Типы крылатых ракет. Длинная рука ВКС России – авиационные крылатые ракеты большой дальности

Вступление

Честно говоря, когда я услышал сообщение, что корабли каспийской флотилии обстреляли территорию Сирии ракетами, то несколько минут тупил. В голове прокручивался маршрут перехода кораблей из Каспийского моря в Средиземное. Но когда понял что мы, практически не выходя из дома, выстрелили на полторы тысячи километров, то очень порадовался за наших моряков и сел писать статью про КРЫЛАТУЮ РАКЕТУ КАЛИБР.

Прошла неделя после публикации этой статьи, а уже надо писать дополнения и разъяснения. Дело в том что многие ура патриоты и эмоциональные но технически не грамотные блондинки посчитали что мы взяли американский флот за яйца. Это далеко не так. Потопить крылатой ракетой КАЛИБР американский авианосец практически не возможно, и десятью КАЛИБРАМИ тоже. Их просто собьют на подлёте. Сначала зенитными ракетами, потом многоствольной зенитной артиллерией.

Поэтому что бы потопить авианосец надо запустить ОЧЕНЬ БОЛЬШОЕ КОЛИЧЕСТВО ракет с ЯДЕРНОЙ БОЕВОЙ ЧАСТЬЮ. Одна из них вероятно сможет преодолеть оборону кораблей сопровождения и совершить воздушный ядерный взрыв который уничтожит локаторы вражеских кораблей. А уже следующая ракета и опять с ядерной боевой частью (потому что обычная боевая часть весом 450 килограмм против авианосца весом СТО ТЫСЯЧ ТОНН это просто смешно) уничтожит авианосец.

КРЫЛАТАЯ РАКЕТА КАЛИБР

Если кликнуть по фотографии, то некоторые увеличиваются до небывалых размеров.
Вообще правильно было написать группа ракет КАЛИБР. И ракеты в группе, как видно на фотографиях, достаточно разные. Они имеют четыре основных варианта базирования

1. Крылатая ракета для базирования на подводных лодках КАЛИБР-ПЛЕ
2. Крылатая ракета для базирования на надводных кораблях КАЛИБР-НКЭ
3. Крылатая ракета мобильного базирования КАЛИБР-Н
4. Крылатая ракета авиационного базирования КАЛИБР-А

По боевому назначению крылатая ракета КАЛИБР имеет три варианта - противокорабельная, противолодочная и высокоточная ракета для уничтожения стационарных наземных целей. Правда противолодочные варианты ракет ни разу не крылатые.
Запускается ракета из универсального стартового модуля (грубо говоря трубы обыкновенной), который может располагаться вертикально под палубой корабля, наклонно на палубе корабля, в торпедном аппарате подводной лодки. Диаметр пускового устройства равен пятьсот тридцать три миллиметра и соответствует диаметру торпедного аппарата итальянского флота времён Бенито Муссолини. Дело в том что до Великой Отечественной Войны Советский Союз купил в Италии образцы торпед, и вот теперь диаметры наших пусковых установок привязаны к мировым стандартам.
Все варианты, кроме авиационного имеют стартовый ускоритель твёрдого топлива.
Система наведения 3М-14Э комбинированная - инерциальная с возможностью уточнения текущего положения через спутниковую систему навигации + радио высотомер.
Полёт происходит по заданному маршруту на высоте двадцать метров над морем и от пятидесяти до ста пятидесяти метров над сушей. Высота полёта над сушей зависит от профиля местности. Сам маршрут может быть составлен по сложной схеме с обходом зон ПВО противника. В заданной точке ракета пикирует на цель или производит воздушный подрыв боевой части. Боевая часть может быть как обычная так и ядерная.
У противокорабельной ракеты наведение на конечном участке траектории осуществляется при помощи защищённой от помех активной радиолокационной головки самонаведения.

Вот не удержался, украл фразу с соседнего ресурса. У меня всегда возникает вопрос, что значит мощная боевая часть весом четыреста пятьдесят килограмм? Это двигатель в сорок литров может быть рядовым или форсированным (мощным). А боевые части одного веса обычно имеют одинаковую мощность, потому что взрывчатые вещества очень мало отличаются друг от друга по мощности.

КРЫЛАТАЯ РАКЕТА КАЛИБР 3М-14Э

Это та самая, которая в Сирию улетела.



Вот её фотография и таблица с техническими характеристиками. Как видите дальность всего триста километров. Многие сразу закричали - нас обманывают.
Давайте разбираться.
3М-14Э имеет современный двухконтурный реактивный двигатель тягой около восьмидесяти килограмм. И скорость полёта восемьсот километров в час. Возьмём достаточно высокий для современного двухконтурного двигателя расход топлива на килограмм тяги в час - 500 грамм (в реальности он наверняка ниже) и умножим на тягу (восемьдесят килограмм). Получаем СОРОК килограмм топлива расходуется на час полёта. Три часа это сто двадцать килограмм израсходованного топлива и преодолённая дистанция в две тысячи четыреста километров.
Как вы думаете на ракете весом в полторы тонны можно разместить двести килограмм топлива?
Я не знаю точных характеристик 3М-14Э, но могу предположить, что максимальная дальность с обычной боеголовкой составляет две с половиной тысячи километров, а с более лёгкой ядерной около трёх тысяч.
Но вернёмся к таблице. Дело в том что это характеристики 3М-14Э для продажу за границу, а закон запрещает продавать ракеты с дальностью более трёхсот километров.
Дело в том что ракеты калибр сначала стали продавать за границу а уж потом родным вооруженным силам - время было такое.

Крылатая ракета 3М-14Э, вид со стороны твёрдотопливного ускорителя.

КРЫЛАТАЯ РАКЕТА КАЛИБР 3М-54Э и 3М-54Э1



Это противокорабельный вариант КАЛИБРА. 3М-54Э имеет три ступени. Твёрдотопливную стартовую, с реактивным двигателем маршевую и твёрдотопливную боевую. То есть дозвуковая крылатая ракета выстреливает боевую часть, которая разгоняется до сверхзвуковой скорости перед поражением цели.

