Иеромонах Антоний (Севрюк): О Вечном Городе, духовном стержне и Святейшем Патриархе. О мнимом экуменизме, новопоставленном епископе Антонии (Севрюке) и нормах этикета, которые выше христианской совести

Встретил очарованием осени, дымкой над Римским форумом и неспешно бредущими вдоль него лошадками, кружащими над Капитолием стаями перелетных скворцов, брызгами фонтана ди Треви, прикосновением к величию Вечного Города… и полной потерянностью в нем от осознания, что этот год жить я буду здесь, вдали от дома и от Родины.

Накануне престольного праздника я попросила благословения помочь в трапезной русской Екатерининской церкви. Священник, видевший меня второй раз в жизни, ответил: «Ну, ты же своя, конечно».

Наверное, тому, кто никогда не оказывался на чужбине, трудно понять, как может согреть одно вовремя сказанное небезразличное слово! А в день самого праздника епископ Корсунский Нестор с амвона говорил как раз об этом удивительном даре отца Антония – сочетать умелое руководство с внимательным отношением к людям.

Когда-то и отцу Антонию непросто дался переезд на служение в Рим: «Оставляя Москву, я был вынужден оторвать от себя огромный пласт, который, как мне казалось, и есть вся моя жизнь». За год Рим и Екатерининский храм стали для иеромонаха Антония домом. Дома в Екатерининском храме в Риме чувствует себя и всякий, переступающий его порог.

Иеромонах Антоний (Севрюк) родился 12 октября 1984 г. в Твери. В 2002 г. окончил «Тверской лицей» с золотой медалью. Во время учебы в школе нес послушание алтарника и иподиакона в Воскресенском кафедральном соборе Твери. В 2002 г. поступил в Санкт-Петербургскую духовную семинарию, где нес послушания сотрудника сайта СПбДА и преподавателя факультативного курса английского языка.

В 2006 г. участвовал в работе семинара молодежной организации «Синдесмос» в Брюсселе. В 2004–2007 гг. ежегодно как руководитель и переводчик сопровождал русскоязычную делегацию в летний молодежный лагерь в Потамитиссе (Кипр). В марте 2007 г. направлен на стажировку на православное отделение богословского факультета Университета Йоенсуу (Финляндия).

17 июня 2007 г. окончил Санкт-Петербургскую духовную семинарию по первому разряду и награжден премией имени митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова). С октября 2007 г. – референт председателя ОВЦС МП митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (ныне – Святейший Патриарх Московский и всея Руси).

С 5 февраля 2009 г. – личный секретарь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. 5 марта 2009 г. Святейшим Патриархом Кириллом пострижен в иночество с наречением имени Антоний в честь преподобномученика Антония Валаамского. С апреля 2009 г. по 8 апреля 2011 г. – руководитель личного секретариата Патриарха Московского и всея Руси.

3 апреля 2010 г. в Храме Христа Спасителя рукоположен во иеромонаха с возложением набедренника. 5 июня 2010 г. окончил Санкт-Петербургскую духовную академию по первому разряду.

22 марта 2011 года назначен клириком Свято-Николаевского ставропигиального прихода г. Рима. 30 мая 2011 г. освобожден от должности клирика Николаевского храма в Риме и назначен настоятелем ставропигиального храма в честь святой великомученицы Екатерины в Риме.

С 12 июля 2011 г. секретарь приходов Московского Патриархата в Италии. Имеет награды: медаль «1020-летие Крещения Руси» I ст. (2008 г.), Крест святого апостола Марка (Александрийская Православная Церковь) (2010 г.) и др.

Читателям Правмира иеромонах Антоний (Севрюк), настоятель храма великомученицы Екатерины в Риме и секретарь Администрации русских приходов РПЦ МП в Италии, рассказывает о том, зачем в Италии создается новая епархия Русской Православной Церкви, как в Риме происходит диалог православия с католицизмом, что помогает человеку все успевать даже на самом многотрудном послушании.

На пути к новой епархии

–21 мая 2012 года Администрация приходов Русской Православной Церкви Московского Патриархата в Италии получила официальный статус юридического лица. Каково значение этого события для Русской Православной Церкви?

–К этому событию мы шли давно. Число приходов Русской Православной Церкви в Италии за последнее десятилетие возросло до 50 (еще в 1990-е годы в Италии действовало несколько приходов Московского Патриархата, их бурный рост пришелся на конец 1990-х –начало 2000-х годов), и сегодня возникла реальная необходимость юридически упорядочить отношения наших общин с итальянским государством.

На каждом приходе постоянно возникают ситуации, требующие от нас вступления в юридические взаимоотношения с органами власти, с местными структурами Римо-католической Церкви, муниципалитетами. Даже для оплаты текущих коммунальных платежей приход обязан иметь реальное юридическое представительство в глазах власти. Вот для этого, в том числе, и нужно было создать централизованную структуру, имеющую юридический статус. Слава Богу, мы его получили.

В пасхальные дни на приходе Святых Жен-Мироносиц в Венеции. Протоиерей Максим Козлов в гостях у настоятеля священника Алексия Ястребова

Русский приход в Равенне

–«Администрация приходов РПЦ МП в Италии» – что это такое?

–Этот термин был введен по отношению к церковной структуре Московского Патриархата в Италии в 2007 году. До этого приходы входили в благочиние Корсунской епархии с центром в Париже.

Но в связи с тем, что сейчас в Италии приходов стало больше, чем во всех странах, которые окормляет Корсунский епископ (а это Франция, Испания, Португалия и Швейцария), Святейший Патриарх и Священный Синод приняли решение о том, что в Италии будет учреждена отдельная структура Московского Патриархата, которую возглавит епископ с титулом Богородский.

–Но Богородск ведь находится под Москвой?!

–Да. Но и в Англии наш архиерей имеет титул Сурожский, и во Франции – Корсунский. Практически во всех епархиях Русской Церкви, находящихся вне пределов территории стран, традиционно ей окормляемых, епископы Московского Патриархата имеют титулы не тех городов, в которых они фактически пребывают. А пока архиерей не назначен, приходами РПЦ в Италии временно управляет Корсунский епископ.

День вчерашний и завтрашний русских приходов в Италии

–Около 50 приходов Московского Патриархата в Италии – это немало! Что это за приходы?

–Нынешние приходы я бы разделил на три категории. К первой категории можно отнести исторические приходы в Риме, в Мерано (Мерано – один из центров русского присутствия в Италии, курортный город в Альпах, куда русские аристократы приезжали лечиться на воды, этот приход недавно возрожден), в некоторых других городах.

Далее, назову приходы, созданные итальянскими священниками (при участии митрополита Антония (Блюма) и митрополита Никодима (Ротова)) в 1970–1980-е годы двадцатого столетия. Большинство их прихожан – итальянцы.

И, наконец, самая большая часть приходов образовалась в конце 1990-х – начале 2000-х годов, во время массовой эмиграции чад Русской Церкви в страны Западной Европы. Речь идет не только и не столько о россиянах, но об украинцах и молдаванах, которые приехали в Италию в поисках работы.

Эти люди нуждались в духовной поддержке. Мало-помалу собирались общины. Священник обращался к местному католическому епископу, и тот предоставлял храм. Так возникали приходы по всей Италии, в большинстве своем на севере страны.

– Значит, многие приходы сформировались в результате экономических неурядиц на Украине и в Молдавии, что вынудило жителей этих стран отправиться на заработки. Как Вы думаете: вот образуется у них все на Родине, они вернутся домой. Что станет с приходами? Обосновано ли решение о создании особой епархии в Италии?

–Абсолютно обосновано. На любом приходе (я могу говорить на примере нашего Екатерининского прихода в Риме) есть костяк из постоянных прихожан. Причем, многие из них приехали в Италию в поисках работы, но здесь уже обрели семьи. У них родились дети.

