Либеральные реформы 60 70 г 19 в. Земская и городская реформы

Гипермаркет знаний >>История >>История 8 класс >>Либеральные реформы 60-70-х гг. XIX в.

§ 21-22. Либеральные реформы 60-70-х гг. XIX в.

Реформы местного самоуправления.

После отмены крепостного права потребовалось проведение целого ряда других преобразований.

Одной из важнейших реформ Александра II стало создание органов местного самоуправления - земств.

К началу 60-х гг. прежнее управление на местах показало свою полную несостоятельность. Деятельность руководивших губерниями и уездами чиновников, назначенных в столице, и отстраненность населения от принятия любых решений довели хозяйственную жизнь, здравоохранение , просвещение до крайнего расстройства. Отмена крепостного права позволяла привлечь к решению местных проблем все слои населения.

В то же время, учреждая земства, правительство не могло не считаться с настроениями дворянства, значительная часть которого была недовольна отменой крепостного права. «Дворянство, - писал К. Д. Кавелин, - не может примириться с мыслью, что правительство освободило крестьян, как ему хотелось, а не как хотели дворяне, что дворянство даже не было порядочно выслушано. Роль первого сословия империи в деле такой важности вышла жалкая и унизительная». Поэтому одной из причин земской реформы было желание возместить для дворян - хотя бы частично - утрату прежней власти.

Создавая местные органы самоуправления, правительство надеялось также на то, что их деятельность сможет отвлечь наиболее активную часть общества «от политических мечтаний», заставит заниматься конкретными полезными делами.

1 января 1864 г. императорским указом вводилось «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», которое предусматривало создание в уездах и губерниях новых выборных органов местного управления - земств (в волостях земства не создавались).

Быть избирателями по землевладельческой курии могли владельцы не менее 200 десятин земли или другого недвижимого имущества на сумму не менее 15 тыс. рублей, а также владельцы промышленных и торговых предприятий, приносящих доход не менее 6 тыс.рублей в год. Мелкие землевладельцы, объединяясь, выдвигали лишь своих уполномоченных.

Избирателями городской курии были купцы, владельцы предприятий или торговых заведений с годовым оборотом не менее 6 тыс. рублей, а также владельцы недвижимой собственности на сумму от 600 рублей (в небольших городах) до 3,6 тыс. рублей (в крупных).

Выборы по крестьянской курии были многостепенными: сначала сельские сходы выбирали представителей на волостные сходы. На волостных сходах сначала избирали выборщиков, которые затем выдвигали представителей в уездные органы самоуправления. На уездных земских собраниях избирались представители от крестьян в губернские органы самоуправления.

Земские органы делились на распорядительные и исполнительные. Распорядительные - земские собрания - состояли из представителей всех сословий в лице избранных гласных (депутатов). Гласные как в уезде, так и в губерниях избирались на 3 года.

Земские собрания выбирали исполнительные органы - земские управы, которые также работали 3 года. Председателем земского собрания был предводитель дворянства.

Круг вопросов, которые решали земские учреждения, был ограничен местными делами: строительство путей сообщения, сооружение и содержание школ, больниц, развитие местной торговли и промышленности и т. д. За законностью действий земств следил губернатор.

Материальной основой деятельности земств был специальный налог, которым облагалось недвижимое имущество: земля, дома, фабрично-заводские предприятия и торговые заведения.

Земства не были введены в Архангельской, Астраханской и Оренбургской губерниях, в Сибири, в Средней Азии - там, где дворянское землевладение отсутствовало или было незначительным. Не получили органов местного самоуправления Польша, Литва, Белоруссия, Правобережная Украина, Кавказ, так как там помещики не были русскими.

Земская реформа имела недостатки. Прежде всего, был непоследовательно выдержан принцип всесословности. Выборы фактически строились по сословному признаку. При этом распределение по куриям давало значительные преимущества дворянам. Круг вопросов, решаемых земствами, был ограничен.

Тем не менее создание земских учреждений было успехом сторонников конституционного правления. Вокруг земств сгруппировалась наиболее энергичная, демократически настроенная интеллигенция. За годы своего существования земства подняли уровень образования и народного здравоохранения, улучшили дорожную сеть и расширили агрономическую помощь крестьянам в таком масштабе, на который государственная власть была неспособна. Несмотря на то что в земствах преобладали представители дворянства, их деятельность была направлена на улучшение положения широких народных масс.

В 1870 г. по типу земской была проведена городская реформа. Она заменила прежние сословные городские думы всесословными выборными городскими учреждениями - городскими думами и городскими управами.

Правом выбора в городскую думу пользовались мужчины, достигшие 25 лет и платившие городские налоги. Все избиратели в соответствии с величиной уплачиваемых в пользу города сборов делились на три курии. Первую курию составляла небольшая группа наиболее крупных владельцев домов, промышленных и торговых предприятий, которые платили в городскую казну 1/з всех налогов. Во вторую курию входили более мелкие налогоплательщики, вносившие еще 1/з городских сборов. Третья курия состояла из всех остальных налогоплательщиков. При этом каждая курия избирала равное число гласных, что обеспечивало преобладание крупных собственников.

Городское общественное самоуправление ведало решением хозяйственных вопросов: благоустройством города, развитием местной торговли и промышленности, здравоохранения и народного образования, содержанием полиции, тюрем и т. д.

Деятельность городского самоуправления контролировалась государством. Избранный городской думой городской голова утверждался губернатором или министром внутренних дел. Эти же чиновники могли наложить запрет на любое решение думы. Для контроля за деятельностью городского самоуправления в каждой губернии создавался специальный орган - губернское по городским делам присутствие.

При всей своей ограниченности городская реформа была шагом вперед в деле городского самоуправления. Она, как и земская реформа, способствовала приобщению широких слоев населения к решению вопросов управления, что служило предпосылкой для формирования в России гражданского общества и правового государства.

Судебная реформа.

Самым последовательным преобразованием Александра II стала судебная реформа, проведенная на основе новых судебных уставов, принятых в ноябре 1864 г. В соответствии с ней новый суд строился на принципах буржуазного права: равенство всех сословий перед законом; гласность суда; независимость судей; состязательность обвинения и защиты; выборность некоторых судебных органов.

По новым судебным уставам были созданы две системы судов - мировые и общие. Мировые суды рассматривали мелкие уголовные и гражданские дела. Они создавались в городах и уездах. Мировые судьи вершили правосудие единолично. Они выбирались земскими собраниями и городскими думами. Мировым судьей мог стать только «местный житель» не моложе 25 лет, обладавший безупречной репутацией. Для судей устанавливался высокий образовательный и имущественный ценз: высшее или среднее образование и владение недвижимым имуществом вдвое выше, чем при выборах в земства по землевладельческой курии. При этом они получали довольно высокую заработную плату - от 2,2 до 9 тыс. рублей в год.

Система общих судов включала окружные суды и судебные палаты. Члены окружного суда назначались императором по представлению министра юстиции и рассматривали уголовные и сложные гражданские дела. Рассмотрение уголовных дел происходило с участием двенадцати присяжных заседателей. Присяжным мог быть подданный России в возрасте от 25 до 70 лет с безупречной репутацией, проживавший в данной местности не менее двух лет и владевший недвижимостью на сумму от 2 тыс. рублей. Списки присяжных утверждались губернатором.

Апелляции по поводу решения окружного суда подавались в судебную палату. Причем апелляция по поводу приговора, вынесенного судом присяжных, не допускалась. Судебная палата рассматривала также дела о должностных преступлениях чиновников. Такие дела приравнивались к государственным преступлениям и слушались с участием сословных представителей. Высшей судебной инстанцией являлся Сенат.

Реформа устанавливала гласность ведения судов. Они стали проводиться открыто, на них допускалась публика, газеты печатали отчеты о судах, представлявших общественный интерес. Состязательность сторон обеспечивалась присутствием на судебном разбирательстве прокурора - представителя обвинения и адвоката, защищавшего интересы обвиняемого. В русском обществе возник необычайный интерес к адвокатской деятельности. На этом поприще прославились выдающиеся юристы Ф. Н. Плевако, князь А. И. Урусов и другие, заложившие основы русской школы адвокатов-ораторов. Хотя новая судебная система еще сохраняла ряд пережитков прошлого (особые волостные суды для крестьян, суды для духовенства, военных и высших чиновников), тем не менее она оказалась самой передовой в тогдашнем мире.

