Ведущими странами латиноамериканского экономического союза меркосур являются. Меркосур: современный этап развития, особенности функционирования и торговой политики в отношении третьих стран

На всех континентах, исключая, конечно, Антарктиду, страны объединяются в региональные Создание общего экономического пространства, помогает государствам усилить и создать условия местному бизнесу для конкуренции с глобальными компаниями. Торгово-экономический союз МЕРКОСУР, состав стран которого постоянно расширяется, был создан для организации общего латиноамериканского рынка. МЕРКОСУР - это сокращение от Mercado Común del Sur (переводится как "южноамериканский общий рынок").

История создания

Понимание того, что нужно объединяться, к руководителям стран региона пришло давно: первая попытка была предпринята в 1960 году. Десятью странами была создана Латиноамериканская ассоциация свободного рынка.

В объединение вошли как относительно развитые страны - Бразилия и Аргентина, - так и бедные - Боливия и Эквадор. Изначально заложенное в основу экономическое неравенство не способствовало успешному развитию сотрудничества, прежде всего торговли. Политические и экономические кризисы окончательно уничтожили интерес стран к этой организации. В 1986 году Бразилия и Аргентина объявили об учреждении открытого проекта экономической интеграции и призвали страны региона присоединяться. В 1991 году был подписан Асунсьонский договор о создании таможенного союза и общего рынка стран МЕРКОСУР. В 1995 году договор вступил в силу, на более чем 85 % товаров из третьих стран стали действовать

Участники

Договор о создании латиноамериканского интеграционного объединения подписали четыре страны. К двум инициаторам проекта прибавились буферные страны, и состав стран МЕРКОСУР стал таким: Бразилия, Аргентина, Уругвай и Парагвай. В 2012 году полноправным членом объединения стала Венесуэла. Но и сейчас ответ на вопрос, какие страны входят в МЕРКОСУР, не всегда однозначный. Членство Парагвая и Венесуэлы периодически приостанавливается за нарушение демократических принципов. Ассоциированные страны - члены МЕРКОСУР - Чили, Боливия, Колумбия, Эквадор и Перу.

Кто управляет

Всеми вопросами функционирования интеграционного объединения занимаются три главных института, отвечающие за принятие основных политических решений. Высшим органом является Совет общего рынка, в который входят министры иностранных дел и министры экономики стран МЕРКОСУР. Работу Совета обеспечивает в том числе Комиссия постоянных представителей, Совещание министров, Группа высокого уровня и другие институты.

Исполнительным органом интеграционного союза является Группа общего рынка, в которую страны делегируют по одному представителю. Среди членов обязательно должны быть представители министерств экономики, иностранных дел и центральных банков. Торговая комиссия несет ответственность за обеспечение применения общих инструментов коммерческой политики, необходимых для функционирования таможенного союза, а также мониторинг, обзор и вопросы, связанные с общей коммерческой политикой, с торговлей внутри государств, входящих в МЕРКОСУР, и с третьими странами. Единственный постоянно действующий орган - секретариат, предоставляет консультации и техническую поддержку работе интеграционного союза.

Первые шаги

Как и любой другой международный интеграционный проект, МЕРКОСУР начался с шагов по созданию свободного общего рынка. Страны МЕРКОСУР объявили о формировании единого рынка и организации таможенного союза. В Латинской Америке была создана субрегиональная зона свободной торговли, с беспрепятственным движением капитала, товаров и услуг. Внутри объединения были отменены пошлины, квоты и нетарифные ограничения. Для торговли с третьими странами были приняты общие таможенные правила, которые предусматривали в том числе и единый внешний тариф. Страны договорились координировать политику в сфере промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи. Также участники объединения собирались вести согласованную валютно-финансовую политику. МЕРКОСУР должен был также обеспечить проведение общей политики в отношении третьих стран и других интеграционных объединений.

И первые успехи

Интеграционная модель МЕРКОСУР, предусматривающая использование инструментов открытой рыночной экономики, прежде всего либерализацию торговли, помогла быстро достичь первых успехов. В первые годы была реализована программа по созданию свободного рынка, в том числе ежегодное снижение таможенных пошлин на 7 %. В результате удалось освободить от таможенных пошлин и нетарифных ограничений почти 90 % сфер взаимной торговли.

В 1991-1998 годах торговля внутри интеграционного союза выросла с 4,1 до 12 миллиардов долларов США, доля по отношению к общему экспорту стран с 8,8 до 19,3 %, а к 1998 году до 25,3 %. Страны - участники МЕРКОСУР увеличили взаимную торговлю в первую очередь за счет промышленных товаров, произведенных автомобильной, химической, фармацевтической промышленностью. Большой общий рынок, либеральные условия торговли привлекли значительные иностранные инвестиции. В 1999 году почти четверть всех инвестиций в развивающиеся рынки пришелся на МЕРКОСУР, 55,8 миллиарда долларов. Это десятикратное увеличение по сравнению с периодом образования союза.

