Леонид леонов космонавт. Алексей леонов биография кратко

Леонов Алексей Архипович (рожд. 30 мая 1934 года) – военный летчик 1 класса; 1965 год – летчик-космонавт СССР; 1975 год – генерал-майор авиации; Герой Советского Союза (1965 г., 1975 г.); 1965 год, март – полет на “Восходе-2” совместно с космонавтом Павлом Ивановичем Беляевым. Первый человек в истории человечества вышедший в открытый космос; 1975 год, июль – второй полет в космос на «Союз-19» по программе «ЭПАС»; 1981 год – Государственная премия СССР.

Происхождение. Ранние годы

Алексей Леонов родился, в небольшом селе Листвянка что в 600 км к северу от города Кемерово. Был восьмым ребенком в семье. 1953 год – оканчивает среднюю школу и поступает в школу первоначального обучения летчиков в Кременчуге. 1955 – 1957 годы – учится в Чугуевском военном авиационном училище летчиков, по окончании которого летал в строевых частях ВВС.

Семья

Жена – Светлана Павловна Доценко (1940 г.) С будущей женой познакомился в 1957 г. Через три дня после знакомства они поженились. Светлана свое время работала редактором в издательстве ЦПК. В браке у них родилось две девочки – Виктория (1961) и Оксана (1967).

Отряд космонавтов

В 1960 г. Леонов был зачислен в отряд космонавтов. Там он прошел полный курс подготовки к полетам на кораблях типа «Восток», а затем типа «Восход». После трех лет подготовки 18–19 марта 1965 года, А. Леонов вместе с П. Беляевым совершил полет на космическом корабле «Восход-2» в качестве второго пилота.

Первый выход в космос

Во время полета, который продолжался 1 сутки 2 ч. 2 мин. и 17 сек., впервые в мире 18 марта 1965 года Космонавт Алексей Леонов вышел в открытый космос.

Для того что бы обеспечить этот эксперимент в НПО «Энергия» создали специальный переходной шлюз, цилиндрической конструкции, состоявший из 36 надувных секций, разделенных на три изолированных друг от друга группы. Шлюз сохранял свою форму даже если выходили из строя две из них.

Космонавт, при выходе в космическое пространство, соединялся с кораблем фалом, по которому обеспечивалась телефонная связь и подача кислорода. Вся процедура работы в космосе проводилась во время наземных тренировок и смоделирована в невесомости на борту летящего по параболической траектории самолета.

Сразу после выхода космического корабля на заданную орбиту космонавты начали готовиться к эксперименту. Беляев помог Леонову облачиться в скафандр и укрепить аварийный баллон с кислородом. Потом Алексей пройдя через шлюзовую камеру оказался в космическом пространстве. Спустя 10 минут он увидел, что скафандр в реальных космических условиях ведет себя вовсе не так, как во время тренировок на земле, – он раздулся, и стало невозможным что-то делать руками. Из-за того что размеры скафандра увеличились возникла проблема и с возвращением на борт – Леонов с трудом смог протиснуться в люк. Первый выход человека в открытый космос длился в общей сложности 23 мин. 41 сек., из них 12 мин. 9 сек. вне шлюзовой камеры (удалился от корабля на расстояние 5,35 м).

Но проблемы на этом не закончились. Перед тем как возвращаться на Землю выяснилось, что вышла из строя автоматическая система ориентации корабля на Солнце. Космонавты были вынуждены сделать два лишних витка, вручную сориентировать корабль и включить тормозной двигатель. Потому посадку совершили в абсолютно другом районе – в глухой заснеженной тайге, в 180 км северо-западней Перми. Первая помощь к ним пришла лишь через сутки от местных лесорубов, а вертолеты за космонавтами прилетели только на третий день.

После возвращения на Землю

1965 год, 23 марта – за успешное выполнение поставленной задачи и проявленные при этом мужество и героизм, космонавту Алексею Леонову было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

1965–1967 гг. – Алексей Леонов - старший инструктор, космонавт, заместитель командира отряда космонавтов.

1967-1970 гг. – командир лунной группы космонавтов. 1968 год – окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Н. Е. Жуковского.

1970-1972 гг. - начальник 1-го управления НИИ ЦПК. 1972-1991 гг. - заместитель начальника Центра подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина, командир отряда космонавтов.

Второй полет в космос

1973 год – Академией наук СССР и НАСА были объявлены составы основных и дублирующих экипажей кораблей «Союз» и «Аполлон». Советский Союз представляли летчики-космонавты А. А. Леонов и В. Н. Кубасов. Со американской стороны - астронавты Т. Стаффорд, В. Бранд, Д. Слейтон.

