Какие бывают доспехи у рыцаря. Средневековые доспехи в западной европе

«О, рыцари, вставайте, настал деяний час!
Щиты, стальные шлемы и латы есть у вас.
Готов за веру биться ваш посвященный меч.
Дай сил и мне, о боже, для новых славных сеч.
Богатую добычу я, нищий, там возьму.
Мне золото не нужно и земли ни к чему,
Но, может быть, я буду, певец, наставник, воин,
Небесного блаженства навеки удостоен»
(Вальтер фон дер Фогельвейде. Перевод В. Левика)

На сайте ВО было опубликовано уже достаточное количество статей, посвященных теме рыцарского вооружения и, в частности, рыцарским доспехам. Однако тема эта настолько интересная, что углубляться в нее можно еще очень долго. Причина очередного к ней обращения - банальный… вес. Вес доспехов и оружия. Увы, недавно опять спрашивал студентов о том, сколько весит рыцарский меч, и получил следующий набор цифр: 5, 10 и 15 килограммов. Кольчугу в 16 кг они посчитали очень легкой, хотя и не все, а вес латного доспеха в 20 с небольшим кило просто смешным.

Фигуры рыцаря и коня в полном защитном снаряжении. Традиционно рыцарей себе представляли именно такими - «закованными в латы». (Кливлендский музей искусств)

На ВО, естественно, «дела с весом» из-за регулярных публикаций на эту тему обстоят много лучше. Однако мнение о непомерной тяжести «рыцарского костюма» классического типа не изжито до сих пор и здесь. Поэтому есть смысл к этой теме вернуться и рассмотреть ее на конкретных примерах.




Западноевропейская кольчуга (хауберк) 1400 - 1460 гг. Вес 10.47 кг. (Кливлендский музей искусств)

Начнем с того, что британские историки вооружения создали очень разумную и четкую классификацию доспехов по их специфическим характеристикам и в итоге поделили все Средневековье, ориентируясь, естественно, по доступным источникам, на три эпохи: «эпоху кольчуги», «эпоху смешанного кольчужно-пластинчатого защитного вооружения» и «эпоху цельнокованых доспехов». Все три эпохи вместе составляют период с 1066 по 1700 год. Соответственно первая эпоха имеет рамки 1066 - 1250, вторая - эпоха кольчужно-пластинчатой брони - 1250 - 1330. А вот дальше так: выделяется ранний этап в развитии рыцарских пластинчатых доспехов (1330 - 1410), «великий период» в истории рыцарей в «белых доспехах» (1410 - 1500) и эпоха заката рыцарских доспехов (1500 - 1700 гг.).


Кольчуга вместе со шлемом и бармицей (авентайл) ХIII - XIV вв. (Королевский Арсенал, Лидс)

В годы «замечательного советского образования» о такой периодизации у нас и слыхом не слыхали. Зато в школьном учебнике «История средних веков» для VΙ класса в течение многих лет с некоторыми перепевами можно было прочитать следующее:
«Нелегко было одолеть крестьянам даже одного феодала. Конный воин - рыцарь - был вооружен тяжелым мечом и длинным копьем. Большим щитом он мог прикрыться с головы до ног. Тело рыцаря защищала кольчуга - рубашка, сплетенная из железных колец. Позднее кольчугу сменили латы - доспехи из железных пластин.


Классические рыцарские латы, о которых в учебниках для школы и вузов чаще всего и шла речь. Перед нами итальянские доспехи XV в., реставрированные в XIX в. Рост 170.2 см. Вес 26.10 кг. Вес шлема 2850 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Сражались рыцари на сильных, выносливых конях, которые так же были защищены доспехами. Вооружение рыцаря было очень тяжелым: оно весило до 50 килограммов. Поэтому воин был неповоротлив и неуклюж. Если всадника сбрасывали с коня, он не мог подняться без посторонней помощи и обычно попадал в плен. Чтобы сражаться на коне в тяжелых доспехах, нужна была долгая выучка, феодалы готовились к военной службе с детства. Они постоянно упражнялись в фехтовании, верховой езде, борьбе, плавании, метании копья.


Германские латы 1535 г. Предположительно из Брунсвика. Вес 27.85 кг. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Боевой конь и рыцарское вооружение стоили очень дорого: за все это нужно было отдать целое стадо - 45 коров! Нести рыцарскую службу мог землевладелец, на которого работали крестьяне. Поэтому военное дело стало занятием почти исключительно феодалов» (Агибалова, Е.В. История средних веков: Учебник для 6-го класса/Е.В. Агибалова, Г.М. Донской, М.: Просвещение, 1969. С.33; Голин, Э.М. История средних веков: Учебное пособие для 6 класса вечерней (сменной) школы / Э.М. Голин, В.Л. Кузьменко, М.Я. Лойберг. М.: Просвещение, 1965. С. 31-32.)


Рыцарь в доспехах и конь в конских латах. Работа мастера Кунца Лохнера. Нюрнберг, Германия 1510 - 1567 гг. Датируется 1548 г. Общий вес снаряжения всадника вместе с конскими доспехами и седлом 41.73 кг. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Только лишь в 3-м издании учебника «История средних веков» для VΙ класса средней школы В.А. Ведюшкина, вышедшем в 2002 г., описание рыцарского вооружения стало несколько по-настоящему продуманным и соответствующим вышеназванной периодизации, используемой сегодня историками всего мира: «Сначала рыцаря защищали щит, шлем и кольчуга. Затем наиболее ранимые части тела стали прятать за металлическими пластинами, а с ХΙV века кольчуга окончательно сменяется сплошным доспехом. Боевой доспех весил до 30 кг, поэтому для сражения рыцари выбирали выносливых коней, так же защищенных доспехами».


Доспех императора Фердинанда I (1503-1564) Оружейник Кунц Лохнер. Германия, Нюрнберг 1510 - 1567 гг. Датируется 1549 г. Рост 170.2 см. Вес 24 кг.

