Джулия робертс красотка платье в горох. Легендарное платье из фильма "красотка"

Элегантное, не потерявшее актуальности с 1990 года, шоколадное в горошек.
В этом платье есть все признаки элегантного стиля: простое по крою, с минимумом деталей, выгодно подчеркивающее фигуру. Скромный вырез, «американская» пройма, женственная юбка до колен и широкий пояс.

Художник по костюмам Мерилин Вэнс (Marilyn Vance) не только придумала образы к фильму, но и сама подобрала ткани для платьев. Шоколадно-ореховый оттенок шёлка волшебно подчеркнул цвет волос Джулии Робертс. Оставшийся лоскут материи от пошива платья украсил шляпку. Белые перчатки и серьги -жемчужные горошины завершили образ.

Я хочу предложить вашему вниманию два варианта моделирования этого чудесного платья, вошедшего в топ 10 легендарных платьев Голливуда.

Оба варианта будем моделировать на базовой основе лифа, построенного любым способом.

Платье в горох первое.

Отрезное по линии талии, нагрудная вытачка переведена в талиевую.

Линия талии опущена вниз на 2-3 см для свобоного напуска над поясом.
Вытачки не стачиваются, а присбариваются на спинке и лифе.


Юбка -полусолнце. Застёжка: потайная молния на спинке.

Для тех, кто предпочитает готовые выкройки, предложу схему построения лифа и юбки-полусолнце для размера ОГ = 88-92 см, От = 70-76 см
Лекало простое, трудностей с посадкой возникнуть не должно.

Я бы выбрала именно этот вариант пошива платья. Но как это сделано у Мерилин Вэнс я точно не знаю и утверждать не возьмусь. Может быть, второй вариант ближе к оригиналу:

Платье в горох второе.

Базовая основа моделируется аналогично, но не отрезается по линии талии. Получается простой А-силуэт, перехваченный широким поясом. В этом случае платье интереснее будет смотреться, если выкроить его «по косой».

Если уж и говорить о волшебной эволюции стиля, то почему бы не вспомнить о Золушке? А что? Волшебное преображение из лохмотьев в бальное платье по мановению палочки. Увы, в жизни так не бывает. Зато бывает в кино. Эталонный пример - «Красотка» с Джулией Робертс. Спойлер - так в жизни тоже не бывает. Но мы здесь не про это.

Впервые фильм вышел на большой экран в 1990-м году. В нашей стране «Красотка» ещё и стала для многих первым фильмом на VHS в домашней библиотеке. А Джулия Робертс в лице обаятельной проститутки Вивьен стала воплощением сказки для женщин России и СНГ от 14-ти и старше. Так себе пример, конечно, но это были 90-е, а Джулия Робертс была прекрасна, что уж греха таить.

Но всей этой магии не было бы, если бы не Мэрилин Вэнс — талантливый художник по костюмам, которая подарила нам знаменитое мини с кольцом, платье в горошек и роковое красное.

Каждый костюм разрабатывался Мэрилин очень тщательно. Это не были платья, взятые у спонсоров, как это частенько делают сейчас. В каждый образ Вивьен вложен определённый смысл, отражающий её состояние на каждом этапе её истории.

Перед Мэрилин Вэнс стояла нелёгкая задача - создать одежду, которая умеет разговаривать. И ей это удалось. Чтобы показать путь Вивьен от девушки, торгующей собой, до элегантной леди, было создано девять образов, большинство из которых стали иконическими.

Устраивайтесь поудобнее и давайте по порядку!

Образы Джулии Робертс в фильме "Красотка"

Сцена 1-я. Или «когда Эдвард встретил Вивьен». Джулия Робертс в суперкоротком обтягивающем платье, пергидрольном парике и лаковых ботфортах.

