Тематическая неделя старший дошкольный возраст экологическая тропа. Проект «Экологическая тропа на участке ДОУ

ПЛАН работы на экологической тропе:

«Все времена года на экологической тропинке»

Возраст детей: подготовительная группа.

Место проведения: экологическая тропинка на территории детского сада.

Видовые точки тропинки: «Липа», «Берёзки», «Лужок», «Альпийская горка», «Клумба с цветами», «Старые пни», «Ель», «Каштан», «Сосны», «Камни на экологической площадке», «Мини-водоем».

СЕНТЯБРЬ

1. Занятие «Здравствуйте, я – Лесовичок» Знакомство вновь пришедших детей с хозяином экологической

тропинки – Лесовичком. Работа с картосхемой.

2. Обзорная экскурсия по экологической тропе. Задача – познакомить с объектами экологической тропы,

показать как пользоваться картосхемой.

3. Целевая прогулка «Деревья и кустарники». Сравнение разных растений, выделение общих и отличительных

признаков деревьев и кустарников, закрепление названий деревьев (береза, липа, каштан, ель, сосна) и кустарников

(сирень, пихта).

4. Наблюдение «Пенек – теремок». Исследование насекомых и пауков – обитателей пня.

5. Наблюдение за деревьями и кустарниками. Наблюдение за изменением цвета листьев деревьев и

кустарников, за цветущими растениями (какие растения цвели летом, какие сейчас). Беседа о том, почему цветущих

растений осталось так мало. Наблюдение за птицами. Игры «К дереву беги», «Найди лист по образцу», «Найди

кустарник (дерево, цветок, траву) по описанию».

6. Сбор семян на клумбе, пересадка однолетних цветов в горшки (герань).

ОКТЯБРЬ

1. Целевая прогулка «К Березке». Цель – продолжать знакомить детей с деревьями, их строением,

внешним видом, формировать наблюдательность, рассказать о роли березы в жизни человека (березовый

сок, березовые почки).

2. Наблюдение за деревьями. Что такое листопад. Изучение контрастных по окраске листьев деревьев.

Длительное наблюдение за березой, липой, каштаном – как меняется окраска их листьев. Исследование:

«Какое дерево останется без листьев раньше других».

3. Наблюдение за птицами: какие птицы остались зимовать.

4. Наблюдение за травами: как они изменились.

5. Исследование зависимости характеристик песка от состояния погоды (теплый, когда солнечно; холодный и

твердый во время заморозков; сухой, рассыпается в руках, когда светит солнышко; если полить из лейки,

становится мокрым, темнеет).

6. Игры на прогулках: «Что сначала, что потом», «С какого дерева листок», «К дереву беги», «Цепочка слов»

(дети называют деревья, кустарники, птиц, ягоды).

7. Труд на прогулках. Сбор природного материала для поделок:

шишек, каштанов, листьев.

ДЕКАБРЬ

1. Цикл наблюдений «В гости к елочке». Цель: Закрепить знания об особенностях ели, познакомить с понятиями: «хвоя», «вечнозеленая», «иголки», рассказать о пользе ели.

2. Обзорная экскурсия по экологической тропе «Здравствуй, зимушки – зима!». Знакомство с зимними явлениями в неживой природе. Наблюдение за птицами на кормушках, их подкормка.

3. Наблюдение за снегом. Исследование снега: холодный, рассыпчатый, липкий, белый, грязный. Проведение опыта «Как вода превращается в лед». Изготовление цветных льдинок.

4. Труд: уборка участка от снега. Постройка снежных горок, снеговиков.

5. Игры на прогулках: «Кто мороза не боится», «Опиши, а я отгадаю» (птицы у кормушки), «Кто знает, пусть продолжает», «Следопыты» (птичьи следы, кошачьи, собачьи).

ЯНВАРЬ

1. Сравнение ели и сосны (у сосны иголки более длинные, мягкие и светлые; шишки короткие, округлые; сосна выше ели и т.д.).

2. Прогулка «Помоги Лесовичку». Цель: в игровой форме закрепить знания о природе, полученные на занятиях; развивать силу, ловкость, внимание, меткость.

3. Наблюдения за свойствами снега. Во время снегопада рассмотреть снежинки через увеличительное стекло, определить форму, сосчитать лучи, полюбоваться красотой снежинок, придумать, на что они похожи. Послушать, как скрипит снег, определить в какую погоду он скрипит.

4. Наблюдения за птицами: воробьями, синицами, воронами, сороками. Сравнить поведение птиц у кормушек, их внешний вид.

5. Исследование «Где быстрее растает снег». Внести в группу два стаканчика со снегом, один укутать в рукавицу. Понаблюдать, где быстрее растает снег.

6. Найти и рассмотреть ель, выброшенную после праздников, сравнить её с живой, растущей на экологической тропинке. Как можно спасти ели?

7. Труд: подкормка птиц, уборка снега, создание построек из снега.

8. В сильный снегопад «помочь» некоторым деревьям, стряхнув часть снега с веток.

