Общественное движение конца XIX - начала XX в. Народническое движение

Становление индустриального общества сопровождалось колосальными социальными изменениями. Наряду с сохранявшимися классами традиционного общества – землевладельцами (помещиками) и крестьянами, сформировались новые классы и социальные слои. Это класс капиталистов, который был весьма неоднороден по своему составу, но который постепенно занял ведущие общественные позиции. Класс наемных работников – рабочий класс – являлся основной производительной силой. В индустриальном обществе важные социальные роли играли такие слои как интеллигенция (научно-техническая, экономическая, художественная), чиновники, обслуживавшие бюрократическую государственную машину, военнослужащие. Заметным в условиях индустриализма был процесс маргинализации – увеличение в обществе числа людей, которые потеряли связь со своей традиционной социальной группой, ее нормами поведения, ее материальным обеспечением, что порождает у них настроения ущемленности собственных интересов и толкает к активным действиям, часто носящим радикальный характер и антигосударственную направленность. Характерным явлением начала XX в. стали социальные движения – движения различных слоев общества за улучшение экономических условий жизни и труда, за расширение своих политических и социальных прав.

К началу XX в. наиболее активной частью индустриального общества стали наемные рабочие, которые превратились в численно преобладающий класс. Лишенные собственности, рабочие были наиболее социально уязвимой частью общества, поскольку более всего страдали от циклического развития экономики, кризисов, экономической и политической нестабильности. Положение рабочих было крайне тяжелым: 14–16 часов рабочий день, ужасные условия труда, низкая заработная плата, произвол предпринимателей, угроза безработицы. Естественное стремление пролетариата отстоять свои интересы привело к появлению массового рабочего движения, ставшего важным фактором общественной жизни уже в XIX в. К началу XX в. рабочее движение носило организованный характер благодаря деятельности профессиональных союзов. Под руководством профсоюзов рабочим Великобритании, Франции, Германии, США и других стран удалось добиться повышения зарплаты, права на стачки и страхование, принятия законов, касающихся интересов рабочих и регулирования их отношений с предпринимателями. Следующим шагом развития рабочего движения стало создание рабочих партий.

Наиболее мощными были тред-юнионыАнглии . В начале XX в. членами английских профсоюзов было около 2 млн. рабчих, а в конце 1910 г. они объединяли в 1153 организациях более 2.5 млн. человек. В 1902 г. на ежегодном конгрессе тред-юнионов было принято решение об учреждении самостоятельной рабочей партии, которая представляла бы интересы рабочих в парламенте без посредничества консерваторов или либералов. Благодаря этому решению была создана трудовая, или рабочая, партия – Лейбористская (Labour Party). В своей программе она определяла себя как федерацию, в состав которой входят тред-юнионы, социалистические общества, местные рабочие ассоциации и кооперативы. В первый раз лейбористы выступили на выборах в 1906 г., выставив 51 кандидата, и провели в парламент 29 депутатов. Число членов партии постоянно росло и в 1913 г. в ней было представлено более 1800 тыс. человек. Под руководством Лейбористской партии и тред-юнионов прокатилась самая крупная волна стачек в 1910–1912 гг., хотя предпочтение отдавалось мирному улаживанию конфликтов рабочих как с предпринимателями, так и с властью.

Профессиональные союзы, или синдикаты, воФранции заставили говорить о себе как о крупном общественном явлении несколько позднее, чем в других западноевропейских странах: только в конце XIX в. Но сразу же французский синдикализм принял острый политический характер, громко заявив о несостоятельности капиталистического общества и неизбежности революции. Количество рабочих синдикатов быстро росло: с 820 в 1899 г. до более 4500 в 1905 г. Столь же быстро росло число бирж труда, помогавших в поисках работы, получении новых знаний и т.д. Под руководством рабочих синдикатов проводилась основная масса забастовок и стачек. Только в 1906 г. в связи с гибелью углекопов на севере Франции было организовано 1300 стачек с 439 тыс. участников, которые превратились в массовую забастовку рабочих разных специальностей. В 1903–1904 гг. представители различных социалистических партий Франции попытались объединиться в Социалистическую партию Франции (или социально-революционное единение) и Французскую социалистическую партию. Главным пунктом расхождений между этими двумя организациями был вопрос о возможности участия социалистов в буржуазном правительстве. В 1905 г. на конгрессе в Руане была принята резолюция о восстановлении единства и создана «Социалистическая партия французской секции рабочего Интернационала». После объединения Социалистическая партия добилась больших парламентских успехов: на выборах 1914 г. она получила 1400 тыс. голосов и провела 103 депутата. В партии преобладали умеренно-центристские настроения и расчет на мирный переход французской буржуазной республики к социализму.

На рубеже XIX–XX вв. стало быстро развиваться профсоюзное движение в Германии: если в начале 1890-х гг. в профсоюзах было объединено около 300 тыс. человек, то в 1908 г. – уже 1800 тыс., причем 1400 тыс. рабочих принадлежали к социал-демократам. Из всех политических партий Германии именно социал-демократы проявили наибольший интерес к профсоюзному движению. Число голосов, подававшихся за социал-демократов на выборах в начале XX в., постоянно увеличивалось. Так, в 1912 г. социал-демократическая партия Германии на выборах в рейхстаг получила свыше 4 млн. голосов и составила самую многочисленную фракцию в 110 человек. Профсоюзы и социал-демократы активно участвовали в подготовке и проведении рабочих выступлений, которые часто принимали форму массовой политической стачки (1906, 1910) и нередко приводили к открытым столкновениям рабочих с полицией.