Недавно я присутствовал на конференции в Кабинете Министров Италии, где обсуждались вопросы, связанные с интеграцией второго поколения эмигрантов (из бывшего Советского Союза, Бангладеш, Таиланда и других стран) в итальянскую жизнь. С такой реальностью сталкивается сегодня итальянское общество.

Эмиграция второй волны – это дети и подростки, родившиеся в Италии, для них родной язык – итальянский, но этнически и по религиозному признаку они принадлежат к иным группам. Среди наших прихожан немало эмигрантов второй волны.

Между прочим, свою епархию в Италии уже имеет Румынская Церковь. В нее входят 163 прихода, в которых ежегодно совершается несколько тысяч крещений. Можете себе представить?!

Храм на чужбине

–Как настоятель храма великомученицы Екатерины и секретарь Администрации русских приходов РПЦ МП в Италии Вы много общаетесь с итальянцами. Каково отношение к русским и России в Италии?

–Отношение простых людей к России и к русским очень хорошее. Вероятно, это связано с тем, что итальянцы и русские во многом похожи. Поэтому мне, прожившему свою жизнь в России, в Италии легко. Я никогда не чувствовал недопонимания со стороны итальянцев.

А недавно беседовал с деловым человеком, который в Италии имеет свой небольшой бизнес, и он тоже сказал, что всегда уверен в том, что его слова будут восприняты итальянцами именно в том значении, которое он в них вкладывает. Может быть, поэтому так много русских едет в Италию. Если вы пройдетесь по центру Рима, то кругом услышите русскую речь.

Наши прихожане работают в семьях, ухаживают за престарелыми людьми, нянчатся с детьми, и итальянцы всегда отмечают, что русские – добросовестные, что русским можно доверять. Мне рассказывала мой педагог итальянского языка, что у ее маленьких детей была русская няня, и это была самая лучшая няня, которую она когда-либо находила для детей.

Конечно, условия работы в семьях непростые, но по итальянскому законодательству вторая половина дня четверга и воскресенье – это дни, когда «баданты» (от итальянского слова badante – тот, кто ухаживают за пожилыми людьми – А.Н.) имеют свободное время. Как правило, они идут в храм, где встречаются с другими прихожанами и могут на родном языке побеседовать за чашкой чая.

Мне приходилось видеть, как кто-то из прихожан по четвергам переставал приходить. Спрашиваю почему? Потому, что семья пригласила на ужин или на прогулку на море. Более того, бывает, что работодатель позволяет привезти «баданту» в Италию своих родственников. И это решает один из самых болезненных вопросов нашей здешней паствы – восстанавливается разрыв с семьей.

Историческая справка о храме вмц. Екатерины в Риме: Впервые идея строительства русского православного храма в Риме была высказана в конце XIX в. архимандритом Климентом (Верниковским), настоятелем русской посольской церкви с 1897 по 1902-й гг.

Уже в 1898 г. по его инициативе начался сбор средств. Осенью 1913 г. император Николай II разрешил собирать пожертвования по всей России. К 1916 г. имелась необходимая сумма – около 265 тысяч лир. Но начавшиеся революционные события в России помешали осуществлению проекта.

В начале 1990-х гг. вновь заговорили о необходимости возведения русского храма в Риме. Эту инициативу благословил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В 2001 г. на территории российской посольской виллы Абамелек, до революции принадлежащей главе Строительного комитета князю С.С. Абамелек-Лазареву, был выделен участок под строительство.

14 января 2001 г. архиепископ Корсунский Иннокентий в присутствии министра иностранных дел России И.С. Иванова совершил освящение закладного камня на месте будущего храма вмц. Екатерины.

В июне 2002 г. была получена лицензия на строительство, которое ведется с лета 2003 г. 19 мая 2006 г. митрополитом Смоленским и Калининградским – ныне Святейшим Патриархом – Кириллом было совершено малое освящения Екатерининской церкви. С 8 октября 2006 г. в храме проходят регулярные воскресные богослужения.

–Одна из наиболее ощутимых проблем паствы русских храмов за границей, будь-то экономические эмигранты или студенты – это разрыв с семьей, отечеством, родной культурой. Какие способы восполнения этого недостатка Вы находите?

–За границей я увидел то, что не так часто встретишь на Родине – за границей приход является не только местом богослужения, но и местом встреч и общения людей.

И на Никольском приходе, и в нашем Екатерининском храме, мы всегда уделяем большое внимание тому, что часто называют «литургией после литургии». Потому что литургия – это «общее дело», но иными словами – это наше общение. Это наше общение во Христе за Евхаристией, но это и наше общение после литургии.

Храм на чужбине – это всегда площадка для общения. И важное место в этом общении занимает пастырь. Поэтому всегда после воскресных трапез мы устраиваем беседы со священником. А если остается время до вечерней службы, то можем вместе посмотреть фильмы, поговорить о том, о чем людям интересно. Весь воскресный день наши прихожане проводят в храме.

–Что самое важное для священника, который несет свое служение за границей?

–Понять, что его жизнь ему не принадлежит. Святейший Патриарх после хиротонии сказал мне, что с того момента, как руки епископа возложены на главу рукополагаемого в священный сан, его жизнь не принадлежит никому: ни семье, ни родным, но Богу. Если Бог будет на первом месте, то во всем остальном все будет хорошо.

В жизни священника должна быть правильно выстроена вертикаль. Есть замечательный образ, который описывает отношения человека с Богом и ближними: чем лучи, под которыми мы подразумеваем людей, ближе направляются к центру окружности, к Богу, тем ближе точки радиуса соприкасаются друг с другом, тем ближе люди становятся друг другу.

То же со священником. Очень важна готовность пожертвовать своим временем, отдыхом, желанием заняться любимым делом и всегда все это предпочесть возможности общения с прихожанами. На своем личном опыте я убедился в том, что частичка доброты, частичка тепла, подаренные людям, сторицей возвращаются священнику.

Восток и Запад: точки соприкосновения

–Русский человек в Италии оказывается лицом к лицу с реальностью католического мира, и ему важно правильно выстроить свои отношения к этому миру и с этим миром, так похожим на наш (один Христос, одно Евангелие, и порой разницы кажутся несущественными). Как Вы разъясняете вопрос нашего отношения к католицизму священству приходов Италии, прихожанам, паломникам?

–Италия – это сердце католического мира, это страна с огромным процентом верующего католического населения. И, конечно, для каждого православного христианина, который приезжает в Италию на долгое время, встает проблема общения с католическим миром.

Ежедневно после богослужения ко мне подходят паломники и спрашивают, как им себя вести в тех храмах, где находятся святыни, которые почитаются равно католиками и православными.

Важно помнить, что с Католической Церковью мы не имеем литургического и молитвенного общения. Хотя в Италии Русская Православная Церковь часто оказывается гостем Католической Церкви: мы служим в храмах, которые нам предоставляют католики. Католики разрешают нам совершать литургии и молебны у величайших святынь всего христианского мира.

Классический пример – город Бари, куда ежедневно сотни православных паломников стекаются к мощам святителя Николая Чудотворца (в католический храм). Каждый четверг, а бывает и чаще, на престоле, под которым почивают эти мощи, служится православная литургия.

Совсем недавно, мы служили и в верхнем храме, в огромном соборе, возведенном над мощами святителя, и несколько тысяч православных молилось там благодаря доброму отношению к нам со стороны Католической Церкви.

Как настоятель Екатерининского храма и представитель Администрации приходов РПЦ МП в Италии я регулярно присутствую на значимых католических богослужениях. К слову сказать, на всех важных праздниках нашего прихода всегда присутствуют гости из Католической Церкви. Но, конечно, мы не молимся вместе, и то, о чем я сказал выше, является лишь знаком нашего доброго друг к другу отношения.

–У каких еще святынь Вам довелось уже послужить в Италии?

