Интеллигентская штучка. Александр Пушкин — Пророк: Стих

    Стих небольшой,простой для запоминания. Один из известнейших стихотворений А.Пушкина. Смысл стихотворения — тяжелое бремя поэта, каково быть поэтом и что значит «словом жечь сердца».

    Данила

    Одно из самых знаменитых стихотворений Пушкина. Фраза «Глаголом жги сердца людей» давно стала крылатой!

    Светлана

    Автобиографическое стихотворение. Пушкин не сочинял стихи — он лишь записывал то, что падало на него «сверху». Увы, дар творить лучшие культурные творения дается не всем.

    Илья Прохоров

    Еще в школьные времена учил наизусть, ностальгия. Пушкин отлично подходит для заучивания. Стихотворение очень популярное, глубокое и осмысленное.

    Anton Nikitin

    Только последняя строка запомнилась и всё:(

    Вика

    легко учится,час и все)

    Максим Лузин

    Целый час! «Море» Жуковского вообще без рифмы, но учится за 30 минут.

    Настя Хвостова

    Учится очень легко, главное правильно ударение в словах ставить. Я за 15 минут выучила.))

    Ирина К.

    Последняя строка чего стоит…

    Вадим

    Выучить его можно быстро,но понимание придёт с годами.

    Валентина

    я скачала запись звуковую «пророк» и все телефон наушники запись пятерка)

    Татьяна Котельникова

    духовной жаждою томим
    в пустыне мрачной я влачился
    рассматривая и изучая первые строки произведения мы видим что поэт заявляет о душевном поиске который по его ощущениям напоминает о мрачной пустыне в которой нет влаги, однообразный пейзаж и жгучее солнце… Довольно простое и банальное противопоставление в наши дни часто используются — дожди.
    И шестикрылый серафим
    На перепутье мне явился.
    Появилось действие — явление Серафима. Становится понятно направление духовных поисков — религиозное. Человек глубоко погружён в религию и её особенности.
    Перстами легкими как сон
    Моих зениц коснулся он:
    Отверзлись вещие зеницы,
    Как у испуганной орлицы.
    Моих ушей коснулся он,
    И их наполнил шум и звон:
    И внял я неба содроганье,
    И горний ангелов полет,
    И гад морских подводный ход,
    И дольней лозы прозябанье.
    И он к устам моим приник,
    И вырвал грешный мой язык,
    И празднословный и лукавый,
    И жало мудрыя змеи
    В уста замершие мои
    Вложил десницею кровавой.
    И он мне грудь рассек мечом,
    И сердце трепетное вынул,
    И угль, пылающий огнем,
    Во грудь отверстую водвинул.
    Далее идёт процесс превращения простого человека в пророка.
    В принципе это и есть суть стихотворения: некая переработка человеческих органов в новые глубоко моральные духовные инструменты. Согласно религиозным воззрениям Серафим не касается всех органов подряд. Действует он избирательно: глаза, уши, рот, сердце. Заметьте, что Серафим не трогает руки или ноги, не отрывает допустим голову целиком или половые органы — в этом есть определённый религиозный смысл раскрывать который в данном случае не буду. Общая картина этого Акта говорит о безысходности самого человека и всемогуществе господа. Духовные муки приводят человека лишь к тому что над ним совершают Акт а не к тому чтобы человек сам что-то переосмыслил. Вторжение некоей небесной силы является здесь единственным способом утоления духовной жажды.
    Как труп в пустыне я лежал,
    И бога глас ко мне воззвал:
    «Востань, пророк, и виждь, и внемли,
    Исполнись волею моей
    И, обходя моря и земли,
    Глаголом жги сердца людей.»
    В заключении интересно отметить напутствие Бога — глаголом жги сердца людей. После Акта трасформации Бог выбирает путь для просветления остальных людей через разговоры. Создав некую биомашину он программирует её на воздействие при помощи разговора — слова. Бог показывает что подобными делами с трасформацией он не будет заниматься выстроив людей в длинную очередь. Показана избирательность и далее форма дальнейшего воздействия. Глазами программиста — похоже на создание некоего процессора который будет исправлять ошибки в программах по умолчанию. Опять же всё построено на иерархичности. Варианты самонахождения духовных поисков исключены.
    Общие выводы: Стихотворение глубоко религиозно подчёркивает ничтожность самопознания. Индивидуальность присутствует только у Бога. Показан лидер и толпа. Думаю что Пушкин этим стихотворениям хотел высмеять монархический общегосударственный строй.

