Йети – снежный человек. Реален ли снежный человек Ранние упоминания о снежном человеке

В мире много непознанного и неизученного. Одной из спорных тем для ученых является снежный человек, ведутся споры, кто он такой, откуда появился. Высказываются различные мнения и версии, и каждая из них имеет свое обоснование.

Существует ли снежный человек?

И да и нет, зависит от того, кого и по каким признакам относят к этой категории живых организмов:

  1. Имеется несколько его названий, например, сасквоч, йети, алмасты, бигфут и ряд других. Обитает высоко в горах на территории центральной и северо-восточной Азии, а также в Гималаях, однако достоверное подтверждение его существования отсутствует;
  2. Имеется мнение профессора Б. Ф. Поршнева, что оно является так называемым реликтовым (сохранившимся с древних времен) гоминидом , то есть относится к отряду приматов, куда входит и человек как биологический род и вид;
  3. Академик А. Б. Мигдал в одной из своих статей привел мнение ученого-океанолога относительно реальности Лох-Несского чудовища и снежного человека. Суть его состояла в том, что нет оснований в это верить, несмотря на то, что очень бы хотелось: основа научного подхода состоит в его доказанности;
  4. По мнению палеонтолога К. Еськова, данный субъект в принципе может обитать в определенных природных ареалах. При этом, как считает зоолог, местонахождение существа в таком случае должно быть известно и изучено профессионалами.

Высказывается также точка зрения, что снежный человек является представителем альтернативной ветви эволюции человеческого рода .

Как выглядит снежный человек?

Описания йети не отличаются большим разнообразием:

  • Существо имеет похожее на человеческое лицо с темной кожей, довольно длинные руки, при короткой шее и бедрах, тяжелую нижнюю челюсть, заостренную форму головы. Мускулистое и плотное тело покрыто густыми волосами, которые по длине короче, чем волосяной покров на голове. Длина тела варьируется от обычного среднего человеческого роста и до примерно 3-х метровой высоты;
  • Отмечается большая ловкость при лазании по деревьям;
  • Длина ступни, по имеющимся сведениям, составляет до 40 см в длину и 17-18 и даже до 35 см в ширину;
  • В описаниях встречаются сведения, что ладонь у йети также покрыта шерстью, а сами они похожи на обезьян;
  • В одном из районов Абхазии во второй половине 19 века жила дикая, заросшая волосами женщина по имени Зана, которая имела детей от мужчин из местного населения.

Рассказы о встречах со снежным человеком сопровождаются описанием огромных, заросших шерстью существ, которые наводят страх и ужас, от чего люди могут даже потерять сознание или получить расстройство психики.

Кто такие криптозоологи и чем они занимаются?

Термин образован от слов «криптос», что с греческого переводится как скрытый, тайный, и «зоология» - всем известная наука о животном мире, коим является и человек:

  • В конце 80-х годов прошлого века в нашей стране энтузиастами было создано общество криптозоологов, занимавшееся поиском и изучением снежного человека в качестве особой ветви человекоподобных существ, сохранившихся с древних времен и существующих параллельно с «человеком разумным»;
  • Оно не входит в состав академической науки, хотя в свое время было «приписано» к министерству культуры Советского Союза. Одним из наиболее активных основателей общества была врач М.- Ж. Кофман, участница экспедиции на Памир по поиску снежного человека, организованной по линии Академии наук в 1958 году, и член специальной комиссии, в состав которой входили известные ученые в области геологии, ботаники, антропологии, физики;
  • Огромную роль в разработке вопроса о реликтовых гоминидах сыграл профессор Б. Ф. Поршнев, рассматривавший эту проблему не только с точки зрения палеонтологии, но и включавший сюда мировоззренческий подход, исходя из социальной роли современного человека, в отличие от его чисто биологических функций.

Данное общество существует и поныне, и его члены публикуют свои работы.

Как правильно называть гоминидов?

Название «снежный человек» появилось в 20-х годах прошлого столетия, и по одной из версий, связано с неточностью перевода:

  • Оно совсем не свидетельствует о том, что существо постоянно живет в снегах высокогорья, хотя и может там появляться во время своих передвижений и переходов. При этом пищу находит ниже этой зоны, в лесах и лугах;
  • Борис Федорович Поршнев считал, что данный созданий, относимых к семейству гоминидов, не только нельзя связать со снегом, но и, по большому счету, нет оснований называть человеком в том смысле, как мы его понимаем. Жители районов, в которых проводились исследования, это наименование не употребляют. Ученый вообще считал этот термин случайным и не соответствующим сути предмета изучения;
  • Профессор-географ Э. М. Мурзаев упоминал в одной из работ о том, что наименование «снежный человек» являлось дословным переводом слова «медведь» с некоторых языков народов Центральной Азии. Многими оно понималось в буквальном смысле, что вносило известную путаницу понятий. Это цитирует в своем труде о Тибете Л. Н. Гумилев.

В разных регионах страны и мира у него существует множество местных «имен».

Тема снежного человека в искусстве

Он присутствует в различных преданиях и легендах, является «героем» художественных лент и мультипликационных фильмов:

  • В роли снежного человека в фольклоре северных народов Сибири выступал наполовину фантастический «Бродячий чукча». Коренное и русское население верило в его существование;
  • О диких людях, называвшихся чучунами и мюленами , говорит якутский и эвенкийский фольклор. Эти персонажи носили звериные шкуры, имели длинные волосы, высокий рост и нечленораздельную речь. Они были очень крепкими, быстро бегали, носили с собой лук и стрелы. Могли украсть еду или оленей, напасть на человека.
  • Русский ученый и писатель Петр Драверт в 30-х годах на основе местных историй опубликовал статью об этих, как он назвал, первобытных, людях. При этом его рецензент Ксенофонтов считал, что данная информация относится к области старинных поверий якутов, которые верили в духов;
  • На тему снежного человека было снято несколько фильмов, относящихся к разным жанрам: от ужасов до комедии. К ним относится фильм Эльдара Рязанова «Человек ниоткуда», ряд американских картин, немецкий мультфильм «Переполох в Гималаях».

В государстве Бутана по горам проложен туристический маршрут, именующийся "тропой снежного человека".

Прямо, как в стихах Маршака про неизвестного героя, которого все ищут, но не могут найти. Даже знают, как его зовут - снежный человек. Кто же он такой - только пока точно определить не удается, и существует ли он в принципе.

6 редких роликов про йети

В данном видео Андрей Волошин покажет редкие кадры, доказывающие существование снежного человека:

Снежный человек — неизвестное науке человекообразное существо. В разных культурах ему дали разные имена. Среди самых известных: Йети, Бигфут, Сасквоч . Отношение к Снежному человеку довольно неоднозначное. Официально-подтверждённых данных о существовании бигфута сегодня нет. Однако многие заявляют, что доказательства его существования есть, однако официальная наука не хочет или не может их рассматривать, как вещественные улики. Помимо многочисленных видео и фото, которые, честно признаться, не являются 100%-ным доказательством, так как могут быть обычными подделками, в ассортименте криптозоологов, уфологов и исследователей феномена снежного человека есть слепки отпечатков ног, волосы сасквоча, а в одном из монастырей Непала хранится якобы целый скальп этого существа. Однако для подтверждения существования данного гоминида подобных доказательств недостаточно. Единственным доказательством, с которым не сможет спорить официальная наука, станет бигфут, так сказать, собственной персоной, который позволит себя исследовать и проводить над собой опыты.

