«Титаник» как затонул? Крушение «Титаника»: история. Основным виновником гибели «Титаника» оказался не айсберг

105 лет назад, 15 апреля 1912 года, "непотопляемый корабль", "самый огромный и роскошный океанский лайнер" на первом же своем рейсе врезался в айсберг и унес с собой на дно океана более полутора тысяч пассажиров. Казалось бы, за много десятков лет уже не осталось тайн и секретов об этой страшной катастрофе. И все же давайте вспомним как это было.

Капитан Эдвард Смит на борту "Титаника". Фото: New York Times

Первая официальная версия

Два правительственных расследования, которые провели по следам катастрофы, постановили что именно айсберг, а не дефекты корабля, стали причиной гибели лайнера. Обе следственные комиссии заключили, что затонул "Титаник" не частями, а целиком - крупных разломов не было.

Вину за эту трагедию полностью переложили на плечи капитана корабля - Эдварда Смита, который погиб вместе со своей командой и пассажирами атлантического лайнера. Эксперты упрекали Смита в том, что корабль шел со скоростью 22-х узлов (41 км) по опасному ледяному полю - в темных водах, недалеко от берегов Ньюфаундленда.

Открытие Роберта Балларда

В 1985 году океанографу Роберту Балларду после длительных безуспешных поисков все-таки удалось отыскать останки корабля на глубине около четырех километров на дне океана. Тогда же он открыл, что на самом деле "Титаник" раскололся пополам до потопления.

Спустя пару лет обломки корабля впервые подняли на поверхность и тут же появилась новая гипотеза - для строительства "непотопляемого корабля" использовали низкопробную сталь. Однако по мнению экспертов, низкопробной оказалась вовсе не сталь, а заклепки - важнейшие металлические штифты, связывающие вместе стальные пластины корпуса лайнера. А найденные обломки "Титаника" и вовсе свидетельствуют, что корма корабля не вздымалась высоко в воздух, как считали многие. Считается, что "Титаник" разделился на части, находясь сравнительно ровно на поверхности океана - это явный знак просчетов конструкции корабля, которые утаили после катастрофы.

Просчеты конструкции

"Титаник" построили в сжатые сроки - в ответ на производство конкурентами нового поколения скоростных лайнеров.

"Титаник" мог держаться на плаву, даже если 4 из его 16 водонепроницаемых отсеков были бы затоплены - это удивительно для корабля таких гигантских размеров.

Однако в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года всего за несколько дней дебютного рейса лайнера вскрылась его ахиллесова пята. Корабль, из-за своих габаритов, не был достаточно поворотлив, чтобы суметь избежать столкновения с айсбергом, о котором кричали дозорные последнюю минуту. "Титаник" не столкнулся с роковым айсбергом лоб в лоб, а проехал по нему правым боком - лед пробил дыры в стальных пластинах, затопив шесть "водонепроницаемых" отсеков. И уже через пару часов корабль полностью заполнился водой и пошел ко дну.

По мнению экспертов, изучающих потенциальное слабое место "Титаника" - заклепки, установили, что из-за того, что время поджимало строители стали использовать низкопробный материал. Когда лайнер наткнулся на айсберг, слабые стальные стержни в носу корабля не выдержали треснули. Считается, что не случайно вода, затопив шесть отсеков, скрепленных стержнями из низкосортной стали, остановилась ровно там, где начались заклепки из высококачественной стали.

В 2005 году очередной экспедиции, изучающей место катастрофы, по обломкам днища удалось установить, что во время крушения корабль накренился всего на около 11 градусов, а вовсе не 45, как долгое время считалось.

Воспоминания пассажиров

Из-за того, что корабль накренился совсем немного, у пассажиров и команды было ложное чувство безопасности - многие из них не понимали серьезности ситуации. Когда вода достаточно затопила носовую часть корпуса, корабль, оставаясь на плаву, раскололся надвое и затонул в минуты.

