Староверы отличие от православия. Староверы — отличия от православных и разница в традициях

В ХVII веке Патриарх Никон провел реформы, которые были вызваны необходимостью привести богослужебную практику Русской Церкви к единому образцу. Часть духовенства вместе с мирянами отвергли эти изменения, заявив, что не отступят от старых обрядов. Они назвали Никоновскую реформу «порчей веры» и заявили, что сохранят в богослужении прежние уставы и традиции. Человеку непосвященному трудно отличить православного от старовера, поскольку не так велика разница между представителями «старой» и «новой» веры.

Кто такие староверы и православные христиане

Староверы – христиане,отошедшие от православной церкви вследствие своего несогласия с реформами, проводимыми Патриархом Никоном.
Православные христиане – верующие люди,признающие догматы Православной Церкви.

Сравнение староверов и православных христиан

В чем же разница между староверами и православными христианами?
Староверы более отрешены от мира, нежели православные христиане. В быту у них сохранились древние традиции, которые, по сути своей, стали определенным ритуалом. Быт православных христиан лишен многих утяжелющих его религиозных обрядов. Главное, о чем никогда не следует забывать, – это молитва перед каждым делом, а также соблюдение Заповедей.
В православной церкви принято троеперстное крестное знамение. Оно означает единство Пресвятой Троицы. При этом мизинец и безымянный палец прижимаются вместе к ладони и символизируют веру в богочеловеческую природу Христа. Старообрядцы средний и указательный палец складывают вместе, исповедуя двойственную природу Спасителя. Большой, безымянный палец и мизинец прижимают к ладони, как символ Пресвятой Троицы.
У старообрядцев принято двукратно возглашать «Аллилуия» и добавлять «Слава Тебе, Боже». Так, утверждают они, возглашала древняя церковь. Православные «Аллилуия» возглашают трижды. Само это слово в переводе означает «хвалите Бога». Троекратное произношение, с точки зрения православных, прославляет Пресвятую Троицу.
Во многих староверских течениях принято для участия в богослужении надевать одежду в древнерусском стиле. Это рубаха или косоворотка для мужчин, сарафан и большой платок для женщин. Мужчины, как правило, отращивают бороду. У православных христиан особый стиль одежды полагается только священству. Миряне приходят в храм в скромной, не вызывающей, но обычной светской одежде, женщины – с покрытой головой. К слову сказать, в современных староверских приходах нет строгих требований к одежде молящихся.
Во время богослужения староверы держат руки не по швам, как православные, а скрещенными на груди. И для одних, и для других это – знак особого смирения перед Богом. Все действия во время службы верующие старообрядцы совершают синхронно. Если нужно кланяться, то это одновременно делают все присутствующие в храме.
Староверы признают только восьмиконечный крест. Именно такую его форму они считают совершенной. Православные, кроме этого, еще и четырехконечный, и шестиконечный.
При богослужении старообрядцы совершают земные поклоны. У православных во время службы приняты поясные. Земные же совершаются только в особых случаях. Причем, в воскресенье и праздники, а также а святую Пятидесятницу, земные поклоны строго запрещены.
Старообрядцы имя Христа пишут как Исус, а православные – Ии сус. Также отличаются самые верхние начертания на кресте. У староверов это ЦРЬ СЛВЫ (Царь Славы) и IС ХС (Исус Христос). На православном восьмиконечном кресте написано ИНЦИ (Иисус Назорей Царь Иудейский) и IИС ХС (Ии сус Христос). На нательном восьмиконечном кресте староверов нет изображения распятия.
Как правило, на могилах староверов ставятся восьмиконечные кресты с двухскатной крышей, так называемые голубцы, – символ русской старины. У православных не приняты кресты, накрытые сверху крышей.

TheDifference.ru определил, что отличие староверов от православных христиан заключается в следующем:

Приверженцы старой веры в быту более отрешены от мира, нежели православные христиане.
Староверы совершают двоеперстное крестное знамение, православные – троеперстное.
Во время молитвы у староверов принято двукратное возглашение «Аллилуйя», у православных – трехкратное.
При богослужении староверы держат руки скрещенными на груди, православные – опущенными по швам.
Все действия во время службы староверы совершают синхронно.
Как правило, для участия в богослужении староверы надевают одежду в старорусском стиле. У православных только для священства существует особый тип одежды.
При богослужении староверы совершают земные поклоны, православные – поясные.
Староверы признают только восьмиконечный крест, православные – восьми-, шести- и четырехконечный.
Различно у православных и староверов написание имени Христа, а также начертание букв над восьмиконечным крестом.
На нательных крестах староверов (восьмиконечные внутри четырехконечного) нет изображения распятия.

Староверы и старообрядцы: история возникновения

Старовер боярыня Морозова

Осенью 1884 года художник Василий Суриков начал писать картину, которую задумал уже давно. Несколько лет он писал этюды и эскизы карандашом, акварелью и даже маслом. А в 1887 году он выставил ее на пятнадцатой передвижной художественной выставке. Она уносила зрителей в далекий 17 век. Как говорил сам автор, он изобразил позор следования боярыни Феодосии Прокопьевной Морозовой для допроса в Кремль за приверженность к расколу в царствовании Алексея Михайловича. Но не один только образ Морозовой своей трагичностью завораживает зрителей данной картины. Картина вместила в себя драматическую историю всего русского народа, всех слоев общества, драму разных поколений и судеб. Этим вышла за рамки личной трагедии, описав трагедию целого века.

