Процесс во второй половине XVIII в. Во второй половине xviii столетия

Социально-экономические процессы и социальная политика середины-второй половины XVIII века

В течение XVIII века основная часть людей по-прежнему жила натуральным хозяйством, но в его недрах нарастали рыночные тенденции, возникали элементы индустриального уклада. С учётом крепостного состояния основной массы населения эти тенденции неизбежно приобретали искажённый характер . Рыночные тенденции проявлялись в следующем .

1) Среди крестьян распространился "отход" . Испросив паспорт у помещика , крестьяне отправлялись в города на заработки, из которых потом расплачивались как с помещиком, так и с государством. В городах они могли заниматься мелкой торговлей, мелким ремеслом, наниматься в подмастерья, служить ямщиками, нищенствовать - но неизбежным было их возвращение к помещику. Именно за счёт таких крестьян и росли города. Так, временно отпущенные крепостные составляли к концу XVIII 60% жителей Петербурга.

2) Растёт число "капиталистых" крестьян. Нередко они становились богаче своего барина . Многих из них угнетало крепостное состояние, они пытались выкупиться на свободу, но помещик, как правило, не отпускал - такой крестьянин был курицей, несущей золотые яйца. Из источников второй половины века известны случаи самоубийств среди таких крестьян.

3) Сословие дворян всё более просвещалось , потребности росли . Дворяне выходят на внешний рынок и продают хлеб за рубеж, прежде всего, в Англию. Но чтобы иметь товарный хлеб, нужно было усиливать нажим на крестьян. На юге России, там, где самые плодородные земли, барщина доходила до 5-6 дней в неделю. Крестьянам на обработку собственного участка оставались воскресенья.

3) Отражением роста рыночных тенденций была распространившаяся практика торговли людьми . Пик её приходится на екатерининское время. Продажа искусных столяров или талантливых певиц была средством выручить доход. Некоторые помещики даже заводили у себя музыкальные школы , учили крестьянских детей и потом выгодно продавали. В законах ничего не говорилось о возможности торговли людьми, но и запрета не существовало. За весь XVIII век известен один единственный указ , в котором рекомендовалось ограничить такого рода торговлю. В указе Екатерины II 1773 года рекомендовалось продавать людей "без употребления молотка" , а также Екатерина настоятельно советовала дворянам не продавать детей до 3-х лет отдельно от родителей. Здесь она больше заботилась о будущих налогоплательщиках: без родителей такие дети обычно погибали.

До второй половины XVIII века крепостное право не воспринималось как зло . Помещики, равно как и сменявшие друг друга на троне императоры и императрицы, считали такое состояние естественным . Первой правительницей, посмотревшей на дело иначе , была Екатерина II (1762-1796). Её попытка приступить к решению крестьянского вопроса связана со знакомством с идеями "века Просвещения" .

"Эпоха Просвещения" в истории Европы называют XVII- XVIII века . В это время формировались идеи и теории , которые легли в основу современных представлений об общественном устройстве . И, в частности, мыслители эпохи Просвещения выдвинули теорию "естественных прав" . Она состояла в том, что люди от природы равны, наделены равными - естественными - правами. В дальнейшей жизни успехи человека зависят от его способностей и трудолюбия, но изначальные, стартовые права у всех одинаковы. Сейчас эта идея настолько привычна , что мы их не замечаем. Тогда они казались кому-то новостью, кому-то криминалом. Потому что, ещё с античности утвердилось представление о том, что рабами и свободными люди рождаются . Выдвигая "теорию естественных прав" мыслители Просвещения спорили не только с древним представлением, но и с реальностью . Ведь именно на их эпоху - XVIII век - приходился в истории максимум работорговли и применения рабского труда.

Екатерина II была не только знакома с идеями просветителей, но с некоторыми из них общалась лично . Так, она состояла в переписке с Вольтером и Вильгельмом Гриммом (одним из братьев-сказочников, основным занятием Вильгельма была философия). По её приглашению приезжал в Петербург Дени Дидро . Крепостное право - рабство - с точки зрения Просвещения - зло . И Екатерина подступила к вопросу о крепостничестве.

В 1767 году в Москве она созывает Уложенную комиссию - собрание, состоявшее из 573 представителей сословий. Там были представлены все сословия, кроме владельческих крестьян, - государственные тоже были. Официально комиссия созывалась для выработки нового законодательного свода . Со времён "Соборного уложения" Алексея Михайловича прошло 120 лет, оно устарело, предполагалось, что Уложенная комиссия разработает новый основной закон. Но у Екатерины была и тайная надежда : депутаты осудят рабство , и оно будет отменено, так сказать, с санкции народа . Когда Уложенная комиссия собралась, депутатам зачитали "Наказ" , составленный Екатериной. Он содержал цитаты из просветителей, кроме того, в "Наказе" повторялась такая мысль: при составлении новых законов депутаты должны руководствоваться "общим благом" . Дальше депутаты начали прения: они могли высказываться свободно , ведь императрицы в зале не было. Депутаты не знали, что перед сбором комиссии часть зала была отгорожена перегородкой , за ней было поставлено кресло. В этом укрытии во время заседаний находилась Екатерина. Она хотела услышать, что же на самом деле думают её поданные. Услышала она следующее.

- Дворяне желали, чтобы их права на крестьян были подтверждены в законе "навечно"

- Купцы желали снятия государственных монополий и прав на торговлю с иностранными государствами

- Государственные крестьяне говорили об уменьшении налогов

Никто не говорил "об общем благе" , и ни одно сословие не поставило вопрос о судьбе крепостных. Екатерина сделала для себя вывод: дать свободу крестьянам , значит, войти в противоречие с пожеланиями дворян , и, весьма вероятно, лишиться власти . Власть Екатерина любила больше , чем идеи Просвещения. Поэтому больше к вопросу о судьбе крепостных она не возвращалась . Наоборот, именно в её правление крепостничество приняло самые дикие формы. Что касается Уложенной комиссии, она была распущена под предлогом начавшейся войны с Турцией.

