Легализация ношения оружия за и против. В интересах безопасности: Какие страны разрешают гражданам носить оружие

В 2005 году более 60 % совершеннолетнего населения Бразилии проголосовали на референдуме против запрета продажи огнестрельного оружия. Согласно местному законодательству, любой добропорядочный бразилец, достигший 25-летнего возраста, имеет право на владение оружием для охоты и самообороны, однако лишь жители сельских районов могут свободно носить его. Разрешение на приобретение и владение оружием даётся полицией, и его необходимо продлевать каждые три года (сумма пошлины - порядка 30 долларов). Автоматы к продаже запрещены.

В Бразилии развита оружейная индустрия, однако 80 % произведённого оружия экспортируется, а потом нелегально возвращается на родину. В настоящий момент на руках у бразильских граждан находится от 15 до 18 миллионов единиц огнестрельного оружия, не менее половины - нелегально. Число граждан, имеющих лицензию, едва превышает миллион человек. Проведение референдума о свободной продаже оружия во многом было связано с решением проблемы преступности, но попытка побороть уличное насилие скорее провалилась. Статистика убийств из огнестрельного оружия за десятилетие существенно не менялась: каждые 15 минут в стране совершается убийство, за год погибает около 35–37 тысяч человек.

Швейцария


Швейцария - одна из самых вооружённых стран Европы и мира. Как в Мексике и США, право на владение огнестрельным оружием здесь закреплено Конституцией. Кроме того, жители страны могут обладать и боевым огнестрельным оружием. Все мужчины в возрасте от 19 до 31 года обязаны пройти базовую военную подготовку, после завершения которой они переходят в резерв. Резервисты обязаны хранить дома своё боевое оружие: государство выдаёт на руки винтовку SIG SG-550 и 50 патронов к ней. Состояние оружия и боеприпасов регулярно проверяется контролирующими органами, чтобы не допустить нелегального использования.

В оружейном вопросе государство проводит сверхлиберальную политику. Так, правительство спонсирует обучение владением оружием, а также проведение стрелковых соревнований среди совершеннолетних граждан, вне зависимости от пола. Спортивная стрельба в тирах и стрелковых клубах является популярным хобби. В итоге в Швейцарии на руках населения находится до трёх миллионов единиц огнестрельного оружия (то есть один ствол на двух граждан, причём число выданных государством боевых винтовок не превышает полумиллиона). Впрочем, для свободного ношения оружия в общественных местах всё равно необходимо получить разрешение сроком на пять лет (на практике оно выдаётся лишь прошедшим специальные экзамены сотрудникам охранных компаний). Граждане Швейцарии также не могут приобрести тяжёлые пулемёты и переносные зенитно-ракетные комплексы.

Каждый год от огнестрельного оружия в стране погибает порядка 250 человек. 90 % происшествий - самоубийства: уровень убийств неуклонно снижается с начала 90-х и насчитывает всего пару десятков случаев в год.

Эстония


Эстония - одна из самых продвинутых стран планеты: граждане используют электронные паспорта, голосуют, перечисляют налоги и взаимодействуют с госслужбами через интернет, а также не платят за проезд в городском транспорте Таллина. В Эстонии также легализовано оружие, на руках у миллиона жителей этой небольшой страны находится 120 тысяч стволов.

С 2001 года совершеннолетние граждане страны могут покупать, хранить и скрыто носить пневматические, газовые и гладкоствольные пистолеты. Для этого надо пройти стрелковые курсы, по результатам которых будет выдана лицензия (впрочем, она может быть отозвана из-за правонарушений, например пьяного вождения). Коллекционерам также доступно владение боевым оружием. Правда, если гражданин имеет более восьми пистолетов и винтовок, ему придётся организовать дома оружейную, оснащённую сигнализацией.

После легализации оружия уровень убийств сократился в пять раз, а штат полиции был сокращён вдвое. За год в стране от огнестрельного оружия погибает менее сотни людей (большая часть случаев - суициды).

Эстония - не единственная страна на постсоветском пространстве, которая легализовала оружие. Разрешительные законы введены в Латвии, Литве и Молдове. Реформы также привели к спаду числа тяжких преступлений.