Профессиональные организации рабочих, а также рабочие и социалистические партии были созданы не только в европейских государствах, но и вСША, Японии. Важной особенностью рабочего движения начала XX в. стала не только его массовость, организованность, ясная социально-экономическая и политическая направленность, но и стремление отстаивать свои интересы и права в представительных органах власти. Этому способствовал отказ от некоторых наиболее радикальных положений марксистской теории, которая являлась идейной основой программ социалистических и социал-демократических партий. Марксизм – достаточно стройная система философских, экономических и социально-политических взглядов, в которой обосновывается теория революционного социализма (идеи неизбежности гибели капитализма, мировой пролетарской революции и диктатуры пролетариата); основатели марксизма – К. Маркс и Ф. Энгельс (вторая половина XIX в.), развил в начале XX в. В.И. Ленин.

Позитивные социально-экономические и политические сдвиги, которые произошли в индустриальном обществе на рубеже XIX–XX вв., вели к постепенному избавлению наемных тружеников от психологии отверженных. В рабочем и социалистическом движениях все сильнее стали звучать реформистские настроения. Один из лидеров германской социл-демократии Эдуард Бернштейн в 1899 г. опубликовал книгу «Предпосылки социализма и задачи социал-демократии», положив начало ревизионизму, т.е. пересмотру марксистского учения о неизбежности обострения классовой борьбы, коммунистической революции, диктатуры пролетариата.(Ревизионизм – идейное течение внутри марксизма, подвергающее пересмотру (ревизии) его социально-классовые и революционные положения). Э. Бернштейн и его последователи обосновывали необходимость отказа от революционного насилия, призывали к примирению и сотрудничеству классов, доказывали возможность удовлетворения основных требований рабочих через развитие демократии и проведение социальных реформ. Сторонники социал-реформизма в социалистических партиях различных стран (Ж. Жорес во Франции, Ф. Эберт и Ф. Шейдеман в Германии, В. Адлер в Австро-Вергрии, Бисслати в Италии и др.) выступали за использование легальных парламентских форм деятельности для защиты интересов рабочего класса, за эволюционный реформистский путь перехода к социализму.(Социал-реформизм – идейно-политическое течение в социалистическом и рабочем движении, отрицающее неизбежность социалистической революции и диктатуры пролетариата и стремящееся с помощью социального партнерства и реформ превратить капитализм в общество «всеобщего благоденствия»).

II Интернационал, который называл себя «международным парламентом рабочего класса» и стремился к установлению «постоянной связи между социалистическими организациями различных стран», не отказываясь от конечной цели – борьбы за социализм, большое внимание уделял осуществлению демократических задач через парламентскую законодательную деятельность партий. На конгрессах II Интернационала неоднократно поднимались вопросы о легальных формах борьбы и даже об участии социалистов в буржуазных парламентах, но единого мнения на этот счет выработано не было. По существу в международном социалистическом движении так же, как и в национальных социал-демократических партиях в первом десятилетии XX в., сформировалось три ведущих течения: социал-реформисты выступали за широкие реформы как путь отстаивания интересов рабочего класса и создания более социально совершенного общественного строя, центристы призывали сочетать легальные формы борьбы с антиправительственной деятельностью, радикалы (революционные марксисты) отстаивали курс на революционное насилие и диктатуру пролетариата как единственный способ построения социализма. Наметившийся в начале XX в. в ряде стран Европы и США курс на осуществление широких реформ в интересах различных слоев общества, включая и трудящиеся классы, и участие рабочих партий в парламентской деятельности доказали реалистичность позиций реформистов.

Либеральное движение

В обстановке острого экономического кризиса, на фоне массовых народных выступлений происходит быстрая консолидация различных направлений общественного и революционных движений. Еще в 1899 г создается кружок “Беседа”, объединивший руководителей земского либерального движения - братьев Павла и Петра Долгоруковых, Шипова, Стаховича, Хомякова и др. Они действовали в тесном контакте с интеллигенций - публицистами и учеными, юристами, экономистами, историками, такими, как: Милюков, Набоков, Струве. В 1904 г либеральные земцы и интеллигенция объединяются в одну организацию- “Союз освобождения”. Общим для всех либеральных деятелей было неприятие революционных средств; они надеялись добиться преобразования России мирным путем.

Образование партии эсеров

Начало 20в. - время образования революционных партий. В 1901 г в Берлине состоялась встреча представителей региональных организаций революционно-народнического направления, на которой решено было создать единую “Партию социалистов-революционеров”. Аграрная часть эсеровской программы предусматривала социализацию земли. Эсеры предполагали, уничтожив частную собственность на землю, передать ее в пользование общинам, которые, следуя вековым традициям, будут осуществлять уравнительное распределение земли. Что касается политической части программы, то здесь эсеры выступали за свержение самодержавия и созыв на основе всеобщих равных выборов Учредительного собрания, которое должно было определить характер гос-го строя послереволюционной России. У эсеров была твердая уверенность, что большинство населения выскажется при этом за демократическую республику. Вслед за народовольцами эсеры считали индивидуальный террор одним из главных средств революционной борьбы.

