Первичные и вторичные группы как субьекты социальных отношений. Воздействие первичных групп на деятельность вторичных групп

В социологии существует еще один, несколько иной подход к подразделению на первичную и вторичную социализацию. Согласно ему, социализация делится на первичную и вторичную в зависимости от того, кто выступает в качестве главного ее агента. При таком подходе первичной социализацией именуется процесс, который протекает в рамках малых - прежде всего первичных - групп (а они, как правило, бывают неформальными). Вторичная же социализация протекает в ходе жизнедеятельности в рамках формальных институтов и организаций (детский сад, школа, вуз, производство). Такой критерий носит нормативно-содержательный характер: первичная социализация протекает под пристальным взором и решающим влиянием неформальных агентов, родителей и сверстников, а вторичная - под влиянием норм и ценностей формальных агентов, или институтов социализации, т. е. детского сада, школы, производства, армии, милиции и т. д.

Первичными группами называются малые контактные сообщества, где люди знают друг друга, где между ними существуют неформальные, доверительные отношения (семья, соседская община). Вторичными группами называются достаточно большие по размерам социальные множества людей, между которыми существуют преимущественно формальные отношения, когда люди относятся друг к другу не как к индивидуальным и неповторимым личностям, а в соответствии с тем формальным статусом, которым они обладают.

Достаточно частое явление - вхождение первичных групп во вторичные в качестве составных частей.

Основная причина, по которой первичная группа является важнейшим агентом социализации, состоит в том, что для индивида первичная группа, к которой он принадлежит, выступает одной из важнейших референтных групп. Этим термином обозначают ту группу (реальную или воображаемую), система ценностей и норм которой выступает для индивида своеобразным эталоном поведения. Человек всегда - вольно или невольно - соотносит свои намерения и поступки с тем, как могут их оценить те, чьим мнением он дорожит, независимо от того, наблюдают они за ним реально или только в его воображении. Референтной1 может быть и та группа, к которой индивид принадлежит в данный момент, и та группа, членом которой он был прежде, и та, к которой он хотел бы принадлежать. Персонифицированные образы людей, составляющих референтную группу, образуют «внутреннюю аудиторию», на которую человек и ориентируется в своих помыслах и поступках.

Как мы уже говорили, первичная группа - это обычно семья, группа ровесников, дружеская компания. Типичными же примерами вторичных групп являются армейские подразделения, школьные классы, производственные коллективы. Некоторые вторичные группы, например профсоюзы, можно рассматривать как ассоциации, в которых, по крайней мере, некоторые их члены взаимодействуют между собой, в которых имеется единая, разделяемая всеми членами нормативная система и какой-то общий, разделяемый всеми членами смысл корпоративного существования. В соответствии с указанным подходом первичная социализация протекает в первичных группах, а вторичная - во вторичных группах.

Первичные социальные группы - это сфера личностных отношений, т. е. неформальных. Неформальным называется такое поведение между двумя и большим количеством людей, содержание, порядок и интенсивность которого не регулируется никаким документом, но определяется участниками самого взаимодействия.

Пример - семья.

Вторичные социальные группы - это сфера деловых отношений, т. е. формальных. Формальными называются такие контакты (или взаимоотношения), содержание, порядок, время и регламент которых регулируется каким-либо документом. Пример - армия.

Обе группы - первичная и вторичная - равно как и оба типа отношений - неформальные и формальные - жизненно необходимы каждому человеку. Однако время, уделяемое им, и степень их влияния по- разному распределяются на разных отрезках жизни. Для полноценной социализации индивиду необходим опыт общения в тех и других средах. Таков принцип разнообразия социализации: чем более гетерогенный характер носит опыт общения и взаимодействия индивида с его социальным окружением, тем полноценнее протекает процесс социализации.

Процесс социализации включает не только тех, кто обучается и усваивает новые знания, ценности, обычаи, нормы. Важной составляющей этого процесса выступают и те, кто влияет на процесс научения, в решающей степени формирует его. Их называют агентами социализации. К этой категории можно отнести и конкретных людей, и социальные институты. Индивидуальными агентами социализации могут быть родители, родственники, приходящие няни, друзья семьи, учителя, тренеры, подростки, лидеры молодежных организаций, врачи и т. п. В роли коллективных агентов выступают социальные институты (к примеру, главным агентом первичной социализации выступает семья).

Агенты социализации - это конкретные люди (или группы людей), ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей.

Институты социализации - социальные институты и учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его: школа и вуз, армия и милиция, контора и фабрика и др.

