Самаряне, или евангельское учение об отношении к людям другой веры. Что выбрать, если вы не знаете, какие колготки вам подойдут

24.11.2018

(откровение)

Так говорит Святой Дух!

26 …Который утверждает слово раба Своего и приводит в исполнение изречение Своих посланников, (Ис.44:26)

Итак, народ Мой, смотрите, наблюдайте и распознавайте, из какого источника вы слушаете Мое слово! Какой дух исходит из уст проповедующих Мое слово?

Распознавайте, какова изначальная цель у таковых проповедников, которые желают поработить Моих овец? Ибо они произносят надутые слова, извращают Мое Писание и влекут за собой Моих неразумных овец. И многие из вас ныне поступают так же с Моими овцами; находясь сами в рабстве, они проповедуют им свободу, которой сами не знают.
31 Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, 32 и познаете истину, и истина сделает вас свободными. 33 Ему отвечали: мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными? 34 Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха. (Иоан.8:31-34)
Ныне Мои овцы крайне голодны поэтому первое, что они видят в устах таких проповедников это пищу для разума… Ибо из - за голода и жажды, Мои овцы уже не различают насколько чистую им дают пищу. Так голодный человек, когда видит хлеб, не задумывается, из чего он изготовлен, но хватает его и ест, чтобы только заглушить свой постоянный голод.
Между тем, вы должны знать, что разу после истребления Моих Апостолов, Церковь пошла в отступление. И враг позаботился о том, чтобы изменить основание истинной веры среди Моего народа! Для этого он старательно внедрял в христианство своих посланников: с целью упразднить Мой Закон и разрушить истинное основание Моей Церкви! Он наводнил общины своими проповедниками, имеющими цель разрушать, а не созидать Мою Церковь!
4 а вкравшимся лжебратиям, скрытно приходившим подсмотреть за нашею свободою, которую мы имеем во Христе Иисусе, чтобы поработить нас, 5 мы ни на час не уступили и не покорились, дабы истина благовествования сохранилась у вас. 6 И в знаменитых чем-либо, какими бы ни были они когда-либо, для меня нет ничего особенного: Бог не взирает на лице человека. (Гал.2:4-6)
Тем не менее, большинство Моего народа приняли этих ложных проповедников и служителей, и приняли все их постановления. И таким образом, встали на путь своей гибели! Ибо отреклись от Меня и Моей истины и выбрали себе иного бога с его мутными источниками!
А посему, Мои овцы утратили чувство различения пшеницы от плевел… Они стали верить религии, ибо их питают, не только мертвой буквой Писания, но и нагружают их духом, от которого исходит эта мертвечина.
Мои овцы перестали различать, отравляющие их травы, которые им дают и уже не отбрасывают их, но едят все подряд… Не говорил ли Я вам, что если вы будите извлекать из ничтожного драгоценное, то будите как Мои уста? Но для этого вам нужно иметь внутри себя Того, Кто есть сама Истина!
19 …если ты обратишься, то Я восставлю тебя, и будешь предстоять пред лицем Моим; и если извлечешь драгоценное из ничтожного, то будешь как Мои уста. Они сами будут обращаться к тебе, а не ты будешь обращаться к ним. (Иер.15:19)
Ибо для вас не является главным слушание Писания, но главное есть то, чтобы вы напитали свой дух Духом Моего Слова! Вам нужно питать не ваш разум, но ваш дух, чтобы он возрастал в духовной здравости! Но как вы можете напитать свой дух духовной пищей, если в том слове, которое вам проповедуют, нет духовной пищи полезной для вашего Духа?
И вот Я вижу, как Мои овцы ныне хватают и едят подряд всякую еду, которую им дают и травят себя, ибо не способны различать полезное! Ибо они пользуются единственным критерием и это то, чтобы в словах проповедующих присутствовало слово из Писания. То есть, если человек грамотно излагает Писание, подкрепляя его логикой разума, значит ли это, что это есть истина? Кто из вас обращает внимание на источник, из которого черпают ваши проповедники Моё слово? Пытается ли кто - либо из вас разпознать духа, который стоит за этим словом? Не исходит ли это слово из уст Священников, которых поставлял не Я, но люди? А ещё хуже, если вы слушаете тех, которых внедрил в ваши ряды дьявол!
Однако, вы в поразительном большинстве, как раз и увлекаетесь больше мутными источниками и пьёте из них смерть! А посему, среди вас процветают и усердствуют фарисеи, ложные священники и ложные проповедники. Ибо ныне они заняли седалище Моисеево и, извратив Моё слово, ведут Мой народ в погибель!
Не усердствуют ли ныне среди вас Савлы, которые гонят истинную Церковь и проповедуют религию?

