Энциклопедия модного дома Christian Dior – этапы развития. Кристиан диор новый взгляд на женщину

Биографии знаменитостей

21375

27.09.15 17:36

Имя нашего героя знает весь мир – это легенда, овеянная ароматом изысканных духов, рассказанная шепотом шелков элегантных нарядов, олицетворяющих истинную женственность. Но мало кто знает, что биография Кристиана Диора – это тернистый путь, что звезда его славы горела при жизни мастера лишь десяток лет: француз стал известным в 42, но рано и скоропостижно умер. Его дело продолжили ученики во главе с , и поэтому Модный дом «Christian Dior» и поныне процветает и остается синонимом слов «элегантность», «шик», «хороший вкус».

Биография Кристиана Диора

Из семьи нормандского коммерсанта

Он родился в многодетной семье коммерсанта Мориса Диора. Тогда они жили на севере Франции, в Нормандии – в портовом городке на Ла-Манше под названием Гранвиль. У матери росло пятеро детей (Кристиан, родившийся 21 января 1905-го, был вторым), которыми она и занималась, а отец торговал удобрениями и сумел заработать на этой «химии» немалые деньги. Поэтому семейство смогло переехать в столицу уже в 1911-м году.

Кристиан рос мечтательным пареньком, любил и понимал искусство, сам рисовал и подумывал о карьере живописца. Отец с матерью пытались «приземлить» непокорного юношу и, в конце концов, им это удалось: Диор стал студентом Свободной школы политических наук. Ему не нравилась учеба, однокурсники казались скучными и пресными, и Кристиан прогуливал лекции, вместо этого слоняясь по музейным залам и делая зарисовки.

Собственная галерея… и 33 несчастья

Он решил, что политика и дипломатия – не для него и в 23 года стал владельцем галереи – на паях с приятелем Жаном Бонжаком. В их скромной обители искусств были выставлены работы художников, которых сегодня знает весь мир (Жорж Брак, Пабло Пикассо, Анри Матисс). Увы, эта светлая полоса в биографии Кристиана Диора быстро закончилась: уже в 1931-м году на него навалились личные и последовавшие за ними финансовые проблемы. Никогда особенно не жаловавшаяся на здоровье жизнерадостная мама угасает от рака, недуг поражает и отца: его подвели компаньоны, Диор старший разорился, а переживания привели к туберкулезу.

Отец был главным спонсором сына, поэтому галерея приказала долго жить. Кристиан попробовал зарабатывать с помощью своего художественного таланта, но великого живописца из него не вышло. Правда, ему удалось пристроить эскизы и рисунки в престижный журнал «Le Figaro Illustre». Перспективы наметились, когда парижский кутюрье Робер Пиге пригласил 33-летнего Диора к сотрудничеству, но и эта ниточка оборвалась: началась Вторая мировая.

Помог счастливый случай

После нескольких лет службы в армии Кристиан вернулся в Париж. Некоторые его друзья успели добиться успехов: так, Пьер Бальмен открыл свой Модный дом и процветал. У Диора на это не было ни связей, ни денег. Но тут случай (в лице приятеля детства) свел будущего модельера с баснословно богатым фабрикантом Марселем Буссаком. Оказывается, ему, зарабатывавшему миллионы на текстиле, понадобился художник, дабы реанимировать один из модных домов. Что произошло между этими двумя – неизвестно, но Марсель проникся к Диору какими-то невероятными теплотой и доверием. Так неизвестный художник Кристиан Диор (которому на тот момент уже перевалило за 40 лет) обзавелся собственным брендом, а Буссак стал спонсором Дома моды «Christian Dior».

Новый взгляд

Открытие Дома было ознаменовано дебютным показом моделей восходящей звезды парижской моды. Кристиан стал настоящим революционером: желая, чтобы дамы поскорее забыли об ужасах войны и присущем этому суровому времени аскетизме, он создал волшебные наряды! Они напоминали о довоенном шике: женственные плечи, длинные юбки, талия затянута (словно на манекенщице – корсет эпохи ее бабушки), подчеркнуто пышный (или сильно обтягивающий грудь) верх. СМИ окрестили этот стиль «Новым взглядом» («New Look»). Француженки были в полном восторге.

Не всем пришлись по вкусу новации Диора. Так, его американские коллеги высказывались о коллекции весьма негативно: им казалось, что в стране, истощенной войной, роскоши не может быть места. Но это оказались единичные голоса недовольных пуритан, которые вскоре сдались под натиском растущей популярности кутюрье. И уже в 1947-м году в Далласе французу вручили престижную награду – своего рода «Оскар» в среде кутюрье высокой Моды.

Бурное десятилетие

Следующее десятилетие творческой биографии Кристиана Диора – это создание легендарных коллекций. Названия говорили сами за себя: «Циклон», «Тюльпан», «Венчик», «Вертикаль», а идеи модельер черпал в том, что так давно и преданно любил: в музеях, литературе, цветах или театре.

Кстати, театру (и кино) кутюрье тоже уделял внимание в своем творчестве: создавал сценические костюмы для спектаклей Ролана Пети, для фильмов Рене Клера, Марселя Ашара, Клода Отан-Лара, Альфреда Хичкока. Однако мастер часто отказывал режиссерам, поскольку считал это только данью моде, хобби, но не основным своим призванием. Хотя Оливия Де Хэвилленд, Ава Гарднер или Марлен Дитрих смотрелись в костюмах парижанина блестяще.

Ему рукоплескали монархи

Уже в 1950-м году Диор был удостоен ордена Почетного легиона, его роскошному искусству рукоплескали монархи Европы. А когда родилась фирма «Christian Dior Perfume», парижанки были поражены тонким ароматом дебютных духов от маэстро моды. Это были знаменитые «Miss Dior». Не меньший фурор вызывали и другие изысканные творения компании Кристиана: «Dior Eau Fraiche», «Diorama», «Diorissimo».

Кристиан Диор умел заметить талант в другом человеке, поэтому его ученики и последователи (в первую очередь, сменивший его после смерти в Модном доме Ив Сен-Лоран) стали кутюрье с мировыми именами.

Личная жизнь Кристиана Диора

Сердце, познавшее горечь разочарований

Даже когда к мастеру пришел успех, личная жизнь Кристиана Диора оставалась далеко не безоблачной. Как и многие модельеры-мужчины, он выбирал в качестве муз прекрасных женщин, но полюбить их не мог, так как был гомосексуалистом.

Говорят, еще в молодости Кристиан был увлечен неким итальянцем Перротино, но большинство его влюбленностей заканчивались очередной депрессией. В 51 год к Диору, казалось, пришла большая любовь, и на этот раз предмет его страсти (юный североафриканец Жак Бенита) ответил взаимностью. Модельер воспрянул духом, стал больше следить за внешностью, решился на строгую диету. Но сердце, настрадавшееся за годы лишений, не выдержало. 24 октября 1957-го года оно перестало биться. Приступ застал Диора в Тоскане – ему было всего пятьдесят два...


Кристиан Диор родился 21 января 1905 во Франции в городе Гранвиль (Нормандия)на берегу Ла-Манша. Кристиан был вторым ребёнком в семье. Отец занимался торговлей химическими удобрениями и сделал на этом немалое состояние. Поэтому все пять детей семейства ни в чём
не нуждались. Мать Кристиана была красивой женщиной и умела тратить деньги на свои удовольствия и наряды. Маленький Кристиан всегда восхищался своей элегантной матерью, воспоминание о ней не оставляло его всю жизнь. Когда ему исполнилось 6 лет, семья переехала в Париж.


Всё, казалось бы, предвещало спокойную размеренную жизнь. Родители Кристиана занимались каждый своим делом, а Кристиан готовился к дипломатической карьере, хотя его это совсем не привлекало, но так пожелал отец. Ему больше по душе было искусство. Он много времени проводил вместе со своим другом Жаном Бонжаком в музеях, учился живописи и музыкальной композиции. Это было время русских балетов. Жизнь в Париже послужила настоящей школой для Диора.



Но безмятежное время закончилось. В 1931 году его мать умирает от рака, а отец терпит банкротство и через некоторое время заболевает туберкулёзом. Что же ему остаётся делать? начинает продавать свои рисунки (эскизы одежды и шляпок) в журнал Le Figaro Illustre. И сразу же был замечен известным в то время модельером Робером Пиге.
Правда возвышение к славе великого кутюрье было прервано войной. Однако в 1941 году Кристиан возвращается в Париж и начинает работать в модельном доме Lucien Lelong. Через некоторое время, в 1942 году, Кристиан создаёт свою парфюмерную линию, которая вскоре станет фирмой Christian Dior Perfume. Его первые духи – Miss Dior, Diorissimo, Diorama.



Кристиан Диор всегда считал, что духи – это дополнение личности женщины, которые являются завершением её наряда.


А в 1946 году он сумел пробудить интерес к своим новым проектам у весьма богатого текстильного магната Марселя Буссака, и при его поддержке открывает свой первый Дом моды.
Возможно, память о своей элегантной матери, а может быть конец войны и желание видеть всех женщин красиво и элегантно одетыми, привело к тому, что дало толчок в « Новое направление».


