Жизнь и приключения Мишки Япончика (сериал). Мишка Япончик

24 октября 1919 года в Вознесенске работники уездного ВЧК расстреляли главу одесского мафиозного синдиката Михаила Яковлевича Виницкого, который остался в памяти народа под легендарным именем Мишка Япончик.

Как было и как не было

Биография и перипетии жизненного пути Михаила Яковлевича Виницкого были долгое время прототипами для появления сценических и художественных образов в советской литературе. Л. Славин в «Интервенции» и И. Бабель в «Одесских рассказах» обобщили пространную мифологию о Мишке Япончике и создали своих бессмертных героев - королей одесского криминального мира.

Моисей (Мишка) Вольфович Винницкий (Япончик)

Художественное восприятие писателями личности Мишки Япончика породило у миллионов читателей романтический стереотип одесского вора времен гражданской войны - такого честного Робин Гуда без страха и упрека, защитника всех обездоленных. Реальная же ситуация: борьба бандитских групп за сферы влияния, массовые убийства и грабежи на улицах Одессы, бессилие и коррупция властей города остались только глухим фоном литературных произведений.

Через 70 лет, в 1989 году, московское издательство «Терра» выпустило многотомное издание «Архив русской революции», посвятив несколько страниц исторической биографии М. Я. Виницкого, которая была составлена по всем правилам академической науки. Еще через два года в том же издательстве выпущена небольшая книжка Н. Я Соболевского «Последний романтик криминального мира», где автор очень удачно распорядился архивными материалами и провел детективное расследование феномена звездной карьеры легендарного одесского вора.

Этот материал - нереализованный проект киносценария о жизни Мишки Японца: мемуары старых революционеров, протоколы полицейских допросов, устные воспоминания современников, газетные статьи из губернской периодики 1919 года. Оказывается, М. Я. Виницкий - николаевский. Родился в Голте (Первомайске) в 1881 году и был убит в Вознесенске в 1919-м. В промежутке между этими двумя датами он прошел очень непростой путь.

«Белая кость»

В 1881 году многодетную еврейскую семью Якова Ароновича Виницкого, писаря Голтинской уездной управы, изрядно «штормило. Навалились перемены. Сначала родился девятый ребенок, здоровый мальчик, которого в синагоге нарекли Моцесом, затем Яков Виницкий потерял работу.

Применительно к сегодняшнему дню можно сказать, что его сократили в связи с реорганизацией местного управления. Три уездных города - Голта, Богополь и Ольвиополь - объединили свои управы в одну общую и оставили нескольких мелких чиновников без пенсии и работы.

Виницкие продали дом и уехали в Одессу к родственникам. Далее в документах - белое пятно. Свидетельств о детских годах будущего криминального барона нет. Известно только, что в 1898 году Михаил (Моцес) Виницкий с отличием окончил торгово-политехническую школу при управлении Южной железной дороги, получил диплом электрика и был приглашен на работу в Одесское градоначальство на должность электрического кондуктора (контролера). В те времена профессия электрика была элитной, что-то вроде сегодняшнего топ-менеджера по охране компьютерных систем процветающего банка. Молодой специалист стал начальником бригады, которая следила за состоянием электроснабжения всех административных губернских учреждений города.

Михаил Виницкий не торопился стать бюрократом. Имея легкий и общительный нрав, он был на короткой ноге с высокими чиновниками в губернии, а после работы общался с друзьями в бедных еврейских кварталах. Постепенно юный кондуктор стал нужным человеком для купцов-хлеботорговцев, подрядчиков, мелких биндюжников и лавочников. Он помогал приятелям решать проблемы в муниципалитете, оказывал посреднические услуги при заключении контрактов с госучреждениями, предупреждал друзей о плановых полицейских облавах. Для чиновников молодой электрик стал связующим звеном с торгово-криминальным миром города. Через Виницкого должностные лица мэрии получали свои откаты, нелегально участвовали в прибылях и теневых коммерческих операциях.

Жизнь криминальной Одессы в начале ХХ века была стихийна и неорганизованна. Воровские банды интенсивно делили город на сферы влияния. Молдаванка воевала с торговым портом и Ланжероном, бандиты Пересыпи конфликтовали с Фонтаном. Город просыпался ночью от выстрелов и полицейских свистков.

Михаил Виницкий полгода лениво наблюдал за ситуацией. Затем стал действовать. Он предложил авторитетным ворам собраться («забить стрелу»), чтобы заключить джентльменское соглашение и прекратить бессмысленные конфликты, которые мешали общему бизнесу.

В портовом кабаке, где собрались капитаны мафии, молодой электрик «держал речь». Начал по-одесски издалека, рассказал присутствующим историю, которую услышал от португальского моряка о мирной жизни воров в городе Нагасаки. Японские коллеги, по словам Мишки, договорились о единых правилах бизнеса и никогда их не нарушали. Японские воры имели доли в заводах, фабриках и мастерских, они охраняли свои интересы и давали заработать нужным людям из правительства.


Вот в таких одесских двориках собирались "налетчики"

Он предложил собравшимся работать сообща, не ссориться по мелочам и «давать жить друг другу». Молдаванские бандиты и воры Пересыпи согласились пойти под кураторство Виницкого, который после сходки обрел новое имя - «Японец». (Пренебрежительная кличка «Япончик», появилась только после его смерти, с подачи большевистских властей). Ланжерон и Фонтаны не поддержали будущего крестного отца.

Через неделю, во время полицейской облавы, инспирированной Японцем, предводители этих кланов были убиты в перестрелке, а рядовые воры арестованы и по решению суда отправлены по этапу. Муниципальный электрик становился полноправным хозяином воровской Одессы.

Криминальная империя

К 1914 году Японец полностью контролировал городской извоз, 60% каботажных перевозок и систему контрабандной доставки колониальных товаров. Муниципальные чиновники, полиция и таможня стали неотъемлемой частью криминальной империи Михаила Виницкого. Одесса по структурной организации преступного мира на 20 лет опередила североамериканский Чикаго с гангстерским синдикатом Аль Капоне.

Сегодня трудно сказать, что побудило Японца вмешаться в борьбу политических партий города и выступить в революции 1917 года на стороне большевиков. Думается, что здесь не в последнюю очередь имели влияние масштабные еврейские погромы в Одессе, которые сначала организовывала царская полиция, а потом петлюровская Директория. Да и народ у большевиков был для Японца почти «родной». Много было откровенного люмпена, бывших уголовников и бандитов, экспроприировавших при царе авуары коммерческих банков.

Одесская подпольная группа большевиков состояла практически из одних евреев. Самуил Зацхер, Борис Юзефович, Френкель, Ройтман, Мер - лидеры законспирированной большевистской организации, которая вела в городе борьбу с интервентами, белогвардейцами и войсками Центральной Рады.

Японец по своим каналам наладил доставку оружия боевикам и участвовал со своими людьми в совместных революционных акциях.