Феодосия Соковнина готовилась к свадьбе. Она выходила замуж за боярина Глеба Морозова, брат которого был воспитателем царя. Входя в семью Морозовых, Феодосия становилась одной из самых богатых и знатных боярынь Москвы. В тот солнечный день казалось ничто не может омрачить ее счастья. Не знала Феодосия, что вскоре родит она сына, а еще через время останется вдовой и наследницей огромного состояния братьев Морозовых. Не знала она и того, что её, самую богатую и родовитую боярыню Москвы, царь Алексей Михайлович вызовет на допрос. Что её, подругу царицы, будут пытать на дыбе. Это ему, государю, она будет угрожать, подняв к небу руку со сложенным двуперстием. Не знала она, что её вместе с сестрой и ближайшей подругой посадят в сырую темницу, где они в последствие умерли от голода. А причиной всему этому будет раскол, рассекший надвое не только церковь, но и всю Русь.

Искоренить староверов: политика царя Романова А.М, повлекшая раскол в религии и обществе

Взойдя на престол в возрасте 16 лет, Алексей Михайлович Романов знал к какой цели он идёт. Целью этого было создание православной империи такой как Византия. Поскольку Русское государство довольно успешно развивалось и даже сумело объединить с собой всю территорию ныне называемой государством Украина, то у царя возникла амбициозная идея быть восстановителем вселенского православного государства. Он мечтал освободить земли Балканы, Константинополя, Греции и стать новым императором. Греческие епископы и митрополиты имели благосклонность к царю Алексею и были частыми гостями в его приемных палатах. Они подогревали его чувства для объединения и распространения своей православной веры.
Для изменения принципов уже устоявшейся веры своего народа была необходима реформа. С помощью данной реформы должны были измениться тексты всех священных книг, которые использовали русские священнослужители. Следовательно, изменению коснулись и проводимые обряды с ритуалами.

Царь Романов А.М. для религиозной реформы находит русского священнослужителя, тяготеющего к греческой системе христианства. Это был митрополит Новгородский по имени Никон. Он говорил, что сам русский, но тяготеет к греческой системе вероисповедания.

Еще в начале царствования Алексея Романова духовник царя Стефан Вонифатьев создал при государе кружок "ревнителей благочестия". Целью его было усиление роли православной веры, возвышение авторитета церкви и борьба против католицизма и протестантизма. В кружок входили наиболее активные подвижники, такие как Новгородский митрополит Никон, протопоп Аввакум, настоятель Казанского собора Иван Неронов и другие. Все они были сторонниками представления Руси как о третьем Риме. Все они подчеркивали, что Русь - это бого-избранное государство, единственное в мире сохранившее истинное духовное знание и веру. Духовники хотели создать идеальное православное царство. Примером жизни по Христу должен был стать царь Алексей Михайлович Романов. Поэтому создавался образ христианского царя - строгого ревнителя веры, жизнь которого полностью подчинена церковным правилам и предписаниям. Но царем владела вселенская идея империи, а Никон всячески поддерживал данную идею.

Новый патриарх против старообрядцев

В 1652 году при активном содействии Алексея Михайловича Никон стал патриархом русской церкви. Помня о поручении царя, новый патриарх сразу же начал церковную реформу. Первым его нововведением было требование, разосланное по всем приходам, в котором говорилось о замене земных поклонов - поясными и крещение тремя перстами - вместо двух. Это сразу же вызвало протест. В первую очередь запротестовали его соратники по кружку благочестия. Многими священнослужителями и обычными людьми мирянами эта реформа была воспринята как изменение веры. Многие в этом усмотрели угрозу насчет спасения своей души. В народе стала популярна идея, говорящая, что Никон стал слугой антихриста или же он и есть антихрист.

Властный патриарх Никон в свою очередь занялся преследованием неугодных ему людей, коими были его бывшие соратники по кружку и другие священники, выступающие против религиозной реформы. Ревнители веры, такие как протопоп Иван Неронов, боярыня Морозова, дьякон Федор Иванов во всеуслышание заявили то, что пришло время лютое, царство Антихриста. Протопопы Аввакум и Даниил написали царю письмо, где обличили ересь патриарха Никона. Узнав об этом, патриарх приказал схватить непослушных его воле священников. Их взяли под стражу. Даниила остригли и сослали в Астрахань. Аввакума держали десять месяцев в темнице и затем вместе с его семьей сослали в Сибирь. В пути с протопопом обращались жестоко: били кнутом и бросали в холодный снег. Его лишили духовного звания и прокляли. В свою очередь Аввакум проклял патриарха Никона. Так начался долгий, не заканчивающийся и по сей день религиозный раскол.

Современным людям трудно представить, как можно пытать и казнить, сжигать людей и заниматься самосожжением из-за таких вопросов как крещение двумя или тремя пальцами. Что же на самом деле произошло? Что вызвало такую бурную реакцию в русском церковном обществе?

Церковный раскол был глобальной катастрофой. Изменение касалось не только обрядов, так как за этим скрывались два главных вопроса:
Является ли Русь действительно носителем истинной веры? Могут ли высшие чины церковнослужителей собственноручно изменять писания, внося существенные изменения в них?