США


В США право владеть оружием для гражданских лиц закреплено в Конституции с XVIII века. По данным на 2007 год, в Штатах жило всего 5 % населения земного шара, эти люди владели половиной всего существующего на свете огнестрельного оружия. В руках гражданского населения находится две трети огнестрельного оружия страны, полиция и армия используют всего треть официально зарегистрированного оружия.

По официальной статистике , каждый год около 100 тысяч раз огнестрельное оружие используется в целях самозащиты. Правительство считает, что легализация оружия положительно влияет на криминогенную обстановку и приводит цифры, согласно которым количество преступлений с 90-х годов снизилось на 30–40 %. Многочисленные случаи массовых расстрелов в школах и офисах заставляют противников легализации оружия возвысить голос. Они добиваются ужесточения законодательства в области легализации оружия и приводят свою

Понятие гражданское оружие включает в себя всё множество холодного и огнестрельного оружия , доступного для приобретения и повторной продажи, хранения, ношения (свободное ношение гражданского оружия ограничено в ряде стран) и применения гражданским населением при условии получения необходимого разрешения органа государственной исполнительной власти или местного самоуправления или без необходимости в таковом. К нему в частности относится: охотничье, промысловое, спортивное, туристическое, самообороны и другие разновидности, за некоторыми исключениями, которые хотя и могут использоваться для нанесения телесных повреждений , но конструктивно предназначены для других целей, например, кухонные ножи к гражданскому оружию не относятся, как и к оружию вообще, так как являются кухонными принадлежностями , разделочные и хозяйственные ножи соответственно хозяйственно-бытовой принадлежностью, канцелярские ножи - канцелярской принадлежностью , строительные пистолеты соответственно являются строительно-монтажным оборудованием и т. д.

Определение [ | ]

Понятие «гражданское оружие» в том или ином виде существует в законодательстве практически всех государств, либо в ратифицированных органами законодательной власти данных государств международных соглашений (конвенций). От определения термина «гражданское оружие» в нормативно-правовых актах конкретного государства зависит какие именно предметы в данном государстве относятся к оружию вообще и к гражданскому оружию в частности. В строгом смысле этого слова, гражданским оружие может быть только в странах с республиканской формой правления , в странах с монархической формой правления речь может идти о вооружении подданных, однако, здесь и далее в статье эти два понятия будут рассматриваться как родственные под общим названием «гражданское оружие».

Практическая потребность [ | ]

Право на владение оружием лиц гражданского населения имеет под собой диалектическую основу. Как отмечает доктор исторических наук , академик А. И. Фурсов , вооружённый человек - очень плохой объект для эксплуатации .

Британское содружество [ | ]

В современном Европейском Союзе , законодательство различных государств-членов союза предусматривает различные меры регулирования оборота оружия на руках у гражданского населения, как правило, разрешёнными к купле-продаже и хранению при наличии соответствующего разрешения органов государственного контроля являются образцы травматического оружия для самообороны, спортивного и охотничьего оружия.

Российская Федерация [ | ]

В Российской Федерации приобретение, хранение и ношение гражданского оружия возможно при наличии соответствующих разрешительных документов, полученных в предусмотренном законом порядке в органах разрешительной системы. Разрешительные документы от органов разрешительной системы не требуются для лиц, владеющих наградным оружием . Достаточно документов о награждении, изданных конкретным должностным лицом - представителем органа государственной власти, принявшим решение о награждении. Тем не менее, наградное оружие в отличие от приобретённого гражданского не может быть отчуждено (подарено или продано) третьим лицам, а в случае смерти владельца или других обстоятельств, исключающих дальнейшее распоряжение им (без формального оспаривания права владения), передаётся на хранение в музейные учреждения, либо в местные органы внутренних дел.

Отдельные активисты и группы интересов выступают за легализацию хранения и ношения короткоствольного огнестрельного оружия для населения.