12 декабря 1918 года в одесском городском цирке проходил массовый митинг, организованный социалистическими партиями. Большевику Ивану Клименко удалось поднять рабочих на разгром полицейских учреждений. Выйдя из цирка, митингующие с пением революционных песен двинулись к бульварному полицейскому участку, где освободили политических заключенных. Другая группа демонстрантов отправилась освобождать своих товарищей к тюрьме. Здесь к ним присоединилась толпа, человек четыреста, вооруженных, как вспоминает старый большевик Ф. Френкель, «с головы до ног»; во главе ее шел «легендарный и неуловимый бандит - Мишка Японец». События развивались быстро. Закрытые ворота тюрьмы были взорваны гранатой медвежатника Новицкого, толпа бросилась во двор. Рабочие освобождали политзаключенных, а люди Японца - уголовников. Начальника тюрьмы большевики и бандиты живьем сожгли во дворе в тюремном сарае.

Все заключенные, по словам Френкеля, были одеты в тонкие тюремные халаты и вскоре стали мерзнуть на декабрьском ветру. Проблему с одеждой бандиты решили просто: остановили первый трамвай и раздели всех пассажиров...

Красный командир


Большевики и бандиты быстро нашли общий язык. 12 апреля 1919 года Мишка Японец вместе со своим адъютантом прибыл в Особый отдел 3-й Украинской Советской Армии и поведал о своей революционной борьбе с буржуазией.

Федор Тимофеевич Фомин, находившийся в то время на должности армейского комиссара, вспоминает в своих мемуарах: «Рассказывал Японец о своих одесских похождениях довольно живописно. Грабили они только буржуазию, бежавшую в Одессу со всех концов Советской России, немного «прихватывали» у местных буржуев. Говорил недолго». И далее: «Заверяю честным словом, - рукой рубанул по столу, - что теперь грабежей и налетов не будет. А если кто попытается это сделать - расстреливайте этих гадов на месте. Со старым мы решили покончить... Но я пришел не каяться. У меня есть предложение. Я хочу, чтобы мои ребята под моим командованием вступили в ряды Красной Армии. Люди у меня есть, оружие тоже, в деньгах я не нуждаюсь. Мне нужен ваш мандат и помещение для формирования отряда».

Реввоенсовет 3-й Украинской Советской Армии дал свое «добро» на организацию особого, 54-го, полка. Японец быстро взялся за дело, и в середине мая одесские обыватели имели возможность наблюдать любопытное зрелище - торжественный парад нового войска по улицам города.

Старейший одесский чекист Николай Мер вспоминал: «...Впереди Японец на вороном жеребце и с конными адъютантами по бокам, за ними два еврейских оркестра с Молдаванки, потом шествовала пехота с винтовками и маузерами, одетая в белые брюки навыпуск и тельняшки. Головные уборы самые разные: цилиндры, канотье, фетровые шляпы и кепки. За двухтысячным отрядом пехоты везли несколько орудий со снарядными ящиками... Комиссаром в полк был назначен известный в Одессе анархист Александр Фельдман».

Однако театр скоро закончился, и полк Японца был отправлен под Винницу, где активизировали наступательные действия войска Директории.

Запахло «горячим». По мере приближения к фронту отряд одесских уголовников таял на глазах. В Знаменке разъяренный Япончик приказал повесить прямо на перроне 10 дезертиров - не помогло. На фронт приехало всего 700 человек. Неделю продержались бандиты на передовой. Один раз удачно сходили в атаку: используя огневое и численное превосходство, они закидали бомбами петлюровские окопы и... отступили.

Фартовые парни устали жить без привычной еды и постели, ленились окапываться и несли большие потери. Ночью, после боевой операции, бандиты захватили два состава и поехали домой в Одессу. Бегство полка М. Я Виницкого имело тяжелые последствия для фронта. Петлюровцы прорвали фронт в районе Вапнярки и вышли на оперативный простор.

24 октября 1919 года Мишка Японец вместе со своим штабом приближался к Вознесенску. Министерский литерный вагон праздновал возвращение на родину. Внезапно поезд остановился у закрытого семафора, прямо напротив въезда в железнодорожное депо. Мишка Япончик, его «комендант» Халип и жена Лиза, вооруженные маузерами, быстро пошли разбираться к начальнику станции, чтобы узнать причину остановки. Вошли в кабинет и увидели двух военных.

Кто такие? - уверенно спросил Японец.

Оперуполномоченный Одесского губчека Урсулов, - ответил военный, - а это... - показал на сидящего крепыша, - чекист Зорин.

Не говоря ни слова, крепыш выстрелил три раза. Японец, Халип и Лиза умерли сразу. Чекисты, не убирая трупов, быстро покинули кабинет начальника станции и уехали из города.

На похороны Михаила Виницкого собрались все евреи Вознесенска, было много приезжих из Одессы. Покойника отпевал знаменитый кантор хоральной синагоги Пиня Миньковский и хор из солистов оперного театра.

Смерть Мишки Япончика породила очень много домыслов и стала основой многих легенд современной криминальной мифологии.

Был ли Мишка Япончик первым "вором в законе"?

Почти век назад был расстрелян красный командир Моисей Винницкий, он же король преступного мира Мишка Япончик. Много лет спустя кличку Япончик получил другой криминальный авторитет, этапированный недавно из США Вячеслав Иваньков. Между Япончиком-1 и Япончиком-2 уместилась целая эпоха - эпоха "воров в законе". О ней рассказывает известный историк, исследователь отечественного криминала, доктор юридических наук, профессор Яков Гилинский

Король Молдованки - Японец

Беня Крик у Бабеля, прототипом которого, как известно, был Мишка Япончик, - чуть ли не первый "благородный бандит" в советской литературе. А Леонид Утесов, знавший Япончика лично, в своих мемуарах упоминает даже некий "моральный кодекс". Япончик и его подельники не любили насилия, в особенности "мокрые дела".

"Вором в законе" Япончик не был, поскольку сам воровской закон появился лишь в конце 20-х - начале 30-х годов. И хотя "честный вор" (он же "вор в законе") действительно относился к насилию отрицательно - ему запрещалось убивать кого-то самому, "выводить" воровской закон из "кодекса" Мишки Япончика не стоит. Свод определенных правил, в том числе правил поведения, существовал еще в русских воровских артелях, известных с XV-XVI веков. Добровольное вхождение, круговая порука, выборность главарей или атаманов. Часть добычи член такого сообщества отдавал на артельные нужды, позже эти средства стали называть "общаком". Когда Мишка Япончик, державший одесский "общак", поддерживал семьи арестованных или погибших "на деле" налетчиков, подкупал полицию, он не делал ничего принципиально нового.

