Штурмовое орудие «фердинанд. САУ Фердинанд – мрачный брат «Жука» на службе Вермахта, или страшное детище Порше Отличия между «Фердинандом» и «Элефантом»

«Тигр» - самый грозный немецкий танк Второй мировой войны, своего рода символ гитлеровских «Панцерваффе». И если два других самых знаменитых танка тех лет - Т-34 и «Шерман» - во многом обязаны своей известностью гигантскими объёмами производства, то «Тигр» заслужил свою славу исключительно благодаря выдающимся боевым качествам. И можно только сожалеть, что эти качества использовались в борьбе за неправое дело…

Разделы этой страницы:


Своим появлением на свет самая знаменитая немецкая самоходка периода Второй мировой войны - «Фердинанд» - обязана, с одной стороны, интригам вокруг тяжёлого танка VK 4501 (Р), а с другой - появлению 88-мм противотанковой пушки Рак 43. Как уже рассказывалось, танк VK 4501 (Р) - «Тигр» конструкции доктора Порше - был показан Гитлеру 20 апреля 1942 года, одновременно с его конкурентом VK 4501 (H) - «Тигром» фирмы Henschel. По мнению Гитлера, в серийное производство должны были быть запушены обе машины, чему всячески противилось Управление вооружений, работники которого терпеть не могли строптивого любимца фюрера - доктора Порше. Испытания не выявили очевидных преимуществ одной машины перед другой, но готовность к производству у «Тигра» Порше была выше - к 6 июня 1942 года к сдаче в войска были готовы первые 16 танков VK 4501 (Р), для которых на фирме Krupp заканчивалась сборка башен. Фирма Henschel могла сдать к этому сроку только одну машину, и ту без башни. Первый батальон, оснащённый «тиграми» Порше, предполагалось сформировать к августу 1942 года и отправить под Сталинград, но внезапно Управление вооружений остановило все работы по танку на месяц.







Управленцы воспользовались указанием Гитлера о создании штурмового орудия на базе танков Pz.IV и VK 4501, вооружённого новейшей 88-мм противотанковой пушкой Рак 43/2 с длиной ствола в 71 калибр. С подачи Управления вооружений и было решено переделать все 92 готовых и находящихся в сборке в цехах завода Nibelungenwerke шасси VK 4501 (Р) в штурмовые орудия.

В сентябре 1942 года работа началась. Проектирование велось фирмой Porsche совместно с конструкторами берлинского завода Alkett. Поскольку броневая рубка должна была располагаться в кормовой части, компоновку шасси пришлось изменить, разместив двигатели и генераторы в середине корпуса. Первоначально планировалось производить сборку новых САУ в Берлине, но от этого пришлось отказаться по причине сложностей, связанных с перевозкой по железной дороге, и из-за нежелания приостанавливать выпуск штурмовых орудий StuG III - основной продукции завода Alkett. В результате сборка САУ, получившей официальное обозначение 8,8-cm Рак 43/2 Sfl. L/71 Panzerj?ger Tiger (P) Sd.Kfz.184 и название Ferdinand (присвоено лично Гитлером в феврале 1943 года в знак уважения к доктору Фердинанду Порше), производилась на заводе Nibelungenwerke.



Лобовые 100-мм листы корпуса танка Tiger (Р) были усилены накладными 100-мм броневыми листами, закреплёнными на корпусе болтами с пулестойкой головкой. Таким образом лобовую броню корпуса довели до 200 мм. Аналогичную толщину имел и лобовой лист рубки. Толщина бортовых и кормового листов достигала 80 мм (по другим данным 85 мм). Броневые листы рубки соединялись в шип и усиливались шпонками, а затем обваривались. Рубка крепилась к корпусу скобами и болтами с пулестойкой головкой.

В передней части корпуса располагались рабочие места механика-водителя и радиста. За ними, в центре машины, параллельно друг другу устанавливались два 12-цилиндровых карбюраторных V-образных двигателя жидкостного охлаждения Maybach HL 120TRM мощностью 265 л.с. при 2600 об/мин каждый. Двигатели приводили во вращение роторы двух генераторов Siemens Тур aGV, которые, в свою очередь, снабжали электроэнергией два тяговых электродвигателя Siemens D1495аАС мощностью 230 кВт каждый, установленных в кормовой части машины под боевым отделением. Крутящий момент от электродвигателей с помощью специальных электромеханических бортовых передач передавался на ведущие колёса кормового расположения. В аварийном режиме или в случае боевых повреждений одной из ветвей электропитания предусматривалось дублирование другой.



Ходовая часть «Фердинанда» применительно к одному борту состояла из шести опорных катков с внутренней амортизацией, сблокированных попарно в три тележки с оригинальной, очень сложной, но высокоэффективной поршевской схемой подвески с продольными торсионами, опробованной ещё на опытном шасси VK 3001 (Р). Ведущее колесо имело съёмные зубчатые венцы с 19 зубьями каждый. Направляющее колесо также имело зубчатые венцы, что исключало холостую перемотку гусениц. Каждая гусеница состояла из 109 траков шириной 640 мм.



В рубке в цапфах специального станка была установлена 88-мм пушка Рак 43/2 (в самоходном варианте - StuK 43) с длиной ствола 71 калибр, разработанная на основе зенитной пушки Flak 41. Горизонтальный угол наведения был возможен в секторе 28°. Угол возвышения +14°, склонения -8°. Масса орудия 2200 кг. Амбразура в лобовом листе рубки прикрывалась массивной литой маской грушевидной формы, соединённой со станком. Однако конструкция маски оказалась не слишком удачной, не обеспечивавшей полной защиты от свинцовых брызг и мелких осколков, проникавших внутрь корпуса в щели между маской и лобовым листом. Поэтому на масках большей части «фердинандов» укрепили броневые щитки. В боекомплект пушки входили 50 унитарных выстрелов, размещённых на стенках рубки. В кормовой части рубки находился круглый люк, предназначенный для демонтажа пушки.

