Дисциплинированность и профессионализм важнейшие качества война. Оружие россии

Дисциплинированность важнейшее качество личности воина

Дисциплина - это определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации. В соответствии со сферами проявления она может подразделяться на государственную, производственную, общественную, техническую, воинскую и т.п.

Сущность и содержание воинской дисциплины

Современный Военный энциклопедический словарь определяет воинскую дисциплину как «строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников)». Так записано и в Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил _РФ. Это значит, что отправной точкой, как в понимании дисциплины, так и в ее обеспечении в повседневной практике являются правила поведения военнослужащего.

Дисциплина основывается на осознании каждым военнослужащим своего воинского долга и личной ответственности за защиту Отечества. Она не ущемляет права личности и не отвергает инициативу. Дисциплина обеспечивает сплоченность военнослужащих и их готовность к выполнению задач, стоящих перед войсками. Следовательно, воинская дисциплина есть:

во-первых, знание воинами законов и уставных требований, регламентирующих военную службу;

во-вторых, их точное, строгое и сознательное исполнение.

Высокая воинская дисциплина является одним из решающих условий боеспособности войск, важнейшим фактором, обеспечивающим победу на поле боя. История не знает ни одного полководца, крупного военачальника, который не заботился бы об укреплении в армии дисциплины, организованности, исполнительности и порядка. Так, например, А.В. Суворов в дисциплине видел основу воинской доблести, храбрости, героизма и называл ее матерью победы. Душой воинской службы величали дисциплину П.А. Румянцев и М.И. Кутузов. Военный теоретик М.И. Драгомиров подчеркивал, что «воинская дисциплина есть совокупность всех нравственных, умственных и физических навыков, нужных для того, чтобы офицеры и солдаты всех степеней отвечали своему назначению...». Многие высказывания о роли и значении воинской дисциплины содержатся и в трудах полководцев М.В. Фрунзе, Г.К. Жукова, A.M. Василевского, К.К. Рокоссовского и других.

Вся героическая история Вооруженных Сил России Убедительно свидетельствует о том, что подвиг начинается с дисциплины. Тысячи воинов совершали героические подвиги в ходе сражений, проявляя верность военной присяге, высокую исполнительность и ответственность за выполнение ратного долга.

Современная война предполагает применение невиданных ранее средств вооруженной борьбы. Боевые действия в такой войне будут сопряжены с огромными физическими и моральными нагрузками, быстрым изменением обстановки. Прямой обязанностью каждого военнослужащего в этих условиях является рациональное использование учебного времени, экономия средств и ресурсов, постоянный поиск и освоение таких форм и методов учебы, которые в наибольшей степени отвечали бы современным требованиям. Выполнение этих задач невозможно без крепкой воинской дисциплины.

Кроме этого, овладение современными приемами ведения боевых действий, новейшим оружием и боевой техникой, умение в полной мере использовать их боевую мощь требуют строгого соблюдения воинских уставов, согласованных действий большого количества воинов самых разных специальностей, организованности, технической грамотности, слаженности, четкости, внимательности, безупречной исполнительности. Являясь важным слагаемым боевой готовности подразделений, частей, кораблей, воинская дисциплина превращает армейские и флотские коллективы в единый, крепкий, сплоченный организм, способный действовать быстро и точно в любой обстановке. Войсковая и флотская жизнь подтверждает: там, где крепче воинская дисциплина, там выше эффективность и качество боевой учебы.

Именно поэтому каждый военнослужащий обязан быть не только честным и храбрым, но и дисциплинированным.

Сегодня быть дисциплинированным - значит добросовестно и честно выполнять требования воинских уставов, беспрекословно и точно выполнять приказы командиров и начальников.

Личная дисциплинированность каждого воина - это социально-психологическая и нравственная черта его личности, проявляющаяся в уважительном отношении к законам государства, нормам общества, правилам общежития и воинскому долгу. В ней выражается его готовность к самопожертвованию в вооруженной борьбе за безопасность Родины.

Дисциплинированность воина может быть сознательной, если она основана на мотивах патриотизма, долга, чести и высокой внутренней ответственности. Она не является сознательной, если диктуется страхом наказания, соображениями выгоды или другими подобными стимулами. В структуре дисциплинированности выделяют две важные составляющие: самодисциплину и исполнительность.

Если поведение военнослужащего обусловлено исключительно пониманием норм и правил, не требующих каких-либо напоминаний, - это самодисциплина.

Правильное поведение война, которое направляется замечаниями, командами, приказаниями командиров и реализуется на основе повиновения, - это исполнительность.

Дисциплинированность особенно важна в боевых условиях, когда малейшее нарушение может повлечь за собой невыполнение поставленной задачи.

Понятие «воинская дисциплина» включает:

Обязательность ее требований для всех категорий военнослужащих;

Совпадение целей законности и воинской дисциплины;

Детальную регламентацию правил поведения по всему спектру видов воинской деятельности

Повышенную правовую ответственность за нарушение порядка и правил воинской службы;

Обязательное соблюдение нравственных норм, подкрепленных уставными требованиями;

Дисциплинарную ответственность за нарушение правил, норм не только в служебной, но и во внеслужебной обстановке;

Единство безусловного выполнения установленных норм и проявления активности, самостоятельности, творчества и т.д.

Воинская дисциплина призвана регулировать воинский порядок, взаимоотношения между военнослужащими, отношения в подразделениях с целью обеспечения высокой организованности и боеспособности. Она создает в воинском коллективе здоровый морально-психологический климат, обеспечивает высокую управляемость подразделениями и дает возможность с наибольшей эффективностью использовать время, оружие, материальные ресурсы и человеческие силы для решения задач в мирное время и в бою.

Без дисциплины армия существовать не может. Ратный труд, специфика военной службы требуют жесткой регламентации деятельности и поведения военнослужащих.Воинская дисциплина - это основа боевой готовности Вооруженных Сил.

С помощью дисциплины достигается координация действий, обеспечиваются субординация, товарищеская взаимопомощь. Ее соблюдение дает возможность суммирования усилий многих людей, является эффективным средством социального управления.

Главным стержнем воинской дисциплины являются беспрекословное повиновение, точное и своевременное исполнение приказов и распоряжений. Ее сущность - знание правил поведения и установленного порядка, понимание их необходимости и устойчивая привычка их соблюдения. Условием соблюдения требований дисциплины и его результатом выступает личная дисциплинированность воина.

Основные направления формирования дисциплинированности у военнослужащих

Дисциплинированность - это требования воинской дисциплины, исполнение которых является для военнослужащего глубокой внутренней потребностью, устойчивой привычкой выполнять все нормы и уставные положения. Это - проявление ответственности военнослужащего за свои действия перед законом, сознательности, понимания необходимости подчинять свои действия воле командира, личные интересы - интересам боеготовности подразделения, части, корабля.

Таким образом, можно сделать вывод, что понятие «дисциплинированность» - специфическое качество воина, обеспечивающее устойчивое, сообразное правилам его поведение в условиях военной службы. Ее характеризуют внешние и внутренние показатели.

Внешние показатели дисциплинированности:

Строгое соблюдение воинского порядка;

Точное и инициативное выполнение приказов и распоряжений командиров и начальников;

Бережное отношение к боевой технике и оружию, грамотное их использование при решении учебно-боевых и служебных задач;

Образцовый внешний вид. Внутренние показатели дисциплинированности:

Убеждение в необходимости и целесообразности воинской дисциплины

Знание уставов и наставлений, требований военной службы;

Умение управлять собой в соответствии с требованиями воинской дисциплины;

Навыки и привычки дисциплинированного поведения;

Самодисциплина.

Такое качество, как дисциплинированность, не рождается вместе с человеком и тем более не дается воину с погонами. Оно формируется и развивается в процессе армейской жизни и деятельности.

В процессе всей службы военнослужащий должен заниматься самовоспитанием дисциплинированности. Оно представляет собой целенаправленную деятельность военнослужащего, способствующую не только усилению или ослаблению определенных качеств его личности, но и формированию тех из них, которые ранее у него отсутствовали.

