Модель линкора бисмарк поэтапное изготовление. Модель бисмарк - чертежи линкора бисмарк

Бисмарк прославился тем, что знатно потрепал линейный крейсер «Худ» и потопил в датском проливе британский флагман. При этом он не смог уйти от объявленной на него охоты и был потоплен в неравном бою.

Год назад появился журнал по сборке модели линкора Бисмарк, но номера его с каждым месяцем дорожают, выходит он раз в месяц и собирать его придется еще долго.

Гораздо проще скачать бесплатно чертежи модели линкора Бисмарк и собрать бумажную копию своими руками.

Во первых это будет быстрее, а во вторых выйдет не менее красиво.
В этой статье приведены фотографии как раз бумажной модели, так что можете сразу посмотреть, как быдет выглядеть ваша модель линкора Бисмарк.

В архиве расположено 60 листов с выкройками этой модели корабля. Масштаб 1:250. Это наиболее распространенный масштаб для бумажных моделей кораблей.

Конечно, такой объем чертежей не проработать за вечер и на сборку бумажной модели может уйти от месяца до двух. Но это не сравниться по времени с парой лет, которую предлагают собирать в журнале.

Да и инструменты вам не понадобятся, только нож для бумаг, цветной принтер да клей.

Эта бумажная модель получается очень крепкой, за счет хорошо продуманного каркаса корабля. Вы можете не бояться что она сломается или развалиться если упадет с полки.

Все в ваших руках, делать или нет эту модель линкора Бисмарк - решать вам. Я могу только сказать - она выглядит просто замечательно!

Толик комментирует:

Ну еще желателен резиновый модельный коврик для вырезания деталей, хотя можно и обычными маникюрными ножницами справиться. Я свою первую бумажную модель делал именно ножницами.

комментирует:

где можно найти чертежы??

Толик комментирует:

Так в статье линк на чертежи в слове ЗДЕСЬ

Танер комментирует:

Начал собирать, за вчера продвинулся только до окончания каркаса. Модель действительно получится дюже крепкая.

Дима комментирует:

Ммм...приятно,что вы так любезно нам розказали...))
Если надо могу дать сайты для моделистов...))

Ман комментирует:

Спасибо, я начинал строить модель бисмарка по журналу, но потом забросил, слишком дорого, теперь сделаю бумажный бисмарк!

Газгольдер комментирует:

все ясно

Роман комментирует:

Хорошая модель! Надо будет попробовать сделать.

Дмитрий комментирует:

А какую бумагу нужно использовать?

Роман комментирует:

Я использовал тонкий картон для силовой структуры, палубы и других словых элементов. А часть - сделал из обчного ватмана для черчения. В оснвном те детали, которые требовали изгибаний

иван комментирует:

Спасибо! Давно хотел найти полные чертижи

Бугор комментирует:

Благодарю. Видел половину Бисмарка из журнала, загорелся сделать самостоятельно, но особых навыков нет, а с бумажной надеюсь справлюсь.

Роман комментирует:

Удачи в постройке!.

OlegLos комментирует:

арМаньяк комментирует:

Все там есть, просто смотреть надо лучше, или у вас винт с бедами вот и не распаковался именно этот лист.

илья комментирует:

я собрался зделать модель бисмарка из картона я сам навечек может будут какие советы жду

Павел комментирует:

А что советовать - скачиваем чертежи бисмарка и строим!

Нуржан комментирует:

А почему в архиве нет листа №25?
несколько раз скачивал, выдает одну и туже ошибку, очень нужен этот лист..((

Эпопея (по другому это не назовешь), по сборке модели линкора Бисмарк, началась весной 2009 года с покупки первого номера журнала. Поддавшись агрессивной рекламе, мы невольно стали участниками процесса, который занял у нас 5 лет. Теперь можно подвести некоторые итоги…

Предисловие

Когда мне было 7 лет, мы жили на съемной квартире, где среди хозяйских книг было несколько, хорошо изданных альбомов военных кораблей мира. Я просто влюбился в эти альбомы и мог часами рассматривать изображения боевых кораблей разных стран, изучать их силуэты, ТТХ, количество пушек, торпедных аппаратов и т.п. В моем воображении, шли грандиозные морские баталии. Крейсеры и линкоры, эсминцы и торпедные катера, топили друг друга в извечной детской войне — «своих» против «врагов». Потом были другие книги, и я снова, в своих мыслях, воевал с превосходящими силами японской эскадры на борту крейсера «Варяг» у порта Чемульпо, обстреливал немецкие
позиции в Крыму из орудий главного калибра линкора «Парижская Коммуна» (потом «Севастополь»). И замирал вместе с моряками подводной лодки Щ-303, слушая, как катятся глубинные бомбы, по палубам немецких миноносцев…
С тех пор прошло много лет, но военные корабли все также будоражат тайные струны моей души, привлекая своей суровой красотой и особым духом стойкости и мужества. Ведь военный корабль — это целый мир, где люди и машины»спаяны» с одной целью — выжить и победить.

