Интеграционные процессы в рамках меркосур. Цели и организационная структура меркосур Особенности создания и основные направления деятельности меркосур

В Латинской Америке наиболее динамичной является МЕРКОСУР (Mercado Comun de Cono del Sur) — Общий рынок Южного конуса. Соглашение вступило в силу в 1991 г. и объединяет Аргентину, Бразилию, Парагвай и Уругвай, а также Чили и Боливию в качестве ассоциированных членов. Интегрированы около 60% территории, 50% населения и совокупного Латинской Америки. Страны имеют разный уровень экономического развития: в Аргентине составлял 6,2 тыс. долл., в Парагвае — 1,7 тыс. долл. Именно в 1990-е гг. в этих странах разрушалась система, основанная на импортозамещении, дирижизме и протекционизме. Модель национального развития в рамках закрытой экономики с опорой на собственные силы привела к «долговой яме» неэффективного хозяйствования. Происходит поворот к новой парадигме развития — неолиберализму, квинтэссенция которого изложена в так называемом Вашингтонском консенсусе. МЕРКОСУР формируется на гребне успехов рыночных преобразований первой волны.

Асунсьонский договор о создании МЕРКОСУР предусматривал такие этапы интеграции, как:
  • отмена тарифных и нетарифных ограничений между странами блока;
  • введение единого таможенного тарифа по отношению к третьим странам;
  • координация макроэкономической и отраслевой политик, в том числе фискальной и валютной, а также в части движения услуг и капитала.

Оговариваются совместные шаги по борьбе с наркобизнесом, а также сотрудничество в области науки, образования и культуры.

В 1994 г. на встрече в Бразилии была создана организационная структура МЕРКОСУР, включающая Совет Общего рынка (высший орган, функционирующий на уровне министров иностранных дел и министров экономики), Группу Общего рынка (исполнительный орган), Комиссию по торговле (вспомогательный орган, руководящий проблемными группами и комитетами), Парламентскую комиссию, Социально-экономический консультативный орган и Секретариат (г. Монтевидео). Решения принимаются на основе консенсуса всех членов.

В результате деятельности МЕРКОСУР были отменены таможенные пошлины на более чем 90% товаров и принят (с некоторыми изъятиями) Единый внешний таможенный тариф (ЕВТТ) стран-участниц. Произошел стремительный рост внутригрупповой торговли, в том числе между Бразилией и Аргентиной (более чем в 5 раз). Нарастает взаимное трансграничное перемещение капитала, особенно в форме прямых инвестиций.

МЕРКОСУР становится не только центром латиноамериканской интеграции. В 1995 г. МЕРКОСУР подписал соглашение о сотрудничестве с ЕС (г. Мадрид). Основная цель — постепенное создание межконтинентальной зоны свободной торговли, выработка общей внешнеторговой политики по отношению к третьим странам, унификация норм качества и сертификатов о происхождении товаров и др.

Интеграция в рамках МЕРКОСУР породила не только успехи, но и новые испытания для стран-участниц . Либерализация экономик имела оборотную сторону: высокие социальные издержки реформ и рост внешних рисков («ловушки глобализации»). Уже в середине 1990-х гг. страны МЕРКОСУР входят в полосу финансово-экономических потрясений, имеющих характер цепной реакции. Финансовый кризис стран Юго-Восточной Азии негативно отразился на экономике Бразилии — крупнейшей страны группировки, а затем и на всех странах МЕРКОСУР. Падение спроса приводит к квотированию импорта и антидемпинговым разбирательствам. Постепенно кризис был преодолен.

5 июля 2006 г. Венесуэла стала членом МЕРКОСУР. В своей речи президент Уго Чавес заявил, что вступление Венесуэлы в МЕРКОСУР — это реализация заветов отца нации, освободителя Симона Боливара, краеугольный камень в деле достижения новой независимости народов Америки. Президент Венесуэлы подчеркнул также, что в одиночку ни одна из наших стран не смогла бы продвинуть вперед этот подлинный интеграционный проект развития.

Более семи лет потребовалось на то, чтобы Протокол о присоединении Венесуэлы к южноамериканскому торгово-экономическому блоку стал реальностью, и в этом огромная заслуга самого Чавеса, который сломал прежнюю традицию венесуэльских лидеров послушно следовать в кильватере Соединенных Штатов, часто в ущерб отношениям со странами региона и особенно с Бразилией, которая, не без подсказки геополитиков и консультантов из США, рассматривалась в качестве естественного оппонента Венесуэлы. Согласно графику, за четыре года Венесуэла должна принять общую внешнюю таможенную политику МЕРКОСУР и выработать соответствующий тариф. С 2010 по 2013 г. страны постепенно откроют друг другу рынки и создадут зону свободной торговли. Со вступлением Венесуэлы ВВП МЕРКОСУР составит около 1 трлн. долл., или 76% всего ВВП Южной Америки.

В 1990 г. США, в лице президента Дж. Буша (старшего), выдвинули идею формирования единой континентальной зоны свободной торговли «от Аляски до Огненной Земли» — «Инициативу для Америк». В 1994 г. в Майами на встрече глав государств и правительств Западного полушария
Б. Клинтон подтверждает готовность США создать панамериканскую ЗСТ уже к 2005 г. Бурные дебаты показали большие разногласия между Севером и Югом в понимании условий и методов интеграции. США предлагали латиноамериканским странам присоединяться к НАФТА на условиях, принятых в этой группе. Имеются в виду не только отмена тарифных и нетарифных преград, но и ограничение субсидий, либерализация движения капитала, гарантии защиты прав интеллектуальной собственности, унификация законодательств и процедур урегулирования споров. Бразилия предложила свою концепцию, основанную на принципе свободного регионализма: постепенная, по мере роста экономик, интеграция стран Юга вокруг МЕРКОСУР и лишь затем консолидированное объединение с . Такой вариант в большей мере гарантирует соблюдение принципа паритета (равенства) интересов при объединении столь разных экономик. Кроме того, страны Южной Америки настаивают на отмене субсидирования аграрной продукции со стороны США.