    Марина Иванкина

    Если бы человек не был томим духовной жаждой, он бы и не был удостоен такого пути. Духовная жажда и есть духовные поиски. Также очень сомнительны выводы насчёт невозможности самопознания и переосмысления. Тем более, что Пушкин, скорее всего, так не считал. Подкреплю цитатой из другого стихотворения: «Отцы пустынники и жены непорочны,/
    Чтоб сердцем возлетать во области заочны,/
    Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,/
    Сложили множество божественных молитв…» Заметьте, они сами сложили молитвы, чтобы возлетать в области заочны. Активное участие человеческого духа здесь утверждается. А при чём тут государственный строй — вообще в толк не возьму.

    Георгий Петренко

    Георгий, как понять отцы пустынники? И при чём здесь непорочность жён? Это звучит в настоящее время так: Чтобы укрепить веру надо Активно фантазировать и тогда будет легко на сердце… Это в чистом виде — религиозное воззвание… А человеческий дух укрепляется не фантазиями а дисциплиной.

    Марина Иванкина

    Георгий, а чем молитва отличается от фантазии? И чем тогда подобный набор звуков-слов и всякой тарабарщины будет отличаться от завываний шамана племени Тумба юмба перед тем как съесть своего соплеменника? И это всё заметьте — поиск духовных истин.. Утоление жады…. Но результат всего этого — самоуспокоение. Поиск оправдания своей тухлой натуре. Если же вы наверняка утверждаете что подобные молитвы помогают добиться концентрации и дисциплины — может быть вы и людей назовёте которые смогли добиться небывалых результатов в управлении своим физическим и энергетическим телом.

    Марина Иванкина

    Однако, на вопрос вы отвечаете не ответом, а утверждением противоположности понимания из чего следует понимать ваше не желание отвечать. Также как и многие люди верующие в бога вы занимаете позицию: Бог есть, потому что я в него верю и другие верят…. Это всё. Аргументы подобных людей не интересуют. Про усопших и их нетленные мощи — махнём шире — читайте Кастанеду там вообще нет смерти, утверждается что есть живые древние маги изменившие своё энергетическое тело до формы существ. Многие великие — вы правы. Фёдор Михайлович Достоевский например который играл в карты и был жутким тираном. Пётр Ильич Чайковский — возможно педофил. Таких примеров масса и они указывают что религия не способна остановить глубокие человеческие пороки. Вот вам пример тухлой натуры. Я бы не ставила в один ряд молитвы и медитацию — это раз. Во вторых — вера в бога не плохое занятие само по себе но со временем утратившее свой сдерживающий фактор. И по одному закону божию уже давно не прожить в нашем жестоком мире.

    Стихотворение “Пророк” является внутренним монологом Пушкина, который, с одной стороны, рассказывает читателю о самом существе поэзии, как он его понимает, а с другой – передает собственные переживания, повествует о своем опыте душевного преображения. Это произведение одновременно автобиографично и глубоко духовно, в нем нетрудно проследить влияние не только державинской поэзии и Библии, но и Корана. Став средоточием религиозно-мистических переживаний поэта, который в то время много размышлял о смысле жизни, оно приоткрывает перед читателем тайну его личности. Чтобы читать стихотворение “Пророк” Пушкина правильно, важно понимать, в какой момент его жизни оно написано: Михайловская ссылка, ставшая плодотворной в творческом плане, подошла к концу, но горечь от того, что восстание декабристов провалилось, еще не прошла. И в преддверии встречи с императором Александр Сергеевич высказывает свободолюбивые идеи о том, что над искусством властны только высшие силы, а не земные законы.

    Однако основной темой этого произведения является все же не политический манифест, а размышления того, кто сам творец, о роли поэзии и о месте поэта. Он сравнивает себя с библейскими пророками, которые несли истину, несмотря на гонения, уже в предчувствии этих гонений. Лирический герой стихотворения меняется, чтобы более не празднословить, а видеть правду и именно ее доносить до читателя своих произведений. Таким образом, по мнению Пушкина, поэт, с одной стороны – это служитель (его предназначение – защищать правду и свободу), с другой – просветитель (его призвание состоит в том, чтобы учить людей тому, что он осознает сам). И обе его миссии обоснованы мистической, божественной природой самой поэзии. Аллегорический сюжет стихотворения раскрывает также мысль о самоценности и самостоятельности литературного творчества и демонстрирует, что поэзии чуждо морализаторство.