Чарли Джугин, шеф-повар "Титаника", стоял вблизи кормы во время крушения корабля и не заметил никаких признаков разлома корпуса. не заметил он также и всасывающей воронки или колоссального всплеска. По его сведениям, он спокойно отплыл от корабля подальше, даже не намочив волос.

Однако некоторые пассажиры, сидевшие в спасательных шлюпках, утверждали, что видели корму "Титаника", высоко поднятую в воздухе. Однако это могло быть лишь оптической иллюзией. При наклоне в 11 градусов, торчащих в воздухе пропеллерных винтах, "Титаник" высотой в 20-этажное здание казался еще выше, а его крен в воду - еще больше.

Как затонул "Титаник": модель в реальном времени

В Нью-Йорке продали меню последнего обеда на потерпевшем крушение в 1912 году лайнере "Титаник". За него выручили 88 тысяч долларов (около 1,9 миллионов гривен).

Компания "Blue Star Line" объявила о строительстве "Титаника-2". По словам конструкторов, судно станет точной копией знаменитого лайнера, затонувшего в 1912 году. Однако лайнер оснастят современными средствами безопасности. Финансировать проект взялся австралийский горный магнат Клайв Палмер.

Теперь этот 105-летний крекер считается самым дорогим в мире.

Оказывается, крекер производства "Спиллерз энд Бейкерз" под названием "Пилот" входило в комплект для выживания, который размещался на каждой спасательной шлюпке. Позже один из таких продуктов достался человеку, который держал его в качестве сувенира. Это был Джеймс Фенвик, пассажир судна "Карпатия", которое поднимало выживших после кораблекрушения.

СПРАВКА

В ночь на 15 апреля 1912 года "Титаник" столкнулся с айсбергом и затонул. Он плыл в Атлантическом океане по пути из Саутгемптона (Англия) в Нью-Йорк. Тогда погибли около 1,5 тысяч человек, в основном, пассажиры третьего класса. Всего на нем было более 2,2 тысяч человек.

9 апреля 1912 года. «Титаник» в порту Саутгемптона за день до отплытия в Америку.

14 апреля исполнилось 105 лет со дня легендарной катастрофы. «Титаник» — британский пароход компании «Уайт Стар Лайн», второй из трёх пароходов-близнецов типа «Олимпик». Крупнейший пассажирский лайнер мира на момент своей постройки. Во время первого рейса 14 апреля 1912 года столкнулся с айсбергом и через 2 часа 40 минут затонул.


На борту находилось 1316 пассажиров и 908 членов экипажа, всего 2224 человека. Из них спаслись 711 человек, погибло 1513.

Вот как рассказывали об этой трагедии журнал "Огонекъ" и журнал "Новая Иллюстрація":

Обеденный зал на «Титанике», 1912 год.

Комната для пассажиров второго класса на борту «Титаника», 1912 год.

Парадная лестница «Титаника», 1912 год.

Пассажиры на палубе «Титаника». Апрель, 1912.

У оркестра «Титаника» было два состава. Квинтет возглавлял 33-летний британский скрипач Уоллас Хартли, в него входили еще один скрипач, контрабасист и два виолончелиста. Дополнительное трио музыкантов из бельгийского скрипача, французского виолончелиста и пианиста было нанято для «Титаника», чтобы придать Caf? Parisien континентальную нотку. Трио играло также в холле ресторана лайнера. Многие пассажиры считали судовой оркестр «Титаника» лучшим из тех, что они когда-либо слышали на кораблях. Обычно два состава оркестра «Титаника» работали независимо друг от друга - в разных частях лайнера и в разное время, но в ночь гибели корабля все восемь музыкантов впервые играли вместе. Они играли самую лучшую и веселую музыку до последних минут жизни лайнера. На фото: Музыканты судового оркестра «Титаника».

