Базилика санта мария новелла визитная карточка флоренции. Площадь и церковь санта-мария новелла во флоренции

Адрес: Италия, Флоренция
Строительство: XIII-XV века
Архитектор: Леон Баттиста Альберти
Координаты: 43°46"28.8"N 11°14"57.9"E

Удивительной красоты Базилика Санта-Мария-Новелла расположена в цветущем городе Флоренция , в его историческом центре, неподалеку от главного вокзала и всего в полукилометре от легендарного собора Дуомо .

Санта-Мария-Новелла c высоты птичьего полёта

Быть может, некоторые туристы скажут, что это одно из старейших сооружений (!) не может сравниться с главным храмом Флоренции. Однако такое мнение ошибочно, и услышать его можно только от людей, которые еще не побывали в «цветущей» и не познакомились с ее многочисленными достопримечательностями, памятниками истории и архитектуры. Церковь, построенная, по мнению археологов и историков, в 1279-м году, считается одним из важнейших доминиканских храмов не только во Флоренции, но и во всей Италии !

Внутренний интерьер Санта-Мария-Новелла не может не вызвать восхищения: высокие потолки, величественные колонны, огромное распятие и, кажущийся бесконечным, зал - лишь малая часть того, чем может насладиться путешественник, прибывший в цветущий город для ознакомления с его главными достопримечательностями. Увы, во многих отечественных туристических проспектах уделяется слишком мало внимания этой Базилике: по большей части в брошюрах описываются Дуомо, галерея Уффици и прекрасный мост Понте Веккьо .

Вид базилики с площади Санта-Мария-Новелла

Для того чтобы прочувствовать уникальную атмосферу Флоренции, узнать историю становления этого города стоит обязательно побывать во многих ее храмах и дворцах. Для этого совсем не обязательно следовать советам агентств, где приобретается тур в Италию, достаточно увидеть фото Базилики Санта-Мария-Новелла и других не менее известных достопримечательностей, чтобы составить полное представление о том, что посмотреть во Флоренции и куда отправиться в первую очередь.

Базилика Санта-Мария-Новелла во Флоренции: строительство и история

В настоящий момент доподлинно известно, что монахи, входившие в доминиканский орден, прибыли во Флоренцию еще в 1219-м году. В качестве дара за их подвиг во имя веры они получили небольшую церковь, посвященную Богоматери. Находилась она в те времена на территории, названной «Виноградниками». В те далекие времена еще не существовало массивных крепостных стен, защищавших город от вторжений неприятеля. «Цветущую» тогда окружало множество полей, на которых произрастали кусты винограда самых разнообразных сортов. Как нетрудно догадаться, именно по этой причине местность, дарованная доминиканцам, и называлась «Виноградниками».

Вид на фасад церкви

Когда точно была освящена церковь Богоматери на «Виноградниках», ученые ответить затрудняются. В документах есть упоминание об этом событии, однако запись, касающуюся даты освящения, прочитать невозможно: некоторые говорят о 1049-м году, а некоторые о 1094-м. Впрочем, эта информация не имеет практически никакого значения, ведь в 1279-м году началось строительство величественной Базилики Санта-Мария-Новелла. В связи с недостатком финансирования церковь была возведена лишь к концу 14-го века, а отделка фасада и работы над внутренним интерьером продлились еще дольше. Кто был главным архитектором, разработавшим план храма, освященного папой Мартином V, скорее всего, так и останется загадкой. Стоит лишь отметить тот факт, что закончить фасад и создать огромный центральный вход удалось благодаря поддержке династии Ручеллаи.

В 1565-м году перестройку церкви начал известнейший архитектор, художник и писатель Джорджо Вазари, положивший начало такой науке, как искусствознание. К слову, именно этот талантливый ученый и начал строительство знаменитой Галереи Уффици, которая словно магнит притягивает к себе всех, кто приехал во Флоренцию.