3М-54Э1 имеет компоновку такую же как и 3М-14Э но у неё кроме инерциальной системы наведения есть радиолокационная головка наведения, которая захватывает цель на дистанции около двадцати километров. Как видно из таблицы 3М-54Э1 имеет более тяжелую боевую часть чем ракета со сверхзвуковой боевой частью. Что касается дальности пуска 3М-54Э1, то она может быть не на много меньше чем у 3М-14Э. Но тут возникает проблема с тем куда направлять ракету, ведь за час полёта вражеский корабль уйдёт из точки прицеливания километров на сорок а радиус действия локатора ракеты двадцать километров.





Эта фотография показывает контейнерный вариант размещения противокорабельных ракет КАЛИБР. То есть контейнер с КАЛИБРОМ можно поставить на любую баржу, которая с началом боевых действий неожиданно окажется ракетным крейсером.

РАКЕТА КАЛИБР 91РЭ1 и 91РТЭ2

Эти варианты КАЛИБРА предназначены для борьбы с подводными лодками, и они ни разу не крылатые. В сущности это небольшая баллистическая ракета на твёрдом топливе, боевой частью которой является противолодочная торпеда. Ракета доставляет торпеду в зону нахождения подводной лодки.
91РЭ1 запускается с подводной лодки с достаточно большой глубины, поэтому она имеет самый большой стартовый ускоритель.




91РТЭ2 запускается из торпедного аппарата надводного корабля.

На фотографии она на первом плане.

Авиационные варианты КАЛИБРА

В авиационном варианте точно выпускают крылатые ракеты 3М-54Э1 и 3М-14Э. От ракет морского и наземного базирования они отличаются только отсутствием ускорителя.



Вот модель его пусковой установки. На фотографии видно что ракета 3М-54Э занимает его полностью, а у ракеты 3М-54Э1 остаётся свободное пространство. К стати ракета 3М-54Э1 идеально помещается в торпедный аппарат стандарта НАТО. Мы НАТО снабжать собирались?



Контейнер управления и пульт управления контейнерного варианта крылатой ракеты КАЛИБР

На кораблях стандартной считается установка из восьми вертикальных пусковых установок





На фотографиях видны крышки пусковых установок КАЛИБРА сразу за мачтой.



А на этом корабле пусковая установка КАЛИБРА расположена в носовой части перед боевой рубкой. Командир в этом случае точно знает улетела ракета или нет.
На верхней фотографии на корабле ещё не установлена носовая артиллерийская установка.

На протяжении двух последних десятилетий все относительно крупномасштабные военные конфликты с участием США и стран НАТО в качестве обязательного элемента включали массированное применение крылатых ракет (КР) морского и авиационного базирования.

Руководство США активно продвигает и постоянно совершенствует концепцию «бесконтактной» войны с применением высокоточного оружия (ВТО) дальнего действия. Эта идея предполагает, во-первых, отсутствие (или сокращение до минимума) людских потерь со стороны нападающего и, во-вторых, эффективное решение важнейшей задачи, характерной для начального этапа любого вооруженного конфликта, завоевание безусловного господства в воздухе и подавление системы ПВО противника.

Нанесение «бесконтактных» ударов подавляет моральный дух обороняющихся, создает ощущение беспомощности и неспособности борьбы с агрессором, угнетающе действует на высшие органы управления обороняющейся стороны и подчиненные войска.

Помимо «оперативно-тактических» результатов, достижимость которых американцы неоднократно демонстрировали в ходе антииракских кампаний, ударов по Афганистану, Югославии и др., накопление КР преследует и «стратегическую» цель. В печати все чаще обсуждается сценарий, в соответствии с которым предполагается одновременное уничтожение важнейших компонентов Стратегических ядерных сил (СЯС) Российской Федерации обычными боезарядами КР, преимущественно морского базирования, в ходе первого «обезоруживающего удара». После нанесения такого удара должны быть выведены из строя командные пункты, шахтные и подвижные пусковые установки РВСН, объекты ПВО, аэродромы, подводные лодки в базах, системы управления и связи и др.

Достижение требуемого эффекта, по мнению американского военного руководства, может быть обеспечено благодаря:
— сокращению боевого состава СЯС РФ в соответствии с двухсторонними соглашениями;
— увеличению числа применяемых в первом ударе средств ВТО (в первую очередь — КР);
— созданию эффективной противоракетной обороны Европы и США, способной «добить» не уничтоженные в ходе обезоруживающего удара российские средства СЯС.

Для любого непредвзятого исследователя очевидно, что правительство США (независимо от фамилии и цвета кожи президента) упорно и настойчиво добивается такого положения, когда Россия будет, подобно Ливии и Сирии, загнана в угол, и ее руководству придется сделать последний выбор: согласиться на полную и безоговорочную капитуляцию в части принятия важнейших внешнеполитических решений или все же опробовать на себе очередной вариант «решительной силы» или «несокрушимой свободы».

В описанной ситуации для России необходимы не менее энергичные и, самое главное, эффективные мероприятия, способные если не предотвратить, то хотя бы отодвинуть «день Д» (может быть, ситуация изменится, остроту угрозы удастся уменьшить, появятся новые аргументы против осуществления «силового варианта», высадятся марсиане, американские «верхи» станут более вменяемыми — в порядке уменьшения вероятности).

Располагая огромными ресурсами и запасами постоянно совершенствуемых образцов ВТО, военно -политическое руководство США справедливо считает, что отражение массированного удара КР является крайне дорогостоящей и сложной задачей, которая сегодня не по плечу ни одному из потенциальных противников Соединенных Штатов.

Сегодня возможности РФ по отражению такого удара явно недостаточны. Высокая стоимость современных систем ПВО, будь то зенитные ракетные системы (ЗРС) или пилотируемые авиационные комплексы (ПАК) перехвата, не позволяет развернуть их в необходимом количестве с учетом огромной протяженности границ РФ и неопределенности с направлениями, с которых могут быть нанесены удары с применением КР.