Что в настоящем

Этап бурного роста закончился к 1998 году, вместе со всем миром объединение переживало экономический кризис. Снизились объемы взаимной торговли, страны МЕРКОСУР перестали соблюдать соответствующие правила. Кризисы крупнейших членов интеграционного союза Бразилии и Аргентины сильно ударили по экономике всех стран региона. Торговля на сократилась более чем вдвое: с 41.3 миллиарда (1998 год) до 20 миллиардов долларов в 2002 году. Доля в общем экспорте уменьшилась до 11,4 %.

Восстановление мировой экономики и изменение модели интеграционного объединения позволило оживить МЕРКОСУР. Рост экономики стран МЕРКОСУР дал возможность существенно увеличить международную торговлю, доля объединения в мировом экспорте выросла с 1,5 % до 1,7 % в период с 2002 по 2008 год. И продолжает увеличиваться. Торговля росла даже во время кризиса 2008-2009 годов. Постепенно интеграционные процессы переносятся и в другие сферы, в том числе социальную политику и гражданское общество. С 2015 года между странами МЕРКОСУР и Колумбией, Чили, Эквадором, Перу можно путешествовать без паспорта.

Международное сотрудничество

За время существование МЕРКОСУР страны-участники значительно увеличили свой экономический потенциал, а Бразилия стала одной из ведущих экономических держав мира. Соответственно, поднялся и авторитет организации на глобальном рынке. Латиноамериканский интеграционный союз стал проводить активную политику по налаживанию экономических связей с другими странами и союзами на других континентах. Заключены соглашения о сотрудничестве между МЕРКОСУР и Южноафриканским таможенным союзом, Советом сотрудничества стран Персидского залива, АСЕАН. Долгие переговоры ведутся с Европейским союзом - они близки к успешному завершению. Заключены торговые соглашения с Индией, Израилем, Иорданией, Малайзией. МЕРКОСУР вошел в Союз южноамериканских наций, объединяющий все государства континента. Основная задача - создать свободный общий рынок на всем континенте.

В Латинской Америке наиболее динамичной является МЕРКОСУР (Mercado Comun de Cono del Sur) — Общий рынок Южного конуса. Соглашение вступило в силу в 1991 г. и объединяет Аргентину, Бразилию, Парагвай и Уругвай, а также Чили и Боливию в качестве ассоциированных членов. Интегрированы около 60% территории, 50% населения и совокупного Латинской Америки. Страны имеют разный уровень экономического развития: в Аргентине составлял 6,2 тыс. долл., в Парагвае — 1,7 тыс. долл. Именно в 1990-е гг. в этих странах разрушалась система, основанная на импортозамещении, дирижизме и протекционизме. Модель национального развития в рамках закрытой экономики с опорой на собственные силы привела к «долговой яме» неэффективного хозяйствования. Происходит поворот к новой парадигме развития — неолиберализму, квинтэссенция которого изложена в так называемом Вашингтонском консенсусе. МЕРКОСУР формируется на гребне успехов рыночных преобразований первой волны.

Асунсьонский договор о создании МЕРКОСУР предусматривал такие этапы интеграции, как:
  • отмена тарифных и нетарифных ограничений между странами блока;
  • введение единого таможенного тарифа по отношению к третьим странам;
  • координация макроэкономической и отраслевой политик, в том числе фискальной и валютной, а также в части движения услуг и капитала.

Оговариваются совместные шаги по борьбе с наркобизнесом, а также сотрудничество в области науки, образования и культуры.

В 1994 г. на встрече в Бразилии была создана организационная структура МЕРКОСУР, включающая Совет Общего рынка (высший орган, функционирующий на уровне министров иностранных дел и министров экономики), Группу Общего рынка (исполнительный орган), Комиссию по торговле (вспомогательный орган, руководящий проблемными группами и комитетами), Парламентскую комиссию, Социально-экономический консультативный орган и Секретариат (г. Монтевидео). Решения принимаются на основе консенсуса всех членов.

В результате деятельности МЕРКОСУР были отменены таможенные пошлины на более чем 90% товаров и принят (с некоторыми изъятиями) Единый внешний таможенный тариф (ЕВТТ) стран-участниц. Произошел стремительный рост внутригрупповой торговли, в том числе между Бразилией и Аргентиной (более чем в 5 раз). Нарастает взаимное трансграничное перемещение капитала, особенно в форме прямых инвестиций.

МЕРКОСУР становится не только центром латиноамериканской интеграции. В 1995 г. МЕРКОСУР подписал соглашение о сотрудничестве с ЕС (г. Мадрид). Основная цель — постепенное создание межконтинентальной зоны свободной торговли, выработка общей внешнеторговой политики по отношению к третьим странам, унификация норм качества и сертификатов о происхождении товаров и др.

Интеграция в рамках МЕРКОСУР породила не только успехи, но и новые испытания для стран-участниц . Либерализация экономик имела оборотную сторону: высокие социальные издержки реформ и рост внешних рисков («ловушки глобализации»). Уже в середине 1990-х гг. страны МЕРКОСУР входят в полосу финансово-экономических потрясений, имеющих характер цепной реакции. Финансовый кризис стран Юго-Восточной Азии негативно отразился на экономике Бразилии — крупнейшей страны группировки, а затем и на всех странах МЕРКОСУР. Падение спроса приводит к квотированию импорта и антидемпинговым разбирательствам. Постепенно кризис был преодолен.