Вид базилики со стороны центрального вокзала Флоренции

По разработанному Вазари проекту рабочие немного сузили огромные окна, выполненные в готическом стиле, переместили и полностью изменили ограждение хора и восстановили боковые алтари. Все работы по изменению внешнего облика храма и его внутреннего интерьера были завершены уже в 1571-м году, а спустя шесть лет в Санта-Мария-Новелла появилась Капелла Гадди, которая была спроектирована Джованни Дозьо. Базилика, к огромному счастью, не подвергалась нападениям и разграблению, именно благодаря этому современные флорентинцы и гости города могут увидеть все великолепие внутреннего интерьера, нетронутые витражи и огромное количество капелл, над которыми трудились самые гениальные мастера. К слову, в огромном списке людей, внесших вклад в строительство и украшение Базилики Санта-Мария-Новелла, можно встретить и имя великого Микеланджело .

Базилика Санта-Мария-Новелла во Флоренции: бесценное наследие предков

В наши дни доминиканский храм предстает перед посетителем практически в том же виде, что и в конце 16-го века. Неподдельный интерес вызывает «Большая Капелла», в которой за алтарем можно увидеть уникальное распятие и огромное количество фресок: именно над ними, по утверждению историков и искусствоведов, трудился Микеланджело. Стоит отметить, что все витражи этой капеллы сохранились до нашего времени еще с 1492-го года.

Интерьер базилики

После «Большой Капеллы» туристу рекомендуется посетить капеллы «Барди» и «Ручеллаи». В «Капелле Барди» незабываемые впечатления подарит великолепная картина под название «Мадонна и роза», написанная Вазари, а в «Капелле Ручеллаи» масса фресок на библейские темы. Кстати, в «Капелле Ручеллаи» ранее хранилось полотно под названием «Мадонна Ручеллаи», которое было решено перенести в Галерею Уффици, чтобы талантом художника Дуччо ди Буонинсенья могло насладиться как можно больше гостей города. Говоря о многочисленных капеллах Базилики Санта-Мария-Новелла, нельзя не вспомнить и о «Строцци ди Мантова», в которой можно увидеть как выглядит рай, описанный в произведении Данте « Божественная комедия».

Настоящим произведением искусства можно считать ризницу, построенную в готическом стиле, и в которой хранится ваза, выполненная Джованни делла Роббиа еще в 1498-м году. После осмотра всех капелл и ризницы ценители прекрасного отправляются к зеленому клуатру, входящему вместе со зданиями монастыря и «Испанской Капеллой» в музей Базилики. Прямо из зеленого клуатра, в котором можно найти массу уникальных фресок, лепнины, украшений из драгоценных металлов и даже древнейших костюмов, через огромный проход туристы попадают в верхние помещения храма.

Алтарь базилики

Самым таинственным местом в Базилике Санта-Мария-Новелла считается Клуатр Мертвых . Таинственным это помещение считается не потому, что там появляются призраки, как, к примеру, в опере Гарнье , а из-за того, что вход в нее закрыт. В Клуатре Мертвых доминиканского храма в огромных погребальных капеллах нашли покой самые влиятельные и самые богатые жители Флоренции. Удивительно, но все эти люди завещали похоронить свои тела не в Дуомо, а в храме, который в определенный промежуток времени даже был официальной резиденцией римских пап. К слову, жили папы в помещениях Большого Клуатра, с которым, в отличие от Клуатра Мертвых, можно ознакомиться и в наши дни. Естественно, «Капелла пап» отличается роскошным внутренним убранством: ее украшают различные фрески, а потолок поражает воображение девятью картинами, на которых изображены ангелы. Прямо возле них красуется герб легендарной династии Медичи.

Что касается посещения разных мест, то мы решили устроить себе максимально легкую программу: 3 места, где уже были 6 лет назад (но некоторые ничего не помнят), и 2 места, где еще не были, но ужасно хотим. И первой в этом списке оказалась церковь Санта-Мария-Новелла (Basilica di Santa Maria Novella, сайт , wiki) где начинается действие "Декамерона".

Читая свой старый отчет, я осознаю, что писал тогда больше о впечатлениях в целом, чем о каких-то частностях: типичный случай "синдрома Стендаля" - два абзаца, и то больше о перспективе. Давайте в этот раз рассмотрим хотя бы кое-что.

Начнем с хитрой детали. Если вспоминать художников, работавших в церкви, первым делом назовут Гирландайо, потом, может быть, Филиппино Липпи, Нардо ди Чоне и Мазаччо. Но сколько из тех, кто сюда входит, знают о контрфасадном люнете "Поклонение младенцу" работы Боттичелли? А о том, что он написан в подражание тому же сюжету учителя, Филиппо Липпи, в Сполето?