Но разве Савл не знал Писания, разве он не постиг учение Торы и разве он не применял усилий к познанию Бога Израиля? Однако, без возрождения свыше в духе, ему был недоступен Дух Моего слова! Поэтому он был сухим и религиозным законником, который гнал и преследовал истину. И он был готов, ради своей доктрины, низводить огонь на тех кто, как ему казалось, противится его Богу.
54 Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? 55 Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; (Лук.9:54-55)
Ибо, с тех пор, как во времена второго храма, Первосвященников и Священников стали поставляться людьми, истина скрылась от Моего народа! И так же, как сын от плоти Аврама, Измаил гнал его сына по духу Исаака, так и Савл гнал Церковь, думая при этом, что он угождает Богу.
1 Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику 2 и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим. (Деян.9:1-2)
Ибо, как Авраму нужно было стать Авраамом, прежде рождения Исаака: Как Иакову нужно было получить имя Израиль прежде, чем он был благословен Богом… Так и Павлу нужна была встреча с Истинным Богом! Чтобы он зачал в себе младенца с новым именем Павел! Ибо разве могли Священники, которых поставляют люди, быть носителями Духа Моего Писания? А посему, Священники Моего народа и их левиты, к пришествию Христа почти полностью утратили познание Торы по Духу!
14 И суд отступил назад, и правда стала вдали, ибо истина преткнулась на площади, и честность не может войти. 15 И не стало истины, и удаляющийся от зла подвергается оскорблению. И Господь увидел это, и противно было очам Его, что нет суда. (Ис.59:14-15)
А тем более вы ныне: Ибо вы, народ Мой, не только согласились с отменой Моего Закона, но и пригнулись под, установленные нечестивыми, праздники!
25 …даже возмечтает отменить у них [праздничные] времена и закон, (Дан.7:25)
16 Это ропотники, ничем не довольные, поступающие по своим похотям (нечестиво и беззаконно); уста их произносят надутые слова; они оказывают лицеприятие для корысти. (Иуд.1:16)
А посему, знайте, народ Мой, что Я вскоре допущу сие: И на вас нападут новые Измаилы, новые Савлы, новые Священники и новые фарисеи: Чтобы гнать вас и, входя в ваши дома влачить мужчин и женщин, отдавая их в темницу!
3 А Савл терзал церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу. (Деян.8:3)
Они, подобно Савлу, будут ободрять побитие камнями тех, кто подобно Стефану не отступает от своей веры! Но знайте и то, что от побития камнями, Стефан увидел открытое небо!...
55 Стефан же, будучи исполнен Духа Святаго, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, 56 и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога. (Деян.7:55-56)
Многие из вас пострадают от бесчинств подобных Савлу, Измаилу и ложных Священников прежде, чем ваши гонители спросят Меня: «Кто ты, Господи»?
5 Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. (Деян.9:5)
Но вы, возлюбленные, которые не усомнятся в своей вере в Меня, будут так же, как и Стефан видеть небо отверстым!
51 И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому. (Иоан.1:51)
И вы, подобно Стефану будите иметь мудрость от Меня, и никто не сможет противостоять мудрости Моего Духа в вас!
9 Некоторые из так называемой синагоги Либертинцев и Киринейцев и Александрийцев и некоторые из Киликии и Асии вступили в спор со Стефаном; 10 но не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил. (Деян.6:9-10)
Но прежде всего этого, подобно тому, как Я на пути встретил Савла, вам всем надлежит встретиться со Мною!
3 Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. 4 Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? 5 Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. 6 Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? (Деян.9:3-6)
Итак, народ Мой, никто из вас не может стать из Аврама - Авраамом, из Иакова - Израилем, или из Савла - Павлом: Без того, чтобы прежде встретиться со Мною и Моим Духом!
Ибо без этого возрождения свыше, вы будите думать и говорить так же, как говорили ученики: - «хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал?»
Потому что все фарисеи, религиозники и законники стоят именно на позиции насилия и готовы убить любого за их религию!
52 Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали. (Лук.11:52)
В то время, как возрождённые свыше от Святого Духа, подобно Христу, стоят на позиции любви и сострадания к своим ближним и ревнуют об их спасении!
56 ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. (Лук.9:56)
Аминь!