Первые реальные шаги в решении Крестьянского вопроса предпринял сын Екатерины Павел I (1796-1801). Павлом руководили два мотива

Во-первых, он не любил матери , и во всём стремился действовать наперекор ей. (Справедливости ради надо заметить, что это был ответ на нелюбовь Екатерины к сыну - она даже намеревалась лишить Павла престола) Символом этого заочного спора стали надписи на постаментах двух памятников Петру. Как известно, первый памятник Петру установлен был в правление Екатрины - это знаменитый "Медный всадник". Не имея никаких прав на престол, и узурпировав власть, воздвижением памятника Петру, Екатерина стремилась показать, что является продолжательницей его дела . Отсюда и надпись на постаменте: "Петру I - Екатерина II" . Тем самым подчёркивалась политическая преемственность , после Первого Великого императора была Вторая Великая императрица. Придя к власти, Павел установил свой памятник Петру - перед Михайловским замком. Надпись на постаменте гласит: "Прадеду - правнук" . Тем самым Павел подчёркивал свою родственную преемственность и законные права на престол. Так и в его подходе к Крестьянскому вопросу ощущался спор с Екатериной: матушка только разговоры вела о Просвещении, но для облегчения участи большинства не сделала ничего.

Второй мотив Павла связан был с его рыцарской идеей . В детстве Павел увлекался книгами про средневековых рыцарей, и, придя к власти, стремился построить государство , основанное на принципах рыцарского служения и рыцарской чести . Отсюда всевозможные рыцарские игры Павловской эпохи: он выстроил для себя замок , который сейчас вовсе не выглядит по-рыцарски, а при Павле был окружён рвами и цепными мостами. Необычный для Петербурга кирпичный цвет замка также связан с рыцарским увлечением Павла. Архитектор Венченцо Бренна спросил, в какой цвет красить замок. Павел достал перчатку своей прекрасной дамы Анны Гагариной-Лопухиной, оброненную ею на балу, и указал красить в такой. Другим рыцарским начинанием было предложение государям Европы больше не воевать с вовлечением народов, а устраивать рыцарские турниры . В крестьянском вопросе Павел исходил из идеи , что отношение дворян к крестьянам должно быть рыцарским . Отсюда предпринятые им меры по крестьянскому вопросу

1) Запрет продавать крестьян с разделением семей

2) Запрет продавать крестьян отдельно от земли (такие крестьяне становились дворней или выполняли барщину 7 дней в неделю - положение их ухудшалось)

3) Запрет заставлять крестьян работать по воскресеньям и рекомендация ограничить барщину 3 днями в неделю

4) Крестьян стали приводить к присяге . Существовала такая процедура при вступлении императора на престол - в церквах люди приводились к присяге на верность императору. Эта процедура раньше не касалась крестьян - в них как бы не видели людей, которые могут что-то обещать и выполнять. Нововведением Павла крестьяне признавались людьми .

Такого рода меры сформировали среди крестьян положительное отношение к Павлу. Пошли разговоры о воле . Они были беспочвенны: неизвестно источников, которые бы свидетельствовали о подобных намерениях Павла. Но он был первым правителем, который попытался облегчить жизнь большинства. Этих намерений помещики Павлу не простили. Был составлен дворянский заговор , и в ночь с 11 на 12 марта 1801 года в Михайловском замке Павел был убит. Его политика по крестьянскому вопросу была не единственной, но, вероятно, основной причиной заговора.

Из всех социальных законов XVIII века наибольшее значение в исторической перспективе имел "Указ о вольности дворянской" , принятый в 1762 году в правление Петра III (1761-1762) . Этот император провёл на престоле всего несколько месяцев , и пал жертвой переворота - был убит по тайному указанию своей супруги Екатерины II. Долгое время историки рисовали образ этого человека, опираясь на легенду , созданную "Записками" Екатерины, в которых Пётр III рисовался как большой и капризный ребёнок , который только и делал, что строил замки из папье-маше и использовал их для игры в солдатиков. Но этот образ не вяжется с теми указами , которые появились в недолгое правление Петра III. До сих пор исследователям не вполне ясно, сам ли он был их автором, или это дело его секретаря Дмитрия Волкова . При Петре появляютя следующие документы.

- Указ о ликвидации Тайной канцелярии - его правление окажется недолгим периодом в истории страны, когда не существовало тайного политического сыска.

- Указ о веротерпимости . В соответствии с ним были прекращены массовые преследования старообрядцев , бежавшие за границу раскольники получили право вернуться.

- "Манифест о вольности дворянской" . В соответствии с ним дворяне получили право выбирать: служить или не служить , таким образом они освобождались от принудительной службы, введённой Петром I.

Следствия этого указа оказались разнообразными.

1) Во-первых, он стал началом процесса освобождения всех сословий . Идея свободных сословий появилась, и через 100 лет процесс дойдёт и до большинства - в 1861 году будут освобождены крестьяне.

2) Во-вторых, "Указ о вольности дворянской" стал важнейшей предпосылкой Крестьянского восстания под руководством Емельяна Пугачёва - самого сильного крестьянского движения за всю историю страны. После "Указа о вольности дворянской" крестьяне стали ожидать "Указа о вольности крестьянской" . Иначе оказывалось несправедливо: дворяне теперь могут не служить государству, а крестьяне должны продолжать нести тягло и рекрутскую повинность. После гибели Петра III, официально представленной как его естественная смерть, среди крестьян распространилась легенда об "украденной" вольности и "спрятанном" императоре . Пётр-де издал указ о крестьянской вольности, но дворяне его украли. Пётр, однако, где-то прячется, но придёт и даст волю. И такие Петры стали появлятьс я. По числу самозванцев, для которых он стал прообразом, Пётр III оказался рекордной фигурой. В разных исследованиях называются цифры от 13 до 40 . Самым известным "Петром III" был Пугачёв . Исследователи подметили, что документы , которые издавались от его имени по характеру напоминают текст "Указа о вольности дворянской", только по содержанию это были как бы "Манифесты о вольности крестьянской"

3) Третье следствие указа заметно было далеко не сразу. Уволившись со службы, множество дворян обрело свободное время, получило возможность учиться и заниматься обучением своих детей . Дети и внуки этих освобождённых дворян создадут блестящий культурный подъём первой половины XIX века. Как известно, этот период получил название"золотого века русской культуры" .