То есть в первом случае умышленно или по невежеству доспехи по эпохам разделялись упрощенно, при этом вес в 50 кг приписывался как доспехам «эпохи кольчуги», так и «эпохе цельнометаллических доспехов» без разделения на собственно доспехи рыцаря и доспехи его коня. То есть, судя по тексту, нашим детям предлагалась информация о том, что «воин был неповоротлив и неуклюж». По сути, первыми статьями о том, что это на самом деле не так, стали публикации В.П. Горелика в журналах «Вокруг света» в 1975 году, однако в учебники для советской школы эта информация в то время так и не попала. Причина понятна. На чем угодно, на каких угодно примерах показать превосходство военного дела русских воинов над «псами-рыцарями»! К сожалению, инертность мышления и не слишком-то уж большая значимость данной информации затрудняют распространение информации, соответствующей данным науки.


Доспешный гарнитур 1549 г., принадлежавший императору Максимилиану II. (Коллекция Уоллеса) Как видите, вариант на фото представляет собой турнирные доспехи, поскольку на них присутствует грангарда. Однако ее можно было снять и тогда доспехи становились боевыми. Этим достигалась немалая экономия.

Тем не менее положения школьного учебника В.А. Ведюшкина полностью соответствуют действительности. Более того, информация о весе доспехов, ну, скажем, из Метрополитен-музей в Нью-Йорке (как и из других музеев, включая и наш Эрмитаж в Санкт-Петербурге, тогдашнем Ленинграде) была доступна очень давно, однако в учебники Агибалова и Донской почему-то так в свое время и не попала. Впрочем, почему как раз понятно. Ведь у нас же было лучшее образование в мире. Впрочем, это частный случай, хотя и достаточно показательный. Получалось, что были кольчуги, потом - р-р-раз и вот уже латы. Между тем процесс их появления был более чем длительным. Например, лишь около 1350 года отмечалось появление так называемой «металлической груди» с цепями (от одной до четырех), которые шли к кинжалу, мечу и щиту, а иногда на цепь прикрепляли и шлем. Шлемы в это время еще не соединялись с защитными пластинами на груди, но зато под ними носили кольчужные капюшоны, имевшие широкое оплечье. Около 1360 года у лат появились застежки; в 1370 году рыцари уже практически полностью оделись в железные латы, а кольчужную ткань использовали в качестве основы. Появились и первые бригандины - кафтаны, и подбоем из металлических пластинок. Их использовали и как самостоятельный вид защитной одежды, и носили вместе с кольчугой, причем как на Западе, так и на Востоке.


Рыцарский доспех с бригандиной поверх кольчуги и шлемом бацинет. Около 1400-1450 гг. Италия. Вес 18.6 кг. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

С 1385 года бедра стали закрывать латами из сочлененных полос металла. В 1410 году доспехи с полным прикрытием из пластин для всех частей тела распространились по Европе повсеместно, но кольчужное прикрытие горла все еще применялось; в 1430 году на налокотниках и наколенниках появились первые выемки-желобки, а уже к 1450 году латы из листов кованной стали достигли своего совершенства. Начиная с 1475 года, желобки на них приобретают все большую популярность, пока полностью рифленые или же так называемые «максимилиановские доспехи», авторство которых приписывается императору Священной Римской империи Максимилиану I, не становятся мерилом мастерства их изготовителя и состоятельности их владельцев. В дальнейшем рыцарские латы вновь сделались гладкими - на их форму повлияла мода, но навыки, достигнутые в мастерстве их отделки, продолжали развиваться. В броне теперь сражались не только люди. Ее получили и кони, в результате рыцарь с конем превратился в нечто вроде настоящей статуи из полированного и сверкающего на солнце металла!


Еще один «максимилиановский» доспех из Нюрнберга 1525 - 1530 гг. Принадлежал герцогу Ульриху - сыну Генриха Вюрттембергского (1487 - 1550). (Музей истории искусств, Вена)

Хотя… хотя и модники, и новаторы, «бегущие впереди паровоза», тоже были всегда. Например, известно, что в 1410 году некий английский рыцарь по имени Джон де Фиарлес выплатил бургундским оружейникам 1727 фунтов стерлингов за изготовленные ему доспехи, меч и кинжал, которые он приказал украсить жемчугом и… бриллиантами (!) - роскошь, не только неслыханная по тому времени, но даже для него совсем и не характерная.


Полевые доспехи сэра Джона Скудамора (1541 или 1542-1623). Оружейник Якоб Jacob Халдер (Мастерская в Гринвиче 1558-1608) Около 1587 г., реставрированы в 1915 г. Вес 31.07 кг. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Каждая деталь латного доспеха получила свое название. Например, пластины для бедер получила название кюисс (cuisses), наколенники - полены (poleyns), жамберы (jambers) - для голеней и сабатоны (sabatons) для ступней. Горжет или бевор (gorgets, или bevors), защищали горло и шею, куттеры (couters) - локти, э(с)паулеры, или полдроны (espaudlers, или pauldrons), - плечи, рер(е)брасы (rerebraces) - предплечье, вамбрасы (vambraces) - часть руки вниз от локтя, и гант(е)леты (gantelets) - это «латные перчатки» - защищали кисти рук. К полному набору доспехов принадлежал также и шлем и, по крайней мере, сначала - щит, который впоследствии перестал применяться на поле боя примерно уже к середине XV столетия.


Доспех Генри Герберта (1534-1601), Второго графа Пемброка. Изготовлены около 1585 - 1586 гг. в оружейной мастерской Гринвича (1511 - 1640). Вес 27.24 кг. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Что до количества деталей в «белых доспехах», то в латах середины ХV века их общее число могло достигать 200 единиц, а с учетом всех пряжек и гвоздей, вместе с крючками и различными винтами, то даже и до 1000. Вес доспехов составлял 20 - 24 кг, и по телу рыцаря он распределялся равномерно, в отличие от кольчуги, которая давила человеку на плечи. Так что «никакого крана, чтобы посадить такого всадника в его седло, вовсе не требовалось. А сбитый с коня на землю он вовсе не походил на беспомощного жука». Но рыцарь тех лет - это и не гора из мяса и мускулов, и он отнюдь не полагался лишь только на одну грубую силу и звериную свирепость. И если мы обратим внимание на то, как описываются рыцари в средневековых произведениях, то увидим, что очень часто они обладали хрупким (!) и изящным телосложением, и при этом обладали гибкостью, развитой мускулатурой, и были крепкими и весьма проворными, даже будучи одетыми в латы, с отлично развитой мышечной реакцией.