5 июля 2006 г. Венесуэла стала членом МЕРКОСУР. В своей речи президент Уго Чавес заявил, что вступление Венесуэлы в МЕРКОСУР — это реализация заветов отца нации, освободителя Симона Боливара, краеугольный камень в деле достижения новой независимости народов Америки. Президент Венесуэлы подчеркнул также, что в одиночку ни одна из наших стран не смогла бы продвинуть вперед этот подлинный интеграционный проект развития.

Более семи лет потребовалось на то, чтобы Протокол о присоединении Венесуэлы к южноамериканскому торгово-экономическому блоку стал реальностью, и в этом огромная заслуга самого Чавеса, который сломал прежнюю традицию венесуэльских лидеров послушно следовать в кильватере Соединенных Штатов, часто в ущерб отношениям со странами региона и особенно с Бразилией, которая, не без подсказки геополитиков и консультантов из США, рассматривалась в качестве естественного оппонента Венесуэлы. Согласно графику, за четыре года Венесуэла должна принять общую внешнюю таможенную политику МЕРКОСУР и выработать соответствующий тариф. С 2010 по 2013 г. страны постепенно откроют друг другу рынки и создадут зону свободной торговли. Со вступлением Венесуэлы ВВП МЕРКОСУР составит около 1 трлн. долл., или 76% всего ВВП Южной Америки.

В 1990 г. США, в лице президента Дж. Буша (старшего), выдвинули идею формирования единой континентальной зоны свободной торговли «от Аляски до Огненной Земли» — «Инициативу для Америк». В 1994 г. в Майами на встрече глав государств и правительств Западного полушария
Б. Клинтон подтверждает готовность США создать панамериканскую ЗСТ уже к 2005 г. Бурные дебаты показали большие разногласия между Севером и Югом в понимании условий и методов интеграции. США предлагали латиноамериканским странам присоединяться к НАФТА на условиях, принятых в этой группе. Имеются в виду не только отмена тарифных и нетарифных преград, но и ограничение субсидий, либерализация движения капитала, гарантии защиты прав интеллектуальной собственности, унификация законодательств и процедур урегулирования споров. Бразилия предложила свою концепцию, основанную на принципе свободного регионализма: постепенная, по мере роста экономик, интеграция стран Юга вокруг МЕРКОСУР и лишь затем консолидированное объединение с . Такой вариант в большей мере гарантирует соблюдение принципа паритета (равенства) интересов при объединении столь разных экономик. Кроме того, страны Южной Америки настаивают на отмене субсидирования аграрной продукции со стороны США.

За долгие годы развития интеграционных процессов в Латинской Америке были подъемы и спады. Особенно глубокие потрясения отмечались в начале 1980-х гг., в период острого мирового финансово-экономического кризиса. Казалось, что в это время индивидуального странового выживания уже не осталось места для объединенных проектов. Однако вопреки этим предположениям в конце «потерянного десятилетия» концепция интеграции получила новый импульс. Одно из подтверждений этому - создание объединения стран Южного конуса - МЕРКОСУР.

Особенности создания и основные направления деятельности МЕРКОСУР

Южноамериканский общий рынок - МЕРКОСУР (исп. Mercado Соты’п delCono Sur- MERCOSUR ") - образован на основе Асунсьонского договора о создании от 26 марта 1991 г. 2 В него входят полноправными участниками Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай и Венесуэла (с июля 2006 г.) (рис. 15.1). В 1996 г. подписаны соглашения о присоединении Чили и Боливии к МЕРКОСУР в качестве ассоциированных членов. МЕРКОСУР превратился в сильный полюс притяжения для других государств региона. В 2003 г. достигнута договоренность о присоединении к МЕРКОСУР в качестве ассоциированного члена Перу, в 2004 г. - Эквадора (см. рис. 15.1). Ассоциированными членами МЕРКОСУР также являются Колумбия и Эквадор.

МЕРКОСУР - второй после ЕС Таможенный союз в мире по размеру и экономическому потенциалу и крупнейшая интеграционная группировка в Южной Америке с населением 283,7 млн человек (45% населения континента) и территорией 13 708 тыс. кв. км. В 2007 г. объем ВВП МЕРКОСУР в текущих ценах достиг 305 692.7 млн долл, (более 75% совокупного ВВП латиноамериканского континента), а величина ВВП на душу населения в текущих ценах - 5 490 долл. 3

В 2008 г. внутриблоковая торговля стран МЕРКОСУР составляла 451 млрд долл., причем в 1995 г. ее величина равнялась 28,4 млрд долл., т.е. за 10 лет она увеличилась более чем в 16 раз.

Первым шагом к созданию объединенного рынка послужило соглашение о формировании зоны свободной торговли в течение Шлет, подписанное Аргентиной и Бразилией в 1986 г. В 1990 г. к этому соглашению присоединились Парагвай и Уругвай.