Однако раскол затронул не только церковь. Все кто был недоволен или обижен властью, начиная с бояр и до самих низов крестьян и холопов, шли в раскол, чтобы выразить свой протест. Все беды и казни после подавленных восстаний, переселение жителей деревни во вновь построенные города, закрепощение крестьян, чума 1954 года - все это приписывали из-за нарушения старых церковных обычаев. И действительно, было введено множество новшеств, регламентирующих человека в церковь.

Некоторые из нововведений:

  • Священникам предписывалось брать за венчание один рубль, за повторный брак уже два рубля, за третий - три рубля, даже если один из прежних супругов умер естественной смертью.
  • Раньше среди крестьян венчание не всегда предусматривало обязательное вступление в брак. Обряд совершали тогда, когда считали удобным для себя. Теперь это осуждалось церквью как прелюбодеяние.
  • Девушка или вдова, родившая ребенка вне брака, должна была уйти в монастырь, а виновный (отец ребенка) в содеяном должен был уплатить в казну митрополита штраф в размере трех рублей.
  • В начале 1680 годов стали требовать обязательное посещения церкви с двенадцати-летнего возраста. Также человек должен был соблюдать посты и исповедоваться. Те же люди, которые не приходили исповедоваться, отмечались в специальную тетрадь и считались раскольниками.

Гонение и преследование староверов (старообрядцев)

В 1670-1680 годах усилился режим преследований. Раскольников предписывалось связывать и преводить в суды. К ним разрешалось применять пытки. После трех предупреждений их сжигали, а их прах развеивали по ветру. По такому принципу было сожжено много старообрядцев: загоняли мужчин, женщин, детей и стариков в одну избу и поджигали ее.

Тех людей, кто готов был раскаяться, ссылали в монастырь и там содержали на хлебе и воде всю оставшуюся жизнь. За сокрытие информации о староверах полагалось бичевание и ссылка в дальние города Сибири. Это также относилось и к священникам.

Такими мерами правительство решило устрашить население для повиновения, но результат оказался обратным. Протопоп Аввакум призывал старообрядцев принимать смерть от огня, нежели принимать новую веру. Он уверял, что погибнув ради своей веры, они превратятся в святых мученников и попадут в Царствие Божие.

По всей Руси пылали горящие избы - так сжигали заживо староверов. Эта инквизиция поддерживалась царем Руси. Некоторые старообрядцы, видя что за ними уже идут, сами поджигали свою избу и погибали за свою веру. Это продолжалось не один десяток лет. Лучшая часть священнослужителей, придерживающихся старообрядства, ушли в группу раскола. Некоторые сожгли себя сами, некоторых сожгло правительство. В 17 веке около 20000 семей в знак протеста новой вере сожгли сами себя в своей избе. Многие старообрядцы, покинув свои дома, ушли жить в лес.

Корни раскола семнадцатого века необходимо искать в тех изменениях церковной жизни и русского общества, которые произошли в конце 15 - начале 16 веков, с приездом в Москву греческой принцессы Софии или Зои Палеолог. Став женой великого князя Ивана-третьего и будучи наследницей византийских императоров, Софья прививала русской церкви византийские или греческие правила. Вместе с ней на Русь пришла большая свита безработных греческих священников и монахов, потерявших свои приходы в захваченных землях Византии. Здесь же на Руси они получали высокие должности. Русская церковь все больше становилась греческой. Нынешняя православная церковь полностью переняла греческие правила обряды. Все проводимые ритуалы в наше время как раз и идут от греческого православия (литургия, панихида, молебны).

Когда церковные волнения 15-16 столетий улеглись и были подавлены волнения староверов и старообрядцев, то власть Москвы заявила, что Русь теперь стала Третьим Римом. Но была еще одна существенная причина, благодоря которой концепция "Москва - Третий Рим" стремительно набирала силу. Это было привратное понимание близости конца света церковными иерархами.

В свое время архиепископ Геннадий Гонзов, занимавшийся подавлением икономыслящих староверов в Новгороде, на полном серьезе считал, что раз греческий церковный календарь Паскаль заканчивается в 1492 годом, то значит этот год будет последним в истории. Данный календарь вел летоисчесление от сотворения мира и именно в этот год заканчивались 6000 лет, после чего, как верили тогда, наступит второе пришествие Христа. Многие священники были не согласны с точкой зрения архиепископа. они на основе священных писаний доказывали ему то, что никому из людей не дано знать время второго пришествия Христа. Но архиепископ Геннадий фанатично отстаивал свое мнение и был готов с позволения властей преследовать непокорных ему священников.

Когда в назначенный срок конца света не произошло, то на выручку заблуждающимся священникам пришел другой почитатель греческой церковной культуры под именем Иосиф Волоцкий. Он истолковал 1492 год, как начало тысячилетнего царствия на земле. Он считал, что благоприятное царствие наступит тогда, когда все враги будут повержены. А именно имел ввиду то, что все народы земли должны были покориться Руси.
[Очень странное заявление для священнослужителя, которые по идеи не должны вмешиваться в политику с не основанными на священных писаниях идеями. Скорее всего данный священник действовал из своих корыстных побуждений ради выгоды и славы. Истинный священнослужитель должен говорить только правду, руководствуясь священными писаниями, и не должен подстраиваться под правительство даже перед угрозой расправы. Староверы и старообрядцы гибли за веру в Господа Бога и не меняли свое мнение, подстраиваясь под глупые намерения правительства страны.]

