При посещении кладбища душа умершего видит нас. Как в радоницу поминают покойных родственников

Строка поиска: усопшие

Найдено записей : 36

Здравствуйте. Я первый раз столкнулись со смертью родного человека. 26 октября будет 40 дней, как бабушки нет. Подскажите, пожалуйста, что надо сделать? Я совсем в этом ничего не понимаю. Заранее спасибо.

Надежда

Надежда, прежде всего, усопшие нуждаются в нашей молитвенной поддержке. Скорее всего, после смерти бабушки Вы уже заказали сорокоуст об упокоении (то есть поминание на Литургии в течение сорока дней). Теперь, если есть желание и возможность, можно заказать литургию на год или полгода. В сороковой день придите в храм, помолитесь за бабушку на литургии, закажите панихиду. Посетите кладбище, а потом устройте поминальную трапезу. На трапезе обычно подаются блины с медом и кутья - рис с медом и изюмом. От спиртного лучше отказаться.

иерей Владимир Шлыков

Вопрос отцу Александру Здравствуйте, батюшка. А как могут усопшие нас не видеть и молитвы наши не слышать, если они живы и после смерти, и правильно ли я считаю, что они знают, что происходит у нас, в здешнем мире?

Екатерина

Здравствуйте, Екатерина. Зачем гадать, мы с Вами в свое время каждый узнаем каково "там". Так же, как мы в своем теперешнем естественном состоянии не видим душ - ни живых, ни умерших, так и души умерших не видят нас. А молитвы наши воздействуют на души усопших не непосредственно, а через милосердие Божие, Который принимает наш труд ради близких и облегчает их участь. То, что мы слышим сообщения о каких-то явлениях "потустороннего" характера, не нарушает этого правила, а относится к другого рода реальности. Некоторым святым, которые составляют одну миллионную долю от всего человечества, были некие видения, о которых очень хорошо сказал Апостол: "Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли - не знаю, вне ли тела - не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке (только не знаю - в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать" (2Кор.12.2-4). Видеть видел, но сказать нечего. Иная реальность нашими понятиями не может быть описана. А то, что описывается нашими понятиями принадлежит нашему миру, т.е. земле, а мы знаем, что на землю был низвержен диавол и аггелы его. Оставим...

иерей Александр Белослюдов

По определенным обстоятельствам не отпели моего брата (он умер17.08). Тело нельзя было держать в морге долго, т.к. была жара и очень много покойников. Знаю, что нужно "запечатать" землю до 40 дней, т.е. до 25.09. На кладбище ехать боюсь, т.к. на пути есть блокпост, который периодически обстреливается. Что я могу сделать в этой ситуации? Как соблюдать все правила в такой обстановке? Крик души. Помогите!

Наталья

Дорогая Наталья, не обязательно до сорока дней высыпать землю с заочного отпевания на могилу усопшего. Никакое земное действо не может помешать или поспособствовать действию милости Божией. То, в чем действительно нуждаются усопшие – это наша молитва. Когда мир установится, тогда можно будет поехать на кладбище и доделать, что сейчас не можете. Храни Вас Бог.

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте! Моя история началась, когда отец мой начал болеть. Его болезнь сильно напугала меня. Его страдания были мучительные не только для него, но и для меня. И я начала ходить часто в храм, чтобы молиться за его здоровье. Но Господь забрал моего папочку. Моя жизнь перевернулась. Для меня так важно, чтобы отец видел мою любовь к нему. Не только, когда он был жив. Больше всего я боялась, что мой отец не сможет увидеть Рая. При жизни он был не сильно верующим человеком, но часто он рассказывал, что к нему приходили ангелы, и тогда он исповедовался и причастился накануне смерти. Я знаю, что на 40 день после смерти его душу Бог определит. Но я хочу повлиять на его участь. Я так люблю своего отца, что каждый день я прихожу в храм, и заказываю проскомидии, панихиды... Для меня важно, где будет обитать его душа. Его телесные боли - это пустота по сравнении с адом, там нет смерти... Я очень переживаю за отца. Я не нахожу себе места, потому что боюсь, что папа попадет в ад. Я так хочу сделать его счастливым, я так хочу, чтобы он радовался вечно, попал в Рай, где нет боли и печали. Я знаю, что я должна молиться за него всю жизнь. И своими делами показать любовь к Богу. Но у меня вопрос. Видят ли нас усопшие? Чувствуют ли наши молитвы? Знает ли отец, как я его люблю? И стоит ли мне верить снам? Ведь он приходит ласковый в мой сон. Сегодня 40 дней. Моя душа болит и радуется, я не хочу плакать, потому что мой папа рядом с Господом, но я так хочу его видеть. Я боюсь, что после 40 дней настанет Вечность, и я не знаю, какая она. Я не люблю ходить на его могилу, потому что там лишь символ - победа над смертью. Я желаю, чтобы отец жил Вечно в моих молитвах. И только в храме я чувствую с ним диалог, я чувствую, как он смотрит. Я знаю, что сегодня очень важный день, сегодня он снова восстанет перед Богом, но я искренно надеюсь, что Господь помилует его душу и я приобрету покой вместе с папой.

Олеся

Здравствуйте, Олеся. Примите мои соболезнования. Смерть - общий удел всех людей. И нас с Вами отпоют и похоронят. Но тот, кто не умрет, не сможет воскреснуть. Господь победил смерть смертью. Смерть телесная полагает грань существованию греха. Продолжайте поминовение усопшего. Ваши молитвы помогают отцу. Он не видит и не слышит Вас, но связь между Вами остается - это молитва. На сны не обращайте внимания, Вы видите не отца, а свою память о нем. Мы же просим у Господа, чтобы он дал усопшим вечную память, вот, Господь исполняет наши прошения и не дает нам забыть близких. Мы их помним, поэтому молимся о них и видим во сне. Святые называли сон бредом души. Так и Вы к снам относитесь. Это не откровения и не явления, просто естественная реакция души. Помоги Вам Бог.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте! У меня умерли мама и папа. Маме 7 сентября год, а папе - 11 сентября 40 дней. Можно ли все сделать в один день? И когда именно?

Ирина

Ирина, поминальную трапезу можно сделать в любой удобный для Вас день. Но в сами дни памяти родителей пойдите в храм, закажите литургию об упокоении и панихиду. Молитва -это главное, чего ждут от нас усопшие.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте, батюшка! Скажите, пожалуйста, до рождества Христова все люди попадали в ад? Правильно ли я поняла? Читаю Закон Божий, там написано, "Когда тело Спасителя лежало во гробе, Душею своею Он сошел в ад, к душам людей, которые умерли до Его страданий и смерти. И все души праведных людей, которые ждали пришествия Спасителя, Он освободил из ада." Значит, все праведники, святые, благочестивые люди за малейший грех попадали в ад? Объясните, пожалуйста! И еще вопросик, мы с мужем не венчаны, он не хочет, брак зарегистрирован, является ли наша жизнь блудом? Нужно ли исповедовать мне этот грех постоянно? Если муж никогда не захочет венчаться? Спасибо.

