Интересные факты о христофоре колумбе. Интересные факты о море и моряках

1. Свой самый известный снимок фотограф Альфред Эйзенштадт сделал 14 августа 1945 года, когда Америка отмечала победу над Японией. Он ходил по Таймс-Сквер, фотографируя радующихся людей, и заметил матроса, который « целовал всех женин подряд и вдруг заключил в объятия что-то белое. Я едва успел поднять камеру и снять его целующим медсестру». Это фото, в шутку названное автором « Безоговорочная капитуляция», стало для американцев символом победы во Второй мировой войне.

2. По подсчетам специалистов, с 1600 по 1800 г. от цинги умерло около миллиона моряков, что превышает человеческие потери во всех морских сражениях за тот же период.

3. Тельняшка - нательная (отсюда и название) матросская фуфайка с чередующимися синими и белыми полосами. Появилась во времена парусного флота: такое « цветовое решение» как раз для того и выбрали, чтоб видеть действия матросов при работе с парусами на реях, – теперь же это просто традиция. В России тельняшки как обязательная часть матросской формы введены приказом великого князя Константина Николаевича от 19 августа 1894 года. В некоторых городах неофициально отмечается « день тельняшки».

4. В сексологии есть понятие « синдром моряка дальнего плавания». После долгого воздержания у мужчины возникают временные дисфункции в интимной сфере. Согласно исследованиям моряку дальнего плавания требуется в среднем пара недель, чтобы привести в порядок организм, восстановиться и избавиться от малоприятного синдрома.

5. В некоторых странах существовало поверье: если девушка в день Святого Валентина увидит у себя над головой малиновку, значит, она выйдет замуж за моряка.

6. В 1974-м The Rolling Stones сняли телевизионный промо-ролик к песне « It’s Only Rock-n-roll». Музыканты в матросских костюмах исполняли песню, стоя под полосатым бело-синим тентом, который постепенно наполнялся пеной. С пеной явно переборщили: к концу « роллинги» вытягивали шеи и подпрыгивали на месте, чтобы не наглотаться пузырьков, а ударнику Чарли Уоттсу пришлось даже покинуть свой « боевой пост».

7. Когда-то татуировки моряков не только показывали принадлежность к « морскому братству», но и служили своеобразны оберегом, что неудивительно, если вспомнить их склонность к суевериям. Кроме якорей, парусов и пр., тела моряков украшали и наколки, вроде бы не связанные с морской тематикой. Например, свинья, наносившаяся на левую ногу, и петух (соответственно, на правую) явно не относятся к разряду водоплавающих, а потому помогут « хозяину» вернуться в привычное для них место, т.е. на сушу.

8. Голландка Лаура Деккер может стать самым юным (20 сентября ей исполнится 17 лет) моряком, совершившим одиночную « кругосветку». Лаура хотела начать плавание еще раньше, но из-за противодействия голландских властей задержалась с отправлением почти на год. А в случае удачного исхода путешествия ее рекорд не будет признан официально: Книга рекордов Гиннесса и Всемирный совет регистрации рекордов скорости под парусом больше не фиксируют достижения из разряда « самый юный».

9. В феврале 1891 г. близ Фолклендских островов повторилась знаменитая история, приключившаяся когда-то с библейским Ионой. Моряк китобойного судна « Звезда Востока» Джеймс Бартли во время охоты на кашалота попал в чрево к смертельно раненному животному и провел там 16 часов. От нестерпимого смрада моряк потерял сознание и очнулся уже на борту судна, когда его извлекли при разделке туши кашалота.

10. Последнее сражение и гибель крейсера « Варяг» в свое время восхитили даже противника: то, что российские моряки, затопив собственное судно, по сути, поступили по канонам самурайской чести, было использовано в пропагандистских целях - как пример для подражания. Уже после войны японское правительство открыло в Сеуле музей памяти героев « Варяга» и наградило командира крейсера В.Ф. Руднева орденом Восходящего Солнца.