Образование социал-демократической партии

В начале 20 века свою партию удалось создать и социал-демократам. Важную роль в этом деле сыграла нелегальная газета “Искра”, с помощью которой им удалось преодолеть идейную разобщенность и наладить связи между отдельными организациями. В 1903 г прошел 2 съезд РСДРП. На нем выделились две группировки. “Мягкие” искровцы (будущие меньшевики), среди которых особенно выделялся Мартов, считали, что в грядущей буржуазно-демократической революции ведущая роль будет принадлежать буржуазии; пролетариату же нужно действовать в тесном союзе с ней. Затем, в случае победы революции, должен был наступить достаточно длительный период быстрого капиталистического развития России, которое укрепит рабочий класс и позволит ему бороться за социалистические преобразования. С точки зрения “твердых” искровцев (будущие большевики), возглавляемых Лениным, гегемоном революции предстоит стать именно пролетариату, опирающемуся на крестьянство. Буржуазия же, тесно связанная с самодержавием, революционной силой вообще не является. Программа РСДРП, принятая на съезде, состояла из 2 частей. Программа-минимум определяла задачи партии на этапе буржуазно-демократической революции. Она предусматривала: в сфере политических преобразований - свержение самодержавия и установление демократической республики; в рабочем вопросе - 8-ми часовой рабочий день; в крестьянском - возвращение крестьянам отрезков и отмену выкупных платежей. Программа-максимум, которая определяла установление диктатуры пролетариата как главную, конечную цель партии, ставила РСДРП в совершенно особое положение, превращая ее в крайнюю, экстремистскую организацию, не склонную к уступкам и компромиссам. То, что программа максимум была принята съездом, торжественно знаменовало победу Ленина и его сторонников. Преобладание сторонников Ленина сказалось и при выборах в руководящий орган партии - Центральный Комитет, в котором они получили заметное большинство. Именно после этих выборов их стали называть большевиками. Таким образом, уже у самых истоков социал-демократии в ней образовались два течения. Позже, в 1905 г, идейные разногласия привели к организационному расколу: большевики и меньшевики образовали самостоятельные партии, судьба которых в русском революционном движении оказалась различной. Меньшевикам так и не удалось отыскать для себя прочную социальную опору; в подавляющем большинстве своем они оказались отвлеченными теоретиками, склонными больше к научной и теоретической, чем к практической деятельности. Большевики же под руководством Ленина быстро превратились сравнительно немногочисленную, но чрезвычайно сплоченную, дисциплинированную и способную к самой активной деятельности партию.

2. Общественно-политические движения и партии конца 19 начала 20-х веков в России.

Процесс индустриализации шел противоречиво. Чрезвычайно возросшая при Александре Ш регулирующая роль государства, отвечавшая политической доктрине императора, имела своим следствием не только поддержку частной инициативы, но нередко становилась препятствием в естественном развитии отечес1венного предпринима­тельства. А начатая в 80-е гг. политическая реакция привела к контр­реформам., явившимся своеобразной формой застоя, когда реформы не только не развивались, а консервировались. Это вызывало беспо­койство значительной части общества, что могло послужить причи­ной социального взрыва в стране.

Наиболее видный поборник идеи либерального обновления самодержавия” составившей целую эпоху в истории русской политической мысли, К.Д. Кавелин писал в 1882 г.: Почти все убеждены, что самодержавие кончило свои дни... В болезнях и муках начинается новый период русской истории!

Действительно, пореформенная Россия стала школой гражданственности и новой политической культуры. Вера в историческое предназначение России в сочетании с усвоенным и переработанными идеями западноевропейской социалистической мысли послужила основой народничества - русской разновидности крестьянского социализма.

Основоположником русского-социализма, как известно, был А. И. Герцен, видевший в крестьянской общине зародыш справедливого устройства будущей жизни. Это положение получило дальнейшее развитие у П.Г. Чернышев­ского, во многом предвосхитившего появление "новых людей" России- разночинцев. Однако идеи общинного социализма нуждались в развитии в услови­ях возрастания оппозиционности интеллигенции /термин появился в России в б0-е гг. ХIX в./ и студенчества. Эту задачу и попыталось развить революционное народничество 60-70-х гг. Идеологи трех его направлений - П.Л. Лавров /пропагандисты/, "апостол анархизма" М.А. Бакунин /бун­тари/, П.Н. Ткачев /заговорщики/ искали новые подходы в разработке проблемы - осуществления социальной революции в России.

Зна­чительную роль в выработке теории народничества на долгие долы ставшей господствующей в освободительном движении, сыграла напряженная полемика между славянофилами и западниками. Их столкновение по кар­динальному вопросу того времени: каким путем должна идти Россия в буду­щее, - используя опыт своего тысячелетнего развития или взяв на вооружение достижения западной культуры, - послужило предпосылкой для синтеза народнических взглядов. Следует заметить, что при всем различии подходов к.данному вопросу и западники, и славянофилы были едины в одном - патриотизме, горячей любви к Родине, стремлении найти идеал общественного устройства.

Пройдя длительный и трудный процесс становления и развития, народничество внесло вклад в мировую общественно-политическую.

Идеи пролетарского социализма разрабатывали марксисты. Капиталисти­ческое развитие пореформенной России, разложение общины, забитость и бескультурье крестьянства побуждали думающих людей к изучению марксистском теории. В 1883 г. в Женеве возникает первая российская марксистская группа "Освобождение труда" под руководством Г.В. Плеханова, поставившая целью пропаганду и распространение марксизма в России. Число сторонников марксистской теории в стране все больше возрастало, что привело к организации первых социал-демократических кружков: в столице Д.Н. Благоевым была создана "Партия русской социал-демократии /1884-1885/. П.В. Точисским - "Товарищество Санкт-Петербург­ский мастеровых" /1885-1888/.

Наряду с этим в прессе стали появляться работы, вызвавшие оживленную полемику между марксистами и народниками. “Легальный марксист” П. Б. Струве написал откровенно аполегетическую статью, в которой призывал идти на выручку к капитализму. Наиболее обстоятельную критику “легального марксизма” с позиций левых народников дал Н. К. Михайловский на страницах журнала “Русское богатство” Он писал: "...Россия разовьет свое капиталистическое производство со всеми его внутренними противоречиями, с поеданием малых капиталов крупными” а тем временем, оторванный от земли мужик обратится в пролетария, “обобществится” и дело будет в шляпе, которую только и остается надеть на голову осчастливленному челове­честву". Вместе с тем Михайловский не исключал”, что “..этот русский марксизм в самом непродолжительном времени… уступит место другим, более здоровым течениям. И его предсказание оправдалось. Уже в конце 1894 г. со своей интерпретацией теории Маркса выступил молодой мало кому известный В. И. Ульянов. В центре его внимания оказались те же вопросы, которые в своё время были поставлены, но не разрешены Плехановым: капитализм в России, судьба различных классов, сословий, общественно-политических теорий в условиях капиталистического развития страны (а оно было объективной реальностью). В середине 90-х гг. Ленин создает в Санкт-Петербурге “Союз борьбы за освобождение рабочего класса”.