Валентина

Валентина! 1. До пришествия Спасителя усопшие праведники находились на лоне Авраамовом. По учению Православной Церкви - это место в аду, куда до Воскресения Христова шли души ветхозаветных праведников. В этом месте не было адских мучений, но не было и райской радости. На состояние человека в этом месте указывает Авраам, когда говорит о Лазаре: «Ныне же он здесь утешается»(Лк.16.25). Не «наслаждается», как в раю, но лишь «утешается» тем, что, в отличие от немилосердного богача, мучающегося в аду, избежал адских мук; что обрёл здесь общение с прародителями и праотцами еврейского народа; что из уст оных получил подтверждение древнего обетования о будущем пришествии в мир Мессии, Который спасет род человеческий и изведёт из ада в рай души праведников, что и произошло по Воскресении Христовом. 2. Православная Церковь признает законность брака, зарегистрированного в государственных органах. Такой брак не является блудным сожительством. Просто молитесь за мужа, чтобы он пришел к вере и осознал важность таинства венчания для православных супругов как Божьего благословения и Его благодатной помощи на пути семейной жизни.

иерей Владимир Шлыков

1. В моем молитвослове в молитве о живых написано:"...спаси, Господи, и помилуй Святейшего Вселенского Архиерея (имя)" и т.д. Какое имя у Вселенского Архиерея? 2. Нужно ли креститься при входе на кладбище, при выходе и у могилки? Нужно ли читать при этом какую-нибудь молитву?

Татьяна

1. Здесь имеется в виду Вселенский Патриархат, он же Константинопольский. В наше время Патриархом Константинопольским является Варфоломей. 2. А это – дело Вашего произволения и желания: если душа просит, почему бы не перекреститься, доставьте себе эту радость. Молитв особых при входе на кладбище не положено, однако, из благочестивого чувства можно прочесть тропарь «Со святыми упокой» или, учитывая, что сейчас – дни Пасхальные, «Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне», «Плотию уснув» и другие песнопения Пасхи. Да и «Христос воскресе» усопшим можно сказать. В житиях святых говорится о Киево-Печерском святом, преподобном Дионисии, который однажды спустился в пещеры, к усопшим братиям, и воскликнул им: «Христос воскресе!» И усопшие братия ответили ему: «Воистину воскресе!» В этот момент преподобного овеяла такая благодать, что он попросил позволения настоятеля более никогда не выходить из пещер и остаток дней провел там в подвиге и молитве.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшка! Христос воскресе! Мой папа умер некрещеным. Знаю, что можно поминать его в домашней молитве. А в храме, когда служится панихида или поминаются усопшие на литургии, могу ли я про себя молиться о его упокоении?

Татьяна

Да, Татьяна, можно, и даже очень хорошо! Господь милостив, и примет Вашу молитву, как благоприятную жертву, молитесь!

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! У меня умер папа, умер скоропостижно, шок и горе непередаваемое. Но самое главное, что меня мучит сильно, что я не успела сказать ему главных слов о том, как люблю его, не смогла попросить прощения за какие-то обиды и непонимание. Сейчас плачу, прошу прощения, молюсь за его душу. Он меня слышит, простил?

Наталья

Наталья, очень часто после смерти близких мы понимаем, как много мы не успели им вовремя сказать. Сейчас Ваша любовь к папе должна проявляться в усердной молитве за него. Усопшие чувствуют нашу молитву, она очень облегчает их посмертную участь.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, у меня накануне умерла бабушка, а через месяц у меня день рождения. Скажите, мне можно праздновать или нет?

Александр

Александр, нет особых правил по этому вопросу. Но лично я думаю, что дни поминовения усопших важнее, чем день рождения. Усопшие за себя не могут сами помолиться, и поэтому они надеются на нашу и церковную молитву. Так что мой совет - пока 40 дней не пройдет, справлять день рождения не нужно. В этот период лучше усиленно помолиться за Вашу бабушку, заказать ей поминовение в Церкви. А день рождения справите потом – немного с опозданием, но ничего страшного.

иеромонах Викторин (Асеев)

Уважаемые батюшки, в Ветхом и Новом Заветах, житиях святых мы часто встречаем, что знамения и откровения приходят к людям во снах. Но в то же время, во многих духовных книгах сказано, что снам нельзя верить, т. к. мы люди грешные и не способны распознать природу этих явлений. Как же все-таки относиться к этому современным людям? Ведь иногда нам снятся наши дорогие усопшие, или мы видим "как на яву" какие-то события. Благодарю за ответ.

Татьяна

Татьяна, заметьте, сколько в Священном Писании описывается таких значимых, вещих снов? Всего несколько. А сколько нам всего снится? Целый поток! Так вот, сны от Бога – вещь очень и очень редкая, и распознавать их Святые отцы учат так: если сон приводит тебя в глубоко-покаянное чувство, в сознание своих грехов и своего бедственного духовного положения, то, возможно, он – от Бога, хотя возможно, что и нет. А во всех остальных случаях, даже когда снятся усопшие родственники, но сон не меняет нас духовно, он никакого отношения к Богу не имеет.

игумен Никон (Головко)

Здраствуйте. Скажите, надо ли делать поминки за умершего, 11 лет?

Елена

Елена, за умершего необходимо молиться независимо от того, сколько ему лет и как давно он умер. Усопшие всегда ждут нашей молитвы за них. В годовщину усопшего нужно обязательно помолиться за него в церкви, и по окончании службы попросить священника отслужить панихиду. Другое дело поминальный стол – это далеко не так важно, хотя и не будет лишним.

иеромонах Викторин (Асеев)

Как отсчитывать 40 дней? Со дня кончины?

Юрий

Юрий, день смерти считается первым днем, с него нужно отсчитать 3, 9 и 40 дней. Крайне важно помнить, что усопшие нуждаются в молитве. Сами за себя молиться они уже не могут, поэтому мы, живые, должны за них молиться. 3, 9 и 40 дни - это особые поминальные дни для усопших. В эти дни нужно сугубо за них молиться, служить панихиды и заказывать церковное поминовение для крещеных усопших. Самый важный день – 40-й, когда определяется, куда отправится душа, в рай или в ад.