Староверы и старообрядцы: обучение, быт, работа, молитва

Староверы говорят так: "Мы придерживаемся христианства, принятого на Руси в 988 году (крещение Руси). Благостное влияние христианской церкви на общество и управление длилось на протяжении многих столетий. Но в конечном итоге к власти пришли некомпетентные правители, которые захотели уменьшить влияние истинного знания на общество и подчинить себе управление церковью. Для этих целей правительство выдвигало нужных священников на пост патриарха, которые устанавливали новые правила и обычаи. После чего на непокорных начались гонения за веру, массовые ссылки в Сибирь, тюремные заключения и пытки, массовые казни, насильное принуждение посещения церкви для всего народа."

Для истинных староверов нельзя пользоваться техническим прогрессом современной цивилизации, считается грехом смотреть телевизор, слушать радио, пользоваться электричеством, использовать автомобили, трактора и прочую технику. Им также нельзя получать паспорт, так как они говорят, что там дьявольская печать. Все замужние женщины обязаны покрывать голову и волосы платком, мужчины должны носить длинные бороды. Детей обычно у староверов много: шесть - десять детей это вполне нормально для старообрядческих семей. Детей они не отдают в современную школу, а обучают грамоте на дому. Обычно они дают знание начальных классов: чтение, правописание, элементарная математика. Это вполне хватает для жизни в поселение и общине. Все дети в семье с малых лет помогают родителям по хозяйству и обучаются определенным ремеслам. Как только дети достигают половой зрелости - их стараются выдать замуж либо женить.

У староверов есть своя система образования, в которой идет заучивание наизусть большего количества молитв, обучение чтению, арифметики и знаменному пению. У них есть несколько книг, по которым они проводят обучению: Азбука, Псалтырь и Часослов. Детей, тянущихся к духовному знанию, учат славянскому письму и иконописи.

Сами староверы стараются жить обособленно насколько это возможно. Ведут оседлый образ жизни. Занимаются в основном сельским хозяйством: пашут землю, сажают зерновые культуры, овощи и некоторые фрукты. В летний период времени часто занимаются сборами всевозможных ягод, орехов и грибов. Староверы держат разного вида животных: куры, козы, бараны, коровы, лошади. По их вере разрешается применять в пищу плоть убитых животных.

Старообрядцы стараются соблюдать все посты, молиться перед едой, проводить совместные молитвы. Пищу они готовят на огне и в печах. Гостям, не имеющим отношение к староверческой традиции, они дают пищу в специально отведенной для гостей посуде. Они не любят когда их снимают на камеру, стараются спрятать свое лицо. Они утверждают, что это для них грешно и им потом приходится совершать тысячу земных поклонов, дабы отмолить данный грех. Внутрь своего храма староверы не пускают, говорят что неверующим запрещено заходить. Ну и соответственно снимать тоже внутри храма не дают. Кто-то из староверов охотнее идет на контакт и дает снимать себя на камеру, рассказывает как у них все устроено, приглашает домой и кормят едой. А более старое поколение не настроено общаться с неверующими.

Одежду, посуду для кухни, и многие другие инструменты они в основном покупают в магазине, так как мастеров, занимающихся производством данных вещей, практически нет среди небольших поселений староверов. Одежду для похода в церковь они кроят и шьют сами, правда из покупной в магазине ткани. Автомобиль и трактора им заменяют лошади. У старообрядцев ребенок с малых лет уже умеет ездить на лошади. Лошадь в селе всегда нужна: и землю вспахать, и сено просушенное увезти с поля, и дрова из леса привезти в тележке, и поехать в дальнее место.

У особо замкнутых старообрядцев нет паспорта гражданина страны. Они не получают никаких пенсий и пособий. Вся надежда только на свои силы и на Господа Бога. Так как все старообрядцы люди семейные и имеют помногу детей, то им незачем беспокоится в старости: о получении пенсии, о своих заболеваниях и прочих невзгодах. Дети всегда помогут престарелым родителям.

В основном староверы - это крепкие и закаленные люди, которые живут вне самых лучших условиях и климате. Суровые сибирские зимы, отсутствие экстренной медицинской помощи, постоянный физический труд сделали из старообрядцев по-настоящему крепких и ответственных людей.

Староверы и старообрядцы: немного статистики

Имеются несколько основных названий общин староверов:

  • Часовенные
  • Стариковщина
  • Николаевские Беспоповцы
  • Кержаки

Старообряднические поселения были замечены на Урале в начале 19 века. "Согласием" у староверов принято называть крупное религиозное движение, объединяющее все общины: поповские и беспоповские. Поповские общины - это такие общины, которые имеют священнослужителей и там есть своя иерархия. Соответственно исходя из самого названия "беспоповцы" означает то, что в таких общинах не было своих священнослужителей. У беспоповцев глава семьи (муж) сам заботился о религиозном просвящении своей семьи. Например, в отличие от других поселений, общество Часовенное принимало в свои общины беглых священнослужителей. Они их не перекрещивали, а просто проводили простой обряд. К началу 19 веку община Часовенное стало именоваться как Беспоповское. В данном обществе практиковался такой вид обряда крещения, как крещение с повторными полными погружениями тела человека, проходившего этот ритуал.