По версии некоторых учёных, йети — это чудом сохранившиеся до наших дней , которые были изгнаны кроманьонцами (предками людей) в леса и горы, и с тех пор живут вдалеке от людей и стараются не показываться им на глаза. Несмотря на бурный расцвет человечества, в мире остаётся огромное количество мест, где может укрываться снежный человек и до поры до времени существовать необнаруженным. По другим версиям, бигфут — это совершенно другой вид человекообразных обезьян, которые не относятся ни к предкам людей, ни к неандертальцам, а представляют свою ветвь эволюции. Это прямоходящие приматы, которые могут обладать довольно развитым разумом, так как на протяжении большого количества времени умело прячутся от людей и не дают себя обнаружить. В недавнем прошлом йети зачастую принимали за одичавших людей, которые ушли в лес, обросли волосами и потеряли привычный человеческий облик, однако многочисленные свидетели описывают явно не одичавших людей, так как люди и неизвестные существа, если судить по описаниям, отличаются разительно.

В основной массе свидетельств, сасквоча видели либо в лесных районах Земли, там где существуют большие лесные массивы, либо в высокогорных районах, куда люди поднимаются крайне редко. В таких регионах, которые людьми обследованы очень мало, могут обитать разные животные, которые ещё не открыты наукой, и бигфут может быть одним из них.

Большинство описаний этого существа, причём описаний из разных регионов планеты, совпадают. Свидетели описывают снежного человека , как крупное существо, достигающее роста 3-х метров, с крепким, мускулистым телосложением. У снежного человека заострённый череп и лицо тёмного цвета, длинные руки и короткие ноги, массивная челюсть и короткая шея. Йети сплошь покрыто волосами — чёрного, рыжего, белого или седого цвета, причём волосы на голове длиннее, чем на теле. Иногда свидетели подчёркивают, что у снежного человека есть короткие усы и борода.

Учёные высказывают предположения, что йети очень сложно найти, так как они очень тщательно скрывают свои жилища, а человека или людей, которые приближаются к их жилищам, начинают отпугивать треском, воем, рёвом или криками. Такие звуки, кстати, описаны и в мифологии прошлого, в частности, в мифологии древних славян, где их приписывали Лешему и его помощникам, например, лесному духу Стукачу, который изображает стук,чтобы отпугнуть человека или наоборот — завести его в болото или трясину. Исследователи утверждают, что лесные йети могут обустраивать гнёзда в густых кронах деревьев, причём так искусно, что человек, даже проходя мимо и посмотрев на крону дерева, ничего не заметит. Есть также версии, что йети роют норы и живут под землёй, что делает их обнаружение ещё сложнее. Горные йети обитают в глухих пещерах, которые находятся в труднодоступных местах.

Считается, что именно эти дикие существа большого роста и покрытые волосами стали прообразами разных персонажей в мифологии народов мира, например, русские Лешие или древнегреческие Сатиры, римские Фавны, скандинавские Тролли или индийские Ракшасы. Стоит только вдуматься, ведь в йети верят практически повсюду: Тибет, Непал и Бутан (Йети), Азербайджан (гулей-бани), Якутия (чучунна), Монголия (алмас), Китай (ежэнь), Казахстан (киик-адам и албасты), Россия (снежный человек, леший, шишига), Персия (див), Украина (чугайстер), Памир (дев), Татарстан и Башкирия (шурале, ярымтык), Чувашия (арсури), Сибирские татары (пицен), Ахазия (абнауаю), Канада (сасквоч), Чукотка (тэрык, гиркычавыльин, мирыгды, килтаня, арынк, арыса, рэккем, джулии), Суматра и Калимантан (бататут), Африка (агогве, какундакари и ки-ломба) и так далее.

Стоит отметить, что сегодня вопрос существования йети рассматривается разве только отдельными, частными и независимыми организациями. Однако в СССР проблема поиска йети рассматривалась на государственном уровне. Количество свидетельств появления этого существа было настолько большим, что в его существовании просто перестали сомневаться. 31 января 1957 года в Москве состоялось заседание Академии Наук, на повестке дня которого значился только один единственный пункт «О снежном человеке». Поиском этого существа занимались несколько лет, отправляли экспедиции в различные регионы страны, где до этого были зафиксированы свидетельства его появления, но после бесплодных попыток найти загадочное существо, программа была свёрнута, и этим вопросом стали заниматься только энтузиасты. Энтузиасты и по сей день не теряют надежды повстречаться с бигфутом и доказать всему миру, что это не просто мифы и легенды, а реальное существо, которое, быть может, нуждается в поддержке и помощи человека.

За поимку снежного человека объявлена настоящая награда. 1 000 000 рублей обещает счастливчику губернатор Кемеровской области Аман Тулеев. Однако, стоит сказать, что если вы встретите на лесной тропинке хозяина леса, то в первую очередь необходимо подумать о том, как унести ноги, а не извлечь из этого прибыль. Может быть оно и к лучшему, что люди в своё время не посадили Бигфута на цепь или в одну из клеток зоопарка. Со временем интерес к этим существам пропал, и теперь многие просто отказываются в него верить, принимая все свидетельства за выдумки. Это, бесспорно, на руку, лесным людям, и если они действительно существуют, то встречаться с любопытными людьми, учёными, репортёрами, туристами и браконьерами, которые обязательно испортят их тихое существование, им пока не стоит.

Снежный человек. Последние очевидцы

Йети загадочные существа

Снежный человек и его родичи

Оно было похоже не то на женщину, не то на обезьяну. У него было широкое морщинистое гримасничающее и смеющееся лицо. Что-то неописуемое - два каких-то мешка, очевидно, груди, болтались спереди; длинные спутанные волосы, порыжевшие от солнца, обрамляли лицо и развевались за спиной. Тургенев почувствовал дикий страх, леденящий страх перед сверхъестественным.

Ги де Мопассан, «Страх»

Вымышленные существа населяют фольклор всех мировых культур - будь то степные кочевники, северные оленеводы или южноамериканские людоеды. Люди, живущие на разных континентах, независимо друг от друга придумали драконов, оборотней, призраков, водных монстров, карликов и гигантов. Но лишь немногие сказочные твари смогли стать частью современного фольклора. Если вы скажете, что встретили в лесу огнедышащего дракона, то получите освобождение от физкультуры и бесплатные таблетки от шизофрении. Но если заявите, что подрались на помойке с гигантским волосатым гоминидом - получите реальный шанс попасть на первые полосы утренних газет.