Турнирные доспехи, изготовленные Антоном Пеффенхаузером около 1580 г. (Германия, Аугсбург, 1525-1603) Высота 174.6 см); ширина в плечах 45.72 см; вес 36.8 кг. Следует отметить, что турнирные доспехи обычно всегда были тяжелее боевых. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

В последние годы ХV века рыцарское вооружение стало предметом особой заботы европейских государей, и, в частности, императора Максимилиана I (1493 - 1519), которому приписывается создание рыцарского доспеха с желобками по всей их поверхности, в итоге названного «максимилиановским». Его без особых изменений он использовали и в XVI столетии, когда потребовались новые усовершенствования, вызванные непрекращающимся развитием стрелкового оружия.

Теперь совсем немного о мечах, потому что если писать о них подробно, то они заслуживают отдельной темы. Дж. Клементс - известный британский специалист по холодному оружию Средних веков, считает, что именно появление многослойного комбинированного доспеха (например, на эффигии Джона де Креке мы видим целых четыре слоя защитной одежды) привело к появляются «меча в полторы руки». Ну, а клинки у таких мечей колебались от 101 до 121 см, а вес от 1,2 до 1,5 кг. Причем известны клинки для рубящих и колющих ударов, так и уже чисто для колющих. Он отмечает, что такие мечи всадники использовали вплоть до 1500 года, причем особенно популярны они были в Италии и Германии, где получили названия Reitschwert (всаднический) или рыцарский меч. В XVI веке появились и мечи, имеющие волнистые и даже зубчатые пилообразные клинки. При этом сама их длина могла достигать человеческого роста при весе от 1,4 до 2 кг. При этом в Англии подобные мечи появились лишь только около 1480 года. Средний вес меча в Х и ХV вв. составлял 1,3 кг; а в ХVI в. - 900 г. Мечи-бастарды «в полторы руки» имели вес около 1,5 - 1,8 кг, а вес двуручников был редко больше 3 кг. Своего расцвета последние достигли между 1500 - 1600 гг., но всегда являлись оружием пехоты.


Кирасирские латы «в три четверти», ок. 1610-1630 гг. Милан или Брешия, Ломбардия. Вес 39.24 кг. Очевидно, что поскольку у них нет доспехов ниже колен, то вес излишек веса получен за счет утолщения брони.

А вот укороченные латы в три четверти для кирасиров и пистольеров даже в своем укороченном виде весили нередко больше, чем те, что предполагали защиту только лишь от холодного оружия и они были очень тяжелы для носки. Сохранились кирасирские латы, вес которых составлял около 42 кг, т.е. даже больше классических рыцарских доспехов, хотя закрывали они значительно меньшую поверхность тела того, кому они предназначались! Но это, следует подчеркнуть, не рыцарские латы, вот в чем дело!


Конские доспехи, возможно, изготовленные для графа Антонио IV Колаллто (1548-1620), около 1580-1590 гг. Место изготовления: вероятно Брешия. Вес с седлом 42.2 кг. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк) Между прочим, лошадь в полной броне под всадником в броне могла даже плыть. Конский доспех весил 20-40 кг - считанные проценты от собственного веса огромного и сильного рыцарского коня.

Самурай в боевой выкладке выглядел так, как если бы Чужой оделся на Хеллоуин в костюм Дарта Вейдера. Доспехи должны были наводить ужас на врагов, но также от их вида снижались надои, падала яйценоскость и дохли муравьи. Видимо, поэтому японская диета состоит из рыбы, которая не видела этого ужаса, и риса, которому все равно.

Перед боем самурай надевал больше двадцати предметов, многие из которых крепились шнурами. Неудивительно, что сэппуку делали легко. Наверное, даже с облегчением.

Крылья на латах


Историки считают, что военачальники часто потчевали героических воинов дели (так звали всадников в войсках Османской империи) опиумом, чтобы те сохраняли позитивное мышление и внутреннюю раскованность. Поэтому шкуры леопардов поверх лат, украшения в виде крыльев и шлемы из кожи пятнистых гиен не казались самим дели чем-то странным. Но враги справедливо предпочитали убраться с дороги, если было куда: дели были известны не вполне адекватной храбростью и такой же жестокостью. Надеемся, эта заметка о вреде наркотиков будет тебе полезна в дальнейшей жизни.

Шлем с кукушкой


От кельтов нам осталось бесчисленное множество орнаментов для рокерских татуировок и несколько полумертвых языков вроде ирландского. Но на раскопках в Румынии был найден шлем, который по смелости дизайна превосходит даже ластики студии Тёмы Лебедева.

Крылья птицы крепятся на шарнирах, и, если в этом шлеме прыгать или скакать верхом, она будет ими хлопать. Неизвестно, пользовались шлемом в бою или его похоронили вместе с дизайнером сразу после презентации.

Бронелифчик


Индусы всегда очень уважали богиню Варахи. Она представляла мужской принцип в Шри-чакре, хотя некоторые считают ее формой Дурги, расширения внутренней силы Радхарани. Это то немногое, что нам удалось узнать, прежде чем наш интернет-браузер слег с инсультом. Так что осталось неясным, зачем в честь этой богини индусы сделали кирасу с развитыми грудными железами. И нет, латы не женские: женщины в бою не приветствовались. К тому же персидские доспехи тоже грешили таким своеобразным дизайном.

Черепник


На первый взгляд в этом шлеме нет ничего особенного. До такой степени ничего, что его можно вводить в школьную форму. Но есть одна деталь в его судьбе: черепник в Средние века было принято надевать под шапку или шляпу. Не в бой, а просто чтобы ходить по улице или, например, в Шервудский лес по грибы. Об этом стоит рассказывать тем романтичным натурам, которые хотели бы оказаться в славном прошлом.

