Семь главных причин играть в World of Tanks. После обновления не запускается World of Tanks

год и месяц назад Комментарии: 0


В далеком 2009 году в свет вышла известная каждому человеку, не только в России, но и во всем мире, многопользовательская игра – World of Tanks . С тех самых пор эта командная игра объединяет людей по всему миру, способствует укреплению дружбы и сотрудничеству компаний-спонсоров.

Для начала необходимо понять смысл данной игры. В каждом бою две команды по 15 человек , которые за счёт опыта, сильных сторон техники и особенностей карты стараются уничтожить технику соперника или захватить его базу. Чтобы более подробно изучить геймплей игры необходимо посетить официальный сайт , форум и наш .

Почему нужно тратить на это время? Почему миллионы игроков ежедневно тратят часть своей жизни на «красивые картинки»? Объясняется это семью основными причинами , речь о которых и пойдет в моей статье, написанной с позиции человека, играющего в World of Tanks.

Причина №1

Игра улучшает логическое мышление и память. В «Танках», как их сокращенно называют геймеры, существует пять классов техники: тяжелые, средние и легкие танки, противотанковые установки и артиллерия. В зависимости от каждого класса, игрок выбирает тактику ведения боя, предпринимает уникальные действия, способные помочь команде, достигается это исключительно выработанным за время игры логическим мышлением. Знание особенностей танка противника, его слабых мест и характеристик вырабатывается путем долгого изучения, которое в свою очередь и развивает память игрока.

Причина №2

Игра снимает стресс. Данный пункт не касается людей со слабой психикой. Думаю, каждый современный человек, приходя домой с работы после тяжелого и нервного трудового дня мечтает выплеснуть свою злость на окружающих или на свою семью, так почему бы не сделать это без вреда для окружающих в виртуальном мире?

Причина №3

Развивает умение работать в команде. В World of Tanks существует система кланов и отрядов, где объединяются люди с разных городов и стран, от взаимодействия которых зависит результат боя. Обычно в клане есть несколько лидеров, которые в свободное время отрабатывают с игроками командные действие, улучшающие тактику и взаимопонимание. В реальном мире способность действовать в команде очень помогает людям в их работе, ускоряет процесс производства и в общем положительно сказывается на результате деятельности.

Причина №4

Развивается кругозор игрока, помогает освоиться на новом месте работы. По своему опыту могу сказать, что в любом коллективе, даже самом небольшом есть два-три человека, играющих в «Танки». На кофетаймах или перекурах с такими людьми легче найти общий язык и общие темы для разговора, особенно, если Вы в этой компании совсем недавно и Вам надо найти новых друзей и лучше узнать коллег, именно знание игры помогает сблизиться с этой категорией людей, а при высокой статистике побед и вырасти в их глазах.

Причина №5

Изучение истории. Вся техника в игре имеет реальную историю возникновения, большая часть танков существовала на самом деле, другая же часть навсегда осталась на чертежах. Долгие годы изучения схем и чертежей мирового танкостроения сделали игру исторически достоверной. Многая техника была представлена на полях сражений в годы Великой Отечественной войны. Именно этот фактор заставляет пользователей закрыть игру и взять в руки книгу по Истории, посетить исторические выставки, места боевой Славы, города-герои. Миллионы человек узнали историю с абсолютно новой для себя стороны и полюбили её.

Причина №6

Игра «убивает» время. Нет ничего лучше, чем в морозные зимние вечера за чашечкой кофе поиграть в любимую игру, я думаю, что многие со мной согласятся.

Причина №7

Приносит прибыль. Тут всё достаточно просто. Существует два основных пути заработка в «Танках».

Первый способ простой и ориентирован на людей, стремящихся к большой статистике побед. Для таких пользователей и создаются группы с куплей-продажей аккаунтов. В таких группах люди с высокой игровой статистикой помогают менее успешных игрокам поднять свой рейтинг. Отдавая в руки данные от своей учетной записи, игроки зачастую оказываются в лапах мошенников и теряют её навсегда. При другом же раскладе игроки получают свой аккаунт с улучшенной статистикой.