1975 год, с 15 по 21 июля – состоялся совместный полет кораблей двух государств. Была выполнена стыковка на орбите советского «Союза-19» и американского «Аполлона». Впервые в мировой истории были проверены в действии новые средства стыковки в целях обеспечения безопасности полетов человека в космическом пространстве, проводились астрофизические, медико-биологические, технологические и геофизические эксперименты. Длительность полета – 5 суток 22 ч. 30 мин. 51 сек.

Дальнейшая судьба

За годы научно-практической работы и в ходе космических полетов Алексеем Леоновым выполнен целый ряд исследований и экспериментов. Неоднократно участвовал в научных конференциях и международных конгрессах, им было сделано около 30-ти докладов.

Был избран действительным членом Международной академии астронавтики, академиком Российской академии астронавтики, сопредседателем Международной ассоциации участников космических полетов. Есть ученая степень – кандидат технических наук.

Космонавт Леонов в отставку вышел в звании генерал-майора авиации.

Бронзовый бюст Героя установили на Аллее космонавтов в Москве и в Кемерове. Именем Алексей Архиповича Леонова был назван один из лунных кратеров и планета в созвездии Весов.

Родился Алексей Леонов 30 мая 1934 года в небольшой деревне Листвянка в 600 километрах к северу от города Кемерово на юго-востоке Западной Сибири. Семья была многодетной, Алексей был восьмым ребенком.

Еще в раннем возрасте он проявлял интерес к искусству и авиации. В 1936 году отец Алексея Леонова стал объектом репрессий, но был реабилитирован в 1939 году. Семья переехала в Кемерово, а затем в Калиниград, где в настоящее время проживают родственники Леонова. В 1953 году Алексей окончил среднюю школу. К тому времени он добился хороших результатов в учебе, успехов в спорте и много знал о самолетах. Благодаря своему старшему брату, который был авиатехником, Алексей Леонов много узнал об авиационных двигателях, конструкции самолетов и даже о теории полета. Этого было достаточно, чтобы поступить в авиационное училище, о котором мечтал Леонов с детства.

Карьера космонавта

В 1953-1955 годах Алексей учился в Военной авиационной школе первоначального обучения лётчиков в Кременчуге. Затем он поступил Чугуевское военное авиационное училище лётчиков, диплом об окончании которого будущий известный космонавт получил в 1957 году. В 1960 году Алексей Леонов прошел необходимые испытания и был зачислен в отряд космонавтов. Это была очень высокая честь, так как профессия космонавта находилась среди самых привилегированных и уважаемых в Советском Союзе.

В 1960-1961 годах Леонов учился на курсах подготовки космонавтов. 17 марта 1965 года Алексей Леонов был назначен вторым пилотом миссии «Восход-2». Космический корабль с двумя космонавтами на борту вышел в космос и оставался там 1 день, 2 часа, 2 минуты и 17 секунд. Алексей Леонов покинул космический корабль и пробыл в открытом космическом пространстве 12 минут и 9 секунд. Попытавшись вернуться на борт космического корабля, Леонов понял, что его скафандр вздулся, поэтому он не смог войти в космический корабль. Но космонавт не запаниковал, ему удалось открыть клапан, понижающий давление костюма, и войти на борт.

Однако это не стало единственной проблемой миссии. Перед посадкой навигационная система космического корабля перестала работать. Космический аппарат высадился в 180 километрах к северу от города Перми, в непроходимой тайге. Космонавты провели две ночи в глубоком лесу в ужасный мороз. Только на третий день группа спасателей их обнаружила. Несмотря на все проблемы миссии, Алексей Леонов сделал самый короткий и самый оптимистичный отчет в истории космонавтики: «Можно выжить и работать в космосе». Эти слова начали новую эру деятельности человека в космосе.

За свою успешную миссию подполковник Алексей Леонов получил звание «Герой Советского Союза» 23 марта 1965 года. Он также был награжден орденом Ленина и медалью «Золотая звезда».

В 1965-1967 годах Леонов служил главным инструктором, космонавтом и летчиком-космонавтом. В июле 1975 года Алексей Леонов совершил свой второй полет в космос. Это была первая совместная работа СССР и США. Леонов был командиром советского космического корабля «Союз-19». Миссия прошла успешно и продолжалась 5 дней, 22 часа, 30 минут и 51 секунду. Генерал-майор Алексей Леонов был награжден второй медалью «Золотая звезда» и вторым орденом Ленина, получил второе звание Герой Советского Союза.

В 1976-1982 годах Леонов стал заместителем директора Центра подготовки космонавтов имени Юрия Гагарина. Он также был редактором газеты космонавтов «Нептун».

На пенсию космонавт вышел в 1991 году, но Алексей Леонов все еще ведет активную жизнь. Он является вице-президентом московского банка и советником первого заместителя совета. Он также любит рисовать. Было несколько выставок его работ, в том числе тех рисунков, которые он сделал во время своих полетов в космос. Леонов - создатель более 200 картин. С 1965 года он является членом Союза художников.