В 1898 г. на 1 съезде российских социал-демократов в Минске было объявлено о создании общероссийской партии вместо разрозненных социал-демократических кружков. Однако партия тактически организована не была, так как ее устав и программа не были разработаны и приняты. Поэтому за дело создания партии взялся Ленин, начав выпуск нелегальной общероссийской газеты "Искра", первый номер которой вышел за границей в Штутгарте в самый канун ХХ в., в декабре 1900 г. Вокруг "Искры" объединились группы единомышленников, которые и создали в 1903 г. “Российскую социал-демократическую рабочую партию (РСДРП).

В мае 1990 года на I Всероссийском монархическом съезде в Москве был легализован действовавший с 1924 года Православный российский монархический орден-союз (ПРАМОС). Его главной задачей в новых условиях стало «завоевание большинства сегодняшних структур политической власти мирным, ненасильственным путем для созыва Земского собора, который призовет «законного» Государя Российского Дома Романовых на Царства с наделением его всеми правами Верховной Власти». Под понятием «Россия» имеется в виду не совдеповская РСФСР, а единая и неделимая Российская Империя. В партию принимаются только православные верующие.

В тоже время, члены ПРАМОС не признают Русскую православную церковь, заявляя о приверженности право-монархической зарубежной православной церкви, «не запятнанной сотрудничеством с большевиками». Лидер ПРАМОС - С. Энгельгард - Юрков.

Параллельно с ПРАМОС была создана Православная конституционно-монархическая партия России (ПКМПР). Принятый на съезде Манифест выдвигает три основные задачи партии: возрождение русского православия, православного русского царства и единой и неделимой Российской империи. Руководящий орган партии - синклит. Печатный орган - журнал «Православное царство».

Политическое движение «Русь монархическая» возникло в июне 1991 года в Москве. Участники учредительного собрания - представители национально-патриотических и монархических группировок - в принятой декларации обратились к россиянам с призывом «поддержать движение по восстановлению исторической справедливости на Руси». На собрании ставился вопрос о приглашении великого князя Владимира Кирилловича (провозглашенного левоцентристским, радикальным блоком русским царем Владимиром I) приехать для коронации в Россию. Лидером движения был избран председатель Русской национальной монархической партии, «регент русской монархии» А. Брумель. В последующие годы деятельность движения свелась, в основном, к раздаче тем или иным политическим и общественным деятелям грамот о дворянском достоинстве.

Все сказанное выше требует глубокого и критического осмысления истории монархического движения, анализа объективных причин его ухода с исторической сцены.

Территориальными рамками исследования определена вся Россия. Существенные различия демографического, социально-экономического и административного характера отдельных ее регионов позволяют увидеть различную силу черносотенного движения в рамках каждого региона.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1903 года до Февральской революции 1917 года. В годы революции 1905-1907 годов создавались основные политические партии монархической ориентации от крайне правых до либерально-монархических. В указанный период шло становление сил черносотенной ориентации, выработка взаимодействия с царским правительством, разработка форм и методов воздействия на массы. С победой Февральской революции произошли существенные перемены в партийных формах черносотенства, его методах борьбы и тактических установках.

В средневековой Руси «черной сотней» называлось податное посадское население. Издревле торговое и ремесленное население русских городов делилось на сотни, представлявшие собою военно-административные единицы. Черными же они именовались оттого, что такое название носили владения, принадлежавшие великому князю как главе государства. Никакого негативного оттенка данное название не имело. Уничижительный нюанс появился в начале ХХ века, когда после почти двухвекового забвения это название появилось вновь. Черносотенцами стали звать себя представители право-монархических организаций, имевших разные программы, но главной своей целью ставивших сохранение российского самодержавия. Именуя себя «черной сотней», они тем самым подчеркивали, что защищают государственность.

Источники, из которых черносотенцы подчеркнули свою идеологию, не имели ни малейшего отношения к революционным идеям. Крайне правые опирались на известную трехчленную формулу-«православие, самодержавие, народность»-и использовали ряд постулатов славянофильства. Самое главное, что взяли крайне правые из славянофильского учения, - это резкое противопоставление России и Запада, под которым подразумевались католическая и протестантская цивилизации. Тогда как Россия, по их мнению, является созданием государей и народа, опиравшихся на учение православной церкви.

В разрез с политикой правительства, направленной на промышленную модернизацию страны, крайне правые утверждали, что «хозяйственная политика должна иметь своим руководящим началом взгляд на Россию, как на страну преимущественно крестьянскую и землевладельческую». Демократия представлялась черносотенцам самым ужасным злом, которое породил западный мир. Для крайне правых было характерно абсолютное недоверие к демократическим ценностям. Монархисты не разделяли убеждения о том, что индивидуальная свобода превыше всего. В их представлении человек всегда был частью общности - общины, сословия, народа. Скептически относились черносотенцы к социалистам всех направлений, которые критиковали буржуазные свободы и обещали победу истинного народовластия после социалистической революции. В противовес демократическим институтам черносотенцы выдвигали принцип абсолютной, единоличной власти.

Первые черносотенные организации появились в России в период назревания первой революции. Тогда они еще не называли себя черносотенцами, не были массовыми и существовали нелегально или полулегально. Свои листовки они, по примеру революционеров, размножали гектографическим способом. Сведения о нелегальных правых организациях встречаются в полицейских донесениях наряду со сведениями о революционных организациях и кружках. Как партия черносотенцы возникли в конце 1905 года, позже всех остальных партий. Таким образом, дворянство реагировало на консолидацию других классов.