Есть и альтернативный вариант – игроки сразу продают аккаунты «под заказ» с высоким рейтингом и улучшенной техникой. Во всех описанных случаях стоимость услуг составляет от 100 рублей до десятков тысяч . Только вот есть одно «но», данные способы являются запрещёнными Пользовательским соглашением и нередко покупатель теряет свой аккаунт и деньги навсегда.

Второй способ сложный, но является легальным. Это турниры. В мире ежегодно проходят сотни соревнований по «Танкам», где команды из разных стран показывают мастерство владения «клавиатурой и мышью». За участие в таких турнирах необходимо оплатить взнос, однако в случае победы, сумма возрастает в десятки раз. Необходимо быть очень уверенным в себе игроком, иметь достаточное количество времени и быть в составе сильной команды, чтобы участвовать в таких турнирах. Если все эти условия соблюдены – будьте уверены, игра будет приносить Вам не только моральное удовлетворение, но и финансовую выгоду.

В заключении хотелось бы сказать, что игра не на всех людей действует одинаково, нередко она переходит в зависимость, у людей возникает нервозность, отдельные геймеры проводят бессонные ночи за компьютером, но всё же вопреки расхожему мнению, World of Tanks одна из тех многопользовательских игр, которая положительно влияет на жизнь человека и общества в целом.

Новый «Рубикон»? Обзор World of Tanks после обновления 1.0

С обычным мерилом к World of Tanks не подойти. Потому что где бы ни располагались большие дядьки во главе с Виктором Кислым, какое бы гражданство у них сейчас ни было, но игра-то наша, белорусская. И если несколько лет назад этим принято было гордиться, то сегодня в отношении Wargaming все чаще слышен какой-то нездоровый скепсис: чем больше становится компания, тем больше у нее появляется хейтеров. Так уж вышло, что всем не угодить, а сообщество онлайн-игр токсично по умолчанию.

Немножко предыстории

Два с половиной года назад у Wargaming случился «Рубикон» - худшее обновление в World of Tanks за номером 10.0, которое позже решили отменить и не выпускать. Компания готовилась к запуску несколько месяцев, планировала целый ряд усовершенствований, но по итогу анонс обновления на YouTube зрители «заминусили» в хлам и на сцену пришлось выйти лично Виктору Кислому, который извинился за неоправданные ожидания «танкистов». Под громким названием «Рубикон» (ведь все вы понимаете смысл выражения «перейти Рубикон»?) разработчики и игроки видели разный продукт. И когда ожидания игроков не оправдались, реакция была понятно какой.


Для многих геймеров именно «Рубикон» стал точкой прощания с игрой. Однако для Wargaming, возможно, этот внутриигровой скандал оказался мотивирующим пинком к изменениям до версии World of Tanks 1.0.

Примечательно, что накануне выхода патча мы общались с популярным в те годы YouTube-блогером и вполне конструктивным критиком Wargaming Даниилом «Murazor» Паращиным. Он в том числе говорил, что введение артиллерии было геймдизайнерской ошибкой, изменения происходят вяло, баланс надо править, многие разработчики в свою игру не играют, а часть людей ушла из разработки, когда проект стал успешным и начал приносить огромные деньги. К сожалению, мы допустили ошибку, попросив комментарий у Wargaming и согласившись предоставить им черновик. После этого Даниил отказался от публикации, а спустя еще какое-то время был приглашен в компанию на постоянную работу и переехал из прохладного Львова на теплый Кипр.

Его перу принадлежит переработанная артиллерия, которая теперь не только наносит урон, но еще и на добрый десяток секунд делает мишень недееспособной. Если до этого пушки были токсичными, то после изменений они стали супертоксичными. С тех пор Murazor больше не общается со своими подписчиками на YouTube и пропал с радаров в других соцсетях.

Но это все лирика, чтобы вы примерно понимали, на какой стадии я забросил World of Tanks, зачем я в них на месяцок вернулся и что же я там узрел.

Рубикон 2.0

World of Tanks 1.0 - это тот самый «Рубикон», который ждали два с половиной года назад. Проблема лишь в том, что название уже успели запятнать и второй раз его не используешь. В игре кардинальным образом поменялись графика и звуковое сопровождение, были переработаны в HD-качество карты, некоторые получили ребаланс местности.

