Быстрая и качественная сушка капов и сувелей в домашних условиях. Березовый сувель Из какой древесины бывают кап сувель

Кап - нарост на дереве с аномальным строением древесины, образованный местным разрастанием множества плотно сидящих придаточных спящих почек. Иногда единичные из этих сотен и тысяч неразвившихся почек прорастают и дают побеги.

Кап на дереве - ясень

Древнеславянское слово «кап» означает «голова»: обычно нарост действительно имеет округлую форму. Другие старорусские названия: болона, выль, выплавок, выплыв, наплывь, завой, папорт, валка, зоб, свиль, щетка. В некоторых источниках кап также называют «ведьмина метла» или «вихорево гнездо», что не совсем корректно, так как эти наименования обозначают совсем другую древесную патологию.

Кап образуется на всех лиственных (преимущественно) и хвойных породах деревьев. В российских широтах его можно встретить на березе, тополе, клене, липе, осине, дубе, ясене, вязе, орехе.
Размеры капа варьируют от нескольких сантиметров до нескольких метров в разрезе. На формирование нароста средних размеров требуются десятки лет, а то и более полувека.
Кап - достаточно редкое явление, и найти в лесу хотя бы один экземпляр - большая удача. Однако встречаются деревья с несколькими, а то и множеством наростов. Также как и места со скоплением каповых деревьев.


Капы на дереве - береза

Обычно капы подразделяют на стволовые и прикорневые.
Стволовой кап формируется на толстых ветвях или стволе и может быть боковым (развиваться с одной стороны, чаще всего южной) или круговым (захватывать ветку или ствол в кольцо).
Прикорневой нарост - капокорень - образуется на корневой шейке или корнях дерева. В первом случае он находится над землей, во втором - полностью скрыт и может быть обнаружен по весне по молодым побегам вблизи основного ствола дерева, которые быстро погибают.
Дерево может одновременно иметь капы разных видов.


Если с капа снять кору, то под ней откроется неровная, рельефная поверхность, сплошь покрытая игольчатыми, зубчатыми и шишковидными бугорками - это и есть неразвившиеся почки.


Вокруг каждой спящей почки уже имеется зачаточная кольцевая структура.


Спящие почки

→ Защита дерева - antiseptik.info

Почему появляется кап

Исследователи не пришли к единому мнению относительно причин образования наростов.
Наиболее естественное объяснение сводится к тому, что появившаяся придаточная почка не может прорасти сквозь толстую и твердую кору и замирает. Однако начавшиеся ростовые процессы сопровождаются притоком к этому месту питательных веществ и продуцированием растительных гормонов, поэтому рядом начинают закладываться новые почки, которые также становятся спящими и так далее.

Оппоненты настаивают, что здесь не обходится без воздействия внешних факторов природного или антропогенного характера. В частности, механического повреждения коры (животными, птицами, людьми, разгулом стихии и т.д.) на месте спящей почки. Данное предположение подтверждает тот факт, что на плантациях грецкого ореха, где активно используется вегетативное размножение прививкой (которая фактически есть травма), прикорневой кап часто развивается на подвое ниже места прививки. Когда выходит срок плодоношения ореха, дерево выкапывают вместе с выросшим к тому времени до солидных размеров капом и продают, как вторичный продукт.

По другим версиям, образование капа может быть вызвано грибами, бактериями, вирусами, насекомыми, погодными аномалиями (вроде внезапных весенних морозов), изменением экологии и радиационного фона, особым минеральным составом почвы, геологическими разломами, подземными водами.

Согласно же выводам еще советских ученых, формирование капа является для деревьев биологически полезным, защитным свойством, приобретенным в процессе эволюции в ответ на неблагоприятные условия внешней среды. Более того, это генетически закрепленное (наследственное) качество. В Подмосковье и Кировской области предпринимались успешные попытки культивировать деревья с наростами с применением посадочного материала от каповых берез (семян и черенков для привоя). Было отмечено, что такие деревья более жизнеспособны и выносливы.