Чтобы показать стиль «ночной бабочки» нужно было что-то оооочень откровенное. В итоге на создание платья, которое едва прикрывало интимные места Вивьен, Мэрилин вдохновил образ сдельного купальника из 60-х. Кардинально менять ничего не пришлось, платье получилось коротким настолько, что купальник и напоминало. А в тандеме с лаковыми ботфортами это выглядело так вызывающе, что во время съёмок Джулии Робертс свистели из окон.

Бесформенный блейзер режиссер придумал надеть на Робертс позже. Его купили за 30 баксов прямо у отельного швейцара. Нужно было, чтобы это выглядело так, будто блейзер достался Вивьен от бывшего.

Все же помнят, как начинается фильм? :-)

Ещё один занятный момент. В первой сцене на Вивьен очень много аксессуаров. Россыпь браслетов, несколько подвесок, огромные серьги. Этим Мэрилин Вэнс хотела подчеркнуть маргинальность героини.

Обратите внимание, как со временем меняется количество украшений на Вивьен. Чем элегантнее она становится, тем меньше на ней вещей.

В итоге, в своём первом образе Вивьен и отправляется на Родео Драйв в надежде купить что-то для ужина с Эдвардом. Думаю, не стоит пересказывать, чем обернулся первый шопинг.

На помощь приходит добрый менеджер отеля со своими связями. Вивьен помогает одеться стилист из крупного магазина.

Я должна вам признаться, Эдвард…он никакой мне не дядя…

Как и все они, милая!

В итоге Вивьен одевают в чёрное короткое платье из кружева с вшитым чокером. Безусловно, это лучше, чем было, тем не менее выглядит она всё равно, как дорогая куртизанка. Хотя к платью полагались и перчатки, и болеро, которые Вивьен так и не надела.

На свой второй шопинг Вивьен отправляется в компании Эдварда. Сногсшибательный эффект платья-купальника укрощается элегантными лодочками вместо ботфортов. А блейзер непутёвого бывшего сменяется на белую рубашку путёвого нынешнего. И вот перед зрителем предстаёт уже почти другой человек.

В итоге шопинг заканчивается элегантным белым платьем в духе Шанель, шляпой и перчатками. По Родео Драйв щеголяет разодетая в лучших традициях Голливуда дама. А тем временем Джулии Робертс во время съёмок «Красотки» едва исполнилось 22:-)

Платье в горошек и пояс от Anne Klein для поло становится для фильма не просто культовым, а КУЛЬТОВЫМ.

После выхода картины каждая вторая женщина резко захотела себе такое же. Настолько располагающим получился образ Джулии Робертс здесь.

Позже это платье даже попало в книгу «10 легендарных платьев Голливуда» наряду с нарядом Роуз из Титаника и Дженифер Грей из "Грязных танцев". Там даже выкройки есть. Но если шить собираетесь не на Хеллоуин, то подумайте дважды. Всё-таки фильму скоро 30 лет!

Красное платье в оперу - кульминация успешности Вивьен. Прежде, чем одобрить этот наряд, у Джулии Робертс было как минимум 4 фотосессии в разных образах. Изначально режиссеры настаивали на чёрном пышном платье. Но Мэрилин Вэнс переубедила съёмочную группу.

Это платье стало отражением всего — грёз, успеха и богатства.

А вишенкой на торте стало ожерелье за четверть миллиона долларов, которое Эдвард преподнёс Вивьен. Украшение было взято в аренду у ювелирной компании, поэтому во время съёмок сцен в опере за креслом режиссера стояла вооружённая охрана.

На следующий день сказка прошлой ночи заканчивается и Вивьен из красной королевы снова превращается в простую женщину. Только чуть более элегантную. Как будто и не было тех ботфортов, застёгнутых на булавку, и пошлого парика.

Вивьен с Эдвардом блаженно отдыхают на траве в парке. Он, как всегда, в шикарном костюме, она - в полосатой юбке и жакете с прозрачными рукавами, который ей подобрали заботливые продавцы на последнем шопинге. Из украшений только очки и незаметные серьги.

