451 по фаренгейту год написания

Основу своего романа молодой литератор Рэй Брэдбери создал еще в 1949 г. Тогда, будучи еще молодым и полным энтузиазма человеком, он проводил в библиотеке неделю за неделей, беря с повременной оплатой установленную там пишущую машинку. Аппарат постоянно требовал от писателя десятицентовые монеты. Это позволяло Рэю продолжать создавать повесть под предварительным названием «Пожарный».

Результатом практически пяти десятков часов работы молодого Брэдбери стало написание целой стопки листов, которые и выступили основой его романа. Стоит отметить, что частично идею своего произведения он подчерпнул из политических рассказов, которые имели популярность в те годы. Это такие повести, как «Пешеход» и «Другие времена».

Однако книга «451 градус по Фаренгейту» (именно так она и названа автором) была раскритикована редактором издательства. Роман «Пожарный» был назван им слишком сырым. В результате Брэдбери пришлось перерабатывать и дополнять свой будущий шедевр. На это им был потрачен еще целый год. В итоге кропотливая работа автора была одобрена Яном Баллантаймом (редактором издательства), который дал добро на выпуск тиража, включающего в себя 255 тыс. экземпляров.

Спустя год весь мир узнал о Рэе Брэдбери. «451 градус по Фаренгейту» принес ему славу. И на сегодняшний день произведение входит в разряд классических и включено во многие школьные программы по литературе.

Жанр книги

«451 градус по Фаренгейту» - книга, которая является вторым по счету романом Рэя Бредбери, замечательного американского прозаика. Впервые читатели ознакомились с этим произведением в 1953 г. И с тех пор оно прочно вошло в плеяду лучших трудов сразу двух жанров - антиутопии и научной фантастики.

Значительный период времени роман выпускали с купюрами в связи с обилием в нем нецензурной лексики и жаргонизмов.


Начиная с 70-х годов прошлого столетия читательская аудитория имеет возможность знакомства с двумя вариантами произведения. Интересно, что роман Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», который считался критиками опасным, был опубликован в СССР уже в 1956 г. Читатели могли ознакомиться с ним на страницах некоторых журналов, и это несмотря на официально имевшую место идеологическую критику.

Каков сюжет книги «451 градус по Фаренгейту»? Краткое содержание этого романа изложено ниже.

Ужасная цивилизация

В этом шедевре мировой литературы описывается вовсе и не такое уж далекое будущее человечества. Это времена, когда технический прогресс достиг своих величайших высот, позволив обеспечить комфорт всем жителям Америки. Несгораемые дома людей буквально напичканы самой высокофункциональной электроникой. Они смотрят телепередачи с экранов, занимающих всю стену, за ними убирают роботы-домохозяйки, в их собственности находятся автомобили, мчащиеся по шоссе со скоростью, сравнимой с полетом межзвездных ракет, а в парках развлечений находятся просто невероятные аттракционы.

Да, люди будущего смогли окружить себя всеми благами, предлагаемыми цивилизацией. Однако при этом у них не стало пищи для души. С экранов телевизора подаются лишь бесконечные сериалы, глупые по своему содержанию мыльные оперы и реалити-шоу. Театры не занимаются постановкой спектаклей, писатели не работают над книгами, а режиссеры не снимают полнометражные фильмы. Но и это еще не все. В этом обществе книги просто запрещены на законодательном уровне. Их нет, а если у кого-либо и находятся остатки подобной литературы, то она уничтожается специально созданным отделом «451».

Пожарник

Этого героя зовут Гай Монтег. Его профессия - пожарник. Однако Гай вовсе не тушит огонь. В этой работе общество не испытывает необходимости из-за несгораемого материала, примененного для строительства домов, а также из-за оснащения всех зданий специальными защитными системами. Задача пожарников будущего заключается в выжигании из домов крамолы, коей и являются художественные книги. Ведь произведения, напечатанные на бумаге, еще имеются в домах инакомыслящих.

Гай является потомственным борцом с крамолой. Он настолько любит свою работу, что радуется весело прыгающим по бумажным страницам язычкам пламени, а запах керосина и дыма кажется ему пьянящим ароматом. Профессиональный девиз пожарного призывает: «Жечь все до пепла, сжигая потом сам пепел!».


Интересно, что сам Гай книг не читал никогда. Ведь делать это запрещает закон. Ему непонятно, почему жители так возмущаются и расстраиваются, когда он сжигает их «бумажки». Впрочем, Монтег никогда не пытался даже задумываться об этом. Подобное также запрещено законом этого общества.

Кларисса Маклеллан

В один из вечеров, когда Монтег возвращался с очередного дежурства, неподалеку от своего дома он встретил девушку, которая показалась ему совершенно необыкновенной. Незнакомка была облачена в белоснежное платье и словно парила над тротуарной плиткой. Девушка показалась Гаю не чем иным, как прекрасным видением. Но в ней, словно парящей над весенней дорожкой, самым необычным для Монтега стало ее лицо. Оно было белоснежным, светящимся любопытством. При этом темные глаза девушки пытливо смотрели на окружающий ее мир, будто пытаясь понять его сущность.

Молодые люди познакомились. Девушка рассказала, что зовут ее Кларисса Маклеллан. Вместе со своей семьей она живет неподалеку от Гая. Ей семнадцать лет, и она сумасшедшая. Впрочем, именно таким образом советует ей представляться людям ее дядя. Он тоже сумасшедший. Ведь ему нередко приходилось проводить ночи в тюрьме, куда он попадал за то, что ходил пешком по тротуару, или за медленное перемещение в машине по автостраде.