ФЕВРАЛЬ

1. Занятие «Зимующие птицы». Цель: обобщить наблюдения за зимующими птицами, воспитывать у детей заботливое отношение к животным.

2. Целевая прогулка «В гости к деревьям». Признаки зимы.

3. Наблюдения за сугробами. Откуда они берутся? (В метель ветер наметает снег, который задерживается на возвышенных местах).

4. Наблюдение за ветром (зимний ветер злой, ледяной, колючий, холодный, лютый).

5. Наблюдении за птицами. Проведение исследования: в одну кормушку насыпать зерно, семечки, кусочки сала, а в другие – только хлеба. Понаблюдать какие птицы будут прилетать к этим кормушкам.

6. Игры на прогулках: «Что изменилось», «Следопыты» (сравнить следы вороны и воробьев), «Найти по названию», «Когда это бывает».

7. Труд на прогулках: расчистка дорожек от снега, подкормка птиц.

МАРТ

1. Исследование «Как узнать растение». Сравнение дерева и кустарника, выявление их отличительных признаков. Изучение частей растения.

2. Экскурсия по экологической тропинке «Здравствуй, весна!» (в конце месяца). Поиск первых признаков весны (оседание снега у стволов деревьев, почки на сирени, сосульки на солнечных сторонах крыш и т.д.).

3. Наблюдение за снегом: иногда он идет вместе с дождем, снежный покров стал серым, в теплую погоду снег липкий. Что такое наст.

4. Наблюдение за сосульками. Сравнение сосулек на солнечной стороне здания и на теневой.

5. Наблюдение за деревьями. Почему около стволов деревьев появились воронки?

6. Наблюдение за птицами: все чаще слышны голоса птиц, которые чувствует приближение весны.

7. Исследование: подставить ладошку под солнечные лучи, чтобы выяснить, стало ли солнышко пригревать.

8. Исследование: потрогать воду, капающую с сосулек (вода еще очень холодная, поэтому растения только начинают просыпаться после зимы, но пока не растут).

9. Сбор обломанных ветром веток. Наблюдение в группе за ветками, поставленными в воду, и за ветками деревьев на участке.

10.Игры на прогулках: «К дереву беги», «Летают – не летают», «Следопыты», «Найди по описанию».

11.Труд на прогулках: уборка снега на участке, посыпание дорожек песком.

АПРЕЛЬ

1. Целевая прогулка. Цель: учить видеть красоту природы, наслаждаться ею, стремиться её сохранить.

2. Исследование «Что происходит с почками».

3. Наблюдение за капелью. Что значит выражение «звенит капель»? Почему это явление природы называется «капель»?

4. Наблюдение за почками на деревьях (береза, липа). Как они изменяются?

5. Исследование «Где быстрее растет сосулька». Положить две одинаковые сосульки в разных местах (на солнце и в тени).

6. Игры на прогулке: «Найди дерево по описанию», «Загадай – мы отгадаем», «Съедобное – несъедобное», «Птички».

7. Праздник «День Земли».

8. Конкурс для родителей: «Птицы прилетели» (изготовление птиц из природного материала).

9. Конкурс детских рисунков «Портрет Земли».

10.Природоохранная акция «Чтобы деревья были большими» - субботник с привлеченим родителей, побелка

деревьев, перекопка земли вокруг деревьев, полив деревьев. Дети собирают мусор на участке.

1. Экскурсия по экологической тропинке. Поиск признаков весны (Изменение цвета неба, количество солнечных лучей, таяние сосулек, капель, появление проталин, набухание почек на деревьях и кустарниках).

2. Наблюдение за лужами и ручьями. Откуда они берутся? (Отметить повышение температуры днем, которое приводит к таянию снега, а следовательно, к образованию луж и ручейков).

3. Наблюдение за птицами.

4. Наблюдение за сиренью. Почему у сирени листья распускаются раньше, чем у других деревьев? Наблюдение за цветами сирени.

5. Наблюдение за насекомыми. Как они двигаются? В каких местах их больше.

6. Целевая прогулка «На лужок». Наблюдение за травами и цветами на лугу.

«День цветов» - подготовка клумб, рыхление почвы, посадка семян цветов в землю.

«Майский букет» - выращивание тюльпанов и нарциссов ко Дню Победы, уборка территории у Мемориала

участников войны.

ИЮНЬ

1. Наблюдение за одуванчиком.

2. Цикл наблюдений «Сосна летом». Связь дерева с другими растениями и животными; лечебные свойства дерева, исследование смолы – живицы.

3. Праздник «Во поле береза стояла».

4. Труд: уборка мусора (фантиков, бумажек) на экологической тропинке; полив цветов на альпийской горке.

5. Игры на прогулках: повторяются все природоведческие игры.

ИЮЛЬ

1. Наблюдение за липой – деревом медоносом. Исследование цветков липы, наблюдение за насекомыми, которые их посещают.

2. Наблюдение за листьями деревьев и кустарников. Сравнение их по цвету, форме.

3. Цикл наблюдений за божьими коровками.

4. Цикл наблюдений за жуками-солдатиками.

5. Наблюдения «Кто-кто в водоемчике живет» (за обитателями водоемчика).