Личная жизнь

Алексей Архипович женат на Светлане Павловне Леоновой. В браке появилось на свет два ребенка. Одна из дочерей Виктория скончалась в 1996 году вследствие вирусного гепатита. Дочь Оксана работает вице-президентом Альфа-банка.

Совет 2: Евгений Леонов: биография, творчество, карьера, личная жизнь

Евгений Леонов – советский и российский актер театра и кино. Стал известен своими комедийными образами в таких культовых советских фильмах, как «Полосатый рейс», «Джентльмены удачи», «Афоня», «Обыкновенное чудо», «Большая перемена», «Осенний марафон» и многие другие. Добродушное круглое лицо с обаятельной хитрой улыбкой, голова с проплешиной и фигура медвежонка всегда вызывали у зрителей любовь и умиление. А в его характерном хрипловатом голосе каждый ребенок и взрослый моментально узнает Винни-Пуха.

Совет 3: Юрий Леонов: биография, творчество, карьера, личная жизнь

Юрий Леонов - легендарный хоккеист, выступавший за московское "Динамо", ЦСКА, "Авангард", обладатель "Золотого шлема". Сейчас продолжает трудиться на тренерской позиции, готовит команды КХЛ.

Биография Юрия Леонова - редкий пример целеустремленности и верности одному делу. Еще в юности он избрал свою стезю и, несмотря на жизненные перемены и сложности, остается верен ей и сегодня. Даже травмы не мешали ему побеждать в чемпионатах - он никогда не подводил свою команду.

Юность и первая команда

Юрий родился 28 апреля 1963 года в Усть-Каменогорске, городке на юго-востоке Казахстана. Играть в хоккей начал одновременно с поступлением в первый класс - в 7 лет. Ему очень повезло с тренером, которым оказался Юрий Павлович Тархов. Под его руководством сформировалось немало отличных спортсменов. В одной команде с Юрой Леоновым азами хоккея овладевали центральный нападающий Александр Дмитриев и Игорь Беляевский. Конечно, мальчишки мечтали попасть в легендарный клуб «Торпедо», и бились за победу на льду без скидок и облажек, играя за любимую команду.

Окончив ДЮСШ, 17-летний Юрий Леонов сумел попасть в «Енбек». В 80-е годы в алма-атинском клубе состояли воспитанники «Торпедо», талантливые, работоспособные. Руководил клубом Юрий Баулина, который вскоре вывел ребят из второй союзной лиги в первую. Молодой Леонов обладал отличными задатками и навыками нападающего. Он отлично видел поле, аккуратно и незаметно совершал обводки, умел убрать соперника так, что придраться оказывалось не к чему. За 3 сезона он забил 110 шайб - солидное количество для молодого спортсмена.

Перевод в московское «Динамо»

Большой шаг вперед Юрий Леонов совершил, перейдя в 1983 году в знаменитое московское «Динамо». Уже через год его пригласили в сборную СССР, где он успешно дебютировал в качестве нападающего. В 1985 году он травмировал руку и первый чемпионат мира, на котором ему удалось показать свою игру, состоялся в 1990 году. Юрий принес команде золотые медали. Этот сезон стал для бело-голубых знаковым - они впервые за много лет потеснили ЦСКА и победили в чемпионате СССР.

За «Динамо» Юрий Леонов играл в течение 11 сезонов, сыграв 409 матчей и став по-настоящему знаменитым. Им было завоевано 8 медалей чемпионата СССР и РФ, а также заброшено 128 шайб:

  • 2 золота;
  • 4 серебра;
  • 2 бронзы.

Юрий Леонов все свое время посвящал тренировкам, на каждой игре выкладывался по «полной». Закономерным результатом его усилий стали награды. В 1995 году он получил «Золотой шлем» как лучший хоккеист чемпионата, а в следующем 1996 - завоевал «Золотую клюшку».

Юрия часто приглашали в сборную СССР, где внес весомый вклад в историю побед. Леонов сыграл 32 матча, забросив 5 шайб. Еще 10 игр он провел за сборную России. Талантливый нападающий трижды получал призы газеты «Известия» как победитель турнира, его карьера спортсмена увенчалась званием чемпиона мира 1990 года. С его участием вторая сборная СССР дважды становилась победительницей турниров, получая престижный приз газеты «Ленинградская правда».

Зарубежные «гастроли»

В непростые 90-е годы Юрий Леонов, как и многие, пытался начать карьеру за рубежом. В 1991 году он начал играть за швейцарский клуб «Амбри-Пиотта». В составе этой команды он забил 52 шайбы. Юрия пригласил норвежский клуб «Сторхамар Драгонс», за который было забито 37 шайб. В эти годы он дважды стал чемпионом Норвегии - в 1997 и 2000. Затем был словенский клуб «Триглав» (37 попаданий в ворота), итальянский «Милан Дэвилз».

