Откуда пошел род романовых. Романов Николай Романович

XVII век принес множество испытаний Российскому государству. В 1598 году прервалась династия Рюриковичей, правившая страной более семисот лет. Начался период в жизни России, который называют Смутой или Смутным временем, когда само существование российской государственности оказалось под вопросом. Попыткам утвердить на троне новую династию (из бояр Годуновых, Шуйских) мешали бесконечные заговоры, восстания, даже природные катаклизмы. Дело усложнило также вмешательство соседних стран: Речи Посполитой и Швеции, которые на первых порах стремились заполучить сопредельные территории, желая в перспективе вообще лишить Россию государственной самостоятельности.
В стране нашлись патриотические силы, которые объединились в борьбе за независимость родины. Народное ополчение, под предводительством князя Дмитрия Пожарского и купца Кузьмы Минина, с участием людей из всех сословий, сумело изгнать интервентов из центральных районов Московского государства и освободить столицу.
Земский собор, созванный в 1613 году, после долгих споров утвердил на престоле Михаила Федоровича Романова, положив начало новой династии.

РОМАНОВЫ - боярский род, в 1613-1721 гг. царская, с 1721 г. императорская династия.
Предком Романовых обычно считают Андрея Ивановича Кобылу - боярина великого князя московского Ивана I Калиты. По родословным спискам у Андрея Ивановича Кобылы было пятеро сыновей, и от него ведут свое начало Кобылины, Колычевы, Коновницыны, Лодынины, Неплюевы, Шереметевы и др.
До XV в. предки Романовых именовались Кошкиными (от прозвища пятого сына Андрея Ивановича - Федора Кошки), затем Захарьиными (от Захария Ивановича Кошкина) и Захарьиными-Юрьевыми (от Юрия Захарьевича Кошкина-Захарьина).
Дочь Романа Юрьевича Захарьина-Юрьева (?-1543 г.) Анастасия Романовна (ок. 1530-1560 гг.) в 1547 г. стала первой женой царя Ивана IV Грозного. Ее брат Никита Романович Захарьин-Юрьев (?-1586 г.) стал родоначальником Романовых. Эту фамилию носил его сын - Федор Никитич Романов (ок. 1554-1633 гг.), ставший патриархом (Филарет).
В 1613 г. на Земском соборе сын Филарета Михаил Федорович Романов (1596-1645 гг.) был избран царем и стал основателем династии Романовых. К династии Романовых принадлежали также Алексей Михайлович (1629-1676 гг., царь с 1645 г.), Федор Алексеевич (1661-1682 гг., царь с 1676 г.), Иван V Алексеевич (1666-1696 гг., царь с 1682 г.), Петр I Алексеевич (1672-1725 гг., царь с 1682 г., император с 1721 г.); в 1682-1689 гг., при малолетних Иване и Петре, государством управляла царевна Софья Алексеевна (1657-1704 гг.). Династия Романовых правила в России до отречения Николая II от престола в 1917 г.

ЗАХАРЬИНЫ - московский боярский род, происходивший от Андрея Кобылы (ум. в сер. 14 в.), боярина великого князя Семена Гордого, и его сына - Федора Кошки (ум. в 1390-е гг.), боярина великого князя Дмитрия Ивановича Донского.
Родоначальник Захарьиных - внук Федора Кошки - Захарий Иванович Кошкин (?- ок. 1461 г.), боярин великого князя Василия II Темного. Его сыновья Яков и Юрий, бояре великого князя Ивана III, дали начало двум ветвям рода - Захарьиным-Яковлям (Яковлевым) и Захарьиным-Юрьевым.
Яков Захарьевич (?- ок. 1510 г.) с 1485 г. был новгородским наместником, в 1487 г. вместе с братом Юрием проводил розыск о последователях Новгородско-московской ереси; в 1494 г. участвовал в переговорах о сватовстве дочери Ивана III Елены с великим князем литовским Александром Казимировичем, участвовал в походах на Литву.
Юрий Захарьевич (?- ок. 1503 г.) в 1479 г. участвовал в Новгородском походе Ивана III, в 1487 г. сменил брата на посту новгородского наместника, проводил конфискации вотчин новгородских бояр, участвовал в походах на Литву. Наиболее известные представители рода Захарьевых-Юрьевых: Михаил Юрьевич (?-1539 г.) - окольничий (1520 г.), боярин (1525 г.), воевода, дипломат руководивший сношениями с Польшей и Литвой; в 1533-1534 гг. входил в боярскую группировку, фактически правившую Русским государством при малолетнем царе Иване IV, отошел от дел после бегства в Литву своего родственника И.В. Лятского-Захарьина. Роман Юрьевич (?-1543 г.) - основатель рода Романовых. Василий Михайлович (?-15б7 г.) - окольничий, затем (1549 г.) боярин, входил в Ближнюю думу Ивана IV, один из инициаторов опричной политики.

МИХАИЛ ФЕДОРОВИЧ
годы правления: 1613-1645
(12.07.1596-13.07.1645 гг.) – основоположник царско-императорской династии Романовых, первый русский царь из боярского рода Романовых.

АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ
годы правления: 1645-1676
(19.03.1629-29.01.1676 гг.) - царь с 1645 г., из династии Романовых.

ФЕДОР АЛЕКСЕЕВИЧ
годы правления: 1676-1682
(30.05.1661- 27.04.1682 гг.) - царь с 1676 г.

ИВАН V АЛЕКСЕЕВИЧ
годы правления: 1682-1696
(27.06.1666 - 29.01.1696 гг.) - царь с 1682 г.

ПЕТР I АЛЕКСЕЕВИЧ
годы правления: 1682-1725
(30.05.1672-28.01.1725 гг.) - царь с 1682 г., первый российский император с 1721 г.

ЕКАТЕРИНА I АЛЕКСЕЕВНА
годы правления: 1725-1727
(05.04.1683-06.05.1727 гг.) - российская императрица в 1725-1727 гг., супруга Петра I.

ПЕТР II АЛЕКСЕЕВИЧ
годы правления: 1727-1730
(13.10.1715-19.01.1730 гг.) - российский император в 1727-1730 гг.