АВГУСТ

1. Беседа о насекомых и наблюдение за ними.

2. Экскурсия по экологической тропе «В гостях у лета».

Поиск признаков лета.

3. Наблюдение за солнечными часами.

4. Наблюдение за поведением муравьев перед дождем.

5. Природоведческие игры на прогулках.

6. «Чистое утро» - уборка территории детского сада


Верзунова Юлия Викторовна ПРОЕКТ «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА»

Актуальность

Учитывая, что государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды, экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете. Таким образом, экологическое образование – актуальная и главная задача.

Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребенок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.

Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдения природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц.

Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности.

Участники проекта

Дети старшей, подготовительной к школе группы

Воспитатели

Родители.

Вид проекта

Познавательно-исслеовательский

Сроки: 2014 – 2015 учебный год

Цель проекта

Осуществление экологического развития детей путем реализации системы практико-ориентированной экскурсионной деятельности на экологической тропе, являющейся ведущим средством формирования основ целостной «экологической» картины окружающего мира.

Задачи проекта


  1. Формирование у детей элементарных представлений о взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов со средой обитания, бережного отношения к природным объектам.

  2. Развитие устойчивого интереса детей к природе, её живым и неживым объектам и природным явлениям, потребности познания окружающего мира, вдумчивого и бережного отношения к объектам природы.

  3. Формирование системы практических умений по изучению и улучшению состояния окружающей природы, умения видеть причину и следствие того или иного явления, делать выводы, строить логические суждения, то есть заложить основы экологического мышления, познания основных законов, взаимосвязи и взаимозависимости в природе.

  4. Воспитание бережного отношения к природе, формирование умения ухаживать за растениями, птицами, желания наблюдать за жизнью растений, насекомых и птиц, выделять характерные особенности их внешнего вида, способов передвижения, питания, приспособления.
Этапы проекта

I этап – подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования .

II этап – собственно познавательно-исследовательский.

III этап – обобщающий: обобщение результатов работы, закрепление полученных знаний.

Предполагаемые результаты


  1. У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы.

  2. У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

  3. Многие дети научатся проводить простейшие и сложные опыты, исследования объектов природы, будут с пользой для себя заниматься поисковой деятельностью.

  4. Ребята узнают много интересного из жизни растений (деревьев, кустарников, трав), исследуют опытным путем условия, необходимые для роста растений; научатся правильно ухаживать за растениями в уголке природы, в цветнике детского сада (рыхление, полив, прополка).

  5. Ребята научатся вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего дома природы.

  6. Ребята будут бережно относится к природе, будут стремиться к правильному поведению поп отношению к миру природы.

  7. К экологическому проекту будут привлечены родители. Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей.
Формы реализации проекта

  1. Разработка экологической тропы, оформление карты экологической тропы.

  2. Занятия на экологической тропе.

  3. Использование сказочных персонажей.

  4. Эксперименты, опыты, решение проблемных ситуаций.

  5. Практическая деятельность.

  6. Наблюдение за живой и неживой природой.

  7. Ролевые, дидактические, настольные экологические игры.

  8. Продуктивная деятельность (рисование, поделки из природного материала и т.д.).

  9. Чтение художественной литературы о природе, рассматривание энциклопедий.
Экологическая тропа

  1. Начало тропы «Встреча с хозяином тропы» Флориком

  2. Остановка «Огород» (какие культуры растут: овощи, лекарственные травы; что нуждается в уходе)

  3. Остановка «Птичий двор» (кто живет во дворе – знакомство с домашними птицами способами их содержания)

  4. Остановка «Уголок природы» (знакомство с флорой и фауной: растения, бабочки, муравьи и др. насекомые Остановка «У водоема » (знакомство с флорой и фауной: растения, жителями водоема)

  5. Остановка «Альпийская горка» (наблюдения)

  6. Остановка «Привал» (экологические акции, наблюдения, изучение грибов, съедобные – несъедобные грибы)

  7. «Птичья столовая» (наблюдения за птицами, подкармливание холодный период времени)

  8. Конец тропы «Цветник» (посиделки в цветнике – в гостях у Флорика)
План реализации проекта



Мероприятие

Цель

Сроки

Подготовительный этап

1.

Подбор методической литературы по организации экологической тропы

Апрель

2.

Разработка маршрута экологической тропы и объектов наблюдения.

Оформление карты (схемы) экологической тропы



Апрель

Познавательно-исследовательский этап

1.

Разбивка цветника

Май

2.

Посадка семян и рассады

Дать понятие о жизненном цикле растений

Май – июнь

3.

Экскурсионно-практические занятия с детьми на экологической тропе:

    «Путешествие по экологической тропинке» (весна)
Лето

  1. «Дерево мудрости»

  1. «Гости на клумбе»

  1. «Маленькие огородники»
Осень

  1. Сбор семян в цветнике

  1. «Путешествие по экологической тропе» (осень)

  2. «Куда ушел снеговик?»
Зима

  1. «Путешествие по экологической тропе» (зима)

  1. «Птичья столовая»
Весна

  1. «Как снеговики весну искали»

  1. «Первоцветы»

Расширить представления детей о многообразии растительного мира, учить ориентироваться по плану экологической тропы.