Военные реформы.

Либеральные преобразования в обществе, стремление правительства преодолеть отставание в военной области, а также сократить военные расходы вызвали необходимость проведения коренных реформ в армии.

Они осуществлялись под руководством военного министра Д. А. Милютина, вступившего в эту должность в ноябре 1861 г. Реформы растянулись на несколько лет и охватили все стороны армейской жизни. Учитывая опыт ряда европейских стран, одной из основных задач преобразований Д. А. Милютин считал сокращение армии в мирное время при возможности значительного увеличения ее в военный период за счет создания обученного резерва. В 1863-1864 гг. было проведено реформирование военно- учебных заведений. Общее образование отделялось от специального: общеобразовательную подготовку будущие офицеры получали в военных гимназиях, а профессиональную - в военных училищах. В этих учебных заведениях обучались преимущественно дети дворян. Для лиц, не имевших среднего образования, создавались юнкерские училища. В них принимали представителей всех сословий. В 1868 г. для пополнения юнкерских училищ были созданы военные прогимназии. Пересматривались и совершенствовались программы высших военных учебных заведений. В 1867 г. была открыта Военно-юридическая академия, в 1877 г. - Морская академия.

Коренным образом изменился порядок пополнения армии: вместо рекрутских наборов, существовавших со времен Петра I, вводилась всесословная воинская повинность. Согласно утвержденному 1 января 1874 г. уставу, призыву подлежали лица всех сословий с 20 лет (позднее - с 21 года). Общий срок службы в сухопутных войсках устанавливался в 15 лет, из них 6 лет - действительной службы, 9 лет - в запасе. Во флоте - 10 лет: 7 лет - действительной, 3 года - в запасе. Для лиц, получивших образование, срок действительной службы сокращался от 4 лет (для окончивших начальные училища) до 6 месяцев (для имевших высшее образование).

От действительной военной службы освобождались единственные сыновья и единственные кормильцы семьи. Освобожденные от призыва зачислялись в ополчения, собираемые лишь во время войны. Не подлежали призыву представители народов Севера, Средней Азии, часть жителей Кавказа и Сибири.

В армии были отменены телесные наказания; улучшено питание; расширялась сеть солдатских школ.

Происходило перевооружение армии и флота: в 1867 г. вместо гладкоствольных были введены нарезные орудия, началась замена чугунных и бронзовых орудия на стальные; в 1868 г. были приняты на вооружение винтовки, созданные русскими изобретателями при содействии американского полковника X. Бердана (берданки). Изменялась система боевой подготовки. Был издан ряд новых уставов, наставлений, учебных пособий, которые ставили задачу учить солдат лишь тому, что необходимо на войне, значительно сократив время на строевую подготовку.

В результате военных реформ Россия получила массовую армию современного типа. Из нее во многом были изгнаны муштра и палочная дисциплина с жестокими телесными наказаниями. Большую часть солдат теперь учили не только военному делу, но и грамоте, что существенно подняло авторитет воинской службы. Переход ко всеобщей воинской повинности был серьезным ударом по сословной организации общества.

Реформы в области просвещения.

Система образования подверглась значительной перестройке, затронувшей все три ее ступени: начальную, высшую и среднюю.

В июне 1864 г. было утверждено Положение о начальных народных училищах. Отныне такие училища могли открываться общественными учреждениями и частными лицами. Это привело к созданию начальных школ различных типов - государственных, земских, церковно-при- ходских, воскресных. Срок обучения в таких школах не превышал, как правило, трех лет.

С ноября 1864 г. основным типом учебного заведения средней ступени стали гимназии. Они разделялись на классические и реальные. В классических большое место отводилось древним языкам - латинскому и древнегреческому. Они готовили молодежь для поступления в университеты. Срок обучения в классических гимназиях сначала был семилетний, а с 1871 г. - восьмилетний. Реальные гимназии были призваны готовить «к занятиям различными отраслями промышленности и торговли». Обучение в них было семилетним. Основное внимание уделялось изучению математики, естествознания, технических предметов. Доступ в университеты для выпускников реальных гимназий был закрыт. Они могли продолжать учебу в технических высших учебных заведениях.

В гимназии принимали детей «всех сословий, без различия звания и вероисповедания», правда, при этом устанавливалась высокая плата за обучение.

Было положено начало женскому среднему образованию - появились женские гимназии. Но объем знаний, даваемый в них, уступал тому, чему обучали в мужских гимназиях.

В июне 1864 г. был утвержден новый устав для университетов, который восстанавливал автономию этих учебных заведений. Непосредственное руководство университетом поручалось совету профессоров, который избирал ректора и деканов, утверждал учебные планы, решал финансовые и кадровые вопросы.

Начало развиваться высшее женское образование. Поскольку выпускницы гимназий не могли поступать в университеты, для них были открыты высшие женские курсы в Москве , Петербурге, Казани, Киеве. В дальнейшем девушек стали допускать и в университеты, но в качестве вольнослушателей.

Претворение реформ в жизнь. Воплощение реформ в жизнь проходило очень сложно. Еще в ходе их разработки у Александра II не раз проявлялось стремление внести в них «исправления» в консервативном духе, чтобы таким образом уберечь страну от потрясений. На практике это выразилось в том, что реформы разрабатывали молодые либеральные чиновники, а претворяли их в жизнь старые чиновники-консерваторы.

Почти сразу же после обнародования крестьянской реформы в отставку были отправлены ее активные участники - министр внутренних дел С. С. Ланской и его ближайший помощник Н. А. Милютин. Министром внутренних дел был назначен консерватор П. А. Валуев. Он объявил, что главной его задачей является «строгое и точное введение в действие положений 19 февраля, но в примирительном духе». Примирительный дух Валуева выразился в том, что он начал гонения на тех мировых посредников, которые слишком рьяно отстаивали, по его мнению, интересы крестьян при проведении реформы. Он арестовал организаторов съезда мировых посредников в Твери, на котором было заявлено, что мировые посредники будут руководствоваться в своей деятельности не распоряжениями правительства, а взглядами общества.

Однако остановить ход крестьянской реформы было уже невозможно, и консерваторы начали наступление на другие реформы. Толчком к этому послужило покушение в 1866 г. члена тайной революционной организации Д. Каракозова на Александра II, закончившееся неудачей. Консерваторы обвинили либерального министра просвещения А. В. Головнина в развращении молодежи идеями нигилизма и добились его отставки.

Вслед за уходом Головнина последовали отставки других высших чиновников. На их места назначались представители консервативных сил. Пост министра просвещения занял Д. А. Толстой, шефом жандармов был назначен генерал граф П. А. Шувалов, во главе полиции Петербурга был поставлен генерал Ф. Ф. Трепов. Тем не менее Александр II сохранил в правительстве некоторых либералов, так что реформаторская деятельность не была свернута. Ее главным проводником стал военный министр Д. А. Милютин, брат деятеля крестьянской реформы Н. А. Милютина.

В 1871 г. Д. А. Толстой представил Александру II доклад, в котором подверг резкой критике реальные гимназии. Он утверждал, что распространение в них естествознания и материалистического мировоззрения приводит к росту нигилизма среди молодежи. Получив одобрение императора, Толстой провел в том же году реформу среднего школьного образования, которая сводилась к ликвидации реальных гимназий и введению нового типа классических гимназий, в которых практически было исключено естествознание и в еще большем объеме вводились древние языки. Воспитание в гимназиях строилось отныне на строжайшей дисциплине, беспрекословном повиновении, поощрении доносительства.

Вместо реальных гимназий создавались реальные училища, срок обучения в которых был уменьшен до 6 лет. Они были освобождены от задачи подготовки учащихся в высшие учебные заведения и давали лишь узкие технические знания.

Не решаясь изменить университетский устав, Толстой тем не менее значительно увеличил число надзирающих за высшими учебными заведениями органов.

В 1867 г. консерваторам удалось существенно ограничить права земств. С одной стороны, были расширены властные полномочия председателей земских собраний (предводителей дворянства), а с другой - усиливался контроль за их деятельностью со стороны правительственных органов. Была ограничена гласность земских собраний, стеснено печатание земских отчетов и докладов.

Конституционные метания. «Диктатура сердца».