  • Укрепление централизованного русского государства и расширение его границ при Иване IV. Опричнина
  • "Смутное время" на русской земле
  • Русско–польская война 1654–1667 гг. И ее итоги. Добровольное воссоединение Украины с Россией
  • Начало модернизации России. Реформы Петра Великого
  • Крепостная Россия во второй половине XVIII века
  • Родословная таблица до Екатерины II
  • Крестьянская война 1773–1775 гг. Под предводительством е.И. Пугачева
  • Отечественная война 1812 года – патриотическая эпопея русского народа
  • Ордена Российской империи в порядке убывания иерархической лестницы и получаемой при этом степени дворянского состояния
  • Движение декабристов и его значение
  • Распределение населения по сословиям в Российской империи
  • Крымская война 1853-1856 гг.
  • Общественно–политические движения в России во второй половине XIX в. Революционные демократы и народничество
  • Распространение марксизма в России. Возникновение политических партий
  • Отмена крепостного права в России
  • Крестьянская реформа 1861 года в России и ее значение
  • Население России по вероисповеданию (перепись 1897 г.)
  • Политическая модернизация России 60–70–х годов XIX века
  • Русская культура XIX в
  • Русская культура в XIX столетии
  • Политическая реакция 80–90–х годов XIX века
  • Международное положение России и внешняя политика царизма в конце XIX века
  • Развитие капитализма в России, его особенности, причины обострения противоречий на рубеже XX века
  • Рабочее движение в России в конце XIX века
  • Подъем революции в 1905 году. Советы рабочих депутатов. Декабрьское вооруженное восстание – кульминация революции
  • Расходы по внешней защите страны (тыс. Руб.)
  • Третьеиюньская монархия
  • Аграрная реформа п.А. Столыпина
  • Россия в годы первой мировой войны
  • Февральская революция 1917 года: победа демократических сил
  • Двоевластие. Классы и партии в борьбе за выбор исторического пути развития россии
  • Нарастание революционного кризиса. КорнилоВЩина. Большевизация советов
  • Общенациональный кризис в россии. Победа социалистической революции
  • Второй всероссийский съезд советов рабочих и солдатских депутатов 25–27 октября (7–9 ноября) 1917 года
  • Гражданская война и иностранная военная интервенция в россии. 1918–1920 годы
  • Рост численности ркка в годы гражданской войны
  • Политика «военного коммунизма»
  • Новая экономическая политика
  • Национальная политика советской власти. Образование союза советских социалистических республик
  • Политика и практика форсированной индустриализации, сплошной коллективизации сельского хозяйства
  • Первая пятилетка в ссср (1928/29–1932 гг.)
  • Достижения и трудности в решении социальных проблем в условиях реконструкции народного хозяйства ссср в 20–30–е годы
  • Культурное строительство в ссср в 20–30–е годы
  • Основные итоги социально–экономического развития ссср к исходу 30–х годов
  • Внешняя политика ссср накануне великой отечественной войны
  • Укрепление обороноспособности ссср накануне немецко–фашистской агрессии
  • Великая отечественная война. Решающая роль ссср в разгроме фашистской германии
  • Трудовой подвиг советского народа в восстановлении и развитии народного хозяйства ссср в послевоенные годы
  • Поиск путей социального прогресса и демократизации общества в 50–60–е годы
  • Советский союз в 70–е – первой половине 80–х годов
  • Ввод в действие жилых домов (млн. Квадратных метров общей (полезной) площади жилищ)
  • Нарастание застойных явлений в обществе. Политический поворот 1985 года
  • ПроБлеМы развития политического плюрализма в переходном обществе
  • Кризис национально–государственного устройства и распад ссср
  • Численность и этнический состав населения республик в составе Российской Федерации
  • Экономика и социальная сфера Российской Федерации в 90–е годы
  • Промышленная продукция
  • 1. Топливно–энергетические отрасли
  • 2. Черная металлургия
  • 3. Машиностроение
  • Химическая и нефтехимическая промышленность
  • Промышленность строительных материалов
  • Легкая промышленность
  • Бытовые товары
  • Уровень жизни населения
  • Производство на душу населения, кг (в среднем за год)
  • Сельское хозяйство
  • Животноводство
  • Хронологическая таблица
  • Содержание
  • Лр № 020658
  • 107150, Г. Москва, ул. Лосиноостровская, 24
  • 107150, Г. Москва, ул. Лосиноостровская, 24
  • Крепостная Россия во второй половине XVIII века

    Во 2–ой половине XVIII в. Россия раздвинула свои границы на юге и западе, присоединив Причерноморье и Приазовье, бужско–днестровские земли, Белоруссию, часть прибалтийской территории.

    По сравнению с первой половиной XVIII в. к концу столетия население выросло в 2 раза и составило 36 млн. чел., причем только 4% населения проживало в городах, в России преобладающим населением было сельское. До половины населения – частновладельческие крестьяне.

    Освоение присоединенных территорий сопровождалось ростом феодально–крепостнических отношений вширь и вглубь.

    За 1783–1796 гг. крепостное право распространилось на украинские земли, Крым и Предкарпатье. Сельское хозяйство развивалось, в основном, экстенсивно, за счет новых российских земель и продвижения в пригодные районы Приуралья и Сибири.

    С усилением эксплуатации крестьян крепостничество расширялось вглубь. Указом 1765 г. помещикам разрешалось ссылать своих крестьян без суда и следствия на каторжные работы в Сибирь, что засчитывалось как выполнение рекрутской повинности. Широко была распространена продажа крестьян, жестокие наказания. По указу 1763 г. крестьяне сами оплачивали расходы, если признавались зачинщиками, за подавление волнений. Наконец, в 1767 г. Екатерина II издала указ, запрещающий крестьянам жаловаться на своих господ.

    Во 2 половине XVIII века в России определились два больших района с различными формами крепостнической эксплуатации. В черноземных губерниях с плодородной почвой и на юге преобладала барщина. Иногда помещик отбирал землю у крестьянина, и тот превращался фактически в батрака, работающего за скудную плату. В районах с неплодородной почвой преобладал денежный оброк. Некоторые помещики стремились поднять доходность своих имений, применяли технические устройства, вводили севообороты, внедряли новые культуры, завезенные из других стран – табак, картофель, подсолнечник, строили мануфактуры, используя затем на них труд своих крепостных. Все эти новшества были признаком начала разложения крепостнических отношений.