Воспитывать эмоционально-положительное отношение к дереву-долгожителю – березе

Обратить внимание на то, что некоторые комнатные растения могут жить в теплое время года в открытом грунте.

Заинтересовать детей удивительной информацией об огурце, помидоре, познакомить с элементарными правилами ухода.

Учить практическим действиям с объектами наблюдения

Обобщить представления детей об осени.

Учить устанавливать элементарные связи в неживой природе: изменение состояния воды в зависимости от температуры воздуха.

Сформировать представления детей о состоянии деревьев и трав зимой .

Расширить представления детей о зимующих птицах.

Закреплять знания об основных приметах весны.

Сформировать представление об одном из первоцветов – мать-и-мачехе


Май
Июль

Август


Сентябрь

Октябрь


Ноябрь

Декабрь


Январь

Февраль


Март

Апрель


4.

Опыты, эксперименты:

- «Вершки-корешки»

- «Солнечные зайчики»

- «Испарение влаги с

листьев растений»

- «Почему осенью цветы вянут»

- «Зачем им крылышки»


Эксперименты и опыты проходят до, после или во время занятий на экологической тропе, поэтому цели экспериментов соответствуют целям занятий.

В соответствии с планом занятий

5.

Акции:

- «Помоги природе» (трудовая деятельность: уход за деревьями и кустарниками, обрезка сухих веток, уборка листьев, мусора)

- «Подарок птицам» (изготовление совместно с родителями кормушек для птиц)


Воспитывать бережное отношение к природе.

Формировать умение ухаживать за объектами природы.



В течение всего проекта

Декабрь - Январь



6.

Ведение дневника наблюдений за живой и неживой природой



В течение всего проекта

7.

Разучивание с детьми стихов, песен, загадок о природе

8.

Проведение экологических игр

9.

Чтение художественной литературы о природе

Развивать устойчивый интерес детей к природе.

В течение всего проекта

10.

Продуктивная и художественная деятельность

Закрепление и обобщение представлений детей

В течение всего проекта

Обобщающий этап

1.

Викторина «Счастливый случай»

Выявить характер представлений детей об объектах живой и неживой природы и их взаимозависимости

Май

2.

Диагностирование уровня экологического развития детей

Сентябрь

Анализ проведенной деятельности по проекту в летний период позволили сделать следующие выводы:

Участие в проектной деятельности стало для детей способом удовлетворения познавательной активности;

Участвуя в проекте, дети получают не только новые знания, но и приобретают навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру.

Совместная продуктивная и художественная деятельность детей и взрослых


  1. Изготовление карты-схемы «Экологическая тропа»

  2. Выставка детских рисунков и изготовление карты «Дерево мудрости, или какой мы видели нашу березу в разное время года»

  3. Изготовление карты «Экологическая Азбука, или что, или кого мы видели на экологической тропе»

  4. Изготовление карты «Грибная корзинка, или почему они так называются»

  5. Изготовление поделок детьми совместно с родителями из огурцов.
    Выставка «Огуречная страна»

Приложение 1

Примерные конспекты занятий с детьми на экологической тропе
Занятие № 1

«Посадка семян и рассады цветов» (остановка «Цветник»)

Цель: развивать бережное отношение к природному окружению; интерес к природе, выращиванию декоративных растений; дать понятие о жизненном цикле растения, рассматривая строение корневой системы у ростков; формировать желание оказывать пассивную помощь взрослым в экологической деятельности; закрепить правила ухода за растениями во время посадки и полива.

Ход занятия:

I. Появляется сказочный персонаж – «Флорик», приносит корзинку с подарками (в ней иллюстрация подснежника, семена и рассада цветов). «Флорик» загадывает загадку о подснежнике.

Вопросы к детям:

Почему его так назвали?

Какие еще цветы можно назвать подснежниками?

«Флорик» предлагает детям у себя на участке сотворить чудо – посадить много – много цветущих растений.

I I. Воспитатель, вместе с детьми повторяет алгоритм роста растений, вспоминая ранее проводимый опыт «Вершки - корешки». Используя для этого зарисовку, сделанную во время проведения опыта (сначала из семени появится корешок, затем пойдет стебелек; корешки будут разрастаться, верхний побег увеличиваться).

I I I. Практическая деятельность детей и взрослого:

Подготовить рабатку – дом для рассады – перекопать почву (работа воспитателя);

Подравнять края у рабатки, чтобы вода не стекала, а оставалась для астений (дети маленькими лопатками прихлопывают почву, чтобы она стала твердой);

Внимательно рассмотреть росток, где у него корешок, на что похож; если у ростка нет корня, то цветок не выживет, погибнет, поэтому брать растение нужно очень бережно и осторожно, чтобы не повредить (дети берут по одному растению и рассматривают);

Для каждого росточка необходимо сделать ямку-лунку, посадить и полить свой цветок (дети по очереди подходят к рабатке и вместе с воспитателем садят рассаду цветов).