Он уловил дух времени – после войны все хотели почувствовать радость жизни. То, что многим казалось революцией в моде, просто соответствовало потребностям людей того времени.
«Новое направление» или New Look – первая коллекция Кристиана Диора символизировала оптимизм и изобилие. Это была «романтическая линия», в которой были мягкие покатые плечи, прилегающий лиф, круглые бедра и тонкая талия, широкие пышные юбки, на которые уходило до 40 метров ткани. Кристиан Диор чувствовал, как женщины хотят выглядеть, и предложил им желанный образ.


Его первая коллекция была показана 12 февраля 1947 года, которая произвела сенсацию почти во всём мире. Американская журналистка Кэрмел Сноу дала название коллекции new look - «новый взгляд», «новое направление».



Диор стал королём моды и к нему приходили королевы: Фара Диба, герцогиня
Виндзорская, Эва Гарднер, Ингрид Бергман, Рита Хейворт, Марлен Дитрих, Лорен Бейкол.
За 11 лет он разработал 22 различных силуэта, женская фигура могла быть похожей и на 8, и на Н, и на А или Y, но длина у всех его образов всегда была между коленом и щиколоткой. И все женщины безукоризненно следовали его идеям. Диор изобретал новые силуэты, чтобы интерес к моде не ослабевал. Диор задавал тон, а все остальные подчинялись ему.


Он создавал уникальные наряды, и любил, чтобы его копировали. Его «Новое направление» - это скорее всего возрождение того прекрасного прошлого, где роскошные и элегантные наряды. И в этом его творческий гений реализовался в полной мере. Диор считал, что моду нельзя навязать, его new look женщины приняли с восторгом потому, что хотели выглядеть женственно. В первой коллекции дневные платья весили до 4-х килограммов, а вечерние – до 30 килограмм, но слишком велико было желание Диора возродить великую роскошь. Он говорил: «Европа устала от падающих бомб. Теперь ей хочется зажигать фейерверки».



Манекенщицы Диора демонстрировали наряды театрально, они быстро сменяли друг друга, звучали названия, от взмахов пышных нарядов захватывало дух. любил своих манекенщиц, был с ними вежлив и ласково называл их – «Мои девочки». Диор хорошо знал рынок, сам заботился о сенсациях и товарообороте, обладал незаурядными деловыми качествами.


Кристиан Диор был хорошим дипломатом в своей области (мечта его отца сбылась). Когда Диор был в Америке на присуждении Оскара в области дизайна, он заявил о свободном копировании шедевров, но при условии, чтобы автор получал какую-то сумму со всех продаж, то есть Кристиан Диор изобрёл лицензионное вознаграждение. И уже с 1949 года тираж каждой его идеи давал проценты. И с этих пор он начал продавать право ставить свой фирменный знак. В этом случае владельцы лицензии должны были работать или в стиле мастера, или копировать его модели.


По характеру Диор был мягкий, нежный и застенчивый. Все, кто работал с ним, знали его как мечтательного, скромного и вежливого человека. Он со всеми раскланивался, даже практиканткам уступал дорогу в лифт. К каждому своему работнику относился со вниманием, каждому из них выбирал подходящие рождественские подарки. Диор обеспечил служащих комфортом, питанием и социальным страхованием.


Диор любил полакомиться, ненавидел и боялся одиночества. У него много было друзей, но чаще всего он был окружён компанией самых близких друзей, среди которых были Кристиан Берар, Жан Кокто, композиторы Франсис Пуленк и Жорж Орик и заведующая салоном Раймонда Цейнакер. Диор не страдал мелким самолюбием, он умел восхищаться творениями своих коллег, особенно и Вионне.



Кристиан Диор был суеверен, всегда перед показом коллекции, да и вообще во всех случаях жизни, он консультировался со своей предсказательницей мадам Делахайе.
Когда готовил свою новую коллекцию, всегда закрывался в своём кабинете, и прислуга ходила тихо, причём в мягких тапочках, чтобы его не беспокоить. Обычно каждый модельер в новой коллекции предлагал одну – две новых базовых идеи, и вокруг них создавались новые модели, образы, а Кристиан Диор говорил так – у меня только 12.



Диор открыл множество филиалов за границей, и для каждого из них изобретал специальные модели. Салоны находились в Лондоне, в НЬю-Йорке и Каракасе. Все модели, которые он изобретал для них, соответствовали потребностям местных покупательниц. Таким образом, ему приходилось разрабатывать около 1000 моделей в год. Здоровье Диора пошатнулось, у него были симптомы стресса. Но внешне для посторонних он мало изменился, разве что только всё сильнее худел. Только самые близкие знали – у него уже были сердечные приступы. И была ещё одна тайна – он был глубоко несчастен в любви…


Не все дизайнеры были в восторге от творений Диора. , который всегда шил только из дорогих тканей и относился к ним трепетно, считал работу Диора с тканями ужасной. Да и , которая была за полную эмансипацию женщин, особенно в одежде, говорила так: «Диор? Он не одевает женщин, он их набивает». И всё-таки, это был великий французский кутюрье, подаривший миру образ женщины изящной и элегантной.


В 52 года 24 октября 1957 года после внезапной остановки сердца Кристиан Диор покинул этот мир.


В его доме в Гранвиле сейчас существует музей.


Парфюмерия Кристиан Диор .
Парфюмерия Christian Dior по объёму продаж занимает 4-е место в мире. И флаконы, и упаковки выполняются в фирменном стиле, который был введён Кристианом Диором: гамма серого цвета, розового и белого, медальоны а-ля Людовик XVI, бумага с фактурой рогожки в рубчик, атласные ленточки.


В области получения ароматов Дому Dior принадлежит множество открытий-одним из лучших можно назвать например, эссенция ландыша и ванили.
Всего в настоящее время существует более 90 ароматов Dior.


Самые популярные ароматы Christian Dior:

Dior Dolce Vita (для женщин)
Dior Dune (для женщин и мужчин)
Dior Poison (для женщин)
Dior Fahrenheit (для мужчин)
Dior Miss Dior Cherie (для женщин)
Dior Homme Sport (для мужчин)
Dior Higher (для мужчин)
Dior Homme (для мужчин)
Dior Addict (для женщин)

Имя Кристиан Диор не слышали, наверное, лишь в самых глухих уголках планеты. Этот французский модельер, создатель одноименного бренда Christian Dior, изменил видение моды в сороковых годах двадцатого века, вернув послевоенному Парижу звание столицы моды.

Диор – история гения

Родился будущий кутюрье в 1905 году в семье французского предпринимателя. Отец хотел видеть сына в роли политика, однако, учеба в Свободной школе политических наук показала, что это поприще ему не подходит. С самого детства Кристиан Диор интересовался живописью, музыкой, историей искусств. Уровень доходов в семье молодого Диора был достаточно высоким, поэтому он смог открыть в 1928 картинную галерею. Однако после разорения отца, который оказывал сыну материальную поддержку, ее пришлось закрыть.

В течение нескольких лет Диор искал себя в различных сферах. Он увлекался художественным ковроткачеством, которое не нашло отклика у инвесторов и покупателей, пытался найти работу в офисе. В моду он пришел в конце 30-х годов благодаря Жану Озенну – художнику, который в то время разрабатывал эскизы для модных журналов. Диор также начал создавать эскизы женских шляпок и платьев, добившись успеха в этой деятельности. Отслужив в армии, в 1941 он вернулся в Париж и начал работать у модельера Люсьена Лелонга.


В своем творчестве Кристиан Диор всегда уделял внимание всему образу, а не только одежде. Так, в 1942 он создал собственную парфюмерную лабораторию, которая потом переросла в отдельную парфюмерную компанию. Он называл духи завершающим аккордом платья – как красота цветка неотделима от его аромата, так и законченный образ невозможен без шлейфа духов.

Создание бренда

Успех пришел к Диору после войны. Модный дом Christian Dior он открыл в 1946 совместно с текстильным фабрикантом Марселем Буссаком, ставшим инвестором. Первая коллекция вышла в начале 1947. Мнения по поводу творений Диора разделились. Одни критиковали модели за излишнюю шикарность, откровенность и неудобство, другие же восхищались красотой и женственностью их линий. В любом случае, равнодушной публика не осталась, Диор заявил о себе громко и сразу. Американские СМИ окрестили коллекцию New Look (новый облик) и она действительно была таковой.

Привычный образ женщины в военное время предполагал прямолинейность линий, удобство, простоту. Война наложила отпечаток на жизнь и одежду, придав ей форменный вид. Модели же Диора отличались яркой женственностью. Тонкая талия, подчеркнутая корсетом, открытые округлые плечи, приподнятая грудь, пышные юбки – вот основные черты его первой коллекции.


Неудивительно, что нашлись противники таких нарядов – для изготовления некоторых платьев требовалось от 9 до 30 м ткани, их называли непозволительно дорогими. Вес платья мог превышать 20 кг, а в сочетании с корсетом об удобстве такого наряда речь уже не шла. Но факт оставался фактом – платья были произведениями искусства и делали женщин прекрасными, а потому нашли отклик у покупательниц.