    В 1785 г. специальным "ремесленным положением" (из "Жалованной грамоты городам") регламентировалось развитие ремесла в городах. Ремесленники группировались по цехам, избиравшим старшин. Такая организация жизни ремесленников создавала лучшие условия для их труда и ученичества. Этим положением правительство рассчитывало превратить городских ремесленников в одно из сословий феодального общества.

    Наряду с городом ремесла получили широкое развитие в промышленных селах. Так, Иваново славилось текстильным производством, Павлово – металлическими изделиями, Хохлома – деревообработкой, Гжель – керамикой и т.д.

    Вторая половина XVIII в. для России –это дальнейший рост мануфактурного производства. Если в середине века было более 600 мануфактур, то в начале XIX в. до 1200. Преобладали мануфактуры с применением труда крепостных. Но появились мануфактуры с использованием и вольного труда, в частности в текстильном производстве. В роли вольнонаемных выступали крепостные крестьяне, отпущенные на оброк. Отношения вольного найма были отношениями капиталистическими.

    В 1762 г. было запрещено покупать крепостных крестьян к заводам, и мануфактуры, основанные после этого года, использовали уже вольнонаемный труд.

    В 1775 г. была разрешена крестьянская промышленность, что привело к увеличению числа владельцев предприятий из купцов и крестьян.

    Процесс складывания капиталистических отношений становился все более заметным и необратимым. Появился и стал расти рынок вольнонаемного труда. Однако новые отношения появлялись в стране, где.господствовало крепостничество, которое влияло на этот процесс.

    Во 2–й половине XVIII в. продолжал формироваться всероссийский рынок. Заметнее стала специализация районов: черноземный Центр и Украина производили хлеб, Поволжье поставляло рыбу, кожу, шерсть, Урал – железо, Новгород и смоленские земли – лен и пеньку, Север – рыбу, меха, Сибирь – меха и т.д. Все это обменивалось на торгах и ярмарках, число которых росло. Через порты Прибалтики и Причерноморья Россия вела активную внешнюю торговлю, вывозя свои товары – металл, лен, пеньку, парусное полотно, лес, кожи, хлеб. Ввозила Россия сахар, сукно, шелк, кофе, вина, фрукты, чай и др. Ведущим российским торговым партнером России в это время была Англия.

    Торговля в первую очередь обслуживала потребности государства и господствующий класс. Но она содействовала становлению капиталистического уклада в стране.

    Во 2–й половине XVIII в. укрепляется сословный строй страны. Каждая категория населения – дворянство, духовенство, крестьянство, горожане и др. – соответствующими законами и указами получала права и привилегии.

    В 1785 г. в развитии Манифеста о вольности дворянства (1762 г.) была издана Жалованная грамота дворянству, где подтверждалось исключительное право помещиков владеть землей и крестьянами. Дворяне освободились от обязательной службы и личных податей, получили право на особое представительство в уезде и губернии в лице предводителей дворянства, что повышало их роль и значение на местах.

    Укрепление сословного строя в XVIII в. было попыткой удержать власть господствующего класса, законсервировать феодальный строй, тем более, что это происходило в канун, Великой Французской революции.

    Таким образом, во 2–й половине XVIII в. резервы феодализма в стране еще не были исчерпаны, и он мог еще обеспечить продвижение вперед, несмотря на развитие капиталистических отношений.

    Екатерина II . Просвещенный абсолютизм 60–80 гг. XVIII в. Екатерина II (1762 – 1796 гг.), заняв престол в сложное время, выказала недюжинные способности государственного деятеля. И действительно, наследство ей досталось нелегкое: казна практически была пуста, армия давно не получала денег, большую опасность для господствующего класса представляли проявления постоянно растущего протеста крестьян.

    Екатерине II предстояло выработать такую политику, которая отвечала бы потребностям времени. Эта политика получила название просвещенного абсолютизма. Екатерина II решила опереться в своей деятельности на отдельные положения идеологов Просвещения – известного философского течения XVIII в., ставшего идейной основой Великой французской буржуазной революции (1789–1794 гг.). Естественно, Екатерина II ставила целью использовать только те идеи, которые могли способствовать укреплению крепостничества и феодальных порядков в стране.

    В России не было, кроме дворянства, других сил, способных олицетворять собой общественный прогресс.

    Французские энциклопедисты Вольтер, Дидро, Монтескье, Руссо разработали основные положения просветительства, затрагивающие проблемы общественного развития. В центре их раздумий была теория "естественного права", согласно которой все люди от природы были свободны и равноправны. Но человеческое общество в своем развитии отклонилось от естественных законов жизни и пришло к несправедливому состоянию, угнетению и рабству. Чтобы вернуться к справедливым законам, следовало просветить народ, считали энциклопедисты. Просвещенное общество восстановит справедливые законы, и тогда свобода, равенство и братство будут главным смыслом существования общества.

    Осуществление этой цели философы возлагали на просвещенных монархов, мудро пользующихся своей властью.

    Эти и другие идеи взяли на вооружение монархи Пруссии, Австрии, России, но подошли к ним с позиций крепостничества, связывая требования равенства и свободы с укреплением привилегий господствующего класса.

    Такая политика не могла быть долговременной. После Крестьянской войны (1773 – 1775 гг.), а также в связи с революцией во Франции наступил конец просвещенному абсолютизму, слишком очевиден стал курс на усиление внутренней и внешней реакции.

    Екатерина II вела с 1763 г. переписку с Вольтером и его единомышленниками, обсуждая с ними проблемы российской жизни и создавая иллюзию заинтересованности в применении их идей.

    Стремясь успокоить страну, укрепить свое положение на престоле, Екатерина II в 1767 г. создавала в Москве специальную комиссию в целях составления нового свода законов Российской империи для замены "Соборного положения" 1649 г.

    В работе Комиссии было задействовано 573 депутата – от дворян, различных учреждений, горожан, государственных крестьян, казачества. Крепостные крестьяне не участвовали в этой Комиссии.

    Комиссия собирала наказы с мест для определения народных нужд. Работа Комиссии строилась в соответствии с подготовленным Екатериной II "Наказом" – своеобразным теоретическим обоснованием политики просвещенного абсолютизма. Наказ был объемен, содержал 22 главы с 655 статьями, большая часть текста – цитатник из сочинений просветителей с обоснованием необходимости сильной монархической власти, крепостничества, сословного деления общества в России.