– В Риме: на мощах апостола Петра в соборе святого Петра, на мощах святого равноапостольного Кирилла в базилике святого Климента. Для нас очень важно, что в Риме почивают мощи небесного покровителя нашего Святейшего Патриарха, за которого мы всегда здесь молимся. Еще на мощах святителя Мартина Исповедника в Сан Мартино ай Монти, на мощах человека Божия Алексия и мученика Вонифатия на Авентинском холме.

В Милане – на мощах святителя Амвросия Медиоланского в базилике Сант Амброджио. До настоящего момента ни одного отказа на проведение богослужений мы не получали. Нам всегда идут навстречу. И это радует.

–А каково отношение католиков к православию, к православной культуре?

–Заинтересованное. Наш храм великомученицы Екатерины построен в традициях русского церковного зодчества. Он виден издалека и выглядит не совсем обычно в контексте Вечного Рима, который строился, скажем так, несколько в другом стиле.

Когда наши паломники спрашивают, как им найти Екатерининский храм, и называют улицу и номер дома, то слышат в ответ: «А, так это же русская церковь, вам нужно туда, туда и туда…» И таксисты, и местные жители знают наш храм как chiesa russa, «русскую церковь», которая стала местом встречи католического Запада и православного Востока.

Многие люди от простых итальянцев до высокопоставленных куриальных кардиналов приходят сюда и именно здесь открывают для себя Русскую Православную Церковь, открывают Россию – нередко впервые в своей жизни. Недавно о нашем храме был снят фильм «Русский дом на берегах Тибра».

Рим: жизнь на витрине

–В Екатерининском храме в алтаре помогают студенты. Студенты поют на клиросе. Большинство из них учится в знаменитых Папских университетах и институтах – Григорианском, Библейском, Восточном. Вы закончили Санкт-Петербургскую духовную академию. Чем отличается система образования в духовных школах у нас на Родине и в Папских вузах?

–Я могу судить об этом только со стороны, как священник, который общается со студентами из Русской Православной Церкви, отправленными на учебу в Рим. Они действительно помогают у нас и на клиросе, и в алтаре.

Наши студенты учатся в разных католических вузах, и эти вузы чрезвычайно отличаются между собой и по подходу к организации образовательного процесса, и по нагрузке, которая возлагается на плечи учащихся. Выбор вуза определяется вакансиями: есть вакансия на стипендию, студент едет. Мне кажется, для них это хорошая возможность повысить свою квалификацию, потому что ведь система богословского образования в Риме складывалась веками.

Отличие русских духовных школ, как мне кажется, заключается в неотъемлемой связи образовательного и воспитательного процессов. В семинарии готовят церковно и священнослужителей. А если человек желает получить богословское образование для расширения кругозора, то неправильно ему идти в семинарию, где к нему предъявят требования, сопряженные с каноническими требованиями к кандидату в священный сан. В некоторых католических вузах женщины учатся наравне со священниками.

Многое зависит для наших студентов от того, в какой колледж (общежитие – А.Н.) они попадут во время учебы. Есть колледжи, относящиеся к католическим монастырям, с более строгими, фактически монастырскими, правилами общежития. А есть колледжи, где вопросам частной жизни студентов уделяют меньше внимания.

И в этой ситуации чрезвычайно важно студенту иметь внутри несгибаемый нравственный стержень. Ведь оказавшись в мировой столице, центре туризма, выпускник русской духовной школы попадает в непривычные для него условия, сталкивается с иным образом жизни, который может повлечь за собой новые искушения. И ему нужно остаться самим собой. А остаться самим собой помогает нравственный стержень, то есть вера.

Мне очень радостно, что те, кто в ватиканских структурах отвечает за пребывание русских студентов в Риме, относятся к этому с пониманием. Русских студентов не обязывают посещать мессы, как это должны делать студенты-католики, и даже отпускают с занятий в дни православных праздников.

–Мне не раз приходилось слышать от православных людей, что образовательные программы для русских студентов в Папских вузах есть часть прозелитической политики Ватикана: студенты ломаются в Риме, становятся филокатоликами… Как бы Вы прокомментировали эту точку зрения?

–Мы с Вами только что говорили о стержнях. Если у тебя стержень есть, то обучение и в православной семинарии, и в католическом Папском университете пойдет тебе на пользу. Мы знаем многих выпускников Папских вузов, которые вернувшись к себе на Родину, служат на благо Православной Церкви.

Из ныне здравствующих православных архиереев РПЦ некоторые учились в Риме. Также несколько преподавателей моей родной Санкт-Петербургской духовной академии. Поэтому я считаю – неправильно говорить, что среди наших студентов ведется прозелитическая работа. Более того, наши студенты, проживая в католической среде, дают возможность католикам лучше узнать православие.

Я сам сталкивался с тем, что если я незнакомым итальянцам представляюсь православным священником, мне сразу начинают задавать самые неожиданные вопросы: а неужели православные тоже верят во Христа? Разве они читают Библию? У них даже и святые есть? Понимаете: кто такие православные, католики-обыватели знают мало. Поэтому пребывание наших студентов в Италии – это живое свидетельство о православии.

Фильм “На берегах Тибра”

Мы здесь – на витрине. На нас смотрят как на живых носителей православной веры, православного предания, православной культуры. И по нам, оказавшимся здесь православным, судят о том, что такое Русская Церковь.

Я всегда повторяю в проповедях, что наше пребывание в Италии налагает на нас огромную ответственность. В том числе и на студентов, потому что они живут в католических колледжах, едят за одним столом с католическими семинаристами, и по ним те составляют свое впечатление о том, каковы православные. Нередко наши студенты имеют хороших друзей среди католических семинаристов.

На наш престольный праздник к нам пришли десятки будущих католических священников посмотреть на архиерейское богослужение. Мы пригласили их на трапезу, во время которой они задавали множество живых вопросов о нашей вере. Я вижу в таком общении возможность взаимообогащающего диалога.

Искусство все успевать

–Отец Антоний, всякий раз, когда я открываю Ваш замечательный сайт http://www.stcaterina.org, то просто диву даюсь: богослужения в разных уголках Италии, присутствие на протокольных мероприятиях в Ватикане, участие в конференциях и культурных мероприятиях столицы, встречи с дипломатами, представителями русской и итальянской творческой, научной интеллигенции. Как Вы все успеваете? Еще и новости на сайт сами выкладываете…

–Очень легко преодолевать все трудности, когда перед глазами есть живой пример. Однажды в СПбДА перед студентами выступал известный священник. И кто-то его спросил: «Батюшка! В семинарии так сложно учиться. Как пройти выбранный путь до конца достойно?» И он посоветовал выбрать из однокурсников или преподавателей «путеводную звездочку». И глядя, как тот человек более успешно, чем мы, справляется с трудностями – брать с него пример.

Мне, в моей жизни очень «повезло» (хотя я не люблю это слово, оно обезличивает волю Божию по отношению к человеку). На протяжении четырех лет я имел возможность быть личным секретарем тогда митрополита Смоленского и Калининградского, а потом Святейшего Патриарха Кирилла. И в эти годы я вблизи видел, как живет и как трудится Святейший Патриарх. У него нет ни одной минуты на себя.

Он приезжал ранним утром в Патриархию и возвращался оттуда поздним-поздним вечером в резиденцию, нагруженный тремя-четырьмя чемоданами документов, которые ему нужно было за ночь отработать. Знаете, у меня всегда сердце кровью обливалось, потому что я должен был класть эти чемоданы ему в машину. Утром он приезжал – все документы были прочитаны, изучены, проанализированы, на всех стояли соответствующие резолюции.

–Разве по-человечески это возможно?

– Господь никогда не возлагает первосвятительский куколь на того, кто не способен этого понести. И всегда избирает людей, способных стоять у кормила церковного, и Сам дает им особые, в человеческом понимании, сверхъестественные силы. Я до сих пор не дал себе ответ на вопрос: как человек, которому физически необходим хотя бы минимальный отдых, может это вынести?

