Снг объявило. Статус Украины в СНГ

СНГ возникло в результате распада СССР на постсоюзном экономическом пространстве. Соглашение об образовании СНГ было подписано руководителями Белоруссии, РСФСР и Украины в декабре 1991 г., к которому впоследствии присоединились другие республики бывшего СССР, за исключением Латвии, Литвы и Эстонии. В состав СНГ входят 11 стран: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина (Грузия вышла из состава). Доля стран СНГ в мировом ВВП составляет менее 5%.

При создании СНГ государства - учредители этой организации ставили следующие задачи:

Провести процедуру ликвидации СССР, раздела союзного наследства, обретения каждым участником полного суверенитета и международного признания с наименьшими издержками,

Создать на базе бывших союзных республик общее экономическое, научно-техническое, информационное и гуманитарное пространство, учитывая тот факт, что все члены СНГ длительное время составляли единый народнохозяйственный комплекс в рамках единого государства.

Сегодня, в результате непоследовательностичцействий некоторых стран-членов и сохраняющихся существенных различий в их интересах, СНГ переживает сложные времена. Содружество достаточно успешно решило первую задачу: с минимальными политическими издержками произошло становление суверенитета союзных республик. Однако вторая задача - создание действующего экономического содружества - пока не решена. Поэтому одной из характерных особенностей сегодняшнего сотрудничества в рамках СНГ является «разноуровневая» интеграция.

Евразийское Экономическое Сообщество (ЕврАзЭС) Договор об учреждении ЕврАзЭС был заключен в октябре 2000 г. Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, Россией и Таджикистаном. 25 января 2006 г. на саммите ЕврАзЭС в Санкт-Петербурге в Сообщество был принят Узбекистан. Задачами объединения являются:

Завершение оформления в полном объеме режима свободной торговли,

Формирование единых таможенных тарифов и единой системы мер нетарифного регулирования,

Установление общих правил торговли товарами и услугами и их доступа на внутренние рынки,

Выработка согласованной позиции государств - членов Сообщества во взаимоотношениях с ВТО (Всемирной Торговой Организацией) и другими международными экономическими организациями,

Создание унифицированной системы таможенного регулирования.

Основная цель ЕврАзЭС - создание единого экономического пространства на территории шести указанных государств.

Высшим органом ЕврАзЭС является Межгосударственный совет, который собирается не реже одного раза в год на уровне глав государств и не реже двух раз в год - на уровне глав правительств. Постоянно действующими органами ЕврАзЭС являются: Интеграционный комитет, Межпарламентская ассамблея,

Суд сообщества. По решению Межгосударственного совета в странах - членах Сообщества могут открываться представительства Интеграционного комитета.

Союз Беларуси и России

Является наиболее продвинутой формой интеграции стран СНГ. Договор о создании союза был подписан в декабре 1999 г., которому предшествовало подписание:

В 1995 г. Соглашения о Таможенном союзе, к которому в 1995-1999 гг. присоединились Казахстан, Киргизия и Таджикистан, "

В апреле 1996 г. Договора об образовании Сообщества Белоруссии и России,

В апреле 1997 г. Договора о Союзе Беларуси и России.

В декабре 1999 г. был подписан договор о создании Союзного государства Российской федерации и Республики Беларусь. При этом сохранялся национальный суверенитет стран-участников с одновременным формированием союзных государственных органов и наднациональных органов управления. Россия и Беларусь остаются полноправными членами международного сообщества и сохраняют свое членство в международных организациях. Каждая из сторон сохраняет и свои обязательства и права по международным договорам.

Целями Союзного государства являются:

Формирование единого экономического пространства,

Осуществление единой социальной политики,

Проведение согласованной оборонной и внешней политики.

6.3. Европейский Союз: этапы эволюции, механизм функционирования

Европейский Союз образовался как европейское экономическое сообщество (ЕЭС) в 1967 г. после слияния региональных организаций: Европейского объединения угля и стали (ЕОУС, 1951 г.); Римского договора 1957 г. опоздании ЕЭС; Европейского сообщества по атомной энергии (ЕВРАТОМ).

С 1 января 1994 г. на основе Маастрихтского 1 договора 1992 г. ЕЭС стало называться Европейским Союзом. В настоящее время ЕС представляет собой крупнейшее экономическое и политическое интеграционное объединение, в состав которого входят 27 европейских государств с территорией более 4,2 млн кв. км и населением более 484 млн человек. Это: Бельгия, Германия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция-страны-родоначальницы ЕС; Великобритания, Ирландия и Дания, присоединившиеся к сообществу в 1973 г.; Греция, вступившая в Сообщество в 1981 г.; Испания и Португалия, имеющие членство в Сообществе с 1986 г.; Финляндия, Швеция и Австрия, вошедшие в состав Сообщества в 1995 г,; Венгрия, Польша, Чехия, Словакия, Словения, Латвия, Литва, Эстония, Мальта и Кипр, вошедшие в состав ЕС в мае 2004 г.; Болгария и Румыния, вступившие в ЕС с 1 января 2007 г.

Одной из основных задач Маастрихтского договора явилось завершение экономической интеграции путем создания" Экономического и валютного союза (ЭВС). При этом подчеркивалось, что ЭВС с единой для стран-участниц валютой (Евро) будет включать в свой состав только те страны, которые выполнят требования взаимной адаптации экономических систем. К таким требованиям относятся:

Дефицит государственного бюджета вступающих в ЭВС стран не должен превышать 3% ВВП,

Накопленный государственный долг не должен превышать 60% ВВП,

Уровень инфляции в стране за предшествующие ее вступлению в ЭВС 12 месяцев не должен превышать более чем на 1,5 процентных пункта средний уровень инфляции трех стран ЕС, добившихся самой низкой инфляции,

Соблюдение, по крайней мере, в Течение двух лет установленных пределов курсовых колебаний, обеспечиваемых механизмом валютных курсов Европейской валютной системы (страны, вступающие в ЭВС, в этот период не должны девальвировать по собственной инициативе курс национальной валюты по отношению к валюте любого другого государства - члена ЕС),

Долгосрочные процентные ставки (измеряемые по их уровню за последние 12 месяцев) во вступающей в ЭВС стране не должны более чем на два процентных пункта отличаться от среднего уровня этих ставок по крайней мере трех стран ЕС, добившихся наибольшей стабильности этого показателя.

Сегодня 16 стран ЕС соответствуют вышеуказанным стандартам и имеют общую валюту - евро: Австрия, Бельгия, Германия, Голландия, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Португалия, Финляндия и Франция, Греция, Словения, Кипр, Мальта и Словакия.