    Начав свои заседания летом 1767 г., Комиссия торжественно присвоила Екатерине II титул "великой, премудрой матери Отечества", тем самым заявив о признании ее русским дворянством. Но затем неожиданно в центре внимания оказался крестьянский вопрос. Некоторые депутаты критиковали систему крепостничества, были предложения прикрепить крестьян к особой коллегии, которая бы из крестьянских податей платила помещикам жалованье, в этом виден был намек на стремление освободить крестьян от власти помещиков. Ряд депутатов потребовали четко определить крестьянские повинности.

    Комиссия работала больше года и была распущена под предлогом начала войны с Турцией, так и не создав нового уложения.

    Екатерина II узнала из депутатских выступлений о настроениях в обществе и в дальнейшей законодательной практике исходила из своего "Наказа" и материалов этой Комиссии.

    Работа Уложенной Комиссии показала растущий критический, антикрепостнический настрой в русском обществе. Преследуя целью влиять на общественное мнение, Екатерина II занялась журналистикой, стала издавать в 1769 г. сатирический журнал "Всякая всячина", в котором, стремясь отвлечь внимание от критики крепостничества, предложила критику человеческих слабостей, пороков, суеверий вообще.

    С других позиций выступил русский просветитель Н.И. Новиков. В издаваемых им журналах "Трутень" и "Живописец" он выступил, отстаивая конкретную критику пороков, а именно бичевал неограниченный произвол помещиков, бесправие крестьян. Дорого обошлась Н.И. Новикову эта позиция, более 4–х лет ему пришлось провести в Шлиссельбургской крепости,

    Критика крепостничества и общественная деятельность Новикова внесли свой вклад в формирование антикрепостнической идеологии в России.

    Первым русским революционером – республиканцем принято считать А.Н. Радищева (1749 – 1802 г.). Его взгляды сложились под сильным воздействием внутренних и внешних обстоятельств. Это и Крестьянская война Е. Пугачева, и идеи французских и русских просветителей, и революция во Франции, и война за независимость в Северной Америке (1775 – 1783 гг.) и творчество Новикова, и высказывания депутатов Уложенной Комиссии.

    В произведении "Путешествие из Петербурга в Москву", оде "Вольность" и др. Радищев выступил с призывом уничтожения рабства и передачи земли крестьянам, за революционное свержение самодержавия.

    Екатерина II назвала Радищева "бунтовщиком хуже Пугачева". Он был арестован и приговорен к смертной казни, замененной 10–летней ссылкой в Сибирь (Илимский острог).

    Итак , Екатерина II – традиционный деятель, несмотря на отрицательное ее отношение к русскому прошлому, на то, что она внесла новые приемы в управление, новые идеи в общественный оборот. Двойственность тех традиций, которым она следовала, определяет и двоякое отношение к ней потомков. Историческое значение екатерининской эпохи чрезвычайно велико именно потому, что в эту эпоху были подведены итоги предыдущей истории, завершились исторические процессы, развивавшиеся раньше.

    Реформы Петра Великого укрепили феодально-крепостническийстрой в России, но одновременно они дали большой толчок к развитию внутреннегосоциально-экономического кризиса. Реформы ПетраIявились началом процесса разложения феодально-крепостнической системы народногохозяйства, дали толчок формированию и развитию капиталистических отношений.Начинается критика пороков крепостничества, а затем и самой крепостническойсистемы.

    Экономическое развитие России в середине 18 века достиглосвоей вершины в условиях феодально-крепостнических отношений. Феодализм,разрастаясь вглубь и вширь, начал разрушаться изнутри. Товарное хозяйство немогло уживаться с крепостничеством, в результате и помещики и крепостныекрестьяне оказались в противоречивых отношениях. Нужна была материальнаязаинтересованность производителя, а она была присуща только свободному,вольному человеку.

    Присоединение к России в 18 веке огромных территорийтребовало их освоения. И крепостное право было тормозом для быстрого освоенияэтих территорий.

    Российская буржуазия была стеснена в своих стремлениях, вто же время она была порождена социально-экономическим развитием России и былазависима от монархии.

    После смерти Петра Iмежду его последователями и старой российской знатью, тоже, кстати,последователями Петра, началась борьба за влияние на власть. За короткий срокпроизошла смена лиц политических деятелей.

    После смерти Петра Iвыдвинулся фаворит его жены Меньшиков. В 1727г. Екатерина I умирает и на престол входит внук Петра I Петр IIАлексеевич. Но ему было всего лишь 14 лет и для управления страной создаетсяверховный тайный совет (Меньшиков, кн. Долгорукий и др.). Но внутри этогосовета не было единства и между Меньшиковым и Долгоруким завязывается борьба,победителем из которой выходит последний, но воспользоваться этим ему непришлось, поскольку в 1730г. Петр IIумирает. Трон опять остается свободным.

    В это время гвардейцы, недовольные политикой Тайногосовета, совершают переворот, возводя на трон племянницу Петра I Анну Иоанновну, которая жила в Елгаве (подРигой).

    Анне Иоанновне были предложены некоторые кондиции, которыеона и подписала, в которых оговаривалось, что ее власть ограничивалась в пользукрупной российской аристократии (Тайный совет). Дворяне были недовольны и АннаИоанновна разогнала Тайный совет, восстановив Сенат. Она правила в течение 10 лет.

    Правление Анны Иоанновны характеризуется массовым терроромпротив российского дворянства (пострадали Долгорукий, Голицин и многие др.).Возвышается при дворе Бирон, поднявшийся от конюха до канцлера России.

    При Анне Иоанновне велась война с Турцией.

    Произвол был невыносим и только после смерти Анны Иоанновныв России настает спокойствие. Умирая, Анна Иоанновна оставляет завещание, вкотором говорилось, что русский престол должен перейти в руки ИоаннаАнтоновича, племянника Анны Иоанновны (внука Петра I и Карла CII, бывших врагов), в то время еще младенца.

    Естественно, за него правила его мать - Анна Леопольдовна ирегент Бирон. Но 25 ноября 1741г. был совершен переворот. Бирона и Минихаарестовали и сослали. Переворот совершила гвардия, недовольная засильеминостранцев.

    Восходит на престол Елизавета, заявившая, что смертнаяказнь отменяется. Этот запрет действовал все 25 лет ее правления.