Некоторые авторы утверждают, что Япончик, отправившийся на каторгу в 1908 году по политической статье и освободившийся в 1917-м по амнистии Керенского, вернулся в Одессу не мальчиком-анархистом, а "воровским Иваном", которых позже и стали называть "законниками". В дореволюционной России блатные действительно часто назывались после ареста "Иванами, не помнящими родства", чтобы не отвечать за другие преступления, по которым разыскивались властями. Но "воры в законе" - не просто новое название "Иванов". В СССР образовалась совершенно особая группа, которой не было больше ни в одной другой стране. Разные исследователи называют разные причины, главных версий две. Первая - что касту "воров в законе" создали беспризорники, взятые на воспитание старыми ворами. Вторая связывает появление "воров в законе" с разницей в наказаниях между воровскими и политическими статьями Уголовного кодекса.

Имеется в виду знаменитая "расстрельная статья", сформулированная еще Лениным в 1921 году и впоследствии превратившаяся в знаменитую 59-ю. Главными врагами большевиков были не уголовники, а политические противники. Но по Уголовному кодексу 1924-го, а затем и 1926 года к преступлениям против порядка управления, то есть преступлениям государственным, с наказанием вплоть до расстрела, относился "бандитизм", статья 59-3. А кража объявлялась преступлением общеуголовным. За нее по 162-й статье грозило не больше одного года.

Скорее всего, справедливы обе версии происхождения “воров в законе”. Первыми, вероятно, были те, кто в Первую мировую или Гражданскую войну лишился родителей и попал к блатным. Они переняли у своих наставников воровской дух, но вынуждены были считаться с победившей советской властью и ее законами. Решили: "законники" просто "трясут фраеров" и не замахиваются на систему, существуя отдельно от нее. Не состоят в партиях, ни в каком виде не сотрудничают с властью, не служат в армии и вообще не берут в руки оружие и т.д. В вопросе отношения к государству и политическим преступлениям вновь нарождающаяся уголовная элита сознательно отмежевалась от старого блатного мира. До революции трудно было сказать, где кончаются уголовники и начинаются борцы с режимом - кроме Мишки Япончика можно вспомнить Камо, Котовского и других. Теперь честный вор не должен был воевать с государством, он вообще не должен был иметь с ним отношений. Отсюда идут правила или понятия. Семью нельзя было заводить, потому что для этого требовалось пойти в государственный орган, ЗАГС, и поставить печать в паспорте. То же и с работой - честный вор, или вор в законе, должен был жить на ворованное или заниматься мошенничеством. Чуть позднее, но еще до войны, появляется обряд "коронования". До принятия кандидат проходил "испытательный срок". По всем зонам рассылались "малявы" с целью сбора компромата. И если компромат не находился, короновали.


Полк был подчинён бригаде Котовского в составе 45-й дивизии Ионы Якира и в июле направлен против войск Петлюры. Первая атака полка в районе Бирзулы против петлюровцев была успешной, полк сумел захватить Вапнярку и взять пленных и трофеи, но последовавшая на следующий день контратака петлюровцев привела к разгрому и бегству полка. Часть полка после этого дезертировала. По легенде, полк якобы взбунтовался и захватил два поезда, чтобы вернуться в Одессу. По другим сведениям, Япончику, чтобы изолировать его от полка, приказали направиться в Киев. Япончик с ротой охраны в Киев не поехал, а дезертировал и попытался вернуться в Одессу. Однако в Вознесенске он попал в организованную чекистами засаду и был убит при аресте.

Не стала ли кончина "короля" Одессы тем самым уроком, после которого урки зареклись якшаться с Советами? - Скажем так: смерть Япончика помогла создать "бульон", из которого потом получились "воры в законе". Равно как и расстрел в 1923 году бандита Леньки Пантелеева в Питере, и разгром в середине 20-х всех сколько-нибудь известных банд - "Черной кошки" (ее не киношники выдумали), банды "Попрыгунчиков", банды Василия Бессмертного под Ростовом и т.д. Если очень хочется, Мишку Япончика можно назвать предтечей "воров в законе".


В г. Вознесенске на месте гибели Моисея Вольфовича установлен гранитный памятник, находится при входе в парк "Марьина роща".

Почему же нынешним "коронованным" можно убивать самим, если "ворам в законе" запрещалось? Ведь Япончик, который Иваньков, содержится в тюрьме по подозрению в убийстве.

Жизнь "законников" начала меняться еще в Великую Отечественную войну. В 1942 году Сталину понадобилось пушечное мясо. Политических на фронт не посылали, а уголовным обещали снятие судимостей в случае "искупления кровью" и гарантировали невозвращение в колонии. Часть воров решила нарушить закон. Большинство из них погибло в штрафбатах. Кто-то дослужился до погон, орденов и медалей, а после войны, оказавшись без жилья, без гражданских профессий и специальностей, вернулся к прошлым занятиям. Но в лагерях и зонах уже подросло новое, не "ссучившееся" поколение. Начались знаменитые "сучьи войны". Резня была страшной, и после нее воровской мир изменил, смягчил закон. Появилась возможность зарегистрировать брак, иметь свое жилье (а не болтаться по малинам). Кроме того, почетное звание "вора в законе" стало возможно купить. Прежде кандидат должен был пройти зону, и не раз, а тут стали появляться "законники", ни одной ходки не имевшие. Особенно много среди них было выходцев из Грузии и Кавказа, так называемые лаврушники.

Когда умер Сталин и Хрущев вернулся к идее кооперации, "воры в законе" взяли под свое крыло новую для СССР отрасль криминала - "цеховиков". "Законники" получили возможность пустить в оборот свой "общак", а "цеховики" - защиту в местах лишения свободы. А прикрывала интересы "воров в законе" третья структура, "зонтик", или крыша, замыкавшаяся на милицейских и партийных начальников. Кстати, жестокостью при "разгоне" цеховиков (слова "рэкет" тогда не существовало) прославилась банда Монгола, в которой начинал Япончик-Иваньков. Ну а с началом перестройки "законников" в этих делах стали теснить "бандиты", или "спортсмены".

Сегодня грань между бандитами и "ворами в законе" будет очень условной. В методах "работы" разницы почти никакой, и развиваются они в одном направлении. Легализуются, входят в руководство бизнес-структур, банковских структур, органов исполнительной и законодательной власти. Формально "воры в законе" до сих пор сосуществуют с бандитами, но их значение сократилось. Их сейчас порядка 200 - 300 человек. И даже зона сегодня живет не по закону, а по бандитским "понятиям". Еще в 90-х, когда в Петербурге умирал известный "вор в законе" Горбатый, Юрий Алексеев, он позвал к себе начальника питерского ГУВД Крамарева и пожаловался: "Боюсь умирать. Мир меняется. Страшные времена настают".

Композитор Владимир Давыденко Монтаж Ольга Прошкина , Мария Сергеенкова , Екатерина Пивнева , еще Оператор Эдуард Мошкович Сценарист Максим Белозор Художники Никита Чернов , Андрей Платов , Светлана Литвинова , еще

Знаете ли вы, что

  • Хоть сериал и основан на реальных событиях, основная любовная линия взята из произведений Бабеля.
  • Евгений Ткачук, исполнитель главной роли, изначально был утверждён на роль Мейера Зайдера, одного из друзей Мишки Японичка.
  • Рабочим названием сериала было «Однажды в Одессе», аллюзия на «Однажды в Америке».