Модный дом начал продуктивное сотрудничество с крупными американскими универмагами, создавая для них линии готовой одежды. Уже в 1949 марка Christian Dior составляла три четверти всего экспорта одежды, производимой во Франции, поэтому именно она определяла мировую моду в те годы.


Кроме внешнего вида Диор ввел еще одно новшество – продажу лицензии на создание одежды под его именем. Бренд Christian Dior очень быстро разошелся по Франции и другим странам, обеспечив прибыль владельцам марки. На этом Диор не остановился. Создавая полный образ женщины, он начал производить брендовые аксессуары (украшения, часы), белье (чулки), парфюмерию, декоративную косметику. Исторический модный дом со временем перерос в империю Dior.


Развитие модного дома

Кристиан Диор возглавлял модный дом до 1957 года, когда он скоропостижно скончался от сердечного приступа. За 11 лет он наладил работу, создавая дизайн одежды в соответствии с ожиданиями покупателей, и подобрав себе в штат талантливых кутюрье, таких как Пьер Карден и Ив Сен-Лоран. Последнего Диор назвал своим преемником, именно он возглавил модный дом после смерти кутюрье.



Ив Сен-Лоран

Он начал работать в модном доме Christian Dior в 1953, а в период с 1957 по 1960 год занимал должность креативного директора. Его коллекция «Трапеции» была новым веянием в моде бренда – модели оставались женственными, но стали проще, легче и удобнее. Ив Сен-Лоран и его стиль не вполне совпадали с видением собственников, поэтому, когда в 1960 его призвали в армию, препятствовать его уходу не стали.


Марк Боан

Французский модельер, сменивший Сен-Лорана, вел более спокойную политику управления домом Dior. Модели отличались простотой, Марк Боан ввел одежду от Диор в массы, создавая коллекции для обычных женщин. При нем впервые Диор начал выпускать повседневную одежду, а в 1970 появилась мужская одежда марки. Первое время линия Марка Боана имела большой успех, особенно когда отличающуюся простотой одежду бренда носили кинозвезды (Марлен Дитрих, Грейс Келли), однако, со временем интерес к дизайнерским новинкам начал угасать. Компания почти разорилась и владельцы были вынуждены продать ее.



Марк Боан возглавлял дом Dior почти тридцать лет, однако, новые собственники оправданно посчитали, что бренду нужна свежая кровь.




Джанфранко Ферре

Когда в 1989 Ферре возглавил Christian Dior, начался новый этап развития модного дома. Он вернул стиль Диора, его женственность и эксклюзивность. Архитектор моды, как его называют, был директором модного дома 8 лет, после чего, по официальной версии, ушел развивать собственный бренд.



Джон Гальяно

В 1996 креативным директором стал эпатажный британец Джон Гальяно и бренд Christian Dior заблистал по-новому. Гальяно создавал яркие и противоречивые образы, а каждый показ превращал в театрализованное шоу, за время работы в Christian Dior он создал более 50 коллекций. Неудержимость натуры Гальяно проявилась не только в его творчестве, в феврале 2011 он стал виновником скандала благодаря своим антисемитским высказываниям. Из-за чего и был уволен собственниками с занимаемой должности.




В период до назначения нового кутюрье Dior временно возглавлял Билл Гейтен, но ему не хватило индивидуальности – коллекции сильно напоминали творчество Гальяно.


Кристиан Диор родился 21 января 1905 года на северо-западе Франции, в Нормандии. Когда Диору был год, родители купили дом недалеко от Гранвиля, где и прошло раннее детство будущего кутюрье.


Его отец имел химические заводы по производству удобрений. Эти заводы были их семейным делом, основанные еще прапрадедом Диора в далеком 1832 году. Благодаря этому семья была хорошо обеспечена, и маленький Диор ни в чем не нуждался. Но так как их дом располагался даже не в Гранвиле, а в километре от этого маленького городка, Диор с детства привык к тишине и уединению. Он рос добрым послушным мальчиком, что впоследствии окажется для него некоторым препятствием в работе.



А когда маленькому кутюрье исполнилось 5 лет, вся семья погрузилась в большой лимузин «Пежо» и отправилась в Париж. До этого Диор каждый год с родителями посещал столицу, но теперь они покидали тихий дом на берегу Ла-Манша всерьез и надолго, так как родители решили перебраться в Париж на постоянное жительство.


Прибыв в Париж, отец продолжил успешно заниматься бизнесом, а мать Диора, любившая культурные развлечения и шопинг, неутомимо употребляла на покупки и примерки деньги, силу и время.


С самого начала жизни и до самого конца, Кристиан с трепетом верил в предсказания, был суеверным. Надо сказать, на то имелись основания. Ведь с самого детства потусторонние силы указывали путь к успеху в будущей карьере. Гадалка, взглянув на руку маленького Кристиана, пророчески рассказала ему основные моменты жизни.


Она предскаазала, что разбогатеет он благодаря женщинам, обретет славу и будет путешествовать по всему миру. Только в те далекие годы предсказание гадалки вызвало смех его родственников. Семья Диора жила в финансовом достатке, руководствуясь консервативными жизненными принципами. Посему им казалось странным, что Кристиан в будущем будет зарабатывать на женщинах, ведь они видели его совсем в другой роли.


А как же предсказания о путешествиях? Какие могут быть путешествия, когда Кристиан скромный, застенчивый домашний мальчик. Для него выйти из дома и отправиться в гости к другу – уже целое приключение и подвиг.


Таким необычным мальчиком рос Кристиан Диор. Он совсем не обладал навыками большого лидера, который сможет управлять слаженной командой мастериц-рукодельниц, манекенщиц и продавщиц. По характеру Кристиан был нелюдимый, тихий и совершенно несклонный к ответственной предпринимательской деятельности. В дальнейшем, когда ему придется принимать решения, он часто руководствовался чутьем, а не взвешенным расчетом, а иногда и предсказаниями …


Благодаря достатку в семье, начальное образование Кристиан Диор получил дома. А потом отправился продолжать учебу в школу, где был прилежным и смирным учеником, хотя у него был небольшой недостаток, который всё-таки раздражал учителей. Диор любил рисовать на полях учебников женские туфельки на высоком каблуке.



Создание Дома Christian Dior – документальное видео.


Размерено и безмятежно протекала жизнь семьи, но так продолжалось недолго, близилось суровое время, грянула Первая мировая война и вместе с ней множество трудностей. Семья Диора переезжала с место на место, и ему пришлось сменить не одно место учебы. К концу обучения он увлекся искусством, живописью и музыкой. А после сдачи экзамена на бакалавра, заявил родителям, что отправится продолжать учебу в школе изящных искусств. Подобная перспектива не обрадовала родителей Диора, и они настояли на его поступлении в школу политических наук. Диор смирился с волей родителей, но душа его продолжала стремиться к искусству. Очень скоро он обзавелся знакомствами и настоящими друзьями, что в данный период жизни, да и в дальнейшем, во многом поможет и предопределит будущую карьеру кутюрье. Но родителям это не нравилось, они сожалели, что сын растет не таким, каким они хотели его видеть. В их понимании Диор стремительно становился непутевым неудачником, неприспособленным к жизни.


Летели годы, проходила юность и учеба. Подошел момент, когда его призвали на службу в армию. Война давно окончена и служба не таила в себе опасностей, а кроме того, благодаря твердому финансовому положению семьи, пришлось служить в инженерном полку, расположенном в Версале.


Время службы пролетело незаметно, и когда Кристиан Диор вернулся к гражданской жизни, он захотел осуществить свою мечту – заняться любимым делом – живописью, музыкой, искусством, дабы быть в кругу своих друзей. После раздумий и дискуссий с друзьями, он понимает, что наилучший путь совместить все сразу. И этот путь – открытие собственной художественной галереи, где можно выставлять картины художников и устраивать встречи-обсуждения с единомышленниками.


Родителей удалось убедить не сразу, но здесь Диор первый раз проявил настойчивость, и они пошли на уступки. Кристиан Диор получил финансовую поддержку от отца, которая помогла открыть собственную Галерею. Правда отец потребовал, чтобы нигде в названии галереи не фигурировала их фамилия.


А когда прошли первые выставки, все оказалось не так безнадежно, как казалось отцу на первый взгляд. Галерея в недалеком будущем вполне могла принести финансовый успех, родители Диора успокоились, а он погрузился в любимую работу. Но недолго продлилась счастливая жизнь семьи. Вскоре заболел брат Диора, а следом за ним тяжёлая болезнь постигла и мать. Спустя короткое время мать Диора умирает. На этом несчастья не оставляют семью.


На фоне великой финансовой депрессии отец Диора предпринимает ряд финансовых вложений, которые в течение всего нескольких дней приводят его к полному разорению!


Одно несчастье за другим подорвали доверие Диора к существующей буржуазной системе, он в ней разочаровывается. Начиная чувствовать близость коммунистических идей, вместе с друзьями Кристиан Диор решает отправиться в СССР. Но и здесь он обнаруживает, что идеи коммунизма воплощаются в реальность совсем не так, как им виделось в Париже. Реальность Советской России тех лет показалась очень мрачной, но несмотря на это, Диор смог увидеть и прикоснуться к богатому культурному и историческому наследию прошлой - царской России, что в будущем ему пригодится.


