Как югославы сбили самолет-невидимку советской ракетой? (4 фото). Видимые невидимки: самые известные самолеты-"стелс" Плюсы и минусы технологии

Новейшие лучшие военные самолеты ВВС России и мира фото, картинки, видео о ценности самолета-истребителя как боевого средства способного обеспечить «господство в воздухе», была признана военными кругами всех государств к весне 1916 г. Это потребовало создания боевого специального самолета, превосходящего все остальные по скорости, маневренности, высоте и применению наступательного стрелкового вооружения. В ноябре 1915 г. на фронт поступили самолеты-бипланы Ньюпор II Вебе. Это первый самолет, построенный во Франции, который предназначался для воздушного боя.

Самые современные отечественные военные самолеты России и мира обязаны своим появлением популяризации и развитию авиации в России которому способствовали полеты русских летчиков М. Ефимова, Н. Попова, Г. Алехновича, А. Шиукова, Б. Российского, С. Уточкина. Стали появляться первые отечественные машины конструкторов Я. Гаккеля, И. Сикорского, Д. Григоровича, B.Слесарева, И. Стеглау. В 1913 г. совершил первый полет тяжелый самолет «Русский витязь». Но нельзя не вспомнить первого создателя самолета в мире - капитана 1-го ранга Александра Федоровича Можайского.

Советские военные самолеты СССР Великой Отечественной войны стремились поразить войска противника, его коммуникации и другие объекты в тылу ударами с воздуха, что обусловило создание самолетаов-бомбардировщиков способных нести большой бомбовый груз на значительные расстояния. Разнообразие боевых задач по бомбардировке неприятельских сил в тактическом и оперативной глубине фронтов привело к пониманию того факта, что их выполнение должно быть соизмеримо с тактико-техническими возможностям конкретного самолета. Поэтому конструкторским коллективам следовало решить вопрос специализации самолетов-бомбардировщиков, что и привело к возникновению нескольких классов этих машин.

Виды и классификация, последние модели военных самолетов России и мира. Было очевидно, что для создания специализированного самолета-истребителя потребуется время, поэтому первым шагом в этом направлении стала попытка вооружить уже существующие самолеты стрелковым наступательным оружием. Подвижные пулеметные установки, которыми начали оснащать самолеты, требовали от пилотов чрезмерных усилий, так как управление машиной в маневренном бою и одновременное ведение огня из неустойчивого оружия уменьшали эффективность стрельбы. Использование двухместного самолета в качестве истребителя, где один из членов экипажа выполнял роль стрелка, тоже создавало определенные проблемы, потому что увеличение веса и лобового сопротивления машины приводило к снижению ее летных качеств.

Какие бывают самолеты. В наши годы авиация сделала большой качественный скачок, выразившийся я значительном увеличении скорости полета. Этому способствовал прогресс в области аэродинамики, создания новых более мощных двигателей, конструктивных материалов, радиоэлектронного оборудования. компьютеризации методов расчетов и т. д. Сверхзвуковые скорости стали основными режимами полета истребителей. Однако гонка за скоростью имела и свои негативные стороны - резко ухудшились взлетно-посадочные характеристики и маневренность самолетов. В эти годы уровень самолетостроения достиг такого значения, что оказалось возможным приступить к созданию самолетов с крылом изменяемой стреловидности.

Боевые самолеты России для дальнейшего роста скоростей полета реактивных истребителей, превышающих скорость звука, потребовалось увеличить их энерговооруженность, повысить удельные характеристики ТРД, а также усовершенствовать аэродинамические формы самолета. С этой целью были разработаны двигатели с осевым компрессором, имевшие меньшие лобовые габариты, более высокую экономичность и лучшие весовые характеристики. Для значительного увеличения тяги, а следовательно, и скорости полета в конструкцию двигателя ввели форсажные камеры. Совершенствование аэродинамических форм самолетов заключалось в применении крыла и оперения с большими углами стреловидности (в переходе к тонким треугольным крыльям), а также сверхзвуковых воздухозаборников.

Технология «Стелс» на сегодняшний день остается на передовицах военной инженерии. Она перевернула фундамент мировой авиации, сделав самолеты главным тактическим оружием на поле боя. Впервые истребители-невидимки были представлены миру после нашумевшей операции «Буря в пустыне». Американские инженеры сотворили чудо, выпустив в широкое производство самолеты F-117. Разработкой новой технологии занималась компания «Локхид». Невидимки могли без труда влететь в любое хорошо охраняемое воздушное пространство и ликвидировать цель, оставаясь незамеченными для местных локаторов.

Технология «Стелс»

Значительного прогресса в разработках инженеры американской фирмы «Локхид» добились в конце 1970-х. Ранее похожие технологии использовались для маскировки подводных лодок и наземной бронетехники. Тем не менее для сокрытия в воздушном пространстве большого объекта позже был применен усовершенствованный подход.

"Стелс" - самолет, который незаметен для большинства радиолокаторов и техники, сканирующей в инфракрасном спектре. Обычные авиационные единицы, попадая в диапазон излучающих волн, улавливаются оборудованием. Этот эффект достигается благодаря отражению радиосингала от корпуса самолета. Чем больше площадь рассеивания, тем выше вероятность обнаружения объекта. Крупный бомбардировщик имеет показатель около 100, истребитель - до 12, а американский самолет «Стелс» - 0,3 кв.м.

Фундаментом технологии невидимки считаются две составляющие: максимальное поглощение излучения от локаторов поверхностью корпуса и отражение волн в направлении, не входящем в диапазон поиска РЛС. Решением этих задач стало специальное покрытие и угловая форма самолета.

Разработки подобного воздушного объекта велись с начала 1960-х, однако ограниченные технические и финансовые ресурсы долго время не позволяли добиться должных результатов. Ситуация кардинально поменялась через полтора десятка лет. В 1981 году в небо поднялся первый самолет-невидимка «Стелс». С этого момента производство F-117 получило широкие масштабы.