Бронеюбка


В любой современной драке человек в юбке может рассчитывать на снисхождение. По крайней мере, если он женщина. В Средние века все было сложнее. Бронированную юбку приходилось надевать рыцарям на тех турнирах, где сражались пешком. Иначе в тогдашнем честном бою легко можно было получить от оппонента тяжелым острым предметом ниже пояса. А в доспехах нельзя даже было всласть покататься по земле, подвывая от боли.

Стальной зад


Любой мало-мальски крупный политик стремится в сложной ситуации прикрыть свои ягодичные мышцы. Как наиболее уязвимую часть себя, а иногда и лучшую. Традиция пошла, видимо, от короля Генриха VIII. Обычно рыцари не уделяли защите своего зада особого внимания, поскольку он находился в седле. Но король был перфекционистом, и в его латах появился один из первых тщательно сделанных кулетов - набор пластин на шарнирах для защиты глубокого тыла.

Ювелирные латы


Нет, это не Бартенев, явившийся на программу «Модный приговор», чтобы исправить ошибки ведущего. Это парадный доспех французского короля Генриха II. Считается, что латы были созданы в середине XVI века придворным ювелиром Этьеном Делоном. И конечно, они гарантировали Генриху жизнь на поле боя: достаточно было их сбросить при бегстве. Кто бы стал ловить короля, если есть такие латы?

Рогатый шлем


В XVI веке в Европе стал популярным армет - полностью закрытый сферический шлем с забралом. А так как времена минимализма уже прошли, дизайнеры стали упражняться с забралами. Шлемы, которые в итоге получались, были названы гротескными. Самый известный из гротескных шлемов тоже принадлежал Генриху VIII. Забрало - это, по сути, портрет короля в очках. Что касается бараньих рогов, то они символизировали организованность и склонность доводить дело до конца.

Броня Брюстера


После того как любопытные купцы привезли из Китая порох, людям в доспехах стало тоскливо. И доспехи в итоге сняли за ненадобностью. Кирасиры не в счет, их было не так много. Но после появления пулемета люди без доспехов впали в еще большую тоску. И во время Первой мировой американцы придумали броню Брюстера. Примечательно, что это снаряжение весом в 18 килограммов использовали в основном снайперы. Очевидно, они любили маскироваться среди мусорных бачков и у телеграфных столбов.

Люди, достаточно богатые для того, чтобы не иметь надобности работать, составляют привилегированный класс, строго отделенный от остальной части общества. В этом высшем классе все, исключая духовных лиц, – воины по профессии, по терминологии Средних веков «рыцари ».

Еще Карл Великий обязал всех свободных людей своей империи носить оружие. Необходимость защищать себя, склонность к праздности и приключениям, предрасположение к воинской жизни привели во всей средневековой Европе к образованию военной аристократии. Чтобы привлекать людей на военную службу, не было надобности в высшем авторитете государства. Так как светские люди считали военную жизнь единственным почетным образом жизни, то каждый и стремился к ней; военный, рыцарский класс заключал в себе всех, кто имел достаточно средств, чтобы вступить в него.

Первым условием для того чтобы стать рыцарем, была возможность приобрести вооружение за свой счет. Между тем, начиная с IX в., сражались исключительно на лошадях. Поэтому средневековый воин назывался во Франции chevalier, на юге – caver, в Испании – caballero, в Германии – Ritter, в латинских текстах древнее название солдата, miles, сделалось синонимом рыцаря.

Во всей феодальной Европе война ведется одним и тем же способом, и воины вооружены почти одинаково.

Доспехи и вооружение средневековых рыцарей

У человека, вполне вооруженного для битвы, у рыцаря, тело защищено доспехами. До конца IX столетия это – броня, туника из кожи или материи, покрытая металлическими бляхами или кольцами; позже броню повсюду вытесняет кольчуга , рубашка из металлических колец с рукавицами и капюшоном и с прорезью сверху, чтобы ее можно было надевать, как рубаху. Вначале кольчуга доходила до ступней; когда ее укоротили до колен, то ноги для защиты стали закрывать чулками из колец; к этим чулкам приделывали шпоры, имевшие форму наконечника копья. Капюшон закрывал затылок и голову и доходил до подбородка, оставляя открытыми только глаза, нос и рот.

Во время битвы средневековый рыцарь надевал на голову шлем – стальную шапку конической формы, окруженную ободком и кончавшуюся металлическим или стеклянным шариком (cimier); шлем был снабжен железной пластинкой, защищавшей нос (nasal – наносник, он исчез к концу XII столетия) и привязывался к кольчуге кожаными ремнями. Только в XIV в. появляются доспехи из металлических пластин и шлем с забралом, удержавшиеся до XVII в., – вооружение Баярда и Генриха IV , которое, однако, часто принимают за обычное вооружение средневекового рыцаря.

Чтобы отражать удары, средневековый рыцарь носил щит из дерева и кожи, обитый металлическими полосами и украшенный в середине бляхой (boucle) из позолоченного железа (отсюда название щита – bouclier). Вначале круглый, щит становится потом продолговатым и удлиняется до того, что закрывает всадника от плеч до пят. Рыцари вешали его на шею на широком ремне; во время сражения его надевали на левую руку посредством ручек, находившихся на внутренней стороне. Именно на щитах и стали, начиная с XII в., рисовать герб, признанный той или другой фамилией за свою эмблему.

Наступательным оружием рыцаря были меч (branc), обычно широкий и короткий, с плоской рукояткой, и копье с длинным и тонким древком из ясеня или граба, кончавшееся железным наконечником в форме ромба. Пониже наконечника прибивали гвоздями прямоугольную полосу материи (gonfanon – знамя), которая развевалась по ветру. Копье можно было воткнуть в землю рукояткой, кончавшейся железным острием.

