времени собор Святой Софии несколько раз был разрушен и затем восстановлен.

Купол Собора Святой Софии

Когда в 1204 году Константинополь захватили крестоносцы, они сделали храм католическим и выгнали православных священников. В то время из храма варварски было вывезено большое количество сокровищ.

В 1453 году Византийскую империю захватили турки — османы. Именно в этот период, Фатих Султан Мехмет (1451-1481) сделал из собора мечеть для мусульман, которая была основной мечетью до 1935 года.

1 февраля 1935 года Мустафа Кемаль Ататюрк и совет министров приняли решение о переводе мечети в статус музея, открывшего свои двери для посещения местным и заграничным туристам.

Во все времена, пока собор существует, он был всегда в центре внимания всех религий мира. Собор был и православным, и католическим, а потом стал и мусульманским. Собор до сегодняшнего времени является святыней для религиозных людей, но на данный момент он выступает как музей.

Айя-Софья: архитектура

Вход в собор Святой Софии осуществляется через просторный двор, в центре которого находится фонтан.

Внутренне убранство собора Святой Софии

Всего в храм ведут девять дверей, через центральную дверь имел право входить только император или патриарх.

Когда-то внутри святыни было 214 оконных проемов, сегодня же их насчитывается всего 181 (недостающие были закрыты контрфорсами и более поздними постройками).

Кроме османской осады, Айя-София перенесла множество катаклизмов, в том числе 2 землетрясения, которые не прошли для церкви бесследно. Урон был настолько силен, что в 19 столетии возникла угроза полного разрушения. Несчастья удалось избежать только благодаря падишаху Абдул-Меджиду, который пригласил для восстановления святыни реставраторов из Италии.

Специалисты утверждают, что стены святыни обладают удивительными для того времени показателями прочности. По предположениям, строители смогли добиться такого результата благодаря тому, что к основному раствору подмешивали экстракт ясеневых листьев.

Мозаики в Соборе Святой Софии

В прошлое время стены храма, а точнее, их вершины, были украшены картинами различной тематики и мозаикой. В 726-843 годах, во время иконоборства, эти красоты были уничтожены, поэтому в наше время мы не можем полноценно оценить все великолепие внутреннего убранства собора.

Позднее, в храме продолжили создание новых художественных творений, а в 1935 году были начаты реставрационные работы по восстановлению старинных православных фресок и мозаик.

На сегодняшний день, один из ценнейших элементов внутреннего оформления собора, являются древние мозаики. Условно они поделены специалистами на три исторических периода:

  1. IX век (начало);
  2. IX-X века;
  3. конец X века.

Внутреннее убранство собора Святой Софии

Особенно ценным считается мозаичное изображение Божьей матери, в одеждах темно-синего цвета, выполненное на золотом фоне и расположенное на апсиде. Великолепное цветовое сочетание золотого с темно-синим подчеркивает дух византийского величия.

Даже по современным меркам здание храма имеет достаточно внушительные размеры — 75х68 метров.

Отличительной особенностью собора Святой Софии является его красивейший купол, диаметром 31 метр, высота купола равна 55,6 метров. Глядя на него, создается ощущение, что он парит в невесомости и свет солнца как будто идет от самого собора.

В середине центрального купола, находящегося в окружении 40 окон, некогда располагалось художественное изображение Иисуса Христа. Но после захвата Константинополя турками это изображение было закрашено, а поверх обновленного покрытия нанесли суру из Корана.

В апсиде можно увидеть изображение лика Богоматери. Именно ее считали покровительницей храма и ассоциировали с мудростью (Софией).

Легенды и интересные факты

В соборе есть некоторые необычные места с загадками. Одна из них — плачущая колонна, покрытая медью, которая, согласно поверью, способна исполнять желания. Так же, если к ней прислониться больным местом, произойдет исцеление. Еще одно загадочное место Собора — это прохладное окно, из которого в любую погоду идет холод и слышен небольшой шум.

В соборе до наших дней сохранился отпечаток руки султана, завоевавшего Константинополь. Есть легенда о том, что султан на коне въехал в собор, облокотился рукой на колону и там остался отпечаток его ладони. Отпечаток получился высоко, потому что его конь шел по большому количеству трупов.

Основная особенность храма состоит в том, что здесь сочетаются элементы православной и исламской культур (изображения Христа, Богоматери и выдержки из Корана). Особенное внимание стоит уделить надписи на каменных парапетах, история которых исчисляется несколькими столетиями. Древнейшими из надписей считаются руны, которые оставили в храме скандинавские воины-варяги. К настоящему моменту на них нанесено прочнейшее прозрачное покрытие, которое защищает историческое достояние от истирания.

