Дозирование физической нагрузки на занятиях лфк. Методы лфк, построение частных методик

Дозировка в ЛФК - это суммарная величина физической нагрузки, которую больной получает на занятии процедуре).

Нагрузка должна быть оптимальной и соответствовать функциональным возможностям больного. Для дозировки нагрузки, следует принимать во внимание ряд факторов, которые влияют на величину нагрузки, увеличивая или уменьшая ее:

    Исходные положения лежа, сидя - облегчают нагрузку, стоя - увеличивают.

    Величина и число мышечных групп. Включение небольших групп (стопы, кисти) - уменьшает нагрузку; упражнения для крупных мышц - увеличивают.

    Амплитуда движения: чем больше, тем больше нагрузка.

    Число повторений одного и того же упражнения: увеличение его повышает нагрузку.

    Темп выполнения: медленный, средний, быстрый.

    Ритмичное выполнение упражнений облегчает нагрузку.

    Требование точности выполнения упражнений: вначале увеличивает нагрузку, в дальнейшем при выработке автоматизма - уменьшает.

    Упражнения сложные на координацию - увеличивают нагрузку, поэтому их не включают в первые дни.

    Упражнения на расслабление и статические дыхательные упражнения - снижают нагрузку: чем больше дыхательных упражнений, тем меньше нагрузка. Их соотношение к общеукрепляющим и специальным может быть 1:1; 1:2; 1:3; 1:4; 1:5.

    Положительные эмоции на занятиях в игровой форме помогают легче переносить нагрузку.

    Различная степень усилий больного при выполнении упражнений: изменяет нагрузку.

    Принцип рассеивания нагрузки с чередованием различных мышечных групп: позволяет подобрать оптимальную нагрузку.

    Использование предметов и снарядов влияет не только на повышение, но и на уменьшение нагрузки.

Общая физическая нагрузка на занятии зависит, от интенсивности, длительности, плотности и объема ее. Интенсивность соответствует определенному уровню ее пороговой величины: от 30-40 % в начале и 80-90 % в конце лечения. Для определения порога интенсивности применяют выполнение нагрузок на велоэргометре с возрастающей мощностью от 50 до 500 кгм/м и более до предела переносимости. Длительность нагрузки соответствует времени занятий. Понятие плотности нагрузки обозначает время, затраченное на фактическое выполнение упражнений, и выражается в процентах к общему времени занятия. Объем нагрузки - это общая работа, которая выполнена на занятии. Равномерное без перерывов выполнение упражнений на занятии обозначают как поточный метод, общая физическая нагрузка при этом определяется интенсивностью и длительностью занятий. При интервальном (раздельном) методе с паузами между упражнениями нагрузка зависит от плотности занятий.

Р е ж и м д в и ж е н и й (режим активности) - это система тех физических нагрузок, которые больной выполняет в течение дня и на протяжении курса лечения.

Строгий постельный режим назначают тяжелым больным. Для профилактики осложнений применяют упражнения в статическом, дыхании, пассивные упражнения и легкий массаж.

Расширенный постельный режим назначают при общем удовлетворительном состоянии. Разрешают переходы в положение сидя в постели от 5 до 40 мин несколько раз в день. Применяют лечебную гимнастику с небольшой дозировкой физической нагрузки с допустимым учащением пульса на 12 уд./мин.

Палатный режим включает положение сидя до 50 % в течение дня, передвижение по отделению с темпом ходьбы 60 шагов в минуту на расстояние до 100-150 м, занятия лечебной гимнастикой длительностью до 20-25 мин, с учащением пульса после занятия на 18-24 уд./мин.

На свободном режиме в дополнение к палатному включают передвижение по лестнице с 1-го до 3-го этажа, ходьбу по территории в темпе 60-80 шагов в минуту на расстояние до 1 км, с отдыхом через каждые 150-200 м. Лечебную гимнастику назначают 1 раз в день в гимнастическом зале, длительность занятия 25-30 мин, с учащением пульса после него на 30-32 уд./мин.

Частота пульса на занятиях должна быть не более 108 уд./мин у взрослых и 120 уд./мин - у детей.

В санаторно-курортных условиях применяют щадящий, щадяще-тренирующий и тренирующий режимы.

Щадящий режим соответствует в основном свободному режиму в стационаре, с разрешением ходьбы до 3 км с отдыхом через каждые 20-30 мин, игр, купания (при подготовленности и закаленности).

Щадяще-тренирующий режим допускает средние физиче-ские нагрузки: широко используют ходьбу до 4 км за 1 ч, тeppeнкyp, прогулки на лыжах при температуре воздуха нe ниже 10-12 °С, катание на лодке в сочетании с греблей 20-30 м, спортивные игры с облегченными условиями их проведения.

Тренирующий режим применяют в тех случаях, когда нет выраженных отклонений в функциях различных органов и систем. Разрешается бег, спортивные игры по общим правилам.

Ещё в древних обществах было замечено, что физические упражнения влияют на состояние здоровья человека. А правильно подобранные тренировочные комплексы помогают в лечении и профилактике многих заболеваний.

В Китае была разработана и успешно применяется до сих пор дыхательная гимнастика, в Индии – йога. Известны методики применения лечебной физкультуры Авиценной и Гиппократом.