Рыцари. Фильм 1. Закованные в железо

Одетый и вооруженный таким образом, средневековый рыцарь был почти неуязвим, и с течением времени вооружение все более совершенствовалось, делая воина похожим на живую крепость. Но вместе с тем он становится настолько тяжелым, что для битвы ему нужна особого рода лошадь. Рыцарь имеет при себе двух коней: обыкновенного (palefroi) для езды, и боевого (dextrier), которого ведет под уздцы слуга. Перед началом сражения рыцарь надевает свои доспехи, садится на боевого коня и устремляется в битву, направив копье вперед.

Только рыцари считались настоящими воинами; рассказы о средневековых сражениях говорят нам только о них, и только из них состояли боевые колонны. Но их сопровождали в походах еще другие всадники на менее выносливых лошадях, одетые в тунику и шапку, снабженные более легкими и менее дорогими доспехами, вооруженные небольшим щитом, узким мечом, пикой, топором или луком. Без этих спутников имевший тяжёлое вооружение рыцарь не мог обойтись: они вели его боевого коня (с правой стороны, отсюда название dextrier), несли его щит, помогали ему одевать доспехи в минуту сражения и садиться в седло. Поэтому их обычно называли valets (слуги) или ècuyers (щитоносцы), а по-латыни – scutifer (щитоносец) или armiger (оруженосец). В начале Средних веков рыцари держали этих оруженосцев в положении подчиненных. В сочиненной в конце XI в. «Песне о Роланде » о них говорится как о низшем классе. Они стригли голову, как слуги, и получали за столом более грубый хлеб. Но мало-помалу братство по оружию сблизило оруженосцев с рыцарями; в XIII в. обе группы составляли уже один класс – высший класс светского общества, и как к тем, так и к другим применяли древнее латинское название благородных (nobilis), составлявшее принадлежность к высшему классу (по-немецки edel).

Есть такие места, откуда любителей истории за уши не оттащишь.
Одно из них – Арсенал в городе Грац (Австрия).

Это одно из крупнейших, а быть может и самое крупное в мире, собрание холодного оружия и доспехов – при том, что сама Австрия совсем не блещет размерами.

Арсенал в Граце — «Landeszeughaus» — не просто музей.
Это именно склад, где хранятся боевые, парадные, турнирные доспехи и оружие. В былые времена здесь могли вооружиться 16 тысяч воинов за один раз.

Времена тогда были неспокойные — Османская империя стремилась к мировому господству. Грац располагается у подножия Альп, и фактически, стал главной преградой на пути турок в долину Дуная. А значит и в Центральную Европу.

Таких арсеналов, как в Граце, было несколько. Все они верой и правдой служили горожанам, но прошло время, и оборону австрийских земель было решено централизовать. В 1749 году императрица Мария Терезия распорядилась оставить только один арсенал из всех — Грацевский.

Так что мы можем сказать ей за это огромное спасибо.
Хотя благодарить надо не ее, а собственно жителей Штирии — земли, в которой находится Грац. Это они смогли убедить императрицу сохранить полезное строение в качестве памятника, напоминающего о храбрости их предков в борьбе с «извечным врагом христианства».

Всего же в Арсенале хранится около 32 тысяч экспонатов конца 15 — начала 19 веков!

Не знаю как вам, а лично мне из Арсенала в Граце напоминает хранилище терминаторов…

Арсенал в наши дни

А теперь давайте прогуляемся по музею. Пока виртуально, но кто знает, вдруг когда-нибудь вы сделаете это своими собственными ногами? 😉

Итак, все четыре этажа здания поделены деревянными оригинальными потолками. Считается, что именно дерево — а точнее деревянные перекрытия и стены арсенала, абсорбируют влагу и не дают железу ржаветь.

Внизу располагается сводчатый пушечный зал.

Первый этаж посвящен всему тому, что ускорило отказ от — тяжелое кремневое ружье и пистолет, а так же про более современные типы огнестрельного оружия.

Вот еще одно старинное ружье — с другого ракурса, уже совсем крупным планом:

Как именно все это стреляло, сразу и не поймешь. А между тем, зарядить старинное ружье — это целая наука! Современной скорострельностью тогда и не пахло, процесс подготовки к стрельбе больше напоминал раскуривание трубки.

Сам по себе стреляющий механизм — «замок», показанный на фото, несколько отличается от того, что на видео, но это не страшно. Как-то, примерно так, оно и было:

Рыцарский шлем армэ и король Генрих

На втором и третьем этажах Арсенала можно в деталях рассмотреть доспехи и , которые средневековые во время турниров и боевых действий. И не только рыцари.

На фото — рыцарский , который называется армэ. В свое время этот шлем был очень популярен, и даже когда на войне его сменили более удобные образцы, его все еще одевали на турниры как один из самых надежных.

С первого взгляда сложно понять, как его надевали на голову рыцаря, а вернее, как рыцарь просовывал свою голову через узкую горловину. Но, на самом деле, армэ, как и ларчик, открывался просто. Я приготовил для вас видеоролик именно на эту тему:

Как видите, армэ действительно весьма надежный шлем. Но даже он не давал стопроцентной гарантии на жизнь.

Взять, к примеру, случай, имевший место в июле 1559 года. Французский король Генрих II выдал свою дочь Елизавету за правителя Испании Филиппа Валуа. В честь этого события состоялся трехдневный рыцарский турнир.

Вечером второго дня отец новобрачной, король Генрих, должен был сразиться с графом Монтгомери. Противники разогнались, раздался удар, потом хруст ломающихся копий и…

Король Генрих обмяк в седле. Обломок прошел смотровую щель королевского армэ и воткнулся в его глаз.

Спустя несколько дней король умер. Вскоре после этого кто-то вспомнил о предсказании некоего Нострадамуса, тогда еще неизвестного:

«Молодой лев превзойдет старого,
На поле боя в одиночном поединке,
Поразив ему глаза в золотой клетке,
Что приведет старого льва к мучительной смерти»

С этого четверостишия и началась его слава, хотя сам Нострадамус не раз повторял, что имел в виду вовсе не покойного короля Генриха…

Средневековые рыцари. Правда про доспехи

Насколько удобным было такое снаряжение в бою?
Правда ли, что упавший на спину рыцарь не мог , чтобы продолжить бой?
Действительно ли рыцарский шлем был столь тяжел, что голова едва удерживала его?