С чего начать самовоспитание дисциплинированности? Прежде всего надо задать себе вопросы: «Много ли претензий предъявляют ко мне командиры? К чему в основном они сводятся? Почему это происходит?» Ответив на них, можно сделать для себя выводы о том, к чему приводят личная неорганизованность, неумение распределить свое время, поверхностное знание уставных требований, неумение заставить себя добросовестно выполнять служебные обязанности.

Важно, чтобы каждый военнослужащий понял, что выработка у него качеств, отвечающих интересам службы, требованиям присяги и уставов, не самоцель, а насущная потребность армейского уклада жизни.

Как развивать способность к самооценке? Многому можно научиться, следуя примерам командиров, сослуживцев, уважительно относясь к традициям, утвердившимся в подразделении. Хорошие результаты дают взаимооценки и взаимохарактеристики. Оценивая в ходе коллективных мероприятий своих товарищей, тот или иной солдат невольно сравнивает (идентифицирует) себя с другими людьми и соответственно дает оценку своим действиям, поступкам. Большую помощь в развитии самооценки оказывают произведения литературы, радио- и телепередачи, кино- и видеофильмы.

Более высокий уровень самосознания - самоанализ. Это мысленное разделение военнослужащим своей деятельности, поступков, поведения на отдельные составляющие и их принципиальная оценка. Простая констатация - «хорош я или плох» - военнослужащего не должна удовлетворять. Ему надо стремиться получить ответ, в чем он плох, почему так складывается, как исправить такое положение. Важно, чтобы самоанализ касался как отрицательных моментов служебной деятельности, так и положительных. В таком случае человек не замкнется в себе, не будет испытывать комплексов, а постарается самостоятельно бороться с недостатками. Важно учиться самому находить причины собственных неудач и уметь делать из этого практические выводы.

В работе над собой большое значение имеет самоконтроль - умение критически взглянуть на свои поступки через призму требований уставных норм, замечать недостатки и ошибки, находить пути их исправления. Замечено, чем выше в коллективе требовательность друг к другу, тем выше предъявляет ее к себе и каждый военнослужащий воинского коллектива. При самоконтроле важны выдержка и самообладание, умение подавлять побуждения и действия, которые противоречат установленным нормам поведения. Именно эти качества лежат в основе морально-волевой устойчивости военнослужащего. Твердый уставной порядок в подразделении, отлаженный процесс боевой подготовки, бдительное несение караульной и внутренней службы активно влияют на их развитие.

В качестве определяющих компонентов самосознания, способствующих самовоспитанию дисциплинированности, выступают идеал, мечта, жизненная цель, интересы, которые, как компас, помогают человеку ориентироваться в жизни, не дают ему сбиться с курса. Осознание военнослужащими их значимости становится мощным стимулом в работе над собой.
Какие же методы подходят для воспитания дисциплинированности?

Это самоупражнение, самоубеждение, самовнушение, самопринуждение (см. схему).

Самоупражнение есть сознательное многократное выполнение запланированных действий в целях выработки определенных качеств, черт характера, навыков и умений. Как правило, оно проявляется в следующей последовательности:

Анализ и оценка качеств, навыков своего поведения;

Выработка установки на действие;

Проигрыш действия про себя;

Выполнение его по частям или в целом;

Самоконтроль и оценка своих действий, самозадание на повторение, повышение их качества.

Самоубеждение помогает в обосновании совершаемых поступков и действий. При этом приводятся доводы и контрдоводы, они проверяются на практике. Самоубеждение зачастую проявляется в виде внутренней полемики, спора с самим собой. Оно также может осуществляться в виде саморазъяснения, самодоказательства, самоопровержения, самокритики, самоутешения, самоосуждения.

Самовнушение проявляется в воздействии на себя краткой словесной формулой в целях управления своим психическим и физическим состоянием. Например: «не болтай», «не крутись», «напрягись», «есть еще силы». Так преодолеваются состояния сильного нервного возбуждения, физической усталости, многие трудности, искореняются слабости и недостатки в поведении.

Самопринуждение состоит в проявлении волевых усилий для совершения действий и поступков, отвечающих требованиям уставов, устоявшимся нормам в воинском и общественном долге, а также личным правилам и обязательствам. Любой акт самопринуждения начинается с уяснения задачи, оценки своей готовности к ее выполнению, мотивированной самоустановки на волевые действия. Самопринуждение стимулируется требовательным самоконтролем, самоубеждением, самоодобрением или самоосуждением. При этом важно оценить свои действия и полученные результаты, нацелить себя на качественное выполнение новых, более сложных задач.

Возрастание роли воинской дисциплины и дисциплинированности военнослужащих в современных условиях очевидно. И постоянная работа над повышением их качественного уровня является объективной необходимостью, как для каждого военнослужащего, так и для Вооруженных Сил РФ в целом.

1. Гражданином быть обязан: Об истории Российского государства и его вооруженных силах, традициях, морально-психологических и правовых основах военной службы. / Под ред. С.Н. Эрлика, В.Н. Иванова, ВВ. Марущенко.

2. На службе Отечеству: Об истории Российского государства и его вооруженных силах, традициях, правовых и морально-психологических основах военной службы. - М.: МО РФ, ГУВР ВС РФ, ИВИ, ВУ МО РФ. -1998.

3. Общевоинские уставы ВС РФ. - М.: Воениздат. -1994.

4. Утлик Э.П. Психологические основы дисциплины. - М.: МО РФ, ГУВР ВС РФ. -1993.

Подполковник
Алексей Никишов.
Майор
Олег Самосват

3: «Дисциплинированность – важнейшее качество личности военнослужащего»

Учебные вопросы:
1. Воинская дисциплина: сущность и значение.
2. Дисциплинированность – важнейшее качество личности военнослужащего.

1 учебный вопрос
«Воинская дисциплина: сущность и значение»

Довожу личному составу учебный материал по 1 вопросу.
Понятие дисциплины в трудах античных философов, историков трактовалось в основном как повиновение законной власти", "хороший порядок", "согласованность действий". Оно также рассматривалось как великая добродетель воина-гражданина, как важное личностное качество. Так, в дисциплинированности Плутарх видел источник силы и мощи армии, государства. На обязательность следования требованиям норм общества и руководителей указывал и Платон. В частности, он отмечал: "...дело обстоит так: кто где занял место в строю, находя его самым лучшим для себя, или где кого поставил начальник, то там... и должен оставаться, несмотря на опасность, пренебрегая и смертью, и всем, кроме позора".
Большое внимание проблемам дисциплины уделяли видные военачальники, полководцы. Так, из-вестный римский военный историк и теоретик Вегеций писал: "Великая армия без военных правил есть не что иное, как собрание человеков, влекомых на убиение".