Все это в будущем, а пока Диор решает вернуться домой во Францию. Он осознал и прочувствовал на себе, что лучше буржуазная система в кризисе, нежели, то, во что коммунисты превратили Россию. Возвращение идет с осложнениями, а дома его ждут новые и новые разочарования и испытания. Семья более не имеет возможности платить даже за жилье в Париже. Они все переселяются снова в Нормандию. Друг Диора тоже разорился, в результате он остается один на один со своими проблемами в Париже.



В этот сложный период жизни, пришлось принять решение, о котором он впоследствии сожалел не один раз – продать картины из галереи, так как другого выхода не предвиделось. Да, он совершил ошибку – продал полотна Пикассо, Матисса, Сальвадора Дали и других великих художников. В момент кризиса многие продают, и мало кто покупает, все живут в нужде, а значит никак не получить достойных денег за эти шедевры. Картины продавались с трудом и за бесценок. Спустя годы, Кристиан Диор сожалел, сознавая, что потерял бесценные полотна и уже не сможет их вернуть.


Галерея опустела и закрылась, но и на этом несчастья не оставили Кристиана. В результате переживаний и лишений он тяжело заболел. Лечение проходило долго, и для полного выздоровления и реабилитации пришлось поехать в горную местность, где на ослабленный организм климат действовал оздоровительно.


Пройдя курс лечения, Диор возвращается и застает семью в полном упадке. Теперь у него не осталось ничего. Продавать больше нечего, остается только искать работу. Какую работу, когда вокруг кризис и людей более увольняют, нежели принимают. Искать приходится любую работу, просто для того, чтобы выжить. Но всюду следует отказ, будущий кутюрье нигде не требуется.


Отказы в приёме на работу сыграли важную роль в жизни Диора, в этот период он начинает активно рисовать эскизы одежды, платьев и шляпок, а его друг решается помочь, – он находит возможность продать рисунки. Первая удача в сфере, где искусство, живопись и мода переплетаются в единое целое, приносит Диору новые силы, и он с удвоенным энтузиазмом берется за работу. Каждый день с утра до вечера он рисует и рисует новые эскизы. Шляпки легко находят своих покупателей, а вот с эскизами платьев сложнее, здесь Диору приходится день за днем совершенствовать свои работы. Так началась карьера в сфере моды.


В отличие от других кутюрье, Кристиан Диор достаточно поздно пришел в профессию, его путь совсем не такой как у или , которые с детского возраста помогали матерям шить платья. Диору пришлось пройти достаточно долгий путь, прежде чем обрести дело, которое принесло ему известность. Родители не смогли определить его путь в мир моды, они наоборот всячески противодействовали подобным начинаниям. Но видимо от рождения у Диора было заложено стремление к искусству, которое, несмотря на все препятствия, периодически напоминало о себе, и в определенный момент стало делом всей жизни. Вспомним дамские туфельки, которые он рисовал на страницах школьных учебников.


Каждый день в течение двух лет Диор рисовал эскизы модной одежды и аксессуаров, и его труд был вознагражден, эскизы стали неплохо продаваться, появились деньги. Теперь снова имелась возможность снять хорошее жилье, намечались еще более светлые перспективы. Диора приглашают работать модельером в Дом моды Пиге. Он сомневается, и не может сразу принять решение, считая себя недостаточно подготовленным для такой ответственной работы. Но преодолев сомнения решается, и уже скоро постигает новые премудрости в индустрии моды того времени. Модели, придуманные Диором в Доме Пиге, имеют большой успех, и казалось, полоса невзгод и лишений навсегда осталась позади, но приходит 1939 год, принося новую войну и лишения.


Кристиана во второй раз призывают на службу, где по воле случая он долго не задерживается. Совсем скоро он оказался в сельской местности на юге Франции, где в тот период собралось много беженцев. Здесь Диор пробует свои силы в сельском хозяйстве, разделяя участь крестьянина. Вполне возможно он мог навсегда остаться жить где-то в Провансе, возделывая сельхозугодия, ведь в детстве Кристиан любил жизнь на природе, в тишине и уединении, но судьба уготовила ему иную участь.


Приходит обнадеживающая весточка из Парижа – Дом моды Пиге приглашает его вернуться. Диор долго не может решиться, ехать ему в Париж или остаться среди крестьян, где уже начала складываться размеренная жизнь. Подумав некоторое время, он все же решается вернуться в Париж, но когда приезжает, его встречает удивленный Пиге. Оказывается, он его ждал, ждал, но не дождавшись, нанял другого модельера. Диора вновь постигла неудача, только в этой неудаче одновременно таилась и возможность для будущего успеха. Знакомый рекомендует Кристиана Диора в Дом моды к Люсьену Лелонгу (Lucien Lelong), куда его сразу же берут. А Дом моды Лелонга на тот момент являл собой одну из лучших школ портновского искусства с многолетними традициями высокого шитья.


Благодаря новому назначению Диор получает много знаний и узнает новых людей из индустрии моды, ведь Дом моды Лелонга намного больше Дома Пиге. Здесь он трудится вместе с модельером Пьером Бальменом. Они соревнуются в своем мастерстве, стремятся перенимать друг у друга навыки и умение.


Как видим, настоящий успех пришел в жизнь кутюрье не сразу. Успех в жизни Кристиана Диора был одновременно делом случая и результата упорного труда. С одной стороны будущий кутюрье не планировал в детстве стать великим дизайнером одежды и не обшивал своих кукол, как многие другие создатели моды, а с другой стороны, Кристиан Диор всегда стремился к красоте, искусству и совершенству, он не терял времени, а постоянно что-то делал – трудился и совершенствовался.


Когда Кристиан в первый раз услышал информацию о поисках текстильным магнатом Марселем Буссаком (Marcel Boussac) талантливого кутюрье, который смог бы вдохнуть новую жизнь в Дом моды Гастон (Gaston), он даже не подумал предложить собственную кандидатуру на это пост, о котором в тайне мечтал. Кристиан Диор в силу своей скромности и нерешительности задумался, кого можно предложить для столь ответственной должности. Он перебирал в памяти всех своих знакомых из мира моды, но не смог предложить достойного кандидата.


Спустя некоторое время Кристиан снова услышал просьбу о помощи в поиске достойного кандидата для Дома Гастон, но вновь не решился предложить свои услуги. Диор полагал, что у него еще недостаточно опыта, и он ещё непригоден для такой работы. Ему надо еще набраться навыков…


Прошло еще немного времени, и когда к Диору обратились в третий раз с тем же самым предложением, он подумал, что это его шанс, нельзя упускать такую возможность. Возраст уже не юношеский, надо решаться и брать судьбу в свои руки. Тем более знакомый Диора – Пьер Бальмен, совсем недавно работавший, вместе с ним в Доме Лелонга, открыл собственный Дом моды. Дела у Бальмена быстро пошли в гору, и Диора это задевало, ведь он ничуть не хуже. Данный факт тоже подтолкнул Кристиана к принятию ответственного решения. Последний раз подумав, он преодолел сомнения, и сказал, а почему не я, и предложил свою кандидатуру.


Наверное, это было самое важное решение в жизни Кристиана, ему предоставили шанс, и он набрался решимости, чтобы воспользоваться возможностью проявить все свои профессиональные способности. Одновременно с принятием решения он потерял покой, так как в силу своей скромности и нерешительности с трепетом и волнением ждал первых переговоров с предпринимателем - владельцем Дома моды Гастон, месье Буссаком.


Диора мучили сомнения, он боялся потерять свой привычный уклад жизни, где все было знакомо и понятно, а жизнь только наладилась и протекала размерено и безмятежно. При этом Диор не хотел отказываться, так как возраст был уже не юношеский. Он понимал, что это может быть последний шанс – все изменить и реализовать свои мечты, сделать мечты реальностью, а не пребывать всю оставшуюся жизнь чьим-то помощником и оставаться дилетантом.


Приближалась встреча Диора с Буссаком и его помощником. Диор имел представление о своем будущем покровителе, как о человеке суровом и решительном, если не сказать жестком. Месье Буссак опытный бизнесмен, всю жизнь занимавшийся заключением сделок, как он воспримет его, совсем неопытного и неуверенного?


А когда встреча состоялась, Кристиан сделал для себя открытие, он увидел, что месье Буссак очень приятный и образованный человек, понимающий и ценящий культуру и искусство не меньше, нежели искусство управления финансами и породистыми лошадьми.


С этого момента Кристиан обрел некоторую уверенность и с воодушевлением рассказал Буссаку о своем видении современного Дома моды. Диор говорил о том, что послевоенный мир сильно отличается, и прошлого не вернуть, Дом моды Гастон не возродить, а гораздо эффективней создать совершенно новый дом моды…


В те времена сила брендов была еще не столь великой, как в XXI веке. Сейчас наоборот проще возродить дом моды, пребывающий десятки лет в забвении, нежели создать новый. Тогда была иная ситуация, и Кристиан Диор, используя все свои знания в сфере моды, рассказал месье Буссаку, какой он хотел бы сделать дом моды, он описал Дом моды своей мечты.