Ошибки в сериале

  • В городе Одесса, где происходит основная часть событий, никогда не существовало узкоколейных железных дорог.
  • В одной из сцен Япончик стреляет из пулемёта "Максим", который появится только через 26 лет после основных событий сериала.
  • Товарищ Соколовская выступает в кузове автомобиля ЗиС-5. Первая такая машина выйдет с конвейера только в 1933 году.
  • После февраля 1917 года по улицам Одессы не могли одновременно прогуливаться офицеры с погонами и городовые, одетые по уставу.

Больше ошибок (+1)

Сюжет

Осторожно, текст может содержать спойлеры!

Мишка Япончик, человек, которого считали одесским Робин Гудом, после выхода из тюрьмы решает создать собственную банду. Ему это легко удаётся. Они начинают совершать налёт за налётом. Через некоторое время Япончик уже носит титул короля воров.

Налётчик продумывает детально каждое своё преступление. Его действия начинают напоминать хорошие театральные постановки: в них очень много юмора и динамизма. Вместе с этим, показана и другая сторона жизни вора. Мишка Япончик влюблён в дочку местного богача, но не все попытки проявления искренних чувств заканчиваются успешно.

Налётчик помнит и о добрых поступках: он раздаёт деньги беднякам, устраивает пир для огромного количества людей, помогает грузчикам и молодожёнам. Вместе с тем он создаёт кодекс налётчика, где детально прописывает основы своей философии: на кого нападать, а кого нельзя трогать.

Но светлая и радостная жизнь длится недолго. В 1919 году жизнь короля воров обрывается.

Отзывы о сериале «Жизнь и приключения Мишки Япончика»

  1. Добавить

    Необходимо миниум 10 символов, у вас 0

Рецензии на сериал «Жизнь и приключения Мишки Япончика»

  • Аксинья 18 октября 2015 Оценка сериала 10 из 10

    Отличный фильм.

    Отличный фильм. Сериалом его зря назвали, потому что по сюжету и качеству созданной картины это полноценный художественный многосерийный фильм. Частенько возникает желание его пересматривать и пересматриваю. Описывать достоинства этого кино нет смысла, его нужно просто посмотреть…

4 и 6 августа исполнилось две даты: 4 августа 1919 года годовщина убийства Мойше Винницкого, легенды Одессы времён Гражданской войны, а 6 августа, на дому у своей любовницы был убит молдавский бандит, член ВКП(б) Григорий Котовский, тот самый человек, благодаря интригам и стараниям которого Мойше Винницкий был предательски застрелен, а память о нём была очернена и предана забвению, навсегда сделав из Мойше Винницкого обыкновенного уголовника и вора.

Но вспоминать мы будем не о Котовском...

Для того, что бы говорить о Мойше Винницком - "Мишке Япончике" - давайте сразу избавимся от легенд и сказок, которыми окружена его персона. Потому, что даже замечательный фильм "Однажды в Одессе. Жизнь и приключения Мишки Япончика", благодаря которому Мойше Винницкий был реабилитирован в глазах людей, прежде всего одесситов, во многом пестрит именно этими самыми "сказками".

И так, поочерёдно "сказки" о Мишке "Япончике":

1. Япончик был безграмотный и невежественный человек;

2. Япончик был вором, бандитом и убийцей;

3. Япончик был беспредельщиком, шпаной и хулиганом;

4. Япончик подался в РККА, так как у него не оставалось выбора;

5. Полк Япончика разбежался с первыми же выстрелами, перепившись награбленным самогоном;

6. Япончик был расстрелян по приказу трибунала.

Вот, собственно и всё.

Теперь, постараемся развенчать эти сказки, а точнее - обыкновенные сплетни.

на фото: революционный отряд Мишки "Японца" (Одесса; 1918 год)

Начнём с того, что Мойше Винницкий вообще не был одесситом. Родился он в семье фургонщика Меера-Вольфа Мордковича Винницкого в местечке Голта Ананьевского уезда Херсонской губернии (сейчас город Первомайск Николаевской области Украины). Практически одновременно с ним, в этом же местечке родился и мой прадед, так что в некотором роде, я могу гордиться, что мы с Японцем земляки, а возможно и родственники. Когда ребёнку было 4 года, семья переехала в Одессу, на Молдаванку. При рождении получил двойное имя Мойше-Яков, отчего его иногда неверно именуют «Моисеем Яковлевичем».

Мойше Винницкий; фото ориентировочно 1918 года

Не был Японец простолюдином, эдаким шпаной и хулиганом. Потомок знаменитой еврейской династии Коротичей, на шестом году жизни потерял отца. Как любой старший мужчина в семье в те годы, мальчик тянул вместе с матерью младших братьев и сестёр. Ему пришлось быть учеником в матрацной мастерской, после - работать электриком на заводе «Анатра» одновременно посещая хедер (религиозную школу).

С началом революционных событий 1905 года, Одессу и юг России накрыла волна первых кровавых еврейских погромов в истории Империи. Мойше Винницкий стал бойцом отряда еврейской самообороны, находившегося под идейным влиянием анархистов-коммунистов организации «Молодая воля». После убийства полицмейстера Михайловского участка подполковника В. Кожухаря (1907 год) был осуждён на смертную казнь, которую заменили 12 годами каторги (1907). В тюрьме он познакомился с тем, кто станет впоследствии рукой его смерти - с Г. И. Котовским.

Согласно данным исследователя Савченко В. А., в следственных материалах по делу Япончика числились произведённые в 1907 году совместно с анархистами из «Молодой воли» налёты на мучную лавку Ланцберга и на богатую квартиру Ландера. Наверное стоит оговориться, что ни одно из указанных преступлений не было совершено лично Японцем: это были "революционные акты реквизиции", осуществлённые "во благо угнетённых граждан". Не знаю как и кто, но 17-летний Мойше Винницкий, до этого участвовавший в боях с погромщиками и другими "революционными отрядами", свято верил, что действительно протягивает руку помощи угнетённым братьям.

В 1917 году вышел на свободу по амнистии, заново организовал отряд самообороны и стал «грозой» Одессы. очевидно, что на сей раз Японец прекрасно понял, что на поводу у многочисленных "революционных вождей" он больше не пойдёт. Ему хватило загубленной на каторге молодости, заработанного туберкулёза и хотелось не просто пожить красиво, а красиво пожить во имя своего народа. А народ (даже еврейский, а Мойше был всё-таки евреем!) прекрасно понимал, что монополия на здоровье, достаток, благополучие, (как и по сей день) находятся у не совсем лучших представителей нации, которых совершенно не касаются погромы, издевательства над женщинами и детьми, всё сильнее растущий беспредел и безвластие. Но Мойше Винницкий, выросший сиротой на Молдаванке, видел это каждый день. Именно поэтому, вернувшись домой, он заявил, что советская власть на Молдаванке и Пересыпи это он и его совет. "Жертвы" Японца были далеко не благодетелями Одессы. Осенью 1917 года отряд Япончика совершил ряд дерзких налётов, в том числе ограбив средь бела дня Румынский игорный клуб, а в новогодние дни 1918 года были ограблены магазин Гольдштейна и сахарозаводчик Ю. Г. Гепнер.