Для предпоследней сцены, когда Вивьен уезжает от Эдварда, Мэрилин Вэнс снова выбрала красный жакет, как и при их первой встрече. Но уже не такой кричащий красный, а тёплый. Все лаконично и сдержанно. А на контрасте с подружкой Вивьен, которая пришла повидаться с ней в отель, и вовсе выглядит потрясающе стильно даже для 90-х.

Последняя сцена. Вивьен принимает решение встать на путь истинный. Белая футболка, строгий жакет и джинсы. Зарабатывать придётся честным путём, а значит и выглядеть соответствующе рабочему классу. Здесь уже не то что украшений нет, здесь нет даже макияжа. Хотя, когда смотришь фильм от начала до конца, все эти изменения во внешности выглядят настолько естественно, что остаются практически незаметными. Так как воспринимаются как нечто само собой разумеющееся.

И пусть кинокритики и феминистки спорят с пеной у рта о двойных стандартах и посредственности этой истории. «Красотка» - это всего лишь красивая сказка, которой не суждено сбыться в реальной жизни. Но сказка очень стильная и добрая. Так почему бы не врубить в колонках «It must have been love» Roxette, обложиться пледами и пересмотреть её в сотый раз, когда на душе особенно грустно.

Примеряем образ из фильма "Красотка"

Это была одна из самых классных съемок, скажу я вам! Мы веселились с командой, цитировали фильм, верили в сказки, как будто нам по 14 лет, и не очень-то сильно меняли стиль главной героини, потому что Н - ностальгия:-))))

Белая рубашка спасет любой гардероб, что и доказывает этот образ. С джинсовой юбкой рубашка составит универсальный комплект, от вас требуется выбрать только длину: мини или ниже колен. Заправьте рубашку или завяжите ее небрежным узлом на талии, чтобы соблюсти пропорции.

Сделать ноги визуально более длинными позволят туфли на каблуках. Не выбирайте слишком высокие в сочетании с платформой, чтобы не выглядеть вульгарно. Идеальный выбор - или на шпильках. Летнее настроение создадут танкетки, например, и здесь вы уже можете не ограничивать себя высотой платформы. Яркие пластиковые браслеты и серьги-обручи - ностальгические настроения, особенно уместные последние пару сезонов.

Белое платье

Платье, в котором Вивиан гуляет по магазинам на Родео-Драйв, воплощает собой шик 90-х. Объемные плечи, крупные контрастные пуговицы, белые перчатки и широкополая шляпа - гардероб леди. Если вам кажется, что объемные рукава и округлые подплечники утяжеляют, предлагаем пойти от обратного. Платья под горло с американской проймой подчеркнут красоту рук и плеч. Американская пройма - это вид кроя, при котором линия проймы открывает максимум плеч. Чтобы понять, как она выглядит, достаточно мысленно провести прямую линию от подмышки к шее.

К платью подойдут открытые оттенка крем-брюле или на низком каблуке того же бренда. Летний образ дополнят светлая соломенная шляпа с легкими неровными полями или городской вариант - белоснежная канотье. В таком образе пакеты с покупками за вами должен носить как минимум дворецкий, поэтому аксессуаров крупнее клатча не предполагается. Возьмите лаковый или из матовой кожи.

Платье в горох

Образ Вивиан на скачках, в шелковом платье в горох - икона на все времена. Карамельный оттенок ткани подчеркивает загар, крупный белый горох освежает. Героиня Джулии Робертс носит платье с белой шляпой, белыми перчатками и бежево-белыми лодочками, талию подчеркивает широким коричневым ремнем.

Вы можете повторить этот наряд в точности или чуть смягчить его, добавив соломенную шляпу-клош и ажурные кожаные перчатки или . В качестве сумки подойдут как небольшая с очаровательным кожаным бантом, так и более крупная . Подбирать сумку в тон перчаткам или туфлям вовсе необязательно, скорее наоборот: различные оттенки в рамках одной гаммы будут выглядеть более многогранно и интересно. Единственное украшение, которое напрашивается для гороха само собой, - нитка жемчуга.