IV. Дети благодарят «Флорика» за подарок, обещают ухаживать за посадками, прощаются с «Флориком», прибирают все инструменты на место.

Занятие № 2

«Путешествие по экологической тропе»

Цель: расширить представление детей о многообразии и значении растений на территории детского сада; учить ориентироваться по плану экологической тропы; обобщить представления детей о весне (листья на деревьях и кустарниках молодые, зеленые, зеленеет трава, появились первые цветы, люди работают на огороде – сажают овощи и т.д.), воспитывать интерес к природоведческим наблюдениям, умение любоваться красотой природы, эмоциональную отзывчивость.

Ход занятия:

I. «Флорик» предлагает отправиться в удивительное путешествие по одной очень чудной тропе, путешествуя по которой, дети узнают, как живет и чувствует себе окружающая нас природа. «Флорик» очень хочет, чтобы у каждого из детей, кто пройдет по не, укрепилось желание сохранить и защитить природу.

Что такое тропа? А что такое экологическая тропа? (ответы детей)

Экологическая тропинка состоит из определенных остановок и на каждой остановке живут природные существа – растения, насекомые, птицы. По этой тропе можно прогуляться не один раз. По ней мы будем путешествовать весной, летом, осенью и зимой и постараемся узнать много нового, интересного и удивительного.

Посмотрите, у нашего долгожителя есть сухие ветки. Как вы думаете, что с ними надо делать?

Если за деревом ухаживать, беречь его – то оно поживет еще много-много лет и будет радовать нас своей красотой, скрывать от летнего зноя в тени своей кроны.

I I I. Эксперимент «Испарение влаги с листьев растений».

IV. Посмотрите на веточке висит какая-то записочка.

«Ребята, приходите ко мне в гости осенью, зимой и весной, мне будет очень приятно. Береза»

Давайте попрощаемся с деревом, подойдите к березе, прижмитесь к ней своими ладошками, подарите ей немножечко своего тепла, покажите ей свою любовь.

Занятие № 4

Эксперимент «Гости на клумбе» (остановка «Цветник»)

Цель: уточнить знания детей о комнатных растениях, условиях их жизни, обратить внимание детей на растения, способные жить в открытом грунте; развивать наблюдательность, активизировать познавательную деятельность детей.

Ход занятия:

I. Как много времени мы проводим летом на улице! Играем, резвимся на солнышке, поливаем клумбы. А вот комнатные цветы, растущие в помещении нашей группы, что-то приуныли. Наверно, беспокоятся, не перестали ли вы их любить? Может даже забыли, как они называются и как за ними нужно ухаживать? Нет? Сейчас мы это проверим:

Я прошу вас постараться,

Быть невнимательным нельзя.

Мы начинаем викторину

«Мои зеленые друзья».

Викторина:

1. Кто больше назовет комнатных растений.

2. Игра «Узнай по описанию».

3. Вопросы об условиях жизни комнатных растений.

I I. Молодцы, вы многое знаете о комнатных растениях. Но, кажется, мне известна их тайная мечта: летом они хотят чаще видеться с вами на улице. Как вы думаете, осуществима ли эта мечта?

Я предлагаю пройти по нашей тропе на остановку «Цветник» и посмотреть, нет ли там «гостей» - комнатных цветов и как они там себя чувствуют.

I I I. Результаты фиксируются в «Дневнике наблюдений».

Дети рисуют «гостей на клумбе» с натуры.
Занятие № 5

«Маленькие огородники» (остановка «Огород»)

Цель: заинтересовать детей интересной информацией об огурце и помидоре, закрепить знания детей об основных правилах ухода за овощными растениями, формировать навыки совместной детско-взрослой деятельности, развивать творчество, фантазию.

Экологическая информация все чаще входит в нашу жизнь, но нам не всегда хватает знаний, чтобы правильно ее оценить.

Одновременно мы считаем, что повлиять на состояние окружающей среды может только правительство, но никак не мы сами, и что от нас ничего не зависит. Такая точка зрения во многом объясняется тем, что длительное время в большинстве образовательных учреждений не находилось места для экологии. Более того, воспитывалось именно потребительское отношение к природе, стремление ее завоевывать и улучшать по своему усмотрению. Взрослым людям, воспитанных на таких позициях, сейчас очень трудно изменить свои взгляды на окружающую среду. Надежда на подрастающее поколение, которое мы должны воспитывать по- новому.

В настоящее время экологическое образование дошкольников стало одним из важных направлений дошкольной педагогики.

Данный учебный план дает возможность заложить основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры.

В процессе освоения знаний дети получают основные понятия экологии, учатся ценить красоту живой природы, как источника творческого вдохновения.

Прежде всего, необходимо показать детям ее уникальность, красоту и универсальность (природа- среда жизни всех существ, включая человека; объект познания, удовлетворения его этических и эстетических потребностей; и только затем - объект человеческого потребления).

Мы должны охранять природу не потому, что она нам что-то дает, а потому, что она самоценна.