Между тем, обладая несомненными достоинствами, КР не лишены существенных недостатков:

— во-первых , на современных образцах «крылаток» отсутствуют средства обнаружения факта атаки КР со стороны истребителя;

— во-вторых , на относительно протяженных участках маршрута крылатые ракеты летят с постоянным курсом, скоростью и высотой, что облегчает осуществление перехвата;

— в-третьих , как правило, КР летят к цели компактной группой, что упрощает нападающему планирование нанесения удара и теоретически способствует повышению живучести ракет; однако последнее выполняется лишь при условии насыщения целевых каналов средств ПВО, а в противном случае указанная тактика играет негативную роль, облегчая организацию перехвата;

— в-четвертых , скорость полета современных крылатых ракет пока еще дозвуковая, порядка 800…900 км/ч, поэтому для перехвата КР обычно имеется существенный ресурс времени (десятки минут).

Проведенный анализ свидетельствует, что для борьбы с крылатыми ракетами необходима система, способная :
— перехватывать большое число малоразмерных дозвуковых неманеврирующих воздушных целей на предельно малой высоте в ограниченном районе за ограниченное время;
— прикрывать одним элементом этой подсистемы участок (рубеж) шириной много большей, чем у существующих ЗРС на малых высотах (ориентировочно 500…1000 км);
— обладать высокой вероятностью выполнения боевой задачи в любых метеоусловиях днем и ночью;
— обеспечивать существенно более высокое значение комплексного критерия «эффективность/стоимость» при перехвате КР по сравнению с классическими ЗРС и ПАК перехвата.

Эта система должна сопрягаться с другими системами и средствами ПВО/ПРО в части управления, разведки воздушного противника, связи и т.п.

Опыт борьбы с КР в военных конфликтах

Масштабы применения КР в вооруженных конфликтах характеризуются следующими показателями. В период проведения операции «Буря в пустыне» в 1991 г. с надводных кораблей и подводных лодок ВМС США, развернутых на позициях в Средиземном и Красном морях, а также в Персидском заливе, было выполнено 297 пусков КРМБ типа «Томахок».

В 1998 г. в ходе операции «Лис пустыни» контингент американских вооруженных сил применил по Ираку более 370 крылатых ракет морского и авиационного базирования.

В 1999 г. в ходе агрессии НАТО против Югославии в рамках операции «Решительная сила» крылатые ракеты были использованы при нанесении трех массированных авиационно-ракетных ударов, состоявшихся на протяжении первых двух суток конфликта. Затем США и их союзники перешли к систематическим боевым действиям, в ходе которых также применялись крылатые ракеты. Всего в период активных действий было выполнено более 700 пусков ракет морского и воздушного базирования.

В процессе систематических боевых действий в Афганистане вооруженные силы США применили более 600 крылатых ракет, а в ходе операции «Свобода Ираку» в 2003 г. — не менее 800 КР.

В открытой печати, как правило, результаты применения крылатых ракет приукрашиваются, создавая впечатление о «неотвратимости» ударов и об их высочайшей точности. Так, по телевидению неоднократно показывался ролик, в котором демонстрировался случай прямого попадания крылатой ракеты в окно здания цели и т.п. Однако ни об условиях, в которых производился этот эксперимент, ни о дате и месте его проведения никаких данных не приводилось.

Однако существуют и другие оценки, в которых крылатые ракеты характеризуются заметно менее впечатляющей эффективностью. Речь идет, в частности, о докладе комиссии Конгресса США и о материалах, опубликованных офицером иракской армии, в которых доля пораженных в 1991 г. средствами иракской ПВО американских крылатых ракет оценивается приблизительно в 50 %. Несколько меньшими, но также существенными, считаются потери крылатых ракет от югославских средств ПВО в 1999 г.

В обоих случаях крылатые ракеты сбивались преимущественно переносными ЗРК типа «Стрела» и «Игла». Важнейшим условием перехвата было сосредоточение расчетов ПЗРК на ракетоопасных направлениях и своевременное предупреждение о приближении крылатых ракет. Попытки применить «более серьезные» ЗРК для борьбы с крылатыми ракетами были затруднены, так как включение РЛС обнаружения целей из состава ЗРК практически немедленно вызывало нанесение ударов по ним с применением противорадиолокационных авиационных средств поражения.

В этих условиях иракская армия, к примеру, вернулась к практике организации постов воздушного наблюдения, обнаруживавших крылатые ракеты визуально и сообщавших об их появлении по телефону. В период ведения боев в Югославии для противодействия крылатым ракетам использовались высокомобильные ЗРК «Оса-АК», включавшие РЛС на непродолжительное время с немедленной сменой позиции вслед за этим.

Итак, одной из важнейших задач является исключение возможности «тотального» ослепления системы ПВО/ПРО с потерей способности адекватного освещения воздушной обстановки.

Вторая задача — быстрая концентрация активных средств на направлениях ударов. Современные ЗРС для решения этих задач не вполне подходят.

Американцы тоже боятся крылатых ракет

Задолго до 11 сентября 2001 г., когда на объекты Соединенных Штатов обрушились самолеты-камикадзе с пассажирами на борту, американские аналитики выявили другую гипотетическую угрозу стране, которую, по их мнению, могли создать «страны-изгои» и даже отдельные террористические группы.

Представьте себе следующий сценарий. В двухстах-трехстах километрах от побережья державы, где проживает «хэппи нейшн», появляется невзрачный сухогруз с контейнерами на верхней палубе. Ранним утром, чтобы использовать дымку, затрудняющую визуальное обнаружение воздушных целей, из нескольких контейнеров с борта этой посудины внезапно стартуют крылатые ракеты, конечно же, советского производства или их копии, «сварганенные» умельцами из неназванной страны. Далее контейнеры сбрасываются за борт и затапливаются, а судно-ракетоносец прикидывается «ни в чем не повинным торговцем», оказавшимся здесь случайно.

Крылатые ракеты летят низко, их старт обнаружить непросто. И начинены их боевые части не обычным ВВ, не игрушечными медвежатами с призывами к демократии в лапках, а, естественно, мощнейшими отравляющими веществами или, на худой конец, спорами сибирской язвы. Спустя десять-пятнадцать минут ракеты появляются над ничего не подозревающим прибрежным городом… Что и говорить, картина нарисована рукой мастера, насмотревшегося американских фильмов ужасов.