АННА ИВАНОВНА
годы правления: 1730-1740
(28.01.1693-17.10.1740 гг.) - российская императрица с 1730 г., герцогиня Курляндская с 1710 г.

ИВАН VI АНТОНОВИЧ
годы правления: 1740-1741
(12.08.1740-05.07.1764 гг.) - российский император с 17.10.1740 по 25.12.1741 гг.

ЕЛИЗАВЕТА ПЕТРОВНА
годы правления: 1741-1761
(18.12.1709-25.12.1761 гг.) - российская императрица с 25.11.1741 г., младшая дочь Петра I и Екатерины I.

ПЕТР III (Карл Петер Ульрих)
годы правления: 1761-1762
(10.02.1728-06.07.1762 гг.) - российский император в период с 25.12.1761 по 28.06.1762 гг.

ЕКАТЕРИНА II АЛЕКСЕЕВНА
годы правления: 1762-1796
(21.04.1729-06.11.1796 гг.) - российская императрица с 28.06.1762 г.

В Кремле в Оружейной палате хранятся две неказистые на вид сабли. Но, несмотря на непрезентабельный вид, они являются бесценными реликвиями России. Сабли эти были боевым оружием Минина и Пожарского. В 1612 году купец из Нижнего Новгорода Кузьма Минин призвал русский народ встать на борьбу с польскими захватчиками, а возглавил народное ополчение князь Дмитрий Пожарский.

Осенью того же года первопрестольная была очищена от польских панов. После этого собрался Земский собор, который избрал на престол Михаила Фёдоровича Романова. Сам род Романовых происходил из рода царицы Анастасии (первая жена Ивана Грозного). В народе её любили и почитали за доброту и кротость. Любил её и сам грозный царь и сильно переживал после смерти жены.

Всё это и послужило причиной того, что представители русских земель, собравшиеся на Земский собор, сделали выбор в пользу 16-летнего юноши, являвшегося потомком Анастасии. Объявили ему об этом в Ипатьевском монастыре города Костромы. Так началось правление династии Романовых. Оно продолжалось 300 лет и превратило русскую землю в огромную и великую державу.

Царь Михаил Фёдорович (1613-1645)

Царь Алексей Михайлович (1645-1676)

Царь Фёдор Алексеевич (1676-1682)

Троевластие и царевна Софья Алексеевна (1682-1689)

Пётр I Великий (1689-1725)

Царь, а затем император Пётр I считается великим реформатором, превратившим Московское царство в Российскую империю. К его заслугам можно отнести разгром шведов, выход к Балтийскому морю, строительство Санкт-Петербурга, бурный рост металлургической промышленности. Были преобразованы государственное управление, судопроизводство и система образования. В 1721 году русского царя стали именовать императором, а страну империей.
Подробнее читайте в статье Пётр I Романов .

Императрица Екатерина I (1725-1727)

Император Пётр II (1727-1730)

Императрица Анна Иоанновна (1730-1740)

Иван VI и Брауншвейгское семейство (1740-1741)

Императрица Елизавета (1741-1761)

Император Пётр III (1761-1762)

Императрица Екатерина II Великая (1762-1796)

Император Павел I (1796-1801)

Император Александр I (1801-1825)

Император Николай I (1825-1855)

Император Александр II Освободитель (1855-1881)

Император Александр III Миротворец (1881-1894)

Император Николай II (1894-1917)

Николай II стал последним императором династии Романовых. При нём произошли Ходынская трагедия и Кровавое воскресенье. Чрезвычайно неудачно велась русско-японская война. В то же время в экономике Российской империи наблюдался подъём. На его пике началась Первая мировая война, закончившаяся революцией и отречением императора от престола. Манифест об отречении был подписан 2 марта 1917 года. Николай II отрёкся в пользу своего брата Михаила, но тот тоже отказался от власти.

Леонид Дружников

Предыстория Романовых. Изменения названия рода

Согласно родовому преданию, предки Романовых выехали на Русь «из Прусс» в начале XIV века. Однако многие историки полагают, что Романовы - выходцы из Новгорода.

Первым достоверным предком Романовых и ряда других дворянских родов считается Андрей Иванович Кобыла - боярин московского князя Ивана Калиты. У Андрея Ивановича было пять сыновей: Семён Жеребец, Александр Ёлка, Василий Ивантей, Гавриил Гавша и Фёдор Кошка. Они явились родоначальниками многих русских дворянских домов.

Потомки Фёдора Кошки стали прозываться Кошкиными. Дети Захария Ивановича Кошкина стали Кошкиными-Захарьиными, а внуки - просто Захарьиными. От Юрия Захарьевича пошли Захарьины-Юрьевы, а от его брата Якова - Захарьины-Яковлевы.

Возвышение рода

Благодаря браку Ивана IV Грозного с Анастасией Романовной Захарьиной род Захарьиных-Юрьевых стал в XVI веке близким к царскому двору, а после пресечения московской ветви Рюриковичей начал претендовать на престол. В 1613 году внучатый племянник Анастасии Михаил Фёдорович был избран на царство, и его потомство (которое традиционно называется «Дом Романовых») правило Россией до 1917 года.

Ветвь Романовых-Голштейн-Готторпских

После брака Анны Петровны с герцогом Карлом Гольштейн-Готторпским род Романовых фактически перешёл в род Гольштейн-Готторпов, однако по династическому договору сын от данного брака (будущий Пётр III) признавался членом Дома Романовых. Таким образом, по генеалогическим правилам род именуется Романовы-Гольштейн-Готторпские, что нашло отражение на родовом гербе Романовых и гербе Российской империи.