Тело Хартли было найдено через две недели после гибели «Титаника» и отправлено в Англию. К его груди была привязана скрипка - подарок невесты.
Среди других участников оркестра выживших не оказалось… Один из спасенных пассажиров «Титаника» напишет позже: «В ту ночь было совершено много героических поступков, но ни один из них не мог сравниться с подвигом этих нескольких музыкантов, игравших час за часом, хотя судно погружалось все глубже и глубже, а море подбиралось к месту, где они стояли. Музыка, которую они исполняли, дала им право быть внесенными в список героев вечной славы». На фото: Похороны дирижера и скрипача судового оркестра «Титаника» Уоллас Хартли. Апрель 1912.

Айсберг, с которым, предположительно, столкнулся пассажирский лайнер «Титаник». Фотография была сделана с борта кабельного судна «Mackay Bennett», которым управлял капитан DeCarteret. Судно «Mackay Bennett» одним из первых прибыло на место катастрофы «Титаника». По словам капитана DeCarteret, это был единственный айсберг вблизи места крушения океанского лайнера.

Спасательная шлюпка «Титаника», снятая одним из пассажиров парохода «Карпатия». Апрель, 1912.

Спасательное судно «Карпатия» подобрало 712 выживших пассажиров «Титаника». На фотографии, сделанной пассажиром «Карпатии» Луисом М. Огденом, видны спасательные шлюпки, которые приближаются к «Карпатии».

22 апреля 1912 года. Братья Мишель (4 года) и Эдмонд (2 года). Считались «сиротами Титаника» до тех пор, пока их мать не нашлась во Франции. Отец погиб во время крушения лайнера.

Мишель умер в 2001 году последним из оставшихся в живых лиц мужского пола на «Титанике».

Группа спасенных пассажиров «Титаника» на борту «Карпатии».

Ещё одна группа спасенных пассажиров «Титаника».

Капитан Эдвард Джон Смит (второй справа) с командой корабля.

Рисунок тонущего “Титаника” после катастрофы.

Пассажирский билет на «Титаник». Апрель 1912.

Причиной крушения крупнейшего океанского лайнера своего времени "Титаник" могло стать возгорание в топливном хранилище.

По мнению британского журналиста Шеннона Молони, который тридцать лет изучал историю корабля, пожар на борту возник еще до выхода судна из Саутгемптона, в течение нескольких недель его безуспешно пытались потушить. За это время обшивка лайнера нагрелась, из-за чего столкновение с айсбергом закончилось столь плачевно.

Как сообщает газета The Independent, журналисту удалось , сделанные до начала путешествия "Титаника". Молони обнаружил следы сажи в том месте обшивки, которое впоследствии было повреждено из-за столкновения с айсбергом. По мнению специалистов, с большой вероятностью они возникли из-за возгорания в одном из топливных хранилищ лайнера.

По мнению исследователя, владельцы судна знали о пожаре, но скрыли сей факт от пассажиров. Команде также было приказано молчать о пожаре. Как утверждает Шеннон Молони, в результате воздействия огня обшивка корабля нагрелась до температуры около 1000 градусов по Цельсию, что сделало сталь, потерявшую до 75 процентов прочности, крайне ломкой.

По словам журналиста, когда на пятый день путешествия "Титаник" столкнулся с айсбергом, обшивка не выдержала, в борту возникла огромная пробоина. Поэтому айсберг нельзя считать единственным виновником катастрофы, унесшей 15 апреля 1912 года жизни более 1500 человек.

Отметим, " " принадлежал британской компании "Уайт Стар Лайн". На момент постройки он считался крупнейшим пассажирским лайнером в мире, а, кроме того, числился непотопляемым. 31 мая 1911 года лайнер был спущен на воду. "Сам Господь не сможет потопить этот корабль!" — говорил о судне его капитан Эдвард Джон Смит.