Терракотовый костюм

Роскошные каштановые волосы Джулии Робертс, оттененные терракотовым костюмом, - простая роскошь, элегантная и небрежная. Шорты длиной до колен и свободный жакет с широкими плечами словно сошли с подиума . Впрочем, вы можете выбрать и более элегантный вариант приталенного жакета. Носите его с женственным белым топом и не забывайте об акценте на талии, с чем отлично справится .

На высоких каблуках и с изысканной линией выреза подчеркнут тонкие щиколотки, сделав образ гламурным. Если предпочитаете устойчивый каблук, выберите с удобными широкими ремешками. Несмотря на свой толщину, каблук на этих босоножках не выглядит тяжеловесным благодаря необычной конструкции: большая часть выполнена из прозрачного пластика.

Изысканное коричневое платье миди в белый горох – это классика, которая никогда не утратит актуальность. Женственный силуэт, приятная нежная ткань, сдержанная цветовая гамма придадут образу аристократизм и элегантность. В то же время платье очень удобное, не сковывает движения и выгодно подчеркивает фигуру. Своей популярностью коричневое плате в горох обязано легендарному фильму «Красотка».

И, кстати, купить платье из фильма "Красотка" вы можете в нашем магазине киноплатьев, чтобы посмотреть фото и узнать цену - перейдите на страницу товара.

Коричневое платье в горох из фильма "Красотка": самое популярное платье в истории кино

Купить коричневое платье в горох из фильма "Красотка" вы можете в нашем магазине кинопалтьев

Фильм «Красотка» с Джулией Робертс и Ричардом Гиром в главных ролях давно стал классикой кино, а наряды главной героини вошли в историю моды. Один из знаковых образов ленты героиня Ждулии Робертс представила в эпизоде на турнире по поло.

Элегантное коричневое коктейльное плате подчеркнуло перевоплощение грубоватой Вивиан в настоящую леди. Продуманный до мелочей образ художник по костюмам Мэрилин Вэнс дополнила жемчужными серьгами, белыми перчатками в тон горошинок и шляпкой с лентой из той же ткани, что и само платье. Мэрилин, когда создавала платье, сомневалась насчет длины – до щиколоток или ниже колен? Поговаривают, что ткани хватало только на более короткий вариант, поэтому платье получилось чуть ниже колен, а обрезки ткани дизайнер пустила на ленту для шляпки. Так был создан один из самых узнаваемых нарядов современного Голливуда.

Кому поидёт коричневое платье из фильма "Красотка"

Коричневое миди платье в горох благодаря универсальному крою подойдет молодым девушкам и зрелым женщинам, а вот цветовая гамма будет более близка осеннему и весеннему - теплым цветотипам. В остальных случаях платье можно дополнить аксессуарами того оттенка, который подходит под ваш цветотип.

Особенно эффектно это платье смотрится на шатенках с длинными волосами, а средний размер горохов и крой с акцентом на талию позволит носить его обладательницам любого типа фигуры - песочным часам, треугольникам, овалам и "грушам".


Платье в горох - универсальная деталь гардероба - оно подойдёт и для офиса, и для вечеринки

Куда лучше всего надеть платье в горох из «Красотки»

Коричневое платье в горох без рукавов – универсальный предмет гардероба. Смело надевайте его в университет, в офис, на коктейльную вечеринку, корпоративные праздники, на свидание – везде оно будет выглядеть уместно. Эта модель создавалась как воплощение шика и элегантности, поэтому платье подойдет и для ежедневной носки, и для официальных и торжественных случаев.

С какими аксессуарами сочетать платье?

