Целомудрие с православной точки. О девстве и целомудрии

В Православной Церкви, с самого начала ее установления, во все времена христианства и доныне существует прекрасный обычай девства.

Девство имеет свое особенное значение для тех, которые могут сохранить его в чистоте. Девство – особенный дар Божий и потому дается немногим. Сам Господь наш Иисус Христос говорит: «Не все вмещают слово сие, но кому дано... Кто может вместить, да вместит» (Мф. 19,11–12).

Святые Отцы Церкви о девстве

Преимущества девственного состояния указывает святой апостол Павел в Первом своем послании к Коринфянам: «Есть разность между замужнею и девицею: незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу. Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрестанно служили Господу без развлечения... Посему выдающий замуж свою девицу поступает хорошо, а не выдающий поступает лучше» (1 Кор. 7,33,35,38).

И святые Отцы Церкви высоко ценили чистоту целомудрия девства и много писали в похвалу девства. По словам Мефодия Тирского или Патарского «девство выше брака. Девство освящено жизнью Господа Иисуса, и тогда когда брак позволен апостолом как мера укротительная против плоти, девство – состояние первого человека, возвышение всего организма человеческого на степень жизни духовной, торжество над материальною жизнью и лучший дар Господу».

Святой Антоний Великий говорит: «Девство есть печать совершенства, подобие Ангелам, духовная и святая жертва; венец, сплетенный из цветов добродетели, благоухающая роза, оживляющая всех, находящихся вблизи ее, приятнейшее благоухание Господу Иисусу Христу, великий дар Божий, залог будущего наследия в Царстве Небесном».

«Девство, – говорит святой Иоанн Златоуст , – есть дело столь великое и чудное, что превосходит все человеческие добродетели. Девство украшало первых людей больше, нежели царей диадима и золотые одежды. Что честнее, сладостнее, светозарнее девства? Ибо оно издает сияние, блистательнейшее самых солнечных лучей, и, отрешив нас от всего житейского, приучает светлыми очами со вниманием созерцать солнце правды. Как драгоценное миро, хотя и в сосуде заключается, наполняя воздух благоуханием, исполняет приятности не только находящихся внутри дома, но и около него стоящих; так и благоухание девственной души, напаяя чувства, показывает сокровенную внутри добродетель».

Тайновидец святой Иоанн Богослов , видевший будущее блаженство, уготованное на небе девственникам, пишет: «И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах... ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он не пошел. Они искуплены из людей, как первенцы Богу и Агнцу, в устах их нет лукавства; они непорочны пред престолом Божиим» (Апок. 14,1,4,5).

Хотя святые Отцы Церкви жизнь девственную и называют равноангельною, но внушают проводящим такую жизнь не возноситься и не гордиться пред теми, которые вступили в брак. Святой Кирилл Иерусалимский пишет: «И ты, сохраняющий невинность, не от брачных ли рожден? Не презирай серебра потому, что имеешь золото. Да пребудут в благой надежде и брачные, кои живут, как должно в браке, кои вступают в брак по закону, а не по любострастию».

Святые Отцы Гангрийского собора пишут: «Мы и девство, со смирением соединенное, чтим, и воздержание, с честностью и благочестием соблюдаемое, приемлем, и смиренное отшельничество от мирских дел одобряем, и брачное честное сожительство почитаем».

Святой Афанасий Великий говорит: «Два пути в жизни. Один обыкновенный и житейский, то есть брак; другой же ангельский, коего нет превосходнее, то есть девство. Если кто избрал мирской путь, то есть брак, то не подлежит порицанию, но не получит толиких даров, хотя, впрочем, получит некии, ибо и он приносит плод тридесятикратный. Аще же кто воспринял честный и премирный путь, хотя путь его скорбнее и труднее первого, но таковый приемлет более чудные дарования: ибо принес плод совершенный, сторичный».

Не девство соединяет c Богом, а праведность

Но если соблюдающие девство ведут жизнь непристойную, преданы мирским удовольствиям: пьянству, играм, роскоши, изнеженности, всевозможным порокам, не следуют правилам Святой Церкви, не бывают сострадательны и милостивы к бедным, – такое девство не принесет им никакой пользы, как тем юродивым евангельским девам, не запасшим елея в сосудах своих и оставшимся вне чертога брачного. «Господи! Господи! – говорили они, – отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас» (Мф. 25,11–12).