Стратегическая цель МЕРКОСУР - создание интеграционного объединения (таможенного союза и общего рынка), способного гарантировать экономический рост его участников на основе интенсивной взаимной торговли и эффективного использования инвестиций, а также повышение международной конкурентоспособности экономик субрегиона. МЕРКОСУР изначально нацелен на создание зоны свободной торговли, затем - унификацию таможенного законодательства, наконец, формирование общего рынка.

Асунсьонским договором предусматривались отмена в перспективе всех пошлин и тарифных ограничений во взаимной торговле между четырьмя странами, установление единого таможенного тарифа в отношении третьих стран, свободное движение капитала и рабочей силы, координация политики в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи, согласование стратегии в валютно-финансовой сфере.

Механизм интеграции в рамках МЕРКОСУР включает три элемента:

Свободное перемещение товаров, услуг, факторов производства между странами посредством отмены тарифных барьеров и нетарифных ограничений в установленные сроки (табл. 15.1). В то же время созданы списки исключений из общего тарифа, которые подразумевали снижение таможенных пошлин до 14% к 2001 г. в отношении средств производства и 16% к 2006 г. в отношении остальных товаров;

Таблица 15.1

Программа прогрессивного снижения таможенных пошлин

в рамках МЕРКОСУР

% снижения

% снижения

Источник: Stevens W.J. Trienta у cinco anos del Mercado commun centrofmericano. - Costa Rica, 1996.

Члены МЕРКОСУР Щ - ассоциированные члены МЕРКОСУР

Рис. 15.1.

  • установление общего внешнеторгового тарифа, формирование общей торговой политики в отношении третьих стран, координация позиций в ходе региональных и международных торговых и экономических форумов. Созданы списки исключений;
  • координацию макроэкономической и отраслевой политики МЕРКОСУР, касающейся внешней торговли, сельского хозяйства, промышленности, налогообложения, финансовой системы, инвестиций, транспорта, коммуникаций, трудового и фискального законодательства, и установление свободной конкуренции внутри объединения. Соглашения по отраслям с целью оптимизации использования факторов производства.

В отношении с третьими странами страны-участницы МЕРКО-СУР должны обеспечить «справедливые условия торговли», т.е. они обязуются применять национальное законодательство, запрещающее импорт товаров, цены которых формируются под влиянием субсидий, другой незаконной практики.

Страны имеют право устанавливать торговые свободные экономические зоны, промышленные особые зоны, специальные таможенные и другие свободные экономические зоны. Их цель - предоставление условий, отличных от условий остальной таможенной территории. В то же время в рамках МЕРКОСУР запрещается странам-членам иметь зоны свободной торговли с государствами - нечленами блока; также им запрещено входить в Андское сообщество.

В 1994 г. в развитие Асунсьонского договора заключено дополнительное соглашение Оуру-Прету, подтвердившее создание зоны свободной торговли и провозгласившее задачу последующего преобразования ее в таможенный союз в срок до 2000 г., когда 85% взаимного внешнеторгового оборота будут полностью освобождены от любых тарифных барьеров. Договор о создании МЕРКОСУР также предусматривал до 2000 г. отмену нетарифных ограничений на подавляющее большинство товаров (за исключением торговли вооружением и боевой техникой, радиоактивными материалами, драгоценными металлами, предметами национального культурного достояния).

Протокол Оуру-Прету придал МЕРКОСУР юридический статус, что позволяет заключать соглашения о торговле с отдельными странами или группами стран, а также международными организациями.

В 1995 г. этот договор вступил в силу и МЕРКОСУР перешел на более высокий интеграционный уровень: от зоны свободной торговли к таможенному союзу. Взаимная торговля стран МЕРКОСУР в большинстве секторов была либерализована в 1991 - 1994 гг., и с 1995 г. установлен общий таможенный тариф в отношении третьих стран (ставка импортных пошлин для разных товаров колеблется от 0 до 20%) 1 . При этом учитываются особенности экономики, уровня развития отдельных отраслей в странах-партнерах.

В начале нового тысячелетия МЕРКОСУР лишился былого динамизма, а интеграция в экономической сфере несколько замедлилась. Зональный товарооборот, увеличивавшийся на протяжении 1993-1997 гг., в последующие годы существенно сократился в силу кризисных явлений в экономиках основных его участников и в определенной мере в результате негативных последствий неолиберальных экономических преобразований. Однако начиная с 2003 г. наметились новые предпосылки экономического сближения, одним из

Cm.: Sanguinetti P., Traistaru /., Martincus Ch.V. Economic Integration and Location of Manufacturing Activities: Evidence from MERCOSUR. Zentrum fbr Europnische Integrationsforschung. - Working Paper B11. 2004.

главных мотивов которого стала непростая ситуация в сфере финансов стран-членов МЕРКОСУР. В 2001 г. Аргентина объявила дефолт. Бразилия дважды, в 1998 и 2002 гг., испытала натиск финансового кризиса, что привело к снижению темпов роста и поставило страну на грань депрессии, притом что ее долговые обязательства также остаются весьма тяжелыми.