Правительство не было заинтересовано в инициативе снизу, даже в инициативе правого толка. Министр внутренних дел В.К. Плеве не одобрял ни зубатовского энтузиазма, ни тем более энтузиазма никому не подотчетных организаций. Их не преследовали, но и не культивировали. Звездный час «черных сотен» пришелся на 1905-1906 года - времена массовых стихийных движений. Когда прежние методы - аресты, ссылки, тюрьмы, даже массовые расстрелы - уже не приносили нужных результатов, правительство решило задушить народное движение руками самого народа.

Ближайшими союзниками черносотенцев, а также их покровителями являлись консервативные правительственные круги, придворные, правые члены Государственного совета. Черносотенцы поддерживали тесные контакты с Постоянным советом объединенного дворянства, образованным в мае 1906 года, и его руководителем графом А.А. Бобринским. Также интенсивным было сотрудничество с националистами.

По мнению черносотенцев, у России было три врага, с которыми надо бороться, - инородец, интеллигент и инакомыслящий, причем воспринимались они неразрывно. В многонациональной империи невозможно бороться с революцией, не борясь с национально-освободительным движением. Невозможно ненавидеть интеллигенцию и при этом любить передовые идеи. Образ инородца поддерживался постоянно, но раньше это был поляк, а сейчас стал еврей. Правда и поляк считался «неблагонадежной» нацией, но доминирующим направлением правой идеологии стал антисемитизм.

В ХIХ веке в Польше прошло мощное освободительное движение, а на рубеже веков прошли массовые национально-освободительные движения многих народов. И в России наиболее бесправной оказалась та нация, которая в числе первых вступила в стадию капитализма. Даже В.В. Розанов, которого нельзя обвинить в любви к евреям, соглашался с невыносимым положением евреев. Именно из-за этого больше всего в национально-освободительное движение вовлекалось еврейской молодежи, что тоже объясняло их интересы: только после свержения самодержавия и завоевания демократических свобод евреи могли рассчитывать на равноправие с другими народами. В начале ХХ века ультраправый лагерь считал, что евреи были главными виновниками революционной смуты, а то, что в этом движении были русские, объяснялось сильным влиянием евреев. Однако надо учитывать, что приток евреев в передовые движения эпохи был напрямую связан с ассимиляционным процессом. Во время «Народной воли» революционеров еврейской национальности было не много, и все были людьми обрусевшими.

Ненависть к евреям была неразрывно связанна с ненавистью к собственной русской интеллигенции. Называя себя «русскими патриотами», на каждом шагу крича о своей любви к России, черносотенцы не могли смириться с тем, что наиболее ярко и талантливо служат отечеству как раз не они. В свою очередь интеллигенция с ее «мягкотелостью» и гуманностью не могла принять черносотенной идеологии. Известен даже случай, когда в одной из провинциальных гимназий ученики судили товарищеским судом двух старшеклассников, принявших участие в погроме. Их приговорили уйти из гимназии, и оба мальчика подчинились суровому решению, потому что это было делом чести.

Но тогда были люди, которые не могли поступиться принципами - интеллигенция. К черносотенцам не примкнул, не присоединился ни один из выдающихся деятелей русской культуры. Но зато и озлобление против них было сильное. «Христопродавцы, изменники России, интеллигентская шушера, жидолюбы» - такими «комплиментами» награждались в правой печати Л. Толстой, А. Чехов, М. Горький, Д. Мережковский, Л. Андреев.

Для черносотенной печати были характеры элементы возрастного консерватизма: недоверие к молодежи, неприязнь к ее вкусам и симпатиям. Черносотенцы выступали против увлечения прогрессивными идеями, против декадентства, а иногда и против образования, особенно заграничного. Возрастной консерватизм был присущ не только черносотенцам, но каждый последовательный черносотенец был невысокого мнения о современной ему молодежи. Простота, с которой все беды списывались на «внутреннего врага», делала черносотенную идеологию удобной для обывательского сознания. Черносотенцы ничего не предлагали и ничего не обещали, кроме как бить евреев, революционеров, либералов, интеллигентов. Поэтому русское крестьянство оказалось почти не затронутым черносотенным движением, так как они понимали, что, даже если они перебьют всех евреев поголовно, земля все равно останется в руках помещиков. К тому же, где их, евреев, взять на Псковщине или под Рязанью? Даже в западных губерниях, где была более благодатная почва для национальной розни, черносотенное движение пошло на убыль к концу революции 1905-1907 годов. Но все же главная ставка черносотенцев на примитивное разжигание межнациональной розни давала свои результаты - начались погромы.

В страшные дни погромов 1905-1907 годов русская интеллигенция не избежала удара, обрушившегося на «врагов России». Интеллигентов избивали и убивали на улицах подчас наравне с евреями. Опознать «предателей» было не трудно: молодежь носила ученическую форму, а взрослые форму ведомств. Например, в Екатеринбурге, в октябре 1905 года, толпа, враждебно настроенная к евреям и студентам, напала на группу молодежи, организовавшую очередной мирный митинг. В итоге побоища 2 человека были убиты,22 - ранены. Причем из 24 пострадавших было лишь 4 еврея. Известны мотивы нападения, которые свидетельствуют о стихийном характере действий толпы.

Вопреки распространенному мнению, не все погромы были подготовлены черносотенными организациями, которые были тогда еще весьма малочисленными. Ощущение подготовленности погромов возникало у современников вследствие массового характера беспорядков и бездействия властей, наблюдаемых повсеместно.

Хотя погромы проходили с одинаковой активностью не на всей территории России. Союз черносотенцев - Союз русского народа - был активен только в районах с многонациональным населением. В губерниях Центрального Черноземья лишь менее одной десятой процента населения входило в структуры СРН, так как там не было инородцев и, следовательно, объектов травли. Нечего было делать черносотенцам в Финляндии, Средней Азии, Прибалтике и Закавказье: там шовинистическая великорусская пропаганда была заведомо обречена на провал. Наиболее активно действовал СРН в регионах со смешанным населением - на Украине, в Белоруссии и в 15 губерниях «черты еврейской оседлости» было сосредоточенно более половины всех членов СРН. Тут в ход шли речи такого типа: «...Русский народ, развесив уши, слушает еврейских ораторов и раскрывает им широко свои объятия. Русская интеллигенция, ставящая себя руководителем народа русского, в особенности молодежь учащаяся, которая не имеет ничего общего с горьким фабричным тружеником и деревенским пахарем, но подпавшая под еврейское воздействие, вовлекли и молодежь из народа в среду смутьянов...»