11. В 1950 г. в казино Лас-Вегаса некий моряк победил в игре в кости 27 раз подряд! Теоретически вероятность этого составляет один к 12.467.890. Если б моряк делал максимальные ставки, то смог бы выиграть 268 млн долларов. Но он предпочел не рисковать и получил лишь $750. А кости, которыми играл моряк, выложены под стеклом на бархате в том самом игровом зале.

12. Перепечатывая в 1870 г. доклад доктора Эвона Вольфа, машинистка по ошибке « сдвинула» запятую в числе - и превысила содержание железа в шпинате в 10 раз! Ошибка, гулявшая из статьи в статью, породила миф о большой пользе шпината. Ее обнаружили в 1937 г., но обнародовали лишь в 80-е, спустя более чем сто лет после ляпа! Популяризации мифа способствовали также мультфильмы с бравым моряком Попаем, поедавшим шпинат в немыслимых количествах. Неудивительно, что в городке Альма (штат Арканзас), претендующем на звание « шпинатной столицы мира», установлены аж три статуи мультяшному моряку.

13. Испанский моряк Родриго де Триана - первый европеец, увидевший берега Америки. Родился в 1469 г. в Севилье, его настоящее имя - Хуан Родригес Бермехо. 12 октября 1492 г. он был вахтенным матросом каравеллы « Пинта» и увидел землю. Кстати, он не получил обещанное королем Фердинандом II денежное вознаграждение, поскольку Колумб записал в бортовом журнале, что он « видел свет» еще в 22 часа предыдущего дня, но тот якобы был настолько нечеток, что адмирал не осмелился утверждать, будто точно видел землю. Сведения о дальнейшей судьбе де Триана противоречивы, а в родном городе ему установлен памятник.

Один из самых известных мореплавателей эпохи Великих географических открытий. Он считается первооткрывателем Америки - в 1492 году Колумб достиг берегов американского континента, проплыв поперек Атлантического океана. Его открытие положило начало исследованию Центральной и Южной Америки.

1. Знаменитое открытие нового континента произошло 12 октября 1492 года. После долгого путешествия по Атлантическому океану матрос, наблюдавший со шхуны «Пинта», закричал заветное «Земля!». Колумб и его команда искали короткий путь в Азию, при котором не пришлось бы огибать всю Африку, и были уверены, что они его нашли. Это было бы очень полезным открытием, так как в то время Великий шелковый путь был перегорожен Османской империей, и Европе приходилось искать новые способы попасть в Азию. Плавать вокруг Африки было опасно и долго, новые торговые пути очень пригодились бы европейским купцам, которых манили азиатские сокровища. Колумб прекрасно знал, что Земля круглая и справедливо решил, что доплыть до Азии можно с другой стороны. Только в расчетах ее размеров он существенно ошибся - от нового континента до Азии оставалось еще около пятнадцати тысяч километров. Но сам мореплаватель даже не узнал, что стал первооткрывателем. Впрочем, это звание тоже приписано ему незаслуженно, так как еще в Средние века в Америке побывали викинги из Исландии. Но никому за пределами Скандинавии не было известно об этих северных походах, поэтому открытие Колумба стало сенсацией.

2. Христофору Колумбу понадобилось более семи лет, что убедить королевскую чету Испании в необходимости экспедиции. Король Фердинанд и его супруга Изабелла, а также все чиновники и сановники не могли понять, каким образом можно попасть на восток, двигаясь при этом на запад. Мореплаватель столкнулся с множеством предубеждений - например, многие считали, что он не сможет подняться на огромную водяную гору, образованную выпуклостью земного шара. Ему пришлось подбирать подходящие аргументы и всяческими способами уговаривать испанского короля, и в конце концов - в 1491 году - ему это удалось, и король одобрил экспедицию.

3. До Колумба ни один корабль не заходил так далеко в открытое море. В основном все корабли двигались вдоль береговой линии, а океана все боялись. Обычные моряки отказались принимать участие в такой рискованной экспедиции - если король не верил в шарообразную форму Земли, то неграмотные моряки и подавно считали, что Земля плоская, и они обязательно упадут к черту на рога. Поэтому Колумбу пришлось набирать команду из заключенных - они предпочитали рискнуть в страшной экспедиции, чем умереть в тюремной камере.