Первыми отечественными документами, в которых обращается внимание на проблему воинской дисциплины, были "Поучения" князя Владимира Мономаха. В них он излагал требования к воеводам-быть примером для своих подчиненных в сражении, а к дружинникам - беспрекословно исполнять приказы. Согласно "Поучениям" воины должны были при старших молчать, мудрых слушать и к младшим в любви пребывать. Следует отметить, что в эпоху феодальной раздробленности дисциплина в княжеских дружинах поддерживалась на основе кодексов чести, соблюдения клятвы верности. Нарушители их держались "в нужде" (подвергались наказанию) и могли понести кару вплоть до смертной казни. Дисциплинированное поведение поощрялось различными наградами (ценными подарками, трофеями, имуществом). Такой подход позволял обеспечивать порядок, организованность, способствовал победам наших предков над многочисленными захватчиками.
Развитие военного дела, изменение средств и способов ведения боевых действий потребовали большей организованности, точности, исполнительности.
Слово "дисциплина" в переводе с латинского обозначает "учение". Понятие "дисциплина" трактуется и как "обязательное для всех членов какого-либо коллектива подчинение установленному порядку, правилам", как сдержанность, привычка к строгому порядку. В широком смысле дисциплина рассматривается как необходимое условие нормального существования любого общества, благодаря чему обеспечивается коллективная деятельность и нормальное функционирование социальных организаций.
С помощью дисциплины достигается координация действий, обеспечиваются субординация, товарищеская помощь. Соблюдение дисциплины дает возможность одновременного приложения усилий многих людей, является высокоэффективным средством социального управления. В ходе коллективной деятельности и с помощью устоявшихся норм, традиций, обычаев люди научились соблюдению определенных правил, что способствует эффективному решению стоящих задач.
Можно выделить такие виды дисциплины, как государственная, трудовая, дисциплина общественных организаций. Приемлемо вести речь и о дисциплине исполнительской, финансовой, учебной, дисциплине времени и т. д. При этом важно понимать, что такое деление несет элемент определенной условности.
Разновидностью государственной дисциплины является воинская дисциплина. Она призвана регулировать воинский порядок, взаимоотношения между военнослужащими, отношения в подразделениях с целью обеспечения высокой организованности и боеспособности.
Ее отличие от других видов дисциплины обусловлено характером воинской деятельности, которая требует от людей, осуществляющих ее, особой собранности, точности, исполнительности, выдержки, взаимопонимания, мобильности, быстроты исполнения всех распоряжений и т. д. В силу этого
воинская дисциплина характеризуется рядом особенностей: обязательность ее требований для всех категорий военнослужащих; совпадение целей законности и воинской дисциплины; детальная регламентация правил поведения по всему спектру видов воинской деятельности; повышенная правовая ответственность за нарушение порядка и правил воинской службы; обязательное соблюдение нравственных норм, подкрепленных уставными требованиями; дисциплинарная ответственность за нарушение правил, норм не только в служебной, но и во внеслужебной обстановке; единство безусловного выполнения установленных норм и проявления активности, самостоятельности, творчества и т. д.
Как любое социальное явление воинская дисциплина имеет свою структуру, то есть внутреннее строение, способ связи образующих ее элементов. Структуре воинской дисциплины присущи, с одной стороны, устойчивость (стабильность), обеспечивающая в основном упорядоченность воинских от-ношении, а с другой - динамизм, способность к развитию.
Анализ различных источников, изучение содержания деятельности военнослужащих различных видов и родов сил позволяют говорить о таких видах воинской дисциплины, как:
дисциплина боя, боевой деятельности (тактическая, огневая, марша, маскировки, управления), военно-профессиональной работы;
дисциплина боевого дежурства, караульной службы, выполнения других боевых задач в условиях мирного времени;
учебная дисциплина (дисциплина учебного процесса);
дисциплина наряда, всякого рода дежурств, в том числе несения гарнизонной службы;
материально-техническая, финансовая дисциплина (отношение людей к оружию, военной технике, другим материальным и финансовым ценностям);
дисциплина хозяйственной деятельности (войскового тыла, снабжения и обеспечения);
дисциплина общения, взаимодействия, взаимоотношений, в том числе руководства и подчинения, воспитательной работы;
организационная дисциплина как отношение к организующим факторам воинской службы (времени, распорядку дня, строю);
дисциплина, регламентирующая отношение воина к самому себе (соблюдение гигиены, отсутствие вредных привычек и др.).

Кроме перечисленных существуют и такие виды дисциплины, как экологическая дисциплина, дисциплина безопасности воинской службы.

Важнейшим свойством воинской дисциплины и ее структуры является единство, так как соблюдение дисциплины обязательно для всех военнослужащих независима от должности и звания.
Важно присутствие нравственного начала воинской дисциплины, которое обусловлено тем, что выполнять требования присяги и уставов, приказов командиров (начальников) военнослужащего в большинстве случаев побуждает не страх перед наказанием (хотя и это на практике имеет место), а понимание общественной значимости данных требований, осознание своей личной ответственности за безопасность Родины.
Быть дисциплинированным - это значит всегда помнить о своем долге, честно служить народу.
Честность является одним из морально-боевых качеств воина и проявляется в таких личностных чертах, как правдивость, принципиальность, верность данному слову, искренность перед товарищами и самим собой.
Она тесно связана с мощным регулятором дисциплинированного поведения-совестью. Это не только нравственная самооценка и самоконтроль, но и внутренний стимул, нравственный побудитель к определенным поступкам, действиям.

2 учебный вопрос
«Дисциплинированность – важнейшее качество личности военнослужащего»

Довожу личному составу учебный материал по 2 вопросу.
Дисциплинированность – это требование дисциплины, она как личностное качество не рождается вместе с человеком и тем более не дается воину вместе с погонами. Она формируется и развивается в процессе его армейской жизни и деятельности и является проявлением ответственности воина за свои действия перед законом и, главным образом, сознательности, понимания необходимости подчинять свои действия воле командира, личные интересы–интересам боеготовности подразделения, части, корабля.
Рассмотрим приоритетные направления работы командиров и офицеров-воспитателей по формированию и развитию дисциплинированности у воинов.
Основные направления формирования и развития дисциплинированности у воинов:
-умелое руководство деятельностью и поведением военнослужащих;
-эффективная воспитательная работа;
- самовоспитание дисциплинированности;
-поддержание уставного порядка в подразделении;
-забота о здоровом морально-психологическом климате в коллективе.
Привитие воинам основ дисциплинированности невозможно без контроля за полным и точным соблюдением ими требований устава. При этом не следует забывать о формировании мотивационной и ориентировочной основы их поведения. Другими словами, нужно каждый раз разъяснять, почему и как надо поступать в тех или иных ситуациях. Умелая организация этой работы помогает молодым солдатам преодолеть отрицательные реакции, вызываемые трудностями службы, особенно в первый период, быстро и безболезненно приспособиться к распорядку дня, скорее стать в строй и в дальнейшем добиться неплохих результатов в боевой подготовке.
Паралельно проводится работа в коллективе:
-культивирование положительных взаимоотношений;
-формирование здорового общественного мнения и единства взглядов по основным вопросам службы и боевой учебы;
-преодоление негативно направленного лидерства;
-поддержание дружбы и взаимопомощи, внимательного и требовательного отношения сослуживцев друг к другу.
Практика показывает, легче достичь желаемых результатов, если сами воины активно вовлечены в решение данной задачи.
Речь идет о самовоспитании дисциплинированности. Оно представляет собой целеустремленную деятельность военнослужащих, способствующую не только усилению или ослаблению определенных качеств личности, но и формированию тех из них которые ранее у человека отсутствовали. Анализ призывного контингента последних лет показывает, что многие молодые люди до призыва на службу воспитывались в неполных семьях, находились под влиянием неблагоприятной социальной среды, различных неформальных объединений. Как следствие этого - случаи самовольных отлучек, употребления спиртных напитков, нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими. (Здесь руководителю группы необходимо остановиться на конкретных проблемах подразделений).
С чего начать самовоспитание дисциплинированности? Прежде всего задать себе вопросы: ”Много ли претензий предъявляют ко мне командиры? К чему в основном они сводятся? Почему это происходит?” Ответив на них, можно сделать для себя выводы о том, что причины кроются в личной неорганизованности, неумении распределить свое время, поверхностном знании уставных требований, неумении заставить себя добросовестно выполнять служебные обязанности. Из-за этого и взыскания, и нет возможности своевременно написать письма близким и друзьям.
“ А может попробовать как-то перестроиться?” Если воин задается этим вопросом, значит, можно говорить о явлении “педагогического резонанса”, то есть усилия командира нашли отклик в душе подчиненного.
Важно, чтобы каждый воин понял, что выработка у себя качеств, отвечающих интересам службы, требованиям присяги и уставов, не самоцель, а насущная потребность армейского уклада жизни.
При этом нельзя забывать о развитии самосознания, которое играет важнейшую роль в регулировании собственного поведения в служебной и внеслужебной деятельности. Суд своей совести, нежелание потерять доверие товарищей являются мощным мобилизующим фактором. Здесь важны самооценка и самоанализ.
Самооценка отражает жизненную позицию человека, определяет его отношение к стоящим задачам. Как развивать способность к самооценке? Многому можно научиться, следуя примерам командиров, сослуживцев, уважительно относясь к традициям, утвердившимся в подразделении. Хорошие результаты дают взаимооценки и взаимохарактеристики. Оценивая в ходе коллективных мероприятий своих товарищей, тот или иной солдат, матрос невольно сравнивает (идентифицирует) себя с другими людьми и соответственно осуждает или одобряет свои действия, поступки. Большую роль также играют произведения литературы, радио- и телепередачи, кино и видеофильмы.
Более высокий уровень самосознаниясамоанализ. Это мысленное разделение воином своей деятельности, поступков, поведения на отдельные составляющие и их принципиальная оценка. Просто констатация -”хорош я или плох” - его уже не удовлетворяет. Он хочет получить ответ, чем плох, почему, как исправить такое положение. Важно, чтобы самоанализ не только касался отрицательных моментов, но и включал положительные. В таком случае человек не замкнется в себе, не будет комплексовать, а постарается самостоятельно бороться с недостатками. Важно учиться самим находить причины собственных неудач и уметь делать из этого практические выводы.
В работе над собой велико значение самоконтроля-умения критически взглянуть на свои поступки через призму требований уставных норм, замечать недостатки и ошибки, находить пути их исправления. Причем давно замечено, чем выше в коллективе требовательность друг к другу, тем выше она и у каждого воина. При самоконтроле важны выдержка и самообладание, умение подавлять побуждения и действия, которые противоречат установленным нормам поведения. Именно эти качества лежат в основе морально-волевой устойчивости воина. Твердый уставной порядок в подразделении, отлаженный процесс боевой подготовки, бдительное несение караульной и внутренней службы активно влияют на их развитие.
В качестве определяющих компонентов самосознания, способствующих самовоспитанию дисциплинированности, выступают идеал, мечта, жизненная цель, интересы, которые как компас, помогают человеку ориентироваться в жизни, не дают ему сбиться с курса. Осознание воинами их значимости становится мощным стимулом в работе над собой.
Подводя краткий итог, хочется сказать, что данная тема носит не только познавательный, но и воспитательный характер.
- Отвечаю на возникшие вопросы.