Соединённые Штаты Америки [ | ]

Первые британские колонисты в Виргинии (тогда они ещё не назывались колонистами) не имели на руках ни огнестрельного, ни холодного оружия. Мушкеты , палаши и пики хранились в специально оборудованном для этих целей помещении (комнате хранения оружия) в резиденции уполномоченного представителя Виргинской компании и выдавались поселенцам по его решению в случае возникновения угрозы со стороны коренного населения (индейцев), а также в ходе карательных рейдов на индейские поселения. Ответственными лицами компании проводился ряд экспериментов с выдачей населению (первое время, практически всё население Виргинии было мужским, за исключением нескольких женщин) оружия на руки, им даже разрешалось самостоятельно проводить занятия по огневой подготовке, однако, категорически запрещалось отдавать или продавать оружие «дикарям» (коренному населению), а также обучать их приёмам стрельбы. Позже, с упразднением Виргинской компании, на территориях которой и проживали первые британские поселенцы на Североамериканском континенте и с расширением британских территорий, права взрослого мужского населения (колонистов) в части владения огнестрельным оружием были расширены относительно хранения оружия дома и ряда других преференций, однако, владельцам оружия запрещалось держать дома огнеприпасы (что было уголовно наказуемым деянием, приравненным к бунтовщичеству), - дымный порох сдавался населением представителям королевской администрации и хранился на королевских пороховых складах или в погребах , а затем выдавался гражданам по требованию для охоты на крупную и мелкую дичь , а также для других нужд с внесением записи в журнал учёта выданных огнеприпасов - кому, когда и сколько пороха было выдано на руки. По мере роста национального самосознания и самоотождествления себя жителями колоний не как британскоподданных жителей Североамериканского континента, а как американцев , раздельное хранение оружия и боеприпасов к нему приобретало всё большее значение для королевской администрации, как один из способов профилактики сепаратистских поползновений, а для сторонников обретения колониями частичной автономии или полного государственного суверенитета (взгляды которых варьировались от умеренно пробританских до радикально антибританских) как повод для подстрекательства сограждан с указанием на то, что королевская администрация не доверяет королевским подданным, «боится» собственного населения и так далее. Современная американская практика хранения дома оружия и боеприпасов к нему стала распространяться только после окончания

Траектории мысли

Легализации короткоствольного огнестрельного оружия: «за» и «против»

С. Л. Панов

В настоящее время Российское государство как гарант безопасности, к сожалению, не во всех жизненных ситуациях и не в полном объеме гарантирует гражданам соблюдение их конституционных прав. В трудных, экстремальных обстоятельствах государство нередко не может прийти на помощь гражданам, страдающим от преступности, а защищать себя, своих близких или даже незнакомых людей от угрожающих или нападающих преступных элементов оно разрешило с определенными ограничениями. Сегодня, видя женщину, инвалида, малолетнего или пожилого человека, преступник убежден в беззащитности своей жертвы, в том, что его жизни и здоровью при нападении ничего не угрожает1.

На основании норм Федерального закона от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» (с изм. от 29 июня 2004 г. № 58-ФЗ)2 граждане в установленном порядке могут приобретать для собственной защиты гладкоствольное охотничье оружие либо оружие самообороны (травматическое оружие, электрошокеры, газовое оружие и баллончики). Кроме того, после 5-летнего стажа владения гладкоствольным охотничьим оружием возможно приобретение нарезного оружия (вплоть до полуавтоматических карабинов).

Ограничений на приобретение гражданским населением оружия в личное пользование несколько: гражданское оружие не должно иметь возможности ведения стрельбы очередями, и его длина в состоянии, готовом для стрельбы, должна быть более 800 мм. Таким образом, к продаже не разрешены пистолеты, револьверы и укороченные ружья и карабины.

В последние годы на различных уровнях (от публикаций в средствах массовой информации до внесения депутатами либерально-демократической партии России проекта Закона «О легализации оружия» в Государственную Думу Российской Федерации) озвучиваются инициативы, направленные на предоставление гражданам права владения, ношения и применения в целях самообороны короткоствольного нарезного оружия (КНО - пистолеты, револьверы)3.