4. Неудивительно, что в те времена никто не отваживался выйти в открытый океан - судна пятнадцатого века были маленькими и неподходящими для дальних плаваний. Экспедиция Колумба двигалась на трех каравеллах - это слово является уменьшенным от испанского «карава», что означает небольшое судно на парусах. «Санта-Мария» была крупнейшим кораблем Христофора Колумба, но ее длина составляла всего около сорока метров - необычайно маленькое судно по современным меркам. А две других каравеллы, «Пинта» и «Нинья», были еще меньше - около двадцати метров, даже для тех времен очень маленькие корабли.

5. Матросы-бывшие заключенные, осознав рискованность предприятия, часто впадали в панику. Они были полны суеверий и предубеждений: видя альбатросов и водорослей, они думали, что земля близко. И Колумб не хотел их огорчать, тем более правда посеяла бы большую панику среди команды. Поэтому мореплаватель значительно уменьшал цифры, рассказывая морякам о пройденном расстоянии - так они считали себя в безопасности.

6. Во время экспедиции первооткрыватель обнаружил, что стрелка компаса начала показывать не на север (на Полярную звезду), а немного в сторону. Колумб сильно нервничал по этому поводу, но команду не стал пугать и промолчал. В то время еще никто не знал, что компас показывает магнитные полюса Земли, а не географические.


7. Колумб был настолько убежден, что открыл путь в Индию, что многие верили в это. Поэтому американских коренных жителей назвали индейцами (в русском языке названия различаются, но в английском они произносятся и пишутся одинаково «indians»).


8. После экспедиции Колумба индейцы впервые увидели коров, лошадей и виноград. А мореплаватель привез в Европу картофель, кукурузу и помидоры. Еще несколько последующих веков между Америкой и Европой велась сельскохозяйственная торговля, которая была известна под названием «Колумбов обмен».


9. Всего Христофор Колумб совершил четыре экспедиции в Америку. Во время последней он с командой попал в сложную ситуацию - у него сломались корабли, закончилась еда, а местные жители были враждебно настроены по отношению к европейцам. И Колумб решил пойти на хитрость - приближалось лунное затмение, которое можно было использовать для внушения уважения индейцам. Мореплаватель рассказал местным вождям, что белый бог может наложить страшную кару на индейцев - отнять луну. Вскоре началось затмение, и луна стала темнеть. Коренные американцы были испуганы и согласились на мир, предоставив Колумбу и его команде необходимую провизию и материалы.

Татуировка как оберег

Татуировка у моряков с давних времён считалась оберегом и опознавательным знаком. Традиция украшать тела татуировками распространилась по всему миру во многом благодаря Джеймсу Куку и его команде, которые в 70-х годах XVIII столетия посетили острова Полинезии в Тихом океане. Вернувшись из плавания в 1769 году, Кук привез с Таити не только само слово «tattoo»* , но и Великого Омаи — колоритного полинезийца, тело которого украшала целая галерея татуировок.

Среди моряков самыми популярными татуировками считались изображения моря, черной кошки, клевера с четырьмя листьями, подковы и многие другие. У многих моряков распространена была татуировка в виде звезды между указательным и большим пальцами рук. Чаще всего на тело наносили религиозные символы, у христиан это было, конечно же, распятие. По поверью, эти знаки приносили удачу, а также в случае гибели моряка по этим татуировкам можно было определить, какой веры утопленник, а значит — по каким обычаям его хоронить.

«Гибель капитана Кука». Картина. Автор — Шон Лайнхэн. Фото: Commons.wikimedia.org

Моряки умели завязывать почти 500 морских узлов

Каждый моряк обязан был уметь быстро и правильно вязать десятки всевозможных узлов, причём делать это зачастую в потёмках или во время шторма на многометровой высоте. Самые древние узлы были найдены в Финляндии, они датируются неолитом (поздним каменным веком). Со временем искусство вязания узлов моряками было доведено до совершенства. От этого зависела безопасность судна под парусами. К расцвету парусного флота в морском деле насчитывалось почти 500 узлов. Как это ни печально, искусство вязать морские узлы исчезло вместе с парусниками.