Когда же приближались дни взятия Его от мира, Он восхотел идти в Иерусалим» (Лк. 9, 51). Господь знал, что ждет Его в Иерусалиме, знал, что там примет страшную крестную смерть, и пошел. Он мог бы остаться в Галилее, где ничто не грозило Ему, где не было злых врагов Его, книжников и фарисеев. Но Он не остается, Он идет туда, где ждет Его смерть.

Что же, не достаточно ли этого одного, чтобы познали мы, что Он добровольно принял смерть за грехи мира?

Он пошел, как всегда, пешком; пошел в дальний путь. Послал вперед некоторых из Своих учеников, чтобы приготовили Ему отдых в селении на пути. Ученики пошли, а селение было самарянское. Надо вам знать, что самаряне с иудеями не сообщались, между ними была вражда. Откуда и почему была эта вражда?

Из-за того, что самаряне принимали не все книги Ветхого Завета, а только пять книг Моисея, а все остальные отвергали. Они утверждали, что молиться Богу и приносить Ему жертвы можно только на горе Гаризим, а иудеи утверждали, что приносить жертвы и молиться Богу можно только в храме Иерусалимском. Вот это разделяло их, отсюда пошла вражда между ними. Они увидели Спасителя, узнали в Нем еврея и не приняли.

Тогда возгорелся гнев в учениках Христовых, любимых Его учениках, Иоанне и Иакове, гнев такой пылкий, что они хотели бы истребить этих самарян, просили у Христа позволения помолиться, чтобы ниспал на них с неба огонь, подобно тому, как молился пророк Илия, и по молитве его трижды попалял огонь с неба тех, кого послал нечестивый царь Ахав, чтобы схватить его.

Видите, к чему приводит разделение, вражда между людьми: оно приводит к тому, что люди стремятся друг друга истребить. Даже апостолы - те, которые всегда были со Христом, всегда слышали Его слова, полные любви, - даже они воспылали желанием призвать на самарян огонь с неба.

Так страшна вражда, так страшно разделение между людьми. Таким разделением, какое было между самарянами и иудеями, но гораздо худшим разделением полна нынешняя наша жизнь. И мы все разделены на отдельные народы, на отдельные государства, даже отдельные общественные группы, между которыми существует разделение и вражда: разделение, зависящее от различия наших политических и общественных взглядов, разделение, зависящее от разницы наших религиозных учений, разделение, зависящее даже от простой антипатии, которую мы питаем к людям только потому, что обычаи и нравы у людей другие, чем у нас, только потому, что они по внешности не таковы, как мы. Антипатичны нам бывают черты лица, даже структура тела других людей.

Ненавидят в южных штатах Америки несчастных негров за то, что черна кожа их, что приплюснут нос и толсты губы. Противны многим из нас черты лиц, не похожие на русские: не нравятся черты лица резко выраженного еврейского или монгольского типа; не нравятся их нравы и обычаи и всё различие наружное. И как было тогда, когда пришел Господь из Галилеи в Иерусалим, не принимают люди друг друга, отталкивают друг друга.

Умножается деление людей на разные группы, и нет святого единства между людьми, нет того, о чем просил Господь и Бог наш Иисус Христос в Своей первосвященнической молитве к Отцу Своему перед крестными страданиями Своими.

Он молился об апостолах Своих, а потом и обо всех, верующих в Него: «Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин. 17, 20-21).

Святые апостолы Павел и Петр в посланиях своих не раз научают нас тому, что не должно быть вражды и разделения между людьми; между ними должно быть единомыслие, единодушие, единение в любви.

Но люди не внимают этому призыву, совсем не понимают его, как не понимали ближайшие ученики Христовы, Иаков и Иоанн, которые хотели молиться о ниспослании огня с неба. Господь строго остановил их. Он сказал им: «Не знаете, какого вы духа…» Не знаете, какого вы духа, не знаете, что дух христианский должен быть духом любви ко всем, духом единения, а не разделения между людьми. А соединить может только святая любовь. Думаю я, что многие из вас тоже не знают, какого они духа.