Первичные (неформальные) агенты социализации - родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, близкие и дальние родственники, приходящие няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи, лидеры молодежных группировок. Термин «первичные» относится в рамках данного контекста ко всему, что составляет непосредственное, или ближайшее, окружение человека. Именно в этом смысле социологи говорят о малой группе как первичной. Первичная среда - это не просто ближайшая к человеку, но и важнейшая для формирования его личности, поскольку она стоит на первом месте и по степени значимости, и по частоте и плотности контактов между ним и всеми ее членами.

Вторичные (формальные) агенты социализации - представители формальных групп и организаций: администрации школы, университета, предприятия, офицеры и чиновники армии, полиции, церкви, государства, а также те, контакты с которыми носят опосредованный характер, - сотрудники телевидения, радио, печати, партий, суда и т. д.

Неформальные и формальные агенты социализации (как мы уже указывали, иногда это могут быть целые институты) по-разному влияют на человека, но и те и другие воздействуют на него на протяжении всего его жизненного цикла. Однако воздействие неформальных агентов и неформальных отношений обычно достигает своего максимума в начале и в конце человеческой жизни, а действие формально-деловых отношений с наибольшей силой чувствуется им в середине жизни.

Достоверность приведенного суждения очевидна даже с точки зрения здравого смысла. Ребенок, так же как и старик, тянется к родным и близким, от помощи и защитных действий которых целиком зависит его существование. Старики и дети заметно менее других мобильны в социальном плане, более беззащитны, они менее активны и в политическом, и в экономическом, и в профессиональном отношении. Дети еще не стали производительной силой общества, а старики уже перестали ею быть; и те и другие нуждаются в поддержке зрелых родственников, находящихся в активной жизненной позиции.

После 18-25 лет человек начинает активно заниматься профессионально-производственной деятельностью или бизнесом и делать свою карьеру. Начальники, партнеры, коллеги, товарищи по учебе и работе - вот те люди, к мнению которых зрелый человек больше всего прислушивается, от которых он получает больше всего нужной ему информации, которые определяют его служебный рост, оклад, престиж и многое другое. Часто ли звонят своим «маменькам» повзрослевшие дети-бизнесмены, которые, кажется, совсем недавно держались за материнскую руку?

Среди первичных агентов социализации в указанном выше смысле не все играют одинаковую роль и обладают равным статусом. Бесспорно, что по отношению к ребенку, проходящему первичную социализацию, в преимущественном положении находятся родители. Что же касается сверстников (тех, кто играет с ним в одной песочнице), то они просто равны ему по статусу. Они прощают ему многое из того, что не прощают родители: ошибочные решения, нарушение нравственных принципов и социальных норм, бесцеремонность и т. д. Каждая социальная группа может дать индивиду в процессе социализации не более того, чему они сами обучены или в чем сами социализированы. Иначе говоря, у взрослых ребенок учится тому, как «правильно» быть взрослым, а у ровесников - как «правильно» быть ребенком: играть, драться, хитрить, тому, как относиться к противоположному полу, дружить и быть справедливым.

Малая группа ровесников (Peer group) 151 на этапе первичной социализации выполняет важнейшую социальную функцию: она облегчает переход от состояния зависимости к независимости, от детства к взрослости. Современная социология указывает, что этот тип коллективности играет особенно важную роль на этапе биологического и психологического созревания. Именно юношеские группы ровесников имеют отчетливо выраженную тенденцию к обладанию: 1) довольно высокой степенью солидарности; 2) иерархической организацией; 3) кодексами, которые отрицают ценности и опыт взрослых или даже противостоят им. Родители вряд ли научат тому, как быть лидером или добиться лидерства в компании сверстников. В каком-то смысле ровесники и родители воздействуют на ребенка в противоположных направлениях, при этом нередко первые сводят на нет усилия вторых. Родители и в самом деле нередко смотрят на ровесников своих детей как на своих конкурентов в борьбе за влияние на них.

Первичные и вторичные группы как субьекты социальных отношений. Воздействие первичных групп на деятельность вторичных групп.

Наряду с рассмотренными общностями, в современных странах активную роль играют так называемые социальные группы. Социальная группа определяется как некᴏᴛᴏᴩое множество людей, имеющих какой-либо общий социальный признак. Именно такая группа реализует определœенную функцию в обществе.

В отличие от рассмотренных выше общностей, социальная группа обладает следующими особенностями:

в ней существуют устойчивые взаимодействия людей, что способствует прочности и устойчивости группы на протяжении длительного времени;

в ней относительно высокая степень сплоченности;

состав группы весьма однороден: она характеризуется аналогичным набором признаков и особенностей;

может входить в состав более широких общностей в качестве составного элемента͵ не теряя при ϶ᴛᴏм ϲʙᴏей специфики.