иеромонах Викторин (Асеев)

Добрый день! 10 августа заказала папе сорокоуст, была литургия и панихида, но 9 дней папе будет 14 августа. Мне сказали в церкви, что можно заказать заранее. Это правильно? Не сделала ли я ошибки, очень переживаю.

Елена

Елена, поминовение новопреставленного очень важно для его души. Усопшие сами молиться за себя не могут. Особые поминальные дни - это 3, 9 и 40. Эти дни не следует переносить на другую дату. Нужно поминать именно в эти дни. Самый же важный день для усопшего - это 40-й день, когда определяется его посмертная участь. Поэтому придерживайтесь точной даты.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, уважаемый батюшка! 29 июня будет 1 год, как умерла моя мамочка. Поминки мы делаем дома, скажите, пожалуйста, постные они или мясные?

Светлана

Светлана, больше нужно уделять внимания не застолью, а молитвенному поминовению усопших. Усопшие не могут молиться сами за себя, они очень надеются на нас, живых, и на церковную молитву. 29 июня будет суббота, в этот день необходимо помолиться в церкви за Литургией и помянуть свою маму, по окончании службы нужно отслужить панихиду. Петров пост начинается с 1 июля, 29 июня нет поста, и поэтому на поминальный стол можно поставить любые продукты, в том числе и мясные.

иеромонах Викторин (Асеев)

Можно ли справлять свадьбу в день смерти давно умершего деда?

людмила

Людмила, в принципе, можно, но не стоит забывать, что ваш дед нуждается в молитве - а кто еще за него помолится, как не близкие родственники? Усопшие надеются на нашу молитву за них.

иеромонах Викторин (Асеев)

Можно ли мужу идти на похороны бабушки, если в доме новорожденный?

Алена

Алена, а причем вообще здесь новорожденный?! Все это какие-то суеверия. Идти на похороны бабушки Вашему мужу можно безо всякого сомнения. А вот за усопших нужно молиться, и дома, и в церкви. Поминовение усопших - это наша прямая обязанность перед умершими сродниками. Усопшие сами за себя молиться не могут, и поэтому мы должны им помогать своей молитвой.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, батюшки! От чего произошло, что поминать усопших и ходить на кладбище нужно на Радоницу? И по поводу остальных дней в году особого поминовения усопших. В этот день нас лучше видят и слышат наши близкие? А разве в другие дни не видят и не слышат? И почему именно принято ходить на кладбище, разве именно там видят нас наши близкие, а в другом месте нет? Я думала, что на небе они нас везде видят. Тогда почему эти дни ведут нас на кладбище? И интересно, каким образом они нас на самом деле видят и слышат - так же, как мы, живые, здесь? Или это сделано больше для нас живых, чтобы мы помнили о наших близких, молились? Но ведь, как говорится по поводу мучительной музыки, которая провожает в последний путь, - кому горько и так плачут, а кому все равно - и музыка ничего не изменит. Ведь близкие именно по духу люди, а не просто по обязанности, и так постоянно помнят и молятся.

Людмила

Людмила, видят ли нас усопшие или не видят – на это существует множество мнений, но однозначно сейчас, живя на земле, мы сказать не можем. Понятно лишь одно: незримая духовная связь, безусловно, существует всегда. В отношении того, почему после Пасхи принято ходить на кладбище лишь на Радоницу, можно сказать, что эта традиция носит уставной характер: ради торжества, радости и величия Пасхи некоторое время Церковью не совершаются гласные моления о усопших, а только лишь тайные, в алтаре. Но на Радоницу мы все идем на кладбища, чтобы и усопшим возвестить пасхальную радость приветствием "Христос воскресе!" Эта традиция не связана с тем, что усопшие, как Вы говорите, нас в этот день видят лучше, чем в другие дни, нет, это сделано, чтобы подчеркнуть торжественность праздника. Но помнить о своих усопших мы должны всегда, и православный христианин, беря пример с Матери-Церкви, которая каждый день поминает усопших, тоже ежедневно, даже в пасхальный период, дома на молитве поминает своих ушедших из жизни сродников.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! У моей доченьки День рождения (1 год) 12 мая, можно ли праздновать его? Или неделю после Пасхи нельзя (перед поминовением усопших)? Спасибо!

Ольга

Ольга, 12 мая будет воскресенье на Фоминой неделе. И очень хорошо в этот день справить день рождения. В этот день нет поста. С поминовением усопших это связывать не нужно. У нас у всех есть усопшие родственники, за которых мы обязаны молиться, а 14 мая будет Радоница. Радоница - это Пасхальная радость для усопших. Нисколько не сомневайтесь, и справляйте день рождения спокойно.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, батюшка! Недавно умер мой дедушка. Он был не верующим, но его похоронили как православного, прочитали молитвы. Я стала очень переживать о том, как пройдет он воздушные мытарства... В интернете я прочла, что для того, чтобы моя молитва была угодна Господу, надо возложить на себя некие ограничения, совершить душевный подвиг. Меня все время мучили блудные мысли, но здесь я решила во чтобы то ни стало на 40 дней прекратить о них думать. Я нашла в интернете огромную молитву за умершего ("Акафист за единоумершего") и каждый день в течении двух недель старалась читать ее, не отвлекаясь. Но недавно я сильно заболела, и блудные мысли окутали меня с новой силой. Но как только мне станет лучше, надеюсь снова взять себя в руки и продолжить молится. Но меня волнует, будет ли такая молитва угодна Богу, после семидневного перерыва? Смогу ли я такой молитвой помочь моему дедушке пройти мытарства? Если, не приведи Господь, душа попадет в ад, можно ли ее от туда вымолить? И еще, можно ли молится о душе после 40 дней, и поможет ли это ей?

Анна

Анна, для того и существует Церковь, чтобы человек приходил и каялся в своих грехах. От грехов можно очиститься только при жизни, через покаяние. После смерти нет покаяния, после смерти - воздаяние, которое человек получает за свою жизнь. Как сказано в Евангелии, «праведник едва спасается», а что же будет с грешником, который ушел из жизни без покаяния? Конечно, можно вымолить своих усопших сродников, но для этого недостаточно молиться только 40 дней. Этому нужно посвятить всю свою жизнь. Нужно отказаться от всех греховных начинаний, вести свою жизнь благочестиво, регулярно ходить в церковь, исповедаться и причащаться, молиться за своих усопших и за себя. И так всю жизнь. Если Вы так проживете, то сами спасетесь, и по вашей молитве Господь помилует и вашего дедушку. Усопшие не могут за себя молиться, они надеются на нас и на церковную молитву. Бог всегда нас слышит, когда мы искренне молимся. Даже если и случился перерыв в молитве, не следует опускать руки, нужно продолжать.