Специально для вас — полевые испытания полного рыцарского доспеха. Размеры, вес, толщина брони — все соблюдено в точности.

А значит все то, что выделывают эти французские хлопцы, могли повторить и средневековые рыцари, будучи одетыми в полную броню:

Доспехи для коня

Средневековые рыцари это господа не только в доспехах, но еще и верхом на конях.
А какой рыцарский конь — без специального, конного, доспеха?

В залах Арсенала выставлены несколько доспехов для коней, и вот — один из них.

На самом деле доспехи для коня, как и доспехи для человека, состоят из множества самых разных элементов. Каждый из них имеет собственное название:

Железный нагрудник еще называют «пейтель», а наголовник — «шамфрон». Его могли дополнять специальной решеткой, позволявшей защитить глаза:

Кстати, для турниров и войны использовали не только разные доспехи, но и разных коней.

Турнирный конь должен был быть высоким и тяжелым. Вся его задача — рвануть с места, максимально быстро достичь предельной скорости и дать своему седоку возможность протаранить противника копьем.

Понятно, что окажись такой конь на войне, он бы не долго протянул. Там требовались выносливость, подвижность и умение не бояться сражения. И конь, обладающий всем этим, тоже стоил весьма дорого.

Это как в нашей современной жизни, где место лошади заняла «крутая тачка». В пробках можно увидеть дорогие иномарки, тот же «Лексус» или ту же «Инфинити», но болид «Формулы-1» — никогда!

Теперь давайте посмакуем , которым тоже богат музей.

Алебарда — парадная и боевая.

Алебарда это помесь копья, топора и багра. Кинорежиссеры часто вручают их стражникам, бдящим покой короля. В числе ее предков был — одно из самых страшных видов средневекового оружия.

В Грацевском Арсенале алебарда не одна, причем есть совершенно разные экземпляры.

Например декоративные. Красивые, ажурные, но в бою с ними будет не слишком комфортно — прорезной декор ослабляет конструкцию:

Есть еще такая алебарда, украшенная узором:

Если честно, такая красавица тоже не мечта вояки — конструкции крюка ослаблена рядом отверстий. Но хватит декоративного. Алебарда, в первую очередь, оружие и ее место среди воинов:

Ну а мы отвлечемся от алебарды и обратим свои взоры на другие виды длиннодревкового оружия, которые представлены в Грацевском Арсенале.

Строевые аргументы — протазан и глефа

Вообще, средневековая мысль была неистощима на красивое и смертоносное.

На следующей фотографии оружие тоже украшено, однако его конструкция крепка и надежна. Перед нами ветераны . Древко каждого из них покрыто металлическими полосами, идущими от наконечника - специально, для защиты от перерубания противником.

Представим первый ряд, самый ближний к нам. Слева направо - два протазана, глефа и наконечник копья.

Боевой век протазана был относительно недолгим. Протазан появился в XVI столетии, а уже через столетие выродился в атрибут дворцовой стражи.

Теперь про третий слева образец, глефу. Глефа это такой большой нож на древке, достигавший 40-60 см. в длину, а в ширину 5-7 см.

Она служила оружием бургундских , отлично показала себя и в качестве строевого оружия, с помощью которого отряд воинов мог остановить конную атаку противника. Так же как алебарда и протазан, глефа была в свое время оружием дворцовой стражи, а затем канула в Лету.

Сражавшееся всем этим богатством войско могло выглядеть примерно так (обратите внимание на пики воинов - форма их наконечников такая же как на фото из Арсенала) 🙂

Двуручный меч «фламберг» и его собратья

Двуручных мечей в Грацевском Арсенале совсем немало. Многие из них с волнистым клинком:

Само слово «фламберг» (переводится с немецкого как пламя) явно говорит о внешнем виде меча. Кому-то его волнистый клинок напомнил язык пламени, с тех пор и повелось. Но не каждый двуручный меч это фламберг — здесь все зависит от внешнего вида самого клинка.

Почему то считается, что двуручный меч это некая невероятно тяжелая штука, близкая по весу к железнодорожному рельсу. Действительно, меч очень длинный, и вполне мог достигать человеческого роста. Но вот вес — это другое.

Мы с вами живем в трехмерном пространстве, где помимо длины есть еще ширина и толщина. Так вот ими то двуручный меч похвастаться не мог.

Представьте, что вам придется резать хлеб напильником. Это неудобно, для резки хлеба нужен более тонкий инструмент. Для рубки тела — тоже. Поэтому двуручный меч имел очень тонкий клинок, и, например, в 15 веке весил 3-5 килограмм, в зависимости от своей длины.

Двуручный меч фламберг из Штирии (конец 16 века).

Параметры некоторых двуручных мечей приведены в статье «The Weighty Issue of Two-Handed Greatswords», которую написал далеко не последний знаток оружия Джон Клементс. Я расположил их по весу — от самого легкого к самому тяжелому:

  • Германия, 1475-1525 гг.
    Длина меча 1382 мм, длина клинка 1055 мм, вес 1550 г.
  • Швеция, 1658 год
    Длина меча 1010 мм, длина клинка 862 мм, вес: 1735 г.
  • Германия (Золинген), нач. 17-го века.
    Длина меча 1350 мм, длина клинка 961 мм, вес: 3010 г.
  • Церемониальный меч. Германия, кон. 16-го века
    Длина меча 1817 мм, длина клинка 1240 мм, вес 3970 г.
  • Германия, кон. 16-го века.
    Длина меча 1790 мм, длина клинка 1250 мм, вес 4630 г.

И здесь вспоминается историю одного двуручного меча, которую вам обязательно расскажут в музее нидерландского города Леуварден. Прямо возле витрины, в которой он хранится. Его длина 215 см, а вес в 6,6 кг.