Организационная структура МЕРКОСУР. Главный орган управления МЕРКОСУР - это Совет общего рынка. Он собирается периодически на высшем уровне (глав государств и правительств, министров иностранных дел) и осуществляет политическое планирование развития интеграции (рис. 15.2).

Группа общего рынка - главный исполнительный орган, функционирующий постоянно, - имеет административный секретариат


Рис. 15.2.

со штаб-квартирой в Монтевидео (Уругвай), а также 10 технических комиссий, подчиняющихся Группе общего рынка и занимающихся вопросами торговли и таможенного регулирования, технических норм, валютно-финансовой политики, макроэкономической политики, наземного и морского транспорта, промышленной технологии, сельского хозяйства и энергетики.

Административный секретариат (расположен в Монтевидео) выполняет функцию архива официальной документации, осуществляет публикацию, распространение и перевод официальных материалов МЕРКОСУР, информирует о принятых каждой страной мерах по введению во внутреннее законодательство принятых органами МЕРКОСУР решений.

Решения принимаются всеми органами на основе консенсуса при обязательном присутствии всех членов. В 2003 г. создан Комитет постоянных представителей (КПП), призванный оказывать содействие Совету общего рынка в реализации решений, принимаемых в рамках МЕРКОСУР.

В 1996 г. в МЕРКОСУР создан механизм политических консультаций и взаимодействия. Наиболее важные политические документы - Ушуайский протокол о приверженности демократии в МЕРКОСУР (1998 г., содержит обязательства проводить консультации и осуществлять меры политического воздействия в случае возникновения угрозы демократическому строю на территории МЕРКОСУР) и Договор о совместных действиях по обеспечению безопасности стран МЕРКОСКР (1998).

Действует Постоянная рабочая группа МЕРКОСУР по борьбе с терроризмом (с 1999). Интеграционные процессы в рамках МЕРКОСУР затрагивают и гуманитарные аспекты. Упрощены формальности при пересечении границ физическими лицами, а с 2006 г. южноамериканские страны ввели безвизовый режим поездок для своих граждан. Соответствующее соглашение подписано министрами иностранных дел Аргентины, Боливии, Бразилии, Чили, Колумбии, Эквадора, Гайаны, Парагвая, Перу, Суринама, Уругвая и Венесуэлы в Сантьяго де Чили.

На очередном саммите МЕРКОСУР (Бразилия, декабрь 2004 г.) закреплена позитивная динамика консолидации объединения и подтверждено намерение углублять интеграцию.

  • См.: http://www.mercosur.int - Официальный сайт МЕРКОСУР. Существующая в литературе путаница в датировке создания этого экономического союза связана с тем, что реально торговый блок оформился лишь к 1995 г. См.: http://www.mercosur.int

Название переводится с испанского как «Рынок Южного конуса» – общепринятого названия части территории Южной Америки, расположенной южнее 18° южной широты – «Южный конус». На эмблеме организации изображено созвездие Южного креста.

Стратегическая цель МЕРКОСУР – создание объединения, способного гарантировать экономический рост его участников на основе интенсивной взаимной торговли и эффективного использования инвестиций, а также повышение международной конкурентноспособности экономик субрегиона.

История создания.

Попытки развивать в Южной Америке региональную экономическую интеграцию, по образцу западноевропейского ЕС , имеют долгую, ноне очень удачную историю.Еще в 1960-х в Южной Америке впервые заговорили о создании зоны свободной торговли, а затем и Центральноамериканского общего рынка. В 1960 была создана Латиноамериканская ассоциация свободной торговли, LAFTA (с 1980 – Латиноамериканская ассоциация интеграции, LАIА), в которую вошли 10 стран (Аргентина, Бразилия, Мексика, Уругвай, Парагвай, Перу Чили, Колумбия, Эквадор, Венесуэла и Боливия). Однако политические и экономические кризисы конца 1960-х не позволили осуществить эти грандиозные планы. Из-за сильных различий между латиноамериканскими государствами дальнейшие попытки развития региональной экономической интеграции были направлены на объединение лишь некоторых стран, экономически наиболее близких друг к другу. Так, в 1969 внутри LAFTA образовалась более малочисленная Андская группа (Боливия, Колумбия, Эквадор и Чили; позже в эту группу вошла Венесуэла, но вышла Чили). Но и «большая» LAFTA, и «малая» Андская группа не смогли добиться особых успехов в развитии взаимной торговли.