иеромонах Викторин (Асеев)

1

Люди, у которых уходят из жизни близкие, часто задаются вопросом — что такое душа? Есть ли она вообще? Человек сталкивается с непониманием, по каким законам живёт душа. Начинается поиск доказательств существования души, сбор различной информации из всевозможных источников. Опыт наших предков, показывает, что душа существует, но мы же не можем её увидеть, пощупать…? Эти противоречия, зачастую, ставят в тупик.

Окружающую нас внешнюю жизнь мы можем наблюдать выразительно и отчетливо. Это доступно каждому. В настоящее время, происходит активное развитие научных и объективных знаний. Вместе с тем, у человека появляется желание и стремление узнать больше о душе, подпитанное примерами о возможности её существования. И если о своей душе мы что-то как-то знаем, то о чужой можем только догадываться. Очень многое из того, что касается души, сокрыто. Душа — это из другой области. Душу не нужно щупать, определять цвет. И если даже и есть какие-то параметры, по которым что-либо можно определить, (например, методы экстрасенсов), то это — второстепенное, неважное и ненужное… О душе нужно знать совершенно другое. Потому как, Господь сказал, «…Кто из человеков знает, ЧТО в человеке, кроме ДУХА человеческого, живущего в нём?»

Когда мы рассуждаем о себе, мы не задумываемся о цвете своей души, как она видится другим людям. Однако, при общении, есть способность ПОЧУВСТВОВАТЬ другого. Каким чувством — непонятно, но способность ощущать есть. Чем более человек развит, взрослее, тем больше он может уловить различных нюансов особенности души другого. Например, прозорливцы, могут намного больше сказать о других, чем обычный человек. Им Господь открывает то, что для обычного ума, недоступно. Речь идёт о восприятии души, когда одна душа воспринимает другую.

И если даже сравнить рождение ребёнка, которое проходит в муках, в родовых схватках, и наблюдать смерть и агонию, то и здесь можно провести аналогию. Т.е, тело рождает как будто бы душу, которая выходит из тела. И действительно, после смерти всё прекращается, так же как и у женщины после родов.

Это то, что человеку открыто. То, что мы видим, наблюдаем и знаем.

Но дальше, по-видимому, не спроста, Бог дальнейшее скрывает от нас, ставит нам преграду. Есть вещи, которые можно знать всем, а есть знания, которые требуют определённого уровня зрелости. Например, что происходит в семейной жизни, детям не открывается, а открывается в определённом возрасте. Так и здесь. Знание о душе, даётся человеку по мере его духовного возрастания. И вот святые, которые действительно возросли в меру возраста Христова, многое знают о душе. Они знают и чувствуют, но не ищут. Я убежден, что путь познания души, убеждение, что она действительно есть — это путь не чтения, не изучение вопроса на чьих-то примерах…ЭТО ПУТЬ СВОЕГО СОБСТВЕННОГО ВЗРОСЛЕНИЯ.

Сколько бы мы не приводили аргументов о взрослой жизни малышу, он все равно не может разобраться правильно в этой информации. Вырастет — поймет обязательно. Вот и нам надо стремиться к духовному росту. Тогда нам все будет ясно.

Что делать человеку, проходящему через тяжёлую психологическую травму потери, который раньше не задумывался о душе? Что можно посоветовать, чтобы — убедиться, понять, принять?
Бывает, что люди ходят в Храм, ставят свечки, считают себя членами Церкви, но в горе у них возникают реакции, как у атеистов – неверие, ропот, сомнение в Его справедливости. С чем это может быть связано?

Когда мы теряем близких, в первую очередь, сталкиваемся с абсурдностью ситуации. Абсурд заключается в том, что мы не можем поверить, что человека больше нет… Не можем даже подумать, что нас тоже когда-нибудь не будет. Это не укладывается в нашем сознании. И смириться с этим абсурдом невозможно. Поскольку человек к этому не был готов, раньше об этом не задумывался, то для него это становится реальной и ощутимой болью.

Люди, которые ходят в храм, имеющие философский склад ума, которые задумывались о смерти, имеющие какой-то опыт, они обычно не так болезненно воспринимают потерю. Они начинают задавать вопросы СЕБЕ, искать ответы в себе… И Господь открывается им. И открывает…

Люди же, которые привыкли жить мирскими стереотипами, которые боятся, не хотят, не умеют думать о духовных вещах, зачастую, останавливаются на обряде. Священник понимает, что это второстепенные вещи, что нужно думать о душе, о молитве. Но те, кто не пришёл к этому знанию, либо ещё не готов, в большей степени обращают внимание на внешнюю сторону, для них обряд становится важнее. Но сам по себе обряд не помогает ни их душе, ни душам усопших.

Важно заметить, что смысл не в том, сколько раз ходить в Храм, а что при этом человек откроет в себе.

Зачем человек ходит на кладбище, если не верит?

Действительно, есть следование каким-либо традициям, человеческим нормам, обычаям. Обычно неверующие находятся в плену человеческих порядков. То, что считается общепринятым. Но, как правило, это люди, не имеющие своего собственного внутреннего стержня. Фактически, если человек ходит на могилу и не знает, ради чего он туда ходит, он следует каким-то образцам. Если он не будет ходить, его осудят… Действительно, зачем ходить на кладбище тому, кто не верит в воскресение души? Да и в саму душу не верит! Многие говорят что так принято, но мало ли еще чего принято, того чего человек не исполняет! Принято, например, по воскресениям в храм ходить. Принято 2000 лет исповедовать грехи. А много тысячелетий принято молится. Но это же не делают все! А вот традицию ходить на кладбище соблюдают все. Потому что это не требует внутренних усилий над собой, не надо менять себя. Парадокс в том, что люди, тем не менее, ходят на кладбище, и где-то на подсознательном уровне — верят, что в этом что-то есть. И при этом веру отрицают.

Зачастую человек боится Церкви, как организации. Человек не против поговорить о высшем разуме, но не хочет никаких обязательств.

Ведь, если придти в Церковь, то нужно выполнять определённые правила, подчиняться каким-то духовным законам, менять в соответствии с этими законами жизнь. Некоторые люди действительно этого боятся. Они не хотят менять нормы своего поведения. Боятся изменить самим себе, своим привычкам, мнение о себе. Самому себя менять, искать свои грехи – это очень тяжело, болезненно и неприятно. Сейчас человек настолько погружен в суету внешней жизни, что своей духовной жизни – внимание уделяет по минимуму. Очень мало сил остаётся, чтобы посмотреть внутрь себя.

Это выбор каждого человека.

Когда нет Веры, когда нет подтверждения наличия души в материальности, когда нет опыта, человек начинает вдумываться в свои сны, прислушиваться к советам окружающих. Начинает ещё больше страдать, попадая в хаос мыслей и неопределённости. Что можно порекомендовать в этом случае?