В то же время Мойше Винницкий организует Еврейскую революционную дружину самообороны как военную структуру советской власти, для борьбы с погромами и выпускает «Воззвание» к ворам и налётчикам, с призывом грабить «только буржуазию» и оставить в покое простых людей. В ноябре 1917 года один из грабителей даже был убит самим Япончиком за ограбление рабочего.

Большевицкого подполья в Одессе тогда не было. Япончик налаживает контакты с одесским анархистским движением, которое гораздо ближе и понятнее было населению юга России. В ноябре-декабре 1917 года группа Японца устроила мощный взрыв на Дерибасовской, требуя прекратить самосуды над гражданами. И надобно сказать, что истребление офицеров и беспорядочные грабежи домов интиллегенции в Одессе действительно прекратились.

В декабре 1917 года анархисты и бандиты захватили публичный дом Айзенберга на улице Дворянской, устроив там свой штаб. Вопреки современному мнению, отмечу, что это не был штаб Японца. Штаб Японца, на самом деле находился по месту жительства Винницкого.

В январе 1918 года дружина Мишки Япончика совместно с большевиками, анархистами и левыми эсерами участвовала в уличных боях. В частности, именно на его отряд было возложено задание по штурму и нейтрализации полиции и жандармерии города, с чем он превосходно справился.

12 декабря 1918 года, во время эвакуации из Одессы австро-германских войск, организовал успешное нападение на Одесскую тюрьму, результатом которого был массовый побег заключённых. Но к сожалению, этот шаг в деятельности Японца могут оценить ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ВОЕННЫЕ, т.е. люди, которые понимают, что значит дестабилизация обстановки в тылу у отступающей армии...

Во время оккупации Одессы интервентами в начале 1919 года активно сотрудничал с большевистским подпольем (в том числе через Григория Котовского). По словам дружившего с ним Леонида Утёсова, старался избегать убийств и покровительствовал артистам.

После того, как в апреле Одесса перешла в руки красных, командовал советским бронепоездом № 870932, направленным против атамана Григорьева.

В мае 1919 года получил разрешение сформировать отряд в составе 3-й Украинской советской армии, позднее преобразованный в 54-й имени Ленина советский революционный полк. Адъютантом у него был Мейер Зайдер по кличке «Майорчик», впоследствии застреливший Котовского. Полк Япончика был собран из одесских боевиков-анархистов и мобилизованных студентов Новороссийского университета.

Попытки наладить в сформированной части «политработу» провалились, так как многие коммунисты отказались вступать в полк для ведения в нём пропагандистской работы, заявив, что это опасно для жизни. Официальным комиссаром полка был назначен анархист Александр Фельдман.

Полк был подчинён бригаде Котовского в составе 45-й стрелковой дивизии Ионы Якира и в июле направлен против войск Симона Петлюры. Перед отправкой в Одессе Мойше Винницкому были торжественно вручены серебряная сабля и красное знамя.

Первая атака полка в районе Бирзулы против петлюровцев была успешной, в результате чего удалось захватить Вапнярку и взять пленных и трофеи, но последовавшая на следующий день контратака петлюровцев привела к разгрому и отступлению полка на 10 км. вглубь фронта. Оставшаяся часть полка после этого дезертировала. Однако, массовое дезертирство в той войне не было из ряда вон выходящим событием. Подобные "потери" попросту "списывались" на общие военные. А потери полка составили 1498 человек. По доносу Котовского, на котором и лежит основная вина прорыва фронта петлюровцами, полк якобы "взбунтовался и захватил два поезда", чтобы "вернуться в Одессу". таким образом, организованное отступление вглубь территории на 10 километров, Григорий Иванович Котовский преподнёс как "измену". Якир приказал Япончику, чтобы изолировать его от полка, "направиться в Киев в распоряжение командующего 12-й советской армией". До Японца этот приказ, видимо, не дошёл, так как с ротой численностью в 116 человек он продолжал с боями отступать в сторону Одессы, однако в Вознесенске попал в организованную Котовским засаду и был убит при инсценеровке ареста. Оставшиеся бойцы 54-го полка были частично перебиты кавалерией Котовского, частично выловлены частями особого назначения; уцелел только бывший начальник штаба полка Мейер Зайдер. Кроме того, до 50 человек были направлены на принудительные работы.

Уцелевшие люди Винницкого обвинили в его смерти комиссара полка Фельдмана и убили его в октябре 1919 года. По данным исследователя Савченко, Фельдман прибыл на могилу Японца лишь через четыре часа после похорон и потребовал раскопать её, чтобы удостовериться, что там действительно похоронен Япончик. Через два дня на место прибыл наркомвоенмор Украины Н. Подвойский, потребовавший снова вскрыть могилу.

В то же время, согласно архивным данным, в действительности Мойше Винницкого расстреляли уездный военный комиссар Никифор Иванович Урсулов и комбриг Григорий Котовский, награждённый за это орденом Красного Знамени. Именно убийство Мойше Винницкого и послужило причиной того, что Мейер Зайдер в 1925 году застрелил бывшего бессарабского бандита Григория Котовского....

В чём же была причина такой ненависти Котовского к Винницкому? Да мне кажется, что на самом деле всё было очень просто: Котовский, в отличие от политического заключённого Мойше Винницкого, был обыкновенным уголовником и бандитом. В отличие от Котовского Винницкий был образованным человеком для своего времени (он закончил религиозную школу и только лишь один шаг отделял его от поступления в иешиву, или получения высшего образования за границей. Революция 1905 года не дала ему этого сделать). Котовский же - не имел даже пяти классов образования. В отличие от Котовского Японец имел более продолжительный стаж подпольщика и революционера. Если Котовский являлся всего-навсего "приблудным попутчиком революции", то Японец с младых годов участвовал в революционной борьбе и сражался на баррикадах 1905 года. Смекалка, сообразительность и природный талант организатора были присущи не Котовскому, а именно Японцу. Ну и конечно же сыграло роль и то, что молдаванин Котовский просто не мог простить, что под ногами у него путается "какой-то еврей", затмевающий ему солнце. При этом, Котовский не брезговал "целовать сапог хозяину" - еврею Ионе Якиру. Не поэтому ли всю тяжесть боёв под с петлюровцами под Одессой Котовский взвалил на полк Японца, после чего всю славу присвоил себе?


Евгений Ткачук в роли Мойши Винницкого;

к/ф "Однажды в Одессе. Жизнь и приключения Мишки Япончика"

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Мишки Япончика

Мишка Япончик – одесский налетчик.