«Паспорт» пирата

В Англии все пираты имели специальные «каперские* свидетельства» о том, что они являются пиратами. Для того, чтобы получить такой документ, нужно было предоставить капитану корабля справки от родителей и священника о своём безукоризненном моральном облике.

Пиратство поощрялось государством

Сами главы государств давали разрешение на атаку тех или иных судов, принадлежащих неприятельственной державе. Например, королева Англии Виктория поощряла пиратство против испанских кораблей.

Серьга в ухе как знак привилегии

Моряки верили, что серьга в правом ухе оберегает от ослабления зрения и ревматизма. Большую золотую серьгу носили моряки, прошедшие мимо мыса Горн* , где почти круглый год стоит штормовая погода. Такой мореплаватель имел право на одну бесплатную кружку спиртного в портовых кабаках и даже мог безнаказанно класть ноги на стол.

Изображение женщин на носу корабля

Широко известно, что присутствие женщины на корабле было недопустимо, но на носовой фигуре изображались именно представительницы прекрасной половины человечества. Величественные богини, таинственные русалки, изящные туземки придавали незабываемое очарование быстроходным парусникам. Моряки свято верили, что женская красота усмирит любую непогоду и заставит ветер развеять шторм. В древности ростра* изображала также и мифических животных, использовалась в виде тарана и имела функцию устрашения.

Кроме того, за этой фигурой также скрывался гальюн (туалет). Выбор места не случаен: нос корабля — самая продуваемая ветрами часть судна.

Неприкосновенный сундук

Интересен обычай, свято соблюдаемый во всех флотах, — признание неприкосновенности сундука или чемодана, в котором моряк хранил своё имущество. Отсюда ненадобность замка, полное отсутствие воровства в матросской среде. Однако после русско-японской войны на русском флоте морские устои пошатнулись, и воровство стало обычным делом среди матросов.

Обед на мокрой скатерти

У моряков был обычай накрывать стол только мокрой скатертью, чтобы миски не скользили по столу и не падали во время качки.

Известно, что женщин на корабль не пускали (кстати, как и юристов и служителей культа). Присутствие при закладке корабля девственниц, особенно рыжих, считалось плохим предзнаменованием. Считалось, что если на корабль взойдёт представительница прекрасного пола, то нужно ждать беды. Норвежские корабелы никогда не начинали постройку судна в пятницу, в день красивой и коварной богини любви Фрейи, недоброжелательности которой опасались все моряки. В странах Ближнего Востока считали, что если женщина, не имеющая детей, ночью взойдёт на недостроенное судно или коснётся его, унесёт с него какой-нибудь предмет, то в скором будущем она обязательно станет матерью.

Впрочем, несмотря на запрет на присутствие женщин на корабле, существовало и другое поверье — рождение ребёнка на судне во время плавания считалось счастливой приметой и приносило удачу кораблю.

Купание на экваторе

Моряки, которые впервые пересекали экватор, обязательно купались в его водах. Но и это еще не всё!
Когда команда пересекает экватор, строго-настрого запрещено: плевать за борт, садиться на кнехты* , бриться, становиться без необходимости спиной к лобовым иллюминаторам (по направлению движения судна), вносить на борт рыбацкие сапоги на плече.

Posts from This Journal by “Работа в море” Tag


  • Греция сохранила лидерство в рейтинге крупнейших флотов мира


  • Все узкости подготовки моряков – Морской форум

    II Национальный форум Украинского крюинга обозначил самые острые наболевшие вопросы нынешней системы морского образования, работы Инспекции по…

25 июня отмечается день мореплавателя. Решение о праздновании этого дня было принято в 2010 году государствами-членами Международной Морской организации, входящими в ООН. Резолюция, подписанная в филиппинской столице - Маниле, гласила, что этот день посвящён морякам торгового флота, которые до недавнего времени не имели своего праздника, в отличие от военных моряков

Несколько интересных фактах, связанных с одной из самых древних профессий - торгового мореплавателя.