Девушка призналась Гаю, что друзей у нее нет. Сверстники не хотят с ней общаться из-за того, что она не смотрит мыльные оперы, не посещает автогонки и парки развлечений. Это высвобождает массу времени, которое Кларисса тратит на то, чтобы думать. Особенно любит делать это она во время ночной прогулки.

Глядя на окна девушки, Монтег замечает в них свет. Он удивлен: что могут делать люди в столь поздний час? «Они разговаривают», - отвечает ему девушка. «О чем?», - недоумевает Гай. «О разном», - прозвучал ответ Клариссы.

Домой Монтег вернулся в смешанных чувствах. Ему казалось, что в его теле будто пробудился ото сна какой-то другой человек. Пожарник вошел в спальню. Здесь на кровати лежала его жена Милдред. Она была не укрыта и холодна. В ушах женщины отблескивали миниатюрные наушники, а невидящий взгляд был направлен в потолок. Она находилась в далеком виртуальном мире, качаясь на волнах слышных только ей голосов и музыки.

Душевные беседы

Новая встреча Монтега и Клариссы произошла уже на следующий день. Но и она была не последней. Разговоры с необыкновенной девушкой окрыляли Гая. Он сравнивал ее со своей женой. Милдред была на 13 лет старше Клариссы, но казалось, что все было наоборот. Встречи с Монтегом радовали и девушку. Она признавалась, что временами забывала о том, что Гай работает пожарником.

Девушка рассказала своему новому другу, что в школу она не ходит. Психологи сделали заключение о ее необщительности. Однако Клариссе там просто неинтересно. Она утверждала, что Гай необычный человек. Ведь он слушает ее, когда другие просто прошли бы мимо.

Однако все закончилось внезапно. Клариссы не стало, так как девушку сбила машина.

Первое чтение

После знакомства с необычной девушкой Гай очень изменился. Однажды, когда он со своими коллегами уничтожал книги одной женщины, хозяйка, облившись керосином, подожгла себя вместе с принадлежащим ей сокровищем. И здесь Гай начал задумываться о том, почему же люди так дорожат книгами. Его рука невольно потянулась за одной из них. Трофей был спрятан пожарником в вентиляционной системе своей квартиры. И после этого, во время каждого из своих выездов, Монтег выхватывал из огня один-два томика запрещенной литературы. Однако прочесть книги он все же не решался.


И вот наступил тот день, когда Гай понял, что пожарным он быть просто не может. На работу он не пошел, притворившись больным.

В этот же день его посетил Битти, который являлся начальником пожарной бригады. Он начал читать Гаю лекцию о том, что просвещение и книги несут в себе опасность. Ведь они не позволяют обуздать разум человека, являясь своеобразным заряженным ружьем. Только перестав читать книги, как утверждал Битти, люди стали чувствовать себя счастливыми. Они находятся в постоянном движении и получают все возможные в жизни развлечения. Этого вполне достаточно для современного американского общества.

После ухода своего начальника Монтег достал из вентиляционного канала спрятанное там сокровище. Он до смерти перепугал свою жену чтением книги. Милдред, слушая страницу за страницей, не переставала ждать окончания «пытки». Она мечтала поскорей прильнуть к привычному для нее телеэкрану. Подобное поведение женщины вызвало негодование Гая. Он возмущался тем, что его жена настолько черства, хотя и сам мало что понимал из прочитанного.

В этот момент Монтег вспомнил о старике, с которым познакомился несколько лет назад на тропинках городского парка. Этот подозрительный мужчина, завидев Монтего, что-то быстренько убрал в карман своего пиджака. Пожарник разговорился со стариком, который в прошлом был профессором, преподавателем английской словесности. Старик оставил Гаю свой адрес. Сделал это он на тот случай, когда пожарник вздумает на него «разозлиться».

Живые книги

Монтег нашел карточку профессора и собрался бежать. Однако его глупая жена уже рассказала о странном поведении мужа своим подругам. Те же сообщили об этом начальнику службы пожарников. Монтег был тут же назван преступником. Его объявили в розыск. Но Гаю чудом удалось спастись, и он смог добраться до дома профессора Фабера.

Старик решил открыть молодому человеку тайну. Настоящим открытием для Гая стало то, что в стране существует целое объединение, в которое входят инакомыслящие люди. Они хранят имеющиеся у них книги и мечтают о том, чтобы в будущем печатное дело было возрождено. Однако этот книжный склад увидеть невозможно. Ведь находится он в человеческих головах. Люди, входящие в общество, заучивают тексты произведений наизусть, сами являясь, таким образом, живыми книгами. Это бывшие ученые, преподаватели университетов. Их лагерь находится в лесу за городом. Туда-то, по наставлению Фабера, и отправился Монтег.

Люди, скрывающиеся от властей в лесу, дали Гаю жидкость, выпив которую, он смог изменить свой личный запах. После этого его стало невозможно найти ни механическому псу, ни властям.

Однако его и вовсе перестали искать, передав в новостях, что преступник по имени Гай Монтег был обезврежен. При этом с экрана демонстрировали труп случайного прохожего.

Этой же ночью город был уничтожен сброшенной на него атомной бомбой. Скрывавшиеся в лесу люди осознали, что они являются памятью человечества, и теперь их помощь очень нужна для возрождения цивилизации.