Несмотря на все ограничения, многие новшества, появившиеся в России в результате реформ, вступали в противоречие с принципами самодержавного строя и требовали существенных изменений в политической системе. Логическим завершением земской реформы должно было бы стать расширение представительных учреждений, как вниз - в волости, так и вверх - до общегосударственного уровня.

Император был убежден в том, что самодержавная власть является наиболее приемлемой формой правления для многонациональной и огромной Российской империи. Он неоднократно заявлял, «что противится установлению конституции не потому, что он дорожит своей властью, но потому, что убежден, что это было бы несчастьем для России и привело бы ее к распаду». И тем не менее Александр II был вынужден пойти на уступки сторонникам конституционного правления. Причиной этого стал террор, развязанный против высших чиновников, и постоянные попытки убийства самого императора со стороны членов тайных революционных организаций.

После второго неудачного покушения на Александра в апреле 1879 г. царь специальным указом назначил в Петербурге, Харькове и Одессе временных генерал-губерна- торов, которым были предоставлены чрезвычайные полномочия. Чтобы успокоить взбудораженное население и охладить головы революционерам, в качестве генерал-губернаторов были назначены популярные военачальники - И. В. Гурко, Э. И. Тотлебен и М. Т. Лорис-Меликов.

Однако в феврале 1880 г. новая попытка покушения на императора была предпринята уже в самом Зимнем дворце. Через несколько дней Александр II учредил Верховную распорядительную комиссию и назначил ее начальником харьковского генерал-губернатора М. Т. Лорис-Мели- кова, получившего полномочия фактического правителя страны.

Михаил Тариелович Лорис-Меликов (1825-1888) родился в армянской семье. Он был известен как выдающийся генерал, прославившийся в войне с Турцией. За храбрость и личное мужество Лорис-Меликов был пожалован графским титулом. Его заслугой стала и победа над чумой, свирепствовавшей в Астраханской губернии. Назначенный харьковским генерал-губернатором, Лорис-Мели- ков начал наводить порядок в губернии с обуздания произвола местных чиновников, чем заслужил симпатии населения.

По своим политическим взглядам Лорис-Меликов не являлся поклонником конституционного правления. Он опасался, что собранные вместе народные представители принесут с собой массу справедливых жалоб и упреков, на которые в данный момент правительству очень трудно будет дать удовлетворительный ответ. Поэтому он считал необходимым в полном объеме претворить в жизнь планы всех реформ, а уж затем допустить некоторое участие представителей населения в обсуждении государственных дел. Свою первостепенную задачу Лорис-Меликов видел в борьбе с антиправительственным движением, не останавливаясь «ни перед какими строгими мерами для наказания преступных действий».

Деятельность на новом посту Лорис-Меликов начал с перестройки полицейских органов. III отделение Собственной его императорского величества канцелярии было присоединено к Министерству внутренних дел. Министр внутренних дел стал шефом жандармов. Все охранные органы были сосредоточены в одних руках - Министерстве внутренних дел. В результате борьба с террористами стала вестись более успешно, количество покушений пошло на убыль.

Осознавая роль газет и журналов, Лорис-Меликов ослабил цензуру, содействовал открытию запрещенных ранее и появлению новых изданий. Он не препятствовал критике правительства, публичному обсуждению вопросов политики, за исключением лишь одной проблемы - введения конституции. В отношении печатных органов Лорис-Ме- ликов не применял запретов и наказаний, предпочитая проводить личные беседы с редакторами, во время которых в мягкой форме давал советы по поводу желательных для правительства тем для обсуждения в газетах и журналах.

Прислушиваясь к общественному мнению, Лорис-Меликов приступил к смене некоторых высших чиновников. Он настоял на увольнении министра народного просвещения графа Д. А. Толстого и этим шагом привлек к себе симпатии в широких кругах общественности.

Время, когда Лорис-Меликов находился во главе внутренней политики государства, было названо современниками «диктатурой сердца». Сократилось число террористических покушений, обстановка в стране, казалось, стала более спокойной.

28 февраля 1881 г. Лорис-Меликов представил царю доклад, в котором предлагал для окончательного успокоения страны завершить «великое дело государственных реформ» и привлечь для этой цели общественные силы. Он считал, что для разработки соответствующих законов необходимо создать из представителей земств и городов две временные комиссии - административно-хозяйственную и финансовую. Состав комиссий должен был определить сам император. Подготовленные в них проекты законов Лорис-Меликов предлагал направить для обсуждения в Общую комиссию, составленную из выборных представителей земского и городского самоуправления. После одобрения в Общей комиссии законопроекты поступили бы в Государственный совет, в заседании которого тоже участвовали бы 10-15 выборных, работавших в Общей комиссии. Таково содержание проекта, который получил название «Конституция Лорис-Меликова».

Данный проект мало походил на реальную конституцию, так как предложенные в нем меры не могли существенным образом повлиять на политическое устройство Российской империи. Но его претворение в жизнь могло стать началом создания основ конституционной монархии.

Утром 1 марта 1881 г. Александр II одобрил проект Лорис-Меликова и назначил на 4 марта заседание Совета министров для его окончательного утверждения. Но через несколько часов император был убит террористами.

В период правления Александра II в России были проведены либеральные реформы, затронувшие все стороны общественной жизни. Однако завершить экономические и политические преобразования императору не удалось.

? Вопросы и задания

1. Почему после отмены крепостного права государство оказалось перед необходимостью проведения других реформ?

2. Какими обстоятельствами было обусловлено создание местного самоуправления? Дайте характеристику земской реформы. В чем вы видите ее плюсы и минусы?

3. Какие принципы были положены в основу судебной реформы? Как вы думаете, почему именно судебная реформа оказалась наиболее последовательной?

4. Какие изменения произошли в армии? Почему рекрутская повинность перестала отвечать потребностям государства?

5. В чем вы видите достоинства и недостатки реформы в области просвещения?

6. Дайте оценку проекта М. Т. Лорис- Меликова. Можно ли считать этот проект конституционным?

Документы

Из положения о губернских и уездных земских учреждениях. 1 января 1864 г.

Ст. 1. Для заведования делами, относящимися к местным хозяйственным пользам и нуждам каждой губернии и каждого уезда, образуются губернские и уездные земские учреждения...

Ст. 2. Дела, подлежащие ведению земских учреждений...

I. Заведование имуществами, капиталами и денежными сборами земства.
II. Устройство и содержание принадлежавших земству зданий, других сооружений и путей сообщения...
III. Меры обеспечения народного продовольствия.
IV. Заведование земскими благотворительными заведениями и прочими мерами призрения; способы прекращения нищенства; попечение о построении церквей...
VI. Попечение о развитии местной торговли и промышленности.
VII. Участие, преимущественно в хозяйственном отношении... в попечении о народном образовании, о народном здравии и о тюрьмах.
VIII. Содействие к предупреждению падежей скота, а также по охранению хлебных посевов и других растений от истребления саранчою, сусликами и другими вредными насекомыми и животными...

О новом суде (из воспоминаний популярного певца П. И. Богатырева)

Не улеглось еще увлечение мировыми судьями, быстро, без каких-либо формальностей и накладных расходов разбиравшими публично гражданские и уголовные дела, выступавшими одинаково в защиту личных и имущественных прав как знатного, так и простолюдина, применявшими арест за самоуправство и буйство, хотя бы оно было учинено богатым обывателем, бывшим прежде застрахованным от такого наказания и отделывавшимся негласным денежным взносом. Слишком велико было обаяние мирового суда в среде московского мелкого люда, незнатных горожан, мещан, ремесленников и домашней прислуги, для которых мировой суд после полицейской расправы был откровением. В первые годы камеры мировых судей ежедневно наполнялись, кроме участвующих в деле, посторонней публикой... Сильнейшее впечатление на общество производили тогда и заседания окружного суда с присяжными заседателями. Перед введением их немало раздавалось голосов, предостерегавших от увлечения этой формой суда у нас в России на том основании, что наши присяжные заседатели, в число которых первоначально допускались и неграмотные крестьяне, не поймут возлагаемых на них обязанностей, не сумеют их выполнить и, пожалуй, явят из себя судей, доступных подкупу. Такими толками еще более увеличивался интерес общества к первым шагам новоявленных присяжных, а независимо от этого до крайности любопытным представлялись первые выступления государственного обвинителя - прокурора и в качестве защитников - членов сословия присяжных поверенных. И с первых же заседаний суда стало очевидным, что страх за наших присяжных заседателей совершенно напрасен, так как они, относясь вдумчиво и с сознанием нравственной ответственности и важности нового дела, верно и правильно выполняли возложенную на них задачу и вносили в отправление правосудия то, чего до сих пор не хватало нашим дореформенным уголовным судам, - живое, не стесняемое формальностями чувство справедливости, знание жизни в разнообразнейших ее проявлениях и общественное понимание и оценку, не всегда согласные с писаным законом иных преступлений, а также гуманность. Приговоры присяжных горячо обсуждались в обществе, вызывая, конечно, различные мнения и страстные споры, но в общем Москва была довольна новым судом, и обыватели всех сословий шли в судебные заседания по гражданским, особенно же уголовным делам и с напряженным вниманием следили за течением процесса и речами сторон.