Святой Григорий Богослов пишет: «В жизни возможны два состояния – супружество и девство, и одно выше и Богоподобнее, но труднее и опаснее, а другое – ниже, но безопаснее»... «Ни девство, ни супружество не соединяют и не разделяют нас всецело с Богом или с миром, так чтобы одно само по себе было достойно отвращения, а другое – безусловной похвалы. Напротив того, ум должен быть хорошим правителем и в супружестве, и в девстве, и из них, как из некоторого вещества, художнически обрабатывать и созидать добродетель»... «Хотя супружество имеет земное начало, а безбрачная жизнь уневещивает Всецарю Христу; однако же бывает, что и девство низлагает на тяжелую землю, и супружеская жизнь приводит к Небу. А потому, если бы стали винить, один – супружество, а другой – девство, то оба сказали бы неправду»... «Девственная жизнь лучше, подлинно лучше; но если она предана миру и земному, то хуже супружества».

Венец девства есть высшая христианства добродетель, она есть красота и венец Церкви. И все девственницы именуются Святою Церковью невестами Христовыми. Святитель Димитрий Ростовский учит: «Отыми у Ангела крылья, и он будет девица. И дай девице крылья, и она будет ангел» (преп. Анатолий, 7, с. 124).

Таинство странное вижу и преславное: небо – вертеп, престол Херувимский – Деву. И все девы, которые терпят от бесов и от людей за сохранение своей чистоты, тоже, подобно Пресвятой Деве, служат Чистейшему Сыну Девы, Господу Иисусу Христу престолом. Оттого-то враг так и ненавидит девственниц и всячески старается их осквернить (преп. Анатолий, 7, с. 239).

Богородица – образец чистоты

Девство имеет великое значение пред Богом. Святая Дева паче естества сподобилась быть Материю Пресущественного Сына Божия и, оставаясь всегда Девою, называется Пресвятою. Впрочем, не всякое девство хорошо и похвально, как Сам Господь объявил во Евангелии о десяти девах: «Из них пять было мудрых и пять неразумных» (Мф.25, 2), т. е. девы неразумные, которые соблюдали только наружное девство, а внутренно осквернялись нечистыми помышлениями, также побеждены были и другими страстями – сребролюбием и тщеславием, завистью и ненавистью, гневом и памятозлобием, и вообще невоздержанием... Почему Господь и упрекает таковых в Евангелии: «истинно говорю вам, что мытари и блудницы», кающиеся, «вперед вас идут в Царство Божие» (Мф. 21, 31); мнящиеся же быть «сыны царства извержены будут во тьму внешнюю» (Мф. 8, 12) (преп. Амвросий, 23, ч. 2, с. 22).

Замуж выйти не возбраняется и не грех, если девица не обручена жениху, а как только заключат контракт, тогда бесчестьем считается бросить данное обещание и нарушить договор. Мы с тобой теперь невесты, обрученные Господу Иисусу, и дали обет блюсти девство. И если нарушим его, то делаемся повинны, как изменники, как прелюбодеи (преп. Анатолий, 7, с. 123).

Я тебе послал книжку «О девстве» святого Иоанна Златоуста, но, видно, ты не получила. А между тем я ничем не надеялся тебя так утешить, как этою книжкою. Ибо и сам до глубины души тронут ею, зная, как многие из вашей сестры томятся неопределенностью своих ожиданий и надежд, не видя пред собою ничего, кроме скорбей, труда, томления, неясных воздаяний в будущем. А тут, как день, ясно представлены невыгоды брачующихся и красота и высота девства. Прочти эту книжку со вниманием и давай другим для прочтения (преп. Анатолий, 7, с.182).

Целомудрие в широком смысле

Целомудрие – христианская добродетель, целое, неповрежденное, здравое мудрование, мудрая цельность человека, его целостность, внутренняя чистота и непорочность тела, души и духа.

Целомудрие – это здравость, неповрежденность, единство и вообще нормальное состояние внутренней духовной жизни христианина, цельность и крепость личности, свежесть духовных сил, духовную устроенность внутреннего человека. /Свящ. Павел Флоренский/

Целомудр тот, кто соблюдает себя в чистоте от всякого греха и в мыслях, и в чувствах, и во всех желаниях, намерениях, и в самых действиях. /Иеросхим. Мордарий/

Целомудрие

1) в отношении ума: чистота и доброта в помыслах; благоразумие, здравомыслие, трезвомыслие;

2) в отношении сердца: скромность, почтительность, благонравие и благородство;

3) в отношении тела: телесная чистота и непорочность или непричастность к плотским грехам.