Когда происходят какие-то критичные события для нас, то мы становимся на перепутье. Есть разные варианты, как думать. Нужно решить, по какой дороге пойти. И когда перед человеком явным образом стоит выбор, «верить – не верить» или «во ЧТО верить», вот этот выбор становится очень критичным. Мы боимся ошибиться. Хотим точного определения, как правильно. Но точного и определённого знания на этот момент нет.

Здесь важно:

СМИРЕНИЕ.

Чтобы то, что уже открыто, то знание, которое есть – принять. Потерпеть, что ты не знаешь большего. Если человек требует очевидных знаний, чтоб совсем успокоиться, это требование может привести ещё к более тяжёлым последствиям и страданиям.

Поэтому в Христианстве говорится о смирении. То, что имеем – ценить. Будет человек ценить, ему воздастся большее. Как Господь сказал: «Имеющему, дано будет и преумножится, а у не имеющего отнимется и то, что имеет». Очень важно смириться с тем, что уже открыто и не требовать большего.

НЕ ПОДДАВАТЬСЯ НА МЫСЛИ ИЗ ВНЕ, НЕ ВЕРИТЬ В ПУСТОТУ.

Так же человек встаёт перед выбором, во что верить. Верить в то, что душа есть и она бессмертна; либо, что после смерти всё заканчивается и ничего больше нет. Пустота. Это тоже вера. Вера в пустоту. Я хочу продемонстрировать это на примере. На числовой оси очень много чисел, вплоть до дробных, их бесчисленное множество. Человеку, чтобы представить эти числа, нужно задумываться, рисовать их в воображении. А есть ноль. Он один. И о нём не нужно задумываться и размышлять. Это и есть эта пустота.

Я могу порекомендовать людям, которые не верят в существование души, у которых не хватает сил поверить, что душа бессмертна, по крайней мере, не верить во второе, говорящее, что всё заканчивается. Нельзя давать этой второй вере завладеть собой. Не верьте в пустоту. Это значительно ухудшит ситуацию.

Мы привыкли за 70 лет материалистической философии к определённым суждениям. Есть материя, а есть её свойства. Свойства являются вторичными. Сама материя – это важно, как принято считать. Поэтому к свойствам мы относимся как к чему-то более легковесному. А на самом деле, дело обстоит по-другому. Можно проиллюстрировать это примером из физики:

Есть материальные объекты. Но то, что называют просто функциями, не имеющими самостоятельного значения, в религии эти функции несут в себе жизнь. Они не менее реальны, чем материальные объекты. В религии называют их Ангелами.

И поэтому соотношение совсем другое. Эти функции, Ангелы, не менее реальны, чем физические объекты.

Из этого следует, что душа, гораздо ближе к Ангелам, чем к каким – то материальным объектам. Душу нельзя измерить, наблюдать, но действие её мы видим.

Тема феноменов, происходящих в земной жизни, описанная в православной литературе, тема клинической смерти, тема жизни после смерти…- можно ли это связать с вопросами души? Ведь часто случается, что после таких произошедших с человеком событий, он внутренне преображается, начинает верить и не сомневается?

Да, безусловно, феномен присутствует. Есть множество историй, собранных из разных источников, серьезных исследований этого вопроса. Множество работ есть о клинической смерти, о выходе души из тела, когда человек видит себя со стороны.

Но о многих историях мы не знаем. Потому, что сами же люди, как правило, о каких-то феноменальных вещах умалчивают, которые происходили с ними, так как это очень личный опыт, остающийся только у них.

Но если мы зададимся целью собрать информацию, разобраться, что происходит после смерти, конечно, найдём массу подтверждений этому. Очень серьезным доказательством истинности переживаний можно считать то, что действительно, множество людей, переживших клиническую смерть, духовно приходят к тому, что по-старому жить уже не могут, идут в Церковь, мирское их не так уже волнует, как раньше. Это и является примерами, что всё это не фантазии.

Если говорить о душе, порой удивляешься, как внешность человека меняется от его душевного и духовного состояния. Злого человека мы всегда отличим от доброго. Внутреннее, всегда отражается на внешнем. И человек, который был злой, потом покаялся, стал заниматься праведной деятельностью, стал добрым, у него и внешность изменилась при этом. Это ли не доказательство связи души и тела? Не мозг же меняет внешность?

Да, только я бы назвал это обоснованием, а не доказательством

Те же святые отцы, такие индивидуальности как Серафим Саровский, Сергий Радонежский, Кирилл Белозерский, они были очень критичные и самостоятельные люди, не поддающиеся толпе, с критичным образом мыслей, трезвомыслящие…Они же не сомневались, были уверены, что душа есть.

Да, конечно они в это не только верили, но и знали. Но для многих неверующих это не убедительное доказательство

Если человек хочет убедиться, он пытается понять, разобраться. Если он не хочет, то сколько ему не доказывай, он всё-равно «заткнул уши», закрыл глаза. Ему ничего не покажешь и не объяснишь. Смерть является неким стимулом, который заставляет думать и открывать глаза на реальность. Духовную реальность в особенности. И не хотел бы человек, но никуда не денешься.

Но если человек отключает определённые свои чувства, и не хочет направить их туда, куда надо, то ничего объяснить невозможно. Как профессор Московской духовной Академии А.И. Осипов любит приводить пример, « попробуйте объяснить слепому человеку, как выглядит розовое или жёлтое», ему ничего не докажешь.

Как можно поверить в ту жизнь, если нельзя объяснить того, по каким законам, она происходит, с точки зрения нашего восприятия и понимания? Т.е, все стараются переносить на ту жизнь какие-то свойства этой жизни.

Я уже говорил, о том, что жизнь души идет по другим законам. Если вернуться в физику, то есть электрическое поле, есть магнитное поле. Законы разные, но, тем не менее, связаны друг с другом. Электрическое поле порождает статические частицы. А при движении этих частиц возникает магнитное поле. А потом оказывается, что магнитное поле возникает не только при движении частиц, но и существует безо всяких частиц. Это разные, но связанные миры. И точно объяснить свойства другого мира находясь в этом невозможно.

Жизнь души после смерти описана многими авторами. Есть и определённое научное описание. Но в различных культурах мы можем наблюдать разницу в этих описаниях. И даже внутри одной и той же культуры, в частности Православии, есть разница в описании у разных святых отцов. В основном, это различия в частностях, но, тем не менее, все эти представления – частично рознятся. Появляются сомнения…Соблазн говорить, что всё это вымысел.

В каждой культуре есть свои отличия и особенности. Акцентировать внимание на этих частностях и отличиях бессмысленно, так как это специфический взгляд человека, который пытается до нас что-то «донести».