В последующие годы использование ЛФК развивалось и совершенствовалось, и в современном обществе стало необходимой частью практически любого лечения.

Правила и формы

Лечебная физкультура применяется в виде тренировок с целью получения терапевтического воздействия. Она должна проводиться при соблюдении общих правил:

  • регулярность занятий;
  • обоснованная продолжительность;
  • чередования занятий и отдыха;
  • постепенное увеличение физической нагрузки в процессе лечения;
  • комбинация физического упражнения и правильного дыхания;
  • соблюдение гигиены;
  • индивидуальный подход к каждому пациенту.

Формы физкультурных занятий зависят от цели лечебного воздействия – общеукрепляющего, трофического, при формировании компенсаций или нормализации функций организма.

  1. Гигиеническая гимнастика или утренняя зарядка. Выполняется для общеукрепляющего и тонизирующего эффекта. Может применяться для всех пациентов, за исключением находящихся в коме. Непродолжительные упражнения (не более 15 минут) в проветренном помещении или на открытом воздухе, можно под музыку.
  2. Лечебная гимнастика. Комплекс упражнений, сформированный с учётом конкретного заболевания. Может содержать различные занятия – в постели, на улице, в воде.
  3. Прогулочная ходьба, дозированная для каждого пациента. Применяется для пациентов с заболеваниями дыхательных органов, сердца и сосудов с целью постепенной адаптации к нагрузкам. Дозировка производится скоростью ходьбы, преодолеваемым расстоянием, местным рельефом (равнины, подъёмы, спуски).
  4. Плавание, спортивные игры, туризм на ограниченные расстояния и т. д.

Лечебная гимнастика

Это основная форма физических тренировок, применяемая почти при всех заболеваниях. Упражнения разрабатываются индивидуально, для малых и больших групп.

По индивидуальному плану занятия выполняются тяжелобольными. Если состояние пациента улучшается, его можно вводить в группу.

Малые группы (до 5 чел.) подбираются, исходя из однотипности заболевания.

Большие группы (до 15 чел.) составляются из больных, находящихся на одном этапе излечения, при схожих целях. Занятия назначаются в кабинете для ЛФК или на открытой площадке.

Важно! Групповой способ приносит наибольший эффект из-за одновременного воздействия на большое количество пациентов.

Для проведения занятий должен быть составлен план, согласно которому тренировка делится на вводные упражнения, основные, заключительные.

Вводная часть имеет разминочный характер и подготавливает пациентов к основному комплексу спецупражнений. Здесь происходит настрой организма на физическую деятельность, оптимизация взаимодействия между нервной системой и мышцами. Это примерно 10-15 % от общей протяжённости занятия.

Основная часть нацелена непосредственно на решение лечебных задач. Упражнения воздействуют на проблемные органы и части тела и в целом на укрепление организма. Длительность главного раздела составляет 75-80 %.

Заключительная часть состоит из упражнений, предназначенных для плавного снижения физической нагрузки. Занимает оставшуюся часть занятий.

Отношение времени выполнения упражнений к общей продолжительности тренировки должно быть:

  • больные в стационаре – 50 % (при начале занятий – 25 %);
  • пациенты в санатории – 80 %.

Кроме занятий в группе больным можно дополнять лечебный курс индивидуальными занятиями для повышения эффективности ЛФК.

Оценка эффективности

Во время проведения тренировок нужно организовать наблюдение за пациентами. Измеряются и изучаются ответные реакции в процессе выполнения упражнений. При этом на основании таких показателей, как пульс, артериальное давление и частота дыхания выстраивается график – физиологическая кривая.

На ней отображается влияние спортивной нагрузки на состояние организма. График имеет вид пиков и снижений, где пики соответствуют наиболее частым сокращениям сердца, а снижения – замедлению пульса во время дыхательной гимнастики, отдыха, расслабления мышц тела.

Важно! Оценка эффективности занятий нужна ещё для того, чтобы регулировать, по мере необходимости, физическую нагрузку. Оптимальная дозировка упражнений необходима для правильного воздействия на организм. Передозировка может ухудшить состояние пациента, недостаток нагрузки ослабляет производимый эффект.

Способы отслеживания влияния ЛФК находятся в зависимости от вида заболевания, формы лечебной физкультуры. Они сводятся к оценке состояния пациента – изменениям в частоте пульса, деятельности сердца и сосудов, работе дыхательной системы, появлению утомления или одышки.

Функционально-диагностические способы включают взятие проб и анализов, исходя из вида заболевания, например:

  • в травматологии – измерение окружности ног и рук, динамометрия, миотонометрия;
  • заболевания сосудистой системы и сердца – пульсометрия, электрокардиография;
  • патологии органов дыхания – пневмотахометрия, спирография.

Все полученные результаты сравниваются относительно времени замеров (при начале занятий, их развитии и окончании).

Виды контроля эффективности

  1. Этапный контроль. Проводится перед началом тренировок и в конце. Состоит из глубокого обследования пациента с использованием способов функциональной диагностики для оценки деятельности сердца, сосудов, нервной системы, органов дыхания, опорно-двигательной системы. Диагностические способы зависят от характера заболевания.
  2. Текущий контроль. Проведение наблюдений в течение лечения раз в неделю с применением простейших способов диагностики – контроль пульса, кровяного давления, ЭКГ и т. д.
  3. Экспресс-контроль. Замер реакции организма на конкретную физическую нагрузку. Может проводиться с применением расширенных способов исследования или по сокращённой программе. Обязательно оцениваются внешние проявления – утомляемость, самочувствие, ведётся контроль пульса.