Целомудрие есть всеобъемлющее название всех добродетелей. /Преп. Иоанн Лествичник/

Целомудрие состоит в том, чтобы соблюдать целыми все добродетели, наблюдая за собой во всех действиях, словах, делах, помыслах. /Преп. Амвросий Оптинский/

Целомудрие требует самоотверженной жизни со всесторонним попранием эгоизма и всякого самоугодия, все к себе стягивающего. /Свят. Феофан Затворник/

Внутренне целомудрие состоит в том, чтобы все доброе мы делали для Бога и пред Богом, а не для людей (по человекоугодию), чтобы подавляли в себе самом зародыши зловредных мыслей и пожеланий; считали всех лучшими себя, никому не завидовали, не предполагали ничего сами от себя, но все относили к воле и расположениям Промысла Божия; памятовали всегда о присутствии Божием, привязаны были к одному Богу, сохраняли свою веру чистой и недоступной никаким ересям и внутреннюю чистоту приписывали не себе, но Спасителю нашему Иисусу Христу, которой Он и есть источник. /Сщмч. Киприан Карфагенский/

Внешнее целомудрие состоит в том, чтобы избегать всего, что может положить малейшее пятно на чистоту души, не предаваться неумеренному смеху, не говорить ничего, что оскверняет приличие и истину, избегать общества людей зазорной жизни, не блуждать взорами, не выступать горделиво, не принимать кичливого или сладострастного вида, не издеваться над недостатками других, не говорить, чего не знаем, а равно и не говорить бессмысленно и неуместно всего, что знаем. /Сщмч. Киприан Карфагенский/

Целомудренная скромность христианина проявляется не только в словах и поступках, но и в самых телодвижениях, в походке, в умении скромно вести себя в обществе. Добродетель истинного целомудрия невозможно иметь иначе, как по благодати Божией, и ее имеют только те христиане, которые служат Богу с сокрушенным духом. /Преп. Иоанн Кассиан Римлянин/

Целомудрие в узком смысле

Нравственная чистота как добродетель, противоположная плотским страстям и разврату.

Целомудрие есть чистота души и тела от всякой плотской греховной скверны. /Преподобный Иоанн Лествичник/

Целомудрие как нравственная чистота – это добродетель, противоположная блудной страсти, это отчуждение тела от действительного впадания в грех и от всех действий, приводящих к греху, отчуждение ума от помышлений и мечтаний блудных, а сердца от ощущений и влечений блудных, за чем последует и отчуждение тела от плотского вожделения. /Святитель Игнатий Брянчанинов/

Целомудрие не в отрицании плоти, а в ее преображении и освящении.

Священное Писание о целомудрии и чистоте

ЦЕЛОМУДРИЕ

а) заповедано : «Не прелюбодействуй». (Исх. 2:14,17). «Храни себя чистым» (1Тим. 5:22). «Тело не для блуда, но для Господа. Всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственнаго тела» (1Кор. 6:13,18). «Блуд и всякая нечистота не должны даже именоваться у вас» (Еф. 5:3).

б) заповедуется и во взглядах : «Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф. 5:28);

в) заповедуется в речах: «сквернословие не прилично вам, а напротив, благодарение» (Еф. 5:4). «Отложите сквернословие уст ваших» (Кол. 3:8);

г) заповедуется сердцу: «не пожелай красоты женщины в сердце твоем» (Прит. 6:25).

Мудрость соблюдает в целомудрии: «когда мудрость войдет в сердце твое: тогда рассудительность будет оберегать тебя» (Прит. 2: 10-11).

Пьянство вредит целомудрию (Прит. 23: 31-33).

Нечестивые не имеют целомудрия. «Они заменили истину Божию ложью. Потому предал их Бог постыдным страстям» (Рим. 1: 22,24-26).

Побуждение к целомудрию : «разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит (растлит) храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а сей храм вы» (1Кор. 3: 16,17). «Недостаток целомудрия лишает неба: не обманывайтесь: ни блудники, ни прелюбодея, ни малакии, ни мужеложники царства Божия не наследуют» (1Кор. 6:9-10).

Святые отцы о целомудрии и чистоте

Предел и крайняя степень совершенной и всеблаженной чистоты состоит в том, чтобы в одинаковом устроении пребывать при виде существ одушевленных и бездушных, словесных и безсловесных.

Хранение чистоты возможно лишь с помощью Божией.

Матерь чистоты есть безмолвие с послушанием. Чистота нас усвояет Богу, и сколько возможно, делает Ему подобными. /Преподобный Иоанн Лествичник/

«Истинно целомудрен, кто не только тело хранит от блуда, но и каждый член телесный, когда, например, глаз и язык соблюдают целомудрие, каждый в собственной его деятельности, и во внутреннем человеке душевные помышления не входят в сочетание с прочими мыслями» /Прп. Ефрем Сирин/

«Признак чистоты - веселиться с веселящимися и плакать с плачущими». /Прп. Исаак Сирин/

«Чистота сердца зрит Бога, она воссиявает и цветет в душе не вследствие учения человеческого, но от невидения злобы человеческой». /Свт. Игнатий Брянчанинов/