Неоднородная структура капа дает в тангентальном разрезе неповторимый высоко декоративный рисунок: темные точки - это сердцевины спящих почек, извилистые участки - вытянутые и перекрученный годичные слои. В радиальном разрезе различимы светлые и темные лучи.
Широкая палитра цветов капа включает различные оттенки молочного, коричневого, зеленого, розового. Цвет зависит от породы дерева, условий его произрастания, места образования утолщения.
Текстура стволового нароста богаче, чем у капокорня, а капа ценных и экзотических пород деревьев выразительнее по сравнению с обычными.
На свежем спиле текстура выражена слабо, для ее проявления наплыв подвергают шлифовке, тонированию и полировке. В результате проступает живописный узор и многоцветность, появляются приглушенный блеск и переливы на свету.
Рисунок капа часто сравнивают с малахитом и мрамором. Сравнение с камнем удачно еще и потому, что нарост отличается повышенной плотностью и твердостью и тяжелее материнской древесины.


Текстура капа березы

Кап используется в цельном виде для создания художественных изделий, в шпоне - для отделки эксклюзивных предметов и мебели. Капы туи, мирта, камфорного и некоторых других деревьев сохраняют характерный аромат даже после обработки.

Капы - болезненныe наросты на деревьях. Они могут появиться на любом дереве. В разрезе они напоминают мрамор. Разрастаются капы сильно и иногда могут достигать веса до 1 тонны. Капы можно встретить и на осине, и на березе, и на дубе, ели, иве и осине. Из них можно делать различные декоративные предметы, однако они не имеют никакого промышленного значения.

На деревьях бывают и другие наросты - сувель, которые часто путают с капами. На березах сувель можно видеть чаще, чем кап. Березовая сувель на разрезе имеет текстуру схожую с текстурой карельской березы. Как же отличить кап от сувели? На поверхности капа располагаются спящие почки - это полусферические бугорки, которых достаточно много, и из которых иногда торчат тонкие веточки - это так называемые проснувшиеся почки.

Кап, растущий на стволе дерева, называют стволовым, а у корня - капо-корнем (он встречается в лесу гораздо чаще стволового и может достигать полутора метров в поперечнике). Рисунок волокон капа очень красив, особенно у тех пород деревьев, которые имеют полосатую текстуру. Текстуру волокон капа часто сравнивают с мрамором.

Текстурный рисунок капа на срезе - это довольно таки сложное переплетение годичных слоев, которое переливается от угла освещения. На срезе хорошего капа видны сердцевины спящих почек и годичные слои. Рисунок декоративнее и живее тогда, когда видно много точек с концентрическими кругами. У стволового капа обычно больше спящих почек, поэтому на спиле его структура красивее структуры капо-корня. Древесина такого капа у мастеров по дереву ценится выше.

Иногда рисунок капа настолько причудлив, что человек, играя своим воображением, в хаотичном переплетении волокон видит на капе пейзаж или фантастических животных. Два куска капа с одинаковым узором невозможно найти, поэтому изделия из капа внешне имеющие одну форму не похожи друг на друга - каждое изделие неповторимо.

Кап - редкий, очень твердый и красивый материал, он был широко известен в нашей стране еще в 17 веке. На Руси из него изготавливали так называемую "каповую" посуду . Главным образом, это были выдолбленные чаши, ковши и братины. В начале 19 века кап наравне с ценными породами деревьев использовали для декоративной отделки мебели, вырезали из него шкатулки и табакерки, которые затем инкрустировали золотом , перламутром или слоновой костью и экспортировали в другие страны. Благодаря своим уникальным качествам и необыкновенной теплоте восприятия, кап высоко ценился во всем мире.

Лучше всего использовать кап для изготовления лущеного шпона и для отделки деревянных изделий. Как материал для резьбы, интереса не представляет, т. к. имеет изрезанную поверхность и пятнистую или полосатую текстуру, которые в резьбе будут мешать друг другу. В редких случаях кап можно использовать для изготовления изделий со слаборельефной поверхностью и для изготовления таких изделий, где ровная поверхность капа будет сочетаться с рельефной резьбой другой древесины.