Противопоказания к занятиям лечебной физкультурой

  1. Заболевание в острой форме.
  2. Повышенная температура, жар.
  3. Наличие сильных болей.
  4. Возможность кровотечения.
  5. Консервативная терапия злокачественных новообразований.
  6. Интоксикация организма.
  7. Психические патологии, олигофрения в тяжёлой форме.
  8. Существование инородных предметов в опасной близости от сосудов или нервных стволов.

Значение физкультуры в комплексном лечении

Лечебная физкультура, как важная часть терапии, применяется без ограничения возраста, при любых заболеваниях и травматических повреждениях. В её основе – задействование регуляторных механизмов для активации приспособительных, защитных, компенсаторных функций организма с целью их участия в преодолении заболевания. Доминирующая роль движения способствует общему восстановлению и поддержке здоровья.

Тонизирующий эффект физических тренировок – самый универсальный. При любом заболевании они используются для активации возбуждения в нервной системе, нормализации и улучшения функционирования сосудистой системы, сердца, органов дыхания, ускорения обмена веществ и иммунобиологических реакций. В результате выбора упражнений задействуются определённые группы мышц, улучшается работа внутренних органов.

Трофическое действие ЛФК заключается в стимулировании процессов регенерации. Если реальная регенерация органа невозможна, тренировки ускоряют формирование рубцовой ткани. Быстрее происходит компенсаторная гипертрофия.

В связи с улучшением кровоснабжения под влиянием физкультуры активируется рассасывание нежизнеспособных элементов тканей. При различных патологиях замедляются окислительные процессы. Деятельность мышц, стимулируя все формы метаболизма, ускоряет и окислительные реакции.

Нормализующее влияние лечебной физкультуры выражается в торможении возникших условно-рефлекторных взаимодействий, имеющих патологический характер, и возврате к нормальной жизнедеятельности организма.

Компенсаторный эффект наблюдается при патологиях определённой функции. Специальные упражнения способствуют использованию здоровых систем для компенсации деятельности поражённых. ЛФК стимулирует эти процессы, ускоряя и совершенствуя их.

Вывод

Грамотно разработанные и систематически выполняющиеся упражнения лечебной физкультуры помогут скорейшей реабилитации в случае серьёзных заболеваний. Послужат отличной профилактикой для укрепления организма, повышения иммунитета, выносливости.

К формам занятий лечебной физической культурой относятся:

    утренняя гигиеническая гимнастика;

    занятия лечебной гимнастикой (групповые и индивидуальные);

    самостоятельные занятия;

    лечебная ходьба;

    терренкур;

    спортивные упражнения и спортивные игры;

    массовые формы физкультурной работы (физкультурные праздники, соревнования).

Утренняя гигиеническая гимнастика проводится непосредственно после сна в стационарах (больницах, клиниках, госпиталях), санаториях и самостоятельно в домашних условиях.

Утренняя гигиеническая гимнастика оказывает общетонизирующее действие, повышает обмен веществ, улучшает деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, способствует более быстрому переходу от сна к бодрствованию. Длительность занятий зависит от контингента больных и условий проведения (в палате, на спортивной площадке) и составляет в среднем 10-20 минут. В условиях санаторно-курортного лечения утреннюю гимнастику следует проводить на открытой площадке, с музыкальным сопровождением, по возможности сочетая с прогулкой и последующей водной процедурой.

Занятия лечебной гимнастикой - основная форма занятий ЛФК . Лечебная гимнастика проводится в стационаре, поликлинике, санатории (в стационаре и санатории обычно ежедневно, а в поликлинике через день). Длительность индивидуальных занятий 10 - 15 минут, групповых - 30 - 45 минут. Занятия лечебной гимнастикой решают задачи общего укрепления организма (общетонизирующее влияние, предупреждение осложнений, особенно при постельном режиме) и специальные лечебные задачи, которые зависят от диагноза, стадии болезни и пр.

По возможности больных следует объединить в общие группы в зависимости от характера заболевания и стадии его протекания, так как групповые занятия можно проводить более эмоционально и интересно, включая упражнения со снарядами, игры.

Занятие лечебной гимнастикой состоит из вводной, основной и заключительной частей .

Вводная часть составляет 10 - 20% времени всего занятия. Упражнения вводной части оказывают тонизирующее влияние на организм больного, создают положительные эмоции, способствуют подготовке организма к нагрузке в основной части занятия. К средствам вводной части относятся элементарные упражнения для верхних и нижних конечностей и туловища, дыхательные упражнения, ходьба, упражнения на внимание, малоподвижные игры.

Основной части занятия лечебной гимнастикой отводится 60-80% времени. Задачи основной части конкретизируются в зависимости от заболевания. Главное внимание уделяется улучшению трофики, формированию компенсаций или восстановлению функции. Средства основной части: общеразвивающие и специальные для данного заболевания упражнения. Удельный вес последних зависит от двигательного режима больного. Кроме того, могут использоваться ходьба, упражнения на снарядах, игры, прикладные упражнения.