Фамилия «Романовы»

Юридически члены царской, а затем императорской, семьи не носили вообще никаких фамилий («царевич Иван Алексеевич», «великий князь Николай Николаевич» и т. п.). Кроме того, с 1761 года в России царствовали потомки дочери Анны Петровны и герцога Гольштейн-Готторпского Карла-Фридриха, которые по мужской линии происходили уже не от Романовых, а от Гольштейн-Готторпов (младшая ветвь Ольденбургской династии, известной с XII века). В генеалогической литературе (особенно, зарубежной) представители династии начиная с Петра III носят название Романовы-Голштейн-Готторп. Несмотря на это, названия «Романовы» и «Дом Романовых» практически общепринято употреблялись для неофициального обозначения Российского Императорского Дома, герб бояр Романовых был включён в официальное законодательство, а в 1913 году широко отмечалось трёхсотлетие дома Романовых.

После 1917 года фамилию Романовых официально стали носить (по законам Временного правительства, а затем в эмиграции) практически все члены царствовавшего дома. Исключение составляют потомки великого князя Дмитрий Павловича. Он был одним из Романовых, кто признал Кирилла Владимировича императором в изгнании. Женитьба Дмитрия Павловича на Одри Эмери была признана Кириллом морганатическим браком члена царствующего дома, а супруга и дети получили титул князей Романовских-Ильинских (сейчас её носят двое внуков Дмитрия Павловича - Дмитрий и Майкл/Михаил, а также их жёны и дочери). Остальные Романовы также вступили в морганатические (с точки зрения российского закона о престолонаследии) браки, однако не посчитали нужным менять фамилию. После создания Объединения князей дома Романовых в конце 1970-х Ильинские стали его членами на общих основаниях.

Романовы после 1917

На начало 1917 года династия Романовых насчитывала 32 представителя мужского пола, 13 из которых были казнены большевиками в 1918-19 годах. Те, кто избежал этого, осели в Западной Европе (в основном - во Франции) и США. В 1920-30-е годы значительная часть представителей династии продолжала надеяться на крах советской власти в России и восстановление монархии.

Все представители династии являются потомками четырех сыновей Николая I:
Александровичи, потомки Александра Николаевича. Эта ветвь имеет двух ныне живущих представителей - братьев Дмитрия и Михаила Павловичей Романовских-Ильинских, младший из которых родился в 1961 году.
Константиновичи, потомки Константина Николаевича. По мужской линии ветвь пресеклась в 1973 году (со смертью Всеволода, сына Иоанна Константиновича).
Николаевичи, потомки Николая Николаевича Старшего. Два ныне живущих мужских представителя - братья Николай и Дмитрий Романовичи Романовы, младший из которых родился в 1926 году.
Михайловичи, потомки Михаила Николаевича. К этой ветви принадлежат все остальные живущие ныне мужчины-Романовы (см. ниже), младший из них родился в 1987 году.

Всего на сентябрь 2008 года род Романовых насчитывал 12 представителей мужского пола. Среди них только четверо (внуки князя Ростислава Александровича) - не старше сорока лет.

Главенство в династии

После ликвидации монархии в России ряд членов династии продолжал придерживаться имперского законодательства о престолонаследии, согласно которому, однако, никто из ныне живущих членов династии не входит в Императорский дом, поскольку все они родились в неравнородных браках и, естественно, их родители не спрашивали разрешения на брак у императора.

Если признать имперское законодательство утратившим силу в 1917 году, то порядок главенства в династии при утвержденной Павлом I полусалической схеме наследования выглядит следующим образом:
1917-1938 - Кирилл Владимирович (1876-1938), двоюродный брат Николая II
1938-1992 - Владимир Кириллович (1917-1992), его сын
1992-2004 - Павел Дмитриевич (1928-2004), троюродный брат Владимира Кирилловича
с 2004 - Дмитрий Павлович (р. 1954), сын Павла Дмитриевича

Дальнейший порядок династического старшинства:
Михаил Павлович (р. 1961), брат Дмитрия Павловича
Николай Романович (р. 1922), правнук Николая Николаевича Старшего
Димитрий Романович (р. 1926), брат Николая Романовича
Андрей Андреевич (р. 1923), внук Александра Михайловича
Алексей Андреевич (р. 1951), сын Андрея Андреевича
Пётр Андреевич (р. 1961), сын Андрея Андреевича
Андрей Андреевич (р. 1963), сын Андрея Андреевича
Ростислав Ростиславович (р. 1985), правнук великого князя Александра Михайловича
Никита Ростиславович (р. 1987), брат Ростислава Ростиславича
Николай-Кристофер Николаевич (р. 1968), правнук великого князя Александра Михайловича
Даниил Николаевич (р. 1972), брат Николая Николаевича

Однако ни Павел Дмитриевич, ни его сыновья Дмитрий и Михаил, живущие в США, никогда не выдвигали претензий на главенство в династии. На эту роль претендуют дочь Владимира Кирилловича Мария Владимировна, называющая себя главой Императорского дома, и Николай Романович, возглавляющий «Объединение членов дома Романовых», в состав которого входит большая часть ныне живущих представителей династии. Николай Романович считает, что вопрос о монархии в России, как и о том, кто должен занять престол, должен решаться на всенародном референдуме.