По их мнению, каждый гражданин страны на основании Конституции Российской Федерации наделен (ст. ст. 22, 25, 35 и 45) правом на неприкосновенность личности, своей чести, собственности, жилища, а также возможность защищать свои (близких людей) права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Право на самозащиту - одно из самых важных, базовых человеческих прав, без него теряют реальное наполнение и все остальные, но на практике зачастую оно не реализуется. Лишение права на постоянное ношение коротко-

ствольного огнестрельного оружия - это, по сути, отсутствие права на самозащиту. Оружие позволит в полной мере превратить конституционное право на самозащиту из пустой декларации в реальность. Владея элементарными навыками стрельбы, каждый человек представляет смертельную угрозу для более сильного физически или вооруженного преступника (в определенных ситуациях - даже для группы преступников).

Сторонники и противники легализации короткоствольного нарезного оружия в качестве основных аргументов своих

позиций выдвигают следующие4:

1. Россия занимает одно из лидирующих мест по уровню преступности. По официальной статистике МВД, в России ежегодно убивают около 30 000 человек5. Никто не гарантирует, как и в каких случаях реально будет применяться короткоствольное оружие - для самообороны или использоваться в качестве инструмента самосуда либо для совершения преступления. Если у граждан на руках появится дополнительное количество единиц огнестрельного оружия, то число преступлений на быытовой почве (убийства, причинение вреда здоровью, хулиганства и др.) может увеличиться в разыы.

С этим доводом трудно безоговорочно согласиться. Оружие само по себе не может убить, им убивают только люди. В стране сегодня в легальном обороте находятся более двадцати миллионов единиц оружия, при этом количество несчастных случаев и преступлений, совершенных с использованием легального оружия, не превышает нескольких десятков в год. Например, в Москве в частном владении находится более 432 тыс. единиц официально зарегистрированного оружия. За

2003 г. оно использовалось при преступлениях на бытовой почве восемь раз, т. е. своим правом на владение оружием злоупотребили 0,002% его владельцев6.

В большинстве случаев дело ограничивается демонстрацией оружия, а производят обычно предупредительный выстрел. Поскольку нападающие не ищут сильных ощущений, этого оказывается достаточным для того, чтобы остановить нападение. Наконец, при попадании из короткоствольного оружия в 85-90% случаев происходит ранение7.

В некоторых странах разрешено ношение короткоствольного огнестрельного оружия (Молдова, Литва, США, Финляндия и др.), а уровень преступности в них, связанной с применением оружия (в том числе на бытовой почве), значительно ниже, чем в России8.

Право на ношение оружия может привести к всеобщему росту самоуважения граждан, а поскольку такой же мерой неприкосновенности будут обладать и окружающие - то и к росту уважения к ближнему и к его собственности. При этом оружие не предоставляет его владельцу никаких дополнительных юридических прав в отношении преступника. Если от применения оружия кто-либо пострадает, то действия его владельца будут расследоваться в обычном порядке, для выяснения того, действительно ли речь шла о необходимой обороне.

Кроме того, в настоящее время в связи с поправками в ст. 37 Уголовного кодекса России, устранившими, при наличии угрозы жизни, требование соразмерности применяемых при самообороне средств характеру нападения, у гражданина есть все основания надеяться, что в итоге его действия будут

признаны правомерными9.

2. В стране немалое количество наркоманов, алкоголиков, семейных дебоширов, психически нездоровых людей, и приобретение ими (попадание в руки) огнестрельного оружия в постоянное пользование опасно для них самих, а главное, для окружающих (какова гарантия того, что после легализации оружия они не накупят себе «Макаровых» и не начнут палить друг в друга?). При этом оружие может сделать таких граждан более агрессивными, спровоцировать их на совершение насильственных или корыстно-насильственных преступлений.

Конечно, использование оружия такими категориями граждан возможно, и иногда это происходит. И здесь дело не в том, что оружие находится или не находится в легальном обороте, а в условиях приобретения, хранения, использования и доступа к нему посторонних лиц (например, серийные убийцы нередко лишают жизни своих безоружных жертв при помощи ножей и веревки, но не запрещать же эти предметы!).