В своей эволюции ЕС прошел все формы интеграции: зону свободной торговли; таможенный союз; экономический и валютный союз; политический союз,

Процесс начался 9 мая 1950 г. речью министра иностранных дел Франции Роберта Шумана, предложившего объединить угольную и сталелитейную промышленность Франции и Федеративной Республики Германии. Эта концепция была реализована в 1951 г. Парижским Договором о создании Европейского сообщества угля и стали, членами которого стали: Бельгия, Франция, ФРГ, Италия, Люксембург и Нидерланды.

В 1957 г. Римский Договор установил Европейское экономическое сообщество и Европейское сообщество по атомной энергии. Они, соответственно, были нацелены на создание таможенного союза и ломку внутренних торговых барьеров внутри Сообщества, а также развитие ядерной энергии в мирных целях. Этот этап характеризовался созданием зоны свободной торговли (1958-1966 гг.).

В 1967 г. произошло слияние исполнительных органов трех Сообществ (Европейского объединения угля и стали, Европейского сообщества по атомной энергии, Европейского экономического сообщества), в результате чего была создана интеграционная группировка - Европейское сообщество с такими основными институтами, как Европейская Комиссия, Совет, Парламент и Суд. Происходит формирование таможенного союза (1968-1986 гг.) и дальнейшее расширение сферы деятельности ЕС.

В 1971 г. заключено Соглашение о создании зоны свободной торговли между ЕС и ЕАСТ. К этому же этапу относится и начало интеграции в валютно-финансовой сфере. В 1972 г. было введено совместное плавание валют некоторых стран - членов ЕС в определенных пределах (+2,25 - «валютная змея»), а с 1979 г. -начала функционировать европейская валютная система.

Следующий этап - создание общего рынка (1987-1992 гг.). На основе Единого Европейского акта, а также подписанного в 1985 г. документа «White Рарег» о программе создания внутреннего рынка страны ЕС ликвидировали оставшиеся барьеры на пути передвижения товаров и факторов производства.

Последним этапом в процессе европейской интеграции стал Маастрихтский Договор 1992 г. Это этап создания экономического союза (с 1993 г. по настоящее время).

Механизм функционирования ЕС основывается, прежде всего, на политико-правовой системе управления, в которую входят как общие или межгосударственные органы, так и элементы национально-государственного регулирования. В качестве межгосударственных органов управления ЕС выступают:

1. Совет Европейского союза (СЕС). Он не реже двух раз в год проводит сессии на уровне глав государств и правительств, а также регулярно собирается на уровне различных министров (иностранных дел, экономики, финансов, сельского хозяйства и др.). 1

2. Комиссия ЕС (КЕС) - исполнительный орган, своего рода правительство ЕС, претворяющее в жизнь решения СЕС.

3. Европейский парламент (ЕП) с резиденцией в Страсбурге. Избирается с 1979 г. прямым голосованием граждан во всех странах - членах ЕС.

4. Европейский суд, обеспечивающий правильную интерпретацию и реализацию нормативных актов (законодательства) ЕС.

5. Европейский социальный фонд ориентации и гарантирования сельского хозяйства (ФЕОГА), т который приходится большая часть бюджета ЕС

6. Европейский социальный фонд, облегчающий перемещение рабочей силы внутри ЕС и ее адаптацию к изменяющимся условиям в интеграционном пространстве.

7. Европейский фонд регионального развития, содействующий структурной перестройке слабо индустриально развитых или депрессивных регионов.

8. Европейский инвестиционный банк, созданный на основе долевого участия стран - членов ЕС в его основном капитале. Имея функции коммерческого банка, он предоставляет кредиты государственным структурам стран - членов ЕС.

Крупнейшие международные торговые объединения

Европа:

    ЕАСТ (европейская ассоциация свободной торговли)

Америка:

    НАФТА (североамериканское объединение свободной торговли)

    МЕРКОСУР (южноамериканский общественный рынок)

    КАРИКОМ (карибское сообщество)

Азия:

    АТЭС (азиатско-тихоокеанское экономическое содружество)

    АСЕАН (ассоциация государств юго-восточной Азии)

    СААРК (ассоциация регионального содружества южной Азии)

Африка:

    САДК (южно-африканский комитет развития)

    ЭКОВАС (экономическое сообщество стран западной Африки)

    КОМЕСА (общий рынок)

Основные региональные интеграционные объединения

ЕС – 27 стран (на 2011 г.)В Европейский союз входят 27 государств.doc

Не хотят вступать в ЕС:

Швейцария, Лихтенштейн, Норвегия, Исландия

Стремятся вступить в ЕС:

Хорватия, Македония, Сербия, Албания, Босния, Черногория

Для того, чтобы войти в Европейский валютный союз (16 стран на 2009 год) необходимо удовлетворять следующим критериям:

    низкие темпы инфляции;

    низкий уровень процентных ставок;

    бюджетная дисциплина;

    стабильная валюта.

Великобритания, Швеция, Дания не согласились на введение евро.

ЕАСТ – создан в 1960г. как альтернатива ЕС. Входило 7 государств, теперь – 4 (Исландия, Норвегия, Швейцария, Лихтенштейн).

НАФТА – США, Канада, Мексика. Причины создания:

    влияние транснациональных компаний;

    противодействие ЕС;

    сохранение конкурентоспособности.

АТЭС – создан в 1989г. Штаб-квартира – Сингапур, входит 21 государство.

СНГ – создан в 1991г. Входило 12 государств, сейчас – 11. (11 бывших союзных республик: Азербайджана , Армении , Белоруссии , Казахстана , Киргизии , Молдавии , России , Таджикистана , Туркменистана , Узбекистана и Украины (из бывших союзных республик отсутствовали Латвия , Литва , Эстония и Грузия ).(СНГ было основано главами БССР.doc )

На просторах СНГ существует несколько альтернативных интеграционных объединений :

    ОДКБ (организация договора о коллективной безопасности) – 7 государств.ОДКБ.doc

    ЕврАзЭС (евразийское экономическое сообщество) – 6 государств. Евразийское экономическое сообщество.doc

    ШОС (шанхайское организационное сотрудничество) ШОС.doc

    ЕЭП (единое экономическое пространство). ТС и ЕЭП.doc

    ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдова).