по курсу «Военное дело»

по теме: «Дисциплинированность – важнейшее качество личности воина»


1. Развитие вопросов дисциплины в военных структурах

Воинская дисциплина является одним из основополагающих факторов боеготовности войск. Она есть суть и основа воинского порядка и службы.

История изобилует примерами, в которых величие побед одних армий над другими достигалось за счет стойкости, выдержки и дисциплинированности войск. В повествованиях историков древности немало говорится о совершенных боевых порядках и построениях, где многотысячное войско движется и действует как монолит, где команды полководца выполняются тотчас и безукоризненно. И хотя победы великих полководцев прошлого - Александра Македонского, Гая Юлия Цезаря, А.В. Суворова, Наполеона, Г.К. Жукова и др. во многом связывают с их личным военным гением, ученые-историки единодушны и в том, что выучка и дисциплина их войск представляли собой образец для подражания. В трудах Платона, Аристотеля, Геродота, Ксенофонта и других философов и историков древности достаточно убедительно было показано значение дисциплины для общественного блага. Так, Ксенофонт писал: "На свете нет ничего более прекрасного, чем порядок. Возьмем, например, хор - он состоит из людей: когда каждый делает что попало, видишь только сумятицу … а когда те же самые люди действуют и поют в порядке, то стоит на них посмотреть и послушать. Точно так же и войско… Если в нем нет порядка, это - полная неразбериха, для врагов легкая победа, для друзей пренеприятное зрелище. Напротив, войско в порядке представляет прекрасное зрелище для друзей и очень тяжелое для врагов…».

Слово «дисциплина» впервые появилось в русской военной литературе в Указе Петра I о призыве иноземцев в Россию (1702 г.), которые должны были помочь тому, «чтобы армии наши составлялись из людей, знающих воинские дела и хранящих добрый порядок и дисциплину». Слово «дисциплина» стало употребляться как синоним порядка и послушания.

В русской, как, впрочем, и в ряде передовых европейских армий, проблеме дисциплинирования войск повсеместно уделялось большое внимание. Примерно с середины XIX века тактика действия войск начинает претерпевать серьезные изменения, вызванные военно-техническим прогрессом, который, в свою очередь, обусловил возрастание роли и значения отдельного офицера и солдата на поле боя. Все большее число военачальников и теоретиков военного искусства утверждаются во взглядах на дисциплинированность воина как на результат и состояние его нравственных и духовных сил, степень осознания и принятия важности повиновения и беспрекословного исполнения долга во имя Отечества. В подтверждение данного тезиса представляется необходимым проиллюстрировать наиболее характерные определения сущности и требований воинской дисциплины того времени.

Дисциплина – выражение высокой нравственности, ведущей к победе и подвигу; основное требование долга, заключающееся в отречении от личной и проведении единой (общей) воли, осуществлении единодушия; обязательное для всех подчинение порядку и правилам; знание и постоянное исполнение своих обязанностей. Дисциплина представляет собой краеугольный камень воинского духа. Она слагается из сознательности, добровольности, законности, воинского воспитания, повиновения, субординации и чинопочитания (внешнего проявления дисциплины). Дисциплина предполагает необходимость: любви к Отечеству, инициативы при умении повиноваться, военного товарищества, храбрости, сохранения порученного материального имущества, военного обучения и т.д. В Дисциплинарном уставе императорской армии записано: «Дисциплина состоит в строгом и точном соблюдении правил, предписанных военными законами. Поэтому она обязывает строго соблюдать чинопочитание, точно и беспрекословно исполнять приказание начальства, сохранять во вверенной команде порядок, добросовестно исполнять обязанности службы и не оставлять поступков и упущений подчиненных без взыскания». Немало на эту тему высказываний царских военачальников. «Воинская дисциплина есть совокупность всех нравственных, умственных и физических навыков, нужных для того, чтобы офицеры и солдаты всех степеней отвечали своему назначению… Дисциплина заключается в том, чтобы вызвать на свет Божий все великое и все святое, таящееся в глубине души самого обыкновенного человека» (М. Драгомиров). «Дисциплина есть душа армии» (А.Попов). «Без дисциплины человек прежде всего трус и неспособен к войне» (А.Колчак). «Русской армии соответствует дисциплина, осмысленная по существу, но жесткая по форме» (А.Керсновский). Выдающийся отечественный историк Н.Н.Головин, подчеркивая роль и значение дисциплины в бою, писал: «Человек сражается не для борьбы, а ради победы». Воинскую дисциплину русский полководец П.А. Румянцев считал «душою службы». Он выступал за строгое, непременно однообразное и точное исполнение гарнизонной службы и знание солдатом своих прав и обязанностей. Воспитательная система, по его мнению, заключалась в стремлении установить разумную дисциплину, сознательное отношение к воинскому долгу, чести и высокому призванию воина.

Уже в тот исторический период в просвещенных слоях общества и в среде наиболее передовых военных господствовало мнение о необходимости проведения военных реформ, которые бы позволили существенно улучшить военное образование, подготовку и воспитание личного состава армии, и в особенности низших чинов. Сознательную и высокую дисциплинированность солдат и офицеров предполагалось достигать как производную от целенаправленного воспитания и развития таких личностных качеств, как благочестие, вера, добросовестность, духовность, исполнительность, нравственность, ответственность, повиновение, преданность, служение, совесть, сознательность и честность. Учитывая важность всех вышеперечисленных личностных оснований дисциплинированности, тем не менее нельзя не отметить, что в обществе, правительстве и военном управлении российского государства первоочередное внимание уделялось культивированию следующих черт воинов.

Благочестие – истинное богопочитание (набожность, религиозность), благоговейное признание божественных истин и исполнение на деле и в военном быту законы и заповеди Господни. Благочестие – основное свойство воина христолюбивого, которым всегда был (считался) русский солдат. «Недостаточно быть храбрым, надо быть еще благочестивым» (А.Зыков).

Добросовестность – честное и тщательное исполнение своих обязанностей и взятых на себя обязательств; добрая совесть, праводушие, правдивость, богобоязненность, старательность, усердие. Добросовестность – главная черта характера военнослужащего во все времена.

Исполнительность – способность практически осуществлять и воплощать в жизнь решения; хорошо, скоро, точно, надежно и инициативно выполнять приказы, обязанности и поручения. «Исполнительность, требуемая воинской службою, характеризуется точностью и быстротою исполнения приказаний на подкладке безграничного самоотвержения и при условии полной деятельности ума» (М.Драгомиров).