В марте 2006 года («МФ» № 26) мы рассказывали вам о «криптидах» - животных, существование которых отвергается современной наукой (по крайней мере, до тех пор, пока одно из них не оказывается пойманным - как, например, карликовый жираф окапи или кистеперая рыба целакант). Сегодня речь пойдет о «королях» криптозоологии - архаичных великанах, известных ныне как «снежные люди».

Дикие и несимпатичные

Древние народы, не сговариваясь, верили в то, что задолго до них на Земле жили великаны. Последние были необузданны и свирепы, ввиду чего боги либо поголовно истребили их (иудаизм), либо изгнали за пределы мира (древнегреческие мифы). Великаны оставили после себя лишь огромные руины, называемые «циклопическими» в честь циклопов, воздвигнувших стены Микен.

Неудивительно, что встречи людей с доисторическими гигантами происходили чрезвычайно редко. Большинство великанов позднего европейского фольклора имели чисто человеческие черты и не считались представителями какой-то древней расы. Средневековыми «снежными людьми» в их нынешнем понимании можно назвать леших, однако они были разновидностью духов. У скандинавов были ётуны и тролли, у южных славян - дрекаваки, но образы этих лесных обитателей слишком размыты, чтобы можно было вести речь о систематических контактах обычных людей со «снежными».

Снежный человек, как и НЛО, - феномен исключительно 20 столетия. Можно сколько угодно рассуждать о разрастании антропогенных зон и об отсутствии в 18-19 веках мощных средств массовой информации, способных раздуть любой пустяк до сенсации, но факт остается фактом: еще совсем недавно снежного человека как массового явления не было, а теперь - есть. Почему же существа, эволюционировавшие вместе с людьми на протяжении миллионов лет, оставались настолько малоизвестными, что в общекультурном смысле они способны претендовать разве что на звание расы гигантов, причем вымершей?

Судя по древнейшим литературным источникам, контакты со снежными людьми происходили крайне редко. Первым описанием подобного случая можно считать шумерский «Эпос о Гильгамеше», рассказывающий о событиях 57-вековой давности. Согласно первой таблице эпоса, богиня Аруру создала Энкиду - волосатого богатыря, живущего в полной дикости. Царь Гильгамеш придумал оригинальный способ изловить его: на берег реки, где пасся Энкиду, привели блудницу Шамхат. Бедняжку раздели, и великан «познавал ее семь дней». После такого марафона дикарь ослабел, а сородичи - животные - стали избегать его. Таким образом, Энкиду был вынужден стать частью человеческого общества.

Разрозненные свидетельства о встречах с некими «дикими людьми» можно найти почти у каждого крупного историка. Например, Плутарх рассказывал о том, как солдаты Суллы однажды поймали сатира (следует учесть, что изначально сатиры не ассоциировались исключительно с рогами и копытами - им приписывались различные звериные черты, символизировавшие дикость). Римский диктатор собрал всех имеющихся переводчиков и учинил пленнику допрос, однако тот испускал лишь гнусное блеянье и ржание, «отчего Сулла испытал великое отвращение и повелел немедленно убрать его с глаз долой как явление безобразное» (Плутарх, «Сравнительное жизнеописание», Сулла, 27).

Средневековые исследователи упоминали о диких людях много и часто, но чаще всего описывали обычных обезьян либо нецивилизованных туземцев. На карте Старого Света уже не оставалось белых пятен, поэтому о встречах с подобными существами говорилось лишь в прошедшем времени. Когда-то в Европе водились львы. Теперь же здесь не сохранились даже дикие быки и тарпаны, а снежные люди перешли в разряд курьезов. Например, Генрих фон Геслер в 14 веке писал о дикой альпийской женщине, «груди которой столь длинны, что она забрасывает их за плечи».

Энтузиасты часто вспоминают, что Карл Линней включил снежного человека в свою знаменитую классификацию живых существ («Система природы»). Действительно, шведский естествоиспытатель писал про «человека дикого» (о неких волосатых «сыновьях тьмы», живущих в пещерах и крадущих ночью еду у людей), а также про «человека троглодитового» (вероятно, неандертальца). Однако не следует забывать, что в первом издании «Системы природы» Линней назвал китов рыбами...

Зажгли так зажгли

В архитектуре и геральдике раннефеодальной Европы часто использовался образ «дикого человека» (вуду-ваза), скопированный, вероятно, с греческих сатиров. С этим существом связан первый в истории Европы маскарад. В 1393 году королева Изабелла Баварская устроила бал. Король Карл VI Безумный и шестеро его приближенных явились в костюмах «снежных людей», сделанных из льняной ткани, смолы и пеньки. В разгар праздника герцог Орлеанский случайно поднес свечу к королевскому костюму. Тот немедленно вспыхнул. Огонь перекинулся на других «лесных людей». Четверо из них погибли. Король получил сильные ожоги, но спасся благодаря герцогине де Берри, накрывшей его своей одеждой.

Происхождение видов

Пересказывать современные истории о встрече со снежным человеком не имеет смысла - большинство из них смахивает на байки охотников. Они либо однотипны, либо невероятны, и в любом случае не поддаются проверке. Определенный интерес представляют лишь общие сведения об известных «разновидностях» снежного человека.

В горах Алтая, Кавказа и Памира обитает алмас («алмаст», от монгольского - «дикий человек»). Его описывают как гуманоида с красной шерстью, человеческими чертами лица, мощными надбровными дугами, плоским носом и подбородком (что полностью совпадает с реконструированным обликом неандертальца).

Легенды об алмасах не могут похвастаться древностью - им всего лишь несколько сотен лет. Может создаться впечатление, что алмасов в горах едва ли не больше, чем людей. В 1871 году их видел Николай Пржевальский, а в 1941-м бойцы-красноармейцы якобы поймали на Кавказе какого-то волосатого гражданина, допросили его (безрезультатно) и расстреляли как немецкого шпиона.

В Афганистане и Пакистане эти существа известны как барману , однако наибольшую популярность на Западе имеет другое, тибетское название - йети («человек-медведь» либо «каменный медведь»). Количество встреч с ним возрастало пропорционально увеличению числа европейцев, исследовавших Гималаи. В 1832 году англичане заметили в горах некое рыжее существо - вероятно, орангутанга, в 1889 - нечто вроде медведя.

А еще здесь обитают йети. Йети, представляющие высокогорный подвид семейства троллей, слыхом не слыхивали о том, что людоедство безнадежно вышло из моды. Их мнение по данному вопросу таково: ешь, что шевелится. Если не шевелится, подожди, пока шевельнется. И тогда ешь.

Терри Пратчетт, «Движущиеся картинки»

Монастыри Кхумджунг и Пангбоче долгое время хранили скальпы йети, которым приписывалась магическая сила. В середине прошлого века было проведено их исследование. Результаты вызывают разочарование: это всего лишь шкуры с шеи гималайской горной козы. Монахи Пангбоче владели и другой реликвией - мумифицированной когтистой лапой йети, однако в 1991 году она была украдена (вероятно, осев в чьей-то частной коллекции).