    Переходя от повествовательной формы к повелительной, в тексте стиха Пушкина “Пророк”, которое сегодня легко найти онлайн, великий русский поэт меняет и настроение своего произведения: сначала оно раздумчивое, наблюдательное, ведь лирический герой является пассивным участником происходящего. Но постепенно накал действия нарастает, пока стихотворение не заканчивается яростным призывом серафима к действию. И в последней строфе раздумчивость сменяется на жажду действия, желание изменить мир своим пророческим словом. Настроение становится беспокойным, кипучим, грозя буквально выплеснуться из завершающей строки.

    Духовной жаждою томим,
    В пустыне мрачной я влачился,
    И шестикрылый серафим
    На перепутье мне явился.
    Перстами легкими как сон
    Моих зениц коснулся он:
    Отверзлись вещие зеницы,
    Как у испуганной орлицы.
    Моих ушей коснулся он,
    И их наполнил шум и звон:
    И внял я неба содроганье,
    И горний ангелов полет,
    И гад морских подводный ход,
    И дольней лозы прозябанье.
    И он к устам моим приник,
    И вырвал грешный мой язык,
    И празднословный и лукавый,
    И жало мудрыя змеи
    В уста замершие мои
    Вложил десницею кровавой.
    И он мне грудь рассек мечом,
    И сердце трепетное вынул,
    И угль, пылающий огнем,
    Во грудь отверстую водвинул.
    Как труп в пустыне я лежал,
    И бога глас ко мне воззвал:
    “Востань, пророк, и виждь, и внемли,
    Исполнись волею моей
    И, обходя моря и земли,
    Глаголом жги сердца людей.”

    Духовной жаждою томим,

    В пустыне мрачной я влачился,

    И шестикрылый серафим

    На перепутье мне явился;

    Перстами легкими как сон

    Моих зениц коснулся он:

    Отверзлись вещие зеницы,

    Как у испуганной орлицы.

    Моих ушей коснулся он,

    И их наполнил шум и звон:

    И внял я неба содроганье,

    И горний ангелов полет,

    И гад морских подводный ход,

    И дольней лозы прозябанье.

    И он к устам моим приник,

    И вырвал грешный мой язык,

    И празднословный и лукавый,

    И жало мудрыя змеи

    В уста замершие мои

    Вложил десницею кровавой.

    И он мне грудь рассек мечом,

    И сердце трепетное вынул,

    И угль, пылающий огнем,

    Во грудь отверстую водвинул.

    Как труп в пустыне я лежал,

    И бога глас ко мне воззвал:

    «Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

    Исполнись волею моей,

    И, обходя моря и земли,

    Глаголом жги сердца людей».

    В1. К какому типу лирики относится стихотворение А.С. Пушкина «Пророк»?

    В2. Какая тема является ведущей в стихотворении?

    В3. Как называется художественно-выразительное средст во, использованное поэтом в строке: «Отверзлись вещие зени цы, / Как у испуганной орлицы...»?

    В4. Какое слово, использованное в первой строфе, харак теризует положение лирического героя?

    В5. В строке «И гад морских подводный ход...» использо вано повторение однородных согласных звуков, передающее движение морских обитателей. Назовите это фонетическое средство.

    В6. Назовите контекстуальные синонимы, характеризую щие лирического героя и использованные в финальной строфе стихотворения.

    В7. Укажите название лексического средства, использо ванного в следующих словосочетаниях: «десницею кровавой», «вещие зеницы», «перстами легкими».

    С1. Как лирический герой стихотворения А.С. Пушкина «Пророк» воспринимает голос Бога? Почему?