Экологическое образование дошкольника базируется на деятельном подходе, поскольку именно деятельность формирует психику ребенка.

Воспитание детей к родному краю невозможно без общения с природой. Дошкольное учреждение МДОУ № 4 “Янтарик” расположен в живописном месте Янтарного Городского округа в непосредственной близости от берега Балтийского моря. По участку ДОУ разработан маршрут экологической тропы.

Работа на экологической тропе позволяет решать следующие задачи:

  • учить детей правильно взаимодействовать с природой;
  • развивать познавательный интерес к миру природы и эстетические чувства
  • формировать представление об отличии природы от рукотворного мира;
  • учить устанавливать причинно-следственные связи в природе;
  • дать представление о самоценности и необходимости охраны всех без исключения видов растений; животных, независимо от того, нравятся они ребенку или нет; о тесной взаимосвязи объектов живой и неживой природы (на примере поля, участка леса).

Экологическая тропа начинается на территории детского сада и продолжается дальше в лес.

На остановках имеются интересные объекты для наблюдений и закрепления изучаемого материала.

В ходе экскурсий дети наблюдают, как меняется природа в течение года на одном и том же участке и как она перкрастна во все времена года.

При ознакомлении детей с природой мы, взрослые, стремимся дать образец гуманного отношения всему живому, чтобы ребенок понимал, что у каждого объекта в природе есть свое место и свое назначение.

Наличие экологической тропы на территории детского сада предполагает различные экскурсии по точкам экологической тропы. Данные экскурсии запланированы по временам года: осень, зима, весна, лето. План экскурсий рассчитан на четыре возраста детей: младшая группа, средняя группа, старшая группа и подготовительная к школе группа.

В нашем детском саду существуют следующие точки экологической тропы:

Точка «Большая береза» , точка «Болото» , точка «Водоем» , точка «Огород» , точка «Черемуха» , точка «Рябина» , точка «Метеостанция» , точка «Альпийская горка» , точка «Кустарники» , точка «Уголок леса» , точка «Лекарственная грядка» , точка «Оздоровительная дорожка» , точка «Насекомые» , точка «Оранжерея» , точка «Птичья столовая» , точка «Птичий столб»

Осенние экскурсии:

Младшая группа:

  1. «Что же выросло на грядке?» - экскурсия на огород - наблюдение за сбором овощей.
  2. «Золотая береза» - экскурсия к большой березе» - наблюдение за деревом в осеннее время года.
  3. «Красивая полянка» - экскурсия на цветник - полюбоваться красотой осенних цветов.
  4. «Мы здоровье укрепляем, по дорожке все шагаем» - экскурсия на оздоровительную дорожку - укрепление здоровья детей.

Средняя группа:

  1. «Дует, дует ветер»
  2. «Вот наш огород, там морковка растет!» - экскурсия на огород - закрепление названия овощей.
  3. «Мы в лесок пойдем, там деревья найдем» - экскурсия в уголок леса- закрепление названия деревьев».
  4. «В гости к матушке Черемухе» - экскурсия к черемухе - закрепление название частей дерева.

Старшая группа:

  1. «Мы к болоту пойдем, там лягушку найдем» - экскурсия к болоту - наблюдение за лягушкой.
  2. «Наши зеленые помощники» - экскурсия к лекарственной грядке - расширение и закрепление знаний о лекарственных растениях.
  3. «Знакомство с деревом долгожителем» - экскурсия к большой старой березе – с целью получения знаний о возрасте дерева.
  4. «Распустила гроздья красные» - экскурсия к рябине - наблюдение за изменением окраски листьев осенью.

Подготовительная группа:

  1. «Ветер, ветер, ты могуч» - экскурсия на метеостанцию- наблюдение за направлением ветра.
  2. «Хороши у нас в саду цветочки» - экскурсия на цветник - уточнение представления детей о цветниках, о разнообразии цветущих растений.
  3. «Мы хотим знать» - экскурсия на лекарственную грядку - учить собирать и сушить лекарственные растения для использования в зимнее время года.
  4. «Поспел урожай, собирать помогай» - экскурсия на огород- помощь взрослым в сборе урожая овощей.

Зимние экскурсии:

Младшая группа:

  1. «Хороша береза в любое время года» - экскурсия к большой березе - наблюдение за деревом в зимнее время года.
  2. «Прилетели птицы, воробьи, синицы» - экскурсия к беседке (столовой для птиц) - наблюдение за птицами, прилетающими к кормушкам.
  3. «Снег как шапка на ветвях» - экскурсия в уголок леса - наблюдение за снегом, лежащим на ветках деревьев.
  4. «Экскурсия в оранжерею» - рассматривание фикуса.

Средняя группа:

  1. «Ловкая ворона» - экскурсия к беседке (птичьей столовой) » - наблюдение за вороной.
  2. «Все деревья знаем, их мы угадаем» - экскурсия к уголку леса - закрепление название деревьев.
  3. «Березонька, березонька, ты, что стоишь бела?» - экскурсия к большой березе - рассматривание ствола дерева.
  4. «Экскурсия в оранжерею» - сравнение цветов фикуса и бальзамина.