Сильнейший заряд энергии Святейший Патриарх сообщал и нам, своему окружению. И я очень привык постоянно находиться в таком жизненном ритме. У личного секретаря много обязанностей, эта работа требует предельного напряжения сил и концентрации внимания. Я прекрасно понимал, что не имею права совершить ни одной ошибки, иначе подведу Патриарха.

–Господь даровал Вам в жизни невероятные встречи с невероятными людьми, о которых мы можем только узнавать из книг или СМИ. Что Вы больше всего цените в людях?

––Возможность оставаться людьми. Одним из важнейших достоинств любого человека является возможность оставаться самим собой вне зависимости от его должности и положения. Если человек прост и доступен, если он способен быть верным другом, то для меня это критерий человечности. И это то, что я особенно ценю в людях.

«Всю ночь читал я Твой завет»

–Почему Вы, окончив лучший лицей Твери с золотой медалью, решили посвятить себя всецелому служению Церкви? Ведь Вы могли бы столь же блестяще окончить Университет и успешно идти по светской стезе!

–Этот выбор был совершенно осознанный. Я крестился в 11 лет (родители были тогда людьми не воцерковленными). Я стал задумываться о Боге, учась в 3–4 классах. Когда нам объясняли теорию большого взрыва, я спрашивал учителя: «А что же взорвалось, раз это был такой большой взрыв?» Передо мной вставали вполне естественные вопросы, но никто на них мне не мог дать ответа.

И тут в 1995 году, когда я закончил начальную школу, Министерство образования Тверской области запустило пилотный проект. В центре города открылся лицей, куда принимали тех, кто с отличием окончил младшие классы. Меня взяли. Директор лицея старался воспитать нас всесторонне образованными людьми – в программе были даже бальные танцы, другие необычные предметы, среди которых особое место занимала история религий. Ее вела светский педагог.

На первом же уроке она нам сказала: «Дети, вы все здесь умные, так что прекрасно понимаете – мы будем изучать сказки». Когда мы дошли до христианства, она попросила нас приобрести в книжном магазине детскую Библию. Я ее купил, прочитал главу о Благовещении, которую нам задали. И хорошо помню, что в ту ночь я не спал, потому что дочитал книгу до конца.

У меня возникло огромное количество вопросов, которые на следующий день после урока я стал задавать учительнице. Но она лишь снисходительно заметила, что эта тема не достойна моего внимания. А родители предложили лишний раз почитать учебник английского языка.

Дальше произошло событие, которое, оглядываясь назад, я расцениваю как чудо. Как-то весной к нам в дверь позвонили ребята из моего двора и пригласили на воскресную беседу о вере и Церкви (их проводил священник в моей первой школе). Я пошел с ребятами и впервые в жизни увидел человека, одетого в рясу, высокого, красивого, пожилого (ему тогда исполнилось 78 лет). Меня поразила его осанка. Он прошел всю войну.

Я попросился на занятия. Но батюшка пригласил меня придти на следующий год, потому что на дворе стоял март – занятия подходили к концу. Однако я был настойчив, сказал, что прочитал всю детскую Библию, предложил меня проверить. Он не смог отказать и разрешил мне присутствовать. И когда он задавал вопросы, на которые никто не мог ответить, я отвечал.

От школы до трамвайной остановки, откуда батюшка уезжал к себе домой, было минут пятнадцать ходу, и я после каждой воскресной беседы его провожал. Помню, 10-15 трамваев уходило, а мы все стояли и говорили (потом уже я узнал, что он старший священник кафедрального собора Твери). В мае он меня крестил.

Родители отнеслись к моему решению с пониманием. На следующее воскресение после крещения я пришел в собор. Отец Николай представил меня архиерею, и в тот же день владыка Виктор благословил меня носить стихарь. Мне было 11 лет. Владыка сказал, что, надев стихарь, я становлюсь воином Христовым. И я это запомнил, и стал ходить в собор постоянно.

Погрузившись в замечательную церковную среду, новую для меня и очень интересную, я стал активным ее участником. Был иподиаконом у владыки. Всегда, когда он приезжал в собор, я держал его жезл или с трикирием ходил. И как-то само собой стал думать о том, что я тоже хотел бы стать священником.

Это было время, когда Церковь обрела свободу, и тогда еще недоставало образованных священников. В соборе в Твери на тот момент было немного священников, имевших духовное образование. Как правило, все они учились давно, и тот же отец Николай на мой вопрос о том, что нужно для поступления в семинарию, ответил: «Выучи «Отче наш», «Верую» – и поступишь».

Моя бабушка жила в Петербурге. Каждое лето я бывал у нее. И на следующее лето я попросил бабушку отвести меня в семинарию. Она не знала, где это, и я сам нашел семинарию, и мне там так пришлось по душе (я попал на всенощную под Казанскую), что я загорелся мыслью во что бы то ни стало поступить. Мне очень хотелось стать священником образованным, учиться, читать, узнавать.

Родители со мной не согласились. Они считали, что у меня могло быть большое светское будущее, тем более с золотой медалью я мог поступать во многие учебные заведения. Но я сказал, что мое решение сознательное. Через год мама поехала вместе со мной в Петербург. И ей так понравилось в семинарии, что все богослужение она стояла и плакала.

И вот я стал готовиться к поступлению. А уже в то время поступить было непросто (в мой год конкурс составлял 3 человека на место). Нужно было знать множество специальных церковных дисциплин, а я был самоучкой, учился по книжкам, которыми со мной охотно делились батюшки из Твери. И я сам все карманные деньги тратил на книги.

И поступил в семинарию. Когда я учился на первом курсе, тяжело заболел отец Николай: у него началась гангрена, ему отняли ногу, он не мог служить. Для него это было ужасно, потому что служение было единственной составляющей его жизни. А у нас с ним сложились очень близкие отношения. У батюшки было двое детей, но один погиб в младенчестве, а второй был убит через несколько дней после того, как подал документы на поступление в семинарию. И я стал ему фактически внуком.

И вот я, молодой семинарист, приехал к нему в первые же каникулы, прямо в подряснике. Монахиня, которая ухаживала за отцом Николаем, сказала, что батюшка в коме, в сознание не приходит. Но когда я вошел и сел у его кровати, он вдруг открыл глаза и привстал. Монахиня упала в обморок, и я пытался как-то привести ее в чувства.

Отец Николай был очень слаб, но меня узнал и стал говорить со мной. Твердил: «Возьми мои книги, возьми мои книги». Он попросил монахиню, чтобы она принесла Типикон с его стола, издание 17-го века, и им благословил меня: «Возьми этот Типикон и все мои книги».

Мне было не по себе, я все повторял: «Батюшка, да что Вы! Вам еще жить и жить». Потом попрощался и пообещал зайти на следующий день. Я вышел из дома (а это частный сектор Твери) и медленно брел по Тихвинской улице. Вдруг раздался крик. Я побежал назад. Монахиня мне сказала: «Отец Николай умер».

Я действительно взял книги отца Николая. У него была собрана вся подборка журналов «Московской патриархии» с 1950-х годов до 2000-го года. Сейчас это настоящая библиотека – в те годы ЖМП печатал очень интересные статьи. Это история в лицах…

–В ту ночь, когда Вы не спали и прочли все Евангелие, что так Вас поразило в этой книге, в православной вере?

–Я нашел ответы на все вопросы, которые меня волновали: как произошел мир, как произошел человек. Эти ответы показались мне настолько убедительными, что не оставили и тени сомнения в моей душе. Потом уже меня поразила замечательная церковная среда в нашем соборе в Твери. Уходя из него, мне всегда хотелось вернуться поскорее вновь.

Я застал священников старой формации и видел, как они живут. Отец Николай уже в 7 утра (а я старался очень рано приезжать в храм, чтобы все подготовить к службе), облаченный, вынимал частички за всех своих родных, близких, по синодикам, написанным ими еще в 1950-е годы. Такую церковную выправку он имел! И мне очень хотелось быть причастным к этой жизни, хотя я думал, что этого не достоин.