По немецким данным, бронебойный снаряд PzGr 39/43 массой 10,16 кг и начальной скоростью 1000 м/с пробивал на дистанции 1000 м 165-мм броню (при угле встречи 90°), а подкалиберный снаряд PzGr 40/43 массой 7,5 кг и начальной скоростью 1130 м/с - 193 мм, что обеспечивало «Фердинанду» безусловное поражение любого из существовавших тогда танков.



Сборка первой машины началась 16 февраля 1943 года, а последний - девяностый «Фердинанд» покинул заводские цехи 8 мая. В апреле первая серийная машина проходила испытания на Куммерсдорфском полигоне.

Боевое крещение «фердинанды» приняли в ходе операции «Цитадель» в составе 656-го полка истребителей танков, в который входили 653-й и 654-й дивизионы (schwere Panzerj?ger Abteilung - sPz.J?ger Abt.). К началу сражения в первом имелось 45, а во втором 44 «фердинанда». Оба дивизиона находились в оперативном подчинении 41-го танкового корпуса, участвовали в тяжёлых боях на северном фасе Курской дуги в районе станции Поныри (654-й дивизион) и посёлка Тёплое (653-й дивизион).



Особенно тяжёлые потери понёс 654-й дивизион, в основном на минных полях. На поле боя остался 21 «фердинанд». 15 июля подбитая и уничтоженная в районе станции Поныри немецкая техника обследовалась представителями ГАУ и НИБТПолигона Красной Армии. Большая часть «фердинандов» находилась на минном поле, начинённом фугасами из трофейных крупнокалиберных снарядов и авиабомб. Более половины машин имели повреждения ходовой части: разорванные гусеницы, разрушенные опорные катки и т. д. У пяти «фердинандов» повреждения ходовой части были вызваны попаданиями снарядов калибра 76-мм и более. У двух немецких САУ стволы орудий оказались прострелены снарядами и пулями противотанковых ружей. Одна машина была разрушена прямым попаданием авиабомбы, а ещё одна - попаданием 203-мм гаубичного снаряда в крышу рубки. Лишь одна САУ этого типа, которая обстреливалась с разных направлений семью танками Т-34 и батареей 76-мм орудий, имела пробоину в борту, в районе ведущего колеса. Ещё один «Фердинанд», не имевший повреждений корпуса и ходовой части, был подожжён бутылкой с зажигательной смесью, брошенной нашими пехотинцами. Единственным достойным противником тяжёлых немецких самоходок оказалась самоходно-артиллерийская установка СУ-152. 8 июля 1943 года полк СУ-152 обстрелял атакующие «фердинанды» 653-го дивизиона, подбив при этом четыре вражеские машины. Всего же в июле - августе 1943 года было потеряно 39 «фердинандов». Последние трофеи достались Красной Армии на подступах к Орлу - на железнодорожной станции было захвачено несколько подготовленных к эвакуации повреждённых штурмовых орудий.













Первые бои «фердинандов» на Курской дуге стали, по существу, и последними, где эти САУ использовались в массовом количестве. Причём, с точки зрения тактики, их применение оставляло желать лучшего. Созданные для истребления советских средних и тяжёлых танков на больших дистанциях, они применялись в качестве передового «броневого щита», вслепую тараня инженерные заграждения и противотанковую оборону, неся при этом большие потери. Вместе с тем, моральный эффект появления на советско-германском фронте практически неуязвимых немецких самоходок был очень большим. Появились «фердинандомания» и «фердинандобоязнь». Судя по мемуарной литературе, не было в Красной Армии бойца, который не подбил или, в крайнем случае, не участвовал в бою с «фердинандами». Они ползли на наши позиции на всех фронтах, начиная с 1943 года (а иногда даже и раньше) и вплоть до конца войны. Количество же «подбитых» «фердинандов» приближается к нескольким тысячам.







Объяснить подобный феномен можно тем, что большинство красноармейцев плохо разбиралось во всяких там «мардерах», «бизонах» и «насхорнах» и называло любую немецкую самоходку «Фердинандом», что свидетельствует, насколько велика была его «популярность» у наших бойцов. Ну а кроме того, за подбитый «Фердинанд» без разговоров давали орден.

После бесславного завершения операции «Цитадель», оставшиеся в строю «Фердинанды» были переброшены в Житомир и Днепропетровск, где начался их текущий ремонт и замена орудий, вызванная сильным разгаром стволов. В конце августа 654-й дивизион отправили во Францию для переформирования и перевооружения. При этом свои САУ он передал в 653-й дивизион, который в октябре - ноябре принимал участие в оборонительных боях в районе Никополя и Днепропетровска. 16 декабря дивизион покинул передний край и был отправлен в Австрию.



Из справки, поданной в Главное командование сухопутных войск, следует, что до 5 ноября 1943 года 656-й полк уничтожил 582 советских танка, 344 противотанковые пушки, 133 других орудия, 103 противотанковых ружья, три самолёта, три бронеавтомобиля и три САУ.

В период с января по март 1944 года на заводе Nibelungenwerke проводилась модернизация 47 оставшихся к тому времени «фердинандов». В лобовой броне корпуса справа была смонтирована шаровая установка пулемёта MG 34. На крыше рубки появилась командирская башенка, заимствованная у штурмового орудия StuG 40. Щиток на стволе орудия развернули «задом наперёд» для лучшего его крепления, а также оснастили щитками те САУ, которые его не имели. Боекомплект довели до 55 выстрелов. Название машины изменили на Elefant (слон). Впрочем, вплоть до конца войны самоходку чаще называли привычным именем - «Фердинанд».





В конце февраля 1944 года 1-ю роту 653-го дивизиона отправили в Италию, где она участвовала в боях под Анцио, а в мае - июне 1944 года - под Римом. В конце июня роту, в которой оставалось два исправных «Элефанта», перебросили в Австрию.