Беспоповских общин староверов было больше чем поповских, с соотношением 3:1. Среди беспоповских общин можно назвать такие, как: Пастухово, Любушкино, Филипповское согласие и другие. Поповские согласия: Новоблагословенное, Новозыбковское, Сусловское и другие . Смотрите на рисунок.

После жестоких расправ и преследований староверы, спасая свои жизни бежали вглубь Сибири и другие страны. Согласие старообрядцев было отмечено во многих регионах России: Алтай, Алтайский край, Красноярский край, Кемеровская область, Томская область, Дальний Восток, Хабаровский край, Приморский край, Амурская область. В других странах: Бразилии, США (Орегон, Аляска) также были бежавшие из-за гонений и преследований за веру в России староверы. Староверы насчитывают около 25 общин (не путать с поселением, так как одна община могла включать в себя несколько десятков поселений). Общая численность староверов и старообрядцев только в одной России насчитывала около двух миллионов человек (2 000 000).

Староверы и старообрядцы: отличия от православных

  • Старообрядцы крестят себя двумя сложенными вместе пальцами вместо трех.
  • Крещение происходит с помощью полного погружения в воду, а не обливанием водой из ковша.
  • Редкое использование восьмиконечного Распятия. Полностью не применяется четырехконечное Распятие. Староверы предпочитают простой четырехконечный крест.
  • Старообрядцы в своих священных писаниях записывали имя Исус с одной буквой "И", без нового добавления второй буквы Иисус.
  • Староверы предпочитают унисонное и монодическое пение молитв. У них неприемлимы следующие типы пения: партесное, оперное, хромотическое.
  • Службы Богу проводят по древнему писанию "Церковное око", что соответствует Иерусалимскому богослужебному уставу.
  • Полное исполнение песен канонов и молитв.
  • Практически не используются акафисты и другие более поздние молитвенные сочинения.
  • Не проходит служба великого поста Пассия.
  • У старообрядцев есть начальные и исходные поклоны, которые после реформы патриарха Никона были убраны.
  • У староверов в службах все должно происходить синхронно: одновременные поклоны, крещение, молитвы в голос и прочее.
  • Святой водой считается та вода, которая освящена в день рождения Исуса Христа или в день его крещения.
  • Крестный ход у старообрядцев идет по направлению солнца, то есть по часовой стрелке.
  • Более предпочтительное присутствие на службах и молитвах христиан в традиционных русских нарядах: кафтан, сарафан, косоворот и т.д.
  • Также старообрядцы используют старославянское написание некоторых слов. Например, Давид - Давыд, Ева - Евва, Иероусалим - Иеросалим и тому подобное.
  • Староверы в своих молитвах произносят слово Аллилуйя (в конце или начале молитв) два раза и затем идет словосочетание "слава тебе Боже". Если переводить слово "Аллилуйя", то оно будет буквально означать "слава тебе Боже". В современной церкви слово Аллилуйя произносят три раза подряд: «Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе, Боже». Тем самым они утверждают славу Святой Троице. Но староверы делают замечание, что третье слово аллилуйя уже лишнее, так как "слава тебе Боже" и есть третья аллилуйя и почитание святой Троицы.

Староверы, они же старообрядцы, - адепты православного течения в России. Движение староверов было вынужденным, так как патриарх Никон во второй половине XVII века приказал провести церковную реформу Русской Православной Церкви. Цель реформы: привести в соответствие с византийскими (греческими) все обряды, службы и церковные книги. В середине 50-х годов XVII века патриарх Тихон имел мощную поддержку царя Алексея Михайловича, который претворял в жизнь концепцию: Москва - Третий Рим. Поэтому церковные реформы Никона должны были идеально вписаться в данную идею. Но, де-факто, в Русской Православной Церкви произошел раскол.

Это была истинная трагедия, так как часть верующих не захотели принять церковную реформу, которая меняла их уклад жизни и представление о вере. Так зародилось движение староверов. Люди, не согласные с Никоном, бежали в отдаленные уголки страны: горы, леса, таежную глухомань - лишь бы жить по своим канонам. Часто происходили случаи самосожжения верующих старого обряда. Иногда это случалось с целыми деревнями при попытках официальной и церковной властей претворить в жизнь новые идеи Никона. Картины по записям некоторых летописцев представали страшные: большой амбар, объятый пламенем, из него несутся псалмы, которые поют в огне десятки людей. Такова была сила воли и стойкость духа староверов, которые не хотели перемен, считая их от лукавого. Староверы: отличие от православных - очень серьезная тема, которую исследовали некоторые ученые-историки в СССР.

Одним из таких исследователей в 80-е годы прошлого века был профессор Борис Ситников, который преподавал в Новосибирском педагогическом институте. Каждое лето он и его студенты выезжали в старообрядческие поселки Сибири и собирали интереснейший материал.