Небольшое лирическое отступление

Летом, 2013 года, мы побывали в Севастополе, на праздновании дня ВМФ России, где увидели большую часть кораблей нашей Черноморской эскадры, базирующейся в Севастополе.

Большой десантный корабль "Константин Ольшанский".





Фрегат "Constituicao" ВМФ Бразилии (находился в Севастополе с дружеским визитом)





Вообще, сама атмосфера этого праздника в городе — непередаваема. Огромное количество людей, приезжают сюда в этот день из других городов и стран, чтобы посмотреть парад кораблей и посетить мероприятия, посвященные этому празднику.
Мы тоже оказались в их числе и получили огромное удовольствие, кучу новых впечатлений и желание — приехать сюда снова (теперь уже в Российский Крым).

Продолжение

И вот, весной 2009 года, когда я увидел по телевизору рекламу Бисмарка — то уже не мог устоять. Правда говорят, что в душе каждого мужчины живет маленький мальчик с необузданной тягой к новым игрушкам. Сейчас, по прошествии 5 лет, я бы сказал — «Да ну его нафиг, такие игрушки»! Но в тот момент, желание пересилило здравый смысл, и я приступил к сборке…

Процесс сборки

Сам процесс сборки модели корабля не представляет особой трудности и хорошо описан в прилагаемых инструкциях. В них есть некоторые неточности, но человек с «прямыми» руками и пытливым мозгом легко преодолеет эти препятствия. Некоторые моменты сборки представлены на фотографиях ниже.












Подбор красок и покраска

Это наиболее ответственный момент всего процесса сборки, так как даже хорошо собранную модель можно легко испортить неаккуратной покраской. Скажу сразу — покрасить кисточкой такую модель с множеством мелких деталей — не получится, каким бы мастерством художника или маляра вы не обладали. Для нормальной покраски нужен аэрограф или на худой конец — набор баллончиков с краской соответствующих цветов .
Я долго думал, чем красить, но почитав на форумах советы бывалых моделистов — решил купить недорогой аэрограф и о чем ни разу не пожалел. Помимо этого мне пришлось собрать покрасочную камеру из деревянных реек и картонной коробки. Оснастив камеру светом и вытяжкой, я почувствовал себя настоящим моделистом.






Я не сторонник, простого копирования цвета, так как знаю, что восприятие глазом цвета на различных по масштабу плоскостях — весьма индивидуально. Поэтому я использовал более светлые тона, чем указаны в инструкции по сборке. Камуфляжные полосы — нанесены на основе имеющихся фотографий корабля.


Кмк есть некоторые отличия с прилагаемой схемой покраски. Но это все мелочи, которые делают модель более индивидуальной.

Так как я прошел процесс сборки корабля до конца, позволю себе высказать несколько мыслей или советов, для тех людей, которые захотят собрать очередной разрекламированный партворк — корабль, танк или машину.

Если вы захотите собрать какой-нибудь партворк, то первый совет — дождитесь выхода всех номеров и купите их все сразу . Как показывает практика — это выходит и дешевле и с меньшими проблемами. Да и чаще всего, наши партворки выходят после издания за границей, так, что в большинстве случаев можно купить наборы на Ebay по весьма умеренной цене и дешевле чем в России.
В моем случае, покупка каждого номера превращалась в небольшой стресс. Помню, как мы бегали по городу, от киоска к киоску, чтобы купить очередной номер Бисмарка. А когда его не оказывалось в киосках нашего города, я искал номера в Москве.
Лучше дождаться выхода всей серии и потом купить все номера вместе. Это позволит не только значительно сократить время сборки (не придется растягивать процесс на несколько лет), но и повысить общую эффективность труда. Это связано с тем, что работы по сборке неравномерно распределены между номерами журналов.
И еще, при наличии всех номеров, можно вести блочную сборку — собрал надстройку или палубу, покрасил и отложил в безопасное место. Так ничего не потеряется, и работа будет более структурирована и понятна.