Оказывается, этот двуручный меч был парадным, так называемым «выносным» (выносился напоказ по особым случаям). Но однажды им завладел бывший фермер, ставший бунтовщиком и пиратом, Пьер Герлофс Дониа. Местные жители до сих почитают его как борца за независимость. Так вот этот народный герой забрал исполинский двуручный меч в качестве трофея и пользовался им в бою. Можно только догадываться, каких чудовищных размеров был этот Пьер Герлофс Дониа, который вошел в историю как «Большой Петер».

Я обязательно вернусь к теме двуручных мечей в одной из статей цикла и раскрою ее поподробнее. Так что следите за сайтом.

Длинный меч и одноручные

Помимо двуручных мечей в Грацевском Арсенале есть и более скромные образцы. Многие из них типовые, предназначены для употребления незнатным пушечным мясом.

Но есть и весьма замечательные, дорогие. Как вам такой рисунок на клинке?

Камера отъезжает и мы видим замечательный длинный меч на фоне наверное сотни мечей попроще:

Точно полководец в дорогом позолоченном доспехе на фоне своего войска!

Боевые барабаны

И заканчивается экспозиция Арсенала на четвертом этаже, где представлены музыкальные инструменты военных оркестров. Например, вот такие барабаны.

Ну и раз экспозиция пройдена, давайте я представлю вам одного интересного человека.

Знакомьтесь: Томас Сторм, директор реставрационной мастерской Арсенала. Это человек, имеющий круглосуточный доступ ко всем экспонатам Грацевского Арсенала. Многое из того, что мы видели сегодня на фото, прошло через его руки. Уверен, многие читатели этой статьи захотели бы оказаться на его месте.

Фото взято со страницы музея на Фейсбуке

Во-первых, как вам само название города - Грац? Оно явно чуждо германским языкам. Франкфурт, Берлин, Зальцбург, Базель. Это еще нормально звучит. А вот Грац… Как-то не вписывается, верно?

И правильно. Основали город словенцы. Это жители распавшейся Югославии, один из славянских народов. Впрочем, во времена, когда Грацевский Арсенал еще не стал музеем, ни о какой Югославии речи не шло. И город назывался просто городом — по словенски это звучит как Градец. Так они его до сих пор и называют, несмотря на официальное имя.

По сей день в Граце проживает множество словенцев, а до Марибора — одного из крупнейших городов самостийной ныне Республики Словении, меньше часа на автомобиле.

И еще. Знаете ли вы, что именно в Граце начинал заниматься бодибилдингом Арнольд Шварценеггер? Он жил в окрестной деревеньке Таль и ездил в город на велосипеде, что бы тренироваться. Вот только качался он штангой, а не двуручным мечом .

Ответить

    Экспозиция сумасшедшая!
    А вот фотографировать там, если я ничего не путаю, к сожалению нельзя. Хотя я могу ошибаться, а политика музея — поменяться. В любом случае — оставайтесь с нами, подписывайтесь «ВКонтакте» или в «фейсбуке», потому что впереди много интересного))

    Ответить

    Я фотографировал без проблем. По-моему, даже не платил ничего.
    А вообще-то музей уникальный!
    Там надо побывать обязательно!!! Я в Граце был 3 раза. И каждый раз снова захожу туда. Ощущение, что именно таким и должно быть «ПРИКОСНОВЕНИЕ К ИСТОРИИ».
    …пОлки с оружием, доспехами… Не штучные экспонаты, а целый АРСЕНАЛ… именно так, как было (в моём представлении) несколько веков назад.
    Всё равно, что разглядывать 1 солдатика и видеть целые полкИ…

    Ответить

А еще в Граце поставили памятник Шварценнегеру. Интересно, а в нем есть значит и немного славянской крови, раз он из мест,’где исконно была сильна славянская диаспора?

Ответить

Ученым стало интересно, сколько энергии тратит человек, облаченный в западноевропейские рыцарские доспехи. Современные любители реконструкции исторических баталий облачаются в более легкие латы, чем воины, которые носили их в XV столетии. Сплошные сочлененные доспехи производили только в Европе, так сказать, на собственные нужды, потому что сражались в таком облачении тоже только в Европе. В Азии оно изредка встречалось только у турецких сипахов.

На одном из фестивалей "Перекресток времен", посвященный Дню крещения Руси, который проходил в формате рыцарского турнира в импровизированных поединках и массовых сражениях участвовали мужчины, облаченные в рыцарские костюмы различных эпох. Весят современные доспехи от 10 до 30 килограммов. Когда столбик термометра превышает 30-градусную отметку сражаться при такой экипировке совсем непросто. Средневековым воинам приходилось и того хуже - в XV столетии вес рыцарских доспехов колебался от 30 до 50 килограммов.

Исследователи из Университета Лидса установили, что двигаться в доспехах вдвое тяжелее, чем без них. Как сообщает веб-журнал, освещающий вопросы биологии, Proceedings of the Royal Society B, участвующие в эксперименте добровольцы надевали рыцарские доспехи и становились на беговую дорожку. К ним прикрепляли датчики, чтобы фиксировать выдыхаемый воздух, частоту пульса, кровяное давление и другие физиологические параметры в то время, когда испытуемые шли пешим шагом или бежали.


Эксперимент показал, что ходьба в доспехах расходует в 2,1-2,3 раза больше энергии, чем без них. Во время бега этот показатель увеличивался в 1,9 раза. Исследователи также установили, что расход энергии при ношении доспехов выше, чем при передвижении с равным по массе грузом на руках. Это связано с преодолением сопротивления доспехов при движении конечностей.

Ответить на простой вопрос, сколько в среднем весили рыцарские доспехи, не так просто. Вся проблема заключается в эволюции, которую претерпевало это воинское облачение. Непосредственными предшественниками западноевропейских рыцарей были тяжеловооруженные конники - катафракты (в переводе: "забронированные" или "одетые в железо"). В поздней Античности и раннем Средневековье они входили в состав иранских, позднеримских и византийских войск. Соответственно, прообразом для рыцарских доспехов служило защитное облачение катафрактов.


С первой половины XII века широкое распространение получает кольчуга, сплетенная из стальных колец (иногда в два-три слоя). Кольчуга просуществовала до середины XIV века.