Время девяностых было неоднозначным. Не все эти годы Леонов провел за границей. В 1993 году он снова вернулся в «Динамо», играл за сборную. В 1999 году сыграл 16 матчей за команду «Авангард», получив в общей сложности 18 минут штрафа. В этом же сезоне он занял третье место на пьедестале Континентального Кубка 1999.

Свою спортивную карьеру Юрий Леонов закончил вновь в России в 2002 году. Он не оставил спорт - перешел на тренерскую работу.

На тренерской работе

С 2002 года по 2005 год Юрий Леонов был тренером в ДЮСШ родного «Динамо». В 2005 году он получил звание Заслуженный мастер спорта России. В следующем году, в ноябре перешел в Санкт-петербургский СКА, а затем стал ассистентом в штабе Барри Смита. Это известный американский хоккейный менеджер, в прошлом - тренер, в те годы приглашенный работать в Северную столицу.

В 2008 году Юрий Владимирович в августе месяце стал главным тренером хоккейного клуба ВМФ Санкт-Петербурга и оставался им до июня 2012 года. Клуб успешно играл в Высшей Хоккейной Лиге. Затем два года Леонов трудился в подольском «Витязе», который играл в КХЛ, а в 2014 году перешел в «Амур» (Хабаровск, КХЛ).

Континентальная Хоккейная Лига - вершина тренерского признания. Лига была создана в 2008 году, первоначально в нее вошли 24 клуба. Главный приз турнира КХЛ - кубок Гагарина. Она объединяет команды почти десятка стран:

  • Россия;
  • Беларусь;
  • Латвия;
  • Казахстан;
  • Китай;
  • Словения;
  • Финляндия.

О личной жизни тренера журналистам ничего не известно. Он охотно комментирует игры, дает интервью на пресс-конференциях, но говорит только о работе игроков, о забитых шайбах, о перспективах команд. Воспитанник «старой школы» никогда не делится интимными подробностями собственной жизни и не рассказывает о семье.

Достижения Юрия Владимировича Леонова

  • Чемпион мира 1990 года
  • Трехкратный победитель турниров на призы газеты "Известия" - 1984, 1994, 1995 гг.
  • Третий призер Кубка Карьяла 1997 г.
  • Чемпион СССР 1990, 1991 гг.
  • Серебряный призер чемпионата СССР 1985, 1986, 1987 гг.
  • Бронзовый призер чемпионата СССР 1988 г.
  • Серебряный призер чемпионата России (МХЛ) 1996 г.
  • Обладатель Кубка МХЛ 1996 г.
  • Обладатель Кубка Шпенглера 1983 г.
  • Трехкратный Обладатель Кубка Берлина 1986, 1987, 1996 гг.
  • Финалист Кубка Европы 1991 г.
  • Финалист Евролиги 1998 г.
  • Обладатель приза Золотая клюшка 1996 г.
  • Обладатель Золотого шлема 1995 г.
  • Чемпион Норвегии 1997, 2000 гг.

Видео по теме

Источники:

  • Леонов, Юрий Владимирович
  • Тренерский состав хоккейного клуба "Витязь"

Март 19th, 2017 admin


18 марта 1965 года
советский космонавт Алексей Леонов первым в истории человечества совершил выход в открытый космос.

Первый выход в открытый космос советские космонавты провели на два с половиной месяца раньше американцев. Это знают все. Но очень мало кому известно, что в полёте корабля «Восход-2», на борту которого находились Павел Беляев (командир) и Алексей Леонов (второй пилот), было несколько серьезных нештатных ситуаций. И три или четыре из них — смертельно опасные. Впервые вся правда о полёте «Алмазов» — такой позывной был у экипажа — рассказана в уникальной книге «Мировая пилотируемая космонавтика (История. Техника. Люди)», которую выпустило издательство «РТСофт».


9 марта 1965 года
экспедиция Центра подготовки космонавтов вместе с экипажами вылетела на полигон. В тот же день на второй площадке состоялось совещание ВВС и технического руководства пуска, на котором вновь обсуждался состав экипажей. Н.П. Каманин рассказал об итогах подготовки и расставил космонавтов по степени готовности: Леонов, Хрунов, Беляев, Заикин. Кандидатура Павла Беляева вызывала сильное сомнение, так как месяц назад во время тренировки в барокамере он начал задыхаться, но быстро обнаружил неисправность оборудования и устранил её. Однако же эксперимент был сорван. Несмотря на это, Каманин рекомендовал не менять основной экипаж, поскольку космонавты Леонов и Беляев вместе давно готовились и хорошо сработались. Он предложил утвердить Хрунова дублёром одновременно и командира, и второго пилота, обосновывая это тем, что он значительно лучше Заикина подготовлен для обеих должностей. В результате дискуссии решили экипажи не менять. Тем не менее на следующий день приняли решение: в день старта в скафандры одевать только трех космонавтов.