Буссак выслушал пламенную речь Диора и сказал - этот проект прямая противоположность моим планам. И они расстались. Несколько дней от бизнесмена не было никаких предложений. Диор уже начал думать, что его проект не понравился Буссаку, и в душе даже радовался, что миновала участь брать на себя такую большую ответственность. Теперь он вернется к своему спокойному и такому привычному образу жизни.


Но Буссак не забыл про Диора и его проект, он просто как опытный бизнесмен решил все проверить. По прошествии нескольких дней, Диора пригласили обсудить детали предложенного Дома моды. Кристиан Диор, уже успевший настроиться на отказ, свыкся с мыслью возвращения жизни в обычное русло, и от волнений и переживаний ответил отказом. Он предложил предпринимателям поискать другого кутюрье для создания предложенного им нового Дома моды.


Вместе с отказом Диор поспешил проверить правильность своего выбора у высших сил. Для этого он вновь отправляется к прорицательнице за пророчеством и советом. Предсказательница описала ему такие невообразимые перспективы и возможности, такой фантастический успех, что Диор не поверил в возможность всего этого в реальной жизни. Но прорицательница настойчиво советовала ему не отказываться и дать согласие Буссаку. Диор смирился и благодаря поддержке потусторонних сил набрался решимости вновь приступить к переговорам со своими новыми покровителями.


Переговоры шли гладко, Буссак и его помощник оказались очень умными, тактичными собеседниками и мудрыми предпринимателями. Поэтому Диор согласился приступить к созданию Дома моды, с условием, что потом он передаст созданный Дом, другому дизайнеру, а сам удалится.


В будущем Диор передумал, и у него не было желания отдавать свой любимый Дом моды в управление другому кутюрье, но в самом начале, все важные решения давались ему с огромным трудом. Его пример наглядно показывает, как важно в самом начале пересилить себя, свои страхи, и решиться на важный ответственный шаг.


И вот переговоры закончены, будущий Дом моды уже не только в мечтах Диора, но уже обретает очертания в документах и цифрах. Теперь надо найти подходящее помещение для нового предприятия. Диор долго выбирал особняк, посещая и просматривая много предложенных домов, но никак не мог определиться, везде что-то не устраивало и казалось не таким. Время шло, а особняк не был найден, Диор снова начинал нервничать, и здесь опять вмешался случай, благодаря которому кутюрье предложили именно такой особняк, о котором он мечтал. С каждым днем Дом моды мечты приближался к своему реальному открытию.


Помещение выбрано, осталось собрать команду верных и целеустремленных профессионалов. Индустрия моды в послевоенное время становилась все больше и больше, теперь модный дом - серьезное предприятие, а не семейная мастерская. Серьезный бизнес, как известно нельзя построить в одиночку. Любой успешный бизнес являет собой результат совместного труда хорошо организованной команды профессионалов, команды людей, которыми движет не только желание обогатиться, но и общие идеи, преданность любимому делу.


Где найти таких людей? К тому моменту, Кристиан не был новичком в мире моды, у него уже был и опыт, и много знакомых, но, несмотря на это, Диору потребовалось много сил, чтобы суметь собрать команду профессионалов, преданных всей душой делу высокой моды. В самом начале команда Дома Christian Dior насчитывала менее 100 человек. При таком небольшом штате сотрудников Кристиану удалось создать даже собственный отдел рекламы, ведь новое время диктовало свои условия, и открывать новый Дом моды без рекламы никак нельзя.


Подыскивая персонал, Кристиан Диор руководствовался опытом кутюрье и чутьем. При этом он обращал внимание на знакомых, хотя по законам бизнеса – брать знакомых в дело нельзя. В случае с Диором в модном бизнесе это несколько иначе. Ему удалось найти и пригласить лучших специалистов, благодаря чему каждое место в новом Доме моды заняли настоящие профессионалы.


В этот период, один из знакомых Диора предложил, параллельно с одеждой, сразу запустить линию парфюмерии, на что Диор дал согласие, хотя еще и Дома моды, как такового, не было. В дальнейшем линия парфюмерии стала важнейшей составляющей бизнеса Christian Dior. Кутюрье лично занимался тестированием новых ароматов, созданием дизайна упаковки и формы флакона. Эта работа приносила Диору не меньшее удовольствие, нежели создание его любимых платьев, с которыми он иногда даже разговаривал. Кристиану Диору принадлежит известный афоризм о парфюмерии: «Духи - это непревзойденный оттенок женской индивидуальности, это последний штрих образа»



В наши дни парфюмерия от Christian Dior занимает 4-е место в мире по объему продаж. Парфюмерному дому Dior принадлежит много открытий в области получения эссенций ароматов. Эти достижения дополнительное подтверждение того, что Диор не ошибся, когда открывая свой Дом моды, сразу рискнул открыть не только линию одежды.


Вот так с малого начиналась работа Дома Christian Dior. В первое время многие из новых сотрудников Дома моды были незнакомы друг с другом. Правда потом во время создания первой коллекции, все познакомились, сплотились в единый дружный коллектив, где царила добрая атмосфера, которая опровергает слухи и пересуды о том, что мир моды жесток, и все люди в мире моды жестоки и холодны.


Когда казалось, что все сотрудники найдены, помещение готово, на пути Диора появилось еще одно затруднение - подбор манекенщиц. Сегодня, когда тысячи и тысячи девушек мечтают о профессии модели, это звучит странно – затруднения в поиске манекенщиц, но тогда было другое время.


В послевоенный период в Париже без работы оказалось много девушек, так называемой, древнейшей профессии. Среди них были девушки щедро одаренные природой – красавицы с модельными объемами. Именно они откликнулись на предложение Диора. Предложение работы было дано через объявления, благодаря чему девушек пришло очень много. Но несмотря на природную красоту лица и шикарную фигуру, практически все девушки не могли похвастаться хорошими манерами, а для манекенщицы того времени это было очень важно.



Кристиан Диор трепетно подходил к выбору манекенщиц, он беседовал с каждой девушкой. Для кутюрье важно, кто наденет его платье, ведь манекенщица это душа платья, она делает платье живым, а значит, от нее зависит успех коллекции в целом.


Поэтому Диор уделил много времени и сил отбору девушек – манекенщиц, а на будущее решил не давать таких объявлений. После долгих поисков девушек и бесед с кандидатками в манекенщицы, было выбрано 6 девушек, которые и стали первыми моделями Дома Christian Dior.


В дальнейшем число манекенщиц постоянно росло, и Диор всегда относился к этим девушкам наиболее трепетно и прощал им их слабости и промахи, всегда поддерживал и подбадривал в трудную минуту.


Одной из первых манекенщиц в Доме моды была девушка славянской внешности, по имени Таня. С ней Диор познакомился еще в то время, когда работал художником в Доме моды Люсьена Лелонга. Таня начала свою карьеру манекенщицы в возрасте 16 лет и с самых первых дней освоилась в новой профессии так хорошо, что ее можно было назвать манекенщицей от Бога.



После набора манекенщиц Дом моды приступил к работе. Диор разработал концепцию будущего бренда, собрал команду профессионалов, нашел помещение, а все финансовое обеспечение взял на себя месье Буссак. Он как опытный бизнесмен понимал, что надо освободить Диора - истинного художника от административных забот и дать ему возможность всецело посвятить себя творчеству. Такой союз художника и предпринимателя оказался очень эффективным, и успех бренда Christian Dior приближался с каждым днем.


Многие люди и тогда, и сейчас говорят, что Диору невероятно повезло, ведь ему создали райские условия для творчества, будто заслуг у Диора совсем немного, и что успеха он добился благодаря огромным деньгам Буссака. Однако, напомним, Буссак не был его родственником, он был опытным бизнесменом, и искал модельера не один день, прежде чем придти к соглашению с Диором. У многих кутюрье того времени был шанс убедить Буссака и получить финансирование на реализацию Дома моды своей мечты. Шанс был у многих, но в жизнь воплотился Дом моды Christian Dior.


А самое главное, месье Буссак был опытным бизнесменом, и он не сразу доверил огромные деньги. В начале Дом моды создавался на весьма скромные средства, в том числе, на рекламу не было огромных затрат. Залогом успеха стали платья Диора, они были именно такими, о каких мечтали женщины того времени. Поэтому союз Диора и Буссака – это не случайная удача для Кристиана, а результат его готовности для великого дела.


Когда все было готово, Диор начал работать над созданием своей первой коллекции для Дома, носящего его имя. По словам самого Диора, эта первая коллекция потребовала для своего создания наименьшего количество сил, ведь он только начинал, и ему не надо было ориентироваться на ожидания публики. Диор творил так, как ему подсказывало чутье гениального кутюрье. Он настолько любил платья, что большую часть времени думал о них, а в некоторые моменты в мыслях даже разговаривал со своими платьями. Любовь к своему делу, помноженная на труд, всегда приносит успех, и успех Christian Dior с каждым днем приближался.