Заключительная часть занимает 10-20% времени всего занятия. Задача заключительной части - снижение физиологической нагрузки, нормализация функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Средства: гимнастические упражнения с незначительной нагрузкой, ходьба, дыхательные упражнения, упражнения на внимание и на расслабление.

Самостоятельные занятия . Для повышения эффективности лечебной физической культуры больным могут быть рекомендованы самостоятельные занятия. Специальный комплекс физических упражнений предварительно показывает инструктор, затем больной выполняет их в его присутствии. Комплекс следует выполнять 3-5 раз в день (в стационаре или в домашних условиях). Такие задания приобретают особое значение при травмах опорно-двигательного аппарата, заболеваниях центральной и периферической нервной системы.

Лечебная ходьба проводится в виде дозированной ходьбы или прогулок. Особенности лечебной ходьбы заключаются в возможности точно дозировать нагрузку по пройденному расстоянию, скорости, числу и длительности остановок для отдыха. Особенно точная дозировка с постепенным увеличением нагрузки при ходьбе должна соблюдаться при инфаркте миокарда, заболеваниях сосудов нижних конечностей. В стационарах лечебная ходьба рекомендуется в период свободного двигательного режима.

В условиях санаторного лечения, в зависимости от климатических зон и условий местности, лечебная ходьба назначается по определенным схемам с использованием различных маршрутов в соответствии с режимом больного. Поскольку лечебная ходьба легко дозируется, ее можно широко использовать для самостоятельных занятий в различных лечебных учреждениях и домашних условиях.

Прогулки применяются в тех случаях, когда не требуется точной дозировки нагрузки. Они повышают общий тонус и обмен веществ, улучшают функцию нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляют опорно-двигательный аппарат.

Терренкур (дозированное восхождение) является разновидностью дозированной ходьбы. Однако восхождение в гору оказывает большее воздействие на организм, так как оно проводится пересеченной и горной местности. Маршруты терренкура разрабатывают заранее с учетом постепенно возрастающей трудности (расстояния и угла подъема).

Спортивные упражнения и спортивны игры широко используются в санаториях и центрах реабилитации. Эта форма занятий отличается высокой эмоциональностью, а спортивные игры и трудностью дозировки нагрузки. Поэтому занятия некоторыми играми (волейболом, теннисом, бадминтоном) и спортивными упражнениями (плаванием, греблей, ходьбой на лыжах) должны проводиться под руководством инструктора лечебной физической культуры, который обучает технике данных упражнений, проводит судейство, дозирует нагрузку. Достаточно подготовленным больным разрешают и самостоятельные занятия, в которых также широко можно использовать упражнения и игры с небольшой нагрузкой (крокет, кегельбан).

В процессе выполнения спортивных упражнений и спортивных игр наряду с лечебными задачами (общее укрепление организма, улучшение двигательных возможностей, повышение работоспособности) решаются и педагогические (воспитание смелости и решительности, настойчивости, чувства коллективизма и др.).

Массовые формы физкультурной работы характерны для домов отдыха, санаториев, поликлиник. К этим мероприятиям относятся: физкультурные праздники, подвижные игры и развлечения; тематические вечера, которые проводятся эпизодически и часто приурочиваются к праздничным дням; «школы здоровья». Их задачей является пропаганда физической культуры и лечебной физической культуры; привлечение больных к ежедневным занятиям физическими упражнениями, пропаганда активного отдыха. В «школах здоровья» проводят циклы занятий, во время которых объясняют лечебное действие упражнений, демонстрируют основные упражнения гигиенической и лечебной гимнастики, обучают их выполнению.

Перед проведением праздников проводится большая организационная работа (за 10-15 дней); содержание их зависит от местных условий санаторно-курортных учреждений, состава отдыхающих и больных.

В домах отдыха и санаториях могут проводиться соревнования по гребле, волейболу, городкам, бадминтону, сдача отдельных норм ГТО. Соревнования способствуют более широкому вовлечению отдыхающих и больных в занятия физической культурой, но участвовать в них можно только с разрешения врача. Соревнования проводятся на первенство дома отдыха или санатория и между домами отдыха и санаториями. Сроки проведения соревнований, положение и программа определяются заранее.