Цензура

Стоит сказать о том, что произведение «451 градус по Фаренгейту» отзывы о манере написания с самого начала получало вовсе не лестные. Оно стало настоящей жертвой цензуры. Так, в 1967 г., после того как издательством Ballantine Books было решено начать публикацию специального издания романа для средних школ, в книге было изменено более семидесяти пяти фраз. Редакцию исключила привычные ругательства литератора, а также его упоминания об абортах. Кроме того, два фрагмента произведения были переписаны полностью. Однако, прочтя «451 градус по Фаренгейту», отзывы о книге большинство читателей оставляли самые восторженные. Они даже не догадывались об изменениях, так как мало кому была доступна оригинальная версия.


Но в то же время редакцией Ballantine Books было продолжено издание «взрослого» варианта романа, которую реализовывали книжные магазины. Таким образом, в течение шести лет производился параллельный выпуск двух изданий романа. После этого «взрослая» версия выходить перестала, а сокращенный вариант произведения реализовывался дальше. Однако об этом не знал никто. Не подозревал о наличии двух вариантов своего труда и сам Брэдбери. «451 градус по Фаренгейту» отзывы получал восторженные, что не приводило автора даже к самой мысли об имеющейся подделке.

Все продолжалось до 1980 г., пока друг писателя не обратил внимание Рэя на имеющиеся в его романе сокращения. После этого Брэдбери потребовал, чтобы издательство перестало выпускать его роман в сокращенной версии. Это и было сделано.

Шумная история не осталась незамеченной. Она привлекла внимание членов Американской библиотечной ассоциации. Ими было обнаружено, что школьными клубами производятся те или иные сокращения этого знаменитого романа. Ассоциация своим авторитетом добилась того, что изданные с сокращениями книги были помечены как издания школьного книжного клуба.

Какие получал роман «451 градус по Фаренгейту» отзывы в СССР? Они были совершенно разными. Критики высказывали о нем как практически отрицательные мнения, так и весьма восторженные. Негативный отзыв о произведении «451 градус по Фаренгейту» можно было увидеть в идеологических изданиях ЦК КПСС. Например, в журнале «Коммунист». Тем не менее это не стало основанием для запрета книги на территории СССР.

Мнение критиков

Объектом довольно бурных дискуссий стала книга Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» Отзывы литературоведов и критиков на ее счет были получены самые различные. Были среди авторов такие, которые очень тепло встретили роман «451 градус по Фаренгейту». Отзывы подтверждали восхищение книгой. Критики высказывали мнение, что произведение позволяет жителям Америки понять, что их страна находится уже недалеко от реальности, изображенной в романе.


Произведение «451 градус по Фаренгейту» отзывы заслуживает как о труде талантливого писателя, написанном в жанре антиутопии и научной фантастики. Критики подчеркивают, что автор сумел показать будущее совершенно по-новому.

Например, Дон Гаэмэн, представляющий Los Angeles Times, хвалил Брэдбери. «451 градус по Фаренгейту» отзывы получило как произведение, способное заставить людей осознать реальность, читая увлекательную книгу, написанную в хорошем стиле. Критик указал на то, что в книге были запечатлены страхи человеческой цивилизации, которая по прошествии нескольких лет может стать однообразной и примитивной.

Интересен отзыв о рассказе «451 градус по Фаренгейту» Орвила Прескотта, представляющего The New York Times. По его заявлениям, Брэдбери показал в своем произведении сумасшедший мир, который пугающе напоминает современную действительность. При этом он смог сделать его очаровательным. По мнению критика, некоторые из творческих приемов автора поражают своей уникальностью. Какие Орвил Прескотт оставляет отзывы о книге «451 градус по Фаренгейту»? Он утверждает, что этот труд призывает людей к получению своего жизненного опыта, отказавшись при этом от бесконечных развлечений. Прескотт также отмечает, что существует некое сходство мира Брэдбери с тем, который существует в реальности. Указывает он в своих статьях и на незаурядный стиль известного писателя.

Роман «451 градус по Фаренгейту» отзывы критиков получил и как произведение, которое можно считать частью литературных американских традиций. Так, похвальную рецензию Брэдбери заслужил от американского писателя Кристофера Ишервуда. Тот указывал на необычный и потрясающий талант Рэя и хвалил его за то, что он смог воплотить перед читателями столь мрачный мир.

Книга получила и немало нелестных отзывов. Некоторыми критиками не одобрялась попытка автора выразить свое негативное отношение к политике США, которая имела место в период холодной войны.

Так, в 1953 г. Роско Флеминг в газете The Denver Post указал на то, что в книге показано чересчур мрачное будущее, что на руку пессимистически настроенным людям. Некоторые американские критики обвинили Брэдбери в предубеждениях против развивающихся технологий.

В СССР первые отклики на роман появились еще в 1956 г. Критики из Страны Советов также считали произведение пророческим. Так, Александром Казанцевым в одной из первых рецензий романа высказывался призыв к людям проявить неприятие уничтожения культуры властью техники.

Простые читатели также много говорят о книге «451 градус по Фаренгейту». Отзывы мужчин и женщин подтверждают, что сюжет действительно запоминающийся. Причем многими высказывается сожаление о том, что мир действительно совершает движение в направлении, указанном в романе. Ведь постоянно увеличивается количество людей, увлекающихся сериалами и занимающихся пустой болтовней.