Но для того, чтобы убедить американский конгресс раскошелиться, нужна «прямая и явная угроза». Главная проблема: для перехвата таких ракет практически не остается времени на приведение в готовность активных средств перехвата — ЗУР или пилотируемых истребителей, ведь наземная РЛС сможет «увидеть» несущуюся на десятиметровой высоте крылатую ракету на расстоянии, не превышающем нескольких десятков километров.

В1998 г. на проработку средства защиты от кошмара крылатых ракет, прилетающих «ниоткуда», в США были впервые выделены деньги в рамках программы Joint Land Attack Cruise Missile Defense Elevated Netted Sensor System (JLENS). В октябре2005 г. были закончены научно-исследовательские и экспериментальные работы, связанные с проверкой заложенных идей на реализуемость, и фирма Raytheon получила отмашку на изготовление опытных образцов системы JLENS. Теперь речь пошла уже не о каких-то несчастных десятках миллионов долларов, а о солидной сумме — 1,4 млрд. долларов.

В2009 г. были продемонстрированы элементы системы: гелиевый аэростат 71М с наземной станцией для подъема/опускания и обслуживания, а фирма Science Applications International Corp. из Санкт-Петербурга получила заказ на проектирование и изготовление антенны для радиолокатора, являющегося полезным грузом аэростата.

Еще через год семидесятиметровый аэростат впервые поднялся в небо с РЛС на борту, а в 2011 г. систему проверили почти по полной программе: сначала сымитировали электронные цели, затем запустили низколетящий самолет, после чего пришел черед беспилотника с очень маленькой ЭПР.

Собственно, антенн под аэростатом имеется две: одна для обнаружения малоразмерных целей на относительно большой дальности, а другая для точного целеуказания на меньшей дальности. Питание к антеннам подается с земли, отраженный сигнал «спускают» по оптико -волоконному кабелю. Работоспособность системы проверялась вплоть до высоты4500 м. В составе наземной станции имеется лебедка, обеспечивающая подъем аэростата на нужную высоту, источник питания, а также кабина управления с рабочими местами диспетчера, метеоролога и оператора управления аэростатом.

Сообщается, что аппаратура системы JLENS сопрягается с корабельной ЗРС «Иджис», наземными ЗРК «Патриот», а также с комплексами SLAMRAAM (новый ЗРК самообороны, в котором в качестве активных средств применяются конвертированные УР AIM-120, прежде позиционировавшиеся как ракеты «воздух-воздух»).

Однако весной 2012 г. у программы JLENS начались трудности: Пентагон в рамках запланированного сокращения бюджета заявил об отказе от развертывания первой партии из 12 серийных станций с аэростатами 71М, оставив только две уже изготовленные станции для доводки РЛС, устранения выявленных недостатков в аппаратуре и программном обеспечении.

30 апреля 2012 г. в ходе практических пусков ЗУР на учебноиспытательном полигоне в штате Юта с использованием целеуказания от системы JLENS был сбит беспилотный самолет, применявший средства РЭП. Представитель фирмы Raytheon отметил: «Дело не только в том, что БЛА был перехвачен, а еще и в том, что удалось выполнить все требования технического задания по обеспечению надежного взаимодействия системы JLENS и ЗРК «Патриот». Фирма надеется на возобновление интереса военных к системе JLENS, ведь ранее планировалось, что Пентагон закупит сотни комплектов в период с 2012 по 2022 г.

Симптоматичным можно считать тот факт, что даже самая богатая в мире страна, судя по всему, все же считает неприемлемой для себя цену, которую пришлось бы заплатить для постройки «великой американской противоракетной стены» на основе использования традиционных средств перехвата КР, пусть даже во взаимодействии с новейшими системами обнаружения низколетящих воздушных целей.

Предложения по облику и организации противодействия крылатым ракетам с помощью беспилотных истребителей

Проведенный анализ свидетельствует о том, что систему борьбы с крылатыми ракетами целесообразно строить на основе использования относительно мобильных подразделений, вооруженных управляемыми ракетами с тепловыми ГСН, которые должны быть своевременно сосредоточены на угрожаемом направлении. В составе таких подразделений не должно быть стационарных или низкомобильных наземных РЛС, которые немедленно становятся объектами ударов противника с применением противорадиолокационных ракет.

Наземные средства ПВО с ракетами «земля-воздух» с тепловыми ГСН характеризуются небольшим курсовым параметром, составляющим единицы километров. Для надежного прикрытия рубежа протяженностью 500 км потребуются десятки комплексов.

Значительная часть сил и средств наземной ПВО в случае пролета крылатых ракет противника по одному-двум маршрутам окажутся «не у дел». Возникнут проблемы с размещением позиций, организацией своевременного предупреждения и целераспределения, возможностью «насыщения» огневых возможностей средств ПВО на ограниченном участке. Кроме того, мобильность такой системы обеспечить довольно затруднительно.

Альтернативой может стать применение относительно малоразмерных беспилотных истребителей-перехватчиков, вооруженных управляемыми ракетами малой дальности с тепловыми ГСН.

Подразделение таких летательных аппаратов может базироваться на одном аэродроме (аэродромный взлет и посадка) или в нескольких пунктах (безаэродромный старт, аэродромная посадка).

Главным достоинством авиационных беспилотных средств перехвата крылатых ракет является возможность быстрой концентрации усилий в ограниченном коридоре пролета ракет противника. Целесообразность применения БИКР против крылатых ракет обусловлена также тем, что «интеллект» такого истребителя, реализуемый в настоящее время на основе существующих датчиков информации и вычислителей, достаточен для поражения целей, которые не оказывают активного противодействия (за исключением системы встречного подрыва у крылатых ракет с ядерной БЧ).

Малоразмерный беспилотный истребитель крылатых ракет (БИКР) должен нести бортовую РЛС с дальностью обнаружения воздушной цели класса «крылатая ракета» на фоне земли порядка100 км(класса «Ирбис»), несколько УР «воздух -воздух» (класса Р-60, Р-73 или ПЗРК «Игла»), а также, возможно, авиационную пушку.