В апреле 1944 года 653-й дивизион в составе двух рот был отправлен на Восточный фронт, в район Тернополя. Здесь в ходе боёв дивизион потерял 14 машин, но 11 из них удалось отремонтировать и вновь ввести в строй. В июле в дивизионе, отступавшем уже по территории Польши, имелось 33 исправных самоходных орудия. Впрочем, 18 июля 653-й дивизион без разведки и подготовки был брошен в бой на выручку 9-й танковой дивизии СС Hohenstaufen и уже через сутки количество боевых машин в его строю уменьшилось более чем вдвое. Советские войска весьма удачно применяли против «элефантов» свои тяжёлые САУ и 57-мм противотанковые пушки. Часть немецких машин была лишь повреждена и вполне подлежала восстановлению, но ввиду невозможности эвакуации их подорвали или подожгли собственные экипажи. 3 августа остатки дивизиона - 12 боеспособных машин - отвели к Кракову. В октябре 1944 года в дивизион начали поступать САУ Jagdtiger, а оставшиеся в строю «элефанты» были сведены в 614-ю тяжёлую противотанковую роту.


Компоновка САУ «Элефант»:

1 - 88-мм пушка; 2 - броневой щит на маске; 3 - перископический прицел; 4 - командирская башенка; 5 - вентилятор; 6 - лючок перископического прибора наблюдения; 7 - укладка 88-мм выстрелов на стенке боевого отделения; 8 - электромотор; 9 - ведущее колесо; 10 - тележка подвески; 11 - двигатель; 12 - генератор; 13 - сиденье наводчика; 14 - сиденье механика-водителя; 15 - направляющее колесо; 16 - курсовой пулемёт.



До начала 1945 года рота находилась в резерве 4-й танковой армии, а 25 февраля её перебросили в район Вюнсдорфа для усиления противотанковой обороны. Последние бои «элефанты» провели в составе так называемой группы Риттера (капитан Риттер был командиром 614-й батареи) в конце апреля в Вюнсдорфе и Цоссене. В окружённом Берлине последние два самоходных орудия «Элефант» были подбиты в районе площади Карла-Августа и церкви Св. Троицы.

30-09-2016, 09:38

Привет, танкисты, добро пожаловать на сайт! В ветке развития Германии на восьмом уровне расположились целые три ПТ-САУ, каждая из которых имеет свои особенности, но все они весьма сильны по-своему. Сейчас речь пойдет об одной из этих машина и перед вами Ferdinand гайд.

Как обычно мы проведем детальный анализ параметров машины, определимся с выбором оборудования, перков, снаряжения для Ferdinand World of Tanks, а также поговорим о тактике ведения боя.

ТТХ Ferdinand

Первое, чем может гордиться каждый владелец данного аппарата при выходе в бой – его большой запас прочности, один из лучших на уровне. Базовая дальность обзора у нас тоже неплохая, 370 метров, что лучше, чем у собратьев по нации.

Если рассматривать Ferdinand характеристики бронирования, в целом все очень многообещающе. Суть в том, что у нас есть очень хорошо бронированная рубка, в которую нас с трудом пробивают даже одноклассники, но бронелист тут расположен под прямым углом и танки 9-10 уровней уже не испытывают больших проблем с пробитием данного элемента.

Касательно брони корпуса, она значительно хуже и если ВЛД у ПТ-САУ Ferdinand WoT еще может рикошетить, то НЛД, борта и тем более корма шьются без проблем даже техникой 7-го уровня.

Еще одним важным вопросом будет подвижность нашего агрегата и первое, о чем хотелось бы сказать, мы имеем действительно неплохую динамику. Проблема лишь в том, что Ferdinand World of Tanks очень ограничен в максимальной скорости, так что о какой-то мобильности говорить не приходится, да и вертится на месте наша черепашка совсем неохотно.

Орудие

В плане вооружения все очень прилично, можно даже сказать хорошо, ведь у нас на восьмом уровне есть легендарный маусган.

Все мы знаем, что Ferdinand орудие обладает шикарным разовым уроном, но и скорострельность тут очень сбалансирована, так что можно похвастаться примерно 2500 единицами урона в минуту, что тоже весьма неплохо.

Касательно параметров бронепробития Ferdinand танк отстает от большинства одноклассников, но все равно базовых ББ хватает для комфортной игры даже против девяток. Вот с топовой техникой уже сложнее, так что возите с собой 15-25% голдового боезапаса.

С точностью все тоже в порядке, особенно если вспомнить о том, что это маусган. У Ferdinand World of Tanks есть достаточно приятный разброс, вменяемая скорость сведения, но со стабилизацией проблемы.

Кстати, не могут не радовать очень комфортные для ПТ-САУ углы вертикальной и горизонтальной наводки. Вниз пушка опускается на 8 градусов, а суммарный УГН составляет целых 30 градусов, наносить урон на Ferdinand WoT одно удовольствие.

Преимущества и недостатки

Так как анализ общих характеристик, как и параметров орудия, остались позади, пришло время подвести первые итоги. Чтобы систематизировать полученные знания, давайте выделим основные преимущества и недостатки, разбив их по пунктам.
Плюсы:
Мощный альфастрайк;
Достойное пробитие;
Неплохой ДПМ;
Хорошая броня рубки;
Большой запас прочности;
Комфортные УВН и УГН.
Минусы:
Плохая подвижность;
Слабая броня корпуса и бортов;
Сарайные габариты;
Критуемость двигателя при попадании в НЛД.

Оборудование для Ferdinand

С установкой дополнительных модулей все более или менее привычно. Для ПТ-САУ очень важно наносить как можно больше урона, при этом делать это с комфортом, так что в случае с Ferdinand оборудование будем ставить такое:
1. - чем чаще мы будем реализовывать наш отличный альфастрайк, тем лучше.
2. - данный модуль касается комфорта, ведь с ним мы сможем гораздо быстрее прицелиться и выстрелить.
3. - хороший вариант для пассивного стиля игры, который позволит полностью решить проблему с обзором.

Однако третьему пункту есть очень хорошая альтернатива - , которая сделает из нас еще более опасного противника в плане огневого потенциала, но ставить ее можно только при вкачанных на обзор перках или наличии грамотных союзников.