    СДВ (содружество демократического выбора).Содружество демократического выбора.doc

    МЕРКОСУР (южно-американский общественный рынок): Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай, Венесуэла). МЕРКОСУР.doc

СНГ — Содружество Независимых Государств — аббревиатура названия нового объединения бывших союзных республик СССР, ставших независимыми государствами после распада в 1991 году Советского Союза

Образование Содружества Независимых Государств (СНГ) произошло 8 декабря 1991 года в результате подписания в Вискулях (Бресткая область, Белоруссия) главами России, Украины и Белоруссии соответствующего соглашения

Список стран-членов СНГ (2016 год)

  • Азербайджан
  • Армения
  • Белоруссия
  • Казахстан
  • Киргизия
  • Молдавия
  • Россия
  • Таджикистан
  • Узбекистан

    Членами СНГ являются те государства, которые в течение 1 года (с 22 января 1993 по 22 января 1994 года) приняли на себя обязательства, вытекающие из Устава, принятого 22 января 1993 года Советом глав государств. Украиной и Туркменией Устав не подписан

    Кроме того, в Уставе СНГ существует понятие государства-учредителя СНГ. Государством-учредителем СНГ считается то государство, праламент которого ратифицировал Соглашение о создании СНГ от 8 декабря 1991 года и Протокол к этому Соглашению от 21 декабря 1991 года. Туркмения эти документы ратифицировала. Украина ратифицировала только Соглашение. Таким образом, Украина и Туркмения являются учредителями СНГ, но не его членами

    Протокол от 21 декабря 1991 года не ратифицирован так же парламентами России и Украины и 5 марта 2003 года комитет Госдумы Федерального собрания РФ по делам СНГ пришёл к заключению, что Российская Федерация де-юре не является государством - учредителем СНГ и государством - членом

История создания СНГ

  • 1991, 8 декабря — главами Украины, России и Белоруссии Кравчуком, Ельциным и Шушкевичем подписано соглашение о и создании СНГ (Беловешское Соглашение)
  • 1991, 10 декабря — Соглашение ратифицировано парламентами Белоруссии и Украины

Ратификация — это придание юридической силы документу (например, договору) утверждением его соответствующим органом каждой из сторон. То есть ратификация — это согласие государства выполнять условия договора

  • 1991, 12 декабря — Соглашение ратифицировано Верховным Советом РФ
  • 1991, 13 декабря — встреча в Ашхабаде (Туркмения) глав Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана. которые выразили согласие на вхождение их стран в СНГ
  • 1991, 21 декабря — в Алма-Ате руководители Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Украины приняли Декларацию о целях и принципах СНГ и подписали Протокол к соглашению о создании СНГ

    Протокол
    к Соглашению о создании Содружества Независимых Государств, подписанному 8 декабря 1991 года в г. Минске Республикой Беларусь, Российской Федерацией (РСФСР), Украиной
    Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Молдова, Российская Федерация (РСФСР), Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина на равноправных началах и как Высокие Договаривающиеся Стороны образуют Содружество Независимых Государств.
    Соглашение о создании Содружества Независимых Государств вступает в силу для каждой из Высоких Договаривающихся Сторон с момента его ратификации.
    На основе Соглашения о создании Содружества Независимых Государств и с учетом оговорок, сделанных при его ратификации, будут выработаны документы, регламентирующие сотрудничество в рамках Содружества.
    Настоящий Протокол является составной частью Соглашения о создании Содружества Независимых Государств.
    Совершено в г. Алма-Ате 21 декабря 1991 года в одном экземпляре на азербайджанском, армянском, белорусском, казахском, кыргызском, молдавском, русском, таджикском, туркменском, узбекском и украинском языках. Все тексты имеют одинаковую силу. Подлинный экземпляр хранится в архиве Правительства Республики Беларусь, которое направит Высоким Договаривающимся Сторонам заверенную копию настоящего Протокола

  • 1991, 30 декабря — в Минске на ещё одной встрече глав государств СНГ учрежден высший орган СНГ — Совет глав государств
  • 1992, 9 октября — создан телеканал СНГ «Мир»
  • 1993, 22 января — в Минске принят Устав СНГ
  • 1993, 15 марта — Казахстан первым из пост-советских республик ратифицировал Устав СНГ
  • 1993, 9 декабря — Устав СНГ ратифицировала Грузия
  • 1994, 26 апреля — Молдавия последней из пост-советских республик ратифицировала Устав СНГ
  • 1999, 2 апреля — создан Исполнительный комитет СНГ
  • 2000, 21 июня — создан Антитеррористический центр СНГ
  • 2008, 14 августа — Парламент Грузии принял решение о выходе страны из СНГ
  • 2009, 18 августа — Грузия официально перестала быть членом СНГ

Цели СНГ

  • Сотрудничество в экономике
  • Сотрудничество в сфере экологии
  • Сотрудничество в сфере обеспечения прав и свобод граждан СНГ
  • Сотрудничество в военной области

Сохранилось объединённое командование военно-стратегическими силами и единый контроль над ядерным оружием, сообща решаются вопросы обороны и охраны внешних границ

  • Сотрудничество в развитии систем транспорта, связи, энергетики
  • Сотрудничество в борьбе с преступностью
  • Сотрудничество в миграционной политике

Руководящие органы СНГ

  • Совет глав государств СНГ
  • Совет глав правительств СНГ
  • Исполнительный комитет СНГ
  • Совет министров иностранных дел СНГ
  • Совет министров обороны СНГ
  • Совет министров внутренних дел стран СНГ
  • Совет объединенных вооруженных сил стран СНГ
  • Совет командующих пограничными войсками стран СНГ
  • Совет руководителей органов безопасности стран СНГ
  • Межгосударственный экономический совет СНГ
  • Межпарламентская ассамблея СНГ

    28 октября 2016 года в Минске состоялось заседание Совета глав правительств стран-участниц Содружества Независимых Государств (СНГ). Лидер Белоруссии Лукашенко: «…критическая масса накопившихся вопросов вызывает у нас в Белоруссии тревожные настроения по поводу перспектив …СНГ…Усилилась обоснованная критика в наших странах в связи с неудовлетворенностью как темпами, так и практическими результатами развития интеграции. Слышны тревожные сигналы от бизнеса… стоит критически посмотреть и на правовую базу СНГ. За 25 лет мы подписали немыслимый объем решений, договоров и соглашений. Все ли они сегодня актуальны и нужны? Мне очень хочется, чтобы в период председательства России в 2017 году мы смогли получить четкие ответы: во имя чего все эти годы велась интеграция и какая цель в конечном итоге преследуется?»

Содружество Независимых Государств (СНГ ) - региональная международная организация (международный договор), призванная регулировать отношения сотрудничества между странами, ранее входившими в состав СССР. СНГ не является надгосударственным образованием и функционирует на добровольной основе.

Создание организации

СНГ было основано главами БССР, РСФСР и УССР путём подписания 8 декабря 1991 года в Вискулях (Беловежская пуща) под Брестом (Белоруссия) «Соглашения о создании Содружества Независимых Государств» (известно в СМИ как Беловежское соглашение).

