Мак - межгосударственный авиационный комитет. Межгосударственный авиационный комитет Международная авиационная комиссия

Анодина Татьяна Григорьевна

Председатель Межгосударственного авиационного комитета

Доктор технических наук, профессор (с 1981г.), Лауреат Государственных премий, заслуженный деятель науки, кавалер высших орденов России, Азербайджана, Казахстана, Молдовы, Узбекистана, Украины и др. По законодательству России имеет ранг Федерального министра.

Прошла все научные должности от младшего научного сотрудника до Директора головного НИИ в области аэронавигации, который возглавляла 20 лет. Более 10 лет возглавляла Главное научно-техническое управление Министерства. В течение многих лет находится на различных научных и административных должностях высшего ранга. Осуществляла преподавательскую деятельность. В настоящее время сотрудничает с кафедрой международного права МГИМО.

Инициатор создания и с 1991 г., по решению Глав государств, Председатель Межгосударственного авиационного комитета.

Руководитель создания системы независимого расследования авиационных происшествий и международной системы сертификации авиационной техники и аэродромов, полностью гармонизированной с европейской и американской.
МАК - первая региональная организация в области независимого расследования и сертификации, правовые принципы и опыт которой послужили основой создания подобных организаций в Евросоюзе (в 2002 году), Латинской Америке и других регионах мира. В 2010 году этот принцип закреплен в стандартах Приложения 13 к Чикагской Конвенции ИКАО.

МАК уже 10 лет является членом международной организации независимых органов расследования ITSA (всего входит 17 организаций).

При непосредственном участии Т. Анодиной созданы и сертифицированы, в том числе в рамках международных проектов, новые воздушные суда: Ил-86, ИЛ-96, Ил-114, Ан-124, Ан-70, Ан-140/148, Ка-32, Ту‑204, RRJ и другие.

Под ее научным руководством разработаны первые автоматизированные системы управления воздушным движением, навигации и посадки воздушных судов, которые эксплуатируются в более чем в 100 аэродромах и центрах управления.
Инициатор вступления СССР в ИКАО (190 государств мира) и перехода на международные стандарты в области аэронавигации и технических средств оборудования аэродромов и воздушных трасс. Являлась членом специализированного комитета ИКАО по стратегии будущих аэронавигационных систем на базе использования глобальной спутниковой системы навигации, в состав которого входили представители 5 государств – США, Франции, Австралии, Японии, СССР.

В рамках этой стратегии, принятой ИКАО для международной гражданской авиации, было достигнуто соглашение о признании системы ГЛОНАСС как части глобальной спутниковой системы (наряду с GPS). Результаты этой работы были признаны как мировое научное достижение. В 1997 году Т. Анодиной присуждена Высшая Международная премия в области авиации – Премия имени Э. Уорнера, как всемирно известному ученому, крупному исследователю и организатору создания и внедрения национальных, региональных и глобальных спутниковых технологий гражданского применения. С 1959 года этой Премии удостоены 31 человек.

За 20 лет деятельности МАК расследовано 536 авиационных происшествия в 76 странах мира. Сертифицировано 134 типа воздушных судов производства России, Украины, Узбекистана, США, Канады, Европы, Бразилии и др. Сертифицировано 80 международных аэродромов, 516 типов оборудования аэродромов российского и зарубежного производства.

Межгосударственный авиационный комитет (МАК) учрежден на договорной основе 30 декабря 1991 г. Он включен в Реестр международных межправительственных организаций ICAO и зарегистрирован в Содружестве Независимых Государств (СНГ).

МАК является межправительственной организацией суверенных государств региона Восточной Европы, присоединившихся к Соглашению о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства, которое было подписано в г. Минске (Республика Беларусь). По состоянию на конец

2005 г. участниками Соглашения являются 12 государств: Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Грузия, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина. Два государства - Латвийская Республика и Эстонская Республика - имеют статус наблюдателей.

В соответствии с полномочиями, делегированными государствами-учредителями, МАК призван служить достижению целей единой политики и координации деятельности в области использования воздушного пространства, управления воздушным движением, сертификации ВС, аэродромов и оборудования, расследования авиационных происшествий, обеспечения унификации систем Авиационных правил, разработки согласованной политики в сфере воздушного транспорта, координации разработки и реализации межгосударственных научно- технических программ. Так как степень делегирования полномочий МАК государствами-учредителями неодинакова, то и характер их участия в деятельности МАК имеет существенные отличия.