Обучение экипажа

В плане выбора умений для нашего экипажа, в который входит аж 6 танкистов, все довольно стандартно, но по ряду причин, в первую очередь стоит сделать уклон не на маскировку, а на выживаемость. Таким образом, на танк Ferdinand перки качаем в такой последовательности:
Командир - , , , .
Наводчик - , , , .
Механик-водитель - , , , .
Радист - , , , .
Заряжающий - , , , .
Заряжающий - , , , .

Снаряжение для Ferdinand

Еще один стандарт касается подбора расходников, и тут мы больше будем ориентировать по своему финансовому положению. Если серебра у вас немного, можно взять , , . Однако для тех, кто успевает пофармить, на Ferdinand снаряжение лучше возить премиумное, где огнетушитель при желании можно заменить на .

Тактика игры на Ferdinand

Как это всегда бывает, планировать стратегию игры на этой машине стоит, опираясь на ее сильные и слабые стороны, ведь именно так достигается максимальная эффективность в любом бою.

Для ПТ-САУ Ferdinand тактика ведения боя часто сводится к пассивной игре, преимущественно из-за медлительности этой машины. В таком случае мы должны занять удобную и выгодную позицию в кустах, где-нибудь на второй линии, откуда можно эффективно вести огонь по союзному засвету и самим оставаться в тени. Как вы понимаете, мощное и достаточно точное орудие Ferdinand World of Tanks позволяет играть таким образом.

Однако мы можем позиционироваться и на первой линии, ведь наша броня при правильной постановке способна выдерживать множество попаданий, сохраняя запас прочности нетронутым. Для этого Ferdinand танк должен находиться в бою против восьмых уровней, скрыть корпус, обезопасить себя от артиллерии и не пускать противника себе в борт. Играем от альфы, между выстрелами пританцовываем или прячемся, обеспечивая себе большое будущее. Смотрите только, чтобы враг не зарядил голду, тогда наша тактика провалится.

Кстати, благодаря хорошим углам вертикальной и горизонтальной наводки немецкая ПТ-САУ Ferdinand World of Tanks способна занимать позиции, которые многим другим не под силу, этим тоже нужно уметь пользоваться.

В итоге хотелось бы сказать, что в наших руках действительно сильная и грозная машина, которая наиболее комфортно себя чувствует в боях вверху списка. Если же приходится сражаться против десяток, лучше пострелять издалека. И как обычно, игра на Ferdinand WoT, вы должны понимать, что это машина одного направления, так что выбирайте фланг тщательно, следите за мини-картой и берегитесь арты.

«ФЕРДИНАНД»

Самоходное орудие «Фердинанд» во время испытаний. На левом крыле сидит доктор Ф. Порше.

Своим появлением на свет самая знаменитая немецкая самоходка периода Второй мировой войны - «Фердинанд» - обязана, с одной стороны, интригам вокруг тяжёлого танка VK 4501 (Р), а с другой - появлению 88-мм противотанковой пушки Рак 43. Как уже рассказывалось, танк VK 4501 (Р) - «Тигр» конструкции доктора Порше - был показан Гитлеру 20 апреля 1942 года, одновременно с его конкурентом VK 4501 (H) - «Тигром» фирмы Henschel. По мнению Гитлера, в серийное производство должны были быть запушены обе машины, чему всячески противилось Управление вооружений, работники которого терпеть не могли строптивого любимца фюрера - доктора Порше. Испытания не выявили очевидных преимуществ одной машины перед другой, но готовность к производству у «Тигра» Порше была выше - к 6 июня 1942 года к сдаче в войска были готовы первые 16 танков VK 4501 (Р), для которых на фирме Krupp заканчивалась сборка башен. Фирма Henschel могла сдать к этому сроку только одну машину, и ту без башни. Первый батальон, оснащённый «тиграми» Порше, предполагалось сформировать к августу 1942 года и отправить под Сталинград, но внезапно Управление вооружений остановило все работы по танку на месяц.




88-мм пушка САУ «Фердинанд» прикрывалась массивной литой бронемаской, крепившейся к рубке болтами с пулестойкими головками (в верху). На ствол надевался бронещит (в центре), а на конце ствола - дульный тормоз (внизу).

Управленцы воспользовались указанием Гитлера о создании штурмового орудия на базе танков Pz.IV и VK 4501, вооружённого новейшей 88-мм противотанковой пушкой Рак 43/2 с длиной ствола в 71 калибр. С подачи Управления вооружений и было решено переделать все 92 готовых и находящихся в сборке в цехах завода Nibelungenwerke шасси VK 4501 (Р) в штурмовые орудия.

В сентябре 1942 года работа началась. Проектирование велось фирмой Porsche совместно с конструкторами берлинского завода Alkett. Поскольку броневая рубка должна была располагаться в кормовой части, компоновку шасси пришлось изменить, разместив двигатели и генераторы в середине корпуса. Первоначально планировалось производить сборку новых САУ в Берлине, но от этого пришлось отказаться по причине сложностей, связанных с перевозкой по железной дороге, и из-за нежелания приостанавливать выпуск штурмовых орудий StuG III - основной продукции завода Alkett. В результате сборка САУ, получившей официальное обозначение 8,8-cm Рак 43/2 Sfl. L/71 Panzerj"ager Tiger (P) Sd.Kfz.184 и название Ferdinand (присвоено лично Гитлером в феврале 1943 года в знак уважения к доктору Фердинанду Порше), производилась на заводе Nibelungenwerke.


Ведущее колесо САУ «Фердинанд».

Лобовые 100-мм листы корпуса танка Tiger (Р) были усилены накладными 100-мм броневыми листами, закреплёнными на корпусе болтами с пулестойкой головкой. Таким образом лобовую броню корпуса довели до 200 мм. Аналогичную толщину имел и лобовой лист рубки. Толщина бортовых и кормового листов достигала 80 мм (по другим данным 85 мм). Броневые листы рубки соединялись в шип и усиливались шпонками, а затем обваривались. Рубка крепилась к корпусу скобами и болтами с пулестойкой головкой.