Известные представители рода Захарьиных-Юрьевых-Романовых
Захарий Иванович.
Юрий Захарьевич.
Михаил Юрьевич.
Пётр Яковлевич, окольничий с 1510 года; в 1512-1514 годах участвовал в Литовской войне, в 1521 году - в походах против крымцев.
Иван Васильевич, по прозванию Лятский. Участвовал в Литовской войне 1514-1519 годов и особенно отличился в 1517 году, когда разбил шеститысячное неприятельское войско близ Константинова; затем был в походе против крымцев (1522) и Казани (1524); в 1526 году послан в Варшаву для утверждения договора; в 1534 году бежал, вместе с сыном Иваном и Бельским, в Литву и там погиб.
Роман Юрьевич - окольничий; был воеводой в походе 1531 года. Умер в 1543 году.
Григорий Юрьевич был воеводой в походах 1531, 1536 и 1543 годов. В 1547 году - боярин. Около 1556 года принял иночество под именем Гурия и умер в 1567 году. Он был противником князей Глинских и много способствовал восстанию против них черни во время московского пожара 1547 года.
Василий Михайлович, тверской дворецкий и боярин, был в 1547 году «у постели на свадьбе кн. Юрия Васильевича». В 1548 году воеводствовал в Казани. Упоминается в числе бояр, оставшихся в 1559 году в Москве для управления государством, затем его имя встречается в ответной грамоте (1566) послам польского короля. Умер в 1567 году.
Даниил Романович, брат царицы Анастасии Романовны, окольничий (1547), боярин (1548). Участвовал в казанском походе 1551-1552 годов, причем особенно отличился при взятии Арского острога и в походах против крымцев и литовцев в 1556-1557, 1559 и 1564 годах. Умер в 1571 году.
Никита Романович - дед царя Михаила Федоровича. Участвовал в шведском походе 1551 года; был воеводой во время литовского похода (1559, 1564-1557). В 1563 году сделан дворецким и боярином. В 1584-1585 году участвовал в управлении государством. Умер в 1585 году, приняв монашество с именем Нифонта.
Фёдор Никитич - Филарет, патриарх.
Александр Никитич в 1585 году находился во дворце в день приема литовского посла. В 1586 году был наместником каширским. В 1591 году участвовал в походе против Газы II Гирея. В 1598 году - боярин. Борис Годунов в 1601 году лишил его боярского звания и сослал в Усолье-Луду, где он и был, по словам летописца, удавлен.
Михаил Никитич - стольник в 1597 году, окольничий в 1598 году. В 1601 году сослан в Ныроб, где вскоре умер.
Василий Никитич, стольник (1597), в 1601 году сослан в Яранск, через месяц переведен в Пелым, где содержался прикованным к стене. Умер в 1602 году.
Иван Никитич, по прозванию Каша, стольник (1591). В 1601 году сослан в Пелым, в 1602 году переведен в Нижний Новгород; вскоре возвращен в Москву. В день коронации Лжедимитрия I сделан боярином. В 1606-1607 годах был воеводой в Козельске и победил на берегах реки Вырки (1607) князя Масальского, сторонника Лжедимитрия II. При Михаиле Федоровиче играл очень видную роль, руководя преимущественно внешними делами. Умер в 1640 году.
Никита Иванович, последний боярин нецарственной линии Романовых. Был стольником в 1644 году, боярином в 1646 году. Умер в 1655 году.

Старинный московский двор царя Михаила Федоровича или так называемая Палата Романовых восстановлена при императоре Александре II. Здесь хранятся вещи, принадлежавшие патриарху Филарету, Михаилу Федоровичу и царице Евдокии. Все материалы, относящиеся до Романовых, собирались в особом Романовском отделе, основанном Н. Н. Селифонтовым в 1896 году, при Костромской Ученой архивной комиссии.

Исторические совпадения

Царская династия Романовых началась обрядом призвания на царство в Ипатьевском монастыре (в Костроме) и завершилась расстрелом царской семьи в Ипатьевском доме (в Екатеринбурге).
- 23 ступеньки переступил Михаил Фёдорович Романов, поднимаясь на трон во время коронации. В 1918 году последний Романов после 23 лет правления переступил 23 ступеньки спускаясь в подвал Ипатьевского дома.

По материалам энциклопедии Википедия

Династия Романовых находилась у власти чуть больше 300 лет, и за это время облик страны окончательно переменился. Из отстающего государства, постоянно страдающего из-за раздробленности и внутренних династических кризисов, Россия превратилась в обитель просвещенной интеллигенции. Каждый правитель из династии Романовых уделял внимание тем вопросам, которые для него казались наиболее актуальными и важными. Так, например, Петр I старался расширить территории страны и уподобить русские города европейским, а Екатерина II вложила всю душу в продвижение идей просвещения. Постепенно авторитет правящей династии падал, что привело к трагическому финалу. Царская семья была убита, а власть на несколько десятилетий перешла к коммунистам.

Годы правления

Основные события

Михаил Федорович

Столбовский мир со Швецией (1617 г.) и Деулинское перемирие с Польшей (1618 г.). Смоленская война (1632-1634 гг.), Азовское сидение казаков (1637-1641 гг.)

Алексей Михайлович

Соборное уложение (1649 г.), церковная реформа Никона (1652-1658 гг.), Переяславская Рада — при­соединение Украины (1654 г.), война с Польшей (1654-1667 гг.), восстание Степана Разина (1667­1671 гг.)

Федор Алексеевич

Бахчисарайский мир с Турцией и Крымским ханст­вом (1681 г.), отмена местничества

(сын Алексея Михайловича)

1682-1725 (до 1689 — регентство Софьи, до 1696 г, — формальное соправление с Иваном V, с 1721 г. — император)

Стрелецкий бунт (1682 г.), Крымские походы Голи­цына (1687 и 1689 гг.), Азовские походы Петра I (1695 и 1696 гг.), «Великое посольство» (1697-1698 гг.), Северная война (1700-1721 гг.), основание Санкт-Петербурга (1703 г.), учреждение Сената (1711 г.), Прутский поход Петра I (1711 г.), учрежде­ние коллегий (1718 г.), введение «Табели о Рангах» (1722 г.), Каспийский поход Петра I (1722-1723 гг.)

Екатерина I

(жена Петра I)

Создание верховного тайного совета (1726 г.), заключение союза с Австрией (1726 г.)

(внук Петра I, сын царевича Алексея)

Падение Меншикова (1727 г.), возвращение столицы в Москву (1728 г.)

Анна Иоанновна

(дочь Ивана V, внучка Алексея Михайловича)

Создание кабинета министров вместо верховного тайного совета (1730 г.) возвращение столицы в Санкт-Петербург (1732 г.), русско-турецкая война (1735-1739 гг.)

Иван VI Антонович

Регентство и свержение Бирона (1740 г.), отставка Миниха (1741 г.)

Елизавета Петровна

(дочь Петра I)

Открытие университета в Москве (1755 г.), Семилет­няя война (1756-1762 гг.)

(племянник Елизаветы Петровны, внук Петра I)

Манифест «О вольности дворянства», союз Пруссии и России, указ о свободе вероисповедания (все -1762 г.)