  • 1.6. Средства лфк
  • 1.7. Массаж в лфк
  • 1.7.1. Классификация массажа. Влияние массажа на организм
  • 1.7.2. Основы классического ручного массажа
  • 1.7.3. Точечный массаж
  • Контрольные вопросы по разделу
  • Раздел 2. Основы методики лфк
  • 2.1. Периодизация лфк
  • 2.2. Регламентация и контроль нагрузок в лфк
  • 2.2.1. Теоретические основы регламентации нагрузок в лфк
  • 2.2.2. Нагрузки в лфк
  • 2.3. Формы организации занятий лфк
  • 2.4. Организация, структура и методика проведения занятия в лфк
  • Контрольные вопросы по разделу
  • Раздел 3. Методика лфк в ортопедии и травматологии
  • 3.1. Лфк при деформациях опорно‑двигательного аппарата
  • 3.1.1. Лфк при дефектах осанки
  • Укрепление мышечного корсета
  • 3.1.2. Лфк при плоскостопии
  • 3.2. Лфк в травматологии
  • 3.2.1. Общие основы травматологии
  • 3.2.2. Лфк при травмах опорно‑двигательного аппарата
  • Лфк при травмах мягких тканей
  • Лфк при травмах костей
  • Лфк при переломах позвонков (без повреждения спинного мозга)
  • Лфк при вывихах в плечевом суставе
  • 3.3. Контрактуры и анкилозы
  • 3.4. Лфк при заболеваниях суставов и остеохондрозе позвоночника
  • 3.4.1. Заболевания суставов и их виды
  • 3.4.2. Основы методики лфк при заболеваниях суставов и остеохондрозе
  • Комплекс упражнений для укрепления мышечного корсета (начальный этап третьего периода)
  • Комплекс основных упражнений для разблокировки шейного отдела позвоночника
  • Разблокировка пояснично‑крестцового отдела позвоночника
  • Раздел 4. Методика лфк при заболеваниях висцеральных систем
  • 4.1. Методика лфк при заболеваниях сердечно‑сосудистой системы
  • 4.1.1. Классификация сердечно‑сосудистой патологии
  • 4.1.2. Патогенетические механизмы влияния физических упражнений при заболеваниях сердечно‑сосудистой системы
  • 4.1.3. Методика лфк при заболеваниях сердечно‑сосудистой системы Показания и противопоказания к лфк
  • Общие принципы методики лфк при заболеваниях сердечно‑сосудистой системы
  • 4.1.4. Частные методики лфк при заболеваниях сердечно‑сосудистой системы Вегетососудистая дистония
  • Артериальная гипертензия (гипертония)
  • Гипотоническая болезнь
  • Атеросклероз
  • Ишемическая болезнь сердца
  • Инфаркт миокарда
  • 4.2. Лфк при заболеваниях органов дыхания
  • 4.2.1. Заболевания органов дыхания и их классификация
  • 4.2.2. Методика лфк при заболеваниях дыхательной системы
  • Лфк при заболеваниях верхних дыхательных путей
  • Простудные и простудно‑инфекционные заболевания
  • 4.3. Методика лфк при нарушениях обмена веществ
  • 4.3.1. Нарушения обмена веществ, их этиология и патогенез
  • 4.3.2. Лфк при нарушениях обмена веществ
  • Сахарный диабет
  • Ожирение
  • Лечебная физкультура при ожирении
  • 4.4. Методика лфк при заболеваниях желудочно‑кишечного тракта
  • 4.4.1. Заболевания желудочно‑кишечного тракта, их этиология и патогенез
  • 4.4.2. Лфк при заболеваниях жкт Механизмы лечебного действия физических упражнений
  • Гастрит
  • Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки
  • Раздел 5. Методика лфк при заболеваниях, повреждениях и нарушениях деятельности нервной системы
  • 5.1. Этиология, патогенез и классификация заболеваний и нарушений нервной системы
  • 5.2. Механизмы терапевтического влияния физических упражнений при заболеваниях, нарушениях и травмах нервной системы
  • 5.3. Основы методики лфк при заболеваниях и повреждениях периферической нервной системы
  • 5.4. Лфк при травматических повреждениях спинного мозга
  • 5.4.1. Этиопатогенез повреждений спинного мозга
  • 5.4.2. Лфк при повреждениях спинного мозга
  • 5.5. Лфк при травматических повреждениях головного мозга
  • 5.5.1. Этиопатогенез травм головного мозга
  • 5.5.2. Лфк при травмах головного мозга
  • 5.6. Нарушения мозгового кровообращения
  • 5.6.1. Этиопатогенез нарушений мозгового кровообращения
  • 5.6.2. Лечебная физкультура при мозговых инсультах
  • 5.7. Функциональные нарушения деятельности головного мозга
  • 5.7.1. Этиопатогенез функциональных нарушений деятельности головного мозга
  • 5.7.2. Лфк при неврозах
  • 5.8. Детский церебральный паралич
  • 5.8.1. Этиопатогенез детского церебрального паралича
  • 5.8.2. Лфк при детском церебральном параличе
  • 5.9. Лфк при нарушениях зрения
  • 5.9.1. Этиология и патогенез миопии
  • 5.9.2. Лечебная физкультура при миопии
  • Контрольные вопросы и задания по разделу
  • Раздел 6. Особенности организации, содержания и работы специальной медицинской группы в образовательной школе
  • 6.1. Состояние здоровья школьников в России
  • 6.2. Понятие о группах здоровья и медицинских группах
  • 6.3. Организация и работа специальной медицинской группы в школе
  • 6.4. Методика работы в специальной медицинской группе в условиях общеобразовательной школы
  • 6.4.1. Организация работы руководителя смг
  • 6.4.2. Урок как основная форма организации работы смг
  • Контрольные вопросы и задания по разделу
  • Рекомендуемая литература Основная
  • Дополнительная
  • 2.4. Организация, структура и методика проведения занятия в лфк

    Основной формой организации занятий в ЛФК является урок. Его отличительным признаком является определенная структура построения, включающая, как и в обычном уроке физической культуры, подготовительную, основную и заключительную части.