Название переводится с испанского как «Рынок Южного конуса» – общепринятого названия части территории Южной Америки, расположенной южнее 18° южной широты – «Южный конус». На эмблеме организации изображено созвездие Южного креста.

Стратегическая цель МЕРКОСУР – создание объединения, способного гарантировать экономический рост его участников на основе интенсивной взаимной торговли и эффективного использования инвестиций, а также повышение международной конкурентноспособности экономик субрегиона.

История создания.

Попытки развивать в Южной Америке региональную экономическую интеграцию, по образцу западноевропейского ЕС , имеют долгую, ноне очень удачную историю.Еще в 1960-х в Южной Америке впервые заговорили о создании зоны свободной торговли, а затем и Центральноамериканского общего рынка. В 1960 была создана Латиноамериканская ассоциация свободной торговли, LAFTA (с 1980 – Латиноамериканская ассоциация интеграции, LАIА), в которую вошли 10 стран (Аргентина, Бразилия, Мексика, Уругвай, Парагвай, Перу Чили, Колумбия, Эквадор, Венесуэла и Боливия). Однако политические и экономические кризисы конца 1960-х не позволили осуществить эти грандиозные планы. Из-за сильных различий между латиноамериканскими государствами дальнейшие попытки развития региональной экономической интеграции были направлены на объединение лишь некоторых стран, экономически наиболее близких друг к другу. Так, в 1969 внутри LAFTA образовалась более малочисленная Андская группа (Боливия, Колумбия, Эквадор и Чили; позже в эту группу вошла Венесуэла, но вышла Чили). Но и «большая» LAFTA, и «малая» Андская группа не смогли добиться особых успехов в развитии взаимной торговли.

Новая волна внимания к интеграционным соглашениям поднялась в 1980-е, когда разочарование латинамериканских стран в помощи США после Фолклендской войны Аргентины с Великобританией стимулировало их интерес к сближению на южноамерианской региональной основе. В 1986 Аргентина и Бразилия – две крупнейшие экономическиие державы Латинской Америки – выдвинули совместный проект развития экономического сотрудничества и последующей интеграции, провозгласив его открытым для присоединения других стран. Буферные государства между Бразилией и Аргентиной – Уругвай и Парагвай – вскоре откликнулись на эту инициативу. В марте 1991 был подписан четырехсторонний договор в г. Асунсьоне (Парагвай) о создании таможенного союза и общего рынка МЕРКОСУР. Существующая в литературе путаница в датировке создания этого экономического союза связана с тем, что реально торговый блок оформился лишь к 1995. До того шла непростая подготовительная работа. В 1994 в развитие Асунсьонского договора было заключено дополнительное соглашение, подтвердившее создание зоны свободной торговли и провозгласившее задачу последующего преобразования ее в таможенный союз. В 1995 этот договор вступил в силу – на внешних границах блока стали действовать общие таможенные тарифы на импорт товаров из третьих стран, охватившие примерно 85% всех видов возимых товаров в страны МЕРКОСУР.

Престиж организации стал расти, и в 1996 в его ряды в качестве ассоциированного члена была принята Боливия, а в 2000 – Чили. В июле 2004 должны начаться официальные переговоры о вступлении в качестве полноправного пятого члена блока – Мексики. Венесуэла и Колумбия также изучают перспективу вступления в этот блок.

Организационная структура.

Как видно из схемы, главный орган управления МЕРКОСУР – это Совет Общего рынка . Он собирается периодически на высшем уровне (глав государств и правительств, министров иностранных дел) и осуществляет политическое планирование развития интеграции. Группа Общего рынка – главный исполнительный орган, функционирующий постоянно. Он имеет административный секретариат со штаб-квартирой в Монтевидео (Уругвай), а также 10 технических комиссий, подчиняющихся Группе общего рынка и занимающихся вопросами торговли, таможенного регулирования, технических норм, валютно-финансовой политики, макроэкономической политики, наземного и морского транспорта, промышленной технологии, сельского хозяйства и энергетики.

Рис. Организационная структура МЕРКОСУР.

Успехи и перспективы развития.

«Рынок Южного конуса» оказался наиболее эффективно развивающимся интеграционным блоком Латинской Америки.Создание МЕРКОСУР привело к увеличению взаимной торговли между его участниками: за 1991–1997 она выросла примерно в 6 раз, хотя товарооборот стран Южного конуса с развитыми странами почти не меняется. В зоне свободной торговли четырех стран ликвидированы таможенные пошлины и другие ограничения на 90% товаров, согласованы общие внешние тарифы для торговли с третьими странами на 85% импортируемых товаров. Идет обсуждение условий создания в среднесрочной перспективе единой коллективной валюты (по образцу западноевропейского евро).

Экономисты отмечают, что создание блока не раз помогало стабилизировать экономики входящих в него стран. В 1990-е сдерживание инфляции осуществлялось увеличением импорта, регулирование тарифной политики способствовало «торможению» темпов экономического спада, например в Аргентине и Бразилии. Отмечалось, что в период экономического застоя в Бразилии в 1991–1993 местная промышленность смогла выжить в значительной мере благодаря доступу на рынок Аргентины, экономика которой в то время была на подъеме. А в 1994–1995, в условиях экономического спада в Аргентине, спасительным кругом для нее стал доступ на динамично развивавшийся рынок Бразилии. Опыт МЕРКОСУР показал, что для успешного развития интеграционной группировки необходимо членство по меньшей мере двух сильных в экономическом отношении стран, способных в кризисной ситуации подставить плечо более слабым партнерам.