    В 1755г. открыт российский университет.

    Елизавета окружает себя группой советников среди которыхбыли Шувалов, Панин, Чернышов и др.

    При Елизавете велась 7-летняя война против Пруссии (ФридрихII), приведшая к победе русскогооружия. Впоследствии Фридрих IIговорил, что “русского солдата мало убить, его и убитого надо ещё повалить”.

    Годы правления Елизаветы называли лучшими годами России.

    После Елизаветы вошел на престол Петр III, правление которого характеризует засильевоенщины. Петр III отменил всеограничения для дворян. Крестьяне при нем стали подобием рабов. Помещик получилправо ссылать крестьянина в Сибирь на каторжные работы.

    Деятельность Петра IIIвызвало бурю недовольства и в июне 1762г. был совершен государственныйпереворот. Петра III отстранили отвласти, а на престол вошла Екатерина IIВеликая.

    Начинается раздача государственных земель, крепостничествоидет вширь.

    Екатерина II, опятьже используя дворянство, провела секуляризацию церковных земель в 1764г. Всеземли, принадлежащая церквям и монастырям, изъяты и переданы коллегииэкономики. Церковные крестьяне переведены на оброк (т.е. свободу получили около1’000’000 крестьян); часть земли была передана помещикам.

    Екатерина подписала указ о собственности принадлежащей имземли.

    В 1767г. принят указ о прикреплении крестьян. Крестьянамзапрещалось жаловаться на своих помещиков. Жалоба расценивалась как тяжкоегосударственное преступление. Указом от 17 января 1765г. крестьяне могли бытьотправлены своим помещиком на каторгу. Указом от 3 мая 1783г. украинскиекрестьяне приписывались к своим помещикам.

    Внутренняя политика Екатерины II была направлена на усиление крепостничества. Уложение 1649г.уже безнадежно устарело. В связи с этим Екатерина II созывает уложенную комиссию для принятия новых законов. Какреакция на политику Екатерины, начинаются многочисленные крестьянские волненияи восстания, которые впоследствии перерастают в крестьянскую войну подпредводительством Емельяна Пугачева 73-75 годов. Восстание показало, чтоуправление государством не соответствовало времени.

    После подавления восстания Екатерина начинает новыереформы. В 1775г. указом Екатерины IIпроведены областные реформы. В России созданы губернии и уезды, назначеныгубернаторы, создан дворянский надзор, создаются дворянские корпоративные исословных учреждений, увеличивается штаты чиновников, полиции и сыска.

    В том же 1775г. принят указ о свободе предпринимательства икупечества. Этот указ повел за собой необходимость реформ в городах. Процессоформления привилегий дворянства и купечества завершается двумя грамотами направо вольности и преимущества российского дворянства и жалованная грамотагородам (1785г.). Первая грамота была направлена на консолидацию силдворянства, а вторая отвечала интересам купцов. Цель издания грамот - укреплениевласти, создание новых групп и слоев, на которые смогла бы опираться российскаямонархия.

    Екатерина принимает решение усиления цензуры послеФранцузской революции. Был арестован Новиков, Радищев.

    В 1796г. Екатерина IIскончалась и на престол вошел Павел I.

    Характер нового императора был во многом противоречивым. Онделал многие дела наоборот делам своей матери. Павел потребовал от дворянствавернуться в свои полки.

    Через некоторое время указом от 5 апреля 1797г. утверждено,что крестьяне должны работать на помещика не более 3 дней в неделю, запретилпродажу крестьян.

    Павел разорвал торговые отношения с Англией.

    Против Павла высшая знать создала заговор, и 12 марта1801г. он был убит в Михайловском замке.

    Внешняя политика России 18 века характеризовалась борьбойза выход к Черному морю, был захвачен Азов в 1736г., присоединена полностьюКабардино-Балкария, в 1731г. добровольно в состав России входит Казахстан. Вовремя 7-летней войны захвачен Берлин и Кенигсберг.

    Во время правления Екатерины IIтрижды происходил раздел Польши, и сама Польша перестала существовать каксамостоятельное государство.

    В период правления Павла Iпроисходят великие героические подвиги российских войск под руководствомСуворова.

    При подготовке данной работы были использованы материалы ссайта www.studentu.ru

    В конце 18 в. процесс развития русской культуры вступает в новую стадию развития. Формируется национальная культура, многовековой процесс накопления знаний входит в стадию формирования наук, складывается литературный русский язык, появляется национальная литература, увеличивается количество печатных изданий, строятся шедевры зодчества, развивается живопись и скульптура.

    Старые церковные и сословные школы перестали удовлетворять потребность в количестве и качестве образованных граждан. С 80-х гг. правительство начинает создание общеобразовательных учебных заведений. В 1786 г. согласно Уставу народных училищ учреждались главные народные училища с четырьмя классами в губернских городах, а в уездных городах - малые народные училища с двумя классами. Увеличилось число сословных школ для образования дворян. Выдающимся деятелем в сфере образования был И.И. Бецкий. Кроме народных училищ, он создал училище при Академии художеств, Коммерческое училище, медсестринское отделение при Смольном институте благородных девиц.

    Главным центром научной деятельности была Академия наук. В целях развития высшего образования в России 12 января 1755 г. был открыт Московский университет с двумя гимназиями, который стал центром русского просвещения. В отличие от европейских университетов образование в нем было бесплатным для всех сословий (кроме крепостных крестьян). В 1773 г. открылось Горное училище в Петербурге. Создание сети высших учебных заведений потребовало издания новых учебников. Их разработкой занимались Академия наук и Московский университет. Выдающуюся роль в развитии отечественной науки сыграл М.В. Ломоносов - разносторонне одаренный ученый, поэт, историк и естествоиспытатель.

    Особое развитие в 18 в. получили естественные науки. В 20-50 гг. 18-го в. Академия наук организовала Великую северную экспедицию для исследования северо-востока Азии, Северного Ледовитого океана и северо-запада Америки.

    В 60-80 гг. выполнено комплексное исследование севера Европейской части России. Важнейшие географические открытия были сделаны С.И. Челюскиным, С.Г. Мапыгиным, братьями Лаптевыми. В. Беринг и А.И. Чириков прошли между Чукоткой и Аляской, открыв пролив между Америкой и Азией.