    Во вводной части занятия основной задачей является постепенное подведение организма занимающегося к высокой работоспособности, необходимой в основной части. Физиологической основой повышения работоспособности является врабатывание.

    Врабатывание , или разминка , представляет собой ряд упражнений, выполнение которых направлено на:

    1. Нормализацию психосоматического состояния занимающегося.

    2. Постепенную активизацию обменных процессов и вегетативных функций организма до оптимального уровня.

    В процессе врабатывания происходит постепенное достижение вегетативными функциями максимально возможного для данной работы уровня активности. Это обстоятельство имеет особое значение, так как деятельность внутренних органов отличается относительной инертностью.

    Врабатывание различных функций происходит не одновременно. Так, двигательный аппарат и частота сердечных сокращений входят в работу быстрее, чем артериальное давление и ударный объем сердца; легочная вентиляция – быстрее, чем потребление кислорода и пр. Важно, что скорость включения в работу различных функций зависит от особенностей занимающегося, поэтому, например, чем ниже уровень здоровья и чем выше возраст занимающегося, тем длительнее должна быть разминка.

    Во вводной части занятия ЛФК с помощью определенных методических приемов (построение, перестроение, упражнения на внимание и координацию) обеспечиваются организация больных, сосредоточение их внимания, необходимый психофизиологический настрой. Затем включаются физические упражнения, способствующие быстрому переходу от уровня сниженной физиологической активности до уровня интенсивности физической нагрузки, определяемого лечебными задачами.

    Обычно разминка представляет собой медленные с постепенно нарастающей интенсивностью ходьбу или бег и ряд общеразвивающих упражнений. Лучше всего в этом отношении действуют хорошо знакомые больным, простые по выполнению упражнения: различные виды ходьбы, элементарные активные гимнастические упражнения для туловища и конечностей и т.д.

    Разминка должна заканчиваться не ранее начала потоотделения, что сигнализирует о включении в работу терморегуляции. В этом состоянии вязкость мышц и сухожилий оказывается пониженной, а их эластичность возрастает, благодаря чему сила и быстрота мышечного сокращения увеличиваются. В то же время при повышении температуры тела более активно протекают процессы в ЦНС, увеличивается просвет периферических сосудов и падает сопротивление в них, что обеспечивает улучшение кровоснабжения рабочих тканей.

    В основной части решаются задачи, определенные для данного занятия. При дальнейшем повышении работоспособности занимающегося подводят к так называемому устойчивому состоянию , характеризующемуся стабилизацией физиологических функций организма на относительно постоянном уровне. При упражнениях малой мощности имеется качественное соответствие между потребностью организма в кислороде (кислородным запросом) и ее удовлетворением – истинное устойчивое состояние. При более высоких мощностях существует некоторое несоответствие между запросом и удовлетворением, однако, несмотря на постепенно накапливающийся кислородный долг, на протяжении некоторого времени физиологические функции продолжают оставаться неизменными – это так называемое условное, или ложное, устойчивое состояние. Образующийся при этом кислородный долг тем больше, чем мощнее и длительнее работа. В упражнениях же анаэробной мощности устойчивое состояние выделить вообще нельзя, так как на протяжении всего времени их выполнения быстро повышается кислородный долг и происходят прогрессивные изменения других физиологических функций. Однако, как правило, упражнения анаэробной мощности, при которых формируется отчетливый кислородный долг, в ЛФК не применяются.

    В основной части занятия физические упражнения подбираются в соответствии с решаемыми на данном этапе ЛФК задачами. Основой средств в этой части занятия являются специальные упражнения, преимущественно ориентированные на больную или ослабленную систему.

    К концу основной части занятия постепенно развивается утомление как совокупность изменений, происходящих в организме при выполнении упражнений и приводящих к снижению работоспособности. Субъективно утомление выражается усталостью, но между ним и утомлением нет четкой зависимости: если последнее обусловлено объективными изменениями в организме, то усталость чаще всего носит психологический характер (неинтересная работа, отсутствие мотивации и т.п.).

    Критериями усталости являются рассеивание внимания, частые отвлечения от выполнения задания и пр. Показателями же утомления выступают резкое повышение потоотделения, нарушение координации движений, одышка, заметное покраснение кожи и т.д.

    Следует отметить, что само по себе утомление, являясь закономерным итогом выполненной работы, не должно рассматриваться как отрицательное явление: как уже отмечалось, при правильно спланированных нагрузках именно утомление является исходным условием роста работоспособности.

    В заключительной части занятия решается задача постепенного снижения нагрузки с постепенным переходом к двигательному покою. Кроме того, в этой части используются упражнения, закрепляющие достигнутый ранее лечебный эффект. Для этого могут использоваться упражнения общеразвивающего характера, дыхательные, на расслабление и пр. Желательно, чтобы к концу занятия пульс не превышал дорабочего уровня более, чем на 30 – 40%.

    Суммарным показателем характера изменений нагрузки в течение занятия является физиологическая кривая – графическое изображение того или иного физиологического показателя в течение занятия. В ЛФК наиболее часто для этого используют пульсовую кривую (рис. 8).