Для создания коллекции Диор покинул Париж, отправившись к своим друзьям в сельскую местность. Там в тишине он полностью погрузился в творческий процесс создания своих любимых платьев. Диор делал наброски маленьких фигурок на небольших листочках, обдумывал рисунки и рисовал прекрасную женщину-цветок. Он рисовал везде, где было вдохновение, и посещала оригинальная идея - за рабочим столом, в постели и во время обеда, и даже во время принятия ванны, если в мысли приходили образы, Диор брал листочек и рисовал фигурки.



Линии рисунка обнимали женское тело, воспроизводили линии талии, поднимали грудь, очерчивали бедра. Одни эскизы откладывались как неудачные, а лучшие из лучших дорабатывались, и спустя несколько дней родилась подборка образов, которые в недалеком будущем получат имя New Look.


После завершения эскизов Диор поспешил в мастерские, где избранные рисунки должны были превратиться в готовые платья. Но сначала эти маленькие гравюрки переходили из рук в руки, от одной мастерицы к другой, они все вместе думали над коллекцией. Женщины комментировали платья, переходя от рисунка к рисунку, Диор делал некоторые технические замечания относительно кроя платья, и все вместе они формировали законченный образ. Диору было важно мнение всех женщин, ведь в конечном итоге платья, которые были делом всей его жизни, он создавал именно для них.



Определившись с эскизами, мастерицы вместе с кутюрье занялись подбором тканей, выбирая их по цвету, фактуре и толщине. Ткани щупали, растягивали в длину и ширину, по косой, смотрели на ткань при разном освещении, мяли кусочки материи, поглаживали, взвешивали на руке. Что только не делали с тканями, ведь выбор ткани очень важен для будущего платья. Каким получится платье, зависит не только от кроя, но и от того, как выглядит и ведет себя ткань.


Совместным трудом всего коллектива Дома моды Christian Dior создавалась коллекция New Look - мода завтрашнего дня. А когда выбор тканей был определен, в мастерских по эскизам началась работа. Множество рук воплощали идеи кутюрье в реальность. Они кроили, обметывали, сшивали кусочки ткани, с каждым мгновением приближая бесформенную на первый взгляд ткань к законченному образу задуманного платья. Потребовались многие дни и бессонные ночи напряженной работы, чтобы коллекция была готова к первому показу.


Демонстрация коллекции для публики – журналистов, закупщиков, светских персонажей, это самый важный и ответственный день для кутюрье. И этот долгожданный день настал, Christian Dior представил свою первую коллекцию, в успехе которой у кутюрье совершенно не было уверенности. Диор верил, надеялся, что его труды и работа мастериц будет оценена публикой по достоинству. Конечно кутюрье переживал, волновались и все мастерицы, ведь они вложили в эти платья всю душу. Но когда час настал, от них уже ничего не зависит, теперь вперед выходят манекенщицы, начинается исключительно их работа, и от того, как каждая из них преподнесет платье, зависит успех коллекции. А Диору остается ждать суда публики.


Когда состоялся первый показ, коллекция Диора вышла в свет, она произвела настоящую сенсацию в мире моды. Да и не только в модной индустрии, даже люди, далекие от моды, обсуждали коллекцию New Look. Большинство восхищались прекрасными платьями Диора, но находились и те, кто с недовольством отзывался об образах, предложенных New Look. Коллекция предлагала не просто новый взгляд на моду, не просто раскрывала новые тенденции, она меняла моду и образ женщины.



Далеко не всем нравятся перемены, не все любят наблюдать чужой успех. Вообще если заглянуть в историю, можно заметить - никогда не бывает успешного человека или успешной компании, продукта, которые нравились всем. Так было и с коллекцией New Look. Завистники и просто люди, неготовые принять новые образы, критиковали платья Диора и его самого.


Кристиана Диора обвиняли в расточительности, непомерном расходе тканей и чрезмерной показной роскоши. Принижали его личные заслуги в создании коллекции, объясняя успех огромными деньгами и предпринимательским талантом Буссака, который по их мнению все сам придумал. Ходили слухи про невероятные затраты Christian Dior на рекламу, и все это на фоне трудностей еще не оправившейся от войны Европы.


На самом деле Буссак предоставил Диору свободу для творчества, профинансировал проект, и кутюрье воплотил в жизнь все свои мечты, создал образы, которые полюбились женщинам. Даже сейчас, много лет спустя, на платья Диора нельзя смотреть с безразличием, они и сегодня вызывают восхищение и желание ими обладать. А на рекламу той самой первой коллекции практически не пришлось тратить деньги. Платья Диора настолько завоевали сердца женщин, что они рекламировали сами о себе.


Коллекция New Look была предложена после долгой войны и лишений, когда женщины довольствовались самым необходимым. Но война кончилась, всем хотелось обновления, нового счастья, новых надежд, и коллекция New Look, как никакая другая, вселяла уверенность в том, что все плохое позади.


/p>New Look являлась для женщин лучиком солнца и кусочком счастья, дарящим надежду на лучшее будущее. После войны женщины устали, им особенно хотелось радости. А кроме того, женщинам хотелось нравиться самим себе и конечно нравиться мужчинам, ведь после войны мужчин было меньше,чем женщин, и нужен был новый образ, чтобы уметь, как никогда, очаровывать мужчин, чтобы обрести свое счастье.

Стиль New Look справился с этой задачей замечательно. Роскошные платья Диора украшали женщин, делали их по-настоящему женственными и сексуальными. Только сексуальность у них была не кричаще- вульгарная, а сдержанная и элегантная.


Даже названия платьев из коллекции New Look говорили об этом, платья носили имена – «Любовь», «Нежность», «Счастье», «Венчик». Создавая первую коллекцию, Диор не гнался за коммерческой выгодой и не ставил деньги единственной целю своего творчества. Кутюрье искренне от всей души стремился с помощью платьев подарить женщинам возможность стать красивее, сделать их счастливее. Женщины почувствовали эту заботу и внимание, благодаря чему сбылось предсказание цыганки о богатстве, пришедшем через женщин.


Прозорливость Диора в модных тенденциях подтверждает еще тот факт, что его платья пришлись по вкусу не только искушенным в моде светским дамам, но и молодое поколение – простые юные девушки тоже приняли новую моду New Look с восторгом. Именно поэтому платья New Look вошли в историю моды и даже сегодня в XXI веке, много лет спустя, все, кто хотя бы немного интересуется модой, искусством и красотой, знают образ Диоровской красавицы.


Коллекция пользовалась такой популярностью, что пришлось ввести систему записи, чтобы упорядочить поток покупательниц, которые буквально штурмовали Дом моды. Это был абсолютный успех! А вместе с успехом к Диору пришли некоторые неприятные для него обязанности. Кутюрье пришлось много общаться с незнакомыми людьми, в том числе с журналистами, что было непросто для скромного и застенчивого Кристиана. Ведь в душе он по-прежнему оставался тихим и скромным.



Успех Christian Dior был настолько ошеломляющим, что Дом моды, которому едва исполнилось полгода, в СМИ ставили наравне с Эйфелевой башней, настолько он стал значимой достопримечательностью Парижа. Дом моды посещали не только профессионалы индустрии – закупщики, журналисты, гламурные модницы, но и просто любопытные туристы, желали взглянуть и прикоснуться к Дому, где творилась мода завтрашнего дня.


Многие люди писали письма Диору. Письма приходили тысячами, большинство из них несли в себе благодарность и восхищение коллекциями, но были и послания с упреками и даже письма с угрозами. Люди упрекали кутюрье, будто он делает платья, которые уродуют женщин, заставляют их стремиться к неестественности и выставляют себя на посмешище. Вот такие обвинения летели в адрес Кристиана Диора. В подобном обвиняют и сегодняшних кутюрье, за моду, которую творят сейчас. Хотя на самом деле кутюрье не создают образа идеальной женщины и не понуждают своих манекенщиц к голоданию и неестественной худобе. Каждому времени свойственны свои идеалы красоты, и если сейчас мы видим на обложках журналов и в рекламных компаниях стройных худеньких красавиц, это не заслуга кутюрье, навязанная обществу. Это воплощенный в реальность идеал самого общества, который существует в воображении и подсознании миллионов и миллионов мужчин и женщин, стремящихся соответствовать и обладать. А успешный кутюрье просто лучше других чувствует, какие наряды нужны его современницам.


Вместе с первым успехом и появлением богатства в жизни Кристиана Диора начала сбываться и вторая часть предсказания гадалки. Диор начинает путешествовать по миру, открывать для себя новые страны и культуры, присматриваться к женщинам этих стран.


Одним из первых путешествий стало плавание на океанском лайнере «Королева Елизавета» в США.


Диор по-прежнему оставался скромным, любящим домашний уют, но его новое положение обязывало общаться со своими покупательницами по всему миру, давать пресс-конференции и посещать церемонии вручения наград. В США Диору предстояло все сразу, получение награды «Оскар», множество пресс-коференций и общение с американскими женщинами. Америка в тот период времени была самым перспективным рынком, американки с восторгом принимали коллекции кутюрье, ведь Америка после Второй мировой войны стала обладательницей самых больших богатств. В США стекались деньги со всего мира, и благодаря этому в Америке тех лет даже представители среднего класса начали приобщаться к рынку роскоши.