    Духовной жаждою томим,
    В пустыне мрачной я влачился, -
    И шестикрылый серафим
    На перепутье мне явился.
    Перстами легкими как сон
    Моих зениц коснулся он.
    Отверзлись вещие зеницы,
    Как у испуганной орлицы.
    Моих ушей коснулся он, -
    И их наполнил шум и звон:
    И внял я неба содроганье,
    И горний ангелов полет,
    И гад морских подводный ход,
    И дольней лозы прозябанье.
    И он к устам моим приник,
    И вырвал грешный мой язык,
    И празднословный и лукавый,
    И жало мудрыя змеи
    В уста замершие мои
    Вложил десницею кровавой.
    И он мне грудь рассек мечом,
    И сердце трепетное вынул,
    И угль, пылающий огнем,
    Во грудь отверстую водвинул.
    Как труп в пустыне я лежал,
    И бога глас ко мне воззвал:
    «Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
    Исполнись волею моей,
    И, обходя моря и земли,
    Глаголом жги сердца людей».

    Слушать стихотворение А.С Пушкина «Пророк». Вот как читает Иннокентий Михайлович Смоктуновский это стихотворение в фильме «Вновь я посетил…»

    Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Пророк»

    Когда было написано это стихотворение? Стихотворение «Пророк» было написано Пушкиным в 1826 году. «Пророк» стал патетическим гимном поэзии. А.С. Пушкин виртуозно при помощи библейских символов выразил пророческую миссию поэта и представил его идеальный образ. На многие века этот стих поставил высокую планку одухотворенности и стремления к истине, которыми должны обладать лирические произведения.

    Стих наполнен яркими зрительными образами. Ему присуща пейзажность, характерная для большинства лирических произведений Александра Сергеевича. Библейский сюжет из книги пророка Исайи переосмыслен лириком в ключе его эпохи. Пророк, которому в его скитаниях явился посланник Бога, олицетворяет собой поэта и музу, вдохновляющую на истинное творчество.

    Большое значение при создании стиха «Пророк» имели переживания Пушкина по поводу провала восстания декабристов, среди которых у него было достаточно друзей. Именно эти события подтолкнули поэта к изучению Библии и последующему созданию стихотворения о высокой миссии поэта.

    Жанр и композиция

    Начало стихотворения изображает бескрайнюю пустыню, которую автор неслучайно называет мрачной. Ведь лирический герой не просто находится в ней, а «влачится». Дословно это означает «плестись, еле передвигаться». Лирический герой изможден духовной жаждой, пытается двигаться вперед. Всего в двух строках автор изображена такая глубокая картина. Истощенный путник в безжизненной пустыне.

    Неслучайно шестикрылый серафим является герою на перепутье. Это символ определенного переломного момента в жизни. Именно в этот час происходит судьбоносная встреча, которая из обычного человека делает пророка. Вывод напрашивается сам собой: поэтом не рождаются, а становятся. И главная задача лирика – нести свет в души и сердца людей, открывать глаза на будущее.

    Со второй по шестую строфу автор подробно описывает, как путник стал пророком. Особенно тщательно показано, как серафим одним касанием глаз, ушей, рта и груди скитальца преображает все его органы чувств. Так постепенно происходит превращение в пророка, несущего божью миссию – служить людям, нести добро и истину человеческим сердцам. Неслучайно дары серафима производят болезненные метаморфозы в поэте – именно через страдания возможно осмысление божественных истин и своего предназначения.

    В третьей – заключительной – части стиха читатель видит уже перерожденного поэта, мудрого и красноречивого. К нему обращается Бог. Теперь миссия лирика – «глаголом жечь сердца». Образ также ассоциируется с Библией, ее началом, где «вначале было Слово». Именно слова являются главным инструментом человеческого общения и основным орудием поэта в его обращении к общественности.

    Нарастающий темп задает размер стиха – четырехстопный ямб. Жанр стихотворения - ода.

    Образы и тропы

    Центральный образ – лирический герой, который вначале является простым человеком и постепенно перерождается в Божьего посланника, предсказателя.

    Образ серафима неслучаен, ведь это самый близкий к Богу ангел. Именно он наставляет героя на истинный путь и вкладывает в его уста мудрость – «жало мудрыя змеи».

    Образ Бога появляется в заключительных строках в виде голоса с небес и озвучивает основную мысль стиха. Это классический образ для изображения предназначения человека. Так для лирического героя еще раз подтверждается его миссия – пробуждать словом сердца людей. Этот образ появляется во многих произведениях, тематически связанных с поэтическим творчеством.

    Стих насыщен старославянскими словами, которые придают высокий книжный стиль произведению и характеризуют библейский характер сюжета. Например: глас, мудрыя, перста, зеницы, внемли, содроганье.