Даже если вы купили все номера, существует очень большая вероятность, что вы не соберете модель до конца, так как нужны еще два ресурса — время и деньги . Сначала о времени: трезво оцените ресурс свободного времени , который вы сможете уделить процессу сборки (если, вы конечно, не профессиональный моделист:-)).
При малейшем сомнении, что вы готовы уделить 2-3 часа на сборку каждого номера, а иногда больше — даже не покупайте наборы, они останутся лежать у вас на полке, пока не потеряются или не будут выброшены в мусор. Также, время нужно на переделку уже сделанного, поиск материалов, краски и других мелочей и т.п.
Чтобы вы могли оценить ориентировочные трудозатраты на сборку корабля, скажу так: после того как у меня был собран корпус, мне понадобилось еще полгода работы — в будни, вечером, после основной работы по 2-3 часа и все выходные (с утра до вечера).
Второй необходимый ресурс — это финансовые средства . Покупка журналов — это только начало… Квадратные метры наждачной бумаги, десятки тюбиков разнообразного клея и «антиклея,» и прочих «мелочей», краска, шпатлевка, грунтовка, лак проверенных фирм — тоже стоят приличных денег. Мне также пришлось приобрести аэрограф и компрессор.

Сначала найдите себе место для работы , оценив длину модели и время ее сборки. Иначе, в один прекрасный момент, модель может превратиться в дорогостоящую кучу щепок. Такие случаи описаны на форумах моделистов…

Информация для тех, кому нужны номера журналов

Возможно Вам помогут купить определенный номер журнала или всю коллекцию по этому адресу: [email protected] (Лилия Першина).

Моя благодарность

В заключение, хочу искренне поблагодарить свою жену и детей за понимание и поддержку в этом длительном проекте. Покупка номеров журнала в течение 2,5 лет практически целиком легла на Олю. А сборка такого корабля, да еще в малогабаритной квартире — нелегкое испытание, особенно если учесть переезд в новую квартиру и общую длительность процесса.
В общем, вся семья, чем могла — старалась помочь, за что им большое спасибо! Даже Маша, предлагала свою помощь в покраске корабля:-).





Линкоры моя слабость. Давно хотелось иметь на полке что-нибудь монументальное, с торчащими во все стороны стволами. Однако жаба душила. С появлением в продаже кораблей от "Моделиста" жабе пришлось подвинуться - цена ее почти раздавила. В большой коробке лежало изрядно деталей и длинный (около 77см) корпус.

Использовать кисточки на такую площадь мне показалось невозможно, и пришлось провести еще где-то полгода в борьбе с жабой за компрессор и аэрограф . В итоге после консультаций с продавцом в модельном магазине я затарился краской и грунтовкой и приступил к работе.

Сборка

Модель собиралась хорошо. Главная неприятность - слегка согнутый "на пропеллер" носовой сегмент палубы.

Еще некоторые проблемы доставила щель на стыке детали среднего сегмента палубы с носовой надстройкой(там где ниши для башен среднего калибра). Проблема решилась просто - приклеиванием куска пластика от сметанной банки на всю вогнутую поверхность ниши.

Я несколько позже, чем надо узнал о существовании травленки на Бисмарк, поэтому вся дальнейшая сборка была искоробочной, с небольшими оживляющими доделками.

Башни ГК и СК

Изменил технологию монтажа - листовой пластик+нож=башни можно ставить на собранный корпус.

На готовые башни наклеил кусочки пластика - имитацию заслонок на приборах наведения и дальномерах. Кроме того, подклеил дно на возвышенных башнях - что бы в пушечные порты башню не было видно.

Брезентовые чехлы из шпатлевки делать не стал после того, как увидел фотографию модели Тамиевского Бисмарка на К-бисмарке. Стволы высверлил цанговым ножом - неглубоко, но видно, что дырка

Краны

Изменил технологию монтажа - нож+паяльник - поворачиваются, и можно клеить после сборки корпуса.
Краны правильные, в отличие от Бисмарка звезды-эллера, однако если натянуть тянутый литник заместо тросов становится значительно выразительней.