11 марта первый экипаж произвел «отсидку» в корабле. Второму экипажу поработать в летном корабле не дали — не осталось времени.

12 марта состоялся пуск станции «Луна» для посадки на Луну, и — неудачно. Не сработала 4-я ступень ракеты, и АМС осталась на орбите Земли под именем «Космос-60».

13 марта прошли последние контрольные занятия с экипажем. Когда они закончились, Сергей Павлович Королёв сказал: «Ну что ж, друзья, наверное, я в последний раз с вами на пуске. «Востоки» и «Восходы» слишком дорого мне обошлись…» Эти слова оказались пророческими. Пилотируемый пуск «Восхода-2» оказался для С. П. Королева последним. Через 10 месяцев его не стало.

16 марта 1965 года на Госкомиссии было принято решение вывезти ракетно-космический комплекс «Восход» на старт 17 марта и произвести его запуск 18 марта. Вечером того же дня Госкомиссия утвердила экипажи: основной — командир подполковник П. И. Беляев с выходящим в космос майором А. А. Леоновым; запасной — командир майор Д. А. Заикин и выходящий майор Е. В. Хрунов.

был запущен космический корабль ЗКД N 4, получивший название «Восход-2», с космонавтами Павлом Беляевым и Алексеем Леоновым на борту. Масса корабля составила 5 682 кг — на 362 кг больше массы «Восхода». Через 1 час 35 минут после старта (в начале 2-го витка) Алексей Леонов первым в мире покинул космический корабль, о чем на весь мир объявил Павел Беляев: «Внимание! Человек вышел в космическое пространство! Человек вышел в космическое пространство!» Телевизионное изображение парящего на фоне Земли Алексея Леонова транслировалось по всем телеканалам.

Алексей Леонов находился в условиях космического пространства 23 мин. 41 сек., а вне шлюза в открытом космосе — 12 мин. 09 сек. В это время он удалялся от корабля на расстояние до 5.35 метров. Во время выхода его скафандр был связан с бортом корабля специальным электрическим кабелем, так как не был полностью автономным.

Во время полёта космонавты разговаривали с руководителями партии и правительства, собравшимися в Свердловском зале Кремля. Через сутки, на 18-м витке, корабль приземлился в Пермской области, и ТАСС объявил о полном успехе полёта. Первый выход в открытый космос советские космонавты провели на 2,5 месяца раньше американцев.

На самом деле в полёте был ряд серьезных нештатных ситуаций , угрожавших жизни космонавтов. Вот как об этом рассказал Алексей Архипович Леонов : «Серьезных нештатных ситуаций в моем полете на «Восходе-2» было семь, из них три или четыре были смертельными…

Когда создавали корабль для выхода в открытый космос, то приходилось решать множество проблем, одна из которых была связана с размером люка. Чтобы крышка открывалась внутрь полностью, пришлось бы урезать ложемент. Тогда бы я в него не поместился в плечах. И я дал согласие на уменьшение диаметра люка. Таким образом, между скафандром и обрезом люка оставался зазор по 20 мм с каждого плеча.

На Земле мы проводили испытания в барокамере при вакууме, соответствующем высоте 60 км… В реальности, когда я вышел в открытый космос, получилось немного по-другому. Давление в скафандре — около 600 мм, а снаружи — 10-9; такие условия на Земле смоделировать было невозможно. В космическом вакууме скафандр раздулся, не выдержали ни ребра жесткости, ни плотная ткань. Я, конечно, предполагал, что это случится, но не думал, что настолько сильно. Я затянул все ремни, но скафандр так раздулся, что руки вышли из перчаток, когда я брался за поручни, а ноги — из сапог. В таком состоянии я, разумеется, не мог втиснуться в люк шлюза. Возникла критическая ситуация, а советоваться с Землей было некогда. Пока бы я им доложил… пока бы они совещались… И кто бы взял на себя ответственность? Только Паша Беляев это видел, но ничем не мог помочь. И тут я, нарушая все инструкции и не сообщая на Землю, перехожу на давление 0,27 атмосфер. Это второй режим работы скафандра. Если бы к этому времени у меня не произошло вымывание азота из крови, то закипел бы азот — и все… гибель. Я прикинул, что уже час нахожусь под чистым кислородом и кипения быть не должно. После того, как я перешёл на второй режим, все «село» на свои места. На нервах сунул в шлюз кинокамеру и сам, нарушая инструкцию, пошёл в шлюз не ногами, а головой вперед. Взявшись за леера, я протиснул себя вперед. Потом я закрыл внешний люк и начал разворачиваться, так как входить в корабль все равно нужно ногами. Иначе я бы не смог, ведь крышка, открывающаяся внутрь, съедала 30% объёма кабины. Поэтому мне пришлось разворачиваться (внутренний диаметр шлюза -1 метр, ширина скафандра в плечах — 68 см) . Вот здесь была самая большая нагрузка, у меня пульс дошёл до 190 . Мне всё же удалось перевернуться и войти в корабль ногами, как положено, но у меня был такой тепловой удар, что я, нарушая инструкции и не проверив герметичность, открыл шлем, не закрыв за собой люк . Вытираю перчаткой глаза, а вытереть не удается, как будто на голову кто-то льёт. Тогда у меня было всего 60 литров кислорода на дыхание и вентиляцию, а сейчас у «Орлана» — 360 литров…