За время существования МЕРКОСУР произошло расширение торгово-экономического сотрудничества с другими региональными торговыми группировками Латинской Америки. Стали проявлять интерес к сотрудничеству 15 англоговорящих стран Карибского региона, объединенных с 1973 в Карибском сообществе (CARICOM). Мексика и Чили, в силу своего геополитического положения, стремятся к тому, чтобы занять место связующего звена между НАФТА и МЕРКОСУР. В Центральной Америке созданная в 1991 Центральноамериканская интеграционная система, SICA (6 стран – Гватемала, Гондурас, Коста-Рика, Никарагуа, Панама, Сальвадор), в 1998 заключила соглашение о слиянии своей зоны свободной торговли с аналогичной зоной МЕРКОСУР.

Заметно возросла взаимная инвестиционная активность, а также инвестиционная привлекательность региона для иностранных компаний. В декабре 1995 между МЕРКОСУР и ЕС было заключено «Рамочное межрегиональное соглашение», ставившее своей целью создание зоны свободной торговли между блоками к 2001. Одним из главных инициаторов договора со стороны ЕС была Испания, сохраняющая традиционные связи со своими бывшими колониями. В ходе затянувшихся переговоров о либерализации взаимной торговли стало очевидно, что создание такой зоны, которая охватила бы 10% населения земного шара, требует большего согласования и подготовки, а потому отодвигается на более дальний срок – 2005 или даже 2010.

Со стороны России в начале 2000-х не раз звучали призывы к развитию сотрудничества с МЕРКОСУР – на долю этого объединения приходится более половины торгового оборота России со всей Латинской Америкой, общий объем которого составляет порядка 6 млрд. долл. Прямой диалог с этим интеграционным объединением Россия ведет с 2000. В этом она существенно отстает, к примеру, от Европейского Союза, который, начиная с 1991, провел с ним десять раундов переговоров об ассоциации. Для стран региона углубление сотрудничества с ЕС и Россией – это определенный противовес естественному доминированию США.

Успешное экономическое и политическое сближение между латиноамериканскими странами побудило Вашингтон к попыткам поставить под контроль интеграционные тенденции в западном полушарии. Администрация Клинтона организовала в 1994 в Майами встречу 34 глав государств и правительств обоих американских континентов, на которой обсуждались вопросы ускорения экономического развития латиноамериканских стран. Был выдвинут и одобрен проект «Зоны свободной торговли обеих Америк» (Free Trade Area of Americas, FTAA). Подписание соглашения было отложено на 2005.

Однако уже в ходе обсуждения отчетливо выявилась конкуренция двух проектов – бразильского и американского. Бразильский предполагал раздельное развитие интеграции в МЕРКОСУР и НАФТА с постепенным экономическим «подтягиванием» Латинской Америки и параллельным сближением таможенной и тарифной политики между блоками на основе концепции «открытого регионализма». Американский вариант предлагал создавать панамериканскую зону свободной торговли на основе (и на условиях членов-основателей) НАФТА, т.е. фактически за счет растворения региональных интеграционных группировок Латинской Америки.

Учитывая, что НАФТА превышает МЕРКОСУР по территории и населению вдвое, по ВВП в 7 раз, а по товарообороту в 28 раз, латиноамериканские участники саммита проголосовали за проект Бразилии.

Многие исследователи отмечают, что латиноамериканцы видят в МЕРКОСУРЕ важный буфер проникновению США в Латинскую Америку в форме либо FТАА, либо двусторонних договоров. Очевидно, что экономический кризис в Агентине 2002 временно ослабил потенциал МЕРКОСУР и его претензии на лидерство в Южной Америке. Многие критики даже усматривали в отказе администрации Буша помочь аргентинской экономике сознательное желание Вашингтона ослабить этот экономический блок.

Вместе с тем, назначенные на июль 2004 переговоры о вступлении Мексики в МЕРКОСУР говорят об укреплении этого экономического союза. В июле же после восьми лет трудных переговоров ожидается что Колумбия, Эквадор и Венесуэла (страны Андской группы) создадут зону свободной торговли со странами Общего рынка Южного конуса. В ближайшее десятилетие предусматривается произвести в этой зоне поэтапную отмену таможенных пошлин на 80% товаров.

МЕРКОСУР остается крупнейшим интегрированным рынком Латинской Америки, где сосредоточено 45% населения или более 200 миллионов человек, 50% совокупного ВВП (свыше 1 трлн. долл.), 40% прямых зарубежных инвестиций, более 60% совокупного объема товарооборота и 33% объема внешней торговли южноамериканского континента.

Проблемы развития.

Несмотря на хорошие результаты (по меркам интеграционных группировок развивающихся стран), МЕРКОСУР страдает от тех же проблем, которые тормозят развитие практически всех интеграционных объединений «третьего мира». Главные из них – это разнородность стран-участниц и относительно низкий уровень их экономического развития .

В рамках МЕРКОСУР крупные и относительно сильные «новые индустриальные страны» (Бразилия и Аргентина) пытаются интегрироваться с гораздо более слабыми Парагваем и Уругваем. Создание единых условий промышленной конкуренции ведет к тому, что изначально менее индустриализированные Парагвай и Уругвай рискуют оказаться в роли подчиненных у более сильных соседей. Поэтому для них устойчиво сохраняются некоторые исключения из правил либерализации торговли. Но все равно в малых странах Южного конуса сохраняется ощущение, что их держат «на положении бедного родственника» – в них охотно сбывают те товары, которые трудно экспортировать в более развитые страны, но иностранные инвестиции идут к ним весьма скупо.

Как и в ЕврАзЭС , в МЕРКОСУР есть абсолютный лидер – Бразилия, которая превосходит все другие страны-участницы вместе взятые. Это лидерство не внушает другим участникам интеграционного блока таких опасений, как лидерство России в ЕврАзЭС, но все же вносит некоторую напряженность.