В передней части корпуса располагались рабочие места механика-водителя и радиста. За ними, в центре машины, параллельно друг другу устанавливались два 12-цилиндровых карбюраторных V-образных двигателя жидкостного охлаждения Maybach HL 120TRM мощностью 265 л.с. при 2600 об/мин каждый. Двигатели приводили во вращение роторы двух генераторов Siemens Тур aGV, которые, в свою очередь, снабжали электроэнергией два тяговых электродвигателя Siemens D1495аАС мощностью 230 кВт каждый, установленных в кормовой части машины под боевым отделением. Крутящий момент от электродвигателей с помощью специальных электромеханических бортовых передач передавался на ведущие колёса кормового расположения. В аварийном режиме или в случае боевых повреждений одной из ветвей электропитания предусматривалось дублирование другой.


Готовые «фердинанды» в сборочном цехе завода Nibelungenwerke. Апрель 1943 года.

Ходовая часть «Фердинанда» применительно к одному борту состояла из шести опорных катков с внутренней амортизацией, сблокированных попарно в три тележки с оригинальной, очень сложной, но высокоэффективной поршевской схемой подвески с продольными торсионами, опробованной ещё на опытном шасси VK 3001 (Р). Ведущее колесо имело съёмные зубчатые венцы с 19 зубьями каждый. Направляющее колесо также имело зубчатые венцы, что исключало холостую перемотку гусениц. Каждая гусеница состояла из 109 траков шириной 640 мм.

Тяжёлый истребитель танков «Фердинанд».

В рубке в цапфах специального станка была установлена 88-мм пушка Рак 43/2 (в самоходном варианте - StuK 43) с длиной ствола 71 калибр, разработанная на основе зенитной пушки Flak 41. Горизонтальный угол наведения был возможен в секторе 28°. Угол возвышения +14°, склонения -8°. Масса орудия 2200 кг. Амбразура в лобовом листе рубки прикрывалась массивной литой маской грушевидной формы, соединённой со станком. Однако конструкция маски оказалась не слишком удачной, не обеспечивавшей полной защиты от свинцовых брызг и мелких осколков, проникавших внутрь корпуса в щели между маской и лобовым листом. Поэтому на масках большей части «фердинандов» укрепили броневые щитки. В боекомплект пушки входили 50 унитарных выстрелов, размещённых на стенках рубки. В кормовой части рубки находился круглый люк, предназначенный для демонтажа пушки.

По немецким данным, бронебойный снаряд PzGr 39/43 массой 10,16 кг и начальной скоростью 1000 м/с пробивал на дистанции 1000 м 165-мм броню (при угле встречи 90°), а подкалиберный снаряд PzGr 40/43 массой 7,5 кг и начальной скоростью 1130 м/с - 193 мм, что обеспечивало «Фердинанду» безусловное поражение любого из существовавших тогда танков.


«Фердинанд» из 653-го тяжёлого дивизиона истребителей танков на исходной позиции накануне операции «Цитадель». Июль 1943 года.

Сборка первой машины началась 16 февраля 1943 года, а последний - девяностый «Фердинанд» покинул заводские цехи 8 мая. В апреле первая серийная машина проходила испытания на Куммерсдорфском полигоне.

Боевое крещение «фердинанды» приняли в ходе операции «Цитадель» в составе 656-го полка истребителей танков, в который входили 653-й и 654-й дивизионы (schwere Panzerj"ager Abteilung - sPz.J"ager Abt.). К началу сражения в первом имелось 45, а во втором 44 «фердинанда». Оба дивизиона находились в оперативном подчинении 41-го танкового корпуса, участвовали в тяжёлых боях на северном фасе Курской дуги в районе станции Поныри (654-й дивизион) и посёлка Тёплое (653-й дивизион).

Особенно тяжёлые потери понёс 654-й дивизион, в основном на минных полях. На поле боя остался 21 «фердинанд». 15 июля подбитая и уничтоженная в районе станции Поныри немецкая техника обследовалась представителями ГАУ и НИБТПолигона Красной Армии. Большая часть «фердинандов» находилась на минном поле, начинённом фугасами из трофейных крупнокалиберных снарядов и авиабомб. Более половины машин имели повреждения ходовой части: разорванные гусеницы, разрушенные опорные катки и т. д. У пяти «фердинандов» повреждения ходовой части были вызваны попаданиями снарядов калибра 76-мм и более. У двух немецких САУ стволы орудий оказались прострелены снарядами и пулями противотанковых ружей. Одна машина была разрушена прямым попаданием авиабомбы, а ещё одна - попаданием 203-мм гаубичного снаряда в крышу рубки. Лишь одна САУ этого типа, которая обстреливалась с разных направлений семью танками Т-34 и батареей 76-мм орудий, имела пробоину в борту, в районе ведущего колеса. Ещё один «Фердинанд», не имевший повреждений корпуса и ходовой части, был подожжён бутылкой с зажигательной смесью, брошенной нашими пехотинцами. Единственным достойным противником тяжёлых немецких самоходок оказалась самоходно-артиллерийская установка СУ-152. 8 июля 1943 года полк СУ-152 обстрелял атакующие «фердинанды» 653-го дивизиона, подбив при этом четыре вражеские машины. Всего же в июле - августе 1943 года было потеряно 39 «фердинандов». Последние трофеи достались Красной Армии на подступах к Орлу - на железнодорожной станции было захвачено несколько подготовленных к эвакуации повреждённых штурмовых орудий.


«Фердинанд» направляется к передовой. Курская дуга, июль 1943 года.


«Фердинанды» штаба 654-го дивизиона. Машины брошены своими экипажами при отступлении.



Судя по отсутствующей левой гусенице и воронке под машиной, этот «Фердинанд» № 501 из 5-й роты 654-го дивизиона истребителей танков, как и большинство других, подорвался на мине. Центральный фронт, район Понырей, июль 1943 года.


«Фердинанд» № 501 захваченный на Курской дуге. НИБТПолигон, 1943 год.