Хочу привести в пример слова Андрея Кураева, который говорит, что удивительным образом Иудаизм и Христианство отличаются от других верований и религий. В них мало разработана часть, о существовании души после смерти. Мы почти не знаем, что происходит после смерти.

В Христианстве, в Евангелие, существует только единственная история про богача и Лазаря. Но стоит обратить внимание на то, что после Воскресения Христа, когда он уже прошел через многое, и казалось, мог многое поведать людям (ведь сорок дней он присутствовал среди них), Он практически ничего не сказал. Сам Господь ничего не рассказал! Очень много из преданий дошло до наших дней, а о жизни после смерти — почти ничего. Это значит, что нам это – НЕ НУЖНО. Сам Господь поставил пределы. Как — будто он говорит нам: «Вы туда не ходите, вам это не нужно, вы – младенцы. Подрастёте – узнаете».

Если ребёнку рассказать о море, которое он никогда не видел, для него морем может казаться и пруд с лягушками во дворе. Ведь если он не видел никогда, то и знать наверняка не может. Здесь включается воображение и можно придумать всё, что угодно. Но пока ребёнок САМ не увидит море, он не поймёт всей прелести, как бы ему не старались объяснить.

Самое главное здесь – ДОВЕРИЕ.

Нужно научиться доверять. Не пытаться самому представлять и фантазировать, как там будет – хорошо или плохо. Жить этой жизнью. Там будет тоже хорошо, если эту хорошо прожил. Главное всегда помнить — переход в другую жизнь, это действительно тайна.

В Церкви всё сводится не к представлению о жизни после смерти, а к помощи. Если вы можете сделать что-то для умершего – сделайте. По Евангелию, существует определённая связь, между той жизнью, которая здесь и той, которая там. Если ты здесь жил по-божески, значит и там будет хорошо.

Что мы можем сделать для души ушедшего в другой мир?

Здесь, в реальной жизни, дополнить его жизнь. Сделать что-то ради него. И эта помощь отразится, на его жизни там. Если ради умершего творится милостыня, милосердие, то это как-будто, он сделал сам, в этой жизни. Ему это воздастся. Можно причаститься, ради близкого ушедшего, изменить себя, пойти к Богу. Души близких связаны с нашими душами.

Хочу проиллюстрировать это примером из физики. Две мельчайшие частицы, находившиеся во взаимодействии, после разделения продолжают вести себя как части единой реальности. Как бы далеко ни находились друг от друга, они ведут себя одинаковым образом, одновременно изменяясь, относительно друг друга, хотя между ними не происходит никакого обмена информацией.

Невероятные факты

Смерть близких людей - это всегда трагичное и болезненное событие. Возможно, поэтому многие верят, что они все еще могут общаться с нами даже после того, как покинули этот мир.

Многие люди рассказывают о необъяснимых ощущениях и событиях , которые были связаны с умершими близкими им людьми.

Некоторые утверждают, что видят духов, другие же просто считают, что наши друзья и члены семьи остаются с нами еще долго после смерти.

Хотя у этих явлений нет научного подтверждения, мы все еще верим в такую возможность.

Вот несколько признаков, которые, по утверждениям многих людей, указывали на связь ушедших от нас людей с друзьями и семьей.

Испытывали ли вы нечто похожее и верите ли вы в то, что умершие люди пытаются с нами связаться?

1. Их запах


© Comstock / Photo Images

Запах может быть одним из самых сильных способов общения умершего родственника или друга. Люди часто говорят о том, что чувствовали запах духов или дезодоранта, тогда как другие могли уловить неповторимый запах самого человека.

Также многие сообщали о том, что чувствовали запах сигаретного дыма, если умерший в жизни был курильщиком, либо их любимого блюда.

2. Появление во снах


© romankosolapov / Getty Images

Хотя многие сны с друзьями и близкими членами семьи, которых мы потеряли, можно объяснить рационально, многие утверждают, что сны, на самом деле, являются явлением из другого мира.

Таким образом, многие умершие люди пытаются связаться с нами, пока мы спим. Они могут просто появиться и исчезнуть, либо пытаться донести какое-то сообщение через сны, например, что с ними все в порядке.

3. Случайные предметы на пути


© JTeivans / Getty Images

Предметы, которые были передвинуты с привычного места и оказались у вас на пути, также могут стать признаком того, что близкий человек все еще рядом.

Многие утверждают, что важные предметы, такие как фотографии или украшения загадочным образом оказывались в другом месте. Считается, что эти предметы оказались у вас на пути, чтобы вы знали, что человек, которого с вами нет, все еще рядом.

Часто можно услышать, что человек знал, что оставил вещь в определенном месте, но он каким-то образом передвинулся.

4. Ощущение присутствия


© Clearphoto / Getty Images

Возможно, самый распространенный способ узнать, находился ли близкий человек рядом, это почувствовать его присутствие.

Хотя это сложно ощутить, этот признак зачастую убеждает даже самых закоренелых скептиков. Это может быть ощущение смещения энергии в комнате. Зачастую это сложно объяснить, но вы можете знать или чувствовать, что этот человек рядом.

Ощущение может стать сильнее, если вы почувствуете, как что-то сместилось на кровати или кресле рядом с вами.

5. Мелодия в нужный момент


© stock-eye / Getty Images

Когда любимая мелодия или песня, связанная с вашими отношениями, появляется в нужный момент, это может быть признаком, что любимый человек все еще рядом.

Многие утверждают, что слышат значимую для них песню снова и снова в разных местах. Они считают, что это является напоминанием того, что этот человек находится близко.

Хотя некоторые посчитают это простым совпадением, люди утверждают, что слышали песню именно в тот момент, когда думали об умершем человеке.

6. Странная электрическая активность


© hksusp / Getty Images

Хотя может показаться, что это сцена из фильмов, многие рассказывают о странной электрической активности, которая происходит, когда умерший человек пытался с ними связаться.

Это может принимать разные формы, например, мерцание света или телевизора, внезапное включение прибора или шумы и звуковые сигналы электронных устройств.

Некоторые рассказывают о телефонных звонках, в которых с того конца никто не отвечает.

7. Любимые цифры


© papparaffie / Getty Images

Одним из способов общения близких людей может стать использование цифр.

Люди рассказывают, как начинают видеть очень важные цифры, которые появляются везде, например, на часах, в книгах или по телевизору. Это могут быть важные даты, возраст или даже любимые цифры этого человека.

8. Прикосновение


© Comstock / Photo Images

Это может вызвать шок, но ощущение прикосновения, когда вы находитесь одни, может стать очень мощным признаком присутствия любимого умершего человека.