В документе, состоявшем из Преамбулы и 14 статей, констатировалось, что Союз ССР прекращал своё существование как субъект международного права и геополитической реальности. Однако, основываясь на исторической общности народов, связях между ними, учитывая двусторонние договоры, стремление к демократическому правовому государству, намерение развивать свои отношения на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета, стороны договорились об образовании Содружества Независимых Государств.

Уже 10 декабря соглашение было ратифицировано Верховными Советами Белоруссии и Украины, а 12 декабря - Верховным Советом России. Российский парламент ратифицировал документ подавляющим большинством голосов: «за» - 188 голосов, «против» - 6 голосов, «воздержались» - 7. 13 декабря в городе Ашхабад состоялась встреча президентов пяти центральноазиатских государств, входивших в состав СССР: Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана. Итогом стало Заявление, в котором страны выразили согласие войти в организацию, но при условии обеспечения равноправного участия субъектов бывшего Союза и признания всех государств СНГ в качестве учредителей. Впоследствии Президент Казахстана Н. Назарбаев предложил собраться в Алма-Ате для обсуждения вопросов и принятия совместных решений.

В организованной специально для этих целей встрече приняли участие главы 11 бывших союзных республик: Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Украины (из бывших союзных республик отсутствовали Латвия, Литва, Эстония и Грузия). Результатом стало подписание 21 декабря 1991 года Алма-Атинской декларации, в которой излагались цели и принципы СНГ. В ней закреплялось положение о том, что взаимодействие участников организации «будет осуществляться на принципе равноправия через координирующие институты, формируемые на паритетной основе и действующие в порядке, определяемом соглашениями между участниками Содружества, которое не является ни государством, ни надгосударственным образованием». Также сохранялось объединённое командование военно-стратегическими силами и единый контроль над ядерным оружием, фиксировалось уважение сторон к стремлению к достижению статуса безъядерного и (или) нейтрального государства, приверженность сотрудничеству в формировании и развитии общего экономического пространства. Констатировался факт о прекращении существовании СССР с образованием СНГ.

Алма-Атинская встреча стала важной вехой в государственном строительстве на постсоветском пространстве, так как она завершила процесс преобразования бывших республик СССР в суверенные государства (ССГ). Последними государствами, ратифицировавшими Алма-Атинскую декларацию, стали Азербайджан (24 сентября 1993 года) и Молдавия (8 апреля 1994 года), до этого являвшиеся ассоциированными членами организации. В 1993 году действительным членом СНГ стала Грузия.

Первые годы существования организации в большей степени были посвящены организационным вопросам. На первой встрече глав государств СНГ, которая состоялась 30 декабря 1991 года в Минске, было подписано «Временное соглашение о Совете глав государств и Совете глав правительств Содружества Независимых Государств», по которому учреждался высший орган организации, Совет глав государств. В нём каждое государство имеет один голос, а решения принимаются на основе консенсуса. Кроме того, было подписано «Соглашение Совета Глав Государств-участников Содружества Независимых Государств о Вооруженных Силах и Пограничных войсках», по которому государства-участники подтверждали своё законное право на создание собственных Вооружённых Сил.

Организационный этап завершился в 1993 году, когда 22 января, в Минске, был принят «Устав Содружества Независимых Государств», основополагающий документ организации. 15 марта 1996 Государственная Дума РФ приняла Постановление № 157-II ГД «О юридической силе для Российской Федерации - России результатов референдума СССР 17 марта 1991 года по вопросу о сохранении Союза ССР»; пункт 3-й гласил: «Подтвердить, что Соглашение о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 года, подписанное Президентом РСФСР Б. Н. Ельциным и государственным секретарём РСФСР Г. Э. Бурбулисом и не утверждённое Съездом народных депутатов РСФСР - высшим органом государственной власти РСФСР - не имело и не имеет юридической силы в части, относящейся к прекращению существования Союза ССР».

Крупнейшие города СНГ - Москва, Санкт-Петербург, Ташкент, Киев, Баку, Минск, Алма-Ата.

Государства-члены организации

Согласно действующему Уставу Содружества Независимых Государств государствами-учредителями организации являются те государства, которые к моменту принятия Устава подписали и ратифицировали Соглашение о создании СНГ от 8 декабря 1991 года и Протокол к этому Соглашению от 21 декабря 1991 года. Государствами-членами Содружества является те государства-учредители, которые приняли на себя обязательства, вытекающие из Устава, в течение 1 года после его принятия Советом глав государств.

Для вступления в организацию потенциальный член должен разделять цели и принципы СНГ, приняв на себя обязательства содержащиеся в Уставе, а также получить согласие всех государств-членов. Кроме того, Уставом предусматриваются категории ассоциированных членов (это государства, участвующие в отдельных видах деятельности организации, на условиях, определяемых соглашением об ассоциированном членстве) и наблюдателей (это государства, чьи представители могут присутствовать на заседаниях органов Содружества по решению Совета глав государств).

Действующим Уставом регламентируется порядок выхода государства-члена из Содружества. Для этого государство-член за 12 месяцев до выхода должно известить в письменном виде депозитария Устава. При этом государство обязано полностью выполнить обязательства, возникшие в период участия в Уставе.

Государство

Дата ратификации
Устава СНГ

не подписано

не подписано

не подписано

не подписано

не подписан

не подписан

не подписано

  • Туркмения: на казанском саммите СНГ, состоявшемся 26 августа 2005 года, Туркменистан заявил о том, что будет участвовать в организации в качестве «ассоциированного члена» .
  • Украина: Украина не ратифицировала Устав СНГ, поэтому де-юре она не является государством-членом СНГ, относясь к государствам-учредителям и государствам-участникам Содружества.
  • Грузия: 3 декабря 1993 года Грузия ратифицировала Протокол к Соглашению о создании СНГ, 19 апреля 1994 года - устав СНГ. 12 августа 2008 года президент Грузии Михаил Саакашвили заявил о желании выхода государства из состава СНГ, 14 августа 2008 года грузинским парламентом было принято единогласное (117 голосами) решение о выходе Грузии из организации. Согласно Уставу СНГ (статья 9 раздела I) государство-член вправе выйти из Содружества. О таком намерении оно извещает письменно депозитария настоящего Устава за 12 месяцев до выхода. При этом обязательства, возникшие в период участия в настоящем Уставе, связывают соответствующие государства до их полного выполнения 9 октября 2008 года министр иностранных дел России РФ Сергей Лавров сообщил, что Совет глав МИД стран СНГ принял формальное решение о прекращении членства Грузии в Содружестве с августа 2009 года 18 августа 2009 года Грузия официально покинула СНГ.
  • Монголия участвует в некоторых структурах СНГ в качестве наблюдателя
  • Афганистан в 2008 году заявил о своём желании вступить в СНГ, является наблюдателем в Межпарламентской ассамблее.