«Фердинанд» 653-го тяжёлого дивизиона истребителей танков, захваченный с экипажем бойцами 129-й Орловской стрелковой дивизии. Июль 1943 года.


Тяжёлый истребитель танков «Элефант».

Первые бои «фердинандов» на Курской дуге стали, по существу, и последними, где эти САУ использовались в массовом количестве. Причём, с точки зрения тактики, их применение оставляло желать лучшего. Созданные для истребления советских средних и тяжёлых танков на больших дистанциях, они применялись в качестве передового «броневого щита», вслепую тараня инженерные заграждения и противотанковую оборону, неся при этом большие потери. Вместе с тем, моральный эффект появления на советско-германском фронте практически неуязвимых немецких самоходок был очень большим. Появились «фердинандомания» и «фердинандобоязнь». Судя по мемуарной литературе, не было в Красной Армии бойца, который не подбил или, в крайнем случае, не участвовал в бою с «фердинандами». Они ползли на наши позиции на всех фронтах, начиная с 1943 года (а иногда даже и раньше) и вплоть до конца войны. Количество же «подбитых» «фердинандов» приближается к нескольким тысячам.


Схема бронирования САУ «Фердинанд».


Солдаты дивизии «Герман Геринг» проходят мимо застрявшего в грязи «Элефанта». Италия, 1944 год.


Подбитый «Элефант» на улице Рима. Лето 1944 года.

Объяснить подобный феномен можно тем, что большинство красноармейцев плохо разбиралось во всяких там «мардерах», «бизонах» и «насхорнах» и называло любую немецкую самоходку «Фердинандом», что свидетельствует, насколько велика была его «популярность» у наших бойцов. Ну а кроме того, за подбитый «Фердинанд» без разговоров давали орден.

После бесславного завершения операции «Цитадель», оставшиеся в строю «Фердинанды» были переброшены в Житомир и Днепропетровск, где начался их текущий ремонт и замена орудий, вызванная сильным разгаром стволов. В конце августа 654-й дивизион отправили во Францию для переформирования и перевооружения. При этом свои САУ он передал в 653-й дивизион, который в октябре - ноябре принимал участие в оборонительных боях в районе Никополя и Днепропетровска. 16 декабря дивизион покинул передний край и был отправлен в Австрию.


Чистка ствола орудия после стрельбы. 653-й дивизион истребителей танков. Галиция, 1944 год.

Из справки, поданной в Главное командование сухопутных войск, следует, что до 5 ноября 1943 года 656-й полк уничтожил 582 советских танка, 344 противотанковые пушки, 133 других орудия, 103 противотанковых ружья, три самолёта, три бронеавтомобиля и три САУ.

В период с января по март 1944 года на заводе Nibelungenwerke проводилась модернизация 47 оставшихся к тому времени «фердинандов». В лобовой броне корпуса справа была смонтирована шаровая установка пулемёта MG 34. На крыше рубки появилась командирская башенка, заимствованная у штурмового орудия StuG 40. Щиток на стволе орудия развернули «задом наперёд» для лучшего его крепления, а также оснастили щитками те САУ, которые его не имели. Боекомплект довели до 55 выстрелов. Название машины изменили на Elefant (слон). Впрочем, вплоть до конца войны самоходку чаще называли привычным именем - «Фердинанд».



«Тигр» Фердинанда Порше использовался в качестве командирской машины в 653-м дивизионе. Галиция, 1944 год.

В конце февраля 1944 года 1-ю роту 653-го дивизиона отправили в Италию, где она участвовала в боях под Анцио, а в мае - июне 1944 года - под Римом. В конце июня роту, в которой оставалось два исправных «Элефанта», перебросили в Австрию.

В апреле 1944 года 653-й дивизион в составе двух рот был отправлен на Восточный фронт, в район Тернополя. Здесь в ходе боёв дивизион потерял 14 машин, но 11 из них удалось отремонтировать и вновь ввести в строй. В июле в дивизионе, отступавшем уже по территории Польши, имелось 33 исправных самоходных орудия. Впрочем, 18 июля 653-й дивизион без разведки и подготовки был брошен в бой на выручку 9-й танковой дивизии СС Hohenstaufen и уже через сутки количество боевых машин в его строю уменьшилось более чем вдвое. Советские войска весьма удачно применяли против «элефантов» свои тяжёлые САУ и 57-мм противотанковые пушки. Часть немецких машин была лишь повреждена и вполне подлежала восстановлению, но ввиду невозможности эвакуации их подорвали или подожгли собственные экипажи. 3 августа остатки дивизиона - 12 боеспособных машин - отвели к Кракову. В октябре 1944 года в дивизион начали поступать САУ Jagdtiger, а оставшиеся в строю «элефанты» были сведены в 614-ю тяжёлую противотанковую роту.


Компоновка САУ «Элефант»:

1 - 88-мм пушка; 2 - броневой щит на маске; 3 - перископический прицел; 4 - командирская башенка; 5 - вентилятор; 6 - лючок перископического прибора наблюдения; 7 - укладка 88-мм выстрелов на стенке боевого отделения; 8 - электромотор; 9 - ведущее колесо; 10 - тележка подвески; 11 - двигатель; 12 - генератор; 13 - сиденье наводчика; 14 - сиденье механика-водителя; 15 - направляющее колесо; 16 - курсовой пулемёт.


«Элефант» из состава 3-й роты 653-го тяжёлого дивизиона истребителей танков. Польша, 1944 год.

До начала 1945 года рота находилась в резерве 4-й танковой армии, а 25 февраля её перебросили в район Вюнсдорфа для усиления противотанковой обороны. Последние бои «элефанты» провели в составе так называемой группы Риттера (капитан Риттер был командиром 614-й батареи) в конце апреля в Вюнсдорфе и Цоссене. В окружённом Берлине последние два самоходных орудия «Элефант» были подбиты в районе площади Карла-Августа и церкви Св. Троицы.


Бронированная ремонтно-эвакуационная машина Tiger (Р).