    Во второй половине 18-го в. наблюдается взлет технической мысли. И.И. Ползунов впервые разработал проект универсального парового двигателя. И.П. Кулибин создал проект одноарочного моста через Неву, изобрел прожектор, лифт, протезы для инвалидов.

    Литература этого периода представлена тремя направлениями. Классицизм представляет творчество А.П. Сумарокова (трагедия «Дмитрий Самозванец», комедия «Опекун»). В романтическом стиле пишет Н.М. Карамзин («Бедная Лиза»). Художественно-реалистическое направление представлено Д.И. Фонвизиным (комедии «Бригадир» и «Недоросль»).

    В 1790 г. была издана книга А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», содержавшая протест против крепостного права.

    В архитектуре господствовал стиль русский барокко, отличавшийся особой роскошью. Это был сплав европейского классицизма и отечественных архитектурных традиций.

    Крупнейшими зодчими этого направления были В.В. Растрелли в Петербурге и Д.В. Ухтомский в Москве. Стиль классицизма в Петербурге представляли Д. Кваренги, Н.А. Львов и Ч. Камерон. В Москве в стиле классицизма работали В.И. Баженов и М.Ф. Казаков.

    Русская живопись совершенствуется в традиционном портретизме (работы Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского). М. Шибанов положил начало жанровой живописи. Родоначальники пейзажной живописи - С.Ф. Щедрин и Ф.Я. Алексеев. Первые картины в историческом жанре были созданы А.П. Лосенко.

    Замечательные творения создают скульпторы Ф.И. Шубин - мастер скульптурного портрета и М.И. Козловский, который стал родоначальником русского классицизма в скульптуре.

    2.1 Быт и нравы

    Вторая половина XVIII века, а именно период царствования Екатерины II вошел в историю как «золотой век» российского дворянства. Одним из первых манифестов Екатерины II после восшествия на престол был «Манифест о даровании вольности и свободы всему российскому дворянству», по которому дворяне освобождались от обязанностей воинской и гражданской службы.

    По этому же «Манифесту» многие дворяне получили земли в свое владение, за ними же закрепились крестьяне, жители этих земель. Естественно, что эти земли надо было благоустраивать. Благоустройство начиналось, как правило, со строительства усадьбы. И время правления Екатерины - это время расцвета дворянской усадебной культуры. Но жизнь большинства помещиков не была отделена «железным занавесом» от жизни крестьян, происходило прямое соприкосновение с народной культурой, зарождается новое отношение к крестьянину как к равному себе человеку, как к личности.

    Также вторая половина XVIII века ознаменовалась рядом появления новшеств, касающихся быта горожан. Особенно много нового появилось в жизни городов. После разрешения правительства держать купцам лавки в своих домах, в городах появляются купеческие усадьбы со складами и магазинами, образующими целые торговые улицы.

    В Москве и Петербурге появились водопроводы, но для большинства городов источником водоснабжения оставались многочисленные колодцы и ближние водоемы, а также развозившие воду в бочках водовозы.

    В конце века в отдельных крупных городах вводится освещение главных улиц. В Москве первые уличные фонари появились с 30-х гг. XVIII в. В них фитиль, опущенный в конопляное масло, зажигался по специальному распоряжению властей.

    Большой проблемой для городских властей с увеличением населения становились вопросы гигиены, поэтому в городах растет число общественных бань, в которых за особую плату можно было и откушать, и скоротать ночь приезжим. Впервые специальным указом Сената запрещен патриархальный обычай париться вместе мужчинам и женщинам, а по Уставу Благочиния 1782 г. запрещен вход в баню лицам другого пола не в их день.

    Еще одним новшеством во второй половине века стало открытие городских больниц. Первая из них появилась в Петербурге в 1779 г. Но, несмотря на это, в простонародье прочно сохранялась вера в знахарей, заговоры. Предрассудки укрепляло само правительство: в 1771 г. при эпидемии чумы в Костроме Екатерина II подтвердила указ 1730 г. о посте и крестном ходе вокруг города как средствах борьбы с заразой.

    2.2 Образование и наука

    В "Екатерининскую эпоху" тенденция огосударствления образования получила новый импульс и новый характер. Если в первой четверти столетия главной целью образования было удовлетворение государственной потребности в кадрах, то Екатерина II, стремилась с помощью просвещения воздействовать на общественное сознание, воспитать "новой породы людей". В соответствии с этим был сохранен принцип сословности образования.

    Важную роль в распространении грамотности и развитии образования сыграла книгоиздательская деятельность, заметно расширившаяся во второй половине столетия. Книжное дело перестало быть привилегией государства. Большую роль в его развитии сыграл русский просветитель Н.И. Новиков. В его типографиях издавались книги по всем отраслям знаний, в том числе и учебники. Важным событием стало издание в 1757 г. "Российской грамматики" М.В. Ломоносова, заменившей устаревшую "Грамматику" М. Смотрицкого.

    Начальная школа по-прежнему оставалась наименее развитым звеном в системе образования. Как и в предшествующий период, существовали епархиальные школы для детей духовенства, гарнизонные школы для детей рекрутов. Лишь в конце века в каждой губернии были открыты формально бессословные главные народные училища, а в каждом уезде - малые народные училища. Однако дети крепостных крестьян по-прежнему были лишены возможности получить образование.

    Профессиональные школы по-прежнему занимали значительное положение в системе образования. Дальнейшее развитие получила сеть медицинских, горных, коммерческих и др. профессиональных школ, возникли новые направления специального образования. В 1757 г. в Петербурге по проекту И.И. Шувалова была основана "Академии трех знатнейших художеств". При Московском воспитательном доме было открыто Балетное училище. Для подготовки учителей народных школ в Москве и Петербурге были созданы учительские семинарии, на базе которых впоследствии возникли педагогические институты.

    Существенные изменения произошли в системе высшей школы. Крупнейшим культурным центром Российской империи стал созданный в 1755 г. по проекту М.В. Ломоносова и И.И. Шувалова Московский императорский университет. Университет имел философский, юридический и медицинский факультеты. Богословие в нем не преподавалось вплоть до начала XIX в., все лекции читались на русском языке. При университете была организована типография, в которой до 1917 г. издавалась газета "Московские ведомости". Помимо Московского университета, обучение в котором в соответствии с уставом было бессословным, по-прежнему действовали дворянские корпуса (сухопутный, морской, артиллерийский, инженерный и пажеский) и духовные академии.