Новая волна внимания к интеграционным соглашениям поднялась в 1980-е, когда разочарование латинамериканских стран в помощи США после Фолклендской войны Аргентины с Великобританией стимулировало их интерес к сближению на южноамерианской региональной основе. В 1986 Аргентина и Бразилия – две крупнейшие экономическиие державы Латинской Америки – выдвинули совместный проект развития экономического сотрудничества и последующей интеграции, провозгласив его открытым для присоединения других стран. Буферные государства между Бразилией и Аргентиной – Уругвай и Парагвай – вскоре откликнулись на эту инициативу. В марте 1991 был подписан четырехсторонний договор в г. Асунсьоне (Парагвай) о создании таможенного союза и общего рынка МЕРКОСУР. Существующая в литературе путаница в датировке создания этого экономического союза связана с тем, что реально торговый блок оформился лишь к 1995. До того шла непростая подготовительная работа. В 1994 в развитие Асунсьонского договора было заключено дополнительное соглашение, подтвердившее создание зоны свободной торговли и провозгласившее задачу последующего преобразования ее в таможенный союз. В 1995 этот договор вступил в силу – на внешних границах блока стали действовать общие таможенные тарифы на импорт товаров из третьих стран, охватившие примерно 85% всех видов возимых товаров в страны МЕРКОСУР.

Престиж организации стал расти, и в 1996 в его ряды в качестве ассоциированного члена была принята Боливия, а в 2000 – Чили. В июле 2004 должны начаться официальные переговоры о вступлении в качестве полноправного пятого члена блока – Мексики. Венесуэла и Колумбия также изучают перспективу вступления в этот блок.

Организационная структура.

Как видно из схемы, главный орган управления МЕРКОСУР – это Совет Общего рынка . Он собирается периодически на высшем уровне (глав государств и правительств, министров иностранных дел) и осуществляет политическое планирование развития интеграции. Группа Общего рынка – главный исполнительный орган, функционирующий постоянно. Он имеет административный секретариат со штаб-квартирой в Монтевидео (Уругвай), а также 10 технических комиссий, подчиняющихся Группе общего рынка и занимающихся вопросами торговли, таможенного регулирования, технических норм, валютно-финансовой политики, макроэкономической политики, наземного и морского транспорта, промышленной технологии, сельского хозяйства и энергетики.

Рис. Организационная структура МЕРКОСУР.

Успехи и перспективы развития.

«Рынок Южного конуса» оказался наиболее эффективно развивающимся интеграционным блоком Латинской Америки.Создание МЕРКОСУР привело к увеличению взаимной торговли между его участниками: за 1991–1997 она выросла примерно в 6 раз, хотя товарооборот стран Южного конуса с развитыми странами почти не меняется. В зоне свободной торговли четырех стран ликвидированы таможенные пошлины и другие ограничения на 90% товаров, согласованы общие внешние тарифы для торговли с третьими странами на 85% импортируемых товаров. Идет обсуждение условий создания в среднесрочной перспективе единой коллективной валюты (по образцу западноевропейского евро).

Экономисты отмечают, что создание блока не раз помогало стабилизировать экономики входящих в него стран. В 1990-е сдерживание инфляции осуществлялось увеличением импорта, регулирование тарифной политики способствовало «торможению» темпов экономического спада, например в Аргентине и Бразилии. Отмечалось, что в период экономического застоя в Бразилии в 1991–1993 местная промышленность смогла выжить в значительной мере благодаря доступу на рынок Аргентины, экономика которой в то время была на подъеме. А в 1994–1995, в условиях экономического спада в Аргентине, спасительным кругом для нее стал доступ на динамично развивавшийся рынок Бразилии. Опыт МЕРКОСУР показал, что для успешного развития интеграционной группировки необходимо членство по меньшей мере двух сильных в экономическом отношении стран, способных в кризисной ситуации подставить плечо более слабым партнерам.

За время существования МЕРКОСУР произошло расширение торгово-экономического сотрудничества с другими региональными торговыми группировками Латинской Америки. Стали проявлять интерес к сотрудничеству 15 англоговорящих стран Карибского региона, объединенных с 1973 в Карибском сообществе (CARICOM). Мексика и Чили, в силу своего геополитического положения, стремятся к тому, чтобы занять место связующего звена между НАФТА и МЕРКОСУР. В Центральной Америке созданная в 1991 Центральноамериканская интеграционная система, SICA (6 стран – Гватемала, Гондурас, Коста-Рика, Никарагуа, Панама, Сальвадор), в 1998 заключила соглашение о слиянии своей зоны свободной торговли с аналогичной зоной МЕРКОСУР.

Заметно возросла взаимная инвестиционная активность, а также инвестиционная привлекательность региона для иностранных компаний. В декабре 1995 между МЕРКОСУР и ЕС было заключено «Рамочное межрегиональное соглашение», ставившее своей целью создание зоны свободной торговли между блоками к 2001. Одним из главных инициаторов договора со стороны ЕС была Испания, сохраняющая традиционные связи со своими бывшими колониями. В ходе затянувшихся переговоров о либерализации взаимной торговли стало очевидно, что создание такой зоны, которая охватила бы 10% населения земного шара, требует большего согласования и подготовки, а потому отодвигается на более дальний срок – 2005 или даже 2010.