«Целомудрие, праведность и благочестие обнимают всю святую жизнь и совмещают все заповеди, всю волю Божию о нашем спасении». /Свт. Феофан Затворник/

«Всякий, любящий чистоту и целомудрие, становится храмом Божиим». «Возлюби целомудрие до крайней степени, чтобы вселился в тебя дух Божий». /Преп. Ефрем Сирин/

«Целомудрие есть небесное приобретение, удел Ангелов, дар Божий.» «Целомудрию содействует благодать Духа... где целомудрие, там пребывает Господь Иисус Христос.» «То достойно удивления, когда целомудрие блистает в юноше. Кто целомудрен в старости, тот заслуживает небольшую награду; его самый возраст делает уже целомудренным» /Свт. Иоанн Златоуст/

«Целомудрие в старости - уже не целомудрие, а невозможность предаваться невоздержанию.» /Свт. Василий Великий/

Что содействует целомудрию?

Святитель Тихон Задонский:

Первое : мало ешь и пей, полюби пост.

Второе : никогда не будь празден, всегда делай что-нибудь полезное.

Третье : помни всегда, что ходишь пред Богом, и Он на тебя везде и всегда смотрит, и наблюдает твои дела, слова и мысли. Как пред Богом дерзнешь согрешить и осквернить себя? Берегись же не только делом, но и мыслью грешить. Перед отцом и матерью не смеешь согрешить, как же пред Всевидящим Богом будешь безбоязненно грешить?

Четвертое : когда приходит плохая мысль, тотчас отгоняй ее от себя и молись: «Господи Иисусе Христе, помоги мне, грешному».

Пятое : часто молись и проси у Христа: «Господи, дай мне смирение, целомудрие» (из молитвы на 24 часа свт. Иоанна Златоустого) и другие добродетели. Без молитвы и Божией помощи целомудрия и прочих добродетелей иметь не можем.

Шестое : храни глаза от взглядов на красивые лица, и уши от соблазнительных песен и не прельщайся ими.

Седьмое : стоя в церкви, не смотри по сторонам, но смотри в землю и к святому алтарю, а ум возводи к Богу.

Преп. Антоний Великий:

Для сохранения чистоты душевной и телесной недостаточно одного воздержания от пищи, нужны и другие добродетели духовные. Прежде всего через послушание, сокрушение сердечное и утомление тела трудом надо научиться смирению, желание денег надо истребить, гнев подавить, уныние победить, тщеславие отвергнуть, гордость попрать, непостоянные помыслы ума обуздать непрестанным памятованием о Боге.

Преподобный Исаак Сирин:

Вера и милостыня помогают человеку быстро очиститься. Телесный труд и поучение в Божественных Писаниях охраняют чистоту.

Целомудренное воспитание детей –
забота о чистоте тела, души и духа

✦ В Новый Иерусалим не войдет ничто нечистое (Откр. 21: 27): «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5: 8);

✦ Господь призывает людей очищать свои сердца от страстей и наставлять в том же своих чад;

✦ Начало премудрости и основа всякого доброго воспитания – страх Божий;

✦ Наставление детей в благочестии и в страхе Господнем должно начинаться с младенчества, потому что дети по природе своей склонны как к доброму, так и к злому;

✦ Необходимо греховную наклонность ребенка подавлять и направлять к добру, терпеливо бороться с недостатками и одновременно способствовать развитию добрых душевных и сердечных качеств;

✦ основные возбудители греха по св. Феофану Затворнику – своеумие в уме, своеволие в воле, самоуслаждение в чувствах, поэтому воспитывать детей нужно так, чтобы не отдать их в плен этим возбудителям греха, а напротив, попытаться возобладать над ними;

✦ Гармоничное воспитание подразумевает одновременное воспитание тела, души и духа ребенка;

✦ Поскольку принято условно разделать человеческую душу на три части: умную (ум), вожделетельную (волю) и чувственную (чувства), то воспитывать душу ребенка нужно гармоничным положительным влиянием на все эти три составляющие;

✦ Первые и ближайшие воспитатели ребенка – родители. Семья должна стать малой (домашней) Церковью;

✦ Воспитание в детях здравомыслия, доброй воли, трудолюбия, послушания и истинных чувств любви, сострадания, милосердия, правдивости, стыдливости - необходимые элементы гармоничного целомудренного воспитания детей;

✦ Сердце ребенка – сад, а родители – садовники, поставленные от Бога; воспитание детей в духе целомудрия и чистоты – святая обязанность родителей, за которую они несут ответственность пред Богом.