Относительно небольшие масса и размерность БИКР должны способствовать снижению стоимости аппаратов по сравнению с пилотируемыми истребителями-перехватчиками, а также уменьшению суммарного расхода топлива, что немаловажно с учетом необходимости массового использования БИКР (максимальную потребную тягу двигателя можно оценить равной 2,5…3 тс, т.е. примерно как у серийного АИ-222-25). Для эффективной борьбы с крылатыми ракетами максимальная скорость полета БИКР должна быть околозвуковой или невысокой сверхзвуковой, а потолок — относительно небольшим, не более10 км.

Управление БИКР на всех этапах полета должно обеспечиваться «электронным пилотом», функции которого должны быть существенно расширены по сравнению с типовыми системами автоматического управления летательными аппаратами. Помимо автономного управления целесообразно предусмотреть возможность дистанционного управления БИКР и его системами, например, на этапах взлета и посадки, а также, возможно, боевого применения вооружения или принятия решения на применение оружия.

Процесс боевого применения подразделения БИКР можно кратко описать следующим образом. После обнаружения средствами старшего начальника (низко мобильную наземную обзорную РЛС вводить в состав подразделения нельзя!) факта приближения крылатых ракет противника в воздух поднимают несколько БИКР с таким расчетом, чтобы после выхода в расчетные районы зоны обнаружения бортовых РЛС беспилотных перехватчиков полностью перекрывали по ширине весь прикрываемый участок.

Первоначально район маневрирования конкретного БИКР задается перед вылетом в полетном задании. При необходимости район может быть уточнен в полете посредством передачи соответствующих данных по защищенной радиолинии. В случае отсутствия связи с наземным КП (подавления радиолинии) один из БИКР приобретает свойства «командного аппарата» с определенными полномочиями.

В составе «электронного пилота» БИКР необходимо предусмотреть блок анализа воздушной обстановки, который должен обеспечить массирование сил БИКР, находящихся в воздухе, на направлении подхода тактической группы крылатых ракет противника, а также организовать вызов дополнительных дежурных сил БИКР в случае, если все крылатые ракеты не удается перехватить «активными» БИКР. Таким образом, дежурящие в воздухе БИКР в известной мере сыграют роль своеобразных «обзорных РЛС», практически неуязвимых для противорадиолокационных УР противника. Они же могут бороться с потоками крылатых ракет относительно невысокой плотности.

В случае отвлечения дежурящих в воздухе БИКР на одно направление с аэродрома должны быть немедленно подняты дополнительные аппараты, которые должны исключить образование неприкрытых зон на участке ответственности подразделения.

В угрожаемый период возможна организация непрерывного боевого дежурства нескольких БИКР. В случае возникновения необходимости переброски подразделения на новое направление БИКР могут перелететь на новый аэродром «своим ходом». Для обеспечения посадки предварительно на этот аэродром должна быть транспортным самолетом доставлена кабина управления и расчет, обеспечивающий выполнение необходимых операций (возможно, потребуется не один «транспортник», но все же проблема переброски на большое расстояние потенциально решается проще, чем в случае с ЗРС, и за гораздо более короткое время).

На этапе перелета на новый аэродром БИКР должен управляться «электронным пилотом». Очевидно, что помимо «боевого» минимума оборудования для обеспечения безопасности полетов в мирное время автоматика БИКР должна включать подсистему исключения столкновений в воздухе с другими летательными аппаратами.

Только летные эксперименты смогут подтвердить или опровергнуть возможность уничтожения КР или иного беспилотного летательного аппарата противника огнем из бортовой пушки БИКР.

Если вероятность уничтожения КР пушечным огнем окажется достаточно высокой, то по критерию «эффективность — стоимость» такой способ уничтожения крылатых ракет противника окажется вне всякой конкуренции.

Центральной проблемой при создании БИКР является не столько разработка собственно летательного аппарата с соответствующими летными данными, оборудованием и вооружением, сколько создание эффективного искусственного интеллекта (ИИ), обеспечивающего эффективное применение подразделений БИКР.

Представляется, что задачи ИИ в данном случае могут быть разделены на три группы :
— группа задач, обеспечивающая рациональное управление одиночным БИКР на всех этапах полета;
— группа задач, обеспечивающая рациональное управление группой БИКР, которая перекрывает установленный рубеж воздушного пространства;
— группа задач, обеспечивающая рациональное управление подразделением БИКР на земле и в воздухе с учетом необходимости периодической смены летательных аппаратов, наращивания сил с учетом масштабов налета противника, взаимодействия с разведывательными и активными средствами старшего начальника.

Проблема, в определенной мере, состоит в том, что разработка ИИ для БИКР не является профильной ни для создателей собственно летательных аппаратов, ни для разработчиков бортовых САУ или РЛС. Без совершенного ИИ беспилотный истребитель превращается в неэффективную дорогостоящую игрушку, способную дискредитировать идею. Создание же БИКР с достаточно развитым ИИ может стать необходимым шагом на пути к многофункциональному беспилотному истребителю, способному бороться не только с беспилотными, но и пилотируемыми летательными аппаратами противника.

/Александр Медведь, доцент МФПУ «Синергия», к.т.н., engine.aviaport.ru /

Российские военные успешно испытали крылатую ракету с ядерной энергетической установкой. Дальность ее полета на дозвуковой скорости не ограничена.

Такие изделия способны на низкой высоте обходить районы противовоздушной и противоракетной обороны, с высокой точностью уничтожая объекты противника. О появлении новинки сообщил президент России Владимир Путин в своем послании Федеральному собранию. По мнению экспертов, эти системы относятся к оружию сдерживания. Они используют для перемещения воздух, нагретый ядерной энергетической установкой.

По информации специалистов, речь идет об изделии с индексом 9М730, разработанном ОКБ «Новатор». В угрожаемый период такие ракеты можно поднять в воздух и вывести в заданные районы. Оттуда они смогут ударить по важным объектам противника. Испытания новинки идут достаточно активно, и в них принимают участие летающие лаборатории Ил-976.