Со стороны России в начале 2000-х не раз звучали призывы к развитию сотрудничества с МЕРКОСУР – на долю этого объединения приходится более половины торгового оборота России со всей Латинской Америкой, общий объем которого составляет порядка 6 млрд. долл. Прямой диалог с этим интеграционным объединением Россия ведет с 2000. В этом она существенно отстает, к примеру, от Европейского Союза, который, начиная с 1991, провел с ним десять раундов переговоров об ассоциации. Для стран региона углубление сотрудничества с ЕС и Россией – это определенный противовес естественному доминированию США.

Успешное экономическое и политическое сближение между латиноамериканскими странами побудило Вашингтон к попыткам поставить под контроль интеграционные тенденции в западном полушарии. Администрация Клинтона организовала в 1994 в Майами встречу 34 глав государств и правительств обоих американских континентов, на которой обсуждались вопросы ускорения экономического развития латиноамериканских стран. Был выдвинут и одобрен проект «Зоны свободной торговли обеих Америк» (Free Trade Area of Americas, FTAA). Подписание соглашения было отложено на 2005.

Однако уже в ходе обсуждения отчетливо выявилась конкуренция двух проектов – бразильского и американского. Бразильский предполагал раздельное развитие интеграции в МЕРКОСУР и НАФТА с постепенным экономическим «подтягиванием» Латинской Америки и параллельным сближением таможенной и тарифной политики между блоками на основе концепции «открытого регионализма». Американский вариант предлагал создавать панамериканскую зону свободной торговли на основе (и на условиях членов-основателей) НАФТА, т.е. фактически за счет растворения региональных интеграционных группировок Латинской Америки.

Учитывая, что НАФТА превышает МЕРКОСУР по территории и населению вдвое, по ВВП в 7 раз, а по товарообороту в 28 раз, латиноамериканские участники саммита проголосовали за проект Бразилии.

Многие исследователи отмечают, что латиноамериканцы видят в МЕРКОСУРЕ важный буфер проникновению США в Латинскую Америку в форме либо FТАА, либо двусторонних договоров. Очевидно, что экономический кризис в Агентине 2002 временно ослабил потенциал МЕРКОСУР и его претензии на лидерство в Южной Америке. Многие критики даже усматривали в отказе администрации Буша помочь аргентинской экономике сознательное желание Вашингтона ослабить этот экономический блок.

Вместе с тем, назначенные на июль 2004 переговоры о вступлении Мексики в МЕРКОСУР говорят об укреплении этого экономического союза. В июле же после восьми лет трудных переговоров ожидается что Колумбия, Эквадор и Венесуэла (страны Андской группы) создадут зону свободной торговли со странами Общего рынка Южного конуса. В ближайшее десятилетие предусматривается произвести в этой зоне поэтапную отмену таможенных пошлин на 80% товаров.

МЕРКОСУР остается крупнейшим интегрированным рынком Латинской Америки, где сосредоточено 45% населения или более 200 миллионов человек, 50% совокупного ВВП (свыше 1 трлн. долл.), 40% прямых зарубежных инвестиций, более 60% совокупного объема товарооборота и 33% объема внешней торговли южноамериканского континента.

Проблемы развития.

Несмотря на хорошие результаты (по меркам интеграционных группировок развивающихся стран), МЕРКОСУР страдает от тех же проблем, которые тормозят развитие практически всех интеграционных объединений «третьего мира». Главные из них – это разнородность стран-участниц и относительно низкий уровень их экономического развития .

В рамках МЕРКОСУР крупные и относительно сильные «новые индустриальные страны» (Бразилия и Аргентина) пытаются интегрироваться с гораздо более слабыми Парагваем и Уругваем. Создание единых условий промышленной конкуренции ведет к тому, что изначально менее индустриализированные Парагвай и Уругвай рискуют оказаться в роли подчиненных у более сильных соседей. Поэтому для них устойчиво сохраняются некоторые исключения из правил либерализации торговли. Но все равно в малых странах Южного конуса сохраняется ощущение, что их держат «на положении бедного родственника» – в них охотно сбывают те товары, которые трудно экспортировать в более развитые страны, но иностранные инвестиции идут к ним весьма скупо.

Как и в ЕврАзЭС , в МЕРКОСУР есть абсолютный лидер – Бразилия, которая превосходит все другие страны-участницы вместе взятые. Это лидерство не внушает другим участникам интеграционного блока таких опасений, как лидерство России в ЕврАзЭС, но все же вносит некоторую напряженность.

Исследования экономистов показывают, что во взаимной торговле стран МЕРКОСУР преобладают товары, мало конкурентоспособные на мировом рынке. В результате взаимная торговля становится важным подспорьем для производителей, но не несет особых выгод потребителям, предпочитающим импортные товары из более развитых стран. Опыт других интеграционных группировок подобного рода (в том числе СЭВ и ЕврАзЭС) показывает, что взаимная торговля «второсортными» товарами не имеет долгосрочных перспектив. Правда, доля высокотехнологичных товаров во внутрирегиональном товарообороте стран Южного конуса имеет устойчивую тенденцию к росту: если в 1970 продукция машиностроения составляла лишь 3,4%, то в 1985 – 12,6%, в 1996 – 16,4% (для сравнения: в странах Андской группы она за этот же период возросла всего лишь с 0,4 до 3,1%).