    Произведение насыщено метафорами: например, глаголом жги сердца, неба содроганье. Ярко дополнить образы помогают сравнения: как у испуганной орлицы, как труп.

    Анализ стихотворения Пушкина А.С. «Пророк»

    «Пророк» считается шедевром пушкинской
    духовной лирики.
    Духовной жаждою томим,
    В пустыне мрачной я влачился.
    Метафорой «пустыня мрачная» поэт точно определил свое восприятие
    земной жизни, но духовная жажда - это предчувствие Иного
    знания. Духовная жажда вызвала посланника Божьего. Смысл его
    появления - в духовном преображении поэта:
    И шестикрылый серафим
    На перепутье мне явился.
    Перстами, легкими как сон,
    Моих зениц коснулся он,
    Отверзлись вещие зеницы,
    Как у испуганной орлицы.
    Поэт говорит о том действии, которое производит серафим для
    пробуждения духовного зрения, духовного слуха. Перед нами вертикальная
    картина мироздания: от горнего (высшего) до дольнего
    (низшего), от ангелов до немой природы (лозы). Весь мир открылся
    перед поэтом, все мироздание целиком. Поэт-пророк все видит
    и все слышит:
    Моих ушей коснулся он, -
    И их наполнил шум и звон:
    И внял я неба содроганье,
    И горний ангелов полет,
    И гад морских подводный ход,
    И дольней лозы прозябанье.
    Есть особое состояние, при котором, образно говоря, слышно,
    как «в поле трава растет». - «Дольней лозы прозябанье» похоже на него.
    Но это еще не все, недостаточно иметь иное знание, нужно что-то еще:
    И он к устам моим приник,
    И вырвал грешный мой язык,
    И празднословный, и лукавый,
    И жало мудрыя змеи
    В уста замерзшие мои
    Вложил десницею кровавой.
    Да, речь поэта не должна быть празднословной и лукавой, поэт
    выбирает очень точный символ для обозначения качества языка поэта:
    «жало мудрыя змеи» как символ мудрости. «Будьте мудры, как
    змии...» (такие слова Христа есть в Евангелии от Матфея).
    И он мне грудь рассек мечом,
    И сердце трепетное вынул
    262
    И угль, пылающий огнем,
    Во грудь отверстую водвинул.
    Внутреннее знание дается не просто, человек должен заслужить
    его, выстрадать. Страдание очищает, дает другой взгляд на мир. «И само
    пылающее сердце вряд ли когда-нибудь даст покой своему обладателю».
    Исследователи отмечали, что Пушкин заимствовал сюжет «Пророка
    » из Ветхого Завета, из книги пророка Исайи. Вот это место:
    «И тогда прилетел ко мне один из серафимов, и в руке у него горящий
    угль, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст
    моих, и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие удалено
    от тебя, и грех твой очищен. И услышал я голос Господа, говорящего:
    кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли
    меня (Исайя, 6, 6-8)». Нельзя сказать, что Пушкин полностью
    использовал этот эпизод, точнее, он взял всего одну деталь, но дал ей
    в своем стихотворении совсем другое звучание.
    «Пророк» - это модель измененного сознания, в котором открывается
    высшее предназначение творческой личности. Но узреть
    пророческое служение - это еще не все; сколько людей, испытав подобный
    опыт, прославляли свою гордыню, а Пушкин находит очень
    точный образ, чтобы передать свое смирение перед Высшим знанием:
    Как труп в пустыне я лежал...
    Только глас Бога превращает человека в истинного творца, пророка,
    избранного для служения людям самим Вседержителем:
    И Бога глас ко мне воззвал:
    «Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
    Исполнись волею моей,
    И, обходя моря и земли,
    Глаголом жги сердца людей.
    Здесь Пушкин использует старославянизмы (восстань, виждь,
    внемли), попробуем заменить их синонимами (вставай, пророк, смотри
    и слушай) - разница огромная. Высокие слова, использованные поэтом,
    должны были подчеркнуть, утвердить идею пророческого служения
    поэта. «Исполнись волею моей», - услышал Пушкин глас свыше
    и оставил как завет всей русской литературе: «Веленью Божьему,
    о муза, будь послушна».
    (По М.М. Дунаеву.)
    Любовь