Екатерина II

(жена Петра III)

Уложенная комиссия (1767-1768 гг.), русско-турецкие войны (1768-1774 и 1787-1791 гг.), разде­лы Польши (1772, 1793 и 1795 гг.), восстание Емельяна Пугачева (1773-1774 гг.), губернская ре­форма (1775 г.), жалованные грамоты дворянству и городам (1785 г.)

(сын Екатерины II и Петра III)

Указ о трехдневной барщине, запрет продавать кре­постных без земли (1797 г.), Указ о престолонаследии (1797 г.), война с Францией (1798-1799 гг.), итальян­ский и швейцарский походы Суворова (1799 г.)

Александр I

(сын Павла I)

Учреждение министерств вместо коллегий (1802 г.), указ «О вольных хлебопашцах» (1803 г.), либеральный цензур­ный устав и введение университетской автономии (1804 г.), участие в Наполеоновских войнах (1805-1814 гг.), учреж­дение Государственного совета (1810 г.), Венский кон­гресс (1814-1815 гг.), дарование Польше конституции (1815 г.), создание системы военных поселений, возник­новение декабристских организаций

Николай I

(сын Павла 1)

Восстание декабристов (1825 г.), создание «Свода законов Российской империи» (1833 г.), денежная реформа, реформа в государственной деревне, Крымская война (1853-1856 гг.)

Александр II

(сын Николая I)

Окончание Крымской войны — Парижский мирный договор (1856 г.), отмена крепостного права (1861 г.), земская и су­дебная реформы (обе — 1864 г.), продажа Аляски США (1867 г.), реформы в области финансов, образования и пе­чати, реформа городского самоуправления, военные ре­формы: отмена ограниченных статей Парижского мира (1870 г.), союз трех императоров (1873 г.), русско-турецкая война (1877-1878 гг.), террор народовольцев (1879-1881 гг.)

Александр III

(сын Александра II)

Манифест о незыблемости самодержавия, Положение об усилении чрезвычайной охраны (оба — 1881 г.), контрре­формы, создание Дворянского поземельного и Крестьянско­го банков, попечительская политика в отношении рабочих, создание франко-русского союза (1891-1893 гг.)

Николай II

(сын Александра III)

Всеобщая перепись населения (1897 г.), Русско-японская война (1904-1905 гг.), 1 русская революция (1905-1907 гг.), Столыпинская реформа (1906-1911 гг.), I мировая война (1914-1918 гг.), Февральская революция (февраль 1917 г.)

Итоги правления Романовых

За годы правления Романовых российская монархия пережила эпоху расцвета, несколько периодов болезненных реформ и внезапное падение. Московское Царство, в котором был венчан на царство Михаил Романов, в ХVII веке присоединило огромные территории Восточной Сибири и вышло на границу с Китаем. В начале ХVIII века Россия стала империей и вошла в число наиболее влиятельных государств Европы. Решающая роль России в победах над Францией и Турцией ещё больше укрепила её позиции. Но в начале ХХ века Российская империя, как и другие империи, рухнула под влиянием событий Первой мировой войны.

В 1917 году Николай II отрёкся от престола и был арестован Временным правительством. Монархия в России была ликвидирована. Ещё через полтора года последний император и вся его семья были расстреляны по решению советского правительства. Оставшиеся в живых дальние родственники Николая поселились в разных странах Европы. Сегодня представители двух ветвей дома Романовых: Кирилловичи и Николаевичи – претендуют на право считаться местоблюстителями российского престола.

Михаил Федорович Романов (12 июля 1596—13 июля 1645) - первый русский царь из династии Романовых (правил с 24 марта 1613 года). После смерти Патриарха Ермогена (Гермогена) Русская земля «обезглавилась». «Третий Рим» оказался и без Царя, и без Патриарха. Впервые в русской истории был созван Совет Земли Русской - не по воле верховной церковной или высшей светской власти, а по воле народа. Земский собор, проходивший в Москве в январе - феврале 1613 годабыл самым представительным из всех Земских соборов. Его собрания проходили в Успенском соборе, так как в Москве в тот период не существовало иного помещения, способного вместить столь многочисленное общество. По заключению историка С.Ф. Платонова, в Соборе приняло участие не менее 700 «делегатов» (при избрании Годунова их насчитывалось 476). Это было действительно «Русское национальное собрание», представители которого особо были озабочены тем, чтобы их решение выразило волю «всей земли». Выборные хотя и имели широкие полномочия, но свои решения всё-таки рассылали на опрос городов. Собравшись после многолетних жестоких событий, междоусобицы, люди были разделены недавним прошлым. Оно ещё было живо, и на первых порах давало о себе знать взаимными упрёками и обвинениями, тем более что среди претендентов на русский престол фигурировали лица и роды, напрямую втянутые в политические коллизии Смуты: князь Д.Т. Трубецкой, князь В.В. Голицын, князь Ф.И. Мстиславский, князь Д.М. Пожарский и некоторые другие.

Все они отличались древностями рода, но ни у одного из них не было явных преимуществ на трон. Называлось и имя шестнадцатилетнего племянника царя Фёдора Ивановича, боярина Михаила Романова. Авраамий Палицын, келарь Свято-Троицкого монастыря(Лавры), вспоминал: «И многие дни о том говорили всякие люди всего Российского Царствия с великим шумом и плачем». Впервые имя боярского сына как единственного лица, достойного царского сана, после падения царя Василия Шуйского летом 1610 года назвал Патриарх Ермоген. Но тогда слова Святого Пастыря не были услышаны. Теперь же они приобрели характер великой исторической политической акции. Решение в пользу Михаила Романова оказалось всеобщим. Как справедливо заключил один из авторов, «только внушением Святого Духа можно объяснить столь единодушное решение собрания людей, которые ещё год назад смотрели один на другого, как на злейших врагов». О Соборе 1613 года, ставшего судьбоносным в истории России, много написано и сказано.«Различные группировки продвигали своих кандидатов, блокировали других. Дело грозило затянуться. И тут был найден компромисс. Казаки выкликнули имя 16-летнего Михаила Романова, который после освобождения Кремля находился в своей вотчине в Костромском уезде... Боярство также поддержало его, так как Романовы входили в элиту русской аристократии, а Михаил приходился внучатым племянником Анастасии Романовой, первой жене Иоанна Грозного. Кроме того, боярская группировка не отказалась от старой идеи - поставить на русский трон зависимого от неё монарха и тем самым ограничить самодержавныйдеспотизм. Один из влиятельных бояр-выборщиков утверждал: «Миша Романов молод, разумом ещё не дошёл, и нам будет поваден». По бесхитростному замечанию летописца, «многие же от вельмож, желающее царем быть, подкупахуся, многи и дающи и обещающи многие дары».Как бы то ни было, но в том, что 21 февраля 1613 года в Успенском соборе, перед главным алтарём Руси, имя Михаила Фёдоровича Романова было единогласно утверждено, - явлен был знак особой Божией благодати Руси.