Поэтому короткоствольное нарезное оружие должно реализовываться, безусловно, с разрешения (с выдачей соответствующей лицензии) МВД России и при соблюдении ряда требований к кандидату, а именно:

Достижения определенного возраста (например, 21 года);

Наличия возможности хранения оружия (сейф с кодовым замком, отдельное помещение) в местах, недоступных для детей, членов семьи, посторонних;

Наличия документа, подтверждающего факт прохождения курса и сдачи экзамена по безопасному обращению и применению короткоствольного оружия;

Отсутствия противоправного поведения в семье, по месту жительства и работы (например, согласно характеристике участкового);

Наличия справки, подтверждающей психическое здоровье кандидата;

Отсутствия судимости, подтвержденного документально;

Наличия стажа владения длинноствольным гладкоствольным оружием (охотничьи ружья, карабины);

Наличия постоянного места жительства и регистрации;

Наличия гражданства России;

Продаваемое оружие в обязательном порядке должно быть отстреляно, и пуля помещена в базу данных (пулегильзотеку, по которой можно узнать владельца, применившего пистолет);

Владения на основании лицензии, которая может быть в любой момент аннулирована (например, при ношении оружия в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, при утрате по собственной вине, при попадании к несовершеннолетним и других оговоренных случаях).

Получение лицензии и покупка оружия требуют значительных денежных средств (от 400 до 600 долларов), что вряд ли «по карману» неработающему, наркоману или алкоголику.

Поставив под жесткий контроль продажу и хранение короткоствольного оружия, а также введя ежегодную перерегистрацию, можно добиться таких результатов, как сведение к минимальному числу случаев применения оружия хулиганствующими элементами и деструктивными личностями.

Легализация ношения КНО не превратит нормальных, законопослушных граждан в «бытовых» преступников. Кроме того, с владельцев этого вида оружия можно взимать налог за право владения, что тоже явится существенным пополнением бюджета страны.

3. Гражданину России по закону разрешено в целях самообороны, защиты собственности, жизни своей и близких применять в отношении нападающего различные средства, от газовых баллончиков до гладкоствольного охотничьего оружия. Этих возможностей вполне достаточно для того, чтобы сделать адекватный отпор преступному посягательству.

Разрешенное сегодня для ношения «оружие самообороны» не в состоянии гарантированно остановить преступников, а в некоторых случаях только раздражает и приводит к более «жестким» действиям последних. Реальный отпор вооруженным грабителям можно оказать исключительно адекватными ответными мерами - применением оружия, обладающего достаточной огневой мощью, которое легко привести в боевое состояние. Под это определение как раз и попадает короткоствольное нарезное оружие (пистолеты, револьверы).

Действительно, граждане страны могут по лицензии МВД приобрести для самообороны гладкоствольное длинноствольное оружие, но храниться оно должно в сейфе (а при переносе - в чехле и отдельно от патронов). А так как, по статистике правоохранительных органов10, девять из десяти нападений происходят вне дома, то на улице люди фактически остаются беззащитными. Получается, что ныне действующий Закон «Об оружии» в значительном числе случаев лишает гражданина права на реальную самозащиту. Короткоствольное оружие более компактно, практично в городских условиях: оно позволяет скрытое ношение, им можно легче и быстрее воспользоваться. Его могут использовать для самообороны также люди с физическими недостатками.

Кроме того, необходимо помнить о мощном лоббировании производителей и продавцов газового и резиновострель-ного оружия самообороны, деятельность которых приносит последним огромные прибыли (себестоимость примерно в

10 раз ниже розничной цены). Следовательно, им крайне невыгодно принятие поправок к Закону «Об оружии», позволяющих оружейным заводам «выбросить на рынок» огромное количество КНО.

4. Нет смысла в постоянном ношении КНО, если оно не может гарантировать гражданину стопроцентную безопасность, так как преступники всегда лучше вооружены и подготовлены для нападения.

Абсолютных гарантий безопасности не существует в принципе. Человек, который захочет причинить вред вам, вашей семье или вашему имуществу, может забыть о нормах нравственности и морали, законах, но к возможности получить пулю от предполагаемой жертвы ему придется отнестись со всей серьезностью. Владея элементарными навыками стрельбы, вы представляете смертельную угрозу даже для физически более сильного или вооруженного преступника. Поэтому нападавший десять раз подумает, прежде чем пойти на преступление, ведь за это он может поплатиться здоровьем или даже жизнью.