Татуировка как оберег

Татуировка у моряков с давних времён считалась оберегом и опознавательным знаком. Традиция украшать тела татуировками распространилась по всему миру во многом благодаря Джеймсу Куку и его команде, которые в 70-х годах XVIII столетия посетили острова Полинезии в Тихом океане. Вернувшись из плавания в 1769 году, Кук привез с Таити не только само слово «tattoo» (на таитянском диалекте обохначает рисунок) , но и Великого Омаи - колоритного полинезийца, тело которого украшала целая галерея татуировок.

Среди моряков самыми популярными татуировками считались изображения моря, черной кошки, клевера с четырьмя листьями, подковы и многие другие. У многих моряков распространена была татуировка в виде звезды между указательным и большим пальцами рук. Чаще всего на тело наносили религиозные символы, у христиан это было, конечно же, распятие. По поверью, эти знаки приносили удачу, а также в случае гибели моряка по этим татуировкам можно было определить, какой веры утопленник, а значит - по каким обычаям его хоронить.

Моряки умели завязывать почти 500 морских узлов

Каждый моряк обязан был уметь быстро и правильно вязать десятки всевозможных узлов, причём делать это зачастую в потёмках или во время шторма на многометровой высоте. Самые древние узлы были найдены в Финляндии, они датируются неолитом (поздним каменным веком). Со временем искусство вязания узлов моряками было доведено до совершенства. От этого зависела безопасность судна под парусами. К расцвету парусного флота в морском деле насчитывалось почти 500 узлов. Как это ни печально, искусство вязать морские узлы исчезло вместе с парусниками.

«Паспорт» пирата

В Англии все пираты имели специальные «каперские свидетельства»(во времена парусников правительственный документ, разрешающий частному судну атаковать и захватывать суда, принадлежащие неприятельской державе). о том, что они являются пиратами. Для того, чтобы получить такой документ, нужно было предоставить капитану корабля справки от родителей и священника о своём безукоризненном моральном облике.

Пиратство поощрялось государством

Сами главы государств давали разрешение на атаку тех или иных судов, принадлежащих неприятельственной державе. Например, королева Англии Виктория поощряла пиратство против испанских кораблей

Серьга в ухе как знак привилегии

Моряки верили, что серьга в правом ухе оберегает от ослабления зрения и ревматизма. Большую золотую серьгу носили моряки, прошедшие мимо мыса Горн (крайняя южная точка архипелага Огненная Земля, расположен на острове Горн.) , где почти круглый год стоит штормовая погода. Такой мореплаватель имел право на одну бесплатную кружку спиртного в портовых кабаках и даже мог безнаказанно класть ноги на стол.

Изображение женщин на носу корабля

Широко известно, что присутствие женщины на корабле было недопустимо, но на носовой фигуре изображались именно представительницы прекрасной половины человечества. Величественные богини, таинственные русалки, изящные туземки придавали незабываемое очарование быстроходным парусникам. Моряки свято верили, что женская красота усмирит любую непогоду и заставит ветер развеять шторм. В древности ростра(от лат. rostrum - клюв, носовая часть корабля.) изображала также и мифических животных, использовалась в виде тарана и имела функцию устрашения.Кроме того, за этой фигурой также скрывался гальюн (туалет). Выбор места не случаен: нос корабля - самая продуваемая ветрами часть судна.

Неприкосновенный сундук

Интересен обычай, свято соблюдаемый во всех флотах, - признание неприкосновенности сундука или чемодана, в котором моряк хранил своё имущество. Отсюда ненадобность замка, полное отсутствие воровства в матросской среде. Однако после русско-японской войны на русском флоте морские устои пошатнулись, и воровство стало обычным делом среди матросов.

Обед на мокрой скатерти

У моряков был обычай накрывать стол только мокрой скатертью, чтобы миски не скользили по столу и не падали во время качки.

Морские небоскрёбы

Слово «небоскрёб» имеет морское происхождение. Так назывались самые верхние треугольные паруса ещё 200 лет назад. При штормовом ветре они начинали гнуть мачту настолько сильно, что на мостике всегда стоял капитан с пистолетом. Когда мачта уж слишком сгибалась, он стрелял в парус, парус рвался, и всё приходило в норму.