Катапульта

Швеллер, который шел в комплекте поставки очень меня расстроил. После посещения Вандерваффе созрело решение проблемы. Швеллер был местами изнутри вырезан, в дыру были вклеены те же тянутые литники, имитирующие ферму. Сделаны подкосы-упоры под консоль катапульты (не уверен, что правильно, но что-то такое там было) плюс на швеллер-ферму приклеены нарезанные из пластика квадратики, должные изображать щитки, закрывающие катапульту от непогоды.

Самолет

Из трех деталей: Самое самолет плюс два поплавка. Некоторые так и ставят, убивая прекрасную модель наповал. Я не смог. Проделал углубления в коке винта - вставил тонкие тянутые литники - получился пропеллер. Если покрасить темно-зеленой краской то фиг поймешь, круглые у него лопасти или плоские, как должно. Однако видно, что есть пропеллер, а не какая-то пимпочка. Та же история и с поплавками - немного тянутых литников - и они висят очень правдоподобно, как на настоящем Арадо.

Решетки радаров и фирлинги

Большое спасибо участникам вашего форума за ссылки на чертежи решеток. Я честно долго пытался сделать что-то похожее на чертеж из тянутого литника, ничего не получалось - уже совсем решил ставить штатные глухие радары, но потом решил, что стоит попробовать сделать их по типу катапульты - серединку вырезал, а в дырку - да-да, опять же их - тянутые литники. Получилось лучше штатных. Единственно, вид сбоку и сверху плохой, ну а спереди очень даже...

Фирлинги в наборе представлены как кубик из которого торчат четыре палочки. (На Тирпице штатные фирлиги сделаны значительно лучше, а тут "Моделист"/"Академия"/"Тамия" подкачали. Пришлось полностью выпиливать из куска пластика и тянутых литников.

По мелочи были доделаны дальномеры - добавлены тонкие стерженьки вокруг самой трубы дальномера.
Катушки, ктоторые разбросаны по всей палубе, имели следы от прессформы. Шпаклевать не хотелось, и я замотал их тем же тянутым литником. Флагшток носовой собрал из того же литника. На реях приклеил "Гребенки" - судя по фото они были всеже жесткими, а не частью такелажа.

Такелаж не стал делать. Не хотелось узелков на реях, да и места для корабля такого, где бы ему жить не мешали, нет. А ремонтировать порванную паутину каждый месяц...

Покраска прошла сложно, но для первого раза, по-моему - не плохо. Поразило, что все инструкции(и тамия, и моделист) дают покраску всей надстройки в серый цвет. Косяк! На всех фото и просто на проекциях чертежей видно, что

Немецкий линкор Бисмарк "Bismarck"

Заложен на верфях "Blohm und Voss", Гамбург 1.7.1936 год
Спущен на воду 14.2.1939 год
Введен в эксплуатацию 24.4.1940 год
Гибель 27.5.1941 год

Немецкий линкор Бисмарк "Bismarck" во всей красе

Проектирование линкора Бисмарк

Весной 1934 г. в Управлении кораблестроения Имперского морского ведомства приступили к выработке требований к новым линкорам, ко­торые собирались строить после кораблей "D" и "Е" (будущих "Scharnhorst " и "Gneisenau"). Хотя Германия продолжала формально при ­держиваться статей Версальского договора, по секретному указу водоизмещение новых ко­раблей разрешалось поднять до 35 000 т. В то время Англия еще не рассматривалась в качестве явного потенциального противника, и Германия стремилась к уравновешиванию своего флота с французским, поэтому в гото­вящихся технических требованиях на новые немецкие корабли типа "F" закладывалось "пе­рекрывание" характеристик французских лин­коров типа "Dunkerque".


Тактико-технические характеристики линкора "Бисмарк"

Первоначально преду­сматривалось создание корабля с 8 330-мм, 12 150-мм и 16 105-мм орудиями, 350-мм пояс­ным бронированием (в носу и корме - по 150 мм), 120-мм палубой и 350-мм башнями, бар­бетами, а также высокой скоростью. Последу­ющие перерасчеты выявили необходимост ь снижения веса бронирования, поскольку водо­измещение возросло до 37 500 т, что, по мне­н ию руководства флота, считалось неприемле­мым.


Январь 1938 года, Германия. Линкор "Бисмарк" на стапелях.

Поэтому броню пояса уменьшили до 320 м м, а в оконечностях - до 70 - 90 мм. В октябре 1934 г. на совещании командова­ния встал вопрос о скорости - для превос­ходства над "Dunkerque" с его 31 уз. посчита­л и, что новым кораблям необходим ход не ме­нее 33 уз. при форсировании механизмов и 30 у з. - в долговременном режиме.