Часто вы готовы просить, чтобы Бог истребил тех, кто причиняет вам зло и призываете все кары и страдания Божии на них, и недовольны тем, что Господь терпит их, и забываете о великих словах Божиих: «Мне отмщение, Аз воздам» (Втор. 32, 35. Евр. 10, 30). Он, только Он, Бог Всеведущий, имеет право воздавать каждому по делам его, а мы никому не имеем права мстить, не смеем и просить Бога о наказании тех, кто противен нам, кто мешает нам жить.

Господь Сам знает, кого и когда надо наказать, кому и когда надо отомстить. А вы молчите; вы не просите, чтобы Господь ниспослал огонь с неба и истребил тех, кого Он терпит. Помните, помните об этом, никогда не забывайте, как не приняли, отвергли Его самаряне, и какие удивительные слова были сказаны апостолам: «Не знаете, какого вы духа». Аминь.

Сборник проповедей «Спешите идти за Христом»

Как же быстро все меняется в нашем мире. Столетия назад люди только начинали изучать человеческий организм, делать первые нерешительные шаги, что бы сохранить здоровье как можно дольше. Во времена активности Церкви таких людей осуждали и казнили, ведь они вмешивались в дела Господа, который лишь один мог решать жить человеку или же умереть. Спустя столетия медицина же все-таки возникла, начала активно развиваться, давать положительные результаты, а вскоре и спасать жизни от таких болезней, которые раньше звучали как смертный приговор. Но человек к нашему времени еще не нашел всех лекарств от всех болезней, а потому всегда есть риск услышать последний в своей жизни диагноз. И тут вдруг один врач решает до конца исполнить свой долг, освободить своих пациентов от долгих и страшных мучений. Он помогает им уйти из жизни и, как ни парадоксально, он действует строго в рамках науки, которая должна лечить и спасать жизни людей.

Режиссер Барри Левинсон затронул очень серьезную и многогранную тему современной медицины — эвтаназию. Наши возможности позволили лечить многое, но ученые так и не смогли ответить на вопрос о том, как быть в том случае, когда человека уже никакие лекарства не сделают прежним, здоровым, способным наслаждаться жизнью и помнить своих близких. А один человек в прошлом веке попытался решить данную проблему, чем и обрел опасного врага в лице закона, верующих и тех, кто не желал понимать его мотивов. Именно о насыщенной жизни и профессиональной деятельности этого человека, изменившего мир и бросившего вызов всей системе, рассказывает эта история.

«- Клиники для самоубийц? Ты серьезно?
- В Европе такое давно практикуют. Чем мы хуже?»

Главный герой событий в этой отчасти биографической кинокартине является опытный врач Джек Кеворкян. Он, наблюдая за человеческими мучениями, принял решение помогать своим пациентам, даже если для них это не закончится выздоровлением. Он давал им выбор — жить в мучениях или же умереть. Разумеется, что подобные практики быстро стали проблемой века, ведь многое, что каждый из нас подразумевает под словом медицина, изменилось. За недолгий промежуток времени Джек становится для одних людей спасителем, для других — маньяком, убийцей, доктором Смерть. Но он не сдается, он продолжает исполнять последнюю волю смертельно больных пациентов и вступает в тяжелую борьбу с моральными устоями, законами, религией. Неимоверно талантливый Аль Пачино, давно уже ставший легендой кинематографа, исполнил столь сложную роль превосходно. Верит он или же не верит в эвтаназию, но сыграл он так будто действительно смог бы проделать все эти сложные процедуры, избавляющие людей от страданий. Поражает, как он мастерски владеет эмоциями своего героя — хотя Джек формально и забирает жизни, но назвать его убийцей было бы совершенно необъективно. Врач с такой заботой, сочувствием относится каждому своему пациенту, искренне желает сделать так, как они выбирают для себя, не навязывая своего мнения. Этот образ получился потрясающе реалистичным, сильным, с твердой жизненной позицией, таким, каким и был его прототип.

Сложные процедуры эвтаназии одному человеку осуществлять практически не под силу. И делу тут даже не в аппаратуре, которую проходится использовать, а чисто в моральном плане поддержки. Так и всемирно известный доктор Смерть работал со своей сестрой Марго, коллегами Нилом и Джанет. Такой бизнес оказался серьезной проверкой доверия, преданности делу, силы духа этих людей. Актеры Бренда Ваккаро, Джон Гудмен и Сьюзен Сарандон отлично сыграли своих персонажей, сделали эту историю более целостной, позволили взглянуть на проблему и с других точек зрения.