Вместе с тем разработчики постарались максимально оптимизировать новый графический движок. На машине, которую еще три года назад можно было назвать предтоповой (GTX 970 и i5-4690), количество кадров в секунду стабильно превышает сотню на максимальных настройках качества картинки. И даже при стриминге этот показатель падает совсем незначительно. Ну уж точно держится выше 60 кадров в секунду. Но есть крайне раздражающий момент - регулярные фризы и подвисания, локализовать причину которых самостоятельно никак не удается. Мешает ли это игре? Конечно! Особенно когда ты играешь на быстрых средних и легких танках. И непонятно, почему спустя столько дней после выхода обновления еще нет никакого фикса проблемы.

Судя по отзывам на официальном форуме игры, мне еще повезло. Там «танкисты» рапортуют о значительном падении FPS, вылетах клиента во время игры, долгой загрузке перед боем. Конечно, во многом это связано со старым «железом», но некоторые проблемы пока объяснению не поддаются.

Окей, это техническая часть. И вроде как работает она хорошо. Особенно хочется отметить старания разработчиков в плане наполнения карт различными мелкими деталями. Художники, которые этим занимаются, знают толк в своей работе. Особенно умиляет какой-нибудь ручеек из талой воды, несущийся в русло более крупной реки. Карты стали куда более детальными, проработанными, насыщенными и реалистичными.

По первому времени, попадая на обновленные карты, ты даже немного теряешься: вроде бы и название у нее знакомое, да только внешне не узнать. Лишь со временем, разъезжая по точкам, находишь сходство с тем, что отложилось в голове за 10 000 боев: тут знакомый пригорок, тут камень, только выглядит по-другому, тут появилась пристройка в виде развалин замка.

Это новая «обертка» для, в принципе, старых и хорошо знакомых геймплейных укрытий и опорных точек. В общем, привыкнуть можно достаточно быстро.

Природа и биоразнообразие на картах стали побогаче: там из под снега торчит клок травы, тут березка обнимается с желтеющим кленом, у покосившегося забора растут подсолнухи. Заборы эти, кстати, как и другие изгороди и разрушаемые объекты, довольно точно следуют законам физики, пускай их разрушение и не всегда выглядит натурально.

Новый движок позволил сделать более просторным и проработанным то, что остается за пределами игровой карты. Теперь ты понимаешь, что сражаешься не в условном квадрате над пустотой, а в загоне, помещенном где-то посреди реального ландшафта. Это создает иллюзию простора - кажется, что карты стали значительно больше и есть где вздохнуть.

Тем не менее на внешнюю привлекательность карты ты обращаешь внимание от силы первые две минуты. Затем уже, при первом контакте с противником, все внимание концентрируется на геймплее. Классическом танковом геймплее, приправленном новым музыкальным и звуковым сопровождением. В ангаре действительно можно зависнуть на десяток минут, вслушиваясь в звуки летнего леса.


Радуют и новые эффекты. Бесконечно можно смотреть, как гусеницы танка прокладывают следы в снегу. Не менее приятна и искаженная картинка, виднеющаяся сквозь пламя твоего догорающего танка. Выглядит это все технологично, по-новому и по-модному. Теперь критиковать графику в World of Tanks особо не за что.

Как мы уже сообщали, Wargaming устроила для журналистов пресс-тур, во время которого показала все аспекты разработки свежего обновления. И всем занятым в этом процессе людям лишь хочется сказать большое спасибо за проделанную работу. Это выглядит и звучит действительно круто, ребята сделали красоту. Беда только, что компания с этим обновлением опоздала.

Ребаланс карт и «Штиль»

Некоторые карты претерпели геймплейные изменения. На том же «Эрленберге» виртуальные «танкисты» постоянно страдали от затягивающегося на десяток минут бодания: противники занимают свою часть карты по обе стороны от реки, пересекающей ее, и ждут в кустах ошибок оппонентов. Побеждал обычно самый усидчивый и терпеливый. Сейчас же на «Эрленберге» уплотнили застройку центрального города, сгладили рельеф на подступах к замку. Сложно сказать, как это отразится на количестве ничьих, но пока изменения позитивные: игроки просто не понимают, куда попали, и первые несколько боев ездят по карте в поисках новых нычек и прострелов.