Для ее обеспечения выбрали турбоэлектрическую энергетическую установку мощностью 100 000 л.с. Однако более точные расчеты показали, что превысить 29 уз. вряд ли удастся, так как водоизмещение вновь выросло до 37 200 т, к тому же адмирал Редер поставил перед про­ектировщиками ряд новых требований, в чис­ле которых главным стало увеличение калибра артиллерии до 350 мм, что вело к новому уве­личению водоизмещения еще на 1600 т. Через т ри месяца, в январе 1935 г., новый калибр был утвержден. В марте Гитлер объявил об отказе Германии от Версальских ограничений, а уже в начале следующего месяца в Главном штабе командо­вания вооруженными силами рассматривался вопрос о возможности войны с Великобрита­нией.


Схема общего расположения немецкого линкора "Бисмарк"

В свете появления нового потенциально­го противника, располагающего мощным ли­нейным флотом, минимально допустимым ка­либром посчитали 380 мм. Это вело к очередному скачку водоизмещения, которое к тому моменту и так уже достигло 39 000 т. По­скольку из политических соображений Герма­ния декларировала свою приверженност ь международным договора м по ограничению морских вооружений, Редер отдал секретное распоряжение во всех документах указывать стандартное водоизмещение 35 000 т.


Схема общего расположения элементов немецкого линкора "Бисмарк"




Копия подлинного чертежа сечений немецкого линкора "Бисмарк"




Переход на 380-м м артиллерию привел к росту размеров линкоров до предельных зна­чений - при длине 250 м и ширине 36 м в Гер­мании практически не оставалось верфей, где можно было строить и проводить докование подобных кораблей, к тому же такие габариты затрудняли проводку через Кильский канал. В то же время уменьшить размеры не представ­лялось возможным из-за жестких требований по осадке, что обуславливалось мелководны­ми подходами к главным морским базам Германии. В мае 1935 г. параметры новых линкоров приобрели более завершенные очертания, ког­да окончательно утвердили состав вооружения из четырех двухорудийных башен 380-мм кали­бра, 150-мм противоминной и 105-мм зенитной артиллерии. Авиационное вооружение на этой стадии проектирования не предусматривалось. Оставался нерешенным вопрос о типе си ­ловой установки. Одновременно с турбоэлект-рической вели проработку паротурбинной ус­тановки с механической передачей (ТЗА), в ко­торой использовался пар с повышенными параметрами. Подписание 18.6.1935 англо-германского морског о соглашения (позволявшего Герма­нии довести численность своего флота до 35% от британского) ликвидировало политические препоны для строительства Германией полно­ценных линкоров. Проект новых линкоров "F" и "G" утвердили 16.11.1935, однако уже после этой даты в него вносились изменения, зачас­тую принципиального характера.


Копия подлинных чертежей носовой надстройки линкора "Бисмарк"



Так, в июне 1936 г. определились с типом ЭУ, отдав пред­почтение более легким ТЗА, но и в этом случае корабли получались перегруженными, и для их облегчения пришлось пойти на снижение тол­щины главного пояса с 350 до 320 мм. Уже после закладки головного корабля 1.7.1936 в конструкцию продолжали вносить изменения, по большей части касающиеся размеров и формы надстройки. Первоначальный проект предусматривал более короткую носовую надстройку и две сту­пенчато расположенные поворотные катапуль­ты в корму от грот-мачты.


Сводные тактико-технические характеристики линкоров "Тирпиц" и "Бисмарк"

Хранение гидросамо­летов на катапультах вызывало вполне обосно­ванную критику, поэтому весь комплекс авиационного вооружения претерпел сущест­венные изменения - катапульты перенесли на палубу спардека и жестко зафиксировали пер­пендикулярно диаметральной плоскости, а по бокам от дымовой трубы оборудовали два анга­ра -в целом подобное решение повторяло ан­глийскую схему размещения бортовой авиации, впервые появившуюся на модернизированном в 1933 - 1936 гг. линейном крейсере "Repulse". Единственное принципиальное изменение по корпусу сделали в сентябре 1939 г., когда по опыту "Scharnhorst" и "Gneisenau" изменил и форму форштевня с прямой на "атлантичес­кую", что увеличило наибольшую длину на 3 м.