Плюсы и минусы технологии

Про самолет «Стелс» можно сказать только хорошее. Тем не менее многие военные специалисты долгое время выражали свое недовольство инновацией американской авиации. И действительно, если подробно разобраться, у технологии были свои весомые недостатки. Во-первых, это касается стоимости самолета. Строительство одной единицы составляло более полумиллиарда долларов. Крупные бомбардировки-невидимки и вовсе оценивались в $1,1 млрд.

Следующим нюансом стало резкое развитие радиолокационного оборудования. Уже к началу 1990-х практически все РЛС могли с той или иной степенью вероятности обнаружить самолеты технологии «Стелс». Из-за этого американским инженерам приходилось постоянно совершенствовать свои наработки.

Еще одним минусом технологии являлось заметное снижение летных характеристик невидимки, так как при конструировании упор делался на радиолокационную малозаметность. В результате "Стелс" (самолет) сильно проигрывал многим другим воздушным единицам и в скорости, и в маневренности, и даже в безопасности.

Что касается преимуществ, то помимо малозаметности стоит выделить эффективное противодействие ударной угрозе. Дело в том, что ни одна автоматизированная ракета не способна зафиксировать самолет с достаточной точностью.

На сегодняшний день американское правительство продолжает выделять миллиарды долларов на строительство новых представителей класса «Стелс».

Принцип работы самолета-невидимки

Для поглощения радиоизлучения используется ферромагнитное покрытие, которое нанесено на весь корпус объекта. Когда на данную поверхность попадают волны, под действием микроскопических магнитных частиц они перенаправляются с повышенной частотой в другую от РЛС сторону. Таким образом, энергия излучения истрачивается. Для улучшения свойств незаметности все оборудование и принадлежности в самолете сделаны из углеродного волокна. Также для перенаправления радиолучей было решено сконструировать корпус и крылья из плоскостей, без закруглений поверхности.

Самолет-невидимка «Стелс» имеет специальные турбореактивные двигатели. Отличием от традиционных является использование диффузора перед компрессором. Это позволяет отражать излучение внутрь двигателя, тем самым нейтрализуя его. Также самолет оборудован системой охлаждения. Она принудительно снижает инфракрасные шумы двигателей.

Для рассеивания изучения радара было изменено даже кресло пилота. Оно имеет гофрированную форму, как и все остальные вертикальные части самолета. Мало того, изменению подвергся и хвост воздушного судна. В результате доработок он приобрел V-образную горизонтальную форму.

Первый самолет-невидимка

В 1981 году передовой разработкой американской компании «Локхид» стал дозвуковой ударный Lockheed F-117 кодификации Night Hawk. Самолет был предназначен для быстрого проникновения в тактическую зону противника, успешно скрываясь от систем ПВО. В результате последующих модернизаций были внедрены технологии противодействия самонаводящимся ракетам.

К 1990 году на балансе ВВС США состояло 64 единицы F-117. В международной кодификации самолет получил название «Ночной Ястреб». По американской системе обозначения невидимке присвоена литера F. Интересно, что долго время F-117 считался истребителем. Тем не менее сегодня он является обычным дозвуковым самолетом тактико-ударного типа.

«Ночной Ястреб» успешно использовался в боевых действиях в Панаме, Персидском заливе, Югославии, Ираке. Первые потери датированы мартом 1999 года. Это был стелс-самолет, сбитый ракетой комплекса С-125 неподалеку от сербского поселения Буджановцы.

На данный момент «Ночной Ястреб» снят с вооружения из-за нехватки средств в связи с разработкой истребителя F-22 (новый самолет «Стелс»).

Технические характеристики Lockheed F-117

Длина самолета составляет 20 м, в то время как размах крыла превышает отметку в 13 м. В экипаж входит один пилот. Масса F-117 варьируется в пределах от 13,4 до 23,8 тонн, в зависимости от загруженности и запаса топлива. Изначально планировалось уменьшить номинальный вес самолета до 10 т, однако в итоге установка охлаждения потребовала дополнительного места. В результате пришлось дорабатывать нижнюю часть корпуса.

В комплектацию входят 2 двигателя F404 с суммарной тягой в 9700 кгс. Что касается летных характеристик, то максимальная дальность полета составляет порядка 1720 км. При этом боевой радиус равен 860 км. «Ночной Ястреб» способен подниматься на высоту до 13,7 километра. Скорость движения составляет 993 км/ч, в автономном режиме - 905 км/ч.

Описание невидимки B-2 Spirit

Этот стелс-самолет был разработан американской фирмой «Northrop Gr.». На сегодняшний день находится в активной эксплуатации. Представляет собой тяжелый стратегический бомбардировщик. Предназначен для поражения больших тактических наземных объектов. Способен прорваться через плотную ПВО благодаря использованию технологии «Стелс». В грузовом отсеке имеет возможность транспортировки ядерного оружия. Проект «Спирит» американскому правительству обошелся в 45 миллиардов долларов.

Экипаж бомбардировщика состоит из 2 человек. Номинальная масса невидимки равняется 72 т. Параллельно с этим самолет способен поднять в воздух до 100 тонн припасов и топлива. Все четыре двигателя двухконтурные турбореактивные. Максимальная тяга - 30500 кгс. Бомбардировщик развивает скорость до 1010 км/ч. Дальность полета превышает 11 тысяч км.

В стандартное вооружение входят бомбы класса Mk или CBU, ракеты AGM и ядерное оружие литеры B. На данный момент это самый большой в мире стелс-самолет.

Характеристики F-22 Raptor

Истребитель «Раптор» является многоцелевым воздушным объектом пятого поколения. Его разработками занимались компании Boeing, Lockheed и GD. Это самый новый и усовершенствованный истребитель-невидимка в мире.

F-22 основывается на принципе молниеносного поражения цели. Стоит отметить, что все вооружение «Раптора» находится в специальных внутренних отсеках для понижения заметности. Боевое крещение истребители прошли в Сирии осенью 2014 года.