Соблюдение детей от соблазнов мира

✦ «Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф. 18:7);

✦ Крайнее развращение нравов современного общества в результате отпадения от Бога и погружение в язычество и идолопоклонство, и при этом абсолютное неосознание греха, и полное самооправдание;

✦ Философия освобождения от совести и свободы для греха, философия жизни ради удовлетворения похотей плоти, неизбежно влекущая к обожествлению плотских страстей, внедряется в сознание людей, особенно молодежи, всеми возможными методами;

✦ Огромную роль в развращении нравов играют современные технические, особенно аудиовизуальные средства;

✦ Качественно новое влияние на души детей и взрослых оказывает компьютер, позволяющий быть не только пассивным наблюдателем событий, но и их активным участником в виртуальной реальности;

✦ Отвратить детей от соблазнов этого мира, научить их любить истину и противостоять злу этого мира любовью и молитвой, научить их хранить себя в чистоте и целомудрии - вот задача родителей и воспитателей;

✦ В современных условиях непрекращающейся войны за души детей воспитание детей в духе чистоты и целомудрия является настоящим подвигом, и первая помощница в этом – Святая Церковь.

Воспитание детей для целомудренного брака

✦ Гиперсексуальность стала одной из неотъемлемых черт современной эпохи: похоть возбуждается со всех сторон, все в мире вращается вокруг страсти блуда.

✦ В современном обществе все подталкивает молодых людей к тому, чтобы лишиться целомудрия до брака, настраивает на добрачные и внебрачные отношения, учит воспринимать семью как пережиток прошлого, а детей как ненужную обузу.

✦ Сейчас дети воспитываются так, как будто их не ожидает семейная жизнь, обязанности перед государством, обществом, они оказываются совершенно не готовыми к браку и семейной жизни и даже не имеют истинных представлений о таинстве брака.

✦ Правильно ориентированное нравственное воспитание молодежи должно начинаться с младенчества и готовить молодых людей к сознательному материнству и отцовству, формируя качества, характерные полу и соответствующее поведение;

✦ Человек, сохранивший целомудрие до брака, вероятно, сохранит его и в браке, потому что целомудрие есть всеобъемлющее название всех добродетелей.

✦ В Церкви над головами брачующихся держат венцы. Чтобы брак был счастливым, он не должен строиться на принципе пробы; девичья честь, юношеская целомудренная чистота и супружеская верность – генетическая основа семейного счастья и благополучия нации и государства.

Сегодня наиболее трудным для родителя является воспитание целомудрия. Ведь даже само это слово выпало из школьного лексикона: мы знаем, что такое половое воспитание, пол, а « » - как понятие и как явление - не обозначено для современного подростка. О воспитании целомудренного чувства в детях мы беседуем с академиком РАО, доктором психологических наук Виктором Ивановичем Слободчиковым .

Виктор Иванович, чтобы приблизиться к правде воспитания целомудрия в ребенке, расскажите в общих чертах, врожденное ли это качество или приобретенное? Где искать основания целомудрия? Целомудрен ли новорожденный ребенок?

В этом вопросе я бы сознательно хотел уйти от отождествления этого понятия с девственностью. «Целомудрие» человека необходимо рассматривать в широком смысле: гармоничности и иерархичности его в целом. К сожалению, понятное как будто бы всем слово, прямо означающее «цело» и «целостность», в бытовой трактовке рассматривается именно как целостность тела, а разрушение целомудрия воспринимается как утрата невинности. Целомудрие в самом широком понимании было в человеке единственный раз на белом свете - в момент : все в нем было совершенно, гармонично, иерархично. В результате грехопадения в человеке сразу же разрушилась гармоничность и
иерархия: каждая инстанция стала бороться за власть, тело фактически оккупировало душу, поставив ее на службу себе, а вместе они начали противостоять духу, блокировать его, навязывая свои смыслы и цели. Хотя современный человек входит в этот мир с заложенной способностью к целомудрию, это качество должно когда‑то проявиться в человеке, по аналогии с фотографическим изображением, проступающим на фотобумаге, и постепенно наращиваться.

Создав мужчину и женщину, Господь сразу создал и дом целомудрия - семью. И если мы говорим о воспитании целомудрия в наши дни, прежде всего надо обратить внимание на то, как устроена наша семья, каков отец и какова мать, в каких отношениях они находятся между собой, к детям, что они детям предлагают и предъявляют? Целомудрие развивается в детях только благодаря примеру родителей, то есть все начинается с нас - это не злобная среда корежит и уничтожает целомудрие в ребенке, а в первую очередь неправильное его воспитание! Целомудрие не записано в генотипе, не «живет» оно и в моральных предписаниях. Никакие поучения, предписания и призывы «будь хорошим, будь воспитанным, будь вежливым, будь таким‑то», как в песне «стань таким, как я хочу», - ничего не дают! Целомудрие - это Божий замысел о человеке и существует в устройстве совместной жизни детей и взрослых. Как взрослые без детей - бессмысленные существа, так ребенок без взрослых - существо невозможное. Потому первая заповедь родителя, первая задача взрослых людей - посмотреть на свое собственное жизнеустройство: правильно ли мы живем. Действия ребенка определяются той объемной картиной мира, которая складывается у него в родительском доме! Следовательно, целомудрие, как внутреннее фундаментальное качество человека, усваивается (заметим, не присваивается!) ребенком через совместное бытие взрослых и детей.