Святейший Патриарх

–Мы есть то, что наши родители, учителя, наставники заложили в нас. Кто сформировал Ваш стержень?

Господь так в моей жизни все управил, что, окончив семинарию в июне, я уже в сентябре стал сотрудником Отдела Внешних Церковных Связей, сам об этом не помышляя. Перед окончанием семинарии я полгода провел в Финляндии, в университете в Йоенсуу, куда бы направлен от СПбДА для написания дипломной работы «Эсхатология в мировых религиях».

Вернувшись назад, я получил приглашение поехать на учебу в Грецию и с огромной радостью согласился, потому что почти 5 лет по 2–3 месяца проводил на Кипре в православном лагере как руководитель группы русских студентов, любил Кипр, учил новогреческий язык.

Вскоре меня вызвал к себе председатель ОВЦС митрополит Кирилл.

–Это была Ваша первая встреча со Святейшим Патриархом?

–Конечно, я и раньше его видел на богослужениях, но у меня ни разу не было даже возможности взять у него благословение. Митрополит Кирилл меня принял в своем кабинете, и я до сих пор помню наш разговор. Я шел на эту встречу с огромным трепетом. Я понимал, что познакомлюсь с человеком, которого вижу каждую субботу в передаче «Слово пастыря» и который вызывает у меня огромнейшее благоговение.

С первых же минут теплота приема рассеяла мое волнение. Помню: я, семинарист, захожу к нему в кабинет, он встает из-за стола и идет мне навстречу. Потом я узнал, что он всегда так делал, кто бы к нему ни приходил: будь то министр или простой семинарист. Манера общения митрополита, тембр его голоса, его речь настолько меня успокоили, что буквально через минуту мне казалось, что я знаю Владыку уже очень давно.

Он мне сказал, что перед поездкой в Грецию нужно потрудиться в службе коммуникаций ОВЦС. Я поступил на работу, но проработал всего месяц. После этого состоялась наша вторая встреча с митрополитом. Он вручил мне распоряжение, о том, что назначает меня своим личным референтом. Учеба в Греции отошла на дальний план. А моя жизнь стала связана с серьезными церковными послушаниями.

Святейший Патриарх – это человек, который из меня, простого семинариста, сделал монаха и священника. Желание стать монахом было абсолютно естественным для меня, я думал об этом в семинарии, старался вести соответствующий образ жизни, понимал, что для меня это единственный возможный путь служения Богу – всего себя всецело отдать на служение Церкви.

Может, я говорю сейчас «высоким штилем», но говорю искренне. Я был первым монахом, постриженным Святейшим Патриархом Кириллом после его избрания на престол московских Первосвятителей. Патриарх дал мне огромный опыт и величайшую возможность увидеть то, как нужно служить Церкви.

–Как?

–Самоотверженно и с полной самоотдачей, не жалея ни сил, ни здоровья. Так же, как трудится он. И зная, что все, если мы трудимся для Церкви, все находится в руках Божиих. Не смущаясь ничем, нужно трудиться, работать и верить, молиться и служить.

Рим и Россия

– На вилле Боргезе на памятнике Н.В.Гоголю выгравированы его слова: «О России я могу писать только в Риме. Только там она предстает мне вся, во всей своей громаде». Ваше отношение к России изменилось в Италии?

–Здесь я, как никогда раньше, начал понимать, что мы должны очень ценить то, что мы имеем в жизни. Сейчас, приезжая в Россию, я другими глазами смотрю на свою страну, на ее природу, на людей, на возможность искреннего братского общения с теми, с кем меня теперь разделяют тысячи километров.

Здесь с особой остротой я ощущаю, что, находясь за границей, в ином культурном пространстве, очень важно сохранять свою идентичность. И всегда помнить о том, кто мы, откуда мы, носителями какой великой культуры – православной культуры, в первую очередь, мы являемся.

– Один наш университетский профессор говорил, что Рим – единственный город, в котором он хотел бы прожить всю свою жизнь! Что значит Рим для Вас, жизнь в этом Вечном Городе?

– Когда я уезжал в Италию, то очень переживал. Если честно я думал: ну как я смогу после такой интересной и интенсивной жизни, которая у меня была в Москве, привыкнуть к неспешному ритму жизни в Италии. А главное, я был вынужден от себя оторвать огромный пласт моей жизни, который… мне казалось, что это есть вся моя жизнь.

Первый раз я посетил Вечный Город, сопровождая митрополита Кирилла в одной из его поездок. Рим сразу пленил меня своей красотой. Мы провели здесь три дня. Я сопровождал митрополита по официальной программе, но как только у меня появлялась свободная минутка, я выбегал из гостиницы и не мог надышаться римским воздухом. Я смотрел на живые камни, которые просто вопияли о христианской истории.

Я понимал, что стою на земле, на которой стояли некогда апостолы Петр и Павел и происходили важнейшие исторические события. И в первый же свой небольшой отпуск я на несколько дней прилетел в Рим и ходил, ходил, ходил по этим улочкам. Площадь Навоны, Пантеон – вот этот район города, где ты дышишь Римом. Так что Рим я всегда любил. Но одно дело приезжать сюда туристом, а другое – понимать, что едешь как минимум надолго.

И вот, оказавшись в Риме уже в новом качестве, я решил свой «переживательный период» побеждать в себе активным познанием Города, его истории и его удивительной красоты. Мне очень нравятся маленькие римские улочки, которые живут своей жизнью, я люблю ходить и наблюдать за тем, как простые итальянцы общаются друг с другом.

За первые два месяца пребывания в Риме я исходил его весь вдоль и поперек. И сейчас с закрытыми глазами ориентируюсь в историческом центре и показываю его гостям сам, не прибегая к помощи гидов. Я объехал почти всю Италию и могу сказать, что каждый город Италии – по-своему прекрасен, но Рим мне не сравнить ни с чем! Это такой город, который вам либо не нравится, либо вы в него влюбляетесь с головой.

San Pietro

–Ваше самое любимое место в Риме?

–Собор святого Петра. Я объясню почему. Когда я только был назначен настоятелем Екатеринского храма, то отец Филипп (Васильцев), мой предшественник, предложил мне вместе с ним пройти в собор святого Петра. Не туда, куда приходят туристы, а в крипту, где находятся мощи апостола Петра. И даже не в саму крипту, а за ее стеночку, в тыльную часть.

Мы спустились: отца Филиппа все знали, меня никто не знал. И вдруг произошло следующее: хранитель открыл ключом дверку, достал саркофаг, который я первый раз в жизни видел вблизи, дал его мне в руки и сказал: «Держи и молись». И мы вдвоем с отцом Филиппом пропели молебен апостолу Петру.

Я держал на руках величайшую святыню христианского мира, и за эти три минуты, которые мы пели, у меня перед глазами пронеслась вся моя жизнь. Я очень о многом тогда молился, и эта молитва меня сроднила с местом. Теперь всегда, когда я вижу собор святого Петра, то осеняю себя крестным знамением. И даже водитель, который меня везет мимо, как-то мне сказал: «Батюшка, как же Вы любите этот храм!»

Просто очень многое для меня связано с апостолом Петром. Наверное, это очень личное, о чем я сейчас говорю, но всегда, когда у меня есть свободное время, особенно вечерами я люблю ходить гулять по Городу и никогда не пройду мимо собора святого Петра. Всегда подойду как можно ближе, помолюсь, потому что для меня это место действительно особое.

И вообще Рим для православных людей – это не только один из центров христианской истории и не только очень красивый город, но это Святая Земля. Может быть, такая же святая, как Палестина.

Биография иеромонаха Антония (Севрюка) – с сайта www.patriarhia.ru Историческая справка о храме великомученицы. Екатерины и фильм «Русский дом на берегах Тибра» – с сайта http://www.stcaterina.org Фотографии – иеромонаха Антония (Севрюка), иеромонаха Авеля (Усачева), Жанны Будаевой.