Новая карта «Штиль» напоминает игрокам, что Wargaming - это не только про танки, но и про корабли, чьи остовы украшают заледеневшее побережье. Локация выглядит морозно и эпично. Правда, солнечные блики в ней порой играют с вами злую шутку, да и временами непонятно, где заканчивается лед и начинается прорубь. Так на моих глазах утоп ИС, которому я не смог протянуть дуло помощи.

Что-то большее о карте пока сказать сложно. Слишком редко она попадается в рандоме. Можно только отметить, что центр карты выглядит неиграбельным из-за двух рукавов для танков по краям и прострелов.

Как играется в новые «танки»?

Так же, как и в старые. В плане геймплея игра не претерпела никаких изменений. Она по-прежнему рассчитана на бодрое танковое «стоялово» за укрытиями в страхе показать нос наружу из-за арты. Все так же в игре используется мод, который подсвечивает самые опасные мишени для того, чтобы артоводам было проще сфокусироваться совместными усилиями на одной из них.

Каждое игровое приложение время от времени выпускает обновление. Такое действие происходит и с многопользовательским игровым приложением WoT. Но что же делать, если вдруг после обновления не запускается World of Tanks.

Не стоит паниковать и удалять свою любимую игру

Первым делом стоит попробовать запустить файл «ехе» находящийся в установочной папке игры. Если изменений не произошло, тогда следует воспользоваться вновь скачанным архивом с обновлениями и произвести повторную установку. Установку следует выполнять путем запуска архива с выбором пункта «Установить с заменой».

Еще частой ошибкой геймеров бывает отключенный интернет — ведь соблюдая правило установки (скачать — отключить интернет – установить – перезагрузить компьютер — подключить интернет — запустить игровое приложение ) не все выполняют его до конца. Так же проблемой может служить неправильно установленный или поврежденный DirectX.

Исправить ошибку можно путем его переустановки или установки более новой его версии

Проблема может крыться и в установленных старых модах или в читерных мод-паках. Если нет желания отказываться от указанных последних модов, то стоит их снести и залить по новой. Если компьютер работает на двух видеокартах, обновленная версия игры может «не определиться» на какой ее работать лучше. В данном случае стоит попробовать произвести запуск игры с поочередным отключением видеокарт.

При выходе каждого обновления стоит зайти на сайт игры и ознакомиться с рекомендациями последнего обновления и обсуждениям, почему после обновления не запускается World of Tanks. В нем можно найти очень частое замечание, на которое при установке обновлений мало кто обращает внимание.

Обновление выпускается для определенных версий программного обеспечения. Если между файлом обновления и ПО идут нестыковки (не подходит операционная версия или у компьютера низкие технические характеристики), то никакие переустановки и перезапуск не смогут помочь запустить игру.

Не стоит прибегать к скачиванию обновлений для игры с сайтов не являющимися представителями данного приложения.

Так как архивы могут содержать вирусы, которые впоследствии могут навредить компьютерной технике и самому приложению. Все выше перечисленное может быть препятствие к запуску обновленного приложения. Поэтому самое главное пользуйтесь официальными обновлениями и внимательно читайте требования по установке.

Попробуйте первым делом запустить игру в безопасном режиме, что позволить отключиться от всех модификаций и проверить, все ли игровые файлы обновлены и работоспособны. Сделать это просто, нужно лишь нажать на стрелку при запуске лаунчера игры, как показано на изображении ниже.

Если не помогает, то попробуйте второй вариант — «Запуск игры со сбросом графических настроек «

Вот так всегда, захочешь поиграть в любимую игру World of Tanks и начинает вылетать клиент, особенно после долгожданных обновлений. Обычно , то при входе в игру, сразу после ввода логина и пароля, то при загрузке боя, то при входе в ангар, то прямо в бою (самое бесящее, неправда ли 😉) мириться с этим ни в коем случае нельзя! Берегите нервы 😉 Как справиться с вылетами, читаем далее…

Для начала давайте разберемся, вылетает WoT при двойном клике на лаунчере игры?