Женщина на корабле - к несчастью

Известно, что женщин на корабль не пускали (кстати, как и юристов и служителей культа). Присутствие при закладке корабля девственниц, особенно рыжих, считалось плохим предзнаменованием. Считалось, что если на корабль взойдёт представительница прекрасного пола, то нужно ждать беды. Норвежские корабелы никогда не начинали постройку судна в пятницу, в день красивой и коварной богини любви Фрейи, недоброжелательности которой опасались все моряки. В странах Ближнего Востока считали, что если женщина, не имеющая детей, ночью взойдёт на недостроенное судно или коснётся его, унесёт с него какой-нибудь предмет, то в скором будущем она обязательно станет матерью.

Впрочем, несмотря на запрет на присутствие женщин на корабле, существовало и другое поверье - рождение ребёнка на судне во время плавания считалось счастливой приметой и приносило удачу кораблю.

Купание на экваторе

Моряки, которые впервые пересекали экватор, обязательно купались в его водах. Но и это еще не всё! Когда команда пересекает экватор, строго-настрого запрещено: плевать за борт, садиться на кнехты, бриться, становиться без необходимости спиной к лобовым иллюминаторам (по направлению движения судна), вносить на борт рыбацкие сапоги на плече.


10 место:
Долгое время моряки вообще не знали, куда они двигаются. Первая морская карта была составлена только во II веке до нашей эры, а до этого вся навигация сводилась к тому, чтобы выпустить птицу и плыть туда, куда она полетела: дескать, птица-то уж точно знает, где берег. К сожалению, проверить насколько надежным был такой метод – невозможно. Те, кто доплывали, говорили, что птица летела правильно, а у тех, кто не доплыл – спросить уже не получится.

9 место:
Полинезийцы подвешивали на мачту продырявленную во многих местах скорлупу кокосового ореха, и по тону свиста определяли, куда пирога плывет.

8 место:
В Европе кокосовых орехов, к сожалению, не растет, поэтому древние викинги использовали в качестве компаса ложку с длинной ручкой. Главный викинг перегибался через борт, зачерпывал этой ложкой водичку, задумчиво прихлебывал и потом авторитетно говорил: “Правильно плывем – вода не такая соленая и родными помоями пахнет!” Можете не верить, но викинги по этому компасу почти всегда доплывали правильно.

7 место:
А вот как оригинально использовал советский Минморфлот особенности линии перемены дат: в 50-х годах вышел специальный приказ – чтобы советские суда пересекали эту линию только с востока на запад. При этом один день выпадает, и зарплату за него можно не платить.

6 место:
А знаете, зачем на носу парусных кораблей устанавливали фигуры чудесных женщин? Они скрывали туалеты! Поскольку, если поставить туалет на корме, попутный ветер будет задувать все на корабль, а с носа все запахи отлично сносит. Слово гальюн произошло именно от названия “галеонные фигуры”.

5 место:
Термин “небоскреб” – тоже морской. Так назывались самые верхние треугольные паруса еще 200 лет назад. С ними, кстати, иногда были проблемы: при сильном ветре они начинали гнуть мачту, так что на мостике всегда стоял капитан с пистолетом. Когда мачта уж слишком сгибалась, он стрелял в небоскреб, парус рвался и все приходило в норму.

4 место:
Русский язык получил у моряков слово “каталажка”: на старинных русских судах-расшивах провинившихся сажали в клетушку, где хранился такелаж.

3 место:
Морской способ накрывать на стол. При качке на кораблях никогда не используются сухие скатерти. Столы накрывают мокрыми, чтобы тарелки не падали на пол.

2 место:
Уборка. Знаете, почему корабли так тщательно драят? Чтобы у матросов не оставалось свободного времени. Если им нечем будет заняться, они начнут думать, а от этого возникают революционные ситуации. Раньше после таких ситуаций моряки уходили в пираты.

1 место:
И именно с пиратами связан самый удивительный факт. В знаменитой своими пиратскими похождениями Англии все пираты имели специальные свидетельства о том, что они пираты. А для того, чтобы такое свидетельство получить, нужно было предоставить капитану корабля справки от родителей и священника о своем безукоризненном моральном облике.

Ссоры