При добыче капа нельзя валить целое дерево или срезать его, если он сгибает ствол. Добывается он только в тех случаях, когда его можно отделить спиливанием весь кап. Он аккуратно отделяется (как болезненный нарост), что не причинит вред дереву. Самый лучший источник добычи капа - лесозаготовки, где капы идут в отходы. В необработанном виде кап может использоваться в качестве элемента декора, подчеркивающего экологичный характер стиля помещения. Из всех встречающихся в природе капов порядка 10% могут быть использованы для создания декоративных и художественных изделий, при этом период от начала до окончания его обработки может длиться несколько лет. Сократить эти сроки нельзя даже при помощи современных технологий из-за негативного влияния на цвет и природные свойства материала. Все эти особенности капа обуславливают его уникальность, высокую ценность и оригинальность, делая его настоящей экзотикой и символом древних традиций в современном мире.

Отделка "каповых" изделий, как правило, нехитрая: изделия покрывают специальным лаком или натуральным пчелиным воском , который придает им матовый оттенок и хорошо передает теплоту дерева.

Бывшая Вятская губерния, сейчас Кировская область считается признанным центром по обработке березового капа. Вятские умельцы не раз принимали участие в международных выставках.

В Башкирии, которая славится своими березовыми капами, не так тоже давно возникло производство каповых изделий. Заготовители капа, как только сойдет снег, отправляются в горные южные леса Башкирии. Срезают наросты капов они бережно, места среза обрабатывают парафином, известью или масляной краской, чтобы дерево от попадания внутрь него различных микроорганизмов не погибло. Древесина капа растет гораздо быстрее древесины березы. Капо-корень в лесу встречается чаще. Он достигает в поперечнике порой полтора метра. По форме произрастания капы бывают боковые, растущие сбоку и круговые, опоясывающие ствол.

Из капа - этого необыкновенного по прочности и красоте материала - издавна изготовляли самые разнообразные поделки (шкатулки, портсигары, рамки и др.). Прекрасные образцы каповой, или, как ее называли, «репчатой» посуды, датированные XVI-XVII веками, хранятся в Оружейной палате Московского Кремля, а также в Загорском государственном историко-художественном музее-заповеднике. Глядя на них, не сразу подумаешь, что делались они топором, скобелем да ножом из куска дерева, или точнее, нароста на березе.

Название подобного нароста - кап, и происходит оно, как принято считать, от древнеславянского слова «кап», что значит голова. С первого взгляда растущий на дереве кап действительно напоминает по форме человеческую голову. Кап можно обнаружить как на ветвях старых деревьев, так и на самом стволе - стволовый кап. Если снять кору, то увидим, что «голова» вся покрыта бугорочками, сосочками, иголочками. Самый редкий и потому самый ценный кап находят, как правило, на ветвях. Обычно размеры его небольшие: 10...15 см, но иногда встречаются экземпляры до 40 см и более. Чтобы определить ценность нароста, мастер делал небольшой срез и сырой тряпочкой, а то и просто, в нетерпении послюнив палец, проводил им по срезу, чтобы увидеть главное - рисунок, неповторимый в каждой каповой «выплавке». Кап хорошо поддается обработке, не коробится, не трескается, не разбухает, не ссыхается, к тому же так прочен и увесист, что некоторые «умельцы» расточительно делают из него молотки-киянки.

Находят кап на дубе, грецком орехе, черной ольхе, осине, но чаще всего на березе. Иногда на одном дереве - несколько каповых наростов. Одни специалисты считают, что самая красивая древесина у березового капа, другие - у грецкого ореха. Капокорень не что иное, как кап, образовавшийся у корневой шейки дерева. Иногда он выступает над поверхностью земли. «Подземный» кап (на корнях) можно обнаружить по побегам, которые он пускает каждой весной. Эти нежизнеспособные, быстро увядающие побеги и дают в текстуре капокорня черные точки, расположенные среди более светлых по тону волокон ствола.

Капокорни бывают круговые, опоясывающие дерево, и однобокие. Последние чаще всего образуются с южной стороны. Самые крупные из капокорней достигают в диаметре до 2 м, а весом бывают в целую тонну.