Детство и юность

Легенда преступного мира Мишка Япончик родился в Херсонской губернии 30.10.1891 года в семье фургонщика. Отцом будущего одесского налетчика был Меер-Вольф Мордкович Винницкий, который назвал новорожденного Мойша-Яков. Через четыре года семья перебралась в Одессу, поселившись на известной всем Молдованке. В 6-летнем возрасте Мойша-Яков лишился отца. В отсутствии кормильца ему пришлось пойти на работу еще ребенком, сначала учеником в мастерской по ремонту и изготовлению матрацев, а после окончания школы – электриком на местный авиастроительный завод «Анатра».

Карьера

Свою головокружительную в прямом и переносном смысле карьеру Мойша-Яков Винницкий начал исключительно из добрых побуждений. Осенью 1905 года в Одессе начались еврейские погромы. Пытаясь защитить своих родных и знакомых, он вступил в ряды самообороны, а затем продолжил бороться с царским режимом вместе с анархистами-коммунистами из организации «Молодая воля». Одна из ее акций окончилась убийством полицмейстера Михайловского участка подполковника В. Кожухаря. Как один из участников этого преступления Мойша-Яков был осужден на смертную казнь. Подача апелляции позволила ему остаться в живых. В 1907 году наказание изменили на 12 лет каторжных работ, на которых он познакомился с еще одним «борцом с режимом» Г.И. Котовским.

Не отбыв 2 года из назначенного срока наказания, Мойша-Яков Винницкий вышел на свободу по амнистии, объявленной в 1917 году. В течение нескольких летних месяцев он сколотил под своим началом достаточно многочисленную и хорошо вооруженную банду, обозначившую свое лидерство в одесском преступном мире рядом дерзких налетов. Именно в этот период он получил свое прозвище Япончик. Существовало две версии ее происхождения. Одна из них гласит, что она появилась из-за характерного «азиатского» разреза глаз, а вторая – благодаря рассказу Япончика о нравах якудзы в Нагасаки, услышанным им у португальских моряков. По его словам, японская мафия ведет свои дела по единым для всех правилам, нарушение которых жестко карается.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Одним из таких правил был призыв грабить только «буржуазию и офицеров». Один из «коллег», нарушивших его и ограбившем рабочего, был убит Япончиком лично. В том же 1917 году находящаяся под его «руководством» одесская блатная шпана оформилась в полулегальную организацию – Еврейская революционная дружина самообороны. По воспоминаниям , дружившего с Япончиком, это была «смелая армия хорошо вооруженных уркаганов» . Как и в 1905 году, целью организации была защита еврейского населения Одессы от насилия и грабежей. Но на самом деле не только евреев, но и «коллег по цеху». Штаб организации находился в очень аутентичном месте – в декабре 1917 года анархисты и дружина Япончика захватили публичный дом Айзенберга.

В январе 1918 года Япончик и сотрудничавшие с ним анархистские организации примкнули к большевикам и эсерам, организовавшим в Одессе восстание. В ходе уличных боев его «подчиненные» совершили налёт на Регистрационное бюро полиции. В результате картотека, где содержалась информация на 16 тысяч местных уголовников, была уничтожена. В конце того же года он организовал налёт на одесскую тюрьму, благодаря чему из нее совершили побег большинство заключенных.

В начале 1919 года его банда стала «боевым крылом» большевистского подполья, одним из руководителей которого был знакомый Япончика по каторге Григорий Котовский. Бандиты занимались своим привычным делом, а именно – похищениями и ограблениями, что мешало белогвардейцам и франко-греческим интервентам организовать прочную оборону Одессы от Красной Армии. В апреле 1919 года город перешел под ее контроль.

На службе в Красной Армии

После захвата Одессы Красной Армией Япончик стал одним из ее командиров. Поначалу он командовал бронепоездом, воевавшим против атамана Григорьева. В мае 1919 года он сформировал 54-й полк, входивший в состав 3-й армии. Личный состав – в основном одесские уголовники и анархисты, а также отмобилизованные студенты местного университета. Красноармейцев только что сформированного воинского соединения можно было отличить по форме одежды. В ее привычном виде не существовала – большинство предпочитало носить тельняшки, цилиндры и шляпы канотье.

Специфичные политические убеждения бойцов 54-го полка пресекали на корню все попытки наладить «политработу». Именно по этой причине официальным комиссаром этого воинского формирования был не коммунист, а знакомый одесской шпане анархист Александр Фельдман по кличке «Саша».

Полк воевал в составе бригады Котовского против Петлюры очень короткое время. Причем дезертирство из него началось еще до отправки на фронт в августе 1919 года. Непосредственно к месту боевых действий прибыли лишь 704 человека из 2202, кто участвовал в пышных празднованиях, предшествующих поездке на войну. Боевое крещение оказалось успешным. Полку даже в таком малочисленном составе удалось одержать победу с трофеями и пленными. Однако последовавшая за этим контратака петлюровцев привела к тому, что уголовники сбежали с поля боя, попытавшись уехать в Одессу на пассажирском поезде. Он был остановлен на одной из станций частями особого назначения Красной Армии. Все, кто оказывал сопротивление, были убиты, включая Япончика. Его гибель (4 августа 1919 года) повлекла за собой целую череду смертей. В октябре 1919 года был убит комиссар полка Фельдман, которого поначалу обвинили в убийстве Япончика. Спустя 7 лет печальный конец ждал Котовского. Бывший начальник штаба 54-го полка Мейер Зельдер застрелил его, отомстив за убийство немногих уцелевших в августе 1919 года своих подчиненных.

Став легендой еще при жизни, Мишка Япончик продолжил жить в советской литературе, театре и кинематографе. Вплоть до распада Советского Союза он регулярно становился прообразом главных персонажей очень многих произведений – от музыкальных кинокомедий до драматических театральных постановок.

Оригинал взят у komanda777 в 4 августа 1919 годы был застрелен легендарный Мишка Япончик

Принято считать, что 4 августа (29 июля) 1919 года, примерно в 8 утра, поезд, который следовал со ст. Помошная на Одессу со 116 бойцами полка Япончика, дезертировавшими с фронта, остановился под закрытым семафором в районе Марьиной Рощи.
Япончик, его любовница Лиза и комендант Халип отправились к будке стрелочника, чтобы выяснить причину остановки. В это время и произошла их встреча с Никифором Урсуловым и партизанами отряда. По одной версии, Урсулов застрелил Япончика без предупреждения, не вступая с ним в переговоры. По другой - Япончик отказался сдать оружие, сильно ударил Урсулова в грудь и последний выстрелил, смертельно ранив Мишку.