На левой стене невозможно не заметить "Троицу" Мазаччо (wiki), произведение революционное во многих планах: так, это первый опыт интеграции нарисованной архитектурно-скульптурной композиции внутрь настоящей и яркий пример "возрожденческой" перспективы.

Нижнюю часть, с гробницей, в свое время прикрыли настоящим алтарем, да так, что никто не заметил подмены. Потом верхнюю часть перенесли на другую стену, а нижнюю забыли - пришлось возвращать.

Редкие лица у Богоматери и Св. Иоанна.

Донатор, одетый как гонфалоньер справедливости (государственная должность Флорентийской республики), изображен вровень со святыми - вероятно, это тоже первый раз.

Среди боковых капелл моя любимая - капелла мантуанских Строцци (Cappella Strozzi di Mantova, wiki), оплаченная Томмазо Строцци во искупление греха ростовщичества (представьте себе). На стенах изображены "Страшный суд", "Ад" и "Рай", соответственно, все три - работы Нардо ди Чоне. Вероятно, это первое в истории (капелла расписана около 1360 года) использование для такого цикла больших площадей. Алтарный образ Андреа Орканьи, брата Нардо ди Чоне.

К сожалению, "Ад" сильно пострадал от времени и влажности. С цветами здесь произошло то же, что с цветами фресок Чимабуэ в верхней базилике Ассизи: темные тона выцвели, а светлые - потемнели, превращая композицию в негатив. Интересно, что "Ад" у Нардо ди Чоне структурирован по Данте.

"Рай" представлен в виде сюжета "все святые": редкая версия, которую можно встретить, например, в Санта-Мария-ди-Кастелло в Генуе.

Алтарная капелла (или капелла Торнабуони, wiki) расписана Доменико Гирландайо, учителем Микеланджело (возможно, сам Микеланджело тоже поучаствовал: в его ранних записях есть эскизы одной из местных фресок). Здесь, пожалуй, самые известные росписи, изображающие житие Богоматери и житие Св. Иоанна Крестителя.

Как и положено, фрески читаются снизу вверх, в сторону центра: "Обручение Богоматери", "Избиение младенцев", "Успение".

"Рождество Богоматери": в отличие от других фрагментов, где действие происходит на воздухе или в абстрактной галерее, здесь показан настоящий флорентийский дом и настоящие родовые хлопоты зажиточного флорентийского семейства, причем присутствуют не только роженица с повитухой, но и явившаяся в сопровождении служанок и компаньонок Лукреция Торнабуони, дочь донатора.

А вот сам алтарь сделан только в XIX веке, что абсолютно понятно по облицовке, имитирующей собор Санта-Мария-дель-Фьоре.

Капелла Филиппо Строцци (Cappella di Filippo Strozzi, wiki) расписана представителем младшего поколения флорентийских живописцев Возрождения, Филиппино Липпи и посвящена Св. Филиппу (тезке донатора) и Св. Иоанну Евангелисту. Центральное место тут занимают два сюжета из "Золотой легенды": "Воскрешение Св. Иоанном Друзианы"...

И "Изгнание Св. Филиппом дракона из храма в Иераполисе". О последнем подробнее.
Однажды язычники захватили Св. Филиппа и решили принести его в жертву в храме Марса (вот он, на пьедестале, вместе со своими священными животными, волчицей и дятлом).

Но в тот момент, когда жрец стал разжигать огонь, из-под алтаря выбрался дракон (в православном каноне ехидна).

Своим зловонным дыханием он сразил сына жреца и многих других присутствующих.

Но Св. Филипп прогнал его, а затем воскресил погибших и исцелил отравленных. Жители были довольны и разрешали Св. Филиппу проповедовать, пока он не исцелил и не обратил в христианство жену градоначальника Никанора, укушенную змеей. Может, змея ее укусила не просто так, но Никанор вместо радости проявил неблагодарность и приказал распять Филиппа вверх ногами, что и было сделано.

Фрески отсюда принадлежат кисти Паоло Учелло с дополнениями Вазари. Сейчас они перенесены в дальний корпус и восстановлены, но, пожалуй, это самое слабое, что представлено в музее. Учелло известен как проповедник перспективы (взгляните на горы, например) в ущерб фигурам и колориту, но здесь ни фигур, ни колорита, ни реальной перспективы (кроме "Страшного суда", да и то).
"Первородный грех".