Собор Святой Софии: как добраться, часы работы и стоимость посещения в 2018 году

Императорская дверь, собор Святой Софии

Стоимость входа 60 турецких лир (отдельный билет).

Если приобретаете карту Museum Pass Istanbul за 185 лир (которая дает возможность посещать достопримечательности без очереди и по более низкой цене), тогда посещение собора входит в стоимость карты.

Собор Святой Софии можно найти в южной стороне города — можно воспользоваться туристическим путеводителем. В собор можно попасть при помощи групповой экскурсии или самостоятельно. На входе в собор, недалеко от билетных касс, находится киоск, в котором можно арендовать аудио-гид. В залог вам нужно будт оставить документ (паспорт). С аудио-гидом очень удобно совершать самостоятельную прогулку — вам не нужно будет никуда спешить, свое время вы распределяете сами.

К Собору Святой Софии также можно доехать на скоростном трамвае линии Т1, который проходит через Султанахмет. Собор видно издалека по его куполу.

Собор Святой Софии на карте


Всего 71 фото

Айя-София не исчерпаема. Этот пост будет интересен на мой взгляд потому, что я попробую рассказать об археологическом музее Айя-Софии под открытым небом. В сети нет почти никаких сведений об этом интереснейшем месте около Софийского собора. Айя-София возведена на древнейшем историческом месте где когда-то находился античный акрополь. Кроме того предтечами Айя-Софии были две базилики - римских императоров Константина и Феодосия о которых я немного рассказывал в первой части своего повествования об Айя-Софии. Дело в том, что вокруг Софийского собора проводились многочисленные археологичесие исследования и в этом археологическом парке под открытым небом и размещены эти самые археологические находки. Оказалось, что Базилика Феодосия судя по ним была великолепным величественным христианским храмом богато украшенным резьбой по камню. Рассматривать эти уцелевшие архитектурные шедевры одно большое наслаждение.

Во время этих раскопок было найдено множество колонн, капителей и других белокаменных архитектурных элементов что могут создать у зрителя дополнительный эмоциональный отклик, что и захотелось реализовать по возможности. Таким образом задача этого материала - внести дополнительный чувственный контекст для читателя не только при осмотре Софийского собора восхитившись его внешним и внутренним очарованием, но и увидеть, что окружает Софийский собор, что находится на этой территории. В пятой же части я еще вдобавок раскажу о мусульманских постройках на земле бывшего христианского Софийского собора. Такие вот планы. Что же получилось насчет археологического музея и Базилики Феодосия решать вам - то есть для этого прямо сейчас можно и заглянуть под кат.

А теперь осмотрим археологический музй под открытым небом Айя-Софии. На фото ниже кассовый и досмотровый туристический комплекс стамбульского музея Айя-София.
02.

Большей частью эта самая территория облагорожена. Здесь множество колонн античного периода, но установлены они на цветочных клумбах и зеленых лужайках часто бессистемно и как будто бы в качестве каких-то диковинок, а не ценных археологических находок.
03.

04.

Зона археологического музея Айя-Софии под открытым небом находится с западной стороны Софийского собора со стороны его входа и тяготеет большей частью к его внешней ограде и вытянута вдоль западной же части территории музея Айя-София.
05.


06.

Первая христианская церковь была построена на рыночной площади Августеон в 324-337 годах при императоре Константине I. С 360 по 380 год Софийский собор находился в руках ариан. Император Феодосий I в 380 году передал собор никенианам и 27 ноября лично ввёл в собор Григория Богослова, вскоре избранного новым константинопольским архиепископом. Этот храм сгорел во время народного восстания в 404 году. Построенная вновь церковь была уничтожена пожаром 415 года. Император Феодосий II повелел выстроить на этом же месте новую базилику, что было выполнено в том же году. Но Базилика Феодосия сгорела в 532 году во время знаменитого восстания «Ника». Её руины были обнаружены лишь в 1936 году во время раскопок на территории собора. Этот раскоп облагородили. Он находится совсем рядом с западным входом в Айя-Софию "по левую руку".

07.


08.