    Рис. 8. Пульсовая кривая урока физкультуры

    В первом периоде ЛФК физиологическая кривая с начала занятия должна плавно возрастать до максимального (для данного состояния организма) уровня, достигаемого примерно во время, соответствующее 60 – 70% продолжительности занятия. После относительно непродолжительного поддержания неизменного рабочего значения показателя («плато») нагрузку постепенно снижают (заключительная часть). Во втором периоде вводная часть может быть короче, а «плато» рабочего пульса относительно длинным. На этом фоне можно создавать и два – три пика максимального пульса, но в течение очень короткого периода времени. Как уже отмечалось, при любом состоянии организма рабочий пульс (т.е. в течение «плато») рассчитывается по формуле: 180 – возраст. Предельно же допустимые величины максимального пульса во время «пика» устанавливаются из расчета: 220 – возраст.

    Нагрузка считается нормальной, если через десять минут после окончания работы пульс восстанавливается на 60% своего рабочего прироста.

    Эти рекомендации носят общий характер, на каждом же конкретном занятии величину нагрузки следует регулировать в зависимости от самочувствия занимающегося. Кроме того, необходимо учитывать и его текущее состояние, исходя из той предпосылки, что любая нагрузка (недомогание, неполноценный отдых, нарушение режима, плохой сон) для организма – это все‑таки нагрузка.

    Врачебно‑педагогический контроль является обязательным условием эффективности занятий ЛФК. Его выполнение должно помочь специалисту ЛФК в оценке эффективности влияния физических упражнений на организм больного и в своевременной коррекции применяемых нагрузок и в методике их использования.

    Существуют различные виды врачебно‑педагогического контроля, соответствующие тем или иным эффектам занятий физическими упражнениями. В арсенале специалиста ЛФК должны быть средства, которые бы позволили ему осуществлять следующие виды контроля:

    1. Текущий контроль, соответствует срочному тренировочному эффекту физических упражнений, под которым понимаются изменения, происходящие в организме непосредственно во время выполнения упражнения и в ближайший период отдыха.

    Текущий контроль осуществляется на каждом занятии и после него. Его главной задачей является контроль соответствия нагрузки состоянию организма занимающегося. Его реализовывают применительно к каждому занятию ЛФК – до него, в течение всего занятия, после отдельных упражнений или после различных частей занятия и после окончания занятия.

    Оценку проводят:

    По величине выполненной работы;

    По внешнему виду (потоотделение, окраска кожи, устойчивость внимания, координация движений);

    По самочувствию (неприятные ощущения, головокружение и др.);

    По особенностям дыхания;

    По объективным критериям (пульс, артериальное давление, выполненная работа);

    По характеру восстановления после работы.

    2. Периодический контроль характеризует отставленный тренировочный эффект ЛФК и подразумевает изменения в поздних фазах восстановления – после занятия и в последующие дни. Его выполняют через определенные периоды времени – неделю, месяц – для оценки эффективности реализуемой программы ЛФК. Оценку проводят:

    По антропометрическим показателям;

    По самочувствию;

    По пульсу в покое;

    По динамике изменений нагрузки и реакции на нее в течение данного периода;

    По анализу дневника самоконтроля;

    По состоянию и поведению после занятия, в частности, оценивают особенности сна, показатели пульса утром на следующий день и пр.

    3. Этапный контроль проводят при перспективе перехода к новому периоду ЛФК для оценки кумулятивного тренировочного эффекта ЛФК, т.е. изменений, происходящих в организме на протяжении длительного периода в результате суммирования срочных и отставленных эффектов большого числа отдельных занятий. Для этого сравнивают объективные показатели, полученные в покое и в ответ на стандартную функциональную пробу относительно бывших до начала ЛФК. Результаты этапного контроля имеют огромное значение для совершенствования планирования и индивидуализации лечебного процесса с помощью ЛФК; они позволяют определить, в какой степени выполнены задачи, поставленные на данный период занятий.

    Необходимо отметить, что уже на первых занятиях специалисту ЛФК следует обучить занимающегося простейшим средствам оценки и контроля своего состояния: по самочувствию, пульсу и пр. Это важное обстоятельство, особенно в том случае, если больной помимо занятий со специалистом занимается еще и самостоятельно.

    Дозировка это суммарная величина ФН, которую больной получает как при выполнении одного упр, так и всего занятия, а также и всей двиг. деятель-ти в течение дня . Нагрузка должна быть оптимальной и соответствовать возможностям б-го. Выделяют 3 степени нагрузки : 1.Большая(А ) без ограничения выбора ср-в ЛФК. 2.Средняя(Б) исключающая бег, прыжки и др. сложные упр. 3.Малая(В ) допускает применение ГУ в сочетании с ДУ. Изменить величину ФН можно методприемами :1.Выбором ИП лежа, сидя (облегчают нагрузку), стоя (увеличивают). 2.V мышечных групп, участвующих в упр. 3.Амплитудой движения. 4.Числом повторений.5.Темпом выполнения. 6.Ритмом движений. 7.Степенью сложности упр. 8.Точностью выполнения. 9.Степенью силового напряжения м-ц при выполнении упр. 10.Чередованием мышечных групп, участвующих в упр-ях. 11.Кол-вом ОРУ и ДУ. 12.Паузами отдыха между упр и упр на расслабление. 13Использование предметов и снарядов. 14.Эмоц-тью. 15.Продолжит-тью. 16.МП занятий. Определение РС. В клинической практике используются субмак-ные нагрузки 75-85% мак-но переносимых нагрузок. Мак-ную нагрузку и соответствующую ей ЧСС можно определить на велоэргометре. По формуле 220-число лет обследуемого, для б-ных 190-число лет (+-5-10 у\м) Разница между ЧСС мак-ной нагрузке и ЧСС в покое составляет РС. РС=ЧСС макс–ЧСС в покое. Тренировочная нагрузка в 75% от максим-ной рассчитывается ЧСС в покое + (ЧСС макс - ЧСС в покое) х 75%. Эти формулы до 20 лет не работают.