В следующем столетии появились латы, защищавшие наиболее уязвимые места. Кроме того, кольчуга уже не могла защитить от появившейся в военном деле новинки - огнестрельного оружия.

Английские доспехи 14 века







Отдельные детали рыцарских доспехов соединялись между собой на заклепках, а части скреплялись ремешками и пряжками. Общее количество деталей западноевропейского рыцарского облачения порой достигало двухсот, а их общий вес мог составлять 55 килограммов.

Русские ратники, большей частью сражавшиеся со степными кочевниками, облачались в более легкую броню, которая весила примерно столько же, сколько средняя нагрузка современного десантника, то есть около 20-35 килограммов.


Доспехи XV века надежно защищали от поражения стрелами из лука, выдерживали удары арбалетных болтов и аркебузных пуль, выпущенных с расстояния 25-30 метров. Их не могли пробить ни дротики, ни копья, ни даже мечи, за исключением более тяжелых двуручных мечей.

Английские доспехи 15 века


Во второй половине XV века искусство ковки рыцарских доспехов достигает своего наивысшего развития, не только с технологической точки зрения, но и с художественной. Рыцарские доспехи для знати оформлялись очень богато: они покрывались чернью (специальным сплавом серебра, свинца и серы), на них наносилась таушировка (инкрустация металлом по металлу) или делалась всечка (заполнение специально сделанных в доспехах "канавок" цветным металлом - золотом, серебром, алюминием). Использовались также глубокая чеканка и воронение, то есть получение на поверхности стали окислов железа.


Причем последнее применялось не только в декоративных целях, но и в прагматических, так как способствовало уменьшению коррозии металла. Также употреблялся такой способ декоративного оформления доспехов, как наводка золотом, или золочение. Чтобы покрыть воинское облачение слоем этого драгметалла, золото предварительно растворяли в ртути и перемешивали графитовым стержнем до полного растворения. Полученную амальгаму выливали в воду и остужали, после чего наносили на подготовленное изделие. Наиболее красивым считалось "обмундирование" итальянских рыцарей.

Максимилиановский доспех

В XVI столетии появляется новый "фасон" рыцарских доспехов, которые в отличие от готических стали называться максимилиановскими, в честь императора Священной Римской империи Максимилиана I Габсбурга (1459-1519), прозванного "последним рыцарем". Впрочем, в немецком языке для их названия существует другой эквивалент - Riefelharnisch, а по-английски их тоже не всегда называют Maximilian armour, а fluted armor.

Доспех представлял собой сложное механическое сооружение, состоявшее из более чем двухсот отдельных частей, изготовленных индивидуально для конкретного лица. Для его ношения требовалась хорошая физическая подготовка, поскольку его вес без вооружения составлял не менее трех пудов (пятидесяти килограммов).


Основная часть максимилиановского доспеха - бармица, пластина с вырезом для шеи, она предназначалась для защиты ключицы и плеч. К ней крепились остальные части доспеха. Грудь и спину рыцаря защищали латы, состоявшие из двух половин. Спереди для большей надежности на латы надевался набрюшник. Его изготавливали из набора металлических пластин, соединенных шарнирами. Верхнюю часть лат усиливали оплечья, к которым прикрепляли наручи. Они состояли из двух частей, соединенных шарнирным налокотником, который позволял рыцарю сгибать руку. А ременный или пружинный механизм, соединяющий латы и оплечья, обеспечивал свободное движение рук.


Но и это еще не все. К верхней части бармицы прикреплялась специальная горловая пластина и затыльник, защищавший шею от рубящего удара сзади.

На горловую пластину опиралась нижняя часть шлема, защищавшая подбородок и нижнюю часть лица. Верхняя ого часть изнутри обивалась мягкой кожей и свободно лежала на голове рыцаря. Только при опущенном забрале части шлема соединялись в единую жесткую конструкцию.


Ноги рыцаря защищали стальные набедренники, к которым прикреплялись шарнирные наколенники. Голени прикрывались специальными поножами, состоявшими из передней и задней половины.

Не только внутренность шлема, но и поверхность доспехов обтягивалась кожей, а в местах возможных ударов под кожу вставлялись войлочные или шерстяные пластины. Снаружи максимилиановский доспех украшали разнообразными узорами и гравировкой.

Чтобы металлический доспех не натирал тело, рыцарь надевал под него гамбизон - тонкое стеганое одеяние, состоявшее из короткой куртки и штанов. После появления облегченных турнирных доспехов гамбизон перестали применять, заменив его кожаным камзолом и лосинами.

Облаченный в максимилиановский доспех рыцарь практически не мог передвигаться без посторонней помощи. В боевой обстановке его постоянно сопровождал оруженосец. Он подавал необходимое оружие и помогал рыцарю сойти с коня.


Для доспехов были разработаны особые рецепты стали. Благодаря специальной закалке они защищали практически от всех видов метательного и режущего оружия. Изготовление доспехов было делом долгим и трудным, поскольку все детали выгибались вручную методом холодной ковки.

Любопытно, но жесткие металлические доспехи получили распространение только в Европе. В странах Востока максимилиановский доспех заменяла длинная металлическая кольчуга, к которой со стороны спины и груди крепились металлические пластины - зерцала.

Использование кольчуги объяснялось тем, что основным родом войск на Востоке была кавалерия, успешность действий которой обеспечивали скорость и маневренность. Но трудно даже даже вообразить, как можно было бы произвести кавалерийскую атаку, если бы в ней участвовали лошади, до предела нагруженные металлом.

турецкие доспехи


русские доспехи

В среднем вес рыцарского доспеха достигал 22,7-29,5 килограмма; шлема - от 2,3 до 5,5 килограмма; кольчуги под доспехом - около семи килограммов; щита - 4,5 килограмма. Общий вес рыцарских лат мог приближаться к 36,5-46,5 килограмма. Выбитые из седла витязи, уже не могли самостоятельно сесть на коня. Для пешего боя пользовались специальным доспехом со стальной юбкой вместо поножей и сапог.

http://funik.ru/post/86053-ger...

Измена жены