Крестьянская реформа............................................. .1

Либеральные реформы 60-70гг...................................... .4

Учреждение земств ............................................ .4

Самоуправление в городах ........................................ 6

Судебная реформа ............................................ 7

Военная реформа ............................................... .8

Реформы в области просвещения ............................... ....10

Церковь в период реформ ........................................ 11 Заключение............................................…........ .13

Крестьянская реформа .

Россия накануне отмены крепостного права . Поражение в Крымской войне свидетельствовало о серьезном военно-техническом отставании России от ведущих европейских государств. Возникла угроза скатывания страны в разряд второстепенных держав. Этого власть допустить не могла. Вместе с поражением пришло понимание, что главной причиной экономической отсталости России являлось крепостное право.

Громадные расходы на войну серьезно подорвали денежную систему государства. Рекрутские наборы, изъятия скота и фуража, рост повинностей разоряли население. И хотя крестьяне не ответили на тяготы войны массовыми восстаниями, они находились в состоянии напряженного ожидания царского решения об отмене крепостного права.

В апреле 1854 г. был издан указ о формировании резервной гребной флотилии («морского ополчения»). В нее с согласия помещика и с письменным обязательством возвратиться к хозяину могли записываться и крепостные. Указ ограничивал район формирования флотилии четырьмя губерниями. Однако он всколыхнул почти всю крестьянскую Россию. В деревнях разнеслась молва о том, что император призывает добровольцев на военную службу и за это навсегда освобождает их от крепостного состояния. Самовольная запись в ополчение вылилась в массовое бегство крестьян от помещиков. Еще более широкий характер это явление приняло в связи с манифестом 29 января 1855 г. о наборе ратников в сухопутное ополчение, охватив десятки губерний.

Изменилась и атмосфера в «просвещенном» обществе. По образному выражению историка В. О. Ключевского, Севастополь ударил по застоявшимся умам. «Теперь вопрос об освобождении крепостных во всех устах, - писал историк К. Д. Кавелин, - об этом говорят громко, об нем думают даже те, при которых прежде нельзя было намекнуть на погрешительность крепостного права, не произведя в них нервических припадков». За проведение преобразований выступали даже родственники царя - его тетка, великая княгиня Елена Павловна, и младший брат Константин.

Подготовка крестьянской реформы . Впервые о необходимости отмены крепостного права Александр II официально заявил 30 марта 1856 г. представителям московского дворянства. При этом он, зная настроение большинства помещиков, подчеркнул, что гораздо лучше, если это произойдет сверху, нежели ждать, когда это свершится снизу.

3 января 1857 г. Александр II образовал Секретный комитет для обсуждения вопроса об отмене крепостного права. Однако многие его члены, бывшие николаевские сановники, были ярыми противниками освобождения крестьян. Они всячески тормозили работу комитета. И тогда император решил предпринять более действенные меры. В конце октября 1857 г. в Петербург прибыл виленский генерал-губернатор В. Н. Назимов, бывший в молодости личным адъютантом Александра. Он привез императору обращение дворян Виленской, Ковенской и Гродненской губерний. Они просили разрешения обсудить вопрос об освобождении крестьян без наделения их землей. Александр воспользовался этой просьбой и направил 20 ноября 1857 г. Назимову рескрипт об учреждении из числа помещиков губернских комитетов для подготовки проектов крестьянской реформы. 5 декабря 1857 г. аналогичный документ получил петербургский генерал-губернатор П. И. Игнатьев. Вскоре текст посланного Назимову рескрипта появился в официальной прессе. Таким образом, подготовка крестьянской реформы стала гласной.

В течение 1858 г. в 46 губерниях были учреждены «комитеты об улучшении быта помещичьих крестьян» (чиновники боялись включать в официальные документы слово «освобождение»). В феврале 1858 г. Секретный комитет был переименован в Главный комитет. Его председателем стал великий князь Константин Николаевич. В марте 1859 г. при Главном комитете были учреждены Редакционные комиссии. Их члены занимались рассмотрением материалов, поступавших из губерний, и составлением на их основе общего проекта закона об освобождении крестьян. Председателем комиссий был назначен генерал Я. И. Ростовцев, пользовавшийся особым доверием императора. Он привлек к своей работе сторонников проведения реформ из числа либеральных чиновников и помещиков - Н. А. Милютина, Ю. Ф. Самарина, В. А. Черкасского, Я. А. Соловьева, П. П. Семенова, названных современниками «красными бюрократами». Они выступали за освобождение крестьян с земельным наделом за выкуп и превращение их в мелких земельных собственников, помещичье землевладение при этом сохранялось. Эти идеи коренным образом отличались от тех, что высказывали дворяне в губернских комитетах. Они полагали, что уж если и освобождать крестьян, то без земли. В октябре 1860 г. Редакционные комиссии закончили свою работу. Окончательная подготовка документов реформы была перенесена в Главный комитет, затем их утвердил Государственный Совет.

Основные положения крестьянской реформы. 19 февраля 1861 г. Александр II подписал манифест «О даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта», а также «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». Согласно этим документам крестьяне, ранее принадлежавшие помещикам, были объявлены юридически свободными и получали общегражданские права. При освобождении они наделялись землей, но в ограниченном размере и.за выкуп на особых условиях. Земельный надел, который помещик предоставлял крестьянину, не мог быть выше установленной законом нормы. Ее размер составлял в различных частях империи от 3 до 12 десятин. Если к моменту освобождения в крестьянском пользовании находилось больше земли, то помещик имел право отрезать излишек, при этом у крестьян отбирались земли лучшего качества. Согласно реформе крестьяне должны были выкупить землю у помещиков. Они могли получить ее и бесплатно, но лишь четверть определенного законом надела. До выкупа своих земельных наделов крестьяне оказывались в положении временнообязанных. Они должны были платить оброк или отбывать барщину в пользу помещиков.

Размеры наделов, оброка и барщины должны были определяться соглашением между помещиком и крестьянами - Уставными грамотами. Временнообязанное состояние могло продолжаться в течение 9 лет. В это время крестьянин не мог отказаться от своего надела.

Размер выкупа определялся таким образом, чтобы помещик не лишился тех денег, которые он получал ранее в форме оброка. Крестьянин должен был сразу уплатить ему 20-25% стоимости надела. Чтобы дать возможность помещику получить выкупную сумму единовременно, правительство выплачивало ему остальные 75-80%. Крестьянин же должен был отдавать государству этот долг в течение 49 лет с начислением 6% годовых. При этом расчеты велись не с каждым по отдельности, а с крестьянской общиной. Таким образом, земля являлась не личной собственностью крестьянина, а собственностью общины.

Следить за осуществлением реформы на местах должны были мировые посредники, а также губернские присутствия по крестьянским делам в составе губернатора, правительственного чиновника, прокурора и представителей местных помещиков.

Реформа 1861 года ликвидировала крепостничество. Крестьяне стали свободными людьми. Однако реформа сохранила в деревне крепостнические пережитки, прежде всего - помещичье землевладение. К тому же крестьяне не получили землю в полную собственность, а значит, не имели возможности перестроить свое хозяйство на капиталистический лад.

Либеральные реформы 60-70-х годов

Учреждение земств . После отмены крепостного правапотребовалось проведение целого ряда других преобразований. К началу 60-х гг. прежнее управление на местах показало свою полную несостоятельность. Деятельность руководивших губерниями и уездами чиновников, назначенных в столице, и отстраненность населения от принятия любых решений довели хозяйственную жизнь, здравоохранение, просвещение до крайнего расстройства. Отмена крепостного права позволяла привлечь к решению местных проблем все слои населения. В то же время, учреждая новые органы управления, правительство не могло не считаться с настроениями дворян, многие из которых были недовольны отменой крепостного права.