Стоит сказать - полезно выделять первичные и вторичные социальные группы.

Первичные социальные группы

К первичным социальным группам ᴏᴛʜᴏϲᴙтся общности, характеризующиеся высоким уровнем эмоциональных связей, близости и солидарности.

Характерными признаками первичной группы будут:

немногочисленный состав;

пространственная близость членов группы;

относительная устойчивость и длительность существования;

общность ценностей, норм и форм поведения;

добровольный характер связей людей;

моральные и неформальные способы обеспечения дисциплины.

К первичным группам относится семья, школьный класс, группа, курс в учебном заведении, круг друзей и единомышленников. В первичной группе человек получает первоначальную социализацию, знакомится с образцами поведения, оценивает старших, возникающих ʼʼестественных лидеровʼʼ, овладевает социальными нормами, ценностями и идеалами. Развиваясь в первичных группах, человек осознает и ϲʙᴏю связь с определœенными социальными общностями, с обществом в целом.

Социология проводит специальные исследования особенностей возникновения и функционирования первичных групп, поскольку именно в них закладываются многие особенности менталитета͵ идеологии и социального поведения взрослых граждан. В последние годы данным проблемам уже посвящены кандидатские и докторские диссертации.

Первичные группы - ϶ᴛᴏтрадиционно малые группы.

Вторичные социальные группы

Вторичная социальная группа представляет собой общность, в кᴏᴛᴏᴩой связи и взаимодействия участников имеют неэмоциональный, чаще всœего прагматический характер.
Размещено на реф.рф
Вторичная группа чаше всœего нацелена на некᴏᴛᴏᴩую цель. В таких группах преобладают обезличенные отношения, индивидуальные качества личности не имеют особого значения, ценится, главным образом, способность выполнять определœенные функции.

Во вторичных социальных группах не исключены и эмоциональные связи, но их главные функции - достижение поставленных целœей. В составе вторичной группы могут существовать и действовать и некᴏᴛᴏᴩые первичные группы.

Как правило, вторичные группы будут многочисленными. Размер группы оказывает значительное влияние на внутригрупповые взаимодействия и на общие социальные отношения. К ϶ᴛᴏму типу групп относится, к примеру, электорат какой-либо партии, а также различные движения по интересам (спортивные болельщики, объединœения автолюбителœей, любители Интернета). Вторичные группы объединяют людей по этническому принципу, по профессиям, по демографическому основанию и т. п.

Первичные и вторичные группы как субьекты социальных отношений. Воздействие первичных групп на деятельность вторичных групп. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Первичные и вторичные группы как субьекты социальных отношений. Воздействие первичных групп на деятельность вторичных групп." 2017, 2018.

Первичные и вторичные группы

Первичная группа - это группа, в которой связь поддерживается непосредственными личными контактами, высокоэмоциональным вовлечением членов в дела группы, что ведет членов к высокой степени отождествления себя с группой. Первичной группе свойственна высокая степень солидарности, глубоко развитое чувство "мы".

Г.С.Антипина выделяет следующие характерные для первичных групп черты: "малочисленный состав, пространственная близость их членов, непосредственность, интимность отношений, длительность существования, единство цели, добровольность вступления в группу и неформальный контроль за поведением членов" .

Впервые понятие "первичная группа" было введено в 1909 г. Ч.Кули применительно к семье, в которой между членами складываются устойчивые эмоциональные отношения. Ч.Кули считал семью "первичной", потому что она является первой группой, благодаря которой осуществляется процесс социализации младенца. К "первичным группам" он также относил группы друзей и группы ближайших соседей [см. об этом: 139. С.330-335].

Позднее данный термин стал использоваться социологами при изучении любой группы, которой были присущи тесные личные отношения между ее членами. Первичные группы выполняют как бы роль первичного связующего звена между обществом и личностью. Благодаря им человек осознает свою принадлежность к определенным социальным общностям и способен участвовать в жизни всего общества.

Значение первичных групп очень велико, в них, особенно в период раннего детства, происходит процесс первичной социализации индивида. Сначала семья, а затем первичный учебный и трудовой коллективы оказывают огромное воздействие на положение личности в обществе. Первичные группы формируют личность. В них происходит процесс социализации личности, освоение образцов поведения, социальных норм, ценностей и идеалов. Каждый индивид находит в первичной группе интимную среду, симпатии и возможности реализации личных интересов.

Первичная группа - это чаще всего неформальная группа, так как формализация ведет к превращению ее в группу другого типа. Например, если формальные связи начинают играть важную роль в семье, то она распадается как первичная группа и преобразуется в формальную малую группу.