Исследования экономистов показывают, что во взаимной торговле стран МЕРКОСУР преобладают товары, мало конкурентоспособные на мировом рынке. В результате взаимная торговля становится важным подспорьем для производителей, но не несет особых выгод потребителям, предпочитающим импортные товары из более развитых стран. Опыт других интеграционных группировок подобного рода (в том числе СЭВ и ЕврАзЭС) показывает, что взаимная торговля «второсортными» товарами не имеет долгосрочных перспектив. Правда, доля высокотехнологичных товаров во внутрирегиональном товарообороте стран Южного конуса имеет устойчивую тенденцию к росту: если в 1970 продукция машиностроения составляла лишь 3,4%, то в 1985 – 12,6%, в 1996 – 16,4% (для сравнения: в странах Андской группы она за этот же период возросла всего лишь с 0,4 до 3,1%).

Трудно сказать, насколько жизнеспособным окажется МЕРКОСУР в дальнейшем – ждет ли его благополучная судьба, как НАФТА, или же он окажется объединением-«пустоцветом», как большинство интеграционных блоков «третьего мира» (Восточноафриканское сообщество, Экономическое сообщество государств Западной Африки и др.). Двусторонние экономические связи «новых индустриальных стран», Бразилии и Аргентины, достаточно прочны, но их интеграция с более слабыми странами менее устойчива.

Михаил Липкин, Юрий Латов

МЕРКОСУР МЕРКОСУР

МЕРКОСУР (Mercosur, сокращение от исп. Mercado Comun del Sur, что переводят как Южноамериканский общий рынок), межгосударственное экономическое объединение стран Южной Америки.
В него входят Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай, Венесуэла (с июля 2006), а в качестве ассоциированных членов - Чили, Боливия, Колумбия, Эквадор, Перу. Первым шагом к созданию объединенного рынка на континенте послужило соглашение о свободной торговле, подписанное Аргентиной и Бразилией в 1986. Через четыре года к ним присоединились Парагвай и Уругвай.
Главный орган управления Меркосур - Совет Общего рынка. Он собирается периодически на высшем уровне (глав государств и правительств, министров иностранных дел) и осуществляет политическое планирование развития интеграции. Группа Общего рынка – главный исполнительный орган, функционирующий постоянно. Он имеет административный секретариат с головным офисом в Монтевидео (Уругвай), а также 10 технических комиссий, подчиняющихся Группе общего рынка и занимающихся вопросами торговли, таможенного регулирования, технических норм, валютно-финансовой политики, макроэкономической политики, наземного и морского транспорта, промышленной технологии, сельского хозяйства и энергетики
Основной принцип деятельности органов Меркосур - консенсус (см. КОНСЕНСУС) . Идея создания наднациональной структуры по примеру Европейского Союза не получила поддержки. Создание Меркосур привело к увеличению взаимной торговли между его участниками: за 1991-1997 она выросла примерно в шесть раз, хотя товарооборот с развитыми странами почти не менялся. В зоне свободной торговли первых четырех стран-участников были ликвидированы таможенные пошлины на 90% товаров, согласованы общие внешние тарифы для торговли с третьими странами на 85% импортируемых товаров. С 1 января 1995 в соответствии с Соглашением Оуро-Прето, подписанным в 1994, Меркосур перешел на более высокий уровень интеграции: от зоны свободной торговли к таможенному союзу. Для всех участников был введен единый таможенный тариф на продукцию, ввозимую из третьих стран (ставка импортных пошлин для разных товаров колеблется от 0 до 20%).


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "МЕРКОСУР" в других словарях:

    МЕРКОСУР - (Mercado Comu n del Cono Sur MERCOSUR) субрегиональный торгово экономический союз, в который входят Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай. Ассоциированные члены Боливия и Чили. Название переводится с испанского как «Рынок Южного конуса»… … Юридическая энциклопедия

    Экономическая организация Рынок Южного конуса Mercado Comu’n del Cono Sur1. Учреждена 1 января 1995. Полноправными членами Меркосур являются Бразилия, Аргентина, Уругвай и Парагвай, ассоциированными членами Чили и Боливия. Словарь бизнес терминов … Словарь бизнес-терминов

    Меркосур - объединённый рынок стран южного конуса исп.: Mercosur, Mercado Comun del Cono Sur http://www.mercosur.org/​ исп … Словарь сокращений и аббревиатур

    Флаг Меркосур … Википедия

    Флаг Меркосур МЕРКОСУР общий рынок стран Южной Америки. МЕРКОСУР объединяет 250 млн человек и более 75 % совокупного ВВП континента. В него входят Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай и Венесуэла (с июля 2006) а в качестве ассоциированных… … Википедия

    МЕРКОСУР - наиболее динамичное объединение среди интеграционных группировок в Латинской Америке. В 1991 1995 гг. объем взаимной торговли между странами участницами вырос почти в 4 раза и составил 15 млрд. долл. Доля внутризональной торговли в суммарном… …

    МЕРКОСУР - MERCOSUR (MERCADO COMUN DEL SUR) Региональный таможенный союз, созданный в 1995 г. с целью развития свободной торговли между странами членами. В союз входят Бразилия, Уругвай, Аргентина и Парагвай. Ассоциированными членами являются Боливия, Чили … Словарь-справочник по экономике

    МЕРКОСУР - интеграционное объединение в составе Аргентины, Бразилии, Парагвая и Уругвая … Экономика: глоссарий

    Меркосур - (Mercosur)Mercosur, латиноамериканская организация, основанная Аргентиной, Бразилией, Парагваем и Уругваем в марте 1991г. с целью создания Общего рынка в регионе … Страны мира. Словарь

    МЕРКОСУР, Группировка стран южно - общий рынок субрегиональный торгово экономический союз в рамках Латиноамериканской ассоциации интеграции (ЛАЙ). Включает Аргентину, Бразилию, Парагвай, Уругвай. Охватывает территорию 12 млн. кв. км с населением 200 млн. человек. Штабквартира… … Внешнеэкономический толковый словарь

Книги

  • Интеграционые процессы в западном полушарии , Галина Костюнина. В предлагаемой монографии рассмотрены интеграционные процессы в Северной Америке в рамках Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА), в том числе вопросыторговой и инвестиционной…

МЕРКОСУР был образован 26 марта 1991 г. по Асунсьонскому договору, предусматривающему создание зоны свободной торговли, а к 2006 г. - таможенного союза, которые обеспечат свободное передвижение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, а также привлечение инвестиций в регионе. Название организации происходит от сокращения испанских слов, означающих «общий рынок юга».