До наших дней сохранилось две САУ этого типа. В Музее бронетанкового вооружения и техники в Кубинке экспонируется «Фердинанд», захваченный Красной Армией в ходе Курской битвы, а в Музее Абердинского полигона в США - «Элефант», который достался американцам в Италии, под Анцио.


«Фердинанд» на выставке трофейного вооружения в ЦПКиО им. Горького в Москве. 1944 год.


| |

Olifant африкаанс  -  «слон ») - южноафриканский основной боевой танк , модификация британского танка «Центурион ».

История

В 1976 году в ЮАР была начата программа по модернизации британских танков «Центурион », находившихся на вооружении Южно-Африканских сил обороны с конца 1950-х годов. Всего было закуплено около 200 машин.

На Olifant Mk.1A вместо 83-мм использована 105-мм пушка L7A1, установлен лазерный дальномер , баллистический вычислитель , 81-мм дымовые гранатомёты , подсветочный ночной прицел командира, перископические приборы наблюдения с электронно-оптическим усилением изображения у водителя и наводчика. Английские двигатели «Метеор» заменены на американский дизельный двигатель AVDS-1750, использована американская автоматическая гидромеханическая трансмиссия. Ёмкость топливных баков доведена до 1280 л . В конце 1970-х годов модернизацию прошла 221 машина.

Следующая модернизированная версия Mk.1B была принята на вооружение в 1991 году . Переоборудовано всего 50 единиц.

Главное вооружение осталось прежним - южноафриканский вариант английской 105-мм танковой пушки L7A1. В отличие от всех других модификаций «Центуриона», на пушке «Олифанта-1B» имелся теплоизоляционный кожух из стеклопластика; приводы наведения пушки и разворота башни - электрические. У наводчика устанавливался перископический прицел со стабилизированной линией визирования и встроенным лазерным дальномером. В СУО был введён новый баллистический вычислитель. Двустворчатый люк заряжающего заменили одностворчатым, открывающимся вперёд. Кормовую корзину для хранения снаряжения и имущества экипажа заменили специальным отсеком значительного объёма, включённым в общие обводы башни. Южноафриканские танкисты нашли новому отсеку неожиданное применение, используя его в качестве ванны. В значительной степени была усилена бронезащита путём монтажа плоских навесных модулей на борта и крышу башни. Установка дополнительной брони проводилась с учётом балансировки башни, в результате чего последняя сбалансирована лучше, чем на «центурионах» всех других моделей, и для её разворота требуются меньшие усилия. Ходовую часть танка прикрывали заново спроектированные стальные экраны, секции которых для удобства технического обслуживания подвески выполнялись меньшими по размерам, чем оригинальные экраны танка «Центурион». Секции экранов могут откидываться вверх на шарнирах.

Полностью была перепроектирована ходовая часть, в которой использовалась индивидуальная торсионная подвеска опорных катков, имевших динамический ход 290 мм и полный - 435 мм. Это позволило резко улучшить проходимость танка, особенно на больших скоростях. На всех узлах подвески устанавливались гидроупоры, а на 1, 2, 5 и 6-м узлах - гидравлические амортизаторы. Улучшили и эргономику отделения управления, двустворчатый люк механика-водителя заменили сдвижным монолитным люком. Вместо двух перископических приборов, размещавшихся в створках прежнего люка, на корпусе смонтировали три широкоугольных перископа. В моторно-трансмиссионном отделении разместили более мощный вариант дизеля V-12 (мощность форсированного дизеля - 940 л.с.; нефорсированного - 750 л.с.). Этот двигатель, несмотря на рост массы танка с 56 до 58 т, позволил повысить удельную мощность (16,2 л.с./т , по сравнению с 13,4 л.с./т , у «Олифанта-1A»). Трансмиссию американской конструкции заменили на южноафриканскую автоматическую AMTRA III (четыре скорости вперёд и две назад). Максимальная скорость движения танка по шоссе возросла до 58 км/ч . Установка нового силового блока привела к увеличению длины танка, по сравнению с «Олифантом-1A», на 20 см. Для улучшения противоминной защиты было применено разнесённое бронирование днища корпуса; между листами брони расположены элементы торсионной подвески.

Переоборудование танков «Олифант-1A» в вариант «Олифант-1B» началось в 1990 году.

По данным на начало 2000 года, в подразделениях первой линии вооружённых сил ЮАР числилось 172 танка «Олифант 1A/1B», ещё 120 танков находилось на хранении.

Olifant Mk.2 (2003) - применён новый турбонагнетатель и промежуточный охладитель для дизеля AVDS-1790 мощностью 1040 л.с. разработки фирмы Delkon, улучшена точность системы управления огнём и усовершенствованы приводы башни производства фирмы Reunert. Система управления огнём содержит баллистический вычислитель и стабилизированную платформу наблюдения командира с тепловизором . Работы по модернизации продолжались в 2006-2007 годах. Переоборудовано небольшое количество машин. По некоторым данным, модернизацию прошло от 13 до 26 танков.

Танк принимал участие в боевых операциях против соседних стран, включая иностранную интервенцию в ходе войны в Анголе . В - годах 26 танков были модернизированы до уровня Mk.2 и поступили на вооружение

Немецкое танкостроение времён 2й мировой войны было одним из лучших в мире. Смелые инженерные идеи воплощались на крупнейших заводах страны «Нибелунгенверке», «Алкетт», «Крупп», «Рейнметалл», «Обердонау» и т.д. Образцы техники усовершенствовались, приспосабливаясь к ведению боевых действий, которых ещё не знала история. Количественное и качественное применение бронетанковой техники могло решить исход боя. Танки - железный кулак воюющих держав. Противостоять им не просто, но возможно. Таким образом, на арену боевых действий выходит мобильная противотанковая артиллерия с подобной танкам конструкцией ходовой, но с более мощным орудием. Одним из известнейших немецких ПТ-САУ, участвовавших в ВМВ, был «Фердинанд».