— В конце 2017 года на Центральном полигоне Российской Федерации состоялся успешный пуск новейшей российской крылатой ракеты с ядерной энергоустановкой. В ходе полета энергоустановка вышла на заданную мощность, обеспечила необходимый уровень тяги, — заявил в своем выступлении Владимир Путин. — Перспективные системы вооружения России основаны на новейших уникальных достижениях наших ученых, конструкторов, инженеров. Одно из них — создание малогабаритной сверхмощной ядерной энергетической установки, которая размещается в корпусе крылатой ракеты типа нашей новейшей ракеты Х-101 воздушного базирования или американского «Томагавка», но при этом обеспечивает в десятки раз — в десятки раз! — большую дальность полета, которая является практически неограниченной. Низколетящая, малозаметная крылатая ракета, несущая ядерную боевую часть, с практически неограниченной дальностью, непредсказуемой траекторией полета и возможностью обхода рубежей перехвата является неуязвимой для всех существующих и перспективных систем как ПРО, так и ПВО.

В представленном видеосюжете зрители смогли увидеть запуск уникальной ракеты. Полет изделия был запечатлен с борта истребителя сопровождения. Согласно представленной далее компьютерной графике, «ядерная ракета» облетела зоны морского ПРО в Атлантике, обошла с юга Южную Америку и ударила по территории Соединенных Штатов со стороны Тихого океана.

— Судя по представленному видео, это ракета либо морского, либо сухопутного базирования, — рассказал «Известиям» главный редактор-интернет проекта MilitaryRussia Дмитрий Корнев. — В России есть два разработчика крылатых ракет. «Радуга» производит только изделия воздушного базирования. Наземные и морские — в ведении «Новатора». На счету этой фирмы — линейка крылатых ракет Р-500 для комплексов «Искандер», а также легендарные «Калибры».

Не так давно в открытых документах ОКБ «Новатор» появились упоминания о двух новых изделиях — 9М729 и 9М730. Первое — это обычная дальнобойная крылатая ракета, а вот про 9М730 ничего не было известно. Но это изделие явно находится в стадии активной разработки — по данной тематике на сайте госзакупок размещено несколько тендеров. Поэтому можно предположить, что «ядерная ракета» — это и есть 9М730.

Как отметил военный историк Дмитрий Болтенков, принцип работы ядерной энергетической установки достаточно прост.

— По бортам ракеты находятся специальные отсеки с мощными и компактными нагревателями, работающими от ядерной энергоустановки, — отметил эксперт. — В них попадает атмосферный воздух, который нагревается до нескольких тысяч градусов и превращается в рабочее тело двигателя. Вытекание горячего воздуха создает тягу. Такая система действительно обеспечивает практически безграничную дальность полета.

Как заявил Владимир Путин, испытания новинки прошли на Центральном полигоне. Этот объект расположен в Архангельской области в поселке Ненокса.

— Это историческое место испытания дальнобойного оружия, — отметил Дмитрий Болтенков. — Оттуда маршруты ракет проходят вдоль северного побережья России. Их протяженность может доходить до нескольких тысяч километров. Для снятия телеметрических параметров с ракет на таких расстояниях нужны специальные самолеты — летающие лаборатории.

По словам эксперта, не так давно были восстановлены два уникальных самолета Ил-976. Это специальные машины, созданные на базе транспортного Ил-76, долгое время использовались для испытания дальнобойного ракетного оружия. В 1990-е годы они были законсервированы.

— В сети Интернет были опубликованы фото Ил-976, перелетевших на аэродром вблизи Архангельска, — отметил эксперт. — Примечательно, что машины несли эмблему «Росатома». В это же время Россия выпустила специальное международное предупреждение NOTAM (Notice to Airmen) и закрыла район для судов и самолетов.

По мнению военного эксперта Владислава Шурыгина, новая «ядерная ракета» — это не наступательный боевой комплекс, а оружие сдерживания.

— В угрожаемый период (обострение обстановки, как правило, предшествующее началу войны. — «Известия») российские военные смогут вывести в заданные районы патрулирования эти изделия, — отметил эксперт. — Это позволит предотвратить попытки противника нанести удар по России и ее союзникам. «Ядерные» ракеты смогут выполнить роль оружия возмездия или нанести превентивный удар.

Вооруженные силы России располагают несколькими линейками дозвуковых низковысотных крылатых ракет. Это Х-555 и Х-101 воздушного, Р-500 наземного и 3М14 «Калибр» морского базирования.

Сирийская кампания прошла под знаком демонстрации новых возможностей российских вооруженных сил, в частности, в сфере современного высокоточного оружия. И если «Калибр» был на слуху, то его авиационные собратья незаслуженно оказались в тени.

Авиационные крылатые ракеты большой дальности (КРБД) современного вида сформировались в 1970-х годах, когда, воспользовавшись новейшими достижениями науки и техники, США и СССР начали работы по созданию принципиально новых авиационных средств доставки ядерных зарядов. К тому времени стало ясно, что продолжение гонки за скоростью или высотой полета самолета более не обеспечивает гарантии прорыва ПВО.

Конечно, на тот момент уже состояли на вооружении такие КРБД, как, например, AGM-28 «Hound Dog» или Х-20. Однако наряду с высокой скоростью и неплохой дальностью полета они обладали и целым рядом недостатков, в первую очередь – значительными массой и габаритами, ограничивавшими боевую нагрузку только несколькими изделиями. При полете на большой высоте и скорости в 2 М такие ракеты были уязвимы для ПВО, где принципиальной разницы в перехвате скоростного бомбардировщика с ядерной бомбой или крупноразмерной ракеты не было.

Под воздействием инерции мышления живучесть ракет старались поднять традиционно – увеличив скорость и высоту полета. Если приводить примеры из советских разработок, это программы «Метеорит-А» и Х-45. При этом недостаток в виде габаритов и массы только обострялся: так, будущий Ту-160 должен был нести во внутренних отсеках только две ракеты Х-45 с дальностью до 1500 км. На фоне параллельного развития баллистических ракет наземного и морского базирования, повышения их точности и оснащения их разделяющимися головными частями индивидуального наведения сама целесообразность сохранения стратегической авиации как компонента ядерной триады становилась спорной.