То есть после запуска лаунчера ни чего не происходит или вылазит белое окно, а дальше, по идее разработчиков, должен запуститься клиент игры, но ни чего не происходит.
Если у Вас именно такая проблема, то , так как в этой статье речь пойдет о вылетах клиента после лаунчера, другими словами начиная с окна авторизации (логина и пароля).
Ну что, поехали…

Вылетает WoT при запуске клиента

Итак, запустили лаунчер:

вели логин и пароль, нажили кнопку «ВОЙТИ » и вот он — «вылет» …Вы опять на рабочем столе, полны гнева и разочарования… но не время вздыхать и печалиться боремся -> тут нам поможет очистка КЭШа , если это именно Ваш случай вылета клиента, то идем чистить кэш, подробнее об очистке читаем в статье
Ну а если это не Ваш случай, читаем статью далее…

И дабы не тратить Ваше время зря начнем мы с удаления модов. Тем самым установим причину вылетов, а тут причин всего две, либо это виноваты моды, либо что то с Вашим компьютером не так (драйвера, железо). Удалили??? Запускаем и смотрим… вылеты пропали? МОДЫ — зло, они и виноваты, как бороться, читаем . Если же вылеты остались, то читаем статью далее или через 3 абзаца.

Ну что тут можно поделать… для начала попробуйте переустановить или игры, возможно файлы повреждены, а сделать это могли Ваши шаловливые ручки 😉 ну или вирусяка какая (например после установки с левых ресурсов мод пака) особенно если у вас появились магическим образом всякого рода яндекс браузер, маил сервисы и т.д. лично я, сразу бы пошел качать Dr.Web CureIt!® а после, поставил бы свою верную «железяку» на проверку установленным антивирусом. Конечно Вам решать, можете отделаться простой переустановкой клиента.
Это должно помочь, ну а еже ли это не Ваш случай, милости прошу к прочтению статьи далее…

Если возникают проблемы со звуком , установите последние драйверы для вашей аудиокарты с сайта производителя:

Установите последнюю версию DirectX для вашей операционной системы с официального сайта Microsoft:

Если у вас не установлены следующие библиотеки Visual C++ , то обязательно установите их с официального сайта Microsoft.

Близится дата релиза обновления версии 1.2 и пришло время рассказать об изменениях, которых ждут World of Tanks в ближайшем патче.

В целом грядущее обновление можно назвать дополняющим. Ведь глобальных изменений в World of Tanks не будет, баланс танков в игре патч 1.2 не затронет, как это было в одном из предыдущих патчей . О нововведениях и изменениях в WOT 1.2 мы поговорим подробно. Дочитав до конца вы узнаете точную дату релиза обновления 1.2.

World of Tanks 1.2 изменения

Операция "Второй фронт"

Речь идет о третьей части операции "Второй фронт". Её тестирование будет проводиться во время общего теста обновления 1.2 в период с 13 по 26 сентября. В это время каждый танкист World of Tanks сможет протестировать танки, которые предназначены для награждения игроков первой и второй части операции "Второй фронт.

Одной из таких боевых машин станет Объект 279 (p) , который появится в патче 1.2. Читайте о превосходстве премиум танков в нашем материале.

Премиум аккаунт за выполнение заданий в World of Tanks 1.2

В награду за выполнение открытых бланков приказа во время проведения третьей части "Второго фронта" в World of Tanks игроки смогут получить следующие награды:

  • Девушка танкистка за выполнение 15-ой задачи "Альянса", "Союза", Блока" или "Коалиции". Например, для "Альянса нужно, в 3 боях из 15 получить 1-ую степень знака классности. Если вы сумеете получить знак классности "Мастер" то в добавок получите 800 000 серебра .
  • 1 день премиум аккаунта за выполнение 13-ой боевой задачи. Например, для "Коалиции" нужно за 5 боев в 4-х из них отразить двукратное количество урона, соответствующего максимальной прочности вашей боевой машины.
  • Также премиум аккаунт на 1 день можно получить за выполнение дополнительного условия в задачах под номерами 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 и 14.