Нравственность – высшее чувство, которое побуждает воина к добру, к самоотверженному исполнению воинского и гражданского долга, к победе; соблюдение норм общественного поведения, требований морали; стремление к общей пользе; совокупность душевных психических свойств; моральные качества военнослужащего; поведение, основанное на нормах и обычаях морали. «Влияние на нравственную сторону лиц и частей в военном деле должно стоять на первом плане» (М.Скобелев). «Войска, попадая в руки талантливых начальников, умеющих повлиять на их нравственную сторону, творили поистине чудеса» (В.Недзвецкий).

Ответственность – возложенное или взятое обязательство отчитаться за свои действия, поступки, за их возможные последствия, результаты деятельности. Ответственность возникает в связи с наделением военнослужащего определенными правами и обязанностями. Она связана с высокоразвитым чувством долга, добросовестностью, с пониманием важности воинской службы. «Всему своя самостоятельность и своя ответственность. Не признавая первой, отучаешь от второй» (М.Драгомиров).

Повиновение – беспрекословное исполнение требований присяги, приказаний и распоряжений; послушание, подчинение. «Повиновение законам есть вещь священная» (П.Пестель). «Повиновение – основа воинской доблести» (В.Даль).

Совесть (совестливость) - внутреннее сознание добра и зла; «тайник души», в котором отзывается одобрение или осуждение какого-либо поступка; чувство, побуждающее к добру, истине, отвращающее от лжи и зла; сознание моральной ответственности за поведение перед собой и обществом; нравственные принципы, взгляды, убеждения. Совесть – важный регулятор поведения воина, обязанного служить не за страх, а за совесть. «Совесть моя, никогда не поврежденная» (А.Суворов). «Чтобы выработать в человеке прочное сознание долга, надо пробудить в нем совесть» (Ф.Гершельман).

На современном этапе развития Российской армии, и особенно с началом нынешней государственности (с начала 90-х гг. XX в.), интерес к проблеме дисциплины не угасает, а наоборот, приобретает все более актуальное звучание. Данное обстоятельство побуждает общественность, государственные и военные органы управления, институты воспитания и образования искать пути и способы улучшения положения дел в этом вопросе.

2. Понятие воинской дисциплины и ее основные принципы

На основании сравнительного анализа и обобщения разнообразных теоретических подходов, а также их практического применения под сущностью дисциплины следует понимать определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации. С учетом выделения наиболее важных сфер человеческой деятельности она может подразделяться на: государственную, общественную, финансовую, производственную, спортивную, школьную, технологическую, воинскую и т.п.

Воинская дисциплина, являясь разновидностью государственной, имеет свою специфику. Она отражает особенности воинского труда, характер и условия деятельности Вооруженных сил.

Суть воинской дисциплины четко изложена в Дисциплинарном уставе Вооруженных сил РФ. В нем указывается, что воинская дисциплина есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников). Она основывается на осознании каждым военнослужащим воинского долга и личной ответственности за защиту Отечества, на его личной преданности своему народу.

Воинская дисциплина обязывает каждого военнослужащего:

быть верным военной присяге, строго соблюдать Конституцию и законы РФ;

выполнять свой воинский долг умело и мужественно, добросовестно изучать военное дело, беречь военное и государственное имущество;

стойко переносить трудности военной службы, не щадить своей жизни для выполнения воинского долга;

быть бдительным, строго хранить военную и государственную тайну;

поддерживать определенные воинскими уставами правила взаимоотношений между военнослужащими, крепить войсковое товарищество;

оказывать уважение командирам (начальникам) и друг другу, соблюдать правила воинского приветствия и воинской вежливости;

с достоинством вести себя в общественных местах, не допускать недостойных поступков и удерживать других от них, содействовать защите чести и достоинства граждан.

В этих требованиях, как в кодексе воинской чести, изложены ясно и определенно требования к воинам со стороны государства и народа. Но только глубокие убеждения, основанные на осознании и личном их принятии делают воинскую дисциплину реальной и прочной основой высокого воинского порядка и морального духа войск.

Душой воинской дисциплины является повиновение, т.е. беспрекословное, сознательное подчинение командирам, точное выполнение их приказов, распоряжений, команд. А.В. Суворов отмечал, что «вся твердость воинского правления основана на послушании, которое должно содержаться свято… От послушания родится попечительное и непринужденное наблюдение каждого своей должности из его честолюбия в ее совершенстве, а в сем замыкается весь воинский распорядок». Не овладев искусством повиновения, невозможно искусно управлять, считал великий полководец, который, прежде чем стать офицером, семь лет отслужил в «нижних» чинах.

Каждый солдат (сержант) обязан помнить, что без крепкой воинской дисциплины невозможна высокая боеготовность подразделения (части). Чтобы действовать четко и слажено, укладываясь в боевые нормативы расчетов, необходимо умение понимать командира, друг друга с полуслова, подчиняя всю свою личностную организацию общему делу, интересам выполнения боевой задачи.

Беспрекословное выполнение приказов не исключает возможности для проявления разумной инициативы и творчества в воинской службе. Более того, уставы требуют от военнослужащих в сложных ситуациях принимать самостоятельные решения, брать на себя ответственность за их исполнение, идти на благоразумный риск.

Особенно высокие требования предъявляются к военнослужащим, несущим боевую и внутреннюю службу. Здесь нужны наивысшая степень организованности, строгий порядок, исключительно точное выполнение всех правил и команд. Следует отметить, что боевая служба регламентируется строго установленными правилами, нарушение которых юридически квалифицируется как воинское преступление в зависимости от повлекших за собой последствий. Дисциплина боевого дежурства достигается прежде всего высоким напряжением духовных и физических сил и основывается на соблюдении дисциплины времени, технологии и т.д.

Большое значение в современных условиях жизнедеятельности войск играет дисциплина грамотной эксплуатации боевой техники и вооружения. Известно, с каким трудом государство выкраивает средства на военно-техническое оснащение армии. Поэтому долг каждого военнослужащего - бережно эксплуатировать, своевременно обслуживать и беречь вверенное вооружение и технику.

Не меньшей ответственности от военнослужащих требует дисциплина несения внутренней и гарнизонной службы. Караульная служба по охране и обороне военных объектов и в мирное время является боевой задачей со всеми вытекающими отсюда последствиями. Так, устав обязывает часового самоотверженно нести службу даже под угрозой смерти. Быть всегда начеку, проявлять высокую выдержку, бдительность и бесстрашие - таков закон караульной (вахтенной) службы.

Нормы и требования воинской дисциплины регламентируют не только служебную деятельность, но и все стороны жизни и деятельности солдат и сержантов по призыву. Межличностные отношения военнослужащих, отдых и досуг в свободное от служебных обязанностей время в пределах части (подразделения) и вне ее, внешний вид, поведение и т.д. - все эти стороны воинской жизни отражают внутренние установки и дисциплинарную культуру каждого воина.


Заключение

Таким образом, сущность и значение воинской дисциплины представляются емкими и актуальными в современном их понимании. Это и неукоснительное соблюдение законов, уставов, приказов, и безусловное выполнение планов и программ боевой подготовки, расписаний учебных занятий, распорядка дня, и хорошо организованная служба войск, и твердый уставной порядок. Поддержание крепкой воинской дисциплины и внутреннего порядка - задача непростая и может быть решена волевыми усилиями всех военнослужащих на основе следования уставным нормам, личной ответственности и любви к Отечеству.


Литература

1. Колобов Д.С. Дисциплина и армия. М., 2006

2. Дисциплинарный устав Вооруженных сил Российской Федерации, утвержденный указом Президента РФ от 14 декабря 1993 г. N 2140.

по курсу «Военное дело»

по теме: «Дисциплинированность – важнейшее качество личности воина»

1. Развитие вопросов дисциплины в военных структурах


Воинская дисциплина является одним из основополагающих факторов боеготовности войск. Она есть суть и основа воинского порядка и службы.