"Изгнание из рая" и "Труды прародителей".

Но все равно, общее впечатление настолько сильное, что уподобляешься вот этому ягненку, летящему на облаке.

Естественно, это не все, чем может похвастаться Санта-Мария-Новелла: здесь есть работы Джотто, Брунеллески, Гиберти, Джамболоньи, Бронзино, Вазари и т.д., но все это надо ходить и рассматривать самостоятельно (желательно с применением хорошей оптики). Я бы сказал, что по-хорошему на это нужно не меньше часа, а при грамотном подходе - и двух. Мы уложились в полтора, и я считаю, что после этого нужен большой перерыв. Но для этого надо жить во Флоренции хотя бы недельку, у нас же был только один день.

продолжение следует

Санта-Мария-Новелла (Италия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Италию
  • Горящие туры в Италию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Церковь Санта-Мария-Новелла известна своим лёгким ажурным фасадом, напоминающим инкрустированную шкатулку. В интерьере немалое количество произведений искусства: греческие фрески и мраморные надгробия. Предшественником церкви Санта-Мария-Новелла была небольшая молельня, находившаяся здесь, и называвшаяся Санта-Мария-делле-Винье. В начале 13 столетия монахи доминиканского ордена решили возвести монастырь и новую церковь. Через несколько лет началось строительство, в 1279 году уже были возведены нефы, а в 1360 году была достроена сакристия и колокольня в романско-готическом стиле. Церковь строилась достаточно долго и была освящена лишь в 1420 году.

Именно в этой церкви начинается действие романа Джованни Боккаччо «Декамерон».

Храм перестраивается в середине пятнадцатого века по заказу местного купца Джованни ди Паоло Руччелаи. Строительство ведет архитектор Леон Баттиста Альберти, который перестраивает фасад церкви, создает прекрасный портал. Именно ему принадлежит идея украшения церкви квадратами, инкрустированными белым и черным мрамором. В декорировании присутствуют геральдические символы семьи Руччелаи, представители которой некогда заказали постройку этой церкви.

Интерьер храма изменялся и в 16 веке. Сегодня здесь можно увидеть множество произведений искусства 14-16 веков. Среди этих памятников такие произведения искусства, как: гробница епископа Фьезоле, терракотовый бюст святого Антонина, памятник блаженной Виллане, гробница Филиппа Строцци и многие другие. Отдельного упоминания заслуживают капеллы Маджоре и Гонди.

В капелле Маджоре находится алтарь с бронзовым распятием, а также фрески, которые датируются концом пятнадцатого столетия. Капелла Гонди знаменита творениями Джулиано да Сангалло, фресками тринадцатого века, а также Распятием Брунеллески. Еще одна капелла - Строцци-ди-Мантова, здесь есть фрески, изображающие Страшный суд: на правой стене сцены Ада, а на левой - Рая.

Из храма можно попасть в монастырский дворик в романском стиле. Некогда монастырскую стену украшали фрески Паоло Уччело на сюжеты из Ветхого Завета, но со временем их перенесли в трапезную. Если пройти через Монастырь Усопших, можно попасть в Большой монастырь, который окружен стенами с уникальными росписями флорентийских художников 15-16 веков.

Базилика находится в западной части старого города по адресу: Piazza Santa Maria Novella.

Телефон: + (39 55) 21 92 57.

Церковь открыта для посещения с 9:00 до 19:00, а по воскресеньям - с 11:00. С октября по март церковь закрывается в 17:00.

Цены на странице указаны на сентябрь 2018 г.

В принципе, она первая в городе встречает путешественников, так как рядом с ней расположен железнодорожный вокзал, носящий то же имя. Но когда мы приехали, задерживаться возле нее не входило в наши планы. На сей раз мы собирались уделить ей столько внимания, сколько она заслуживает.

Уже в середине XIV века Санта-Мария-Новелла упоминается в великом литературном произведении. Во время вошедшей в историю страшной чумы 1348 года именно под этими сводами, как утверждает Боккаччо, встретились несколько приятных дам и молодых людей - героев бессмертного «Декамерона».