Государства-члены: Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай. Позднее к зоне свободной торговли МЕРКОСУРА присоединились Чили и Боливия, получив, таким образом, статус будущих членов организации.

К концу 90-х гг. XX в. около 85 % таможенных тарифов были устранены. Исключение составили таможенные тарифы Парагвая и Уругвая.

Институциональная структура: Совет общего рынка (высший политический орган), Группа общего рынка (исполнительный орган), Торговая комиссия, Парламентская комиссия, Консул-тативный социально-экономический форум и секретариат.

Организация открыла 21 информационный центр по всему миру. Штаб-квартира и секретариат располагаются в Монтевидео.

Центральноамериканская интеграционная система (ЦАИС) создана в 1991 г. В организацию входят Белиз, Гватемала, Гондурас, Доминиканская Республика, Коста-Рика, Никарагуа, Панама, Сальвадор.

Высший орган ЦАИС - Совещание глав государств. Между саммитами работу ЦАИС координирует Генеральный секретариат , который занимается практической реализацией решений, принимаемых на саммитах и заседаниях Совета Министров (штаб-квартира - в г.Сан-Сальвадор).

В рамках ЦАИС действуют Центральноамериканский парламент (г.Гватемала), решения которого носят рекомендательный характер, и Центральноамериканский суд (г.Манагуа), который занимается оказанием консультационных услуг по различным международно-правовым вопросам.

Функционируют Центральноамериканский банк экономической интеграции, Центральноамериканский институт управления, Центральноамериканский институт исследований и промышленных технологий, Техническая комиссия по телекоммуникациям, Координационный центр по предотвращению стихийных бедствий и другие.

ЦАИС располагает солидной договорно-правовой базой, охватывающей практически все вопросы интеграции стран субрегиона (учредительный Протокол Тегусигальпы, Протокол Гватемалы об экономической интеграции, рамочный Договор о демократической безопасности, Договор о социальной интеграции).

Центральноамериканская интеграционная система создавалась прежде всего для решения задач экономического сотрудничества. Однако страны-участницы преследуют цели и политической интеграции. Этапным событием стало подписание в 1997 г. «Декларации Никарагуа» о политическом союзе стран субрегиона.



Большие надежды в субрегионе возлагаются на реализацию так называемых инвестиционных "мегапроектов", которые могли бы позволить существенно продвинуться в вопросе развития общей инфраструктуры стран ЦА и их экономик в целом. Особое место в этом вопросе отводится разработанному по мексиканской инициативе плану "Пуэбла-Панама", равно как и самой Мексике, которую в странах ЦАИС рассматривают в качестве своеобразного локомотива всех интеграционных процессов в субрегионе.

В контексте процесса, направленного на создание межамериканской зоны свободной торговли, страны ЦАИС (кроме Белиза и Панамы) пошли на заключение соглашения о свободной торговле с США (ратифицирован Палатой Представителей американского Конгресса в июле 2005 г.).

Ведутся переговоры с Евросоюзомо заключении соглашений о политическом сотрудничестве. На IV саммите Евросоюз-ЛАКБ (май 2006 г., Вена) достигнута договоренность о начале переговоров по соглашению об ассоциации, включая создание общей зоны свободной торговли.

Ассоциация карибских государств

Ассоциация карибских государств создана 24 июля 1994 г. на основе конвенции, вступившей в силу годом позже, в каче-стве координирующей структуры и для укрепления позиций национальных правительств, промышленных и деловых кругов во внешних сношениях.

Ассоциация является форумом для консультаций, развития сотрудничества и согласования деятельности в культурных, экономических и технических сферах, а также в области туризма и транспорта.

Члены организации (2004 г.): Антигуа и Барбуда, Багамские Острова, Барбадос, Белиз, Венесуэла, Гаити, Гватемала, Гонду-рас, Гренада, Гайана, Доминика, Доминиканская Республика, Колумбия, Коста-Рика, Куба, Мексика, Никарагуа, Панама, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Киттс и Невис, Сент-Люсия, Сури-нам, Тринидад и Тобаго, Сальвадор, Ямайка.

Ассоциированные члены: Аруба, Франция (от имени Француз-ской Гвианы, Гваделупы и Мартиники), а также Голландские Антильские Острова.

Статус наблюдателя имеют: Аргентина, Бразилия, Великобритания, Египет, Индия, Испания, Италия, Канада, Марокко, Нидерланды, Перу, Россия, Турция, Украина, Финляндия, Чили, Эквадор, Южная Корея и ряд международных организаций.

Секретариат расположен в Порт-оф-Спейне, на островахТринидад и Тобаго.

Лекция 9. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе

1. Хельсинский заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.

2. Цели, задачи, структура и деятельность СБСЕ.

Цель лекции – раскрыть историю создания Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Ключевые слова – ОБСЕ, международная организация, универсальная организация, свободная торговля, интеграция, экономические связи.

1. Строго говоря, ОБСЕ не является исключительно европейской организацией. В географическом смысле ее присутствие распространяется от Ванкувера до Владивостока.