Староверы России: отличие от православных (основные моменты)

Специалисты по церковной истории насчитывают десятки отличий староверов от православных в вопросах чтения и толкования Библии, проведении церковной службы, других обрядах, быту и внешнем виде. А также отметим, что староверы неоднородны. Среди них выделяются различные течения, которые еще добавляют отличий, но уже между самими почитателями старой веры. Поморцы, федосеевцы, беглопоповцы, беспоповцы, поповцы, спасовский толк, нетовщина и многие другие. Не будем рассказывать все подробно, так как не хватит места в одной статье. Кратко взглянем на основные отличия и разночтения между староверами и православными.

1. Как правильно креститься.

Никон во время своей реформы церкви запретил креститься по старому обычаю двумя перстами. Всем было приказано совершать троеперстное крестное знамение. То есть креститься по-новому: тремя пальцами, сложенными в щепоть. Староверы не приняли этот постулат, увидели в нем кукиш (фигу) и напрочь отказывались креститься тремя пальцами. Старообрядцы и сейчас совершают крестное знамение двумя перстами.

2. Форма креста.

У староверов принята до сих пор дореформенная форма православного креста. Он имеет восемь концов. К нашему привычному кресту добавлены две маленькие перекладинки вверху (прямая) и внизу (косая). Правда, по мнению некоторых исследователей некоторые толки староверов признают и другие формы крестов.

3. Земные поклоны.

Староверы, в отличие от православных, признают только земные поклоны, а вторые - поясные.

4. Нательный крест.

У старообрядцев это всегда восьмиконечный крест (как описывалось выше) внутри четырехконечного. Главное отличие, что никогда на этом кресте нет изображения распятого Иисуса Христа.

5. Во время богослужения староверы держат руки скрещенными на груди, а православные опускают их по швам.

6. По-разному пишется имя Иисуса Христа. Есть разночтения в некоторых молитвах. Один ученый-историк насчитал, как минимум, 62 разночтения в молитвах.

7. Практически полный отказ от спиртного и курения. В некоторых старообрядческих толках допускалось принять три рюмки спиртного на большие праздники, но не более.

8. Внешний вид.

В старообрядческой церкви не встретите, как в наших православных, девушек и женщин с косынками на голове, в шапках или платках, завязанных узлом сзади. Женщина - строго в платке, заколотом булавкой под подбородком. Никакой яркой и цветной одежды не допускается. Мужчины - в старорусских рубашках навыпуск обязательно с поясом, разделяющим две части тела на нижнюю (грязную) и верхнюю (духовную). В повседневной жизни мужчине-староверу запрещено сбривать бороду и носить галстук (Иудина удавка).

Кстати, из всех русских царей староверы особенно ненавидели Петра Первого за то, что тот заставлял сбривать бороды, забирал староверов в армию, приучал народ к курению (была поговорка у староверов: "Табачник - в аду приказчик") и прочим, по мнению староверов, заморским дьявольским штучкам. А Петр Первый реально ценил воинов, которые попадали в армию из староверов. Известен один интересный случай. На верфи на воду должны были спускать новый фрегат. Что-то там не ладилось по технической части: то ли бревно застряло, то ли еще что. Царь, обладающий мощным здоровьем и крепостью тела, подскочил сам, схватил бревно, помог решить проблему. Тут он обратил внимание на крепкого работника, который работал за троих и, не боясь царя, помог поднять бревно.

Царь предложил сравнить силушку. Говорит: "Вот я тебя ударю в грудь, если на ногах устоишь, то разрешу меня ударить и будет тебе подарок царский". Размахнулся Петр и саданул детинушке в грудь. Кто-то другой отлетел бы, наверное, метров на пять кубарем. А тот только как дуб покачнулся. Удивился самодержец! Потребовал ответный удар. И старовер ударил! Все замерли! А парень был из староверов Причудья. Царь еле выдержал, качнулся, отошел на шаг. Государь наградил серебряным рублем и должностью капрала такого героя. Все объяснялось просто: староверы не пили водку, не курили табак, ели, как сейчас модно говорить, экологически чистые продукты и отличались завидным здоровьем. Поэтому Петр I и приказал забирать в армию молодежь из скитов.

Такими были, есть и остаются староверы, хранящие свои обычаи и традиции. Староверы: отличие от православных - действительно, интереснейшая тема, можно еще много и много писать об этом. Например, мы еще не рассказали, что в домах у староверов хранилось два комплекта посуды: для себя и для чужих (гостей). Запрещалось с иноверцами есть с одной посуды. Очень харизматичным лидером у староверов был протопоп Аввакум. Рекомендуем всем, интересующимся данной темой, посмотреть российский сериал "Раскол", который очень подробно рассказывает о церковной реформе Никона и ее последствиях.

В заключение только добавим, что Русская Православная Церковь (Московского Патриархата) только в 1971 году отменила полностью анафему со староверов, и конфессии начали делать шаги навстречу друг другу.

Нынешнее православное молодое поколение, возможно, с удивлением воспринимает понятие староверы, старообрядцы и тем более не вникает, в чем разница между староверами и православными верующими.

Поклонники здорового образа жизни изучают жизнь современных отшельников, на примере семьи Лыковых, которые прожили 50 лет вдали от цивилизации, пока геологи не обнаружили их в конце 70-х прошлого столетия. Чем же не угодило староверам православие?