1 января 1864 г. императорским указом вводилось «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», которое предусматривало создание в уездах и губерниях выборных земств. Правом голоса при выборах этих органов пользовались только мужчины. Избиратели делились на три курии (разряда): землевладельцев, городских избирателей и выборных от крестьянских обществ. Быть избирателем по землевладельческой курии могли владельцы не менее 200 десятин земли или другого недвижимого имущества на сумму не менее 15 тыс. рублей, а также владельцы промышленных и торговых предприятий, приносящих доход не менее 6 тыс. рублей в год. Мелкие землевладельцы, объединяясь, выдвигали на выборах лишь уполномоченных.

Избирателями городской курии были купцы, владельцы предприятий или торговых заведений с годовым оборотом не менее б тыс. рублей, а также владельцы недвижимой собственности на сумму от 600 рублей (в небольших городах) до 3,6 тыс. рублей (в крупных городах).

Выборы но крестьянской курии были многоступенчатыми: сначала сельские сходы выбирали представителей на волостные сходы. На волостных сходах избирали сначала выборщиков, которые затем выдвигали представителей в уездные органы самоуправления. На уездных собраниях избирались представители от крестьян в губернские органы самоуправления.

Земские учреждения делились на распорядительные и исполнительные. Распорядительные органы - земские собрания - состояли из гласных всех сословий. Как в уездах, так и в губерниях гласные избирались сроком на три года. Земские собрания выбирали исполнительные органы - земские управы, которые также работали три года. Круг вопросов, которые решали земские учреждения, был ограничен местными делами: строительство и содержание школ, больниц, развитие местной торговли и промышленности и т.д. За законностью их деятельности следил губернатор. Материальной основой существования земств был специальный налог, которым облагалось недвижимое имущество: земля, дома, фабрично-заводские предприятия и торговые заведения.

Вокруг земств сгруппировалась наиболее энергичная, демократически настроенная интеллигенция. Новые органы самоуправления подняли уровень образования и народного здравоохранения, улучшили дорожную сеть и расширили агрономическую помощь крестьянам в таком масштабе, на который государственная власть была неспособна. Несмотря на то, что в земствах преобладали представители дворянства, их деятельность была направлена на улучшение положения широких народных масс.

Земская реформа не проводилась в Архангельской, Астраханской и Оренбургской губерниях, в Сибири, в Средней Азии - там, где дворянское землевладение отсутствовало или было незначительным. Не получили органов местного самоуправления и Польша, Литва, Белоруссия, Правобережная Украина, Кавказ, так как там среди помещиков было мало русских.

Самоуправление в городах. В 1870 г. по примеру земской была проведена городская реформа. Она вводила всесословные органы самоуправления - городские думы, избираемые на четыре года. Гласные дум избирали на тот же срок постоянно действующие исполнительные органы - городские управы, а также городского голову, который являлся руководителем как думы, так и управы.

Правом выбора в новые органы управления пользовались мужчины, достигшие возраста 25 лет и платившие городские налоги. Все избиратели, в соответствии с величиной уплачиваемых в пользу города сборов, делились на три курии. Первую составляла небольшая группа наиболее крупных владельцев недвижимой собственности, промышленных и торговых предприятий, которые платили в городскую казну 1/3 всех налогов. Во вторую курию входили более мелкие налогоплательщики, вносящие еще 1/3 городских сборов. Третья курия состояла из всех остальных налогоплательщиков. При этом каждая из них избирала равное число гласных в городскую думу, что обеспечивало преобладание в ней крупных собственников.

Деятельность городского самоуправления контролировалась государством. Городской голова утверждался губернатором или министром внутренних дел. Эти же чиновники могли наложить запрет на любое решение городской думы. Для контроля за деятельностью городского самоуправления в каждой губернии создавался специальный орган - губернское по городским делам присутствие.

Городские органы самоуправления появились в 1870 г. сначала в 509 русских городах. В 1874 г. реформа была введена в городах Закавказья, в 1875 г. - Литвы, Белоруссии и Правобережной Украины, в 1877 г. - в Прибалтике. Она не распространялась на города Средней Азии, Польши и Финляндии. При всей ограниченности городская реформа раскрепощения российского общества, как и земская, способствовала приобщению широких слоев населения к решению вопросов управления. Это служило предпосылкой для формированиям в России гражданского общества и правового государства.

Судебная реформа . Самым последовательным преобразованием Александра II явилась судебная реформа, проведенная в ноябре 1864 года. В соответствии с ней новый суд строился на принципах буржуазного права: равенства всех сословий перед законом; гласности суда"; независимости судей; состязательности обвинения и защиты; несменяемости судей и следователей; выборности некоторых судебных органов.

По новым судебным уставам были созданы две системы судов - мировые и общие. Мировые суды рассматривали мелкие уголовные и гражданские дела. Они создавались в городах и уездах. Мировые судьи вершили правосудие единолично. Они выбирались земскими собраниями и городскими думами. Для судей устанавливался высокий образовательный и имущественный ценз. При этом они получали довольно высокую заработную плату - от 2200 до 9 тыс, рублей в год.

Система общих судов включала окружные суды и судебные палаты. Члены окружного суда назначались императором по представлению министра юстиции и рассматривали уголовные и сложные гражданские дела. Рассмотрение уголовных дел происходило с участием двенадцати присяжных заседателей. Присяжным мог быть подданный России в возрасте от 25до 70 лет с безупречной репутацией, проживающий в данной местности не менее двух лет и владевший недвижимостью на сумму от 2 тыс. рублей. Списки присяжных утверждались губернатором. Апелляции по поводу решения окружного суда подавались в судебную палату. Причем апелляция по поводу приговора, допускалась. Судебная палата рассматривала также дела о должностных преступлениях чиновников. Такие дела приравнивались к государственным преступлениям и слушались с участием сословных представителей. Высшей судебной инстанцией являлся Сенат. Реформа устанавливала гласность судебных процессов. Они проходили открыто, в присутствии публики; отчеты о процессах, представлявших общественный интерес, печатали газеты. Состязательность сторон обеспечивалась присутствием на судебном разбирательстве прокурора - представителя обвинения и адвоката, защищающего интересы обвиняемого. В русском обществе возник необычайный интерес к адвокатской деятельности. На этом поприще прославились выдающиеся юристы Ф. Н. Плевако, А. И. Урусов, В. Д. Спасович, К. К. Арсеньев, заложившие основы русской школы адвокатов-ораторов. Новая судебная система сохраняла ряд сословных пережитков. К ним относились волостные суды для крестьян, особые суды для духовенства, военных и высших чиновников. В некоторых национальных районах претворение в жизнь судебной реформы затянулось на десятилетия. В так называемом Западном крае (Виленская, Витебская, Волынская, Гродненская, Киевская, Ковенская, Минская, Могилевская и Подольская губернии) она началась только в 1872 г. с создания мировых судов. Мировые судьи не избирались, а назначались на три года. Окружные суды стали создаваться лишь в 1877 году. При этом католикам запрещалось занимать судебные должности. В Прибалтике реформа стала претворяться в жизнь только в 1889 году.

Лишь в конце XIX в. судебная реформа была проведена в Архангельской губернии и Сибири (в 1896 г.), а также в Средней Азии и Казахстане (в 1898 г.). Здесь тоже происходило назначение мировых судей, которые одновременно выполняли функции следователей, не был введен суд присяжных.

Военные реформы. Либеральные преобразования в обществе, стремление правительства преодолеть отсталость в военной области, а также сократить военные расходы вызвали необходимость проведения коренных реформ в армии. Они проводились под руководством военного министра Д. А. Милютина. В 1863-1864 гг. началось реформирование военно-учебных заведений. Общее образование отделялось от специального: общеобразовательную подготовку будущие офицеры получали в военных гимназиях, а профессиональную - в военных училищах. В этих учебных заведениях обучались преимущественно дети дворян. Для лиц, не имевших среднего образования, создавались юнкерские училища, куда принимали представителей всех сословий. В 1868 г. для пополнения юнкерских училищ были созданы военные прогимназии.