Экипаж F-22 может состояться только из одного человека. Чистая масса - около 20 т. Грузоподъемность колеблется в пределах 10 тонн. В комплектации два двигателя с мощностью по 7400 кгс. При полете истребитель развивает скорость до 2410 км/ч.

Российский проект-невидимка «Беркут»

В 1997 году был выпущен первый экспериментальный палубный истребитель Су-47. Его конструктором стал Михаил Погосян. Работа над проектом осуществлялась на территории России.

Су-47 считается полностью стратегическим объектом, поэтому на нем не установлено никакого вооружения. Его целью является получение и анализ разведданных с хорошо защищенных точек противника. В дальнейшем планируется модернизация самолета до легкого бомбардировщика.

Экипаж - 1 пилот. Номинальная масса объекта - 26,5 т. Оба двигателя двухконтурные турбореактивные с форсажной камерой. Общая тяга обеспечивается в 17500 кгс. Это позволяет Су-47 достигать скорости в 2500 км/ч.

Азиатская невидимка Shenyang J-31

Этот китайский стелс-самолет получил широкое производство только в конце 2012 года. Представляет собой многоцелевой истребитель последнего поколения. Миру стал известен как «Кречет» после международной выставки в Чжухае.

Управляет истребителем 1 пилот. Стоит отметить, что J-31 считается одним из самых маленьких самолетов класса «Стелс». Его длина составляет всего 16,9 м, а размах крыльев - и вовсе 11,5 м. При этом масса объекта - 17,5 т. Максимальный скоростной порог - 2200 км/ч.

Охота на невидимку (сербский опыт)

До сих пор четкого и ясного рассказа об обстоятельствах уничтожения одного из самых совершенных самолетов в мире опубликовано не было. Существует множество версий случившегося, однако все они касаются технических деталей. Это действительно достаточно интригующая тема - как могли сербы, вооруженные старыми советскими зенитными ракетами, сбить новейший самолет-невидимку? По мнению полковника в отставке Дани Золтана, дело не только в технике, но и в подготовке операции.

Золтан командовал 3-й батареей 250-й бригады ПВО, которая защищала Белград. У него были радары, четыре зенитно-ракетных установки C-125 (по западной классификации - Sa-3, в каждой по четыре ракеты) , и все это не представляло никакой угрозы для вражеских бомбардировщиков. По крайней мере, так считали натовцы, которые посылали свои самолеты бомбить сербские объекты, надеясь на современные средства подавления ПВО. Поначалу сербы не очень активно противодействовали авианалетам, но уже через три дня после начала кампании, 27 марта, они неожиданно сбили F-117 - самолет, который казался неуязвимым.

По словам Золтана, он не питал иллюзий относительно технического превосходства противника, и поэтому предпочел не открыто выступать против бомбардировщиков, раскрывая расположение своих радаров и ракет, а "залечь в засаду", выжидая, когда ему подвернется случай сбить вражеский самолет наверняка.

Как отмечает Strategy Page , эта операция наглядно показывает, что в современной войне грамотный командир может организовать успешное сопротивление даже при помощи устаревшего оружия. При этом не лишне упомянуть,

что уничтожение F-117 - это всего лишь самый известный случай из карьеры Золтана. На самом деле его часть не раз отличалась во время той войны, сорвав множество воздушных налетов и сбив еще один самолет - F-16. Натовцы не смогли уничтожить ни одного радара или пусковой установки, входивших в состав батареи Золтана.

Метод Золтана

  • Под командованием сербского полковника находились около 200 военнослужащих. Он знал каждого из них, и в каждом он был уверен на сто процентов. Задолго до начала бомбардировок он регулярно проводил тренировки, добиваясь, чтобы каждый солдат и офицер батареи в совершенстве владел доверенной ему техникой.
  • Понимая, что при существующем уровне натовской электронной разведки радиопереговоры демаскируют его быстрее, чем заметят вражеские радары, Золтан организовал систему кабельной связи. Приказы иной раз приходилось передавать при помощи посыльных. Однако эти методы сыграли важную роль - натовцы не знали, где расположена батарея, так как "не слышали" ее.
  • Радары и пусковые установки сербов постоянно меняли места дислокации. Часть персонала постоянно была занята поисками мест, куда будет перевезена военная техника в следующий раз, а также подготовкой к ее переброске. Всего за 78 дней, которые продолжались бомбардировки, батарея преодолела десятки тысяч километров.
  • На сербов работали шпионы. Они дежурили возле авиабазы в Италии, и когда с нее взлетали бомбардировщики, они по телефону докладывали об этом в Белград. Сеть наблюдателей существовала и в самой Сербии. Они также сообщали о маршрутах полета натовских самолетов.
  • Задолго до начала натовских бомбардировок Золтан постарался получить как можно больше информации об F-117. Он изучал все, что можно было найти - публикации в газетах и журналах, слухи о характеристиках этого самолета. Эти сведения помогли ему так расположить

    радары, чтобы они могли отследить "невидимку". Как именно - полковник не стал рассказывать. Известно, что он не держал радары включенными постоянно, а запускал в нужный момент на короткое время, чтобы натовские самолеты ДРЛО не могли засечь и навести на них истребители.

  • Определение цели и обстрел происходили в самый последний момент, когда самолет пролетал вблизи батареи. Это позволяло Золтану атаковать внезапно, не оставляя противнику шансов на противоракетный маневр. Впрочем, F-117, при всех его "невидимых" достоинствах является достаточно неповоротливым и медленным самолетом. Совершить резкий маневр и уйти от зенитной ракеты, выпущенной с близкого расстояния, он не мог физически. Когда сербы сбили "стэлс", тот находился всего в 13 километрах от пусковой установки.
  • Наконец, Золтан, по его словам, внес некоторые изменения в конструкцию ракеты, которые позволили ей лучше наводиться на самолет-невидимку. Какие именно - серб не сказал, отметив, что они до сих пор продолжают оставаться государственной тайной.