«Живя» между нами, оно становится тем внутренним остовом, той абсолютной ценностью и силой, которая позволяет устоять, защититься подрастающему человеку в любых жизненных ситуациях. Если разрушить эту детско-взрослую общность, то все упования на целомудрие просто бессмысленны, потому что не останется тех самых жизненно необходимых условий.

- Какие угрозы наиболее опасны для целомудрия ребенка?

Ввиду трехчастности человека удар по целомудрию может прийтись в любое место. Например, телесная чувственность возбуждает у него душевно-духовное, а у кого‑то растление может начаться на душевном уровне - с эмоций, переживаний, картинок и т. д. Известно, что кроме памяти времени существует импринтинг, то есть память-печать, когда картинка из детской жизни отпечатывается в подсознании, а потом всплывает и оказывается провокатором действий человека в дальнейшей его жизни.

Прямая угроза целомудрию - попустительство и безответственность родителей, когда им просто лень думать: все пустяки, «чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало»! В воспитании цельного восприятия мира, то есть целомудрия, важна любая мелочь: например, многие современные игрушки направлены на разрушение, на отчуждение и обособление ребенка от семьи. Вместо того чтобы поиграть с ребенком, современная мамаша нередко сует ему игрушку лишь для того, чтобы он отстал от нее: «Ты с ней повозись, а я пока в это время займусь другими важными делами». А ведь через игрушку ребенку открываются грани мира, в который ему предстоит войти и жить!

Поймите, нам необходимо вернуть самим себе исходные смыслы нашего существования, только тогда может состояться осознание того, что воспитание ребенка - это колоссальная ответственность, колоссальное искусство и труд, предполагающие видение перспективы растущего человека: «Я уже сейчас, пока моему только родившемуся ребеночку дня два, должен задуматься о том, что будет с ним в двадцать или тридцать лет».

Сегодня же родителя ставят в условия, когда он должен, знает он или не знает, умеет или не умеет, озаботиться лишь тем, как профессионально подготовить ребенка сначала к школе, затем младшего школьника профессионально подготовить к старшей школе, далее - профессионально подготовить к вузу. Идет тотальная «профессионализация»: родители озабочены, как максимально вооружить ребенка компетенциями - только в этом случае он будет социально более «успешен». О каком целомудрии может идти речь, когда маленького человека форматируют и специализируют под запросы и ожидания извне? Вот чем заменили задачу нормального взращивания жизнеспособного, жизнестойкого, жизнелюбивого, а значит, целомудренного человека - ее свели, в лучшем случае, к медицинскому обиходу! А это нарушение в воспитании, которое я бы сформулировал в виде свое­образного антропологического закона: «Всякая преждевременность: интеллектуальная, физическая, эмоционально-чувственная, - носит растлительный характер».

Психологи развития знают, что сегодняшнее действие аукнется не завтра, даже не послезавтра, а значительно позднее. Этого чутья времени и отсроченности последствий лишен современный родитель. Слово «растление» означает умертвление (от «тления» - умирания), вызывание того, что является молекулой, причиной смерти. То есть преждевременность - не просто разрушение целомудрия, это его умерщвление.

Нынешнее тотальное физическое нецеломудрие, я уж не говорю о нравственном нецеломудрии, стало результатом того самого ускоряющегося процесса всякой преждевременности в воспитании. Его участниками являются и родители, и общество - все должны понимать свою меру ответственности.

Мы не осознаем даже, что поддаемся какому‑то негласному приказу, непреодолимому импульсу: «надо успеть, надо не опоздать». А что это означает? Это означает: забыть про Бога, семью, отца с матерью - всё потом, они никуда не денутся, главное - «туда» не опоздать, главное - «туда» успеть! А на деле оказывается: «туда» успел, а в руках ничего не осталось. Удивляются, например, почему это вдруг девица поехала на кастинг в Москву, а потом не знает, как вернуться в свою собственную деревню к родителям! Да здесь, на кастинге, они «умерли» в ее сознании, хотя физически живы, - между ребенком и родителями пропасть образовалась!