Истоки ОБСЕ (до 1994 г. - Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе - СБСЕ) находятся во временах холодной войны, когда процесс установления взаимногодоверия только зарождался.

ОБСЕ сформировалась в эпоху так называемой разрядки в начале 70-х гг. XX в. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе подписан в 1975 г. в Хельсинки главами государств и правительств 33 стран Европы, а также США и Канады. Не будучи международно-правовым актом, он фактически оказался долгосрочной программой развития процесса разрядки, сближения народов и сотрудничества в Европе. С подписания в 1990 г. Парижской хартии для Европы и создания ряда специальных институтов начался новый период в деятельности СБСЕ, основные вехи которого обозначили ключевые конференции в Берлине (1991 г), Праге (1992 г.), Стокгольме (1992 г), Хельсинки (1992 г), Риме (1993 г), Будапеште (1994 г), Лиссабоне (1996 г.) и Стамбуле (1999 г.).

ОБСЕ, которые могут и желают внести вклад в эту программу. ПРМ выходит за рамки диалога и направлена на создание партнерства как постоянного элемента архитектуры европейской безопасности.

ОБСЕ отличает всесторонний и основанный на сотрудничестве подход к обеспечению безопасности; всесторонний в том смысле, что он охватывает три измерения безопасности - человеческое, военно-политическое и экономическое (экологическое).

Цели и задачи ОБСЕ: предупреждение конфликтов, контроль над вооружениями, защита прав человека, преодоление межгосударственных кризисов, а также установление кодекса поведения государств, касающегося прозрачности отношений вооруженных сил и общества.

Официально цели ОБСЕ сформулированы следующим образом: содействие улучшению взаимных отношений, а также создание условий по обеспечению устойчивого мира; признание неделимости европейской безопасности, а также взаимной заинтересованности в развитии сотрудничества между государствами-членами; признание тесной взаимосвязанности проблемы безопасности в Европе и во всем мире; действенный вклад в соблюдение прав человека, экономический и социальный прогресс и благосостояние всех народов.

В контексте Парижской встречи на высшем уровне (ноябрь 1990 г.) было заключено важное соглашение по контролю над вооружениями - Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ОВСЕ). В актив военно-политического измерения СБСЕ/ ОБСЕ вошло несколько других важных договоров, касающихся военной безопасности, в том числе Договор по открытому небу 1992 г. и Венские документы 1990,1992,1994и 1999 гг, атакже имеющий ключевое значение Документ о легком и стрелковом оружии(2000г.).

Контроль над вооружениями и разоружением стран ОБСЕ предусмотрен также положениями Венской декларации 1992 г. по мерам укрепления доверия и безопасности и разоружению и Заключительным актом переговоров о сокращении численности обычных вооруженных сил в Европе (Хельсинки, 1992 г).

На Будапештской встрече на высшем уровне в 1994 г. было принято решение о переименовании Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе в ОБСЕ. Это решение не только отразило быстрое институционалыное развитие организации с момента окончания холодной войны, но и придало ее работе новый политический импульс.

Итогом Лиссабонской встречи на высшем уровне 1996 г. стало повышение ключевой роли ОБСЕ в деле укрепления безопасности и стабильности во всех трех измерениях. Эта встреча стимулировала разработку в ОБСЕ Хартии европейской безопасности, котррая была принята на Стамбульской встрече на выс-шем уровне в ноябре 1999 г. На этой встрече 30 государств -участников ОБСЕ подписали адаптированный Договор об ОБСЕ.

ОБСЕ занимает уникальное место среди европейских институтов безопасности. Это объясняется несколькими факторами: широтой ее членского состава, охватывающего страны Евроатлантического и Евроазиатского регионов; ее всеобъемлющим и основанном на сотрудничестве подходом к безопасности; глубоко укоренившейся традицией открытого диалога и формирования консенсуса; функционированием широкой сети ее миссий на местах, а также наличием отлаженных механизмов сотрудничества с другими международными институтами.

Отношения ОБСЕ с Объединенными Нациями основываются на рамочном договоре с Секретариатом ООН и статусе наблюдателя при Генеральной Ассамблее. В Хельсинкской декларации 1992 г. государства-члены объявили ОБСЕ региональным соглашением, соответствующим положениям главы VII Устава ООН.

2. ОБСЕ действует при наличии трех предпосылок: воли государств-членов к действию; принципиального консенсуса по поводу принятых решений; готовности к использованию согласованных механизмов ОБСЕ.

10 базовых принципов ОБСЕ: суверенное равенство государств; неприменение силы или угрозы силой; нерушимость границ; территориальная целостность государств; мирное урегулирование споров; невмешательство во внутренние дела; уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений; равноправие и право народов рас-поряжаться своей судьбой; межгосударственное сотрудничество; добросовестное выполнение международно-правовых обязательств.

Основной постоянный орган для политических консультаций и принятия решений - Постоянный совет. Его члены, постоянные представители государств, еженедельно собираются на заседания водворце Хофбург(Вена) для обсуждения вопросов, относящихся к компетенции ОБСЕ, и принятия решений. В Хофбурге также проводятся регулярные заседания Форума по сотрудничеству в области безопасности, который занимается вопросами контроля над вооружениями и мерами укрепления доверия и безопасности, и Совместной консулытативной группы, которая осуществляет контроль за выполнением Договора об ОВСЕ.

Министры иностранныхдел 55 государств встречаются ежегодко в рамках Совета министров за исключением тех лет, когда проводится встреча на высшем уровне с участием глав государств и правительств. В области экономического и экологического измерения раз в год в Праге проводится встреча руководящего совета, заседающего в качестве Экономического форума.

Действующий председатель - министр иностранных дел страны, проводившей предшествующее заседание Совета, помощь которому оказывают предшественник и преемник («тройка»), занимается координацией текущей деятельности ОБСЕ. Он может назначать личных и специальных представителей.