Подбирайте к коричневому платью в горошек круглые и овальные аксессуары, которые будут гармонировать с горошинам на ткани. Цвет должен отвечать основной цветовой гамме платья. Для вечерних и торжественных выходов выбирайте жемчужные (белые) сережки или бусы, браслеты с круглыми деталями. На каждый день с платьем отлично будут сочетаться часы овальной формы на тонком ремешке, крупные серьги-кольца. Еще платье в горошек можно дополнить винтажной брошью. В этом случае поэкспериментируйте с контрастными цветами (черный, зеленый, полудрагоценные камни, стразы), ведь коричневая или белая брошь рискуют слиться с платьем.


Какой макияж и прическа подойдут к платью в горох?

Вдохновляясь образом Джулии Робертс, логично будет позаимствовать и ее прическу из «Красотки»: аккуратно подобранные в крупный низкий пучок волосы. Еще один беспроигрышный вариант – ниспадающие на плечи легкие локоны а-ля герцогиня Кэтрин. Для деловых встреч волосы можно собрать в низкий хвост. Если же вы обладательница прически длинное каре, то можно просто высушить волосы феном, с использованием текстурирующего спрея.


Варианты макияжа и укладки с коричневым коктейльным платьем в белый горошек

Поскольку платье яркое, для макияжа лучше использовать нейтральную нюдовую палитру: помады персикового, нежного розового, бежевого, кораллового оттенков. Если вы собираетесь на вечернее мероприятие, то можно добавить золотистые, мерцающие, темно-коричневые тона теней, взять более насыщенный оттенок помады, но без броских цветов и штрихов, иначе можно утяжелить образ. Органично будут смотреться с этим нарядом и длинные ретро-стрелки – как напоминание, что гороховая расцветка была на пике популярности в 60-х годах.


Заказать платье в точности как в фильме "Красотка" вы можете в магазине киноплатьев сайт

Итак, еще один понедельник и еще один раз "костюмная" рубрика оказалась между двух стульев, когда благополучно подошел к концу, а новый "кандидат" еще только должен начаться*.

Однако все, кто читают мой блог не первый день, знают, что это совсем не предлог остаться без "костюмного" выпуска целую неделю, тем более что "кандидата" для этого понедельника даже не пришлось искать. Свое двадцатипятилетие в этом году отмечает романтическая комедия, едва ли не легендарная из всех - "Pretty Woman". Событие, которое западные СМИ просто не могли пропустить, публикуя на прошлой самые целый поток постов и статей, посвященные "Красотке" - от феминистской критики до модных editorials.

кадр из фильма "Красотка" (1990) и современный глянцевый editorial, вдохновленный
не самым однозначным
костюмом главной героини


И так как эта контроверсальная история современой Золушки любима в отечестве не меньше, чем на Западе, а костюмы "Красотки" уже давно считаются одной из её визитных карточек во всем мире, было бы почти преступно не посвятить этому сегодняшний пост.

Рассказывать сегодня кому-то сюжет "Красотки", думаю, фактически нет смысла - практически всем известна эта версия истории о "Золушке" (или об Элизе Дулитл?), имеющая, правда, современный привкус в виде рода занятий главной героини. Сегодняшние критики уже не видят [и вполне оправданно] здесь сказку, но куда менее приглядное отражение реальности, где человеческие отношения не отличаются от товарно-денежных.

Авторы фильма, кстати, задумывали фильм совсем не романтично-сладким (и изначально конец фильма был куда более грустным). И "Красотка" получилась комедией и заканчивается на весьма оптимистичной ноте, классовое и гендерное неравенство проходят в фильме красной нитью, в том числе и посредством костюмов. Отлично об этом написали мои любимые американские модо-аналитики - прочитать из ревью о том, как светлый / бежевый символизирует высокий класс, в то время как пестро-яркий - удел класса рабочего, можно вот . Я же в свою очередь хочу посмотреть на костюмы "Красотки" под несколько иным углом, ведь в одежде героев отражена история взаимоотношений между женщиной и мужчиной, и конечно же, стереотипы об оных.