В 1867 г. была открыта Военно-юридическая академия, в 1877 г. Морская академия. Вместо рекрутских наборов вводилась всесословная воинская повинность Согласно утвержденному 1 января 1874 г. уставу, призыву подлежали лица всех сословий с 20-ти лет (позднее - с 21 года). Общий срок службы для сухопутных войск устанавливался в 15 лет, из них 6 лет - действительной службы, 9 лет - в запасе. На флоте - 10 лет: 7 - действительной, 3 - в запасе. Для лиц, получивших образование, срок действительной службы сокращался от 4 лет (для окончивших начальные училища) до б месяцев (для получивших высшее образование).

Ют службы освобождались единственные сыновья и единственные кормильцы семьи, а также те призывники, у которых старший брат отбывал или уже отбыл срок действительной службы Освобожденные от призыва зачислялись в ополчение, формировавшееся лишь во время войны. Не подлежали призыву духовные лица всех вероисповедений, представители некоторых религиозных сект и организаций, народы Севера, Средней Азии, часть жителей Кавказа и Сибири. В армии были отменены телесные наказания наказания розгами сохранялось только для штрафников), улучшено питание, переоборудованы казармы, вводилось обучение солдат грамоте. Происходило перевооружение армии и флота: гладкоствольное оружие заменялось нарезным, началась замена чугунных и бронзовых орудий на стальные; на вооружение были приняты скорострельние винтовки американского изобретателя Бердана. Изменялась система боевой подготовки. Был издан ряд новых уставов, наставлений, учебных пособий, которые ставили задачу учить солдат лишь тому, что необходимо на войне, значительно сократив время на строевую подготовку.

В результате реформ Россия получила массовую армию, соответствующую требованиям времени. Значительно усилилась боеспособность войск. Переход ко всеобщей военской повинности был серьёзным ударом по сословной организации общества.

Реформы в области просвещения. Значительной перестройке подверглась и система образования. В июне 1864 г. Было утверждено «Положение о начальных народных училищах», согласно которому такие учебные заведения могли открывать общественные учреждения и частные лица. Это привело к созданию начальных школ различных типов - государственных, земских, церковноприходских, воскресных и т. д. Срок обучения в них не превышал, как правило трёх лет.

С ноября 1864 г. Основным типом учебного заведения стали гимназии. Они разделялись на классические и реальные. В классических большое место отводилось древнем языкам - латинскому и греческому. Срок обучения в них сначала был семилетним, а с 1871 г. - восьмилетним. Выпускники классических гимназий имели возможность поступить в университеты. Шестилетние реальные гимназии были призваны готовить «к занятиям различными отраслями промышленности и торговли».

Основное внимание в них уделялось изучению математики, естествознания, технических предметов. Доступ в университеты для выпускников реальных гимназий был закрыт, они продолжали учебу в технических институтах. Было положено начало женскому среднему образованию - появились женские гимназии. Но объем знаний даваемых в них, уступал тому, чему обучали в мужских гимназиях. В гимназии принимали детей «всех сословий, без различия звания и вероисповедания», правда, при этом устанавливалась высокая плата за обучение. В июне 1864 г. был утвержден новый устав для университетов, восстановивший автономию этих учебных заведений. Непосредственное руководство университетом поручалось совету профессоров, который избирал ректора и деканов, утверждал учебные планы, решал финансовые и кадровые вопросы. Начало развиваться высшее женское образование. Поскольку выпускницы гимназий не имели права поступать в университеты, для них были открыты высшие женские курсы в Москве, Петербурге, Казани, Киеве. Женщин стали допускать и в университеты, но в качестве вольнослушателей.

Православная церковь в период реформ. Либеральные преобразования затронули и православную церковь. Прежде всего правительство попыталось улучшить материальное положение священнослужителей. В 1862 г. было создано Особое присутствие по изысканию способов улучшения быта духовенства, в которое вошли члены Синода и высшие должностные лица государства. К решению этой проблемы были привлечены и общественные силы. В 1864 г. возникли приходские попечительства, состоявшие из прихожан, которые не только Основное внимание в них уделялось изучению математики, естествознания, технических предметов. Доступ в университеты для выпускников реальных гимназий был закрыт, они продолжали учебу в технических институтах.

Было положено начало женскому среднему образованию - появились женские гимназии. Но объем знаний даваемых в них, уступал тому, чему обучали в мужских гимназиях. В гимназии принимали детей «всех сословий, без различия звания и вероисповедания», правда, при этом устанавливалась высокая плата за обучение.

В июне 1864 г. был утвержден новый устав для университетов, восстановивший автономию этих учебных заведений. Непосредственное руководство университетом поручалось совету профессоров, который избирал ректора и деканов, утверждал учебные планы, решал финансовые и кадровые вопросы. Начало развиваться высшее женское образование. Поскольку выпускницы гимназий не имели права поступать в университеты, для них были открыты высшие женские курсы в Москве, Петербурге, Казани, Киеве. Женщин стали допускать и в университеты, но в качестве вольнослушателей.

Православная церковь в период реформ. Либеральные преобразования затронули и православную церковь. Прежде всего правительство попыталось улучшить материальное положение священнослужителей. В 1862 г. было создано Особое присутствие по изысканию способов улучшения быта духовенства, в которое вошли члены Синода и высшие должностные лица государства. К решению этой проблемы были привлечены и общественные силы. В 1864 г. возникли приходские попечительства, состоявшие из прихожан, которые не только заведовали делами прихода, но и должны были содействовать улучшению материального положения духовных лиц. В 1869-79 гг. доходы приходских священников значительно увеличились за счет упразднения мелких приходов и установления годового жалованья, которое составляло от 240 до 400 рублей. Для священнослужителей были введены пенсии по старости.

Либеральный дух реформ, проводимых в сфере про- свещения, коснулся и церковных учебных заведений. В 1863 г. выпускники духовных семинарий получили право поступать в университеты. В 1864 г. детям духовенства было разрешено поступать в гимназии, а в 1866 г. - в военные училища. В 1867 г. Синод принял решения о ликвидации наследственности приходов и о праве поступления в семинарии всех без исключения православных. Эти меры разрушали сословные перегородки, способствовали демократическому обновлению духовенства. В то же время они привели к уходу из этой среды множества молодых, одаренных людей, пополнивших ряды интеллигенции. При Александре II произошло юридическое признание старообрядцев: им разрешили регистрировать свои браки и крещения в гражданских учреждениях; они могли теперь занимать некоторые общественные должности, свободно выезжать за границу. В то же время во всех официальных документах приверженцы старообрядчества по-прежнему именовались раскольниками, им было запрещено занимать государственные должности.

Вывод: В период правления Александра II в России были проведены либеральные реформы, затронувшие все стороны общественной жизни. Благодаря реформам первоначальные навыки управления и общественной работы получили значительные слои населения. Реформы закладывали традиции, пусть весьма робкие, гражданского общества и правового государства. Вместе с тем они сохраняли сословные преимущества дворян, а также имели ограничения для национальных районов страны, где свободная народная воля определяет не только закон, но и личность правителей, в такой стране политическое убийство как средство борьбы есть проявление того же духа деспотизма, уничтожение которого в России мы ставим своей задачей. Деспотизм личности и деспотизм партии одинаково предосудительны, и насилие имеет оправдание только тогда, когда оно направляется против насилия», Прокомментируйте данный документ.

Освобождение крестьян в 1861 году и последовавшие вслед за ним реформы 60-70-х годов стали переломным моментом в русской истории. Этот период был назван либеральными деятелями эпохой «великих реформ». Их следствием стало создание необходимых условий для развития капитализма в России, позволившее ей пойти общеевропейским путем.

В стране резко возросли темпы экономического развития, начался переход к рыночной экономике. Под воздействием этих процессов формировались новые слои населения - промышленная буржуазия и пролетариат. Крестьянские и помещичьи хозяйства все больше втягивались в товарно-денежные отношения.

Появление земств, городского самоуправления, демократические преобразования в судебной и образовательной системах свидетельствовали о неуклонном, хотя и не столь быстром, движении России к основам гражданского общества и правового государства.

Однако почти все реформы носили непоследовательный и незавершенный характер. Они сохраняли сословные преимущества дворянства и контроль государства над обществом. На национальных окраинах реформы претворялись в жизнь в неполном объеме. В неизменном виде остался принцип самодержавной власти монарха.

Внешняя политика правительства Александра II почти на всех главных направлениях носила активный характер. Дипломатическим и военным путем Российскому государству удалось решить стоявшие перед ним внешнеполитические задачи, восстановить свое положение великой державы. За счет среднеазиатских территорий расширились рубежи империи.