Конструкция линкора Бисмарк

Корпус линкоров на 90% выполнялся сварным, клепаными оставались лишь некоторые наибо­лее ответственные узлы конструкции. Главный броневой пояс высотой 5,2 м и дли­ной 171,4 м имел толщину 320 мм (к нижней кромке утоньшался до 170 мм). В нос и корму от барбетов концевых башен он закрывался 220 - 145-мм траверсами. К оконечностям от главного пояса шел тонкий противоосколочный пояс такой же высоты толщиной 60 мм в носу и 80 мм в корме. Заканчивался 80-мм пояс на кормовом 150-мм траверсе отсека рулевой ма­шины. Выше главного шел верхний 145-мм броневой пояс. Позади пояса на расстоянии 5,5 м от борта шла противоосколочная продольная броневая переборка толщиной 30 мм.


Проектные весовые нагрузки линкора "Бисмарк" по состоянию на 19.10.40 г.

По высоте она на­чиналась от броневой палубы и доходила до верхней. Эта переборка продолжалась и ниже броневой палубы, но здесь она уже входила в конструктивную подводную защит у корабля, образуя противоторпедную переборку, и име­ла толщину 45 мм. Противоторпедная и проти­воосколочная переборки проходили вдоль борта корабля по всей длине цитадели и имели протяженность 170,7 м. Главная броневая палуба толщиной 80 мм (над погребами - 95 мм) тянулась между но­совым и кормовым траверсами. Она имела 110-мм скосы (над погребами - 120-мм) с угло м наклона к горизонтали 22 o, примыкаю­щие к бортовому поясу, не доходя 1 м до его нижней кромки. В отличие от линкоров преды­дущего проекта ("Scharnhorst" и "Gneisenau"), где в результате перегрузки эта палуба оказа­лась ниже ватерлинии, на "Bismarck" она рас­полагалась выше. Вне цитадели главная палу­ба не бронировалась, но немного ниже (под ватерлинией) от кормового траверса цитаде­ли до траверса отделения рулевой машины на уровне верхней платформы шла броневая промежуточная 110-мм палуба, защищающая рулевое отделение.


Вид на "атлантический нос" после перестройки. Немецкий линкор Бисмарк.

В носовой части главная палуба вне цитадели также не бронировалась, но уровнем ниже палуба верхней платформы от носового траверса до форштевня брониро­валась 20-мм плитами. Верхняя палуба толщиной 50 мм (80 мм над погребами) располагалась на два уровня выше главной и примыкала к верхней кромке 145-мм верхнего пояса. Бронирование башен ГК, 150-мм орудий и боевой рубки принципиально повторяли тип "Scharnhorst" , однако имелся и ряд отличий. Так, башни ГК при такой же 360-мм лобовой плите получили более солидное бронирование крыши. У 150-мм башен, наоборот, бронирова­ние ослабили, снизив толщину лобового листа со 140 до 100 мм. Противоторпедная защита линкоров типа "Bismarck" также была аналогична принятой на кораблях типа "Scharnhorst" .


Схема бронирования линкора Бисмарк (величины указаны в миллиметрах)



Толщина брони линкора Бисмарк, указано сечение по мидель-шпангоуту

Глубина ее со ­ставляла 5,4 м и ограничивалась 45-мм проти­воторпедной переборкой. Пространство меж­ду переборкой и обшивкой борта делилось на две камеры. 380-мм/47 орудия ГК этих линкоров отно­сились к модели SKC/34 и имели такой же ка­либр, что и SKC/13 последних дредноутов кай­зеровског о флота типа "Bayern" , однако пря­мой преемственности в данном случае не было. Орудия размещались в двухорудийных башнях модели LC/34, имевших электропри­воды горизонтальной и гидроприводы верти­кальной наводки.


Сравнительные характеристики конструкционных материалов.

Угол максимального возвы­шения стволов составлял 30 o, что обеспечива­ло дальност ь стрельбы 800-к г снарядом 197 кбт. Заряжание происходило при угле возвы­шения 2,5o. Артиллерия противоминного калибра насчи­тывала 12 150-мм орудий модели SKC/28 в ше­сти двухорудийных башнях LC/34 (или С/34, угол возвышения 40", дальность стрельбы 45,3-кг снарядом 124 кбт), аналогичных стоящим на кораблях типа "Scharnhorst " и отличающихся лишь более тонкой броней лобового листа. Система управления огнем главного и вспо­могательного калибров осуществлялась тремя КДП: на боевой рубке, на носовой надстройке и в корме - перед возвышенной башней ГК. К ДП оборудовались 10,5-м или 7-м (на боевой рубке) стереодальномерами. Кроме того, каж­дая башня ГК оснащалась 10,5-м дальномером.