Антоний, архиепископ Венский и Будапештский (Севрюк Антон Юрьевич)

В 1991-1995 гг. обучался в средней школе № 19 г. Твери. В 1995 г. поступил в муниципальное образовательное учреждение «Тверской лицей», который окончил в 2002 г. с золотой медалью.

Во время учебы в школе нес послушание алтарника и иподиакона в Воскресенском кафедральном соборе г. Твери.

В 2002 г. поступил в Санкт-Петербургскую духовную семинарию. Во время обучения нес послушания сотрудника сайта Санкт-Петербургской духовной академии и преподавателя факультативного курса английского языка. Регулярно представлял Санкт-Петербургские духовные школы на различных конференциях и семинарах.

В 2006 г. участвовал в работе семинара молодежной организации «Синдесмос» в Брюсселе, Бельгия. В 2004-2007 гг. ежегодно принимал участие в работе летнего православного молодежного лагеря в Потамитиссе, Кипр, в качестве переводчика и руководителя русскоязычной делегации.

В октябре 2006 г. ректором Санкт-Петербургской духовной академии архиепископом Тихвинским Константином (ныне - архиепископ Курганский и Шадринский) пострижен во чтеца в академическом храме во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

В марте 2007 г. направлен для прохождения стажировки на православное отделение богословского факультета Университета Йоенсуу (Финляндия), во время учебы нес послушание благочинного Иоанно-Богословского храма при духовной семинарии Финской Православной Церкви.

В июне 2007 г. по возвращении в Санкт-Петербург успешно защитил дипломную работу за курс семинарии на тему «Эсхатология в мировых религиях».

17 июня 2007 г. окончил Санкт-Петербургскую духовную семинарию по первому разряду и награжден премией имени митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова). Решением преподавательского совещания принят в число студентов Санкт-Петербургской духовной академии без сдачи вступительных экзаменов.

В сентябре 2007 г. назначен стажером службы коммуникации Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. С октября 2007 г. - референт председателя ОВЦС МП митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (ныне - Святейший Патриарх Московский и всея Руси). В сентябре 2008 г. назначен преподавателем Смоленской духовной семинарии.

5 марта 2009 г. Святейшим Патриархом Кириллом пострижен в иночество с наречением имени Антоний в честь преподобномученика Антония Валаамского в домовом храме святого праведного Филарета Милостивого Патриарших покоев Свято-Троицкой Сергиевой лавры.

8 марта 2009 г. Святейшим Патриархом рукоположен во иеродиакона в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы.

С апреля 2009 г. по 8 апреля 2011 г. - руководитель личного секретариата Патриарха Московского и всея Руси.

3 апреля 2010 г. в Храме Христа Спасителя Святейшим Патриархом Кириллом рукоположен во иеромонаха с возложением набедренника.

Решением Священного Синода от 22 марта 2011 года (журнал № 32) назначен клириком Свято-Николаевского ставропигиального прихода г. Рима.

Решением Священного Синода от 30 мая 2011 г. (журнал № 62) освобожден от должности клирика Николаевского храма в Риме и назначен настоятелем ставропигиального храма в честь святой великомученицы Екатерины в Риме.

12 июля 2011 г. указом Святейшего Патриарха Кирилла назначен секретарем приходов Московского Патриархата в Италии.

18 июля 2013 г. за богослужением в Троице-Сергиевой лавре Святейшим Патриархом Кириллом возведен в сан архимандрита.

7 октября 2015 г. Святейшим Патриархом Кириллом в домовом храме святого праведного Филарета Милостивого Патриарших покоев Свято-Троицкой Сергиевой лавры пострижен в мантию с наречением имени Антоний в честь преподобного Антония Римлянина, Новгородского чудотворца.

Решением Священного Синода от 22 октября 2015 г. (журнал № 62) избран епископом Богородским, викарием Патриарха Московского и всея Руси, с поручением осуществлять архипастырское окормление приходов Московского Патриархата в Италии, и назначен руководителем Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям.

Наречен во епископа 23 октября 2015 г. в соборе Введения во храм Пресвятой Богородицы Оптиной пустыни. Хиротонисан 26 октября за Божественной литургией в Новодевичьем монастыре г. Москвы. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Указом Святейшего Патриарха Кирилла от 28 октября 2015 г. назначен на должность настоятеля храма Рождества

Указом Святейшего Патриарха Кирилла от 28 октября 2015 г. назначен на должность настоятеля храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне г. Москвы.

Решением Священного Синода от 24 декабря 2015 г. (журнал № 89) включен в состав Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви.

Решением Священного Синода от 29 июля 2017 г. (журнал № 52) освобожден от должности управляющего Италийскими приходами Московского Патриархата и настоятеля ставропигиального храма святой великомученицы Екатерины в г. Риме. Синод постановил иметь титул «Звенигородский».

В сентябре-декабре 2017 г. - временный управляющий Берлинской епархией.

Решением Священного Синода от 28 декабря 2017 г. (журнал № 116) назначен управляющим Венско-Австрийской и Будапештско-Венгерской епархиями с титулом «Венский и Будапештский» и сохранением должности руководителя Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям. Также решением Синода поручено временное управление приходами Московского Патриархата в Италии.

1 февраля 2018 г. за Литургией в Храме Христа Спасителя в Москве Святейшим Патриархом Кириллом возведен в сан архиепископа.

Материал взят с официального сайта Московского Патриархата: www . patriarchia . ru

Advertisements

8.11.2015
Николай Каверин

I

Многих ревнителей не по разуму, неверно понимающих саму суть экуменизма, почему-то сильно волнует перспектива возможности будущей встречи Патриарха Московского и Папы Римского. В этом ими видится коварная «апостасия» Русской Православной Церкви и чуть ли не измена Православию.

На самом деле никакого вероотступничества в самой встрече Патриарха и Папы, если таковая состоится и при этом не будет их совместного сослужения или совершения каких-либо совместных церковных обрядов, не будут подниматься вопросы о пересмотре канонов или вероучительных истин Православия (а в этом и заключается суть экуменизма!) естественно нет. Неужели уж и вправду мы боимся, что Патриарх наш при таком дипломатическом саммите на высшем церковном уровне примет католическую веру и объявит унию? - «Не смешите мои тапочки», как любит говорить «знаток» русских пословиц и поговорок американский журналист Майкл Бом. Поистине, назидает таких горе-ревнителей псалмопевец, «тамо убояшася страха, идеже не бе страх ».

Так пусть Патриарх Московский встретится во время благоприятное с Римским понтификом, пусть они побеседуют, например, о недопустимости однополых браков, о всё возрастающем диктате евроатлантического гей-сообщества, об усилении международной практики усыновления русских детей однополыми парами, о вмешательстве в государственные, общественные и семейные уклады нигилистских неправительственных коммерческих организаций, манипулируемых американскими сетями и спецслужбами, о всём этом либеральном тоталитаризме содомского Запада с его европейскими «ценностями», против которых Россия стала надеждой мiра и последним оплотом истинного христианства , противостоящая сатанинскому проекту уничтожения человеческого рода как такового. Ведь масонский Проект Всепланетарной Либеральной Идеи, которая все более превращается в либерально-фашистскую диктатуру с ее гуманитарными бомбардировками с целью насаждения демократии во всех частях света, был зачат на Западе, окормляемом много веков Ватиканом. Да и все три агрессии Евросоюза на исторические территории России (1812, 1941, 2014 гг.) происходили под благородным видом евроинтеграции восточных схизматиков, советских унтерменшей, ватников и колорадов в западноевропейскую христианскую цивилизацию с их исконно европейскими ценностями: свободы, равенства и братства, национал-социализма и фашизма, либерализма, гей-парадов, Charlie Hebdo и прочей содомитской толерантностью без границ.