Истоком всех российских бед, по мнению СРН, была деятельность Петра Первого, завезенная им иностранная зараза». Через прорубленное окно в Европу повеял с Запада сквозной ветер старейшего европейского отрицания, язычества и рассудочности... Нет или не должно быть народности, единокровцев и единоверцев, своеплеменности...- а есть космополитизм; и миллионы листков, и тысячеустная пропаганда европействующих и еврействующих темнят и туманят русское народное сознание... Кругом отныне не все в твоем доме стали тебе братьями, сыновьями, отцами и дедами: тебя надувает иновер, давит инородец, обижает иностранец. Настало время защищаться у себя дома...» Иначе говоря - покончить с «паутиной, в которой задыхаются, выбиваясь из сил, монархи и народы, империи и республики - жизненные соки коих высасывают безжалостные и жадные пауки: жидомасоны.»

Как известно, все партии и движения славились особой полюбившейся тактикой: эсеры - индивидуальным террором, социал-демократы - стачками, кадеты - выступлениями в Государственной думе. Черносотенцам принадлежит монополия погромной тактики. Именно погромы были кульминационными моментами всех их действий, главным смотром сил и наиболее радикальным средством борьбы с революцией.

Совершенно погасить народный гнев в 1905-1906 годах было невозможно, однако подменить объект ненависти, направить гнев в другую сторону было спасительным для монархии. Погромы происходили в России и раньше, но только в ХХ веке они приобрели политическую окраску, и только в ХХ веке они превратились в тактику политического движения. Наиболее распространенными были еврейские погромы, но на Кавказе «обязанности» евреев выполняли армяне, а в глубинной России - русские интеллигенты и учащиеся. Так, например, в начале февраля 1905 года в Баку вспыхнул жестокий армянский погром, а вслед за ним произошли избиения студентов и гимназистов в Москве, Тамбове, Казани, Курске, Пскове и других городах.

Партия социалистов-революционеров занимала одно из ведущих мест в системе российских политических партий. Она была наиболее многочисленной и самой влиятельной немарксистской социалистической партией. Ее судьба была более драматичной, чем судьба других партий. Триумфом и трагедией для эсеров стал 1917г. В короткий срок после Февральской революции партия превратилась в крупней­шую политическую силу, достигла по своей численности миллионного рубежа, приобрела господствующее положение в местных органах са­моуправления и большинстве общественных организаций, победила на выборах в Учредительное собрание. Ее представителям принадлежал ряд ключевых постов в правительстве.

Привлекательными были ее идеи демократического социализма и мирного перехода к нему. Одна­ко, несмотря на все это, эсеры оказались неспособными противостоять захвату власти большевиками и организовать успешную борьбу против их диктаторского режима.

Вывод: Таким образом, революционно-демократические партии в России, оформились раньше, чем политические органи­зации и партии консервативного либерального направлений. Хотя как общественно-политические течения все они складывались, начиная с 20-х гг. ХIХ в., и прошли сложный путь развития. Но в России в конце XIX в., приобрели популярность именно революционно-демократическое направление. Причины этого коренились в глубоком неудовлетворении общества положением дел в стране и желанием как можно скорее изменить сложившийся порядок вещей.

3. Особенности охраны памятников истории рубежа 19-20 веков.

Охрана памятников истории рубежа 19-20 веков имеет немаловажное значение в деле сохранения культурного наследия нашей страны. Исторические и архитектурные памятники той эпохи в настоящее время находятся в опасности. Урбанизация, экологические проблемы, интенсивное строительство, «туристическая нагрузка» подчас ставят под удар само существование исторических памятников.

Многие исторические памятники рубежа 19-20 веков пострадали в результате мировых и гражданских войн, локальных конфликтов и террористических актов.

Некоторые архитектурные памятники часто оказываются в зоне активной застройки, сноса и перепланировки, либо используются в качестве жилого и нежилого фонда, что также ставит под угрозу сохранность.

Исторические документы и материальные ценности той эпохи в основном находятся в музеях, но тоже часто уходят в частные руки через аукционы и антикварные магазины.

Вывод: Охрана памятников рубежа 19-20 веков является очень важным моментом в деле сохранения культурного наследия нашего Отечества, сохранении культурно-исторических корней русского народа, знания особенностей формирования и истории культуры Отечества.

Общий вывод: Россия и мир на рубеже 19-20 веков перешагнули важный этап развития, заложивший основы формирования современной новейшей истории и передела мира.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. История политических партий России./Под ред. Зевелева А.И. -М.:Высш.шк.,1994.

2. История России с древнейших времен до конца XX века: Учебное пособие для студентов вузов. – 5-е изд., стереотипное – М.: Дрофа, 2004. – 656 с;

3. История России ХХ в. Справочные материалы./Данилов А.А. - М.,1996.

4. История России в 2-х т.: Учеб. пособие для вузов / М.М. Горинов, А.А. Горский, А.А. Данилов; Под ред. А.А. Данилова. - М. : ВЛАДОС, 1998, Т.1. - 256 с.

5. История России под общей ред. Рыбкина А.А., Саратов, 1997 – 215 с;

6. Крушение помещичьих и буржуазных партий в России (начало ХХ века 1920 год)./Спирин Л.М. - М.,1977.