Верховный комиссар по делам национальных меньшинств обеспечивает раннее предупреждение правонарушений. Его бюро находится в Гааге.

Наиболее молодой институт ОБСЕ - Бюро представителя по вопросам свободы средств массовой информации - создан для наблюдения за положением дел в области СМИ.

Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) осуществляет контроль выполнения обязательств в сфере человеческого измерения; координирует и подцерживает связи между государствами-членами; распространяет информацию о человеческом измерении и гуманитарном международном праве; организует встречи и семинары по вопросам создания банковдан-ных и укрепления демократических институтов сотрудничества с международными организациями. Базируется в Варшаве.

Парламентская ассамблея проводит ежегодные сессии в го-родах государств-членов. Она состоит из 312 мест, принадлежащих национальным делегациям (от 2 до 17 членов в зависимости от численности населения страны). Решения принимаются, как правило, простым большинством, однако применяется и процедура консенсуса. Парламентская ассамблея имееттри комитета: по вопро-сам политики и безопасности, экономическим, гуманитарным вопро-сам. Ассамблея оценивает деятельность ОБСЕ, проводит дебаты по вопросам, обсуждаемым на заседаниях Совета ОБСЕ или на встречах глав государств и правительств, информирует национальные парламенты. Ее секретариат располагается в Копенгагене.

В рамках создания механизмов урегулирования споров в 1992 г. был учрежден Суд по примирению и арбитражу в Женеве.

Секретариат ОБСЕ располагается в Вене, имеет четыре департамента: конференций, администрации и бюджета, поддержки председателя, Центр по предупреждению конфликтов.

Лекция 10. Европейский Союз

1. Договор о Европейском Союзе.

2. Основные цели и органы ЕС. Ценности ЕС.

3. Основные направления сотрудничества ЕС.

Цель лекции – раскрыть историю создания Европейского Союза.

Ключевые слова – ОБСЕ, зона евро, сообщество, международная организация, универсальная организация, свободная торговля, интеграция, экономические связи.

1. Относительно понимания Европейского Союза как международной организации среди специалистов нет единодушия. Некоторые ученые, особенно юристы-международники, считают ЕС не организацией в чистом виде, а промежуточной, переходной формой, видят в нем прообраз будущего многонационального европейского регионального государства. Некоторые специалисты рассматривают ЕС как полугосударственное образование. эволюционирующее в сторону полноценной федерации. ЕС сохраняет общие черты с международной (межправительственной) организацией и с конфедерацией государств. Тем не менее авторитетные справочники по межгосударственным организациям и международному праву относят ЕС к разряду МО.

Если исходить из формальных определений, Европейский Союз - это интеграционная организация, главная цель которой -построение «как можно более тесного союза европейских народов» (ст. 1 Договора о Европейском Союзе).

Членом ЕС имеет право стать любое европейское государство, соблюдающее «принципы свободы, демократии, уважения прав человека и основных свобод, а также принцип правового государства» (ст. 6, 49 Договора о Европейском Союзе). Для этого необходим уровень экономического развития страны, сопоставимый со средними показателями ЕС, а также осуществление правовой реформы с тем, чтобы заблаговременно привес-ти внутреннее законодательство государства-кандидата в соответствие с нормами права Европейского Союза.

Члены Европейского Союза (2004 г.): Бельгия, Италия, Нидерланды, Люксембург, Франция, ФРГ (с 1951 г); Великобритания, Дания, Ирландия (с 1973 г); Греция (с 1981 г); Испания, Португалия (с 1986 г.); Австрия, Финляндия, Швеция (с 1995 г); Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония (с 2004 г). Кандидатом на вступление в Союз считается Турция; рассматривается вступление в 2007 г. Болгарии и Румынии.

Европейский Союз формировался постепенно, по мере усиления интеграционных прсцессов между входящими в его состав государствами и народами. Поэтапный характер строительства ЕС отражается в его устройстве.

По характеру компетенции ЕС выступает как надгосударственная (наднациональная) организация политической власти, в пользу которой государства-члены добровольно ограничили свой суверенитет.

В начале XXI в. Европейский Союз вступил в новый этап преоб-разований, цель которых - сделать эту организацию способной эффективно функционировать в условиях, когда она будет включать около 30 государств-членов.

Асунсьйонський договор был подписан с целью создания зоны свободной торговли и таможенного союза. Договором предусматривается:

Свободное движение товаров, услуг и рабочей силы, которого нужно достичь через ликвидацию таможенных тарифов и нетарифных ограничений;

Установление общего внешнего тарифа и ведения совместной внешнеторговой политики в отношении третьих стран или их групп и координация позиций на региональных и международных экономических конференциях;

Координация макроэкономической, фискальной, монетарной и секторальной политики в области международной торговли, сельского хозяйства, промышленности, транспорта и коммуникаций и в любых других областях для обеспечения свободной конкуренции между сторонами договора;

Гармонизация законодательства в этих сферах для укрепления интеграционных процессов .

В течение переходного периода, который длился до 31 декабря 1994 года, для содействия формированию общего рынка стороны договора установили критерии происхождения товаров и механизм разрешения споров.

В течение переходного периода договаривающиеся стороны пользовались такими инструментами для создания общего рынка:

Программой либерализации торговли. Согласно ей предполагалось автоматическое постепенное уменьшение тарифов до 0 и полная ликвидация нетарифных ограничений;

Координацией макроэкономической политики, которая должна проводиться постепенно и в соответствии с программой либерализации экономики;

Установлением общего внешнего тарифа с целью поддержки конкуренции;

Подписанием секторальных соглашений .

По реализации этих целей, то, форсируя событий, страны все еще пытаются найти оптимальные подходы, не захватывать интересов каждого из. За 3 года удалось ликвидировать таможенные тарифы на 90% товаров, перемещаемых внутри союза. Внешние тарифы стран-членов МЕРКОСУР уже согласованы на 85% продукции, а остальные 15% должны быть установлены до 2006 года.