И самое главное. Такая встреча может стать настоящим инновационным миссионерским креативом : возможно иной римо-католик после встречи Папы и Патриарха заинтересуется Православием и попросит принять его в лоно нашей Русской Церкви. А возможно и сам Римский понтифик в ходе этой встречи задумается о печальных плодах либеральных западноевропейских содомских «ценностей», порожденных как раз еврокатолической цивилизацией, о церковной истории, и в результате пересмотрит некоторые заблуждения Католической церкви как в догматическом плане, так и в мировом историческом процессе. И сбудется, наконец, заветная мечта наших штатных миссионэров: Папа со всей своей много-много миллионной паствой перейдет в Православие. А это уже будет совершенно иной геополитический расклад: «Ватикан наш»! И никакие санкции против РПЦ со стороны ЕС тут уже не помогут!

Так зачем же нам упускать такой уникальный миссионерский шанс , который предоставляется в ходе встречи Русского Патриарха и Римского Папы!?

N.B. Неужели, дорогие читатели, вы и в самом деле верите в подобный «миссионерский успех», на который рассчитывают иные церковные либералы?

II

Но существуют и реальные, не вымышленные экуменические соблазны и опасности. Вот одна из них.
22 октября 2015 года Священный Синод постановил избрать викарием Московской епархии с титулом «Богородский» архимандрита Антония (Севрюка) , а 26 октября за Литургией в Новодевичьем монастыре г. Москвы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Антония (Севрюка) во епископа Богородского, викария Патриарха Московского и всея Руси.

В связи с этой епископской хиротонией напомним о странном поведении о.Антония (Севрюка) на приеме у Римского понтифика 29 сентября 2011 года в составе делегации ОВЦС. Тогда в интернете появился видеосюжет, запечатлевший встречу делегации Отдела внешних церковных связей во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) с папой Римским Бенедиктом XVI и целование православными священнослужителями папской руки. Данный видеосюжет вызвал тогда немалый соблазн и недоумение у многих православных людей.


В ходе той встречи православные священники целовали руку главе Католической церкви и принимали от него благословение, а один из них даже просил папу: Bless me, please («Благословите меня, пожалуйста»).

На видеоролике видно, как иеромонах Антоний (Севрюк) после священника Димитрия Сизоненко (секретаря по межхристианским отношениям ОВЦС) целует руку папе. Митрополит Иларион говорит: - Это отец Энтони, он - новый настоятель храма св. Екатерины в Риме. Он был личным секретарем патриарха Кирилла в течение четырех лет. - Этот Энтони (Антоний по-нашему ) говорит папе: - Если однажды Вы сможете посетить нас, то это будет для нас огромная честь. - Снова благодарит папу и целует папе руку.

Эту крайне соблазнительную для многих православных христиан ситуацию разъяснил в программе «Церковь и мир» телеканала «Россия 24» от 22 октября сам председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата Его Высокопреосвященство митрополит Иларион (Алфеев) . По его словам, «в Ватикане существует определенный этикет , согласно которому те, кто посещают папу, целуют ему руку. Такой этикет существует и при многих других монарших дворах. Не надо забывать о том, что папа Римский является помимо того, что он глава Католической церкви, он ещё и монарх в своем государстве. Когда я его посещал, то члены сопровождающей меня делегации, - там были и священники и миряне, - спрашивали, как себя вести. Я это оставил на их усмотрение», - прокомментировал митрополит Иларион целование православными священнослужителями руки Римского понтифика.

Конечно, такое объяснение митрополита вызывает не меньшее недоумение, чем сам факт целования папской ручки. Православный христианин в своих делах, словах и мыслях должен, прежде всего, руководствоваться Священным Писанием и Священным Преданием. Разумеется, православные в мiре сем живут в окружении как инославных, так и иноверных, причем те и другие имеют свои устоявшиеся нравы и правила поведения, из которых складывается этикет. Нормы этикета могут и противоречить православной вере и благочестию, а посему не могут быть самодовлеющими для православного христианина. Говоря конкретнее, православный христианин должен отдавать себе отчет, не нанесет ли формальное следование нормам этикета урон его исповеданию и не станет ли соблазном для собратьев во Христе. Так это было испокон веков. Например, святой благоверный князь Михаил Черниговский и его боярин Феодор прекрасно знали, как осуществляются официальные приемы у золотоордынского хана. Этикет требовал прохождения гостей через огонь (что знаменовало собой почитание этой неукротимой стихии и, скорее всего, было заимствовано из персидских культов), а также поклонение некоему изваянию. Святые мученики Михаил и Феодор были поставлены перед выбором: соблюсти этикет и тем самым отречься от Христа или соблюсти благочестие и тем самым вызвать гнев хана. Святые мученики выбрали второе, несмотря на то что хан был монархом , - и за это удостоились царствования на Небесах, т.е. истинного монаршества.

В Ватикане до недавнего времени тоже существовал своеобразный этикет. Лица, приглашенные к папе или просившие у него аудиенции, должны были припасть к его ногам и поцеловать его туфлю. Но так как этикет был нарочито одиозным (ведь папу посещали и высокие сановники из мусульманского мiра, которые, разумеется, этому не следовали), то от него мало-помалу пришлось отказаться.

Целование папской руки и испрашивание у него благословения является суррогатом отмершей нормы, а значит - не несет в себе никакого обязательного характера даже для светских лиц, а уж тем более для православного духовенства. Кстати сказать, ни Президент, ни глава Правительства, ни Министр иностранных дел Российской федерации (а уж последний в силу своей должности и статуса прекрасно знаком со всеми тонкостями дипломатического этикета ) при посещении в Ватикане Римского папы не лобызали папскую руку и не боялись тем самым нарушить «этикет».

Для Священного Предания Русской Православной Церкви Римо-католицизм - это нечеcтие, ересь (как, например, это следует из службы священномученику Патриарху Ермогену). А в нечестии отсутствует благодать как таковая, и никакой понтифик не способен ее преподать. Неужели православные священники из ОВЦС этого не знают? А если знают, - то зачем же они подходили к Римскому папе за мнимым «благословением»? Послужить суррогату? Ведь сам митрополит Иларион проговорился, что это оставляется на усмотрение членов сопровождающей его делегации. Значит, это вовсе не обязательный этикет, а изволение совести этих священников, в частности, о. Антония (Севрюка), которые этим поступком уже растоптали свой авторитет.

Но как это чуждо заветам тех святых, которые приняли и соблюли Православную Веру!

Приведем 32-е правило Лаодикийского Собора: «Не подобает от еретиков принимати благословения, которыя суть суесловия паче, нежели благословения».

Единственное, что можно пожелать новопоставленному епископу Богородскому Антонию, так это осознание истины о том, что чем выше сан он воспринимает, тем бóльшую ответственность пред Богом понесет.

Поистине «надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит » (Мф.18:7).


Благодатный Огонь

23 октября 2015 года, по окончании всенощного бдения в канун празднования Собора преподобных Оптинских старцев, в соборе Введения во храм Пресвятой Богородицы Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустыньСвятейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Тихона (Шевкунова) во епископа Егорьевского, викария Патриарха Московского и всея Руси, и архимандрита Антония (Севрюка) во епископа Богородского, викария Патриарха Московского и всея Руси, сообщает Патриархия.ru .

Чин наречения состоялся в соответствии с определениями Священного Синода от 22 октября 2015 года (журналы №№ 62, 63).

Его Святейшеству сослужили: митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского СоветаРусской Православной Церкви; архиепископ Песоченский и Юхновский Максимилиан; архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству; епископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Козельский и Людиновский Никита.

Избранные к архиерейскому служению священнослужители обратились к Святейшему Патриарху Кириллу и сослужившим Его Святейшеству архипастырям со ставленническими словами.

Слово архимандрита Тихона (Шевкунова) при наречении во епископа Егорьевского

Ваше Святейшество, Святейший Владыка и милостивый отец! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, богомудрые архипастыри!