Ч.Кули отмечал две основные функции малых первичных групп:

1. Выступать источником моральных норм, которые человек получает в детстве и которыми руководствуется в течение всей своей последующей жизни.

2. Выступать средством поддержки и стабилизации взрослого человека [см.: II. С.40].

Вторичная группа - это группа, организованная для реализации определенных целей, внутри которой почти отсутствуют эмоциональные отношения и в которой преобладают предметные контакты, чаще всего опосредованные. Члены данной группы имеют институционализированную систему отношений, а их деятельность регулируется правилами. Если первичная группа всегда ориентирована на взаимосвязи между ее членами, то вторичная - на цель. Вторичные группы, как правило, совпадают с большими и формальными группами, которые имеют институционализированную систему отношений, хотя малые группы также могут быть вторичными.

Основное значение в этих группах придается не личностным качествам членов группы, а их умению выполнять определенные функции. Например, на заводе должность инженера, секретаря, стенографистки, рабочего может занимать любой человек, который обладает необходимой для этого подготовкой. Индивидуальные особенности каждого из них для завода безразличны, главное, чтобы они справлялись со своей работой, тогда завод может функционировать. Для семьи или группы игроков (например, в футбол) индивидуальные особенности, личностные качества каждого уникальны и значат очень много, и ни одного из них поэтому нельзя просто так заменить другим.

Так как во вторичной группе все роли уже четко распределены, то ее члены очень часто мало знают друг о друге. Между ними, как известно, нет эмоциональных отношений, что свойственно для членов семьи и друзей. Например, в организациях, связанных с трудовой деятельностью, основными будут производственные отношения. Во вторичных группах не только роли, но и способы коммуникации уже заранее четко расписаны. В связи с тем, что проведение личной беседы не всегда бывает возможным и эффективным, коммуникация часто приобретает более формальный характер и осуществляется благодаря телефонным звонкам и различным письменным документам.

Например, школьный класс, студенческая группа, производственная бригада и т.д. всегда внутренне разделены на первичные группы индивидов, симпатизирующих друг другу, между которыми возникают более или менее часто межличностные контакты. При руководстве вторичной группой обязательно следует учитывать первичные социальные образования.

Ученые-теоретики отмечают, что в течение последних двухсот лет произошло ослабление роли первичных групп в обществе. Проведенные западными социологами в течение нескольких десятилетий социологические исследования подтвердили, что в настоящее время господствуют вторичные группы. Но также были получены многочисленные данные, свидетельствующие, что первичная группа все еще вполне устойчива и является важным связующим звеном между личностью и обществом. Исследования первичных групп проводились в нескольких областях: выяснялась роль первичных групп в промышленности, во время стихийных бедствий и т.д. Изучение поведения людей в разных условиях и ситуациях показало, что первичные группы все еще играют важную роль в структуре всей социальной жизни общества Референтная группа, как отмечает Г.С.Антипина. - "это реальная или воображаемая социальная группа, система ценностей и норм которой выступает для индивида эталоном" .

Открытие феномена "референтной группы" принадлежит американскому социальному психологу Г.Хаймену (Hyman H.H. The psychology of ststys. N.I. 1942). Данный термин был перенесен в социологию из социальной психологии. Психологи на первых порах под "референтной группой" понимали такую группу, стандартам поведения которой индивид подражает и нормы и ценности которой усваивает.

В ходе ряда экспериментов, которые Г.Хаймен проводил на студенческих группах, им было выявлено, что часть членов малых групп разделяет нормы поведения. принятые не в той группе, в которую они входят, а в какой-то иной, на которую они ориентируются, Т.е. принимают нормы групп, в которые они не включены реально. Такие группы Г.Хаймен назвал референтными группами. По его мнению, именно "референтная группа" помогала разъяснить тот "парадокс, почему некоторые индивиды не ассимилируют54 позиции групп, в которые они непосредственно включены" [цит. по: 7. С.260], а усваивают образцы и стандарты поведения других групп, членами которых они не являются. Поэтому, для того чтобы объяснить поведение индивида, важно изучать ту группу, к которой индивид себя "относит", которую принимает в качестве эталона и на которую "ссылается", а не ту, которая его непосредственно "окружает". Таким образом, сам термин родился от английского глагола to refer, Т.е. ссылаться на что-либо.

Другой американский психолог М.Шериф, с его именем связано окончательное утверждение понятия "референтная группа" в американской социологии, рассматривая малые группы, влияющие на поведение индивида, разделил их на два вида: группы членства (членом которых индивид является) и нечленские, или собственно референтные группы (членом которых индивид не является, но с ценностями и нормами которых соотносит свое поведение) [см.: II. С.56-57]. В данном случае понятия референтной и членской группы рассматривались уже как противоположные.