В Шотландии на горе Бен Макдуй обитает Ам Фир Лиат Мор («Большой серый человек»). Никто его толком не видел, однако множество альпинистов слышали странные шаги по склонам. Их истории мало чем отличаются друг от друга - они шли по горе в тумане (как правило, вечером), как вдруг где-то сзади начали раздаваться размеренные шаги. Преследователь ступал редко, но не отставал - то есть был в несколько раз крупнее человека. Люди начинали паниковать, ударялись в бегство и лишь мельком видели какой-то огромный серый силуэт в тумане.

Это явление отличалось такой массовостью, что ему было просто необходимо подобрать объяснения. Выдвигались теории про энергетические разломы и «пугающий» инфразвук, однако наиболее вероятно, что специфические условия Бен Макдуя (частые туманы) создают хорошо известный альпинистам эффект фантома. Если низко стоящее солнце светит человеку в спину, а перед ним плывет туман, то в нем появляется жутковатое отражение фигуры, окруженной ярким нимбом света.

Филиппинское лесное существо по кличке Капри слегка напоминает снежного человека своими повадками (живет на деревьях, шумит, проявляет интерес к женщинам), но вместе с тем имеет чисто человеческую внешность, носит традиционную одежду бахаг и курит трубку (говорят, что сверчки в лесах - выпавшие из нее угли).

Свой снежный человек есть даже в перенаселенной Японии. Его называют Хибагон (или Хинагон), поскольку он живет на лесной горе Хиба в префектуре Хиросима. Встреча с ним произошла 35 лет назад. По словам очевидцев, Хибагон был невысоким, волосатым, с плоским носом и горящими глазами. Все признаки указывают на то, что это не снежный человек, а нечто вроде гориллы.

Среди всех разновидностей данного существа наиболее интересна судьба американского «большенога» бигфута или сасквача (термин придуман в 1920 году школьным учителем Бернсом, заметившим, что многие индейские племена используют слова с одинаковым корнем «сас» для обозначения диких людей).

До середины 20 века года бигфуты в США не водились, а истории о сасквачах были популярны лишь в индейских резервациях. В августе 1958 году строительная компания Рэя Уоллеса прокладывала дорогу в безлюдном районе Калифорнии. Бульдозерист Джерри Крю обнаружил следы «больших ног». Ступни были 40-сантиметровые, длина шага - свыше метра. Местная газета окрестила находку «бигфутом», а Уоллес начал активно продвигать «большенога» среди любителей непознанного.

Но настоящим «днем рождения» американского снежного человека можно считать 20 октября 1967 года, когда участникам конного родео Роджеру Паттерсону и Бобу Гимлину удалось заснять его на пленку. Они отправились в национальный парк «Шесть рек» с взятой в аренду 16-миллиметровой камерой, намереваясь сделать документальный фильм о бигфуте в стиле «Ведьмы из Блэр». Мужчины договорились, что по возможности попытаются подстрелить «большенога» - его тело можно выгодно продать, к тому же оно будет неопровержимым доказательством.

Однако когда они увидели его, то совершенно позабыли об оружии. Бигфут стал быстро уходить от исследователей. Паттерсон спешился с лошади и пустился за ним вдогонку с работающей камерой, Гимлин с ружьем прикрывал его сзади. В результате первая половина фильма вышла бракованной - изображение тряслось и прыгало во все стороны, но когда Паттерсон приблизился к бигфуту на несколько десятков метров и встал неподвижно, качество съемки заметно улучшилось. Существо несколько раз оглянулось на преследователей и скрылось в лесу.

У США наконец-то появился свой национальный монстр. За несколько десятилетий слово «бигфут» стало популярным брендом. Со всех концов страны пошли сообщения об аналогичных встречах. Люди находили следы, шерсть, экскременты «большенога». Появились многочисленные клубы «бигфутологов», а в туризме возникла новая индустрия. Ученые, исследовавшие пленку Паттерсона-Гимлина, разделились на два примерно равных по численности лагеря: одни говорили, что это явная инсценировка (перед объективом бегает актер в шерстяном костюме), другие отмечали необычную походку существа и заявляли, что оно не может быть человеком.

26 ноября 2002 года Рэй Уоллес, первооткрыватель и популяризатор бигфутов, скончался. Его семья вскоре призналась, что Рэй вместе со своим братом подделали следы вокруг бульдозера, надев на ноги большие деревянные ступни. Зачем это было им нужно - точно не известно. Вероятно, они хотели немного развлечься, но придуманный ими бигфут вскоре превратился в общенационального американского героя, начал приносить немалый доход и приобрел всемирную славу. Такая мелочь, как подделка первых обнаруженных следов, энтузиастов ничуть не смущает.

Недостающее звено

Теорий о происхождении снежного человека много, но если отмести все нездоровые фантазии (пришелец из космоса, из иного измерения, энергетическая проекция обычных людей, души наших предков, секретные правительственные эксперименты, сверхразвитые приматы, скрывающиеся от людей с помощью телепатии), оставшиеся версии можно будет пересчитать по пальцам одной руки.

Первая, наиболее известная, опирается на мифические корни диких гигантов, якобы живших на планете задолго до человека. Учитывая специфическую географию встреч со снежным человеком, большая часть которых приходится на Азию, Северную Америку и Восточную Европу, можно предположить, что мы имеем дело с гигантопитеком (Gigantopithecus blacki).

Останки этой вымершей человекоподобной обезьяны были найдены именно в Азии (Китае). К сожалению, их слишком мало, чтобы воссоздать облик животного. В распоряжении ученых имеются лишь несколько нижних челюстей и около 1000 зубов, самые крупные из которых в 6 раз больше, чем у человека. Предполагается, что рост гигантопитека, вставшего на задние лапы, достигал 3 метров. Эти великаны, скорее всего, напоминали горилл или орангутангов.

Против «снежного очеловечивания» гигантопитеков говорит тот факт, что они вымерли почти 100 000 лет тому назад и вряд ли могли расселиться по нескольким континентам - особенно при их предполагаемой диете (большинство костей было обнаружено в ареале обитания предков современных панд, питавшихся бамбуком).

Другие кандидаты в снежные люди - неандертальцы - также не внушают оптимизма. Даже если бы они дожили до 21 века, то были бы слишком разумны, чтобы вести дикий образ жизни (неандертальцы умели строить убежища, использовали огонь и применяли разнообразные орудия - от каменных резаков до деревянных копий). Они были приземисты и коренасты (рост - до 165 см), что также не соответствует предполагаемому облику снежных людей.