Я первый в истории вышел и отошёл сразу на 5 метров. Больше этого никто не делал. А ведь с этим фалом надо было работать, собрать на крючки, чтобы не болтался. Была громадная физическая нагрузка. Единственное, что я не сделал на выходе, — не смог сфотографировать корабль со стороны. У меня была миниатюрная камера «Аякс», способная снимать через пуговицу. Ее нам дали с личного разрешения председателя КГБ. Управлялась эта камера дистанционно тросиком; из-за деформации скафандра я не смог до него дотянуться. А вот киносъемку я сделал (3 минуты камерой С-97), и за мной с корабля постоянно следили две телевизионные камеры, но у них была невысокая разрешающая способность. По этим материалам потом сделали очень интересный фильм.

Но самое страшное было, когда я вернулся в корабль, — начало расти парциальное давление кислорода (в кабине), которое дошло до 460 мм и продолжало расти. Это при норме 160 мм! Но ведь 460 мм — это гремучий газ, ведь Бондаренко сгорел на этом… Вначале мы в оцепенении сидели. Все понимали, но сделать почти ничего не могли: до конца убрали влажность, убрали температуру (стало 10-12). А давление растет… Малейшая искра — и все превратилось бы в молекулярное состояние, и мы это понимали. Семь часов в таком состоянии, а потом заснули… видимо, от стресса. Потом мы разобрались, что я шлангом от скафандра задел за тумблер наддува… Что произошло фактически? Поскольку корабль был долгое время стабилизирован относительно Солнца, то, естественно, возникла деформация; ведь с одной стороны охлаждение до -140 С, с другой — нагрев до +150 С… Датчики закрытия люка сработали, но осталась щель. Система регенерации начала нагнетать давление, и кислород стал расти, мы его не успевали потреблять… Общее давление достигло 920 мм. Эти несколько тонн давления придавили люк и рост давления прекратился. Потом давление стало падать на глазах».

На этом неприятности Беляева и Леонова не кончились. При возвращении не сработала автоматическая система ориентации на Солнце — и ТДУ вовремя не включилась. Корабль пошел на следующий виток. Экипажу дали команду сажать «Восход-2» вручную на 18-м или 22-м витке, и космический корабль ушёл из радиовидимости. Через судно «Ильичевск» и средства ПВО стало известно, что корабль сошёл с орбиты и спустился, но куда? Четыре часа об этом не было никакой информации.

Алексей Леонов рассказывает: «Мы шли над Москвой, наклонение 65. Надо было садиться именно на этом витке, и мы сами выбрали район для посадки — в 150 км от Соликамска с курсовым углом 270 , потому что там была тайга. Никаких предприятий, никаких линий электропередач. Могли сесть в Харькове, в Казани, в Москве, но это было опасно. Версия, что мы туда попали из-за нарушения балансировки, — полная ерунда. Мы сами выбрали место посадки, так как это было безопаснее и возможные отклонения в работе двигателя смещали точку посадки тоже в безопасные районы. Только в Китай нельзя было садиться — тогда отношения были очень напряженными. В результате при скорости 28 000 км/час мы сели всего в 80 км от нами же рассчитанной точки. Это хороший результат. А резервных мест посадки тогда не было. И нас там не ждали. ..»

Наконец вертолет обнаружил парашюты и космонавтов в 30 км юго-западнее города Березники Пермской области, в глухой тайге Северного Урала с перелётом расчётной точки для 18-го витка на 368 км.