Ныне, с упованием на бесконечное милосердие Божие и ваши святые молитвы, предстою я пред Господом Иисусом Христом и вами. В искреннем признании своей немощи и недостоинства, с осознанием высоты и великой ответственности предстоящего призвания, всецело вверяю себя водительству непостижимого и всеблагого Божественного Промысла. Ободрение нахожу в словах духовного покровителя нашей святой обители священномученика Илариона, архиепископа Верейского: «Господь милосердый да примет душу мою, сию малую лепту, вметаемую в сокровищницу Церкви для употребления на общую пользу. Воля Господня да будет» (Из речи при наречении).

Мысленно оглядываясь на пройденный до нынешнего дня путь, могу лишь вознести благодарения Господу за ниспосланные мне незаслуженные и великие благодеяния и за людей, через которых эти милости были явлены.

Тридцать три года назад Господь сподобил меня принять святое крещение, переродившее всю мою жизнь, и сразу после этого привел в Псково-Печерский монастырь, ставший моей духовной родиной. От всего сердца я сегодня хотел бы поблагодарить тогдашних — и отошедших ко Господу, и ныне здравствующих — насельников этой древней обители, и в первую очередь архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Они открыли для меня бесконечную любовь Божию к Своему созданию и не сравнимое ни с чем ощущение присутствия всемогущего Божественного Промысла в нашем мире. Самой своей жизнью эти подвижники показывали, каким может и должен быть человек: христианином — свидетелем Христовым и искренним Его учеником; монахом — находящим Бога в путях покаяния, молитвы и смиренного послушания Божественной воле; и, наконец, истинным пастырем — безраздельно живущим ради Христа и Святой Его Церкви, самоотверженным служителем Царствия Небесного и народа Божиего.

Я хотел бы вспомнить и поблагодарить митрополита Питирима (Нечаева), под руководством которого Господь судил мне продолжать церковное послушание. Он открыл для меня совершенно новую московскую церковную жизнь, где в храмах и в казенных кабинетах синодальных учреждений мне посчастливилось встретить удивительных самоотверженных и скромных тружеников Церкви, которые в самые сложные богоборческие десятилетия нашей истории жертвенно служили делу сохранения в народе слова Божиего.

Искренне благодарю я и наместников, при которых проходила моя монашеская жизнь: архиепископа Гавриила (Стеблюченко) и почившего архимандрита Романа (Жеребцова), наместников Псково-Печерского монастыря, а также архимандрита Агафодора (Маркевича), наместника московского Донского монастыря.

Особо от всего сердца благодарю моих собратий — насельников московского Сретенского монастыря, а также воспитанников и преподавателей Сретенской духовной семинарии, многочисленных наших прихожан. Вот уже двадцать два года Господь дает мне счастье быть вместе с ними, молиться и участвовать в возрождении нашей любимой обители.

Хотелось бы выразить чувства глубокой благодарности почившему Патриарху Алексию. Поблагодарить отошедшего ко Господу митрополита Лавра и ныне здравствующих архиереев и священников нашей Церкви в России и зарубежье, с которыми довелось трудиться в деле церковного воссоединения.

В те незабываемые годы, когда велись долгие и сложные переговоры с Зарубежной Церковью, Господь сподобил меня ближе познакомиться с Вами, Ваше Святейшество. Тогда я увидел, как спокойно, не обращая внимания ни на какие, даже самые активные, внешние факторы, Вы с полной отдачей исполняли возложенную на Вас миссию. Признаться, в те дни некоторые участники переговоров, в том числе и я, не смогли сразу понять и оценить всю мудрость, системность и дальновидность Вашего подхода к решению задач Церкви. Иногда казалось: быть может, что-то излишне усложняется, на что-то можно вообще не обращать внимания, что-то допустимо сделать побыстрее. И только теперь, когда минуло более восьми лет со дня подписания канонического Акта о воссоединении, вдруг понимаешь: слава Богу, а ведь ничто за это время не смогло омрачить наши отношения с Зарубежной Церковью! И стало это возможным благодаря Вашей мудрой проницательности и благожелательной, но непреклонной настойчивости в решении вопросов и проблем, которых мы тогда либо не видели, либо не предавали им значения.

Ваше Святейшество! Позвольте принести Вам глубокую сыновнюю благодарность за оказанную мне великую честь избрания во епископа Христовой Церкви. Приложу все силы, чтобы оправдать Ваше доверие и доверие Священного Синода. Прошу Вас вознести свои святительские молитвы, дабы мне достойно проходить архипастырское служение в Церкви Христовой.

Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ возобновляет проект «Актуальное интервью», осуществлявшийся Отделом на протяжении 2012-2015 годов. За это время в рамках проекта вышло почти два десятка интервью.

В новом цикле, как ожидается, его участниками станут не только руководители Синодальных учреждений Русской Православной Церкви, как было ранее, но и епархиальные архиереи, представители общественных организаций.

Новый этап развития проекта «Актуальное интервью» откроется беседой с епископом Богородским Антонием, викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, руководителем Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям, управляющим Приходами Московского Патриархата в Италии.

Задать вопросы епископу Богородскому Антонию посетители сайта Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ могут по следующей ссылке с 14 по 20 марта текущего года.

Биографическая справка:

Антоний, епископ Богородский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси

В 2002 г. поступил в Санкт-Петербургскую духовную семинарию.

17 июня 2007 г. окончил Санкт-Петербургскую духовную семинарию по первому разряду и награжден премией имени митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова). Решением преподавательского совещания принят в число студентов Санкт-Петербургской духовной академии без сдачи вступительных экзаменов.

В сентябре 2007 г. назначен стажером службы коммуникации Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. С октября 2007 г. — референт председателя ОВЦС МП митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (ныне — Святейший Патриарх Московский и всея Руси). В сентябре 2008 г. назначен преподавателем Смоленской духовной семинарии.

С 5 февраля 2009 г. — личный секретарь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

5 марта 2009 г. Святейшим Патриархом Кириллом пострижен в иночество с наречением имени Антоний в честь преподобномученика Антония Валаамского в домовом храме святого праведного Филарета Милостивого Патриарших покоев Свято-Троицкой Сергиевой лавры.

8 марта 2009 г. Святейшим Патриархом рукоположен во иеродиакона в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы.

С апреля 2009 г. по 8 апреля 2011 г. — руководитель личного секретариата Патриарха Московского и всея Руси.

3 апреля 2010 г. в Храме Христа Спасителя Святейшим Патриархом Кириллом рукоположен во иеромонаха с возложением набедренника.

12 июля 2011 г. указом Святейшего Патриарха Кирилла назначен секретарем приходов Московского Патриархата в Италии.

18 июля 2013 г. за богослужением в Троице-Сергиевой лавре Святейшим Патриархом Кириллом возведен в сан архимандрита.

7 октября 2015 г. Святейшим Патриархом Кириллом в домовом храме святого праведного Филарета Милостивого Патриарших покоев Свято-Троицкой Сергиевой лавры пострижен в мантию с наречением имени Антоний в честь преподобного Антония Римлянина, Новгородского чудотворца.

Решением Священного Синода от 22 октября 2015 г. (журнал № 62) избран епископом Богородским, викарием Патриарха Московского и всея Руси, с поручением осуществлять архипастырское окормление приходов Московского Патриархата в Италии, и назначен руководителем Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям.

Наречен во епископа 23 октября 2015 г. в соборе Введения во храм Пресвятой Богородицы Оптиной пустыни. Хиротонисан 26 октября за Божественной литургией в Новодевичьем монастыре г. Москвы. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Указом Святейшего Патриарха Кирилла от 28 октября 2015 г. назначен на должность настоятеля храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне г. Москвы.

Решением Священного Синода от 24 декабря 2015 г. (журнал № 89) включен в состав Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви.

Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

Чувства