7. Михайлова Н.В. Отечественная история. Учебное пособие. Гриф МВД. М. «Щит-М», 2003. 165 с.;

8. Михайлова Н.В. Познание истории – ключ к прошлому, настоящему и будущему. Пособие для студентов юридических вузов. М. «Щит-М», 2003. 217 с.;

9. Многопартийность в России: распад и возрождение (1917-1992годы)./Под ред. док. ист. наук проф. А.А. Данилова. - М.,1992.

10. Политические партии торгово-промышленной буржуазии на Урале(1905-1916)./Лоскутов С.А. - Челябинск, ЧГУ, 1996.

11. Пособие по истории отечества для поступающих в Вузы под ред. Орлова А.С., Полунова А.Ю., Шестова Т.Л., Щетинова Ю.А., 4-е издание: Учеб. Пособие. – М.; Простор, 2004 – 479 с.;

12. Революционеры "справа": черносотенцы на Урале в1905- 1916 гг./Нарский И.В. - Екатеринбург,1994.

13. Сидоренко Надежда Семеновна "Монархическое движение на Урале (1905 - февраль 1917 гг.)./Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - Оренбург,1997.

Нередко сочетаются с элементарным незнанием практической стороны дела. Вместе со стремлением к победе духа над миром, разумного идеала над постылой действительностью в душе типичного интеллигента в России на рубеже XIX-ХХ веков имело место чувство оторванности от подлинно народной жизни, вины перед идеализируемым "народом-страдальцем" и вытекающие отсюда желания слиться с ним, проникнуться его...


Отношений на рубеже XIX-XX веков, следует отметить, что этот период стал самым блестящим в развитии русского востоковедения, центром которого был Петербург. Ориентализм в России на рубеже XIX – XX веков Восток с его бытом, поэзией, музыкой, изобразительным и прикладным искусством привлекал внимание многих русских художников разной ориентации, по-разному претворявших его богатое, ...

К началу XX в. закончилось формирование территории Российской империи, которая составила 22,2 млн. кв. км. По размеру она занимала 2-е место в мире (после Британской империи). Население с конца XIX в. увеличилось почти па треть и составило к 1913 г. около 160 млн. человек 150 разных национальностей.

Особенности социального строя. В нем переплетались старые и новые черты. Вся законодательная и исполнительная власть была сосредоточена в руках царя, самодержавно правившего Россией и опиравшегося в основном на дворянство. Господствовала административно-полицейская система управления страной. Сохранялись сословная градация общества и привилегированное положение отдельных социальных групп (дворянства, духовенства, казачества). Отсутствовали демократические свободы, была запрещена (до 1905 г.) деятельность политических партий и профессиональных союзов.

Новые черты в социальном строе возникали вследствие изменений в экономике и расстановке политических сил страны. Модернизация ускорила складывание классов капиталистического общества - буржуазии и пролетариата. Она же вызвала размывание сословного деления, изменение социального лица помещиков и крестьян, усилила политические амбиции буржуазии и общественную роль рабочего класса. В 1906 г. был создан представительный орган (Государственная дума), после чего государственное устройство России стало приближаться (по типу) к парламентской монархии. Достигнутое в результате борьбы трудящихся некоторое ограничение самодержавия не удовлетворяло разные слои населения, требовавшие продолжения демократизации страны. В 1917 г. это привело к краху самодержавия.

Социальная структура. Главное привилегированное сословие составляли дворяне (1,4% населения). Они во многом определяли политическую жизнь страны, занимали ключевые посты в центральных и местных органах управления, владели большим земельным фондом и играли заметную роль в сельском хозяйстве. Однако под влиянием развития капитализма дворянство или разорялось или все более обуржуазивалось и было готово к политическому сотрудничеству с буржуазией.

Духовенство (0,5%) было еще одним привилегированным сословием. Оно не платило податей, не несло воинскую повинность. Церковь располагала значительным имуществом: 2 млн. десятин земли, дома, больницы, приюты, типографии и т. д. Православное духовенство идейно обслуживало самодержавие и следило за моральным состоянием общества.

Свои привилегии имело и казачество (2,5%) - военнослужилое сословие, охранявшее границы государства и являвшееся социальной опорой самодержавия. В казачьих округах было развито местное самоуправление. В свободное от несения службы время казаки обрабатывали землю (по 30 десятин на 1 душу мужского пола). Они пользовались бесплатным медицинским обслуживанием и обучением.

В социальной структуре российского общества особая роль принадлежала многочисленному чиновничеству. Оно было неоднородным по своему имущественному положению и роли в государственной жизни. Оклады высшей бюрократии (министры, сенаторы, губернаторы и т. д.) намного превосходили заработок мелких служащих.

Буржуазия постепенно становилась ведущей силой в экономике страны. Однако общая численность крупной и средней буржуазии была невелика (1,5 млн.). Российская буржуазия отличалась от западно-европейской, которая в результате буржуазных революций пришла к власти. В политической системе самодержавно-помещичьей России буржуазия играла незначительную роль. Она не выработала единых политических требований. Крупная буржуазия поддерживала самодержавие, средняя выдвигала проекты умеренных преобразований.

Крестьяне являлись самым многочисленным сословием (около 77% населения), имевшим и общие черты, и существенные различия. Они были основным податным и наиболее бесправным сословием. До аграрной реформы 1906-1910 гг. они не могли свободно распоряжаться своими наделами и платили выкупные платежи, подвергались телесным наказаниям (до 1905 г.), на них не распространялся суд присяжных. Под влиянием капиталистической эволюции сельского хозяйства ускорилось социальное расслоение крестьян: 3% превратились в сельскую буржуазию (их называли кулаками), около 15% стали зажиточными. Они не только занимались сельским трудом, но и богатели за счет ростовщичества и мелкой торговли в деревне. Остальная масса вела полупатриархальное натуральное хозяйство и служила источником наемной рабочей силы в деревне и городах. Несмотря на разницу в положении зажиточных и бедняков, все крестьяне боролись против помещичьего землевладения. Аграрно-крестьянский вопрос оставался наиболее острым в политической жизни страны.