Наконец, совершенно точно известно, что неандертальцы вымерли около 24000 лет назад. Последние места их обитания - Хорватия, Иберия (Испания) и Крым. Как они могли сохраниться единичными особями по всему свету - вопрос из серии «С кем спаривалось Лох-Несское чудовище в небольшом озере, чтобы дожить до наших дней?». Сегодня, когда вся планета уже сфотографирована спутниками и выставлена на всеобщее обозрение в Google Earth, когда амазонские индейцы одеваются в китайский Adidas, а тибетцы катают туристов по горам на японских джипах, реликтовому гоминиду спрятаться попросту негде.

Есть мнения, что снежные люди появляются «точечно» в разных местах планеты лишь потому, что они - нечто вроде Маугли или Тарзана. История знает около 100 случаев обнаружения одичавших детей . Их находят и по сей день, зачастую в трагикомичном положении - например, два года назад на Фиджи был обнаружен молодой человек Сунджит Кумар, выросший среди кур и подражавший их поведению.

В древности потерянные или брошенные дети, а также лица с некоторыми психическими отклонениями могли легко одичать, провести всю (безусловно, недолгую) жизнь на природе и лишь изредка попадаться на глаза суеверным обывателям. Тысячи лет назад их называли бы троллями и сатирами, а в 20 веке - снежными людьми. Именно такой случай описал Тургенев в гостях у Гюстава Флобера (эпиграф статьи) - причем в итоге выяснилось, что это была сумасшедшая, подкармливаемая пастухами и жившая в лесу более 30 лет.

Наиболее разумным объяснением феномена снежного человека становится поговорка «У страха глаза велики». В ошибочном восприятии сокрыты многие тайны мироздания. Гигантские морские змеи на проверку оказывались спутавшимися водорослями, летающие тарелки - метеозондами, а снежные люди - гориллами или медведями.

Медведь - такое оригинальное животное, что всякой узнает его по первому взгляду. Он не ест себе подобных, не бродит ночью по деревне в надежде схватить и утащить ребёнка. От времени до времени он залезает на дерево до самой верхушки, а оттуда осматривает окрестность. Он особенно не любит, чтобы его дразнили или нарушали его покой.

Альфред Брэм, «Жизнь животных»

Брэм ошибался - считает японский альпинист Макото Небуга. Медведя узнает далеко не каждый, особенно если человек напуган, а косолапый встал на задние лапы. Небуга 12 лет искал в горах Непала, Тибета и Бутана легендарного йети и пришел к выводу, что тот уже давно содержится во многих зоопарках мира. Легенда о нем возникла из-за того, что гималайский медведь - «мети» - был спутан с «йети» (неудивительно, ведь местные жители считают медведя сверхъестественным существом). Реальность редко бывает столь же загадочна, как наши представления о ней.

  • В 2001 году специалисты Оксфордского университета опубликовали материалы исследования гена рыжих волос. Исходя из предположения, что неандертальцы были рыжими, стали делаться выводы о том, что рыжие люди - их далекие потомки (впрочем, оксфордские авторы считают эту версию излишне смелой).
  • С 1969 года в округе Скамания (Вашингтон) действует закон, согласно которому убийство всякого гуманоидного существа - уголовно наказуемое преступление.
  • Большинство снежных людей «обнаружены» в холодном климате (северные широты, высокогорье). Естественная среда обитания приматов гораздо теплее. Кроме того, на территории Северной Америки крупные обезьяны (гоминиды) никогда не обитали. По крайней мере, их останки не обнаружены до сих пор, что ставит под сомнение реальность бигфута.
  • Термин «снежный человек» появился в 1921 году после тибетской экспедиции Королевского географического общества, когда один из шерпов объяснил британцам, что странные следы на снегу (по-видимому, волчьи) принадлежат «канг-ми», то есть «снежному человеку».
  • Европейские вуду-вазы упоминаются Толкином. Во «Властелине Колец» вскользь говорится о неких «уозах»: Эльф Сарос обозвал Турина «лесным дикарем» (wood-wose). Сегодня это слово модернизировано до wood-house (лесной дом).
  • В 1978 году в национальном лесу Сискью (Орегон) была построена единственная в мире ловушка для бигфута - небольшой сарайчик с захлопывающейся дверцей. Она функционировала шесть лет, но за все это время в нее попадались только медведи. Теперь это туристическая достопримечательность.
  • * * *

    Взвесив все «за» и «против», можно с 99% вероятностью утверждать, что снежные люди - фикция. Однако, как верно подметил приматолог Джон Напье, существует некая предельная численность свидетельств о встрече с бигфутом, после которой их уже нельзя будет объяснить одними лишь ошибками и мистификациями. Одну или две истории о «волосатой обезьяне с горящими глазами» можно не принимать во внимание. Сто тысяч рассказов об этом - повод задуматься. Нам остается только ждать и анализировать. Время рассудит.

    , «Рамаяне» («ракшасы»), фольклоре разных народов (фавн, сатир и силен в Древней Греции, йети на Тибете и в Непале, бьябан-гули в Азербайджане, чучунны, чучунаа в Якутии, алмас в Монголии, иерен, маорен и ен-хсунг в Китае, киикадам и албасты в Казахстане, леший, шиш и шишига у русских, див в Персии (и Древней Руси), дев и албасты на Памире, шурале и ярымтык у казанских татар и башкир, арсури у чувашей, пицен у сибирских татар, сасквоч в Канаде, тэрык, гиркычавыльин, мирыгды, килтаня, арынк, арыса, рэккем, джулии на Чукотке, бататут, седапа и орангпендек на Суматре и Калимантане, агогве, какундакари и ки-ломба в Африке и т. п.).

    Плутарх писал, что имел место случай поимки сатира солдатами римского полководца Суллы. Диодор Сицилийский утверждал, что тирану Дионисию были присланы несколько сатиров. Эти странные существа были изображены на вазах Древней Греции, Рима и Карфагена.

    На серебряном кувшине этрусков, находящемся в Римском музее доисторической эпохи, изображена сценка, когда вооруженные охотники на лошадях преследуют громадного человека-обезьяну. А в псалтыре королевы Марии, относящемся к XIV веку, изображено нападение стаи псов на покрытого шерстью человека.

    Очевидцы снежного человека

    В начале XV века турки захватили в плен европейца по имени Ганс Шильтенбергер и отослали его ко двору Тамерлана, который передал пленника в свиту монгольского князя Едигея. Шильтенбергер все-таки сумел в 1472 году вернуться в Европу и издал о своих приключениях книгу, в которой, помимо прочего, упомянул и диких людей:

    Высоко в горах обитает дикое племя, не имеющее ничего общего со всеми остальными людьми. Шкура этих существ покрыта шерстью, которой нет лишь на их ладонях и лицах. Они скачут по горам, как дикие звери, питаются листвой, травой и всем, что удается отыскать. Местный правитель преподнес Едигею в дар двух лесных людей – мужчину и женщину, захваченных в дремучих зарослях.