- Если говорить о воспитании целомудрия в мальчиках и девочках, есть ли разница в подходах?

Без понимания исходной точки, природы мужчины и женщины в замысле Божьем, мы не сможем всерьез разобраться в том, что творится с нами.

Каждый новорожденный приходит в этот мир с задачей осуществления в нем замысла Божия. К огромному сожалению, многие упрощают задачу воспитания целомудрия в детях: «Дайте рецепт, как это сделать». А задача более глобальна: надо воспитывать не абстрактное целомудрие, а мальчика-мужчину-отца и девочку-женщину-жену! Бессмысленно говорить о целомудрии мальчика, если нет воспитания мальчика-мужчины и отца. Бессмысленно говорить о целомудрии девочки, если нет воспитания девочки-женщины, и не просто женщины, а еще и матери. Дело в том, что «мальчик» - это девичья фамилия «мужчины», как «ребенок» - девичья фамилия человека, а «девочка» - девичья фамилия «женщины».

Целомудрие мальчика и целомудрие девочки связаны с воспитанием, культивированием идеальных мужского и женского образов бытия. Воспитание целомудренного мальчика-мужчины означает создание у него правильного понимания жизни, цельного представления о мире. Его целомудрие заключается, прежде всего, в обладании качествами, которые являются средством защиты от соблазнов, нападений и растлительных ситуаций извне, в умении понять и вовремя избежать их. Мужчина - это глава, но не начальник, он одновременно и муж, и отец для своей жены. Глава - это краеугольный камень, строитель семьи. По­этому в воспитании мальчиков надо исходить из той ответственности и тех жизненных задач, которые им предстоит решать.

Приснопамятный , православный священник, психолог, педагог, общественный и научный деятель, впервые всерьез рассмотрел этот вопрос с духовной точки зрения, а не с точки зрения только возрастно-половых особенностей мужчины или женщины. До него в лучшем случае описывали поведенческие особенности мальчиков и девочек: например, почему первым присуще играть в машинки, а вторым - в куклы. А что же за этим стоит, что это значит? Мужчина и женщина, тот и другая имеют свою миссию в совместном строительстве семьи - малой Церкви. Построение семьи зиждется на двух столпах: мужчине и женщине, отце и матери, и весь вопрос в том, как эти столпы растут, то есть как из мальчика и девочки вырастить достойных строителей дома целомудрия!

В своей книге «Введение в христианскую психологию» отец Борис воспитание мальчиков называет краеугольным камнем педагогики и говорит: «Какие воспитываются нынче у нас мальчики - от этого будет зависеть вся судьба державы нашей». Важнейшим моментом воспитания целомудрия у мальчика, по его мнению, должно стать воспитание патриотизма, которое означает осознание родной земли как своей, а себя - ответственным за нее, за ее благосостояние, осознание себя в диалоге с живой историей земли, в ряду поколений, населявших эту землю. Это, наконец, формирование готовности, не осуждая, простить ошибки отцам и дедам и искупить их своей жизнью. Последнее можно назвать выпрямлением пути рода (семьи) и народа в целом. Отмечает он еще два основополагающих мужских качества, которые необходимо воспитывать в мальчиках. Это мужество - фундамент характера мальчика, и жертвенность - вершина его духовного облика.

И далее он перечисляет важные нравственные качества, психологические способности, которые, на его взгляд, актуальны для воспитания сегодняшних мальчиков: понятие о грехе, опыт покаяния в Боге; опыт благодати, радости и покоя после искренней молитвы, близость с природой, жертвенность, чувство стыда и жалости, терпимость к любой другой позиции на фоне спокойного и глубокого осознания своей - и все это должно быть развернуто, по его мнению, во времени, опытно. Отец Борис особенно подчеркивает, что отсутствие духовного воспитания рождает в детях праздность души. «Праздность, пустота, невостребованность души возникает даже и при формальной загруженности детей в различных школах, секциях и кружках. Но свято место никогда не бывает пусто. Чисто энергетически душа ребенка постепенно заполняется энергиями, имеющими безблагодатную, а часто и откровенно демоническую природу. С этим связаны излишняя мечтательность и романтизм, сопряженные нередко с частичной потерей чувства реальности. Глубина депрессивности у многих сегодняшних детей все чаще сочетается с суицидальными тенденциями. Он говорит, что причиной тому являются отсутствие мужества и праздность, отмечая, что у современных мальчиков и девочек есть общий нравственный порок - это праздность души, а механическая занятость в кружках и секциях лишь отчасти решает проблему этой пустоты души.