С первых секунд фильма завораживает музыка композитора Марсело Зарвоса. Она начинает звучать, как только появляются вступительные титры, когда еще совсем неизвестно каким окажется фильм, но музыка уже создает определенное драматическое настроение и настраивает на серьезный лад.

«- У нас есть удивительная возможность, Дэвид, не только прекратить Ваши страдания, но и подарить Вам смерть мгновенно, что бы предоставить Ваши органы гражданам, которым они больше нужны. От Вас будет польза обществу, неоценимая.»

На протяжении просмотра кинокартины постоянно возникают различные вопросы, на которые получить однозначного ответа невозможно и в нашем веке. Быть «за» или «против» эвтаназии — это дело каждого, выбор каждого, но вынесенный приговор человеку, не причинившего зла (он ни у кого насильно не отбирал жизнь, люди сами умоляли его об этой услуге), является наглядным примером неготовности общества к таким переменам. Фильм показывает эту проблему, как новый вопрос нашего времени, который должен быть решен. Понятно, что, не столкнувшись с подобными ситуациями лично, мы можем судить об этом лишь поверхностно и в решающий момент кардинально изменить свое мнение, но об этом стоит задуматься. А эта биографическая драма предоставляет много материала для размышлений и возможно поможет обществу переступить определенную черту в понимании тех людей, которые соглашаются совершать или быть участником эвтаназии. Режиссер Барри Левинсон очень удачно соединил повествование о жизни Джека Кеворкяна и истории его пациентов — увидев их лица, решение данной проблемы само собой возникает в голове. И в итоге получилась сильная драма о человеке, который начал изменять мир, вот только мир был к этому не совсем готов.

Понятие исцеления, также как и убийства, не всегда можно трактовать лишь в одностороннем порядке. И кем же является тогда тот человек, который дает умереть тем, кто сами не хотят больше жить? Ясно здесь только одно — что бы сделать вклад в медицину, не обязательно делать людей здоровыми.

протоиерей Олег Стеняев

Библейское учение о самарянах заслуживает особого нашего внимания. Самаряне – классическая секта, возникшая внутри иу даизма . Христос воспринимал самарян именно как отступников от истинной веры Израиля. Отправляя учеников на проповедь, Он говорил им: «…на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите» (). Подобное низведение еретиков самарян до положения нечестивых язычников наглядно характеризует глубину их заблуждений. В беседе с самарянкой, отвечая на ее вопрос, какая из двух вер более соответствует истине (самарянство или иудаизм), Господь со всею определенностью заявлял: «Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев» (); здесь Он отождествляет Себя Самого, словами «мы знаем», с ветхозаветною верою и прямо противопоставляет ее заблуждениям самарян. К тому же сами самаряне проявляли агрессию по отношению к Сыну Божию, видя в нем только правоверного иудея. Сказано: «но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим» (). Последняя история заслуживает особенного нашего внимания.

Нежелание со стороны самарян принять Христа в свое селение, так как «Он имел вид путешествующего в Иерусалим», наткнулось на резкий протест со стороны апостолов Иакова и Иоанна, сии «сыны громовы» потребовали свести огонь на головы сектантов-самарян: «Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа» (). Иногда мы, христиане, действительно забываем, в каком времени живем и каким Духом движимы. Православная «Толковая Библия Лопухина» поясняет: «На гневное заявление сынов Заведеевых, которых Сам Господь назвал сынами грома (), желавших, подобно Илии пророку, низвести огонь на неразумных самарян, Господь отвечает, что они не понимают, очевидно, что, как ученики Христа, живущие уже в Новом Завете, а не в Ветхом, как Илия, они не должны прибегать к тем суровым мерам вразумления, к каким прибегали пророки Ветхого Завета. И Илия также имел в себе Духа Божия, но Тот Дух был иной, иначе проявляющий Себя, чем Дух, под действием Которого находятся ученики Христа» .

Господь не оставил «сынов громовых» без наставления и вразумил их следующими словами: «Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (). Святые Отцы поясняют: «Но Господь, показывая им, что Его Закон выше жизни Илииной, запрещает им и отводит их от такого образа мыслей, и, напротив, научает их переносить обиды с кротостью» .

Беседа Сына Божия с самарянкой принесла куда больший результат. Сказано: «И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала. И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня. И еще большее число уверовали по Его слову» ().