В Смуту дважды до того Русская земля, на земских соборах 1598 и 1606 годов, провозглашала царя и дважды ошибалась. Эти неудачи слишком дорого стоили, и об этом все знали. Речь шла не о «выборе», как некоей механической процедуре получения максимального числа голосов тем или иным претендентом, а об установлении «достойности». О православном восприятии процедуры цареизбрания очень хорошо написал генерал М.К. Дитерихс (1874 - 1937), занимавшийся расследованием обстоятельств убийства Царской семьи в Екатеринбурге. Он составил об обстоятельствах того злодеяния подробный отчёт. Одновременно генерал провёл историческую реконструкцию народных представлений о царской власти, в системе понимания которых события 1613 года имели ключевое значение. «К Михаилу Фёдоровичу Романову, - писал М.К. Дитерихс, - нельзя применить определения, что он был «выборный царь», так как те действия, которые имели место на Земском Соборе 1613 года, совершенно не подходят к понятиям о «выборах», установленных правилами и тенденциями современных «гражданских идей»... Дебаты на Земском Соборе сосредотачивались не на вопросе «кого избрать», а на вопросе «кто может быть царём на Руси» соответственно тем идеологическим понятиям о власти, которые существовали в то время в русском народе «всея земли»... Земские люди 1613 года, собравшись на «выбирание» Государя, предоставляли «избрать» Царя Господу Богу, ожидая проявления этого избрания в том, что о Своём Помазаннике Он вложит в сердце «всех человецех единую мысль и утверждение». Царя посылает людям Господь, и посылает тогда, когда они сподобятся заслужить Его милость. И удел земных разглядеть этот промыслительный дар и принять с благодарственной молитвой. Таков высший духовный смысл события, происшедшего 21 февраля 1613 года в Успенском соборе Московского Кремля.

Даже при самой тщательной документальной реконструкции ситуации 1613 года значение события, его внутренний смысл невозможно постичь без учёта промыслительного предопределения. Ибо все фактурные доказательства и логические аргументы всё-таки не проясняют главного: почему же именно Михаил Романов стал царём на Руси. Михаил Романов мало кому был известен. Отец Фёдор Никитич (ок. 1564–1633), принявший монашество в 1601 году под именем Филарета, томился в польском плену. Мать, принявшая по принуждению Годунова постриг под именем Марфы, находилась в монастыре. Все главные боярские роды, передравшиеся за свои преимущества, фактически склонились в пользу царя-иностранца. И только праведный Патриарх Ермоген в своём молитвенном усердии распознал имя будущего царя. Народ и все делегаты Собора, просвещённые Святым Духом, склонились безропотно в пользу единого решения. Как заметил С.Ф. Платонов, «по общему представлению, Государя сам Бог избрал, и вся земля Русская радовалась и ликовала». Участник тех событий келарь Троице-Сергиева монастыря (Лавры) Авраамий Палицын заключил, что Михаил Фёдорович «не от человека, но воистину от Бога избран». Он видел доказательство этой исключительности в том, что при «собирании голосов» на Соборе не случилось никакого разногласия. Сие же могло случиться, как заключал Палицын, только «по смотрению Единого Все- сильного Бога». Уже после избрания Михаила, после рассылки грамот о том «во все концы Русской земли» и после присяги и крестоцелования - даже после всего этого в Москве не знали, где находится новый Царь. Направленное к нему в начале марта 1613 года посольство отбыло в Ярославль, или «где он, Государь, будет». Избранник же скрывался в костромской родовой вотчине «Домнино», а позже вместе с матерью переехал в костромской Ипатьевский монастырь, где его и отыскала делегация Земского Собора. Как известно, первоначально и сама инокиня Марфа, и её сын Михаил наотрез отказались от царской участи… «Божие бо есть дело, а не человеческий разум...» В событиях 1613 года победили не мирские страсти, не «политические технологии», не групповые интересы, а религиозная Идея. Михаил стал царём не по воле родовитых и именитых, не по воле родителей, и не в силу прагматических или корыстных расчётов тех или иных сил, а, как заключил исследователь, «давлением народной массы». Отражением этого национального воодушевления стала Утверждённая Грамота об избрании на Московское Государство Михаила Фёдоровича Романова, подписанная участниками Собора и составленная в мае 1613 года. В «Грамоте» приведены различные эпизоды последующих часов, когда решалась будущая судьба Руси и когда мать и сын упорно говорили «нет» на все стоны и мольбы собравшего народа. Тогда архиепископ Феодорит выступил с пастырским поучением, начав его словами: «Милосердный государь Михайло Фёдорович! Не буди противен Высшего Богу промыслу, повинися святой Его воле; никто же боправеден бывает, вопреки глагола судбам Божиим». Архипастырь изложил евангельское понимание долга христианина, сослался на авторитет Святых Отцов Церкви и привёл в качестве Богоизбранности единогласное решение Собора. «Глас Божий - глас народа». Владыка не ограничился оглашением неколебимых инозаконных правил и обратился к историческим примерам, связанным с историей Второго Рима. Это очень важный момент, позволяющий понять, что в русском сознании «русская история» и «греческая история» существовали в едином понятийном пространстве. «Греческое Царство» давало образцы того, как «надо» и как «не надо» жить и править. И те и другие на Руси знали и черпали в давнем кладезе опыта ответы на свои, казалось бы, совсем местные вопросы. Задание для христианской власти одно и то же во все времена. Потому Феодорит и ссылался на примеры Равноапостольного Константина, императоров Феодосия Великого, Юстиниана и других цареградских императоров и василевсов, правивших по воле Божией и утверждавших Дело Христа на земле. Такая же участь уготована и Михаилу Фёдоровичу, и он как христианин не может уклониться от исполнения Воли Всевышнего. Мольбы и увещевания сломили упорство инокини Марфы и юного Михаила. Мать обратилась к сыну со словами: «Божие бо есть дело, а не человеческий разум; аще бо на то будет воля Божия, буди так, и се сотвори». И Михаил, обливаясь слезами, принял царскую ношу как христианское послушание. Михаил Романов прибыл в Москву, а 11 июля 1613 года в Успенском соборе состоялось его венчание на царство.