Особенно крупными размерами отличаются дубовые и ореховые капокорни. Из таких не одну столешницу удается сделать. Старые мастера Вятки некогда пластинами, напиленными из капокорня, оклеивали мебель. Правда, корневой кап ценится не так высоко, как настоящий, выросший на стволе или ветке дерева. Древесина у корневого капа помягче, а рисунок - попроще. Крупный капокорень характерен для берез возрастом 70...80 лет, растущих свободно - на полянах или опушках леса. Как правило, каповые березы растут чаще всего в смешанном лесу, обычно вдоль ручьев, небольших речек, возле озер и болот, причем растут они обычно не слишком близко друг к другу.

Встречается у капа двойник - сувель. Эта древесная складка-наплыв, которая иногда образуется на месте сгиба или надлома молодого деревца. Древесина сувеля тоже достаточно крепкая. Из нее краснодеревщики делают ручки к инструментам, вытачивают кегли, крокетные шары. Отличить сувель от капа довольно просто, так как поверхность первого гладкая, а на его срезе (спиле) нет главного достоинства капа - красивой текстуры. На том же срезе видны лишь длинные и редкие зигзаги волокон.


Кап еще называют «ведьминым веником» — это небольшое образования на дереве, доброкачественного характера. В основном имеет вид капли, из которой растут тоненькие веточки, собирающиеся в пучок. В разрезе поперек можно наблюдать структуру из броских сучков. Обработка капа не проста, хотя шлифовке и полировке все же поддается. В результате работ имеет очень привлекательный вид.

Некоторые участки березового капа могут отдавать перламутром. В промышленности он не представляет особой ценности, но является достаточно дорогим в силу своей красоты и уникальности.

Иногда кап может использоваться в качестве шпона для отделки мебели, но чаще всего это кап экзотических деревьев. А вот из березового капа делают прекрасные шкатулочки, женские небольшие украшения или заколки, портсигары.

Кап березовый отличается качественной текстурой, поэтому нож с деревянной рукояткой весьма красивый и дорогой.

Двух идентичных капов в природе не отыскать, даже половинки отличаются друг от друга. Их можно увидеть на множестве разных деревьев. В наших широтах очень ценится березовый кап. Вырастает он не большим, максимальный диаметр как у большой тарелки.

В силу плотной текстуры, сделать на капе какой-либо рисунок сложно, да и нет смысла.

Чтоб березовый кап можно было в будущем использовать по назначению, очень важно его правильно собрать. Для этого мы ознакомим вас с подробной инструкцией:


Правильная обработка березового капа

Очень часто при распиливании капа образуется уникальный и неповторимый рисунок, который не захочет менять мастер. В иных случаях, кап после распиливания обрабатывают:

  • Крупный капы практически всегда распиливают, так как из него можно изготовить сразу несколько предметов. Кап разделяют на несколько пластин, толщина каждой зависит от того, какой планируется изготовить предмет.
  • Чтоб в будущем получился отличный рисунок, следует заранее продумать угол распила. Чем больше на срезе будет спящих почем, тем лучше.
  • Когда кап свежий, рисунок проявляется слабо, но пилить намного проще.
  • Что рисунок проявился в полную красоту, перед изготовлением предмета следует кап хорошо пропарить.
  • Пропаривать кап можно дома, для этого подойдут мелкие опилки. Для проведения процедуры берут нужную по размеру емкость (кастрюлю рекомендуется использовать старую, так как красители, которые будут проявляться, отмыть не удастся). Опилки выкладывают щедрым слоем на донышко, сверху кладут кап. Плотно укладывать нельзя, должен оставаться зазор хотя бы в 0,5 сантиметра. Поверх сыплют опилки тонким слоем.
  • Выложенный кап в кастрюлю заливают хорошо подсоленной водой (в основном нижний слой). Вода не должны полностью покрывать заготовки, а только немного их касаться. Соль берут с расчетом 1 ст. л. на 1 л воды. Если будет немного больше – не беда.
  • Подготовленный кап накрывают крышкой и ставят на небольшой огонь. Как только смесь закипит, отчитывают около 10 часов, и дают капу хорошо пропариться. Чтоб избежать неприятностей, в емкость поглядывают каждый час, при необходимости доливают воду.
  • По стечению времени, емкость снимают с огня, и оставляют остывать.
  • После остывания заготовки промывают под проточной водой, и оставляют сушиться. Чтоб они просыхали равномерно, каждые несколько часов их следует переворачивать. Период просушивания длиться около 3-4 суток.
  • Когда заготовки полностью высохнут, их опять пропаривают по вышеуказанной схеме, снова просушивают. Процедуру повторяют до трех раз.
  • Если после пропаривания кора не отпала полностью, ее аккуратно снимают вручную.
  • Процедуру просушивания предпочтительнее проводить на улице. Первые сутки переворачивают достаточно часто, на третий день хватит и 1-2 раз.
  • Замечательно, если есть возможность осуществить финальную просушку в специальном духовом шкафу несколько раз.
  • Если кап попался весьма крупным (больше баскетбольного мяча), такой вид обработки не подойдет. Процесс просушки или пропарки может привести к трещинам и другим повреждениям.
  • Вываривают как в основном разделенный на части. Цельные наросты на березе обрабатывают как обыкновенное дерево – с помощью шлифовки и покрытия лаком.
  • При выпаривании, пластины капа приобретают оттенок выделяемых компонентов, он может быть весьма разнообразным (желтый с золотым отливом, коричневый и т. д.).
  • После обработки можно проводить последующие процедуры, например, покрытие лаком или краской.
  • Перед покрытием лаком, поверхность хорошо отшлифуют с помощью крупного наждака, затем мелкого. Древесную пыль стирают мягкой тканью.
  • Рисунок проявится во всей красе, если кап обработать воском.

На самом деле работа с капом очень кропотливая, требует внимания и много времени. Но то, что получается в результате трудов безусловно радует. Из березового капа получаются превосходные сувениры, которые имеют индивидуальный и неповторимый рисунок.

Инструкция

Из каждой почки-иголочки, большое количество которых сконцентрировалось на маленькой поверхности, образуя кап, могла вырасти ветка. Из-за того, что почек очень много, из древесины не удается выбраться ни одной. Из собрания почек формируется текстура, необычная по форме и рисунку. Ни один слой древесины не может соперничать с капом природной красотой, сложностью и редкостью материала. Неповторимый березовый кап называют древесным малахитом, интересными бывают капы на вишне, черемухе и грецком орехе. Кап часто называют наплывом, но это неверное название. Профессионалы легко смогут отличить кап от наплыва - слоя древесины того же дерева, но с перепутанными годичными кольцами. Наплыв при разрезе напоминает мрамор с белыми прожилками.

Кап делится на две разновидности: игольчатый и кап-корешок. Игольчатый наиболее редок, растет он очень медленно и только ранней весной - когда на деревьях проклевываются листья, его рост прекращается. При проведении поперечного разреза через кап можно найти место его зарождения, рисунок будет напоминать воронку, сужающуюся к центру ствола - это и есть начало игольчатого капа. Крупный кап найти очень нелегко, и он высоко ценится. Кап-корешок по строению схож с игольчатым, но есть различие в рисунке текстуры древесины, который темнее и крупнее. Он развивается на корнях и в прикорневой зоне, на деревьях, растущих на влажной почве - у ручьев, болот и вдоль речных берегов.

Даже из-за большого и красивого капа портить живое дерево не стоит. Тем более найти эту природную аномалию несложно - множество капов развивается на стволах деревьев в городских парках, на тополях, американских кленах и липах. Ежегодно вырубается большое количество деревьев, и добыть с них каповые наросты несложно. Если же необходимость снять кап с живого дерева очень велика, делается это начиная с поздней осени и до ранней весны, пока в дереве замедлено движение сока. Для спиливания берется пила с универсальными зубцами, спил делается строго вдоль ствола, вертикально, не затрагивая основной древесины. Если движение пилы сильно затруднено, делается распорка из пары деревянных клиньев, которые забивают в прорезь. После того как кап полностью отделен, место спила немедленно закрашивают масляной краской или олифой. Сделанный весной спил закрашивать бесполезно - движение сока этим не остановить, и дерево неизбежно будет сильно болеть.