В разные годы заявляли о своём намерении войти в СНГ власти ряда непризнанных государств, автономных регионов, а также государств-членов ООН. Практического продолжения такие декларации до сих пор не имели. Заявления самопровозглашённых государственных образований, по всей вероятности, следует рассматривать как элемент борьбы этих государственных образований за получение самостоятельности, поскольку о реальной возможности осуществления такого шага говорить не приходится. Согласно Уставу СНГ, для принятия нового члена этой организации с самостоятельным статусом требуется согласие уже существующих участников, что фактически означало бы поощрение сепаратизма на территории государств-партнёров и могло привести к непредсказуемым последствиям. Такие декларации делали:

  • декабрь 1991 и август 1992 (парламент), январь 1996, май 2006, сентябрь 2008 - президент Республики Абхазия,
  • август 1993 - парламент НКР
  • декабрь 1991, май 1992, январь 1993 (парламент), январь 1994 и май 2006 - президент Приднестровской Молдавской Республики
  • декабрь 1996 (президент), июль 1998 - парламент и президент Чеченской республики Ичкерия
  • 26 декабря 1991 - Татарстан («Декларация о вхождении Республики Татарстан в СНГ»)
  • декабрь 1991 и май 1992 (парламент), март 1994 - президент Республики Крым (Крым как часть Украины уже является наблюдателем в СНГ)
  • февраль 1995 - президент Республики Сербская Краина в Хорватии
  • 11 апреля 1999 - президент Союзной Республики Югославия.

Цели организации

СНГ основано на началах суверенного равенства всех его членов, поэтому все государства-члены являются самостоятельными субъектами международного права. Содружество не является государством и не обладает наднациональными полномочиями.

Основными целями организации являются:

  • сотрудничество в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях;
  • всестороннее развитие государств-членов в рамках общего экономического пространства, межгосударственной кооперации и интеграции;
  • обеспечение прав и свобод человека;
  • сотрудничество в обеспечении международного мира и безопасности, достижение всеобщего и полного разоружения;
  • взаимная правовая помощь;
  • мирное разрешение споров и конфликтов между государствами организации.

К сферам совместной деятельности государств-членов относятся:

  • обеспечение прав и основных свобод человека;
  • координация внешнеполитической деятельности;
  • сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, таможенной политики;
  • сотрудничество в развитии систем транспорта, связи;
  • охрана здоровья и окружающей среды;
  • вопросы социальной и миграционной политики;
  • борьба с организованной преступностью;
  • сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ.

Органы СНГ

Высшим органом организации является Совет глав государств СНГ, в котором представлены все государства-члены и который обсуждает и решает принципиальные вопросы, связанные с деятельностью организации. Совет глав государств собирается на заседания два раза в год. Совет глав правительств СНГ координирует сотрудничество органов исполнительной власти государств-членов в экономической, социальной и иных областях общих интересов. Собирается четыре раза в год. Все решения как в Совете глав государств, так и в Совете глав правительств, принимаются на основе консенсуса. Главы двух этих органов СНГ председательствуют поочерёдно в порядке русского алфавита названий государств-членов Содружества.

  • Кучма, Леонид Данилович
  • Путин, Владимир Владимирович
  • Медведев, Дмитрий Анатольевич (2010)

Постоянно действующий орган СНГ - Исполком СНГ в Минске (Белоруссия).

  • Владимир Путин.
  • Сергей Лавров

Исполнительные секретари СНГ

Должность исполнительного секретаря введена в 1993 году:

Другие органы СНГ

  • Совет министров иностранных дел СНГ
  • Совет министров обороны СНГ
  • Совет министров внутренних дел государств-участников СНГ
  • Совет объединенных вооруженных сил СНГ
  • Совет командующих пограничными войсками СНГ
  • Совет руководителей органов безопасности и специальных служб государств-участников СНГ
  • Межгосударственный экономический совет СНГ
  • Экономический суд
  • Статистический комитет СНГ
  • Финансово-банковский совет СНГ
  • Антитеррористический Центр государств-участников СНГ
  • Комиссия по правам человека и др.
  • Координационно-консультативный комитет СНГ
  • Исполнительный комитет СНГ
  • Межгосударственный экономический комитет СНГ
  • Экономический совет СНГ
  • Межгосударственный банк

Альтернативные интеграционные формы

СНГ как международная организация имеет слишком небольшое количество «точек соприкосновения» между его членами. Это заставляет лидеров стран Содружества искать альтернативные интеграционные варианты. На пространстве СНГ сформировалось несколько организаций с более конкретными общими целями и проблемами:

  • Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в которую входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан,Узбекистан.
    • - Задача ОДКБ - координация и объединение усилий в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Благодаря этой организации, созданной 7 октября 2002, Россия сохраняет своё военное присутствие в Центральной Азии.
  • Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) - Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан
    • - Приоритетные направления деятельности - наращивание товарооборота между странами-участниками, интеграция в финансовой сфере, унификация таможенных и налоговых законов. ЕврАзЭС начинался в 1992 с Таможенного союза, образованного для снижения таможенных барьеров. В 2000 Таможенный союз перерос в сообщество пяти стран СНГ, в котором Молдавия и Украина имеют статус наблюдателей.
  • Центральноазиатское сотрудничество (ЦАС) - Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Таджикистан, Россия (с 2004). 6 октября 2005 на саммите ЦАС принято решение, в связи с предстоящим вступлением Узбекистана в ЕврАзЭС, подготовить документы для создания объединённой организации ЦАС-ЕврАзЭС - то есть фактически решено упразднить ЦАС.
  • Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) - Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан, КНР
  • Единое экономическое пространство (ЕЭП) - Белоруссия, Казахстан, Россия, Украина
    • - Договорённость о перспективе создания Единого экономического пространства, в котором не будет таможенных барьеров, а тарифы и налоги будут единые, достигнута 23 февраля 2003, но создание отложено до 2005. (Об отношении нового руководства Украины к участию в этом объединении государств см. Внешняя политика Украины).
  • Союзное государство России и Белоруссии.

Во всех этих организациях Россия фактически выступает в роли лидирующей силы (только в ШОС она делит эту роль с Китаем).

Грузия, Украина, Азербайджан и Молдавия являются членами ГУАМ - организации, созданной в октябре 1997 года и названной по первым буквам названий её участников.