Позднее другими исследователями (Р.Мертон, Т.Ньюком) понятие "референтная группа" было распространено на все объединения, которые выступали для индивида эталоном при оценке им собственного социального положения, действий, взглядов и т.д. В связи с этим в качестве референтной группы стала выступать как группа, членом которой уже являлся индивид, так и группа, членом которой он хотел бы быть или был раньше.

"Референт-группой" для индивида, указывает Я.Ще-паньский, является такая группа, с которой он себя добровольно идентифицирует, Т.е. "ее образцы и правила, ее идеалы становятся идеалами индивида, и роль, навязанная группой, выполняется преданно, с глубочайшим убеждением" .

Таким образом, в настоящее время в литературе встречается двоякое употребление термина "референтная группа". В первом случае под ней подразумевается группа, противостоящая группе членства. Во втором случае - группа, возникающая внутри группы членства, Т.е. круг лиц, выбранных из состава реальной группы как "значимый круг общения" для индивида. Принятые группой нормы становятся лично приемлемыми для индивида только тогда, когда они приняты этим кругом лиц [см.: 9. С.197],

Экспериме́нты А́ша (Asch Conformity Experiments ), опубликованные в 1951 году, были серией исследований, которые внушительно продемонстрировали власть конформизма в группах.

В экспериментах во главе с Соломоном Ашем студентов просили, чтобы они участвовали в проверке зрения. В действительности в большинстве экспериментов все участники, кроме одного, были «подсадными утками», а исследование заключалось в том, чтобы проверить реакцию одного студента на поведение большинства.

Участники (реальные подопытные и «подсадные утки») были усажены в аудитории. В задачу студентов входило объявление вслух их мнения о длине нескольких линий в ряде показов. Их спрашивали, какая линия была длиннее, чем другие, и т. п. «Подсадные утки» давали один и тот же, явно неправильный ответ.

Когда подопытные отвечали правильно, многие из них испытывали чрезвычайный дискомфорт. При этом 75 % подопытных подчинились существенно ошибочному представлению большинства по крайней мере в одном вопросе. Общая доля ошибочных ответов составила 37 %, в контрольной группе один ошибочный ответ дал только один человек из 35-ти. Когда же «заговорщики» не были единодушны в своём суждении, подопытные гораздо чаще не соглашались с большинством. Когда независимых испытуемых было двое, или когда один из подставных участников получал задание давать правильные ответы, ошибка падала более чем в четыре раза. Когда кто-то из подставных давал неверные ответы, но так же не совпадающие с основным, ошибка также сокращалась: до 9-12 % в зависимости от радикализма «третьего мнения».

Социальная группа определяется как некоторое множество людей, имеющих какой-либо общий социальный признак. Такая группа выполняет определенную функцию в обществе.

В отличие от рассмотренных выше общностей, социальная группа обладает следующими особенностями:

  • в ней существуют устойчивые взаимодействия людей, что способствует прочности и устойчивости группы на протяжении длительного времени;
  • в ней относительно высокая степень сплоченности;
  • состав группы весьма однороден: она характеризуется аналогичным набором признаков и особенностей;
  • может входить в состав более широких общностей в качестве составного элемента, не теряя при этом своей специфики.

Полезно выделять первичные и вторичные социальные группы.

Первичные социальные группы

К первичным социальным группам относятся , характеризующиеся высоким уровнем эмоциональных связей, близости и солидарности. Эта солидарность может иметь групповой уровень, а может иметь и общественный размах.

Характерными признаками первичной группы являются:

  • немногочисленный состав;
  • пространственная близость членов группы;
  • относительная устойчивость и длительность существования;
  • общность ценностей, норм и форм поведения;
  • добровольный характер связей людей;
  • моральные и неформальные способы обеспечения дисциплины.

К первичным группам относится , школьный класс, группа, курс в учебном заведении, круг друзей и единомышленников. В первичной группе человек получает первоначальную социализацию, знакомится с образцами поведения, оценивает старших, возникающих «естественных лидеров», овладевает социальными нормами, ценностями и идеалами. Развиваясь в первичных группах, человек осознает и свою связь с определенными социальными общностями, с обществом в целом.

Социология проводит специальные исследования особенностей возникновения и функционирования первичных групп, поскольку именно в них закладываются многие особенности менталитета, идеологии и социального поведения взрослых граждан. В последние годы этим проблемам уже посвящены кандидатские и докторские диссертации.

Первичные группы — это, как правило, малые группы.

Вторичные социальные группы

Вторичная социальная группа представляет собой общность, в которой связи и взаимодействия участников имеют неэмоциональный, чаще всего прагматический характер. Вторичная группа чаше всего ориентирована на некоторую цель. В таких группах преобладают обезличенные отношения, индивидуальные качества личности не имеют особого значения, ценится, главным образом, способность выполнять определенные функции.