«Когда мы приземлились, — вспоминает А. Леонов, — нас нашли не сразу. .. Мы сидели в скафандрах двое суток, у нас не было другой одежды. На третьи сутки нас оттуда вытащили. Из-за пота у меня в скафандре было по колено влаги, примерно 6 литров. Так в ногах и булькало. Потом, уже ночью, я говорю Паше: «Ну всё, я замерз». Мы сняли скафандры, разделись догола, выжали белье, надели его вновь. Затем спороли экранно-вакуумную теплоизоляцию. Всю жесткую часть выбросили, а остальное надели на себя. Это девять слоев алюминизированной фольги, покрытой сверху дедероном. Сверху обмотались парашютными стропами, как две сосиски. И так остались там на ночь. А в 12 дня прилетел вертолет, который сел в 9 км. Другой вертолет в корзинке спустил прямо к нам Юру Лыгина. Потом к нам пришли на лыжах Слава Волков (Владислав Волков, будущий космонавт ЦКБЭМ) и другие. Они привезли нам тёплую одежду, налили коньяка, а мы им свой спирт отдали — и жизнь стала веселее. Костёр развели, котёл поставили. Мы помылись. Часа за два срубили нам маленькую избушку, где мы и переночевали нормально. Там даже постель была».

21 марта была вырублена посадочная площадка для вертолетов, и Павел Беляев и Алексей Леонов с сопровождающими на лыжах добрались до вертолета Ми-4. Вскоре они были в Перми, откуда доложили о завершении полёта Генеральному секретарю ЦК КПСС Леониду Ильичу Брежневу. Эвакуацией космонавтов руководил подполковник Владимир Беляев, однофамилец командира экипажа. В тот же день космонавты вернулись в Ленинск.

После того, как Алексей Леонов и Павел Беляев отдохнули, 23 марта космонавтов встречала Москва. С мавзолея Алексей Леонов произнес очень яркие слова: «Я хочу вам сказать, что картина космической бездны, которую я увидел, своей грандиозностью, необъятностью, яркостью красок и резкостью контрастов чистой темноты с ослепительным сиянием звезд просто поразила и очаровала меня. В довершение картины представьте себе — на этом фоне я вижу наш советский корабль, озаренный ярким светом солнечных лучей. Когда я выходил из шлюза, то ощутил мощный поток света и тепла, напоминающий электросварку. Надо мной было черное небо и яркие немигающие звезды. Солнце представлялось мне как раскаленный огненный диск…»

По материалам: http://dayofru.com

Космонавт: Леонов Алексей Архипович (30.05.1934 г.)

  • 11-й космонавт СССР (15-й в мире)
  • Длительность полета (1965 гг.): 1 сутки 2 часа 2 минуты, позывной: «Алмаз-2»
  • Длительность полета (1975 гг.): 5 суток 22 часа 31 минута, позывной: «Союз-1».

Биография космонавта Леонова берет свое начало в небольшом селе Листвянка, Кемеровской области, где советский летчик и космонавт родился 30-го мая 1934-го года. Алексей – восьмой ребенок в семье Леоновых. В 19 лет окончил среднюю школу в городе Калининград. Следующие два года Алексей Архипович проходит обучение в Военной авиационной школе города Кременчуг. В 1957-м году Леонов становится выпускником Военного авиаучилища города Чугуев, после чего отправляется на службу в роли летчика-истребителя. В 1961-м годе, помимо прохождения службы, Алексей также поступает на обучение в ВВИА им. Жуковского.

Космическая подготовка

В марте 1960-го года Алексей Архипович становится слушателем-космонавтом в ЦПК. В том же году начинается космическая подготовка (ОКП) советского летчика. В 1961-м году Алексей Леонов завершает ОКП, на отлично сдает итоговые экзамены и получает квалификацию «космонавт ВВС». Сперва, в 1963-м году Алексей Архипович проходит подготовку к полету на КК «Восток-5» в качестве резервного пилота, однако уже в 1964-м году Леонова назначают на роль 2-го пилота экипажа корабля «Восход-2». В рамках программы был запланирован выход в космос космонавта Леонова Алексея.

Во время подготовки совершил 12 полетов на самолете серии Ту-104ЛЛ и 6 полетов на Ил-14, а также проводил симуляцию выхода в открытое пространство при помощи модели корабля «Восход».

Первый полет и выход в открытый космос

18-го марта 1965-го года космический корабль «Восход-2» стартовал с 1-й площадки Байконура в 10 часов утра по МСК. После того как корабль оказался на орбите Земли, на первом витке вокруг планеты начала надуваться шлюзовая камера. Космонавты надели скафандры и Алексей Леонов готовился к выходу в космос. На втором витке космонавт проследовал в шлюзовую камеру. Павел закрыл люк в шлюзовую камеру и запустил ее разгерметизацию.

В момент открытия внешнего люка камеры космический корабль пролетал над Египтом и не имел связи с командным центом СССР. Спустя две минуты, в 11:34:51, когда воздух покинул камеру, вслед за ним совершил выход в космос и космонавт Леонов Алексей. Закрепленный с кораблем при помощи пятиметрового троса, Алексей Архипович пять раз удалялся в космос и возвращался к космическому кораблю. Во время выхода в космос у космонавта Леонова наблюдались нарушения в организме, симптомами которых стала тахикардия, вдвое учащенное неглубокое дыхание, повышенная температура (+38 °C) и повышенное потоотделение. По этим причинам возвращение на корабль потребовало от Алексея Леонова больших усилий.