Основными направлениями деятельности МАК являются:

    разработка и формирование структуры единых Авиационных правил и процедур в сфере ГА и использования воздушного пространства в регионе СНГ, а также их гармонизация с Авиационными правилами, признанными Мировым авиационным сообществом;

    создание и обеспечение функционирования единой системы сертификации авиационной техники и ее производства, гармонизация ее с другими международными системами;

    сохранение для государств - участников СНГ профессионального независимого органа по расследованию авиационных происшествий, обеспечивающего объективное расследование авиационных происшествий не только на территориях государств Содружества, но и за их пределами;

    защита для государств СНГ рынка авиатранспортных услуг через межгосударственные соглашения и согласованные нормативные акты в области тарифов и взаиморасчетов;

    координация взаимодействия полномочных органов в чрезвычайных ситуациях и в зонах локальных военных конфликтов на территории государств - участников Соглашения;

    борьба против незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации;

    развитие международного сотрудничества с государствами и международными организациями гражданской авиации в целях интеграции государств - участников Соглашения в мировое авиационное сообщество.

Нередко в информационных лентах, на новостных сайтах мелькает аббревиатура МАК, в связи с авиационными тематиками, а также расследованиями крупных авиакатастроф. Попробуем разобраться в деятельности и назначении данного ведомства, чем оно занимается, какие полномочия имеет.

Официальный сайт международного авиационного комитета позиционирует свою работу как служение для достижения безопасности и планомерного развития авиации гражданского типа, а также повышения эффективного использования авиационного пространства всех государств, ставших участниками данной программы.

История создания. Процесс развития

Созданный в конце 1991 года между 12 независимыми государствами бывшего СССР, на основании специального соглашения, межгосударственный авиационный комитет стал отслеживать и контролировать соблюдение следующих норм:

  • единые правила авиации;
  • единая система сертификации использования, а также производства авиалайнеров;
  • нормы летной годности;
  • оценка категории аэродромов, их оборудования;
  • независимое расследование авиакатастроф и происшествий;
  • организация вместе с координацией развития и управления воздушным пространством.

Летом 1992 авиационный комитет МАК был включен в перечень межправительственных организаций, что подтверждает его деятельность как соответствующую всем международным и национальным законодательствам стран-участников.

Вывеска на здании МАК

Основные страны-участники

На сегодняшний день в составе межгосударственного комитета состоит одиннадцать государств. Вот их список:

  1. Армения;
  2. Киргизия;
  3. Казахстан;
  4. Азербайджан;
  5. Беларусь;
  6. Россия;
  7. Молдова;
  8. Узбекистан;
  9. Туркмения;
  10. Таджикистан;
  11. Украина.

Основные направления деятельности Комитета

Конечно, при столь обширной территории, охватываемой странами-участниками, деятельность комитета очень разнообразна. Остановимся на основных ее направлениях.

Проведение сертификации производства авиационной техники

Для обеспечения безопасности и летной годности была создана нормативная база для проведения поэтапной сертификации, адаптированная под многие мировые стандарты.

Именно по ней сертифицируются не только самолёты и авиадвигатели стран-участников, но также их элементы. По прохождении данной процедуры выдается единый сертификат, действующий и признаваемый на территории этих стран, но также в следующих государствах:

  • Канаде;
  • Иране;
  • Индии;
  • Китае;
  • Европейском Союзе;
  • Бразилии;
  • Египте;
  • Мексике;
  • Индонезии и других.

Оценка и сертификация аэродромов, а также их оборудования

Созданная база правил, одобренная всеми странами, состоящими в межгосударственном комитете, позволяет ему выдавать сертификаты на все типы аэродромов, принимаемые на всей территории деятельности данной структуры.

Проведение независимых расследований

Расследование авиакатастроф МАК проводит при их возникновении со всеми авиалайнерами стран-участников, причем не только на их территории, также за ее пределами. Главным принципом является независимость проводимых исследований, как рекомендуется в международной практике.

Осуществление координации развития гражданской авиации

Формирование и осуществление межгосударственной политики, создание экономической заинтересованности, доступной конкурентной способности является наиболее значимой частью работы МАК. Сюда входят такие направления по вопросам сотрудничества:

  • подготовка специалистов высокого уровня;
  • разработка тарифной политики;
  • упрощение таможенных процедур;
  • взаимодействие в чрезвычайных ситуациях;
  • авиамедицина;
  • противостояние авиационному терроризму и другое.