Старшая группа:

  1. «Мы узнать хотим про лес, много в нем живет чудес» - экскурсия в уголок леса - закрепление названий деревьев, их строение, внешние признаки.
  2. «Ветер – это хорошо или плохо?» - экскурсия к метеостанции - наблюдение за ветром.
  3. «Кустарники зимой» - наблюдение за изменениями кустарников зимой.
  4. «Птицы – наши друзья, их зимой бросать нельзя!» - экскурсия в беседку (птичья столовая) - с целью приведения в порядок кормушек.

Подготовительная группа:

  1. «Погода в разное время года»
  2. «Елочки – сосеночки» - экскурсия в уголок леса - систематизировать представления о хвойных и лиственных деревьях.
  3. «Все ребята должны знать – птицам надо помогать» - экскурсия в беседку (птичья столовая) - наблюдение за птицами, прилетающими к столовой и составление рассказа о них.
  4. «Дерево ты или куст?» - экскурсия к черемухе - закрепление название кустарника, систематизировать знания о черемухе.

Весенние экскурсии:

Младшая группа:

  1. «Ай, да, березка, белый ствол!» - экскурсия к березе - наблюдение за деревом в весеннее время года.
  2. «Одуванчик золотой – солнышка сынок родной» - наблюдение за первоцветами (одуванчик) .
  3. «Экскурсия на огород» - наблюдение за перекопкой грядок.
  4. «Бабочка – капустница» - экскурсия к альпийской горке - наблюдение за первыми бабочками.

Средняя группа:

  1. «Распустила косы, белая береза» - экскурсия к березе - разнообразить знания детей о березе, ее внешнем виде.
  2. «Пришла весна» - экскурсия в уголок леса - наблюдение за изменениями деревьев весной.
  3. «Тает снег, бегут ручьи» - экскурсия к водоему - наблюдение за ручейками.
  4. «Расцвела черемуха» - экскурсия к черемухе - наблюдение цветом черемухи.

Старшая группа:

  1. «Мы посадим огород» - экскурсия на огород - посильная помощь в посадке семян овощей.
  2. «Распустились почки на большой березе» - экскурсия к большой березе - наблюдение за появлением листочков.
  3. «Травка зеленеет» - экскурсия в уголок леса - наблюдение за появлением первой травки.
  4. «Ласточка с весною в сени к нам летит» - экскурсия в беседку (птичья столовая) - беседа о перелетных птицах.

Подготовительная группа:

  1. «Прилетел скворец, весны певец» - экскурсия к большой березе - наблюдение за скворцами в скворечнике.
  2. «Свеклу и морковку мы посадим ловко» - экскурсия на огород - помощь взрослым в подготовке грядок, в посадке семян овощей.
  3. «Мы посадим здесь цветы, удивительной красы» - экскурсия на цветник - с целью расчистки клумб для посадки семян цветов.
  4. «Черемуха, черемуха, ты, что стоишь бела?» - экскурсия к черемухе - наблюдение за ее цветением.

Летние экскурсии:

Младшая группа:

  1. «Как красиво вокруг!» - экскурсия к цветнику - доставить детям удовольствие от наблюдения за цветущими растениями.
  2. «Отдохнем мы у пруда» - экскурсия к водоему - наблюдение за водными растениями.
  3. «У нашей, у березки белый сарафан» - экскурсия к большой березе - наблюдение за деревом в летнее время года.
  4. «Жужжащие и ползающие» - экскурсия в уголок леса - наблюдение за ползающими насекомыми.

Средняя группа:

  1. «По воде жучок бежит, смешно лапками шевелит» - экскурсия к водоему – наблюдение за насекомыми, обитающими на поверхности воды.
  2. «По дорожке, по дорожке побежали наши ножки» - экскурсия к оздоровительной дорожке» - укрепление здоровья детей.
  3. «Мы пришли в огород, там укропчик растет» - экскурсия в огород - рассматривание укропа и лука (сравнение) .
  4. «Мы вокруг березки встанем в хоровод» - экскурсия к большой березе- проведение игр возле березы.

Старшая группа:

  1. «У природы нет плохой погоды» - экскурсия на метеостанцию - наблюдение за состоянием погоды.
  2. «Экскурсия по всей экологической тропе» - закрепление названий точек.
  3. «Ромашка полевая, полезная такая» - экскурсия к лекарственной грядке - знакомство с лекарственными свойствами ромашки.
  4. «На болоте, посмотри, вдруг цветочки расцвели!» - экскурсия к мини – болоту- рассматривание растений растущими рядом с болотом.

Подготовительная группа:

  1. «На камнях растут цветы, чудо – горка – посмотри!» - экскурсия к альпийской горке - дать знания о составляющих частях альпийской горки, о сочетании объектов живой и неживой природы.
  2. «Не обижайте муравья» - экскурсия к большой березе - наблюдение за муравьями, углубить знания о муравьях, их образе жизни.
  3. «Ноготки и подорожник при болезни нам помогут» - экскурсия к лекарственной грудке - с целью продолжить знакомство в лекарственными растениями и способами их применениями.
  4. «Цветочный хоровод» - экскурсия к цветнику- с целью закрепления названий цветов, растущих в цветниках.