    На самом деле еще одним фактором, предопределившим успех операции, была тактика натовских военачальников. Они посылали F-117 без прикрытия и не меняли маршруты полета. Сбитый самолет летел по этому маршруту уже четвертый раз подряд, и это позволило сербским зенитчикам хорошо подготовиться к "охоте".

    Что касается технической стороны, то несомненным достоинством сербской батареи были радары и ракеты старой системы. Как известно, радар отслеживает самолет, регистрируя отраженный от него радиосигнал. Современные радары используют высокую частоту сигнала. Однако в случае со "стэлсом" короткие волны рассеиваются рубленым корпусом самолета так, что его нельзя заметить - именно причудливая форма и является основой этой технологии.

    Однако для длинноволновых (низкочастотных) радаров подобная форма самолета не является препятствием. Такие локаторы не слишком точны, но зато они "видят" любой крупный объект в воздухе. Кроме того, как уже говорилось, F-117 отличается невысокой маневренностью и низкой скоростью, что делает его идеальной целью для старых зенитно-ракетных комплексов с низкочастотными радарами.

    Золтан больше не смог сбить ни один "стэлс". Сразу же после того, как альянс потерял этот самолет, командование приняло меры по предотвращению подобных ситуаций. F-117 больше не летали в одиночестве - их сопровождали истребители, вооруженные ракетами HARM (наводящимися по сигналу радара). Самолеты стали менять маршруты полета, и устроить "засаду" на них сербы больше не смогли... Впрочем, это не убавило славы отставному полковнику. Он уже вошел в историю как человек, который смог сбить самолет-невидимку.

    Как сербы уничтожили «невидимку» – самый «секретный» самолёт ВВС США

    Сербским военным в марте 1999 года удалось уничтожить самый «секретный» самолёт ВВС США – F-117А . О том, как проходила эта операция, «Голосу России» рассказал её участник, Драган Матич

    Материал из цикла «Балканский дневник российского журналиста»

    Руководство в Брюсселе 27 марта 1999 года долго не могло прийти в себя. Впервые за всю историю боевой эксплуатации самого «секретного» самолёта ВВС США F-117А он был не только обнаружен радарами ПВО Югославии, но и сбит в небе недалеко от Белграда.

    – Человек, сбивший «Стелс» над Югославией – Забыла ли Сербия, что её бомбили.

    Это был сильнейший удар по американскому ВПК и корпорации «Локхид». В Пентагоне уверяли , что произошла техническая ошибка и «самолёт-невидимка» просто разбился где-то в лесах Сербии. Американские военные не признавались до 25 ноября , что F-117A был уничтожен советской ракетой. Истину скрывали не только от простых американцев, но и от многочисленных заказчиков, которые уже заключили контракты с «Локхидом». «Невидимка» был тогда очень популярен в мире. А уничтожена гордость американского авиастроения, машина стоимостью около 50 миллионов долларов, была сербским зенитно-ракетным комплексом с клеймом «Made in USSR». И первым нажал на кнопку «Пуск» Драган Матич . Тогда он рассказал мне подробности этой операции в деталях:

    «24 марта 1999 года мы покинули нашу воинскую часть, где дислоцировались, и переместились в район пригорода . Три дня провели относительно спокойно. Мы работали по команде, обычная процедура, которую мы осуществляли по заданию нашего командира. Главное – не попасть под радары АВАКСов, которые обычно сопровождают натовские самолёты. Особенно такие, как F-117A.

    Мы стояли у села Шимановцы. 27 марта ближе к вечеру вся наша бригада была на дежурстве. Коллега из службы слежения сообщил, что есть сильные помехи в эфире. И что каждую секунду сигнал всё ближе к нашей позиции. Буквально через 5 минут радиоразведка передала, что к нашему расчёту приближается цель. Наш командир внимательно смотрел на монитор и получал указания радиоразведки. Цель шла на нас. Мы её обнаружили. Я посмотрел на монитор и увидел чёткий сигнал цели. Мы стали следить за целью, она была видна очень отчётливо. Я доложил командиру, что цель зафиксирована нашими приборами и мы готовы к её поражению. После команды «огонь» через 17 секунд цель была поражена нашей ракетой. Первая ракета оторвала «Стелсу» крыло , а второй мы сбили сам самолёт. Пилот катапультировался, а самолёт упал на землю.

    Это фантазия американских инженеров и лётчиков, что – невидимка . Все технологии «Стелс» обеспечивают его «невидимость» только в высокочастотном радиодиапазоне. Для радиолокаторов, работающих на низких частотах, он вполне заметен. Поэтому мы засекли его ещё в 50 километрах от нас и ждали, когда он пройдёт мимо нашего расчёта, чтобы уничтожить.

    Да, у него сигнал излучения слабее, чем у обычных самолётов, но он всё равно появляется на экранах радаров. Может быть, пилот ошибся, может быть заблудился, но он летел на высоте всего 5 километров и попал в наш прицел. Мы сбили страшную, фантастическую машину – самый засекреченный самолёт ВВС . Пилот катапультировался, скрывался в лесах. Через пять часов группа американского спецназа прилетела на нескольких вертолётах и увезла его. Уже на следующий день он был на базе «Авиано», неподалёку от Венеции.

    Когда нам удалось сбить самолёт, мы тут же покинули позицию вместе с техникой. Чем быстрее передислоцируешься, тем больше шансов у всего расчёта остаться в живых. Так мы делали 24 раза за эти три месяца агрессии. И это спасло наш расчёт. Никто из команды не пострадал. Хотя в нашей бригаде ПВО погибло 9 человек».

    После того, как Драган Матич и его товарищи сбили F-117A , Белый дом и Пентагон обратились к руководству СРЮ с просьбой вернуть обломки самолёта и всё, что от него осталось, в . Но Белград, естественно, ответил отказом. Сейчас сбитый «Стелс» выставлен в музее авиации . Здесь мы и продолжили разговор с Драганом Матичем:

    Ваш расчёт сработал чётко и слаженно. Как американцы с их АВАКСами и новейшей электроникой прозевали советскую ракету и подставили «Стелс» под удар?