Пролетариат, быстро выросший в результате индустриализации, к 1913 г. составлял около 19% населения. Он формировался за счет выходцев из беднейших слоев разных сословий (в основном мещан и крестьян). Условия труда и быта рабочих значительно отличались от западно-евронейских и были крайне тяжелыми: самая низкая заработная плата (21-37 рублей), самый продолжительный рабочий день (11-14 часов), плохие жилищные условия. На положении рабочих сказывалось отсутствие политических свобод. Экономические интересы рабочих фактически никто не защищал, так как до 1906 г. не было профессиональных союзов, а политические партии лишь использовали рабочее движение в своих целях. Кадровый пролетариат России вел упорную борьбу против капиталистической эксплуатации и самодержавного строя. Рабочий вопрос, включавший улучшение экономического и социального положения пролетариата, занимал важное место в политической жизни страны.

В условиях модернизации страны количественно увеличилась интеллигенция (ученые, писатели, юристы, врачи, художники, артисты и др.). Она пополнялась из всех сословий, не имела общих экономических и политических интересов. Представители интеллигенции чаще всего являлись идеологами других социальных групп, образовывая политические течения и партии, оппозиционные самодержанному строю.

Многонациональный состав государства служил основой обострения национального вопроса. На окраинах России под влиянием развития капитализма формировались национальная буржуазия и интеллигенция, происходил рост национального самосознания. Это вступало в противоречие с отдельными проявлениями государственной политики в национальном вопросе (попытки русификации, религиозные ограничения и др.). Хищническая эксплуатация окраин, бедность и бесправие живущих там народов вызывали массовую эмиграцию из России и развитие национального движения.

В целом для внутриполитической системы России в начале XX в. было характерно переплетение сословных классовых и национальных противоречий, которое вызывало острую социально-политическую напряженность в стране и послужило причиной революционных взрывов в 1905-1907 и 1917 гг.

В общественно-политическом движении в России начала XX в. участвовали различные силы, по-разному представлявшие себе пути дальнейшего развития страны. Определились три политических лагеря: правительственный во главе с К. П. Победоносцевым и В. К. Плеве (незыблемость, сохранение самодержавия), либеральный (против неограниченного произвола самодержавия, но и против революционных методов борьбы, за проведение реформ, предоставление политических свобод, расширение прав земств и т. д.) и революционный (за насильственное свержение самодержавия, радикальные преобразования). Первыми создали свои организации революционные силы. В основе их деятельности лежали социалистические идеи (в начале века в России широко распространился марксизм, особенно среди интеллигенции, студенчества и т. д.), которые понимались и толковались по-разному. “Легальные марксисты” (П. Б. Струве, М. И. Туган-Барановский, Н. А. Бердяев и др.) развивали идею постепенного, эволюционного развития общества и естественной смены общественного строя. Русские марксисты (Г. В. Плеханов, В. И. Ленин, П. Б. Аксельрод, В. И. Засулич, Л. Мартов, А. Н. Потресов и др.) разделяли идеи К. Маркса об исторической миссии рабочего класса, насильственном ниспровержении существующего строя путем социалистической революции. Радикально настроенные социал-демократы созвали съезд своих организаций, чтобы попытаться объединить их в партию (Минск, 1898 г.). Ее создание было завершено на II съезде РСДРП (Лондон, 1903 г.) в ходе ожесточенных дискуссий (экономистов, “мягких” и “твердых” искровцев и др.). Съезд принял устав и программу партии, состоявшую из двух частей: программы-минимум (свержение самодержавия, установление демократической республики, улучшение положения рабочих, решение аграрного и национального вопросов и т. д.) и программы-максимум (социалистическая революция и установление диктатуры пролетариата). Сторонники Ленина - большевики одержали верх по большинству дискуссионных вопросов. Из народнических кружков в 1902 г. возникла партия социалистов-революционеров (эсеров), защищавших интересы трудового народа - крестьянства, пролетариата, учащейся молодежи и т. д. Их программа предусматривала организацию общества на общинно-социалистических началах, “социализацию” земли. Способы достижения целей - революция и революционная диктатура, тактика - индивидуальный террор. Лидеры - В. М. Чернов и др. В годы революции, после выхода Манифеста 17 октября, оформились либеральные партии. В октябре 1905 г. была создана конституционно-демократическая партия (кадеты), или партия “народной свободы”. Ее программа, исходившая из идей западноевропейского либерализма, включала в себя положения о введении в стране конституции, гарантирующей основные демократические права и свободы, придании парламенту (Государственной думе) законодательных функций, передаче общинных земель крестьянам в собственность и т. п. Добиться выполнения своей программы кадеты предполагали путем мирной, парламентской борьбы. Лидеры - П. Н. Милюков, П. Б. Струве, Г. Е. Львов, В. И. Вернадский и др. В 1906 г. была организована партия октябристов (“Союз 17 октября”), в которую вошли представители промышленной и финансовой буржуазии и помещиков. Ее программа была направлена на установление в стране сильной власти, пользующейся поддержкой народа: сохранение “единой и неделимой России”, принятие демократической конституции и т.п. Основой экономики октябристы считали частную собственность. Способ действий - диалог с властью в надежде на передачу части функций по управлению государством в их руки. Лидеры - А. И. Гучков, Д. Н. Шипов, М. В. Родзянко и др. Монархические, “черносотенные” партии возникли в 1905 г. Крупнейшие из них - “Союз русского народа” (А. И. Дубровин) и “Русский народный союз имени Михаила Архангела” (В. М. Пуришкевич). Идейная основа - теория официальной народности (“православие, самодержавие и народность”): сохранение самодержавной формы правления, защита интересов великороссов и т. д. В борьбе за претворение в жизнь своей программы черносотенцы не только использовали думскую трибуну, но и прибегали к насильственным методам (еврейские погромы и т. п.). Таким образом, в России сложилась многопартийная система, действовали разные политические силы.

Ссоры