Вид на 150-мм башню и дымовую трубу с прожекторами. Линкор Бисмарк.



Во время достройки палубы линкора Бисмарк



Вид на башню "Цезарь", линкор Бисмарк, 1940 год.



Характеристики 380-мм башенной установки орудий главного калибра Drh LC34



Вид на тренажер для обучения заряжающих 150-мм орудия. Данный тренажер был установлен на верхней палубе между башнями С и D.



Баллистические характеристики 380-мм снаряда орудий главного калибра линкора Бисмарк.



Условный разрез башни Drh LC34 с 150-мм орудиями



Характеристики бронепробиваемости 380-мм бронебойного снаряда орудий главного калибра (довоенные/послевоенные данные)



Средняя 150-мм башня левого борта немецкого линкора "Бисмарк"



Правый борт немецкого линкора Бисмарк. Июнь-июль 1941 года. Вид на кормовые башни с 150-мм и 105-мм орудиями.



Баллистические характеристики 150-мм орудия SK C/28

Резервный пост управления огнем противоминной артиллерии располагался в средних башнях каждого борта, которые осна­щались дальномерами. Тяжелое зенитное вооружение составляли 16 105-мм/65 универсальных орудий модели С/33 в двухорудийных стабилизированных ус­тановках модели LC/33 (4 носовых на "Bismarck") и LC/37 (4 кормовых на "Bismarck" и все - на "Tirpitz"). Основное отличие этих ус­тановок заключалось в большей на треть ско­рости вертикального наведения у LC/37. Огнем 105-мм зениток управляла т.н. "сис­тема типа 1933 г." - четыре стабилизирован­ных поста в башенках сферической формы (SL-8) с 4-м дальномерами - два по бокам но­совой надстройки и два линейно-возвышенно на кормовой надстройке (последние на "Bismarck" так и не установили).


Пост управления огнем тяжелой зенитной артиллерии SL-8, линкор "Бисмарк"



Характеристики остойчивости (Остойчивостью называется способность судна, отклоненного от положения равновесия, возвращаться к нему.)


Бухта Киля, 1940 год. Линкор "Бисмарк" на якоре.



Осень 1939 года. Вид на башни главного калибра А и Б. Линкор Бисмарк во время достройки.



Балтика, сентябрь 1941 года. Линкор Бисмарк с его новыми 380-мм орудиями. Снимок сделан с немецкого тральщика, во время пребывания Бисмарка на Балтике.



Характеристики 150-мм башенной установки Drh LC34

В авиационное вооружение линкоров вхо­дили две катапульты, жестко закрепленные на спардеке перпендикулярно диаметральной плоскости и обеспечивающие взлет самолетов на оба борта, и трех ангаров: двух побортно от дымовой трубы и одного в корму от катапульт, примыкающего к кормовой надстройке. В рас­положении самолетных кранов между кораб­лями имелось одно различие - на "Bismarck" они стояли на верхней палубе, а на "Tirpitz" - на спардеке, причем с заметным смещением к диаметральной плоскости. При вступлении в строй "Bismarck" имел в составе своего радиоэлектронного оборудо­вания РЛС FuMO 23 (3 станции) и FuMO 21 . На "Tirpitz" вместо них установили более совер­шенные FuMO 27. Энергетическая установка "Bismarck" и "Tirpitz" принципиально не отличалась от ис­пользуемой на "Scharnhorst " и "Gneisenau" . Применялись агрегаты, работающие на паре с параметрами 55 атм и 450*С, намного более высокими, чем у большинства их современни­ков. Три турбоагрегата развивали суммарную долговременную мощность 138 000 л.с, а на короткий период - до 163 000 л.с.



Характеристики 380-мм снарядов.



Разрез 380-мм снаряда с баллистическим обтекателем

Каждый ТЗА включил турбины высокого, среднего и низкого давления, а также турбины крейсерского и заднего хода, соединенных с валом через зубчатый редуктор. ТЗА среднего гребного вала располагался в кормовом МО, бортовых - в носовом, разделенном водоне­проницаемой переборкой в диаметральной плоскости. 12 высоконапорных котлов "Wagner" стояли по два в шести КО, сведенных в носовую и кор­мовую группы. На испытаниях "Bismarck" развил среднюю продолжительную скорост ь 30,1 уз. при мощности 150 170 л.с, a "Tirpitz" - 30,8 уз, при 163 026 л.с. Позже, при испытаниях на мер­ной миле, наибольшая скорость "Bismarck " составила 31 уз.