    – Мы защищали свою родину и выполняли свой долг. Мы тоже были целью, за нами тоже следили с американских спутников, нас обнаруживали АВАКСы. И поэтому мы старались не допускать никаких сигналов в эфир. Если ты в эфире или на вражеском радаре больше 20 секунд – ты уже мёртвый. Жди «томагавков», «крылатых ракет» или какой-нибудь мощной бомбы. Моё мнение о «стелсах»? Они запустили их в производство, чтобы продать своим союзникам по . Машина безумно дорогая – свыше 50 миллионов каждый экземпляр. Много говорили об этих «стелсах», но всё это реклама Пентагона. У него не было высокой скорости полёта, у него не было хорошей защиты и только две бомбы на борту . Ещё один недостаток этой «птицы» – она очень близко подлетала к цели. И только после этого могла нанести свой смертельный удар.

    – Какие ещё самолёты удалось поразить вашей команде?

    – В первые дни агрессии против Югославии ВВС начинали свои налёты после 20.00. Все самолёты всегда шли по одному и тому же маршруту. Тем же путём они возвращались и на свои базы. Мы быстро поняли эту особенность. Большинство самолётов попадали в наш прицел за 40-50 километров до нашей позиции. Американские пилоты и их коллеги по всегда придерживаются правил и чётко выполняют команды. Есть маршрут, есть задание, и они ни на миллиметр не отклоняются от него.

    Мы читали их планы между строк, и это спасало нас и наши ПВО . Наш расчёт поразил, кроме первого F-117 , ещё одну машину. Мы задели её, но она дотянула до Хорватии и там приземлилась. Правда, официального подтверждения этому нет. Об этом писали газеты, была фотография. Это случилось 30 мая. А до этого мы сбили F-16 . Пилот был командиром эскадрильи, которая специально уничтожала . За ним прислали особую группу на вертолётах, чтобы спасти столь важного человека. 4 вертолёта и 10 самолётов обеспечивали поддержку десантникам.

    Этот пилот принимал участие в операции «Буря в пустыне», бомбил сербов в Боснии и Герцеговине. Это был очень опытный лётчик и надёжный пилот. Но мы сумели поразить его легендарный самолёт. На счету нашей команды и Б-2 . Правда, опять нет доказательств. Но наши радиоперехватчики зафиксировали разговор между пилотом и АВАКСом. Пилот кричал: «В меня попала ракета, меня нужно спасать». Он дотянул до Венгрии. Мы воевали и сбивали противника – у нас старое оборудование, а у них самое современное оружие, но мы оказались хитрее и показали, что умеем давать отпор.

    Су-27 — высокоманевренный самолет для завоевания превосходства в воздухе. Построено около 600 машин всех модификаций.
    F-16 «Fighting Falcon» — легкий многофункциональный истребитель. Построено 4500 машин.
    F-117A «Nighthawk» — дозвуковой тактический ударный самолет, выполненный по технологии «стелс». Построено 59 строевых машин и 5 прототипов YF-117.

    Вопрос: как самолет, построенный в столь ничтожном количестве, смог стать одним из самых ярких символов авиации конца ХХ века? «Стелс» звучит как приговор. 59 тактических бомбардировщиков превратились в жуткое пугало, самую страшную угрозу, затмившую все остальные военные средства стран НАТО.

    Что это? Результат необычной внешности самолета вкупе с агрессивным пиаром? Или, действительно, революционные технические решения, примененные в Lockheed F-117, позволили создать самолет с уникальными боевыми качествами?

    Технология «Stealth»

    Так называется комплекс методов снижения заметности боевых машин в радиолокационном, инфракрасном и других областях спектра обнаружения посредством специально разработанных геометрических форм, радиопоглощающих материалов и покрытий, что значительно уменьшает дальность обнаружения и тем самым повышает выживаемость боевой машины.

    Все новое – хорошо забытое старое. Еще 70 лет назад немцев очень огорчал британский скоростной бомбардировщик DeHavilland Mosquito. Высокая скорость была лишь половиной проблемы. Во время попыток перехвата вдруг оказалось, что цельнодеревянный «Москит» практически невидим на радарах – дерево прозрачно для радиоволн.

    Подобным свойством еще в большей степени обладало немецкое «вундерваффе» Go.229, реактивный истребитель-бомбардировщик, созданный по программе 1000/1000/1000. Цельнодеревянное чудо без вертикальных килей, похожее на рыбу-ската, по логике было вообще невидимо для британских радаров тех лет. Облик Go.229 очень напоминает современный американский «стелс»-бомбардировщик В-2 «Спирит», что дает некоторые основания полагать, что американские конструкторы любезно воспользовались идеями их коллег из Третьего Рейха.

    С другой стороны, братья Хортен, создавая свой Go.229, вряд ли придавали конструкции какой-то сакральный смысл, им лишь казалась перспективной схема «летающее крыло». По условиям военного заказа, Go.229 должен был доставить одну тонну бомб на дальность 1000 км на скорости 1000 км/ч. А малозаметность – было дело десятое. Кроме того, снижению радиолокационной заметности уделялось внимание при создании стратегического бомбардировщика Avro Vulkan (Великобритания, 1952 год) и сверхзвукового стратегического разведчика SR-71 «Black Bird» (США, 1964 год).

    Первые исследования в этой области показали, что плоские формы с сужающимися сторонами имеют меньшую ЭПР («эффективная площадь рассеяния» — ключевой параметр заметности самолета) . С целью снижения радиолокационной заметности вертикальное оперение было наклонено относительно плоскости самолёта, чтобы не создавать с фюзеляжем прямой угол, который является идеальным отражателем. Для «Чёрного дрозда» были специально разработаны многослойные ферромагнитные покрытия, поглощающие излучение радаров.