Ответ был найден в США в виде создания малогабаритных и легких дозвуковых ракет, оснащенных экономичными турбореактивными двигателям. Пришли к этой идее почти случайно – задумавшись о возможности вооружить ядерными зарядами перспективные ложные цели. Прорыв ПВО новые ракеты должны были осуществлять скрытно, за счет полета на сверхмалых высотах и сниженной заметности самой ракеты. Главным достоинством были малые габариты, позволявшие каждому ракетоносцу атаковать множество целей. К прочим преимуществам относилась высокая точность новых ракет, которую должны были обеспечить новейшие достижения в области инерциальных навигационных систем и миниатюризация вычислительной техники.

Еще за несколько лет до того как в США началось активное финансирование создания будущей AGM-86 ALCM, в СССР конструкторское бюро «Радуга», проведя самостоятельные теоретические изыскания, предлагало начать работы над подобным оружием, но у одержимых высокими скоростями военных это не вызвало интереса. Мнение изменилось, только когда стали ясны планы заокеанских «коллег». На вооружение американская AGM-86B и советская Х-55 были приняты почти одновременно – в конце 1982 и 1983 годов соответственно. При этом в США под новые ракеты модернизировали имеющиеся B-52G и B-52H, первоначально максимально просто (барабанную пусковую установку во внутренний отсек получили только B-52H, и только с 1988 года), в то время как в СССР новыми ракетами оснащались новые ракетоносцы Ту-95МС и Ту-160.

И американским и советским конструкторам удалось создать близкое по характеристикам оружие – и AGM-86B и Х-55 имели дальность полета около 2500 км, крейсерскую скорость около 800 км/ч и высокую точность: круговое вероятное отклонение от цели менее 100 м. Спутниковую навигацию не использовали, работали точнейшие инерциальные навигационные системы (ИНС) и коррекция радиовысотомером по цифровым картам местности. Учитывая оснащение ракет малогабаритными термоядерными боевыми частями (БЧ) с мощностью взрыва до 150 кТ (AGM-86B) или до 200 кТ (Х-55), можно было говорить об обеспечении гарантированного уничтожения даже самых укрепленных целей.

В рамках продолжающейся гонки ядерных вооружений дальнейшая работа сосредоточилась в первую очередь на увеличении дальности ракет, с тем чтобы вывести рубеж их пуска далеко за зону действия перехватчиков ПВО. В США была создана ракета AGM-129 ACM с дальностью, по различным оценкам, до 3400–3700 км. Еще одним отличием от предшественницы стало максимальное внедрение технологий снижения заметности. Однако новая ракета оказалась более дорогой и сложной в обслуживании, не была выпущена в достаточном количестве, чтобы заменить AGM-86B, и в 2012 году была снята с вооружения. Единственной КРБД США с ядерной боевой частью сейчас остается AGM-86B.

В России пошли по более простому и экономичному пути модернизации Х-55 путем оснащения ее накладными, конформными топливными баками. С ними дальность Х-55СМ достигла 3500 км. Если исходить из численных показателей, Х-55СМ остается и сегодня основным ядерным оружием воздушной части российской ядерной триады.

От носителей ядерных зарядов к носителям демократии

Уникальные качества нового оружия заставили присмотреться к нему не только в качестве средства доставки ядерного заряда, но и как к новому авиационному средству поражения для обычных конфликтов. В своем изначальном варианте КРБД уже обладали неплохой точностью, которая была значительно повышена за счет использования спутниковой навигации. В США во второй половине 1980-х годов началась программа переоборудования AGM-86B в неядерные AGM-86C CALCM c осколочно-фугасной БЧ вместо ядерной. Из-за более тяжелого заряда значительно упала дальность – примерно до 1200 км.

Первоначально программа велась в обстановке строгой секретности, для ВВС США новое оружие должно было стать деликатным инструментом для операций, подобных «Каньону Эльдорадо» . Боевым крещением для этих КРБД стала Война в Заливе 1991 года, когда семь B-52G совершили беспосадочный 35-часовой перелет из США до Ирака и обратно и выпустили по целям 35 ракет AGM-86C, на тот момент практически весь их запас (еще четыре ракеты не запустили из-за неполадок). По различным оценкам, цели успешно поразили 31 или 33 ракеты. Кстати, секретность привела к тому, что официально их применение было признано только через год, несмотря на то, что флотский «Томагавк» стал одной из медийных «звезд» той войны.

Успех в войне в Ираке привел к взрывному росту интереса к КРБД как важнейшему оружию в локальных конфликтах. На фоне сокращения ядерного оружия многие AGM-86B были переоборудованы в «тактические» варианты, последние пятьдесят – по стандарту AGM-86D, с проникающими боевыми частями и способностью поражать цели в пикировании с точностью до нескольких метров. Учитывая меньшую массу проникающей БЧ, чем фугасной, возможно, дальность этих ракет выше.

Логичным следующим этапом в развитии стало создание новых крылатых неядерных ракет. Принципиальное новшество заключалось в том, что в качестве носителей рассматривались в первую очередь многоцелевые истребители. Хотя при этом габаритно-весовые ограничения были более серьезны, чем у ракет, рассчитанных на стратегические бомбардировщики. Вкупе с большей массой неядерных боевых частей это приводило к тому, что дальность измерялась сотнями, а не тысячами километров, но все равно была далеко за пределами зоны действия ПВО. Тактическая авиация приобретала принципиально новые возможности, ранее доступные только стратегической.

Наиболее распространенные высокоточные крылатые ракеты тактической авиации сегодня – американские AGM-158 JASSM, выпущенные в большом количестве для ВВС США и закупленные Австралией, Финляндией и Польшей. Базовая версия AGM-158A имеет дальность около 370 км, модернизированная AGM-158B JASSM-ER при тех же внешних габаритах, но с более экономичным двигателем и, вероятно, уменьшенной боевой частью – около 1000 км. Благодаря оснащению богатым набором навигационного и прицельного оборудования, от ИНС и GPS до инфракрасной ГСН, ракета обладает высокой помехозащищенностью и потенциально высочайшей точностью, вплоть всего до двух метров отклонения от цели.