Следует отметить, что важнейшей целью МЕРКОСУР выдвигает триаду: обеспечение автономного развития, сохранения национального суверенитета и национальной культурной идентичности латиноамериканских стран. При этом уже не секрет, что основным препятствием являются Соединенные Штаты Америки. Но об этом - чуть позже.

Политикой МЕРКОСУР на начальном этапе была разработка простой институциональной системы организации, которая должна была постепенно увеличиваться с углублением интеграции. В противоположность большим организационным структурам других интеграционных группировок, таким как ALADI или Андский пакт, идеей МЕРКОСУР было постепенное увеличение количества учреждений. Основной орган МЕРКОСУР - Совет общего рынка (Common Market Council), который проводит встречи на высшем уровне. Исполнительным органом является Группа общего рынка (Common Market Group). МЕРКОСУР также административный орган - Секретариат. Кроме этого, в структуру входят 2 консультативные коллегиальные органы: Парламентская комиссия (представители национальных парламентов) и Экономический и социальный консультативный форум.

Совет общего рынка

Это высший орган МЕРКОСУР, который отвечает за политическое руководство организацией и принятия решений. В сферу компетенции Совета входит надзор за выполнением программы либерализации экономики в каждой из стран-членов для установления общего рынка. Решение в нем принимаются на основе консенсуса. Встречи проводятся раз в 6 месяцев, хотя Совет может созываться и в чрезвычайных случаях. Встречи происходят на уровне министров экономики и министров иностранных дел, но в них могут принимать участие и министры других отраслей, если обсуждение вопросов, касающихся этих отраслей, является запланированным. На этих встречах могут присутствовать и президенты стран-членов (их присутствие обязательно хотя бы раз в год), если речь идет об очень важные проблемы. Ротация руководства Совета происходит в алфавитном порядке каждые 6 месяцев .

Исполнительным органом МЕРКОСУР является Группа общего рынка. Этот орган является ответственным за реализацию решений, принятых Советом, и рассмотрение рекомендаций, представленных рабочими группами. В обязанности группы относятся:

Контроль за выполнением договорных обязательств;

Проведение необходимых мероприятий для выполнения решений, принятых Советом;

Внесение предложений по эффективной реализации программы либерализации экономики, координации макроэкономической политики и сотрудничества с третьими странами;

Разработка программ для обеспечения постепенного формирования общего рынка .

Группу формируют представители министерств иностранных дел, экономики, торговли и Центрального Банка - 4 человека из каждой страны и по 4 их заместители. На уровне представителей встречи происходят каждые 3 месяца, а на уровне координаторов - 1 раз в месяц. Решение в Группе общего рынка принимаются на основе консенсуса .

Сначала Асунсьйонський договор устанавливал (с марта 1991 года по декабрь 1994) строгий план снижения тарифов для стран-членов. В течение этого переходного периода изучением отдельных отраслей экономики занимались 11 рабочих групп. После встречи в Оуро-Прето в 1994 году эти группы были трансформированы. С этого времени они изучают следующие проблемы: коммуникации, горную промышленность, технологии, финансы, транспорт и инфраструктуру, окружающую среду, промышленность, сельское хозяйство, энергетику, трудовые отношения, занятость и социальное обеспечение. В июле 1999 года были созданы еще 2 рабочие группы: Комитет по координации макроэкономики и Комитет по координации торговли. В этих группах работают представители бизнеса, ученые, представители профсоюзов, эксперты из международных правительственных и неправительственных организаций.

Комиссия по торговле МЕРКОСУР является относительно новым органом, созданным Протоколом в Оуро-Прето. Задача Комиссии - контроль за торговыми отношениями между странами-членами, слежение за соблюдением правил ведения торговой политики как между странами-членами, так и в отношении третьих стран, определенных Советом МЕРКОСУР. Она уполномочена создавать комитеты (на данный момент 10), которые постепенно перебирать задачи, возложенные на рабочие группы. Комитеты принимают решение в виде рекомендаций. Также она обладает правом решать споры. Тот факт, что на Комиссию по торговле возложены следующие важные обязанности, свидетельствует о большой важности внешних и внутренних торговых отношений, особенно установление общего внешнего тарифа в течение начального этапа деятельности МЕРКОСУР. Комиссия подчиняется непосредственно Группе общего рынка .

Согласно расширение сфер сотрудничества в рамках МЕРКОСУР появляются новые экономические, политические и социальные органы. Среди них Координационный комитет национальных профсоюзов МЕРКОСУР, Комиссия по предпринимательству, парламентские комиссии.

В течение первого этапа работы организации был создан Совет по промышленности МЕРКОСУР. ее членами были Промышленный союз

Аргентины, Национальный союз промышленников Бразилии, Промышленный союз Парагвая и Промышленная палата Уругвая. Целью Совета было ведение диалога между представителями сферы бизнеса по конкуренции. После встречи в Оуро-Прето создан Экономический и социальный консультативный форум, заменил Совет по промышленности. Форум контролирует механизмы регулирования торговой политики между странами-членами и в отношении третьих стран.

В организационной структуре МЕРКОСУР нет судебного органа как такового. При возникновении споров относительно трактовки Асунсьйонського договора или выполнения обязательств предусмотрено созыва судебного органа ad-hoc. Его решения являются обязательными для выполнения странами-членами. В 1992 году Бразильским протоколом было введено механизм решения торговых споров, но он до сих пор не действует. На практике эти проблемы решает Комиссия по торговле.

Административный секретариат (со штабом в Монтевидео) начал работу 1 января 1997 года. Его председатель избирается Советом общего рынка на 2 года. В компетенции Секретариата входит ведение архива организации и представления ежегодных отчетов Группе общего рынка .

Развод