Телегония - популярная националистическая страшилка для юных девушек. Тем не менее, порой в неё верят взрослые люди. Заключается эта теория в следующем: телегония утверждает, что на потомство женщины влияют все её предыдущие половые партнёры. И особенно - первый мужчина. Это отражается на внешности и характере детей. Короче, не в мать, ни в отца, а в проезжего молодца.
Утверждается это на основе двух-трёх примеров двухвековой давности. Что-то такое произошло с лошадью, собаками и голубями.

Священник русской православной церкви о. Николай (Московское подворье Валаамского монастыря) рассуждает:
«Мне трудно комментировать явление телегонии с точки зрения биологии, однако кажется странным, что одиночные наблюдения, полученные на скоте, автоматически переносят на человека. Человек создан по образу и подобию Божию. Кроме того, если бы телегония среди людей существовала, это могло бы отрицать и таинства Церкви! Как объяснялось бы рождение «телегонического» ребенка у женщины согрешившей, но раскаявшейся и получившей отпущение грехов? Протоиерей В.В. Зеньковский говорил: «В христианстве есть одно важное откровение о человеке - о целительном значении исповеди, в которой отпускаются наши грехи. Ошибки, совершаемые в юности, часто по легкомыслию, не остаются тяжким бременем для человека. И надо признать глубоко вредным заблуждение, что будто бы нет прощения совершенным грехам».
Помимо того, если бы явление телегонии существовало, оно отвергало бы возможность иметь собственных детей людям, женившимся на вдовицах. А в Первом послании к Тимофею святого апостола Павла сказано: «Чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей…».

Не все коллеги с ним согласны. РПЦ официально не признаёт телегонию. Но есть священники, которым она кажется достоверной.
Так протоиерей Николай Головкин размышляет: «С духовной точки зрения, телегония объясняется очень просто: душа влияет на тело. "Гены" - это эмоции, впечатления души матери к зачатому в ней ребенку: если мать о чем-то думает - это обязательно отразится на детях, и обязательно родятся похожими на того, кого она полюбила первый раз, - потому что чувство это очень сильное, практически незабываемое.
Святой Амвросий Медиоланский назвал его "даром первого брака" от Бога. Оно возникает даже при отсутствии физической близости, - именно поэтому раньше девушек прятали в теремах. А теперь девушки видят все... Святой Иоанн Златоуст писал: "Как может быть девственницею та, у которой сожжена совесть?.. Ты не вступала в брак? Но это еще не девство».

Первая любовь и сожжение совести это не синонимы. Получается, даже если девушка ни с кем не спала, но любила парня, уже маячит на горизонте телегония. Пора запирать старшеклассниц в теремах.
Телегонию любят обсуждать язычники и их волхвы, которые предлагают избавить женщин от последствий этого явления магическими обрядами за деньги. Связывают это явление с энергетикой, аурой и прочей мистикой. И дамы бегут за спасением от телегонии к волхвам.

С одной стороны, христианская церковь призывает девиц хранить целомудрие до законного брака. С другой стороны, фантастическая теория этому не подспорье, и апеллируя к ней, можно насмешить тех же девиц, если они более-менее образованны. Разве не хватает здравых аргументов и цитат из святых отцов для пропаганды целомудрия?
А вы верите в телегонию?

В настоящее время, к сожалению, в обществе остаются неоцененными такие качества, как нравственная чистота, скромность. Молодежь желает быть раскрепощенной, независимой, зачастую такие желания носят вульгарный и пошлый оттенок.

Многие даже не знают, что такое целомудрие, под этим понятием подразумевается девственность, целомудрие до брака, то есть невступление девушки или парня в интимные отношения с противоположным полом. На самом деле это не совсем так. Что означает это понятие?

Добродетель целомудрия – это моральное качество, которым должен обладать каждый человек. Синонимами этого слова могут быть чистота, невинность, скромность, благоразумность, благородство.

Википедия говорит, что целомудрие – это обозначение телесной, духовной и душевной чистоты.

В православии это отречение от греховных поступков и мыслей, сохранение чистоты помыслов независимо от внешнего негативного воздействия.

Другой проповедник девятнадцатого века Игнатий Брянчанинов утверждает, что эта добродетель заключается в отказе от «блудных дел», сладострастия, двусмысленности в делах, разговорах, мечтах.

Он призывал всех христиан больше молчать, помогать немощным и калекам и самое главное – постоянно думать об адских муках и смерти, которые нас ожидают. По его мнению, стать целомудренным можно через послушание – Богу, родителям, закону, мужу.

Полезное видео: 14 причин хранить целомудрие

Подведем итоги

Целомудрие является даром Божьим, это неиссякаемый источник мира и радости. Человек не может только своими силами и стараниями приобрести ее, она подается по милости Божьей, поэтому будем неустанно просить об этом Всевышнего.

Вконтакте

Ссоры