История изобилует примерами, в которых величие побед одних армий над другими достигалось за счет стойкости, выдержки и дисциплинированности войск. В повествованиях историков древности немало говорится о совершенных боевых порядках и построениях, где многотысячное войско движется и действует как монолит, где команды полководца выполняются тотчас и безукоризненно. И хотя победы великих полководцев прошлого - Александра Македонского, Гая Юлия Цезаря, А.В. Суворова, Наполеона, Г.К. Жукова и др. во многом связывают с их личным военным гением, ученые-историки единодушны и в том, что выучка и дисциплина их войск представляли собой образец для подражания. В трудах Платона, Аристотеля, Геродота, Ксенофонта и других философов и историков древности достаточно убедительно было показано значение дисциплины для общественного блага. Так, Ксенофонт писал: "На свете нет ничего более прекрасного, чем порядок. Возьмем, например, хор - он состоит из людей: когда каждый делает что попало, видишь только сумятицу … а когда те же самые люди действуют и поют в порядке, то стоит на них посмотреть и послушать. Точно так же и войско… Если в нем нет порядка, это - полная неразбериха, для врагов легкая победа, для друзей пренеприятное зрелище. Напротив, войско в порядке представляет прекрасное зрелище для друзей и очень тяжелое для врагов…».

Слово «дисциплина» впервые появилось в русской военной литературе в Указе Петра I о призыве иноземцев в Россию (1702 г.), которые должны были помочь тому, «чтобы армии наши составлялись из людей, знающих воинские дела и хранящих добрый порядок и дисциплину». Слово «дисциплина» стало употребляться как синоним порядка и послушания.

В русской, как, впрочем, и в ряде передовых европейских армий, проблеме дисциплинирования войск повсеместно уделялось большое внимание. Примерно с середины XIX века тактика действия войск начинает претерпевать серьезные изменения, вызванные военно-техническим прогрессом, который, в свою очередь, обусловил возрастание роли и значения отдельного офицера и солдата на поле боя. Все большее число военачальников и теоретиков военного искусства утверждаются во взглядах на дисциплинированность воина как на результат и состояние его нравственных и духовных сил, степень осознания и принятия важности повиновения и беспрекословного исполнения долга во имя Отечества. В подтверждение данного тезиса представляется необходимым проиллюстрировать наиболее характерные определения сущности и требований воинской дисциплины того времени.

Дисциплина – выражение высокой нравственности, ведущей к победе и подвигу; основное требование долга, заключающееся в отречении от личной и проведении единой (общей) воли, осуществлении единодушия; обязательное для всех подчинение порядку и правилам; знание и постоянное исполнение своих обязанностей. Дисциплина представляет собой краеугольный камень воинского духа. Она слагается из сознательности, добровольности, законности, воинского воспитания, повиновения, субординации и чинопочитания (внешнего проявления дисциплины). Дисциплина предполагает необходимость: любви к Отечеству, инициативы при умении повиноваться, военного товарищества, храбрости, сохранения порученного материального имущества, военного обучения и т.д. В Дисциплинарном уставе императорской армии записано: «Дисциплина состоит в строгом и точном соблюдении правил, предписанных военными законами. Поэтому она обязывает строго соблюдать чинопочитание, точно и беспрекословно исполнять приказание начальства, сохранять во вверенной команде порядок, добросовестно исполнять обязанности службы и не оставлять поступков и упущений подчиненных без взыскания». Немало на эту тему высказываний царских военачальников. «Воинская дисциплина есть совокупность всех нравственных, умственных и физических навыков, нужных для того, чтобы офицеры и солдаты всех степеней отвечали своему назначению… Дисциплина заключается в том, чтобы вызвать на свет Божий все великое и все святое, таящееся в глубине души самого обыкновенного человека» (М. Драгомиров). «Дисциплина есть душа армии» (А.Попов). «Без дисциплины человек прежде всего трус и неспособен к войне» (А.Колчак). «Русской армии соответствует дисциплина, осмысленная по существу, но жесткая по форме» (А.Керсновский). Выдающийся отечественный историк Н.Н.Головин, подчеркивая роль и значение дисциплины в бою, писал: «Человек сражается не для борьбы, а ради победы». Воинскую дисциплину русский полководец П.А. Румянцев считал «душою службы». Он выступал за строгое, непременно однообразное и точное исполнение гарнизонной службы и знание солдатом своих прав и обязанностей. Воспитательная система, по его мнению, заключалась в стремлении установить разумную дисциплину, сознательное отношение к воинскому долгу, чести и высокому призванию воина.

Уже в тот исторический период в просвещенных слоях общества и в среде наиболее передовых военных господствовало мнение о необходимости проведения военных реформ, которые бы позволили существенно улучшить военное образование, подготовку и воспитание личного состава армии, и в особенности низших чинов. Сознательную и высокую дисциплинированность солдат и офицеров предполагалось достигать как производную от целенаправленного воспитания и развития таких личностных качеств, как благочестие, вера, добросовестность, духовность, исполнительность, нравственность, ответственность, повиновение, преданность, служение, совесть, сознательность и честность. Учитывая важность всех вышеперечисленных личностных оснований дисциплинированности, тем не менее нельзя не отметить, что в обществе, правительстве и военном управлении российского государства первоочередное внимание уделялось культивированию следующих черт воинов.

Благочестие – истинное богопочитание (набожность, религиозность), благоговейное признание божественных истин и исполнение на деле и в военном быту законы и заповеди Господни. Благочестие – основное свойство воина христолюбивого, которым всегда был (считался) русский солдат. «Недостаточно быть храбрым, надо быть еще благочестивым» (А.Зыков).

Добросовестность – честное и тщательное исполнение своих обязанностей и взятых на себя обязательств; добрая совесть, праводушие, правдивость, богобоязненность, старательность, усердие. Добросовестность – главная черта характера военнослужащего во все времена.

Исполнительность – способность практически осуществлять и воплощать в жизнь решения; хорошо, скоро, точно, надежно и инициативно выполнять приказы, обязанности и поручения. «Исполнительность, требуемая воинской службою, характеризуется точностью и быстротою исполнения приказаний на подкладке безграничного самоотвержения и при условии полной деятельности ума» (М.Драгомиров).

Нравственность – высшее чувство, которое побуждает воина к добру, к самоотверженному исполнению воинского и гражданского долга, к победе; соблюдение норм общественного поведения, требований морали; стремление к общей пользе; совокупность душевных психических свойств; моральные качества военнослужащего; поведение, основанное на нормах и обычаях морали. «Влияние на нравственную сторону лиц и частей в военном деле должно стоять на первом плане» (М.Скобелев). «Войска, попадая в руки талантливых начальников, умеющих повлиять на их нравственную сторону, творили поистине чудеса» (В.Недзвецкий).

Ответственность – возложенное или взятое обязательство отчитаться за свои действия, поступки, за их возможные последствия, результаты деятельности. Ответственность возникает в связи с наделением военнослужащего определенными правами и обязанностями. Она связана с высокоразвитым чувством долга, добросовестностью, с пониманием важности воинской службы. «Всему своя самостоятельность и своя ответственность. Не признавая первой, отучаешь от второй» (М.Драгомиров).

Повиновение – беспрекословное исполнение требований присяги, приказаний и распоряжений; послушание, подчинение. «Повиновение законам есть вещь священная» (П.Пестель). «Повиновение – основа воинской доблести» (В.Даль).

Совесть (совестливость) - внутреннее сознание добра и зла; «тайник души», в котором отзывается одобрение или осуждение какого-либо поступка; чувство, побуждающее к добру, истине, отвращающее от лжи и зла; сознание моральной ответственности за поведение перед собой и обществом; нравственные принципы, взгляды, убеждения. Совесть – важный регулятор поведения воина, обязанного служить не за страх, а за совесть. «Совесть моя, никогда не поврежденная» (А.Суворов). «Чтобы выработать в человеке прочное сознание долга, надо пробудить в нем совесть» (Ф.Гершельман).

На современном этапе развития Российской армии, и особенно с началом нынешней государственности (с начала 90-х гг. XX в.), интерес к проблеме дисциплины не угасает, а наоборот, приобретает все более актуальное звучание. Данное обстоятельство побуждает общественность, государственные и военные органы управления, институты воспитания и образования искать пути и способы улучшения положения дел в этом вопросе.