Эпоха «великих реформ» стала временем превращения общественных движений в силу, способную влиять на власть или противостоять ей. Колебания правительственного курса и противоречивость реформ привели к росту радикализма в стране. Революционные организации встали на путь террора, стремясь за счет убийства царя и высших чиновников поднять крестьян на революцию.

Либеральные реформы, которые проводились в 60-70-х годах 19 века, были логическим продолжением отмены крепостной зависимости. Новая социальная структура требовала изменений в административном управлении и государственно строе.

Курс модернизации государства был подкреплен городской, земской, военной и судебной реформами. Благодаря таким преобразованиям, русское самодержавие приспособилось к стремительному развитию капитализма в государстве.

Судебная реформа

В 1864 году в Российской империи была введена новая система судопроизводства, которая регулировалась законом «О новых судебных уставах». Суд становился демократической инстанцией в его состав входили представители всех сословий общества, процесс становился гласным, додерживалась процедура обязательного судебного состязания.

Компетенция судов строго разграничивалась гражданские иски рассматривались в мировом суде, уголовные преступления в окружном. Наивысшей судебной инстанцией был Сенат.

Для рассмотрения политических преступлений, в том числе направленных против самодержавия, были организованы особые суды, в процессе заседания которых исключался принцип гласности.

Военная реформа

Сокрушительное поражение русских войск в Крымской войне показало то, что армия, основанная на рекрутстве малоэффективная и во многом проигрывает европейским вооруженным силам. Император Александр II инициировал создание новой армии с запасом личного состава.

С 1874 года, все мужчины, достигшие 20-летнего возраста, обязывались проходить всеобщую военную подготовку, которая длилась 6 лет. Граждане Российской Империи, имевшие высшее образование, часто освобождались от службы в армии. К концу 70-х годов была полностью обновлена материально техническая база армии - гладкоствольные оружия заменялись нарезными, вводилась система стальной артиллерии, увеличивались конные резервы.

Также в этот период активно развивался паровой флот. В государстве открывались учебные заведения, в которых проводилась подготовка военных специалистов. Благодаря тому, что Российская Империя не учувствовала в военных противостояниях, имперскую армию удалось значительно укрепить и поднять боеспособность.

Земская реформа

После принятие Крестьянской реформы, появилась необходимость преобразовать органы местного самоуправления. В 1864 году в Российской Империи начала вводиться земская реформа. В уездах и губерниях были сформированы земские учреждения, которые представляли собой выборные органы.

Земства не обладали политическими функциями, преимущественно в их компетенцию входило решение проблем местного значения регулирование работы школ и больниц, строительство дорог, контроль над торговлей и мелкими промышленными объектами.

Земства были подконтрольны местным и центральным властям, которые имели право опровергнуть решения этих органов или приостановить их деятельность. В городах создавались городские думы, которые имели те же полномочия, что и земства. Главенствующая роль в земствах и городских думах принадлежала представителям буржуазного сословия.

Несмотря на то, что реформы имели весьма узкую структуру и фактически не решали проблем социално экономической жизни, они стали первым шагом на пути внедрения в Российской Империи либеральной демократии. Дальнейшее введение реформ полностью остановила смерть императора. Его сын Александр II видел для России совершенно другой путь развития.

Александр II - один из самых знаменитых русских императоров, представитель династии Романовых, освободивший крестьян от крепостного права. Александр II воспитывался видными деятелями искусства, а за его обучение отвечал Жуковский, прививший будущему монарху либерально-демократические стандарты мышления.

В будущем Александру Николаевичу удалось воплотить все те реформы и проекты, которые не удались его предшественнику, отцу монарха Николаю I.

Характеристика реформы Результаты

Плюсы

Минусы

Земская реформа 1864г.

Реформа городского самоуправления 1870г.

  • земские органы становились всесословными.
  • в ведении земств находились вопросы местного хозяйства, торговли, промышленности, распределение государственных податей, назначение местных налоговых сборов, здравоохранение, народное образование, устройство благотворительных учреждений.
  • впоследствии земские учреждения стали центрами либеральной оппозиции правительству.
  • в соответствии с новым «Городовым положением» создавались всесословные органы общественного самоуправления – городские Думы.
  • реформа способствовала развитию городского хозяйства, промышленности и торговли.
  • запрещались межгубернские объединения земств.
  • для содержания земских учреждений, а также их служащих был введен специальный налог – земский сбор.

Стабилизация финансовой системы

  • 1860г. – основание Государственного банка.
  • В.А. Татаринов настоял на гласности бюджета, осуществил «единство кассы», что означало проведение всех государственных выплат и поступлений через одну структуру – Министерство финансов.
  • с 1863г. вместо откупной системы вводилась акцизная, что означало продажу вина при условии выплаты акцизного сбора.
  • централизация финансовой и бюджетной сферы, установление гласности бюджета и финансового контроля, прогрессивные изменения налоговой системы.

народные волнения – «трезвенное движение» 1858-1859 гг.

Судебная реформа 1864г.

  • бессословность суда, равенство всех подданных перед законом.
  • независимость суда от администрации.
  • создание суда присяжных заседателей и института присяжных поверенных (адвокатов).
  • создавался институт нотариусов.

Меры, направленные на ограничение судебной реформы:

  • следствие по делам о государственных преступлениях передается жандармским органам (1871г.).
  • учреждается особое присутствие Правительствующего сената (1872) для рассмотрения этой категории дел

Военные преобразования 1860-1870-х гг.

  • в 1862-1864гг. было образовано 15 военных округов.
  • была устранена излишняя централизация управления, военное министерство освобождалось от рассмотрения военно-административных вопросов местного уровня и характера → возросла оперативность в управлении войсками.
  • 1867г. – создание постоянных военно-судебных органов.
  • реформа военно-учебных заведений.
  • поступление на вооружение русской армии нарезного оружия.
  • введение с января 1874г. всеобщей воинской повинности, которая распространялась на все мужское население, достигшее 20 лет, срок службы составлял 6 лет в сухопутных войсках, 7 лет на флоте.

Реформа системы народного образования

  • 16 июня 1863г. утвержден новый Университетский устав (университет образовывали 4 факультета).
  • среднее образование стало открытым для всех сословий.
  • Женщины могли получить высшее образование на частных курсах
  • открытие прогимназий.
  • устав лишал студентов права создавать различного рода объединения.
  • установленная за обучение в гимназиях плата делала недоступным обучение в них детей несостоятельных родителей.

Цензурная реформа

1865г.

  • отменялась предварительная цензура для изданий объемом более 10 печатных листов.
  • от цензуры были освобождены правительственные и научные издания.

Император Александр II вошёл в историю под именем Освободителя, что связано не только с освобождением крестьян от крепостного гнёта, но и с проведением ряда либеральных реформ, нацеленных на устранение внутриполитических проблем в стране.

Реформы Александра II не ограничивались отменой крепостного права. За 20 лет своего нахождения у власти, правитель смог провести довольно грамотную финансовую и военную реформу, изменить положение судебных инстанций. Работая над новыми реформами, Александр II использовал международный опыт, но не забывал и исторические особенности развития страны. Как и многие великие монархи, Александр II не был понят современниками, и в итоге был застрелен в 1881 году. Однако проведенные им либеральные реформы оказали существенное влияние на облик России в будущем.