    56.Организация учебного процесса по физической культуре в специальных медицинских группах. Особенности структуры и содержание занятий.

    На ежегодном медосмотре в зависимости от физразвития и физподготовленности уч-ся делятся на медгруппы(подготовительная, основная, ЛФК, СМГ).Уч-ся СМГ в школе с учетом тяжести и характера заболевания подразделяются на подгруппы А и Б А относятся уч-ся с обратимымизаболеваниями и ослабленные после перенесенных заболеваний. Для них ФН постепенно возрастает по интенсивности и двигательному режиму при ЧСС 120\130 уд\мин вначале четверти, в дальнейшем 130\140 в младших классах и 140\150 в старших. К Б относятся уч-ся с необратимыми заболеваниями,для них занятия показаны при ЧСС 120\130 уд\мин в течение года. В ВУЗах выделяют подгруппы А - с заболеваниями ССС, ДС; Б - ЖКТ, мочевыделительной системы; В - миопия, ОДА, неврозы. В группе 8-12 человек. Занятия 2 р в нед. Учитель и медработник заполняют индивидуальную карту на уч-ся, в к-рой отражаются результаты медосмотров- диагноз, индивидуальный комплекс упр, рекомендации. Уч процесс делится на 2 периода: 1)Подготовительный . Задачи: 1)Адаптация организма уч-ся к ФН. 2) Овладение навыками правильного дыхания. 3) Формирование навыков правильной осанки. 4) Научить уч-ся быстро находить и правильно считать пульс. 5)Обучить элементарным правилам самоконтроля. 2) Основной. Задачи: 1)Освоение основных ДУ и ДН. 2) Увеличение общей тренированности организма уч-ся. 3) Основой тренировочного процесса явл упр на выносливость. Структура урока: 1.Вводная ч (3-5 мин)-цели,задачи; 2.Подготовительная ч(10-25 мин) сост из ОРУ, проводимых в медленном и среднем темпе. 3. Основная ч(15-18 мин) пик нагрузки.4.Заключительная ч (3мин) медленная ходьба, малоподвижные игры, упр на осанку, ДУ на расслабление.



    Формы контроля и методы дозирования физических нагрузок в СМГ. Определение моторной плотности урока.

    Формы контроля : 1.врачебный (медосмотр, распределение в группы, степень наруш ф-ции, контроль нагрузки). 2. педагогический – следить за интенсивностью даваемых нагрузок и степенью их соответствия. Осущ-ся наблюдением за выраженностью внешних признаков утомления путем определения моторной плотности урока, пульсовой кривой урока. Основной признак утомления – снижение работоспособности. Внешние проявления: гиперемия лица, потливость, нарушение координации, одышка. 3. самоконтроль (дети должны уметь оценить свое состяние). Эффективность уроков по ФВ при разл з-ниях и травмах оценивается по динамике физ состояния уч-ся (физразвития – длина и масса тела; функц-го состояния – пробы с физнагрузками, с задержкой дыхания, спирографические; физподготовленности – доступные тесты). - соответственно возрастным нормам должна увеличиваться длина и масса тела; - самый надежный критерий эффективности – улучшение качества реакции на физнагрузку, что проявляется ум-нием времени на восстановление. - время задержки дыхания (проба Штанге и Генчи) должно увеличиваться.

    Изменить величину физнагрузки можно следующими методическими приемами: выбором и.п., объемом мыш групп, участвующих в упр, чередование мышечных групп, амплитудой движений, числом повторений, числом повторений, темпом, ритмом, точностью выполнять заданное упр, степенью сложности упр, использованием статич ДУ + упр на расслабление, паузами отдыха, степенью силового напряжения м-ц, использованием предметов и снарядов, эмоциональностью занятий, моторной плотностью его и его продолжительностью. Моторная плотность урока - %-ное отношение времени, затраченного на выполнение ФУ или всей двигательной активности по отношению к общей продолжительности занятия. Для ее определения проводят хронометраж по секундомеру, записывают и суммируют отрезки времени, затраченного одним или 2-мя учениками на двигательную активность во время урока. Например: сумма отрезков 30 мин, значит МП=(30*100)/45=66,6% (оптимал считается 70%). Величина среднего пульса – сумма измерений в теч урока и делим на кол-во измерений. В начальном периоде используются упр малой интенсивности, повышающие ЧСС на 20-30% от исходного. В дальнейшем вкл-ют нагрузки средней интенсивности, повыш-щие ЧСС на 45%. При достаточной адаптации к физнагрузкам – упр с большой интенсивностью – ЧСС до 80%.

    Развод