2. Понятие воинской дисциплины и ее основные принципы


На основании сравнительного анализа и обобщения разнообразных теоретических подходов, а также их практического применения под сущностью дисциплины следует понимать определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации. С учетом выделения наиболее важных сфер человеческой деятельности она может подразделяться на: государственную, общественную, финансовую, производственную, спортивную, школьную, технологическую, воинскую и т.п.

Воинская дисциплина, являясь разновидностью государственной, имеет свою специфику. Она отражает особенности воинского труда, характер и условия деятельности Вооруженных сил.

Суть воинской дисциплины четко изложена в Дисциплинарном уставе Вооруженных сил РФ. В нем указывается, что воинская дисциплина есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников). Она основывается на осознании каждым военнослужащим воинского долга и личной ответственности за защиту Отечества, на его личной преданности своему народу.

Воинская дисциплина обязывает каждого военнослужащего:

быть верным военной присяге, строго соблюдать Конституцию и законы РФ;

выполнять свой воинский долг умело и мужественно, добросовестно изучать военное дело, беречь военное и государственное имущество;

стойко переносить трудности военной службы, не щадить своей жизни для выполнения воинского долга;

быть бдительным, строго хранить военную и государственную тайну;

поддерживать определенные воинскими уставами правила взаимоотношений между военнослужащими, крепить войсковое товарищество;

оказывать уважение командирам (начальникам) и друг другу, соблюдать правила воинского приветствия и воинской вежливости;

с достоинством вести себя в общественных местах, не допускать недостойных поступков и удерживать других от них, содействовать защите чести и достоинства граждан.

В этих требованиях, как в кодексе воинской чести, изложены ясно и определенно требования к воинам со стороны государства и народа. Но только глубокие убеждения, основанные на осознании и личном их принятии делают воинскую дисциплину реальной и прочной основой высокого воинского порядка и морального духа войск.

Душой воинской дисциплины является повиновение, т.е. беспрекословное, сознательное подчинение командирам, точное выполнение их приказов, распоряжений, команд. А.В. Суворов отмечал, что «вся твердость воинского правления основана на послушании, которое должно содержаться свято… От послушания родится попечительное и непринужденное наблюдение каждого своей должности из его честолюбия в ее совершенстве, а в сем замыкается весь воинский распорядок». Не овладев искусством повиновения, невозможно искусно управлять, считал великий полководец, который, прежде чем стать офицером, семь лет отслужил в «нижних» чинах.

Каждый солдат (сержант) обязан помнить, что без крепкой воинской дисциплины невозможна высокая боеготовность подразделения (части). Чтобы действовать четко и слажено, укладываясь в боевые нормативы расчетов, необходимо умение понимать командира, друг друга с полуслова, подчиняя всю свою личностную организацию общему делу, интересам выполнения боевой задачи.

Беспрекословное выполнение приказов не исключает возможности для проявления разумной инициативы и творчества в воинской службе. Более того, уставы требуют от военнослужащих в сложных ситуациях принимать самостоятельные решения, брать на себя ответственность за их исполнение, идти на благоразумный риск.

Особенно высокие требования предъявляются к военнослужащим, несущим боевую и внутреннюю службу. Здесь нужны наивысшая степень организованности, строгий порядок, исключительно точное выполнение всех правил и команд. Следует отметить, что боевая служба регламентируется строго установленными правилами, нарушение которых юридически квалифицируется как воинское преступление в зависимости от повлекших за собой последствий. Дисциплина боевого дежурства достигается прежде всего высоким напряжением духовных и физических сил и основывается на соблюдении дисциплины времени, технологии и т.д.

Большое значение в современных условиях жизнедеятельности войск играет дисциплина грамотной эксплуатации боевой техники и вооружения. Известно, с каким трудом государство выкраивает средства на военно-техническое оснащение армии. Поэтому долг каждого военнослужащего - бережно эксплуатировать, своевременно обслуживать и беречь вверенное вооружение и технику.

Не меньшей ответственности от военнослужащих требует дисциплина несения внутренней и гарнизонной службы. Караульная служба по охране и обороне военных объектов и в мирное время является боевой задачей со всеми вытекающими отсюда последствиями. Так, устав обязывает часового самоотверженно нести службу даже под угрозой смерти. Быть всегда начеку, проявлять высокую выдержку, бдительность и бесстрашие - таков закон караульной (вахтенной) службы.

Нормы и требования воинской дисциплины регламентируют не только служебную деятельность, но и все стороны жизни и деятельности солдат и сержантов по призыву. Межличностные отношения военнослужащих, отдых и досуг в свободное от служебных обязанностей время в пределах части (подразделения) и вне ее, внешний вид, поведение и т.д. - все эти стороны воинской жизни отражают внутренние установки и дисциплинарную культуру каждого воина.

Заключение


Таким образом, сущность и значение воинской дисциплины представляются емкими и актуальными в современном их понимании. Это и неукоснительное соблюдение законов, уставов, приказов, и безусловное выполнение планов и программ боевой подготовки, расписаний учебных занятий, распорядка дня, и хорошо организованная служба войск, и твердый уставной порядок. Поддержание крепкой воинской дисциплины и внутреннего порядка - задача непростая и может быть решена волевыми усилиями всех военнослужащих на основе следования уставным нормам, личной ответственности и любви к Отечеству.

Литература


1. Колобов Д.С. Дисциплина и армия. М., 2006

2. Дисциплинарный устав Вооруженных сил Российской Федерации, утвержденный указом Президента РФ от 14 декабря 1993 г. N 2140.

    Патриотизм как источник духовных сил воина. Верность воинскому долгу. Содержание и направленность патриотизма. Родина как территория, географическое пространство, где человек родился, социальная и духовная среда, в которой он вырос, живет и воспитывается.

    Тема 6. Акты органов военного управления. Организация делопроизводства в воинских частях и учреждениях. Вопрос 1. Основные виды актов военного управления.

    ВОЕННО-МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ КАФЕДРА ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК ТЕМА: Патриотизм-источник духовных сил воина КУРСОВАЯ РАБОТА Исполнитель: слушатель 2 курса 1 факультета

    Информационно-воспитательная работа. Воинская дисциплина и пути ее укрепления. Правовая и социальная защита подчиненных – основа воспитания военнослужащих. Воинский этикет и культура общения военнослужащих.

    Особенности военно-профессиональной деятельности. Социально-психологическая модель авторитета в воинском коллективе. Особенности психологии взаимоотношений у военнослужащих. Регулирование дисциплины подразделения с помощью авторитарности командира.

    Что такое воинская дисциплина, на чем она основывается и чему обязывает. Воинская дисциплина есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников).

    с социально-психологической точки зрения Работа Л. Бызова “Военная дисциплина с социально-психологической точки зрения”, опубликованная в “Военно-педагогическом журнале” в 1920 году, сейчас, по-видимому, представляет интерес преимущественно как памятник военно-научной мысли п...

    Понятие воинских ритуалов, их функции, признаки, подготовка, значение, роль в формировании нравственного облика воина. Характерные черты воинских ритуалов приведения к военной присяге, вручения Боевого Знамени воинской части, вооружения и военной техники.

    1. Конституция РФ и другие законы, определяющие вую основу военной службы Правовые основы военной службы регламентированы соответствующим законодательством. Оно представляет собой совокупность правовых норм по регулированию общественных отношений, возникающих в связи с исполнением воинской обязаннос...

    Анализ практической работы офицерского состава, как фактора по обеспечению законности и правопорядка в Вооруженных Силах Республики Беларусью. Изучение сущности, значения и видов деятельности офицерского состава. Правовая тактика офицерского состава.

    Сущность боевой традиции, ее истоки и значение на современном этапе. Важнейшие боевые традиции Вооруженных сил России и их применение в армии сегодня. Патриотизм как неотъемлемая черта русского воина и основа героизма. Дружба в боевой готовности войск.

    Воинская дисциплина является составной частью социальной дисциплины. Подчинение государственной воле, выраженной в соответствующих юридических нормах, правовых актах. Нравственные принципы. Нормы и правила установленные в общественных организациях.

    нижегородский государственный технический университет Военная Кафедра Реферат Воспитательная работа в вооружённых силах и её влияние на психику воина в боевой деятельности

    Нравственная сущность воинской дисциплины, основные направления, формы и методы деятельности должностных лиц по ее укреплению в подразделении. Роль дисциплинарной практики в управленческой деятельности офицеров и работе по поддержанию правопорядка.