Если во Франции и других европейских странах даже до войны было принято всячески скрывать роскошь, и не поощрялось выставлять напоказ свою успешность и богатство, то в США, было все с точностью наоборот. В Америке были построены все условия для достижения успеха в бизнесе, и идеалом, частью американской мечты, было именно финансовое благополучие. Поэтому покупка дорогих машин, обустройство шикарных интерьеров, и конечно покупка одежды сегмента люкс стала для американцев обязательным атрибутом успеха, ведь с помощью всех этих вещей проще всего показать свою успешность. Кроме того, вся политика США была направлена на рост внутреннего потребления. Потребление, стимулирующее рост промышленности и науки, стало двигателем американской экономики на многие годы вперед.


Диору было просто необходимо лично познакомиться с этой могущественной страной, полной новых возможностей, и их знакомство началось с Нью-Йорка, куда он прибыл на теплоходе. Нью-Йорк почти всегда производит необычайное впечатление, на тех, кто видит его первый раз и особенно со стороны океана. После Нью-Йорка Диор путешествовал по безграничным просторам США на поезде и автомобиле, посетил Лос-Анджелес, Сан-Франциско, Чикаго и другие города, оставив в душе много разных впечатлений. Помимо впечатлений от поездки, Диор сделал для себя ряд открытий в плане профессиональной деятельности, он многому научился у предприимчивых американцев и по возвращении применил полученные знания и идеи в своем Доме моды. Новые знания и навыки, помноженные на труд и любовь Диора к платьям, множили славу и финансовый успех.


Дом моды расширялся стремительно. Открылись две дополнительные мастерские по пошиву, а потом последовало создание и открытие семиэтажной фабрики Диора. Затем отстроили девятиэтажное здание, потом еще и еще…


Но это было чуть позже, а пока Диор приступил к созданию второй коллекции. С ней было сложнее работать, ведь успех New Look накладывал много обязательств. Закупщики, журналисты, просто покупательницы, с нетерпением ждали, чем он сможет удивить и восхитить их в этот раз. Обмануть их ожидания, значило потерпеть неудачу, чего Диор никак не мог себе позволить.


Вторая коллекция от Christian Dior получилась еще более роскошной и богатой, длина юбок спустилась до щиколоток, и потребовали еще больше тканей. В платье из этой роскошной коллекции каждая девушка и женщина могла почувствовать себя настоящей принцессой или королевой.


Вслед за этой коллекцией последовали следующие сезоны, и Christian Dior выпускал в свет все новые и новые образы, обретая популярность далеко за пределами Франции и европейских стран. Сначала покупатели появились из числа американок, затем стиль Диора обрел популярность в Южной Америке, далее последовали покупательницы из Австралии, Японии и других стран.



Путешествия по странам и континентам не всегда давались легко. Диору по-прежнему хотелось спокойной безмятежной жизни, чтобы в тишине трудиться над созданием своих прекрасных платьев, разговаривать с ними и со своими манекенщицами, которых он очень любил, называя деточками. Но слава и успех, а главное осознание ответственности, перед созданным им Домом Christian Dior требовали от Кристиана подчиниться. Ему приходилось оставлять Париж, чтобы снова и снова отправиться в путешествие, где надо позировать фотографам, отвечать на вопросы журналистов, давать пресс-конференции и в каждой стране отвечать на одни и те же вопросы обычных граждан. Вопросы примерно такого содержания - у нас в стране самые красивые женщины? Какая будет длина юбок в будущем сезоне? Какие модные тенденции ожидают нас в следующей коллекции?


Посещая разные страны, Диор открывал для себя новые горизонты, везде находя что-то достойное восхищения, но более всех, его впечатлила и покорила Америка. И несмотря на то, что Диор не планировал оставаться в США, и вообще больше всего по-прежнему любил Францию, Париж, он решается на расширение Дома Christian Dior ,открывая зарубежные филиалы.


Первый филиал открывается в Нью-Йорке. Этот город собрал в себе много успешных и богатых людей, в результате, там оказалось много потенциальных покупательниц. Диор ищет надежных людей, которым сможет доверить управление филиалом, занимается поиском помещения, принимает участие в оформлении интерьеров. Но здесь в Нью-Йорке решено продавать коллекции платьев, отличных от парижских. Даже само имя филиала говорит, что это немного другая линия - Christian Dior New York, и продают там не платье от кутюр, а готовую одежду самого наивысшего качества. Сейчас такой сегмент именуют Pret-a-porter De Luxe – элитный сегмент линии Pret-a-porter, который стоит практически в одном ряду с Haute Сouture.


Вместе с постройкой новых зданий Christian Dior в Париже, открытием филиалов, увеличивалось и число образов, включенных в коллекции. Платья Диора по-прежнему роскошны, но их количество выросло, благодаря чему в официальную часть
показа включали 150-170 и более образов.


И это были далеко не все платья, сделанные Диором и его мастерицами! На самом деле платьев создавалось намного больше, но для показа выбирали самые лучшие, и одновременно несущие в себе самое новое в моде. Модели, вызывающие сомнение, или наоборот модели, хорошо себя зарекомендовавшие, но несильно отражающие самые модные тенденции, показывали закупщикам и покупательницам после главной части показа, а так же предлагали для продажи в последующие дни.


Дом Christian Dior стремится представить максимально полные коллекции платьев, с учетом женщин разных типов, чтобы и высокая блондинка, и миниатюрная брюнетка, и любая другая женщина могли выбрать для себя подходящее платье – платье, которое поможет каждую сделать самой красивой и желанной женщиной на земле.





В каждой коллекции Диора в обязательном порядке были - роскошное красное платье и конечно белое свадебное платье, которым закрывали показ. Благодаря такому количеству платьев показ коллекции занимал более полутора часов.


Коллекции множились, а вместе с ними продолжал расти сам Дом моды, расширялись мастерские, строились новые здания. Помимо первого особнячка, были отстроены новые многоэтажные здания, где целый этаж отводился определенной линии. Например, парфюмерии или чулкам от Диор. Пропорционально этому росло и количество сотрудников. Людей в Доме Диора работало уже более тысячи человек. С одной стороны Кристиану Диору оставалось только радоваться такому фантастическому успеху, а с другой, это успех навсегда лишил его привычного образа жизни, полного покоя и безмятежности. Открывались новые филиалы в других странах и континентах, Дом моды требовал все больше сил и времени.


Подводя итоги создания и становления Дома Christian Dior, задумаемся, почему одни кутюрье более успешны, и их имя входит в историю моды, а другие не могут даже представить свою коллекцию на неделях моды, работая в индустрии много лет? Почему Кристиан Диор создал успешный Дом моды, а другие дизайнеры не могут вырасти из рамок модного ателье до бренда мирового уровня?


Многие думают, что дело в удаче, ведь в жизни Кристиана Диора была встреча с могущественным промышленником, который способствовала созданию дома Christian Dior. Так лишь на первый взгляд, но если внимательно всмотреться в биографию кутюрье, можно заметить, он всегда трудился больше других, всегда любил свою работу и буквально боготворил платья.


Фантастический успех первой коллекции Диора поставил кутюрье в положение, когда над каждой последующей коллекцией приходилось работать все больше и больше, дом моды расширялся, и множилась его слава. Посмотрев мир и многому научившись в сфере бизнеса, Диор упорядочивает лицензирование производства своих моделей в различных регионах Франции и всего мира, благодаря чему логотип Christian Dior быстро появился во всех уголках мира. Великий кутюрье, пережил много трудностей и лишений, ему пришлось во многом преодолевать себя и обстоятельства. В какой-то момент силы оставили его, и он ушёл из жизни. Это случилось 24 октября 1957 года, в возрасте 52 лет Кристиан Диор покинул наш мир.



В фамильном доме в Гранвиле ныне существует музей Christian Dior.


Имя: Кристиан Диор (Christian Dior)

Возраст: 52 года

Деятельность: модельер, основатель модного дома Christian Dior

Семейное положение: не был женат

Кристиан Диор: биография

Современный мир навязывает стандарты: чтобы прожить успешную и счастливую жизнь, ты должен получить высшее образование, пойти работать по специальности в международную компанию, жениться или выйти замуж к 25 годам, к 30 годам завести детей и свой бизнес etc. Но если взглянуть на биографии выдающихся деятелей недалекого прошлого, то видно, что их жизненный путь мало пересекается с этими стандартами. Взять, например, великого кутюрье Кристиана Диора.

Детство и юность

Родился будущий законодатель моды в бывшем рыбацком порту Гранвиле, расположенном в Нормандии (Франция) на берегу Ла-Манша. Произошло это событие 21 января 1905 года. Кристиан стал вторым из пяти детей Мориса Диора и Изабелль Кардамон. Морис - выходец из богатой семьи, к тому же в начале двадцатого столетия ему удалось увеличить капитал за счет торговли популярными тогда химическими удобрениями. Поэтому Изабелль не работала, а детям ни в чем не отказывали.