Но вот недавно Дорошовский сельский голова Александр Руденко, который заочно учится на истфаке университета и давно интересуется историей своего родного села, рассказал в беседе, что Япончика застрелил не Урсулов, а житель Дорошовки (Арнаутовки) Антон Корженко. Об этом сельскому голове когда-то рассказал его отец, а ему, в свою очередь, сам А. П. Корженко. Получилось так, что в решающий момент, револьвер Урсулова дал осечку, а Япончик был готов выстрелить в него со своего нагана. Тогда стоящий за спиной Урсулова А. Корженко и сделал свой прицельный выстрел. Правда, этот эпизод долгие годы замалчивали, в силу каких-то обстоятельств не рассказывал о нем и сам А. Корженко…

Что ж, эта версия имеет полное право на существование. Ведь хорошо известно, что во время Гражданской войны в партизанском отряде Н. Урсулова сражались 75 жителей Арнаутовки. Известно также, что после ликвидации Япончика, Никифора Урсулова наградили орденом Боевого Красного Знамени. Орденами Красной Звезды наградили также жителей Дорошовки С. П. Капсиза и А. П. Корженко, как активных участников Гражданской войны. Причем к наградам их представили только в… 1967 году. Не это ли косвенно подтверждает причастность одного из орденоносцев - Антона Корженко - к событиям 29 июля 1919 года?

…Наконец, в нашем городе проживают родственники Владимира Дмитриевича Чернышева, 1900 г.р., который во время Гражданской войны был учеником шофера в ЧК, в Вознесенске, и стал свидетелем гибели Мишки Япончика, о чем рассказывал своим родственникам. Вот некоторые детали.

Герой криминальной оперетты

Молдаванка

Артистичность, когда она в крови, закономерно принимает самые удивительные формы, говорил мистер Холмс. Реальный современник великого детектива, известный русской полиции как Мишка Япончик (он же Мишка Лимончик, он же Беня Крик и т.д.), был артистичен, талантлив и честолюбив.

Гигантское местечко под названием Одесса издавна считалось чудесной кузницей, в которой всевышний и сатана лепили самые невероятные свои творения. Поразительное соседство благочестия и смешного плутовства, любви к ближнему и тяги к крикливой роскоши, гостеприимства и - временами - невероятного обжорства, провинциального простодушия и прямо-таки столичной спеси - примерно таким был тесный и шумный уют бесконечных одесских коммунальных колодцев.

Сердце Одессы - Молдаванка. Своеобразные нравы обитателей этого района при всех властях и во все времена вызывали законное беспокойство стражей порядка. Именно там, в этой «бесклассовой среде», не признававшей за власть имущими никаких привилегий, в начале 90-х годов позапрошлого века и родился Миша Винницкий.

В те времена еврейским младенцам с пеленок без конца примеряли скрипку Страдивари, очки Спинозы или фрак Ротшильда. На худой конец, видели свое сокровище служащим какого-нибудь почтенного банка. Прыгнув выше собственной головы, не слишком состоятельные Мишины родители обеспечили его будущее: аристократическая профессия электрика сулила неплохие заработки. Но при виде роскоши, окружавшей богатых клиентов, ловкий молодой человек не без оснований подумывал о том, что в этой жизни он может рассчитывать на нечто большее.

Тонкий ценитель красивой жизни довольно быстро выдвинулся среди авторитетов Молдаванки, и вскоре вести о его похождениях достигли не только генерал-губернаторских, но и досточтимых царственных ушей. «Сценический псевдоним» Михаила Винницкого естественным образом был связан с его характерной, но отнюдь не уникальной внешностью. Этот специфический тип одесского еврея с жуликоватыми узкими глазками и сейчас часто встречается на шумных улицах славного города.

Япончик вырастил целое поколение налетчиков. Эти «мальчики» приходили к нему отовсюду. Среди них были беспризорники, искатели приключений из хороших семей и опустившиеся люмпены. Как наставник Япончик, вероятно, не уступал своему знаменитому земляку и современнику маэстро Столярскому, через музыкальный инкубатор которого прошла едва ли не половина скрипачей с мировым именем.

Воспитанник Япончика подвергался самым серьезным испытаниям. Зато если ему удавалось незаметно вытащить часы у самого «директора школы», который с завязанными глазами сидел на скрипучем табурете в совершенно пустой комнате, ученик уже мог не бояться полиции. Впрочем, жандармы сами побаивались многотысячной армии Япончика и даже не пытались задержать главнокомандующего, хотя прекрасно знали его резиденцию на Молдаванке.

«Мастера высшей квалификации» работали отнюдь не на большой дороге. В банках, казино, клубах и публичных домах эти «симпомпончики» не отличались от представителей высшего общества. В критический момент улыбающиеся джентльмены удачи вежливо просили «почтеннейшую публику» безвозмездно уступить им наличность и драгоценности. Подобной обходительности требовал их начальник: он считал, что профессия вора сродни высокому искусству, которое было одной из его слабостей.

Творческая натура

Каждый одессит неравнодушен к прекрасному. Не был исключением и Япончик. Он любил театр, кино и особенно - дивертисменты. Часто"Король» со своей свитой занимал лучшие места в зрительном зале во время выступлений известных артистов. Многим из них оказывал покровительство.

Журнал «Лехаим» познакомил читателей с любопытными воспоминаниями Леонида Утесова , который не только лично знал Япончика, но и состоял с ним чуть ли не в приятельских отношениях (Леонид Бабушкин. «Мишка Япочник»). Тогда Леонид Осипович выступал одновременно в двух театрах как артист оперетты, драматический актер, чтец и музыкант. По его мнению, Япончик старался обходиться без «мокрых дел», адвокатов, врачей и особенно деятелей культуры не обижал. Но однажды…

Как-то, подходя к Ришельевскому бульвару, Утесов увидел своего партнера, бледного, с трясущимися руками, как при болезни Паркинсона. Заикаясь, он сообщил, что выступать не может, так как у него украли фрак.

Утесов отправился в кафе Фанкони, где за столиком, удобно устроившись в кресле, сидел Япончик.

Что ты делаешь, Миша? Я должен кормить семью. У меня украли фрак. Не в чем работать!

Япончик лукаво улыбнулся:

Иди в театр. Что-что, а фрак тебе будет.

Подойдя к театру, утесов увидел своего партнера, еще более бледного. Руки продолжали трястись.

Что еще?

Принесли восемнадцать фраков всех цветов и расцветок. В каком из них играть, я понятия не имею!

Роль покровителя муз, которую Япончик играл с грубоватым изяществом солиста оперетты, да и весь его образ жизни говорили о каком-то ребяческом, прямо-таки болезненном стремлении всегда быть в центре внимания. Особенно - в Одессе, на этой огромной сцене, где ежеминутно разыгрываются импровизированные эстрадные номера.

Через пару дней заявительнице были возвращены кольцо и два браслета вместе с газетой, в которой было помещено объявление, очерченное красным карандашом: «Уважаемые господа - родственники и знакомые, если вы не прекратите обращаться ко мне с просьбами о возвращении вам забытых или потерянных вами вещей, то мои мальчики вынуждены будут пойти на большую дорогу с протянутой рукой!» Как говорят уже не только в Одессе, весьма тонкий намек на довольно толстые обстоятельства.