Спустя год с небольшим "Титаник" отправился в свой первый рейс. На борту находилось 2224 человека: 1316 пассажиров и 908 членов экипажа. 14 апреля 1912 года пароход столкнулся с айсбергом и через 2 часа 40 минут затонул. 711 человек спаслось, 1513 погибло…

С айсбергами тоже все не так просто. Обычно гренландские айсберги застревают на мелководье у побережья Лабрадора и Ньюфаундленда и плывут дальше на юг только после того, как основательно подтают, нередко под воздействием приливов. Однако в случае с "Титаником" сразу нескольким крупным айсбергам удалось заплыть далеко на юг.

Физик Дональд Олсон из Университета штата Техас (США) и его коллеги исследовали гипотезу океанографа Фергюса Вуда, утверждавшего, что айсберги были сняты с мели приливом в январе 1912 года, когда Луна находилась необычно близко к Земле. К середине апреля роковая ледяная гора достигла места столкновения.

Действительно, говорит Олсон, 4 января 1912 года Луна подошла к Земле на самое близкое расстояние за последние 1400 лет. Накануне же Земля максимально сблизилась с Солнцем. Луна и Солнце оказались в такой позиции, когда усилилось их взаимное гравитационное воздействие на Землю. Повинуясь силе прилива, айсберг-убийца откололся от Гренландии и тронулся в путь.

В то же время одной из самых больших загадок, связанных с гибелью "Титаника", является более чем легкомысленное поведение капитана лайнера Эдварда Смита. Опытный морской волк, неоднократно бороздивший воды Северной Атлантики, почему-то не обратил внимание на предупреждение о приближающихся айсбергах. Возможно, он просто не поверил информации о них.

Хотя дело, может быть и в другом. Гипотеза, в корне меняющая историю катастрофы, принадлежит двум исследователям — любителю Робину Гарднеру (по основной профессии — штукатуру) и историку Дан Ван дер Вату. Изучив архивы морского флота за 50 лет, они пришли к выводу, что на самом деле погиб не "Титаник", а другое судно — "Олимпик"! Последний был построен почти одновременно с "Титаником" и на тех же верфях. Но с первых же дней этот корабль преследовали неприятности. Когда его 20 октября 1910 года спустили на воду, он врезался в дамбу. Хозяин судна Брюс Исмей и владелец верфей "Харленд энд Уолф" лорд Пирри вынуждены были заплатить за ремонт и возмещение ущерба немалую сумму, что почти разорило их.

Находясь в плавании, "Олимпик" неоднократно попадал в аварии. После этого ни одна страховая компания уже не бралась страховать "проклятый корабль". И тогда Исмей и Пирри задумали "аферу века" — отправить "Олимпик" под именем "Титаника" в плавание по Атлантике и, когда он потерпит крушение, получить за него страховку — 52 миллиона фунтов стерлингов!

Хозяева не сомневались, что их план удастся. Чтобы обезопасить пассажиров, они предполагали послать по тому же маршруту другое судно, которое, оказавшись там якобы случайно, подберет пассажиров и экипаж. Но, чтобы не вызвать никаких подозрений, судовладельцы решили, что "спасательный" корабль отчалит от пристани не ранее чем через неделю после начала плавания. Увы, ждать пришлось всего три дня…

Капитан мнимого "Титаника" Эдвард Джон Смит был готов выполнить любой приказ начальства. Так, за несколько часов до трагедии у дежурных наблюдателей изъяли бинокли. А за несколько минут до крушения Смит якобы приказал повернуть лайнер бортом в сторону айсберга. Казалось, он пытался обеспечить катастрофу!

Дальнейшая история "Титаника" (или лже-"Титаника") нам известна. А что же стало с настоящим "Титаником"? По мнению Гарднера и ван дер Вата, тот под другим именем благополучно плавал сначала в составе Королевских морских сил, затем его приобрела "Уайт Стар лайн". Корабль списали на берег в 1935 году.