    Одним словом, к моменту начала работ над секретным проектом «Сеньор Тренд» — созданием малозаметного ударного самолета – у инженеров уже имелись хорошие наработки в области снижения ЭПР летательных аппаратов.

    «Ночной Ястреб»

    При разработке «невидимки» впервые в истории преследовалась цель снизить все без исключения демаскирующие факторы самолета:
    — способность отражать радиолокационное облучение;
    — самому излучать электромагнитные волны;
    — издавать звук;
    — оставлять дымный и инверсионный следы;
    — быть незаметным в инфракрасном диапазоне.

    Разумеется, на F-11A7 отсутствовала радиолокационная станция – в условиях соблюдении скрытности пользоваться таким прибором было невозможно. Во время полета в режиме «Стелс» все бортовые системы радиосвязи, ответчик «свой-чужой» и радиовысотомер должны быть отключены, а прицельно-навигационный комплекс должен работать в пассивном режиме . Единственное исключение — лазерная подсветка цели, она включается после сброса корректируемой авиабомбы.

    Отсутствие современного БРЭО, в сочетании с проблемной аэродинамикой, а также продольной статической и путевой неустойчивостью означало большой риск при пилотировании «невидимки».

    Чтобы сократить время проектирования и устранить многие технические проблемы, конструкторы использовали на F-117A ряд проверенных элементов уже существующих самолетов. Так, двигатели для «стелса» взяли от палубного истребителя-бомбардировщика F/A-18, некоторые элементы системы управления — от F-16. Также в самолете использован ряд узлов от эпичного SR-71 и учебно-тренировочного самолета T-33.

    Как результат – столь инновационная машина была сконструирована быстрее и дешевле, чем обычный ударный самолет. Фирма «Локхид» гордится этим фактом, намекая на использование передовых на то время САПР (систем автоматизированного проектирования). Хотя тут есть другое мнение – всего лишь благодаря секретности программа создания «невидимки» избежала стадии длительного и часто бессмысленного обсуждения в Конгрессе и других бастионах американской демократии.

    Теперь стоит сделать несколько замечаний по поводу самой технологии «Стелс», реализованной именно на самолете «Nighthawk» (ведь не секрет что уменьшить радиолокационную заметность самолета можно разными способами; тот же ПАК ФА реализует совсем другие принципы – параллельность кромок и «приплюснутая» форма фюзеляжа). В случае с F-117A, это был апофеоз технологии «стелс» — все было подчинено исключительно малозаметности, невзирая на пилотажные качества машины. Спустя 30 лет после создания самолета стали известны многие интересные подробности.

    В теории технология «стелс» работает следующим образом : многочисленные грани, реализованные в архитектуре самолета, рассеивают излучение радара в направлении, противоположном антенны радара. С какой стороны не пытаться уставить с самолетом радиолокационный контакт – это «кривое зеркало» отразит радиолучи в другую сторону. Кроме того, внешние поверхности F-117 наклонены под углом более 30° от вертикали, т.к. обычно облучение летательного аппарата наземными РЛС происходит под пологими углами.

    Если F-117 облучать с разных ракурсов и потом взглянуть на картину отражения, то окажется, что наиболее сильную «засветку» дают острые кромки корпуса F-117 и места нарушения непрерывности обшивки . Конструкторы добились того, что их отражения сконцентрированы в нескольких узких секторах, а не распределены сравнительно равномерно, как в случае обычных самолетов. В результате при облучении радаром F-117 отраженное излучение трудно отличимо от фонового шума, а «опасные сектора» настолько узки, что РЛС не может извлечь из них достаточной информации.

    Все контуры сочленения фонаря кабины и фюзеляжа, створки ниш шасси и отсека вооружения имеют пилообразные кромки, причем стороны зубцов ориентированы в направлении желаемого сектора. На остекление фонаря кабины пилота нанесено электропроводящее покрытие, предназначенное для предотвращения облучения внутрикабинного оборудования и снаряжения летчика — микрофона, шлема, очков ночного видения. Например, отражение от шлема пилота может быть намного больше, чем от всего самолета.

    Воздухозаборники F-117 прикрыты специальными решетками с размерами ячеек, близкими к половине длины волны радаров, работающих в сантиметровом диапазоне. Удельное электрическое сопротивление решеток оптимизировано для поглощения радиоволн, причем оно увеличивается по глубине решетки, чтобы предотвратить скачок сопротивления (который увеличивает отражение) на границе с воздухом.

    Все внешние поверхности и внутренние металлические элементы самолета выкрашены ферромагнитной краской. Ее черный цвет не только маскирует F-117 в ночном небе, но и способствует рассеиванию тепла. В итоге ЭПР «стелса» при облучении с фронтальных и хвостовых ракурсов снижена до 0,1-0,01 м 2 , что примерно в 100-200 раз меньше, чем у обычного самолета аналогичных размеров .

    Если учесть, что наиболее массовые ЗРК стран Варшавского договора (С-75, С-125, С-200, «Круг», «Куб»), имевшиеся на вооружении в то время, могли обстреливать цели с ЭПР не менее 1 м 2 , то шансы «Найтхока» безнаказанным проникнуть во вражеское воздушное пространство выглядели весьма внушительными. Отсюда и первые производственные планы: выпустить в дополнение к 5 предсерийным еще 100 серийных самолетов.

    Конструкторы «Локхид» предприняли ряд мер и для снижения теплового излучения своего детища. Площадь воздухозаборников сделали больше, чем требуется для нормальной работы двигателей, а избыточный холодный воздух направили на смешение с горячими выхлопными газами, чтобы снизить их температуру. Очень узкие сопла формируют практически плоскую форму выхлопной струи, что способствует ее быстрому охлаждению.

    Wobblin’ Goblin

    «Хромой карлик» и не как иначе. Именно так называют F-117A в шутку сами летчики. Оптимизация формы планера по критерию уменьшения заметности настолько ухудшила аэродинамику машины, что ни о каком «высшем пилотаже» или сверхзвуке не могло идти и речи.