    Индейцы северо-запада США и Западной Канады верят в существование диких людей. В 1792 году испанский ботаник и естествоиспытатель Хосе Мариано Мосиньо писал:

    Не знаю, что и сказать о Матлоксе, жителе гористой местности, приводящем всех в неописуемый ужас. По описаниям, это настоящий монстр: тело его покрыто жесткой черной щетиной, голова напоминает человеческую, но гораздо больших размеров, клыки мощнее и острее медвежьих, руки неимоверной длины, а на пальцах рук и ног – длинные искривленные когти.

    Тургенев и президент США лично сталкивались со снежным человеком

    Наш соотечественник, великий писатель Иван Тургенев, охотясь в Полесье, лично сталкивался с снежным человеком. Он рассказал об этом Флоберу и Мопассану, и последний описал это в своих мемуарах.



    «Будучи еще молодым, он (Тургенев) как-то охотился в русском лесу. Он бродил весь день и к вечеру вышел на берег тихой речки. Она струилась под сенью деревьев, вся заросшая травой, глубокая, холодная, чистая. Охотника охватило непреодолимое желание окунуться в эту прозрачную воду.

    Раздевшись, он бросился в нее. Он был высокого роста, силен, крепок и хорошо плавал. Он спокойно отдался на волю течения, которое тихо его уносило. Травы и корни задевали его тело, и легкое прикосновение стеблей было приятно.

    Вдруг чья-то рука дотронулась до его плеча. Он быстро обернулся и увидел странное существо, которое разглядывало его с жадным любопытством. Оно было похоже не то на женщину, не то на обезьяну. У него было широкое морщинистое гримасничающее и смеющееся лицо. Что-то неописуемое – два каких-то мешка, очевидно груди, – болтались спереди. Длинные спутанные волосы, порыжевшие от солнца, обрамляли лицо и развевались за спиной.

    Тургенев почувствовал дикий, леденящий страх перед сверхъестественным. Не раздумывая, не пытаясь понять, осмыслить, что это такое, он изо всех сил поплыл к берегу. Но чудовище плыло еще быстрее и с радостным визгом касалось его шеи, спины и ног.

    Наконец, молодой человек, обезумевший от страха, добрался до берега и со всех ног бросился бежать по лесу, бросив одежду и ружье. Странное существо последовало за ним. Оно бежало так же быстро и по-прежнему повизгивало.

    Обессиленный беглец – ноги у него подкашивались от ужаса – уже готов был свалиться, когда прибежал вооруженный кнутом мальчик, пасший стадо коз. Он стал хлестать отвратительного человекоподобного зверя, который пустился наутек, издавая крики боли. Вскоре это существо, похожее на самку гориллы, исчезло в зарослях ».

    Как выяснилось, пастушок уже и раньше встречал это существо. Он рассказал барину, что это всего лишь местная юродивая, давно ушедшая жить в лес и совершенно там одичавшая. Тургенев, впрочем, замечал, что от одичания не вырастает шерсть по всему телу.



    Встречался с снежным человеком и президент США Теодор Рузвельт. Он включил эту историю, художественно обработав, в свою книгу «Охотник на диких зверей». Действие рассказа происходит в Свекловичных горах, между штатами Айдахо и Монтана. Оттуда, кстати, до сих пор поступают свидетельства о встречах с снежными людьми.

    В первой половине XIX века траппер (то есть охотник, ставящий капканы) Бауман и его товарищ исследовали дикое ущелье. Их лагерь постоянно разоряло какое-то громадное существо, передвигавшееся причем на двух, а не на четырех ногах. Нападения происходили либо ночью, либо днем в отсутствие охотников, и потому толком рассмотреть существо не удавалось. Однажды товарищ остался в лагере, и Бауман, вернувшись, нашел его растерзанным. Следы, окружавшие тело, были идентичны человеческим, но выглядели гораздо больше.

    Дети снежного человека

    Весьма любопытная встреча с бигфутом в 1924 году ожидала лесоруба Альберта Остмана. Он ночевал в спальном мешке в лесу под Ванкувером. Снежный человек схватил его, прямо в мешке положил себе на плечо и понес. Шел он часа три и принес Остмана в пещеру, где, кроме похитившего его йети, еще оказались его жена и двое детей.



    Есть лесоруба не стали, а приняли вполне гостеприимно: предложили поесть еловых побегов, которыми снежные люди питались. Остман отказался и неделю продержался на консервах из своего рюкзака, который снежный человек предусмотрительно захватил с собой.

    Но вскоре Остман понял, в чем причина такого гостеприимства: его готовили в мужья уже подросшей дочери главы семейства. Представив брачную ночь, Остман решил рискнуть и подсыпал в еду гостеприимным хозяевам нюхательного табака.

    Пока те полоскали рты, он со всех ног рванул из пещеры. Многие годы он никому не рассказывал о своем приключении и на вопросы, где пропадал целую неделю, просто отмалчивался. Но когда пошли разговоры про снежных людей, язык у старика развязался.

    Женщина йети

    Документально подтверждено, что в XIX веке в Абхазии в селе Тхина жила у людей женщина Зана, похожая на снежного человека и имевшая от людей нескольких детей, впоследствии нормально интегрировавшихся в человеческое общество. Вот как описывали ее очевидцы:

    Рыжеватая шерсть покрывала ее серовато-черную шкуру, причем волосы на голове были длиннее, чем на всем теле. Она издавала нечленораздельные выкрики, но обучиться речи так и не смогла. Ее крупное лицо с выступающими скулами, сильно выдающейся челюстью, мощными надбровными дугами и крупными белыми зубами отличалось свирепым выражением.

    В 1964 году Борис Поршнев, автор книги о реликтовом гоминиде, встречался с некоторыми внучками Заны. По его описанию, кожа этих внучек – звали их Чаликва и Тая – была темной, негроидного типа, жевательные мышцы – сильно развитыми, а челюсти – чрезвычайно мощными.

    Поршневу даже удалось расспросить жителей деревни, которые, будучи детьми, в 1880-х годах присутствовали на похоронах Заны.

    Русский зоолог К. А. Сатунин, который в 1899 году видел самку реликтового гоминида в Талышских горах на юге Кавказа, обращает внимание на то, что «движения существа были совершенно человеческими».

    Снежный человек в плену

    В 20-е годы XX века в Средней Азии были пойманы несколько йети , заключены в тюрьму и после безуспешных допросов расстреляны как басмачи.

    Известен рассказ надзирателя этой тюрьмы. Он наблюдал за двумя бигфутами , находящимися в камере. Один был молодой, здоровый, сильный, он никак не мог смириться с несвободой и все время бушевал. Другой, старый, сидел спокойно. Они ничего не ели, кроме сырого мяса. Когда кто-то из командиров увидел, что надзиратель кормит этих заключенных только сырым мясом, он его пристыдил:

    – Нельзя же так, все-таки люди…

    По сведениям людей, участвовавших в борьбе с басмачами, там еще оставалось около 50 подобных субъектов, которые вследствие своего «одичания» опасности для населения Средней Азии и революции не представляли, а вылавливать их было очень трудно.