5. В России культура обращения с оружием находится на невысоком уровне. Неподготовленность граждан к его использованию будет способствовать росту числа неосторожных преступлений ввиду неумелого владения огнестрельным оружием.

Действительно, в стране крайне слабо решаются задачи по обучению граждан культуре обращения с оружием (при этом изучение правовых аспектов, основ и особенностей уголовного, административного и гражданского права осуществляется только на добровольной основе). Необходимыми мерами для устранения этого пробела могло бы стать создание учебных заведений (курсов), которые бы занимались обучением желающих овладеть навыками обращения с оружием (в том числе КНО). Введение обязательных курсов по обращению с оружи-

ем увеличит меру ответственности владельцев и заставит их применять оружие только в тех ситуациях, когда это действительно необходимо.

6. После легализации КНО оно на законныых основаниях окажется у преступников, так как технические характеристики и выысокие поражающие свойства нарезного оружия определяют повыышенныш интерес к нему со стороныы преступного элемента.

Для того чтобы вооружиться, преступникам закон не нужен. Они и так прекрасно вооружены (купить нелегальное оружие в настоящее время несложно, были бы деньги). У преступников оружие было, есть и будет всегда (в том числе и самые современные его образцы). Международная и российская практика однозначно свидетельствует: преступники идут на преступление (например, заказное убийство) именно с нелегальным оружием, в котором у них недостатка нет. Как ни парадоксально, но запрет на оружие в данном случае существует только для законопослушных граждан.

Кроме того, легальное нарезное оружие неразумно использовать для совершения преступлений - перед продажей оружие отстреливается, после этого по следам на пуле и гильзе можно определить, из какого пистолета стреляли, так что совершать преступление с легальным оружием - все равно что оставить визитку на месте преступления.

7. Если пистолет будет в каждом доме, то возрастет число несчастным случаев, особенно среди детей.

Возможно, единичные инциденты будут иметь место (поэтому для исключения непроизвольного выстрела существует оружейный предохранитель), но обычный кухонный нож, спички, зажженная сигарета, спиртное - тот же самый случай. В стране немалое количество граждан в год сгорают в пожарах, тонут и травятся некачественной водкой11 - легализация оружия не приведет к значительному увеличению несчастных случаев.

8. Согласно опросу социологов из организации «РОМИР мониторинг», большинство граждан России выыступают против свободного владения короткоствольным огнестрельныгм оружием12. Лишь 18% опрошенным убежденыI в необходимости законодательного введения права обладания пистолетами и револьверами. Несколько больше (26%) тех, кто думает, что легализация оружия повыысит уровень безопасности в стране.

По мнению экспертов, такая позиция во многом вызвана тем обстоятельством, что незарегистрированного оружия у граждан в достаточном количестве: при наличии соответствующих финансовых ресурсов оно более чем доступно (правда, признаются в наличии «ствола» в личном распоряжении не более 1-2% населения). Кто нуждается в самозащите, старается сам найти законные или «полузаконные» методы приобретения оружия. В реальной жизни «вооружаемость» населения происходит следующим образом, например: многочисленные частные охранные предприятия в обход законодательства об оружии оформляют граждан на работу в качестве охранников с правом ношения короткоствольного оружия, вооружая, таким образом, все желающее население, только за определенную плату; награждение именным пистолетом; переделка газового пистолета под стрельбу боевыми патронами и др.

Часть людей, проголосовавших за запрет легализации КНО, вряд ли были ознакомлены с порядком и требованиями, которые предъявляются к лицам, желающим приобрести в личное пользование короткоствольное оружие. Кроме того, за легализацию КНО, в первую очередь, выступают лица, которые пострадали от действий преступников, а таких в стране, к счастью, меньшинство.