Михаил Романов стал первым царём новой династии, занимая царский престол с 1613 года по 1645 год. При нём сложился удивительный союз между Священством и Царством, не имевший аналогов ни до, ни после. При Михаиле Фёдоровиче функции «царства» и «священства» были как бы гармонизированы в пользу Церкви, когда духовному пастырю принадлежала решающая роль в мирских делах. Династия Романовых будет править Россией триста с лишним лет, пока трагически не оборвётся, опять же в июле, в подвале Ипатьевского дома... Известно, что Романовы - младшая ветвь одного из древнейших московских боярских родов Кошкиных - Захарьиных - Юрьевых. В самых ранних родословных XVI – XVII веков все единодушно называли прародителем рода Андрея Ивановича Кобылу, боярина великого князя, жившего в XIV веке. Потомки Андрея Кобылы хорошо известны по различным документам средневековой Руси. Но напрасно искать там их фамилии. Тогда была, как принято говорить, трёхчастная форма имени: имя собственное - отца - деда. Фёдор Никитич Романов (отец будущего царя Михаила), его отец Никита Романович Юрьев, затем Роман Юрьевич Захарьин

После заочного избрания на царство Михаила Федоровича Романова Земский собор назначил ехать к нему большую делегацию во главе с рязанским архиепископом Феодоритом. В число делегатов-челобитчиков вошли чудовский, новоспасский и симоновский архимандриты, троицкий келарь Авраамий Палицын, бояре Ф.И. Шереметев и В.И. Бахтеяров-Ростовский, окольничий Ф. Головин, а также стольники, приказные люди, жильцы и выборные от городов. В связи с тем, что точного места нахождения новоизбранного царя никто не знал, наказ им был такой: «Ехать к государю царю и великому князю Михаилу Федоровичу всея Руси в Ярославль или где он, государь, будет». Только в пути делегаты выяснили, что Михаил с матерью находятся в Ипатьевском монастыре недалеко от Костромы, куда они и прибыли 13 марта 1613 года. На следующий день им была назначена аудиенция. Первая реакция инокини Марфы и ее шестнадцатилетнего сына на известие об избрании Михаила царем был решительный отказ, как отмечают летописи, «с гневом и слезами». Под этим отказом были серьезные причины, ибо мало в истории найдется примеров, когда бы новый государь в столь молодом возрасте вступал на престол в такой крайне сложной обстановке. Главная трудность заключалась в том, что государство находилось в состоянии войны сразу с двумя державами – Польшей и Швецией, которые, оккупировав часть российской территории, выставляли своих кандидатов на московский престол. Более того, у одного из противников в качестве пленника находился отец вновь избранного московского царя – Филарет (Федор) Никитич Романов, а вступление сына на престол могло отрицательно сказаться на его судьбе. Тяжелым было и внутреннее состояние Московского царства. Большую опасность для государства продолжали представлять казачий атаман Иван Заруцкий со своей невенчанной женой и ее сыном «царевичем Иваном», имевшие широкую поддержку со стороны казаков и русской вольницы, распоясавшейся за годы Смуты и державшей в страхе население практически всех областей, включая и московские окрестности. Но самая страшная опасность для Михаила и его матери крылась, как тогда говорили, в малодушестве московских людей, которые, присягнув последовательно Борису Годунову, его сыну Федору, Гришке Отрепьеву, Василию Шуйскому, Тушинскому вору, королевичу Владиславу, предали их одного за другим, руководствуясь своими корыстными соображениями. Мать и сын имели полное право опасаться, что нового царя ждет та же участь – измена, а вслед за ней и позорная смерть. Такой судьбы для своего сына инокиня Марфа, конечно же, не желала. И только угроза посольства, что «Бог взыщет на нем конечное разоренье государства», если Михаил откажется подчиниться воле Земли об его избрании на престол, растопило лед недоверия. Марфа благословила сына, и он принял от архипастыря соборные грамоты и державный посох, пообещав в скором времени быть в Москве. Однако путешествие из Костромы в Москву растянулось по времени почти на два месяца. По мере приближения к столице к Михаилу Федоровичу все с большей очевидностью приходило осознание того, что он гол, нищ и недееспособен. Государственная казна была пуста, как и продовольственные запасы царского двора. Армия из-за невыплаты денежного содержания распалась и занималась грабежом ради собственного пропитания. На дорогах хозяйничали разбойники, свои и чужие. Последствиями этого прозрения стали многочисленные царские грамоты, одна за другой уходившие в Москву. В них Михаил, нужно полагать с подачи своих советников, требовал от Земского собора, чтобы бояре, дворяне, торговые люди исполнили свою часть «общественного договора», а именно обуздали разбойничьи шайки, бродившие по городам и весям; очистили дороги от грабителей и убийц, парализовавших всякое перемещение людей и товаров; восстановили дворцовые села и волости, являвшиеся основным источником пополнения царской казны денежными, продовольственными и иными запасами, предназначенными не только для «царского обихода», но и содержания служилых государевых людей. Оскудение же царской казны доходило до того, что царскому поезду не хватало лошадей и подвод, в связи с чем часть сопровождавших царя людей вынуждена была идти пешком. Да и сам стольный город, как свидетельствует соответствующая переписка, не был готов к приему царя, ибо «хором, что государь приказал приготовить, скоро отстроить нельзя, да и нечем: денег в казне нет и плотников мало; палаты и хоромы все без кровли. Мостов, лавок, дверей и окошек нет, надобно делать все новое, а лесу пригодного скоро не добыть». Тем не менее царский поезд медленно, но верно приближался к Москве. С 21 марта по 16 апреля царь находился в Ярославле, 17 апреля он прибыл в Ростов, 23 апреля – в село Сватково, а 25 апреля – в село Любимово. На следующий день, 26 апреля, он торжественно вступил в Троице-Сергиеву Лавру, а в воскресенье, 2 мая, уже «всяких чинов московские люди» вышли за город для встречи своего государя. В тот же день состоялся его торжественный въезд в столицу, а затем и благодарственный молебен в Успенском соборе Кремля. 