Многие даже не желают знать не только об истории своей страны, но и о том, кем были их родители. Читатели высказывают твердую уверенность в том, что подобные книги, предостерегающие от такого мира, должны существовать обязательно.

Создание спектакля

После того как читатели нашей страны познакомились с книгой Рэя Брэдбери, она была настолько популярна, что буквально переходила из рук в руки. Сегодня, по прошествии полувека, поставлен спектакль московским театром «Эт Сетера» «451 градус по Фаренгейту». Отзывы зрителей подтверждают, что на сцене они увидели сегодняшние проблемы человечества, которые являются общими для всех жителей планеты. Именно это и стало причиной создания пьесы по роману, который явился предсказанием знаменитого американского фантаста.

История, с которой театр знакомит зрителя, захватывает внимание подобно остросюжетному детективу. Она рассказывает о прозрении человека, решившегося на бунт, о его любви, об обретении свободы чувствовать и думать. Кроме того, эта история - о смерти и погоне.

Огонь, который пожирает культуру, - эта метафора как нельзя лучше отражает мир Брэдбери. Такой фантастический и такой пугающе реальный, этот мир возникает на сцене и дает шанс зрителю услышать предупреждение, которое попытался донести до нас заокеанский писатель в своем произведении «451 градус по Фаренгейту». Отзывы о спектакле подтверждают, что его идея глубоко западает в души современных людей.

Экранизация

В 1966 г. по роману известного писателя в Великобритании был создан одноименный фильм. Его режиссером стал француз Франсуа Трюффо.


Современный зритель о фильме «451 градус по Фаренгейту» отзывы оставляет как о картине, которая во многом напоминает реальное настоящее. Ведь уже на сегодняшний день любимую библиотеку многим полностью заменил Интернет. Кроме того, существует масса любителей телевидения, которые дни напролет остаются дома ради просмотра любимых сериалов. Так что, долой прогресс? Людям нужно сломать все машины и вернуться назад? Нет, роман Брэдбери и экранизация Трюффо явно указывают на то, что не стоит противиться всему новому, возникающему в человеческом обществе. Просто не нужно другим позволять сделать из себя безвольный и послушный чужой воле автомат. Нельзя отказываться от своего собственного "я" и пренебрегать достижениями мировой культуры.

  1. Гай Монтэг - главный герой романа, пожарник. Тридцать лет. Разочарован в обществе и его идеалах
  2. Милдред - его жена. Полностью зависима от технологий, особенно от огромного телеэкрана
  3. Кларисса Маклеллан - «другая» девушка, новая соседка Монтэгов. Ей семнадцать, она любит книги и природу. Случайно встречается с Гаем на улице и после недолгого общения заставляет его пересмотреть свои взгляды на мир.
  4. Фабер - пожилой профессор, хранящий в своем доме последние бумажные книги
  5. Битти - начальник пожарной станции, брандмейстер. Антагонист Монтэга

Первая встреча с Клариссой

Действие этого романа-антиутопии происходит в не столь далеком будущем, в Америке.

Гай Монтэг уходит с работы. Он пожарник. Правда, в мире, созданном Брэдбери, пожарники занимаются не тушением пожаров, а сжиганием запрещенных, то есть всех бумажных, книг.

Монтэг с наслаждением вспоминает прошедший рабочий день - огонь и керосин, разъедающие бумагу и дерево. Только что он вместе с пожарной командой сожгли антиобщественную литературу, а заодно и дом преступника, хранящего у себя книги.

По дороге домой, Монтэг встречает молодую девушку, новую соседку. Это Кларисса. Гай сразу же чувствует, что она отличается от него, его жены и всех знакомых. От ее лица, словно от пламени свечи, будто исходит теплое сияние вместо ледяного электрического света, идущего от окружающих.

Короткого разговора оказалось достаточно, чтобы в душе Монтэга появилось сомнение: а счастлив ли он на самом деле?

Кларисса на своем примере доказала, что общение приносит радость, так же как и прогулки пешком. Получается, что не все люди пустые и холодные. А ведь раньше он об этом и не задумывался.

Инцидент с женой


Вернувшись домой, Монтэг обнаружил в постели жену, едва не погибшую от передозировки снотворным. Милдред сделала это машинально, не отдавая себе отчета, сколько таблеток глотает. Приехавшая «неотложная помощь» успела ее спасти, посредством переливания крови.

Оказалось, что для этой работы уже не нужен врач - методично и быстро справляются и техники. Прошел всего час после встречи с Клариссой, и за это время мир вокруг Монтэга вновь превратился в бесцветную и холодную массу. Из соседнего дома, дома Маклелланов, донеслись обрывки оживленной беседы.

На следующий день, Монтэг рассказал жене о ночном происшествии, но она не поверила.

Желая быстрее переменить тему, Милдред потребовала, чтобы в телевизионной комнате была установлена четвертая экранная стена. Тогда, по ее убеждениям, здесь поселятся необыкновенные интересные люди.

Разговор с Клариссой


Монтэг решает прогуляться и снова встречает Клариссу. Из разговора с ней он узнает, что девушка любит гулять по лесу, собирать цветы и ловить бабочек. За это ее заставляют посещать психиатра. Ни один из знакомых Монтэга не походит на эту странную, «живую» девушку.