    Известно свидетельство подполковника медицинской службы Советской Армии B. C. Карапетяна, который в 1941 году произвел осмотр живого снежного человека, пойманного в Дагестане. Он описывал свою встречу с йети так:

    «Вместе с двумя представителями местных властей я вошел в сарай… До сих пор я вижу, словно наяву, возникшее передо мною существо мужского пола, полностью обнаженное, босое.

    Вне всякого сомнения, это был человек, с полностью человеческим телом, несмотря на то что его грудь, спину и плечи покрывала косматая шерсть темно-коричневого цвета длиной 2–3 сантиметра, очень похожая на медвежью.

    Ниже груди шерсть эта была реже и мягче, а на ладонях и подошвах ее не было вообще. На запястьях с огрубевшей кожей росли лишь редкие волосы, но пышная шевелюра головы, очень грубая на ощупь, спускалась до плеч и частично прикрывала лоб.

    Хотя все лицо покрывала редкая растительность, борода и усы отсутствовали. Вокруг рта также росли редкие, короткие волосы.

    Человек стоял совершенно прямо, опустив руки по швам. Рост его был чуть выше среднего – порядка 180 см, тем не менее, он словно возвышался надо мной, стоя с выпяченной могучей грудью. Да и вообще он был гораздо крупнее любого местного жителя. Глаза его не выражали абсолютно ничего: пустые и безразличные, это были глаза животного. Да, по сути, он и был животным, не более того ».

    К сожалению, при отступлении нашей армии гоминид был расстрелян.

    Снежный человек в Гималаях

    Но больше всего прославились снежные люди из Гималаев, реликтовых гоминидов там называют поместному «йети».

    Впервые об этих необычных обитателях гор стало известно из записок английских офицеров и чиновников, служивших в Индии. Автором первого упоминания считается Б. Ходжсон, с 1820 по 1843 год полномочный представитель Великобритании при дворе короля Непала. Он довольно подробно описывал, как во время его путешествия по Северному Непалу носильщики пришли в ужас, увидев волосатое бесхвостое существо, похожее на человека.



    Несколько буддистских монастырей утверждают, что у них хранятся останки йети, в том числе скальпы. Западные исследователи давно заинтересовались этими реликвиями, и в 1960 году Эдмунд Хиллари сумел получить скальп из монастыря Хумджунг для научной экспертизы.

    Примерно в это же время были исследованы реликвии и еще из нескольких тибетских монастырей. В частности, мумифицированная рука снежного человека. Результаты экспертизы многие ставили под сомнение, и находились сторонники версий как подделки, так и непонятного артефакта .

    Снежные люди, скрывались в памирских пещерах

    Генерал-майор Советской Армии М. С. Топильский вспоминал, как в 1925 году он преследовал со своей частью снежных людей, скрывавшихся в памирских пещерах. Один из пленных рассказал, что в одной из пещер на него и его товарищей напали несколько существ, похожих на человекообразных обезьян. Топильский обследовал пещеру, где и обнаружил труп загадочного существа. В своем докладе он писал:

    «На первый взгляд мне показалось, что это действительно человекообразная обезьяна: шерсть покрывала тело с головы до ног. Однако я отлично знаю, что человекообразные обезьяны на Памире не водятся.

    Присмотревшись, я увидел, что труп напоминает человеческий. Мы подергали шерсть, подозревая, что это маскировка, но она оказалась натуральной и принадлежала существу.

    Тогда мы измерили тело, несколько раз перевернув его на живот и снова на спину, а наш врач тщательно его обследовал, после чего стало очевидным, что и человеческим труп не был.

    Тело принадлежало существу мужского пола, ростом примерно 165–170 см, судя по проседи в нескольких местах, – среднего или даже преклонного возраста… Лицо его было темного цвета, без усов и бороды. На висках имелись залысины, а затылок покрывали густые, спутанные волосы.

    Мертвец лежал с открытыми глазами, оскалив зубы. Глаза были темного цвета, а зубы – большими и ровными, по форме напоминающими человеческие. Лоб низкий, с мощными надбровными дугами. Сильно выступающие скулы делали лицо существа монголоидным. Нос плоский, с глубоко вогнутой переносицей. Уши без волос, остроконечные, а мочки более длинные, чем у человека. Нижняя челюсть чрезвычайно массивна. Существо обладало мощной грудной клеткой и хорошо развитой мускулатурой ».

    Снежный человек в России

    Было множество встреч со снежным человеком и на территории России . Самая примечательная, пожалуй, произошла в 1989 году в Саратовской области. Сторожи колхозного сада, услышав подозрительный шум в ветвях, поймали кушающее яблоки некое человекообразное существо, по всем признакам похожее на пресловутого йети.



    Впрочем, это выяснилось, когда незнакомец был уже связан: до этого сторожа думали, что это просто воришка. Когда же они убедились, что незнакомец не понимает человеческого языка, да и вообще не слишком похож на человека, они погрузили его в багажник «Жигулей» и вызвали милицию, прессу и власти. Но йети сумел развязаться, открыл багажник и убежал. Когда через несколько часов все вызванные прибыли в колхозный сад, сторожа оказались в весьма неловком положении.

    Снежного человека сняли на видео

    Собственно, свидетельств о встречах разной близости со снежным человеком сотни. Гораздо интереснее свидетельства материальные. Два исследователя сумели снять в 1967 году снежного человека на кинокамеру. Эти 46 секунд стали настоящей сенсацией в мире науки. Профессор Д. Д. Донской, заведующий кафедрой биомеханики Центрального института физкультуры, комментирует этот короткий фильм так:

    «После многократного рассмотрения походки двуногого существа и детального изучения поз на фотоотпечатках с кинопленки остается впечатление о хорошо автоматизированной, высокосовершенной системе движений. Все частные движения объединены в единое целое, в хорошо отлаженную систему. Движения слаженные, повторяются одинаково от шага к шагу, что можно объяснить лишь устойчивым взаимодействием всех групп мышц.

    Наконец, можно отметить такой признак, не поддающийся точному описанию, как выразительность движений… Это характерно для глубоко автоматических движений при их высоком совершенстве…

    Все это вместе взятое позволяет оценивать походку существа как естественную, без заметных признаков искусственности, характерных для разного рода преднамеренных имитаций. Рассматриваемая походка существа для человека совершенно нетипична ».

    Английский биомеханик доктор Д. Грив, весьма скептически относившийся к реликтовым гоминидам, писал:

    «Возможность подделки исключается ».

    После смерти одного из авторов фильма, Паттерсона, его фильм был объявлен подделкой, но никаких доказательств не было представлено. Стоит признать, что пресловутая желтая пресса в погоне за сенсациями часто не только выдумывает их, но любит и разоблачать прошлые, как мнимые, так и действительные. Не признавать этот фильм документальным пока никаких поводов нет.

    Несмотря на множество свидетельств (порою от людей, заслуживающих абсолютного доверия), абсолютное большинство научного мира отказывается признавать существование снежного человека. Причинами служит то, что до сих пор якобы не обнаружены кости диких людей, не говоря уже о самом живом диком человеке.