    Когда ведущему аэродинамику фирмы Дику Кэнтреллу впервые показали желаемую конфигурацию будущего F-117A, у того случился нервный срыв. Придя в себя и осознав, что он имеет дело с необычным самолетом, при создании которого первую скрипку играют не специалисты его профиля, а какие-то электрики, он поставил перед своими подчиненными единственно возможную задачу — сделать так, чтобы этот «рояль» был в состоянии хоть как-нибудь летать.

    Угловатый фюзеляж, острые передние кромки поверхностей, профиль крыла, образованный отрезками прямых, — все это плохо подходит для дозвукового полета . Несмотря на достаточно высокую тяговооруженность, «Ночной ястреб» является ограниченно маневренной машиной, обладающей невысокой скоростью, сравнительно малой дальностью и плохими взлетно-посадочными характеристиками.

    Его аэродинамическое качество при заходе на посадку составило всего около 4-х, что соответствует уровню космического корабля «Спейс Шаттл». С другой стороны, на высокой скорости F-117A способен уверенно маневрировать с шестикратной перегрузкой. Аэродинамик Дик Кентрелл все-таки добился своего.

    26 октября 1983 года оперативной готовности достигло первое подразделения «невидимок» – тактическая группа 4450 (4450th TG) на авиабазе Тонопа. По воспоминаниям пилотов, это означало следующее – ударный самолет в темное время суток кое-как достигал заданного района, обнаруживал точечную цель и должен был «положить» в нее высокоточную бомбу с лазерным наведением. Какого-либо другого боевого применения для F-117A не предусматривалось.

    В связи с ростом численности F-117А 5 октября 1989 г. группу переформировали в 37-е тактическое истребительное крыло (37th TFW), состоящее из двух боевых и одной учебной эскадрильи + резервные машины. В составе каждой эскадрильи согласно распорядку находилось 18 «Найтхоков», но лишь 5-6 из них могли приступить к выполнению боевого задания в любой момент времени, остальные пребывали на тяжелых формах техобслуживания.

    Почти все это время вокруг «стелсов» не ослабевал строгий режим секретности . Хотя авабаза Тонопа была одной из наиболее охраняемых баз ВВС, там предпринимались дополнительные, поистине драконовские меры, чтобы скрыть правду о F-117A. При этом американские режимщики часто практиковали весьма остроумные решения. Так, чтобы отпугнуть праздных «любителей авиации» из числа персонала базы, на F-117A и сервисное оборудование наносили специальные трафареты типа «радиация», «осторожно! высокое напряжение» и другие «страшилки». На самолете с такой внешностью они вовсе не выглядели бесмысленными.

    Лишь в 1988 году Пентагон решился опубликовать официальный пресс-релиз о «самолете-невидимке», предоставив общественности ретушированную фотографию F-117A. В апреле 1990 состоялась первая публичная демонстрация самолета . Конечно, вид F-117A поразил мировое авиационное сообщество. Он стал чуть ли не самым дерзким вызовом традиционным понятиям аэродинамики за всю историю полетов человека.

    Американцы возложили на «сто семнадцатый» ответственную роль убедительного примера технологического превосходства США над остальным миром, и для доказательства этого утверждения денег не жалели. «Найтхок» получил постоянную прописку на обложках журналов, стал крутым героем Голливуда и звездой мировых авиашоу.

    Боевое применение

    Что касается первого реального боевого применения F-117A, оно произошло во время свержения режима генерала Норьеги в Панаме. До сих пор идет спор, попал или нет F-117A управляемой бомбой по территории панамской военной базы. Панамские гвардейцы, разбуженные близким взрывом, в одних кальсонах разбежались по джунглям. Естественно, никакого сопротивления «стелсу» не оказывалось и самолет без потерь вернулся назад.

    Гораздо более серьезным было массовое применение «Стелсов» в войне в зоне Персидского залива зимой 1991 года . Война в заливе была крупнейшим военным столкновением со времен Второй мировой войны, в конфликт было вовлечено в различной степени 35 государств (Ирак и 34 страны антииракской коалиции – многонациональные силы, МНС). С обеих сторон в конфликте принимало участие более 1,5 млн. человек, имелось более 10,5 тыс. танков, 12,5 тыс. орудий и минометов, более 3 тыс. боевых самолетов и около 200 боевых кораблей.

    На вооружении ПВО Ирака имелись следующие типы ЗРК :
    С-75 «Двина» (SA-2 Guideline) 20-30 батарей (100-130 ПУ);
    С-125 «Нева» (SA-3 Goa) — 140 пусковых установок;
    «Квадрат» (SA-6 Gainful) – 25 батарей (100 пусковых установок);
    «Оса» (SA-8 Gecko) – около 50 комплексов;
    «Стрела-1» (SA-9 Gaskin) – около 400 комплексов;
    «Стрела-10» (SA-13 Gopher) – около 200 комплексов;
    «Roland-2» – 13 самоходных и 100 стационарных комплексов;
    HAWK – несколько комплексов было захвачено в Кувейте, но не были использованы.

    РЛС раннего оповещения позволяли обнаружить цели на высоте 150 метров в большинстве случаев за пределами воздушного пространства Ирака (и Кувейта), а цели на высотах более 6 км обнаруживаются далеко в глубине территории Саудовской Аравии (в среднем – 150-300 км).

    Развитая сеть наблюдательных пунктов, соединённых постоянными линиями связи с центрами сбора информации, позволяла достаточно эффективно обнаруживать маловысотные цели, например, такие как крылатые ракеты.

    Полночь с 16 на 17 января 1991 года стала звёздным часом F-117A , когда первая группа из 10 «Найтхоков» 415-й эскадрильи, каждый из которых нес по две 907-кг корректируемые бомбы GBU-27, взлетела, чтобы нанести первые удары в новой войне. В 3.00 по местному времени «невидимки», не обнаруженные системой ПВО, атаковали два командных пункта секторов ПВО, штаб ВВС в Багдаде, объединенный центр управления и слежения в Аль Таджи, резиденция правительства и 112-метровую Багдадскую радиовышку.