Во вторичных социальных группах не исключены и эмоциональные связи, но их главные функции — достижение поставленных целей. В составе вторичной группы могут существовать и действовать и некоторые первичные группы.

Как правило, вторичные группы являются многочисленными. Размер группы оказывает значительное влияние на внутригрупповые взаимодействия и на общие социальные отношения. К этому типу групп относится, например, электорат той или иной партии, а также различные движения по интересам (спортивные болельщики, объединения автолюбителей, любители Интернета). Вторичные группы объединяют людей по этническому принципу, по профессиям, по демографическому основанию и т. п.

В нашей стране принято различать формальные и неформальные группы.

Формальной группой считается социальная общность, положение которой регламентируется нормативными документами — законами, нормами, уставами, служебными инструкциями и т. п. В советское время положение различных общностей в стране определялось уставом КПСС и постановлениями се руководящих органов. Поэтому устав любой общественной организации в СССР содержал положение о признании «руководящей роли партии».

В некоторых случаях к типу формальных групп относят и учреждения массового характера, создаваемые властями или гражданами с разрешения властей для реализации некоторых определенных задач. Среди таких учреждений называют школу, армию, предприятие, банк и т. п. Такие учреждения имеют четкую структуру, иерархию, строгое разделение труда, а отношения между людьми регламентируются правилами и внутренними регламентами.

Следует добавить, что понятием «формальные группы» в ряде случаев пользуются для обозначения учреждений и организаций, существующих лишь на бумаге, и, естественно, не играющих заявленной роли в общественной жизни. К этому типу групп можно отнести «трудовые коллективы», о создании которых было объявлено в законе СССР 1984 года. Этим трудовым коллективам были предоставлены столь широкие полномочия, что реализовать их они не имели никакой возможности. Они должны были контролировать работу депутатов Верховного Совета, местных органов управления, суда и т. д., определять программу работы предприятия и учреждения, обсуждать и высказывать свое мнение по всем вопросам, касающимся страны. Отсюда их формальный характер. Естественно, что последующее законодательство забыло о трудовых коллективах.

Социология подчеркивает, что особенность такого рода групп состоит именно в том, что они преследуют реальные цели. И дело не в том, что групп, не соответствующих этим свойствам, не бывает. Они возникают, создаются, но продолжительность их с ществования незначительна.

Неформальными группами считаются обычно такие, которые не предусмотрены в юридических нормах, программах и политических документах. Они отличаются самодеятельным характером. В некоторых случаях такие группы приобретают значительное распространение и влияние. Это относится, например, к НПО — «неправительственным организациям». В конечном итоге институтам власти приходится их признавать и переводить в разряд «формальных организаций». Неформальные группы возникают спонтанно на основе инициативы одного или нескольких лиц. Тем не менее, существуют различные правовые нормы, регулирующие возникновение и деятельность таких самодеятельных групп. В принципе для получения правового статуса юридического лица группа должна зарегистрироваться в соответствующем государственном учреждении.

Для некоторых групп установлен разрешительный принцип регистрации, то есть группа должна получить официальное разрешение. Для других групп установлен заявительный принцип, то есть создаваемое объединение просто информирует государственный орган о своем создании. Такой порядок установлен, например, для создания профсоюза, малого предприятия без образования юридического лица и т. д. Заметим по этому поводу, что в некоторых странах такая уведомительная процедура осуществляется по почте, что устраняет опасность коррупции и длительной бюрократической волокиты.

В неформальных группах самодеятельного типа действуют дружеские отношения, отсутствует жесткая иерархия и дисциплина. Численность такого рода групп, как правило, невелика. Они построены по принципу «близости» — территориальной, эмоционально-психологической или по общности интересов (соседи, охотники, болельщики, сверстники, друзья, туристы). Отношения внутри таких групп имеют личностный характер, большую роль играют симпатии, привычки, традиции, взаимоуважение.

Неформальные группы не являются закрытыми в том смысле, что их члены могут одновременно входить в другие сообщества и действовать в них.

К особому типу групп относятся разнообразные «тайные» объединения, которые существуют практически во всех странах. В случае если такие группы начинают нарушать законы, они вызывают повышенное внимание правоохранительных учреждений.

В то же время исследование таких групп довольно затруднительно, поскольку они редко допускают в свои ряды чужаков и не делятся с ними своими намерениями.

Независимо от того, к какому типу относятся рассмотренные общественные группы, все они играют и могут играть важную роль в общественной и политической жизни страны.