Существует множество способов прикоснуться, например, с помощью легкого поцелуя, когда кто-то скользит волосами или поглаживает вас по спине или руке. Часто это сопровождается ощущением присутствия.

9. Животные


© jockermax / Getty Images

Многие считают, что умершие близкие люди попытаются дать о себе знать через животных. Например, ваш взгляд может привлечь бабочка, птица или другие животное, либо оно может показаться вам похожим.

Некоторые рассказывают о том, что обычно агрессивные животные пытались подойти и даже прикоснуться к ним, что считалось признаком того, что умерший человек хочет связаться.

Закончилась Пасха, но череда православных традиций продолжается. В этой статье рассказывается о Радонице — 9 день от Пасхи - родительский день, день особого поминовения усопших. Как правильно его провести.

Для посещения кладбища Церковь назначает специальный день – Радоницу (от слова радость – ведь праздник Пасхи продолжается) и этот праздник совершается во вторник после пасхальной недели. Обычно в этот день после вечернего богослужения или после Литургии совершается полная панихида, в которую включаются и пасхальные песнопения. Верующие посещают кладбище, чтобы помолиться об усопших.

Как относиться к могиле православного христианина

Кладбища - это священные места, где покоятся тела умерших до будущего воскресения.

Даже по законам языческих государств усыпальницы считали священными и неприкосновенными.

Из глубокой дохристианской древности идет обычай отмечать место погребения устройством над ним холма.

Переняв этот обычай, христианская Церковь украшает могильный холм победным знамением нашего спасения - Святым Животворящим Крестом, начертанным на надгробной плите или поставленным над надгробием.

Мы называем наших покойных усопшими, а не умершими, потому что в определенное время они встанут из гроба.

Могила - это место будущего воскресения, и поэтому необходимо соблюдать ее в чистоте и порядке.

Крест на могиле православного христианина - молчаливый проповедник блаженного бессмертия и воскресения.

Водруженный в землю и возвышающийся к небу, он знаменует веру христиан в то, что тело умершего находится здесь, в земле, а душа - на небе, что под крестом сокрыто семя, которое произрастает для жизни вечной в Царстве Божием.

Крест на могиле ставят у ног покойного так, чтобы Распятие было обращено к лицу покойного.

Надо особо следить, чтобы крест на могиле не покосился, был всегда окрашен, чист и ухожен.

Простой скромный крест из металла или дерева более приличествует могиле православного христианина, нежели дорогие монументы и надгробия из гранита и мрамора.

После того, как умирает человек, заканчивается жизнедеятельность его тела: прекращает работу мозг и сердце. Принято считать, что душа человека – это отдельная субстанция, которая существует вне зависимости от физического тела и умирает намного дольше, чем человек. Другие считают, что душа не умирает вовсе.

Точного и определенного мнения на этот счет не существует. Каждый делает свои определенные выводы, основанные на вероисповедании и личных предпочтениях. В православии принято считать, что после умирания тела, душа человека живет еще ровно 40 дней в мире с живыми людьми и только потом отправляется в рай. Именно на 40 день принято поминать усопшего, провожая его в «лучший мир».

Поэтому можно смело утверждать, что души умерших близких присутствуют рядом со своими родными первые 40 дней, а значит, видят, чувствуют и слышат людей. Конечно же, это происходит не тогда, когда удобно самим душам, а когда их мысленно или словесно помянут, вспомнят, обратятся к ним.

Видят ли нас умершие родственники на кладбище?

Еще один вопрос, волнующий людей, похоронивших своих близких, это видят ли их души усопших, когда те приходят к ним на кладбище. Следует сделать акценты на том, какие бывают души: упокоенные и не упокоенные. Первые – души тех, кто умер естественным путем или был убит, вторые – души людей, совершившие самоубийство.

Считается, что не упокоенные души не достойны того, чтобы уйти в «лучший мир» и их наказание – скитаться среди живых, не находя упокоения. Такие души часто привязаны к своему телу, месту, где они умерли или могиле, в которой их похоронили. Разговаривать с такими душами стоит, ведь за них не принято молиться и ставить свечи и только воспоминания могут хоть как-то облегчить им существование.

Считается также, что после захоронения душа может не уходить в «иной мир», если она того не хочет. Она может существовать среди живых столько, сколько ей требуется, если она наблюдает за близкими и ждет завершения незаконченных дел. В любом случае, душа всегда привязана к телу и, если вы не можете почувствовать человека в обычной обстановке, вы можете ощутить его на месте захоронения.

Что нужно делать в поминальный день

В первую очередь после прихода на кладбище следует зажечь свечку, поставить ее на могилку и помолиться. После чего принято вспоминать покойного, мысленно поговорить с ним и убрать могилку.

Не рекомендуется есть или пить на кладбище. Безусловно, в том, чтобы посидеть с родственниками возле могилки, нет ничего грешного. Этот обычай пришел к нам еще с дохристианских времен. Однако употребления алкоголя на кладбище церковь запрещает. Поэтому лучше сходить на кладбище, помолиться там и поговорить с покойными родными, а за стол садиться уже дома.

Чего делать нельзя

На кладбище нельзя употреблять алкоголь и устраивать долгие застолья. Также нельзя устраивать пышного застолья и дома после возвращения с кладбища. Родными могут собраться за одним столом и просто пообедать.

Также не рекомендуется оставлять на могилках спиртное. Этот обычай не имеет ничего общего с христианством, а тянется еще с языческих времен. Оставлять скоропортящиеся продукты на могилках тоже не стоит. Это может привлечь бездомных собак и мух. Куличи и крашенки лучше раздавать, а на могилке можно оставить несколько конфет.

Как покойные встречают живых в Радоницу

Души только один раз в год спускаются на Радоницу к своему тленному телу и ждут, когда родные и близкие придут их навестить, якобы в этот день они могут даже дотронуться до вас.

Есть особые дни в году, когда вся Церковь с благоговением и любовью молитвенно вспоминает всех «от века», т.е. во все времена, умерших своих собратьев по вере. По Уставу Православной Церкви такое поминовение усопших совершается по субботам. И это не случайно. Мы знаем, что именно в Великую Субботу, накануне Своего Воскресения, Господь Иисус Христос мертвый пребывал во гробе.