Староверы - кто они

Сразу оговоримся, что староверы - люди, придерживающиеся христианской веры дониконовских времен, а старообрядцы поклоняются языческим богам, существовавшим в народной религии до прихода христианства. Каноны православной церкви по мере развития цивилизации несколько видоизменялись. XVII век внес раскол в православии после введения новшеств патриархом Никоном.

По постановлению Церкви менялись обряды и традиции, все несогласные предавались анафеме, начались преследования поклонников старой веры. Приверженцев дониконовских традиций стали называть староверами , но и среди них не было единства.

Староверы являются адептами православного течения в России

Гонимые официальной церковью верующие стали селиться в Сибири, в Поволжье и даже на территории других государств, таких как Турция, Польша, Румыния, Китай, Боливия и Австралия.

Нынешняя жизнь староверов и их традиции

Найденное поселение староверов в 1978 году взбудоражило все пространство тогда еще существовавшего Советского Союза. Миллионы людей буквально «прилипали» к телевизорам, чтобы увидеть уклад отшельников, который практически не изменился со времен дедов, прадедов.

В настоящее время в России насчитывается несколько сотен поселений староверов. Староверы сами учат своих детей, старики и родители находятся в особом почитании. Все поселение усиленно работает, для питания все овощи b фрукты выращиваются семейством, обязанности распределены очень строго.

Случайного захожего гостя примут с доброжелательностью, но кушать и пить он будет из отдельной посуды, чтобы не осквернить членов общины. Уборка в доме, стирка и мытье посуды осуществляется только колодезной или родниковой проточной водой.

Таинство крещения

Староверы стараются обряд крещения младенцев провести в течение первых 10 дней, перед этим очень тщательно выбирают имя новорожденному, оно обязательно должно быть в святцах. Все предметы для крещения несколько дней перед таинством очищают в проточной воде. Родители на крестинах не присутствуют.

Кстати, баня у отшельников - нечистое место, поэтому крестик, полученный при крещении, снимают и надевают только после омовения чистой водой.

Венчание и похороны

Староверческая церковь запрещает вступать в брак молодым людям, которые являются родными до восьмого колена или связанные «крестом». Венчание проводится в любой день, кроме вторника и четверга.

Венчание у староверов

Замужние женщины не выходят из дома без головного убора.

Похороны не являются особым событием, у староверов нет траура. Тело покойника омывают люди одного пола, специально выбранные в общине. В сколоченный гроб насыпается стружка, на нее кладется тело и накрывается простыней. Крышки у гроба нет. После похорон нет поминок, все вещи покойных раздаются в селении в качестве милостыни.

Староверческий крест и крестное знамение

Церковные ритуалы и богослужения происходят около восьмиконечного креста.

На заметку! В отличие от православных традиций, на нем нет изображения распятого Иисуса.

Помимо большой перекладины, к которой были прибиты руки Спасителя, есть еще две. Верхняя перекладина символизирует табличку, на ней обычно писался грех, за который осужденный распинался. Нижняя маленькая доска - символ весов для взвешивания людских грехов.

У староверцев используется восьмиконечный крест

Важно! Нынешняя православная церковь признает право на существование староверческих церквей, а также кресты без Распятия, как знаки христианства.

Православные верующие накладывают крестное знамение тремя пальцами, которые обозначают единство Святой Троицы. Именно эта традиция легла в основу конфликта между староверами и новым никоновским течением, староверческие христиане отказывались осенять себя, по их словам, кукишем. Староверы до сих пор крестятся двумя пальцами, указательным и средним, произнося при этом дважды «Аллилуйя».

К богослужению отшельники относятся с особым почитанием. Мужчины обязательно надевают чистые рубахи, а женщины - сарафаны и платки. Во время службы все присутствующие в храме стоят со скрещенными на груди руками, демонстрируя смирение и покорность.

В староверческих церквях не признается современная Библия, а только дониконовское Писание, которое тщательно изучается всеми членами поселения.

Основные отличия от православия

Помимо непризнания традиций и обрядов современной православной церкви и вышеперечисленных отличий, староверы:

  • совершают только земные поклоны;
  • не признают четок из 33 бусин, используя лестовки, в которых 109 узелков;
  • крещение производится при троекратном погружении в воду с головой, в то время как в православии принято окропление;
  • имя Иисус пишут Исус;
  • признают иконы только из дерева и меди.

Многие староверы в настоящее время принимают традиции старообрядческих православных церквей, что нашло поощрение в официальной Церкви.

Кто такие староверы?

Кто такие староверы, и во что они верят? Иногда можно услышать это слово в разговорах и прочитать в литературных источниках. Оказывается, это тоже православные, только верят они в бога по старому образцу. В этой статье мы рассмотрим отличия старообрядцев от обычных христиан. Что произошло в XVII веке нашей эры, и почему православная церковь раскололась?

Итак, в XVII веке патриарх Никон принял решение ввести единый образец богослужебной практики по всей России. Однако благие намерения не всеми были восприняты единодушно, часть населения вместе со священнослужителями расценили эти меры как порчу верования. Они посчитали, что отступать от древних обычаев смерти подобно, поэтому решили сохранить обрядовость без изменений.