"Своей" ли смертью (либо судно, которое все принимали за "Титаник")? Или ему "помогли" потерпеть крушение? Этого мы, скорее всего, никогда не узнаем. Конечно, и "теория заговора", и "лунная гипотеза" это не более чем версии. Но факт остается фактом: "Титаник" утонул. И, что бы ни привело к его гибели, изменить трагическую судьбу этого судна мы уже не в состоянии…

"Своей" ли смертью погиб "Титаник" (либо судно, которое все принимали за "Титаник")? Или ему "помогли" потерпеть крушение? Этого мы, скорее всего, никогда не узнаем. Конечно, и "теория заговора", и "лунная гипотеза" это не более чем версии. Но факт остается фактом: "Титаник" утонул. И, что бы ни привело к его гибели, изменить трагическую судьбу этого судна мы уже не в состоянии...


Трагическая легенда "Титаника"

Невероятные факты

Аукционный дом выставил на продажу фотографию, которая, как считают эксперты, запечатлела айсберг, ставший причиной крушения "Титаника" .

Черно-белый снимок плавающей глыбы льда был сделан пароходом "SS Etonian" 12 апреля 1912 года, за два дня до потопления "Титаника".

Специалисты считают, что необычная форма соответствует наброскам и описаниям очевидцами айсберга, с которым столкнулся известный пароход, считавшийся непотопляемым.

Подпись на фотографии указывает на координаты айсберга недалеко от места, где располагаются обломки судна .

Надпись гласит: "Голубой айсберг, фото сделано капитаном Вуд парохода " SS Etonian" 12/04/1912 на 41°50 западной широты и 49°50 северной долготы. "Титаник" столкнулся 14/4/12 и утонул 3 часа спустя".


Фредерик Флит (Frederick Fleet), находящийся на посту наблюдения, который первым заметил айсберг и Джозеф Скаррот, матрос на "Титанике" оба сделали наброски айсберга, который очень схож с фотографией .

Эксперты выяснили, что капитан Вуд, сделавший фотографию, был удивлен необычной формой айсберга, имеющий форму овала в верхней правой части.


Фотография станет одной из 400 памятных вещей "Титаника", включенных в американский аукцион RR Auction, который пройдет в следующем месяце.

История гибели "Титаника": 10 интересных фактов

1. Стоимость постройки "Титаника" составила 7,5 миллионов долларов. Цена одного билета первого класса составила 4700 долларов

2. В день столкновения на "Титанике" получили, по меньшей мере, 6 предупреждений о льдах . Все они были проигнорированы радиооператором, который был занят рассылкой пассажирских сообщений

3. Айсберг, с которым столкнулся "Титаник", был не очень большим. Он был не выше высоты мостика корабля.

5. Офицер Мэрдок на мостике "Титаника" отдал приказ "Полный назад", что решило судьбу "Титаника" . Как и другие корабли, "Титаник" быстрее поворачивался при движении вперед. Если бы он продолжал путь вперед и повернулся, он, скорее всего, избежал бы столкновения с айсбергом.


6. Для спасения людей нужно было 2208 мест в спасательных шлюпках, в то время как общая вместимость на имеющихся на корабле шлюпок составляла 1178 человек.

7. Всего погибло 1503 человека, 705 выжило .

8. Температура воды в Атлантическом океане во время крушения составила −0,56 ° по Цельсию. Такая температура стала основной причиной гибели людей.

9. Чарльз Джуфин стал единственным человеком, выжившим в ледяной воде Атлантического океана. По имеющимся сведениям он был сильно выпившим.

10. Миллвина Дин, которая умерла 31 мая 2009 года, стала последней выжившей пассажиркой "Титаника" . Когда произошло крушение, ей было всего 9 недель.


Первое фото айсберга, сделанное молодым американцем, который вышел покурить на палубу «Титаника» за несколько часов до столкновения.