Трудно сказать, насколько жизнеспособным окажется МЕРКОСУР в дальнейшем – ждет ли его благополучная судьба, как НАФТА, или же он окажется объединением-«пустоцветом», как большинство интеграционных блоков «третьего мира» (Восточноафриканское сообщество, Экономическое сообщество государств Западной Африки и др.). Двусторонние экономические связи «новых индустриальных стран», Бразилии и Аргентины, достаточно прочны, но их интеграция с более слабыми странами менее устойчива.

Михаил Липкин, Юрий Латов

МЕРКОСУР (англ. Southern Common Market, исп. Mercado Común del Sur, порт. Mercado Comum do Sul, гуар. Ñemby Ñemuha) – общий рынок стран Южной Америки, экономическое и политическое соглашение между Аргентиной, Бразилией, Уругваем, Венесуэлой и Парагваем (членство приостановлено в 2012-2013 гг.).

Основано в 1991 г. на основании Асунсьонского договора. Позже он был изменен и обновлен в 1994 г. договором в Ору-Прету, который в свою очередь определил структуру МЕРКОСУР.

Цель соглашения выражается в содействии свободной торговле, гибкому движению товаров, населения и валюты стран-участников объединения. Гуарани, португальский и испанский языки признаны официальными. МЕРКОСУР и Андское сообщество наций в настоящее время – основные таможенные союзы, связанные с союзом наций, способствующие процессам экономической интеграции в Южной Америке.

Идея создания МЕРКОСУР возникла в 1985 г., когда президенты Аргентины Рауль Альфонсин и Бразилии Жозе Сарней подписали Программу экономической интеграции и сотрудничества Аргентина-Бразилия или PICE (исп. Programa de Integración y Cooperación Económica Argentina-Brasil, порт. Programa de Integração e Cooperação Econômica Argentina-Brasil). Программа также предложила Гаучо в качестве валюты для региональной торговли.

В настоящее время в МЕРКОСУР сосредоточено более 50 % населения стран Латинской Америки и Карибского бассейна (более 300 млн чел.), 33 % объема внешней торговли стран региона. Совокупный объем ВВП участников объединения достигает 3,3 трлн долл. Объединение представляет собой по размерам и экономическому потенциалу второй после ЕС таможенный союз и третью после ЕС и НАФТА зону свободной торговли.

В декабре 2004 г., на саммите глав МЕРКОСУР был принят акт о создании парламента. По условиям данного соглашения, он, независимо от численности населения, должен иметь 18 представителей от каждой страны к 2010 г.

Боливия, Колумбия, Чили, Перу и Эквадорв настоящее время имеют статус ассоциированных членов. Мексика и Новая Зеландия квалифицируются как официальные наблюдатели.

Название организации происходит от испанского Mercado Común del Sur, что означает «Южно-Американский общий рынок». Первым шагом к созданию объединённого рынка послужило соглашение о свободной торговле, подписанное Аргентиной и Бразилией в 1986 г. В 1990 г. к этому соглашению присоединились Уругвай и Парагвай.

В нынешнем виде блок был создан 26 марта 1991 г. в ходе первой встречи президентов Аргентины, Бразилии, Уругвая и парагвая, состоявшейся в Асунсьоне. По окончании встречи был подписан Асунсьонский договор – основной документ, который определил механизмы, структуру таможенного союза и общего рынка четырёх государств и его задачи.


Основными административными органами объединения являются Совет общего рынка, Группа общего рынка, Комиссия по торговле, Совместная парламентская комиссия, Социально-экономический консультативный форум и Административный секретариат. В первых четырёх работа ведётся на межправительственном уровне. Также под эгидой Центрального банка Бразилии действует Подгруппа по финансовым соглашениям, в рамках которой согласовываются вопросы банковского надзора, унификации банковского и фондового законодательства, борьбы с отмыванием нелегальных доходов и т. д.

Основной принцип деятельности высших органов МЕРКОСУР – консенсус. Идея создания какой-либо наднациональной структуры по примеру Европейского союза не получила поддержки.

С 1 января 1995 г. в соответствии с Соглашением Ору-Прето, подписанным в 1994 г., МЕРКОСУР перешёл на более высокий интеграционный уровень: от зоны свободной торговли к таможенному союзу. Во внутризональной торговле для всех участников вводится единый внешний таможенный тариф (ЕВТТ) на продукцию, ввозимую из третьих стран (ставка импортных пошлин для разных товаров колеблется от 0 до 20 %).

В августе 2010 г. на 39-й встрече на высшем уровне МЕРКОСУР был утвержден общий Таможенный кодекс, который должен завершить формирование Таможенного союза в рамках МЕРКОСУР.

C 2004 г. МЕРКОСУР и Андское сообщество вели переговоры о создании нового объединения УНАСУР (Unasur – Unión de Naciones Suramericanas, Унасур – Союз южноамериканских наций), с единым центральным банком (Banco del Sur). 9 декабря 2004 г. УНАСУР учреждён на саммите 12 государств в Куско (Перу).

Измена жены