Триумф и трагедия

Незаурядная личность Мишки Япончика вызывала восхищение не только восторженных поклонников. Федор Фомин , первым расследовавший убийство Кирова и каким-то чудом сам оставшийся в живых, своих прошедших строгую цензуру «Записках старого чекиста», конечно же, не мог полностью передать впечатления от встреч с Япончиком, чей короткий взлет пришелся на время первой мировой войны. Тем не менее воспоминания одного из основателей советской контрразведки говорят о том, что невольного уважения к королю преступного мира Одессы не могли скрыть даже сотрудники ЧК, к которым он в 1919 году явился для переговоров.

«При белых у Мишки Япончика было около 10 тысяч человек. Он имел личную охрану. Появлялся, где и когда вздумается. Везде его боялись и оказывали почести прямо-таки королевские. Его и называли «королем» одесских воров и грабителей. Он занимал лучшие рестораны для своих кутежей, щедро расплачивался, жил на широкую ногу.

Бандиты Мишки Япончика совершали одиночные и групповые грабежи и налеты. Главарю этой шайки надавали множество всевозможных кличек: Мишка Япончик, Мишка Лимончик, Беня Крик и т.д. Его фотографии были вывешены во всех полицейских участках, в витринах магазинов, ресторанов, казино и гостиницах.

Начальник гарнизона белой армии полковник Бискупский выделил специальные отряды с бронемашинами для охраны банков. Мише Япончику с его шйкой не раз приходилось вступать в перестрелки, завязывались настоящие сражения.

Как-то сижу я своем кабинете - раздается звонок:

Товарищ Фомин, в комендатуре особого отдела сейчас находится Мишка Япончик…

Через несколько минут у меня в кабинете появляются два человека. Оба среднего роста, одеты одинаково, в хороших костюмах. Впереди скуластый, с узким, японским разрезом глаз молодой мужчина. На вид ему лет 26—28.

Я небезызвестный вам Мишка Япончик. Надеюсь, слышали о таком? - не без бахвальства начал он. - А это мой адъютант. Вас, конечно, интересует, цель моего прихода. Я буду говорить без стеснения, надеюсь, опасаться мне тут у вас нечего. Я пришел к вам добровольно, и вы должны гарантировать мне свободу.

Я ответил, что арестовывать его мы не собираемся, сам он интересует нас в гораздо меньшей степени, чем его шайка, бесчинствовавшая в городе. Заметно было, что это задело несколько его самолюбие, но он ничего не ответил, только насупился.

…Миша Япончик начал говорить о себе и своих приятелях, о том, как они орудовали. Рассказывал он о своих одесских похождениях довольно живописно. Грабили они, по его словам, только буржуазию, бежавшую в Одессу со всех концов Советской России. Кое-что «прихватывали» и у местных, одесских буржуев.

Но я пришел не каяться. У меня есть предложение. Я хотел бы, чтобы мои ребята под моим командованием вступили в ряды Красной Армии… Люди у меня есть, в деньгах я не нуждаюсь. Мне нужно только помещение и разрешение. Как только получу то и другое, сразу могу приступить к формированию отряда.

В ходе беседы с Мишкой Япончиком кто-то из членов реввоенсовета поинтересовался, что за люди у него, из каких социальных слоев. Он весьма обстоятельно объяснил, что отряд состоит в основном из люмпенпролетариев, большинство осталось в детстве без отцов и матерей, стали беспризорниками.

Я научил их воровать, грабить и я же берусь научить их честно
бороться и защищать Советскую власть!

Сказано это было горячо и даже, быть может, искренне. Во всяком случае, хотелось верить, что это настоящий порыв к новой жизни. Вот, думалось нам, попытка людей, искалеченных старым строем, тем строем, против которого мы сражались не на жизнь, а насмерть, попытка людей, брошенных на самое дно, и смыть с себя, может быть и кровью своей, всю грязь и весь позор преступного прошлого».

Самобытное, но, к сожалению, ограниченное мышление высоких договаривающихся сторон сыграло роковую роль в судьбе человека, в котором до предела были сконцентрированы острый юмор, известный литературный талант и неплохо развитое чувство прекрасного. Выдающиеся способности вместе с доходящим до абсурда снобизмом и комплексом превосходства, от которых было недалеко до мании величия, делали Япончика опасным для общества. Но это стало ясно значительно позже…

Почему Япончик заявил о своей лояльности к мировой революции? Ясно, что в лице новой власти он видел могущественного союзника в борьбе за передел материальных ценностей. Не меньшую роль сыграло и неуемное местечковое тщеславие. Живая фантазия Короля уже рисовала ему радужные лавры народного героя и - если повезет - золотой памятник рядом с Дюком.

На улицах появился двухтысячный отряд, организованный на средства Япончика. Маршировка доставляла командиру явное удовольствие. Перед отправкой на фронт он с приближенными целую ночь гулял в лучшем ресторане. Наутро новобранцы во фраках, пикейных жилетах, цилиндрах, котелках и разномастных мундирах на глазах у всей Одессы продефилировали к эшелону. Во главе отряда ехал Япончик, по такому случаю сменивший роскошный лимузин на серую кобылу. Чуть позади на рыжем жеребце Короля сопровождал его адъютант Герш Гундосый. Торжественные проводы под национальные мелодии двух еврейских оркестров превратились в грандиозное представление. Казалось, Япончик дождался своего звездного часа...

Ф.Фомин вспоминает, что проблемы начались уже при посадке в поезд. КМ вечеру от двух тысяч бойцов осталась лишь половина. О дисциплине они имели очень приблизительное представление, как, впрочем, и их командир. Повествуя о его встрече на фронте с другой легендарной личностью - Г.И.Котовским - автор одноименного романа (выдержанного в духе соцреализма, но написанного обстоятельно, с искренним уважением к героям), Борис Четвериков пишет, что первыми словами Япончика были:

Симпомпончик! Полфунта пламени - и быстренько!

«Мальчики» удачно провели несколько боевых операций. Но когда
обстановка сцене театра военных действий осложнилась, они начали дезертировать. Вскоре их примеру последовал и Япончик. В «классном» вагоне он направился в Одессу. На станции Вознесенск дорогу ему преградила группа чекистов во главе с бывшим казачьим атаманом Урсуловым, который расстрелял Япончика по приказу Троцкого...

Ссылаясь на Исаака Винницкого, Л.Бабушкин сообщает, что ближайшие друзья Япончика поклялись отомстить и клятву сдержали. Старожилы Вознесенска не помнили такой пышной погребальной процессии. На русско-еврейском клаюбище не достигшего тридцати лет Михаила Винницкого отпевал кантор одесской хоральной синагоги Пиня Минковский. Неподалеку русский священник читал отходную по Урсулову*.

Япончик давно превратился в персонаж народного фольклора. Им восхищаются «коллеги», он является героем литературных произведений, оперетт и кинофильмов. И даже самый строгий моралист по зрелом размышлении не станет возражать, если я скажу, что Мишка Винницкий заслужил свой памятник. Пусть не золотой, зато - нерукотворный.

_______________________

* - по другим сведениям, Урсулов остался жив.

Психология