На основе JASSM-ER с минимальными изменениям (установлена дополнительная радиолокационная ГСН) создана и проходит испытания ПКР AGM-158C LRASM, сохраняющая дальность оригинала и возможность применения по наземным целям. Учитывая избыточную для дозвуковой ПКР дальность, можно предположить, что таким образом ВМС США, в свое время отказавшиеся от закупок JASSM, теперь хотят получить ее для палубной авиации. Ближайшим аналогом, состоящим сейчас на вооружении флота, является AGM-84H/K SLAM-ER с дальностью около 270 км.

В последние два десятилетия произошел настоящий бум в этой области. Находятся в серии и активно поставляются на экспорт немецко-шведская Taurus KEPD, франко-английская SCALP EG/Storm Shadow. В разработке норвежско-американская JSM, турецкая SOM и другие. Особняком стоит французская высокоскоростная (до 3М) ASMP, в последней модификации с дальностью до 500 км. В отличие от остальных, она оснащается исключительно термоядерной боевой частью и является оружием воздушного компонента французских СЯС. В США на смену ALCM и JASSM разрабатывается перспективная КРБД двойного назначения (с ядерной или обычной боевой частью) LRSO. До недавнего времени Россия, казалось, не была приглашена на это соревнование.

Копье для ВКС России

Однако советские военные и инженеры осознавали потенциал высокоточного оружия. Во второй половине 1980-х годов начались работы по созданию как неядерных версий имеющихся ракет, так и ракеты нового поколения, ответа на американскую AGM-129. К сожалению, по этим работам нанес тяжелый удар период хронического недофинансирования «оборонки» в 1990-е годы, и воплощение идеи задержалось, как минимум, на десятилетие.

С 2000 года приступила к летными испытаниям Х-555 – неядерная версия Х-55СМ с системой наведения, обеспечивающей повышенную (КВО – 20 м), по сравнению с оригиналом, точность за счет оснащения оптико-электронной и спутниковыми системами наведения. Может оснащаться фугасной, проникающей или кассетной БЧ. Дальность ракеты с конформными баками достигает 2000 км, то есть превосходит главный зарубежный аналог – AGM-86B в полтора-два раза. Х-555 в середине «нулевых» прошли государственные испытания и начали поступать на вооружение дальней авиации России. Аналогично Х-55СМ, они применяются с ракетоносцев Ту-95МС (шесть ракет на одной барабанной ПУ, внешние узлы подвески не используются) и Ту-160 (12 ракет на двух барабанных ПУ). Впервые в боевой обстановке, как и отечественная ракетоносная стратегическая авиация в целом, они были применены в ноябре 2015 года, когда Ту-95МС нанесли удары ими по целям боевиков в Сирии, причем ракеты по пути преодолели «своим ходом» территорию Ирана и Ирака – для них это не расстояние.

Создание и освоение Х-555 было относительно простым и быстрым способом получить неядерную КРБД. Параллельно с этим велась работа над ракетой качественно нового уровня. До показательного применения в тот же ноябрьский день Х-101 имела полумифический статус – не было даже уверенности в том, что она принята на вооружение, ввиду отсутствия свидетельств нахождения в частях «живых» изделий. Но то, что «длинная рука» ВКС России полностью готова к применению, было продемонстрировано на детальных видеорепортажах. А тот факт, что подобные удары повторялись неоднократно, показал, что, в отличие от США в 1991 году, Россия не отстреляла весь свой арсенал за один день.

Ракеты Х-101/102 (Х-102 – с ядерной БЧ) – наиболее технически продвинутые и дальнобойные современные КРБД. Высокая точность обеспечивается оптико-электронной системой наведения на конечном участке. Дальность, по различным оценкам, достигает 4500–5500 км (возможно, верхняя граница относится к Х-102) и, таким образом, приближается к межконтинентальной, даже без учета большого радиуса полета стратегического ракетоносца. Для повышения выживаемости массово внедрены средства снижения заметности, а зачастую избыточный запас топлива позволяет большую часть полета проводить на сверхмалых высотах . Носителями новых ракет служат прошедшие модернизацию Ту-95МСМ (до восьми ракет на внешних узлах подвески) и Ту-160 (до 12 ракет на двух барабанных ПУ).

Пусть и с некоторым отставанием от приоритетного перевооружения дальней авиации, ведется активная работа и над более легкими ракетами. Проходит испытания созданная на основе Х-101 ракета Х-50 – максимально унифицированная укороченная версия. За счет меньшей массы и габаритов ее можно будет применять с барабанной пусковой установки меньшего размера, размещаемой в отсеке вооружения модернизированного Ту-22М3М, а Ту-95МСМ сможет нести кроме восьми ракет на внешней подвеске еще шесть на «барабане». Кроме того, Х-50, вероятно, смогут применять такие самолеты тактической авиации, как Су-34. Дальность ее оценивается как минимум в 1500 км, что значительно превосходит возможности JASSM-ER. Ту-22М3М сможет также применять тяжелые КР Х-32, по своим характеристикам приближающиеся к гиперзвуковым (дальность до 1000 км, скорость более 4 М) и предназначенные в первую очередь для уничтожения кораблей. Однако их значительные масса и габариты ограничивают типовую нагрузку двумя такими ракетами (в перегруз – тремя).

Если с такими ракетами, как Х-101 и Х-50, Россия значительно отстала по времени, но также существенно превзошла по характеристикам зарубежные аналоги, то на следующем этапе развития авиационного вооружения она твердо вознамерилась вырваться вперед. К началу следующего десятилетия планируется принять на вооружение сначала оперативно-тактическую гиперзвуковую ракету с дальностью около 1500 км и скоростью до 6 М, а позднее и стратегические, еще более скоростные изделия.

В новом веке, после того как традиционным баллистическим ракетам все больше начинают угрожать средства ПРО, авиация готова вновь сыграть в «быстрее-выше-дальше», и каковы будут результаты этого раунда – покажет только время.

Авиационный рейд 1986 года группы бомбардировщиков F -111 из Великобритании на Триполи, в ответ на ряд терактов исламистских группировок, как считалось, поддерживаемых Ливией.

Р асход при этом значительно выше , и, как правило, на безопасных участках КР стараются лететь на высотах в несколько километров.

Чувства