В 1911 году семейство Кристиана Диора перебирается в Париж, где Морис скупает недвижимость. По решению родителей дети получили начальное образование на дому. Учителя отмечали у мальчика склонность к точным наукам, поэтому родители решили отправить ребенка в Институт политических исследований (до 1945 года – Свободная школа политических наук). Кристиан поступает туда на учебу, но быстро ее забрасывает – походы в театр и посещение художественных выставок кажутся ему намного интереснее и ближе.


Тогда же он начинает учиться живописи. В 1928 году Кристиан решает открыть свою галерею. Отец отказывается финансово помочь, поэтому молодой Диор начинает искать партнера. Им становится его старый друг Жан Бонжак. Галерея Диора и Бонжака была не самой крупной в столице, но приносила им прибыль, ведь в ней проходили выставки таких художников, как , Рауль Дюфи, Андре Дерен, а также выставка работ , выполненных в стиле кубизма.


Но наступают 1930-е – тяжелое время для Кристиана. Сначала врачи обнаружили психические отклонения у его брата и забрали на лечение. Следующим шагом стала смерть матери Диора – рак. Отец Кристиана тоже не выдерживает такой нагрузки, перестает следить за делами, что в итоге приводит к разорению и продаже большей части недвижимости. А после заражается туберкулезом.


Чтобы хоть как-то отвлечься от выпавших на его долю несчастий, Диор решает отправиться в Советский Союз в качестве туриста. Во время этой поездки он успевает побывать в музеях Ленинграда, а также насладиться красотами Кавказа и черноморского побережья. Впечатления от поездки меняют некоторые его взгляды на жизнь, поэтому, вернувшись в Париж, Кристиан закрывает свою галерею. По совету друзей следующим шагом становится посещение островов испанского архипелага, расположенных в Средиземном море.

Мода и дизайн

На Балеарских островах Кристиан вновь начинает рисовать. Причиной этому становится его новое увлечение – ковроткачество. Диор создает эскизы для ковров, но реализовать их не получается – инвесторы отказываются вкладываться в это дело, поскольку считают его неприбыльным из-за отсутствия спроса.


Вернувшись обратно в столицу Франции, Кристиан решает покончить с миром искусства. Первым делом Диор начинает поиск работы в администрации, банке или просто офисе. Но ничего путного из этой затеи не выходит – ему всюду отказывают. Финансовое положение оставляет желать лучшего, поэтому Диор на время решает вернуться в мир живописи, чтобы реализовать картину «План Парижа», написанную Раулем Дюфи в 1925 году.


После продажи полотна следует продажа нескольких столичных квартир Диоров, все семейство, за исключением Кристиана, перебирается в провинцию. Сам же Кристиан поселяется у своего давнего товарища Жана Озенна. На тот момент Озенн был довольно известным художником мод и сотрудничал с популярными журналами и лучшими портными Парижа. Диору это нравится, поэтому вскорости он начинает брать уроки как у самого Озенна, так и у преподавателя Макса Кенна.


Первый успех не заставляет себя долго ждать: Жан Озенн начинает предлагать портным и журналам работы Диора (преимущественно, выкройки женских шляпок) и их принимают на ура. Первая публикация состоялась в 1936 году в «Le Figaro illustré». Спустя всего год доход Диора становится стабильным, и он начинает самостоятельно снимать себе жилье.


Рисовать одни лишь шляпки становится скучным для Кристиана, и он переходит на одежду. Именно эти работы приводят модельера Робера Пиге в восторг. В 1938 году они налаживают общение, после чего Пиге предлагает Диору работу. Кристиан соглашается и весь следующий год работает под началом Робера. Но начинается Вторая мировая война. Диор уходит в армию, чтобы отправится воевать на юг Франции.


Магазин "Кристиан Диор"

В 1941 году, насмотревшись ужасов войны, Кристиан возвращается обратно в Париж. Об этом узнает Люсьен Лелонг, старый знакомый Робера Пиге, и сразу же предлагает Диору работу в своем модном доме. Кристиан соглашается. В короткие сроки ему удается поднять модный дом Лелонга с колен. В знак благодарности Люсьен повышает зарплату Диору, что позволяет последнему открыть парфюмерную лабораторию (в дальнейшем превратившуюся в «Christian Dior Parfume») и магазин, в котором будут продаваться созданные духи и туалетная вода.


Духи "Кристиан Диор"

В 1946 году Кристиан уходит от Лелонга и при поддержке текстильного магната Марселя Буссака открывает свой дом моды. 12 февраля следующего года в поместье на Монтень - авеню проходит презентация первой коллекции Диора. Кутюрье называет ее «New look» («Новый взгляд»).


И правда, новая концепция далека от того, что девушки и женщины тех времен носили прежде. Элегантный и романтический стиль был противопоставлен форменной и рабочей одежде. Сам Кристиан назвал эту коллекцию воплощением собственных представлений об идеальной женщине и женственности вообще. Коллекция возымела успех на родине, однако американских коллег «New look» возмутил, о чем было написано в тематических изданиях.

«Пусть лучше тебя склоняют на первой полосе, чем уделяют две строчки похвалы на последней», - отвечал на это Диор.

К тому же, американцы быстро утихли, потому что остальному модному миру коллекция тоже пришлась по душе. С 1947 по 1957 Кристиан наверстывает упущенное, выпуская по две коллекции в год. Каждый показ – феерия, новые платья и шляпки, носящие фантастические названия вроде «Циклон», «Тюльпан» или «Вертикаль», становятся хитами, а Париж официально объявляется столицей моды. На вопрос о том, как ему удалось достичь такой популярности, Диор отвечал:

«Женщины инстинктивно почувствовали, что я хотел их сделать не только красивыми, но и счастливыми».

Кристиану это удалось, но он не собирался останавливаться. Налаживается производство духов (на базе той самой парфюмерной лаборатории). Самыми популярными парфюмами становятся ароматы «Мисс Диор», «Диорама» и «Диориссимо». В 1953 Кристиану удается заманить к себе Роже Вивье – популярного во всем мире обувщика, «Christian Dior» начинает производство обуви. В 1955 году Диор работает с мэтром Даниэлем Сваровски над коллекцией украшений, выполненных из кристаллов горного хрусталя.


Не забывает Кристиан сотрудничать с деятелями театра и кино. Еще в 1940 году он успел создать эскизы костюмов для спектакля «Школа злословия», поставленного Театром де Матюрин, а в 50-е делал эскизы для постановок Ролана Пети. В мире кинематографа Диор успел посотрудничать с режиссерами вроде и Клода Отан-Лара, а также с актрисами , Оливией де Хэвиленд и .


Спустя годы и о Диоре снимут фильм (и не один) «Кристиан Диор. Человек-легенда». Дважды кутюрье номинируют на «Оскар» и BAFTA за лучший дизайн костюмов – «Вокзал Термини» (1955) и «Арабеска» (1967, посмертно) соответственно. Другой важной наградой становится орден Почетного легиона, который Диору вручают в 1950 году.

Личная жизнь

Великий кутюрье был геем. Его первой любовью стал итальянец Перротино, некоторое время работавший личным шофером Кристиана. Причины их расставания неизвестны, однако это ввергло Диора в депрессию. Последующие годы Кристиан пытается найти себе другую любовь, но безрезультатно – парни отвергают его.


Так продолжалось до 1957 года, пока Диор не познакомился с североафриканской моделью Жаком Бенита, который ответил взаимностью. Также ходили слухи о том, что Диор вёл роман со своим учеником . Однако, кроме слов Кардена, никаких подтверждений нет.

Смерть

В 1957-м в личной жизни Кристиана начинается счастливая полоса. Тогда же появляется решение сесть на диету, чтобы похудеть. Диор отправляется на лечение в небольшой городок Тоскании (Италия) Монтекатини-Терме, где у него неожиданно начинаются проблемы с сердцем. 24 октября того же года его не стало.

Модный дом сейчас

После смерти кутюрье модный дом не единожды терпел изменения. В первую очередь, конечно же, возрастала численность работников «Christian Dior» – если в пятидесятые годы фирма содержала около 900 рабочих мест (модели в число работников не входили), то на сегодняшний момент их число измеряется тысячами.


К числу недавних изменений относится начало выпуска коллекций для мужчин, это произошло в 2006 году. Главная продукция в этом направлении - одежда и аксессуары.

В 2012-м пост директора модного дома занял бельгийский дизайнер Раф Симонс. Спустя 4 года его на этом поприще сменила Мария Грация Кьюри, став первой женщиной-директором в «Christian Dior».

Чтобы увидеть коллекцию модного дома за 2017 год, а также фото и видео с показов, необходимо зайти на официальный сайт компании.

Память

В память о Кристиане Диоре сняты кинофильмы, как художественные, так и документальные

  • 1994 – «Мсье Диор»
  • 2005 – «Кристиан Диор. Человек-легенда»
  • 2014 – «Диор и я»
  • 2016 – «Диор»
  • 2016 – «Диор. Франция»
Развод