11 июля 1613 года считается днем рождения новой династии. В этот день Михаил Федорович Романов был венчан на царство. Перед венчанием два стольника – Иван Борисович Черкасский, родственник царя, и вождь-освободитель князь Дмитрий Иванович Пожарский – были возведены в боярское достоинство. После этого в Успенском соборе казанский митрополит Ефрем провел волнующую церемонию помазания и венчания на царство. Ему помогали князь Мстиславский, осыпавший царя золотыми монетами, Иван Никитич Романов, державший шапку Мономаха, боярин князь Дмитрий Тимофеевич Трубецкой со скипетром и новый боярин князь Пожарский с яблоком (державой). На следующий день по случаю царских именин чествовался новый думский дворянин Кузьма Минин. Каких-либо других пожалований, льгот, милостей, подарков простому народу и знатным людям новый царь, в отличие от своих предшественников, дать не мог: казна была пуста. Трудность положения нового царя усугублялась еще и тем, что в его ближайшем окружении, как утверждают исследователи, не оказалось людей если не равных, то хотя бы отдаленно напоминающих митрополита Алексия, Сильвестра, Алексея Адашева или Бориса Годунова. В его команде не было людей, способных сформулировать и последовательно реализовывать государственную программу, отвечающую национальным требованиям русского народа, измученного полувековыми «испытаниями на прочность» опричниной Ивана Грозного, стихийными бедствиями Борисова царствования, иностранным нашествием и внутренними смутами. Как отмечали иностранные наблюдатели, «все приближенные царя – несведущие юноши; ловкие и деловые приказные – алчные волки; все без различия грабят и разоряют народ. Никто не доводит правды до царя; к царю нет доступа без больших издержек; прошения нельзя подать без огромных денег, и тогда еще неизвестно, чем кончится дело…». Первую скрипку в этом «оркестре» играли родственники матери Михаила – Борис и Михаил Салтыковы, заботившиеся исключительно о своем должностном положении и своем обогащении, в то время как герои Первого и Второго народного ополчения были отодвинуты на второй план или вовсе сошли с исторической сцены. Более того, при любой возможности новые фавориты под разными предлогами старались их унизить, ущемить. Так, князь Пожарский, из местнических соображений отказавшийся объявлять боярство новопожалованному боярину Борису Салтыкову, был подвергнут унизительной процедуре – «выдаче головой». Выдача головой– обряд удовлетворения исков. В данном случае дьяк привел пешком князя Пожарского во двор Салтыкова, поставил его на нижнем крыльце и объявил Салтыкову, что царь выдает ему Пожарского головой. Салтыков озвучил Пожарскому его вину перед ним и отпустил со словами: «Повинную голову меч не сечет». Единственное, что спасало Московское царство от возобновления смуты, так это активная позиция и активная роль Земского собора и Боярской думы, которые делали все от них зависящее, чтобы вывести отечество из кризиса. Ведь, по существу, Михаил Федорович, принимая царский венец, как бы делал одолжение земству. Собор, умолявший его принять на себя ответственность за судьбу государства, со своей стороны взял на себя обязательства навести в стране порядок: прекратить междоусобия, грабежи и разбои, создать приемлемые условия для отправления державных функций, наполнить царскую казну всем необходимым для достойного «обихода» царского двора и содержания войска. Всенародно избранный Земский собор начал выполнять свои обязательства сразу же, о чем свидетельствует его переписка с Михаилом. Вот выписка из его доклада царю, еще находившемуся в пути: «Для сбора запасов послано и к сборщикам писано, чтоб они наскоро ехали в Москву с запасами… О грабежах и воровствах заказ учинен крепкий, воров и разбойников сыскиваем и велим их наказывать. Дворян и детей боярских без государева указа с Москвы мы никого не отпускали, а которые разъехались по домам, тем всем велено быть к государеву приезду в Москву». К польскому королю Собор направил посольство с предложением перемирия и размена пленными, а к «заворовавшимся» казакам и многочисленным шайкам «гулящих людей» посланы грамоты с предложением прекратить «братоубийства» и идти служить новоизбранному царю против шведского короля, захватившего Великий Новгород и его окрестности.... Узнав об избрании царем Михаила Романова, поляки попытались помешать ему занять престол. Небольшой отряд поляков отправился в Ипатьевский монастырь с целью убить Михаила, но по дороге заблудился. Простой крестьянин Иван Сусанин, дав "согласие" показать дорогу, завел их в дремучий лес. После пыток Сусанин был зарублен, так и не показав дороги к монастырю, погибли и поляки - покушение не удалось.

По возвращении в Москву Филарет согласился быть патриархом. С этого момента (1619 г) на Руси фактически было два государя: Михаил - сын, Филарет - отец. Государственные дела решались обоими, отношения между ними, по данным летописей, были дружелюбными, хотя патриарх имел большую долю в правлении. С приездом Филарета кончилось смутное и безвластное время. При Михайле Федоровиче велась война со Швецией, в результате которой по Столбовскому миру 1617 России вернулись Новгородские земли, а берега Балтийского моря остались у Швеции. Не удалось отвоевать Смоленск и ряд русских территорий у Польши во время войны 1632-1634. Успешно были продолжены колонизация Сибири и строительство засечных черт - оборонительных сооружений на южной окраине государства.

Психология