Этот трогательный обычай коренится в глубокой вере православных христиан в то, что человек бессмертен и душа его, однажды родившись, будет жить вечно, что видимая нами смерть — это временный сон, сон для плоти, и время ликования для освобожденной души. Смерти нет, говорит нам Церковь, есть только переход, преставление из этого мира в мир иной… И каждый из нас однажды уже пережил подобный переход. Когда в содроганиях и муках рождения человек покидает уютное лоно матери, он страдает, мучается и кричит. Страдает и трепещет плоть его перед неизвестностью и ужасом грядущей жизни… И как сказано в Евангелии: «Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее, но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир.» Так же страдает и трепещет душа, покидающая уютное лоно своего тела. Но проходит совсем немного времени, и выражение скорби и страдания на лице усопшего исчезает, лик его светлеет и успокаивается. Душа родилась в иной мир! Поэтому-то мы и можем молитвой своей желать нашим умершим близким блаженного упокоения там, в покое и свете, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная…

Поэтому-то, зная о вечном бытии души человеческой «за гранью смерти зримой», мы молимся с надеждой и верой, что молитвы наши помогут душе в ее загробном странствии, укрепят ее в момент страшного последнего выбора между светом и тьмой, защитят от нападения злых сил…

Сегодня православные христиане молятся об «усопших отцех и братиях наших». Первые, о ком мы вспоминаем, молясь об умерших, — наши покойные родители. Поэтому и суббота, посвященная молитвенной памяти почивших, называется «родительской». Таких родительских суббот в течение календарного года — шесть. У родительской субботы есть и еще одно название: «Димитриевская». Суббота названа так в честь воспоминаемого 8 ноября святого великомученика Димитрия Солунского. Установление поминовения в эту субботу принадлежит святому благоверному великому князю Димитрию Донскому, который, совершив после Куликовской битвы поминовение павших на ней воинов, предложил совершать это поминовение ежегодно, в субботу перед 8 ноября. Поскольку в этом году, суббота перед днем памяти вмч. Димитрия Солунского совпадает с днем празднования Казанской иконе Божией Матери,поминальная родительская суббота совершается сегодня.

Согласно определению Архиерейского Собора РПЦ 1994 года, поминовение наших воинов совершается 9 мая. Так как Димитриевская поминальная суббота совершается накануне 7 ноября, дня начала кровавого переворота, положившего начало невиданных гонений против Церкви в истории нашего Отечества, мы сегодня поминаем всех страдальческий погибших в годы лихолетия. Сегодня мы молимся за наших сродников и за всех соотечественников, чья жизнь была искалечена в период богоборчества.

Они ушли, а любовь к ним и благодарность — остались. Не значит ли это, что души их не исчезли, не растворились в небытии? Что они знают, помнят и слышат нас? Что они нуждаются в нас?.. Подумаем об этом и помолимся о них.

Дай Бог, братья и сестры, чтобы через нашу молитву Господь простил многие и многие вольные и невольные согрешения нашим усопшим родным и близким, и будем верить, что наша молитва не односторонняя: когда мы молимся за них, они молятся за нас.

Видят ли нас умершие после смерти

В воспоминаниях священноисповедника Николая, митрополита Алма-Атинского и Казахстанского, есть следующий рассказ: Однажды Владыка, отвечая на вопрос, слышат ли умершие наши молитвы, сказал, что не только слышат, но и «сами за нас молятся. И даже больше того: видят нас, какие мы есть в глубине сердца нашего, и если мы живем благочестиво, то радуются, а если нерадиво живем, то печалятся и молятся о нас Богу. Связь наша с ними не прерывается, а лишь временно ослабляется». Затем Владыка рассказал случай, который подтверждал его слова.

Священник, отец Владимиру Страхов служил в одной из московских церквей. Окончив Литургию, он задержался в храме. Все молящиеся разошлись, оставался лишь он да псаломщик. Входит старушка, скромно, но чисто одетая, в темном платье, и обращается к священнику с просьбою пойти и причастить ее сына. Дает адрес: улицу, номер дома, номер квартиры, имя и фамилию этого сына. Священник обещает исполнить это сегодня же, берет Святые Дары и идет по указанному адресу. Поднимается по лестнице, звонит. Ему отворяет дверь человек интеллигентного вида, с бородкой, лет тридцати. Несколько удивленно смотрит на батюшку. «Что вам угодно?» - «Меня просили зайти по этому адресу приобщить больного». Тот удивляется еще больше. «Я живу здесь один, никого больных нет, и в священнике я не нуждаюсь!» Изумлен и священник. «Как же так? Ведь вот адрес: улица, номер дома, номер квартиры. Как Вас зовут?» Оказывается, и имя совпадает. «Позвольте все же войти к вам». - «Пожалуйста!» Входит батюшка, садится, рассказывает, что приходила старушка приглашать его, и во время своего рассказа поднимает глаза на стену и видит большой портрет этой самой старушки. «Да вот же она! Это она и приходила ко мне!» - восклицает он. «Помилуйте! - возражает хозяин квартиры. -Да это моя мать, она скончалась уже лет 15 тому назад!» Но священник продолжает утверждать, что именно ее он сегодня видел. Разговорились. Молодой человек оказался студентом Московского Университета, не причащался уже много лет. «Впрочем, раз Вы уже пришли сюда, и все это так загадочно, я готов исповедаться и причаститься», - решает он наконец. Исповедь была долгая, искренняя - можно сказать, за всю сознательную жизнь. С большим удовлетворением отпустил ему грехи священник и приобщил его Святых Тайн. Ушел он, а во время вечерни приходят сказать ему, что студент этот неожиданно скончался, и соседи пришли просить батюшку отслужить первую панихиду. Если бы мать не озаботилась из загробного мира о своем сыне, то он так и отошел бы в вечность, не приобщившись Святых Тайн».

Это тоже урок, который всем нам преподносит сегодня Святая Христова Православная Церковь. Будем внимательны, потому что мы знаем, что всем нам без исключения рано или поздно придется расстаться с этой земной жизнью. И мы предстанем перед своим Творцом и Создателем с ответом о том, как мы жили, что совершали в своей земной жизни, достойны ли были Своего Небесного Отца. Это очень важно всем нам сегодня вспомнить и подумать об этом, и попросить у Бога, чтобы Господь простил нам наши согрешения, вольные или невольные. И вместе с тем, приложить все усилия для того, чтобы не возвращаться к грехам, а совершать богоугодную, святую и достойную жизнь. А для этого у нас есть все: у нас есть Святая Церковь с ее Святыми Христовыми Таинствами и помощь всех святых подвижников веры и благочестия, и прежде всего - Самой Царицы Небесной, Которая готова всегда протянуть нам руку Своей материнской помощи. Вот, братья и сестры, те уроки, которые все мы должны извлечь из сегодняшнего дня, который именуется Димитриевской родительской субботой. Царствие Небесное и вечный покой всем от века почившим отцам, братиям, сестрам и прочим сродникам нашим. Дай Бог, чтобы все мы с вами, достойно совершая молитву о всех от века почивших православных христианах, вместе с тем достойно совершали и свой жизненный путь. Аминь.

Измена мужа