Модернизации линкора Бисмарк.

В строй "Bismarck" вступил без КДП на носовой надстройке и боевой рубке, кроме того, на ко­рабле имелась лишь носовая группа 105-мм зе­нитных орудий - готовые установки кормовой группы и оба кормовых стабилизированных по­ста управления огнем SL-8 были отправлены в СССР. Окончательно корабль укомплектовали лишь осенью 1940 г. (октябрь - ноябрь), при­чем установки 105-мм орудий относились к но­вому типу LC/37, а посты управления их огнем получили упрощенное оборудование.


Башня главного калибра Drh LC/34

В январе 1941 г. с корабля демонтировали 10,5-м дальномер башни "А", а образовавши­еся отверсти я были заглушен ы броневым и листами. В марте 1941 г. добавлен один 20-мм авто­мат, в апреле - мае - еще 5x 1 и 2 х 4 "фирлинга" , после чего число 20-мм автоматов до­стигло 26 стволов (2x4 , 18x1). На "Tirpitz" в июле 1941 г. дополнительно ус­тановлено 4 20-мм автомата; в сентябре столь­ко же снято, добавлено 6x 4 20-мм автоматов и 2x4 533-м м ТА - последние разместили на верхней палубе между средними и кормовыми 150-мм башнями. В июне 1942 г. установили 2x 4 20-мм авто­мата; в марте 1943 г. - еще 2x4 . В 1943-194 4 гг. на корабле смонтировали РЛС FuMO 212/213 "Wurzburg" (снята незадол­го до гибели корабля). В июле 1944 г. на линкоре имелось 78 20-мм автоматов (18х4 и 6х1) .

Служба немецкого линкора Бисмарк.

"Bismarck " до начала мая 1941 г. проходил курс боевой подготовки на Балтике. 19 мая вместе с KPT "Prinz Eugen" он вышел из Готенхафена (Гдыня) для проведения опера­ции "Рейнбург" против британского судоходства в Северной Атлантике. В Каттегате корабли были замечены шведским КРЛ "Gotland", а 21 мая во время стоянки в Корс-фьорде близ Бер­гена их обнаружила брит. авиаразведка, после чего Флот метрополии вышел в море для их пе­рехвата. 23 мая "Bismarck" и "Prinz Eugen" об­наружили в Датско м проливе брит. КРТ "Suffolk" и "Norfolk" . Утром 24 мая у южного входа в Датский пролив герм, отряд был пере­хвачен брит. ЛКР "Hood" и ЛК "Prince of Wales". В завязавшемся бою "Hood" получил несколь­ко попаданий 380-мм снарядов с "Bismarck" , взорвался и затонул. Сам "Bismarck" получил три попадания 356-мм снарядов с "Prince of Wales", в результате чего на нем была пробита носовая цистерна. Вечером того же дня "Bismarck" атаковали девять торпедоносце в "Суордфиш " с АВ "Victorious" - получил одно попадание в бронепояс без каких-либо повреждений. 25 мая германски й отряд разделился, "Bismarck" в одиночк у направился в Брест. Британский флот на время потерял с ним контакт, восста­новив его лишь более суток спустя. Вечером 26 мая "Bismarck" атаковали 15 торпедоносцев "Суордфиш" с АВ "Ark Royal" - получил два попадания, выведено из строя ру­левое устройство. Ночью корабль безуспешно атакован четырьмя британскими и одним поль­ским ЭМ, а утром 27 мая обнаружен главными силами Флота метрополии - ЛК "King George V" и "Rodney" . В последовавшем бою "Bismarck" получил значительное число попа­даний 406-мм и 356-мм снарядов, затем был торпедирован KPT "Dorsetshire" и в затонул в 3 00 милях от Бреста (48 o 10" с.ш., 16 o 12" з.д.). Погибло 2290 членов экипажа, среди которых оказалис ь адмирал Лютьенс и командир ко­рабля капитан 1 ранга Линдеман, спасено 115 человек. В 1988 г. корпус корабля обнаружили на глу­бине 4500 м.

Измена мужа