Кларисса замечает, что он совсем не похож на других пожарников: он слушает и понимает, а также реагирует на ее слова. Ей он признается, что Милдред - противница детей. Кларисса же делится с ним переживаниями по поводу учебы в школе, основанной не на взаимодействии, а угрюмом прослушивании лекций по телевизору.

Монтэг начинает задумываться о словах своей новой знакомой. Он подсознательно стремится стать чем-то похожим на нее, приобрести утраченную человечность. Изменения в поведении коллеги пугают остальных пожарников.

Женщина, сгоревшая со своими книгами


Спустя некоторое время, пожарная команда отправляется на новый вызов. На этот раз преступницей оказалась старая женщина, хранящая у себя на чердаке целую гору книг и журналов.

Монтэг, находясь в состоянии шока, тайком унес одну из них. Не желая прощаться со своими сокровищами, женщина сгорела вместе со своим домом.

Визит брандмейстера Битти


Происшествие со сгоревшей женщиной сильно потрясло Монтэга. Он начал задумываться об уходе с работы. Вернувшись домой, он осознал, насколько далек от своей жены, глупой и пустой женщины, которую не интересует ничего, кроме мыльных опер.

Монтэг понимает, что в случае смерти Милдред, он даже не будет тосковать по ней. В этот же день он узнает от жены, что Кларисса погибла под колесами автомобиля, а ее семья переехала.

На следующее утро Монтэг почувствовал себя больным. Он намеревался взять выходной, но неожиданно к нему в дом пришел Битти. Брандмейстер подозревает Монтэга в хранении книг, поэтому стремится выбить у него из головы запрещенные законом мысли.

Он объясняет Монтэгу, почему литература стала незаконной. Власти стремятся сделать всех людей одинаковыми безличными куклами, наподобие Милдред, поддающимися манипуляции. А чтение книг противоречит данной цели.

Уход из дома

Битти уходит. Монтэг вспоминает о книгах, которые ему удалось собрать. Он показывает их жене, предлагает почитать вместе, чем до смерти пугает ее. Поняв, что в этом доме ему больше делать нечего, Монтэг берет Библию и уходит из дома.

Он отправляется к Фаберу, которого он однажды спас от участи быть осужденным за хранение книг. Старик предлагает Монтэгу бросить работу пожарника и стать одним из них - тех, кто встал на защиту литературы.

Фабер метает возобновить книгопечатание. На прощание старик отдает Монтэгу микроприемник, с помощью которого можно поддерживать связь с новыми союзниками.

Переломный момент


Новое увлечение мужа пугает Милдред и она решает донести на него полиции. К дому Монтэгов быстро подъезжает пожарная машина вместе с самим Гаем, который в момент вызова находился на работе.

Ему приходится своими руками сжечь и книги, и дом. Но подвергнуть опасности своих союзников он не может: нельзя допустить обнаружение микроприемника. Монтэг решается на опасный шаг - он сжигает Битти и двух других пожарных, а затем спасается от преследователей.

Начинается война, к которой давно готовилась Америка.

Побег из города

Спастись Монтэгу помогает Фабер. Он направляет его за пределы города, где бывший пожарник натыкается на общество изгоев. Это интеллектуалы, «живые книги», посвятившие жизнь борьбе с тотальным уничтожением печатной литературы. Они нашли действенный способ - стали заучивать тексты наизусть.

Монтэг узнает, что таких людей много, но они разбросаны по всей Америке. Все изгои надеются на глобальный переворот, который возродит угасшую любовь к книгам и потребность в знаниях.

Завершается роман вторжением в покинутый Монтэгом город вражеских бомбардировщиков.

Тест по роману 451 градус по Фаренгейту

Предлагаем вам краткое содержание "451 по Фаренгейту" - известного романа, по которому было несколько экранизаций. В предисловии к своему произведению автор Р. Брэдбери рассказывает историю его создания. Прочитав эту статью, вы узнаете, как автору пришла в голову идея написания романа, каков его главный герой. Также мы изложим краткое содержание "451 по Фаренгейту".

История создания произведения

В 1930-е годы автор романа жил в Лос-Анджелесе, где часто смотрел фильмы. Перед каждым из них традиционно показывали кинохроники, в которых фашисты кощунственно сжигали на кострах книги. Эти кадры задели Брэдбери настолько, что вызвали слезы, а затем вылились в целый роман. Нужно отметить, что Рэй Брэдбери часто бывал в общественной библиотеке в период Великой депрессии. В это непростое время книги были лучшими друзьями писателя.

В предисловии автор сообщает о том, что он и есть главный герой, Гай Монтэг. Писатель предлагает нам пройти вместе с ним небольшой путь по страницам произведения. Очень интересно знакомиться с романом "451 по Фаренгейту". Отзывы о произведении самые положительные, многие люди перечитывают его снова и снова, открывая новые грани характера героя, осмысливая сюжет. Поэтому смело можно начинать чтение.

Главный герой

Брэдбери пишет о том, что людей, живущих в недалеком будущем, трудно уже назвать людьми. Все они живут в телевизионном мире, а их "родственники" - герои сериалов. Эти люди думают стереотипами. Главному герою, однако, удается выйти за эти рамки. В этом ему помогла Кларисса из "451 по Фаренгейту".