Итак, Эдвард и Вивиан- акула корпоративного мира и, не будем подсахаривать пилюлю, проститутка. Она продает, он покупает. Её работа связана если не с чувствами, то с их имитацией, его должна быть бесчувственной. Поэтому совсем не случайно вот так выглядит их первая встреча - он в сером из мира рацио, она в красном из мира чувств и эмоций:

Естественно, на Вивиан при этом дополнительные атрибуты её профессии: высокие лаковые ботфорты и ставшее сегодня легендарным мини платье:

*и вот вам первая порция пищи для размышлений - как вещь, имевшая такой явный негативный контекст двадцать пять лет назад сегодня фактически трендовая, мелькающая на страницах фэшн-блогов и глянцевых журналов...

Это один из примеров динамики в мире моде, пример, как смена контекста влияет на сарториальные нормы, ведь это платье уже не одежда проститутки, а наряд Джулии Робертс в легендарной сказке! А что хорошо для Джулии Робертс, не может быть плохо для современных модниц?

Кстати, аксессуары Вивиан еще один удачный пример:

Как предполагает стереотип, еще профессия подразумевает привлечение внимания, для чего у Вивиан много открытой кожи и...украшений. Но посмотрите на её браслеты свежим взглядом - уж не опередила ли она свое время, предсказав один из сегодняшних устойчивых трендов:


*опять же, как минимум забавно,
что два десятилетия назад художники по костюмам использовали этот нюанс,
дабы подчеркнуть "непрестижную профессию" и фактически плебейство...

И естественно, нельзя обойти знаменитый платиновый парик. Хотя здесь все понятно - это маскировка героини, ибо на самом деле она совсем другая - свободная, эмоциональная и надеющаяся на большое чувство, о чем и свидетельствуют её буйные настоящии кудри:

Однако едем дальше. А дальше все еще рациональный и бесчувственный Эдвард покупает услуги Вивиан еще на одну ночь, дабы на ужине с потенциальными партнерами не выглядеть столь холодным. Какой же наряд выбирают для этого вечера художники по костюмам?

Память почему-то рисовала мне это платье темно-синим, но новый просмотр вернул все на свои места. И конечно же, никаким другим, нежели черным оно быть не может! Почему? В этом платье Вивиан все еще "женщина на продажу", уже не уличная проститутка, но куртизанка. Поэтому и её платье, и прическа отсылают к таким мотивам:

Плюс, никуда не деться о самых тривиальных ассоциаций с черным кружевом - фактически символом не невинной и чистой, но порочной любви, соблазна:

Поэтому черное кружево появляется в костюмах Вивиан несколько раз: на её "рабочем" белье и в качестве отделки уже более дорогой версии белья для соблазнения все еще клиента, т.е. для любви за деньги:

Как подтверждение тому (и забегая вперед сюжета), стоит отношениям Вивиан и Эдварда перейти в стадию влюбленных, как её белье моментально меняет окраску, символизируя, что теперь это чистые и искренние отношения, а не купля-продажа:


Однако, вернемся к сюжету, где Вивиан ждет большой "стильный переворот" под чутким руководством Эдварда и его кредитной карты. Процесс покупок включает в себя одну интересную сцену:


Во-первых, в кадре появляется алое вечернее платье на манекете пости с идентичной прической Вивиан. К этому мы еще вернемся, т.к. это, по-моему, совсем не спроста. А во-вторых, на одной из продавщиц комбинезон, который мне срочно нужен! наряд Вивиан здесь, кажется, очень точно отражает её настоящую сущность (даже геометрически юбка зеркалит её кудряшки) - молодой, современной, активной и дерзкой, не боящейся риска и изменений.