Известная притча о Добром Самарянине () есть не что иное, как притча о добром еретике и сектанте. Именно так она и воспринималась современниками Иисуса Христа. Господь в нравственном отношении ставит сектанта – самарянина выше и правоверного священника, и правоверного левита. Именно добрый самарянин оказался подлинным ближним для пострадавшего от разбойников. Увы! Но и в наше время многие сектанты в нравственном смысле стоят намного выше своих богословских противников. Многие из тех обвинений, которые некоторые православные религиоведы возводят против сектантов, могут в большей мере быть использованы против нас самих.

Самаряне представляются в Евангелиях и более благодарными по отношению ко Христу. Из десяти очищенных прокаженных только один вернулся ко Христу «и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин» ().

Евангельское учение о самарянах и есть Евангельское учение об отношении Христа к сектантам (еретикам). Ни в коей мере не уступая им первенство веры, Сын Божий, однако, часто ставит их в пример самим правоверным и выстраивает миссионерскую работу с ними с позиции внимательного и даже любвеобильного отношения к ним самим. Возможно, именно из-за такой нравственно выверенной системы отношений с самарянами для некоторых иудеев Христос и Сам выглядит как «Самарянин». Сказано: «…Иудеи отвечали и сказали Ему: не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин…» ().

Миссионер только тогда будет иметь успех в проповеди, когда постарается насколько возможно отождествить себя с объектом проповеди. Христос это сделал всецело. Сказано: «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» ().

Только та проповедь будет услышана, которая учитывает все, даже субъективные, особенности объекта проповеди. Сказано: «Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести: для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона – как чуждый закона, – не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, – чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (). Ап. Павел ради дела благовествования отождествлял себя даже с фарисеями (этими последовательными врагами Христа и христианства); однажды он (ап. Павел) написал о себе: «обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей» (). Нам трудно до конца понять всю степень самоотождествления самого себя с заблудшими в жизни ап. Павла; иногда это доходило и до самоотречения во Христе, когда он (Павел) писал: «Я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти… (). Иными словами, он сам был готов находиться в аду, только бы знать, что братья его, родные по плоти, находятся в раю. А Сам Сын Божий и сошел во ад, приняв на себя грехи мира «…и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал» (). Служение проповеди заблудшим всегда должно носить жертвенный характер, так как это было и у Христа, так как это было и у ап. Павла, сказавшего: «Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу» ().

По учению апостолов, «еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся» (). «После первого и второго», – то есть, необходимо употребить максимум усилий. Апостолы не рекомендуют проявлять и чрезмерную враждебность по отношению к отпавшим: «Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его. Но не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата» (). Так же ап. Павел рекомендует проявлять милосердие и к находящимся под дисциплинарным (каноническим) запрещением: «Для такого довольно сего наказания от многих, так что вам лучше уже простить его и утешить, дабы он не был поглощен чрезмерною печалью. И потому прошу вас оказать ему любовь» (). Предварительно предав его тело «…сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа» ().

Общая тональность религиозных собеседований (даже носящих обличительный характер) не должна переходить в грубые формы: «Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (). Но подобное внешне мягкое отношение к еретикам никогда в апостольском учении все же не переходило пределов дозволенного.

Апостол Любви Иоанн Богослов учил: «Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его» (). Ап. Иуда призывал гнушаться «…даже одеждою, которая осквернена плотью» (). Конечно, здесь имеются в виду ругатели, «…поступающие по своим нечестивым похотям» (), которые и заселили опустевшие (после изгнания евреев в Вавилон) города Самарии. Первоначально самаряне окормлялись иудейскими священниками (левитами – ), но позже они создали свое собственное священство, альтернативное иудейскому. Есть у самарян и свой собственный (альтернативный) текст Торы (Пятикнижия Моисея), известное «Самарянское Пятикнижие». Данный текст имеет отличия от масоретского (еврейского) текста пяти первых книг Библии. Так, например, название горы «Гевал» () заменено на «Гаризим» и т.д. – всего около 6 тыс. несовпадений. Самаряне ежегодно празднуют на горе Гаризим Пасху и др. религиозные праздники, установленные в Книге Левит. – О.С.

Толковая Библия… /Изд. преемников . Стокгольм, 1987. Т.3. С.186.