    Воинские традиции Вооруженных сил РФ и внутренних войск МВД России. Воинский ритуал как исторически сложившаяся форма поведения военнослужащих при совершении обрядов, торжественных и траурных церемоний, их разновидности и огромная воспитательная роль.

    Задачи прохождения военной службы, ее особенности при введении чрезвычайного и военного положений. Правовое содержание Военной присяги. Порядок увольнения военнослужащих по контракту из рядов Вооруженных Сил. Исполнение обязанностей военнослужащими.

    Учебник «Военное право» Мигачев Ю.И., Тихомиров С.В. 2003г. Отсканировал Воткин В.А. Понятие юридической ответственности военнослужащих и виды Ответственность представляет собой сложное, многоплановое соци­альное явление. Можно говорить, в частности, о философских, право­вых, моральных и други...

    Билет 1. Брак и семья, основные понятия. Условия и порядок заключения брака. История создания Вооруженных сил Российской Федерации, ее связь с историей и становлением российского государства.

    ##### # ##### ##### ##### # # # # # # # # # # # # # # ##### # #### # ...

1. Развитие вопросов дисциплины в военных структурах

Воинская дисциплина является одним из основополагающих факторов боеготовности войск. Она есть суть и основа воинского порядка и службы.

История изобилует примерами, в которых величие побед одних армий над другими достигалось за счет стойкости, выдержки и дисциплинированности войск. В повествованиях историков дре

вности немало говорится о совершенных боевых порядках и построениях, где многотысячное войско движется и действует как монолит, где команды полководца выполняются тотчас и безукоризненно. И хотя победы великих полководцев прошлого - Александра Македонского, Гая Юлия Цезаря, А.В. Суворова, Наполеона, Г.К. Жукова и др. во многом связывают с их личным военным гением, ученые-историки единодушны и в том, что выучка и дисциплина их войск представляли собой образец для подражания. В трудах Платона, Аристотеля, Геродота, Ксенофонта и других философов и историков древности достаточно убедительно было показано значение дисциплины для общественного блага. Так, Ксенофонт писал: "На свете нет ничего более прекрасного, чем порядок. Возьмем, например, хор - он состоит из людей: когда каждый делает что попало, видишь только сумятицу … а когда те же самые люди действуют и поют в порядке, то стоит на них посмотреть и послушать. Точно так же и войско… Если в нем нет порядка, это - полная неразбериха, для врагов легкая победа, для друзей пренеприятное зрелище. Напротив, войско в порядке представляет прекрасное зрелище для друзей и очень тяжелое для врагов…». AAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAA

Слово «дисциплина» впервые появилось в русской военной литературе в Указе Петра I о призыве иноземцев в Россию (1702 г.), которые должны были помочь тому, «чтобы армии наши составлялись из людей, знающих воинские дела и хранящих добрый порядок и дисциплину». Слово «дисциплина» стало употребляться как синоним порядка и послушания.

В русской, как, впрочем, и в ряде передовых европейских армий, проблеме дисциплинирования войск повсеместно уделялось большое внимание. Примерно с середины XIX века тактика действия войск начинает претерпевать серьезные изменения, вызванные военно-техническим прогрессом, который, в свою очередь, обусловил возрастание роли и значения отдельного офицера и солдата на поле боя. Все большее число военачальников и теоретиков военного искусства утверждаются во взглядах на дисциплинированность воина как на результат и состояние его нравственных и духовных сил, степень осознания и принятия важности повиновения и беспрекословного исполнения долга во имя Отечества. В подтверждение данного тезиса представляется необходимым проиллюстрировать наиболее характерные определения сущности и требований воинской дисциплины того времени.

Дисциплина – выражение высокой нравственности, ведущей к победе и подвигу; основное требование долга, заключающееся в отречении от личной и проведении единой (общей) воли, осуществлении единодушия; обязательное для всех подчинение порядку и правилам; знание и постоянное исполнение своих обязанностей. Дисциплина представляет собой краеугольный камень воинского духа. Она слагается из сознательности, добровольности, законности, воинского воспитания, повиновения, субординации и чинопочитания (внешнего проявления дисциплины). Дисциплина предполагает необходимость: любви к Отечеству, инициативы при умении повиноваться, военного товарищества, храбрости, сохранения порученного материального имущества, военного обучения и т.д. В Дисциплинарном уставе императорской армии записано: «Дисциплина состоит в строгом и точном соблюдении правил, предписанных военными законами. Поэтому она обязывает строго соблюдать чинопочитание, точно и беспрекословно исполнять приказание начальства, сохранять во вверенной команде порядок, добросовестно исполнять обязанности службы и не оставлять поступков и упущений подчиненных без взыскания». Немало на эту тему высказываний царских военачальников. «Воинская дисциплина есть совокупность всех нравственных, умственных и физических навыков, нужных для того, чтобы офицеры и солдаты всех степеней отвечали своему назначению… Дисциплина заключается в том, чтобы вызвать на свет Божий все великое и все святое, таящееся в глубине души самого обыкновенного человека» (М. Драгомиров). «Дисциплина есть душа армии» (А.Попов). «Без дисциплины человек прежде всего трус и неспособен к войне» (А.Колчак). «Русской армии соответствует дисциплина, осмысленная по существу, но жесткая по форме» (А.Керсновский). Выдающийся отечественный историк Н.Н.Головин, подчеркивая роль и значение дисциплины в бою, писал: «Человек сражается не для борьбы, а ради победы». Воинскую дисциплину русский полководец П.А. Румянцев считал «душою службы». Он выступал за строгое, непременно однообразное и точное исполнение гарнизонной службы и знание солдатом своих прав и обязанностей. Воспитательная система, по его мнению, заключалась в стремлении установить разумную дисциплину, сознательное отношение к воинскому долгу, чести и высокому призванию воина.

Уже в тот исторический период в просвещенных слоях общества и в среде наиболее передовых военных господствовало мнение о необходимости проведения военных реформ, которые бы позволили существенно улучшить военное образование, подготовку и воспитание личного состава армии, и в особенности низших чинов. Сознательную и высокую дисциплинированность солдат и офицеров предполагалось достигать как производную от целенаправленного воспитания и развития таких личностных качеств, как благочестие, вера, добросовестность, духовность, исполнительность, нравственность, ответственность, повиновение, преданность, служение, совесть, сознательность и честность. Учитывая важность всех вышеперечисленных личностных оснований дисциплинированности, тем не менее нельзя не отметить, что в обществе, правительстве и военном управлении российского государства первоочередное внимание уделялось культивированию следующих черт воинов.

Благочестие – истинное богопочитание (набожность, религиозность), благоговейное признание божественных истин и исполнение на деле и в военном быту законы и заповеди Господни. Благочестие – основное свойство воина христолюбивого, которым всегда был (считался) русский солдат. «Недостаточно быть храбрым, надо быть еще благочестивым» (А.Зыков).

Добросовестность – честное и тщательное исполнение своих обязанностей и взятых на себя обязательств; добрая совесть, праводушие, правдивость, богобоязненность, старательность, усердие. Добросовестность – главная черта характера военнослужащего во все времена.

Исполнительность – способность практически осуществлять и воплощать в жизнь решения; хорошо, скоро, точно, надежно и инициативно выполнять приказы, обязанности и поручения. «Исполнительность, требуемая воинской службою, характеризуется точностью и быстротою исполнения приказаний на подкладке безграничного самоотвержения и при условии полной деятельности ума» (М.Драгомиров).

Нравственность – высшее чувство, которое побуждает воина к добру, к самоотверженному исполнению воинского и гражданского долга, к победе; соблюдение норм общественного поведения, требований морали; стремление к общей пользе; совокупность душевных психических свойств; моральные качества военнослужащего; поведение, основанное на нормах и обычаях морали. «Влияние на нравственную сторону лиц и частей в военном деле должно стоять на первом плане» (М.Скобелев). «Войска, попадая в руки талантливых начальников, умеющих повлиять на их нравственную сторону, творили поистине чудеса» (В.Недзвецкий).

Ссоры