Подобно Санта-Мария-дель-Фьоре и Сан-Лоренцо, нынешнее здание Санта-Мария-Новелла также имеет предысторию. С IX века, когда это место было еще границей города, здесь существовала небольшая часовня. В XIII веке она была передана стремительно набиравшему силу ордену доминиканцев, которые в 1279 году начали строительство нового, большего здания. Достроили его только к середине XIV века, когда был облицован мрамором нижний ярус фасада, но закончен фасад был более века спустя - в 1478 году - на средства покровительствовавшей церкви знатной семьи Ручеллаи.

Вход в церковь - через внутренний дворик

И самое интересное в Санта-Мария-Новелла находится внутри - это фрески и распятия XIII - XV веков. Заходим.

Алтарная часть церкви разделена на несколько часовен-капелл знатнейших флорентийских семейств, которые заказывали росписи самым знаменитым художникам своего времени.

Одна из главных ценностей церкви - Распятие работы Джотто, относимое к раннему периоду его творчества, ориентировочно к 1290 - 1300 году. Одно из первых произведений, где художник отходит от византийского канона и Христос обретает живые человеческие черты, даже слишком натуралистичные по мнению современников.
Напоминаю, что, как приличная девочка, я не снимаю то, что снимать нельзя, поэтому здесь и далее иногда будут не мои фотографии.

В капелле Гонди, с которой началось строительство церкви в 1279 году, сохранились еще византийские фрески, самые древние во Флоренции. Там же находится Распятие работы Брунеллески. Это единственная известная деревянная скульптура великого архитектора, строителя купола Дуомо и церкви Сан-Лоренцо. С его созданием связана легенда о споре Брунеллески и Донателло, гласящая, что Брунеллески создал свое Распятие в ответ или в пику Распятию Донателло, находящемуся в церкви Санта-Кроче.

Распятие Донателло (1406 - 1408 г.) и распятие Брунеллески (1410 - 1415 г.).

В капелле Барди на стенах фрески Спинелло Аретино, вторая половина XIV века…

… и «Мадонна и Розы» Джорджио Вазари, двумя веками моложе.

Капелла Строцци-ди-Мантова расписана в середине XIV века Нардо ди Кьоне картинами Страшного Суда, Рая и Ада, в соответствии со структурой Божественной Комедии Данте…

… а Алтарь «Христос Освободитель, Богоматерь и святые» в капелле создан в 1357 году его знаменитыми братом Андреа Орканья.

В капелле Строцци находится шедевр зрелого Ренессанса - фрески Филиппино Липпи
из жизни Святого Филиппа и Иоанна Богослова, датируемые 1497 - 1502 гг.

Но самое грандиозное произведение в Санта-Мария-Новелла, на которое мы собственно и пришли - это центральная капелла Торнабуони, расписанная мастерской - боттегой - Доменико Гирландайо в 1485 - 1490 гг. Стены капеллы покрыты фресками жизнеописания Богоматери с одной стороны и святого Иоанна Крестителя с другой.


Картинка отсюда

Эти картины, наполненные светом, красками, жизнью, являют собой не только прекрасный образец живописи зрелого Ренессанса, но на них будто оживает и выходит к зрителю мир флорентийцев, существовавший 500 лет назад. Росписи капеллы сделаны по заказу Джованни Торнабуони, дяди Лоренцо Великолепного, и среди многочисленных фигур можно найти портреты членов семьи заказчика, известных людей Флоренции, друзей Гирландайо, членов Платоновской Академии при Лоренцо Великолепном, и автопортрет самого автора. В создании этих фресок принимал участие молодой Микеланджело, который некоторое время учился у Гирландайо. Упоминания о процессе создания этих фресок есть в замечательной книге Ирвинга Стоуна «Муки и радости», посвященной жизни Микеланджело.
Предлагаю просто посмотреть. Картинки отсюда

Житие Иоанна Крестителя. Благовещение Захарии.

Житие Иоанна Крестителя. Встреча Марии и Елизаветы.

Церковь Санта-Мария-Новелла во Флоренции находится на площади, носящей такое же название, рядом с центральным вокзалом города. Этот собор, как и большинство других базилик Италии, имеет богатую историю. Об этой церкви, архитектуре и интересных фактах мы расскажем в данной статье.

История базилики

Собор Санта-Мария-Новелла во Флоренции обязан своим именем ораторию (доминиканский молельный дом) IX века, называвшемуся Санта-Мария дель Винье, который ранее и находился на этом месте.