Анализ произведения показывает, что главный герой раньше был простым пожарником, который жил обычной, ничем не примечательной жизнью. Он не задумывался о смысле своего существования. Пожарник жег книги, так как это было его работой. Но далее Рей Брэдбери пишет, что однажды все изменилось. Он познакомился и подружился с девушкой по имени Кларисса. Она любила размышлять о жизни, гулять, наслаждаться красотами природы. Кроме того, умела мыслить самостоятельно эта героиня романа "451 по Фаренгейту".

Цитаты, которые приводит эта женщина, ее видение мира - все это постепенно меняет внутренний мир главного героя. Его удивило, например, когда она сказала: "Знаете, чем пахнут палые листья? Корицей!" Монтэг тайком начинает приносить домой книги вместо того, чтобы сжигать их. Он задумывается о жизни, о своей работе. Смерть Клариссы, а также встреча с женщиной, погибшей из-за отказа покинуть дом, усиливают внутренний разлад главного героя.

По ходу того, как сюжет романа развивается, жизнь теряет для Гая смысл. Общество, окружающее его, в том числе и его супруга, начинает вселять отвращение. Все заканчивается тем, что герой покидает город. Кого он встречает и что обретает - об этом вы узнаете, прочитав краткое содержание произведения.

События этого романа происходят в недалеком будущем (можно сказать, что уже в настоящем, так как Р. Брэдбери окончил свой роман 60 лет назад). В произведении говорится о том, что недавно завершилась атомная война, однако патрульные бомбардировщики все еще летают над американским городом. Правительство решило обуздать людей: им запрещается много думать, можно лишь работать и развлекаться.

Жизнь людей после атомной войны

Постепенно жителей этого вымышленного мира превращают в зомби. Они перестают общаться, гулять по улицам, начинают ненавидеть собственных детей. Смотреть телевизор становится модным. Появляются так называемые гостиные, в которых все стены - огромные телевизоры. Также жители города развлекаются тем, что ездят на реактивных машинах на огромной скорости. Любые книги в стране запрещены. Их чтение считается вольнодумством. Бывшие пожарники превращаются в особый отряд, главной заботой которого является приезд домой к нарушителю и сожжение книг вместе с его домом.

Общение с Клариссой

Однажды главный герой возвращается с работы домой. На улице он встречает Клариссу, чудаковатую соседку. Эта женщина говорит странные вещи о шелесте листьев, красоте звезд и т. д. Несмотря на это, она нравится Монтэгу. Постепенно он начинает прислушиваться к тому, что говорит Кларисса, по-иному смотреть на вещи.


Кларисса задает герою один простой вопрос: "Счастливы ли вы?" Этот вопрос застает его врасплох. Герой по-новому начинает смотреть на свою жизнь. Не он один ведет такое существование, а миллионы американцев. Скоро Гай понимает, что это бездумное существование никак нельзя назвать счастливым. Он ощущает пустоту, отсутствие человечности, тепла.

Случай с Милдред, супружество Монтэга

Однажды происходит несчастный случай с супругой Монтэга. Возвратившись домой, главный герой застает свою жену без сознания. Женщина отравилась снотворным, однако не в результате желания расстаться с жизнью, а просто машинально глотая таблетки. Все вскоре разрешается благополучно. Скорая помощь быстро приезжает по вызову главного героя. Медики осуществляют переливание крови, используя новейшую аппаратуру. Получив положенные им 50 долларов, они отправляются на следующий вызов.

Супружество Монтэг и Милдред длится уже долгое время. Брак их давно превратился в фикцию. Милдред против детей, поэтому их у них нет. Каждый из супругов существует сам по себе. Милдред увлечена телесериалами, которые заменяют ей реальную жизнь.


Смерть женщины, отказавшейся покинуть дом

Через некоторое время главный герой узнает о том, что его соседку насмерть сбил автомобиль, после чего семья ее уехала. Отряд пожарников, в числе которых и Монтэг, вызывают, чтобы сжечь книги в доме, хозяйка которого отказалась покидать его. В итоге ее сожгли вместе с домом. Перед смертью эта женщина цитировала книги. Тайком берет одну из них главный герой романа "451 по Фаренгейту". Книга эта отныне хранится у него дома.

Визит Битти

После всех этих событий Монтэг начал задумываться о своей работе. Он сказал своей супруге, чтобы она позвонила на работу и сообщила о том, что он заболел. Но неожиданно в гости к ним явился Битти, начальник Монтэга. Он заподозрил главного героя в хранении книг. Битти принялся рассказывать, что в них нет ничего интересного, что от этого только вред.

Монтэг уходит из дома

Монтэг после ухода начальника показал супруге свои книги, которые ему удалось собрать. Милдред стала паниковать и просить мужа избавиться от них. Тогда главный герой взял с собой Библию и ушел из дома. Гай отправился к Фаберу - старику, которого однажды застал за чтением в парке, однако не выдал пожарным. Тогда Фабер оставил главному герою свой адрес. Монтэг решил приехать к нему, так как не знал, с кем поговорить и куда податься. Фабер выслушал Гая и уговорил его принять сторону бунтовщиков - спасать книги. Также он дал главному герою маленький приемник. Гай поместил его себе в ухо, и старик таким образом мог слышать все, что происходит вокруг Монтэга, и разговаривать с ним.

Как Монтэг выдал себя

Главный герой произведения Брэдбери "451 по Фаренгейту" вернулся домой. К его жене в это время пришли подруги. Они смотрели телевизор, однако Гай предложил общаться. Главный герой стал выходить из себя от тупости подруг своей жены. В итоге он достал книгу со стихами из тайника, принялся читать ее. Фабер просил Гая не делать этого, однако тот не мог остановиться. Милдред попробовала представить эту ситуацию как шутку пожарников, однако подруги отправились по домам, вызвали полицию.