9. Активныыми сторонниками запрета на легализацию КНО выыступают, прежде всего, работники правоохранительным органов, которыые, во-первым, хорошо уведомленыы о преступлениях, совершаемым с помощью огнестрельного оружия; во-вторым, полагают, что разрешение на владение КНО усугубит криминогенную ситуацию и приведет к росту такого рода преступным посягательств. Разве компетентное мнение сотрудников силовым структур не является весомыым доводом по запрету свободного приобретения и ношения КНО?

К сожалению, интересы чиновников и госслужащих далеко не всегда совпадают с интересами общества, на благо которого они должны работать. В частности, ограничение права владения оружием создает дополнительные возможности для получения дохода как легального, через вневедомственную охрану, так и на низовом уровне, нелегального. Помимо этого «запретители» создают прекрасную возможность фальсифицировать уголовные дела недобросовестным работникам правоохранительных органов. Возможно, наличие оружия у отдельных граждан при определенной ситуации может затруднить непосредственно действия, которые сотрудники милиции производят в отношении последних, но законопослушный гражданин едва ли будет оказывать сопротивление стражам порядка.

10. Во многих странах, где уровень преступности значительно ниже, чем в России, постоянное ношение короткоствольного оружия запрещено.

Низкий уровень преступности в таких странах связан, в первую очередь, с социально-экономическими, правовыми, организационно-управленческими и другими обстоятельствами, а не с запретом на КНО. Мировая статистика показывает, что там, где его запрещали, число преступлений возрастает, а там, где разрешали иметь оружие, число преступлений, особенно убийств, сокращается. В большинстве стран мира, где оружие разрешено, уменьшение насилия связано не с применением легального оружия, а со страхом преступников. Классическим примером страны, где оружие легализовано всегда, являются США. Вот факты, предоставляемые 1ЬЛ КЯЛ (Институт законодательства национальной оружейной ассоциации)13 .

За последние 50 лет общее количество оружия в руках американских граждан возросло на 140%, в том числе короткоствольного оружия - более чем на 200%. За это же время количество несчастных случаев с оружием со смертельным исходом сократилось на 67% благодаря кампаниям, проводимым Национальной оружейной ассоциацией. Ежегодно в Штатах регистрируется более двух миллионов случаев применения оружия в целях самообороны. Но при этом чаще всего лицу, подвергшемуся нападению для самообороны, достаточно обозначить наличие оружия, а производить стрельбу нет необходимости. Только в 1% случаев вооруженной самообороны преступник оказывается раненым, и только в 0,1% случаев - убитым.

Проведенное Управлением юстиции США исследование показало, что 40% преступников как минимум один раз отказывались от совершения преступления, опасаясь, что потенциальная жертва окажется вооруженной. Известно, что каждый штат США имеет собственное законодательство: в одних из них владение и ношение оружия дозволены, в других запрещены либо сильно ограничены. Количество убийств в штатах, где разрешено ношение оружия, на 30% ниже, чем в штатах, где скрытое ношение оружия запрещено (более чем на 20% меньше в этих регионах и число разбойных нападений).

Во Франции14 разрешительная система устроена таким образом, чтобы максимально усложнить несанкционированное применение короткоствольного оружия. Все оружие в этой стране, предназначенное к продаже частным лицам, проходит

обязательную баллистическую экспертизу и пломбирование ствола. Кроме того, все короткоствольное оружие подвергается обязательному ежегодному контролю. Таким образом, невозможно применить оружие без обязательной фиксации этого события правоохранительными органами.

11. По мнению сторонников запрета свободного обращения короткоствольного оружия, разумнее, вместо того чтобы вооружать население страны, улучшать эффективность работы правоохранительных органов, направленной на защиту граждан от преступности.

Одно ни в коем случае не заменяет полностью другое. Запрещая гражданам страны ношение оружия, государство подавляет естественное желание человека сопротивляться различным формам посягательств, тщетно пытаясь переложить всю ответственность за свою жизнь и безопасность на правоохранительные органы.

Улучшать работу правоохранительных органов (в первую очередь, органов внутренних дел), разумеется, необходимо. Но сотрудники правоохранительных органов не могут дежурить в каждом парадном, ездить с каждым автобусом и в вагоне метро, контролировать все улицы и пустыри. В момент нападения человек, как правило, рассчитывает только на свои силы, а наличие личного оружия нередко может быть единственным шансом на спасение.