С приходом холодов колготки становятся, пожалуй, одной из самых важных деталей женского гардероба. Ведь без них не обходится практически ни один осенне-зимний образ с юбкой или платьем. Делимся с вами 5 «фишками», которые помогут вам точно определиться, какие колготки вам нужны, чтобы даже в самую ненастную погоду сохранять ощущение комфорта, выглядеть стильно и эффектно.

Плотность

Плотность колготок измеряется в DEN (денье). И если для начала осени и ранней весны подходят изделия с плотность 20−50 DEN, то для холодов оптимальным выбором являются колготки в 50−250 DEN. Для теплолюбивых женщин и суровых морозов многие производители предлагают и более плотные варианты — от 250 до 800 DEN.

Что выбрать? Какой плотности отдать предпочтение, зависит от личных вкусов, климатических условий, в которых вы проживаете и состава гардероба. Если на работу вы приезжаете на машине и носите достаточно лёгкие вещи зимой, то и колготки вам подойдут более тонкие. А вот для пеших прогулок и северных широт лучше покупать плотные согревающие модели.

Состав

В качестве материала отлично демонстрирует себя хлопок, содержание которого в изделиях достигает 75%. Мягкий, удобный, натуральный, с добавлением синтетической нитки, хлопок великолепно тянется, защищает от низких и температур и долго сохраняет прекрасный внешний вид.

Не менее востребованы поздней осенью и зимой колготки из шерсти. Ее содержание в разных моделях варьируется от 5% до 14%. Шерсть замечательно сохраняет тепло, хорошо носится и создает комфортное ощущение мягкости, если речь идет об ангоре или кашемире. Однако со временем шерстяные волокна растягиваются и истираются, образуя катышки.

Что выбрать? Оптимальное решение — колготки из смешанного волокна, имеющего в составе 40% шерсти, примерно такого же количества хлопка и около 10% эластана для хорошей посадки изделия по фигуре и сохранения формы. Второй вариант — изделия с содержанием микрофибры, процент которой в осенне-зимних моделях достигает 90%. Микрофибра хорошо тянется, отличается повышенной износостойкостью и согревает достаточно хорошо.

Также читайте:

Высота талии

В зависимости от модели существует низкая, средняя и высокая посадка. Колготки с завышенной талией надёжнее держатся, лучше согревают, а модели с талией заниженной подходят для соответствующих по высоте юбок или брюк.

Что выбрать? Каким колготкам отдать предпочтение — решать вам. Если вы голосуете в пользу тепла и удобства — изделия с завышенной талией подойдут вам идеально. А если ваш гардероб или его отдельные элементы требуют, чтобы колготки были скрыты под одеждой и не выглядели безвкусно, правильнее приобрести модели с заниженной посадкой.

Дизайн

Роскошный выбор тёплых колготок позволяет сделать образ действительно интересным и неординарным. Например, среди моделей, представленных в осенне-зимнем сезоне 2017/2018, вы найдёте ажурные изделия, колготки с флористическим орнаментом, геометрией, кружевом, принтом «горошек», «клетка», объёмным декором и даже надписями. Границ разнообразию почти не существует.

Что выбрать? Разумеется, выбор зависит, в первую очередь, от личных требований. Но дизайн колготок имеет особенность влиять на визуальное восприятие фигуры. Так, вертикальный орнамент зрительно вытягивает ножки, делает их более стройными. Зато объёмный декор, надписи и кружево подходят стройным женщинам, потому что подобный дизайн способен сделать ноги больше и полнее. Ориентируйтесь на собственный тип фигуры, отдавая предпочтение тем колготкам, которые гармонично подчёркивают вашу естественную привлекательность и не усугубляют определённые недостатки.

Цвет

Универсальным принято считать чёрный цвет колготок. Он больше подходит для холодного времени года, стройнит и оптически вытягивает силуэт. Однако с очень светлой одеждой чёрный выглядит контрастно, а слишком плотные тёмные колготки даже могут сделать фигуру более массивной.

Что выбрать? Попробуйте отойти от стереотипов и поэкспериментируйте с изделиями серого, бледно-фиолетового, жемчужного, изумрудного оттенков. Очень яркие колготки следует выбирать с осторожностью и помнить о том, что насыщенные тона, скорее, подходят для свободных и романтических образов, но не для офисного дресс-кода.

Удачного выбора и только самых тёплых и комфортных образов!

Бывшие