Бунт Гая

Далее Рэй Брэдбери пишет о том, что, ни о чем не подозревая, Монтэг отправился на работу. Он принес Битти одну из книг и сказал, что украл ее, о чем очень жалеет. Начальник похвалил главного героя, сказав ему, что все так делали когда-то. Последовал вызов, после чего все уселись в машину. Выяснилось, что пожарные прибыли к дому Монтэга. Опустив глаза, Милдред уехала на такси. Начальник дал главному герою огнемет и предложил ему самому сжечь собственные книги. Гай сжег Битти, ударил двух коллег. Затем он сжег и механического пса, настроенного на запах главного героя.

Встреча с защитниками книг

Уже подходит к финалу произведение, автор которого - Брэдбери ("451 по Фаренгейту"). Монтэг решает бежать прочь из этого города. Во время побега его едва не сбивает машина. Погоню за главным героем показывают по телевизору. Несмотря на все сложности, Монтэг все-таки вырывается из города, а затем бросается в реку. Гай долго плывет. В конце концов, он добирается до берега, видит костер. Бродяги, сидящие возле этого костра, зовут главного героя, включают маленький телевизор. По нему показывают, как погоня за Гаем завершается. Решив, что преступника долго искать в воде, полиция выбрала парня, прогуливавшегося по улице. Она выдала его за Гая и уничтожила. Бродяги признаются, что они восставшие, решившие защищать книги. У каждого из этих стариков в голове хранится по известной книге или по нескольку глав из нее. В будущем они надеются воссоздать эти произведения. Монтэг узнает и о том, что опять началась война.


Финал романа

Странники вместе с Гаем утром отправляются в путь. Они хотят уйти подальше от города, однако далеко пробраться не могут - бомбардировщики налетели на город, разрушили его. Бродягам удается выжить. Все в крови и пыли, они снова двигаются в путь. Каждый из них несет в голове свою книгу, а также желание изменить этот мир.

Таково краткое содержание "451 по Фаренгейту". Это произведение вошло в золотой фонд мировой литературы, а его автор (на фото выше) считается одним из лучших писателей 20 века.

В романе описывается общество, которое опирается на массовую культуру и потребительское мышление, в котором все книги, заставляющие задумываться о жизни, подлежат сожжению; хранение книг является преступлением; а люди, способные критически мыслить , оказываются вне закона. Главный герой романа, Гай Монтэг , работает «пожарным» (что в романе подразумевает сожжение книг), будучи уверенным, что выполняет свою работу «на пользу человечества». Но в скором времени он разочаровывается в идеалах общества, частью которого он является, становится изгоем и присоединяется к небольшой подпольной группе маргиналов, сторонники которой заучивают тексты книг, чтобы спасти их для потомков.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    Рэй Брэдбери 451 градус по Фаренгейту аудиокнига

    Рэй Брэдбери "451 градус по Фаренгейту" - краткий обзор книги

Субтитры

Сюжет

Роман «451 градус по Фаренгейту» рассказывает о тоталитарном обществе, в котором литература находится под запретом, а пожарные должны сжигать все запрещённые книги, которые обнаружат, причём - вместе с жилищами владельцев. Владельцы книг при этом подлежат аресту, одного из них даже отправляют в сумасшедший дом. Автор изобразил людей, потерявших связь друг с другом, с природой, с интеллектуальным наследием человечества. Люди спешат на работу или с работы, никогда не говоря о том, что они думают или чувствуют, разглагольствуя лишь о бессмысленном и пустом, восторгаются только материальными ценностями. Дома они окружают себя интерактивным телевидением, проецирующимся сразу на стены (в которые встроены кинескопы), и заполняют своё свободное время просмотром телевизионных передач, бесконечных и бестолковых сериалов. Однако «благополучное», на первый взгляд, государство находится на пороге тотальной разрушительной войны, которой все же суждено начаться под занавес произведения.

Главный герой романа, «пожарный» Гай Монтэг (слово fireman переведено как пожарный, что не отражает всех смыслов, заложенных в него автором; это слово означать «кочегар», «истопник» и т. д. ), знакомится с семнадцатилетней девушкой Клариссой Маклеллан и начинает понимать, что возможна иная жизнь. Клариссу считают странной из-за её увлечения природой, желания говорить о чувствах и мыслях и просто жить. Монтэг любит свою работу, но тайно забирает из нескольких домов книги, которые должен был сжечь. Гибель Клариссы, которую сбивает автомобиль, встреча с женщиной, которая отказывается покинуть собственный дом, залитый керосином, и сама чиркает спичкой о перила и сжигает себя вместе с книгами, усиливает внутренний разлад Гая. Позже Гай припомнит фамилию «Ридли», которая звучит во фразе той женщины: «Будьте мужественны, Ридли. Божьей милостью мы зажжём сегодня в Англии такую свечу, которую, я верю, им не погасить никогда» (начальник Монтэга брандмейстер Битти объясняет Монтэгу слова старой женщины: «Человек по имени Латимер сказал это человеку, которого звали Николас Ридли, когда их сжигали на костре за ересь в Оксфорде 16 октября 1555 года»). Монтэг решает бросить свою работу после случившегося. Он притворяется больным на сутки.