В конце 1920-х - начале 1930-х годов эти самые раскопки у собора провел один из основоположников археологического изучения Стамбула, А.М. Шнайдер (Германский археологический институт). Он открыл остатки колоннады эпохи императора Феодосия: в восьми метрах к западу от нынешнего экзонартекса, на два метра ниже его уровня лежали ступени, базы колонн, архитектурные детали (капители, куски фриза, сегменты арок, части потолков и фронтонов, покрытые прекрасной резьбой классического искусства). Стало ясно, что при строительстве времен Юстиниана древние основания только засыпали и они лежат существенно ниже полов нынешнего храма, ожидая дальнейшего исследования.

На фото ниже мы как раз и можем видеть реальные остатки Базилики Феодосия, в том числе и вышеупомянутые ступени этого храма.
09.

Базилика Феодосия

Константиновский и Феодосиевский храмы были большими пятинефными базиликами. Представление о ней дают археологические находки, которые позволяют судить не только о её внушительных размерах но и богатом мраморном убранстве. Также, основываясь на её древних описаниях, исследователи делают вывод, что над её боковыми нефами располагались двухъярусные галереи, подобные построенной одновременно с ней базилики Святой Ирины, что находится в непосредственной близости от Айя-Софии и была до нее главной соборной церковью Константинополя.
10.


Базилика Феодосия

Архитектурные элементы Базилики Феодосия поражают богатством отделки. Вот в этой зоне археологического музея Айя-Софии под открытым небом как раз и собраны эти самые элементы.
11.

Фрагмент орнаментального фриза
13.

Все говорит о том, что сооружение по всех смыслах было величественным и впечатляющим.
17.


18.


19.


20.


21.


22.

Здесь же можно обнаружить крупный обломок знаменитой порфировой колонны внутреннего объема Айя-Софии из Аврелиановского Храма Солнца в Риме.
36.


37.


38.


39.

Посмотрим однако поближе интереснейшие фризы "с агнцами" из археологического раскопа Базилики Феодосия.
40.

Преемственность Базиклики Феодосия Святой Софии во всем несомненна. А надпись на Евангелии Иисуса с архитрава Св. Софии на церковно-славянском такова: "...рече Господь: Аз есмь дверь овцам; Мною кто внидет, спасется, и внидет и изыдет, и пажить обрящет...".

Вообще же напротив входа в Айя-Софию среди "леса" античных колонн и многочисленных артефактов...
46.

В тени деревьев устроено большое "летнее" кафе.
47.


48.

Многочисленные саркофаги, их крышки и много чего еще размещено то здесь, то там среди "кафешных" столиков)
49.


50.


51.

Сидишь вот так за столом, смотришь меланхолично во внутренность саркофагов и как-то непроизвольно вспоминаешь булгаковское выражение, - "но мы-то живы" насчет судьбы "покойного Берлиоза". Как-то неправильно все это устроено по-моему)
52.


53.

Является самым известным архитектурным памятником времен Византии. Так же это один из наиболее больших исторических (не современных) храмов мира.

За свою продолжительную историю собор Святой Софии успел побывать и христианской церковью и исламской мечетью. Первая базилика на месте собора была построена императором Константином в центре новосозданного города Константинополя в 324 году. В следующие века здание собора много раз перестраивалось. В более менее современном виде, собор Святой Софии был отстроен лишь в 537 году. Позже, во времена Османской империи, когда собор стал мечетью, турки пристроили к нему четыре минарета, а так же провели некоторые другие строительные работы, изменившие его внутренний и внешний вид.

Сегодня собор Святой Софии является музеем.

Вход в Айа Софию (так называют собор турки) стоит около 15 долларов. Собор находится в стамбульском районе Султанахмет, недалеко от .

Для того, что бы попасть вовнутрь этого здания придется выстоять большую очередь из паломников и туристов. Но посещение этого музея действительно стоит потраченного на ожидание времени. Если снаружи здание Святой Софии кажется каким то странным нагромождением разных элементов и архитектурных форм, то внутри оно поражает своей простотой и размерами.

В отличие от большинства других христианских церквей, внутреннее пространство собора не раздело на несколько отдельных залов, а имеет один большой основной зал с двумя небольшими нефами - пристройками по бокам. Высота потолка (от пола до купола) составляет 51 метр. Более тысячи лет Собор Святой Софии (до времени строительства в Риме) являлся самой большой христианской церковью в мире.

Сильное впечатление производят и сохранившиеся со времен Византии фрагменты фресок и мозаик собора. От них просто тянет стариной. Эти древние рисунки хорошо сохранились благодаря тому, что в Средние Века турки-османы закрасили их штукатуркой.

Посетив Собор Святой Софии, не забудьте подняться и на галереи второго этажа, откуда открывается красивый вид на главный внутренний зал собора.





Измена жены