2 декабря 2005 было объявлено о создании Содружества демократического выбора (СДВ), в которое вошли Украина, Молдавия, Литва, Латвия, Эстония, Румыния, Македония, Словения и Грузия. Инициаторами создания Сообщества стали Виктор Ющенко и Михаил Саакашвили. В декларации о создании сообщества отмечается: «участники будут поддерживать развитие демократических процессов и создание демократических институтов, обмениваться опытом в укреплении демократии и уважении прав человека, а также координировать усилия по поддержке новых и возникающих демократических обществ».

СНГ - военные организации

На сентябрьском (2004 года) саммите СНГ в Астане (Казахстан) принято решение реформировать структуры СНГ - в частности, создать Совет безопасности СНГ по борьбе с терроризмом.

В настоящее время в рамках СНГ существуют две параллельные коллективные военные структуры.

Одна из них - Совет министров обороны СНГ, созданный в 1992 году для выработки единой военной политики. При нём существуют постоянный секретариат и Штаб по координации военного сотрудничества СНГ (ШКВС).

Вторая - Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). В рамках ОДКБ созданы коллективные силы быстрого развёртывания в составе нескольких батальонов мобильных войск, вертолётной эскадрильи, армейской авиации.

В 2002-2004 годах сотрудничество в военной области развивалось в основном в рамках ОДКБ. В ОДКБ регулярно проводятся совместные учения.

Одна из оборонных структур - это Объединённая система ПВО СНГ. В 2005 году в рамках СНГ утверждены ассигнования на ПВО в размере 2,3 млрд руб. против 800 млн руб. в 2004 году.

Главнокомандующий Объединенными Вооруженными Силами СНГ

  • Шапошников, Евгений Иванович (1992-1993)

Начальник Генерального штаба Объединенных Вооруженных Сил СНГ - первый заместитель Главнокомандующего Объединенными Вооруженными Силами СНГ

  • Самсонов, Виктор Николаевич (1992-1993)

Начальники Штаба по координации военного сотрудничества государств-участников СНГ

  1. Самсонов, Виктор Николаевич (1993-1997)
  2. Прудников, Виктор Алексеевич (1997-2001)
  3. Яковлев, Владимир Николаевич (2001-2006)

Секретари Совета министров обороны государств-участников СНГ

  1. Ивашов, Леонид Григорьевич (1992-1996)
  2. Волков, Василий Петрович (1996-1999)
  3. Синайский, Александр Сергеевич (с 1999)

Россия и СНГ

В июле 2004 на заседании Совета безопасности РФ, посвящённом политике России в СНГ, Владимир Путин, находившийся в то время в должности президента, признал: «Мы подошли к определённому рубежу в развитии СНГ. Либо мы добьёмся качественного укрепления СНГ, создадим на его базе реально работающую, влиятельную в мире региональную структуру, либо нас неизбежно ждёт „размывание“ этого геополитического пространства и, как следствие, окончательное падение интереса к работе в Содружестве среди его государств-участников».

В марте 2005, после того как российское руководство потерпело целый ряд ощутимых политических провалов в отношениях с бывшими республиками СССР (Грузия, Украина, Молдавия), и в самый разгар кризиса власти в Киргизии, Владимир Путин высказался уже более категорично: «Все разочарования - от избытка ожиданий… Если кто-то ожидал от СНГ каких-то особых достижений в экономике, политике или в военной сфере, естественно, этого не было, так как и быть не могло. Цели программировались одни, а на деле процесс после распада СССР проходил по-другому…». Как выразился Путин, СНГ создавалось для «цивилизованного развода» постсоветских стран, а всё остальное - «политическая шелуха и болтовня». Реальными же интеграционными инструментами, по его мнению, сейчас являются такие объединения, как ЕврАзЭс и создаваемое Единое экономическое пространство (ЕЭП). Что же касается СНГ, то оно, по словам Путина, играет роль «весьма полезного клуба для выявления взглядов руководителей государств на имеющиеся проблемы гуманитарного и экономического характера».

В связи с нарастанием центробежных процессов в СНГ, в последние годы неоднократно поднимался вопрос о необходимости его реформирования. При этом отсутствует единство мнений о возможных направлениях этого процесса. В июле 2006 года на неформальном саммите глав государств Содружества президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил свой вариант - он считает, что СНГ следует сосредоточиться на следующих областях сотрудничества:

  • согласованная миграционная политика;
  • развитие единых транспортных коммуникаций;
  • взаимодействие в научно-образовательной и культурно-гуманитарной сферах;
  • сотрудничество при борьбе с трансграничной преступностью.

Как отмечали некоторые СМИ, в 2006 году скептицизм в отношении жизнеспособности и эффективности СНГ был связан ещё и с торговыми войнами между Россией, с одной стороны, и Грузией, Молдавией, Украиной - с другой, но особенно - с резким обострением отношений между Россией и Грузией. Последние события, по мнению некоторых наблюдателей, поставили СНГ на грань выживания, поскольку российские санкции против страны, которая входит в СНГ, оказались беспрецедентными.

Кроме того, как отмечают многие обозреватели, к концу 2005 года политику России в отношении государств СНГ (и вообще постсоветских государств) стала «формировать» российская газовая монополия «Газпром». Цены на поставляемый природный газ превратились в действенный инструмент поощрения и наказания государств СНГ в зависимости от их политики в отношении России:

  • В июле 2005 года было объявлено о постепенном увеличении цен на газ для прибалтийских государств до общеевропейского уровня - 120-125 $. В 2005 году цена 1 тыс. м³ газа составляла 92-94 $ для Латвии, 85 $ - для Литвы, 90 $ - для Эстонии.
  • В сентябре 2005 года было объявлено об увеличении цены на газ для Грузии в 2006 с 62,5 до 110 $. На 2007 год «Газпром» предлагает газ Грузии уже по 235 $.
  • В ноябре 2005 года было объявлено об увеличении цен для Армении до 110 $ (контракт на 2005 год предусматривал поставку 1,7 млрд м³ по 54 $). Руководство Армении - стратегического союзника в России в Закавказье - высказало опасение, что республика не сможет позволить себе покупать газ по такой цене. Россия предложила предоставить Армении беспроцентный кредит для компенсации возросших цен на газ. В качестве альтернативного выхода было предложено передать в собственность России один из энергоблоков Разданской ТЭС и всю газотранспортную систему республики. Несмотря на предупреждения армянской стороны, что подобные шаги могут иметь негативные последствия для армяно-российских отношений, удалось лишь добиться отсрочки повышения цен до 1 апреля 2006.
  • В ноябре 2005 года было объявлено об увеличении цен для Молдавии в 2006 году до 160 $. В 2005 году «Газпром» поставлял Молдавии газ по 80 $ за 1 тыс. м³. На 2007 согласовано увеличение цены российского газа уже до 170 $.
  • В декабре 2005 года «Газпром» и Азербайджан договорились о переходе на оплату поставок и транзита газа по рыночным ценам. В 2006 году Азербайджан получал газ «Газпрома» уже по 110 $ за тысячу кубометров (в 2005 году - по 60 $). В 2007 году «Газпром» хочет поставлять газ уже по 235 $.
  • В декабре 2005 года разгорелся конфликт в отношении цен на газ на 2006 для Украины. Россия потребовала с 1 января 2006 повысить цену с 50 $ за 1 тыс. м³ до 160 $, а затем, поскольку переговоры не привели ни к каким результатам, - до 230 $. Соглашение о поставках газа в 2006 году (по цене 95 $) было подписано лишь 4 января 2006 (см. статью Внешнеэкономическая политика Украины).
  • Белоруссия в этом отношении, можно считать, занимает привилегированное положение. В марте 2005 года было объявлено о повышении тарифов на газ для Белоруссии, однако уже 4 апреля Владимир Путин пообещал сохранить отпускные цены на прежнем уровне, а 19 декабря была достигнута окончательная договоренность о поставке в Белоруссию в 2006 году 21 млрд м³ газа по 46,68 $ за 1 тыс. м³ (то есть цена осталась неизменной с прошлых лет). Сразу же после президентских выборов в Белоруссии вновь объявил о намерении повысить цену на газ. После длительного выяснения отношений цена на 2007-2011 годы была установлена на уровне 100 $/тыс. м³.

После того как Россия перешла на рыночные цены на газ, поставляемый партнёрам по СНГ, Содружество лишилось одного из объединяющих факторов - низких цен на газ и нефть. Одновременно на протяжении всего 2006 года российское руководство предпринимало усилия по формированию на базе СНГ некоего союза государств, связанных системой нефте- и газопроводов и признающих лидирующую и ключевую роль России как монопольного поставщика энергоресурсов в Европу со всего постсоветского пространства. Сопредельные государства в этой структуре должны играть роль либо поставщиков своего газа в российские трубопроводы (Туркмения, Казахстан, Узбекистан), либо транзитных стран (Украина, Белоруссия). Залогом энергетического союза должна была стать продажа энергетических и энерготранспортных активов или обмен ими. Так с Туркменией была достигнута договорённость об экспорте её газа через «Газпром». В Узбекистане российские компании осваивают местные месторождения энергоресурсов. В Армении «Газпром» получил в собственность магистральный газопровод из Ирана. С Молдавией достигнута договорённость о том, что «Молдовгаз», 50 % которого принадлежит «Газпрому», проведёт дополнительную эмиссию акций, которую Молдавия оплатит, внеся в компанию газораспределительные сети, а «Газпром» - денежные средства.

Межпарламентская ассамблея СНГ

В состав МПА входят члены парламентов стран-членов СНГ - России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Армении (с 1995), Азербайджана, Молдовы, Грузии (с 1997), Украины (с 1999).

Представлены партии: Единая Россия, Справедливая Россия, Коммунистическая партия Российской Федерации, Либерально-демократическая партия России, Родина, Народный блок Литвина, Партия регионов, Коммунистическая партия Украины, Батькивщина, Нур-Отан, Единый Азербайджан, Народная партия Армении, Партия коммунистов Республики Молдова, Партия регионов, Наша Украина, ЛДПУ, НДП, Адалет.

Председатель Ассамблеи - Сергей Миронов, председатель Совета Федерации Федерального собрания РФ. Место пребывания - Санкт-Петербург.

Критика

  • В новейшей истории стран - участниц СНГ не раз происходили конфликты и даже открытые военные столкновения, как внутригосударственные, так и межгосударственные (см. Горячие точки на постсоветском пространстве). До сих пор далека от разрешения проблема ксенофобии и нетерпимости на национальной почве, а также проблема нелегальной иммиграции. Распространены экономические конфликты, например между Белоруссией и Россией, Украиной и Россией по поводу сырьевых тарифов. Россию, как наиболее крупную и имеющий наивысший военный и экономический потенциал участницу СНГ, неоднократно обвиняли в нарушении фундаментальной договоренности по СНГ - неведении разведдеятельности внутри СНГ.
  • С точки зрения геополитики СНГ формально не имеет целью какой-либо возврат к прошлому, когда все современные суверенные государства входили в состав сначала Российской Империи, а позже СССР, однако на деле официальная власть России, как в собственных речах, так и через СМИ очень часто озвучивает критику властей других стран-участниц. Наиболее часто им приписывается неуважение к общему с Россией прошлому, действия под диктовку развитых стран Запада (прежде всего США), реваншистские настроения (представление событий Второй Мировой войны в противоречащем официальной советской, российской и общепризнанной мировой историографии свете).

25 лет назад в мире произошло одно из важнейших геополитических событий: распад Советского Союза с одновременным образованием Содружества Независимых Государств (СНГ).

2016-й год стал юбилейным для Содружества Независимых Государств (СНГ). К 25-летию объединения ТАСС собрал основные факты об организации, которая не является ни государством, ни надгосударственным образованием.

Как появилось СНГ?

  • 8 декабря 1991 года президент РСФСР Борис Ельцин, председатель Верховного Совета Белоруссии Станислав Шушкевич и президент Украины Леонид Кравчук в резиденции в Вискулях (Беловежская пуща, Белоруссия) констатировали распад СССР и подписали Соглашение о создании СНГ. В преамбуле документа подчеркивалось, что с этого момента СССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекратил свое существование.
  • 13 декабря о своем желании присоединиться к СНГ заявили лидеры других республик бывшего Союза.
  • 21 декабря 1991 года в Алма-Ате на встрече глав Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины была принята Алма-Атинская декларация и Протокол к Соглашению о создании СНГ.
  • Алма-Атинская встреча завершила процесс преобразования бывших республик СССР в суверенные государства. В Декларации подтверждалось взаимное признание суверенитета и нерушимости границ, подчеркивалось, что взаимодействие участников СНГ будет осуществляться на принципе равноправия через координирующие институты.

Кого объединяет СНГ?

СНГ – это региональная межгосударственная организация, объединяющая 11 стран постсоветского пространства

  • Азербайджан (1991)
  • Армения (1991)
  • Белоруссия (1991)
  • Казахстан (1991)
  • Киргизия (1991)
  • Молдавия (1991)
  • Россия (1991)
  • Таджикистан (1991)
  • Узбекистан (1991)
  • Украина (в статусе государства-участника - 1991)
  • Туркмения (в статусе ассоциированного члена - 2005)

Что значит "государство-член", "государство-участник" и "ассоциированный член"?