Купили ли ей этот наряд, мы не знаем. Но посмотрите, как выглядит тот костюм, в который в конце одета Вивиан как символ её большого перевоплощения:

А теперь вспомним, что здесь Джулии Робертс не больше двадцати пяти, а на улице 90-е. Согласитесь, что в этом контексте накой наряд выглядит...уж слишком солидным и взрослым. И все-таки художники по костюмам решили использовать его, и на это есть, как мне кажется не одна причина. Во-первых, тем сильнее выглядит контраст между "стало" и "было", полностью разрывается связь с уличной жизнью Вивиан (логичное пояснение, почему наряд белый - новая жизнь для Вивиан, "с чистого листа"). Однако есть еще кое-что...

"Красотку" порой называют современной интерпретацией "Пигмалиона", что роднит её с другой версией - "Моя прекрасная леди", где Элиза Дулитл тоже совершила серьезный личный и стильный переворот, отзнаменованный вот этим легендарным нарядом:

Согласитесь, что сложно не заметить по крайней мере "идейное" сходство. И очень легко предположить, что образы Элизы Дулитл "после" вдохновляли спустя десятилетия преображение Вивиан:

И еще один легендарный костюм, который заставит почти любого стилиста вспомнить "Красотку", стоит зайти разговору о... "горошке":

*Кстати, обратите внимание на рисунок на галстуке её спутника - змея, как символ соблазнения и обмана, Эдвард все еще корпоративный змей, поглощающий ради выгоды своих партнеров. А еще он создает для Вивиан мир иллюзии, которым, как она сама осознает, не суждено сбыться.

Сама же Вивиан здесь - символ утонченности и хорошего тона. Ибо есть что-то в "правильном" горохе, рассыпаному по дорогой ткани, что делает образ утонченным и одновременно почти что невинным, нежным, девичьим. Не случайно его в этих целях используют и "звездные" стилисты:


И наконец время посмотреть на Главное Платье, знаменующее пик преображения Вивиан - её чувств, её статуса в собственных глазах, её роли в жизни Эдварда:

Что интересно, изначало платье для оперы должно было быть черным. Возможно, это бы отражало, что Вивиан и Эдвард теперь на одной странице - оба утонченные, оба выглядят как люди из высшего общества. Но художник по костюмам Мерлин Вэнс решила рискнуть и убедила всех заменить наряд на платье собственного дизайна - красного цвета (под осенний цветотип Джулии Робертс) и с вырезом, напоминающим сердце. All the rest is history...

И еще одно наблюдение, если мы снова сравним "красотку" Вивиан и Элизу-Одри Дулитл. Если вы помните, в истории последней тоже есть свой бал, во время которого она наиболее блистательна, на своем пике, ультра-эффектна. Однако для Элизы-Одри художники по костюмам выбрали светлый, фактически белый цвет и "обсыпали" кристаллами:

И эта разница в их "бальных платьях" демонстрирует радикальную разницу двух Золушек 20-го века. Метаморфозы Элизы были замешаны на интеллектуальном росте, не на эмоциях. И именно такой была природа отношений с её "принцем" - она должна была стать чистой и совершенной, как бриллиант. А вот отношения Эдварда и Вивиан в первую очередь чувственные - она учит его прислушиваться к сердцу, к эмоциям, поэтому на пиковом моменте она не непогрешимый эталон, но воплощение тепла и чувственности.

И именно умение чувствовать (ну и любовь, конечно) отныне символизирует Вивиан в глазах Эдварда, и для сцены их прощания она снова надевает красный. Она была в красном, когда они встретились, и в красном же, когда расстаются. Костюмы как бы должны нам сказать, что несмотря на разницу в добрых несколько сотен в их стоимости, деньги не поменяли Вивиан, она все еще верна себе, своим чувствам :

Вот только стоит Вивиан выйти за порог отеля, как она тут же начинает новую жизнь принимается за подготовку к новой жизни - самостоятельной и без торговли телом. И что интересно, её вдохновением становится именно успешный и рациональный Эдвард:

Чувства