Кап хорошо поддается обработке, он не трескается, не коробится и не разбухает, к тому же прочность его в несколько раз выше, чем древесина дерева, на котором он произрастает. Лучший вариант использования - сразу после сбора очистить кап от коры и распилить на дощечки толщиной 3-5 мм, чтобы потом использовать его для производства шкатулок или мозаики. В этом варианте использование капа более оптимально, а при изготовлении различных чаш, ваз и плошек большинство материала теряется. Самый интересный рисунок кап дает при хордовом распиле, это, как правило, множество точек, каждая из которых окружена кольцами разного оттенка, а между кольцами перетекают разнооттеночные разводы.

Источники:

  • Наросты на березе

Текстура капа нередко имеет столь причудливый рисунок, что можно заметить на нем готовый образ или пейзаж. В других случаях кап распиливают и обрабатывают.

Инструкция

Если кап довольно велик, и по задумке из него можно сделать не одну вещь, а несколько, перед обработкой его распиливают. Чаще всего распиливают кап на пластины, различной толщины: толщина зависит от того, какие изделия планируется изготавливать. Для получения наилучшего рисунка на всех заготовках угол распила нужно продумывать таким образом, чтобы распилить как можно больше спящих почек. На свежем срезе рисунок малозаметен, но необработанный кап легче распилить. А вот перед тем, как оформлять в изделие, кап пропаривают, чтобы рисунок проступил полностью и в работе можно было его показать. Лучше всего пропаривать кап в мелких , делать это можно и в . Понадобится подходящая по размеру ненужная кастрюля, выделяемые древесиной красители будет сложно смыть. Опилки кладут толстым слоем на дно, затем на них раскладывают кап - но не вплотную, полсантиметра зазора между заготовками должно быть. Сверху тоже закладывают опилками, но не таким толстым слоем.

Заливают соленой водой, но преимущественно нижний слой, чтобы вода лишь касалась заготовок, не покрывая их целиком. Соли берется на литр примерно столовая ложка, можно чуть больше. Закрывают крышкой и ставят на очень медленный огонь. После закипания заготовки должны пропариваться 6-10 часов, воду в кастрюлю нужно периодически добавлять, проверяя каждый час. Затем кастрюлю снимают с огня и оставляют остыть. Заготовки вынимают из остывших опилок, смывают опилки с них струей воды, оставляют на просушку, переворачивая для равномерного просыхания каждые несколько часов. Сушка обычно занимает 3-4 дня. После того как заготовки просохнут, нужно повторить процесс вываривания, затем снова высушить, и так не менее 3-х раз. Если после трех пропариваний кора сама не отпала с заготовок, нужно ее удалить. Пропарив заготовки капа последний раз и, удалив кору, оставляют древесину на финальную просушку. Лучше всего сушить их на улице, переворачивая первые 3 дня каждые несколько часов, затем - раз в сутки. После этого неплохо просушить заготовки в специальном сушильном шкафу 2-3 раза.

Крупные куски цельного капа, размером больше футбольного мяча, не подходят для обработки таким образом. В процессе варки или сушки кап обязательно треснет, а может и лопнуть. Фигуры из цельного капа обрабатывают так же, как и любое дерево - шлифуют, покрывают лаком. Вываривание лучше всего подходит для капа, который распилен на тонкие пластинки. При отпаривании эти заготовки окрашиваются естественными красителями в самые разнообразные оттенки, от светло-золотистых до шоколадно-коричневых. После этой длительной обработки можно приступать к дальнейшему совершенствованию капа. Готовые изделия покрывают спиртовыми или акриловыми лаками. Можно использовать и нитролаки. Перед покрытием поверхность шлифуется наждаком - сперва крупным, а потом самым мелким, и протирается от древесной пыли мягкой тканью.

Источники:

  • Обработка капа
Измена жены