    F-117А всегда работали автономно, без привлечения самолетов РЭБ, так как постановка помех могла привлечь внимание противника. Вообще операции «стелсов» планировались так, чтобы ближайший самолет союзников находился от них на удалении не менее 100 миль.
    Серьезную угрозу для «стелсов» представляли зенитная артиллерия и ЗРК малой дальности с оптическими системами обнаружения и прицеливания, каких у Ирака было не мало (ПЗРК Стрела-2 (SA-7 Grail), «Стрела-3» (SA-14 Gremlin), «Игла-1» (SA-16 Gimlet), а также зенитных орудий (ЗУ-23-2, ЗСУ-23-4 «Шилка», С-60, ЗСУ-57-2). Летчикам запрещалось снижаться ниже 6300 м, чтобы избежать входа в зоны поражения этих средств.

    В целом за войну F-117A выполнили 1271 вылет продолжительностью 7000 часов и сбросили 2087 бомб с лазерным наведением GBU-10 и GBU-27 общей массой около 2000 т . Малозаметные ударные самолеты поразили 40% приоритетных наземных целей, при этом, по версии Пентагона, ни один из 42 «стелсов» не был потерян. Это особенно странно, учитывая, что мы имеем дело с дозвуковой маломаневренной машиной без какой-либо конструктивной защиты.

    В частности, командующий ВВС многонациональных сил в зоне Персидского залива генерал-лейтенант Ч.Горнер приводит в пример два рейда против сильно защищенных иракских ядерных установок в Аль-Тувайте, к югу от Багдада. Первый рейд был выполнен днем 18 января, в нем участвовали 32 самолета F-16C, вооруженных обычными неуправляемыми бомбами, в сопровождении 16 истребителей F-15C, четырех постановщиков помех EF-111, восьми противорадиолокационных F-4G и 15 топливозаправщиков КС-135.

    Этой многочисленной авиационной группе не удалось выполнить поставленную задачу. Второй рейд был совершен ночью восемью F-117A в сопровождении двух топливозаправщиков. В этот раз американцы уничтожили три из четырех иракских ядерных реакторов. В дальнейшем F-117A эпизодически появлялись в воздушном пространстве Ирака, во время операции «Лиса пустыни» (1998 г.) и вторжения в Ирак (2003 г.).

    Охота на «стелсы»

    Я хорошо помню тот день, 27 марта 1999 года. Канал ОРТ, вечерняя программа «Время». Прямой репортаж из Югославии, люди танцуют на обломках американского самолета. Старушка вспоминает, что именно в этом месте когда-то разбился «Мессершмитт». Следующий кадр, что-то мямлит представитель НАТО, потом снова пошли кадры с обломками черного самолета…

    Югославская ПВО совершила невозможное – в районе деревни Будановцы (пригород Белграда) был сбит «стелс». Самолет-невидимка был уничтожен ЗРК С-125 3-й батареи 250-й бригады ПВО, которой командовал венгр Золтан Дани. Также существует версия, что F-117A был сбит из пушки истребителем МиГ-29, установившим с ним прямой визуальный контакт.

    По американской версии, «сто семнадцатый» изменил режим полета, в этот момент перед решетками воздухозаборников образовался скачок давления, демаскировавший самолет. Неуязвимый самолет был сбит на глазах у всего мира. Командир батареи Золтан Дани, наоборот, утверждает, что наводил ракету используя французский тепловизор.

    Что касается пилота «стелса», то подполковник Дэйл Зелко сумел катапультироваться и всю ночь прятался на окраине Белграда, пока его радиомаяк не засек EC-130. Через несколько часов прилетели поисково-спасательные вертолеты HH-53 Pave Low и эвакуировали летчика. Всего в ходе агрессии НАТО против Югославии, «стелсы» совершили 850 боевых вылетов .

    Обломки сбитого F-117A «Night hawk» (сер. номер 82-0806) бережно хранятся в Музее авиации в Белграде, вместе с обломками самолета F-16. Эти потери официально признали США. Что касается «неведимок», то сербы заявляют, что подбили как минимум три F-117A, но два смогли дотянуть до авиабаз НАТО, где были по прилету списаны. Поэтому у них нет обломков.

    Утверждение вызывает некоторое сомнение – поврежденный F-117A не мог далеко улететь. Даже исправный «стосемнадцатый» летал весьма плохо – пилот не в силах управлять этим «летающим утюгом» без помощи электронных систем повышения устойчивости. На самолете даже отсутствует резервная механическая система управления – всё равно при отказе электроники человек не в силах справиться с F-117A. Поэтому любая неисправность для «стелса» фатальна, самолет не может летать на одном двигателе или с поврежденными плоскостями.

    К слову, кроме сбитого F-117A, по официальным данным, за 30 лет эксплуатации было потеряно шесть «невидимок» над территорией США во время учебно-тренировочных полетов . Чаще всего «стелсы» бились из-за потери ориентации пилотов. Например, ночью 11 июня 1986 года, F-117A (хвостовой номер 792) врезался в гору, пилот погиб. Другой трагикомичный случай произошел 14 сентября 1997 года, когда во время авиашоу в Мерилэнде F-117A развалился в воздухе.

    22 апреля 2008 года F-117A «Nighthawk» последний раз поднялся в воздух . Как показало время, сама идея узкоспециализированного самолета в конструкции которого «выделяется» какое-либо одно качество (в данном случае — малая ЭПР) в ущерб другим, оказалась малоперспективной.

    После исчезновения СССР, в новых условиях, на первое место стали выходить требования экономичности, простоты эксплуатации и многофункциональности авиационных комплексов. А по всем этим параметрам F-117A «Nighthawk» значительно проигрывал ударному самолету F-15E «Страйк Игл». Сейчас именно на базе F-15E создается малозаметный самолет F-15SE «Сайлент Игл».

    Любовь