Наталья Ткаченко
Экологическая неделя для старшей группы

Экологическая неделя

Экологическое воспитание детей это не только природоохранительная работа с дошкольниками. Экологическое воспитание это система знаний о природе, о взаимосвязях в природе. Осознание влияния деятельности человека на окружающую среду. Результатом работы является не только овладение определёнными умениями и знаниями, но и развитию таких чувств у детей как, отзывчивость, сострадание; желание защищать, облагораживать природную среду.

Понедельник тема дня «Дом под небом голубым» .

Беседа по теме : «Земля наш общий дом» .

Цель : раскрывать идею единства и взаимосвязи живого и неживого в природе.

Игра – викторина «Земля – планета, на которой мы живём» .

Цель : продолжать знакомство с глобусом; формировать у детей понятие, что наша планета огромный шар, покрытый морями и океанами, материками, окруженные слоем воздуха; расширять знания детей об экосистемах, явлениях природы. Расширять словарный запас. Закрепить правила поведения в природе; воспитывать желание заботиться о природе.

Наблюдения за Солнцем.

Цель : формировать у детей представление о том, что Солнце является источником света и тепла.

Подвижная игра «День – ночь» .

Цель : закреплять знания о частях суток, активизировать двигательную активность.

Дидактическая игра «Кто, где живёт?»

Цель : развивать интерес к обитателям разных природных зон.

Инсценировка сказки «Лиса, кот и петух»

Цель : закреплять у детей умение играть в театральное представление. Развивать речь, память, внимание.

Вторник тема дня «Лес – многоэтажный дом» .

Чтение художественной литературы «Лесная газета» В. Бианки.

Цель : углублять знания детей об особенностях природы, расширять словарный запас.

Беседа о лесе.

Цель : уточнить и расширить представления детей о лесе.

Целевая прогулка по территории детского сада. «Все деревья блистают в разноцветном уборе…»

Цель : формировать представления о состоянии растений осенью, дать знания о плодах и семенах конкретных деревьев (липа, сосна, ель, дуб, берёза) .

Дидактическая игра «Чьи детки на ветке?»

Цель : закреплять знания детей о семенах деревьев.

Рисование по теме : «Осенние деревья» .

Цель : воспитывать умение видеть изменения в окружающей природе при разных погодных условиях. Учить изображать деревья в ветреную погоду. Закреплять навыки работы с цветными карандашами.

Среда тема дня «Пернатые соседи» .

Рассматривание альбома «Птицы нашего края» .

Цель : расширять знания детей о птицах нашего края. Воспитывать заботливое и доброжелательное отношение к птицам.

Беседа по теме : «Что мы знаем о птицах» .

Цель : уточнить представления детей о знакомых птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц.

Экологическая игра «Птичья столовая» .

Цель : дать детям элементарные представления о том, чем кормят птиц зимой; что птицы едят в природе.

Подвижная игра «вороны и воробышки» .

Цель : развивать умение говорить «громко – тихо» , вырабатывать силу голоса; активизировать двигательную активность.

Экологическая игра «Угадай, какая птица» .

Цель : учить узнавать птицу по повадкам, внешнему виду.

Четверг тема дня «Четвероногие друзья» .

Дидактическая игра «домашние и дикие животные» .

Цель : уточнить признаки домашних и диких животных.

Беседа по теме : «Животные у нас дома»

Цель : закрепить представления детей о домашних животных и их детёнышах. Уточнить знания детей о роли человека в жизни домашних животных, воспитывать доброжелательное отношение к животным.

Отгадывание загадок о животных. Имитация движений и звукоподражание.

Цель : развивать воображение и творческие способности детей.

Чтение художественной литературы. «Щенок» А. Барто.

Цель : развивать слуховое восприятие, память.

Подвижная игра «Море волнуется» .

Цель : упражнять детей в сохранении равновесия. Совершенствовать двигательные способности.

Пятница тема дня «Человек познаёт природу» .

Беседа по теме : «Земля в опасности» .

Цель : дать детям представления о том, что планета Земля сейчас в опасности : во многих местах вода, почва, воздух стали грязными. Всем трудно дышать, люди и животные болеют. Чтобы спасти нашу планету, надо с детства любить природу, изучать её, правильно с ней общаться.

Непосредственно образовательная деятельность художественное творчество. Изготовление поделок из природного материала.

Цель : развивать пространственное воображение, творческие способности.

Экскурсия в осенний парк.

Цель : уточнить представления детей об условиях жизни растений осенью. Учить устанавливать связи между состоянием растений и условиями среды, выявлять причины происходящих изменений. Познакомить с трудом взрослых в парке.

Познавательно-исследовательская деятельность «Огород на окне» . Посадка лука.

Цель : учить замечать изменения у подрастающего лука, создавать условия для роста растения.

Экологическая игра «Растения и животные Красной книги»

Цель : познакомить детей с Красной книгой, охраняемыми растениями и животными.

Чувства