Из всего сказанного вытекает важный вывод о необходимости серьезных научных исследований всех происходящих в обществе процессов, особенно не поддающихся непосредственному наблюдению.

ПЕРВИЧНАЯ ГРУППА

ПЕРВИЧНАЯ ГРУППА

термин, введенный Кули для обозначения такой реальной группы взаимосвязанных людей, к-рая характеризуется: а) личностными, интимными, аффективными связями; б) непосредственным, "лицом к лицу", общением; в) относит. устойчивостью; г) малым размером. Первый является основным. В П. г. (семья , группа соседей, компания подростков, группа близких друзей и т.п.) к человеку определяется уникальными особенностями его личности. Отсюда – большая роль личных симпатий, отсутствие шаблона и формализма, неформальный . В отношениях с др. группами члены П. г. обычно выступают как целое – "Мы", идентифицируя себя друг с другом. В других социальных группах и образованиях (гос-во, армия, большой город, политич. партия и т.д.) к человеку подходят как к представителю определ. социального стереотипа. Отношение к нему носит односторонний , определяясь к.-л. объективным признаком: занимаемой должностью, или расой, или полом, или размером дохода и т.п. Здесь связей между людьми больше, но они безличны, поверхностны, неустойчивы во времени и пространстве и часто не требуют личного контакта. Пытаясь конкретизировать П. г., нек-рые последователи Кули предлагают различать традиционные (примордиальные) П. г., дружеские или личностные (сформированные по взаимной симпатии) П. г. и идеологич. П. г. (возникшие на основе сильно переживаемых общих ценностей). Критикуя Кули, многие бурж. социологи отмечают, что на практике П. г." в чистом виде" встречаются крайне редко. Поэтому предлагается различать интимные (аффективные, основанные на симпатиях) группы и группы утилитарные; группы прямого контакта (группы присутствия) и группы, не связанные непосредств. общением; оригинальные группы и производные и т.д. Мн. совр. социологи говорят о первичных и вторичных отношениях, представляя их как полюса нек-рого абстрактного континуума, по к-рому раскладываются реальные отношения людей в зависимости от того, воспринимаются партнеры как уникальные человеч. личности или же только как носители определ. социальных функций.

В социологии и социальной психологии П. г. рассматривается как важнейшее социализации и социального контроля. П. г. потому прежде всего и названа первичной, что именно здесь впервые знакомится с обществом, усваивает осн. ценности, нормы поведения и т.п. Здесь же формируется и подкрепляется его о собств. "я". Эмпирически установлено, что ослабление "первичных" связей коррелируется с ростом психич. расстройств, преступности, самоубийств, алкоголизма, дезертирства (из армии, а также из семьи, с произ-ва и т.д.) и т.п. Распад связей "первичного" типа – одна из центр. проблем бурж. социологии.

Кули считал, что П. г. первична не только для индивида, но и для общества, поскольку социальные институты вырастают на базе идей, заложенных в П. г. Вытеснение "первичных" отношений "вторичными" одни бурж. социологи объясняют психологич. причинами, другие – ростом индустриализации и разделения труда. Объединяет их непонимание того факта, что решающее воздействие на отношения между людьми оказывает экономич. базис общества. Именно в условиях капитализма в отношениях людей друг к другу не остается ничего, "...кроме голого интереса, бессердечного „чистогана“" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 426). Любовь и , семья и соседство не могут избежать этого влияния. Вот почему П. г., если ее понимать как некий внеисторич. , оказывается безжизненной абстракцией.

В сов. лит-ре отмечается, что "...непосредственного перехода от целого коллектива и личности нет, а есть только переход через посредство первичного коллектива..." (Макаренко А. С., Соч., т. 5, 1958, с. 164). "На нем лежит первая перед обществом, он несет на себе первый перед всей страной, только через каждый его член входит в " (там же, с. 355). Первичный коллектив является "ячейкой", "клеточкой" общества, подверженной действию общих законов социального организма. Однако большую роль здесь играют и межличностные связи. Видимо, дальнейшее изучение первичного коллектива потребует вычленения в нем различных типов связей и форм контроля и соответственно введения нек-рых дополнит. категорий.