    Между тем ряд экспертиз (о некоторых мы говорили выше) позволял прийти к выводу, что представленные останки не могут принадлежать кому-либо признанному наукой. В чем же дело? Или опять мы сталкиваемся с прокрустовым ложем современной науки?

    Снежный человек – существо, которое стало практически легендой. У него много имен – йети, сасквоч, бигфут. Карл Линней назвал его Homo troglodytes – «человек пещерный». Кто первым сообщил миру о том, что снежный человек действительно существует? Еще Мишель Нострадамус вещал, что на земле есть существо, внешний вид которого – нечто среднее между человеком огромного роста и обезьяной. Первым о йети вскользь упоминает путешественник полковник Уэнделл, в 19 веке совершивший экскурсию в Гималаи.

    Внешность снежных людей йети

    Фото снежного человека не дают четкого представления то том, как выглядит йети. Его внешний вид основан лишь на гипотезах и предположениях. Они гласят о том, что снежный человек йети отличается очень плотным телосложением, имеет длинные руки, заостренную форму черепа с выступающей лобной частью и очень массивной челюстью. Примерно так его описывал и Карл Линней.

    Снежный человек йети намного выше и массивней среднестатистического мужчины, его рост достигает 2 м и более

    Тело снежного человека йети покрыто шерстью. В одних районах люди сталкивались с йети, волосяной покров которого был черным, по словам других очевидцев – рыжим, третьи утверждают, что снежные люди покрыты седыми (белыми) волосами.

    Интересный факт. В том, что снежный человек имеет бороду и усы, сходятся мнения всех исследователей и очевидцев. От йети, сасквочей и бигфутов исходит неприятный запах, живут они в пещерах и прекрасно лазают по деревьям. Хотя, существует мнение и о том, что снежные люди вьют себе гнезда среди крон. Разноречивый портрет, согласитесь.

    Тем не менее, существует некоторая закономерность. , утверждают, что реликтовые гоминиды, как назвали снежных йети ученые, передвигаются на двух конечностях. Рост их колеблется в зависимости от местности проживания. Так, в Центральной Азии, где Homo troglodytes носит имя йети, и в Северной Америке, где снежного человека величают сасквоч, их рост не превышает 1.5-2 м. В Гималаях и в Тибете живут более крупные особи – до 2.5 м. А вот африканские йети – «малыши» — до 1.5 м.

    Существуют ли фото и видео о йети?

    При приближении к снежным йети, у людей начинается головокружение и поднимается давление. Плюс, существа действуют на подсознание человека, заставляя просто не замечать их присутствие. Снежные люди внушают страх. Когда поблизости появляются йети, смолкают птицы и перестают лаять собаки, а некоторые просто убегают в страхе.

    Снежный человек йети якобы гипнотизирует всех тех, кто его встречает

    Попытки снять видео о йети или сделать фото были весьма многочисленными, однако аппаратура переставала работать в обычном режиме, и именно этим исследователи отмечают плохое качество снимков и видео о снежных людях. Йети двигаются очень быстро, и это несмотря на достаточно габаритные размеры, некоторые исследователи пытались догнать его, но безрезультатно.

    Многие очевидцы, пытавшиеся сделать фото йети, утверждают, что когда он долго смотрит человеку в глаза, тот впадает в полубессознательное состояние, переставая отдавать отчет в собственных действиях. Может именно поэтому многие просто забывают достать и подключить аппаратуру, чтобы сделать фото и видео о снежных людях?

    Интересный факт. Все очевидцы утверждают, что видели йети-мужчину и йети-женщину. Причем, в разных уголках планеты. Значит, снежный человек не просто существует, но размножается? Где же обитают йети на самом деле?

    Так кто же снежный йети на самом деле? Инопланетянин или прародитель рода человеческого, каким-то образом сумевший выжить, сохранив первобытные черты? Быть может, йети – результат неудачного эксперимента по скрещиванию примата и человека? Известно, что подобные опыты проводились Третьим рейхом, но документальных подтверждений не сохранилось.

    Место обитания снежного человека йети – Африка или Азия?

    В летописях буддийских храмов Тибета сохранились древние записи о встречах монахов с загадочными существами огромного роста, полностью покрытыми волосами. Именно в этой части Азии и был впервые обнаружен снежный человек – йети. Кстати, йети переводится как «существо, живущее среди камней».

    Интересный факт. Первые сообщения о снежных людях появились в мировой печати в середине 50-х годов прошлого века. Их авторами были альпинисты, пытавшиеся подняться на пик Эвереста и искавшие подходящие тропы среди гималайских скал. Искателей приключений сменили группы ученых, заинтригованные рассказами спортсменов. Итак, охота на легендарных йети началась.

    Гипсовый слепок следа снежного человека йети, найденного в Тибете

    Предпосылкой для первого серьезного исследования снежного человека йети стала серия довольно четких фото, сделанных Эриком Шиптонов во время экспедиции в Гималаи (1951). Снимки были сделаны в местечке Менлунг Гласир, которое находится на высоте 6705 м. На фото изображены следы йети, их размер – 31.25 на 16.25 см. С этого момента ученые всех стран, где до этого было зафиксировано присутствие огромных людей-обезьян, стали предпринимать весьма серьезные попытки разобраться в происхождении сасквочей и бигфутов.

    Снежный человек йети в России

    Феномен йети исследовали и в России, а именно — в регионе Кавказа. Этим занимался историк Б. Поршнев, а впоследствии Д. Кофман. Многочисленные рассказы местных жителей о встречах со снежными людьми, покрытыми волосами и имеющими огромный рост, подтвердили найденные исследователями запасы еды. Кавказские бигфуты застенчивы, увидев человека, они моментально исчезают. Как утверждают очевидцы, перед глазами появляется дымка, а когда она пропадает, йети словно испаряются.

    Интересный факт. Еще в 19 веке со снежным человеком столкнулся и Пржевальский, который занимался исследованиями Гоби. Однако российское правительство побоялось выделить деньги на дополнительную экспедицию. Страх подпитывали заявления церковнослужителей, говоривших о йети, как о существах из ада.

    Встречи со снежным человеком йети происходили и в Казахстане, где им даже имя киик-адам – «дикий человек», и в Азербайджане, местные жители назвали снежных людей биабангули.

    Предположительно стоянка снежных людей на севере России

    Охотник в Челябинской области чуть лоб в лоб не столкнулся со снежным человеком. В 2012 в Челябинске местному егерю пришлось встретиться с человекоподобным существом, в котором охотник тут же распознал легендарного бигфута. По словам охотника, у него «мурашки побежали по телу», однако это не помешало ему снять видео о йети на мобильный телефон.

    С того времени визиты снежного человека йети в Челябинскую область участились. Примечательно, что они не боятся выходить из , и подходят очень близко к населенным людьми местам. Быть может, йети стало настолько много, что они пытаются расширить границы своего обитания?

    Вконтакте

    Ссоры