Гибель «Титаника», думаю, перестала быть просто историческим фактом, но уже переросла в легенду. Виновником разыгравшейся драмы стала глыба льда - айсберг, который в считанные мгновения уничтожил это великолепное творение рук человеческих.
О происхождении айсберга, потопившего «Титаник», трудно что-либо утверждать со стопроцентной достоверностью, поэтому его история по большей части строится на догадках и предположениях.
Медленное путешествие айсберга к северу Атлантического океана берет свое начало более трех тысяч лет назад. Скорее всего, история столкновения с «Титаником» началась со снегопада на западном побережье Гренландии около 1000 года до н.э. Несколько месяцев спустя этот снег уплотнился и превратился в фирн, новые снежные наслоения на котором сформировали затем ледяную глыбу.
Далее эти ледники стали продвигаться на запад, к морю. Когда они достигли побережья Северного Ледовитого океана, то приливы разрушили огромные слои льда и откололи от него айсберги. Один из таких айсбергов начал своё путешествие современником египетских фараонов, продолжил его, минуя целые цивилизации и народы, сменявшие друг друга на протяжении целых столетий, пока, наконец, не стал причиной величайшего столкновения, внесшего эту глыбу льда в анналы истории.




Фото айсберга, сделанное с корабля «Карпатия».


Айсберг был одним из редких ледяных созданий, проживших достаточно длинную жизнь - подавляющее большинство айсбергов тает гораздо раньше и не заплывает далеко на юг. Каждый год от ледников Гренландии откалывается от 15,000 до 30,000 айсбергов, и только около 1% из них достигает вод Атлантики.
15.04.1912г. айсберг преодолел 15,000 миль за пределами полярного круга. Однако его жизнь после столкновения с «Титаником» стала стремительно угасать. Об этом можно без труда догадаться, потому что «Титаник» затонул на севере Атлантического, а не Северного Ледовитого океана, а значит айсберг скорее всего унесло течением на юг, где он неизбежно растаял. Начав свою жизнь у побережья Гренландии, айсберг, вероятно, проплыл от моря Баффина, по проливу Дейвиса, далее в море Лабрадор и, наконец, в Атлантический океан.



Фото, сделанное с немецкого океанического лайнера «SS Prinz Adalbert», который 15.04.1912г. проплывал в нескольких милях от того места, где погиб «Титаник». Главный стюард, сделавший это фото, заметил красную полосу у основания айсберга. Это означало, что столкновение с кораблём произошло не более 12 часов назад.

Температура воды в ночь, когда погиб «Титаник», была около 28 градусов по Фаренгейту (примерно -2°С). Это чуть ниже температуры замерзания воды. Конечно, такая температура была смертельной для пассажиров, которым пришлось держаться как можно дальше от воды, покрытой льдом, чтобы спастись с тонущего корабля. Но подобная температура явно недостаточна для поддержания жизни айсберга.
Средняя продолжительность существования айсберга на севере Атлантического океана составляет всего два или три года. Это означает, что он отошёл от Гренландии в 1910г. или 1911г., и исчез навсегда в конце 1912г. или в 1913г. Айсберг, столкнувшийся с «Титаником», скорее всего, даже не дожил до начала Первой Мировой.



Фото, сделанное с корабля «Minia». Капитан утверждал, что айсберг в этом районе был единственным. Четкость красной полосы на айсберге еще раз указывала на недавнее столкновение с кораблем. Конечно, можно поспорить, что этот айсберг был единственным, но, судя по фото, с ним явно что-то столкнулось, и здесь большая вероятность того, что этим что-то был затонувший «Титаник».


Перечитывая эти строки, мне на ум невольно приходит мысль о каком-то неумолимом роке, невидимой силе, которая еще в древности сформировала эту ледяную глыбу и каким-то непостижимым образом многие столетия двигала ее именно в этом направлении, чтобы именно в этой точке столкнуть именно с этим кораблем, который создатели, что примечательно, называли самым непотопляемым. Что это? Наказание за вопиющую людскую самонадеянность и гордость, которую предвидели тысячи лет назад? Наверное, да. Примечательно, но от слова «титан» происходит идея титанизма – течение в литературе и философии о всесилии человека. Получается, что гибель «Титаника» стала своеобразной иконой, напоминающей человеку об ограниченности его возможностей, а в некоторых случаях о его полнейшем бессилии.

Ссоры