Лит.: Залужный А. С., Учение о коллективе. Методология, М.–Л., 1930; Шнирман А. Л., Черты первичного коллектива учащихся в средней школе, Л., 1955 (Уч. зап. Ленингр. гос. пед. ин-та, т. 12. Кафедра психологии); Макаренко А. С., Семья и детей, Соч., т. 4, Μ., 1957; его же, Методика организации воспитат. процесса, там же, т. 5, М., 1958; его же, Мои педагогич. воззрения, там же; его же, Проблемы воспитания в сов. школе, там же; его же, Цель воспитания, там же; Морено Дж., Социометрия, пер. с англ., М., 1958; Беккер Г. и Босков А., Совр. социологич. в ее преемственности и изменении, пер. с англ., М., 1961: Коллектив и развитие личности школьника, Л., 1962 (Уч. зап. Ленингр. гос. пед. ин-та, т. 232); Xарчев А. Г., Брак и семья в СССР, М., 1964; Кон И. С., Позитививм в социологии, Л., 1964; Социология в СССР, т. 1, М., 1965, разд. 4; Сооlеу Сh. H., Human nature and the social order, N. Y.–Chi.–Boston, ; его же, Social organization, N. Y., 1909; его же, Social process, N. Y., 1918; Freud S., Massenpsychologie und Ich-Analyse, Lpz.–W., 1921; Mayo Ε., The human problems of an industrial civilization, N. Y., 1933; Mead G., Mind, self and society, Chi., 1934; Ηomans G. С., The human group, N. Y., ; Shils Ε. Α., Primary groups in the American army, в кн.: Continuities in social research. Studies in the scope and method of "The American soldier", ed. by R. Merton and P. F. Lazarsfeld, Glencoe (Ill.), 1950; его же, Primary groups, в кн.: The policy sciences recent developments in scope and method, ed. by D. Lerner and H. D. Lasswell, Stanford, 1951; Rоhrer J. H. and Sherif M., Social psychology at the crossroads, Ν. Υ., 1951; Parsons T., The social system, Glencoe, 1952; Research methods in the behavioral sciences, ed. by L. Festinger and D. Katz, N. Y., 1953; Gross E., Some functional consequences of primary controls in formal work organization, "American Sociological Review", 1953, No 18; Small groups, ed. by P. A. Hare, E. F. Borgatta, R. F. Bales, N. Y., 1955; Parsons Т., Вales R. F., Family, socialization and interaction process, Glencoe (Ill.), 1955; Sargent S. and Williamson R., Social psychology, 2 ed., Ν. Υ., 1958; Ogburn W. and Nimkоff M., Sociology, 3 ed, Boston, 1958; Shibutany T., Society and personality, N. Y., 1961; Group dynamics, research and theory, ed. by D. Cartwright and A. Zander, 2 ed., Evanston (Ill.), 1962.

В. Ольшанский. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .


Смотреть что такое "ПЕРВИЧНАЯ ГРУППА" в других словарях:

    первичная группа - В системах с частотным уплотнением группа из 12 аналоговых каналов, которая обычно занимает спектр от 60 до 108 кГц (basic group А) и реже от 12 до 60 кГц (basic group В). Каждая первичная группа состоит из 4 трехканальных групп (предгрупп), а… …

    См. ГРУППА ПЕРВИЧНАЯ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

    ПЕРВИЧНАЯ ГРУППА - (primary group) малая группа, вроде семьи, друзей или коллег по работе. Кули (1909) классифицировал группы на первичные, имеющие собственные нормы поведения и предполагающие множество интеракций лицом к лицу, и вторичные, которые благодаря… … Большой толковый социологический словарь

    Первичная группа - – малая социальная группа, члены которой связаны личными и продолжительными отношениями … Словарь-справочник по социальной работе

    первичная группа каналов тональной частоты системы передачи с ЧРК - первичная группа Совокупность двенадцати каналов тональной частоты системы передачи ЧРК или четырех предгрупп, занимающих в диапазоне частот смежные участки с общей шириной 48 кГц. [ГОСТ 22832 77] Тематики системы передачи Синонимы первичная… … Справочник технического переводчика

    первичная группа цифровых сигналов электросвязи - первичная группа Многоканальный цифровой сигнал электросвязи, характеризующийся скоростью передачи символов 2,048 млн. с 1. [ГОСТ 22670 77] Тематики сети передачи данных Синонимы первичная группа EN primary block … Справочник технического переводчика

    первичная группа стержней останова - (напр. жидкометаллического быстрого ядерного реактора) [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN primary shutdown rods … Справочник технического переводчика

    Первичная группа каналов тональной частоты системы передачи с ЧРК - 11. Первичная группа каналов тональной частоты системы передачи с ЧРК Первичная группа D. Primargruppe Е. Group F. Groupe primaire Совокупность двенадцати каналов тональной частоты системы передачи ЧРК или четырех предгрупп, занимающих в… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Первичная группа цифровых сигналов электросвязи - 106. Первичная группа цифровых сигналов электросвязи Первичная группа Primary block Многоканальный цифровой сигнал электросвязи, характеризующийся скоростью передачи символов 2,048 млн. с 1

Чувства