Каким был новый образец богослужений? Патриарх Никон настоял на византийском стиле отправления служб, чтобы не было противоречий между греческой и русской православной церковью. Именно из-за этого и произошел раскол в русской православной общине. Против патриарха Никона выступил протопоп Аввакум, за что был осужден на выселение. Он 15 лет провел в земляной тюрьме, так и не поколебавшись в своем твердом решении сохранить старую обрядовость. В 1681 г. протопоп Аввакум был сожжен по распоряжению царя Федора Алексеевича.

Однако и у патриарха Никона судьба сложилась тоже не благополучно. Он был отстранен от патриаршества в 1667 году за попытку поставить власть патриарха выше царской. Умер Никон тоже в 1681 году.

Староверы восприняли реформы Никона как соблазн лукавого, поэтому стойко сопротивлялись любым переменам.

Раскол в православной церкви многие верующие пережили как личную трагедию, потому что реформа круто меняла весь жизненный уклад и подрывала основу веры. Недовольные реформой образовали движение староверов, скрывшись ото всех в глубоких лесах и недоступных местах. Трагедия выражалась в том, что староверы шли на самосожжение, лишь бы ничего не менять в своем укладе жизни. Иногда сгорали целые поселки, если царские власти проявляли попытку внедрить реформы в действие.

Только в 1971 году была отменена анафема на староверов русской православной церковью.

Десятки людей добровольно сгорали в огне, распевая во весь голос псалмы. Это было жуткое зрелище, непонятное разуму. Этот вопрос глубоко изучали историки бывшего СССР, пытаясь найти разумное объяснение случившемуся. Ситников в 80-е годы специально посетил отдаленные поселки Сибири, где проживали потомки староверов. Профессор вместе со студентами собрали много уникального и интересного материала из первых уст.

Основные различия

Чем же старообрядческая церковь отличается от православной? Оказывается, этих отличий довольно много. Они касаются:

  • толкований святых текстов;
  • формы проведения церковной службы;
  • поведения в быту;
  • особенности внешнего вида.

Историки насчитали десятки отличий, которые были довольно существенными. Разрозненность староверов и отсутствие коммуникаций привела к дополнительным отличиям между ними.

Церковные отличия следующие:

  • крестное знамение тремя перстами вместо двух;
  • троекратное пение «аллилуйя» вместо двукратного;
  • крестный ход проводить против хода солнца;
  • поясные поклоны вместо земных;
  • писать и говорить Христос вместо Исуса Христа;
  • вместо девица говорить — дева.

Самое страшное для староверов было уничтожение святых книг, написанных не по греческому образцу. Это была великая трагедия некогда единого русского народа.

Почему старообрядцы не приняли троеперстное крестное знамение? Они узрели в нем «кукиш» и отнесли к проделкам сатаны. Люди на полном серьезе отдавали свои жизни, лишь бы не креститься кукишем.

Внешние отличия староверов:

  • Нательный крестик староверов тоже отличается от православного — на нем не изображен распятый Спасителя.
  • Во время службы староверы перекрещивают руки, тогда как православные держат их вдоль тела.
  • Староверы не курят сигареты и категорически отказываются от спиртного.

Одежда староверов тоже отличается от православных. Платки на головах у женщин заколоты под подбородком. Мужчины надевают косоворотки навыпуск, подпоясанные ремнем. Также мужчины не бреют бороду и не носят галстук.

В хозяйстве староверов всегда было два столовых комплекта — для своих и для гостей. Гостями назывались люди иной веры, в том числе, и православные христиане нового образца веры.

Отличия в храмовой архитектуре

Как отличить новообрядческий храм от церкви старого образца? Внешне храмы различить невозможно, так как все они строятся по единому образцу. Отличия могут быть внутри у безпоповских храмов — там нет алтаря. Подобные церкви можно встретить в Украине, Белоруси и Литве. Российские беспоповцы строят церкви с алтарями, придерживаясь старинной традиции.

Кресты на куполах старообрядческих церквей выполнены безо всяких украшений. Это просто перекладины. Там не будет полумесяца и ажурных рисунков, как на новообрядческих церквях.

Во время службы в старообрядческих храмах не включают электрическое освещение, за исключением клироса. Паникадило в церквях старого образца предназначено только для восковых свечей, тогда как паникадило церквей нового образца делают со светильниками в форме свечей. Также вы никогда не увидите окрашенные свечи — только натуральные восковые.

Особое значение имеют иконы. Если в современных церквях можно встретить иконы в стиле эпохи ренессанса или итальянском стиле, то в храмах старого образца — только рукописные либо меднолитые. В старообрядческих церквях вы никогда не увидите иконы Серафима Саровского и Матронушки.

Подручники — еще одно отличие старообрядческих церквей. Это коврики для земных поклонов, которые лежат стопочкой на лавках.

В безпоповских церквях старообрядцев Литвы можно увидеть даже лавочки, на которых сидят верующие во время службы.

И последний момент — пение. В старообрядческих храмах строго одноголосное пение, так как любая многоголосица и сопровождение аккордами запрещены.

Современные дни

Сегодня староверы не гонимы, как в прежние времена, и могут спокойно жить среди людей. Православная церковь не придает особого значения, как человек кладет крестное знамение — двумя или тремя перстами. Оба варианта признаны равночестными.

Сегодня даже можно выбрать крестного родителя из староверов, но только одного. Второй крестный родитель обязательно должен быть православным. Также с крестного-старовера берется обет, что он не будет склонять крестника к старообрядству.

Чувства