Излагая и анализируя точки зрения сторонников и противников легализации КНО, автор статьи приходит к выводу о том, что данная проблема актуальна и для ее решения необходима взвешенная, продуманная позиция и политика государства. Поэтому до внесения необходимых поправок в Закон «Об оружии» целесообразным было бы в качестве эксперимента разрешить приобретение и ношение КНО гражданам одного из субъектов Российской Федерации (например, того, где уровень уличной и бытовой насильственной преступности высокий) и проанализировать, каким образом легализация оружия отразилась за определенный срок на криминогенной обстановке в данном регионе.

Есть и другой вариант, не менее эффективный - разрешение на применение огнестрельного оружия со «специальными» патронами. Такие патроны обладают пониженным пробивным действием и слабой убойностью, но в то же время их вполне достаточно для самообороны. К числу этих патронов относятся, например, патрон Браунинга 6.35 или «короткий» патрон 9х17. Оружие с такими патронами нападавшего останавливает, ранит, но крайне редко убивает15.

По убеждению автора, вполне возможно, что легализация КНО, во-первых, сначала может привести к незначительному росту «оружейной» преступности, во-вторых, часть насильственных преступлений (например, бытовых убийств), которые сейчас совершаются кухонным ножом, топором или сковородкой, будут совершены с помощью пистолета. Поэтому внедрение в гражданский оборот короткоствольного оружия необходимо осуществлять поэтапно.

На первоначальном этапе необходимо доработать имеющиеся образцы бесствольного оружия самообороны. В случае, если эффект от их усовершенствования окажется положительным, в порядке эксперимента можно разрешить ношение короткоствольного нарезного огнестрельного оружия со специальными патронами. Если и после этого криминогенная обстановка не ухудшится, можно начинать постепенно выдавать отдельным категориям граждан разрешение на приобретение и ношение короткоствольного нарезного огнестрельного оружия. Подчеркиваем, что основная цель возможной легализации КНО - значительное увеличение безопасности в обществе, в том числе посредством наделения конкретных граждан реальной возможностью постоять за себя, близких, свои права и интересы.

1 См.: Интервью с Председателем Федерального совета Союза «Гражданское оружие» А. Василевским // . -2005. - 12 дек.

2 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. -1996. - № 51. - Ст. 5681.

3 Созданы общественные организации: Российская стрелковая ассоциация, Союз «Гражданское оружие», - ратующие за легализацию оружия и готовящие референдум «О праве граждан на короткоствольное огнестрельное оружие» (см.: .

4 См.: Супруненко О. А маленьким что делать без оружья в мире этом? // Зеркало недели. -2004. - 21-27 февр.; Интервью главного редактора журнала С. О. Бочкова с заместителем министра внутренних дел, начальником Службы общественной безопасности А. Чекали-ным // Право и безопасность. - 2002. - № 4 (5). - Дек.; Интервью корреспондента журнала А. Зеленовой с заместителем Председателя Государственной Думы В. В. Жириновским // Мастер-ружье. - № 9. -2005; Кац Е. А. Уголовная ответственность за незаконное приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств: Автореф. дис... канд. юрид. наук. - Красноярск, 2005.

5 См.: Состояние преступности в России за январь-декабрь 2004 года. - М., 2005 - С. 4-5.

8 См.: Аннин А. Дайте нам в руки оружие// Подмосковье. -2004. -№ 34. - С. 6-7.

9 В каждом конкретном случае гражданин имеет право на выбор: риск увечья, смерти или неприятные разбирательства. Английская пословица гласит: «Лучше стоять перед двенадцатью (имеются в виду присяжные), чем лежать на руках у шестерых (т. е. в гробу)».

10 См.: Состояние преступности в России за январь-декабрь

11 См.: Баев О. Можно ли иметь оружие для самозащиты? // Ор-ская хроника. - 2003. - № 159-160. - 17 июня.

13 См.: Шаскальский А. Оружие в США // Ружье. - 1999. - № 1.

15 См.: Аванесов А. «Стволы» для народа // Спецназ России. -2003. - № 3 (78).

Бывшие