Гений инженерной мысли Фердинанд Порше прослыл любимчиком Гитлера за свой "Фольксваген". Фюрер хотел, чтоб доктор Порше устремил вектор своих идей и знаний в военную промышленность. Известный изобретатель не заставил долго ждать. Порше спроектировал новое шасси для танков. На его ходовой испытывали новые танки «Леопард», VK3001(P), Tiger(P). Испытания показали преимущества инновационной модели шасси. Таким образом, в сентябре 1942г. Порше было дано распоряжение разработать ПТ-САУ с 88-мм пушкой на основе ходовой, предназначенной для тяжёлого танка «Тигр». Штурмовое орудие должно быть хорошо защищено, пушка должна находиться в неподвижной рубке - таковы были распоряжения фюрера. Переработанные танки Tiger(P) стали прототипами «Фердинанда». Корпус «Тигра» Порше подвергался минимальным изменениям, главным образом в кормовой части, где устанавливалась боевая рубка с 88-мм орудием и пулемётом в лобовом листе (позже пулемёт убрали из-за переизбытка массы, что стало существенным недостатком в ближнем бою с пехотой противника). Передняя часть корпуса усиливалась дополнительными бронелистами толщиной 100 и 30 мм. В итоге проект был утверждён, и поступило распоряжение на постройку 90 таких машин.
6 февраля 1943г. на совещании главнокомандующих был заслушан доклад об изготовлении «штурмового орудия на шасси Porsche-Tiger». По распоряжению Гитлера новая машина получила официальное обозначение «8,8-mm Pak 43/2 Sfl L/71 Panzerjager Tiger(P) Ferdinand». Таким образом, фюрер признавал достижения Фердинанда Порше, присвоив самоходке его имя.

Итак, в чём же была инновация ходовой части сконструированной Порше. Применительно к одному борту ходовая часть «Фердинанда» состояла из трёх тележек по два катка в каждой. Оригинальным узлом ходовой части являлось размещение торсионов подвески тележек не внутри корпуса, как у многих других танков, а снаружи, да к тому же не поперечно, а продольно. Несмотря на довольно сложную конструкцию подвески, разработанной Ф.Порше, работала она очень эффективно. Кроме того, она оказалась хорошо приспособленной для ремонта и обслуживания в полевых условиях, что являлось немаловажным достоинством во время боевых действий. Ещё одним оригинальным компонентом конструкции «Фердинанда» была электрическая система передачи вращающегося момента от первичных двигателей к ведущим колёсам двигателя. Благодаря этому в машине отсутствовали такие узлы, как коробка перемены передач и главный фрикцион, а, следовательно, и приводы управления ими, что упрощало ремонт и эксплуатацию силовой установки, а также снижало вес самоходки.

Разделив 90 машин на два батальона, командование направило один в Россию, а второй во Францию, позже переведя его также на советско-германский фронт. В боях «Фердинанд» показал себя, как мощный истребитель танков. Эффективно работало орудие на дальних дистанциях, при этом советская тяжёлая артиллерия наносила самоходке не критический урон. Для орудий полевой артиллерии и танков уязвимыми были только борта «Фердинанда». Большую часть новых машин немцы потеряли на минных полях, которые не успевали разминировать или не наносили на карту свои. В боях под Курском было потеряно 19 самоходок. При этом боевая задача была выполнена, и "фердинандами" было уничтожено более 100 танков, противотанковых орудий и прочей советской военной техники.

Советское командование, впервые столкнувшись с новым типом техники, не придала ему высокого значения, так как было увлечено другим грозным соперником - «Тигром». Однако несколько брошенных и сгоревших самоходок попали в руки советских техников и инженеров и были исследованы. Несколько машин расстреляли из разных орудий для проверки пробития брони новых немецких штурмовых орудий.

Солдаты же узнав о новой самоходке «Фердинанд», стали так называть и другую технику с кормовым расположением башни или рубки. Много толков и легенд ходило о мощной немецкой самоходке. Поэтому после войны в СССР изрядно удивились, что было выпущено всего 90 настоящих «фердинандов». Также был массово выпущено руководство по уничтожению "фердинандов".

Неудачи под Курском заставили отправить ПТ-САУ на ремонт и перекомпоновку. Также была пересмотрена стратегия ввода этих машин в бой. Для защиты самоходок от заходов во фланг и тыл и во время ближнего боя, к ним были приставлены сопровождающие танки Pz.IV. Также был упразднён приказ о совместных боевых действиях самоходок и пехоты, так как из-за активного артобстрела «фердинандов», сопровождающая пехота несла большие потери. Вновь выведенные на поле боя машины уже лучше и быстрее справлялись с боевыми задачами, неся минимальные потери. За время боёв на Запорожском плацдарме было потеряно всего 4 машины. А после участия «фердинандов» в боях на Западной Украине было принято решение отправить уцелевшие машины в глубокий тыл на ремонт и апгрейд. Машины с новыми гусеницами, подрихтованной ходовой, которая страдала чаще всего, с пулемётом в лобовой бронеплите (использовался радистом) и другими мелкими изменениями вступили в бой уже на итальянском фронте, но обновлённая самоходка несла другое название - «Элефант»…

Резюме. Мощная немецкая ПТ-САУ недаром заслужила столько легенд и сказов. Во время войны для советских солдат слово «фердинанд» стало эпитетом. Тяжелейшая махина весом 65 тонн (после перехода батальона «фердинандов» по одному из мостов через Сену, мост просел на 2см.) была хорошо бронирована и оснащена мощным орудием. Лобовая броня сдерживала выстрелы большинства советских полевых орудий и танков, но слабобронированные борта и корма были уязвимы. Также слабыми местами были решётка в передней части корпуса, под которой располагалась силовая установка, и крыша. Ахиллесовой же пятой, как оказалось, стала ходовая, особенно передняя её часть. Вывод её из строя практически всегда заканчивался поражением. Неповоротливый «Фердинанд», оставаясь неподвижным, мог вести огонь только в ограниченном секторе по причине статичности рубки. В таком случае экипаж взрывал самоходку, если прежде этого не сделал противник.

Ссоры