Танки на искусственном интеллекте

Мы подробно рассказывали о планах разработчиков World of Tanks ввести в версии 1.2 танки с искусственным интеллектом . Главное назначение ии-танков в том, чтобы помочь сократить время ожидания игроков. Это нововведение не коснется RU-региона, EU-региона и NA-региона.

Обкатывать искусственный интеллект решено сразу в регионах, которые нуждаются в этом больше всего - это Австралия и Южная Америка.

Позже искусственный интеллект в World of Tanks версий 1.3 и 1.4 будут применять для реализации PVE в игре.

Карты в обновлении 1.2

Карта "Граница Империи"

Новая карта "Граница Империи" появится в World of Tanks с выходом обновления 1.2. Игровая локация будет доступна сразу для трех игровых режимов: "Встречный бой", "Штурм" и "Стандартный бой" ("Случайный бой"). Ориентирована новая карта для танков 4-10 уровня. Разработка карты велась на движке Core, о котором мы рассказывали вам в обзоре изменений обновления World of Tanks 1.0 .

Саундтрек загрузочного экрана для карты "Граница империи"

К новой игровой локации подготовлен специальный саундтрек. Звуковая дорожка будет сопровождать игроков во время загрузки боя и в начале сражения на игровой локации "Граница Империи".

Карта "Уайдпарк"

Также переведены в HD карты американского стиля "Хайвей" и "Уайдлпарк". Для игровой локации "Уайдпарк" в обновлении 1.2 для World of Tanks появится новый саундрек, который будет звучать во время её загрузки и в начале боя.

Обзор обновленной карты "Уайдпарк" с выходом патча 1.2








  • Обзор обновленной карты Уайдпарк
  • Карта Уайдпарк после обновления
  • Новый Уайдпарк в World of Tanks
  • Обзор карты Уайдпарк
  • Скриншоты Уайдпарка
  • Уайдпарк в HD
  • Карты World of Tanks - Уайдпарк

На снимках выше вы видите обновленную игровую локацию в HD графике. Уайдпарк преобразился полностью. Карту не переделывали, а фактически создавали заново, повторяя привычные игрокам места и позиции для танков. В World of Tanks 1.2 выходит две карты с HD графикой.

Саундтрек загрузочного экрана для карты "Уайдпарк"

Карта "Хайвей"

Полюбившаяся многим танкистам за невероятно красивую графику и атмосферу карта "Хайвей" преобразилась в обновлении 1.2 и порадует новыми позициями для танков.

Обзор карты "Хайвей" в World of Tanks 1.2









  • Обзор карты Хайвей
  • Карта Хайвей в World of Tanks 1.2
  • Обновленная карта Хайвей
  • Хайвей в WOT
  • Хайвей в HD
  • Игровая локация Хайвей
  • World of Tanks карта Хайвей
  • Скриншот карты Хайвей

На скриншотах сверху вы можете наблюдать серию изменений, которые появятся в патче 1.2 для World of Tanks на карте "Хайвей". Полностью измененная карта поражает насыщенностью красок и обилием позиций для пт-сау и танков.

Дата выхода патча 1.2 для World of Tanks

Выход обновления 1.2 для World of Tanks назначен на четверг 27 сентября 2018 года (перенесён) на вторник 09 октября 2018.
Серверы игры будут недоступны в ночь с 26 на 27 сентября (перенесено) в ночь с 08 по 09 октября 2018. Утром в четверг во вторник вы запустите игру и увидите, что лаунчер показывает доступное для скачивания обновление. Скачав патч в автоматическом режиме вы сможете сразу начать игру в World of Tanks 1.2.

Скачать World of Tanks 1.2

Те кто хотят скачать обновление 1.2 уже сейчас, могут загрузить предварительную версию патча начиная с 04 октября 2018. Для тех кто заблаговременно загрузит World of Tanks 1.2 в момент выхода обновления останется скачать с помощью лаунчера в автоматическом режиме недостающие несколько мегабайт, чтобы начать игру уже в новой версии "Мира танков". Предварительная загрузка обновления версии 1.2 занимает около 2-20 минут в зависимости от скорости вашего подключения к сети Интернет. Размер файлов патча 1.2 составляет 1,4 Гб.

Психология