Впервые роман был напечатан частями в первых выпусках журнала Playboy .

История цензуры

Роман «451 градус по Фаренгейту» стал жертвой цензуры с самого начала своего выхода. В 1967 году издательство Ballantine Books начало публикацию специального издания книги для средних школ. Свыше семидесяти пяти фраз были изменены, чтобы исключить привычные брэдберивские ругательства «damn», «hell» и упоминание абортов, два фрагмента были переписаны, однако пометок о внесённых коррективах не имелось, и большинство читателей даже не догадывалось о них, поскольку мало кто читал оригинальную версию .

В то же самое время Ballantine Books продолжало печатать «взрослую» версию, которая продавалась в книжных магазинах. После шести лет параллельного выпуска двух изданий издатель прекратил выпуск «взрослой» версии, оставив лишь сокращённую, которая продавалась с 1973 по 1979 год. Об этом не подозревал ни сам Брэдбери , ни кто-либо другой.

В 1980 году друг писателя обратил его внимание на сокращения, и автор книги потребовал от издательства прекратить публикации сокращённых версий, заменив их полной. Издатель согласился, и с 1980 года стала выходить полная версия книги.

История с цензурой привлекла внимание Американской библиотечной ассоциации , которая обнаружила, что школьные клубы так или иначе сокращают книги. Апеллируя к своему авторитету и угрожая изъять пометки «лучшие книги АБА» из всех сокращённых изданий, организация добилась того, что сокращённые книги в школьном книжном клубе были помечены на страницах выходных данных как издание школьного книжного клуба .

В СССР впервые издан в 1956 году. А рецензии на это произведение советские читатели могли прочесть уже во второй половине 1954 года. И отзывы на книгу были разные: от почти отрицательных до очень положительных. Отрицательные отзывы, прозвучавшие в идеологических журналах ЦК КПСС типа «Коммунист», не привели к запрету романа на территории Советского Союза.

Постановки

Влияние

Широкая известность романа нашла отражение в популярной культуре. Отсылки к нему можно обнаружить в творчестве таких музыкальных групп и исполнителей, как «Урфин Джюс» (песня «451 °F» из альбома «15»), «Аквариум» (песня «Электрический пес»), «Ария» (песня «Симфония огня» из альбома «Феникс») и ATB (песня «Fahrenheit 451»).

В 2012 году компания

«451 градус по Фаренгейту» - роман-антиутопия Рэя Брэдбери , который впервые был издан в 1953 году.
Что же значат цифры 451? Это температура в Фаренгейтах, при которой воспламеняется бумага. В переводе в градусы Цельсия это – 233 градуса.

В книге «451 градус по Фаренгейту» автор описывает общество будущего, которое подвластно потребительскому мышлению и которое зависит от массовой культуры. В таком обществе книги, которые заставляют задумываться о жизни и смысле существования, должны быть сожжены. Преступлением признается хранение книг. А люди, которые умеют иначе мыслить оказываются вне закона.

По сюжету романа , главный герой Гай Монтэг, который работает пожарным и сжигает книги. При этом он бесспорно уверен, что работает «на пользу общества». Но совсем скоро он разочаровывается в идеалах, которые навязаны обществу, к которому он сам и принадлежит. Он уходит в подполье и становится изгоем. Он ведет свою деятельность вместе с группой маргиналов, которая считает нужным заучить тексты книг, чтобы спасти информацию и передать ее потомкам.

Интересно, что этот роман автор писал на машинке, которую брал на прокат в публичной библиотеке Лос-Анджелеса. В основу романа лег сюжет неизданного рассказа «Пожарный» и рассказа «Пешеход».
Впервые роман печатался частями в самых первых Playboy.

В СССР впервые эта книга издалась в 1956 году. Отзывы на роман были разнообразные – и отрицательные и положительные. Хотя даже наличие отрицательных отзывов в идеологических журналах не привели к запрету книги.

  • Радиоприёмники «Ракушка» - аналог портативных радиоприёмников, которые появились в 1979 году.
  • В романе в жизни людей большое значение имеет телевидение. В романе автор говорит о разнообразных телевизорах. От телевизионных стен до миниатюрных переносных экранов. В книге есть упоминание, что картинка передается на экран в цвете и объеме, то есть это своего рода 3D-изображение .
  • Телевизионные стены - аналог плоских телевизионных панелей, которые начали производить в конце 20 в начале 21 века.
  • Банкоматы - банк, в котором круглосуточно можно получить наличные, а обслуживание ведут роботы.

Цитаты из книги 451 по Фаренгейту Рэй Брэдбери:

Человек в наше время - как бумажная салфетка: в неё сморкаются, комкают, выбрасывают, берут новую, сморкаются, комкают, бросают…

-Теперь вам понятно, почему книги вызывают такую ненависть, почему их так боятся? Они показывают нам поры на лице жизни.

Я люблю бывать с людьми. Но собрать их в кучу и не давать никому слова сказать — какое же это общение? Урок по телевизору, урок баскетбола, бейсбола или бега, потом урок истории — что-то переписываем, или урок рисования, что-то перерисовываем, потом опять спорт. Знаете, мы в школе никогда не задаем вопросов. По крайней мере большинство. Сидим и молчим, а нас бомбардируют ответами- трах, трах, трах, — а потом еще сидим часа четыре и смотрим учебный фильм. Где же тут общение?

Психология