Отмена крепостного права поставила перед властью новые серьезные проблемы. Крепостной строй на протяжении веков определял в России организацию системы управления и судопроизводства, принципы комплектования армии и пр. Крушение этого строя диктовало необходимость дальнейших реформ. Земская и городская реформы Отмена крепостного права образовывала много пустых мест в существовавшей ранее системе местного управления, т.к. эта последняя была теснейшим образом связана с крепостным правом. Так, прежде каждый помещик в своем имении был для своих крестьян олицетворением власти. Да и в уездном и губернском управлении большая часть должностей еще со времен Екатерины II замещалась по выбору дворянства и из числа его представителей. После отмены крепостного права вся эта система рухнула. Отдельные помещики, содержавшие для своих крестьян школы, закрыли их сразу же после отмены крепостного права. Поэтому было решено пойти навстречу либеральной общественности (особенно из нечерноземных губерний), которая ходатайствовала о введении местного всесословного самоуправления. Эти идеи были высказаны Н.А. Милютиным в записке на имя императора. После утверждения последним, они стали руководящими принципами реформы. Принципы эти выражались в формуле: дать местному самоуправлению возможно больше доверия, возможно больше самостоятельности и возможно больше единства. 1 января 1864 г. был утвержден закон о земском самоуправлении. Началась земская реформа, в ходе которой в России создавалась система органов местного самоуправления на двух территориальных уровнях - в уезде и губернии. Распорядительными органами земства были уездные и губернские земские собрания, а исполнительными - уездные и губернские земские управы. Выборы земских органов проводились раз в три года. В каждом уезде для выборов гласных уездного земского собрания создавалось три избирательных съезда (курии). К первой курии (частных землевладельцев) относились лица, независимо от сословия, имевшие не менее 200-800 десятин земли (земельный ценз по разным уездам был неодинаков). Ко второй (сельских обществ) - выборные от волостных сходов. Третья курия (городских избирателей) включала в себя городских собственников с определенным имущественным цензом. Каждый из съездов избирал определенное равное число гласных (сроком на три года). Уездные земские собрания избирали гласных губернского земства. Для выполнения своих задач земства получили право облагать население особым сбором. Как правило, в земских собраниях преобладали дворяне. Функции земств были довольно многообразны. В их ведении находились местное хозяйство (строительство и содержание местных дорог др.), народное просвещение, медицина, статистика. Однако всеми этими делами они могли заниматься только в пределах своего уезда или губернии. Недостатки земской реформы были очевидны: незавершенность структуры земских органов (отсутствие высшего центрального органа), искусственное создание численного преимущества для поместного дворянства, ограниченность сферы деятельности. В то же время эта реформа имела серьезное значение. Выборность земских органов, их относительная независимость от бюрократических структур позволяли рассчитывать на то, что эти органы, при всех своих недостатках, будут исходить из интересов местного населения и приносить ему реальную пользу. Эти надежды в целом оправдались. Уже вскоре после создания земств Россия покрылась сетью земских школ и больниц. С появлением земства стало меняться соотношение сил в провинции. Прежде все дела в уездах вершили правительственные чиновники вкупе с помещиками. По закону земства были чисто хозяйственными организациями. Но вскоре они стали играть важную политическую роль. Политика правительства по отношению к земству во второй половине 1860-х - 1870-е гг. была направлена на лишение его всякой самостоятельности. Губернаторы получили право отказывать в утверждении в должности любому лицу, избранному земством; еще большие права были даны им в отношении "лиц, служащих по найму”, - земских врачей, учителей, статистиков: по малейшему поводу их не только изгоняли из земства, но и высылали за пределы губернии. На аналогичных основаниях в 1870 г. было опубликовано Городовое положение (закон о реформе городского самоуправления). Попечительству городских дум и управ подлежали вопросы благоустройства (освещение, отопление, водоснабжение, очистка, транспорт, устройство городских проездов, набережных, мостов и др.), а также заведование школьным, медицинским и благотворительным делом, попечение о развитии торговли и промышленности. На Городские думы были возложены обязательные расходы на содержание пожарной охраны, полиции, тюрем, казарм (эти расходы поглощали от 20 до 60% городского бюджета). Городовое положение устранило сословное начало в формировании городских органов самоуправления, заменив его имущественным цензом. В выборах в городскую думу участвовали лица мужского пола, достигшие 25 лет по трем избирательным съездам (куриям) (мелких, средних и крупных налогоплательщиков) с равными общими суммами платежей городских налогов. Судебная реформа. В 1864 г. была проведена и судебная реформа, в корне преобразовавшая структуру русского суда и весь процесс судопроизводства. Прежние суды существовали безо всяких существенных изменений со времен Екатерины II, хотя необходимость судебной реформы осознавалась еще Александром I. Главные пороки старой судебной системы состояли в сословности (для каждого сословия свой суд и свои законы), полной подчиненности администрации и закрытости судебного процесса (открывавшей невиданные возможности для злоупотреблений и беззакония). Подсудимому не всегда сообщались даже все основания, на которых основывалось выдвинутое против него обвинение. Приговор выносился по совокупности системы формальных доказательств, а не по внутреннему убеждению судьи. Взяться за реформу удалось только после отмены крепостного права, заставившего отказаться от принципа сословности и смены консервативного министра юстиции гр. В.Н. Панина. Автором судебной реформы стал давний сторонник перемен в этой области статс-секретарь Государственного Совета Сергей Иванович Зарудный. В 1862 г. императором были утверждены разработанные им основные положения судебной реформы: 1) бессословность суда, 2) равенство всех граждан перед законом, 3) полная независимость суда от администрации (что гарантировалось несменяемостью судей), 4) тщательный подбор судейских кадров и их достаточное материальное обеспечение. Старые сословные суды упразднялись. Вместо них создавались суд мировой и суд коронный - две независимые друг от друга системы, которые объединялись лишь подчинением одному высшему судебному органу - Сенату. От старых судов, которые вели дела сугубо бюрократическим порядком, новые отличались прежде всего тем, что были гласными, т.е. открытыми для публики и прессы. Кроме того в основу судебной процедуры был положен состязательный процесс, в ходе которого обвинение формулировалось, обосновывалось и поддерживалось прокурором, а интересы подсудимого защищались адвокатом из числа присяжных юристов. Мировой суд, задачей которого было предоставить русским людям суд “скорый, правый и милостивый” состоял из одного человека. Мировой судья избирался земскими собраниями или городскими думами на три года. Правительство не могло своей властью отстранить его от должности (как и судей окружного коронного суда). В задачу мирового суда входило примирение виновных, а при нежелании сторон судье предоставлялся значительный простор в назначении наказания - в зависимости не от каких-нибудь внешних формальных данных, а от внутреннего его убеждения. Введение мировых судов значительно разгрузило коронные суды от массы мелких дел. И все же судебная реформа 1864 г. осталась незавершенной. Для разбора конфликтов в крестьянской среде был сохранен сословный волостной суд. Это отчасти объяснялось тем, что крестьянские правовые понятия сильно отличались от общегражданских. Кроме того, уже вскоре после начала реализации судебной реформы, во многом под влиянием небывалого размаха терроризма, власть начала подчинять суды господствующей бюрократической системе. Во второй половине 1860-х - 1870-е годы была значительно ограничена публичность судебных заседаний и освещение их в печати; усилилась зависимость судебных чиновников от местной администрации: им предписывалось беспрекословно “подчиняться законным требованиям" губернских властей. И все-таки, можно без колебаний признать, что судебная реформа была наиболее радикальной и последовательной из всех Великих реформ 1860-х гг. Военные реформы. В 1861 г. военным министром был назначен генерал Дмитрий Алексеевич Милютин. Учитывая уроки Крымской войны, он провел в 1860-х - I пол. 1870-х гг. ряд военных реформ. Одной из главных задач военных реформ было сокращение численности армии в мирное время и создание возможности для значительного увеличения ее в военное время. Одновременно для упорядочение системы военного управления была создана стройная, строго централизованная структура. В 1862 - 1864 гг. Россия разделялась на 15 военных округов, непосредственно подчиненных Военному министерству. В 1865 г. учрежден Главный штаб - центральный орган управления войсками. Серьезное значение имели и преобразования в сфере военного образования: вместо закрытых кадетских корпусов учреждались военные гимназии, близкие по программе к средней школе (гимназии) и открывавшие путь в любое высшее учебное заведение. Те, кто желал продолжить военное образование, поступали в учрежденные в 1860-е гг. специализированные юнкерские училища - артиллерийские, кавалерийские, военно-инженерные. Важной чертой этих училищ была их всесословность, открывшая доступ в офицерский корпус лицам недворянского происхождения. Высшее военное образование давали академии - Генерального штаба, артиллерийская, военно-медицинская, морская и др. Было проведено перевооружение армии (первые нарезные казнозарядные орудия, винтовки Бердана и др.). Военные реформы встречали сильное противодействие консервативных кругов генералитета и общества; главным противником реформ был генерал-фельдмаршал кн. А.И. Барятинский. Военные “авторитеты” критиковали реформы за бюрократический характер, умаление роли командного состава, ниспровержение вековых устоев русской армии. Итоги и значение реформ 1860-х - 1870-х гг. Реформы 60--70-х годов не коснулись верхних этажей власти. Сохранялись самодержавие и полицейский строй, унаследованный от прошлых эпох.

Развод