Здание штаб-квартиры в Москве

Ограничение деятельности и лишение многих полномочий

Более 23 лет проводил международный авиационный комитет расследования происшествий, сертификацию авиалайнеров, аэродромов и авиакомпаний. Но после определенных обстоятельств, в конце 2015 года по постановлению Правительства России практически вся деятельность по сертификации была передана Минтрансу и Росавиации, а МАК лишен своих полномочий. Несмотря на это Комитет продолжает свою работу.

Причины проявления недоверия

Одним из направления работы МАК стало проведение расследований авиационных катастроф. Именно недоверие к результатам этих расследований явилось причиной ограничения и перераспределения полномочий комитета между другими структурами Российской авиации. Рассмотрим некоторые из них.

1997 год, маршрут Иркутск-Фанранг

После взлета самолет упал на жилой квартал, а причиной стал отказ от работы сразу трех двигателей из четырех. МАК указал основной причиной перегруз авиалайнера вместе с ошибкой пилота. Также он немногим ранее проводил сертификацию этого судна. Эксперты же сходятся во мнении что основная причина падения – неисправность двигателей.

Ту-154М на Крымском полуострове

Осенью 2001 года при совместных военных учениях на Крымском полуострове украинской ракетой был сбит самолет авиакомпании «Сибирь». Несмотря на выводы МАК, суд Киева отклонил иск перевозчика о возмещении ущерба, апеллируя их недостоверностью. В итоге финансовые вопросы так и не решены на сегодняшний день.

МАК показал, как расшифровывают самописцы

Маршрут Ереван - Сочи 2006 год

Более 120 человек погибли при крушении авиалайнера Армавиа над Черным морем. Межгосударственный комитет основной причиной указывает неадекватные действия пилотов. Эксперты же указывают на отсутствие в отчете комитета сведений о качестве метеорологического оборудования аэродрома, что могло стать основной причиной данной катастрофы.

Рейс из Польши 2010 год

Правительственный самолет из Варшавы потерпел крушение в Смоленске с 96 пассажирами на борту. Несмотря на участие в расследовании иностранных специалистов, МАК в своем итоговом отчете основной причиной катастрофы указывает неверные действия пилотов, их недостаточную подготовку. Польская группа, вместе с другими экспертами, указывают на технические недостатки аэродрома «Северный» в Смоленске.

Основные претензии к МАКу

В своей книге летчик-испытатель В. Герасимов освещает ряд основных претензий к работе межгосударственного комитета при расследовании авиакатастроф, ставших основными причинами для ограничения данной деятельности:

  • затягивание сроков расследования, вплоть до нескольких лет;
  • проведение сертификации судов и расследование причин крушения одной и той же организацией приводит к недостоверности и неэффективности выводов;

Учреждён на основании подписанного в декабре 1991 года межправительственного «Соглашения о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства». В соответствии со статьёй 8 этого соглашения МАК является исполнительным органом, обеспечивающим выполнение решений Совета по авиации и использованию воздушного пространства, созданного соглашением в качестве международной правительственной организации . Сессии Совета проводятся не реже одного раза в квартал, а проекты их программы и повестки дня представляются председателем МАК и утверждаются Советом. Председатель МАК назначается постановлением Совета глав государств – членов Экономического сообщества (с 1991 года эту должность занимает Т. Г. Анодина) .

Длительное время МАК в качестве преемника советских Комиссий по использованию воздушного пространства, управлению воздушным движением и по государственному надзору за безопасностью полетов воздушных судов (в части согласованных государствами СНГ функций) занимался широким кругом вопросов сертификации в гражданской авиации и расследования авиационных происшествий в интересах государств-спонсоров. По поводу юридического статуса МАК есть разные мнения, ряд юристов полагает, что МАК не является субъектом международного права и не может самостоятельно осуществлять каких-либо властных полномочий, тем более государственных функций РФ или иного государства СНГ. При этом МАК, как исполнительный орган международной правительственной организации, и его сотрудники, являющиеся международным персоналом, не могут нести ответственность за ненадлежащее исполнение своих функций перед органами государственной власти РФ или иного государства СНГ .

Хотя сертификационные полномочия МАК на территории России истекли в декабре 2015 года, АР МАК продолжает вести деятельность по выдаче сертификатов типа для заинтересованных государств СНГ . Однако, с 2015 года основной задачей МАК является проведение расследований авиационных происшествий с воздушными судами гражданской авиации (в

Ссоры