  • Государствами-членами Содружества, согласно Уставу, являются только государства-участники, присоединившиеся к Уставу СНГ в течение одного года после его принятия.
  • Устав Содружества был принят 22 января 1993 г., тогда же его подписали Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан. В том же году к Уставу присоединились Азербайджан и Грузия, в 1994 г. - Молдавия.
  • Украина и Туркменистан не являются полноправными членами, поскольку не ратифицировали Устав СНГ.
  • С декабря 1991 г. Украина имеет статус государства-участника.
  • Туркменистан являлся государством-участником с декабря 1991 г. до августа 2005 г., с августа 2005 г. – ассоциированный член. Статус ассоциированного члена предоставляется государству, желающему участвовать лишь в отдельных видах деятельности организации.
  • Ни в одном документе СНГ не проводится различие между статусом членов и участников Содружества.

Какой орган является высшим в СНГ?

  • Совет глав государств, в котором представлены все 11 стран.

Для решения каких задач существует объединение?

  • сотрудничество в политической, экономической, социальной, культурной и иных областях
  • создание общего экономического пространства
  • обеспечение прав и свобод человека, мира и безопасности
  • борьба с организованной преступностью
  • сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ и т.д.

Где находится штаб-квартира Исполнительного комитета объединения?

  • в Минске (Белоруссия)

Какой язык в СНГ является рабочим?

  • русский.

По какому принципу осуществляется председательство в организации?

  • Председательство в органах СНГ осуществляется поочередно каждым государством-участником Содружества в лице его представителя на основе принципа ротации, на срок не более одного года.
  • 1 января 2016 г. председательство в СНГ перешло к Киргизии.
  • Россия будет председательствовать в 2017 г.

Как вступить в объединение и выйти из него?

  • Устав Содружества предусматривает, что членом СНГ может стать любое государство, разделяющее цели и принципы организации и принимающее на себя обязательства, содержащиеся в Уставе, путем присоединения к нему с согласия всех государств-членов.
  • Согласно статье 9 Устава, государство-член вправе выйти из Содружества. Для этого необходимо за 12 месяцев до предполагаемого выхода письменно известить о своем намерении депозитария Устава СНГ (Белоруссия). При этом все обязательства данного государства, возникшие в период его участия в организации, должны быть полностью им выполнены.

Какие страны и при каких обстоятельствах пользовались правом выхода из СНГ?

  • Правом выхода из СНГ воспользовалась лишь одна страна - Грузия.
  • Решение о выходе Грузии из Содружества было принято руководством этой страны после грузино-югоосетинского конфликта в августе 2008 г.
  • 12 августа 2008 г. президент Грузии Михаил Саакашвили сделал заявление о выходе страны из СНГ.
  • 14 августа парламент республики принял постановление о выходе Грузии из трех соглашений: Соглашения о создании СНГ от 8 декабря 1991 г., Устава СНГ от 22 января 1993 г. и Договора о создании Экономического союза СНГ от 24 сентября 1993 г.
  • 18 августа МИД Грузии направил соответствующую ноту в Исполком СНГ. Решение вступило в силу спустя год.
  • С 18 августа 2009 г. Грузия не является государством - участником СНГ.

Какие страны и при каких обстоятельствах делали заявления о выходе из СНГ?

  • 19 марта 2014 г. директор департамента информационной политики украинского МИД Евгений Перебейнос сообщил , что Украина приостанавливает председательство в СНГ. Кроме того, "Украина оставляет за собой право рассмотреть целесообразность дальнейшего участия в деятельности СНГ".
  • Решение украинской стороной принято после проведения 16 марта референдума о статусе Крыма и Севастополя и вхождении их в состав России.
  • В 2014 г. неоднократно появлялись сообщения о возможности выхода Украины из СНГ, однако официальную заявку страна не подавала.

К сожалению, сегодня, когда со времён распада Советского Союза прошло уже двадцать лет, далеко не каждый знает, какие страны входят в СНГ. Это в особенности относится к современной молодёжи, к тем, кто родился и учился в постсоветской России. Для них СССР - это государство со страниц учебников истории двадцатого века, нереальное государство прошлого, с которым их ничего не связывает.

Между тем, бывшие союзные республики ныне поддерживают политические и экономические отношения в рамках СНГ - Содружества независимых государств. Сегодня состав СНГ - это все страны, входившие ранее в СССР, за исключением трёх государств Прибалтики. Латвия, Эстония и Литва нынче ориентируются исключительно на западную модель общественно-экономического и государственно-политического развития, а потому они предпочли не вступать в Содружество.

Итак, какие страны входят в состав СНГ сегодня? Во-первых, это Российская Федерация, Украина и Белоруссия, которые и основали данную организацию в декабре 1991 года. Стороны договорились уважать суверенитет друг друга и развивать межгосударственные связи и отношения в различных сферах жизни общества. Они подчеркнули то, что братские народы, которые раньше проживали в одном большом государстве, должны иметь возможность беспрепятственно общаться друг с другом, обмениваться опытом и чтить устоявшиеся традиции. Далее к организации присоединились Армения, Азербайджан, Грузия, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Молдавия и Киргизия. Все перечисленные государства ратифицировали основной документ СНГ - устав. Одним из положений устава является право страны на выход из Содружества с письменным уведомлением стран-участниц за год до такого выхода. В 2008 году грузинские власти воспользовались этим правом, и летом 2009 года Грузия официально покинула СНГ. Туркменистан участвует в работе СНГ в роли так называемого «ассоциированного члена». Это значит, что туркменская сторона вносит все необходимые взносы, но имеет только по тем вопросам, по которым ей такое право предоставлено организацией. Несмотря на то, что Украина выступала одним из основателей СНГ, эта страна до сих пор не ратифицировала Устав СНГ. Таким образом, юридически она не является членом организации, но фактически принимает участие во всех обсуждениях и оказывает влияние на работу Содружества.

Теперь, когда мы разобрались с тем, какие страны входят в СНГ, отметим основные договоры, принятые в рамках организации на сегодняшний день.

Особого внимания заслуживает членов СНГ в борьбе с нелегальной миграцией. Таким образом, с одной стороны, государства устанавливают более мягкий режим пересечения границ, закреплённый в Таможенном кодексе Таможенного союза, а с другой - стараются препятствовать незаконным перемещениям по территории постсоветского пространства.

Теперь вы знаете, какие страны входят в СНГ, и для чего была создана эта организация.

Чувства