За космонавтом снаружи наблюдали две телекамеры, установленные на борту корабля. Кроме того, сам Алексей Архипович вел съемку специальной камерой С-97. За напарником с борта корабля следил космонавт Беляев, который и передал сообщение на Землю о первом выходе человека в открытое пространство.

Возвращение Леонова на корабль

После 12-ти минут и 9-ти секунд свободного полета космонавт начал возвращение на борт корабля. Алексей Архипович должен был войти в шлюзовую камеру «ногами вперед», однако по причине сильно раздутого скафандра и наличия видеокамеры в руке, космонавту пришлось войти «головой вперед». Спустя 23 минуты и 41 секунду пребывания в космосе Алексей Леонов вернулся в шлюзовую камеру и закрыл за собой люк. Несмотря на установленные правила, космонавт открыл шлем скафандра еще до того, как шлюз был заполнен воздухом, чтобы протереть глаза, залитые потом.

В шлюзовой камере, диаметром всего один метр, космонавту предстояло сделать кувырок, чтобы успешно возвратиться на корабль. Вскоре, согласно протоколу, шлюзовая камера была отстрелена. Но по причине температурных деформаций была образована щель в люке, которая вела к разгерметизации. В данный момент система автоматически повысила количество подаваемого кислорода. Исход ситуации мог быть плачевным, так как повышенное количество кислорода создавало угрозу взрыва. Однако, находясь в состоянии кислородного отравления, Алексей Леонов случайно изменил подачу кислорода. Спустя семь часов космонавты устранили утечку и процент кислорода на борту корабля стал понижаться.

Посадка «Восход-2»

Согласно установленному плану посадка корабля должна была происходить автоматически после 17-го витка вокруг Земли, однако система отказала, и спустя еще один виток командир экипажа Павел Беляев решил взять управление корабля на себя, пока он окончательно не сбился с курса.

Так как кресла экипажа были развернуты на 90 градусов относительно пульта управления, Беляеву потребовалось отстегнуться от кресла. После настройки ориентации и запуска тормозной двигательной установки корабля космонавт вновь вернулся в кресло. На все вышеперечисленные действия у Павла Ивановича ушло 22 секунды, из-за чего корабль приземлился в 75-ти километрах от запланированного места посадки.

19-го марта космонавты оказались в заснеженной тайге, в двух сотнях километрах от Перми. Спустя четыре часа после посадки экипаж был обнаружен спасателями. Однако, на этом миссия космонавтов не окончилась и они провели в тайге еще два дня, чтобы расчистить место для посадки вертолета. Недалеко от места находился деревянный дом, в котором ночевали космонавты, и от которого добирались до вертолета на лыжах в последний день.

Советские космонавты опередили США на два с половиной месяца, по прохождению которых выход в открытый космос провел астронавт Эдвард Уайт.

По возвращению домой, 23-го марта Алексей Леонов был награжден медалью «Золотая Звезда» Героя СССР.

Второй полет

15-го июля 1975-го года Алексей Архипович начал свой второй полет вместе с Валерием Кубасовым на борту корабля «Союз-19» в рамках программы ЭПАС – совместного экспериментального полета «Аполлон» (США) и «Союз» (СССР). Спустя двое суток корабль «Аполлон» начал сближение с кораблем «Союз» со скоростью около 0.25 м/с. Стыковка длилась три часа и по ее окончанию произошло рукопожатие двух командиров – советского космонавта Леонова и американского Стаффорда. Было выполнено четыре перехода космонавтов между кораблями, за время нахождения в состыкованном состоянии. Еще через двое суток, 19-го июля, корабли расстыковались, и 21-го июля 1975-го года Алексей Леонов вернулся на Землю.

На следующий день Алексей Архипович, генерал-майор авиации, во второй раз был награжден званием Героя СССР, за выдающиеся заслуги перед мировой космонавтикой. В марте 1976-го года Леонов стал командиром отряда космонавтов. В 1981-м году заканчивает адъюктуру ААИА Жуковского и становится кандидатом технических наук. Уволен из отряда был 1982-го года, по причине назначения 1-м замом начальника ЦПК по космической подготовке, проработал в ЦПК до 1991-го года.

Дальнейшая жизнь

С 1991-го года человек, который первым совершил выход в космос – Алексей Леонов, работает на руководящих должностях различных компаний, в числе которых «Четек-космос», «Восток-Капитал» и «СладКо». С 1997-го года — вице-президент «Альфа-банка».

Помимо первенства в космическом пространстве, Алексей Архипович является автором четырех изобретений и 10-ти научных работ.

Ссоры