    В 1764 г. для девочек открылся Смольный институт благородных девиц (Воспитательное общество благородных девиц при Смольном монастыре в Петербурге), при котором существовало "Училище для малолетних девушек" недворянского происхождения (позже оно было преобразовано в Александровский институт).

    В 1786 г. был издан «Устав народных училищ» - первый законодательный акт в области образования. Впервые вводились единые учебные планы и классно-урочная система

    К концу XVIII в. в стране функционировало 550 учебных заведений, в которых насчитывалось около 60 тысяч учащихся; было положено начало женскому образованию. Несмотря на значительные достижения в деле распространения грамотности и развития сети учебных заведений, образование по-прежнему оставалось сословным, оно не было всеобщим, обязательным и одинаковым для всех категорий населения.

    Екатерина II продолжила политику государственной поддержки отечественной науки. Понимая важность развития науки для укрепления экономики и обороноспособности страны, Екатерина II поддерживала различные научные исследования. Так, например, именно ей в 1768 г. была сделана первая прививка от оспы. В "Екатерининскую эпоху" отечественные ученые заняли господствующее положение в Академии наук, значительно вырос круг отечественных ученых - академиков, среди них племянник М.В. Ломоносова математик М.Е. Головин, географ и этнограф И.И. Лепехин, астроном С.Я. Румовский и другие. В то же время, опасаясь всякого "вольнодумства", императрица стремилась подчинить развитие науки строгой государственной регламентации. Это стало одной из причин печальной участи многих талантливых русских ученых-самоучек.

    Естественные науки во второй половине XVIII в., как и в предшествующий период, развивались опережающими темпами. К концу столетия отечественное естествознание достигло общеевропейского уровня. Во второй половине столетия продолжалось активное освоение и описание новых земель. Для изучения территории Российской империи, ее природных богатств, населения и исторических памятников Академия организовала 5 "физических" экспедиций (1768-1774); полярный исследователь С.И.Челюскин описал часть берега полуострова Таймыр; в честь русских мореплавателей Д.Я. и Х.П. Лаптевых названо море Северного Ледовитого океана; С.П.Крашенинников, которого считают основоположником русской этнографии, составил первое "Описание земли Камчатки"; экспедиция В. Беринга достигла пролива между Азией и Америкой, названного в честь его имени. Г.И.Шелихов составил описание Алеутских островов и организовал освоение Аляски.

    Ко второй половине XVIII в. относится зарождение отечественной агрономической науки, одним из основоположников которой является русский писатель и естествоиспытатель А.Т. Болотов.

    2.3 Литература

    Во второй половине XVIII в. в русской литературе продолжился начавшийся в предшествующий период интенсивный творческий поиск. Заметно возросла общественно-политическая роль литературы и литераторов. XVIII в. часто называют "веком од". Действительно, оды получили в этот период большое распространение, однако в целом литература характеризуется многожанровостью. Дальнейшее развитие получили уже известные жанры (элегии, песни, трагедии, комедии, сатиры и др.), появились новые (современная городская повесть - "Бедная Лиза" Н.М.Карамзина).

    До конца 60-х годов господствующим направлением оставался классицизм. В последней трети столетия зарождалось новое литературно-художественное направление - реализм, характеризовавшийся социальной злободневностью, интересом к внутреннему миру человека. Сентиментализм, появившийся в последней четверти столетия, провозглашал культ естественного чувства, природы, призывал к освобождению человека от власти социальной среды. В литературе сентиментализма преобладающими жанрами стали лирическая повесть, семейный и психологический роман, элегия. Расцвет русского сентиментализма связан с творчеством писателя и историка Н.М.Карамзина (повести "Бедная Лиза", "Деревня", "Наталья, боярская дочь").

    Народное творчество. Во второй половине XVIII в. устное народное творчество приобрело резко выраженный антикрепостнический характер: песни о тяжкой доле крестьян и произволе помещиков; сатирические стихи, высмеивающие господ; анекдоты, главным героем которых был смекалистый мужик; повести о жизни крепостных крестьян и казачества. К числу наиболее ярких произведений этого периода относятся "Повесть Пахринской деревни Камкина", "Сказание о деревне Киселихе" и песня беглого крестьянина "Плач холопов".

    Дальнейшее развитие получила и традиционная для русского эпоса патриотическая тематика. В народных сказаниях и солдатских песнях нашли отражение исторические сражения русской армии, деятельность выдающихся русских полководцев XVIII в.

    2.4 Искусство

    2.4.1 Изобразительное искусство

    Вторая половина XVIII в. - время интенсивного развития различных видов изобразительного искусства, которое в значительной степени определялось деятельностью созданной в 1757 г. Академии художеств. Ведущим направлением академической живописи был классицизм, характеризующийся композиционной ясностью, четкостью линий, идеализацией образов. Наиболее ярко русский классицизм проявился в исторической и мифологической живописи.

    Ведущим жанром отечественной живописи оставался портрет. Интенсивное развитие светского портрета к концу столетия подняло его на уровень высших достижений современного мирового портретного искусства. Крупнейшими портретистами эпохи, обладавшими мировой известностью, были Ф.Рокотов ("Неизвестная в розовом платье"), Д.Левицкий, создавший серию парадных портретов (от портрета Екатерины II до портретов московских купцов), В. Боровиковский (портрет М.И. Лопухиной).

    Наряду с портретной живописью развивалась пейзажная (С.Ф.Щедрин), историческая и мифологическая (А.П. Лосенко), батальная (М.М.Иванов) и натюрмортная ("обманки" Г.Н. Теплова, П.Г. Богомолова) живопись. В акварелях И. Ерменева и картинах М. Шибанова впервые в русской живописи появилось изображения жизни крестьян.

    М.В. Ломоносов возродил технику смальтовой мозаики. Под его руководством в этой технике были созданы станковые портреты и батальные композиции. В 1864 г. при Петербургской Академии художеств было основано мозаичное отделение, главной задачей которого было изготовление мозаик для Исаакиевского собора.

    В конце ХVIII в. покупка Екатериной II ряда частных коллекций произведений искусства в Европе положила начало одному из крупнейших и наиболее значительных музеев мира - Эрмитажу.

    Развод