В 1221 году эта территория была передана во владение после чего монахи приняли решение возвести здесь новый собор, а также монастырь. Ф. С. Фиорентино и Ф. Р. Кампи, разработали масштабный проект, который был одобрен, и строители приступили к возведению церкви и монастыря.

В XIII веке, примерно в 1246 году, началось строительство, а спустя 33 года строители завершили возведение нефов (основные несущие конструкции, имеющие форму корабля). В 1360 году Ф. Я. Таленти завершил строительство сакристии (алтарное помещение в католицизме), а также колокольни, которая была возведена в романско-готическом стиле.

Спустя 60 лет базилика была освящена. Такие большие сроки строительства объясняются низким уровнем технологий, отсутствием техники, а также нерегулярным финансированием.

Собор в XV веке

Церковь Санта-Мария-Новелла, Флоренция, в 1456 году было решено перестроить. Такое решение принял флорентийский купец Д. П. Ручеллаи, который был весьма зажиточным и в то же время очень набожным. Он заказал проект перестройки храма архитектору Л. Б. Альберти, который впоследствии очень понравился купцу.

Этот же архитектор занялся перестройкой базилики. В результате был создан красивейший портал и переделана вся верхняя часть собора, на которой были созданы квадратные узоры, инкрустированные черным и белым мрамором.

Композиция, состоящая из квадратов, ограничивалась геральдическими символами семьи купца. Таким образом он хотел оставить упоминание о себе, как о том, кто перестраивал церковь.

Интерьер собора изначально был разделен на 3 нефа, которые поддерживались при помощи пилонов. Именно эта череда колонн большого сечения и поддерживает большие арки, имеющие стрельчатые своды.

Работы по перестройке были полностью закончены в 1470 году, а на фризе фронтона была создана надпись на латыни, в которой говорится о строителе базилики Д. П. Ручеллаи.

Интерьер собора

Внутри церкви Санта-Мария-Новелла (Флоренция) первое, на что обращаешь внимание - это простота и в то же время изысканность отделки. Сводчатый потолок в готическом стиле инкрустирован белым и темно-зеленым мрамором. Остальной интерьер напоминает большинство классических готических храмов. Его минимальное оформление - это длинные скамьи со спинками для молящихся прихожан, большие полотна с изображением святых, несколько скульптур Иисуса и Святой Марии.

В центре главного холла находится "Распятие" Джотто, а также один из самых красивых, поражающих своим великолепием алтарей во всей Флоренции.

Капеллы и фрески базилики

В соборе Санта-Мария-Новелла во Флоренции алтарная часть разделена на пять капелл (отдельных помещений) и расписана прекрасными фресками, которые создавали лучшие итальянские живописцы. Капеллы собора носят следующие названия:

  • Строцци Мантуанских.
  • Строцци.
  • Торнабуони.
  • Делла Пура.
  • Большая Испанская.

Помимо капелл, базилика поражает своими великолепными фресками, на которых живописцы изобразили библейские сюжеты. Удивляет мастерство живописцев, проработавших все настолько старательно, что можно рассмотреть даже мелкие детали.

В базилике Санта-Мария-Новелла (Флоренция), как и в большинстве католических храмов, вместо окон созданы витражи. Они собраны из огромного количества разноцветных стекол, а когда солнечный свет начинает проникать сквозь них в храм, его лучи завораживают своей красотой.

«Распятие» Брунелесски

Рядом с главным алтарем расположена скульптура «Распятие», которая была создана великим скульптором эпохи Возрождения Филиппо Брунелесски. Это произведение просто изумляет своим реализмом. Самое интересное, что эта скульптура выточена из дерева, а кажется, будто она создана из глины или камня.

«Распятие» Христа выделяется тонкими и реалистичными очертаниями тела. Брунелесски соблюдал все человеческие пропорции, учитывая динамику напряжения мышц. Благодаря этому Христос получился настолько реалистичным, что воспринимается, как настоящий.

Удивительно, но данное «Распятие» не является каноническим, так как скульптура Иисуса выполнена без повязки. Еще один интересный факт: Брунеллески создал свое «Распятие» после того, как увидел работу Донателло. Он раскритиковал скульптуру последнего, после чего создал свое «Распятие». Увидев работу Брунелесски, Донателло признал ее идеальной.

Чувства